Счетчики на воду: замена, установка по закону. Замена индивидуальных приборов учета воды Обязывают установить счетчики на воду

Что такое поверка счетчиков воды? Это тестирование прибора на предмет пригодности к дальнейшей эксплуатации. Существуют определённые нормы, которым должны соответствовать показания водосчетчика: его погрешность не должна превышать плюс-минус 2% от эталонных показаний.

Очевидно, что от корректности счетчика зависит сумма, которую придется заплатить ресурсоснабжающей организации, и отклонения очень неприятно скажутся на бюджете потребителя услуг. Может показаться, что ошибка в меньшую сторону может принести владельцу прибора выгоду, но это не так: ошибку всё равно рано или поздно заметят, и недостаток оплаты придётся полностью возместить.

По этим причинам избежать или в Москве не получится. Кроме того, необходимость диагностики ясно регламентируется законом. И несмотря на то, что о закона о поверке счетчиков воды с 1 ноября 2017 года в Москве не существует, функционирует куда более ранний государственный документ, а именно Федеральный закон №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Именно этот документ регламентирует порядок, по которому проводится процедура диагностики индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды в Москве. Отмены его не предвидится. Согласно этому законодательному акту, счетчики должны периодически проверяться, при этом регулярность процедур определяется заводом-изготовителем учетного оборудования, а все расходы и ответственность за соблюдение сроков возлагаются на владельцев водосчетчика.

Продолжительность межповерочного интервала зависит от нескольких факторов, но, как правило, она составляет 4 года для счетчиков горячей воды и 6 лет – для холодной.

Почему же в 2017 и 2018 году устанавливаются именно такие сроки для поверки водосчетчиков в Москве? Вообще, счетчики воды – износостойкие приборы, и в хороших условиях могут служить куда дольше, чем 12 лет, то есть, срока, зафиксированного законом в ГОСТе Р 50601-93. Но производители учитывают, что идеальных условий для эксплуатации водомеров вне завода не существует. Вода нередко не соответствует заявленному качеству, в ней повышено содержание ржавчины и химикатов. Трубопроводы подвергаются избыточному механическому напряжению. Да и потребители не всегда аккуратны в обращении с водомерами.

По этим причинам водомеры часто выходят из строя, причем незаметно для глаз. И время между поверками сокращают до разумных пределов, чтобы иметь возможность заранее предотвратить ошибки, связанные с неисправностями. Хотя в некоторых случаях для самых надёжных моделей 2017 года период между поверками увеличивают, и он может составлять 6 и более лет для счетчиков горячей воды и универсалов.

Однако, поверка водомеров может понадобиться не только в тех случаях, когда закончился межповерочный интервал. Заметить, что с водосчетчиком что-то не так, можно и просматривая очередную квитанцию от организации, которая предоставляет вам услуги водоснабжения. Если сумма кажется вам слишком низкой или слишком высокой, то заказать поверку будет самым удачным решением.

Проверка счетчиков воды бесплатно

Упоминавшийся выше федеральный закон строго формулирует условия проведения поверки водомеров в Москве: государство, ресурсоснабжающие и управляющие компании не обязаны её проводить, поэтому варианта бесплатной диагностики приборов учета воды не существует. Это важно помнить, так как в прессе в 2018 году регулярно появлялись слухи о том, что проверка счетчиков воды бесплатно законом не только предусматривается, но и предписана. Также появлялись материалы об отмене обязательной диагностики, хотя на самом деле она отменена не была.

По закону УК или водоканал не только не обязаны поверять ваш счетчик бесплатно, они даже не уведомляют вас о необходимости поверки.

Как правильно по закону в 2017 и 2018 году осуществляется официальная процедура поверки счетчиков воды в Москве? Ответ на вопрос таков: она может проведена двумя способами, стандартно или без снятия. Ни один из вариантов не предполагает обслуживание бесплатно. В первом случае мастер сначала демонтирует ИПУ и устанавливает смыкающее устройство. Далее вы относите счетчик в учреждение, которое будет заниматься диагностикой. Через несколько дней вы забираете устройство, и мастер проводит его установку.

Второй способ куда легче. Он состоит из следующих этапов:

  1. Вы вызываете специалиста и обеспечиваете свободный доступ к ИПУ.
  2. Он приходит к вам на дом и с помощью переносного метрологического стенда осуществляет диагностику учетного прибора.
  3. Оформляются соответствующие результату поверки документы, которые потом предоставляются организации, занимающейся регистрацией ИПУ.

