Скор на слышание медлен на слова. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев

В сборник вошли фразы и цитаты про добро и зло:

  • Чтобы добиться своего, дурным людям нужно лишь, чтобы хорошие люди наблюдали со стороны и ничего не делали. Джон Стюарт Милль
  • От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получать и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности — обучение плаванию. Демокрит
  • Чем добрый, да глупый, лучше злой, да умный. Лакская пословица
  • Без доброты невозможна истинная радость. Томас Карлейль
  • Человек, лишенный свободы зла, был бы автоматом добра. Николай Бердяев
  • Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью. Тацит Публий Корнелий
  • Человек по природе зол. Иммануил Кант
  • Благоуханный рай для тех открыт, кто добрыми делами знаменит. Персидская пословица
  • Хороший человек — тот, кто способен платить другому добром. Платон
  • Будь добрым со всеми, но не забывай, что не все добры с тобой. Веселин Георгиев
  • Умному не говори — сам узнает, доброго не спрашивай — сам даст. Башкирская пословица
  • Быть добрым в несчастье очень трудно, и кто способен на подобное, тот непременно добьется счастья. Георгий Александров
  • Тот, кто хлопочет за других, всегда исполнен уверенности в себе, как человек, который добивается справедливости; выпрашивая или домогаясь чего-нибудь для себя, он смущается и стыдится, как человек, который клянчит милости. Ж. Лабрюйер
  • В добро верят лишь те немногие, кто его творит. Мария Эбнер-Эшенбах
  • Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе — не в том смысле, что ему будет за это награда, а в том, что сознание сделанного добра дает уже большую радость. Сенека Луций Анней (Младший)
  • В ком добра нет, в том и правды мало. Русская пословица
  • Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. М. Монтень
  • В основе добрых дел лежит добрый порядок. Эдмунд Берк
  • Тем, кто делает зло, делай приятно так, чтобы им самим было от сделанного ещё неприятнее. Леонид С. Сухоруков
  • В себе самом, внутри тебя источник добра. Он не перестанет журчать по мере того, как ты будешь раскапывать его. Марк Аврелий
  • Степень великодушия зависит не от того, сколько мы отдаём другим, а сколько ожидаем от них взамен. Леонид С. Сухоруков
  • Великий знак доброты — умение забывать воспоминания других. А. Моруа
  • Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Назианзин
  • Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства. Бенджамин Дизраэли
  • Слабый поневоле добр. Абхазская пословица
  • Веселье — это небо, под которым цветет все, кроме злобы. Ж.П. Рихтер
  • Пути зла разнообразней путей добра. Фома Аквинский
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Мари Гюго
  • Против всего можно устоять, но не против доброты. Жан Жак Руссо
  • Возможно, наш мир был создан для того, чтобы могло существовать зло. Жюль Ренар
  • Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. Франсуа де Ларошфуко
  • Восприимчивость — умение чувствовать в чужом свое собственное. Александр Круглов
  • Принцип ненасилия потерпел поражение. Еще более сокрушительное поражение потерпел разве что принцип насилия. Баэз Джоан, американская певица
  • Все дурные дела порождались благими намерениями. Саллюстий
  • Постоянному и плодовитому злу должен противостоять медленный и упорный труд: не для того, чтобы уничтожить его. но для того, чтобы оно нас не одолело. Сенека
  • Все расхваливают свою доброту, но никто не решается похвалить свой ум. Франсуа де Ларошфуко
  • Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной проступок. Конфуций
  • Всегда ищи способ сделать добро. Альберт Швейцер
  • Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций
  • Говорят, что любовь слепа, но доброта обязана быть сознательной. Ральф Уолдо Эмерсон
  • Очень редко добро остается ненаказанным. Веселин Георгиев
  • Даже когда власть имущий хочет сделать добро одному человеку, он неизбежно причиняет вред другому. Марк Твен
  • Очевидно, что все хотят тебе добра, но руководствуются при этом остаточным принципом. Александр Михеев
  • Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп
  • От добрых рук ничего не уходит. Русская пословица
  • Делать добро тоже наука:овце-овечья, волку-волчья, человеку-человеческая. Ишхан Геворгян
  • Опаснее всех человек, неспособный причинить зло и мухе: он не решится обидеть и скорпиона. Григорий Ландау
  • Делая добро хорошему человеку, мы делаем его еще лучше, но злой от оказываемых ему благодеяний становится еще злее. Микеланджело
  • Обычно добро делается без особых усилий. Георгий Александров
  • Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза. Николай Гаврилович Чернышевский
  • Ничто с такой силой не высвобождает потенциал добра, как самопожертвование ради добра. Джордж Сантаяна
  • Добро — это превосходная степень пользы. Николай Чернышевский
  • Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Царь Соломон — Притчи
  • Добро в борьбе со злом пачкается. А. Подводный
  • Нередко сам порок толкает нас на добрые дела. М. Монтень
  • Добро говорящему ничего, враждебного слову его, не предпринимай. Менандр
  • Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы. Мария фон Эбнер-Эшенбах
  • Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью. Аристотель
  • Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона. М. Саади
  • Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей. Ф. Ницше
  • Не упускайте случая делать добро — если это не грозит вам большим ущербом. Марк Твен
  • Добро можно отдавать малыми частями, но оно от этого не умалится. Зенон Китийский
  • Не столько в веру я верю, сколько в доброту, которая и без веры легко обходится и даже может являться продуктом сомнения. Т. Манн
  • Добро, как бумеранг, иногда возвращается, если никого не поразило. Валерий Афонченко
  • Не может быть добрым рожденный от злого отца. Еврипид

