Раздел i. логопедическое обследование

Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на учителя- логопеда.

Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Задачи логопедического обследования:

    Диагностика уровня сформированности разных сторон речи;

    Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;

    Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

    Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.

При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.

При проведении логопедического обследования используются следующие методы:

    Изучение документации;

    Метод беседы;

    Логопедическое тестирование;

    Метод наблюдений.

Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики.

Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей), имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны).

Система логопедического обследования описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивно-директивных и методических документах. Но, при обследовании ребенка, не следует забывать, что никакая схема не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед может использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у него приемов и средств.

До начала собственно логопедического обследования необходимо проверить физический слух ребенка, так как речевые нарушения часто обусловлены снижением слуха. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3 метров указывает на необходимость специальной консультации сурдолога для уточнения состояния слуха.

Только после всех этих процедур можно приступить непосредственно к обследованию состояния речи ребенка.

Примерная схема логопедического обследования ребенка

1. Ознакомление с документацией.

2. Цель посещения, жалобы родителей (законных представителей) и ребенка.

3. Выяснение раннего речевого развития ребенка: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз.

4. Объективное исследование речевого развития ребенка.

    Установление эмоционального контакта.

    Выявление особенностей представления об окружающем мире.

    Исследование невербальных функций: психомоторика, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

    Исследование сукцессивных способностей: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, повтор звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

    Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

    Исследование буквенного гнозиса и праксиса.

    Исследование импрессивной речи: понимание связной речи, понимание предложений, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, понимание различных грамматических форм, понимание слов (противоположных, близких по значению).

5. Исследование фонематических процессов:

Фонематический анализ - выделение звука на фоне слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове, дифференциация звуков.

Фонематический синтез - составление слов из последовательно заданных звуков, из звуков в нарушенной последовательности.

Фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

6. Исследование экспрессивной речи:

    Строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис: тонус, объем движения, точность выполнения, замены движения, лишние движения (синкинезии).

    Состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в словах, в речи, упрощение слогов, перестановка слогов.

    Словарный состав языка: подбор синонимов, антонимов, родственных слов, выявление общих категориальных названий; соответствие словаря возрастной норме, разница между активным и пассивным словарем.

    Грамматический строй речи: характер употребляемых предложений, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа во множественное, образование существительных с помощью суффиксов, образование прилагательных, названий детенышей животных, глаголов.

7. Исследование состояния связной речи: воспроизведение сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отмечается логическая последовательность, характер аграмматизма, особенности словаря.

8. Исследование динамической характеристики речи: темп, интонация, выразительность, наличие заикания, особенности голоса.

9. Анализ письменной речи:

    Навык звукового анализа и синтеза.

    Особенности звукового анализа и синтеза.

    Особенности слухоречевой памяти.

    Слуховая дифференциация фонем.

    Состояние динамического праксиса.

    Определение ведущей руки.

    Анализ разных видов письменной деятельности.

    Особенности почерка.

    Характер ошибок.

10. Исследование навыка чтения:

    Умение правильно показывать печатные и прописные буквы.

    Способность правильно назвать буквы.

    Способность чтения слогов, слов, предложений, текста.

    Характер ошибок.

    Характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное).

    Понимание прочитанного.

    Отношение ребенка к чтению.

11. Составление логопедического заключения (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи).

На основании полученных результатов составляется заключение. Заключение должно отражать в основном педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Оно должно включать в себя также краткий анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития. Заключение должно быть подробным, что позволит логопеду в дальнейшем строить свою коррекционную работу в соответствии с дополнительно выявленными особенностями речевого состояния ребенка.

Заключение логопеда включает:

    Квалификацию структуры и формы речевого дефекта, первичности/вторичности речевой патологии;

    Определение лингвистической структуры речевого недоразвития;

    Прогноз дальнейшего речевого развития и успешности обучения, развития ребенка в целом;

    Определение профиля дальнейшего обучения.

Во время коллегиального обсуждения ребенка, логопед помимо записи собственного заключения, делает запись в соответствующем разделе.

Раздел 1. Технология логопедического обследования

2.1.1. Этапы логопедического обследования

Предмет логопедического обследования – выявление особенностей

формирования речи и речевых нарушений у детей с различными откло-

нениями в развитии.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с

ними неречевые процессы.

