Речевая тревога и страх речи. Логофобия в клинической картине заикания Логофобии и становление личности заикающегося

В современном мире для достижения успеха, продвижения по картерной лестнице необходимо много общаться, взаимодействовать с огромным количеством людей. Если легкий трепет, переживания и эмоции исчезают быстро и человек без усилий возвращается в привычное состояние – это привычный «отклик» организма на эмоциональную встряску. Постоянно возникающие сильные переживания с губительными последствиями для человеческой психики и здоровья дают повод для установления врачебного диагноза «глоссофобия», означающего паническую боязнь публичных выступлений .

Похожее на сайте:

Особенности появления и проявления

Не просто боязнь аудитории, а настоящая паника «накрывает» человека при одной мысли о выступлении. Вполне закономерное переживание предстоящего ораторства в случае фобии заменяется неконтролируемым затяжным приступом, когда нельзя сопротивляться поступающему ужасу.

Страх публичного выступления проявляется внешними характерными признаками.

Глоссофобия (среди специалистов может употребляться другой термин – «пейрафобия ») заметна для окружающих по нескольким приметам:

  • Несвойственным человеку жестами, мимикой;
  • Голосовым особенностям: изменением тембра и силы звука;
  • Усиленным выделением пота;
  • Мышечным перенапряжением, вплоть до «заклинивания» движений;
  • Повышенной сухостью во рту («в горле пересохло»).

Кроме того, возможно наступление временной немоты, обморочное состояние и приступ «медвежьей болезни» (неконтролируемое мочеиспускание). Человек буквально впадает в тяжелый ступор . Степень выраженности подобных симптомов зависит от нескольких факторов:

  • Общего состояния психики человека;
  • Наличия негативных эмоциональных состояний;
  • Особенностей характера личности;
  • Цели предстоящего выступления.

В последнем случае глоссофобия может проявляться как при заниженной, так и при завышенной самооценке, когда не оправдываются слишком большие ожидания от выхода на аудиторию.

Посмотрите полезное видео на эту тему

Первопричины

Появление на большой аудитории всегда сопровождается волнением , однако подобное явление может иметь различные причины и проявления. Психологами выделяются несколько возможных причин формирования и присутствия фобии в психике человека. Глоссофобия может иметь социальные или наследственные корни.

Генетические, или наследственные фобии очень трудно преодолеваются, так как в психику заложена особая, «тревожная» программа.

Психологи утверждают, что повышенное беспокойство, необоснованные переживания, присутствие страхов способны передаваться по наследству.

Другая причина возникновения страха перед сценой кроется в социальных предпосылках, это:

  • Болезненное восприятие стрессовых ситуаций, искусственное их преувеличение;
  • Чрезмерная восприимчивость чужого мнения;
  • Отрицательный опыт «из детства»: боязнь осмеяния, выпячивания недостатков, пережитый остракизм сверстников, выявленная в раннем возрасте логофобия;
  • Перфекционизм.

Последняя указанная основа боязни огней рампы может указывать на необоснованно завышенные требования к себе , которым индивидуум просто не может соответствовать в силу особенностей личности.

Где истоки фобии?

Фобии по большинству базируются на детских страхах. Взрослые часто сами «помогают» ребенку стать неуверенным в себе своими упреками, насмешками, даже угрозами. Боязнь не оправдать ожидания родителей, оказаться неуспешным, не понравиться окружающим закрепляется в детском подсознании.

Очень полезный и подробный материал от эксперта:

Страх говорить, общаться часто влечет за собой:

  • мутизм – невротическую реакцию организма на диссонанс с окружающей обстановкой. Если ситуация «я боюсь» повторяется и не корректируется, создаются предпосылки для формирования речевых фобий – глоссофобии и ее разновидностей (лалофобии, вербофобии). На закрепленном страхе «вырастает» заикание, откуда развивается логофобия. В результате – проблемы с учебой, трудности в общении со сверстниками.

Диагностирование

Чтобы излечить что-либо, нужно вначале провести соответствующую диагностику проблемного случая. Навязчивый страх перед общением с людьми в предстоящем выступлением существует в нескольких вариантах , обладает некоторыми особенностями. Для изучения фобий используются специально разработанные психологами тесты.

Известны несколько профессиональных видов помощи для проблем, связанных с речевыми нарушениями. К примеру, тестирование IELTS, со сдачей Speaking теста, для проверки устной речи и выявления проблем речевого аппарата.

Данная диагностика успешно прошла испытания в студенческих группах, где логофобия наблюдалась у 96% учащихся.

Чем лечить «разговорный» страх?

Методы помощи при устойчивой речевой фобии направлены на устранение боязни разговаривать, общаться в непривычной, незнакомой обстановке. По утверждению психологов, боязни публичного выступления подвержены практически все люди, однако не у всех результатом подобного стрессового состояния является фобия. Лечение в зависимости от степени сложности проявления, вариативно, подбирается индивидуально, из нескольких методов:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия;
  2. Медикаментозное воздействие;
  3. Аутогенная тренировка;
  4. Специализированный логопедический массаж;
  5. Занятия пением, тренировка дыхательного аппарата;
  6. Индивидуальная и групповая работа с профильными специалистами.

