Сценарий праздничного гуляния «Гуляй, люди веселей, самовару – юбилей». Дожинки: от обряда к современному празднику Сценарий концертной программы на дожинки

Дажынки (Дожинки) в Беларуси сегодня - Праздник с большой буквы. Это связано с тем, что с 1996 года в рамках государственной программы по возрождению села это мероприятие как республиканский фестиваль-ярмарка работников села государственного уровня проводился в Беларуси ежегодно, а с 2014 года формат праздника изменён на локальный - фестиваль организуется в одном из районных центров Беларуси каждой областью самостоятельно.

В чём суть данного праздника, каковы его традиции, расскажем в данной статье.

Дожинки (Дажынкі) представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил христианизацию и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня.

Считается, что городу, которому выпадает честь принимать этот фестиваль, повезло: там проводится масштабная реконструкция основных улиц, строятся спортивные комплексы, больницы; учреждения культуры получают долгожданное дополнительное финансирование. По интернет-запросу «Дажынкі» или «Дожинки» в течение всего года можно найти отчетные статьи об освоении бюджета праздника исполнительными властями городов, принимающих фестиваль. На сайте Kraj.by постоянно выкладываются фотоотчёты о том, что меняется в городах. Каждый район имеет свою эмблему праздника.

Изображение: nterfax.by

Осуществляя грандиозную программу возрождения села, Беларусь умело начала использовать давние народные обычаи.

«Мы возродили традицию…», - так когда-то сказал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко о ставшем всенародным празднике «Дожинки».

Современные «Дожинки» (Обжинки) за эти годы превратились в республиканский фестиваль-ярмарку тружеников села, своего рода - День работников сельского хозяйства. Каждую осень страна благодарит своих хлеборобов за самоотверженный труд. На «Дожинках» традиционно награждают победителей всевозможных сельскохозяйственных соревнований.


Фото: content.foto.my.mail.ru

Первые возрождённые «Дожинки» (Обжинки) прошли в 1996 году в Столине Брестской области, где ещё с советских времен на границе Беларуси и Украины, у Монумента дружбы осенью традиционно устраивали праздник-ярмарку. Тогда этот праздник назывался Полесский кирмаш. На время кирмаша на центральных улицах города и в парке разбивали шатры, устанавливали декоративные заборы из лозы - в общем, празднику старались придать дух села. Именно на этих осенних ярмарках в Столине и был фактически создан сценарий современных «Дожинок».


Фото: s12.stc.all.kpcdn.net

Чтобы понять суть данного названия, необходимо напомнить, что на территории современной Беларуси исторически переплелись различные религии, в том числе: православие, католицизм, протестантизм, иудаизм и конфессии, при этом в Полесье - сильны традиции католичества.

С середины XIII в. Ливонский орден, Ватикан и Польское королевство начали распространять на белорусских землях католичество.

В середине XVI в. на территории Беларуси кроме православия и католичества распространились различные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм, арианство. Положение православной церкви в Речи Посполитой ухудшилось во второй половине XVI в. в связи с Контрреформацией (религиозно-политическое движение против Реформации, за восстановление позиций католической церкви), которая боролась не только с протестантизмом. но и с православием. Гонения на православную церковь усилились в связи с заключением Брестской церковной унии (1596 год), которая объединила православную церковь Беларуси и Украины с католической. В результате была создана греко-католическая церковь, подчинённая римскому папе, использующая католическую догматику, но сохранившая православные обряды. Унию не приняло большинство православных верующих и она насаждалась насильственными методами. Ограничение прав православных в Речи Посполитой продолжалось и в XVII-XVIII вв. В середине XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой осталась единственная православная Могилёвская епархия.


Фото: nevelikc.ru

Многие традиции кирмаша, зародившегося в XV веке в Полоцке, ещё недавно были утеряны и забыты. Не одну научную экспедицию снарядили Петр Адамович Гуд, старший преподаватель Института культуры в Минске, и научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР Леонид Иосифович Минько, чтобы восстановить этот праздник.


Фото: img.tyt.by

Сейчас кирмаш ежегодно проходит в Бресте, в Полесье и на Гродненской земле.

Кирмаш всегда был известен как праздник-ярмарка, поэтому неслучайно первые «Дожинки» и были проведены на Брестской земле.

Заметки на полях. Значение слова «кирмаш»

  1. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир:
  • м. зап. немецк. рынок, торг, базар. У раскольн. зап. губ. гулянье, народный праздник. Кировать? твер. торговать или промышлять.
  1. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография):
  • Кирмашъ - родъ ярмарки (Jahrmarkt). Ср. Kirmes (Kirchmesse - церковная служба), ярмарка (годовой церковный праздникъ).

Как видно, истоки данного праздника, как и само значение слова «кирмаш», исходят из христианства.

А в сравнении с современными «Дожинками», столинский дебют 1996 года не был отмечен миллиардными затратами. Но, как вспоминают местные жители, в отличие от теперешних грандиозных торжеств, первые «Дожинки» были праздником не столько для чиновников всех мастей, сколько для простых сельских рабочих, как и положено быть празднику окончания уборки урожая.

Истоки праздника


Изображение: unwatchid.ru

Культура белорусов тесно связана с землёй, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут своё начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарём. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников.

Мудрость предков, заложенная в древнеславянские языческие обряды, была настолько очевидна, что многие из них стали основой современных народных праздников и традиций. И хотя язычество как религиозная форма верований на Руси прекратило существование (официально) после принятия христианства, искоренить впитываемые с молоком матери устоявшиеся традиции из подсознания людей церковнослужителям по сей день не удалось.

Почему праздник называется - Дожинки? Вот что написано в Большой советской энциклопедии:

«Дожинки, старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Этот обряд известен у всех земледельческих народов, в частности у славян, немцев и др. В древности служил приёмом колдовства. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряжённый в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками» (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. 591 с.).

Таким образом, если Полесский кирмаш имеет корни католицизма, то «Дожинки» - это чисто языческий культовый обряд.

Фото: naviny.by

Отмечаемый на государственном уровне праздник урожая - не эксклюзив Беларуси. В Польше общенародный праздник-ярмарка «Дожинки» были инициированы ещё в 1927 году тогдашним президентом Игнатием Мосцицким. «Президентские Дожинки» праздновались до 1938 года ежегодно в сентябре в Спале под Лодзем, где тогда располагалась летняя резиденция польских президентов. С 1946 года по 1980 год в Польской Народной Республике регулярно проходили «Центральные Дожинки» с идеологическим уклоном. После 1980 года акценты праздника изменились в сторону народных и религиозных традиций. В 2000 году президентом Александром Квасневским были возрождены «Президентские Дожинки».

Мир глазами древних славян


Изображение: nester67.narod.ru

Главный смысл всех проводимых древними славянами таинств состоял в том, чтобы привлечь к своим действиям внимание высших сил. Язычники веровали, что существует три необъятных параллельно существующих структуры бытия:

  • реальный, мир людей;
  • потусторонний, мир духов, мертвых душ и нечистой силы;
  • божественный, принадлежащий многочисленным Богам и силам природы.

Чтобы обитатели миров могли взаимодействовать и сохранять гармонию в своих владениях, как раз и проводились различные языческие ритуалы.

Человечество времён язычества было убеждено в том, что все окружающее пространство наполнено божествами и духами. Избранные жрецы племени приносили от имени народа жертвы своим незримым всемогущим соседям, которые относились согласно верованиям к четырем основным стихиям: воде, земле, огню и воздуху.

Каждое племя поклонялось своим собственным божествам и в этом была сила существующих на одной территории общин. Но и слабость их была налицо, поскольку родовые сообщества были немногочисленны и постоянно враждовали между собой, отстаивая свое право на свободное существование.