  • Добро, сделанное ближнему своему, только в том случае будет должным образом оценено, если тебя об этом попросят. NN 4 Юмор
  • Не все успешные добры, но добрые уж тем успешны. Михаил Мамчич
  • Доброnа — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы. Сомерсет Моэм
  • Наши добродетели это чаще всего переряженные пороки. Франсуа де Ларошфуко
  • Добродетельный человек творит добро, невзирая на возмездие. Веселин Георгиев
  • Настоящая доброта без взаимности не обижается, а — грустит. Ишхан Геворгян
  • Доброе имя — как наследство от отца. Публилий Сир
  • Мы не пацифисты — мы солдаты ненасилия. Баэз Джоан, американская певица
  • Доброе отношение к людям может изменить жизнь. Все, что нужно,- облечь это отношение в слова. Маргарет Казинс
  • Мы добры настолько, насколько можем и обязаны им бить. Ишхан Геворгян
  • Доброе слово опускает саблю. Лакская пословица
  • Мораль генетика: зло доминантно, добро рецессивно. Жан Ростан
  • Доброму легче быть счастливым: он может и у чужого огонька погреться. Валентин Борисов
  • Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла. Клод Адриан Гельвеций
  • Доброта — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы. С. Моэм
  • Малые услуги, оказываемые вовремя, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает. Демокрит
  • Доброта — с молока. Ишхан Геворгян
  • Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Никколо Макиавелли
  • Доброта — это благороднейшее оружие. Томас Фуллер
  • Лучшее в добрых делах — это желание их утаить. Б. Паскаль
  • Доброта — это так просто: всегда жить ради других и никогда не стремиться только к личной выгоде. Даг Хаммаршельд
  • Лицом некрасив, да сердцем добр. Вьетнамская пословица
  • Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. П. Бови
  • Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло. Иоанн Дамаскин
  • Доброта в душе — лучший адвокат. Валентина Беднова
  • Кто сделал доброе дело, пусть молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано. Сенека Луций Анней (Младший)
  • Доброта всегда одержит верх над красотой. Генрих Гейне
  • Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот. Публилий Сир
  • Доброта для души то же, что здоровье для тела:она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Николаевич Толстой
  • Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка. Хун Цзычен
  • Доброта лучше красоты. Генрих Гейне
  • Когда у тебя добра порядочно, нетрудно быть добропорядочным. Ефим Шпигель
  • Доброта порождается добротой. Марк Тулий Цицерон
  • Когда творишь добро, сам и испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести. М. Монтень
  • Доброта сердца лучше щедрости. Монгольская пословица
  • Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек. Унсур аль-Маали
  • Добротой часто можно причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно обдумай. Хун Цзычен
  • Как неразумен человек,когда от добра,которое он имеет,он еще ищет другого.Не довольствуясь тем,что у него есть,и гоняясь за большим,человек теряет и то,что имел. Маргарита Наваррская
  • Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы. Тацит Публий Корнелий
  • Истинный благодетель не тот, кто имеет в виду оплату, а тот, кто хочет делать добро. Демокрит
  • Добрый и честный человек — сила нашего сердца. Таджикская пословица
  • Истинная добродетель не нуждается в слове. Таджикская пословица
  • Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. Сенека Луций Анней (Младший)
  • Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Фрэнсис Бэкон
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. Цитаты о доброте, автор Василий Осипович Ключевский.
  • Злоупотребление добром. Аркадий Давидович
  • Добрым словом часто удается совершить то, чего невозможно добиться никакими другими средствами. Б. С. Форбс
  • Желающий добра подобен делающему добро. Арабская пословица
  • Дороже всех титулов доброе сердце. Альфред Теннисон
  • Есть две морали: одна — пассивная, запрещающая делать зло, другая — активная, которая повелевает делать добро. Пьер Буаст
  • Если добро, которое мы оставляем после себя, распространится далеко, память о нем не оскудеет. Хун Цзычен
  • Если ты очень добрый, то никогда не поднимешься над людьми… разве что на кресте. Стас Янковский
  • Если на хвосте доброты висит обратный адрес, значит они нуждаются в тебе, найди их. Ишхан Геворгян
  • Если пренебрегать мелкими поступками, это может помешать большой добродетели. Китайская пословица
  • Если зло побеждает, его объявляют добром. Аркадий Давидович
  • Естественная доброта — исключительно ценное качество. Джонсон Самюэль
  • Если добро должно быть с кулаками, то кулаки — с кастетом. Аркадий Давидович
  • Есть ли вера в добро без веры в зло? Без сомнения! А с сомнением — это жизнь с верой одновременно в добро и зло. Елена Ермолова
  • Добрых людей на свете много, а вот готовых поделиться своим добром — гораздо меньше. Олег Кузнецов
  • Заражай и лечи добротою. Денисенко Олег
  • Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой. Сократ
  • И срам хорош, когда за дело доброе. Публилий Сир
  • Добрый человек — не обязательно счастливый человек, но счастливый человек всегда добр. Архитас Ярентский
  • Из рук у доброго возьмешь ты горький плод, как сладость. Персидская пословица
  • Добрый нрав ценнее золота, ибо последнее — дар фортуны, а первый — дар природы. Джозеф Аддисон
  • Истинная доброта предполагает наличие способности представить своими страдания и радости других людей. Андре Жид
  • Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. Блез Паскаль
  • Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь. Марк Тулий Цицерон
  • Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. Мигель Сервантес
  • Какая необходимая приправа ко всему — доброта.Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Лев Николаевич Толстой
  • Доброта состоит из любящих людей. Жозеф Жубер
  • Когда добрые люди умирают, их доброта не погибает вместе с ними, но продолжает жить и после смерти. Еврипид
  • Доброта русского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствии злопамятности. Н. Лосский
  • Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело? Марк Аврелий
  • Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство. Сократ
  • Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия. А. Линкольн
  • Доброта заразительна, но у многих к ней врожденный иммунитет. Илья Шевелев
  • Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное. Т. Маколей
  • Доброта дает возможность повелевать людьми. Конфуций
  • Кто добрее — тот умнее. Ольга Муравьева
  • Доброта в женщине, а не соблазнительные взоры завоюют мою любовь. Вильям Шекспир
  • Кто сделал людям добро, тот добрый человек; кто пострадал за свершенное им добро, тот очень добрый человек; кто принял за это смерть, тот достиг вершины добродетели, героической и совершенной. Ж. Лабрюйер
  • Доброта без разума пуста. Русская пословица
  • Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Федор Мuхайлович Достоевский
  • Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
  • Лучше сделать одно доброе дело, чем сказать сто добрых слов. Веселин Георгиев
  • Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Генри Дейвид Торо
  • Люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Никколо Макиавелли
  • Доброта — солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели. Роберт Ингерсолл
  • Мало притворяться добрым, надо еще, чтобы окружающие притворились благодарными за добро. Геннадий Малкин
  • Доброта — качество, излишек которого не вредит. Джон Голсуорси
  • Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать. — то, что ты хочешь проявить, едва ли есть милосердие. «Круг чтения»
  • Доброта — единственная ценность в этом иллюзорном мире, которая может быть самоцелью. Сомерсет Моэм
  • Мой дед говорил «делай добро и бросай его в воду» Мультик «Добрый Ээх»
  • Доброжелательность, с которой люди порою приветствуют тех, кто впервые вступает в свет, обычно бывает вызвана тайной завистью к тем, кто уже давно занимает в нем прочное положение. Ф. Ларошфуко
  • Мудрые слова часто падают на бесплодную почву, но доброе слово никогда не пропадает даром. сэр Артур Хэлпс
  • Доброе слово лучше богатства. Публилий Сир
  • Мы настолько добры, насколько мы в состоянии укрощать животное, которое находится внутри нас. Зденко Доманчич
  • Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит. Английская пословица
  • На свете только добротою нашей осадок удаляется и уксус превращается в вино. Персидская пословица
  • Доброе — это прекрасное в действии. Жан Жак Руссо
  • Нашей природы превратность не тверда даже и во зле. Григорий Нисский
  • Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха. Вильям Шекспир
  • Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Лев Николаевич Толстой
  • Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно. Японская пословица
  • Не всякое добро — благо для всех. Веселин Георгиев
  • Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой
  • Не набрасывайтесь на добро — оно может оказаться с кулаками. Валентина Беднова
  • Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника — это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра. Г. Плеханов