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени-

ем речи.


На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект-

ная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целе-

сообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а

как о субъекте педагогического процесса.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств кор-

рекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на

ходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эф-

фективности педагогической деятельности.

Также выделяются задачи :

1) выявление объёма речевых навыков;

2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического

развития;

3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой

активности и других видов психической деятельности;

натальном и постнатальном развитии ребёнка. Выясняются течение бере-

менности, перенесённые заболевания матери, наследственные заболева-

ния родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается

протекание родов, состояние ребёнка в первые дни после них, перенесён-

ные заболевания, особенности раннего развития. Кроме беседы, можно

предложить родителям анкету или опросник, которые они не спеша запол-

нят дома, вспомнив те или иные моменты в развитии ребёнка. Г.В. Чирки-

на предлагает один из видов таких анкет и опросников.

удержать так под счет от 1 до


д) выставить первый и пятый

пальцы и удерживать от 1 до 15,

е) показать второй и третий

пальцы на обеих руках

одновременно (5 – 8 раз),

ж) второй и пятый пальцы,

з) положить вторые пальцы на

третьи (5 – 8 раз),

и) положить третьи пальцы на

вторые (5 – 8 раз).

2. Исследование

динамической

координации

движений


Все

предложенные

задания – по

показу, затем

по словесной

инструкции

а) выполнить под счет: пальцы

сжать в кулак, разжать (5 – 8

б) держа ладони на поверхности

стола, разъединять и соединять

пальцы,


в) сложить пальцы в кольцо,

раскрыть ладонь,

г) попеременно соединять все

пальцы руки с большим пальцем

правой, левой, обеих рук

одновременно.

Отмечается

плавность,

точность,

одновременност

ь выполнения


Отмечается

напряженность,

скованность,

нарушение

переключения

от одного

движения к

гиперкинезы,

невозможность

удержать позу.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

1. Исследование

двигательной памяти,

переключаемости

движений и самоконтроля

при выполнении

двигательных проб

а) логопед показывает 4

движения для рук и

предлагает их повторить:

руки вперед, вверх, в

стороны, на пояс,

б) повторить движения, за

исключением одного,

заранее обусловленного

(запретного) движения.

Отметить качество,

правильность,

последовательность

выполнения движений,

особенности переключения

с одного движения на

другое.

2. Исследование

произвольного

торможения движений

Маршировать и

останавливаться внезапно

по сигналу.

Отметить плавность и

точность движений обеих

ног, соответствие

двигательной реакции

сигналу.

3. Исследование

статической координации

движения

а) стоять с закрытыми

глазами, стопы ног

поставить на одной линии

так, чтобы носок одной ноги

Руки вытянуты вперед.

Время выполнения – 5 сек.

По 2 раза для каждой ноги.

б) стоять с закрытыми

глазами на правой, затем на

левой ноге. Руки вытянуты.

Время – 5 сек.

Отметить: свободно

удерживает позы или с

напряжением. Раскачивается

из стороны в сторону,

балансирует туловищем,

руками, головой, сходит с

места или делает рывок в

стороны. Касается пола

другой ногой, иногда

падает, открывает глаза,

отказывается выполнять.

4. Исследование

динамической

координации движений

а) маршировать, чередуя

шаг и хлопок ладонями,

б) выполнять подряд 3 – 5

приседаний, не касаясь

пятками пола.

а) отметить: выполняет

верно, с какого раза,

напрягается, чередование

хлопка и шага не удается.

б) отметить: выполняет

правильно, с напряжением,

раскачиваясь, балансируя,

становится на всю стопу.

5. Исследование

пространственной

организации по

подражанию

а) повторить движения на

ходьбу, в обратном

направлении, через круг.

Начать от центра круга

направо, пройти круг,

А. Материал для исследования фонетической стороны pew.

1. Предметные картинки , содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).

Картинки на звук О:

о вощи, о сы

до м, ко т

стекло , перо

Таким образом подбираются картинки на все звуки.

2. Речевой материал (фразы, предложения, тексты, стихи, потешки, чистоговорки, содержащие различные звуки).

Например: Звук О.

Игра «Один - много».

Установка логопеда: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовете один такой же предмет, например: кольца - кольцо , зерна - зерно , стекла - стекло , седла - седло .