Ежедневно проводились ритуалы воздаяния почестей провозглашенным в племени Богам, потусторонним духам, старейшинам и славным предкам рода. Любое неправильное действие вершителей языческих таинств могло стать роковой ошибкой и повлечь страдания целой общины, и даже навлечь гибель на всех её представителей, поэтому подготовка к ритуалам была долгой и скрупулезной, а главных исполнителей - волхвов - обучали своим обязанностям с младенчества.

Какие же языческие обряды древних славян , наиболее для них значимые, достались современникам как культурное наследие?

Разнообразие языческих обрядов объяснялось их прямым предназначением: любое важнейшее событие в жизни рода и отдельных его представителей должно было получить одобрение посредством общения с духами природы, происходящего в момент специального ритуала. Самыми значимыми считались таинства:

  • погребения;
  • имянаречения;
  • раскрещивания;
  • свадьбы;
  • переезда (новоселья);
  • пострижин;
  • колядования;
  • сбора урожая (жатвы).

Были и другие, не менее интересные старорусские обряды : братчина, банный обряд, тризна, обряд живого огня, прощание с чуром и даже похороны мух.

Славяне всегда очень хорошо относились к праздникам, отмечали их всегда радостно и весело, выполняли все необходимые ритуалы. Обязательным были и устроения пиршеств, причем львиная доля яств и даров предназначалась Богам.

Славянские празднества и традиции во многом зависели от территориальной принадлежности народа. К примеру, восточные славяне (современные Россия, Украина и Беларусь) в своем календаре опирались на периоды, значимые для обработки земель, поскольку их основным занятием было земледелие - Бабьи Каши, Жатва, Спасы (яблочный, медовый, хлебный).

В защиту славянских языческих праздников и обрядов следует сказать, что какими бы нелепыми и даже варварскими они ни были, их можно оправдать той эпохой. Другое дело, что, чем совершенней становится народ, тем избирательней он должен относиться к своему культурному наследию: традициям, приметам, суевериям и пр. Помнить и знать историю своих предков потомки обязаны, а вот использовать накопленные знания следует с учётом глобальных перемен в жизни и мировом разуме человечества.

Традиционные дожинки - не автономный праздник, как, например, Новый год. Это третий элемент традиционного белорусского религиозно-ритуального «триптиха», связанного с уборочными работами, в который входят так называемые «агледзiны i пакрыванне поля» (осмотр и покрывание поля), «зажынкi» (зажинки как начало жатвы) и собственно «дажынкі» (дожинки как окончание жатвы). Как отмечают этнографы, изначально сельскохозяйственные обряды являют собой ритуалы поклонения языческим духам и богам, направленные на обеспечение их благосклонности в вопросах сбора и хранения урожая, а также урожая следующего года. Эти ритуально-магические комплексы, однако, сильно видоизменились под влиянием христианства.

По этнографическим свидетельствам, в Беларуси указанная группа обрядов, связанных с уборкой урожая, была чрезвычайно широко распространена ещё в начале ХХ века; они практиковались повсеместно с некоторыми вариациями.

Описание обряда

Приведём в общих чертах описание обрядов.

Если осмотр поля совершал хозяин, то покрывание поля всегда считалось делом женщины. В зависимости от местности в поле шла либо хозяйка, либо главная жнея, либо молодая, недавно вышедшая замуж женщина. Обряд состоял в том, что, сжав один сноп, женщина обматывала его отрезом нового полотна или рушником, подкидывала его, пела или что-то приговаривала.

В данных заговорах присутствуют языческие и христианские элементы. У Бога, а до этого у духов поля и небесных богов, спрашивали разрешения на начало жатвы, советовались, просили щедро отдать людям выращенный урожай.

Зажиночные священнодействия направлены в основном на то, чтобы обеспечить успешный сбор урожая (в плане благоприятной погоды, здоровья и сил тружеников, отсутствия прочих мешающих уборке урожая факторов).

Л. Хрышчанович так описывает этот обряд:

«Обычно зажинки справлялись в субботу вечером. К зажинкам готовились заранее, прибирали в доме, застилали чистой скатертью стол, клали буханку хлеба и ставили соль. Зажинальницей выбиралась женщина «легкая на руку», чтобы всё жниво выдержала и провела успешно. Зажинальница приветствовала ниву: «Добры дзень, нiўка, яроднае жыта!», зажинала несколько стеблей, скручивала их и подпоясывалась ими, а первый сноп ставила со словами «Стаўлю сноп на сто коп, на тысячу мерак», клала под него хлеб и сыр. Потом хозяйка забирала этот сноп домой и зерно из него подмешивали к семенам следующего года» (Хрышчанович Л.У. Беларуския народныя святы, звычаи, абрады. Менск: БДУ, 1992. 137 с.).

Обряд дожинок отправлялся в связи с окончанием жатвы. Приурочивалось это событие традиционно к 22-23 сентября - дням осеннего равноденствия. Как сообщают этнографы, «в народном календаре им предшествует праздник Багач (Богач), а в христианском - Вторая Пречистая, или День рождения Богородицы». Оба праздника празднуются 14 (21) сентября. И это действительно важный момент, так как во многих архаичных религиях даты равноденствий, как и даты солнцестояний, почитались сакральными. У многих индоевропейских народов с днём осеннего равноденствия был связан праздник Нового года, а окончание жатвы - дожинки - оказывались одним из элементов сложного ритуально-обрядового комплекса, в котором эклектично и в то же время гармонично сплетались мифы о родящей мощи земли, щедрости духов природы, небесная и солярная мифология. Необходимо было отблагодарить «духов хлебной нивы» или Бога за полученный урожай и магическими методами гарантировать благосклонность высших сил на будущий год.

Обычно дожиночный обряд включал в себя следующие элементы: в последний день жатвы на поле собиралась толока, самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве и сама начинала жать с ритуальной песней.. Особой значимостью наделялись последний стог и последние стебли.

Фото: e-libra.ru

Последний стог, так называемый дожиночный, украшенный или даже ряженый в женские платья, оставлялся в избе рядом с зажиночным до следующего года. Последние колосья, около тридцати, оставлялись на ниве. С ними связан интересный ритуал. Из девушек выбиралась самая красивая («Багіня»), и она полола траву под последними стеблями, затем под них клалось и наливалось угощение: хлеб, сыр, спиртное, а сами колосья заплетались в т.н. бараду (бороду). Мифологи связывают обряд «завивания бороды» с жертвой козлоподобному духу нивы. Некоторые исследователи усматривают в этом акт благодарения душ предков за помощь в уборке урожая.

Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках, они все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным.


Изображение: otvet.imgsmail.ru

Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции 1917 года и до Великой Отечественной войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960-1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Изменение условий труда, использование техники и новых технологий вместе с изменением трудовых народных традиций в целом, оказали влияние и на старинные «зажинки» и «дожинки». Значительно сократилось количество участников жатвы. Если раньше главными действующими лицами были жнеи, то в новых условиях главными в уборке урожая стали механизаторы, работники зернотоков и т.д.


Фото: zhodinonews.by

Однако не исчезли совсем и традиционные народные ритуалы: как и раньше жнеи с серпами выступают обязательными участниками праздника «дожинки», сохранился «дожиночный сноп», венок из колосьев, каравай из зерна нового урожая. Дожиночный сноп обычно вручают руководителю хозяйства. Венками, хлебом-солью приветствуют лучших мастеров уборочной страды. Дополняют праздник концерты художественной самодеятельности. Сегодня мы видим, что народные традиции нашли своё продолжение и в XXI веке, правда, в виде праздничного карнавала.

Трансформация праздника на современном этапе


Изображение: nn.by

В начале 1930-х годов был введён профессиональный праздник День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, который отмечался во второе воскресенье октября.