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

Кафедра культурологии и филологии

А.В. Зябликов

РИТОРИКА

100 тестов с ответами и пояснениями

Кострома

УДК 82.085 (075)

Зябликов А.В. Риторика. 100 тестов с ответами и пояснениями: методическое пособие для самостоятельной работы студентов юридических специальностей. Кострома: Издательство Костромского государственного технологического университета, 2009.

Пособие написано в соответствии с образовательными стандартами нового поколения. Предложенные тесты охватывают содержание вузовского курса риторики. В пояснениях раскрываются основные риторические категории, комментируются практические задания.

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов юридических специальностей, а также всех интересующихся теорией, мастерством и искусством красноречия.

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова И.Ю. Третьякова ;

Кандидат философских наук, доцент В.Н. Тарковский

© Зябликов А.В., 2009

© Костромской государственный технологический университет, 2009

Выполните задания, выбрав один вариант ответа из четырех предложенных.

После завершения работы сверьте результаты с правильными ответами.

ТЕСТЫ

1. Что изучает риторика?


  1. теорию и практику судопроизводства

  2. нормы правописания

  3. жизнеописания великих людей

  4. теорию и искусство красноречия

2. Что считается родиной риторики?


  1. Древний Египет

  2. Древняя Индия

  3. Древняя Греция

  4. средневековая Европа

3. Вопросы, способствующие выяснению и установлению истины, в риторике принято называть


  1. сократическими

  2. платоновскими

  3. риторическими

  4. гомерическими

4. Кто сформулировал первые постулаты красноречия?


  1. Еврипид

  2. Платон

  3. Аристофан

  4. Перикл

5. Кто является автором приведенного наставления Александру Македонскому: «Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен на гнев: первое царственно и милостиво, второе отвратительно и свойственно варварам. Впрочем, делай что считаешь правильным, не презирая полезных мнений»?


  1. Цицерон

  2. Сократ

  3. Дионисий Галикарнасский

  4. Аристотель

6. Что такое софистика ?


  1. учение о мудрости Божией

  2. искусство церковной проповеди

  3. применение в споре или доказательствах умозаключений, ложных по существу, но формально кажущихся правильными

  4. применение к отдельным частным случаям общих догматических положений в богословии и средневековой юриспруденции

  1. Анаксагор

  2. Цицерон

  3. Аристотель

  4. Софокл

8. Кто стал руководителем первой школы риторов, созданной при участии государства?


  1. Квинтилиан

  2. Зенон

  3. Гораций

  4. Ювенал

9. Ярким образцом древнерусского эпидейктического (торжественного) красноречия является


  1. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

  2. «Повесть о Шемякином суде»

  3. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона

  4. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

10. Ярким примером древнерусского дидактического красноречия является


  1. «Слово о полку Игореве»

  2. «Поучение» Владимира Мономаха

  3. «Задонщина»

  4. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

11. Из какого древнерусского литературного источника взят приведенный отрывок? «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте…».


  1. «Повесть временных лет»

  2. «Домострой» Сильвестра

  3. «Житие протопопа Аввакума»

  4. «Моление» Даниила Заточника

12. Когда появилась первая русская «Риторика»?


  1. XVI в.

  2. XVII в.

  3. XVIII в.

  4. XIX в.

  1. А.П. Сумароков

  2. В.К. Тредиаковский

  3. А.Д. Кантемир

  4. М.В. Ломоносов

  1. М.М. Сперанский

  2. Н.Ф. Кошанский

  3. К.П. Зеленецкий

  4. П.Е. Георгиевский

15. Один из главных риторических постулатов гласит:


  1. нужно обезоружить оппонента доводом

  2. не нужно отвечать вопросом на вопрос

  3. собеседник не должен знать ваших подлинных намерений

  4. позиция слушающего является приоритетной

16. Какой из четырех законов риторики отвечает за логичность и последовательность речи?


  1. закон удовольствия

  2. закон гармонизирующего диалога

  3. закон продвижения и ориентации адресата

  4. закон эмоциональности

17. Естественным средством коммуникации не является


  1. звучащее слово

  2. письменность

  3. сигнатура (тембр)
18. Инвенция – это

  1. работа над замыслом речевого произведения

  2. работа над композицией речи

  3. воплощение мыслей в слова

  4. исполнение речи

19. Что такое хрия ?