Измени слова по образцу:

звенья –

Игра «Попугай».

Установка логопеда. Повторите за мной слова: обувь, орден, отдых, ослик, осы, отпуск, область.

Вопрос взрослого: С какого звука начинаются эти слова?

Ответ детей: со звука О.

Игра «Слушай и хлопай».

Установка логопеда. Я буду называть слова, но как только ты услышишь в слове звук О - хлопни в ладоши. Давай попробуем, будь внимателен.

Логопед называет слова: ослик, мак, суп, нос, кит, стекло.

Цепочки слов:

рак, дом, мир, суп (хлопает 1 раз).

кот, шар, мяч, ток (хлопает 2 раза).

Логопед о бращается к ребенку: Вспомни слова со звуком О, которые я называла во время игр.

Ребенок должен назвать слова: нос, дом, кот, ток, ослик, стекло.

Логопед: Где находится звук О в слове? (В начале, в середине, в конце.)

Важно отметить, что при обследовании детей логопед использует игровые приемы, сюрпризные моменты. Все задания проводятся в игровой, занимательной форме.

Картинки с действием детей. Логопед предлагает рассмотреть картинку и рассказать, что делает Оля.

Ответ ребенка: Оля рисует дом.

Стихи. Звук О.

Установка логопеда. Слушай и повторяй.

О! - мы губы округляем.

О! - мы плавно напеваем.

О! - так звонко раздается.

Обруч, орден, остров, омут,

Окунь, отмель, осы, овод!

Логопед предлагает вспомнить слова со звуком О, которые были названы в маленьком стихотворении.

Ребенок называет: о бруч, о рден, о стров, о мут, о кунь, о тмель, о сы, о вод.

Количество названных слов зависит от того, сколько ребенок запомнил (от 1 до 8).

Логопед предлагает определить звук, с которого начинаются все эти слова, и назвать местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Важно отметить, что после каждого выполненного задания логопед дает эмоционально-положительную оценку, даже если результат отрицательный.

Например: Ты очень старался, молодец, хотя и не смог назвать звук, с которого начинаются все названные мною слова. Это звук О. Не переживай, мы попробуем услышать этот звук в словах в следующий раз.

Стихи:

Буква О как колесо.

Обруч круглый, слово О.

О у Олечки в очках, О у окуня в глазах.

Озеро кругло, как О,

Остров круглый, словно О,

Облако над ним кругло,

Омут в озере, как О.

Б. Материал для исследования фонематической стороны pew.

1. Картинки и речевой материал для определения способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость; твердость - мягкость; свистящие - шипящие и т.д.

Для обследования фонематической стороны речи можно использовать альбом В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения детей».

В альбоме представлен словесный и иллюстративный дидактический материал по обследованию звукопроизношения детей.

В. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.

1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

2. Картинки с изображением действий:

мальчик рисует;

девочка поливает цветы;

мама моет посуду;

бабушка вяжет носки;

мальчик играет с мячом;

девочка прыгает через скакалку и т. д.

3. Картинки с изображением разного количества предметов: стол - столы; шапка - шапки; ведро - ведра.

Игра «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары; дом - дома; ведро - вёдра и т. д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

Игра «Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один - много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

4.

Игра «Большой - маленький».

Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? - показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

елочка, шарик, мячик.

4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина).

Ленточки - длинная, короткая.

Забор - высокий, низкий.

Веревка - толстая, тонкая.

5. Картинки с изображением двух и пяти предметов.

Игра «Назови, сколько».

Картинки перевернуты, Ребенок их не видит.

Цель: Выявить умениедетей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

Это... (ребенок наугад называет любой предмет).

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

Перед тобой 4 карточки, но у меня есть еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: Сколько кружков?

Ответ ребенка : Два.

Логопедкладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки... продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось. Ребенок: Новая карточка. Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке. Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Г. Материал для исследования состояния связной реги.

1. Картинки с действием.

2. Сюжетные картинки.

3. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп.

4. Серии картинок по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

При подборе картинок, дидактического и речевого материала, заданий, игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности, структуру речевого дефекта.

Полученная информация в период обследования заносится в блокнот, тетрадь, заготовленные бланки.

