Ребенок от трех родителей можно использовать. ДНК трёх: в Мексике родился первый ребёнок, зачатый с помощью новой методики "от трёх родителей"

  • Технология, опробованная за океаном, позволяет родителям, имеющим генетические отклонения, редактировать материнскую яйцеклетку и в итоге иметь здорового ребёнка.
  • Специалисты из Нью-Йорка провели успешный эксперимент на мексиканской территории, ибо там нет законов, запрещающих подобное. Легализирована же методика официально только в Великобритании.

На самом-то деле чудесное рождение состоялось пять месяцев назад, но лишь ныне специалисты сочли возможным объявить событие успешным. Как и все люди на планете Земля, маленький мальчик имеет ДНК с генами от обоих родителей. Однако в его наследственном коде есть и маленький фрагмент донорской ДНК – то бишь, гены третьего лица. Поэтому с определенной натяжкой можно сказать, что родителей у маленького араба не двое, а трое.

Данный генетический трюк означает, что ребенок не унаследовал от матери мутацию, которая могла бы убить его в раннем возрасте. Папа и мама мальчика являются гражданами Иордании. Ну а сама технология, способная вызвать лавину споров, легально утверждена только в Великобритании.

Тем не менее, процедуру провели специалисты из США на территории , где вообще нет законов, по которым данный эксперимент можно было бы запретить. Американские эмбриологи из медицинского центра «Нью Хоуп» (Нью-Йорк) надеются, что их успех включит зеленый свет необычной методике в различных странах мира, что даст надежду миллионам генетически несовершенных мужчин и женщин обзавестись нормальным, здоровым потомством, т. е. не рожать детишек, заведомо обреченных на раннюю погибель.

Впервые в истории наследственная информация от трех человек позволила вновь появившемуся на свет человечку избежать страшной болезни. И теперь медики точно знают, что, реконструируя материнскую яйцеклетку (и только так, а не как-то иначе), можно добиться, чтобы дитя родилось здоровым.

Родители мальчика, имена коих не разглашаются, уже потеряли двух детей из-за наследственного заболевания, которое называется синдром Лея (подострая некротизирующая энцефаломиопатия). Это очень редкая мутация, ведущая к тяжелому поражению головного мозга в очень раннем возрасте. Первый ребенок трагической четы погиб в шестимесячном возрасте после тяжких мучений, второй – в возрасте 8 месяцев. Обычно такие дети не доживают до 4 лет, умирая от лёгочной недостаточности.

Гены, из-за которых развивается синдром Лея, содержались в материнской митохондриальной ДНК, что было установлено в ходе генетического анализа. Стоит заметить, что митохондриальные гены (а их всего 37) никогда не наследуются по линии отца.

Удрученные утратой двоих отпрысков, супруги отправились в Америку, дабы попросить помощи у сотрудников центра «Нью Хоуп», который занимается инновациями подобного рода. Поскольку американские законы не позволяют генетические манипуляции с ДНК митохондрий человека, родители и медики отправились в Мексику. Врачи извлекли из клеточное ядро и пересадили его в лишённую ядра донорскую яйцеклетку, митохондрия которой не содержала генов, вызывающих синдром Лея. Затем эта яйцеклетка была оплодотворена ин витро сперматозоидами отца ребёнка.

Указанную процедуру повторили пять раз, и в итоге одна из яйцеклеток выжила и стала делиться. Так зародилась новая жизнь.

Медики пишут, что возможности опробованной методики безграничны – в деле избавления человеческих зародышей от наследственных пороков. Как далеко пойдут специалисты в её использовании, пока сказать трудно. Всё-таки риски имеются и их довольно много. Но первый шаг, как говорится, сделан по вполне твердой почве.

Модель митохондрии в разрезе

Gregory Han / Flickr

Украинские репродуктологи рассказали о рождении первого в стране ребенка с ДНК трех родителей - основной от отца с матерью и митохондриальной от женщины-донора, сообщает УНИАН.

Процедура митохондриальной заместительной терапии (МЗТ), которую провели сотрудники клиники «Надія», направлена на рождение здоровых детей у женщин, которые страдают дефектами митохондрий. Существует два метода МЗТ. Один из них состоит в том, что ядро яйцеклетки матери, содержащее основной генетический материал, пересаживают в донорскую яйцеклетку с предварительно удаленным ядром, после чего оплодотворяют ее спермой отца. В результате такой процедуры, проведенной сотрудниками нью-йоркской клиники New Hope в мексиканской Гвадалахаре, летом 2016 года первый в истории ребенок от трех родителей.