В Беларуси, России эта дата зафиксирована и по сей день. По своему содержанию этот праздник призван чествовать тружеников села, крестьян. И хотя он отмечался не в те же дни, что Дожинки, однако сам факт, что профессиональный праздник аграриев и животноводов календарно приурочен к моменту окончания сбора урожая, с одной стороны, представляется довольно логичным и правильным, а с другой стороны, оказывается эффективным социально-политическим ходом.


Фото: kp.by

Народный праздник урожая (символическое и ритуальное ядро которого составляют дожинки), праздновавшийся до того сугубо локально (в рамках отдельных хозяйств и общин), в формате Дня работников сельского хозяйства получает статус общенационального праздника. Дата торжеств, до того плавающая и обычно более ранняя, оказывается зафиксированной. Соответственно, сильно формализуется и формат проведения праздничных мероприятий. Обряды освобождались от их мистического и магического измерений, постепенно превратились из процесса взаимодействия человека с потусторонними силами в некие действия, совершаемые по инерции, по традиции. Сами аграрии, носители этой традиции, утратили понимание сакрального смысла исполнения обрядовых действий.

Многочисленные теории ритуалов, разработанные в религиоведении и культурной антропологии, утверждают, что ритуалы и обряды в ситуациях утраты своего сакрального измерения и, следовательно, цели своего исполнения перестают функционировать как средство связи человека с сакральными сущностями и перестают быть необходимой составляющей правильного и нормального поведения человека в его отношениях с тем миром, в котором он живет. Теряя свое сакральное ядро, обряды непременно рудиментируются, упрощаются и постепенно забываются.

Современные Дожинки - республиканский фестиваль-ярмарка


Изображение: onlinegrandcasino.ru

Сразу отметим, что эти элементы - марш тружеников села, праздничный митинг с участием Президента, награждение ударников труда, выставка агротехники и достижений народного хозяйства, концерты фольклорных коллективов и выставки- продажи работ народных умельцев - безусловно, относятся к советскому наследию, а к религиозным ритуалам не имеют ни малейшего отношения. Тем не менее, Дожинки как некое действо, пускай даже карнавального характера, имеет отношение к окончанию сбора урожая и тем смыслам, которые работники сельского хозяйства связывают со своей деятельностью, с землёй, с процессами рождения, всхода, созревания растений, с оборотом энергии в мире и, в конечном счете, с людьми, которые живут, потребляя эти дары природы. И все это не может не выражаться как-то символическим образом в том действии, которое происходит, пусть даже в виде фестиваля.

По своей организации праздник как массовое мероприятия мало чем отличается от любого другого народного гуляния (Праздник города, День Победы). Определённый колорит гуляниям придают композиции из овощей, сена и другие инсталляции, символизирующие Праздник урожая.

На сегодняшний день Дожинки как республиканский фестиваль-ярмарка работников села является скорее наследником советского Дня работников села, чем возрождением (реконструкцией) более глубоких, аутентичных для дожинок религиозно-магических обрядов. Обряд получает ипостась ярмарки и карнавала. Магическая символика, присутствующая в народной одежде, украшениях, предметах быта, обрядах и т.д., практически не прочитывается как религиозно-магическая; она используется как элемент фольклора, элемент сказки или мифа, потерявших свою актуальность, свою силу и значение для сегодняшних белорусов, но способных ещё подчеркнуть национальный колорит. Однако искомые элементы подлинной религиозной ритуальности всё же могут быть обнаружены в современной белорусской культуре. Они живы в самой среде аграриев, в локальных сельских празднованиях дожинок, в тех мероприятиях, которые с ними связаны.


Фото: gomel-fermer.by

Формат локальных дожинок имеет место в западной Беларуси. Об этом свидетельствует, например, заметка «У СВК Варняны справiлi дажынкі» из газеты «Астравецкая прауда» от 7.09.2011 года. И в нём есть место сакральному элементу: участие ксендза является важной частью данного мероприятия. Более того, сама форма проведения мероприятия, те смысловые связи, которые в свободной форме (особо подчеркнём) рождаются в процессе его проведения (например, передача дожиночного снопа скотоводам) свидетельствуют о его естественности и необходимости в жизни сегодняшних тружеников села.


Фото: sb.by

С 2014 года изменен формата проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки».

Президент А. Лукашенко отметил, что для тех городов, где проходил фестиваль, оставался хороший след. Однако у нынешнего формата «Дожинок» есть и свои недостатки. Прежде всего главу государства не устраивает сезон проведения праздника - начало осени. В это время можно подвести итоги только на основании валовых объемов собранного зерна, его урожайности. Однако такой важный показатель как эффективность продаж, полученный доход остаётся неучтенным. Поэтому Александр Лукашенко считает, что лучших аграриев на республиканском уровне необходимо чествовать в начале календарного года, а проводить церемонию во Дворце Независимости, где будут вручаться, в том числе и государственные награды.

«Дожинки» же решено проводить в районах на базе одного из агрогородков. По мнению Президента, таким образом за 10-12 лет их приведут в порядок. На областном уровне фестивали будут устраивать в районных центрах, за исключением городов областного подчинения и тех, где уже проводились «Дожинки».

Послесловие


Фото: kraj.by

Превращаясь в профессиональный праздник работников сельского хозяйства, в Дожинках религиозный ритуал формализуется, перестает быть магическим ритуалом, так как утрачивается адекватное восприятие связанных с ним смыслов; обряд сохраняет отдельные элементы только в отчужденно-символическом, фольклорном виде, становясь республиканским (а теперь и местным) фестивалем-ярмаркой работников села и перемещаясь в город. Та форма, которую на протяжении последних пятнадцати лет Дожинки обретали как республиканский праздник, организуемый на государственном уровне в рамках программы по возрождению и развитию села, является своего рода новой формой не религиозного ритуала, призванного легитимировать для его участников определенный миропорядок, устанавливаемый, однако, уже не мистическими силами (духами и богами), а государственной властью.

Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо, что есть такие значимые республиканские мероприятия как «Дожинки», где прославляется Человек Труда. Хорошо, что эта традиция остается и на областном уровне.

Следует отметить, что имеет место трансформации белорусского общества, как и во всём мире, и то, что современный праздник имеет языческое название (при отсутствии всевозможных ритуалов и обрядов), свидетельствует лишь только о том, что и власть, и население страны уважают традиции своего народа.

Благодаря «Дожинкам» жители глубинки имеют почти столичную инфраструктуру, которая активно ими используется. И неудивительно, что для населения райцентров, в которых проходил агрофестиваль, время разделилась на «до» и «после» «Дожинок».

Материалы:

Обычаи и традиции Беларуси. Дожинки
http://probelarus.by/belarus/information/tradition/dozinki_obychai_i_tradici.html

Православие и католичество на территории Беларуси
http://geum.ru/kurs/pravoslavie_katolichestvo_territorii_belarusi_xiv-xviii.php

Языческие обряды и ритуалы старины

Сценарий праздники дожинки.

На сцену выходят девушки.

Матушка родимая!

Нивушка-нива благодатная!

Поклонится тебе в пояс вышли, на спожинки.

Отдыхай родная, скоро вьюги да зазимки!!

(слышится колокльный звон)

В: (собирает колоски) Скоро матушка домой придет,

Да с заутренней хлеб из повинны принесет, ох уж и ждем мы освященного то хлеба

П: василинка, плети венок то скорей, а не то на мирскую складчину на боярский двор не успеем.

В: Так чисто ныне в поле поработали, все подобрали, даже бороду завить не из чего!!

Я: Паулинка, Василинка у меня тут как раз три колоска осталось. Давайте ленты скорей!!

(девушки несут ленту, завивают бороду, пригибают к земле и присыпают землей)

К: Яринка, где соль с хлебои-то, клади на бороду!! (кладет)

Я: Вот тебе борода, уроди нам ржи и овса.