Помните, что заказывать услуги по следует только у учреждений, которые обладают свидетельством о государственной аккредитации, выданным Федеральной службой по аккредитации. Если компания таким свидетельством не располагает, поверка, ей осуществляемая, не считается законной и учитываться не будет. Также обращайте внимание на расценки представляемых услуг. Если компания обещает провести поверку счетчиков воды без снятия в Москве, 300 руб. – явно недостаточная цена и повод обеспокоиться. Адекватная стоимость процедуры в аккредитованной организации составит от 600 руб.

№ 261 26 ноября 2011 года «Об энергосбережении» предусмотрена установка счетчиков на воду во всех жилых помещениях. При этом неважно, владеют ли данным помещением проживающие там люди или нет, - порядок установки счетчиков на воду одинаков для всех (и для тех, кто временно проживает на данной площади). В результате люди, не желающие платить за себя и «того парня, не спешили, а крайние сроки установки приборов измерения неоднократно отодвигались. Последняя такая дата истекает 1 июля текущего года .

Порядок установки счетчика на воду

С формальной точки зрения порядок установки счетчиков на воду достаточно прост. В начале пути нужно подать заявление в УК или ЖСК и получить от них список компаний, которые берутся за установку. Затем необходимо договариваться о найме специалиста из этой конторы для того, чтобы установить, возможна ли установка счетчиков на воду, проверить состояние трубопровода и определить возможные объемы ремонтных работ.

Затем - собрать пакет необходимых документов:

  • акт ввода в эксплуатацию приборов учета воды;
  • наличие договор на проведение энергосберегающих работ;
  • технический паспорт на каждый счетчик воды.

Далее - составить вместе с управляющей компанией схему ввода в эксплуатацию прибора учета воды, выкупить у компании сам прибор и сопутствующие монтажу расходные материалы. При этом если приборы учета воды были приобретены вами лично и по тем или иным причинам не были установлены, а хуже того - не проверены на техпригодность, - то компания может отказаться от монтажа. Хотя законом такие действия не предусмотрены, правовых оснований для отказа в установке счетчиков в этом случае нет.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9820 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

И, наконец, когда все согласования благополучно завершены, составляется Акт приёма в эксплуатацию прибора учёта воды и порядок расчёта оплаты за ЖКХ-услуги. После чего можно уже платить по приходящим ежемесячным счетам.

Сроки, стоимость и нюансы установки

Как видим, установка счетчиков на воду - дело не такое уж простое. В реальности платить приходится не только за приборы учета воды . Закон, правда, не позволяет производить большинство из предлагаемых управляющими компаниями платежей, однако сам порядок установки счетчиков прописан достаточно невнятно, что и провоцирует некоторые разночтения. В общей случае придется выложиться за следующее:

  • приборы учета (горячая и холодная вода, то есть как минимум за два счетчика);
  • комплектующие и детали, необходимые для полной установки (и это без учета проведения ремонтных работ, которые, учитывая состояние ЖКХ в регионах, явно придутся к месту);
  • резка коммуникаций, демонтаж старых и установка новых труб;
  • установка счетчиков и фильтров.

Итак, считаем. Приборы учета воды - в среднем по 1800 рублей за один прибор, то есть 3600 рублей. Комплектующие, проведение работ по установке при условии, что не требуется дополнительных процедур, приблизительно 4500 рублей. Выходит, как минимум, 8000-8200 рублей. И это при том, что старую, построенную еще в советское время, разводку труб никто модернизировать не собирается. А ее сохранение в нынешнем состоянии означает для простого потребителя двойного комплекта счетчиков. Дополнительные расходы, и в конечном итоге придется выкладывать без малого 11-12 тысяч рублей.

Квартирная экономика

Основная проблема в том, что приборы учета воды (закон это предусматривает,) покупаются не только для себя, но и соседа. В том смысле, что учитываются и поквартирные, и домовые счетчики. Иначе говоря, платится и за индивидуальное, и коллективное потребление. Особенно в тех старых домах, где квартиры выкуплены (приватизированы) не полностью или значительная часть жилплощади сдается частным лицам. Естественно, без составления какого-либо договора.

