Религия и обряды цыган. Цыганское служение: от сердца к сердцу

Многие думают, что цыгане все поголовно язычники и поклоняются огню или солнцу.

Но на самом деле, большая часть цыган исповедуют религию той страны, где они обитают. Это могут быть, например, христианство, ислам или буддизм.

Во что верят цыгане?

У цыганской веры есть свои особенности. Так, православные цыгане считают своим покровителем Николу Угодника и Святого Георгия, а католики - Блаженного Сеферино и в то же время некоего Сару Кали, который и вовсе является мифическим персонажем.

Кандидат филологических наук, религиовед, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин комментирует: «Цыгане принимают религию той страны, где они находятся и где они проживают достаточно долгое время. В настоящее время, насколько я знаю, есть и те, кто исповедует ислам и те, кто исповедует христианство (таких большинство потому, что много цыган проживают в России, Румынии, Венгрии, Молдавии. В целом в Европе проживают цыгане-католики, протестанты, православные и мусульмане».

Какие религиозные обычаи соблюдают цыгане?

В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания - она означает признание брака цыганским сообществом.

Самые большие религиозные праздники для православных цыган - Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.

У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.

Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц. Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.

Религиозные мифы цыган

Кстати, в среде цыган-христиан бытует такая легенда. Когда распинали Христа, мимо проходили цыгане и украли один гвоздь. За это Бог якобы разрешил цыганскому народу иногда воровать. Поэтому цыгане не видят ничего плохого в воровстве и мошенничестве. Специалисты по цыганской культуре считают этот миф не таким уж давним и полагают, что он родился на Балканах.

Другое предание гласит, что Бог особенно любит цыган за их веселье и талант, потому не стал привязывать их к клочкам земли, как поступил с другими народами, а подарил им весь мир. Поэтому они вели кочевой образ жизни. Действительно, цыган можно встретить во всех концах Земли, кроме разве что Антарктиды.

Как видите, у цыган своя трактовка веры. «Я не могу сказать, что цыгане очень религиозные люди, - говорит Роман Лункин. - У них скорее более развит свой родовой строй, который и является основой их жизни и истинной религией. Остальное - это все культурные особенности той страны, где они живут, в которые они встраиваются».

Вот что писал советский цыганский лингвист и этнограф Лекса Мануш (Александр Дмитриевич Белугин, 1942 – 1997) в своей статье «Культ Шивы и цыгане», опубликованной в №6 журнала «Советская этнография» за 1979 год.

Вопрос о религии цыган является одной из проблем, представляющей несомненный интерес как для учёных (цыганологов и религиеведов), так и для широкого круга неспециалистов. Когда речь заходит о цыганах, чаще всего, пожалуй, приходится слышать: «А какой они веры? Какая у них религия?»

Однако, несмотря на длительную историю цыганологических исследований, в этой области достигнуто пока очень мало, хотя чуть ли не в каждой монографии по цыганам авторы касаются этого вопроса. Правда, как правило, в разделах, посвящённых религии, сообщается лишь о.том, что цыгане верят в бога, которого они называют devel ’дэвэл’, и что его антиподом является дьявол, называемый ими beng ’бэнг’ Чаще всего констатируется также факт распространения среди цыган официальной религии той или иной страны, в которой они проживают, т. е. деление их по вероисповеданию на православных, католиков, протестантов или мусульман. У балканских цыган при этом наблюдается весьма интересное сочетание ислама и христианства. Многие исследователи отмечают также наряду с формальным вероисповеданием цыган пережитки магических, анимистических и прочих верований и обрядов. Так, в частности, Э. Хорватова указывает на то, что в религиозных представлениях цыган первоначально преобладали анимизм и демонология. Стремление постичь иерархию христианских святых во главе с триединым богом привело к симбиозу двух различных по развитию систем - полидемонизма и монотеизма. Некоторые из исследователей обнаруживают в религии цыган и следы вынесенного из Индии культа предков, самые основы которого, по мнению А. П. Баранникова, цыганами, однако, давно забыты.

Отдельные исследователи склонны вообще отрицать наличие у цыган какого -либо религиозного чувства, прямо провозглашая их явными безбожниками, лишёнными какой бы то ни было религии, другие же, наоборот, отмечают у них редчайшую приверженность к церкви, вызывающую удивление самих священников. На обе эти диаметрально противоположные точки зрения среди исследователей религии цыган указывают в своей книге Г. Моде и 3. Вёльффлинг. Однако, как справедливо писал по этому поводу Е. Фицовский, говоря о мнимом «безбожии» цыган, цыганологи путают два разных понятия. Не уважая существующих религиозных систем и не создав собственной, цыгане тем не менее верят в бога, дьявола и в загробную жизнь, о чём свидетельствуют хотя бы их погребальные и поминальные обряды. Кроме того, ими усвоен и некоторый реквизит христианской церковной обрядности (здание церкви, «святая» вода, распятие, лики святых), который используется в связи со специфически цыганскими ритуалами.