(выходит женщина со снопом и с ней мальчик)

Кар: ОЙ девоньки и умнички же вы и бороду завить успели.

А ну –ка я сноп последний дожиночный рядом поставлю (ставит) приговаривает

Духи полевики! С поля не уходите, урожай будущий стерегите. Вот вам жилье до весны красной.

Борода завитая, да сноп дожничный. Кто хочет так в поле зазимует, а кому охота, так в краном углу в дожиночном снопу.

(ВСЕ КЛАНЯЮТСЯ НА СНОПЫ И БОРОДУ)

Исстари так ведется, не нами придумано, да нами соблюдается девоньки.

1 сноп свят, и последний сноп свят

1 сноп год кормит, а дожиночный новый урожай стережет. (берет в руки сноп и отдает мальчику)

А ну-ка Михась, тебе сноп ныне на двор боярский нести.

А Василинке ныне венок надевать.

ВЫХОДЯТ ТРИ ДЕВУШКИ

    НИКАК УЖЕ С ПОЛЯ УХОДИТЬ СОБРАЛИСЬ?

Кар: Да, приготовились!

    Весь обряд то справили, а по полю прокатались, силушки попросили?

Кар: А и то девоньки забыли. С 15 августа до 29 молодое бабье лето наступает, огородная работа ждет.

    Вот, вот косточки на жниве поломали, пора и силы у Землицы попросить!!

Паулина: А как это?

2. а вот так (садится на землю, остальные за ней, а потом ложатся и несколько раз переворачиваются, катаются)

1. Жнивка, Жнивка!! Отдай мою силку

2. на пест на молотило, на колотило!

3. на кривое веретено!

Каролина: (садятся все. Хватит теперь силушки в огородах урожай собрать и зимнюю работу на дворе справить. (выбегают парни с ведрами и поливают на женщин)

3 Ах, чтоб вам (отряхивается) соскакивает с земли.

Кар. – не ругася. Положено так-то. На будущий плодородный дождь стараются.

Михась становись со снопом вперед, за ним Василинка вставай.

А мы за вами. Пошли дружнее на боярский двор.

В. Ой вы спожинки дожинки

Слава нашей госпожинки

Славу славную поем

На господский двор идем.

(выодят боярин и боярина)

Кар: Здравствуй отец юлагодетель боярин

Здравствуй матушка госпожа боярыня. Сноп последний дожали

Во двор широкий принесли

Прими боярин сноп с покропом

(сноп передается, все друг другу кланяются)

Вас. А тебе матушка боярыня веночек завитой,

На богатство, на здоровье, на радость.

Боярин: Примите и вы от нас хлеб соль с нового урожая. (приходит по кругу все пробует хлеб) остатки хлеба она заворачивает в рушник)

Мирской хлеб из новой муки- святой хлеб, целебную силу имеет. От хвори лечит, красоту дает. На божнице до нового урожая хранить его буду. Так помните- нужда придет, на наш двор загляните, да кусочек попросите.

Боярин: а теперь отдыхайте!

До успенья все спетье убрать успели. Пора и хоровод заводить на белом божьем свете всему свой час.

ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ.

Кар. Ах девчушки пичушки

Не успели дожинки отгулять

Об осенних посиделках шепчетесь

9девч. Смущаются и убегают)

Каролина: и то, с успенья не успеешь жениха присмотреть, так зиму в девках просидишь. И чей сват нынче остальным покажет?!

А! (машет рукой) то другой праздник будет, а ныне дожинки празднуем.

Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу

Уродится на лето

Рожь с овсом.

С дикушей

Со пшеницею

Из колосуосьмина

Из зерна коврига

Из полузерна пирог. Родися, родися

Сценарий праздника «День села» подготовила Заведующая клубом Валентина Александровна Бондарчук. МКУК «КДЦ Лоховского СП» клуб д. Жмурова. Он подойдет для праздника в поселке, деревне или подворье. Конкурсы с различными номинациями в серьезной и шуточной форме можно подредактировать под жителей вашего района.

Торжественное открытие праздника «День села»

Оформление: Перед въездом в село установлен указатель со стрелкой и надписью: «Юбилей села — …. лет ». Центральная улица украшена разноцветными флажками. Площадь перед зданиями Дома культуры и сельской администрации украшена шарами, флажками, между столбами натянуты веревки с разноцветными лентами. На здании Дома культуры транспарант: «Люблю тебя, село мое». Возле здания сельской администрации сцена 4 х 4 метра. Сцена украшена шарами, цветами.

Начало схода

Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Перед началом праздника работает торговля. Скоморохи, клоуны забавляют детей, взрослых.

В 11:30 Сбор участников художественной самодеятельности

В 11:35 подходит школьный коллектив

В 11:40 встречаем долгожителей села, подходят детские сады «Колокольчик», «Солнышко»,

В 11:45 подходит коллектив почтовой связи, дома-интерната для престарелых

Звучит народная музыка. Музыка стихает.

12.00 – Разбегаются в разные стороны села мальчики с колокольчиками, приглашая всех к началу представления.

Звучат колокола.

Как не любить мне эту землю? Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая, прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее, там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее…

Пока звучат слова, хореографический коллектив поднимается на сцену.

Номер: Хореографический коллектив, «Русский танец».

В конце номера девушки выходят и разворачивают рушник «С праздником!».

Участники номера уходят.

Звучит фонограмма музыки «Широка страна моя родная»

На сцену поднимаются ведущие праздника .

Ведущий 1: Добрый день, дорогие …..!
Добрый день, уважаемые гости нашего села!

Приветствуем вас на нашей земле!
В уютном, хорошем и дружном селе!
Овеяны славой поля здесь, пригорки.
Нет в мире прекраснее нашей сторонки.

Ведущий 2: Родному краю, любимому селу,
Вам земляки, гости, друзья, соседи
ПОСВЯЩАЕТСЯ наш праздник!

Ведущие уходят.

Номер: Вокальный коллектив «….», песня «Цвети, земля моя».

Выходят ведущие

Ведущий 1: Шепчет ветер ласковый
Нежные слова,
От цветов душистых
Кругом голова.

Да и солнце светит
Как-то веселей,
Оттого, что нынче
Праздник на селе.

Ведущий 2: Ветки на березах
Пустились в перепляс,
Птички пеньем звонким
Развлекают нас.

Не плывут, а пляшут
Тучи в вышине,
Оттого, что нынче
Праздник на селе.

Ведущий 1: У селян веселые,
Радостные лица,
Собрались на праздник
Петь и веселиться.

Гостем долгожданным
Праздник к нам пришел,
Значит, будет весело,
Будет хорошо!

Ведущие уходят

Номер: Вокальный коллектив «…» — песня «Бабье лето»

Выходят ведущие

Ведущий 2: Природа подарила нам сегодня солнечный день, и ваши лица тоже сияют, как солнце. Сегодня у нас с вами праздник: …-летие нашей прекрасной ….. И хотя этот день не отмечен в календаре, мы отметим его красным цветом в летописи нашей истории.

Ведущий 1: Среди лесов и полей на месте, где тихая речка течет, когда-то первые поселенцы построили несколько изб. Много воды с тех пор утекло.

Ведущий 2: Год за годом строилось и расширялось поселение, со всей Руси шел сюда народ рабочий. И появилось уже не маленькое поселение, а большое и красивое село, в котором проживает славный и трудолюбивый народ.

Ведущий 1: Дорогие односельчане, для приветствия и поздравления мы приглашаем на сцену главу поселения……

Ведущие уходят

Выступление главы

Номер: песня «На горе-то калина».

Выходят ведущие.

Ведущий 1: А сейчас мы просим всех пройти в наш Дом культуры на продолжение праздника.

Звучит русская народная музыка. Ведущие уходят.

«ЖИВИ, СЕЛО!»

Сценарий театрализованного представления

Действующие лица:

  • Крестьянин
  • Гость 1
  • Гость 2.