Кроме того, если ранее цена за горячую, холодную воду и канализацию зависела от того, сколько человек было официально зарегистрировано на данной жилплощади, то сейчас, на переходный период, выкладываться придется всем подъездом . А излишки - за ремонт коммуникаций, перерасход ресурсов, «лишних» жильцов», заплатят как раз владельцы счетчиков.

Все очень просто. Во-первых, механизма выявления такого рода жильцов попросту нет. Во-вторых, квартиры если и приватизированы, то не приватизированы подъезды, подвалы, чердаки, крыши, придомовые территории, то есть коммуникации. Которые либо принадлежат государству или муниципальному образованию, либо новому собственнику, «сбрасывающему» с себя бремя ЖКХ-отвественности.

Добрый день.

Следует добавить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (п. 42).

Т.е. расчет ведется в зависимости от кол-ва проживающих в помещении, норматива на каждого человека и тарифа.

П. 55 Постановления:

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

56. Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

56(1). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

С уважением, Александр Гугучкин.

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов определена в ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон об энергосбережении). В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае если собственники не установили счетчики, обязанность по их установке переходит к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики будут устанавливать «Водоканал», «Теплосети» и «Энергосбыт», срок установки в данном случае определен до 1 июля 2013 г.

В связи с указанными положениями у граждан возникает множество вопросов.

Какие индивидуальные приборы учета можно применять?

Счетчики электрической энергии

Согласно п. 138 ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» для населения установлено требование по применению электрических счетчиков классом точности 2,0 и выше.

Электросчетчики должны быть внесены в государственный реестр средств измерения, прошедших сертификацию и утвержденных к эксплуатации на территории РФ.
Старые электросчетчики с классом точности 2,5 и менее в настоящее время изымаются из оборота.

В соответствии с ГОСТ 6570–96 с 01.07.1997 г. запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 г. и от 12.09.2000 г. (протокол № 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены современными счетчиками класса точности 2,0. При этом переход на измерение электроэнергии счетчиками класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате их отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ производить поверку или замену счетчика должен собственник помещения.

В случае если проверка или замена прибора учета не произведена, то в соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам либо показаниям общедомового прибора учета, если у всех остальных жильцов индивидуальные приборы учета отсутствуют.

В качестве примера рассмотрим апелляционное определение Вилегодского районного суда Архангельской области по делу № 11–5 от 24.05.2012 г.

Из материалов дела. ОАО «Архангельская сбытовая компания» обратилось в суд с иском к Бачиной К.В. о взыскании 14 тыс. 134 руб. 20 коп. в счет задолженности за потребленную энергию в период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. В обоснование иска истец указал на то, что ответчица, проживая в собственном доме, использует электроэнергию и обязана своевременно ее оплачивать. Однако К.В. Бачина в течение длительного времени оплачивала потребленную электрическую энергию частично, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в сумме 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Ответчик К.В. Бачина в своей апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, полагая вывод суда о безучетном потреблении ею электроэнергии необоснованным. Так, проживая в собственном доме, она пользовалась электричеством, оплачивая его по показаниям электросчетчика. При этом какие-либо претензии относительно учета и оплаты потребленной электроэнергии в ее адрес не высказывались. Электросчетчик был установлен специалистом и опломбирован, не был утрачен или поврежден, по его показаниям выставлялись счета на оплату. С ее стороны каких-либо действий, направленных на искажение данных счетчика, не совершалось и судом не установлено. О необходимости соблюдения сроков поверки ей не было известно. Кроме того, к гражданам-потребителям, использующим электричество в бытовых целях без надлежащего учета, применяются п. 31 и 34 Правил оказания коммунальных услуг, но для случаев использования счетчика по истечении срока его поверки возможность такого перерасчета не установлена.

Исследовав и проанализировав доказательства, предоставленные сторонами, суд апелляционной инстанции считает, что и по доводам апелляционной жалобы оснований для отмены решения мирового судьи не имеется.

Мировым судьей установлены и нашли подтверждение в суде апелляционной инстанции следующие обстоятельства.

Согласно п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов, связанных с потреблением энергии. В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.

Мировым судьей установлено и нашли подтверждение следующие обстоятельства.

Из ведомости (л. д. 22) следует, что по лицевому счету №__, открытому на имя К.В. Бачиной, ответчику производились начисления за потребленную электрическую энергию по жилому дому.

