Половая неприкосновенность ребенка. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Детские психологи поясняют, где родителям следует поставить запятую в этой фразе и почему

Дети и подростки имеют право на неприкосновенность частной жизни - даже если речь идет об их взаимоотношениях с родителями. Последним, даже под благовидными предлогами, не следует без крайней необходимости вмешиваться в личные дела своих чад: читать адресованные им письма и SMS-сообщения, просматривать их вещи и не предназначенные для обнародования записи.

Во-первых, соблюдение права другого человека, пусть и совсем юного, является основой уважения и доверия к нему, а во-вторых, у каждого ребенка есть секреты, которыми он не хотел бы делиться со взрослыми.

Любопытству - бой!

Все родители, как утверждают психологи, страдают чрезмерным любопытством. Они во что бы то ни стало хотят первыми узнавать все новые события в жизни своего сына или дочери, его мысли и чувства. Чтобы, по их собственному представлению, иметь возможность прийти на помощь сразу, как только появится какая-нибудь опасность - например, в лице плохих друзей, проблем в школе или увлечения просмотрами нежелательных для детей интернет-ресурсов. Разумеется, мамы и папы вовсе не хотят нарочно и планомерно вмешиваться в частную жизнь своего ребенка, однако многие из них просто не могут удержаться, чтобы мимоходом не заглянуть в мобильный телефон сына или дочери и узнать о содержании их переписки с приятелями. Убирая комнату ребенка, им также зачастую сложно бывает не просмотреть оставленную открытой на компьютере страничку электронной почты.

«Родители не должны оправдывать свои подобные действия обыкновенным любопытством или какими-либо страхами, - говорит Геннадий Мейхер, председатель совета школьных психологов Москвы. - Дневник в форме блога, например, или записи на закрытой страничке в социальной сети являются важным средством самовыражения для ребенка, и это средство может быть для него лучшим помощником в обретении душевного равновесия. Подросток, как правило, пишет о том, что его волнует больше всего, пытаясь таким способом найти выход из затруднительной ситуации. Если он не сможет сделать это самостоятельно, он, разумеется, обратиться за советом к старшим. Однако если родители первыми решат вмешаться и буквально заставят ребенка раскрыть им свою тайну, проблема только усугубится. Ведь каждый, не зависимо от возраста, имеет право на секреты».

Статья 16 Конвенции о правах ребенка ООН гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».

Психологи добавляют: «Даже если речь идет о вмешательстве его собственными родителями».

Забота и тотальный контроль - разные вещи

Между правом на самоопределение ребенка и его необходимой защитой от разного рода негативных последствий для психики, здоровья или даже жизни существует очень тонкая грань. Сегодня, например, остро стоит вопрос о вреде для молодого поколения некоторой информации, распространяемой средствами массовой информации или через сеть Интернет. Тем не менее, забота о ребенке не должна нарушать его право на неприкосновенность частной жизни. Так, в возрасте десяти лет школьник может уже сам решать, с кем желает общаться и дружить, кому звонить и писать сообщения в чате, какую носить одежду. Родителям стоит не забывать стучать в дверь, прежде чем войти в комнату сына или дочери, и, естественно, уважать их решение побыть какое-то время наедине со своими маленькими секретами. Если же у взрослых появляются опасения, что ребенок может скрывать от них что-то опасное, они должны как можно скорей вывести его на серьезный разговор, при этом дав понять, что в любом случае готовы его морально поддержать и защитить.

Мамам и папам, чьи дети от природы доверчивы и открыты людям, бывает гораздо легче. Такие представители подрастающего поколения сами и с удовольствием делятся со старшими своими мыслями, чувствами, желаниями и проблемами. Трудности, как правило, возникают с замкнутыми подростками, привыкшими полагаться только на свои собственные силы. Откровенный разговор может получиться только при их собственном на то желании, которое возникает крайне редко.

Малыш вырос - «отпустите» его!

Право на частную жизнь ребенка определяется не только доверием и уважением к нему со стороны родителей, но и возможностью последних решиться отпустить в «свободное плавание» свое вышедшее из самого юного возраста чадо. «Родители, которые шпионят буквально за каждым шагом уже не маленьких детей, на самом деле сами не уверены в себе, своих силах, своей дальнейшей жизни, - говорит Геннадий Мейхер. - Конечно, никто не говорит, что взрослеющего юношу или девушку надо бросать на произвол судьбы и полностью абстрагироваться от их жизни. Подростка можно сравним с семенем, давшим развивающиеся всходы. Родители обеспечили ему благодатную «почву», и теперь ребенок должен сам искать путь для культивации своих способностей и талантов. Кроме того, как справедливо утверждают психологи, родители могут по-настоящему повлиять лишь на пять-десять процентов от всего происходящего в жизни подростка.

Заботьтесь, но в меру

Родителям необходимо уважать право и совсем маленьких детей на частную жизнь. Это является залогом успешного и гармоничного развития последних. Например, не стоит навязывать ребенку игрушку, которая ему не нравится, или поощрять действия назойливой соседки, любящей посюсюкать с малышами и пощипать их за щеки. Стремление к сохранению неприкосновенности личного пространства может проявляться у маленького человечка в том, что он будет громким плачем просить дать ему возможность просто спокойно посидеть или полежать в кроватке, не тяготясь вниманием чересчур заботливых родственников.