Также Лекса Мануш отмечал, что у предков цыган, представлявших собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшееся в кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно до их миграции в начале второй половины I тысячелетия на запад, существовал наряду с агамическими культами и культ Шивы. Термин dasa (даса), являвшийся одним из этнонимов неарийских племен, встретившихся арьям по приходе в Индию, позднее приобрел в санскрите значения ’демон’, ’злой дух’, ’дикарь’, ’варвар’ и, наконец, ’раб’. В диалектах балканских и некоторых влашских цыган это слово сохранилось в значении покорённых некогда турками южнославянских народов - сербов, хорватов и болгар. В качестве самоназвания цыгане восприняли санскритское название члена касты певцов и музыкантов doma ~ domba, давшее позднее в диалектах азиатских цыган dom, у армянских цыган lorn, а у европейских - rom, причем в диалектах балканских цыган оно еще сохраняется с церебральным согласным - rom. Можно предположить, что принятие предками цыган этого термина в качестве самоназвания было связано с их практикой служения Шиве, который известен и как Натараджа (Nataraja), т. е. царь танца.

Один из самых часто задаваемых мне вопросов - какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: "индуизм/язычие", "огнепоклоноство/солнцепоклонство" или просто "цыгане ни во что не верят".

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви - а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым "новорожденным" на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что "тут христианство и там христианство". Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно - есть. И вот они:

1. Вера в то, что Бог один. К политеизму цыгане относятся с недоверием и удивлением, цыган-политеистов не обнаружено. Неизвестно, было ли такое убеждение у их индийских предков; я склонна думать, что эту установку подцепили во время продвижения по Большому Шёлковому Пути, т.е. достаточно поздно, чуть более тысячи и менее полутора тысяч лет назад.

2. Верования в мертвецов, возвращающихся в мир живых, будь то вампиры, мертвецы, ищущие захоронения, или предпреждающие призраки. Для них даже нет отдельного названия, потому что это - одно из естественных состояний мертвецов. Может в могиле лежать, может к жене ходить, может на полянке плясать, может сниться - к опасности. Мертвец - он и есть мертвец , какие там названия.

3. Особые верования вокруг Бахт - удачи, счастья. Сюда же относятся верования в "чёрную удачу", т.е. неудачу по сути, "цыганскую удачу", которая по кривой дорожке возит, и сглаз как отъём удачи. Эта система верований развитая и сложная, она занимает очень много места в мировоззрении и жизни цыган. При этом Бахт - не нечто персонифицированное, одушевлённое. Это свойство, качество. Я уже писала немного о поверьях на эту тему .

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много - от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и - немного - монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему - конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется, grey_koala :) Так что вы теперь знаете, какую тайну своей жизни Лилянке придётся разгадывать в "Принцах и бастардах".

Понравился рассказ? Позолотите ручку, красивые;)

Несмотря на общепринятое мнение, цыгане верят не только в вольный ветер и лихого коня. В большинстве своем они придерживаются религиозных убеждений народа, на земле которого живут. В буддизм, христианство и ислам эти люди привносят часть своей самобытности, о которой много знает Роман Лукин, сотрудник Центра проблем религии и общества при РАН.

Особенности цыганских верований и традиций

Даже придерживаясь официальной религии, цыгане не считают себя связанными какими-то условностями. Католики, например, почитают реального святого Блаженного Сеферино и не менее рьяно - выдуманного персонажа Сару Кали. Тот, кто придерживается православия, уважает Святого Георгия и Николу Угодника.

Российские цыгане достаточно набожны, обязательно крестят детей и венчаются в церкви. В домах у живущих оседло таборов можно заметить углы с несколькими иконами. Представители этого народа стараются соблюдать все предписанные церковью ритуалы, но и о своих обычаях не забывают.

Церковное венчание для цыган значит несоизмеримо больше, чем регистрация в ЗАГСе. Но до того, как молодые пойдут в церковь и освятят свой брак, табор шумно играет «цыганскую свадьбу». Без соблюдения этой традиции брак не считается действительным. Только «цыганская свадьба» узаконивает отношения пары в глазах единоверцев и соплеменников.

Главные религиозные праздники и обряды

Из христианских праздников в таборах особенно почитают Пасху и Рождество. В Турции главным торжеством у цыган считается Хыдырлез, который на Балканах носит название Эдерлези. Празднуют его ночью 5 мая, когда возносят молитвы Святому Георгию.

В России на Радоницу цыгане оправляются на кладбища, но не для того чтобы почтить память своих усопших, а чтобы просить милостыню. Такое «праздничное попрошайничество» распространено у цыган-влахов. Милостыню просят не для того, чтобы поправить материальное положение - многие попрошайки и сами неплохо обеспечены, - а чтобы предоставить ближнему возможность сделать доброе дело и стать таким образом на шаг ближе к Богу.

В мусульманских странах цыгане более избирательны в плане соблюдения религиозных традиций. Например, женщины никогда не закрывают лиц, а мужчины не делают обрезания, как того требуют исламские догмы.

Цыганские легенды

Как и многие другие народы, цыгане создают свои мифы. Согласно одному из них, сам Иисус разрешил цыганам подворовывать за то, что они украли один из гвоздей, которым его собирались прибить к кресту. Эту сказку придумали много веков назад на Балканах. С тех пор кочевой народ верит, что воровство и мошенничество - не грех.

Цыгане искренне убеждены, что Господь многое им прощает за веселье и певческий талант. Остальным народам Он подарил по стране, а вольным цыганам - весь мир. Вот такая своеобразная у этого кочевого племени трактовка религии. Вера в Единого Бога прекрасно уживается у него с разными выдумками и заветами предков.

В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания – она означает признание брака цыганским сообществом.

Самые большие религиозные праздники для православных цыган – Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.

У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.

Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц. Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.

Loading...Loading...