Перед началом праздника в зале звучат песни о родной земле.

В фойе: фотовыставка: «село: события, люди», выставка всех умельцев села, проходит голосование «Лучшая усадьба».

Всех приглашают в зал. Гости проходят в зал. Медленно в зале гаснет свет.

Прожектор освещает сидящих на скамье старого крестьянина с внуком, листающих старую книгу (летопись).

Открывается экран, демонстрируются слайды: «Краткая историческая справка по истории образования поселения».

Звучит фонограмма музыки «Посвящение Земле».

Крестьянин : название села – привольное селение

Милый край, навеки мне родной,
И цветенье яблонь, и сирени,
И поля лежат предо мной.

Светлые березы и осины,
Птичий щебет и вороний грай
Из печальных деревень России
Люди шли за счастьем в этот край.

Жить на новом месте начинали,
Экономя каждый медный грош,
Хмурые деревья корчевали,
Чтобы здесь зазеленела рожь.

Демонстрируются слайды: «Наше село в …»

Крестьянин : Широка, ты земля, сибирская!
Все поля, да луга бескрайние
Все леса, да горы величавые,
Реки полные вдаль спешащие.

Хороша Сибирь, наша матушка,
Воздух – пить можно,
Небо – взглядом одним необъятное.
И среди этой красы чарующей
Сердцу нет милей тебя,
Земля…..!

Как не любить мне эту землю?!
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы там, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее…

Демонстрируются слайды: «………..».

Звучит фонограмма музыки «Как родная меня мать провожала…»

Внук:

1.Мне бабуленька моя рассказала,
Как в колхоз её семья да вступала.

2.Как чужие дяди к нам заявились,
В страхе взрослые и дети молились.

3.Все детишки на коленях лили слёзы:
«Ты нас, Боженька, спаси от колхоза!»

4.Батька с мамкой их колхозом пугали,
Непослушных сдать в колхоз обещали.

Крестьянин:

1.Вот какие времена раньше были,
Мы их, детка, до сих пор не забыли.

2.А теперь вот вас колхоз испугался,
Он долгами весь зарос и распался.

3.Вновь чужие дяди к нам заявились,
И на наших трудоднях поднажились.

4.Не пора ли молодым просыпаться?
На судьбу свою вам грех обижаться.

Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела не мало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

Наше село празднует свой юбилей,
Есть много в селе достойных людей.
Механизатор, строитель и плотник,
Доярка, учитель, торговый работник.

Каждый на месте рабочем своем
Славу села мы вместе куем.
Колосится пшеница на широких полях,
И тянется речка в наших краях.

По берегу правому подступает тайга,
Жить и работать здесь всем на века!

По окончании экран гаснет. Загорается свет.

Крестьянин и внук уходят

Номер: Вокальный коллектив «….»

Песня: «Село мое»

Выходит крестьянин

За кулисами звучит фонограмма русской народной музыки: песня «Василис»

Крестьянин : Ветер весело шумит,
Там честной народ гуляет,
Праздник весело справляет.

(На сцене появляются гости в русских народных костюмах.)

Номер: хореографический коллектив «..…»

Встреча гостей хлебом и солью.

Крестьянин : Ой, вы, гости – господа,
Долго ль ехали, куда?
Ладно, за морем, иль худо
И какое в свете чудо?

Гость 1 : Что сказать тебе в ответ.
Мы объехали весь свет —
Там везде житье не худо
В мире, вот какое чудо!

Гость 2 : Там, где лес шумит,
Село такое стоит
Окружено протокою
Вольною, широкою.

Гость 1 : …… село зовут,
Люди добрые в нем живут,
А девчата озорные
Про места поют родные.

Право, песни хороши,
А поют как? От души!

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня: «Колодец»

Номер: Вокальный коллектив «…..» . Песня: «Целый год»

Выходят гости, крестьянин

Крестьянин : Расскажите правды ради,
Что видали вы еще?

Гость 2 : 33 богатыря,
Чтоб не тратить время зря,
Пшеницу быстро всю убрали
И опять поля вспахали.

Крестьянин : Поля, вы мои, поля!
Серые и золотистые.
Сколько сил люди вложили,
Чтоб были красивые и чистые.

А в теплую ночь на рассвете
По тракту спустясь в борозду,
Ладонью трогая теплые комья,
Шли отдохнуть на межу.

И по-прежнему в нашем селе работают крестьянско-фермерские хозяйства.

Гости уходят.

Крестьянин: А сейчас наступил торжественный момент – награждение лучших работников.

По итогам уборочной работы

Просим подняться на сцену:

……………………………………

………………………………………

…………………………………….

Крестьянин уходит

Номер: Вокальный коллектив «…» Песня: «Покосы»

Выходят гости, крестьянин.

Гость 1: А еще в селе-то том —
Лес имеется при нем,
Людям польза и зверушкам
Чистый воздух на опушках.

Крестьянин : Ведь ты – Человек!
Ты сильный, умный и смелый!
Ты землю родную прекраснее сделай,
Вложи в нее душу и сердце свое,
Чтоб внукам на память оставить её!

Гость 2 : И люди живут – просто класс!
На ложках играют
И народные песни поют,
Коль попросите — «Барыню» спляшут.
Кого хочешь, за пояс заткнут.

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Частушки.

Номер: детский сад, номер: Танец «Мосток».

Выходят гости, крестьянин

Крестьянин: Добрых людей очень много на свете.
Каждый из них оставляет свой след,
Каждый из них маячком ярким светит.
В жизни у каждого много побед.

Ради хорошего, ради святого
Каждый из них в этом мире живет,
Добрые люди поселка родного!
От земляков вам поклон и почет.

Мы просим подняться на сцену: …………..

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня «Если добрый ты»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1 : А еще видали вот что мы:
Там люди пожилые – сердцем молодые,
Сколько повидали они путей – дорог!
Горячо любили и детей растили,
И надеждой жили: меньше бы тревог.

Долгожители села:

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня: «Печки-лавочки»

Номер: Песня «Завалинка»

Выходят гости, крестьянин

Гость 2: Есть династия в селе:
Все таланты в той семье –
Хоть квартетом, хоть дуэтом
Нам споют о том, об этом.

Стихи читают,
о танцах не забывают.
И, пожалуй, им не лень
Выступать хоть целый день!

Ведущий 2: Самая творческая семья: …

Ведущий 1 : А сейчас торжественный момент — награждение!

Ведущий 2: Просим подняться на сцену: …..

(вручение подарка)

Гости, крестьянин уходят.

Номер: стихотворение «Тихая деревня»

Демонстрируются слайды: Фотографии села «Село мое родное»

Звучит фонограмма бубенцов.

Выходят ведущие, гости.

Гость 2 : Свадьба радостная грянула:
,
И любовь сияет заново,
Аромат струит букет.

Дорогие, поздравляем вас,
И желаем не стареть.
Чтобы счастье не растаяло,
Чтобы голосу звенеть.

И какие испытания
Ни придут – желаем жить
Так, как первое свидание,
О котором не забыть!

Пусть любовь хранит всегда
Вас и впредь, родные,
И счастливая звезда
Светит как впервые!

Ведущий 1: Приглашаем на сцену семью ….

Регистрация

Награждение: (цветы, наборы посуды)

Ведущий 2 : У нас еще сегодня важное событие – свадьба у …..

Гость 1 : Приглашаем на сцену жениха и невесту:

Зал встает и осыпает зерном жениха и невесту.

Встреча молодых хлебом, солью.

Напутственное слово молодым от золотых юбиляров.

Крестьянин: Любви и счастья вкус
Известен, но не многим.
И вам дай Бог такой талант – любить…
И впереди у вас длиною в жизнь дорога,

И океан любви, в котором еще плыть и плыть.
Не сбейтесь с курса!
Пусть ваш парус алый
Из шелка ль он, изо льна,
Не станет через годы обветшалым,
И не изведает любовь, как якорь дна.

