Российские географические открытия 20 века. По следам экспедиции русанова

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.

 25 ..

Глава 1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ XX ВЕКА (1901-1905)

На VI Международном географическом конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1895 году, присутствовали многие известные полярные исследователи. Среди них были участники экспедиции Джемса Росса в 1840-1841 годах - выдающийся ботаник Джозеф Гукер и адмирал Оммени; участник океанографической экспедиции на «Челленджере» Джон Мэррей; начальник знаменитой американской экспедиции на Землю Гранта в Арктике Адольф Грили; руководитель австро-венгерской полярной экспедиции на судне «Тегетгоф», открывшей архипелаг Земли Фран-ца-Иосифа, Юлиус Пайер.

Обсуждая многие географические проблемы, конгресс отметил, что изучение антарктических районов является важнейшей географической задачей, и рекомендовал научным обществам всего мира сделать все возможное, чтобы приступить к этой работе.

Немецкий геофизик Георг Неймайер выступил на конгрессе с призывом объединить усилия ученых разных стран в деле исследования Антарктики. По его призыву были определены общие планы предстоящих исследований.

Следуя рекомендациям конгресса, Англия, Германия, Швеция и Франция в первые годы XX века организуют новые экспедиции в Антарктику. Эти экспедиции стали по преимуществу национальными и наряду с широким комплексом научных исследований ставили целью предоставить своим правительствам как можно больше прав для будущих территориальных претензий на антарктические земли.

Первая экспедиция Р. Скотта

Англия снова избрала полем деятельности своих исследований район моря Росса. Инициатором экспедиции был президент Лондонского географического общества Клименте Маркем. Он добился от правительства и от частных лиц крупных ассигнований на экспедицию и позаботился об ее первоклассном снаряжении. По рекомендации Маркема, начальником экспедиции был назначен военный моряк Роберт Фалкон Скотт. Его помощниками были также военные моряки, и среди них Эрнст Шеклтон.

Корабль экспедиции был построен специально для плавания: во льдах и хорошо оборудован для научных работ. Он получил название «Дискавери» («Открытие»). В состав экспедиции во-

шли известные ученые и опытные экспедиционные работники - врач и ботаник Кёттлиц, исследователь Земли Франца-Иосифа в Арктике; биолог Ходгсон, геолог Феррар и физик Берначчи - участник экспедиции Борхгревинка.

Первый этап экспедиции повторял плавания Росса и Борхгревинка. Преодолев пояс плавучих льдов на подступах к морю Росса, «Дискавери» 9 января 1902 года подошел к мысу Адэр и проследовал далее на юг, вдоль Земли Виктории до вулканов Эребус и Террор, а затем вдоль Великого ледяного барьера Росса на восток. Это плавание подтвердило мнение Борхгревинка, что за 60 лет, прошедших со времени экспедиции Росса, барьер отступил на 20-30 миль к югу.

Пройдя примерно до 150° западной долготы, т. е. еще дальше к востоку, чем «Южный Крест» Борхгревинка, участники экспедиции 30 января 1902 года увидели темные вершины гор неизвестной страны. Здесь оканчивался Великий барьер. Открытую землю Скотт назвал Землей Короля Эдуарда VII. Впоследствии было установлено, что это один из полуостровов Антарктиды. К нему в 1842 году подходил близко Джемс Росс, видел признаки земли, но был не уверен, что это земля.

Далее на восток путь преграждался непроходимым плавучим льдом. Экспедиция повернула обратно. В бухте, где высаживался Борхгревинк, «Дискавери» пришвартовался к низкой части барьера. Экспедиция перетащила на барьер привязной воздушный шар. На этом шаре поднялся вначале Скотт, а затем Шекл-тон. Стальной трос, на котором держался шар, был тяжелым, и шар поднимался только на 200 метров. С этой высоты они увидели лишь сплошную волнистую снежную поверхность, уходящую к югу.

6 февраля «Дискавери» вернулся к подножию Эребуса. Первое обследование окрестностей показало, что нанесенный Россом на карту залив Мак-Мёрдо есть на самом деле вход в пролив, а вулканы Эребус и Террор расположены на острове. Название Мак-Мёрдо сохранилось за проливом, а остров Скотт назвал именем Росса.

У юго-западной оконечности острова Росса судно было поставлено на зимовку. На мысе, названном именем заместителя начальника экспедиции Армитеджа, был построен дом, где смогла бы разместиться вся экспедиция, в случае если льды раздавят судно.

С первых же дней были организованы регулярные метеорологические, гидрологические, магнитные и другие наблюдения.

Приближалась антарктическая зима, поэтому были осуществлены лишь небольшие экскурсии в окрестностях зимовки. 23 апреля солнце скрылось за горизонтом. На четыре месяца наступила полярная ночь. Зимовка протекала благополучно. Каждый член экспедиции занимался своим делом: физик проводил часы в магнитном павильоне; биолог через проруби во льду вылавливал морских обитателей; многие занимались метеорологическими наблюдениями. Кроме метеорологической станции у борта судна соорудили еще одну, специальную, на вершине Кратерного холма, на высоте 320 метров над уровнем моря.

Выстроенная на берегу аварийная хижина оставалась незаселенной. Все жили в удобных помещениях корабля.

Скотт планировал на весну путешествие в глубь континента, втайне надеясь дойти до Южного полюса. Спутниками он избрал Шеклтона и Уилсона. Шеклтон готовил собачью упряжь и тренировался в езде на собаках, так как в экспедиции опыта езды на собаках никто не имел.

2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон в сопровождении вспомогательной партии вышли в поход на юг. 15 ноября вспомогательная партия повернула назад.

Поверхность барьерного льда оказалась неровной, покрытой глубоким рыхлым снегом. Поэтому три путешественника с тяжелым грузом продвигались на юг в среднем 7-8 километров в день. Нередко то один, то другой страдал снежной слепотой. Часто свирепствовали метели, заставлявшие разбивать палатку и отсиживаться в ней. Путники тащились вдоль высокой горной страны с вершинами до 3500 метров, но подойти к ним не могли из-за пояса широких трещин и отвесного ледяного обрыва у их подножий. В ясную погоду было видно, что горная цепь поворачивает к востоку, а далеко на юге синели новые вершины. Стало очевидным, что дойти до этих гор, а тем более до полюса при таких темпах движения не было никаких шансов. Поэтому, пройдя параллельно горной цепи Земли Виктории до 82° 17х южной широты, 163° восточной долготы, они 31 декабря 1902 года повернули назад.

На обратном пути у путешественников обнаружились признаки цинги. Собаки дохли от истощения, наиболее слабых убивали и скармливали остальным. Вскоре погибла последняя собака. Шеклтон был тяжело болен - у него началось кровохаркание. Скотт и Уилсон еле тащили сани. Только 3 февраля 1903 года они добрались до судна.

Тем временем Армитедж и Скелтон совершили экскурсию к западу от зимовки на плато Земли Виктории и поднялись на высоту 2700 метров.

Еще до возвращения Скотта и его спутников из южного похода, в январе 1903 года, к острову Росса пришло вспомогательное судно «Морнинг» с углем и свежими продуктами. Пролив еще не вскрылся, и «Морнинг» вынужден был остановиться У кромки льда в 18 километрах от «Дискавери». Только 28 февраля лед в проливе взломало и шхуна смогла подойти к «Дискавери» на расстояние пяти миль.
«Морнинг» забрал на родину 9 матросов, отказавшихся от второй зимовки, и Эрнста Шеклтона - будущего претендента на покорение Южного полюса.

Вторая зимовка Скотта прошла также благополучно. А весной Скотт и Скелтон снова отправились в поход, только не на юг, а на запад. Ими была обследована на протяжении 400 километров горная страна Земли Виктории. В горах они обнаружили слои песчаника и осадочные породы, свидетельствовавшие о том, что когда-то, в далекую геологическую эпоху, здесь было море. Геологические коллекции, собранные партией, представляли огромный научный интерес.