Психология предлагает несколько видов специального лечения, к примеру:

  • Методика Ю. Огарковой-Дубинской по преодолению страха перед публичным выступлением
  • Разработка Ю.М. Орлова — специальное научное направление в психологии, посвященное саногенному мышлению.
  • 12 упражнений для нормализации речи А. и Г. Гутцманов (восстановление нормальной речи при заикании).
  • Для исцеления могут потребоваться не только сила характера, но и значительные время и средства.

Полезное видео от профессионального психотерапевта:

Популярные лекарственные препараты

Логофобия требует приема лекарственных препаратов успокаивающего, расслабляющего действия. Назначаются:

Нейтрализует тревожные состояния, помогает в лечении расстройств психики. Стоимость нужно уточнить в региональной сети аптек.

Золофт . Показан при панических расстройствах психики, фобиях социального происхождения. Стоимость колеблется от 350 до 450 руб., зависит от региона продажи.

Средство нейролептического воздействия для лечения страхов, пограничных состояний. Стоимость: от 600 руб.

Феназепам . Купирует панические расстройства, обладает мгновенным действием, кратковременным эффектом. Цена: в пределах 80-130 руб.

Аннотация:

В статье идет речь о диагностике заикающихся подростков и взрослых, выявлении логофобии и других вторичных личностных изменений, которые учитываются при определении степени тяжести заикания. Рассматриваются тестовые методики, как дополнительный метод диагностики логофобии.

Логофобия в клинической картине заикания

Использование тестовых методик в диагностике логофобии у подростков и взрослых

Сталкиваясь с обследованием заикающихся подростков и взрослых, немаловажно уделить внимание выявлению логофобии и вторичных психологических изменений в состоянии обследуемого, так как выявление психических симптомов играет важную роль при определении степени тяжести заикания.

Это особенно актуально при диагностике лиц призывного возраста, проходящих военно-врачебную комиссию, а также для дальнейшего планирования комплексной медико-психолого-логопедической реабилитации.

Если рассматривать клиническую картину заикания, то можно выделить две группы нарушений, выступающих на первый план:

  1. это собственно речевые нарушения - судороги речевых мышц (артикуляционные, голосовые и дыхательные);
  2. расстройства в психоэмоциональной сфере — вторичные личностные изменения, которые возникают у заикающегося в результате затруднения речевого общения. Эти изменения проявляются в виде логофобии, звукофобии, болезненной фиксации на заикании, многочисленных речевых и двигательных уловках, поведенческих особенностях.

Рассмотрим подробнее, как проявляются особенности в психоэмоциональной сфере и в поведении заикающегося.

Непосредственно в процессе беседы с обследуемым, как правило, обращают на себя внимание двигательные и речевые уловки.

Двигательные уловки

Двигательные уловки представляют собой сознательные действия которые сопровождают речь и носят маскировочный характер (пациент шмыгает носом, потирает нос, переступает с ноги на ногу, двигает плечами, прикрывает рот рукой, трогает волосы, расстегивает и застегивает пуговицу и т. д.).

Многие заикающиеся отмечают, что им становится легче говорить совершая какое-либо действие, однако такой эффект возникает из-за отвлечения от речи.

У некоторых пациентов двигательные уловки настолько сложны, что напоминают ритуал.

Речевые уловки

К речевым уловкам относятся эмболы или эмболофразия — слова или звукосочетания, лишенные смысловой нагрузки, которые заикающиеся произносят перед трудными звуками, либо чтобы заполнить паузы в речи.

Также к речевым уловкам можно отнести сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Предвидя речевую судорогу заикающийся меняет местами слова во фразе, заменяет слово синонимом. Преимущественно это наблюдается у подростков и взрослых.

Звукофобия

При обследовании выявляем у пациента наличие «трудных звуков» и избегание произнесения слов начинающихся на эти звуки. Чаще всего, этими «трудными звуками» являются согласные, при произнесении которых неизбежно возникают запинки в речи.

Избегая определенных звуков, пациент может заменять слова, подбирать синонимы, менять слова местами, произнесение этих звуков может сопровождаться сопутствующими движениями, двигательными уловками.

Если у пациента есть страх перед произнесением сложных для него звуков, то это свидетельствует о звукофобии.

Логофобия

У многих заикающихся, начиная с подросткового возраста, а иногда и раньше, появляется боязнь речевого общения — логофобия. Проявляется логофобия навязчивыми переживаниями и страхом возникновения речевых судорог.

Страх перед речевым общением приводит к увеличению запинок в речи, а последние способствуют нарастанию страха перед речью.

