Положительный имидж мусульманки в обществе. Роль PR технологий в формировании имиджа Ислама

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

С 20 по 22 июля 2018 года в Москве состоялся шестой Всероссийский съезд женских мусульманских организаций на тему: «».

В съезде приняли участие представительницы и руководители женских мусульманских организаций из 34 регионов России и ближнего зарубежья: Астраханская область, Владимирская область, Красноярский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Липецкая область, г. Москва и Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Ростов-на-Дону, Рязанская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Челябинская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Республика Карелия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Узбекистан.

По уже сложившейся традиции открытие съезда начали с чтения Куръана.

С приветственным словом выступили исполнительный директор НПЦ «Аль-Васатыя-умеренность » - Зязин С.Ю. и координатор проекта МЖК «Аиша » Муслимова К.И.

Во время работы съезда поднимались и обсуждались вопросы социального положения мусульманки в обществе, возможности самореализации, личностного, профессионального и духовного развития современных женщин.

Особое внимание уделялось вопросам общественной деятельности и роли мусульманки, занимающейся социальными проектами, благотворительностью, ее участия в жизни страны и уммы. Вместе с этим отмечалось, что деятельность подобного рода направлена на созидание, улучшение условий жизни окружающих, решение психологических и социальных проблем, оказание помощи незащищенным слоям населения.

Участницы съезда единогласны в том, что активная жизненная позиция современной мусульманки должна основываться на Куръане и Сунне Пророка)Да благословит его Аллах и приветствует), а также согласны с тем, что современная мусульманка является неотъемлемой частью Российского общества и способна влиять на его социальное, экономическое, политическое развитие.

На основании вышеизложенного, сформулированы следующие предложения для включения в итоговую резолюцию Шестого Всероссийского съезда женских мусульманских организаций на тему: «Социальное положение мусульманки в обществе »:

1. Основная социальная роль женщины – это сохранение семьи, семейного имущества, воспитание детей, следование и поддержание правильного мужа. Передает Абу Хурайра: «Посланник Аллах)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие женщины – это те, глядя на которых радуешься, повелевая которым видишь послушание, которые в твое отсутствие хранят себя и твое имущество ». Сказав это Посланник Аллаха)Да благословит его Аллах и приветствует) прочитал 34 аят суры «Женщины »: «Мужчины стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то. Что они расходуют из своего имущества ».

2. Женщина, ровно как и мужчина, как и каждый мусульманин, при возможности, помимо своих близких родственников, должна оказывать помощь сиротам, беднякам, близким и дальним соседям, людям, которые по разным причинам оказались на чужбине или в сложной жизненной ситуации. В суре «Женщины » в аятах 36-67 Всевышний говорит: «...Делайте добро родителям, родственникам. Сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости».

3. Мусульманка обладает правом принимать участие в политической жизни страны, активно участвовать в свободных выборах, оказывать влияние на политику государства и исполнительную власть, Вместе с тем мусульманка обязана слушаться правителей и повиноваться им, если только ей не велят совершать грехи. Абдуллах ибн Умар рассказывал, что Пророк)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин обязан слушаться правителей и повиноваться им независимо от того, нравится это ему или нет, если только ему не велят совершать грехи. Если же ему приказывают совершать грехи, то он не должен слушаться им в этом » (аль-Бухари и Муслим). Имам аль-Бухари рассказывал, что Пророк)Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если назначат правителем над вами как изюм чернокожего эфиопа, слушайте его, повинуйтесь ему ».

4. Мусульманка имеет право на получение образования и повышение своего социального положения в обществе, что в равной степени обязательно для мужчины и женщины. Женщина вправе не только получать образование, но и обязана передавать знания, посредством обучения своих близких, работы в религиозных организациях, а также заниматься научной деятельностью на благо уммы. В изречении Пророка)Да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки » - передано от ат-Тбрани, ибн Маджа и аль-Байхакый.

5. Мусульманке, также как и каждому мусульманину, необходимо оказывать помощь мусульманам-мигрантам или переселенцам, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе психологической и социальной. Так в суре «Собрание » в 9 аяте Аллах воздал хвалу ансарам, помогавшим мухаджирам: «Те, которые жили в Медине, приняв веру до прихода мухаджиров, любят переселившихся к ним. В сердцах своих они не должны испытывать к ним никакой зависти за то, что им дается (из добычи), и дают им предпочтение над собою, хотя и сами нуждаются. Те, кто остережет себя от скупости, те счастливы ».

