Русские цари татарского происхождения. Русские=татары? Или татары=русские? Говорят генетики

в ЧЕМ ТАТАРЫ ЛУЧШЕ РУССКИХ? ИЛИ ЕЩЕ РАЗ ПРО АСИМЕТРИЧНУЮ ФЕДЕРАЦИЮ

Путин, как известно, в очередной раз отказал русскому народу в праве считать самому себя государствообразующей нацией российского государства, мотивируя это риском разделения народов на первый и второй сорт, что, по его мнению, повлечет распад России. На этот раз во время встречи с депутатами госдумы.
Что я думаю по этому поводу?


Во-первых, я считаю, что никакого такого риска нет, то есть, мы имеем дело с собственной фобией, поскольку народы, населяющие российские просторы, гораздо умней наших толерированных правителей. Нам ("нам" образно, лично мне нет) только кажется, что призание русских государствообразующим народом кого-то обидет и/или оскорбит. Думать так заблуждение. Потому что наши соседи, как правило (Кавказ в расчет не беру), весьма и весьма комплиментарны русским. В противном случае Россия давно бы уже развалилась как развалился Советский Союз.
Во-вторых, основная масса нерусского населения априори считает русский народ государствообразующим.
В-третьих, национальный суверенитет других народов уже реализован на местном уровне, так сказать, на уровне субъекта федерации. По большому счету чеченцы подсознательно не считают Чечню Россией, а татары не считают Россией Татарстан.
В-четвертых, внесение подобой поправки в преамбулу конституции не делает какой-либо народ первым сортом, а какие-то вторым, поскольку не влечет дискриминирующих правовых последствий. Никто ведь не говорит, что кто-то лучше или кто-то хуже. Речь ведь идет совсем о другом. У татар, ксати, в конституции есть аналогичная норма. Которую он не спешат отменять, несмотря на постановление Конституционного Суда, признавших некоторые положения татарской Конституции не соответствующими положениям Конституции Российской. Напомню, Россия по своему территориальному устройству является, так называемой, ассиметричной федерацией. То есть в ней существуют национально-территориальные образования (Татарстан, Бурятия, Чечня и другие) и как-бы нейтральные "просто"-территориальные образования (типа Владимирской области и Краснодарского края, например). "Просто"-территориальные образования являются как-бы общими, безнациональными, то есть не являются русскими. Как в коммуналке - туалет. Мы вообще напоминаем коммунальную квартиру, в которой каждая комната принадлежит кому-то, а доля русских лишь в общем имуществе. Можем гордится, что мы коридор соединительная ткань. Малые народы в условиях такой ассиметричной федерации в результате обладают принципиально большим объемом полномочий, нежели русский народ, вообще лишенный юридической правосубъектности. Говоря простыми словами, русского народа попросту юридически не существует. А все эти старые путинские песни о главном про костяк, соединительную ткань и уникальный культурный код обычное предвыборное бла-бла-бла в исполнение русофобской евразийской власти для советских и расиян.
Тем не менее интересна позиция некоторых национальных персон. Они очень удачно пользуются добровольной русофобской позицией евразийцев-русофобов от центральной власти. Так, например, Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Татарстана, в интервью официальному агентству "Татар- информ", заявил "На предложение одного из депутатов изменить преамбулу к Конституции РФ, заменив выражение "многонациональный народ" на "русский народ и присоединившиеся к нему", Путин категорически, весьма аргументировано сказал, что мы не можем делить всех россиян на первый и второй сорт. Все граждане России должны пользоваться одинаковыми правами и возможностями. Мы - одна общероссийская семья. Это очень важно".
Тем не менее, именно в конституции Татарстана (бывшая Татарская АССР) установлено буквально следующее: "Настоящая Конституция выражает волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа". В общем есть многонациональный народ России (безродные расияне), есть многонациональный народ Республики Татарстан (безродные расияне, проживающие на территории Татарской АССР) и есть татарский народ. А где же здесь русский народ? Ответ простой: нигде. У русских нет ни земли, ни статуса. Русским нельзя то, что можно татарам, чеченцам, чувашам и так далее. Почему?

Конечно, вопрос содержит в себе много спорного. Между любыми народами, проживающими рядом или в тесной связи, существует набор противоречий – больший или меньший. Значительное их число складывается с давних времен и сохраняет свою живучесть. Русские и татары не исключение. Татары, однако, народ, который в процессе взаимодействия с русским совершил поворот от почти абсолютной враждебности («незваный гость – хуже татарина») к достаточно тесным, а в кризисные моменты совместной истории – дружественным отношениям.