Вручение подарка (цветы, набор посуды)

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Песня «Мир не прост»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1: А еще в семье одной родился сын,
Надежда и опора,
Хоть станет он таким
Совсем еще не скоро.

Гость 2 : Ну а пока лежит
Он в маленькой кроватке,
Но время пробежит
И будет все в порядке.

Ведущий 1 : Мы поздравляем с рождением сына семью …

Вручение подарка (в зале) — пеленки, …

Гости, крестьянин уходят.

Номер: детский сад. Танец «Валенки»

Выходят гости, крестьянин

Звучит фонограмма слов из мультфильма «Трое из Простоквашино».

— Кто там?

— Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка».

Гость 1 : В селе-то том есть еще и почтальон.
Его призванье – сей скромный незаметный труд.
Он в каждом доме гость желанный,
Его все с нетерпеньем ждут.

Гость 2 : Он аккуратно в срок и скоро
Спешит всю почту разнести.
Ему желают все здоровья,
Успехов, доброго пути.

Гость 1: Открытки и письма, газеты, журналы –
Почтовая сумка вмещает не мало.

Крестьянин : И в дождь, и в морозы,
В любую погоду
Спешат почтальоны
Доставить народу.

  • По подведению итогов «Почтальон года», такого звания удостоен …

Мы приглашаем на сцену почтальона: …

А сейчас торжественный момент — награждение!

(вручение подарка – ….)

Гости, крестьянин уходят.

Номер: Вокальный коллектив «…….» Песня: «Я — деревня»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1: Вот село–то!
Все при нем.
Есть и храм в селе-то том.
А еще и терема
И сады-то. Вот дела!

Подведение итогов «Лучшая усадьба»

Лучшая усадьба семьи: ….

Крестьянин : Просим подняться на сцену

(вручение подарка – …)

Гость 1: Я, признаюсь честно, рада,
Не погибнет ……
Коль молодое поколенье
Дело делает с уменьем.

Гости, крестьянин уходят.

Номер: акробатические номера

Номер: танцевальный кружок. «Танец со шляпами»

Номер: вокальная группа. Песня « Большой хоровод»

Выходят гости, крестьянин

Гость 1: Все, что знали, рассказали,
А теперь и в путь пора –
Ждут нас новые все дали
И, конечно же, друзья!

Гость 2 : Что пожелать Вам?
Лучше нету
Тех слов, что сказаны поэтом.

«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье».

Крестьянин: Мы, как и все вы, — россияне!
Живем не ради слав венца.
Мы с вами – истые крестьяне
И будем ими до конца!

Мы говорим, а вы, приемля,
Запомните на век слова:
Любите дом!
Любите землю!
Храните память навсегда!

Да, много сел на белом свете.
И хоть кого сейчас спроси,
Дороже нашей ……
Деревни нет на всей Руси!

Номер: песня «О родном селе» в исполнении всех участников представления.

По окончании праздника проводятся игры и состязания на улице.

Массовое гуляние.

Еще интересно:

Посмотрите также:

Поделка из ткани "Пасхальная курочка"
МАСТЕР-КЛАСС "ПАСХАЛЬНАЯ КУРОЧКА" Автор работы - Колмогорова Наталья Ивановна, педагог дополнительн...

Малышок-голышок
Как сделать ребенку куклу быстро и просто? Вот такая игровая народная куколка малышок-голышок делае...

«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» - так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы - Спожинки (Дожинки).

Этот славянский праздник имеет целых две даты - 7 и 28 августа. Возможно, это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях, а может быть, это очередная дань христианству - приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице.

И это не случайно: Спожинки - один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай - не получишь следующего. Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно.

Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка - ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков.

Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле. Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье.

Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу, благодаря за сытный обед.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд - катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. Катаясь, бабы приговаривали:

Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
На пост, на колотило,
На кривое веретено,
На житьё-бытьё!

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко, с чувством благополучного завершения очень важного дела.

Красота! Всё-таки умели наши предки веселиться! Сейчас, кстати, многие традиции возрождаются. Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях, где собирают хлебный урожай. Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров, которыми сопровождался праздник последнего снопа, старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры. А уж какие шьются костюмы! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы.

Говорят, что после таких праздников не только настроение повышается, но и силы крепнут, и счастье в дом стучится!

В народном Обычае сбор урожая испокон веков был событием огромной важности. Праздничный день окончания жатвы назывался Спожинками и торжественно отмечался всей общиной. Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.

«Зачем это нужно? Ведь подавляющее большинство наших современников не сеет и не пашет» - спросят иные. Что ж, это так. Люди сейчас по большей части живут в городах, добывая себе пропитание весьма далёкими от земледелия способами. Но, так же как и наши далёкие Предки, мы с вами едим хлеб и другие плоды земли, а потому Спожинки и для нас остаются святым праздником. Кроме того, многие из нас всё же занимаются земледелием - на приусадебном участке, в свободное от работы время…

О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии; о праздновании Спожинок современными родноверческими общинами - работы В.С. Казакова, волхва Велеслава, и других исследователей народного Обычая, возрождающих его в Яви земной. Мы же с вами поговорим о том, как следует отмечать праздник урожая дома, в кругу семьи. Ведь родновер должен следовать Традиции не только находясь в общине, среди единоверцев, но и в своей повседневной жизни.

Прежде всего, скажу несколько слов о дате празднования. В современном Родноверии общины разных объединений отмечают Спожинки в разные дни. Так, согласно месяцеслову (календарю) ССО СРВ (Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры) дата праздника - 7 серпня (августа), а по календарю «Велесова Круга» - 15 серпня. Язычники же, ориентирующиеся на традиции народов Западной Европы, празднуют сбор урожая 1 серпня (этот день они называют Ламмас или Лугнасад). Я полагаю, что отмечать Спожинки всё же следует согласно Природе, а не календарям (в зависимости от климатических условий). К примеру, у нас, в Южном Зауралье, жатва начинается только в конце серпня (августа), а то и в начале вересня (сентября)…

Теперь перейду к этнографическим сведениям и собственным мыслям. Семейное празднование Спожинок, по моему скромному мнению, не стоит превращать? в повод для сбора всей общины - оно должно оставаться именно семейным (хотя, думаю, можно позвать на него нескольких близких друзей).

Перед началом праздника следует подготовить всё необходимое. На столе должны быть обрядовые блюда (хлеб, каша, пироги, мёд, яблоки и т.д.), и чаша-братина (для пускания по кругу во славу Богов и Предков). Хорошо, если участники праздника будут одеты в народную одежду, а из колонок (либо, что ещё лучше, - в живом исполнении) будет звучать славянская музыка (особенно - обрядовые песни). В Красном Куту помимо обычных атрибутов (малых капей Богов, свечи, требной миски или малого камня-Алатыря), должен стоять главный символ Спожинок - священный Сноп.

В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) - изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика). В «Велесовой Книге» говорится: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска». («То Велес учил Праотцов наших Землю пахать и злаки сеять и жать соломы на полях страдных и ставить Сноп в жилище и чтить его как Божественного Отца»). Этот источник не признаётся официальной наукой, но в родственных нам культурах засвидетельствованы схожие представления. Так, шотландское название последнего снопа - Старая Жёнушка (Кайллеах) или Дева (в кельтской мифологии известны Божества Кайллеах и Бригид, т.е. «Невеста»), а древние римляне именем Богини плодородия Цереры называли хлеб. Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание её в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за¬ключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» . Как видно из сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).

Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно. Здесь я вижу два выхода: либо заменить его другими плодами Земли, (желательно выращенными и собранными самостоятельно), либо сделать Сноп из подручных материалов. Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь всё-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и гово¬рит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идёт со времён завоевания Петром Великим Азовского Края. В то время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на Юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антонов¬ский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения» .

