Программа фулбрайта. Стипендия имени Фулбрайта: как открыть двери в американские вузы

Программа академических обменов, названная в честь ее основателя, американского сенатора У. Фулбрайта, начала свою работу в Российской федерации в 1973 году, когда шесть советских и шесть американских ученых стали фулбрайтовцами, получив грант Программы на проведение научных исследований и чтение лекций, заложив тем самым прочное основание двустороннего академического сотрудничества.

За тридцать девять лет непрерывной работы Программа Фулбрайта предоставила возможность установить новые научные контакты, продолжить свое обучение и пройти стажировку сотням российских профессоров, преподавателей, молодых специалистов. Под эгидой Ассоциации ежегодно в российских городах проходят международные, всероссийские и региональные конференции, встречи и дискуссии, выходят периодические и другие издания.

Программы фонда Фулбрайта пользуются большой популярностью среди преподавателей факультета иностранных языков.

Программа для ассистентов преподавателей английского языка (English Teaching Assistant Program) впервые была объявлена на территории России в 2006 г. В рамках данной программы каждый год в Россию отправляются около 25 американских стипендиатов в качестве ассистентов преподавателей английского языка.

В 2010-2011 учебном году на факультета стажировалась в качестве ассистента преподавателя английского языка Кэти Дилярд . В ее обязанности входило 15 (аудиторных часов в неделю) часов преподавания в неделю и до 6 (шести) часов в неделю консультаций/внеаудиторной работы с российскими коллегами, не считая работы по подготовке к занятиям. Кроме того, еще 6 часов в неделю были отведены на работу над своим индивидуальным учебным или исследовательским проектом. Кэти принимала активное участие в жизни факультета. Они помогла организовать кружок английского языка English Club, участвовала в работе ассоциации преподавателей английского языка, а также была волонтером в местных школах.

I spent the 2010-2011 academic year working in the Foreign Language Faculty as a Fulbright ETA. My main role was to hold conversation classes about issues that would not necessarily be covered in the students" main English classes. We discussed a variety of topics, including important holidays, American and British slang, stereotypes and important issues in our societies. In addition, I introduced students to music and television shows that are not popular outside the United States. The goal of such classes was to overcome the conversation barrier, in order to help students grow more comfortable using English in a more informal, real-life setting. I was the "native speaker" and answered students" questions about English and life in America

Я провела на 2010-2011 учебный год на факультете иностранных языков факультета как участница программы Фулбрайт. Моей главной задачей было проведение занятий по коммуникативному английскому на различные темы, которые не всегда затрагивались в рамках занятий. Мы разговаривали на разные темы, например, праздники, американский и британский сленг, стереотипы и важные социальные вопросы. Кроме того, я показывала студентам музыкальные и телевизионные шоу, которые неизвестны за пределами Соединенных Штатов. Цель таких занятий была в том, чтобы используя английский язык в неформальной, реальной обстановке помочь студентам преодолеть языковой барьер и обеспечить более комфортный профессиональный рост. Я была носителем английского языка и отвечала на вопросы студентов о жизни и в Америке.


Также по приглашению факультета в университет регулярно приезжают лектора из университетов США для чтения лекций и проведения семинаров.

Одними из первых на факультет приехали профессор Бен и Кристин Фуллеры из университета штата Пенсильвания. Они провели на факультете 3 недели, которые запомнились всем высоким качеством преподавания. Специализация проф. Бена Фуллера - американская литература. Однако сотрудничество факультета не закончилось после их отъезда. Профессор регулярно присылает на факультет книги и журналы по классической и современной американской литературе и страноведению. В настоящий момент на факультете уже сформирована библиотека, пользующаяся большой популярностью не только у преподавателей факультета, но и аспирантов и студентов.

Professor Fuller : I"m glad the literary journals and books prove useful. Unlike fifty years ago there"s little consensus on who are the best ones, these days we have so many people writing prose fiction, poetry, film, theatre, and tv scripts that it"s hard to get a grasp on the subject. I"ve sent you several booked published by Tin House which is one of many worthwhile publishers of contemporary American literature by living writers. I know you the Department of Foreign languages are actively involved into international projects. It make me especially happy that students have so many opportunities to host foreign visitors and present festivals of foreign works as well as to travel all over the globe. Only twenty years ago this development seemed so difficult to achieve and now it"s part of every day life at the university

Я рад, что мои журналы и книги полезны. В отличие от той ситуации, которая была пятьдесят лет назад, сейчас существует много различных мнений о том, что является хорошей литературой, т.к. в наши дни у нас так много авторов, пишущих художественную прозу, поэзию, сценарии для кино и театра и получить общее представление о ситуации нелегко. Я послал вам несколько книг, опубликованных в издательстве Тин Хаус, который является одним из лучших издателей современной американской литературы. Я знаю, что факультет иностранных языков активно участвует в международных проектах. Что меня особенно радует, так это то, что студенты имеют много возможностей для приема иностранных гостей и участия в различных мероприятиях, в том числе праздничных, а также много путешествуют по всему миру. Двадцать лет назад такое развитие событий было трудноосуществимым, а теперь это часть повседневной жизни университета


Но особенной популярностью пользуется Программа для молодых преподавателей английского языка (FLTA). Главная цель данной программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами.