«О чем не знаю, о том не беспокоюсь»

«Иногда я даже не хочу знать, чем интересуется и занимается мой сын, - говорит Анна Игнатова, мама четырнадцатилетнего ученика восьмого класса. - Я знаю, что могу во всем доверять моему Илье. Конечно, когда он иногда уходит надолго гулять с шумной компанией своих одноклассников, мне иногда лезут в голову всякие малоприятные мысли. Однако я вспоминаю, как вела себя в его возрасте и как на это реагировали мои родители. Мы ведь принадлежим к разным поколениям с разными интересами, и в этом нет ничего криминального».

Анна старается почаще беседовать с сыном, посещает его внешкольные мероприятия, но в остальном живет в соответствии с девизом: «О чем не знаю, о том не беспокоюсь». Единственное исключение - интернет. «Разумеется, мы с супругом никогда не шпионим за Ильей и не пытаемся выяснить, что он ищет во всемирной паутине, - поясняет мама, - но мы много говорим с ним о разных «ловушках» и опасностях в Интернете и об основных правилах переписки, например, в чатах. Также мы четко проговариваем, сколько времени он может проводить за компьютером, чтобы успеть сделать уроки и домашние дела».

Прямой разговор

Особенно трудно для родителей соблюдать право ребенка на неприкосновенность его частной жизни, если у них появляются реальные основания для серьезного беспокойства. Конечно, выведать тайком секрет сына или дочери зачастую особого труда не составляет. Тем не менее, если маме или папе удается найти вещественный или информационный источник своего волнения, поговорить о заполученной нечестным путем находке с ребенком бывает очень сложно. Под угрозу может попасть доверие последнего к родителями и вся сложившаяся система взаимоотношений в семье. В связи с этим психологи рекомендуют не начинать игру «в разведчиков», а сразу же сообщать ребенку о своих опасениях.

Если же подросток по каким-либо причинам отказывается откровенно разговаривать с родными, замыкается в себе и становится нелюдимым, может понадобиться помощь извне. Сегодня практически в каждой школе есть психолог. Кроме того, есть бесплатные горячие линии психологической помощи для детей. Отвечающие на звонки специалисты гарантируют анонимность обратившегося к ним ребенка. Во всяком случае, никогда не стоит прибегать к стародавнему правилу, гласившему: «Доверие - хорошо, а контроль - еще лучше».

Ругая ребенка (равно и взрослого!) - то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она):