Вторая партия под руководством Берначчи и Ройдса прошла к юго-востоку от базы на 260 километров и доказала, что ледяной барьер Росса является краем гигантского плоского ледника, простирающегося далеко на юг. Так как он находился на плаву над мелководным морем, а мелководную часть моря, окаймляющую сушу, геологи обычно называют «шельфом», то подобные ледники впоследствии стали называть шельфовыми. Этот ледник был назван шельфовым ледником Росса.

В феврале 1904 года из Англии к острову Росса прибыли два парохода - «Морнинг» и «Терра-Нова». При помощи взрывов «Дискавери» был освобожден из двухлетнего ледового плена, и экспедиция благополучно вернулась в Англию. Научные результаты экспедиции были очень значительными.

Экспедицией было окончательно установлено, что Южный географический полюс расположен на высокогорном континенте. Скотт попробовал в первую зимовку идти к нему, но убедился^ что для преодоления трудностей более чем 1300-километрового пути нужна более основательная подготовка.

Большую роль в организации географических экспедиций, в исследовании территории России во второй половине XIX - начале XX в. сыграло Русское географическое общество (РГО), созданное в 1845 г. в Петербурге. Его отделы (в дальнейшем - филиалы) были организованы в Восточной и Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе и в других районах. В рядах РГО выросла замечательная плеяда исследователей, получивших мировое признание. Среди них были Ф.П. Литке, П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин, П.А. Кропоткин, Р.К. Маак, Н.А. Северцов и многие другие. Наряду с географическим обществом изучением природы занимались общества естествоиспытателей, существовавшие в ряде культурных центров России. Значительный вклад в познание территории огромной страны внесли такие правительственные учреждения, как Геологический и Почвенный комитеты, министерство земледелия, комитет Сибирской железной дороги и др. Основное внимание исследователей было направлено на изучение Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Центральной и Средней Азии.

Исследования средней Азии

В 1851 г. П.П. Семенов по поручению совета Русского географического общества приступил к переводу на русский язык первого тома "Землеведения Азии" Риттера. Большие пробелы и неточности, имевшиеся у Риттера, вызвали необходимость специальных экспедиционных исследований. Эту задачу взял на себя сам Семенов, лично познакомившийся с Риттером и посещавший его лекции во время своего пребывания в Берлине (1852-1855). Семенов обсуждал с Риттером детали перевода "Землеведения Азии", а возвратившись в Россию, в 1855 г. подготовил первый том к печати. В 1856-1857 гг. состоялось весьма плодотворное путешествие Семенова на Тянь-Шань. В 1856 г. он посетил котловину Иссык-Куля и прошел к этому озеру через Боомское ущелье, что позволило установить бессточность Иссык-Куля. Перезимовав в Барнауле, Семенов в 1857 г. пересек хребет Терскей-Алатау, вышел на тянь-шаньские сырты, открыл верховья р. Нарына - главного истока Сырдарьи. Далее Семенов пересек Тянь-Шань по другому маршруту, вышел в бассейн р. Тарима к р. Сарыджаз, увидел ледники Хан-Тенгри. На обратном пути Семенов исследовал хребты Заилийский Алатау, Джунгарский Алатау, Тарбагатай и озеро Алакуль. Основными результатами своей экспедиции Семенов считал: а) установление высоты снеговой линии в Тянь-Шане; б) открытие в нем альпийских ледников; в) опровержение предположений Гумбольдта о вулканическом происхождении Тянь-Шаня и существовании меридионального хребта Болор. Результаты экспедиции дали богатый материал для исправлений и примечаний к переводу второго тома "Землеведения Азии" Риттера.

В 1857-1879 гг. изучением Средней Азии занимался Н.А. Северцов, сделавший 7 крупных путешествий в разные районы Средней Азии, от пустынных до высокогорных. Научные интересы Северцова были очень широки: он занимался географией, геологией, изучал флору и особенно фауну. Северцов проник в глубинные районы центрального Тянь-Шаня, в которых до него не был ни один европеец. Комплексной характеристике высотной зональности Тянь-Шаня Северцов посвятил свою классическую работу "Вертикальное и горизонтальное распределение туркестанских животных". В 1874 г. Северцов, возглавляя естественноисторический отряд Амударьинской экспедиции, пересек пустыню Кызылкум и достиг дельты Амударьи. В 1877 г. он первым из европейцев достиг центральной части Памира, дал точные сведения о его орографии, геологии и растительном мире, показал обособленность Памира от Тянь-Шаня. Работы Северцова по делению Палеарктики на зоогеографические области на основе учета физико-географической зональности и его "Орнитология и орнитологическая география Европейской и Азиатской России" (1867) позволяют считать Северцова родоначальником зоогеографии в России.

В 1868-1871 гг. высокогорные районы Средней Азии изучали А.П. Федченко и его жена О.А. Федченко. Они открыли грандиозный Заалайский хребет, сделали первое географическое описание Зеравшанской долины и других горных районов Средней Азии. Изучая флору и фауну Зеравшанской долины, А.П. Федченко впервые показал фаунистическую и флористическую общность Туркестана со странами Средиземноморья. За 3 года путешествия супруги Федченко собрали большую коллекцию растений и животных, среди которых оказалось много новых видов и даже родов. По материалам экспедиции была составлена карта Ферганской долины и окружающих ее гор. В 1873 г. А.П. Федченко трагически погиб при спуске с одного из ледников Монблана.

Друг А.П. Федченко В.Ф. Ошанин в 1876 г. совершил экспедицию в Алайскую долину и в 1878 г. - в долины рек Сурхоба и Муксу (бассейн Вахша). Ошанин открыл один из крупнейших ледников Азии, названный им в память друга ледником Федченко, а также хребты Дарвазский и Петра Первого. Ошанину принадлежит первая полная физико-географическая характеристика Алайской долины и Бадахшана. Ошанин подготовил к изданию систематический каталог полужесткокрылых Палеарктики, изданный в 1906-1910 гг.

В 1886 г. Краснов по заданию Русского географического общества исследовал хребет Хан-Тенгри с целью выявить и обосновать эколого-генетические связи горной флоры Центрального Тянь-Шаня с сопредельными флорами Прибалхашских степей и песчаных пустынь Турана, а также проследить процесс взаимодействия между сравнительно молодой флорой четвертичных аллювиальных равнин Прибалхашья и значительно более древней (с примесью третичных элементов) флорой высокогорий Центрального Тянь-Шаня. Эта эволюционная по своей сущности проблема была разработана и выводы из нее хорошо изложены в магистерской диссертации Краснова "Опыт истории развития флоры южной части Восточного Тянь-Шаня".

Плодотворной была экспедиция под руководством Берга, изучавшая в 1899-1902 гг. и в 1906 г. Аральское море. Монография Берга "Аральское море. Опыт физико-географической монографии" (СПб., 1908) явилась классическим образцом комплексной региональной физико-географической характеристики.

Начиная с 80-х годов XIX в. большое внимание уделялось изучению среднеазиатских песков. Эта проблема возникла в связи со строительством в Среднюю Азию железной дороги. В 1912 г. на железнодорожной станции Репетек была основана первая постоянная комплексная научно-исследовательская географическая станция по изучению пустынь. В 1911 и 1913 гг. в Средней Азии и Сибири действовали экспедиции Переселенческого управления. Наиболее интересные географические сведения получил отряд Неуструева, совершивший переход из Ферганы через Памир в Кашгарию. На Памире были обнаружены явные следы древней ледниковой деятельности. Сводные результаты исследований Средней Азии в XIX - начале XX в. с большой полнотой изложены в издании Переселенческого управления "Азиатская Россия".