Программа предоставляет молодым преподавателям английского языка возможность улучшить свое педагогическое мастерство, уровень владения английским языком и ближе познакомиться с американской культурой и традициями. Участники этой Программы распределяются в университеты и колледжи США для работы в качестве преподавателей или ассистентов преподавателей русского языка. В круг обязанностей участников Программы входит преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также участники программы должны изучают минимум 2 предмета в семестр, один из которых относится к Американистике, а другой должен быть связан с преподаванием английского языка.

Американские университеты получают большую пользу от присутствия носителя языка в своем университетском городке, так как, помимо занятий со студентами, участники Программы должны будут активно взаимодействовать с представителями местного сообщества, организуя группы по изучению разговорной речи, проводя внеаудиторные мероприятия, языковые клубы, круглые столы с целью ознакомления аудитории с культурой и традициями своей страны. Прямое общение дает возможность преподавателям и американским студентам узнать больше о культурах и традициях стран, которые они представляют, а также лучше понять друг друга.

Рябова Елена Николаевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, факультета Иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева.

Чубарова Юлия Евгеньевна , выпускница Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Факультета иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева,

Я выиграла грант фонда Fulbright по программе FLTA (Foreign Language Teaching Assistant) на стажировку в США в 2010-2011 гг. В течение года преподавала русский язык (Russian I, Russian II, Russian Intermediate, Russian Conversation) в Juniata College (штат Пенсильвания) и являлась организатором Русского Клуба и Языковых Столов. В круг обязанностей входило преподавание русского языка/культуры своей страны до 20 часов в неделю. Также нужно было изучать 2 предмета в семестр по собственному выбору. В рамках программы колледжа обязательным было участие в программе Language in Motion, что позволило познакомиться с образованием в средней школе США и дать презентации о России в школах Пельсильвании.

Программа началась в августе, с обязательной недельной ориентации в г. Остине (штат Техас). После этого все участники разъехались по своим вузам. После первого семестра участники FLTA со всего мира, около 400 человек, приезжали на конференцию в Вашингтон. Во время конференции участники делились друг с другом приобретенным опытом, а так же знакомились с наиболее актуальными и эффективными методиками преподавания иностранных языков.

Программа уникальна, поскольку позволила поучиться и поработать в стране, понять специфику системы образования США, расширить профессиональные контакты, улучшить знание английского языка и получить подлинное представление о США, о духовных и культурных ценностях американцев. Большое количество праздников и каникул позволило посмотреть на страну и по достоинству оценить ее красоту во всем масштабе и изобилии!

Хорошее владение английским языком является обязательным требованием для участия в программе, поэтому именно учеба и работа на факультете иностранных языков позволили мне не только получить этот грант, но и поехать в такую интересную страну как США!

Учеба в американских вузах, за которую студент не платит не копейки, — именно такую возможность предоставляет программа академических обменов имени Фулбрайта. Подаваться на стипендию могут участники из 155 стран, в их число входят Украина и Россия. Система отбора довольно непростая, и все ее этапы занимают около года. Более того, есть еще и дополнительный список условий. ForumDaily нашёл студентов и выпускников программы, которые уверяют: выиграть грант вполне реально, и для этого совершенно не обязательно быть гением. Главное — успеть подать документы в срок: до 15 мая для россиян , и до 17 мая для украинцев .

Артур Денисенко по программе Фулбрайта изучает альтернативную энергетику. Фото: их личного архива

Почти год киевлянин Артур Денисенко живёт в штате Дэлавер. В местном университете он изучает альтернативную энергетику и может часами рассказывать о своих студенческих буднях. Парень говорит, что никогда в жизни ещё так много не учился. И никогда не получал от этого столько удовольствия.

“Нагрузка просто огромная, у меня, по сути, свободны только половина пятницы и субботы, а всё остальное время я учусь. Из-за нехватки времени я даже фейсбук недавно деактивировал”, — рассказывает Артур.