лентяй.
трус.
тупица,
урод,
негодяй,
подлец

и т. д., и т. д., до Источника Мирового Зла включительно, ему тем самым и внушают, что он именно таков. Поймем, наконец, самое простое и самое страшное. Ом этому верит. Ведь ему и говорят это затем, чтобы поверил.- разве не так? А зачем же еще?.. И зачем вообще говорят?
Слова для ребенка очень долго значат лишь то самое, что они значат, ни больше, ни меньше. Всякое утверждение, и особенно убежденное, ярко-эмоциональное, воспринимается буквально и однозначно, никаких переносных смыслов. Взрослая игра “ Понимай-Наоборот” усваивается далеко не сразу, а подсознанием и вообще никогда не усваивается. Если:
нет, ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ты ненормальный! ты самый настоящий предатель, тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется! Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно работает, оно действует еще и спустя долгие годы, даже если, казалось бы, напрочь забыто... Или;
ты меня не любишь, ты нарочно меня изводишь, я для тебя злейший враг, ты меня в гроб загоняешь, ты хочешь, чтобы я сошла с ума, ты хочешь моей смерти, -
если повторить раз, и другой. И третий - то и в это можно поверить, со всеми вытекающими последствиями. И не обязательно для этого даже быть ребенком... Но он (она), конечно же, не хочет этому верить!.. Нет, не хочет, не может!!!
Счастье ребенка, что процентов на 80 он еще просто не понимает значения этих слов. Счастье, что душа его так подвижна, так упруго-жизнерадостна, так умеет пользоваться забвением. Но уже посеяны семена тягчайшего внутреннего разлада - разлада с самим собой, конфликта самооценки. Уже он потрясен, надломлен в самой хрупкой душевной основе-в чувстве собственного достоинства, в ощущении своей Человеческой ценности.
“Да ведь с него же как с гуся вода, как об стенку горох! Забывает через секунду! И опять за свое...”
Нет! Неправда, Преступная слепота. Ничто не забывается. Никогда.
Не воспринимает, все равно, все до лампочки? Защищается. Грубит в ответ, делает назло, издевается? Защищается. Обещает исправиться, а продолжает?..
Защищается. Беззащитен.
Что же ему остается?..
Либо - выбор слабого - поверить. Рано или поздно, смириться с тем, что он слышит,- иначе говоря, принять навязанную роль и вести себя соответственно.
Либо - выбор сильного - не поверить, не принять, не смириться, Бороться! Но как?..
Как угодно - но уж не так, как этого хочется вам, будьте уверены. Пойдет на все, чтобы доказать не вам, что все-таки Стоит жизни на этом свете. И в лучшем случае сохранит на всю жизнь глубинную неуверенность в себе и психическую ущербность. А в худшем...
Может быть, именно это сгоряча вырвавшееся “подлец-негодяй-тупица” и окажется" той самой каплей, которая переполнит чашу, лет через десять или минут через пять... И будет непоправимо поздно.
Соблюдать закон неприкосновенности личности.
Усвоим же это простое ограничение; ругая ребенка (и взрослого!), выражая свое неодобрение любым способом. Никогда не определять его при этом как человека. Не трогать, не прикасаться к его личности! Определять только поступки, только конкретные действия. Не “ты плохой”, а “ты сделал плохо”. Не “ты жестокий”, а “ты поступил жестоко”. Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя - как.
Давать только положительные авансы.
Даже если несомненны самые дурные побуждения, самые черные мотивы совершенного поступка - трусость, злоба, жестокость, месть, зависть, жадность, неблагодарность,- никогда об этом не говорить. Рискуем не только ошибиться, но и авансом внушить то, чего нет, или укрепить в имеющемся. Не забудем, что и взрослый человек очень часто не сознает истинных побуждений своих действий, что у всякого есть своя система самооправдания, своя защитная внутренняя правота и внутренняя слепота, что одно и то же. Пусть осознает свои побуждения сам, если сможет,- а если не сможет, то наши определения все равно ничему не помогут, но лишь укрепят в этой слепоте.
Есть одна принципиальная разница в подходе к человеку - воспитателя и судьи. Если судья обязан быть беспристрастным и в этой беспристрастности беспощадным, то воспитатель никогда психологически не ошибется, намеренно приписав ребенку (и взрослому!) мотивы и побуждения лучшие, чем на самом деле. Он дерется из мести и зависти - вы, твердо устанавливая и запрещая, вместе с тем утверждаете, что он погорячился, вспылил, что в следующий раз он постарается удержаться, потому что он добрый. Он украл - вы, твердо глядя в глаза, утверждаете, что он взял по ошибке, по недоразумению, что он и сам хочет, чтобы этого больше не повторилось. Он солгал, обманул из трусости или ради какой-то выгоды - вы, обнаружив обман, спокойно заявляете, что любая ложь рано или поздно разоблачается, и объясняете его поведение недомыслием, недоверием Прежде Всего к самому себе. Вы уверены, для вас само собой разумеется, что ему хочется быть правдивым, что он вполне способен всегда действовать открыто и честно. Вы внушаете ему это.
Пускай все это и на 99 процентов совсем не так! - но своим внушением и выражением доверия к лучшему в его натуре вы" добьетесь наилучшего из возможного.
Осторожно с насмешкой.
Острое и опасное оружие. В руках доброго и умелого человека способно творить чудеса, действовать, как хирургический скальпель;
в руках злого и глупого - как гильотина. Применимо только к детям и взрослым со здоровой психикой и развитым чувством юмора, то есть только к тем, кто способен ответить тем же, и только с Такими по-настоящему действенно.
Не
возбраняется применять и по отношению к страдающим тем или иным физическим или умственным недостатком, однако лишь при условии, что этого недостатка не касаются или касаются только положительно, с плюсом для самооценки. При обостренном самолюбии (переходный возраст, натура) можно применять только в гомеопатических дозах и только наедине.
Правила АБВГД и Закон Неприкосновенности Личности - в полной силе. Лучше недошутить, чем перешутить.
Мягкое, добродушное подтрунивание, беззлобная шутка, веселая ирония как постоянный фон отношений - один из лучших методов воспитания и перевоспитания для всех возрастов; однако без таланта к нему лучше не подступаться.
Косвенное неодобрение.
Очень сильный, тонкий и разнообразный метод. Может быть, в десятки раз действеннее, чем прямое.
Один из вариантов, часто употребляющийся стихийно,- простое игнорирование. Не высказывать никаких оценок - поставить нуль. Демонстративно не заметить поступка. Он-то ждет, что вы сейчас опять за свое... "Эффект неожиданности. Нельзя применять постоянно, но от случая к случаю может действовать очень сильно.
Уточнение: одно дело не замечать поведения, и другое - не замечать человека. Не играть в молчанку и угадайку, не демонстрировать своего плохого настроения в связи с чем-то, о чем ребенок должен сам догадаться. Это непосильно и для психики взрослого.
Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как ваш ребенок, или подобно,- рассказать ему самому или кому-либо в его присутствии. Для маленьких можно в виде сказки. При этом допустима и повышенная красочность, и некоторая утрировка,- чтобы все было ясно, а если к тому же и смешно, то еще лучше! Речь не о нем, нет! - о ком-то другом, но таком... Даже если не подаст вида,- дойдет, хорошие шансы...
Рассказать, к случаю, о каком-то своем прошлом поступке, о котором вы теперь сожалеете,- объяснив, почему, но не упоминая о поведении ребенка, которое имеется в виду. Один из лучших методов, для" всех" возрастов.
Опасаться двойственности.
Есть мамы и папы, слишком внутренне противоречивые. (Бабушки и дедушки, случается, тоже.) Ругает "на чем свет держится, а в интонациях, а в глазах: ты же знаешь, как я тебя обожаю, свинью единственную, ты же знаешь, что ты у меня один свет в оконце, что в конце концов все тебе позволю...
Как бы хвалит, как бы проявляет внимание и заботу, как бы любовь, а в глазах, а в жестах... Одна рука гладит, другая бьет...
Осторожно с демонстративными похвалами в адрес других! Это тоже косвенное неодобрение, но не лучшее.