Готовясь к обследованию детей надо заранее подготовить:

Комплексную карту;

Бланки для заполнения результатов логопедического обследования;

Бланки анкет для родителей;

Листы для выполнения заданий детьми карандашом;

Бланки комплектования подгрупп (листа занятости) графика работы логопеда.

Продолжительность подготовительного периода -1-2 дня.

Важно отметить, что подготовительный материал, игры, упражнения и задания используются в период вторичного и заключительного обследования, т. е. 20 января и 20 мая.

II этап. Основной

Сроки. 16-17 дней.

Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.

Схема обследования.

Обследование проводит учитель-логопед.

Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком - сотрудничество.

Схема обследования (проводит учитель-логопед):

1. Ознакомление с документацией. Медицинские справки.

2. Выяснение акушерского анамнеза и анализа развития ребенка: моторного, речевого, психического. .

Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гудение); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

3. Объективное исследование ребенка.

3.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

3.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции):

ладонь - ребро - кулак.

Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

3.3. Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):

а) по контуру;

б) по пунктированию;

в) по наложению одного предмета на другой;

г) предметы с недостающими элементами.

3.4. Исследование мышления.

Расклад серии картин с учетом развития сюжета.

Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?

Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.

Определение уровня смысловой целостности рассказа.

3.5. Исследование импрессивной речи.

Понимание связной речи.

Понимание предложений.

Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел - ушел; вошел - вышел) и т. п.

Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

3.6. Исследование фонематических процессов.

3.6.1. Фонематический анализ:

Выделение звука на фоне слова;

Выделение звука из слова;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам;

Определение количества звуков в слове;

Дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие и т.п.).

3.6.2. Фонематический синтез.

Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К -мак).

Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А - мак). 3.7. Исследование экспрессивной речи.

3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).

3.7.2. Состояние звукопроизношения:

изолированно;

в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста; в словах; в речи;

произношение слов различной слоговой структуры.

Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

3.7.3. Исследование словарного состава языка.

Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:

солнышко какое? - теплое, яркое...

какие овощи растут на грядке? - огурцы... подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай - это? (транспорт). Отметить:

Соответствие словаря возрастной норме;

Наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, Местоимений, существительных;

Точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

3.7.4. Обследование грамматического строя речи.

а) Состояние функции словоизменения:

Преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

Образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

Согласование с числительными (2 и 5).

б) состояние функции словообразования:

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

Образование названий детенышей животных;

Образование глаголов с помощью приставок.

3.7.5. Состояние связной речи. Воспроизведение знакомой сказке:

а) по памяти;

б) по серии картинок.

Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отметить:

Логическую последовательность в изложении событий;

Характер аграмматизма;

Особенности словаря.

3.7.6. Исследование динамических характеристик речи (тип, интонация, выразительность, наличие скандированной речи, запинки, заикание)

4. Логопедическое заключение.

Речевой диагноз: степень и характер нарушения устной речи.

Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, но и заносятся в комплексную диагностическую карту.

При заполнении таблиц заносится итоговая информация о речевом развитии ребенка с помощью условных обозначений:

синий кружок - низкий уровень;

зеленый кружок - средний уровень;

красный кружок - высокий уровень.

1 этап знакомстово с обследуемым, краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни), определен примерного уровеня психич и физич развития и состоян, характер взаимоотношен с родителями, учителями, отношение к своему дефекту речи, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведен. Данные заносятся в протокол обследован.
2 э -диагностика анатомических особенностей артикуляторн аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Описывают особенности строения артикуляторов:губы,зубы, небо мягкое/твердое,язык, прикус, члюсть.В заключен отражаются особенности строен артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые/грубые отклонения (указать).
На 3 э диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничен объема движен, склонность к постоянному удерживанию языка "комком" в глубине полости рта, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движен. Отметмечается наличие/отсутствие сопутствующих движений лица, мимич мышц, устанавливается состояние общей моторики: координация движен, чувство равновесия, навыки самообслуживан, леворукость и т.п.
4 э диагностика нарушен звукопроизношения. Используют рисунки с предметными изображениями, с котор звуки нахндятся в 3 позициях.(начало, конец, середина слова). Определяют характер нарушен: полное отсутствие звука, замена его др, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Заключен по следующей схеме: при изолированном произнесении зв: норм, отсутствует, заменяется, искажается; в начале, середине, конце слова: норм, отсутствует, заменяется, искажается; нарушено произношен шипящих, свистящих, дрожащих.
5 этап -диагностика состоян слухового дифференцирования звуков.задачи: проверить состояние слуха; выявить дифференциацию неречевых зв, состояние слуховой памяти и понимания речи; проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными зв, состояние фонематического анализа и синтеза (старше 4 лет). Закрыв лицо экраном, голосом средней силы многократно в разной последовательности произносят слоги, слова, предложения с оппозиционными зв, ребенок, стоящий на расстоян 1,5 м, повторяет сказанное/показывает соответств картинку. В заключен отмечают уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематич восприятия (достаточно/недостаточно сформирован).