Исследования центральной Азии

Начало ее исследованию было положено Н.М. Пржевальским, который с 1870 по 1885 г. совершил 4 путешествия в пустыни и горы Центральной Азии. В начале своего пятого путешествия Пржевальский заболел брюшным тифом и скончался около оз. Иссык-Куль. Начатая Пржевальским экспедиция была закончена под руководством М.В. Певцова, В.И. Роборовского и П.К. Козлова. Благодаря экспедициям Пржевальского впервые были получены и нанесены на карты достоверные данные об орографии Центральной Азии. Во время экспедиций регулярно проводились метеорологические наблюдения, давшие ценные материалы о климате этого края. Сочинения Пржевальского изобилуют блестящими описаниями ландшафтов, растительного и животного мира. Они содержат также сведения об азиатских народах и их быте. Пржевальский доставил в Петербург 702 экземпляра млекопитающих, 5010 экземпляров птиц, 1200 - пресмыкающихся и земноводных, 643 - рыб. Среди экспонатов были неизвестные ранее дикая лошадь (названная в его честь лошадью Пржевальского) и дикий верблюд. Гербарий экспедиций насчитывал до 15 тыс. экземпляров, принадлежащих к 1700 видам; в их числе оказалось 218 новых видов и 7 новых родов. С 1870 по 1885 г. были опубликованы следующие описания путешествий Пржевальского, написанные им самим: "Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869 гг." (1870); "Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии", т. 1-2 (1875-1876); "От Кульджи за Тянь-Шань и на Лоб-Нор" (Изв. Русск. Геогр. об-ва, 1877, т. 13); "Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки" (1883); "Исследования северной окраины Тибета и путь через Лоб-Нор по бассейну Тарима" (1888). Труды Пржевальского были переведены на ряд европейских языков и сразу получили всеобщее признание. Они могут быть поставлены в один ряд с блестящими сочинениями Александра Гумбольдта и читаются с исключительным интересом. Лондонское Географическое общество в 1879 г. присудило Пржевальскому свою медаль; в его решении отмечалось, что описание тибетского путешествия Пржевальского превосходит все, что было обнародовано в этой области со времен Марко Поло. Ф. Рихтгофен назвал достижения Пржевальского "поразительнейшими географическими открытиями". Пржевальскому были присуждены награды географических обществ: Русского, Лондонского, Парижского, Стокгольмского и Римского; он был почетным доктором ряда зарубежных университетов и почетным членом Петербургской академии наук, а также многих зарубежных и русских ученых обществ и учреждений. Город Каракол, где умер Пржевальский, получил впоследствии название Пржевальска.

Современниками Пржевальского и продолжателями исследований Центральной Азии были Г.Н. Потанин (много занимавшийся этнографией), В.А. Обручев, М.В. Певцов, М.Е. Грум-Гржимайло и др.

Исследования Сибири и Дальнего Востока

Развитие России настоятельно требовало изучения всех азиатских окраин, в особенности Сибири. Быстрое ознакомление с природными богатствами и населением Сибири могло осуществляться только с помощью больших геолого-географических экспедиций. Сибирские купцы и промышленники, заинтересованные в изучении природных ресурсов края, материально поддерживали такие экспедиции. Сибирский отдел Русского географического общества, организованный в 1851 г. в Иркутске, используя средства торгово-промышленных компаний, снаряжал экспедиции в бассейн р. Амура, на о. Сахалин и в золотоносные районы Сибири. В них участвовали по большей части энтузиасты из разных слоев интеллигенции: горные инженеры и геологи, учителя гимназий и профессора университетов, офицеры армии и морского флота, врачи и политические ссыльные. Научное руководство осуществлялось Русским географическим обществом.

В 1849-1852 гг. Забайкальский край исследовала экспедиция в составе астронома Л.Е. Шварца, горных инженеров Н.Г. Меглицкого и М.И. Кованько. Уже тогда Меглицкий и Кованько указали на существование месторождений золота и каменного угля в бассейне р. Алдана.

Настоящим географическим открытием явились результаты экспедиции в бассейн р. Вилюя, организованной Русским географическим обществом в 1853-1854 гг. Возглавил экспедицию учитель естествознания Иркутской гимназии Р. Маак. В составе экспедиции были также топограф А.К. Зондгаген и орнитолог А.П. Павловский. В тяжелых условиях тайги, при полном бездорожье экспедиция Маака обследовала огромную территорию бассейна Вилюя и часть бассейна р. Оленека. В результате исследований появилось трехтомное сочинение Р. Маака "Вилюйский округ Якутской области" (ч. 1-3. СПб., 1883-1887), в котором с исключительной полнотой описаны природа, население и хозяйство большого и интересного района Якутской области.

После завершения этой экспедиции Русское географическое общество организовало Сибирскую экспедицию (1855-1858) в составе двух партий. Математическая партия во главе со Шварцем должна была определять астрономические пункты и составить основу географической карты Восточной Сибири. Эта задача была успешно выполнена. В состав физической партии вошли ботаник К.И. Максимович, зоологи Л.И. Шренк и Г.И. Радде. Отчеты Радде, изучавшего животный мир окрестностей Байкала, степной Даурии и горной группы Чокондо, были опубликованы на немецком языке в двух томах в 1862 и 1863 гг.

Другую комплексную экспедицию - Амурскую - возглавил Маак, опубликовавший две работы: "Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела РГО в 1855 г." (СПб., 1859) и "Путешествие по долине реки Уссури", т. 1-2 (СПб., 1861). Работы Маака содержали много ценной информации о бассейнах этих дальневосточных рек.

Наиболее яркие страницы в изучение географии Сибири вписал замечательный русский путешественник и географ П.А. Кропоткин. Выдающимся было путешествие Кропоткина и учителя естествознания И.С. Полякова в Лено-Витимскую золотоносную область (1866). Главная их задача состояла в отыскании путей для перегона скота от г. Читы к приискам, расположенным по рекам Витиму и Олекме. Путешествие, начатое на берегах р. Лены, закончилось в Чите. Экспедиция преодолела хребты Олекмо-Чарского нагорья: Северо-Чуйский, Южно-Чуйский, Окраинный и ряд возвышенностей Витимского плоскогорья, в том числе Яблоновый хребет. Научный отчет об этой экспедиции, напечатанный в 1873 г. в "Записках Русского географического общества" (т. 3), явился новым словом в географии Сибири. Яркие описания природы сопровождались в нем теоретическими обобщениями. В этом отношении интересен "Общий очерк орографии Восточной Сибири" (1875) Кропоткина, подводивший итоги тогдашней изученности Восточной Сибири. Составленная им схема орографии Восточной Азии существенно отличалась от схемы Гумбольдта. Топографической основой для нее служила карта Шварца. Кропоткин первым из географов обратил серьезное внимание на следы древнего оледенения Сибири. Известный геолог и географ В.А. Обручев считал Кропоткина одним из основоположников геоморфологии в России. Спутник Кропоткина зоолог Поляков составил эколого-зоогеографическое описание пройденного пути.

Член Петербургской Академии наук Шренк в 1854-1856 гг. возглавил экспедицию Академии наук на Амур и Сахалин. Круг научных проблем, охваченных Шренком, был очень широк. Результаты его исследований опубликованы в четырехтомном труде "Путешествия и исследования в Амурском крае" (1859-1877).

В 1867-1869 гг. изучал Уссурийский край Пржевальский. Он первым отметил интересное и единственное в своем роде сочетание северных и южных форм фауны и флоры в уссурийской тайге, показал своеобразие природы края с его суровой зимой и влажным летом.