Второй метод, который впервые в мире использовали украинские врачи, заключается в том, что материнскую яйцеклетку с дефектными митохондриями сначала оплодотворяют, а затем переносят в лишенную ядра донорскую яйцеклетку ядро, уже содержащее ДНК обоих родителей (такая методика называется пронуклеарным переносом). В обоих случаях полученный эмбрион помещают в матку матери для вынашивания, как при обычной процедуре экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

«С помощью пронуклеарного переноса ядер 34-летняя женщина с бесплодием в течение 15 лет смогла родить здорового генетически „своего родного“ ребенка. Она много лет пыталась забеременеть с помощью метода ЭКО в украинских и израильских клиниках. В начале января родился „наш“ ребенок. Впервые в Украине репродуктологам клиники „Надежда“ удалось достичь беременности благодаря пронуклеарному переносу ядер родителей в энуклеированную (лишенную собственного ядра) донорскую яйцеклетку», - рассказал на пресс-конференции директор клиники «Надія» Валерий Зукин. По его словам, наличие у ребенка ДНК от трех человек было подтверждено анализами, проведенными в лабораториях Украины и Германии.

Ранее на Всемирном конгрессе по репродуктивным технологиям ART 2016 в Нью-Йорке Зукин сообщил, что МЗТ методом пронуклеарного переноса прошли две его пациентки, у которых нет наследственных заболеваний митохондрий, но из-за митохондриальной недостаточности у них происходили выкидыши на ранних сроках.

В настоящее время процедура МЗТ официально разрешена только в Великобритании, хотя подобные эксперименты там еще не проводились. В большинстве стран этот вопрос в настоящее время законодательно не регулируется. Эксперименты в Мексике и на Украине получили одобрение соответствующих этических комитетов.

Тем не менее, проведение МЗТ систематически подвергается критике экспертов. Они озабочены недостатком данных об эффективности и безопасности этой процедуры для ребенка и его будущего потомства. Также неоднократно звучали призывы проводить МЗТ только эмбрионам мужского пола, поскольку мужчины не передают свои митохондрии потомству. При этом одна из пациенток Зукина, как сообщалось, беременна девочкой (пол родившегося ребенка в заметке УНИАН не указан).

Мальчик, рожденный силами сотрудников New Hope, здоров и чувствует себя хорошо. Также, по информации Natur e, ребенок от трех родителей родился в Китае, и посвященная этому публикация сейчас находится на рецензировании в одном из научных журналов.

Врачи и ученые давно мечтали о том времени, когда можно будет «выключать» дефектные гены в ДНК человека. И сегодня мы стали на шаг ближе к фантастическому будущему без наследственных болезней.

Наука сделала очередной значительный прорыв. В Мексике родился ребенок, родителями которого стали сразу три человека : биологические мать, отец и женщина-донор, которая подарила малышу здоровый ген вместо поврежденного . Он был успешно встроен в ДНК ребенка еще на стадии зарождения эмбриона.

Первый в мире ребенок с тремя «родителями» появился на свет еще весной этого года, но только сейчас ученые смогли отрапортовать об успехе эксперимента, - когда стало ясно, что младенец развивается нормально.

У матери ребенка обнаружили наследственный ген, вызывающий болезнь Лея - тяжелое поражение нервной системы у младенцев. Два первых ребенка пары умерли в младенческом возрасте и родители решили обратиться к американским ученым, чтобы те помогли родить им здорового наследника .

Поскольку опыты по использованию доноров ДНК в качестве третьего «родителя» официально разрешены только в Великобритании, команда ученых из Нью-Йорка под руководством Джона Жанга решила проводить эксперимент за ближайшей границей - в Мексике.

Семье (гражданства Иордании) - был предложен вариант замены генов, при котором ядро яйцеклетки матери (где находится поврежденный ген) заменяется ядром яйцеклетки здоровой женщины-донора . Затем такая «исправленная» яйцеклетка оплодотворяется и подсаживается матери.