Приготовив всё необходимое, следует провести домашний обряд обычным порядком. Возжечь Огонь в Красном Куту, восславить Богов - подателей урожая (Велеса, Макошь, Даждьбога-Солнце, Перуна Громовержца, Мать Землю и иных), принести требу… После - сесть за праздничный стол (в порядке, определённом Обычаем), и приступить к трапезе, прежде всего - вкусив освящённого хлеба (в старину его, разумеется, пекли из зерна нового урожая) и пустив по кругу братину во славу Богов и Предков. Ну а, выйдя из-за стола, - веселиться как душа велит. ?

Слава Богам и Предкам нашим!

Дожинки: от обряда к современному празднику

На Беларуси ежегодно в конце сентября проводится «Республиканский фестиваль – ярмарка тружеников села «Дожинки». Наша страна единственная, где этот праздник отмечается на государственном уровне. А началось все в 1996 году в Столине Брестской области , где еще с советских времен на границе Беларуси и Украины, у Монумента дружбы осенью традиционно устраивали праздник-ярмарку. Тогда этот праздник назывался Полесский кирмаш. На время кирмаша на центральных улицах города и в парке разбивали шатры, устанавливали декоративные заборы из лозы – в общем, празднику старались придать дух села. Именно на этих осенних ярмарках в Столине и был фактически создан сценарий современных «Дожинок».

Белорусы, как и другие славянские народы, с древних времен были преимущественно земледельцами. Самым ценным, что было у народа, являлось зерно, получение которого требовало напряженной работы от сева до жатвы. Именно от урожая ржи зависела вся жизнь крестьянина и неслучайно жатвенные обряды своими корнями идут из далекого прошлого, когда им придавалось исключительно большое значение.

Весь земледельческий календарь белорусов разделялся на две части: первая – обряды зимние и ритуалы начала весны, предназначенные способствовать хорошему урожаю; вторая – обрядность, связанная со сбором выращенного урожая. Завершали летний период народного календаря обряды "зажинок" и "дожинок".

Как и сев, жатва имела несколько этапов, каждый из которых сопровождался интересными ритуалами. Подготовка к этому ответственному периоду начиналась задолго до его начала. Обычно почти везде на Беларуси рожь начинали жать от летнего праздника Ильи. О том, что жатва была ответственным событием в жизни хлебороба, свидетельствует уже само название месяца, когда оно происходило (на белорусском языке – жнівень). Начало жатвы, как и его окончание, из древних времен имело свою обрядность с характерными названиями: смотрины и покрывание поля, зажинки и дожинки.

Смотрины поля делал в начале уборки хлеба сам хозяин. Если он давал добро, то крестьянская семья готовилась к началу жатвы: чисто мыли дом, белой скатертью хозяйка застилала стол, на который ставился хлеб-соль.

Зажинки обычно начинались в те дни, которые не являлись постными или праздничными. С утра, еще до восхода солнца, происходил ритуал покрывания поля , который берет свое начало с древних представлений о духах поля. Им надо было поклониться и помолиться в начале жатвы, чтобы духи отдавали хозяину щедрый урожай.

Обычно через два дня после покрывания поля начинались зажинки .

Самая уважаемая женщина надевала праздничную одежду и отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Нажинался большой сноп-хозяин, который приносили домой и отец, подбросив его к потолку, ставил в красный угол на лавку под иконы. Этот сноп находился там до Первой Пречистой, когда его обмолачивали, а освещенное в церкви зерно использовали для первых посевных во время озимого сева.

В конце XIX в. зажинки, утратив свои магические составляющие, превратились в праздник, во время которого в торжественной обстановке отмечали начало жатвы.

В зависимости от сроков созревания ржи и окончания жатвы в последний его день отмечались дожинки либо дожон. В основе дожиночных обрядов обычно лежали ритуалы, связанные с последними ржаными колосьями, которые оставляли на последней полосе с лучшей рожью. Потом срезали горсть колосьев, свивали из них венок и украшали цветами.

Жатвенные обряды белорусов своими истоками происходят с давних времен. Особенности хозяйственной деятельности предопределили основы народного мировоззрения, в центре которого была гармоничная взаимосвязь земного существования крестьянина с природными процессами.

Изменение условий труда, использование техники и новых технологий вместе с изменением трудовых народных традиций в целом, оказали влияние и на старинные "зажинки" и "дожинки". Значительно сократилось количество участников жатвы. Если раньше главными действующими лицами были жнеи, то в новых условиях главными в уборке урожая стали механизаторы, работники зернотоков и т. д.

Однако не исчезли совсем и традиционные народные ритуалы: как и раньше жнеи с серпами выступают обязательными участниками праздника "дожинки", сохранился "дожиночный сноп", венок из колосьев, каравай из зерна нового урожая. Дожиночный сноп обычно вручают руководителю хозяйства. Венками, хлебом-солью приветствуют лучших мастеров уборочной страды. Дополняют праздник концерты художественной самодеятельности. Сегодня мы видим, что народные традиции нашли свое продолжение и в XXI веке.

С 1996 года «Дожинки» в стране стали проводится как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села .

Столицами фестивали являлись: Столин (1996г.), Мосты (1997г.), Несвиж (1998г.), Шклов (2000г.), Мозырь (2001г.), Полоцк (2002г.), Пружаны (2003г.), Волковыск (2004г.), Слуцк (2005г.), Бобруйск (2006г.), Речица (2007г.), Орша (2008г.) Кобрин (2009г.), Лида 2010г.) Молодечно 2011г.).


Как у любого праздника и у «Дожинок» с течением времени появились свои традиции. Город, который выбирается для проведения «Дожинок», готовится к празднику в течение года. Праздник проходит два, а то и три дня. Награждают лучших комбайнеров и водителей, после чего начинается концерт фольклорных и популярных коллективов . В городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника, проводятся народные игры и гуляния. Победители соревнований увозят с главного праздника урожая денежные премии и ценные подарки.

Учатники праздничных мероприятий смогут принять участие в конкурсно-игровых программах, посетить постановки театральных коллективов областей республики, вернисаж художников, посмотреть концертные тематические программы, увидеть праздничное театрализованное шествие победителей Республиканского соревнования по уборке урожая 2012 года, почетных гостей и творческих коллективов Республики Беларусь.

Нет сомнений, что Могилевщина встретит многочисленных гостей не только с присущим ей теплом и радушием, но и весомыми достижениями в аграрном секторе экономики, а главный хлеборобский праздник страны “Дожинки-2012” в г. Горки будет интересным, неповторимым и запоминающимся.

О выборах в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов, которые избираются по одномандатным избирательным округам непосредственно гражданами. В Конституции Республики Беларусь определено, что выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В законодательстве установлены определенные требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты Палаты представителей. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории государства.

Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

Вместе с тем одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием должности Президента либо судьи. Законодательством также предусмотрено, что кандидатами в депутаты Палаты представителей не могут быть выдвинуты граждане, имеющие судимость.

Порядок проведения выборов в Палату представителей определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

Руководство избирательным процессом возлагается на избирательные комиссии .

Проведение выборов в Палату представителей обеспечивают следующие избирательные комиссии:

Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия);

Окружные избирательные комиссии;

Участковые избирательные комиссии.

Окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами, а участковые комиссии – районными, городскими (в городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а также местными администрациями (в городах с районным делением).

Окружные и участковые комиссии формируются из представителей политических партий, других общественных объединений , трудовых коллективов, а также представителей граждан. При этом число представителей политических партий и других общественных объединений должно быть, как правило, не менее одной трети состава комиссии, а число государственных служащих – не более одной трети ее состава. Кроме того, в состав комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов.


Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей принадлежит трем субъектам: политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими органами политических партий, а от трудовых коллективов – собраниями избирателей в трудовых коллективах.

Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу одного кандидата в депутаты Палаты представителей.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей осуществляется инициативными группами граждан. Регистрацию инициативных групп осуществляют соответствующие окружные комиссии.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в избирательном округе.

Подписные листы с подписями избирателей по окончании срока сбора подписей сдаются в окружные комиссии, которые проверяют достоверность собранных подписей.

Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты Палаты представителей, представляет в окружную комиссию документы, необходимые для его

регистрации кандидатом. Перечень этих документов содержится в Избирательном кодексе.

Окружная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей требованиям избирательного законодательства и принимает решение о регистрации кандидатов в депутаты или мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом, равно как и решение об отказе в регистрации инициативной группы, может быть обжаловано в Центральную комиссию, а решение Центральной комиссии об отказе в регистрации кандидатом либо об отказе в регистрации инициативной группы – в Верховный Суд Республики Беларусь.

Порядок проведения предвыборной агитации подробно регламентирован в Избирательном кодексе. Агитация может проводиться в следующих формах: в средствах массовой информации , путем организации массовых мероприятий, а также выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Всем кандидатам в депутаты Палаты представителей предоставляется право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радиовещанию, на участие в дебатах, на бесплатное опубликование в печати своей предвыборной программы. Количество и продолжительность выступлений кандидатов по государственному телевидению и радиовещанию определяет Центральная комиссия.

Государство берет на себя расходы по изготовлению агитационной печатной продукции кандидатов и информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения для встреч с избирателями.

Кандидаты и их доверенные лица в целях осуществления предвыборной агитации могут проводить массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в уведомительном порядке.

Кандидаты в депутаты Палаты представителей вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования дополнительных расходов по предвыборной агитации. Закон устанавливает максимальный размер такого фонда: не более 1000 базовых величин. Кандидаты могут за счет средств избирательного фонда получить эфирное время и печатную площадь в государственных и негосударственных средствах массовой информации, арендовать необходимые для проведения избирательной кампании здания и помещения, оплачивать оказание консультационных, агитационных и иных услуг.

Завершающей стадией избирательной кампании по выборам депутатов Палаты представителей является голосование и подсчет голосов избирателей. Избирательный кодекс обеспечивает реализацию гражданами права на участие в голосовании.

Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь. Граждане имеют право проголосовать на участках для голосования по месту своего временного пребывания: в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях. Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения избирателей.

В целях обеспечения открытости избирательного процесса в Избирательном кодексе предусмотрено, что при проведении всех видов голосования и при подсчете голосов вправе присутствовать доверенные лица кандидатов, наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. На участках для голосования при подсчете голосов могут присутствовать и сами кандидаты в депутаты Палаты представителей.

Для определения результатов выборов используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре выборов и относительного большинства во втором. Выборы в первом туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины избирателей округа, включенных в списки избирателей, а во втором туре – более 25 процентов. Итоги выборов депутатов Палаты представителей устанавливает Центральная комиссия и публикует об этом сообщение.

Особенности избирательной кампании пятого созыва

В настоящее время для того, чтобы стать наблюдателем, уже не требуется членства в общественной или иной организации, т. е. наблюдателем может быть любой желающий, которого командирует партия или общественное объединение . Также наблюдателям теперь не нужно приносить документы заранее, они допускаются к наблюдению с момента прибытия на участок.

Подписные листы нет необходимости заверять в местных распорядительных органах , что ранее усложняло порядок регистрации и предоставляло дополнительные возможности для признания подписей недействительными. Сейчас требование одно: в списке не должно быть жителей разных избирательных округов . Если они есть, и это выяснилось при сдаче листа в комиссию округа, они не учитываются, но подписной лист признается действительным.

Усилено внимание на то, чтобы подписные листы в период сбора подписей были обязательно заполненными, т. е. присутствовали данные о кандидате, иначе случается, что подпись ставил за одного кандидата, а значится она в списке другого. Если такое выяснится, такие подписи также будут считаться недействительными.

Помимо сбора подписей, у кандидатов есть возможность выдвигаться от партии . Этот вариант требует условие: необходимо быть членом партии.

Прежде законодательство подталкивало партии структурироваться, потому что только там, где есть ячейка, партия могла выдвинуть кандидата. Сейчас это условие не является обязательным. Можно иметь только центральный офис и быть представленным во всех 110 округах страны.

Кандидатом может стать и выдвиженец трудового коллектива. Теперь кандидат может и не работать в данном трудовом коллективе . Но следует помнить о неправомочности собрания трудового коллектива. Оно не признается, если на нем присутствовало менее 50% членов трудового коллектива.

Ранее поводом для отказа в регистрации могла быть даже ошибка в доходе в несколько сотен рублей. И нередко это была ошибка бухгалтерии . Но законодательный подход был жестким. Сейчас в законе прямо указано, что основанием для отказа являются только существенные расхождения - явное сокрытие доходов. Существенной будет признана ошибка в 20 и более процентов от годового дохода.

Согласно внесенным изменениям в закон, у кандидатов в депутаты есть возможность высказаться в телевыступлении, а также в период участия в теле - и радиодебатах. Выступления и встречи будут проводиться на областном радио и телевидении. Можно оставить за собой право лично обратиться к избирателям и отказаться от дебатов, но пропущенное по каким-то причинам эфирное время кандидату не восстанавливается, а отказ от дебатов не увеличивает время личного выступления.

Решено, что на запись дебатов или на радио - и телевыступление можно будет прийти с одним родным или близким человеком, помощником, разрешается присутствие в кадре любой символики общественного объединения или партии, которая выдвигает кандидата в депутаты, допустимы девизы, которые характеризуют деятельность объединения, но запрещено вывешивать лозунги и плакаты антиконституционного содержания. В дебатах может принимать участие не сам кандидат, а его доверенное лицо.

Кроме этого каждый кандидат имеет право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в государственных республиканских газетах (имеется перечень) либо в областных или районных изданиях. Если в округ входит несколько районов, есть право напечатать программу в каждой из районных газет. С учетом права кандидатов на личные финансовые фонды они также смогут купить дополнительное эфирное время на радио и опубликовать любую необходимую информацию в газетах.

Как и прежде, досрочное голосование начнется со вторника в последнюю выборную неделю. Изменился порядок его проведения: участок для досрочного голосования открывается правомочным составом комиссии – 2/3 от общего состава. Ежедневно на время перерыва между голосованием, а также с 19.00 и до утра прорези в урнах обязательно заклеиваются и подписываются двумя членами комиссии. Обязательно вечером составляется протокол о количестве граждан, принявших участие в досрочном голосовании. Он вывешивается для обозрения избирателей и снимается только тогда, когда готов новый.

5 августа было завершено выдвижение представителей в состав участковых избирательных комиссий, а 8 августа 2012 года районный исполнительный комитет своим решением утвердил составы участковых избирательных комиссий, которые в трёхдневный срок провели первые организационные заседания. В составы 34 участковых комиссий включено 403 человека, из них: 28 – служащих, 301 – женщина. В состав комиссий выдвинуто 146 граждан путём подачи заявлений, 76 – трудовыми коллективами и структурными подразделениями, 187 человек выдвинуты общественными объединениями. Политические партии не принимали участия в выдвижении своих кандидатов в составы участковых избирательных комиссий.

Решениями районного исполнительного комитета определены места для проведения массовых мероприятий вне помещений, организуемых в уведомительном порядке кандидатами в депутаты и их доверенными лицами, а также определены места размещения агитационных материалов, проведения встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лицс населением, членами трудовых коллективов.

В настоящее время участковые избирательные комиссии приступят к работе по подготовке к проведению выборов на местах.

Loading...Loading...