Крупнейший географ и ботаник (в 1936-1945 гг. президент Академии наук) В.Л. Комаров начал исследования природы Дальнего Востока в 1895 г. и сохранил интерес к этому краю до конца жизни. В своем трехтомном труде "Flora Manschuriae" (St.-P., 1901-1907) Комаров обосновал выделение особой "маньчжурской" флористической области. Ему принадлежат также классические работы "Флора полуострова Камчатка", т. 1-3 (1927-1930) и "Введение к флорам Китая и Монголии", вып. 1, 2 (СПб., 1908).

Живые картины природы и населения Дальнего Востока обрисовал в своих книгах известный путешественник В.К. Арсеньев. С 1902 по 1910 г. он изучал гидрографическую сеть хребта Сихотэ-Алинь, дал обстоятельную характеристику рельефа Приморья и Уссурийского края и блестяще описал их население. Книги Арсеньева "По Уссурийской тайге", "Дерсу Узала" и другие читаются с неослабевающим интересом.

Существенный вклад в изучение Сибири внесли А.Л. Чекановский, И.Д. Черский и Б.И. Дыбовский, сосланные в Сибирь после польского восстания 1863 г. Чекановский изучал геологию Иркутской губернии. Его отчет об этих исследованиях был отмечен малой золотой медалью Русского географического общества. Но главные заслуги Чекановского заключаются в изучении неизвестных до того территорий между реками Нижней Тунгуской и Леной. Он открыл там трапповое плато, описал р. Оленек и составил карту северо-западной части Якутской области. Геологу и географу Черскому принадлежит первая сводка теоретических взглядов на происхождение впадины оз. Байкал (он высказал и собственную гипотезу о ее происхождении). Черский пришел к выводу, что здесь расположена древнейшая часть Сибири, не затоплявшаяся морем с начала палеозоя. Этот вывод использовал Э. Зюсс для гипотезы о "древнем темени Азии". Глубокие мысли высказал Черский об эрозионном преобразовании рельефа, о выравнивании его, сглаживании резких форм. В 1891 г., уже будучи неизлечимо больным, Черский начал свое последнее большое путешествие в бассейн р. Колымы. По пути из Якутска в Верхнеколымск он открыл огромный горный хребет, состоящий из ряда цепей, с высотами до 1 тыс. м (впоследствии этот хребет был назван его именем). Летом 1892 г. во время путешествия Черский скончался, оставив законченный "Предварительный отчет об исследованиях в области рек Колымы, Индигирки и Яны". Б.И. Дыбовский со своим товарищем В. Годлевским исследовал и описал своеобразную фауну Байкала. Они же измерили глубину этого уникального водоема.

Большой интерес представляют научные отчеты В.А. Обручева о его геологических исследованиях и его специальные статьи о природе Сибири. Наряду с геологическим изучением золотоносных россыпей Олекмо-Витимской страны Обручев занимался такими географическими проблемами, как происхождение вечной мерзлоты, оледенение Сибири, орография Восточной Сибири и Алтая.

Западная Сибирь с ее плоским рельефом мало привлекала внимание ученых. Большая часть исследований проводилась там силами любителей-ботаников и этнографов, среди которых можно отметить Н.М. Ядринцева, Д.А. Клеменца, И.Я. Словцова. Принципиальное значение имели проведенные в 1898 г. Л.С. Бергом и П.Г. Игнатовым исследования соляных озер, изложенные в книге "Соляные озера Селеты-денгиз, Теке и Кызылкак Омского уезда. Физико-географический очерк". Книга содержит подробную характеристику лесостепи и отношений леса и степи, очерки флоры и рельефа и т.д. Эта работа знаменовала собой переход к новому этапу исследований Сибири - от маршрутных исследований к полустационарным, комплексным, охватывающим широкий круг физико-географических особенностей территории.

На рубеже XIX и XX вв. и в первом десятилетии XX в. географические исследования Сибири были подчинены двум проблемам большой государственной важности: строительству Сибирской железной дороги и сельскохозяйственному освоению Сибири. Комитет Сибирской дороги, созданный в конце 1892 г., привлек к исследованиям широкой полосы вдоль трассы Сибирской железной дороги большое количество ученых. Изучались геология и полезные ископаемые, наземные и грунтовые воды, растительность, климат. Большое значение имели исследования Танфильева в Барабинской и Кулундинской степях (1899-1901). В книге "Бараба и Кулундинская степь" (СПб., 1902) Танфильев, рассмотрев взгляды прежних исследователей, высказал убедительные соображения о происхождении грядового рельефа Барабинской степи, о режиме многочисленных озер Западно-Сибирской низменности, о характере почв, в том числе черноземов. Танфильев объяснил, почему леса в степях Европейской России размещаются ближе к речным долинам, а в Барабе, наоборот, леса избегают речных долин и размещаются на водораздельных гривах. До Танфильева Барабинскую низменность изучал Миддендорф. Его небольшая работа "Бараба", опубликованная в 1871 г. в "Приложении" к "Запискам имп. Академии наук", представляет большой интерес.

С 1908 по 1914 г. в азиатской части России действовали почвенно-ботанические экспедиции Переселенческого управления министерства земледелия. Ими руководил выдающийся почвовед, ученик Докучаева, К.Д. Глинка. Экспедиции охватили почти все районы Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Научные итоги экспедиций изложены в 4-томном труде "Азиатская Россия" (1914).

Исследования Европейской России, Урала и Кавказа

В то же время внимание ученых и министерства земледелия привлекали поиски причин обеднения почв, высыхания рек, уменьшения уловов рыбы и часто повторявшихся неурожаев хлебов в густонаселенной Европейской России. Исследования с этой целью проводились в европейской части страны естествоиспытателями разных специальностей: геологами, почвоведами, ботаниками, гидрологами, изучавшими отдельные компоненты природы. Но каждый раз при попытке объяснить названные явления исследователи неизбежно приходили к необходимости рассматривать и изучать их на широкой географической основе, с учетом всех природных факторов. Почвенные и ботанические исследования, вызванные необходимостью установить причины повторяющихся неурожаев, вылились в комплексное изучение территории. Изучая русские черноземы, академик Ф.И. Рупрехт доказал, что распространение черноземов тесно связано с географией растений. Он определил, что южная граница распространения ели совпадает с северной границей русских черноземов.

Новым этапом в области почвенно-ботанических исследований явились работы Докучаева, руководившего в 1882-1888 гг. Нижегородской почвенной экспедицией, в результате которой был составлен научный отчет ("Материалы к оценке земель Нижегородской губернии. Естественноисторическая часть...", вып. 1-14. СПб., 1884-1886) с двумя картами - геологической и почвенной. В этом сочинении рассмотрены климат, рельеф, почвы, гидрография, растительный и животный мир губернии. Это было первым такого рода комплексным исследованием большого сельскохозяйственного района. Он позволило Докучаеву сформулировать новые естественноисторические идеи и обосновать генетическое направление в почвоведении.

Танфильев подвел итоги 25-летнего исследования болот России, организованного министерством государственных имуществ. В своих статьях "О болотах Петербургской губернии" (Труды Вольного экономического об-ва, № 5) и "Болота и торфяники Полесья" (СПб., 1895) он раскрыл механизм образования болот и дал их детальную классификацию, заложив, таким образом, основы научного болотоведения.

В исследованиях, проводившихся во второй половине XIX в. на Урале, основное внимание уделялось изучению его геологического строения и размещению полезных ископаемых. В 1898-1900 гг. Оренбургское отделение Русского географического общества организовало барометрическое нивелирование южной части Уральского хребта. Результаты нивелирования были опубликованы в "Известиях Оренбургского отделения Русского географического общества" за 1900- 1901 гг. Это способствовало возникновению специальных геоморфологических исследований. Первую такую работу на Урале произвел П.И. Кротов. Он критически рассмотрел историю орографических исследований на Среднем Урале, дал общую картину строения его рельефа, описал множество характерных форм поверхности и объяснил геологические условия их возникновения.