При логофобии характерно:

  1. Избегание речевых нагрузок, ограничение речевых контактов (пассивная форма компенсации).
  2. Возникновение страха перед речью при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом.
  3. Появление страха перед речью при одной мысли о необходимости речевого общения. В таком состоянии заикающиеся часто говорят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.
  4. У некоторых заикающихся может отмечаться явление гиперкомпенсации, проявляющееся в чрезмерной навязчивости в общении и даже агрессии.
  5. Появляются определенные ситуации (общение со сверстниками, лицами противоположного пола, звонки по телефону, общение с малознакомыми людьми и т.д.) в которых усиливается страх перед речью. Это приводит к ограничению общения и избеганию неприятных “речевых” ситуаций.
  6. Учащиеся часто отказываются от устных ответов перед классом и переходят на письменные ответы, либо отвечают после уроков.
  7. Возникновение невротических реакций в результате постоянных затруднений в речи.
  8. У взрослых заикающихся может появиться чувство неполноценности, которое сопровождается сниженным настроением, постоянным ситуационным страхом перед речью, некоторые полностью отказываются от речевого общения.

Тестовые методики как дополнительный метод в выявлении логофобии

Чтобы провести обследование наиболее эффективно, кроме наблюдения и беседы как дополнительный диагностический инструмент, целесообразно использование тестовых методик.

Тестовая методика «Речевой опросник»

В опроснике предлагаются 40 предложений разбитые на 10 групп, которые необходимо завершить одним из четырех предложенных стандартизированных ответов.

В процессе беседы с обследуемым выясняем в каких ситуациях, обстоятельствах, при общении с какими людьми труднее всего говорить. После проведенной беседы, даем обследуемому заполнить тестовую методику «Речевой опросник» (см. приложение1).

Процедура проведения:

Даем тесты обследуемому, и разъясняем, что в конце каждого предложения необходимо поставить цифру соответствующую одному из наиболее подходящих вариантов ответов.

1. …я говорю спокойно и без затруднений.
2. …я говорю с незначительными запинками.
3. …мне говорить трудно.
4. …мне говорить очень трудно.
В предложениях 15, 20, 25, 32 в четвертом варианте пре¬дусмотрен ответ отказ от речи («я говорить отказываюсь»)

Результаты оцениваются следующим образом:

По каждому блоку рече¬вых ситуаций суммируются полученные баллы. Уровень логофобии определяется по наибольшей сумме баллов.

Шкала оценок:

Интерпретация результатов, уровни логофобического синдрома у обследуемых.

1. Если преобладает сумма баллов в первой группе вопросов, то результат трактуется как наличие речевых затруднений без логофобии (РЗ).

2. I уровень логофобии . Психологическое реагирование на заикание но¬сит невыраженный характер, пациент немного стесняется своей речи.

3. II уровень логофобии . Обследуемый боится говорить во многих ситуациях речевого общения, по возможности старается избегать речи в официальной обстановке. Выбирает магазины самообслужи¬вания. При необходимости пользуется телефоном, отмечая выраженные затруднения по I варианту (легче ответить на звонок) .

4. III уровень логофобии . Пациент практически инвалидизирован. В лю¬бых ситуациях речевого общения отмечается выраженный страх перед речью.

Нередко в связи с этим не учится и не работает. Круг общения резко ограничен семьей (в семье также возможна определенная избирательность в системе общения). Друзей, знакомых, как правило, не имеет. Людей противоположного пола обычно сторонится.

Если пациент испытывает речевые затруднения в ситуациях из первой группы вопросов «Речь наедине с собой», то это говорит о том, что речевое нарушение имеет выраженную органическую основу.

Если обследуемый не преувеличивает тяжесть своего состояния т.е. без аггравации (что возможно при обследовании лиц, направленных военкоматом), визуальное наблюдение специалиста совпадает с его самооценкой и, соответствует уровню логофобии, выявленному с помощью тестовой методики «Речевой опросник».

Опросник для оценки речевой тревоги Р. Эриксона адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько

Этот опросник можно использовать при диагностике школьников, подростков и взрослых, он позволяет определить степень выраженности переживаний заикающихся по поводу собственной речи.

Опросник состоит из 24 суждений, на каждое суждение необходимо дать один из двух ответов да «+» или нет «-». (см. приложение 2).

Процедура проведения

Дается инструкция: прочитайте каждое утверждение теста и поставьте рядом с ним знак «+», если вы согласны с этим утверждением, и знак « - », если не согласны.

При обработке результатов мы подсчитываем количество совпавших ответов с ключом. Одно совпадение с ключом соответствует одному баллу. Далее суммируем общее количество баллов.

Ключ к интерпретации результатов по методике речевой тревожности
Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина-Л.Н. Мацько

№ суждения

Ответ:

№ суждения

Глоссофобия (логофобия, а также ее формы: пейрофобия, лалофобия, вербофобия) — это страх устной речи, тесно связанный с заиканием и .