  1. схема рассуждения

  2. схема повествования

  3. положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину

  4. двухсложный стихотворный размер

20. Искусственную хрию часто называют


  1. классической

  2. аристотелевской

  3. дедуктивной

  4. обратной

21. Часть строгой хрии, представляющая собой изъяснение темы, – это


  1. дефиниция

  2. парабола

  3. приступ (пропозиция)

  4. парафразис

22. В строгой хрии за частью «причина» следует

1. пример

2. подобие

3. противное

4. свидетельство

23. Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась. Так гласит закон


  1. непротиворечия

  2. тождества

  3. исключенного третьего

  4. достаточного основания

24. Иллюстрацией какого логического закона является диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова – героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?

Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

Нет и не существует.

Это ваше убеждение?

Да.

Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.

1. непротиворечия

2. тождества

3. исключенного третьего

4. достаточного основания

25. Аргумент – это


  1. иллюстрация мысли

  2. слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы

  3. логический довод, служащий основанием доказательства

  4. цитата из авторитетного источника

26. Какой вид аргумента использует Л.Д. Троцкий в статье «Об интеллигенции» (1912)?

Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: пришлось тянуть лямку на отведенном участке. Азиатские нашествия – с востока, беспощадное давление более богатой Европы – с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда – все это не только обездоливало трудовые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.

1. к смыслу

2. к обстоятельствам

3. к прецеденту

4. к норме

27. Выведение суждения из других суждений – это


  1. посылка

  2. амплификация

  3. умозаключение

  4. эмфаза

28. Сокращенный силлогизм , в котором одна из частей лишь подразумевается, – это


  1. энтимема

  2. антоним

  3. аппликация

  4. догма

29. Как называется порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале и в конце речи, а более слабые – в середине?


  1. гомерический

  2. свободный

  3. нисходящий

  4. восходящий

30. Частью софистической аргументации является


  1. индуктивное умозаключение

  2. обращение к факту

  3. демагогия

  4. апелляция к человеку

31. Элементом контраргументации (критики) не является


  1. пример

  2. сведение к абсурду

  3. ловля на слове

  4. выявление умолчания

32. В риторике для обозначения состава, связи и последовательности доводов пользуются термином


  1. схема

  2. редукция

  3. внешний топ

  4. внутренний топ

33. При дедуктивном рассуждении


  1. делается общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса

  2. делается общий вывод на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса

  3. явление рассматривается на основании уже имеющегося общего положения

  4. смысловые части располагаются хаотично, свободно

34. Дайте характеристику суждению, высказанному бельгийской журналисткой Сильвией Чиз.

Подкова приносит счастье, если, конечно, ты не лошадь.


  1. атрибутивное утвердительное

  2. атрибутивное отрицательное

  3. реляционное

  4. модальное

35. Определите цель приведенного высказывания Зигмунда Фрейда.

Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.


  1. ассертивная

  2. аксиологическая

  3. директивная

  4. декларативная

36. Как называется раздел риторики, изучающий применение универсальных смысловых моделей?


  1. эстетика

  2. топика

  3. топонимика

  4. гомилетика

37. Какая смысловая модель предполагает выявление характерных признаков, функций и действий предмета?


  1. «целое – части»

  2. «род и вид»

  3. «обстоятельство»

  4. «свойство»

38. Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)?

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду…


  1. «свидетельство»

  2. «причина и следствие»

  3. «сопоставление»

  4. «пример»

39. Какую смысловую модель применяет Хосе Ортега-и-Гассет в приведенном отрывке из трактата «Восстание масс» (1930)?

Толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное.

2. «целое – части»

3. «дефиниция»

4. «предыдущее – последующее»

40. Дискурсом в риторике называют


  1. поток речи, сопровождаемый жестово-мимическим поведением

  2. академическую речь

  3. обсуждение какого-либо спорного вопроса

  4. утверждение, не подкрепленное доказательствами

41. Какой тип дискурса имеет целью соблюсти речевую традицию, приличие?


  1. эпидейктический

  2. гедонистический

  3. аргументирующий

  4. ритуальный

Когда прилучитца тебе съ другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты. Умои руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватаи первои въ блюдо, не жри как свиния, и не дуи в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егда яси.

1. художественный

2. информирующий

3. агитирующий

4. эвристический

43. Диалогическую речь также называют

1. компилятивной

2. контекстуальной

3. компаративной

4. коммутативной

44. Обязательным элементом провокационной речи является


  1. скрытая угроза

  2. насмешка

  3. вопросительная конструкция

45. К какому роду относится застольная речь?

1. социально-бытовая

2. социально-политическая

3. академическая

4. судебная

46. Диспозиция – это раздел риторики, отвечающий за

1. исполнение речи

2. замысел речи

3. построение речи

4. запоминание речи

47. Как называется заключительная часть речи оратора?

1. катахреза

3. клаузула

4. контроверза

48. За исполнительскую часть ораторского мастерства отвечает раздел, называемый


  1. меморио

  2. акцио

  3. элокуция

  4. инвенция

49. Определите тип речи.

Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).


  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

  4. все типы

50. Определите тип речи.

В самый день моего приезда сюда я имел свидание с начальником секретного Ватиканского архива гр. Мариино-Марини и на другой день рассматривал у него списанные для меня акты. Получив потом письменное дозволение от кардинала статс-секретаря Бернетти осмотреть секретный архив и хранящиеся в нем рукописи, я отправился туда с Марино-Марини и провел несколько часов в рассмотрении сей сокровищницы европейской и всемирной истории (А.И. Тургенев).


  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

  4. все типы

51. Самый напряженный момент повествования – это

1. кульминация

2. развязка

3. экспозиция

4. завязка

52. Укажите черту, не характерную для анекдота как риторического жанра.

1. парадоксальный финал, противоречащий привычной логике

2. развернутость суждений

3. афористический язык

4. небольшой объем

53. Риторический этос – это


  1. категория убеждения

  2. категория эмоциональности

  3. категория возражения

  4. категория доверия

Центр Костромы – след не отягощенного трезвостью фурсовского таланта. Полет этой русской поэзии явственно ощутим на Сусанинской площади и вокруг.