Основательное изучение климата Урала началось с 80-х годов XIX в., когда там была создана 81 метеорологическая станция. К 1911 г. количество их увеличилось до 318. Обработка данных метеонаблюдений дала возможность выявить картину распределения климатических элементов и определить общие черты климата Урала.

С середины XIX в. начали появляться работы по специальному исследованию вод Урала. Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог министерства путей сообщения с 1902 по 1915 г. издало 65 выпусков "Материалов для описания русских рек", в которых содержались и широкие сведения о реках Урала.

К началу XX в. флора Урала (кроме Северного и Полярного) была уже достаточно хорошо изучена. В1894 г. главный ботаник Петербургского ботанического сада С.И. Коржинский впервые обратил внимание на следы древней растительности на Урале. Сотрудник Петроградского ботанического сада И.М. Крашенинников первым высказал соображения о взаимоотношениях леса и степи в Южном Зауралье, поставив тем самым важные ботанико-географические проблемы. Значительно запоздали на Урале почвенные исследования. Только в 1913 г. сотрудники Докучаева Неуструев, Крашенинников и другие начали комплексное изучение почв Урала.

Во второй половине XIX в. начались систематические работы по триангуляции и топографическим съемкам Кавказа. Военные топографы в своих отчетах и статьях сообщали много общегеографических сведений. Используя данные геодезических работ и геологических исследований Г.В. Абиха, Н. Салицкий в 1886 г. издал "Очерк орографии и геологии Кавказа", в котором изложил свои представления о географии этого горного края. Много внимания уделялось изучению ледников Кавказа. Большую научную ценность представляет работа К.И. Подозерского, давшего качественную и количественную характеристику ледников Кавказского хребта ("Ледники Кавказского хребта". - Записки Кавказского отд. РГО, 1911, кн. 29, вып. I).

Воейков, изучая климат Кавказа, первым обратил внимание на взаимосвязь климата и растительности Кавказа и сделал в 1871 г. первую попытку природного районирования Кавказа.

Важный вклад в исследование Кавказа сделал Докучаев. Именно при изучении природы Кавказа оформилось окончательно его учение о широтной зональности и высотной поясности.

Наряду с этими известными учеными, Кавказ изучали многие десятки геологов, почвоведов, ботаников, зоологов и т.д. Большое количество материалов о Кавказе напечатано в "Известиях Кавказского отдела Русского географического общества" и специальных отраслевых журналах.

Исследования в Арктике

В 1882-1883 гг. русские ученые Н.Г. Юргенс и А.А. Бунге участвовали в исследованиях по программе Первого международного полярного года. Россия организовала тогда полярные станции на островах Новой Земли (остров Южный, пос. Малые Кармакулы) и в с. Сагастыр в устье р. Лены. Созданием этих станций было положено начало русским стационарным исследованиям в Арктике. В 1886 г. Бунге и молодой геолог Толль исследовали Новосибирские острова. Толль охарактеризовал геологию островов и доказал, что север Сибири подвергался мощному оледенению. В 1900-1902 гг. Толль руководил Полярной экспедицией Академии наук, пытавшейся на яхте "Заря" отыскать "Землю Санникова", слухи о существовании которой держались с 1811 г. За два летних сезона "Заря" прошла из Карского моря в район Новосибирских островов. Первая зимовка у Таймырского п-ова была использована для сбора географических материалов. После второй зимовки у о. Котельного Толль с тремя спутниками на собачьих упряжках вышел в сторону о. Беннета. На обратном пути путешественники погибли. Существование "Земли Санникова" не подтвердилось и последующими поисками.

В 1910-1915 гг. на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач" проводились гидрографические исследования от Берингова пролива до устья р. Колымы, обеспечившие создание лоций морей, омывающих Россию на севере. В 1913 г. "Таймыр" и "Вайгач" открыли архипелаг, называемый теперь Северной Землей.

В 1912 г. лейтенант флота Г.Л. Брусилов решил пройти из Петербурга во Владивосток по Северному морскому пути. На частные средства была снаряжена шхуна "Святая Анна". У берегов п-ова Ямал шхуна была затерта льдами и унесена течениями и ветрами на северо-запад (севернее Земли Франца-Иосифа). Экипаж шхуны погиб, в живых остались только штурман В.И. Альбанов и матрос А.Э. Конрад, посланные Брусиловым на Большую землю за помощью. Судовой журнал, сохраненный Альбановым, дал богатые материалы. Проанализировав их, известный полярный путешественник и ученый В.Ю. Визе в 1924 г. предсказал местонахождение неизвестного острова. В 1930 г. этот остров был найден и назван именем Визе.

Много сделал для изучения Арктики Г.Я. Седов. Он изучал подходы к устью р. Колымы и губу Крестовую на островах Новой Земли. В 1912 г. Седов на судне "Святой Фока" достиг Земли Франца-Иосифа, затем зимовал на Новой Земле. В 1913 г. экспедиция Седова повторно пришла на Землю Франца-Иосифа и зимовала на о. Гукера в бухте Тихой. Отсюда в феврале 1914 г. Седов с двумя матросами на нартах направился в сторону Северного полюса, но не достиг его и на пути к полюсу скончался.

Богатые гидробиологические материалы получила Мурманская научно-промысловая экспедиция под руководством Н.М. Книповича и Л.Л. Брейтфуса. За время своей деятельности (1898-1908) экспедиция на корабле "Андрей Первозванный" провела гидрологические наблюдения в 1500 точках и биологические - в 2 тыс. точек. В результате экспедиции были составлены батиметрическая карта Баренцева моря и карта течений. В 1906 г. вышла книга Книповича "Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана". Много новой информации о Баренцевом море получили ученые Мурманской биологической станции, основанной в 1881 г.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, на перевале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905, пропала туристическая группа под руководством Игоря Дятлова. В память о погибших туристах мы рассказываем о других экспедициях, пропавших при загадочных обстоятельствах.

Похороненный во льдах

В возрасте 59 лет английский мореплаватель Джон Франклин отправился в свою четвертую экспедицию по освоению Арктики.

Для плавания корабли Королевского военно-морского флота были переоборудованы по последнему слову техники. В Арктику выходили 378-тонный "Эребус" и 331-тонный "Террор". Провизии хватало на три года, на судне был и паровой локомотивный двигатель, и множество книг, и даже маленькая ручная обезьянка.

19 мая 1845 года экспедиция была открыта, ее целью было пройти Северо-Западным проходом. В течение лета жены моряков получили несколько писем. Последние пришли в августе, все они были подробны и оптимистичны, а один из участников экспедиции, эконом с "Эребуса" Осмер, писал, чтобы их ждали домой уже в 1846 году.

Однако ни в 1846, ни в 1847 годах от экспедиции не было никаких новостей. Только в 1848 году на поиски отправились первые три судна. Джейн Франклин, жена отважного мореплавателя, умоляла их проверить устье Больших Рыб, но никто не внял ее просьбам. Однако только она и чувствовала приближающуюся беду.

Незадолго от отправления экспедиции Джейн шила флаг для корабля, в то время как Джон уснул рядом на диване. Джейн показалось, что муж замерз, и она набросила на его ноги флаг. Когда он проснулся, он воскликнул "Почему меня укрыли флагом? Так делают только с покойниками!". С того момента женщина не знала покоя. Ее стараниями поиски пропавших продолжались аж до 1857 года.


В 1859 году экспедиция Мак-Клинтока, полностью оплаченная Джейн Франклин, нашла на острове Кинг-Уильям пирамиду из камней, а под ней подробную записку от 1847 и 1848 годов. Также был найден скелет, а при нем блокнот с записями. Странно, но сделаны они были задом наперед и заканчивались прописью, содержали много орфографических ошибок, знаков препинания не было вообще. Один из листов заканчивался словами "О Смерть, где твое жало", на следующем листе записи были сделаны по кругу, внутри которого было написано "Лагерь Террора (Ужаса) пуст".