Ироническая похвала.
Начиная лет с десяти, а иногда и раньше может стать очень хорошим подсобным методом выражения неодобрения и избавить вас от необходимости кричать, ругаться, читать нотации и т. п. по множеству поводов.
Крутил чашку, наконец, докрутился, разбил.- “Молодец, всегда так делай. Бей чашки, бей, из чайника пить удобнее. И чайник тоже бей, умник, будем пить из ведра. Собери осколки”. Экономнее и сильнее, чем: “Ну сколько же раз говорить тебе!.. Что ж ты делаешь, такой-сякой... Пора уже...”
Особенно сильно действует на самолюбивых подростков, одновременно смягчая болезненность критики.
Встретил вчера во дворе горько плачущего мальчишку, лет восьми,- “В чем дело?” - “Мама будет ругать”.- “За что?” - “Потерял пистолет. Она купила, а я потерял”.- “Что, хороший пистолет?”- “Не, не очень. За пятьдесят копеек. Раньше был еще хуже, за три рубля. Я его сразу потерял”,- “И она ругала тебя?” - “Ага. Лучше бы я сам деревянный сделал...”
Самое страшное наказание для ребенка - это ожидание наказания. И не наказания даже, а того, что ему предшествует: нашего недовольства, нашего огорчения, гнева, непонимания...
Забывая о своем детстве, то есть переставая понимать и себя, и ребенка, мы не догадываемся, сколько драгоценных минут и часов, сколько месяцев, лет, сколько жизней отравляются этим вот ожиданием, этой постоянно стерегущей угрозой...
По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами. Не естественно ли, что те, для кого это наказание непосильно, вырабатывают защиту, имеющую вид душевной тупости, глухоты к чужим чувствам, каким бы то ни было?
Идеален, наверное, тот воспитатель, которому никогда не приходится применять наказание, но для этого нужен еще идеальный воспитанник... Хотим мы этого или нет, и наказание, и поощрение неизбежно, как цвета радуги входят в наше общение с ребенке Не забудем же слова, сказанные давно и По другому поводу: “Все есть яд и все есть лекарство. Тем или другим делает только доза”.

«Если вашим детям угрожает опасность»
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей.

Как уберечь ребенка от беды?

От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения. Педофила вообще привлекает тело с признаками незрелости. Жертвой может стать любой ребенок, однако есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

Как ни странно, это послушные дети , воспринимающие взрослых с большим благоговением. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтобы иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Когда таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.

Доверчивые дети . Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.

Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята . Это не обязательно дети бомжей и пьяниц. Просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.

Дети, стремящиеся казаться взрослыми . Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.

Подростки, родители которых пуритански настроены . Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».

Дети, испытывающие интерес к блатной романтике . Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе друзей из уголовного мира.

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО:

НЕ ХОЧЕТ , чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений.

ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков.

Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

Для этого ребенку нужно усвоить «Правило четырех «НЕ»

  • НЕ разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом;
  • НЕ заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
  • НЕ садится в машину к незнакомцам;
  • НЕ задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?

Научите ребенка и в этих случаях говорить «НЕТ!»

Объясните ребенку, что в такой ситуации можно объяснить, как найти улицу, и ни в коем случае не поддаваться на уговоры проводить, даже если этот человек будет называть себя знакомым кого-то из родителей.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если ребенку предлагают зайти в гости или подвезти до дома, даже если это предложение исходит от соседей;
  • Если за ребенком в школу или детский сад пришел посторонний человек, а вы не предупреждали его об этом заранее;
  • Если в Ваше отсутствие домой пришел малознакомый человек, запретите впускать его в квартиру или идти с ним куда-то;
  • Если вашего ребенка угощает новый знакомый, необходимо отказаться от угощения.

Научите ребенка на просьбы посторонних людей отвечать: «Нет». Пусть заучит несколько фраз: «Спасибо, но мне родители запрещают ходить в гости к незнакомым», «Извините, но я никуда не пойду», «Отстаньте от меня, а то я буду кричать». Потренируйтесь с ребенком, разыграв разные ситуации.

Научите своего ребенка:

  • Подходя к дому, обращать внимание (оглянуться), не идет ли кто-то следом и, если кто-то идет, не подходить к подъезду. Погулять на улице 15-20 минут и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, рассказать о нем любому повстречавшемуся взрослому, который идет навстречу.
  • Никогда не входить в подъезд с незнакомым мужчиной. Лучше дождаться любого другого взрослого или войти с любой женщиной.
  • Входя в подъезд, обязательно сразу закрывать за собой дверь (если на дверях кодовый замок).
  • Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде (у лифта, на лестнице), выйти на улицу и дождаться, пока в подъезд зайдет кто-то из взрослых. Нельзя входить в лифт с незнакомым мужчиной. Лучше подождать, когда он уедет или пойти пешком. В случае опасности - кричать, стучать и звонить в двери. Объясните, что в случае опасности так вести себя не только не стыдно, а просто необходимо!
  • Никогда не вступать в разговоры с незнакомыми людьми, тем более не говорить им, кто находится дома (даже если незнакомец представляется другом или сослуживцем родителей, курьером, почтальоном, соседом и т.д.). Объясните, что нельзя принимать от посторонних подарки, игрушки, угощения. И уж тем более, не ходить с незнакомцем, куда бы он ни звал; не садиться с ним в машину. Если ребенок маленький, эту информацию лучше донести в форме сказки: «Это будет не дядя, а переодетый Бармалей. Он станет обижать тебя, если ты пойдешь с ним». Ребенку постарше скажите: «Взрослый может быть хорошим, но может оказаться и плохим. Нельзя во всем соглашаться с ним и верить ему!»
  • Не открывать двери в квартиру, если дома нет взрослых (незнакомец может попросить воды, попросить разрешения позвонить по телефону, написать записку родителям, передать документы).
  • Обо всех неизвестных подозрительных людях необходимо обязательно рассказать родителям, воспитателям и учителям в школе!