Вдали над Пряничными рядами высится Ленин, уже на расстоянии удивляя блатной позой: живот выпячен, все расстегнуто, рука в кармане. Иван Сусанин на Молочной горе над Волгой, напротив, обтекаем так, что выглядит продолжением круглого постамента (П. Вайль).


  1. натуралистический

  2. романтический

  3. сентиментальный

  4. иронический

55. Как называется тип общения, ориентированный на оказание прямого психологического воздействия на собеседника и состоящий из реакций, выражающих собственные оценки и стремления?


  1. принижающе-уступчивый

  2. директивный

  3. понимающий

  4. защитно-агрессивный

56. Соблюдение правила релевантности


  1. быть лаконичным

  2. быть вежливым

  3. говорить то, что имеет отношение к теме разговора

  4. быть правдивым

57. Соблюдение правила такта состоит в способности оратора

1. минимизировать личную выгоду

2. быть позитивным в оценке собеседника

3. уважать границы личной сферы собеседника

4. избегать двусмысленности

58. Условием компетентности оратора не является


  1. внешний вид

  2. техника аргументации

  3. владение словом

  4. практический опыт

59. В умении оратора быть самим собой заключается его

1. артистизм

2. объективность

3. обаяние

4. принципиальность

60. Какой ораторский тип высмеивает А.П. Чехов в рассказе «Оратор»?

Запойкин, как известно многим читателям, обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи. Он может говорить когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно; жалких слов в его ораторском словаре гораздо больше, чем в любом трактире тараканов. Говорит он всегда красноречиво и длинно, так что иногда, в особенности на купеческих свадьбах, чтобы остановить его, приходится прибегать к содействию полиции.


  1. «виноватый оратор»

  2. «отшельник»

  3. «оракул»

  4. «актерствующий краснобай»

61. Какой ораторский прием использует Д.С. Лихачев в приведенном отрывке?

Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.


  1. драматизация

  2. апелляция к личному опыту

  3. экспрессия

  4. прогнозирование

62. Какой ораторский прием использует архимандрит Рафаил (Карелин) в приведенном отрывке?

Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. <...>. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».

2. сопоставление всех «за» и «против»

3. экспрессия

4. гипербола

63. Вам предстоит выступать с лекцией о необходимости борьбы с курением. Как предпочтительнее сформулировать тему?


  1. «О вреде курения».

  2. «Страшная привычка».

  3. «Никотин – яд!».

  4. «Как мне удалось бросить курить».

64. Выберите наиболее приемлемый вариант завершения телефонного разговора со словоохотливым собеседником.

1. «Извините, я очень занят, мне некогда».

2. «Ваше предложение меня не очень интересует».

3. «Простите, меня вызывает начальник».

4. «Был рад общению с вами. Сейчас меня ждут дела, но мы обязательно вернемся к нашему разговору».

65. Выберите наиболее приемлемый вариант возражению оппоненту в ходе дискуссии.


  1. «То, что вы говорите, не имеет никакого отношения к истине».

  2. «Ваша мысль интересна, хотя…».

  3. «Вы заблуждаетесь на сей счет».

  4. «Вы мелете вздор…».
66. В ходе дискуссии ваш оппонент муссирует непринципиальные мелочи, забыв о сути разговора. Как предпочтительнее поступить?

1. попытаться свернуть разговор.

2. уточнить у оппонента цель дискуссии

3. упрекнуть оппонента в уходе от существа проблемы

4. прокомментировать каждый из предложенных собеседником пунктов

67. На официальном приеме вы должны обратиться с речью к губернатору. Как вы начнете?


  1. «Уважаемый…»

  2. «Глубокоуважаемый…»

  3. «Господин…»

  4. «Ваше Сиятельство…»

68. Дайте характеристику замечанию, которое философ Диоген обратил к своему оппоненту.

А я ругать тебя не буду, вовсе нет. Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылезли.


  1. компрометирующее

  2. обструкционистское

  3. угрожающее

  4. ироническое

69. При эмпатическом слушании мы


  1. переживаем те же чувства, что и наш собеседник

  2. показываем собеседнику, что его точка зрения нам неинтересна

  3. активно размышляем над сказанным и уточняем его содержание

  4. только делаем вид, что слушаем

70. Эмоция, связанная с правильной догадкой, относится к числу


  1. рациональных

  2. этических

  3. эстетических

  4. физиологических

71. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Приведенный отрывок есть яркий образец


  1. юридического красноречия

  2. духовного красноречия

  3. военного красноречия

  4. академического красноречия

72. Определите стиль речи.

Уважаемый Александр Сергеевич!

Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено.

В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. . Определением Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления. .

1. разговорный

2. публицистический

3. официально-деловой

4. научный

73. Признаком научного стиля не является

1. информативная насыщенность

2. стандартизованность

3. объективность

4. экспрессивность

74. Троп – это


  1. средство организации речи

  2. слово или выражение, употребленное в переносном значении

  3. фигура умолчания

  4. соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое

75. Какой троп используется в предложении?

Перед нами Знаменская площадь и вокзал Петербургско-Московской железной дороги, за постепенной постройкой которого в конце сороковых годов с жадным вниманием и сочувствием следил Белинский, живший на берегу Лиговки близ Невского, в небольшом деревянном доме, выходившем окнами на строящееся здание (А.Ф. Кони).


  1. эпитет

  2. метонимия

  3. литота

  4. перифраз

76. Какое стилистическое средство не является разновидностью метонимии?


  1. антономасия

  2. прономинация

  3. синекдоха

  4. апофазия

77. Какую стилистическую фигуру использует А.А. Блок в приведенном отрывке из статьи «Интеллигенция и революция» (1918)?

Русской интеллигенции – точно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Не стыдно ли издеваться над безграмотностью каких-нибудь объявлений или писем, которые писаны доброй, но неуклюжей рукой? Не стыдно ли гордо отмалчиваться на «дурацкие» вопросы? Не стыдно ли прекрасное слово «товарищ» произносить в кавычках?

1. анафора

2. плеоназм

3. парцелляция

4. градация

78. Какое стилистическое средство используется в предложении?