Сейчас он заканчивает первый курс своей двухгодичной магистратуры по программе Фулбрайт. Грант, который финансируется из американского бюджета, покрывает парню всё: учёбу, проживание, страховку, перелёт из Украины и обратно, плюс есть стипендия, которой, как уверяет Артур, ему, хватает с лихвой.

Что такое программа имени Фулбрайта

Уникальная возможность для студентов, исследователей, учёных и преподавателей со всего мира существует с 1946 года. Тогда сенатор от штата Арканзас Джеймс Фулбрайт выступил с предложением создать программу международных научных обменов. Конгресс поддержал инициативу и согласился её финансировать. Стипендию назвали в честь самого Фулбрайта, и с тех пор ею воспользовались более 300 тысяч участников со всего мира. Самая популярная категория — программа для студентов старших курсов и выпускников вузов, которая позволяет закончить в США магистратуру.

Процесс отбора на этот грант можно условно разделить на четыре этапа. Сперва нужно заполнить аппликацию на сайте и подать набор документов. Дальше претендента ждёт собеседование, потом сдача экзаменов TOEFL и GRE, после них — поступление в ВУЗ. В целом, процедура растягивается почти на год.

“Когда я подавался, у меня было ощущение, что это просто нереально — так много условий, и такой длинный процесс”, — признаётся Артур. Но на деле, говорит он, всё оказалось значительно проще: если чётко знать, чего именно хочешь, и выполнять все инструкции. Их можно найти на официальном сайте Фулбрайта в вашей стране, на который легко выйти через главную страничку программы .

Этап первый: анкета, сбор документов и выбор университетов

Артур рассказывает: заполнять анкету нужно онлайн, причём делать это за один раз необязательно — можно просто сохранить результаты и продолжить, например, на следующий день. Кроме личных данных здесь обязательны два эссе, которые должны убедить комиссию в том, что именно вы заслуживаете получить стипендию.

“Важно не просто иметь желание – вот мол, я хочу поехать учиться и пусть это будут Штаты, потому что там классно и хорошее образование. Нет, так не пойдёт. Ты действительно должен понимать, а почему именно это направление, именно США и именно вот этот конкретный ВУЗ”, — говорит киевлянка Людмила Ломпас, которая закончила Фулбрайт два года назад.

Она училась в том же университете, что и Артур, на специальности “экономика”. Девушка уверяет: если сбор документов — это технический процесс, то над эссе нужно поработать основательно. Она даже ходила на специальный семинар, который устраивал украинский офис Фулбрайта, где детально разъясняли все требования к аппликантам. Впрочем, найти требования к эссе можно и в интернете .

“В первом эссе ты описываешь себя и свой, так называемый, жизненный путь. Также объясняешь, почему тебе нужен Фулбрайт. Объём — не больше двух страниц”, — уточняет Артур.

Во втором — нужно предоставить тему исследования и объяснить, как приобретённые знания помогут твоему профессиональному развитию. “В Украине я изучала банковское дело и точно выбрала направление — монетарная экономика. Всё моё эссе было именно об этом”, — добавляет Людмила.

Также в анкете нужно будет указать три университета и программы, которые вам интересны. И это, по словам Людмилы, сделать сложнее всего, ведь колледжей в Америке сотни.

“Нам сказали сразу не смотреть на “Лигу плюща” (ассоциация из восьми частных американских университетов, которые считаются одними из самых престижных в стране — ForumDaily) , а выбирать более скромные ВУЗы. У меня сначала был список из ста, потом из двадцати, в результате, сузила до трёх. На это ушло недели две”, — продолжает девушка.

Ещё один важный пункт — это рекомендательные письма. Их должно быть три, и обязательно на английском. Ваши рецензенты сами регистрируются на сайте и дают вам характеристику, потому написать лестные слова о себе самостоятельно не получится. “У меня были письма из университета, от работодателя и одно — из внешней организации, с которой я сотрудничал по работе”, — говорит Артур.

Крайний срок подачи всего пакета документов — 15 мая для россиян и 17 мая — для украинцев .

Собеседование: “покажите свою дикую заинтересованность”

Если кандидат проходит на второй уровень, летом ему приходит письмо с приглашением на собеседование. Приезжать на него нужно лично в офис Фулбрайта в вашей стране. Артур знал заранее: собеседование будет на английском. “Я полночи не спал перед этим, думал, как всё пройдёт. Но на самом деле, когда заходишь в аудиторию, время летит незаметно”, — продолжает парень. В комиссии были 10 человек, и каждый задавал вопрос, которые были только по теме исследования, поэтому ответы Артур давал легко.