22.09.2011 г. в ходе плановой проверки потребителя К.В. Бачиной в ее жилом доме выявлено, что установленный прибор учета – электросчетчик СО-2 №__ со сроком МПИ 16 лет поверку прошел в 1959 г., и зафиксирован факт безучетного потребления электрической энергии потребителем, выразившийся в нарушении срока МПИ. В связи с этим было выдано предписание восстановить учет электроэнергии, а также осуществлен расчет объема безучетного потребления электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. с учетом двух комнат и одного проживающего в доме человека, что составило 6979,12 кВт ∙ ч: 37,93 (норматив потребления на 1 человека в день) х 184 (количество дней в вышеуказанный период).

Указанное обстоятельство послужило основанием для доначисления потребленной электрической энергии в объеме 6979,12 кВт ∙ ч на сумму 14 тыс. 134 руб. 20 коп.
01.11.2011 г. в жилом доме ответчика установлен новый электросчетчик.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически потребленное абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 г. № 32–05–11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000 г. Исходя из этого вывод мирового судьи о том, что ответчик производил эксплуатацию неисправного прибора учета электрической энергии, верен и подтвержден материалами дела.

В силу ст. 157 ЖК РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном постановлении Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10.08.2010 г. № 230-пп «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Архангельской области для бытовых целей при отсутствии приборов учета» норматив энергопотребления для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах (две комнаты) с количеством проживающих один человек составлял 1154 кВт ∙ ч; указанная величина отражена и в расчете задолженности.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что, ввиду выявления факта нарушения потребления электроэнергии, абоненту обоснованно был выставлен счет об оплате стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 01.03.2011 г. по 01.10.2011 г. в размере 14 тыс. 134 руб. 20 коп. с учетом выплаченных ответчиком денежных средств за указанный период. Доказательств иного не предоставлено.

Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы необоснованны.

Следовательно, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Итак, замене подлежат следующие индивидуальные приборы учета электроэнергии:
1) технически неисправные (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса);
2) с просроченным сроком государственной поверки;
3) в случае отсутствия пломбы;
4) электросчетчики класса точности 2,5.

Индивидуальные приборы учета воды

Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (ПП РФ от 12.02.1999 г. № 167) класс точности приборов учета воды не регламентируется. Для установки в жилищном фонде, как правило, применяются крыльчатые приборы учета холодной и горячей воды (до 90 градусов Цельсия) с изолированным от воды счетным механизмом (счетчики-сухоходы). Счетчики должны быть сертифицированы Государственным реестром средств измерений Госстандарта РФ.

Установка приборов учета воды обязательна. В ФЗ «Об энергосбережении» закреплена обязанность собственников помещений установить счетчики до 01.07.2013 г. во всех многоквартирных домах, жилых, дачных или садовых домах с централизованной подачей ресурсов.

Собственник, желающий установить приборы учета воды, может заключить со специализированной организацией договор на установку приборов учета воды, в котором оговаривает конкретные услуги (проектирование, монтаж-наладка, техническое обслуживание и т.д.).

Потребитель либо специализированная организация по его поручению выполняют монтаж поверенного счетчика.

Счетчики холодной воды имеют межповерочный интервал от 5 лет службы, а счетчики горячей воды проверяются от 4 лет службы.

Важно отметить, что в соответствии с приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (например,установка приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта или прокладки новых инженерных систем).

Согласно п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов является административным правонарушением.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Согласно ст. 13 ч. 5 Закона об энергосбережении обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязаны собственники .

Также, несмотря на то что электрический счетчик расположен на лестничной площадке, он учитывает расход электроэнергии отдельной квартиры, таким образом, относится к имуществу собственника (нанимателя) квартиры. Следовательно, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Соответственно собственник несет расходы на осуществление замены не соответствующего требованиям прибора учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку единовременно, то ресурсоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку по оплате сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. В таком случае необходимо заключить договор о рассрочке оплаты.

Собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны оплатить ресурсоснабжающим организациям расходы на установку приборов учета и их доставку к местам установки приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Многие ресурсоснабжающие организации злоупотребляют своими правами и взимают плату за опломбировку приборов учета. В случае если собственник отказывается платить за такую услугу, организации отказываются регистрировать приборы учета, а значит, не принимают с них показания. Однако навязывание услуги по опломбировке незаконно, также неправомерно взимать за нее плату.

В качестве примера рассмотрим решение Абаканского городского суда 2012 г.