Громада поднявшегося и еще продолжающего подниматься на защиту отечества воинства русского уходит на Запад (Василий Розанов).


  1. оксюморон

  2. эллипс

  3. метафора

  4. тавтология

79. Какое стилистическое средство не используется в предложении?

Тертуллиан – боевая натура, не имеющая себе равных, борец беспощадный, видящий свою победу лишь в полном поражении противника; язык его – словно сверкающее острие меча, с жестоким мастерством направленное на врага. (К. Юнг).

1. эпитет

2. сравнение

3. инверсия

4. эпифора

80. Какая стилистическая фигура используется в предложении?

Сколько различных искусств, веществ, орудий употребляет разумный человек, чтобы насытить несмысленное свое чрево! (о. Филарет Московский).


  1. риторический вопрос

  2. риторическое обращение

  3. риторическое восклицание

  4. эналлага

81. Дело в том, что таланты наши как-то связаны с пороками, а добродетели – с бесцветностью (В.В. Розанов).

Это суждение содержит в себе


  1. сарказм

  2. парадокс

  3. хиазм

  4. панегирик

82. Потом граф уехал, прихватив с собой векселя и оставив в интересном положении горничную Эмму.

Это предложение содержит в себе


  1. эвфемизм

  2. гиперболу

  3. прозопопею (олицетворение)

  4. изоколон

83. Формой существования языка не является


  1. жаргон

  2. просторечие

  3. диалект

  4. анахронизм

84. Укажите лексическое значение слова богема .

1. представители высшего света, аристократическое общество

2. коренные уроженцы Богемии

3. нонконформисты-художники (музыканты, поэты), ведущие беспорядочную и неопределенную жизнь

4. деловая элита общества

85. Что такое деликт ?

1. обходительность, вежливость

2. конституционное правонарушение

3. международный договор

4. выборный или назначенный представитель общества, организации, коллектива

86. Какой вопрос можно назвать сакраментальным ?

1. традиционный

3. наводящий

4. не имеющий отношения к теме разговора

87. Что такое абсентеизм ?

2. алкогольная зависимость

3. постановление суда об освобождении подсудимого от наказания

88. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1. Вопреки мнению общественности строительство завода было начато.

3. Согласно постановлению суда ООО «Голубая лагуна» обязано выплатить гражданину Петрову А.А. денежную компенсацию.

4. Во избежание ошибок и разночтений прошу еще раз проверить текст документа.

89. Укажите предложение без речевого недочета.


  1. Версия о самоубийстве осталась неподтвержденной.

  2. Показания потерпевшего сыграли огромное значение для установления истины.

  3. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которой направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

  4. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

90. Дайте характеристику приведенному высказыванию.

Состоявшиеся переговоры будут содействовать делу укрепления международного сотрудничества.


  1. афоризм

  2. публицистический штамп

  3. деловое клише

  4. окказиональное выражение

91. Укажите грамматически неверный вариант.

1. Матильда и Гертруда Фишбах

2. Билл и Хиллари Клинтон

3. сёстры Джонс

4. муж и жена Джексон

92. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. возбужденО (дело)

2. осуждЕнный

3. средствА

4. приговОр

93. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. дебИтор

2. некрофилИя

3. граждАнство

4. обесцЕнение

94. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. нАнятый

2. фенОмен

3. увЕдомленный

4. принудИть

95. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. разместИт (3-е лицо)

2. укрАинский

3. растамОжение

4. премировАние

96. В каком слове ударение поставлено неправильно?

1. жАлюзи

2. экспЕрт

3. ходАтайство

4. договОр

97. Что не является элементом техники речи?


  1. владение голосом

  2. дикция

  3. речевое дыхание

  4. владение эмоциями

98. Указующий перст есть

1. жест-аффектор

2. жест-иллюстратор

3. жест-адаптер

4. жест-эмблема

99. Скрещенные на груди руки есть жест

1. ожидания

2. разочарования

3. отрицания

4. неуверенности

100. Собеседник прикрывает рот рукой во время разговора. Это скорее всего означает, что собеседник

1. полностью уверен в своей правоте

2. сомневается в чем-либо или чего-то недоговаривает

3. старается контролировать себя

4. очень расположен к вам

Иак 1:19 « Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, »

Что значить быть медленным на слова, которые мы слушаем. Почему люди записывают, кто-то вообще стенографирует. Стенографист может ничего не слушать, он думает, что потом прочитает. Надо уметь слушать и записать интересную мысль. Все мы учились писать изложения в школе, и порой слушали одно, а писали другое. Человеку нужно учиться этому все больше и больше, чтобы уметь правильно слушать, иначе он просто будет недоразвит. А мы должны быть прогрессивными людьми, которые не только умеют слушать, но еще и информацию на 360 градусов вокруг воспринимать.

Что значит быть медленным на слова? Чтобы слушать и верно понимать, для нас каждое слово должно быть важным. Дальше написано: « медлен на гнев » . Это самые сильные эмоции у человека. Человек легко справляется со смехом. Совсем уже неуважительно смеяться, когда все спят. У некоторых действует генетическая, кровная месть, которую подпитывают их отцы, традиции, структура их эмоций, и они гнев свой не просто до вечера держат, они держат его всю жизнь, а другие еще делают это из поколения в поколение. Это страшно, потому что все эмоции наши записываются в нашем организме, все эти эмоции фиксируются. Поэтому полезно смеяться, быть в хорошем настроении, улыбаться, петь хорошие песни. Полезно для человека, для его физиологии иметь хорошие эмоции, потому что наше эмоциональное состояние вызывает химические реакции в нашем теле. И чем больше человек имеет положительных эмоций, тем он здоровее, тем лучшее у него развивается иммунитет. Если человек имеет эмоции, которые не нужны в жизни, а ему не нужны в жизни эмоции раздражения, злости, приступа ярости, хандры или плохого настроения, эти эмоции накапливаются как никотин, или алкоголь и человек становится предрасположенным к таким проявлениям, или даже зависимым. Так же и здесь эмоции химически накапливаются и потом постоянно живут в нас. Поэтому и сказано: « Будьте медленны на гнев » , - здесь имеется в виду на всякие негативные эмоции. Сказано, что гневаясь не согрешайте. Но в то же время мы не должны быть без эмоций. Если нам что-то не нравится, мы можем кому-то что-то жестко сказать, разные ситуации бывают в жизни.