6. Женским мусульманским организациям, участвующих в данном съезде необходимо продолжить трансляцию положительного опыта работы и способствовать распространению итоговой резолюции шестого всероссийского съезда женским мусульманских организаций на тему «Социальное положение мусульманки в обществе » через средства массовой информации и сайты женских мусульманских организаций.

7. Женским мусульманским организациям направить свою деятельность на развитие и актуализацию социальной роли мусульманки и женской мусульманской организации в России.

От лица участников съезда и от себя лично выражаю благодарность «Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования, научно-просветительскому центру «Аль-Васатыя-умеренность », международному клубу «Аиша » за организацию и всестороннюю поддержку в проведении шестого Всероссийского съезда женских мусульманских организаций. А также всем участницам принявшим участие в работе данного съезда выразить свою признательность по поддержанию позитивного образа мусульманки в России.

С уважением участница съезда

Якубина Реися, июль 2018 год

Недавно было проведено исследование по проблеме демографического роста мусульман и увеличения доли мусульманок на мировом потребительском рынке, которое, в частности, показало, что покупательская способность мусульманок в одних только Соединенных Штатах оценивается в 170 миллиардов долларов. Исследование также выявило тенденцию усиления роли молодых мусульманок. Автором исследования стала Наянтара Дутта.

По словам Дутты, «маркетологи упростили свое понимание жизни мусульман, которая судя по историям об их иммиграции и их пониманию Ислама, представляется совсем другой». Вдохновившись книгой «Поколение М»Шелины Джанмохамед, она провела исследование о трендах, имеющихся в мусульманском обществе. Ее цель заключалась в том, чтобы показать обширную сеть мусульманских диаспор и сложный характер этой мировой культуры.

Сама Джанмохамед в прошлом году рассказала, как понимает понятие «поколение М»: «Поколение M является особенным сегментом в глобальном мусульманском сообществе. Одна из ключевых характеристик этой группы заключается в том, что ее представители верят, что вера и модернизация должны идти рука об руку».

«Поколение M является особенным сегментом в глобальном мусульманском сообществе. Одна из ключевых характеристик этой группы заключается в том, что ее представители верят, что вера и модернизация должны идти рука об руку».

Дутта сосредоточила свое внимание именно на этой группе мусульманок, борющихся с категорическими стереотипами об исламе и исламофобией, которые по-прежнему вызывают напряженность между ними и другими группами. В результате, маркетологи взяли паузу, сказала Бениш Шах, экс-директор по маркетингу продукции в компании Refinery29.

Она сказала Дутте: «СМИ знают, что должны как-то разговаривать с мусульманскими женщинами, они просто не знают, как это делать. Мы переживаем ситуацию обеления мусульманского общества (роста числа белокожих мусульман – Исламосфера). Позвольте мусульманам рассказывать свою собственную историю, высказывать свою собственную точку зрения вместо того, чтобы просить их представлять ваши концепции».

Более того, по словам Алии Хан, основательницы и председателя Совета по исламской моде и дизайну, халяль – это образ жизни, который связывает членов мусульманского общества; он не должен рассматриваться просто как характеристика или требование, налагаемое к продукту, а должен восприниматься как неотъемлемая часть жизни миллионов членов исламского сообщества.

«Мусульмане ищут не то, что может предложить современный рынок», – сказала она. «Мы придаем больше внимания качеству, морали и надежности, которые являются важной частью халяльного образа жизни и способствуют хорошему старту своего дела, формируя положительный имидж продавца. Эти же качества должны лечь в основу производства любого продукта.

Мусульманки испытывают тягость от того, что им приходится заниматься передачей разнообразного мусульманского опыта остальному населению. Лейла Шайкли, соучредитель международного сообщества «Мусульмане-хипстеры» Mipsterz, сообщила Дутте, что уже устала рассказывать свою историю от лица мусульманки: эта история перестала быть моим личным рассказом о себе, а превратилась в свое рода исправление увековеченных в сознании народа мифов, согласно которым женщина в исламском обществе подвергается насилию и угнетению. Мусульмане, с которыми я общаюсь, влиятельны, образованны, инициативны, активны и являются живым опровержением того искаженного образа, который приписывается им средствами массовой информации».