Сейчас младенцу уже 5 месяцев. Он здоров - в его ДНК лишь 1% генов, отвечающих за развитие синдрома Лея, тогда как сама болезнь развивается при наличии 18% дефектных генов.

Ученым предстоит тщательно следить за здоровьем и развитием ребенка. Но уже сейчас американских исследователей поздравляют с успехом их коллеги по всему миру.

Их эксперимент означает то, что в будущем можно будет исключить все генетические болезни, от которых сейчас нет панацеи , - как были обезврежены в свое время чума и холера.

Одновременно в развитых странах продолжаются дебаты касательно «этичности» проведения таких генетических экспериментов. Сами Жанг и его коллеги считают просто: «То, что спасает жизни людей - этично».

Фотографии в тексте - DepositPhotos.

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.

В период малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он - такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.

Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, имитировать их поведение и пытаться различными способами утвердить свое равенство с ними.

У ребенка начинает формироваться воля, которую называют «автономией» или независимостью. Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, кризис трех лет может пройти достаточно гладко и безболезненно. В том случае, когда между родителями и ребенком до этого были теплые, дружеские отношения, а в семье царила доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького тирана.

Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляются новые любимые словечки и выражения «Я САМ», «НЕ ХОЧУ» и «НЕТ».

Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок очень эмоционально выражает свое недовольство.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.

Родители в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй, не купи игрушку, падает на пол и орет как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат бабушки и дедушки.

«Ничего подобного, все в полной норме!» - утверждают детские психологи. Просто у ребенка - кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, родителей ждет трудный период, но он определяет новую, очень важную ступень в развитии ребенка.

Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенью роста. Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Если вашему малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика - с теми самыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет, став для малыша великой школой жизни.

Семь признаков кризиса трех лет.


Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм . Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, но может слушаться других.

На первый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется, например, ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.

Негативизм - акт социального характера: он более всего адресован конкретным людям. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, не горячее» и так далее.

В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с взрослым человеком. Мотив поведения находится уже вне конкретной ситуации. Помните: негативизм не является патологией или изощренным желанием ребенка досадить взрослому.

Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Ребенок ведет борьбу за свою автономию, борьбу за свое право выбора, являющуюся совершенно необходимым условием для личностного развития. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, малыш оказывается в условиях, неблагоприятных для обретения опыта, жизненно необходимого для формирования его личности.

Если на данном этапе жизни «нет» маленького человечка полностью игнорируется взрослыми людьми, то мальчик или девочка могут извлечь для себя не лучший жизненный урок. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики и девочки, радующие родителей и учителей послушанием, далеко не всегда могут сказать «нет», когда старшие товарищи предлагают им принять участие в неблаговидных поступках.

Взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Быть может, он слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках. Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребенком.

Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры с малышом, не будут пытаться «искоренить крамолу» в зародыше и настаивать на своем. При этом негативизм можно превратить в игру, обучающую малыша выражать свои желания и намерения иначе. Можно, например, сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могла бы сыграть мама. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризной маленькой мамы», подсказав тем самым, как лучше всего себя вести.

На этом примере хорошо видно, что правильная позиция родителей, безусловно, важна. Но важны и приемы, с помощью которых они могут «с честью» выйти из сложной ситуации во взаимоотношениях с ребенком.

2. Упрямство . Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе точно нужна?

Через минуту интерес к машинке пропал, и она валяется без колес. Объяснение простое: на самом деле ребенку и шарик, и машинка не интересны, но ему важно настоять на своем. Если мама не купит - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес, и ваш малыш будет долго с ней играть.

Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым. Он требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.

Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямство отличается от настойчивости тем, что упрямый ребенок продолжает настаивать на своем решении, хотя ему этого уже не так сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Отечественные психологи приводят такой пример упрямства: «Бабушка просит трехлетнего Вову съесть бутерброд. Вова, играющий в это время с конструктором, отказывается. Бабушка просит его снова и снова, принимается уговаривать. Вова не соглашается. Бабушка подходит к нему через сорок минут и опять предлагает съесть бутерброд. Вова, который уже проголодался и не прочь съесть предлагаемый бутерброд, грубо отвечает: «Сказал - не буду есть твой бутерброд! Ни за что не буду!» Бабушка, расстроившись и обидевшись, начинает отчитывать мальчика: «Так с бабушкой нельзя разговаривать. Бабушка старше тебя в двадцать раз. Я лучше тебя знаю, что тебе надо есть».

