Презентация к уроку литературного чтения «А.С. Пушкин «Мороз и солнце» (3 класс, «Перспектива»)
Cлайд 1
А.С.Пушкин «Зимнее утро» Анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать красоту зимней природы.Cлайд 2
«Мороз и солнце-день чудесный…» «Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.Cлайд 3
Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. Из истории создания стихотворенияCлайд 4
Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица» Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.Cлайд 5
Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века. Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.Cлайд 6
«Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». (из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».Cлайд 7
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче … погляди в окно Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурейCлайд 8
Вечор «вчера вечером» Мгла Тьма, мрак (в обычном употреблении) Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане всё окружающее»Cлайд 9
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.Cлайд 10
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места- 1. Презентация к уроку литературного чтения «А.С. Пушкин «Мороз и солнце» (3 класс, «Перспектива») Учителя начальных классов Изосимовского филиала МБОУ Кочетовской СОШ Нужной Н.Ю.
- 2. Слушаем стихотворение в исполнении Дмитрия Журавлева
- Самостоятельно прочитайте стихотворение, подчеркните непонятные слова
- 4. нега- состояние безмятежного покоя, наслаждение, блаженство взоры – в значении «глаза» вечор- вечер мгла – тьма, мрак. Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий все окружающее» запречь – запрячь Аврора- утренняя звезда велеть - приказать Словарная работа
- 5. Анализ стихотворения Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Всё стихотворение можно разделить на части
- 6. 1 строфа. Начало стихотворения - радостное восклицание. Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет
- 7. 2 строфа. Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно
- 8. 3 строфа. В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.
- 9. 4 строфа. Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин). Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
- 10. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня
- 11. И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
- 12. - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? - Какие картины вы представили себе? - Почему Пушкин вспоминает вчерашнюю вьюгу? Как это помогает передать его настроение? - Как выглядит комната в это утро? - Какую интонацию вы выберете? Беседа
- 13. Настроение бодрости, радости создается при помощи слов «чудесный», «прелестный», «красавица», «великолепными», «блестя». Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора. Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым, близким народу - диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. Делаем выводы
«Пушкин Зимний вечер» - За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! «Зимний вечер». Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром. Яковлева Арина Родионовна. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Веретено – приспособление для прядения. …Наша ветхая лачужка И печальна и темна.
«Медный всадник Пушкин» - А.С.Пушкин. Рисунок «Медный всадник». Медный всадник. XII, под названием: "Петербург. Транспортировка «гром-камня». Статья о поэме «Медный всадник». Медный всадник – памятник Петру 1. Иллюстрация к поэме «Медный всадник».
«Пушкин пейзаж» - До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. С небес уже скатилась ночи тень. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Значение пейзажной лирики в жизни А.С.Пушкина. Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина.
«Пушкин и любовь» - Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 52» Ефремова Г. В. Екатерина Павловна Бакунина. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Певец любви, певец печали (Любовная лирика А. С. Пушкина). Анна Петровна Керн.
«Песнь о вещем Олеге» - Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Что вы знаете о жизни Древней Руси? Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Образ князя Олега вступает в «Песню…» торжественно, величаво. А.С.ПУШКИН "Песнь о вещем Олеге". Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия:
«Свободолюбивая лирика Пушкина» - Расширять понятие о лирике А.С.Пушкина. Дружба Творческая деятельность Свободолюбие Патриотизм. Оборудование: таблички с названиями групп, ИКТ. Воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма. ? Вольнолюбивая = свободолюбивая. Цели: Обучать анализу лирических произведений, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»
Цели урока:
- Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,
- Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;
- Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Работа со словом: Подберите синонимы.
Предадимся
Наслаждение
Освещена
Приказать
Отдадимся
Беседа по вопросам:
Что описывает поэт?
(утро, лес, небо, снег)
С какой целью он использует контрастное описание природы?
(он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей)
Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
К.А.Саврасов «Зима»
Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств?
Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.
С.Ю.Жуковский «Зима»
Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:
Как и почему меняется настроение во второй строфе?
Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».
Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.
Антитеза -
противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.
Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
С.Ю.Жуковский «Иней»
Какими красками нарисована природа в третьей строфе?
В.Д.Поленов «Ранний снег»
Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.
Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Можно ли услышать, что происходит в доме?
… Веселым треском
Трещит затопленная печь
Согласные звуки [ р ] , [ т ] , [ с ] , [ щ ] помогают передать треск дров в печи
Аллитерация -
повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.
Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»
Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты?
Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни.
И.И.Шишкин «Зима»
Что изображает поэт в стихотворении?
А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.
Домашнее задание
- Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;
- Нарисовать иллюстрации к стихотворению;
- Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике.
Презентация представляет собой анализ одного из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина под названием «Зимнее утро». Цель урока – прочитать вместе с классом произведение, разобрать его, отметить, какими художественными средствами пользовался поэт для того, чтобы нарисовать картину прекрасного зимнего утра.
«Мороз и солнце – день чудесный…» Эти строки многие дети помнят с ранних лет, даже не зная о том, что они принадлежат самому известному и почитаемому русскому поэту. На этом уроке литературы они сумеют детальнее ознакомиться с его содержанием и смыслом. Вначале даётся общая характеристика стихотворению, его содержанию. Учащиеся знакомятся с историей создания «Зимнего утра». После начинается анализ стихотворения, согласно которому настроение передаётся при помощи определённого набора слов и эпитетов.
Учитель знакомит класс со значением слов, которые могут быть ему неизвестны. Говорится о композиции стихотворения, о том, что описывает автор, как меняется его настроение по ходу повествования. В конце подводится итог стихотворению, говорится о том, какова его основная мысль и идея.