«Мусульмане, с которыми я общаюсь, влиятельны, образованны, инициативны, активны и являются живым опровержением того искаженного образа, который приписывается им средствами массовой информации».

Тем не менее, мусульманский рынок, отмечает Дутта, является одним из немногих институтов, которые стоят на страже ценностей, а не строятся лишь на общем халяльном образе жизни. По словам Дутты, мусульманки, в частности, «готовы делать дополнительную работу, только бы бренды уважали выбранный ими образ жизни и принимаемые ими повседневные решения». Она привела в пример Nike Pro Hijab, который разделил общественность – некоторые мусульманки были счастливы стать лицом этого спортивного бренда, другие же отнеслись к нему скептически, так как их насторожили сообщения, что он производится в потогонных мастерских, где используется труд рабов.

Эти и другие причины, в числе которых обширная сеть контактов, позволило мусульманскому населению «утвердиться в качестве глобального рынка», – сказал Шахед Аманулла, основатель мусульманского техноинкубатора Affinis Labs. «Вы можете продавать мусульманам товары сообща; это означает, что размер рынка увеличился в сто раз, но верно и то, что они захотят, чтобы товары и услуги, которые вы им продаете, согласовывались с их идентичностью».

Изучив, что происходит в больших общественных группах, Дутта в своем исследовании выявила несколько способов выхода брендов на рынок наиболее оптимальным образом. Мусульманки публично заявили о своем присутствии на мировой сцене, подобно модели Халиме Аден, которая в 2016 году представила на Нью-Йоркской неделе моды линию модной одежды рэпера Канье Уэста, подобно фехтовальщице Ибтихадж Мухаммад, которая приняла участие в последних летних Олимпийских играх (кроме того в честь нее была создана Барби в хиджабе).

«Маркетологи начинают предоставлять мусульманкам площадку», – сказал Дутта, – «но им недостаточно того, чтобы мусульманки на этой площадке просто рассказывали истории о себе – их больше интересует тот, кто в действительности извлечет из их самопрезентации выгоду».

Это, по ее словам, привело к тому, что у мусульман возникло двоякое чувство: что бренды с одной стороны действительно поддерживают их идентичность, а с другой, что они заточены исключительно на то, чтобы получить прибыль от присущего этой группе разнообразия. «Бренды могут лишиться доверия мусульман, – добавила Дутта, – если они будут распространять средства массовой информации, которые включают о них какую-то информацию, но не созданы ими».

Исследование Дутты, касается открытости мусульманок из разных регионов к тому, чтобы пользоваться брендами при условии, что те будут уважать их культуру и не будут требовать от них при совершении покупок компромисса со своими религиозными ценностями.

В заключение Дутта сказала: «Я надеюсь, что мой доклад поможет читателям лучше понять рассказы мусульманок о себе и покажет маркетологам, какую поддержку они могут оказать им. Мусульманки «поколения М» собираются нарушить установленный порядок, и они лишь начинают свой путь».

Беннетт Беннетт / thedrum.com

Какая она, современная мусульманка ?

Испокон веков сложилось так, что роли мужчины и женщины в обществе были строго разграничены. При этом, если перед мужчиной открывался целый горизонт возможностей реализовать себя в этом мире, то женским призванием было лишь создание и сохранение семейного очага, рождение и воспитание детей. Современная жизнь постепенно вносит свои коррективы в эти устоявшиеся взгляды. Перед женщиной теперь стоят и другие, не менее важные задачи, которые выходят уже далеко за рамки домашнего очага. Это также справедливо и по отношению к женщинам-мусульманкам.

Согласитесь, что суметь соблюсти тонкую грань между требованиями религии и открывающимися навстречу возможностями жить интересной, насыщенной жизнью – задача не из легких, но наши современницы-мусульманки очень хорошо с этим справляются.

Прежде всего, это касается образования. Все мы понимаем, что именно образование – первая ступенька к самореализации в обществе. Если раньше образование мусульманских девочек и девушек подразумевало лишь получение самых элементарных знаний по чтению, письму и счету, то сегодня перед мусульманками открыты двери самых престижных университетов всего мира. Наши сестры по вере получают высшее образование, выбирают себе , осваивают различные специальности. Также они занимаются активной трудовой деятельностью.