Речевая карта - документ, фиксирующий результаты логопедич обследован. Разделы: паспортная часть, анамнестические данные, данные о физич и психич здоровье, общая характеристика речи: связная речь, словарный запас, грамматический строй, произносительная сторона, фонематический слух, слоговая структура слова, чтение и письмо, логопедическое заключен, индивидуальный план работы с ребенком.


Обязательные этапы обследования:

  1. Ориентировочный этап;
  2. Этап получения данных о состоянии невербальных процессов и речевой деятельности (диагностический);
  3. Аналитико-оценочный этап.

Первый этап - ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком. Основным содержание первого этапа является сбор анамнестических данных, выяснение запроса (жалоб) родителей, педагогов, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера. Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.

На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение. Диагностический этап представляет собственно процедуру обследования, которая проводится по определенной схеме. Взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: какие языковые и речевые средства сформированы к моменту обследования; какие речеязыковые средства не сформированы и характер несформированности этих средств (задержка развития или нарушение).

Сюда относится: обследование словаря, обследование грамматического строя речи, обследование связной речи, обследование звукопроизношения и фонематического слуха, обследование слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

После комплексного обследования планируется коррекционно-воспитательная работа с детьми.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел 1. Технология логопедического обследования

Этапы логопедического обследования

Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

Субъект обследования –человек (ребёнок), страдающий нарушениями речи.

На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Также выделяются задачи:

Выявление объема речевых навыков;

Сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

Определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

Анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Этапы логопедического обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установления контакта с ребёнком;

2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных (мышления) и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;

3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);

4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Рассмотрим более подробно ориентировочный, дифференцировочный и основной этапы логопедического обследования.

Ориентировочный этап

Сбор анамнеза проводится путем беседы с родителями о пренатальном, натальном и поснатальном развитии ребёнка. Выявляются течение беременности, перенесенные заболевания матери, наследственные заболевания родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребенка в первые дни после них, перенесенные заболевания, особенности раннего развития. Кроме беседы, можно предложить родителям анкету или опросник, которые они не спеша заполнят дома, вспомнив те или иные моменты в развитии ребенка. Г.В. Чиркина предлагает один из видов таких анкет и опросников.

Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невролога, педиатра, оториноларинголога, хирурга, окулиста и других.

Беседа проводится с ребенком дошкольного возраста (3 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.

Дефференцировочный этап

Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:

Протекания когнитивных (мыслительных) процессов.

Сохранности речедвигательной сферы.

Сохранности слухового зрительного гнозиса.

1.Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т. д.

2. Обследование речедвигательной сферы включает:

1) Обследование мимической мускулатуры.

2) Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата.

3) Обследование произвольной моторики пальцев рук.

4) Обследование развития общей моторики.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Приёмы Содержание задания Характер выполнения
1. Исследования объема и качества движения мышц лба а) нахмурить брови, б) поднять брови, в) наморщить лоб. Правильно или нет, движения с синкинезиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются.
2. Исследования объема и качества движения мышц глаз а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть. Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии.
3. Исследования объема и качества движения мышц щек а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки. Правильно, изолированное надувание одной щеки не удаётся, сильно напрягается противоположно выпяченная щека.
4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз Выразить мимикой лица: а) удивление, б) радость, в) испуг, г) грусть д) сердитое лицо. Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая.
3. Исследования символического праксиса а) свист, б) поцелуй, в) улыбка, г) оскал, д) плевок, е) цоканье. Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкенизий, гиперкинезов, саливаций; движение не удаётся.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Прием Содержание задания Характер выполнения
Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1.Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу) а) сомкнуть губы, б) округлить губы (как при[о] и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удерживать удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, и) многократно произносить Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливаций, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.
2. Исследование двигательной организации челюсти. а) широко раскрыть рот (как при[а]) и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью вправо, в) сделать движение нижней челюстью влево, г) движение нижней челюстью вперёд. Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удаётся.
3. Исследование двигательной организации языка.Сначала по показу, затем по словесным инструкциям. а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой, д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперёд, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперёд – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатическийдиапозон, в мышцах – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно,неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются.
4.Исследование двигательной организации мягкого неба а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается), б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс), в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть. Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются.
5. Исследование продолжительности и силы выдоха а) сыграть на любом инструменте – игрушке, б) поддувать пушинки, листок бумаги. Сила и продолжительность выдоха.

Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения - в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Приёмы Инструкция Задания Характер выполнения
1. Исследование статистической координации движений (удержание пальцев в разных положениях под счет) Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15, б) аналогично – левой рукой, в) на обеих руках одновременно, г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15, д) выставить первый и пятый пальцы и удержать от 1 до 15, е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8 раз), ж) второй и пятый пальцы, з) положить вторые пальцы на третьи (5 – 8 раз), и) положить третьи пальцы на вторые (5 – 8 раз).

Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб.

Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного движения к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу.

2. Исследование динамической координации движений Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции. а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5 – 8 раз), б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы, в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь, г)попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Приемы Содержание задания Характер выполнения
1. Исследованиедвигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения. Отметить качество, правильность, последовательность, выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.
2.Исследованиепроизвольного торможения движений Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу. Отметить плавность и точность движения обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.
3.Исследование статической координации движения а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. Руки вытянуты вперед. Время выполнения – 5сек. По 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуть. Время – 5сек. Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, открывается выполнить.
4.Исследованиединамической координации движений а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями, б) выполнять подряд 3 – 5 приседаний, не касаясь пятками пола. а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается. б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу.
5.Исследование пространственной организации по подражанию а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа, б) то же выполнить слева, в) то же, но по словесной инструкции. Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения.
6.Исследованиепроизвольного темпа движений а) в течении длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить), в) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течении 15 сек. в произвольном темпе. В течении следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течении следующих 15 сек. – в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.
7. Исследованиеритмического чувства а) простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок, б) музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить. Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном ритмичном рисунке.

3. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора.

Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для

восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обуславливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.

Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребёнок в процессе коммуникации слышит речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают внимание на задержку темпов речевого развития, невнятность и нечёткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм.

В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:

неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом (м – б, н – д, х – с, к –т);

раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсып-лёнок»);

неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;

оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от позиции в слове;

нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;

неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;

затруднённое восприятие безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудилогические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды,хронический ринит и т.д.), в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи.

Следовательно, в связи недостаточным объемом аудиологических мероприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи.

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

Направления работы Методы работы Содержание методов
1.Выявление факторов риска 1) метод анализа анамнестических данных; 2) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях. При нейросенсорном нарушении слуха: а) перенесенные инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп; б) черепно-мозговые травмы; в) лечение ототоксическимионтибиотиками: гентомицин, трептомицин, канамицин, мономицин и др. При кондуктивном нарушении слуха: а) воспалительные процессы в наружном и/ или среднем ухе: тубоотиты, евстахеиты, отиты, аденоидиты; б) обтурации слухового прохода инородными телами и серными пробками. Выявление специфических особенностей восприятия устной речи: А) мимика напряженного вслушивания; Б) частое переспрашивание; В) зрительный контроль артикуляции говорящего; Г) невыразительность и монотонность собственной речи; Д) тихий голос, сменяющийся криком в ситуациях непринужденного общения со сверстниками.
2.Непосредственное обследование слуха 1) метод обследования слуха речью. 2) Инструментальные методы: а) камертональный метод; б) метод скрининговой аудиометрии. Правое и левое ухо исследуются отдельно. Для достоверности проводится «заглушение» неисследуемого уха: плотно закрыть слуховой проход влажным пальцем ребенка или ватным тампоном. Предъявляются хорошо знакомые слова сначала разговорной громкостью, затем – шепотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, при котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки используют слова, включенные в специально разработанные Л.В. Неймановым и А.М. Ошеровичем детские таблицы. Обследование зависит от уровня владения ребенком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают картинки. Анализ результатов заключается в определении расстояния, с которого ребенок слышит шепотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным – 6 м. а) С помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Проводятся камертональные пробы Вебера (W) и Ринне (R); б) Выявляется степень снижения слуха с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope 3). Можно сомотреть наружное ухо и барабанную перепонку для установления возможных причин снижения слуха и определить восприятие ребенком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 ГЦ при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ.

Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведенная логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребенку, у которого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тщательное обследование у сурдолога для окончательного заключения.

Основной этап – обследование все компонентов языковой системы

(собственно логопедическое обследование)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Обследование звукопроизношения имеет два взаимосвязанных аспекта (Г.В. Чиркина):

Артикуляционный.

Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.

Фонологический.

Предполагает выяснение различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.

Обследование звукопроизношения

Обследование звуков речи проходит поэтапно.

Обследование изолированного произношения.

Обследование произношения звуков в слогах.

Обследование произношения звуков в словах.

Обследование произношения звуков в предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П`-Б`, Т`-Д`, К`-Г`, Ф`-В`;

мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:

отсутствие звука,

искажение звука,

замена звука,

смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата

Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (сумбукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.

Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

Обследование дыхательной функции

Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).

Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 -7 лет).

Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

Частота речевого дыхания (нормальное, учащенное, замедленное).

Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное).

Обследование просодической стороны речи

Темп (нормальный, быстрый, медленный).

Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).

Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Обследование фонематического восприятия

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

Узнавание, различение и сравнение простых фраз.

Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).

Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).

Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).

Запоминание звуковых рядов.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха.

Обследование понимания речи включает следующие разделы.

Обследование понимания слов

Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребенком.

Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке.

Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу».

Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.

Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:

Подобрать к названным определениям подходящие предметы.

Подобрать к названию целого название его части.

Подобрать к названию общего понятия частного.

Подобрать названия предметов по их действиям.

Подобрать слова, противоположные по значению.

Закончить предложение.

Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правильный ответ.

Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман);

Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали).

Обследование понимания предложений

Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ;

«Покажи ключом карандаш».

«Покажи ключ карандашом».

Изучение понимания логико-грамматических отношений.

Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие женщину с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.

Для выявления более тонких проявлений импрессивногоаграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр», (Предъявляются соответствующие картинки).

Исправить предложения: Коза принесла корм девочке

Исправить предложения, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий.

Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями.

Закончить предложения, выбрав вариант окончания.

Закончить предложение, придумав концовку.

Выбрать правильное предложение из двух.

Обследование понимания грамматических форм

При обследовании должна быть создана экспериментальная ситуация, при которой выполнение заданий исключает необходимость устного ответа испытуемого. Детям предлагается действовать по речевой инструкции, правильное выполнение которой возможно лишь при условии понимания ребенком заданных грамматических форм.

Приемы обследования.

Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов.

Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии.

Исследование понимания значения предлогов.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения

Прежде всего важно вызвать и поддержать в процессе обследования эмоционально положительный настрой ребенка, благоприятный для общения. Желательно, чтобы выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводилось в игровой форме.

Называние ребенком игрушек, действий с ними.

Называние ребенком картинок.

Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения

Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам.

Подбор синонимов, антонимов, родственных слов для исследования слов, имеющих абстрактное значение, а также для исследования способности ориентироваться в словах одного семантического поля.

Называние обобщенных слов в группе однородных предметов (для обследования наличия в словарном запасе общих категориальных названий).

Приемы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.

А) самостоятельное составление предложения с заданным словом;

Б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению;

В) корректирование ошибочных слов в предложении.

Метод направленной ассоциации.

Используется для изучения сочетательных свойств слова. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание.

Подбор к данному слову нескольких слов, сочетавшихся с предъявленным. Используется для определения, насколько ребенок овладел многозначностью слов.

Дополнение предложения недостающим словом.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Приемы обследования навыков построения предложения

Прием составления предложений по опорным словам.

Прием составления предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).

Прием составления простых предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции:

А) построение простого нераспространенного предложения;

Б) умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3 – 4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов);

В) умение детей строить предложения с однородными членами;

Г) построение предложения с большим распространением (с 6 – 7 различными членами);

Д) изменение структуры исходного предложения.

Приемы составления сложных предложений.