Эта фобия может быть тотальной, когда речь в определенных ситуациях выпадает полностью, а может проявляться в частичных нарушениях речи, что называется селективным (или выборочным) мутизмом. Например, логофоб без затруднений разговаривает с родственниками, начинает заикаться в ситуации общения с менее знакомыми людьми и абсолютно не может говорить с людьми незнакомыми. Соответственно, такой человек начинает избегать любых ситуаций, провоцирующих нарушения речевых навыков.

В тоже время, наш век – это время обширных коммуникаций. Многие профессии требуют гибкости и постоянного контакта с десятками малознакомых коллег. Как мы видим, люди с обсуждаемым заболеванием могут испытывать серьезные проблемы не только в социальной адаптации, но и в рамках профессиональной деятельности, которая требует от нас широких контактов.

И каждый из нас сталкивается с ситуациями, когда нам необходимо выступать перед какой-либо аудиторией. Это начиная от выступлений у школьной доски, заканчивая публичными речами политиков.

Согласно данным Американской Психиатрической Организации, определенные затруднения при выступлении испытывает около 95% ораторов. Однако здесь говорится о нормальном стрессовом состоянии, активизирующем наши ресурсы и помогающем «выложиться» на максимум.

В тоже время на основе такой тревожности может развиваться и логофобическое расстройство, которое входит в число часто встречаемых расстройств. Логофобия выражается не в «активизирующем стрессе», а в таком состоянии, когда тревожность достигает уровня, ухудшающего работу не только наших психических механизмов, но и физиологии.

Многих людей страх публичных выступлений (и даже разговоров с незнакомцами) держит в постоянном напряжении, что приводит к выраженному психическому истощению, на фоне которого могут развиваться вторичные психические отклонения, а также формироваться патологические и заостренные черты характера (см. ).


Результатом постоянного напряжения является непродуктивное защитное поведение, чаще выраженное в явном избегании всех «опасных» для человека ситуаций. Но постоянный отрыв от общества не может поддерживаться без значительных затрат со стороны психики. В итоге, наступает такое состояние, когда человек останавливается в своем личностном развитии, а в его характере формируются негативные черты.

Таким образом, несвоевременная, непрофессиональная или незаконченная терапия логофобии может привести к обширной дезадаптации человека в обществе, а также развитию вторичных нарушений, вроде социальных фобий, ритуального поведения и навязчивостей.

Именно поэтому мы считаем, что для успешного преодоления логофобии во всех ее формах необходимо четко определить, что именно мешает поддерживать нормальную вербальную коммуникацию с другими людьми и принять своевременные меры по психокоррекции заболевания.

Внешние проявления логофобии

Патологической боязнью публичных выступлений, связанных не только с ораторскими навыками, принято называть пейрафобией (глоссофобией). Как мы уже заметили, стоит четко отграничивать нормальное волнение перед выступлением, как, например, у дебютирующих спортсменов, студентов перед устным экзаменом, молодых поэтов на чтениях, от патологического страха при любых речевых контактах с незнакомцами.

Например, в вышеописанных ситуациях тот же поэт, читающий свои произведения знакомым людям, будет абсолютно спокоен, ровно, как и студент на семинаре: в таком случае небольшой испуг – это простая реакция на новую и незнакомую аудиторию.

Обратимся к такому критерию, как оптимум мотивации: именно благодаря небольшому стрессу выступления приобретают неповторимый оттенок и изюминку, ведь стресс помогает активизировать внимание, память, улавливать ход мыслей и чувств аудитории. Именно поэтому люди, обеспокоенные своим выступлением, как правило, дают больший эффект, нежели абсолютно спокойные ораторы.

Итак, выведем основной критерий фобии:

Логофобия проявляется в неизбирательном страхе перед выступлениями, несмотря на знакомство с аудиторией, независимо от количества людей в зале. Логофобия выражается в сильнейшей тревоге перед выступлением и невозможность нормально выстроить свою речь во время выступления, даже при учете «читки с листа».

Симптомы заболевания

Несмотря на то, что факторы, влияющие на развитие стресса при различных фобических расстройствах отличны друг от друга, практически все они вызывают схожие биологические и физиологические реакции. Говоря о логофобии, отметим следующую физиологическую симптоматику:

Как мы видим, это чисто биологические факторы, вызванные изменениями в работе коры головного мозга и определенных функциональных систем. Они могут наблюдаться и в норме, однако не в такой гротескно выраженной форме.

Однако это так называемые предприступные симптомы, ведь основное проявление глоссофобии состоит именно в нарушении функции речи, посему сам приступ сопровождается:

  • дрожащим голосом;
  • невозможность разжать губы;
  • полным мутизмом;
  • в тяжелых случаях – непроизвольным мочеиспусканием.

У людей тревожных по натуре, логофобия может выражаться в полном отключении сознания. Как правило, такие люди, выходя к аудитории, несколько секунд стоят неподвижно, смотря в одну точку, а затем резко падают. Обмороки, как правило, непродолжительны и в других ситуациях не наблюдаются. При наличии обморочных состояний консультация у психолога принципиально обязательна.