“Они хотят видеть, что ты действительно этим болеешь, они заточены на то, чтобы смотреть на реальную мотивацию человека, поэтому вы должны показать свою “дикую” заинтересованность”, — объясняет парень.

Экзамены TOEFL и GRE: есть несколько попыток, и за экзамены платит программа

Это третий этап, полуфинал. Тем, кто прошёл через предыдущие два испытания, с конца декабря предстоит сдать тест по английскому языку — TOEFL и обязательный экзамен для поступления в магистратуру — GRE .

“Тебе говорят, какой минимальный балл ты должен набрать для того, чтобы пройти дальше. Но даже если ты его набираешь, то, скорее всего, тебя отправят сдавать экзамен ещё раз для улучшения результата”, — рассказывает Артур. И, что важно, все попытки оплачиваются из бюджета программы, а не из кармана кандидата.

TOEFL Артур сдавал три раза, GRE — два, каждая попытка оказывалась лучше предыдущей. На время экзаменов он взял весь свой отпуск и интенсивно готовился. Говорит, с тестом по английскому языку было легче, а вот над GRE пришлось попотеть. “Он состоит и математической части и лингвистической. Я сам гуманитарий и был уверен, что для меня первая будет очень сложной. Но оказалось наоборот. Наиболее тяжёлая часть, причём для всех — словарная, где проверяется знание 4000 тысяч слов, которые даже англоязычные люди не всегда знают и используют”, — говорит парень. Артур каждый раз отправлял результаты в офис Фулбрайта, и когда, наконец, количество баллов всех устроило, этап экзаменов для него окончился.

Выбор университета и поступление: о Гарварде мечтаем, но смотрим на колледжи поскромнее

Список желательных университетов каждый кандидат указывает ещё в анкете. Но только на этом этапе к ним начинают присматриваться поконкретнее, чтобы выбрать несколько, в которые будут отправлять документы. “То, что ты победил в Фулбрайте, на данном этапе ещё ничего не означает, потому что тебя ещё не приняли в университет”, — говорит Артур. Представители офиса Фулбрайта вместе с кандидатом решают, куда лучше поступать. И может статься так, что список колледжей, в конечном итоге, будет совершенно иным, нежели в анкете будущего студента. Так, например, было у Людмилы.

“Тут уже происходит процесс дискуссий – на что соглашается аппликант, и что может предложить программа. Я со всеми возможностями простого поиска в “гугле” точно знала меньше об образовании в США, чем специалисты Фулбрайта. Они чётко рекомендовали мне те университеты и программы, которые могут быть мне интересны”, — рассказывает девушка.

К тому же, её сразу предупредили — вероятность попадания в университеты “Лиги плюща” очень маленькая, так как обучение в Гарварде или Стенфорде стоит дорого, и за эти деньги программа может отправить учиться двоих студентов в колледжи поскромнее.

В любом случае, список университетов согласовывается с кандидатом. И часто уже сам колледж может предложить стипендию своему потенциальному студенту. Так, например, случилось с Артуром — он поступил во все три университета, куда подавался, и два из них предложили частично покрыть стоимость обучения. “Для программы это значит экономия средств, на которое они смогут отправить учиться ещё какого-нибудь кандидата”.

Всё для студента, учёного, исследователя

“Рай для тех, кто любит учиться”, — так коротко Людмила описывает свою магистратуру в Америке. Говорит, что за два года выучила не только то, за чем ехала, но и намного больше. Возможность ходить на лекции в роли “свободного слушателя”, доступность материалов и университетская жизнь — обо всём этом девушка вспоминает с ностальгией.

С ней абсолютно согласна Татьяна Ярошенко, вице-президент одного из лучших вузов Украины — Киево-Могилянской академии. Она дважды, как учёный, ездила в Штаты через программу Фулбрайт: писала диссертацию в Йеле и научную монографию в Колумбийском университете.

“Это не просто исследования в хороших библиотеках. Это переворачивает человека на 360 градусов. Даёт возможность понять свой уровень, сравнить его с уровнем коллег”, — говорит она.

Сейчас Татьяна — глава благотворительной организации “Украинский фулбрайтовский круг”, которая объединяет всех выпускников программы страны — это более 900 человек.

“Бывших “фулбрайтовцев” не бывает”, – мы постоянно это повторяем, потому что тот, кто хотя бы один раз стал стипендиатом, делал исследование, работал вместе с коллегами, учился в лучших американских университетах, — непременно сохранит верность этой программе навсегда”, — продолжает она. Цель их организации — поддержка выпускников и общие проекты. Например, сейчас они организовывают летнюю школу для студентов из перенесённых с Востока Украины университетов, которые находились там, где сейчас ведутся боевые действия.