Из материалов дела. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилось в суд с иском к ООО ЖЭУК «Х.» о защите прав потребителей с требованием о признании незаконными действий ООО ЖЭУК «Х.» по взиманию оплаты за опломбирование приборов учета (счетчиков), оплаты связанных с этим транспортных расходов.

В судебном заседании представитель истца Х. пояснила суду, что ответчик, будучи обязанным осуществлять опломбировку установленных приборов учета водопотребления, незаконно берет за это плату, а также за транспортные расходы, связанные с опломбированием счетчиков. Представитель просит суд иск удовлетворить, пояснив, что решение суда послужит основанием к перерасчету услуги для потребителей.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующему.

Из представленной в материалы дела копии квитанции следует, что ООО ЖЭУК «Х.» приняло от гражданина М. 370 руб. за опломбировку двух счетчиков и 70 руб. транспортных расходов, всего 440 руб.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно ч. 2 указанной статьи закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.

Так как приборы учета при продаже уже имеют поверочную пломбу, фактически при опломбировании управляющей компанией приборов учета происходит опломбирование соединения индивидуальных приборов учета с системой водоснабжения.

Подпунктом «г» п. 52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако права производить установку пломб за счет граждан-потребителей Правилами не предусмотрено. Обязанности производить опломбировку приборов учета или иного опломбирования, в том числе мест присоединения индивидуальных приборов учета к общему имуществу в многоквартирном доме, не предусмотрено ни указанным нормативным актом, ни иными правовыми актами РФ.
Суд постановил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

В связи с вышеизложенным платная опломбировка приборов учета, а также взимание транспортных расходов являются навязанными услугами, не основанными на законе. Данные услуги являются обязанностью управляющей компании.

ФЗ от 28.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ч. 5 ст. 13) обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.

В случае если квартира является муниципальной собственностью (не приватизирована), в лице собственника выступает уполномоченный орган местного самоуправления, а гражданин является нанимателем. Таким образом, производить установку и замену приборов учета соответственно должен орган местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 09.08.2012 г.

Из материалов дела. А.С. Тишин обратился в Облученский районный суд ЕАО с исковым заявлением к администрации муниципального образования с исковым заявлением об обязании ее установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в квартире, где он проживает, с момента заселения отсутствуют индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов, энергопоставляющая организация производит расчет за потребление энергетических ресурсов исходя из размеров регионального стандарта. А.С. Тишин считает, что потребляет намного меньше энергетических ресурсов, поскольку проживает один, в доме имеются только телевизор и три лампочки. Потребление горячей и холодной воды истец также считает несоизмеримым с выставляемыми ему счетами,. Для определения фактического потребления энергетических ресурсов его принуждают установить индивидуальные счетчики учета потребляемых энергетических ресурсов. Квартира, в которой он проживает, находится в муниципальной собственности, истец пользуется ею на основании договора социального найма, заключенного между ним и администрацией муниципального образования. В январе 2010 г. он обратился в администрацию с заявлением об установке ему индивидуального прибора учета потребления электрической энергии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. А.С. Тишин считает, что администрацией района его просьба была проигнорирована. Кроме того, истец не имеет материальной возможности самостоятельно установить счетчики. Неисполнение администрацией муниципального образования своих обязанностей привело к тому, что ОАО «» взыскало с истца образовавшийся долг.

Истец регулярно производит оплату коммунальных услуг, но оплачивает меньший размер суммы счета, т.к. не имеет возможности оплачивать всю сумму полностью. Считает, что на протяжении всего срока проживания в квартире платит за энергетические ресурсы больше, чем фактически их потребляет, кроме того, постоянно переживает, что его выселят из квартиры, его состояние здоровья за два с половиной года ухудшилось. Истец просит суд обязать администрацию муниципального образования установить индивидуальные приборы учета используемых энергетических ресурсов; взыскать с администрации муниципального образования материальный ущерб и компенсацию морального вреда.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования Тишина А.С. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения, предусмотрено ЖК РФ.
Часть 3 ст. 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя его содержания.

Частью 2 ст. 676 ГК РФ предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Таким образом, на администрацию муниципального образования как собственника жилого помещения, в котором проживает истец А.С. Тишин, должна быть возложена обязанность по обеспечению квартиры приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования А.С. Тишина в части обязания администрации муниципального образования установить в квартире прибор учета электрической энергии подлежат удовлетворению.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. То есть собственники квартир в многоквартирном доме должны за свой счет установить и общедомовые приборы учета.