Современные мусульманки не живут обособленной жизнью – они умеют гармонично влиться в общество, не потеряв осознания того, что они выбрали ислам своей религией. Они не выделяются в толпе своими черными покрывалами – ведь так они еще больше привлекут к себе внимание окружающих, и могут даже порой произвести на них устрашающее впечатление. Ведь одним из постулатов ислама для женщины является то, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, когда находишься вне дома. Поэтому среди обычных городских жителей, привыкших одеваться по-разному, нужно уметь не оказаться «белой» вороной, вернее даже сказать – «черной». – черные одежды, которые словно колокол окутывают фигуру женщины с головы до ног, при этом полностью закрывая лицо, будут, конечно же, неуместны. Женщины-мусульманки умеют красиво одеваться, следуя утонченному вкусу и веяниям моды.


Красиво повязанные платки, длинные платья и юбки всех цветов радуги, свободные туники с брюками, легкий неброский макияж – вот образ современной мусульманки .

Современные мусульманки умеют одеваться стильно, модно и красиво, чувствуя и соблюдая грань между дозволенным и запретным. Например, ни для кого не будет удивительным даже тот факт, что мусульманка носит джинсы. Но тут есть свои тонкости. Обычно подразумеваются две крайности – либо обтягивающие джинсы на девушке с безупречными формами, либо некрасиво сидящие сзади джинсы на бесформенной барышне.

Мусульманка же наденет джинсы и обязательно сверху будет длиной до середины бедра, колен или даже чуть ниже. Это и есть главный гимн красоте – уметь подчеркнуть свою женственность, и при этом не выглядеть вульгарно и вызывающе, как большинство современных жительниц мегаполисов и городов. Современные мусульманки следят за новинками исламской моды – предлагают широкий выбор нарядов и аксессуаров на каждый день и для особых случаев.

Современные мусульманки знают каким должен быть и как нужно краситься перед мужем, родственниками и вне дома. Все знают о вреде современной косметики на кожу и на здоровье человека. Благо появился большой выбор халяльной косметики, которая состоит только из натуральных ингредиентов и соответствует шариату не являясь запретной для мусульман. Именно такой и пользуются современные мусульманки.

УДК 28:316.346.2- 055.2:28 ББК 60.542.21 Ф 91

Фролова Л.Н.

Статус женщины в исламе

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается специфика социального положения женщины в исламе. Рассматриваются основные права и обязанности исламской женщины в соответствии с мусульманским законодательством. Представлена статусно-ролевая модель женщины в рамках института семьи.

Ключевые слова:

Статусно-ролевая модель мусульманской женщины, функциональная дифференциация, женщина-мать, женщина-супруга, женщина-дочь.

The status of the woman in an Islam

The paper discusses specificity of a social status of the woman in an Islam. Fundamental laws and duties of the Islamic woman according to the Muslim legislation are examined. The status-role model of the woman is presented within the framework of the family institute.

Status-role model of the Muslim woman, functional differentiation, woman - mother, the woman - spouse, the woman - daughter.

В современном общественном сознании доминирует, к сожалению, искаженный образ «закрепощенной» оковами ислама мусульманской женщины. Несмотря на довольно высокий уровень научного исламоведения, в российском обществе явно не хватает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры. Особенно остро ощущается недостаток знаний о мусульманской социально-правовой культуре, о месте и роли женщины в ней. Здесь преобладают поверхностные, часто искаженные представления, которые не способствуют пониманию реального положения мусульманской женщины в исламском обществе, как самими мусульманами, так и представителями других конфессий.