Что вы можете сделать сами:

  • Никогда не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, к пропуску школьных занятий.
  • Установите на своем телефоне программу поиска ребенка (некоторые компании мобильной связи предоставляют услугу «Ребенок под присмотром»).
  • Будьте внимательны к мужчинам-одиночкам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как педофил исчезает из района.
  • Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы, охране.
  • Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.
  • Установите в подъезде кодовые замки, по возможности камеры видеонаблюдения.
  • Проверьте, достаточно ли хорошо закрыты чердаки и подвалы подъездов. Именно эти места часто служат местом для совершения преступлений.
  • Известны случаи, когда педофилом оказывался преподаватель, тренер. Директора либо не знали об этом, либо просто закрывали глаза. Поэтому не поленитесь, познакомьтесь с учителями-мужчинами, тренером, если ребенок ходит в спортивную секцию, по присутствуйте на занятиях.
  • Если ребенок рассказал вам о том, что его или кого-то из других детей преследовал какой-то мужчина, обнажал половые органы, делал непристойные предложения, сразу же обращайтесь в полицию, пока ребята не забыли приметы этого лица.
  • Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

Дома тоже не всегда безопасно

Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях.

Объясните своей дочери, что отправляясь в гости, к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующее:

В большинстве случаев само согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как знак согласия на дальнейшую интимную близость. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.

Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться. Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «Нет!».

С самого начала ясно обозначать границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.

Если домогательство продолжается, не надо бояться шума или скандала, например, на вечеринке несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надежными друзьями, не терять друг друга из вида и уходить вместе.

  • Пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой, держаться вместе с близкими или поближе к хорошим знакомым.

Никаких контактов с «группой риска»

Группа риска - алкоголики, пьяницы, наркоманы, судимые и т.д., даже если это соседи по подъезду или дальние родственники. По статистике, примерно треть убийц-насильников, ранее были судимы. Оградите своего ребенка от общения с ними!

На детях не должно быть вызывающей одежды и дорогих украшений. Зачастую мы сами подвергаем опасности своих детей, когда дарим им золотые украшения или идем на поводу у подрастающей дочери, покупая ей мини-юбку. Внешний вид девочки может спровоцировать педофила на нападение. Даже если ушки вашей маленькой дочки уже проколоты, совсем не обязательно играть на улице в дорогих сережках. То же самое относится и к школе, вряд ли кольца на пальцах и золотые украшения в ушах помогают успеваемости, а вот привлечь внимание преступника могут, ведь ваш ребенок для него легкая добыча.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?

К сожалению, такие случаи имеют место. По сведениям психологов, две трети случаев насилия совершается дома близкими родственниками ребенка, и лишь одна треть на улице. Довольно часто взрослые, чей ребенок пострадал от насилия в родном доме, стараются «не выносить сор из избы», боясь излишнего внимания со стороны окружающих, не желая привлекать к ответственности насильников, к которым испытывают родственные и не только родственные чувства. Домашние насильники (отцы, дяди, отчимы) в большинстве случаев остаются безнаказанными, поскольку до заявления в правоохранительные органы, дело не доходит. В таких случаях ребенок, не получив поддержки от родных, которые могли бы его защитить, живет с этой болью всю жизнь. Не предавайте своих детей! Подумайте и о том, что человек, совершивший преступление в отношении вашего ребенка и оставшийся безнаказанным, может сделать это еще раз. Обратитесь со своей бедой в правоохранительные органы, которые смогут пресечь действия педофила.

Самое главное

Каждый из нас взрослых должен понять для себя главное: в цивилизованном обществе чужих детей не бывает. Ибо все они - НАШИ ДЕТИ. Наше будущее, наши надежды и чаяния. И никто не сможет защитить их лучше, чем мы сами.

Районная научно-исследовательская конференция

обучающихся и студентов «Старт в науку»

Права ребёнка на физическую неприкосновенность

Ямало-Ненецкий автономный округ

Надымский район

п. Пангоды

Осипенкова Анастасия Игоревна,

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды», 8 а класс

Научный руководитель

Арсаева Елена Анатольевна,

классный руководитель,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды».

2013 г.

Содержание стр.

Введение 3

4

1.1 Понятие физического насилия. 4

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми

1.3. Последствия насилия над ребёнком 4

жестокое обращение в семье и школе 6

2.1 Методика исследования 6

2.3 Возможные меры по предупреждению насилия по отношению к детям 7

Заключение 8

Список литературы 10

Введение

Данная работа представляет собой исследование по проблеме физического насилия над ребёнком. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время существует много примеров жестокого обращения с детьми, как в школе, так и дома, а также практически отсутствуют меры для преодоления последствий жесткого обращения с детьми.