Татьяна рассказывает: в прошлом году они провели опрос — насколько выпускники довольны программой Фулбрайт. Абсолютно утвердительно ответили 87%, тогда как лишь один процент респондентов были категорически неудовлетворёнными. Преподаватель уверяет: среди фулбрайтовцев нет безработных, а эта стипендия, без преувеличения, меняет жизнь. При этом она настаивает: программа не для гениев, а для людей, которые чётко знают, чему и где хотят научиться.

“Я — абсолютно обыкновенный среднестатистический человек и могу без преувеличения сказать, что это очень прозрачный и честный конкурс. Получить стипендию реально, всё зависит от амбиций человека. Не нужно бояться”, — рассказывает она.

С ней согласен и Артур. Говорит, у него никогда не было красного диплома, да и в магистратуру по Фулбрайту он подавался не по своей основной университетской специальности. По первому образованию он — политолог, что очень далеко от альтернативной энергетики, которую он изучает сейчас. Тем не менее, всё получилось. Он уже нашёл себе летнюю стажировку в американской компании и говорит, что университет даёт ему именно те знания, на которые он рассчитывал.

Стипендиат программы Фулбрайт для учителей английского языка рассказывает о своей стажировке в Америке.

Об учебе

Я приехала учиться и работать в США по стипендиальной программе Фулбрайт для преподавателей английского языка (Foreign Language Teaching Assistant).

Программа предполагает преподавание русского языка и культуры своей страны в американском колледже в объеме 20 часов в неделю, а также обучение как минимум по двум предметам в семестр. Программой покрываются все расходы в течение всех этапов участия в конкурсе и года обучения в США.

Всех стипендиатов программы распределяют по разным колледжам. Я получила распределение в Grinnell College в штате Айова. Гриннелл – это один из частных гуманитарных колледжей, которые в Америке называются Liberal Arts colleges.

Колледж очень состоятельный и может позволить себе оказывать материальную помощь около 85% своих студентов, которые обучаются здесь по 26 направлениям.

В Гриннелле имеется шикарный кампус: две прекрасные библиотеки, 12 учебных корпусов, 19 общежитий и 7 студенческих домов, столовая, гриль-бар, центр искусств, а также одно из моих любимых мест на кампусе — спортивный центр.

Кроме этого, здесь также есть стадион, футбольное и бейсбольное поля, 6 крытых теннисных кортов, крытый легкоатлетический трек, бассейн и многое другое. В начале семестра преподаватель знакомит студентов с планом (Syllabus) и дедлайнами сдачи письменных работ, которому следует в течение всего семестра.

Когда я говорю знакомым американцам, в каком колледже работаю и учусь, большинство отзываются о нашем колледже, как об учебном заведении с очень высоким образовательным стандартом.

И я смело утверждаю, что мои одногруппники и студенты, которым я преподаю русский, настоящие звёздочки и интеллектуалы. Огромное внимание уделяется самостоятельной работе студента.

Преподаватель выступает в роли координатора, куратора, ведущего занятие в форме дискуссии по материалам, с которыми студенты должны ознакомиться до начала урока.

Ребята занимаются не только учебой, которая, поверьте мне, «отнимает» львиную долю нашего времени, но активно проводят время вне учебы: в Гриннелле около 250 студенческих организаций на любой вкус и 20 видов спорта, которыми можно увлечься.

Почти 1/3 студентов Гриннелла спортсмены и участвуют в соревнованиях по разным видам спорта, либо занимаются музыкой, поют в хоре, ставят спектакли, работают, «волонтёрят».

Например, две мои знакомые студентки на добровольных началах помогают заключенным подготовиться к сдаче теста для получения аттестата.

Подготовка и поступление

Конкурс на получение гранта Фулбрайта длится целый год. Для меня самым важным этапом был процесс подготовки и сбора документов. Я считаю, что эта стадия наиболее ответственная, так как на ней отсеиваются очень многие.

На этом этапе важно написать убедительное и оригинальное мотивационное письмо, подкрепить свое заявление рекомендательными письмами. Главное здесь — показать свою уникальность, доказать, что именно вас так не хватало в международной семье Фулбрайта.

На втором этапе конкурса все полуфиналисты сдают языковой тест TOEFL, а также проходят интервью с представителями программы Фулбрайт в России, участником программы предыдущих лет и представителем Государственного Департамента США.

Зимой финалистов извещают об успешном прохождении конкурса, после чего необходимо собрать очередной пакет документов и подготовить медицинскую карту. Фулбрайт помогает при оформлении визы и прочих документов.

Самый волнующий этап – распределение по колледжам. После распределения стипендиаты непосредственно входят в контакт со своим супервайзером из колледжа.