Также была найдена лодка с двумя скелетами. Лодка почему-то стояла на санях, которые тащили при помощи веревки. Ружья часовых были взведены. Первым погиб тот, кто сидел на носу, второй был готов к обороне, но погиб от истощения. Среди провизии был найден чай и 18 килограмм шоколада, среди жизненно необходимых предметов: шелковые платки, душистое мыло, ботинки, книги в большом количестве, швейные иглы, 26 столовых вилок из ложек из серебра и еще много чего, что для выживания совсем не годилось.

Останки, которые были найдены на стоянках экспедиции, были обглоданы, что говорит о каннибализме, также ученые установили, что моряки скончались от туберкулеза, пневмонии и цинги. Кроме того, в костях обнаружено огромное количество свинца, но откуда он взялся - так и не известно.

Тело самого Франклина не обнаружили, хотя последние поисковые операции проходили еще в середине XX века.

Незаконченная экспедиция "Святой Анны"

Вероятно, у поговорки "женщина на корабле - к беде" есть реальные корни. 20-летняя Ерминия Жданко, дочь известного гидрографа, собиралась "прокатиться" на шхуне "Святая Анна" вокруг Скандинавского полуострова до Александровска в Кольском заливе вместе с другом семьи Баренцевым. После этого девушка планировала вернуться домой к папеньке, однако этому не суждено было сбыться.



В Александровке экспедиция выяснила, что для плавания не хватает несколько человек, также нет врача. Ерминия, которая еще во время Русско-Японской войны обучилась на сестру милосердия и мечтала попасть на фронт, заявила, что не покинет корабля и готова плыть: "Чувствую, что поступила, как должна была, а там - будь что будет" писала она отцу.

Зимой 1912 года шхуна "вросла" в лед, весной 1913 вмерзший корабль понесло в Ледовитый океан. Даже летом, когда появились полыньи, льдина не растаяла. Началась вторая зимовка. К тому моменту штурман Валерьян Альбанов и капитан Георгий Брусилов поссорились, и Альбанов не выполнял своих обязанностей. В январе 1914 года он попросил разрешения сойти и заявил, что сам доберется до цивилизации. Неожиданно к нему присоединились еще 13 человек (к слову, на шхуне было всего 24 моряка).

До мыса Флоры дошли двое - штурман Валерьян Альбанов и матрос Александр Кондар. Случилось чудо, и их подобрал проходящий мимо корабль. Остальные 11 путников погибли во льдах. В России Валерьян отправил рапорт Брусилова и выписку из судового журнала вместе со всеми документами, находившихся на "Святой Анне" моряков, в Гидрографическое управление. К слову, в своей книге Альбанов писал о письмах, которые передали с ним оставшиеся на "Святой Анне", но по какой-то причине до адресатов письма так и не дошли.

После экспедиции Альбанов и Кондар ни разу не говорили друг с другом. Альбанов еще много лет пытался организовать спасательно-поисковую операцию, но тщетно. Кондар резко изменил свою жизнь, поменял работу и о плаванье старался не вспоминать. Он отказывался говорить с родственниками участников экспедиции и лишь однажды отужинал с братом Георгия Брусилова Сергеем, приехавший к нему в Архангельск в середине тридцатых. Провожая гостя в темноте, он вдруг пристально посмотрел в его лицо и закричал: "Но я в тебя не стрелял! Не стрелял!!". Выяснить, о чем он говорит, не удалось.

Корабль Брусилова так и не был найден.

Гибель экспедиции Скотта

Экспедиция Роберта Ф. Скотта изучала южный континент на протяжении трех лет - с 1901 по 1904 г. Англичанин подошел к берегам Антарктиды, исследовал море и ледник Росса, собрал обширный материал по геологии, флоре, фауне и полезным ископаемым. А затем предпринял попытку проникнуть в глубь материка Считается, что безрезультатно. Но это не совсем так.



Во время санного перехода в глубине материка - в 40-50 км от побережья - Скотт обнаружил скалу, на вершине которой оказался хорошо оборудованный лаз, тщательно замаскированный вырезанными толстыми пластинами льда. Пораженные увиденным, Скотт и его спутники сумели отодвинуть несколько плит, и их взорам предстала стальная лестница из труб, ведущая вниз. Изумленные англичане долго не решались спуститься, но наконец рискнули.

На глубине более 40 метров они обнаружили помещения, в которых была оборудована продуктовая база из мясных продуктов. В специальных контейнерах лежала аккуратно сложенная утепленная одежда. Причем таких фасонов и такого качества, которых ранее ни Скотт, ни его помощники не встречали, хотя сами они весьма обстоятельно готовились к дальней и небезопасной экспедиции.

Осмотрев всю одежду, Скотт понял, что этикетки на ней были тщательно срезаны для сохранения инкогнито хозяев. И лишь на одной из курток обнаружился ярлык, оставленный, видимо, в силу чьей-то халатности: "Екатеринбургская пошивочная артель Елисея Матвеева". Эту этикетку, а главное, надпись с нее, Скотт аккуратно перенес в свои бумаги, хотя, конечно, в тот момент путешественники не поняли, что означает эта русская вязь. Им вообще было неуютно в этом чужом пристанище, а потому они поспешили покинуть его.

Пройдя половину пути до базового лагеря, один из путников спохватился - надо было взять хоть что-нибудь из продуктов, свои-то на исходе... Другой предложил вернуться, но Скотт посчитал это непорядочным: кто-то заготавливал для себя, не рассчитывая, что запасами воспользуются незваные гости. Но, скорее всего, на его решение повлиял страх, граничащий с ужасом.

Придя на Большую землю, путешественники долго не решались поведать общественности о таинственном погребе, оборудованном в ледяной пустыне; но в своем рапорте о работе экспедиции Скотт весьма подробно рассказал о находке. Однако вскоре материалы, поданные им в Британское географическое общество, таинственным образом исчезли.

Галлюцинация?

Спустя несколько лет к Южному полюсу отправился другой английский исследователь - Э. Шеклтон. Однако он не обнаружил никакого хранилища с продуктами и теплыми вещами: то ли не нашел по тем координатам, которые ему лично сообщил Скотт, то ли хозяева склада сменили место "дислокации"... Впрочем, Антарктида загадала загадку и экспедиции Шеклтона. В своих дневниках англичанин оставил запись о странном происшествии, случившемся с одним из его спутников -неким Джерли.

Во время внезапно начавшейся жестокой снежной бури он потерялся, но неделю спустя... догнал товарищей. При этом он "вовсе не выглядел изможденным и рассказывал о какой-то глубокой котловине, где из-под земли бьют горячие ключи. Там живут птицы, растут травы и деревья. На эту котловину он набрел случайно и провел там целый день, восстанавливая свои силы. Никто из нас ему особенно не поверил - скорее всего, у бедняги была галлюцинация...".

На штурм!

До полюса Шеклтон не дошел 178 км. "Вершина" осталась непокоренной, и она по-прежнему манила путешественников. Среди тех, кто отправился на штурм Южного полюса, вновь был Роберт Ф. Скотт. Но - увы! - его обогнал норвежец Р. Амундсен: он достиг конечной цели 14 декабря 1911 г. Чуть позже - 18 января 1912 г. - на Южном полюсе оказалась и группа, возглавляемая Р. Скоттом. Однако на обратном пути - в 18 километрах от базового лагеря - путешественники погибли.