Кто имеет право устанавливать индивидуальные приборы учета?

В соответствии с Законом об энергосбережении установку, замену и эксплуатацию приборов учета имеют право осуществлять ресурсоснабжающие и специализированные организации. Организация должна быть членом саморегулируемой организации в строительстве и иметь соответствующее свидетельство о допуске к данному виду работ.

Более того, поставщики энергоресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета осуществляют Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и их территориальные органы в субъектах РФ.

Кто осуществляет и оплачивает поверку индивидуальных приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, следовательно, и поверка прибора оплачивается из собственных средств собственника.

Важно отметить, что эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается, более того, расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями.

Итак, подводя итог вышеизложенному, сделаем выводы.

1. Установку внутриквартирных приборов учета собственники и наниматели жилых помещений ни с кем согласовывать не обязаны.

2. Собственник сам выбирает марку и модель прибора учета с соблюдением следующих условий: он должен быть включен в Государственный реестр средств измерения РФ, иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

3. Прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию. Для этого следует пригласить представителей управляющей организации для составления акта допуска прибора в эксплуатацию.

4. Прибор учета с указанной в паспорте периодичностью подлежит поверке в организации, имеющей соответствующую лицензию.

Важно отметить, что Законом об энергосбережении внесены поправки в КоАП РФ.
Ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет систему штрафов:

  • за несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • за несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.;
  • за необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов – штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 824 “О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”

Если Вы хотите оплачивать потребление горячей и холодной воды по квартирным водосчетчикам, то Вам:

  1. Нужно подать заявление в Вашу жилищную организацию по месту жительства на установку счетчиков на воду и производство расчетов по их показаниям. Установка бытовых счетчиков воды осуществляется специализированной организацией. Список компаний работающих в Вашем районе Вам должна предоставить жилищная организация (ЖЭК, ТСЖ и т.п.)
  2. Установить приборы учета воды силами выбранной организации за Ваш счет. Стоимость установки счетчиков воды составляет 1,5-2,0 тыс. рублей за один прибор учета. Количество устанавливаемых счетчиков на холодную и горячую воду определяется в зависимости количества стояков водоснабжения в вашей квартире.
  3. Далее жилищной организацией составляются акты ввода в эксплуатацию, установленных приборов учета. Трехсторонний акт подписывается исполнителем коммунальных услуг (жилищная организация), специализированной организацией (установившей приборы учета) и Вами (жителем).
  4. Специализированная организация после установки приборов учета должна предоставить Вам следующие документы: договор на установку приборов учета, сертификат соответствия и паспорта счетчиков.
  5. Необходимо заключить договор с жилищной организацией на оплату по установленным приборам учета с указанием порядка снятия и передачи показаний с приборов учета.
  6. Ежемесячно производить оплату по показаниям квартирных приборов учета воды по утвержденным тарифам.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Запрещено устанавливать приборы учёта самостоятельно?

Ответ: Нет, не запрещено. Обычно ссылаются на постановление 77-ПП, пункт 4.7 "Не допускается установка, ремонт и/или обслуживание приборов учета воды потребителями.", однако этот раздел исключён полностью: "Раздел исключен с 22 января 2011 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2010 года N 1102-ПП"

Вопрос: Могу я сам установить квартирный счетчик учета воды?

Ответ: Самостоятельная установка ИПУ возможна при условии соблюдения всех необходимых технических требований. После установки ИПУ Вам необходимо обратиться в управляющую организацию для опломбирования приборов и фильтров и оформления акта ввода ИПУ в эксплуатацию.

Вопрос: Какой документ регламентирует самостоятельную установку ИПУ?

Ответ: "ПОРЯДОК установки индивидуальных приборов учета
и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов от 12 октября 2007г." Утверждён Первым заместителем Мэра Москвы: П.П. Бирюков. Раздел 2.4 "Особенности принятия приборов учета в эксплуатацию в случае самостоятельной установки приборов учета заявителем либо с привлечением специализированной организации"

Вопрос: Какой документ регламентирует правильную установку ИПУ?
Ответ: Порядок установки ИПУ, вероятно, ГОСТ Р 50193.2-92 Требования к установке и СНиП 2.04.01-85* СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ

Вопрос: Могу я сам заменить квартирный счетчик учета воды?
Ответ: Да, "предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки", лучше это делать письменно и оставлять себе копию с отметкой о приёме заявления (

Loading...Loading...