В настоящее время в России мусульманская женщина, выражающая внешне свою принадлежность к исламской культуре (ношение хиджаба) в общественных местах, вызывает неадекватную реакцию россиян . И главная причина - незнание культуры ислама массой населения либо доминирование созданного в СМИ образа мусульманки-шахидки. Недостаток знаний в области исламской социально-правовой культуры приводит к тому, что под видом соблюдения норм шариата в самой мусульманской среде легализуются обычаи и традиции, не имеющие с социально-правовой культурой ислама ничего общего, принимаются на этой основе неправовые законы, уничижающие положение женщины. Например, как отмечает Л.В. Иванова , в сомалийском обществе существует «мужская» трактовка исламских законов, которая нарушает юридические права женщин: когда ответственность за «воспитание детей и сохранение домашнего очага и традиций» вплоть до материального обеспечения семьи зачастую возлагается на «хрупкие» женские плечи. В то время как сомалийские мужчины рассматривают любой вид работы с точки зрения ее достойности для «гордого» сомалийца.

Если сомалийские мужчины готовы добровольно уступить женщине некоторые «обременяющие» их позиции, то в западном обществе традиционный родовой баланс «мужчина-женщина» подвергается постепенному разрушению при активном содействии самой женщины, которая активно захватывает позиции, традиционно рассматривавшиеся как мужские. К сожалению, нарушение родового баланса приводит к тому, что институт семьи перестает быть в России фундаментальной ценностью для определенной части населения. Мы переживаем некий период своеобразного семейного распада, когда

ежегодно в России появляется до 300 тыс. внебрачных детей, и эта тенденция нарастает. Все больше россиян - мужчин, и женщин - делают выбор в пользу «свободной» интимной жизни, не отягощенной супружескими обязательствами . Более того ухудшается в целом демографическая ситуация. В этом контексте социальное значение имеет опыт российских мусульман. Надо отметить, что у мусульман России, хотя и у них рождаемость падает, положение несколько лучше: рождаемость превышает смертность, увеличивается плотность населения, а также процент мусульман на их традиционных территориях. Мусульманские семьи в среднем крупнее, прочнее и здоровее, чем русские (особенно в селах). Лучше всего демографические показатели у мусульман Северного Кавказа . Это объясняется, на наш взгляд, строгостью и требовательностью как традиционной культуры, так и ислама в отношении некоторых аспектов нравственности женщины в отличие от современных обществ, где сохраняется тенденция признания крайней свободы женщины в некоторых сферах общественной жизни. В этой связи проблема изучения социально-правовой основы положения женщины в исламе имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение.

Мусульманскую женщину следует изучать как реального участника исламского общества. Это, на наш взгляд, позволяет глубже понять социальное положение женщины в исламе. Поэтому, прежде чем говорить о положении женщины в исламе, необходимо подчеркнуть типичные особенности ислама как целостной социальной системы. Кораническая концепция содержит и определяет следующую особенность ислама -потенциальную необходимость реализации определенной «идеальной» модели общества в конкретной социально-исторической ситуации. Для нормативной системы ислама характерна взаимосвязь моральных, религиозных и правовых норм, они являются институциальными. Как институализированные регуляторы поведения, они закреплены в документальных формах, нормативных актах, что составляет особый механизм правового регулирования (фикх). Например, наказание за употребление алкоголя, внебрачные сексуальные отношения и т.п. требует применения юридической санкции. Религиозная мотивация социальной деятельности, базирующаяся на понятии «Единобожия», предполагает следование в социальной реальности религиозным нормам ислама как способ выражения «поклонения Единому Богу». Ислам обуславливает господство монотеизма во всех сферах жизни общества, определяя содержание мировоззрения, мировосприятия и поведения каждого его члена. Социальным идеалом является «исламский образ жизни», полноценная реализация которого возможна лишь в исламском государстве. Вот почему принятие единой религии, ее внедрение, распространение и, с другой стороны, установление государственной власти взаимосвязаны.

Так, специфика религиозной системы ислама предполагает создание интегрированной системы, которая служит легитимизации и институционализации религиозных норм и ценностей на уровне всех социетальных подсистем общества. В этой связи специального внимания заслуживает так называемый личный статус - отрасль мусульманского права, регулирующая важнейшую сторону правового положения мусульман. Предметом данной отрасли являются брачные, семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности родственников, опека, попечительство и некоторые другие примыкающие к ним вопросы. Большинство норм по личному статусу содержатся в основополагающих источниках ислама - Коране и Сунне, которые касаются также статуса женщины как в обществе в целом, так и в рамках института семьи в частности.