В тоже время оговоримся, что симптомы у каждого человека проявляются индивидуально, на конкретную картину приступа влияют следующие факторы:

Как правило, последний пункт достаточно сильно обуславливает уровень тревожности перед выступлением.

Причины фобии

Как и большинство других фобий, логофобия обуславливается двумя глобальными факторами:

  • генетическая составляющая (а также наследственная отягощенность психическими нарушениями);
  • социальная составляющая.

Генетическая часть фобии в принципе непреодолима, если человек «запрограммирован» на развитие определенных тревожно-фобических состояний – они проявятся, но сила их выраженности зависит от конкретной социально-культурной среды.

К наследственным критериям можно отнести такие «кирпичики», на основе которых строится характер индивида:

  • тип темперамента;
  • сила-слабость нервной системы;
  • подвижность психических процессов;
  • общий уровень тревожности.

Как правило, родители обнаруживают поразительное сходство с детьми по развитию тех или иных страхов. В тоже время социальная ситуация способна сгладить некоторые симптомы страхов.

К социальным корням страха психологами принято выделять следующие важные критерии:

  • дисфункциональное (жесткое и строгое воспитание) – ребенок буквально с раннего детства учиться слушать, но не говорить;
  • травма, связанная с сильной и уничижительной критикой человека в значимой для него области: буквально психика человека принимает решение «молчать», чтобы не попасть в подобную ситуацию;
  • сильное действие внутренних цензоров, неумение принимать критику и прорабатывать замечания;
  • чувство неполноценности или сверхполноценности: первое приводит к тому, что «лучше молчать и не позориться», второе, что «критикующий – мой враг».

Страх выступлений может проявляться у новичков «сцены». В такой ситуации он очень легко исправляется психотерапевтом, ведь человеку просто не хватает реального опыта и весь его страх – это страх перед неизвестностью. В таких случаях хорошо помогают опытные наставники и просто авторитетные люди.

Также логофобия может развиваться у людей, которые стремятся превратить свое выступление в идеальное шоу, стремясь к высотам, которые реально им не достичь. Как правило, это свойственно перфекционистам, которые скурпулезно просчитывают все мелочи. Разумеется, довольными они никогда не остаются.

Лечение

Медикаментозное лечение эта фобия не требует, если это изолированное расстройство.

Психотерапия становится идеальным оружием в борьбе с логофобией. Как правило, эта фобия корректируется в групповой работе или в индивидуальном психотренинге.

Что же делается конкретно для преодоления страха выступлений:

  • физиологические методы: различные виды логомассажей, а также дыхательные практики. Направлены на обучение человека держать мышцы ротовой полости и шеи в расслабленном состоянии (напряжение как раз искажает и тормозит речь);
  • аутотренинги: направлены на попытку прочувствовать свой речевой аппарат, задача состоит в подавлении всех негативных переживаний и провалов, связанных с выступлениями в момент концентрации на моторной мускулатуре рта;
  • групповая работа с отточкой навыков риторики и выступления, а также занятия с логопедами и риторами, если это необходимо;
  • различные виды аффирмаций для поддержания спокойствия и принятия ответственности за свою позицию.

Психика человека часто подвержена той или иной фобии. Иногда присутствует страх выступать публично, общаться с большими группами людей, важными персонами. Это и называется «глоссофобия». Такой страх может стать большой проблемой для людей многих публичных профессий. Им необходимо знать, как побороть этот страх и избавится от глоссофобии.

Кому мешает глоссофобия?

Существует целый ряд профессий, представителям который приходится общаться, с большими аудиториями. Им нужно уметь выглядеть уверенным и убедительным для публики персонами.

К таким профессиям следует отнести:

  • политологов и политиков;
  • артистов;
  • преподавателей;
  • организаторов мероприятий, ведущих;
  • различного рода экспертов.

Психологи считают, что подавляющее большинство людей, в той или иной степени, страдает глоссофобией. Они называют цифры в пределах 90-95%. Чтобы сделать первый шаг на сцену и сказать первое слово на публике, нужно преодолеть свой страх глоссофобии. Известно, что даже многие известные актеры прошли через патологический страх сцены.

Кому-то преодоление глоссофобии дается легко, небольшим усилием воли. Для кого-то это каждый раз стрессовая ситуация, ухудшающая психическое и физическое здоровье. В этом случае глоссофобия не только становится препятствием карьере и профессиональному выполнению служебных обязанностей, но и может уложить на больничную койку, вызвать устойчивое психическое расстройство.

Как проявляется страх публики?


В психологии рассматривается несколько уровней проявления страха глоссофобии (логофобии, пейрафобии) – от естественного волнения перед началом сольного монолога до неукротимого страха во время публичного выступления.

В первом случае при страхе глоссофобии организм воспринимает это, как адекватную реакцию, в психике не накапливается ощущение тревоги и угрозы, чувство постоянного напряжения и страха. Более того, считается не совсем нормальным полное отсутствие волнения перед выступлением. Когда под воздействием волнения не наступает концентрации внимания, выступление часто оказывается поверхностным, провальным.