Перед отъездом в Москве проходит встреча с представителями американского посольства для так называемой предвыездной ориентации, на которой стипендиатам рассказывают об основных моментах, связанных с культурой, бытом и учебой в Америке, чтобы они могли лучше адаптироваться в новой обстановке.

По прибытии в США, до того как попасть в свой колледж, стипендиаты со всего мира распределяются в крупнейшие американские университеты уже для летней ориентации. Я оказалась в числе счастливчиков, попавших в Стэнфорд на несколько дней.

Быт

В начале года все новые студенты и языковые ассистенты проходят ориентацию, во время которой можно оформить все необходимые документы, открыть счет в банке, получить номер налогоплательщика и т.д.

По условиям моего гранта я получаю финансирование от программы Фулбрайт и от Гриннелла. Колледж предоставил мне жилье в одном из студенческих домов под названием «Русский дом».

Здесь я проживаю вместе со студентами, изучающими русский язык. Колледж также предоставляет мне полный meal-plan, который подразумевает трёхразовое питание в студенческой столовой.

Можно готовить еду и на кухне в «Русском доме», как делают большинство ребят, не питающихся в столовой: для них это получается дешевле. Жизнь в Айове не дорогая.

Основные расходы во время проживания в США – это путешествия и бесконечный онлайн шоппинг. Так как колледж находится в очень маленьком городе, особых излишеств нет.

В соседние крупные города, Де-Мойн или Айову-Сити, мы ездим на машине, которую приобрели с друзьями в начале семестра. Также можно арендовать машину прямо на кампусе.

В свободное время

В Гриннелле очень длинные каникулы. Как мне объяснили студенты, они здесь намного длиннее, чем во многих других колледжах, так как учеба очень насыщенная. Так вот, во время каникул я путешествую. Осенью я провела неделю в Чикаго.

На день Благодарения съездила в гости к друзьям в Айове. В середине декабря в Вашингтоне проходила конференция для стипендиатов Фулбрайта, на которой мы посетили множество тренингов, получили сертификаты, поделились впечатлениями после первого семестра работы.

После конференции поехали с друзьями отмечать Рождество и Новый год в Филадельфию, Нью-Йорк, Майами-Бич и Ки Вест во Флориде. На весенние каникулы пока еще строю планы. В свободное время я встречаюсь с друзьями – другими языковыми ассистентами или студентами.

Конечно, каждые выходные мы ходим на вечеринки. Мне будет очень трудно передать на бумаге впечатления и атмосферу, царящую на студенческих вечеринках. Ребята, нужно оказаться в американском колледже, чтобы оценить это! Люблю смотреть соревнования наших «Пионеров» — Grinnell Pioneers, когда они играют дома.

Интересный факт о моем колледже для любителей баскетбола. В прошлом семестре защитник нашей команды Джек Тейлор набрал 138 очков за 36 минут игрового времени, установив новый рекорд NCAA! Конечно же, Grinnell Pioneers выиграли у Faith Baptist Bible со счётом 179 – 104. Я также хожу в тренажерный зал и бассейн или сплю.

Страна и культура

Это мой первый визит в США, но, как ни странно, ни малейшего культурного шока я не испытала. Наверное, это все очень индивидуально. Я много путешествую и знакомлюсь с самыми разными людьми.

Раньше я часто слышала, что очень трудно подружиться с американцами, мол, «в душу» к себе они не пускают. Хотелось бы развенчать этот миф. Здесь я встретила очаровательных и добрых людей, которых могу назвать своими друзьями, и я знаю, что эти отношения у нас не закончатся, когда я вернусь в Россию.

Возможно, вы сочтете это лирикой, но я верю, что если человек открыт миру и людям, принимает каждый день и каждую новую встречу, как дар, оставаясь оптимистом в любой ситуации и стараясь увидеть в любом человеке только доброе, ему всё возвращается сторицей.

При таком отношении к миру он весь будет вашим, так как и ваши глаза, и всё ваше естество будут светиться добром. Как не подружиться с таким человеком?! Я полюбила Америку, и я обязательно сюда вернусь: ведь я еще не гуляла по Центральному парку в тёплую погоду.

После учебы

Как же я люблю этот колледж, студентов, преподавателей, коллег и как хорошо, что я еще четыре месяца буду в моем дорогом Гриннелле! То, что я приехала в США по программе Фулбрайт очень ценно и почётно.

Это большой плюс к моему «резюме» и профессиональному росту. Здесь поменялось моё видение диссертации, которую пишу в России, появились новые перспективы развития.