Если у вас в доме пожар, вы постараетесь побыстрее всех выпроводить на улицу, может и пинками, потому что объяснять и вежливо улыбаться у вас нет времени. Чтобы спасти, вам потребуется просто выволакивать человека так, как это делают только плохие люди, вы можете в такой ситуации ради спасения дать волю эмоциям.

Некоторые люди не могут даже злу сказать нет, потому что они политкорректны во всем. Написано, чтобы мы следили, чтобы это было медленно, потому что это фиксируется и записывается нашим организмом. Это не сгорит к вечеру или за время сна, и вы не проснетесь новым человеком, но с каплей горечи, которая останется. Это серьезная работа над собой, над своим характером. Привычка выражать отрицательные эмоциям будет мешать вам в молитве. Вам придется неоднократно пережить обрезание чтобы стать человеком улыбающимся, радующимся, всегда иметь хорошее настроение.

Говорят, что хорошо там, где нас нет. Это действительно так, но лучше на эту истину посмотреть с позитивной точки зрения: « хорошо там, где я есть ».

Хорошо везде, в России в Америке, где угодно, потому что у вас внутри есть рай от слышания Бога. И эмоциями, и вашими ощущениями, и, конечно же, мыслительным процессом. Иисус сказал: « Кто имеет уши слышать да слышит ». На эту тему есть много проповедей, целые учения. Слово Бога нужно слушать всей крепостью своею, всем разумением своим. Нужно так мобилизовывать себя, чтобы максимально получать от Бога, и тогда ваша жизнь измениться.

Давайте медленно слушать и медленно говорить. Я бывает разговариваю с людьми и вижу, что собеседник не слушает меня, но ждет он, когда сможет сказать свое, просто ожидает пока я выговорюсь, потому что он не пришел меня слушать. Так чудесно когда мы на самом деле приходим в церковь в воскресенье! Это останавливает нашу жизнь, но нам нужно иметь ухо востро, чтобы понимать то, что мы слышим. Дьявол хочет, чтобы живое слово не останавливалось даже в воскресенье в церкви. Когда вы пролетаете эту жизнь и не слышите Бога даже в воскресенье, вы должны понимать, что можете проскочить и Бога, проехать эту станцию, пролететь, проскочить, потому что это перезагрузочная станция, здесь надо остановиться и надо напитаться, чтобы подкрепиться

Благодарим тебя, Господь, что ты учишь нас быть медленными и в первую очередь в взаимоотношении с Тобой, внимательно относиться к Слову Божьему. Быть внимательными к тому, что мы едим. Господь, благослови чтобы мы увидели смысл в том, что нам нужно еще в себе раскусить. Может быть, у нас есть много-много залежей, и мы что-то знаем как само собой разумеющееся, но не достаточно усвоили жизнь в Тебе. Любить Бога - это значит действительно насыщаться иметь удовольствие, потому что любовь - это удовольствие. Все другие удовольствия жизни будут контролироваться этим удовольствием от любви к Богу. Они никогда не смогут выйти из под контроля, потому что чувство к Богу и Сам Бог - превыше всего. Благослови, Господь, чтобы в этих словах мы нашли действительно пищу, силу и жизнь. Ты сказал: примите и едите, Ты - хлеб жизни! Мы благодарим Тебя, Господь, что мы познаем Тебя, и Ты открываешься нам в премудрости, и удивляемся жизнью, которую Ты сотворил. Благослови нас трудиться, действовать для других людей, но в первую очередь, чтобы мы не забыли наш источник жизни, во имя Иисуса Христа. Аллилуйя. Аминь.

(Иак 1:19)

Гнев

Благодарю, Отец родной, сущий на небесах, Который возлюбил нас прежде создания мира и отдал за нас Сына Своего Единородного, дабы всякий не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего чтобы судить мир. но спасти(Иоанн 3:16). Это свидетельство есть доказательством Твоей любви ко всем живущим на земле.

Ты Бог всесилен, Ты Бог Свят, Ты Бог праведности чистоты, Бог любви, Бог мудрости и разума. Ты Бог света и нет в Тебе никакой тьмы. И никто не сравнится с Тобою и никакая тьма не устоит против Тебя, всякий нечестивый падёт, всякий гневающийся не устоит пред судом Твоим праведным. Как написано:

«Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами. Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззакония. Ибо знаешь Ты пути праведных, а пути нечестивых погибнет (Пс 1: 6; 5:5-6)

А кто такие нечестивые? Вспомним историю с книги Бытие. Как змей хитростью соблазнил Еву, когда Бог сказал со всякого дерева ешьте, а с дерева, которое среди рая не есть. Ибо смертью умрёте. Но змей сказал: Нет не умрёте. Ибо в день, когда вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что приятно для глаз и вожделенно. И вкусила плод. Тем и поддалась искушению угождая похоти очей, похоти плоти. И после сего соблазнила Адама и он вкусил плод. И стали они наги и посрамлены были. И нашёл гнев на Бога за то, что не послушали гласа Бога и изгнаны, били из рая. И проклял Бог змея, Еву, что рожать будет в болезнях и муках и питаться с Адамом будут в поте лица. Вот первый Божий гнев за непослушание Бога.

Авель был открыт пред Богом и в жертвоприношение Богу давал самое лучшее, потому что любил Бога и слушал Его. Каин же был земледелец.

Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.

Каин сильно огорчился и поникло лицо его (Быт 4:3-6) С этих слов стало ясно. Что Каин был в гневе и от зависти, что Бог, призрев на дар Авеля, а на него не призрел, то у Каина от гнева возросла ярость и ненависть на брата своего, что он решил убить его, чтобы Бог обратил внимание на дар Каина. А помните слово:

« Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утешитесь»

(Пс 4:5)

Что стало поводом гнева, конечно же зависть. Любящие Бога, получают благословение, а противники скитаются по земле в поисках чего либо и когда хитростью чего то добиваются, то сердце от жадности черствеет и нет пути света там. Одна тьма закрывает свет. Можно сказать, что все мы люди, живущие по плоти, а дела плоти мы знаем:


«Они известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазн, ереси»

(Галл 5:20) .