Мусульманскую женщину необходимо рассматривать, в первую очередь, как субъект, исповедующий ислам и являющийся субстанциональной единицей религиозной общности. В этом отношении религиозной общностью являются мусульманская община -социальная единица исламского общества, и мусульманская семья - базовая ячейка мусульманской общины. Так, на уровне религиозной общности она уравнивается с мужчиной как тождественным субъектом по своим правам и обязанностям: «О люди! Будьте послушны вашему Господу, Который от одной души сотворил человека и от него

сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (4:1).

Равноправие на общественном уровне, проявляется в первую очередь в соблюдении религиозных обязанностей, которые определяют базовые социальные качества женщины. Религиозные указания обуславливаются вероисповеданием Единого Бога и должны реализовываться в практической религиозной деятельности:

Соблюдение молитвы (намаза); женщина освобождается от намаза каждый месяц в определенные дни, посещение мечети во время Пятничной молитвы необязательно для женщины;

Соблюдение поста; беременная женщина освобождается от поста, но она должна поститься в другое удобное для нее время;

Соблюдение паломничества (хаджа); но есть ритуалы, от которых она освобождается по физиологическим причинам;

В выплате налога (закята) она уравнивается с мужчиной.

Как видим, уравнивая ее в религиозных обязанностях с мужчиной, ислам не оставляет без внимания ее физиологические и психологические особенности.

В схеме внутренних социальных связей женщина на личностном уровне как субъект религиозной общности вступает в социальные взаимодействия, руководствуясь вне зависимости от предмета связи едиными критериями нравственных ценностей, обладая четким знанием существующей регламентации позитивных (дозволенное) и негативных (запрещенное) норм. При этом конкретное содержание поведения женщины, как и остальных субъектов мусульманского общества во многом определяется выработанной на основе Корана системой норм и ценностей. Целесообразно обратится к классификации запрещающих норм, данной Г.М. Керимовым , поскольку сказано «все, что не запрещено - разрешено»: 1) Запреты по религиозным вопросам. 2) Запреты, относящиеся к пище, азартным играм. Запрещены алкоголь, азартные игры, запретная пища, колдовство. Запретной пищей считается мертвечина, кровь, свинина и то, над чем призывалось имя не Аллаха. 3) Запреты, относящиеся к морали и нравственности: неповиновение родителям, проявление бесстыдства, мошенничество, жульничание, оскорбление, клевета, зависть, злоба, гордыня, подозрительность, лицемерие, все то, что считается безнравственным. 4) Запреты правового порядка. Главным здесь является неприкосновенность человеческой жизни, имущества

Что касается прав мусульманской женщины, то они широчайшим образом проявляются в вопросах собственности . В соответствии с мусульманским законодательством женщина имеет абсолютные права на свою собственность. Женщина имеет равные права с мужчиной в вопросах приобретения собственности. Права женщины на наследство подробно описываются в Коране (4:7-12; 4:176) и поэтому не должны указываться в завещании, они получают свою долю автоматически. Помимо этого в дополнение к отдельным имущественным правам она имеет право на содержание (пищу, одежду, жилье и т.д.), и мусульманский закон обязывает ее отца, мужа и др. обеспечивать ее женские потребности.

Но как показывает практика, несмотря на то, что многие исламские страны в настоящее время признают равенство мужчин и женщин, закрепленное исламской традицией, как, например, в Пакистане, женщины все еще страдают от социального угнетения . Его причина кроется в классовом делении, когда существуют высший и средний классы, представительницы которых обладают всеми привилегиями равноправных граждан, в то время как женщины низших классов не имеют этих привилегий. С одной стороны, вероятно, мусульманскими женщинами в полной мере не осознаны возможности, предоставленные исламом. С другой стороны, угнетенное положение женщин способствует консолидации образованной части женщин в конкретные феминистские движения (например, «Пакистанская женская ассоциация») и

развитию различных организаций для защиты женских интересов от несправедливого отношения.