В крайнем проявлении страха глоссофобии человек испытывает патологический страх, даже выступая перед небольшой аудиторией близких людей. Такой страх не избирателен, механизм паники запускается всегда, перед любой аудиторией.

При страхе глоссофобии есть четко выраженные физиологические проявления:

  • сухость во рту;
  • напряжение мышц;
  • изменение тембра голоса, его дрожание, в крайнем случае – неспособность произнести даже слово;
  • головная боль;
  • усиленное сердцебиение или неприятные давящие ощущения в области сердца, скачки артериального давления;
  • потоотделение.

Реже могут наступить непроизвольное мочеиспускание (чаще у детей) и обморок разной длительности при страхе глоссофобии. Угрозу обморока следует предвидеть по симптомам-предвестникам:

  • бледность лица и губ;
  • холодные руки;
  • слабость, тошнота;
  • резкое замедление пульса.

Набор предвестников обморока при страхе глоссофобии индивидуален для каждого человека и зависит от особенностей психики, ее реакции на тревожные сигналы. Также они зависят от того, насколько здоров человек в данный момент и от степени его утомления.

При регулярном повторении крайних признаков глоссофобии консультация со специалистом неизбежна.

Генетические и социальные причины возникновения


В первую очередь психотерапевт или психиатр попробует разобраться, насколько предрасположенность к страху глоссофобии обусловлена генетической наследственностью. Возможно, у пациента наблюдается врожденный уровень тревожности. Особенности характера, темперамента, способности к быстрому возбуждению могут оказывать влияние на проявление глоссофобии в той или иной мере.

Врачу следует разобраться, имеются ли подобные психические характеристики у родителей и других ближайших родственников:

  • появлялись или нет схожие страхи глоссофобии;
  • прослеживается ли определенный способ восприятия ситуации;
  • насколько близка сила реакции страха глоссофобии.

Опытный специалист постарается исследовать, в какой степени акцентуирован характер пациента, т.е. как много содержит он слабых мест, которые способны проявится лишь в стрессовых ситуациях. Немецкий психиатр Карл Леонгард, считал, что акцентуации свойственны большому количеству людей и при определенных обстоятельствах способны привести к нервным срывам на «повторяющейся» почве (например, при необходимости регулярных публичных выступлений). Акцентуированная личность выявляется при помощи специальных тестов.

Страх говорить перед аудиторией (глоссофобия) может проявляться у людей-педантов и людей-перфекционистов. В них заложена природная потребность все делать правильно или идеально, а страх опозориться или сделать что-то ниже собственной планки качества вызывает сильнейший стресс.

Социальные причины

Воздействие семьи играет свою роль не только на уровне генетики, но и как фактор воспитания. В этом случае его следует отнести к социальным причинам глоссофобии. Члены семьи могли сформировать алгоритм возникновения страхов личным примером, либо неправильным поведением по отношению к ребенку. Отсутствие профессиональных знаний препятствуют тем, кто воспитывает ребенка, правильно определить его психотип. Как следствие, выбираются ошибочные воспитательные приемы – излишняя строгость (возможно жестокость) или излишняя мягкость. Жестокость воспитания, тотальные запреты, могут подорвать психику, сформировать чувство неполноценности, низкую самооценку, непреодолимую робость и покорность и вызвать глоссофобию. Окружение излишним вниманием, предупреждение всех желаний, формирует инфантильную несамостоятельную личность, которая испытывает страх при необходимости принимать самостоятельные решения и шаги.


Свою лепту в формирование личности вносят школа, общество сверстников, влияние улицы. Если отрицательный опыт первых публичных выступлений был подвергнут жесткой критике или осмеянию, это может сформировать устойчивую труднопреодолимую глоссофобию. Фактор стресса, сформированный в сторону усилений, может отложить отпечаток на всю последующую жизнь.

Самым адекватным случаем глоссофобии можно считать страх из-за нехватки знаний или отсутствия опыта. В этом случае следует осознать, что профессиональная подготовка и набор опыта все «расставит по местам», придаст силы избавиться от глоссофобии и обрести уверенность в контактах с аудиторией.

Терминология

Существует несколько научных терминов обозначающих страх речи:

  1. Пейрафобия – состоит из корней греческого происхождения peira, что значит «испытание», и phobos, что значит «страх». Традиционно этот термин трактуют, как навязчивый страх публичного выступления, сдачи экзамена и т.п.
  2. Глоссофобия – греческий корень glosse означает «язык» или «речь», поэтому буквальный перевод «страх говорения, произнесения речи». В психологии она считается синонимом пейрафобии, хотя иногда трактуются более узко, как страх перед самой речью.
  3. Логофобия – греческое слово logos значит «слово», термин абсолютный аналог слова «глоссофобия».
  4. Вербофобия – первый корень соответствует латинскому слову verbalis, что означает «словесный». Термин имеет два значения: а) страх отдельных слов или словосочетаний, связанный с болезненными переживаниями (например, с неприятным сновидением, жизненной трагедией, болезнью близких людей); б) страх перед речью вообще. В первом случае слово близко по значению терминам «номатофобия» (страх называть людей по имени) и «ономатофобия» (страх звучания или написания некоторых слов). Во втором – совпадает с «глоссофобией» и «логофобией»
  5. Гиппотомонстросесквипедалиофобия – страх длинных слов.
  6. Лалофобия – страх говорить из-за опасения возникновения заикания.