Дети имеют право жить, высказывать свое мнение, свободно выбирать путь и верить в собственную предназначенность и уникальность. Дети также имеют право на безопасную жизнь без ущерба для здоровья, без эксплуатации или небрежного с собой обращения, на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

Проблема жестокости приобретает угрожающие масштабы. В нашей стране около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. Конечно же, речь не о том, что ребенка шлепнули по попе ремнем. Статистика фиксирует именно избиения жестокие, неоправданные, систематические. От рук родителей каждый год погибает 2000 детей, еще столько же заканчивают жизнь самоубийством.

Страх, неуверенность, копившиеся чувство унижения порождают агрессию. Физическое насилие или моральное нарушает культурную схему «родитель – ребенок», «учитель – ученик», «ребёнок – ребёнок». В обществе, где нет уважения к личности, открывается дополнительная почва для насилия в семье.

Исследование строится из нескольких этапов: изучение психолого-педагогической литературы; правовых документов, раскрывающих проблему; показаны последствия жестокого отношения в семье, в школе, в обществе, выявлены факторы жесткого обращения. Наша задача - найти возможные меры предотвращения жесткого обращения с детьми.

Цель: Преодоление нарастания факторов жестокого отношения к детям.

Задачи:

Объект исследования: Ребенок.

Предмет исследования: отношения ребёнка в семье и школе.

Методы исследования: Анкетирование, интервьюирование, собеседование, анализ, изучение источников информации, тестирование.

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми

    1. Понятие физического насилия.

Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.

В русском языке термин насилие обычно относится к конкретным действиям («бьют», «насилуют») и не учитывает все многообразие действий (либо бездействия) со стороны взрослых, наносящих вред ребенку. Дети, которые пережили насилие, ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, бесполезными, испытывают неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Дети – жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. У них происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными. Также отметим, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту.

Всемирная Организация Здравоохранения и Организация Объединенных Наций определяют насилие над ребенком как «намеренное использование своей власти, применение силы или угрозы ее применения в отношении ребенка со стороны одного или нескольких лиц, которое приводит или с высокой вероятностью может привести к причинению вреда здоровью, жизни, развитию или достоинству ребенка».

Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает агрессивную модель поведения. Однако если он научился подавлять и отрицать свои чувства к насильнику, это может привести к депрессии и спровоцировать саморазрушающее поведение, поскольку выражение гнева по отношению к насильнику бывает либо слишком опасно, либо безрезультативно. Поэтому гнев ребенка обращается внутрь, против него самого, вызывая депрессию и ненависть к себе.

Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, они верят, что другие лучше их. Если ребенок, воспитанный в нормальных условиях, внутренне и внешне протестует против несправедливого наказания, то ребенок, подвергающийся физическому насилию, часто считает, что наказание справедливо. Отсутствие положительного опыта, на который можно опереться, способствует формированию низкой или нестабильной самооценке, которая при малейших неудачах еще более усугубляется.

1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми.

Насилие над ребенком в школе и семье – это острейшая проблема, из-за которой каждый год калечатся миллионы детских душ и судеб.

Значительная часть случаев жестокого обращения с детьми, к сожалению, совершается в семьях. Это насилие наиболее скрыто и трудно выявляемо.

Дети часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.

В качестве причин жестокого поведения родителей называют: социально-экономические факторы (безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами), психологические факторы (особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний). Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети. «Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса».

Признаки поведения детей, подвергшихся домашнему насилию либо находящихся в ситуации заброшенности, могут быть следующими:

    Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие)

    Частые жалобы на боль при отсутствии явных повреждений.

    Буйное и агрессивное поведение или, напротив, замкнутость, боязливость, страх перед взрослыми.

    Признаки физической и психической запущенности: постоянный голод, неопрятный вид, эмоциональные расстройства, трудности в обучении, пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, признаки отсутствия медицинской помощи.

    Плохая посещаемость уроков, систематическая не подготовка домашних заданий, постоянная усталость и сонливость.

    Нежелание идти домой, отсутствие поиска защиты у родителей в критические для себя моменты.

    Длительно сохраняющееся подавленное состояние, высокий уровень тревожности.

    Склонность к уединению, проблемы социализации и т.д.

Еще недавно насилие над учениками в школах считалось нормальным явлением. Сейчас оно строго запрещено законодательством, и за него предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Однако до сих пор, по данным общероссийской организации «Право ребенка», около 20% детей в образовательных учреждениях подвергается насилию со стороны учителей или воспитателей.

Последствия физического и эмоционального насилия в образовательном учреждении могут быть крайне опасными для формирования личности ребенка – вплоть до трагически известных случаев самоубийства. Масштаб и серьезность этой проблемы таковы, что она стала предметом заботы международных организаций, вплоть до ООН, а также и российского правительства.

Психологи выделяют ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок подвергается насилию в школе:

    Желание, намерение агрессора причинить боль или вред;

    Непосредственные мотивы к действию, лежащие в основе физического или психического насилия (например, самооборона не является насилием);

    Неравенство сил;

    Неоднократность действий (преследование);

    Неоправданное использование силы;

    Очевидное удовлетворение агрессора;

    Очевидная подавленность со стороны жертвы.

Дети – жертвы преследований в школе испытывают постоянный стресс, тревогу, напряженность, они чувствуют себя в изоляции, теряют уверенность в себе, могут развиться различные заболевания, снизиться успеваемость. Ученик – жертва насилия не может учиться, им владеют сильные отрицательные эмоции, он не способен сосредоточиться и запоминать. Задача учителя в этом случае – понять, что поведение ребенка является результатом насилия и принять соответствующие меры: поговорить с учеником, вместе с администрацией школы продумать меры, предотвращающие насилие.