В основе этого перехода слабо действовал фактор этнического единства. Высказывание – «поскреби русского и найдешь татарина» генетиками не подтверждается. Скорее это относится ко многим представителям татар, среди которых, если их поскрести, обнаружится русский.

На первом этапе знакомства татары как народ формируется в полиэтничном пространстве Золотой Орды, с которой у русских отношения, мягко говоря, не очень. Но уже в это время несколько факторов способствуют сближению в дальнейшем. В основе татарского этноса находились волжские , с которыми русских связывали торговые отношения еще в доордынское время.

Далее, в процессе борьбы русского народа за освобождение от ордынской зависимости наблюдается следующий факт: татарские князья переходят от слабеющей Орды в подданство усиливающемуся Московскому княжеству. Для них специально создается Касимовское царство, имевшее значительную автономию. Чингизиды становятся частью аристократии Русского государства. Можно вспомнить касимовского царя Симеона Бекбулатовича, который формально даже побыл на русском троне в 1575-1576 гг. при Иване Грозном. Несмотря на эту формальность, в Смутное время многие боялись, что Симеон заявит о правах на русский престол. Многие татарские знатные фамилии стали неотъемлемой частью российской истории: Юсуповы, Урусовы, Карамзины. Даже религия не стала препятствием для сближения, хотя мы не так много знаем в истории примеров мирного сосуществования христианства и ислама. Несмотря на то, что с XIV века Орда принимает ислам в качестве государственной религии, это не привело к религиозным гонениям в отношении зависимых русских княжеств. Хан Узбек – главный инициатор утверждения ислама в Орде, выдал за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку, позволив ей принять православие под именем Агафья.

Важным этапом для дальнейшего сближения становится, как ни странно, захват Иваном Грозным территории Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Само завоевание было крайне болезненно для татар, тем более, что сопровождалось разрушениями и убийствами. Но после этого часть татарского населения перемещается на земли, населенные русскими, русские переселяются на татарские территории. Можно сказать, что символом нарождающегося русско-татарского единства становится великая русская река Волга, которая до этого момента, со своего среднего течения была великой татарской рекой.

В период Смуты татары принимают участие в земских ополчениях: Касимов и Казань были в числе пунктов их формирования. Это способствует сближению русского и татарского народов для сохранения единства и независимости общей для них страны.

Несмотря на активное участие татар в антиправительственных восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, оно также сплачивало русское крестьянское и татарское население.

Облегчало сближение и определенная веротерпимость русского, как впрочем, и татарского народа. Хоть в Русском государстве, а затем Российской империи господствующее положение занимало православие, и были ограничения для прочих религий, насильственное навязывание христианства применялось редко. А со времен Екатерины II, когда была введена свобода вероисповедания, и мусульманам было разрешено строить мечети, противоречия религиозного плана еще более смягчились.

Тесные взаимоотношения породили и определенные общие взаимопроникающие черты культуры. Проявились они в самых разных сферах: в зодчестве (например, луковичные купола русских церквей). Много общего в быту: названия элементов одежды, пищи и т.п. Даже слово «деньги» пришло на Русь через татар.

К началу ХХ века уже трудно было представить разделения двух народов. И даже революция и гражданская война, несмотря на распад Российской империи, не привели к их разрыву, хотя определенные предпосылки для этого были в виде националистических движений. Великая Отечественная война стала еще одним сплачивающим фактором.

Вместе с тем, полного слияния народов не произошло. Этническое самосознание, религиозные отличия, географическая привязка к определенной исторической территории и при этом осознание себя все-таки национальным меньшинством – все это обеспечивает сохранение стремления к самостоятельности, можно даже сказать – самости.

Поэтому серьезным испытанием для взаимодействия русского и татарского народов становится распад СССР. Татарстан при этом попытался достичь обособления, и даже долгое время отказывался подписывать Федеративный Договор с Российской Федерацией. В конце концов, все было улажено через предоставление Татарстану значительной автономии.

Существуют ли противоречия сейчас? Да, их достаточно. Есть проблемы во взглядах на историю – татарам не нравится отражение в российских учебниках «монголо-татарского ига», сложное отношение к присоединению Казанского ханства Иваном Грозным. Идут серьезные споры по поводу использования татарского языка. Есть свои националистические движения. Однако сложившиеся многовековые всесторонние связи русского и татарского народа, нахождение Татарстана в самом центре России создают практически неизбежность нашего дальнейшего сосуществования.

Таким образом, можно наблюдать процесс перехода отношений двух народов от враждебности к теснейшим взаимосвязям, которые в некоторые кризисные моменты истории можно назвать братскими. И это при наличии противоречий, различий иногда и конфликтов.