Глоссофобия (логофобия, пейрафобия) часто встречается совместно с таким видом страхов, как демофобия или охлофобия, что означает страх толпы, больших скоплений людей.

Примеры страха глоссофобии у известных личностей


Многие статьи о глоссофобии или о страхе сцены ссылаются на строки из письма Фаины Раневской, в котором она рассказывает, как однажды растерялась во время спектакля, тряслась, забывала текст, испытала шоковое состояние и страх. Но это был единичный случай глоссофобии после длительного перерыва в работе, к тому же ей не нравилась пьеса и роль была сырой, чуждой ей по сути.


А вот американская актриса Ким Бесинджер настолько страдает страхом глоссофобией, что с большим трудом выступила на церемонии получения премии «Оскар». Она признавалась, что накануне репетировала речь по несколько раз в день.


Джефферсон, третий президент США, излагал свои предложения в письменном виде и только однажды выступил публично, на своей инаугурации.


Генерал Дж. Джессел, прославившийся в гражданской войне США в 19 веке, писал, что его мозг перестает работать, как только он начинает публично выступать из-за глоссофобии.

Известно, что глоссофобией страдали Агата Кристи, Томас Эдисон, пианисты Артур Рубинштейн и Гленн Гульд, прославленный тенор Карузо.

Пути преодоления глоссофобии


Легкую форму страха глоссофобии, вызванную отсутствием опыта и профессиональных знаний, реально перебороть без врачебной помощи. Достаточно более тщательно готовиться к выступлениям, расширять кругозор, развивать профессиональные навыки. Если страх глоссофобии переходит в навязчивый невроз, то необходимо лечение с помощью специалиста.

1 шаг – анализ предстоящего события

Если предстоит публичное выступление, необходимо проанализировать, что же больше всего пугает и вызывает глоссофобию. В первую очередь необходимо осознать ожидания аудитории. Желательно понимать, кто будет в зале, какой статус публики, ее возраст и интересы, какова ожидаемая численность зрителей. Обладание информацией поможет выступающему подготовиться лучшим образом, предугадать реакцию слушателей, обрести уверенность и преодолеть излишние страхи и приступы глоссофобии.

2 шаг – анализ причин нервозности

Предполагаемая публика может вызывать настороженность и негативные ожидания возможных ухмылок, скепсиса, жестов и гула неодобрения. Так рождается «страшный зверь» глоссофобии, который терзает в ожидании события. На этом шаге нужно сформировать у себя положительные мысли о зрителях, а во время выступления подмечать знаки поддержки, интерес в глазах, кивок головы, одобряющие улыбки. Надо настроиться на успех, визуализировать позитивные проявления, поверить в себя. Необходимо научиться укрощать страх глоссофобии.

3 шаг – выработка решения

Итак, принята установка на успех. Чтобы она не была эфемерна, нужно выступление подготовить.

Если планируется доклад, то для уверенного выступления целесообразно действовать по следующей программе во избежание страха глоссофобии:

  • создать качественный текст (уникальный, насыщенный интересными фактами, доступный к восприятию, аргументированный);
  • проговорить текст вслух (неоднократно), отшлифовать его для лучшего восприятия;
  • разбить информацию на блоки, составить тезисы и план последовательности изложения;
  • заучить текст или натренировать изложение близко к тексту согласно плану;
  • прорепетировать речь перед зеркалом или членами семьи (коллегами, друзьями).

Хороший прием – начитать доклад на магнитофон, проанализировать, что можно улучшить в речи, чтобы избежать страха глоссофобии. Стоит продумать, какие невербальные приемы (жесты, мимика) могут помочь докладу. В зависимости от темы и аудитории можно вставить шутки или «лирические отступления», чтобы создать неформальную обстановку и облегчить восприятие информации, расположить к себе публику. Это поможет избежать страха глоссофобии и выступить отлично.

Минипрезентации в кругу семьи или друзей помогут заранее выявить ошибки предстоящего выступления, отшлифовать все нюансы.

4 шаг – возможные промахи не приговор

Чтобы не стало трагедией то, что ожидания не оправдались на 100%, а возможные сбои не повергли бы в стрессовое состояние, необходимо сознавать реальное, а не завышенное значение события и реакции зрителей. Тогда можно избежать страха глоссофобии. Целесообразней сосредоточиться перед публичными выступлениями на процессе подготовки, а не на ожидаемом успехе. Нужно смириться заранее с вероятностью того, что все люди не будут воспринимать выступающего одинаково – «сколько людей, столько мнений». Вероятные негативные реакции отдельных зрителей не должны стать «вселенской» бедой. Нужно учитывать, что есть ошибающиеся и есть недоброжелатели. Критика может быть конструктивной, ее надо воспринять достойно и с благодарностью, осознать, что сбои и критические замечания обогащают опыт, а значит необходимы.