Школьному насилию способствуют:

Не каждому ребенку в силу его особенностей подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе.

Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их.

В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т. е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр.

Плохой микроклимат в учительском коллективе.

Равнодушное и безучастное отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются в детские разборки.

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: 1) физическое насилие,

2) сексуальное насилие,

3) пренебрежение потребностями ребенка,

4) эмоциональное насилие.

В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.

Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний.

Сексуальное насилие - это вовлечение незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.

О пренебрежении потребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когда родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее, чувствуют себя любимыми и защищенными.

Эмоциональное, или психологическое, насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов.

1.3. Последствия насилия над ребёнком

Последствия школьного насилия весьма печальны, оно оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот - другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «Каков твой друг - таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде. Приведенный ниже реальный случай из практики иллюстрирует все сложности диагностики, вмешательства, а также последствия насилия в школе. Он поучителен во всех отношениях. К сожалению, это далеко не единственный случай, и смею вас заверить, в настоящее время практически в каждой школе есть «своя Елена Александровна» , а иногда и не одна, которая применяет подобные «педагогические методы» и «приемы». За каждой подобной ситуацией стоит детская трагедия, последствия которой, в том числе и отдаленные, столь травматичны и малопредсказуемы, что накладывают отпечаток и на формирование личности, и на психическое здоровье ребенка. Все изложенные события подлинные, изменены лишь имена пострадавших детей.

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению детей, переживших

жестокое обращение в семье и школе

2.1 Методика исследования

Основной целью диагностического направления является выявление детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье и школе. На основе изученной научно-методической литературы по данной проблеме, мы предположили, что те дети, права которых в семье и школе нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и т. д.

На первом этапе диагностики основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступали классные руководители 5-8 классов, которые в свободной форме отвечали на вопрос о том, у каких именно детей из их класса наблюдаются следующие проблемы в адаптации: трудности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.

На втором этапе применяются анкетирование и опросник Басса-Дарки (приложение № 1). В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия.

Среди учащихся 5-8-х классов (81 человек) и их родителей, было проведено анкетирование для определения отношения детей к насилию в семье, в обществе и выявления эмоционального состояния детей (приложение № 2).

2.2 Анализ полученных результатов

На первом этапе нашей практической работы был проведен опрос среди классных руководителей 5-8 классов. Они попытались дать оценку поведению учащихся, которые имеют те или иные проблемы в школе. В качестве показателей мы взяли следующие проблемы: трудности обучения, неорганизованность, агрессия вербальная и физическая, неуравновешенность, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях.

90% учителей выделили такой показатель, как неорганизованность, 70% - неуверенность в себе, 60% - трудности во взаимоотношениях. Главным показателем для нас был – агрессия вербальная и агрессия физическая. Явную физическую агрессию по отношению одноклассников проявляют 20 % опрошенных, в основном это мальчики 5-х классов. Вербальная агрессия проявляется у 30 % детей.

На втором этапе среди обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» было проведено анкетирование на определение эмоционального состояния детей (анкета № 1, см. приложение 2). В результате анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

Большинство учащихся испытывают страх (56%), а значит, по отношению к ним либо проявлялось насилие, либо проявляется до сих пор. 25 % учащихся испытывают доверие к людям, а значит, скорее всего, данные ученики никогда не подвергались насилию и унижению, они доверяют взрослым и сверстникам. 19 % учеников проявляют осторожность в общении с людьми разного возраста и пола, они присматриваются, оценивают, есть сомнения, кто друг, кто может причинить вред.

56% учащихся - испытывают страх

25% учащихся - доверие проявляют

19 % учащихся - проявляют осторожность

Анализ анкеты № 2 (см. приложение 2) показал, что 23 % учащихся сталкивались хотя бы раз с проявлением насилия по отношению к себе, 77 % опрошенных отрицают факт насилия. Что касается вопроса 6 (как ты думаешь, где ты можешь столкнуться с проявлением насилия по отношению к себе?), 47 % ответили – на улице, 29% - в семье и 24 % - в школе.

Анкетирование было проведено и среди родителей школьников (см. приложение 2).

Главный акцент в анкете делался на выявлении возможного насилия по отношению к их ребёнку. Большинство родителей уделяют серьезное внимание к проблемам ребёнка, проводят систематически беседу о профилактике насилия в школе и на улице. Вместе смотрят передачи, где ставится проблемный вопрос о физическом насилии над ребёнком. 65 % родителей заявили, что знают хорошо компании, в которые входит их сын или дочь, но только 35 % опрошенных спокойны за своего ребёнка. Большинство родителей, иногда даже не знают, с кем общается, и где проводит время их любимое «чадо».

Был также проведён опрос среди родителей о методах воспитания в семье. 45 % родителей используют метод приказа и команды, что в подростковом возрасте чревато последствиями. Ребёнок-подросток – это личность, требующая взрослого отношения к ней, самостоятельности, а родители приказывают. 10 % используют угрозу, что также недопустимо в применении к детям. Физическое насилие указали – 3% опрошенных. 10 % родителей применяют метод критики. Анализируют поведение только 2%, а это ведь так необходимо в подростковом возрасте. Маленький процент утешения – 2%.