Что же было главным факторов этого перехода? Ответ, наверное, прост: общий дом и общая история. Русский и татарский народы оказались волей или неволей в едином географическом и историческом пространстве. Это определило общность судьбы, общность побед и кризисов. А это, пожалуй, сближает гораздо теснее, чем родство этническое или религиозное.

Генетические исследования показали, что
русские – один из самых чистокровных народов в Евразии. Недавние совместные
исследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков поставили
большой и жирный крест на обихожем русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в
сознание людей ‑ дескать, «поскреби русского и обязательно найдешь татарина».

Результаты масштабного эксперимента,

опубликованные в научном журнале «The American Journal of Human Genetics»
совершенно однозначно говорят, что «несмотря на расхожие мнения о сильной
татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во
времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других
азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного
северо-западного, центрального и южного регионов».

Вот так. В этом многолетнем споре можно смело поставить точку и считать
дальнейшие дискуссии по данному поводу просто неуместными.

Мы не татары. Татары не мы. Никакого влияния на русские гены т.н. «монголо-татарское
иго» не оказало.

Никакой примеси тюркской «ордынской крови» у нас, русских, не было и нет.

Более того, ученые-генетики, подытоживая свои исследования, заявляют о
практически полной идентичности генотипов русских, украинцев и белорусов, доказав
тем самым, что мы были и остаемся одним народом: «генетические вариации
Y-хромосомы жителей центральных и южных районов Древней Руси оказались
практически идентичны таковым у украинцев и белорусов».

Один из руководителей проекта, российский генетик Олег Балановский признал в
интервью Газета.ру, что русские являются практически монолитным народом с
генетической точки зрения, разрушив еще один миф: «все перемешались, чисто
русских уже нет». Как раз наоборот ‑ русские были и русские есть. Единый народ,
единая нация, монолитная национальность с четко выраженным особенным генотипом.

Далее, исследуя материалы останков из древнейших захоронений, ученые
установили, что «славянские племена освоили эти земли (Центральную и Южную
Россию) задолго до массового переселения на них в VII–IX веках основной части
древних русских». То есть земли Центральной и Южной России были заселены
русскими (русичами) уже, как минимум в первых веках по Р.Х. Если ещё не раньше.

Это позволяет развенчать и еще один русофобский миф ‑ о том, что Москва и
окружающие ее области, якобы, издревле были заселены угро-финнскими племенами и
русские там – «пришельцы». Мы, как доказали генетики ‑ не пришельцы, а
совершенно автохтонные жители Центральной России, где русичи жили с
незапамятных времен. «Несмотря на то что заселены эти земли были ещё до
последнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств,
прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этой
территории, нет» ‑ указывается в докладе. То есть нет никаких свидетельств, что
до нас на наших землях жили какие то другие племена, которых мы, якобы
вытеснили или ассимилировали. Если так можно выразиться ‑ мы тут живем от
сотворения мира.

Определили ученые и дальние границы ареала обитания наших предков: «анализ
костных останков указывает на то, что основная зона контактов европеоидов с
людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири». А если
учесть, что археологи, раскопавшие древнейшие захоронения 1 тысячелетия до Р.Х.
на территории Алтая, обнаружили там останки ярко выраженных европеоидов (не
говоря уже о всемирно известном Аркаиме) ‑ то вывод очевиден. Наши предки
(древние русичи, протославяне) ‑ исконно проживали на всей территории
современной России, включая Сибирь, а вполне возможно и Дальний Восток. Так что
поход Ермака Тимофеевича со товарищи за Урал с этой точки зрения был вполне
законным возвращением ранее утраченных территорий.

Вот так, друзья. Современная наука разрушает русофобские стереотипы и мифы,
выбивая почву из-под ног наших «друзей»-либералов.

Геногеограф Олег Балановский: «Русских, украинцев и белорусов на

уровне генофонда иногда и различить-то не удается»

Пять лет прошло
с тех пор, как «КП» в статье «Сенсационное открытие ученых: Раскрыта тайна
русского генофонда» рассказала о работах геногеографа Олега Павловича
Балановского с коллегами и их исследованиях генофонда русского народа.

«Хочется

узнать, как устроен русский генофонд, и попробовать по современным чертам
восстановить его историю», - сказал тогда ученый. Сегодня, в свете новых данных
науки, мы вернемся к этому разговору.

НЕ СКРЕБИТЕ РУССКИХ

Олег Павлович, откуда все-таки пошел русский народ? Не древние славяне, а
именно русские?

Касательно русских точно можно утверждать лишь то, что монгольское завоевание
XIII века, вопреки распространенному мнению, не оказало влияния на генофонд - в
русских популяциях практически не обнаруживаются центральноазиатские варианты
генов.

То есть известное выражение историка Карамзина «поскреби русского - найдешь
татарина» наукой не подтверждается?