Ясно, что гнев порождает всё это. Через гнев вспыльчивость, не рассуждая сразу в ярость, ненависть и жажда мести.

«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю

(Пр 15:1)

Или к примеру взять вторую ситуацию, когда Исав грозился убить Иакова за то, что Иаков получил Божие благословение от отца, конечно же путём лжи. Иаков же обманщик. А мать предупредила Иакова, что брат его грозился убить, и приказала уехать пока гнев не пройдёт у Исава. Всё это по плотским похотям – всё это ведущее в погибель.

Но драгоценные! Вы не так познали Христа. Потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, - так как истина в Иисусе. Посему отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

«Так как путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр»

(Пр12:15)

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Зачем нам всё это? Зачем искушать Господа, мы что сильней Его? Не думайте о себе более, нежели нужно думать. И если кто огорчил вас и если есть кто - то выше вас и богаче вас, не завидуйте делающим беззакония, ибо они, как лист увянут. А заботьтесь лучше как спасти других, стоящих на пути к погибели ибо для этого нас призвал Господь. Если кто обидел вас простите, и не мстите за себя, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщения, Я воздам, говорит Господь»

Не давайте место дьяволу. Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слово и медлен на гнев. Ибо гнев не творит правды Божьей.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас»

(Еф 4:31)

А помните когда Господь, будучи гнев на Саула за то, что он не исполнил слово Господа сказал: «Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил» Самуил передал ответ Бога Саулу, о тот сказал, что он жертву Богу дал овец и волов, но Самуил сказал: Неужели всесожжение и жертва столь приятны Господу, как послушание гласу Господа? Ибо непокорность, тот же грех пред лицом Бога.

А знаете ли вы, что ничто так не дорого для Бога, как только открытое сердце человеческое к Нему и любовь к Нему. Ибо написано: Если ты милостыню даёшь или жертву, а любви не имеешь, то ты ничто? Бог просит покорности, и открыть сердце Ему, Господу нашему и Сыну Возлюбленному Иисусу Христу. Ибо Бог в Нём пребывает. Давайте будем с жаждой стремится к познанию любви Божьей. Мудрости и разума. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Облечемся в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости, откинув всё мерзкое и нечестивое: злость, ненависть, ярость, гнев. А будем любить, прощать, миловать и благословлять. Благодатью мы спасены. Ибо Бог, богатый милостью по Своей великой любви, которой возлюбил нас. Милость Его выше суда. Бог не жестокий судья, Бог истинно любящий и милующий Отец. Спасибо Господь за любовь Твою, которая сделала нас свободными во Христе Иисусе, Господе нашем. Иисус я так люблю Тебя. За всё Тебя благодарю! Аминь!


Вадим Сорокин проповедует на тему: Будь скор на слышание!
Минипроповедь из серии: Слово Веры на каждый день - 21 апреля 2014


Иакова 1:19-20 – очень важный принцип и очень важное правило:
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.

Смотрите, друзья, мы все очень хотим быть понятыми, мы хотим высказаться и быть понятыми, чтобы нас поняли и с нами согласились, и в то же самое время, мы не хотим понять человека, который является нашим собеседником или оппонентом.

Иаков очень мудрый человек. У него были свои недостатки, если мы читаем историю церкви, изучаем послания, характер, но, тем не менее, он был очень мудрым человеком – этого не отнять у него.

И вот, что он говорит: братья мои возлюбленные, попытайтесь понять человека, попытайтесь услышать его, пусть ваши уши будут больше, а ваш рот будет закрыт. И, когда вы поймете человека, возможно ваши слова изменятся и наступит мир. Потому что, если вы не поймете его, а будете только говорить, перебивать, желать, чтобы только вы были поняты – это обязательно вызовет гнев и конфликт.

Дорогие друзья, очень часто мы думаем: чтобы ситуация была разрешена – нас должны выслушать и понять. И мы не ставим своей задачей понять человека, который говорит к нам.

Во-первых, у меня есть привычка: когда я читаю Библию, я ставлю себя на место библейских героев и думаю: как бы я поступил? Во-вторых, когда у меня есть оппонент человек, я стараюсь ставить себя на его место, думать, как он думает, и вы знаете, для меня очень многое становится понятным. Не факт, что я во всем с ним соглашаюсь, но для меня очень многие вещи становятся понятными, и мы избегаем конфликтов.

Я иногда говорю: слушай, извини за то, за то, я не думал, пока не встал на твое место, что это могло тебя обидеть, ранить и так далее.

Вы знаете, у нас у каждого свои недостатки, свои бабочки в голове – мы их не замечаем, мы к ним снисходительны. А за то, мы видим недостатки других людей. Иисус конкретно говорил о бревнах в глазах, вы, наверное, читали об этом.

Я расскажу такой еврейский анекдот о том, как люди не хотят слышать и понимать друг друга:
Пришла одна семья разводиться к судье, и он говорит:
- А в чем причина развода?
- Мы не сходимся характерами и у нас разные взгляды на жизнь.
Судья говорит:
- Ну, а конкретно может быть?
- Послушайте, она купила козу и держит в нашей спальне. Вы представляйте какая там вонь, блеяние. Эта коза там пачкает все.
И судья, мудрый человек, думает: ну, как бы все к миру привести? И говорит мужу:
- Ну, может быть, вы все же попытались ее понять, снизойти к ней, может вам открыть окна и проветрить помещение…
- Да? И все мои голуби вылетят наружу?

Дорогие друзья, у каждого были свои проблемы и у каждого были свои заморочки, но они считали их святыней, а заморочки другого недостатком. Дорогие друзья, будьте скоры на то, чтобы услышать и понять другого человека. И только после этого высказывать свое мнение. Будьте медленны на свои слова и суждения, и тогда, может, места для гнева просто не будет.

Возможно вам понравятся следующие проповеди.

Loading...Loading...