Вова опускает голову вниз, ноздри его шумно раздуваются, губы плотно сжаты. Бабушка же, увидев опущенную голову внука, думает, что она «победила», и уже благодушно спрашивает: «Ну что, Вова, будешь есть бутерброд?» Вова вместо ответа кидает на пол детали конструктора, топчет их ногами и кричит: «Не буду, не буду, не буду есть твой бутерброд!» Он плачет от того, что, давно уже хочет есть, но не знает, как достойно выйти из создавшейся ситуации и отказаться от своего слова.

Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, бабушка может «выиграть битву», заставив ребенка сделать то, что она требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить неконструктивную манеру поведения взрослого, и сам будет действовать подобным образом в дальнейшем.

Как правильно вести себя с упрямым ребенком?

  • Проявляйте чуткость. Поменьше вмешивайтесь в действия ребенка, не торопите его. Порой маме бывает что-то удобнее сделать за ребенка, например, одеть, накормить, убрать и т.д., но не спешите. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, убирает рассыпанные игрушки и причесывает себя перед зеркалом. Наберитесь терпения. Этот период в отношениях с ребенком является не только его болезнью роста, но и экзаменом для взрослых.
  • Будьте более гибкими и находчивыми. К примеру, ребенок отказывается кушать, хотя вы точно знаете, что он уже должен порядком проголодаться. Не упрашивайте его. А, например, накройте на стол и посадите рядом игрушку. Изобразите, будто она пришла на обед, и просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и покормить ее. Результат бывает потрясающий: многие дети, увлекшись игрой, садятся рядом с игрушкой и как-то незаметно для себя вместе с ней съедают содержимое тарелки.

Или еще пример: «Не буду надевать варежки (снимать пижаму, мыть руки и т.д.!» Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем)». Ребенок обычно сразу начинает надевать варежки, снимать пижаму и т.д. Вот такие «маленькие хитрости», позволяющие не доводить общение до конфликта!

  • Трехлетние дети ожидают от близких людей признания своей независимости и самостоятельности. Поэтому расширяйте права и обязанности малыша. Позволяйте ему в разумных пределах проявить свою самостоятельность.

Ребенку хочется помочь маме навести порядок, - отлично! Дайте ему в руки тряпку, веник или пылесос и не забудьте о похвале. Если родители в этот период начинают предоставлять малышу больше свободы, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают различать те области жизни, в которых он действительно может вести себя почти как взрослый, и те, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве.

3. Строптивость . Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться. Например, ребенок уже умеет кушать ложкой, но он может наотрез отказываться есть самостоятельно.

В отличие от негативизма, строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем реакцию, которой ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее поведение тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем, зачастую он не умеет этого делать, но, тем не менее, требует полной самостоятельности.

Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций, могут решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые должны обязательно запретить ребенку делать это (например, переходить дорогу, включать газ).

4. Своеволие . Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт . Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

Подними, я не могу! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание . Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Трехлетний ребенок может отбросить или даже сломать обожаемую игрушку (обесцениваются любимые в прошлом вещи). Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

7. Деспотизм и ревность .

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

В семье с единственным ребенком часто может проявляться деспотизм сына или дочери. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.

Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше, «главнее».

Чтобы не произошло подобного, родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были. Любой ребенок нуждается в том, чтобы мама или папа в течение, пусть самого непродолжительного, времени «принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было.

Таковы основные симптомы кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис проявляется главным образом в таких чертах, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка в логике «Нет!». Это протест маленького человека, требующего самостоятельности, переросшего те нормы взаимодействия и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

Все симптомы находятся вокруг оси «Я» ребенка и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяется отношение ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые его «водили за руку», а теперь у него появилась тенденция «ходить самостоятельно». Появляется личное действие и сознание «Я САМ», «Я ХОЧУ», «Я МОГУ», «Я ДЕЛАЮ» (именно в этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я»).

Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребенке, если родители, во что бы то ни стало, стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность своего чада. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты.

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим человеком и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе с взрослыми, но и с самим собой.

Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу самому гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, буря настигает его изнутри. Вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает родителей (не специально, конечно!), поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

Кстати, кризис трех лет похож на подростковый кризис. И от того, насколько мудро поведут себя родители, в большой степени будет зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости.

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну, почти), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому он научится и как сможет самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: В черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или с машинкой? Ложкой или вилкой?).
  • Не заставлять, а просить помочь: «Сережа, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже сынок крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Необходимо рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит, начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем очень часто на людях. Что делать тогда?

  • На ультимативное требование ребенка говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется потерпеть. Пойдешь на поводу, и истерика станет у ребенка привычным инструментом манипуляции родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем, как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь, придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы - иногда это тоже помогает успокоить. Например, мама говорит: «Коля, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб. По пути купим фломастеры, будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне очень неприятно, что получился такой крик…» или «Я так сердита на то, что произошло, что мне прямо самой кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Типичными ошибками родителей в период кризиса трех лет их ребенка заключается в отсутствии у них твердой позиции, четкой определенности, чего и как требовать от ребенка, как именно учитывать особенности данного возрастного этапа. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом о принципах воспитания, что создает дополнительные трудности. Ошибочен также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Последствием типичных родительских ошибок становится формирование «порочного круга»: ошибки «подстегивают» негативные эмоции ребенка, а их увеличение приводит к увеличению растерянности родителей, неуверенности в себе, к эмоциональным срывам.

Правильные действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла его поступков. Они опираются на четкую позицию, определяющую, когда, как и на чем настаивать, с чем в поведении ребенка мириться, какие воспитательные приемы полезно использовать.

Чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях . При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Полезно иметь в запасе различные педагогические приемы, позволяющие родителям помочь своему ребенку успешно миновать кризис и взойти на новую возрастную ступень развития личности.

вот здесь куча интересных статей! - http://www.gromootwod.ru/crisisofthirdyear

Родители смогут выбирать интеллект, характер и телосложение будущего малыша. А в 2016 году на свет появится первый ребенок от троих родителей - эта технология позволяет женщинам с генетическими мутациями митохондрий иметь здоровых детей. Профессор Дмитрий Балалыкин, заведующий кафедрой истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, рассказывает, как работает эта технология, когда появился первый ребенок из пробирки и каких последствий стоит ждать от вмешательства в естественный ход вещей.

Как это работает

Недавно палата лордов британского парламента утвердила так называемую поправку в «закон о троих родителях». Теперь в Великобритании разрешается комбинировать гены троих человек при искусственном оплодотворении. Уже в 2016 году появятся первые «дизайнерские младенцы», как их называют в западных СМИ. У нас в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова ведутся работы на эту же тему. Думаю, недолго осталось ждать момента, когда и в России эта технология станет реальностью.

В 1978 году в Великобритании родился первый ребенок в пробирке - некая Луиза Браун. В 1986 году первый такой ребенок родился и в России - в том самом Научном центре Кулакова. В общем, российские изыскания в сфере генетики и эмбриологии исторически повторяют западные. Но если раньше разрыв в развитии технологий исчислялся годами, но теперь это уже не годы, а месяцы.

Попробуем разобраться, что это за технология - искусственное оплодотворение с участием троих родителей, и что она значит для медицины и общества в целом. Фактически эта технология является продолжением технологии ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), при котором сперматозоиды и яйцеклетки соединяют в пробирке, и подсаживают в матку в нужный момент для наступления беременности. В биологии это называется искусственным мейозом, когда половые клетки сливаются, образуется единое ядро с ДНК и начинается рост. Но ДНК содержится не только в ядре, но и в митохондриях. Пусть и 0,1% от всего генетического материала, но она содержит информацию о наследственных заболеваниях. В случае с оплодотворением с участием троих родителей больная митохондрия заменяется на здоровую от донора.

С точки зрения актуальности для социума эта новая технология, конечно, не стоит рядом с такими достижениями, как, например, вакцина от полиомиелита в США, когда в знак приветствия ее изобретателю профессору Солку гудели заводские гудки. Тогда удалось спасти миллионы людей, сейчас речь идет о других масштабах - ученые рассчитывают исправить генетические ошибки у будущих детей нескольких тысяч родителей, пока не имеющих возможности таковыми стать. Однако в технологическом плане - это сложнейшая манипуляция и прорывная технология, хоть и чрезвычайно спорная с точки зрения этики (в той же Британии при принятии закона 100 парламентариев все же высказались против).