До генетиков русский народ долгое время исследовали антропологи. Насколько
совпадают или не совпадают результаты ваших и их исследований?

Генетические исследования народов часто воспринимаются как окончательное слово
науки. Но это не так! До нас работали главным образом антропологи. Изучая
внешний облик населения (как мы изучаем гены), они описывали сходство и
различия между населением разных регионов и из этого реконструировали пути их
происхождения. Вся наша область науки выросла из этнической, расовой
антропологии. Причем уровень работы классиков во многом остается
непревзойденным.

По каким параметрам?

Например, по подробности изучения населения. Антропологи обследовали более
170 популяций в пределах исторической территории расселения русского народа. А
мы в своих исследованиях - пока в 10 раз меньше. Возможно, именно поэтому
Виктор Валерьянович Бунак (выдающийся русский антрополог, один из
основоположников советской антропологической школы. - Ред.) и смог выделить
целых 12 типов русского населения, а мы - только три (северный, южный и
переходный).

Антропологи,
лингвисты и этнографы собрали информацию практически обо всех народах мира.
Огромные массивы информации накоплены о физическом облике русского населения
(этим занимается наука соматология) и о кожных узорах на пальцах и ладонях
(дерматоглифика, которая обнаруживает различия у разных народов). Лингвистика
давно изучает данные о географии русских диалектов и о распространении тысяч
русских фамилий (антропонимика). Можно перечислять много примеров совпадений
результатов современных генетических исследований и классических исследований
антропологов. А вот непреодолимых противоречий не могу назвать ни одного.

То есть ответ
ученых однозначный - русские как нация существуют.

Это вопрос не к ученым, а к тем людям, которые отождествляют себя с русским
народом. Пока такие люди есть, ученые будут фиксировать и существование народа.
Если эти люди из поколения в поколение еще и говорят на своем языке, то смешны
попытки объявить такой народ несуществующим. Так что, к примеру, за русских и
украинцев беспокоиться не приходится.

СЛАВЯНЕ - ПОНЯТИЕ НЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ, А ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ

И все-таки, насколько же русский генотип однороден?

Различия между популяциями разных регионов ВНУТРИ одного народа (в данном
случае русского) практически всегда меньше, чем различия МЕЖДУ различными
народами. Изменчивость русских популяций оказалась выше, чем, к примеру,
популяций немцев, но меньше, чем изменчивость многих других европейских
народов, например итальянцев.

То есть русские отличаются друг от друга больше, чем немцы, но меньше, чем
итальянцы?

Именно. В то же время генетическая изменчивость в пределах нашего
Европейского субконтинента намного меньше, чем изменчивость, к примеру, в
пределах Индийского субконтинента. Проще говоря, европейцы, в том числе и
русские, куда более похожи друга на друга, чем соседние друг с другом народы во
многих регионах планеты, между европейскими народами гораздо легче обнаружить
генетическое сходство и труднее - различия.

Сейчас многие подвергают сомнению существование «братских славянских народов»
- русского, украинского, белорусского… Дескать, разные это совсем народы,
совсем непохожие.

- «Славяне»

(так же, как и «тюрки», и «финно-угры») - это понятия вовсе не генетические, а
лингвистические! Существует славянская, тюркская и финно-угорская группы
языков. И в пределах этих групп вполне уживаются генетически далекие друг от
друга народы. Скажем, между турками и якутами, которые говорят на тюркских
языках, сложно найти генетическое сходство. Финны и ханты говорят на
финно-угорских языках, но генетически далеки друг от друга. Пока еще ни один
лингвист не усомнился в близком родстве русского, украинского и белорусского
языков и их принадлежности к славянской группе.

Что же до

сходства генофондов трех восточнославянских народов, то первоначальные
исследования показали, что они похожи настолько, что иной раз и различить-то не
удается. Правда, эти годы мы не стояли на месте и теперь уже научились видеть
тонкие отличия украинского генофонда. Белорусы же из северных и центральных
областей по всему множеству изученных генов пока неотличимы от русских,
показано своеобразие лишь белорусов Полесья.

ОТКУДА У РУССКОЙ НАЦИИ ДВА ПРАОТЦА?

Являются ли русские славянами? Какова действительная доля «финского
наследства» в русском генофонде?

Русские - конечно, славяне. Сходство северных русских популяций с финнами
очень небольшое, с эстонцами же - довольно высокое. Проблема в том, что ровно
те же генетические варианты встречаются и у балтских народов (латышей и
литовцев). Наше исследование генофонда северных русских показало, что
трактовать его особенности как унаследованные от ассимилированных русскими
финно-угров было бы необоснованным упрощением. Особенности-то есть, но они
связывают северных русских не только с финно-уграми, но также и с балтами, и с
германоязычным населением Скандинавии. То есть эти гены - рискну предположить -
могли быть унаследованы предками северных русских из столь давних времен, когда
ни славян, ни финно-угров, ни германцев, ни татар еще просто не было на свете.