Человеку, в круг должностных обязанностей которого всходит общение с большими массами людей и публичные выступления, а также политикам, общественным деятелям, представителям культуры, целесообразно пользоваться тренингами и самотренингами для формирования объективной самооценки и чувства собственного достоинства и борьбы со страхом глоссофобии. Надо учится умению трансформировать негативные ощущения в позитивные, находить радость в текущих процессах, а не тешить себя призрачными успехами в будущем. В этом залог психического здоровья и борьбы со страом глософобии.

Для развития ораторских навыков также нужны тренинги, развивающие речевой аппарат, умение переключать переживания во время выступление на моторику мускулатуры рта и качество подаваемого текста. Логомассажи и дыхательные практики научат держать мышцы шеи, лица и рта в расслабленном состоянии, чтобы речь подавалась свободно в хорошем темпе. Полезны групповые занятия с риторами по оттачиванию речевых навыков.

Людям, имеющим дефекты речи, следует позаниматься с логопедами. Нужно добиваться, чтобы речь была грамотной и свободной от особенностей региональных диалектов и интонаций.

Гармоничная личность, обладающая профессиональными навыками, способна управлять своим поведением, бороться со страхами глоссофобии и избавляться от речевых фобий.

Логофобия или страх говорить - это навязчивый страх речи при тяжелых нарушениях речи, чаще всего при заикании. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи, беспокоится о том, какое впечатление произведёт на окружающих, боится запнуться.
При возникновении логофобии у человека формируется неуверенность в себе, снижается самооценка. Постепенно сужается круг общения, ограничивается зона комфорта. Это, в свою очередь, является фактором возникновения психоэмоционального напряжения, которое может как усиливать заикание или саму логофобию, так и вызывать другие расстройства невротического круга.

Как правило, логофобия развивается в следующем порядке:

  • Страх при говорении (непосредственно в ситуации речи);
  • Страх при приближении ситуации (ожидание неудачи);
  • Страх при мысли о ситуации (возможно, ситуации и не будет, но страх уже есть).

В клинической картине заикания логофобия занимает определенное место. Выделяют три основные формы заикания. Для каждой из форм логофобия имеет своё значение.

  • Невротическое заикание (логоневроз)

Данный тип заикания вызван психогенными причинами, т.е. психотравмой острого (например, испуг) или хронического характера. В данном случае страх речи является одним из основных механизмов, поддерживающих нарушение речи. Вызванный психотравмой, логоневроз формирует страх говорения, который, в свою очередь, является вторичным фактором появления заикания в ситуации волнения. Чем больше человек боится, тем сильнее заикается. Чем сильнее заикается - тем сильнее боится. Постепенно формируется порочный круг. Подтверждением того, что логофобия (вторично) провоцирует заикание, служат примеры, когда дома в комфортной привычной обстановке с близкими людьми человек перестаёт заикаться. В ситуации же общения с незнакомыми людьми, выступлений на публике заикание усиливается.

  • Неврозоподобное заикание

Возникает в результате сосудистых, органических и других поражений центральной нервной системы. При такой форме заикания также может возникать логофобия. В данном случае логофобия будет усложнять общую картину и снижать эффективность лечения. При длительном развитии логофобии такое заикание может перетечь в следующую форму:

  • Смешанное заикание

Это по сути «два в одном», когда первично заикание диагностировалось как неврозоподобное, но со временем при воздействии дополнительных стрессовых факторов на ослабленную нервную систему возникло невротическое «наслоение». Такое заикание имеет характеристики обеих форм заикания. Поддаётся коррекции сложнее, чем первые два. Безусловно, не последнюю роль в формировании такой двойственной природы заикания играет логофобия.

Терапия при страхе говорить (логофобии)

Поскольку мы имеем дело с двумя компонентами заикания - эмоциональной реакцией личности на дефект речи и самим дефектом речи, терапия должна осуществляться в двух направлениях:

  • Нормализация темпа, ритма и плавности речи, уменьшение речевых судорог. Это работа с - над функционированием артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата. При необходимости (как правило, при неврозоподобной форме) - сопровождение врача-невролога.
  • Гармонизация психоэмоционального фона, избавление от иррационального страха говорения. Это преимущественно психологическая часть работы, поэтому ее осуществляет квалифицированный .

Следует помнить, что это лишь общая базовая схема . Соотношение компонентов терапии будет меняться в зависимости от формы заикания. А достоверно определить ее может только квалифицированный логопед-дефектолог при тщательной диагностике. Он же даст направление к врачу-неврологу и к психологу/психотерапевту, если это будет необходимо.

Loading...Loading...