А) Составить предложения по картинке, на которой изображено выполнение двух или нескольких действий.

Б) Закончить сложноподчиненное предложение по данному главному.

В) Составить сложноподчиненное предложение по двум простым.

Приемы обследования грамматических изменений

слов в предложении

Обследования грамматических отношений управления.

Прием подстановки данного слова в определенном падеже.

Составление словосочетания из глагола имени существительного с предлогом или предложения по сюжетной картинке, выполненным действиям.

Подстановка недостающего предлога в данный текст.

Обследования грамматических отношений согласования.

Прием составления по картинкам предложений, в которых прилагательное дается в различных падежных формах или роде.

Прием подстановки пропущенных окончаний в слова предложения.

Прием подстановки в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора.

Аналогично исследуют возможности ребенка согласовывать имена существительные с числительными, местоимениями, а также с глаголами в роде, числе и падеже.

Приемы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне

называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование существительных, глаголов мужского, женского, среднего родов или слов с уменьшительными суффиксами);

прием выбора пары слов из данных (для изучения умений правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.;

исследование грамматической категории рода;

исследование умений пользоваться способами словообразования;

а) суффиксальный способ.

б) префиксальный способ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Используются следующие приемы:

Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).

Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

При анализе результатов обследования пересказа отмечается:

самостоятельность пересказа (с помощью наводящих вопросов);

полнота передачи текста (использование слов «потом», пропуск основных событий);

последовательность изложения (меняет, искажает логическую последовательность);

плавность изложения;

правильность оформления высказывания (аграматизмы, предложения).

При анализе результатов обследования рассказа отмечается:

самостоятельность составления рассказа;

3) точность, полнота изложения;

4) познавательность рассказа;

5) лексико-грамматическое оформление высказывания.

Технология логопедического обследования детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Своевременная логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

1 Обследование доречевого развития младенца

(от рождения до 12 месяцев)

Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.

В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зависимости от того, воспитывался ли ребенок с рождения в семье или доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анамнестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенчество возраста. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ориентироваться на традиционную схему нормального развития доношенных детей до 3 лет (Н.М. Аксарина, 1972; Л.О. Бадалян, 1982, 1988) и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г.В. Пантюхина, К.Н. Печора, Э.Л. Фрухт, 1996).

I этап (период новорожденности)

Логопедическое обследование

При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующие:

Характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

Физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

Интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);

Хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);

Первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);

Причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

Длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

Характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).

II этап (1-3 месяца)

Логопедическое обследование

Оно начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на:

Характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);

Появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое -горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность);

Начальное зрительное или слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому языку на фоне других);

- «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого);

Наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;

Характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;

Характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;

Проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

Начально гуление – «гуканье»

Истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие / отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);

Первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;

Монотонность /выразительность, напевность гуления, модулированный /немодулированный характер первой доречевой продукции.

III этап (3-6 месяцев)

Логопедическое обследование

Характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гакунье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);

Особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандирование, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);

Переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентом на первом «слоге» серии);

Изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумаги, звучания колокольчика, скрипа двери);

Наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгивания», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);

Патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;

Особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;

Неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).

IV этап (6-9 месяцев)

Логопедическое обследование

Особенности формирования лепета:

Отсутствие лепета, смодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;

Близость лепета к интонационным особенностям родной речи (незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.д.);

Лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать-ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);

Умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.

2) Особенности формирования понимания обращенной речи :

Знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей – как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать головц в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».

3) Развитие паралингвистических форм коммуникации:

Выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;

Формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его, наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;

Умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).

4) Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:

Постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;

Развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх – вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;

Переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.

5) Характер взаимодействия матери и ребенка:

Сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;

Пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.

V этап (9-12 месяцев)

Логопедическое обследование

-первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказываний», кивает головой – «согласен/не согласен», машет ручкой – «до свидания» и т.п.);

- хорошее понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);

- завершение лепетной стадии (активный лепет, его интонационная окрашенность и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход от аутолалическойстадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам);

- появление первых слов и переход к речевой коммуникации (в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов);

- условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм;

- сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить, опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двигательных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов (например, особенностей эмоциональных отношений в семье). Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности – консультирования у детского психолога.

Loading...Loading...