Вы пишете о
том, что впервые показана двусоставность русского генофонда по маркерам
Y-хромосомы (то есть по мужской линии). Каковы же эти два праотца русского
генофонда?

Один генетический «отец» русского народа - северный, другой - южный. Их
возраст теряется в веках, а происхождение - в тумане. Но в любом случае уже
целое тысячелетие прошло с тех пор, как наследство обоих «отцов» стало общим
достоянием всего русского генофонда. А их нынешнее расселение хорошо видно на
карте. При этом северно-русский генофонд имеет черты сходства с соседними
балтскими народами, а южный - черты сходства с соседними восточными славянами,
но также и со славянами западными (поляками, чехами и словаками).

Бушуют ли
политические страсти вокруг исследования? Есть ли давление? Кто и как искажает
ваши данные? И с какими целями?

С политикой и тем более с давлением мы, к счастью, никогда не встречались. А
вот искажений очень много. Все хотят подогнать научные данные под свои
привычные взгляды. А наши данные при честном подходе под них не подгоняются.
Именно поэтому наши выводы во всей их совокупности не нравятся обеим сторонам -
и тем, кто говорит, что русский генофонд «самый-самый» в мире, и тем, кто
заявляет, что он не существует.

В январском номере журнала The American Journal of Human Genetics была
опубликована статья об исследовании русского генофонда, проведенного
российскими и эстонскими генетиками. Результаты оказались неожиданными: по
сути, русский этнос генетически состоит из двух частей - коренное население
Южной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими на
славянских языках, а жители Севера страны - с финно-уграми. И второй довольно
удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент - типичного для азиатов
(в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русских
популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.
Получается, поговорка «поскреби русского - найдешь татарина» не верна.

Засекреченная
тайна или ген "русскости

Научные данные,
приведённые ниже, являются страшной тайной. Засекреченная тайн.

Формально эти
данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы
оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг
них заговор молчания является беспрецедентным. Что же это за ужасная тайна,
упоминание о которой является всемирным табу?

Это – тайна происхождения и исторического пути русского народа. Родство по отцу
Почему информацию скрывают – об этом позже. Сначала – кратко о сути открытия
американских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от
отца, половину – от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в
одной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов,
который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение
тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой. У каждого живущего
сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда,
прадеда, прапрадеда и т. д. во множестве поколений.

Так,
американские ученые выяснили, что одна такая мутация произошла 4500 лет назад
на Среднерусской равнине. Родился мальчик с несколько иной, чем у его отца,
гаплогруппой, которой они присвоили генетическую классификацию R1a1. Отцовская
R1a мутировала, и возникла новая R1a1. Мутация оказалась очень жизнеспособной.
Род R1a1, которому положил начало этот самый мальчик, выжил, в отличие от
миллионов других родов, исчезнувших, когда пресеклись их генеалогические линии,
и расплодился на огромном пространстве. В настоящее время обладатели
гаплогруппы R1a1 составляют 70% всего мужского населения России, Украины и
Белоруссии, а в старинных русских городах и селениях – до 80%. R1a1 является
биологическим маркером русского этноса. Этот набор нуклеотидов и есть
«русскость» с точки зрения генетики.

Таким образом, русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4500 лет тому назад. Мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа. Все они – его биологические или, как говорили раньше, кровные потомки и между собой – кровные родственники, в совокупности составляющие единый народ – русский. Поняв это, американские генетики, с присущим всем эмигрантам энтузиазмом в вопросах происхождения, принялись бродить по миру, брать у людей анализы и искать биологические «корни», свои и чужие. То, что у них получилось, представляет для нас огромный интерес, поскольку проливает истинный свет на исторические пути нашего русского народа и разрушает многие устоявшиеся мифы.

Сейчас мужчины русского рода R1a1 составляют 16% всего мужского населения
Индии, а в высших кастах их почти половина – 47% Наши предки мигрировали из
этнического очага не только на восток (на Урал) и на юг (в Индию и Иран), но и
на запад – туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западном
направлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской
(арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве,
Чехии и Словакии – 40%, в Германии, Норвегии и Швеции – 18%, в Болгарии – 12%,
а в Англии – меньше всего (3%).