  • Интересная секция – «Советы». Могу ли я дать хотя бы один? Думаю, что нет. Я могу поделиться лишь своими мыслями. Делайте то, к чему лежит ваша душа. Хотите учиться – ищите конкурсы и гранты, участвуйте в них. Верьте в себя, и знайте, что такого, как вы, больше нет. Если вы пишите мотивационное письмо, обязательно расскажите об этом.
  • Я верю в то, что для нас нет ничего невозможного. Будучи студенткой 3-го курса, я сопровождала в качестве переводчика делегацию исполнительного комитета своего города в Гонконге. Потом училась год в Китае по гранту Правительства Республики Татарстан и была волонтером на Всемирной Универсиаде в Шэньчжэне, и надеюсь, что буду им в этом году на Универсиаде в Казани.
  • Год назад проплыла на огромном корабле от Токио до Коломбо и Ченная и обратно в составе участников международной программы «Корабль молодежи мира» и теперь являюсь вице-президентом ассоциации её выпускников из России. Наконец, я стала стипендиатом программы Фулбрайт.
  • Просто я верю в себя, и надеюсь, что те товарищи, которые проводят конкурсный отбор, поверят в меня. Докажите им, что и в вас нужно поверить!
  • Ну и напоследок: когда путешествуете, используйте couchsurfing. Это уникальная возможность почувствовать себя не туристом, а путешественником.

По ряду причин долго ничего сюда не писала, но я исправлюсь! И в качестве моральной компенсации сегодня расскажу о крутой программе Фулбрайта, позволяющей покрыть расходы на обучение в магистратуре или аспирантуре США. Сразу оговорюсь: мне давали стипендию Фулбрайта год назад на обучение по программе LL.M. (юридическая магистратура)в Американском Университете Вашингтона, а я отказалась. Но обо всём по порядку.

Минутка истории

Вообще, этот самый Фулбрайт был сенатором и дельным дядькой (не считая того, что голосовал за ввод войск во Вьетнам). В 1945 году он внёс в Конгресс законопроект об использовании средств, вырученных с продажи излишков военной собственности правительства США, в фонде «Содействие международной доброй воли путём обмена студентами в области образования, культуры и науки». После Второй мировой войны была создана программа Фулбрайта, которая должна была служить укреплению мира и взаимопонимания между народами. К законопроекту был разработан план отказа от накопленных во время войны долгов иностранных государств в обмен на финансирование международных образовательных программ. 1 августа 1946 года президент Гарри Трумэн подписал законопроект, и в последние дни 79-й сессии Конгресса США он был принят.

О программе

Магистерская/аспирантская программа Фулбрайта предоставляет гранты на поездки в университеты США на обучение или проведение исследований по всем предметным дисциплинам выпускникам российских вузов и аспирантам. Главная цель программы - укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими странами. Программа полностью финансируется Госдепартаментом США.

Гранты на конкурсной основе выдаются:

· выпускникам вузов (т.е. лицам, обучающимся на последнем курсе вуза или уже закончившим вуз) - на обучение в магистратуре одного из университетов США с целью получения степени магистра (Master’s, кроме MBA); длительность пребывания в США по этим грантам - от 1 до 2х лет, в зависимости от длительности магистерской программы;

· аспирантам - на проведение научно-исследовательской работы в университете и/или архиве США и сбора материалов для кандидатской диссертации ИЛИ на обучение в университете США в течение одного академического года без получения степени, длительность такой программы - 1 учебный год.

АТТЕНШН-АТТЕНШН: аспирантские программы - без получения степени (non-degree). Не по всем специальностям возможно обучние в течение одного года без получения степени, наводите заранее справки о существовании таких программ (на сайтах университетов США, где есть интересующие вас программы).

Стипендиаты программы получают визу J-1 и после окончания гранта обязаны вернуться в Россию.

Грант покрывает стоимость обучения, проживания, ежемесячную стипендию, страховку, а также перелет участника от места жительства до место обучения в США и обратно. В начале года ещё выдают деньги “на обустройство” и на покупку нового компьютера.

Требования к соискателям

ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ КАНДИДАТСКУЮ СТЕПЕНЬ, НЕ МОГУТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ МАГИСТЕРСКОЙ/АСПИРАНТСКОЙ ПРОГРАММЫ.

Российское гражданство и постоянное проживание на территории РФ, начиная с января 2014 года (было актуально для этого года ).

Наличие диплома о высшем образовании (специалиста или эквивалентного российского диплома, степени бакалавра или магистра) к маю 2014 г. Выпускники вузов 2014 года также могут участвовать в конкурсе при наличии соответствующей справки, подтверждающей, что они обучаются в данном вузе по данной программе с NN года (было актуально для этого года) .

