Штрафы фас за нарушение закона о рекламе и способы их избежать
Прежде, чем вы прочитаете статью, предлагаем пройти тест, который отнимет не более четырех минут. Предлагаем оценить, может ли ваша компания попасть на штрафы за нарушения в рекламе . Для этого ответьте, какая реклама, по вашему мнению, нарушает законодательство? Правильные ответы в конце статьи.
Эксперты отмечают: юридическая грамотность бизнесменов растет с каждым годом. Однако законодательство меняется динамично, а некоторые поправки трактуются двояко. Уследить за новшествами или увидеть брешь в нормативных актах может только опытный юрист. К примеру, Федеральный закон №38‑ФЗ «О рекламе» приняли еще в 2006 году, однако споры вокруг него в бизнес-среде не утихают до сих пор. Предприниматели считают закон жестким и неудобным: ограничений столько, что отвечать всем требованиям нереально.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в одном из интервью заявил, что ведомство выигрывает 98 % «рекламных» разбирательств (таблица). Причина: продвигая продукцию, компании не учитывают нюансов, которые в итоге приводят к жалобам конкурентов и дотошных клиентов в антимонопольную службу и штрафам (рисунок 1). Пугает предпринимателей и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушениями которого также занимается ФАС. Однако страх часто порождается незнанием. Продвигая продукцию, компании не учитывают нюансов, которые в итоге приводят к жалобам конкурентов в антимонопольную службу и штрафам ФАС за нарушение закона о рекламе. Рассмотрим распространенные нарушения (рисунок 2) и разберемся, как компаниям обезопасить себя (образец документа).
Уникальные, но неочевидные услуги
Смоленский медицинский центр запустил на радио ролик с таким текстом: «Моментальная электрокардиограмма с расшифровкой всего за две-три минуты? Да! Это реально! Только в медицинском центре «Гинея» вы можете пройти ЭКГ и получить результаты в тот же день!». Но такую услугу оказывали и в других медучреждениях города: расшифровывали кардиограмму в день обращения.
«Гинея» пыталась доказать, что ее предложение уникально: расшифровку делают в онлайн-режиме, результат с комментариями готов уже к концу процедуры. Но этой информации в тексте ролика не было, так что компанию обязали снять рекламу с эфира в десятидневный срок.
Вывод. Если хотите подчеркнуть конкурентное преимущество продукта, тщательно выбирайте формулировки. Четко опишите особенности вашего товара или услуги. Только сначала убедитесь, что другие компании не предлагают то же самое.