Расселение русских-ариев на восток, юг и запад (дальше на север идти было
просто некуда; и так, согласно индийским Ведам, до прихода в Индию они жили
рядом с полярным кругом) стало биологической предпосылкой формирования особой
языковой группы – индоевропейской. Это – почти все европейские языки, некоторые
языки современных Ирана и Индии и, конечно, русский язык и древний санскрит,
наиболее близкие друг другу по очевидной причине: во времени (санскрит) и в
пространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником – арийским
праязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки. «Оспорить
невозможно. Нужно замолчать»

Сказанное выше – неопровержимые естественнонаучные факты, к тому же добытые
независимыми американскими учеными. Оспаривать их – все равно что не
соглашаться с результатами анализа крови в поликлинике. Их и не оспаривают. Их
просто замалчивают. Замалчивают дружно и упорно, замалчивают, можно сказать,
тотально. И на то есть свои причины. Например, придется переосмыслить все, что
известно о татаро-монгольском нашествии на Русь.

Вооруженное завоевание народов и земель всегда и повсюду сопровождалось в то
время массовым изнасилованием местных женщин. В крови мужской части русского
населения должны были остаться следы в виде монгольских и тюркских гаплогрупп.
Но их нет!
Сплошная R1a1 – и больше ничего, чистота крови поразительная.
Значит, и Орда, пришедшая на Русь, была вовсе не тем, что о ней принято думать:
монголы там если и присутствовали, то в статистически незначительном
количестве, а кого называли «татарами», вообще непонятно . Ну кто из ученых
станет опровергать научные устои, подкрепленные горами литературы и великими
авторитетами?!

Вторая причина, несопоставимо более весомая, относится к сфере геополитики.
История человеческой цивилизации предстает в новом и совершенно неожиданном
свете, и это не может не иметь серьезных политических последствий. В течение
всей новой истории столпы европейской научной и политической мысли исходили из
представления о русских как о варварах, недавно слезших с елок, от природы
отсталых и неспособных к созидательному труду. И вдруг оказывается, что русские
– это и есть те самые арии, которые оказали определяющее влияние на
формирование великих цивилизаций в Индии, Иране и в самой Европе!

Что именно русским европейцы обязаны очень многим в их благополучной жизни,
начиная с языков, на которых они говорят. Что неслучайно в новейшей истории
треть самых важных открытий и изобретений принадлежит этническим русским в
самой России и за рубежом. Что русский народ неслучайно смог отразить вторжения
объединенных сил континентальной Европы под предводительством Наполеона, а
затем – Гитлера. И т. д.

Великая историческая традиция Неслучайно, потому, что за всем этим стоит
великая историческая традиция, основательно забытая за многие века, но
остающаяся в коллективном подсознании русского народа и проявляющаяся всякий
раз, когда нация сталкивается с новыми вызовами. Проявляющаяся с железной
неизбежностью в силу того, что она произросла на материальной, биологической
основе в виде русской крови, которая остается неизменной в течение четырех с
половиной тысячелетий. Западным политикам и идеологам есть над чем подумать,
чтобы сделать политику в отношении России более адекватной в свете открытых генетиками
исторических обстоятельств. Но думать и что-либо менять им не хочется, отсюда –
и заговор молчания вокруг русско-арийской темы. Крушение мифа о русском народе
Крушение мифа о русском народе как об этнической смеси автоматически разрушает
другой миф – миф о многонациональности России.

До сих пор этнодемографическую структуру нашей страны пытались представить как
винегрет из русской «смеси не поймешь чего» и множества коренных народов и
пришлых диаспор. При такой структуре все ее компоненты примерно равновелики,
поэтому Россия якобы является «многонациональной». Но генетические исследования
дают совсем другую картину. Если верить американцам (а поводов им не верить
нет: ученые они авторитетные, репутацией дорожат, да и врать – таким-то
прорусским образом – у них причин никаких нет), то получается, что 70% всего
мужского населения России составляют чистокровные русские.

По данным предпоследней переписи (результаты последней пока неизвестны), к
русским себя относят 80% опрошенных, т.е. на 10% больше – это обрусевшие
представители других народов (именно у этих 10%, если «поскребти», найдешь
нерусские корни). И 20% приходится на остальные 170 с лишним народов,
народностей и племен, проживающих на территории Российской Федерации. Итого:
Россия есть страна мононациональная, хотя и полиэтническая, с подавляющим
демографическим большинством природных русских. Именно здесь начинает работать
логика Яна Гуса.