Владение английским языком в пределах, необходимых для обучения или выполнения исследовательского проекта. (Internet Based TOEFL - минимум 80 (для технических, естественных и ряда гуманитарных и творческих специальностей) или минимум 100 (для дисциплин Journalism, Political Science, Public administration, Law , Sociology, Economics и некоторых других) баллов. Заранее тест сдавать не нужно, тем, кто успешно пройдет первый тур конкурса, тесты оплатит программа Фулбрайта.

Возраст соискателей: дата рождения - не ранее мая 1984 г. (было актуально для этого года).

Для соискателей, ранее получавших визу J-1 - временной промежуток со дня возвращения в Россию до момента подачи документов на конкурс должен быть не менее 2-х лет (Это требование не относится к тем J-1 визам, в которых имеется комментарий о том, что двухгодичное правило не применяется к держателям визы, например, к участникам программы Work and Travel, читайте комментарий в самой визе).

Соискатели, постоянно проживающие на территории США или имеющие вид на жительство в Соединенных Штатах, к конкурсу не допускаются.

Действие гранта может быть приостановлено, если:

  • Стипендиат прекращает работу над программой обучения или научным проектом до окончания грант-периода;
  • Стипендиат покидает США более чем на 2 недели без разрешения представителя программы или курирующей организации.

Этапы конкурса

Конкурс по программе Фулбрайта проходит в 3 тура.

Первый тур:

Для участия в конкурсе необходимо заполнить он-лайн заявку до установленной даты (обычно середина мая). Все заявки рецензируются и оцениваются российскими и американскими специалистами в соответствующих предметных областях. Результаты первого тура объявляются по электронной почте после 20-25 августа.

Заполнение заявки - явно не подходящее время для скромности. Опишите свои лучшие качества и достижения. Кроме того, что указано в Вашей заявке, на данном этапе отборочная комиссия ничего о вас не узнает! Почитайте больше о программе, о ее целях и выпускниках, попробуйте составить представление о том, какие качества ищут в кандидатах организаторы.

Второй тур:

Участники второго тура приглашаются на устное собеседование на английском языке. Собеседование проводится русско-американской англоговорящей комиссией, состоящей из 4х человек. Оно длится около 20ти минут, вопросы могут быть заданы любые, как связанные с темой заявки, так и не связанные. Собеседования проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, а если наберется достаточно участников - то и во Владивостоке, и в Екатеринбурге в сентябре. В рамках второго тура все участники конкурса будут сдавать тест по английскому языку Internet-based TOEFL, а по большинству специальностей - ещё и математический GRE (вот о нём я не знаю ничего).

Информацию о тестах можно найти в Интернет, например, здесь: http://www.toefl.org и http://www.gre.org .

Интервью бояться не стоит: все проходит крайне доброжелательно. Но постарайтесь иметь четкое представление, куда и зачем вы хотите поехать, а также как учеба в США поможет вам в достижении ваших глобальных целей. Важно: даже если вы считаете, что владеете английским как родным, купите книжку для подготовки к TOEFL (или найдите материалы для подготовки в сети, благо их масса). Часто балл снижается именно из-за незнания формата теста даже при хорошем владении английским, а это обидно. Обеспечьте себе спокойные 100 баллов!

Тесты в рамках конкурса оплачивает программа Фулбрайта. Конкурсантам не из Москвы также оплачивается стоимость проезда до Москвы и обратно, а также проживание в Москве во время проведения второго тура программы.

Третий тур:

Третий тур проводится в конце сентября российско-американской комиссией, в которую также входят сотрудники Отдела культуры посольства США в Москве. По результатам первого и второго туров отбирают тех, кто рекомендуется на получение гранта. По итогам проведения третьего тура, в октябре, всех участников конкурса известят о результатах по электронной почте. Анкеты рекомендованных кандидатов направляются в Институт международного образования (Institute of International Education, IIE) в Нью-Йорке, который занимается их распределением в университеты США. Институт международного образования оставляет за собой право выбора университета для каждого стипендиата, даже если у конкурсанта есть свои предпочтения или он/она уже поступил(а) в университет США.

Собственно, в этом главный подвох программы: вы не можете самостоятельно выбрать университет. Меня вот распределили в такой, что я решила не ехать. Тем не менее, многих отправляют во вполне достойные университеты, да и вообще, кому когда-то мешал диплом американского вуза? ;) Так что смело подавайтесь и воплощайте американскую мечту в жизнь!

А ещё у программы Фулбрайта есть официальный сайт http://www.fulbright.ru , где можно узнать всё, что я не успела описать здесь☺

Loading...Loading...