В исламском обществе духовность предполагает как индивидуальную, так и коллективную ответственность перед Аллахом, которая должна иметь конкретные проявления (последствия) в социальной реальности мусульманского общества. Исходя из нормативной обязательности нравственности как фактора, ограничивающего социальное поведение, и следует рассматривать социальный статус женщины в исламе. Социальный статус женщины предписывает определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые закрепляются мусульманским законодательством за данной позицией. Роль женщины в обществе, так же как и мужчины, определяется мусульманской концепцией мирового устройства. Согласно «социокультурному проекту» Всевышнего, все созданные им творения существуют в парах, и только Аллах Един, и нет Ему равных. Подобное устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Мусульманские ученые говорят: «учишь мужчину - учишь одного человека, учишь женщину - учишь нацию» . Функция воспроизводства предполагается как первоочередная задача и может быть реализована лишь в рамках института семьи. Подобное положение значительно способствует, в первую очередь, росту социальной ценности семьи, и во вторую очередь, - повышению социальной значимости статуса замужней женщины. В связи с тем, что воспитание детей является фундаментальной задачей, ислам закрепляет за женщиной статус матери как наиважнейший: «Даже Рай лежит у ног твоей матери». Он включает в себя как основную роль воспитательницы детей в духе ислама. Воспитательный процесс, безусловно, требует от женщины определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни в сугубо исламской трактовке, т.е. женщина должна знать ислам, а это немало в плане образования, моральнонравственного развития, обладания четким мировоззрением и мировосприятием.

Следующий статус женщины - это статус женщины-супруги. В рамках исламской семьи женщина, в первую очередь, - это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Составляющие элементы женщины-супруги определяются следующим концептом - «она является другой половиной религии мужа». Мусульманская женщина обладает определенным набором ролей, в частности: религиозный соратник, социальный партнер, сексуальный партнер, воспитательница детей, организатор семейного быта и досуга и т.п. Отношения «мужчина-женщина» существуют лишь в рамках брака. Понятия «любовь», «секс» и «деторождение» не разделяются. Статус женщины-дочери (сестры) ставит мусульманку под покровительство мужской половины своей семьи до ее замужества. В этом отношении четко определено главенство мужчины в семье: «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис) .

К примеру, как показывают социологические опросы, проведенные среди мусульман г. Москвы , главенство мужчины признается большинством приоритетной семейной ценностью. 78% опрошенных на вопрос: «Кто является главным у вас в семье?» ответили: «Муж/Отец». В свою очередь это проявляется и в ролевых отношениях, и в семейных обязанностях. Мусульманскими респондентами признается нормой, что глава семейства обычно занимается материальным обеспечением семьи, а женщина - домашним хозяйством. Более того в мусульманской семье, как полагает большинство опрошенных (54,4%), женщина не может ослушаться мужа.

Социальная роль женщины не ограничивается семейными обязанностями, которые с точки зрения ислама рассматриваются как естественная сфера для применения природных особенностей женской натуры. Профессиональная деятельность также позволительна для женщины-мусульманки при условии выполнения всех необходимых требований: согласие супруга или родственника, сохранение норм исламский морали,

выбор приемлемой сферы деятельности (медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария и т.п.).

Специфическая статусно-ролевая модель женщины-мусульманки во многом формируется исходя из принципа функциональной дифференциации мужчины и женщины, которая учитывает духовные, биологические, психологические и социальные качества двух полов. На женщину возлагается великая, с точки зрения ислама, функция сохранения религиозности семьи; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Если женщина воспроизводит и воспитывает следующее поколение мусульман, то на мужчину возложена забота о материальной, психологической, духовной стабильности семьи. Одним из главных принципов, способствующих сохранению стабильности и эффективности данного социально-ролевого стандарта, является правильность выполнения и религиозная ответственность подхода к тем функциям, которые возложены на них, как на мужчин, так и на женщин: «Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего Его милости. Поистине, Аллах знает все» (4:32).

Уровень социальной стратификации мусульманской женщины осуществляется строго в рамках института семьи. Схематично горизонтальную мобильность мусульманской женщины можно представить следующим образом:

дочь (сестра) ==> супруга ==> мать

замужество рождение ребенка

Даже в случае профессиональной деятельности (вертикальная мобильность) и при изменении социальной стратификационной позиции, она находится под патронажем мужской половины своей семьи в соответствии с ролью дочери (сестры), или супруги, или матери конкретного мужчины (главы семейства). Данные факторы «навязывают» женщине-мусульманке всеобщий мусульманский тип социального поведения, т.е. формируют типологические, социально предсказуемые, стандартные элементы социального поведения в исламском обществе. Но типичными чертами социальный портрет мусульманской женщины не ограничивается. Специфически выраженное отличие мусульманской женщины проявляется также в стандартизации внешнего вида - ношении хиджаба, закрывающего тело от посторонних. В соответствии с моральными нормами ислама женщина должна быть защищена от излишнего мужского внимания. Ее задача состоит в том, чтобы говорить своим внешним видом о своей приверженности исламским моральным ценностям (скромности, целомудрии, достоинстве).