Тела, записи и дневники погибших нашли спустя восемь месяцев. А пока шли поиски, в базовом лагере обнаружилась (!) записка на английском языке, сообщавшая: Скотт и его спутники сорвались с ледника, их снаряжение, в котором были продукты, попало в глубокую расселину. И если полярникам в ближайшую неделю не окажут помощь, они могут погибнуть. Этому документу по какой-то неведомой причине никто не придал значения: то ли посчитали неуместным розыгрышем, то ли провокацией товарища, у которого сдали нервы... А может, и это списали на галлюцинации?!

Между тем в записке точно указывалось, где находятся пострадавшие. В дневнике, оставшемся после экспедиции, обнаружилась прелюбопытнейшая запись: "Мы остались без продуктов, чувствуем себя скверно, укрылись в созданной нами снежной пещере. Проснувшись, обнаружили у входа приличный запас мясных консервов, нож, сухари и, удивительное дело, в некоторых брикетах оказались замороженные абрикосы".

Откуда все это взялось, Скотт и его товарищи не знали. К сожалению, сухарей и абрикосов хватило ненадолго... Продукты закончились через несколько дней. Наверняка те, кто желал им помочь, полагали: за полярниками, оказавшимися в трудном положении, придут соотечественники, стоит им только прочесть записку. Но...

ПО СЛЕДАМ ЭКСПЕДИЦИИ РУСАНОВА

(Материал Ф. Перфилова)

В 1912 году уже известный в ту пору полярный исследователь Владимир Русанов решился предпринять дерзкую попытку пройти на небольшом суденышке по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан. Экспедиция Русанова исчезла, и только в 1934 году у западного побережья Таймыра были обнаружены первые ее следы. В 1970-х годах удалось найти еще одну стоянку русановцев, однако обстоятельства трагической гибели экспедиции до сих пор остаются тайной.

Летом 1912 года исследовать просторы Арктики отправились сразу три русские экспедиции: Г.Л. Брусилова, В.А. Русанова и Г.Я. Седова. Никто из полярников тогда еще не знал, что зима 1912/13 года окажется очень суровой и вернуться удастся только группе Седова и двум членам команды Брусилова…

Родился Владимир Русанов в 1875 году в городе Орле, в семье купца II гильдии. С 1908 года по 1911 год он принимал участие в экспедициях на Новую Землю, прошел сотни километров по неизведанным землям, открывая новые заливы, бухты, ледники, озера и острова, которые до сих пор носят данные им названия.

В феврале 1912 году Владимиру Русанову было поручено возглавить экспедицию к островам Шпицбергенского архипелага. В Норвегии для нее было приобретено моторно-парусное судно «Геркулес». Этот корабль уже был проверен во льдах, хорошо шел под парусами, обладал неплохой маневренностью.

Русанов предложил принять участие в плавании капитану Александру Кучину, с которым познакомился в свое время в Архангельске. Тот ответил согласием. Кучин был потомственным помором, участвовал в антарктической экспедиции Амундсена к Южному полюсу и, несмотря на свою молодость, считался опытным мореходом. Врачом в экспедицию Русанов взял свою невесту - француженку Жюльетту Жан, с которой был знаком уже 5 лет.

3 июля путешественники увидели берега Шпицбергена. Исследовательские работы прошли успешно. Были открыты месторождения угля, составлена карта полезных ископаемых, собран богатый научный материал. В начале августа Русанов отправил на одном из встреченных пароходов трех участников экспедиции - Самойловича, Сватоша и Попова. С ними он передал в Русское географическое общество отчет о проделанной работе, зоологические и геологические коллекции.

Как вспоминал Самойлович, он плохо понимал дальнейшие намерения Русанова. Ему показалось, что тот собирается идти к Новой Земле, а далее действовать по обстоятельствам. Из письма матроса Василия Черемхина и воспоминаний отца Кучина становится очевидным, что Русанов еще до начала экспедиции после обследования Шпицбергена намеревался идти на восток, в Карское море. Именно поэтому на судно было загружено максимальное количество продовольствия и топлива.

18 августа «Геркулес» добрался до Маточкина Шара, где Русанов оставил свое последнее сообщение: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Наступил 1913 год. От всех трех ушедших в Арктику экспедиций - Русанова, Брусилова и Седова - не было никаких известий. Общественность и Русское географическое общество начали бить тревогу. Но лишь в 1914 году было принято решение об организации спасательных экспедиций, причем на поиски Седова отправились три судна и самолет, а на розыски Брусилова и Русанова ушел только барк «Эклипс» под командованием норвежского полярного исследователя Отто Свердрупа. Однако «Эклипс» попал в ледяную ловушку и зазимовал, так и не достигнув острова Уединения. Безрезультатно окончились и поиски экспедиции Седова. Но неожиданно «Св. Фока» вернулся на родину, правда, без своего руководителя. На его борту оказались подобранные по пути штурман Альбанов и матрос Конрад с яхты Брусилова. 6 марта 1915 года было принято решение об оказании помощи экспедиции Брусилова («Св. Анну» найти так и не удалось), а поиски русановцев 7 мая, наоборот, прекратили. Только благодаря протестам общественности Свердрупу было поручено продолжить поиски летом 1915 года. На этот раз «Эклипс» добрался до острова Уединения, но никаких следов Русанова там не нашли…

Только 9 сентября 1934 года у западного побережья Таймыра на одном из островков в шхерах Минина топограф М.И. Цыганюк обнаружил следы русановцев: обрывки одежды и рюкзака, патроны разных калибров, фотоаппарат «Кодак», именные часы Попова и документы матросов Попова и Чухчина из экспедиции Русанова.

После этой находки другой топограф - А.И. Гусев - сообщил, что за месяц до этого на одном из островов в архипелаге Мона он видел столб, обложенный камнями, с вырезанной на нем надписью «Геркулесъ, 1913 г.». К сожалению, никаких попыток выяснить судьбу русановцев тогда предпринято не было. На карте появились только новые названия безымянных ранее островов: один - Геркулес, другой - остров Попова-Чухчина.

В 1935 году на острове Попова-Чухчина были сделаны новые находки: маникюрные ножницы, гребенка, перочинный нож, железные ложки, патроны, медные монеты, буссоль, обрывок рукописи «В.А. Русанов. К вопросу о северном пути через Сибирское море». Многие предметы были найдены в двух экземплярах, например, две кружки, две ложки… В совокупности с документами двух матросов это наводило на мысль, что здесь погибли два члена команды «Геркулеса», возможно, отправленные Русановым на материк с донесением о зимовке или с просьбой о помощи. Однако когда исследовали патроны, выяснилось: они были 10 различных типов, что предполагало наличие как минимум шести видов оружия. Стало ясно - на острове побывали не только двое матросов, но и, возможно, вся команда «Геркулеса».

В 1970-х годах экспедиции «Комсомольской правды» под руководством Дмитрия Шпаро и Александра Шумилова на протяжении 8 лет исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа. На острове Геркулес удалось найти багор и обломки нарт. На острове Попова-Чухчина - патроны, пуговицы, полоску кожи с надписью «Страховое общество “Россия”» (в нем был застрахован «Геркулес») и небольшую эмблему-якорек, возможно, с погона Кучина.

Немало интересного удалось обнаружить и в архивах. Известно, что в 1918 году Руаль Амундсен пытался пересечь на дрейфующем судне Северный Ледовитый океан. В 1919 году он послал двух моряков на Диксон, чтобы они доставили собранные за год материалы. Оба погибли. Один из них не дошел до Диксона всего 3 км, его останки были найдены в 1922 году. Долгое время считалось, что второй моряк погиб у мыса Приметного - в 400 км к востоку. Там спасательная экспедиция, отправленная в 1921 году на поиски исчезнувших норвежцев, обнаружила остатки большого костра, обгоревшие кости, иностранные патроны, монеты и множество других предметов. Однако в 1973 году полярник Н.Я. Болотников предположил, что у мыса Приметного располагался лагерь русановцев. Теперь его гипотеза считается доказанной: на этом месте были найдены французская монета, пуговица, изготовленная в Париже, оправа очков (их норвежцы не носили, зато подобные очки были у механика «Геркулеса» Семенова).