Побочные эффекты

В России ежегодно проводятся десятки тысяч попыток ЭКО (в одном только Центре Кулакова - 1,5 тыс. попыток за последний год). За почти три десятка лет практики ЭКО у нас накопилась статистика, которую ведут врачи в отношении детей, рожденных из пробирки. К сожалению, она неутешительна: рожденные в результате ЭКО дети гораздо чаще болеют и рождаются с нарушениями здоровья.

К примеру, в два с половиной раза чаще они имеют порок сердца, в четыре раза чаще рождаются с заячьей губой, в четыре раза чаще рождаются с атрезией (отсутствием) пищевода или прямой кишки. Таким образом, нам нужно отдавать себе отчет, что у прогресса есть и обратная сторона. Он позволяет рожать детей в ситуациях, когда в традиционном смысле это уже невозможно. Однако, как бы грубо это ни звучало, эти дети имеют худшую генетическую наследственность, чем рожденные естественным путем. А если и они станут прибегать к ЭКО, то родятся еще более слабые в физиологическом плане дети и так далее, и так далее. Это надо понимать.

Большие надежды

Все обещания, которые даются в публикации об очередном прорывном открытии в медицине в сфере генетики и эмбриологии, никогда не выполняются до конца. Самый яркий пример - расшифровка генома человека, о которой было столько разговоров.


Геном человека содержит около 3 млрд пар нуклеотидов, что перекликается с итоговой стоимостью одноименного проекта - 3 млрд долларов. Благодаря расшифровке генома в ДНК можно выделить особый рисунок расположения нуклеотидов, характерный для определенной национальности. Работа проекта существенно продвинула судебную медицину и криминалистику. Не говоря уже о влиянии на генетику, диагностику наследственных заболеваний. Изначально предполагалось, что геном человека содержит около 100 тысяч генов, но сегодня их количество оценивается в 25-30 тысяч. Действующие гены содержатся в 5-8 процентах генома человека, все остальное подчас называют «мусорной ДНК»: это повторяющиеся последовательности нуклеотидов, функции которых не были установлены учеными. Вместе с тем в 2012 году международный проект ENCODE опубликовал исследования, в которых утверждается, что до 80 процентов «мусорной ДНК» выполняют регулирующие функции по отношению к активности генов.

Если понимать под расшифровкой генома определение последовательности нуклеотидов, то есть составление длинного-предлинного текста из 3 миллиардов букв, то эта работа давно завершена. Но понять весь смысл расшифрованного ученым только предстоит.

С расшифровкой генома человека были связаны огромные - отчасти, возможно, завышенные - ожидания, что вполне объяснимо, учитывая масштаб проекта и то, какую роль играет ДНК в молекулярных процессах. Лечить ряд заболеваний путем замены поврежденного участка ДНК нормальным - от таких перспектив захватывает дух. Но наивно ждать появления суперэффективных препаратов и волшебных таблеток через 15 лет после того, как человечество расшифровало геном. Человек полетел в космос почти 55 лет назад, но за это время не смог заселить Луну. Значит ли это, что космическая программа неэффективна?

Неплохим результатом для такого короткого периода можно считать развитие микробиологии: расшифрованы геномы возбудителей ряда болезней - в том числе устойчивого к лекарствам туберкулеза. Понимание геномной структуры бактерий-возбудителей важно и для диагностики, и для создания вакцин. Но главным прорывом стало создание методики редактирования генов CRISPR/Cas9 (система «Криспер»). С помощью «Криспера» можно вырезать конкретный фрагмент ДНК в клетке и вставить на его место другой, то есть как раз заменить дефектную последовательность нуклеотидов на здоровую.

Рождение ребенка в пробирке от трех родителей - последнее озвученное достижение в этой сфере, и параллельно с ним идут и другие изыскания, в том числе у нас в России. Все они также направлены на совершенствование внутриклеточных манипуляций и сокращение числа ошибок. Но возможно ли в конечно итоге исключить эти ошибки? Вряд ли это случится. Какая-то доля негативных последствий у ЭКО будет всегда, ведь эти последствия - неотъемлемая часть любого вмешательства в естественный природный ход вещей.

Loading...Loading...