Таким образом, на основе проведенного анализа, мы можем утверждать, что для социально-ролевой модели мусульманской женщины характерны: мусульманский тип регламентации социального поведения, четкое распределение функций, прав и ее обязанностей как субъекта религиозного общества, ролевая и функциональная дифференциация в семье. Именно институциональный, т.е. религиозный, отлаженный, ценностно-рациональный и нормативный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень включенности женщины-мусульманки в социальную реальность исламского общества. Ролевое стандартизированное поведение гарантирует женщине социальную, материальную, физическую и даже психологическую защищенность. В этом отношении полное равноправие между мужчиной и женщиной в привычном европейском смысле, что обеспечивается за счет некоторой обезличенности социальных требований, невозможно, поскольку ислам рассматривает женщину как социальную единицу и духовную субстанцию с определенными физиологическими и психическими особенностями, которые отличают ее от мужчины.

Исследуя любую проблему, касающуюся ислама, следует иметь в виду, что социальное объективно организуется по законам, имеющим «трансцендентное» происхождение. Выполнение статусно-ролевых указаний, разработанных шариатом и

подкрепленных санкциями, имеет силу при условии искренней религиозной мотивации, т.е. достигается эффект предпочтений зависимого от сознания конкретной личности, данного поколения людей. Таким образом, мусульманская женщина есть та отдельная личность, от степени религиозности и религиозных знаний которой зависит уровень ее включенности в социальную объективность и ее конкретный вклад в воспитание молодого поколения в духе ислама.

Примечания:

1. Иванова Л.В. Сомалийцы как часть мусульманской общины Москвы // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 131.

2. Там же. С. 129.

3. Егорин А. Российская женщина: портрет в евразийском интерьере (Размышления об одном из постулатов Корана) // Россия и мусульманский мир. 2003. № 6. С. 177.

4. Кобищанов Ю.М. Мусульмане России, коренные мусульмане и русские-мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 105.

5. Керимов Г.М. Шариат: запретное и дозволенное // Диспут. 1992. № 2. С. 206-208.

6. Ислам / сост. В.В. Юрчук. 2-е изд. Минск, 2006. С. 158-161.

7. Basharat Tayyab. Islam // A Companion to Feminist Philosophy / еd. by A.M. Jaggar and I.M. Young. Maiden, 1998. Р. 236-244.

8. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М., 2004. С. 16.

9. Там же. С. 15.

10. Портрет московского мусульманина по материалам социоантропологического опроса в мечетях г. Москвы // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. С. 135.

1. Ivanova L.V. Somalis as a part of a Muslim community of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 131.

2. Ivanova L.V. Somalis as a part of a Muslim community of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 129.

3. Egorin A. The Russian woman: a portrait in the Euroasian interior (Speculations about one of postulates of the Koran) // Russia and the Muslim world. 2003. No. 6. P. 177.

4. Kobishchanov Yu.M. Moslems of Russia, radical Moslems and Russian Moslems // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 105.

5. Kerimov G.M. Sheriyat: forbidden and legal // Debate. 1992.No. 2. P. 206-208.

6. An Islam / Compiled by V.V.Yurchuk. 2nd ed. Minsk, 2006. P. 158-161.

7. Basharat Tayyab. Islam. In: A Companion to Feminist Philosophy \ Ed. by A.M. Jaggar and I.M. Young. Maiden, Massachusetts USA: Blackwell Publishers Ltd. Oxford, 1998, p. 236-244.

8. Nurullina G. The woman in an Islam. M., 2004. P. 16.

9. Nurullina G. The woman in an Islam. M., 2004. P. 15.

10. A portrait of the Moscow Moslem as shown by materials social and anthropological interrogation in mosques of Moscow // Moslems of changing Russia. M., 2002. P. 135.

Loading...Loading...