Анализируя находки и имеющиеся сведения об экспедиции Русанова, Шпаро и Шумилов предположили, что «Геркулес» в 1912 году прошел в Карское море и в конце сентября встал на зимовку. Весной 1913 года во время короткого санного похода русановцы посетили остров Геркулес, где установили столб с надписью. Впереди было лето и предполагаемое освобождение судна из ледяной ловушки, поэтому никакого донесения в пирамиде у основания столба они не оставили. Однако летом судну освободиться не удалось, а на вторую зимовку уже не хватало продовольствия и топлива. Вероятно, в августе русановцы оставили судно и направились к мысу Стерлегова. Именно здесь в 1921 году были обнаружены нарты, явно изготовленные на каком-то судне, о чем свидетельствовали крепления из медных корабельных трубок. Часть команды, по-видимому, двигалась по воде, а часть - по суше. Об этом говорит костер на стоянке у полуострова Михайлова. Его разожгли на высоком месте, для чего приходилось таскать плавник с косы, хотя там гораздо проще было остановиться на привал. Вероятно, костер играл роль маяка - сигнала для тех, кто двигался по воде. В тот момент положение русановцев, видимо, еще не было трагическим: из снаряжения здесь оставлены не самые важные вещи.

На острове Попова-Чухчина произошло что-то непоправимое - трудно представить, чтобы люди могли выбросить собственные документы без веских на то оснований. Что же случилось с командой «Геркулеса»? В 1988 году в журнале «Вокруг света» В. Троицкий сообщил о двух любопытных письмах, возможно, связанных с трагедией русановцев. В одном из них говорилось о двух загадочных могилах в районе реки Авам на Пясине, которые видела медсестра Корчагина в 1952 году. Ей удалось выяснить, что еще при царе кочевники-оленеводы нашли на побережье лодку, рядом с которой находились мертвые люди. Оленеводы похоронили трупы под камнями, а потом нашли еще двух или трех человек из этой группы, которым удалось дойти до Тагенарского волока, где они и замерзли. Погибших похоронили вместе с документами и рукописями.

В другом письме - Л.Н. Абрамовой - сообщалось, что в 1975 году старая долганка показала ей в пос. Новорыбное на берегу Хатанги две просевшие могилы, где, по ее словам, были похоронены русские - беременная женщина и ее муж, которых родители долганки очень давно привезли еще живыми откуда-то из тундры. Они умерли, а в могилы вместе с ними положили рукописные книги, которыми погибшие очень дорожили.

В. Троицкий сообщал, что для проверки этих писем готовится экспедиция. Увы, эта экспедиция не состоялась. Все было бы гораздо проще, если бы при обнаружении в 1934 году следов экспедиции Русанова сразу были бы проведены широкомасштабные поиски. Возможно, тогда было бы достаточно опросить местных охотников и оленеводов, чтобы узнать о судьбе пропавших полярников.

Из книги Запретная археология автора Бейджент Майкл

Из книги Золото богов. Инопланетяне среди нас автора Дэникен Эрих фон

5. По следам индейцев От самой южной точки Сицилии до самого северного города Европы Хаммерфеста по прямой 4000 километров. Эта прямая пересекает восемь стран. От Москвы до юга Йемена приблизительно 4000 километров. Но если лететь самолетом из Касипору в Риу-Гранди, то

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

По следам Аттилы Мы можем познакомиться с Аттилой ближе, чем со многими другими «варварскими» предводителями конца IV–V в., потому что историк Приск, следуя по пути, проложенному Олимпиодором и его попугаем 40 годами ранее, написал полный отчет о посольстве, в составе

Из книги Затонувшие сокровища автора Скрягин Лев Николаевич

По следам "Хироны" Впереди буруны! - раздался крик. Под натиском седых волн огромный корабль раскачивался с борта на борт в кромешном мраке ночи. Вооруженный топором матрос бросился на бак, быстро перерубил тали, и якорь полетел за борг. Но было слишком поздно.

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ПО СЛЕДАМ ЭКСПЕДИЦИИ РУСАНОВА В 1912 году уже известный в ту пору полярный исследователь Владимир Русанов решился предпринять дерзкую попытку пройти на небольшом суденышке по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан. Экспедиция Русанова исчезла, и только

Из книги Все о Нострадамусе автора Белоусов Роман Сергеевич

По следам пророка По сей день в старинном французском городе Салон-ан-Прованс существует дом Нострадамуса. Трудно сказать, выглядит ли он так же, как при жизни пророка, поскольку через несколько десятков лет после того, как он сошел в могилу, город был сильно разрушен

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

По следам праистории Мы нарочно остановились на законах топонимики, чтобы показать, насколько опасны поспешные аналогии, насколько коварными могут быть ловушки при изучении далекого прошлого, насколько легко попасться в них новичку и дилетанту и, что греха таить, даже

Из книги Люди сороковых годов автора Жуков Юрий Александрович

По следам войны Мы вылетели из Москвы в Киев шестого июня на рейсовом пассажирском самолете… Эта обычная в наше время фраза звучит необыкновенно буднично. Ну, примерно так же, как если бы я сейчас сказал: мы сели в троллейбус на улице Горького и поехали в Химки. Но в 1944 году

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

По следам ледников Английский учёный Форрест подошёл к вопросу существования Атлантиды совсем с иной точки зрения. Он полагал, что во время ледниковой эпохи на севере Атлантического океана существовал большой материк, который продолжался на юг до Азорских островов.

Из книги Русские боги. Подлинная история арийского язычества автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 7 По следам яра Яр (Ярила) едва ли не самый популярный бог древних русичей и славян, и значение его имени изучено «вдоль и поперек». Особенно выделим книгу Юрия Петухова «Дорогами богов», в которой данному вопросу посвящен отдельный параграф. Корень «Яр» совмещает в

Из книги Рыцари Нового Света [с иллюстрациями] автора Кофман Андрей Федорович

Экспедиции

автора Низовский Андрей Юрьевич

По следам Одиссея Знаменитая «Одиссея», созданная около VII в. до н. э., считается одним из первых приключенческих романов в истории человечества. Ее автор, слепой певец Гомер, не только имел дар стихосложения, но и прекрасно разбирался в искусстве кораблевождения.

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

По следам пропавшей экспедиции В конце сентября 1791 г. из Франции на поиски пропавшей экспедиции Лаперуза были отправлены корабли «Решерш» и «Эсперанс» под командой контр-адмирала Жозефа Д’Антркасто. В январе 1792 г. Д’Антркасто прибыл в Кейптуан, где напал на след

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Приложение 4. Проект инициативной краеведческой экспедиции «По сибирским следам Александра Македонского» Название Проекта: «ПО СИБИРСКИМ СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО».Цель Проекта: Доказать реальность сибирского маршрута Александра Македонского, тем самым

Из книги Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков автора Фирсов Евгений Федорович

V.5 Чешские сюжеты, Республика и Т.Г. Масарик в архивном наследии Н.С. рУсанова Ни в одной из работ по русской эмиграции в Чехословацкой республике имени Н.С. Русанова (1859–1939) к сожалению встретить не удалось. Может быть потому, что он прибыл в Прагу лишь в конце 1920-х годов

Из книги Под русским флагом автора Кузнецов Никита Анатольевич

И. И. Тржемесский Экспедиция на «Эклипсе» для поисков экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова Предварительный отчет Титульный лист отчета И. И. Тржемесского об экспедиции на «Эклипсе», изданного отдельным оттиском. 1916 г.Экспедиция была снаряжена Главным

Loading...Loading...