Об отсталости Далее – об отсталости. К этому мифу основательно приложили руку
церковники: мол, до крещения Руси люди на ней жили в полной дикости. Ничего
себе «дикость»! Освоили полмира, построили великие цивилизации, научили
аборигенов своему языку, причем все это задолго до Рождества Христова… Не
вяжется, никак не вяжется реальная история с ее церковной версией. Есть в
русском народе нечто изначальное, природное, к религиозной жизни не сводимое.
На северо-востоке Европы, помимо русских, жили, и сейчас живут, многие народы,
но никто из них не создал ничего даже отдаленно похожего на великую русскую
цивилизацию. То же самое относится и к другим местам цивилизационной активности
русских-ариев в древности. Природные условия везде разные, и этническое
окружение разное, поэтому и построенные нашими предками цивилизации не
одинаковы, но есть нечто для всех них общее: они великие по исторической шкале
ценностей и намного превосходят достижения соседей.

КАКОЙ КРОВИ РУССКИЕ ЦАРИ, если они были изначально - Рюриковичи плюс - татарского происхождения, плюс немецкого?
Русь дольше чем какая - либо другая страна держалась крепостью родового начала.
Имея 736 лет преемственных владык из рода Рюрикова и прекращению его.
Россия управляется благословенною династиею романовых. родственною с Рюриковым родом

«Поскреби любого русского, найдешь татарина» – гласит мудрая французская пословица, родившаяся после неудачного военного похода Наполеона Бонапарта в Россию.
Как ни парадоксально, но французы оказались правы.
В родословной почти каждого пятого русского прослеживаются татарские корни, не говоря уже о том, что русский престол до середины 17 века с завидным постоянством занимали цари, в чьих жилах текла чистая татарская кровь.

Русские цари татарского происхождения

Иоанн IV был старшим сыном великого князя Василия и его второй жены Елены Глинской. Но о том, что он был русским царем, можно говорить с большой натяжкой.

Его родная бабка по отцу была византийская царевна Софья Палеолог,

А мать – Елена Глинская (которой незаслуженно приписали литовское происхождение), чистокровная татарка,

Приходилась по мужской линии родной внучкой Мансура-Кията,

Старшего сына могущественного эмира Золотой Орды, наместника крымского улуса-юрта Мамая.

К слову сказать, Мансур-Кият является родоначальником крымско-татарского бейского рода Мансуров.

К сожалению, в летописях не сохранилось настоящего имени царицы Елены, которая приняла крещение, сменив на московском престоле свою предшественницу, тоже татарку, но уже из золотоордынского рода мурзы Атун Соломонию Сабурову.

Зато те же летописи красноречиво рассказывают о годах регентства молодой крымско-татарской княжны при малолетнем сыне Иоанне.

После смерти своего мужа Елена становится фактической правительницей московского государства. Однако бояре, опасаясь, что образованная, умная, молодая царица. Вместо того, чтобы жить теремной жизнью вдали от мирских сует, полностью возьмет в свои руки бразды правления, поспешили ее отравить.
Что касается самого Иоанна, то как бы бояре ни стремились с юных лет влиять на молодого царя, татарская кровь и заложенное матерью воспитание сказалось на его дружеских взаимоотношениях с крымским ханом.

Сохранилось немало сведений (главный источник – письма крымскому хану), что он свободно изъяснялся на своем родном татарском языке и относил себя к прямому потомку темника Мамая.
Что касается его внешности, то не оставляет сомнения его принадлежность к Мансурам, на сохранившихся портретах Иоанна Грозного и его сына Феодора можно увидеть лицо с явно азиатскими чертами.

В эпоху Грозного еще более усилилась татарская верхушка Московии. Например, во время казанского похода (1552 г.), который в истории преподнесли как завоевание и присоединение Казанского ханства к Московскому государству, войско Иоанна Грозного включало в себя больше татар, нежели войско Едигера, правителя Казани.

Среди московских военачальников были «крымский царевич Тактамыш»,

«царевич шибанский Кудаит», «касимовский царь Шигалей», «астраханский царевич Кайбулла», «царевич Дербыш-Алей», не говоря уже о десятках тысяч рядовых татар под их началом.

Об этом говорит еще один яркий эпизод из царствования Иоанна Грозного, когда он в 1575 году удалился в Александровскую слободу, оставив вместо себя в Кремле татарина – золотоордынца-чингизида Саин-Булата (известного как Симеон Бекбулатович), ведущего свой род от того же крымского бея Мансура, но только по мужской линии.

В начале 16 века «русский» царский дом окончательно породнился с татарами. Дело в том, что отец Грозного Василий

Выдал свою сестру Евдокию замуж за брата казанского хана Мухаммед-Эмина, сына Нур-Султан, второй жены крымского хана Менгли Гирая, царевича Кайдулу,

От этого брака у них родилась дочь, известная под именем Анастасия, которая была выдана замуж за главу боярского правительства князя Василия Шуйского.

Шуйские породнились с Иоанном Грозным, так как царевна Анастасия приходилась молодому царю двоюродной сестрой. В свою очередь, в этом браке родилась дочь Марфа, ставшая впоследствии женой боярина Ивана Бельского, происходившего из золотоордынского татарского рода.

В продолжение традиций Иоанн Грозный женил своих сыновей на татарках – старшего Ивана на Евдокии Сабуровой, а младшего Феодора

На Ирине Годуновой.

Через брак своей сестры и царевича Феодора Чета-мурза, более известного под именем Бориса Годунова, породнился с царем.

Последний из Рюриковичей царь Феодор царствовал 14 лет и умер в 1598 году, не оставив наследника. Власть полностью перешла татарину царю Борису Годунову, который фактически уже правил с 15887 года.

По завещанию царя Бориса Годунова московский трон перешел к его сыну, татарину Феодору Годунову. Однако, молодой царь не смог удержать власть в своих руках и был убит боярской группировкой.

Петр I мурза Нарыш

После трехлетнего межцарствования к власти пришла новая династия – Романовых. На момент воцарения Михаила Федоровича Романова

Его двоюродная сестра состояла в браке с князем Исмаилом (Семеном) Урусовым, чьи дети приходились троюродными братьями его сыну, будущему царю Алексею Михайловичу, в свою очередь вступившему во второй раз в брак с Натальей Нарышкиной.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Для начала надо сказать, что известная российской истории Наталья Нарышкина, мать Петра Первого, была чистокровная крымская татарка.

Вполне естественно, что русские историки к моменту ее рождения постарались сделать из нее русскую с далекими тюркскими корнями. Иначе и быть не могло, разве приятно было бы России раскручивать самого великого «русского» царя, в чьем генофонде были крымские татары?

Наталья Нарышкина (к сожалению, татарское имя которой до нас не дошло) происходила из крымскотатарского рода мурзы Исмаила Нарыша (Нарыш по-тюркски означает гранат).

Ее отец в русской истории известный как мурза Кирилл Нарышкин женился на дочери золотоордынца мурзы Абатура.

В 1669 году Нарышкина вышла замуж за овдовевшего русского царя Алексея Михайловича и подарила ему троих здоровых детей, сына Петра и двух дочерей. Именно старший Петр кардинально отличался от своих сводных братьев от первого брака царя с Милославской, хилых, немощных и больных.

Один за другим они уходили из жизни, не пережив своего отца. Остались только Феодор Алексеевич, которого поспешили женить на татарке Марфе Апраксиной, чей род восходил к тюркскому мурзе Салихмиру, и царевич Иван. Но, унаследовав трон отца, Феодор умер бездетным в возрасте 21 года. Второй же брат, Иван, чуть старше самого Петра, прожил до 30 лет, однако последние годы жизни не принимал никакого участия в государственных делах.

Бразды правления до совершеннолетия сына Петра взяла в свои руки Наталья Нарышкина, женщина нового времени, образованная, умная и властная.
Именно с этого времени во главе государства становится прогрессивный крымско-татарский клан Нарышкиных.

Петр Первый Алексеевич был очень привязан к своей татарской родне. Он доверил своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину во время своих европейских вояжей
управление Россией.

Да и вообще татарские гены Петра тянули его к своим соплеменникам, о чем говорит его крепкая дружба с татарином Федором Апраксиным, родным братом царицы Марфы, супруги царя Федора Алексеевича, а также с Михаилом Матюшкиным из тюркского рода мурзы Албаушу, брат которого Иван Матюшкин был женат на родной сестре первой жены Петра Лопухиной.

Петр Первый не оставил после себя наследника мужского пола, но через десять лет после его смерти трон вернула его дочь Елизавета, которая походила своим характером и манерами на свою крымскотатарскую бабку Наталью Нарышкину.

По завещанию свой трон она оставила родному племяннику Петру III, сыну своей сестры Анны, в котором уже перемешалась татарская и немецкая кровь.

Посмотреть

Итак, на русском троне три великих русских царя – Иван Грозный, Борис Годунов и Петр Первый – имели татарское происхождение.

Поэтому можно смело сказать, что Россией правили татары, которых сменили немцы, так что уже последний русский царь Николай II русским мог называться с большой оговоркой.

P.S. Конечно это не научное исследование, всё это спорно, но многое и может быть.

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар - второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов. Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, - это история этнографической путаницы.

В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена - дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада - Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название .

У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% - тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж - 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, - более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование - республику Татарстан .

Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 - из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым - митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) — традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» — крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание - орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы - не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность - так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто — «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор — и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт — и последнюю унесёт». Ну, и - «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он — русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История — это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории — это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

Сергей Цветков, историк

Loading...Loading...