Можно сделать выводы о низкой осведомленности детей и их родителей по проблеме, слабое знание правовой культуры.

Наиболее интересными являются результаты опросника Басса-Дарки, так как вопросы здесь завуалированы, что делает его наиболее объективным. Используется он для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей и тех учеников, у которых выражена агрессия. Из опросника были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это:

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия

Шкала 3. Раздражение. Шкала

Шкала 7. Вербальная агрессия.

У нас получились следующие данные:

Физическая агрессия проявляется среди мальчиков – у 55,5%, девочки – 33 %;

Косвенная агрессия у мальчиков – 0.3%, у девочек – 29%;

Раздражение: мальчики – 22 %, девочки – 28%;

Вербальная агрессия: мальчики – 22,2%, девочки – 10%.

Итак, как мы видим, больше половины опрошенных мальчиков имеют проявление физической агрессии по отношению к людям, но и среди девочек процент агрессии не маленький – 33%. Раздражению подвержены практически в равных степенях, а вот косвенная агрессия у девочек значительно выше, именно они являются основными разносчиками сплетен, любительницами за глаза клеветать. Процент вербальной агрессии наоборот выше у мальчиков, чаще всего проявляется вербальная агрессия по отношению к девочкам, так как ударить девочку нельзя, они начинают применять словесное оскорбление и унижение.

Для того, чтобы уменьшить агрессивность ребёнка друг к другу, а также агрессию к детям со стороны родителей и других взрослых, необходимо проводить профилактические меры.

2.3. Возможные меры по предупреждению насилия по отношению к детям

1. Нужен четкий скоординированный план действий в образовательном учреждении.

2. Усиление воспитания нравственно-этических качеств.

3. Воспитание эмоциональной уравновешенности, противостоять различным внешним ситуациям.

4. Силами школьных психологов, социальных педагогов, учителей, медицинских работников, классных руководителей проводит комплексное обследование как подростков стоящих на учете, так и его семей.

5. Расширение работы по изучению прав ребенка (рейды в семью, правовые марафоны, клубы правовых знаний, диспуты, тренинги с родителями).

6. Тесное взаимодействие с семьей. Просветительная работа с родителями. Работа с неблагополучными семьями. Сотрудничество.

7. Работа с комиссией по делам несовершеннолетних.

8. Развитие самоуправления.

9. Социальная защита в детском и молодом возрасте.

10. Пропаганда здорового образа жизни.

Были предложены родителям возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

    Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

    Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни

    Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

    Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

    Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания анализируйте вместе с ним.

    Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

    Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабый физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

    Если кто-либо из ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасение в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и пообщайтесь больше с этим человеком.

    Не опаздывайте с ответом на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

    Постарайтесь сделать так, чтоб ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

    Учите ребенка предвидеть последствие своих поступков, сформулируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если...?»

    Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не видите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.

    Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторенними и чужими людьми.

    Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

    Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой как все.

    Дайте возможность своему ребенку комплекс вины проговорить с вами, самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободится от груза вины, ответственности.

    Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.

    Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

    Не в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

    Не идите на компромисс со своей совестью, даже если это ваш ребенок.

Спустя годы компромисс может обернуться против вас.

Лишь только безопасность нарушается, а на пути развития возникают преграды - у ребенка развивается злая воля. У сильного, она выражается в агрессивности, у слабого, но умного - в хитрости, изворотливости; у слабого и неумного - в коварстве и подлости. У одних защита выливается в агрессию против мира, у других - в агрессию против себя и они становятся слабыми, бездеятельными, ленивыми людьми.

Заключение

В ходе исследовательской работы нами были поставлены и достигнуты основные задачи:

    Раскрыть сущность основных понятий темы

    Рассмотреть причины насилия над ребёнком

    Показать последствия жестокого отношения в семье и школе;

    Выявить факторы жестокого отношения в семье и школе;

    Указать на возможные меры предотвращения жесткого обращения с детьми.

Мы выяснили, что физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения. Насилием часто оказывается не только грубое применение, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.

Основными причинами насилия над ребёнком являются: социально-экономические факторы, психологические факторы. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети.

Школьному насилию способствуют: перегруженность учебной программы, шумная атмосфера; в большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность; плохой микроклимат в учительском коллективе; равнодушное и безучастное отношение.

Длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. У подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности.

В ходе нашего исследования было выявлено применение физического насилия по отношению к детям со стороны других учащихся среди 5-8 классов. Физическое насилие чаще применяют мальчики, а косвенное насилие чаще используют девочки. 23 % учащихся сталкивались хотя бы раз с проявлением насилия по отношению к себе, 77 % опрошенных отрицают факт насилия. Чаще, как говорят дети, с насилием можно встретиться на улице - 47 %, потом уже 29% - в семье и 24 % - в школе.

Итогом нашей работы стала разработка профилактических мер по предупреждению насилия по отношению к детям.

Список литературы

    Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.

    Независимая информация и аналитика.- № 92 от 12.08.2006, с.14

    Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.

Приложение № 1

Опросник Басса-Дарки

Инструкция: Здесь приводится список утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться. Прочитайте их внимательно и ответьте, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет. Если вы согласны с утверждением, отметьте ответ «да» на отдельном бланке напротив номера этого утверждения. Если Вы не согласны с утверждением, отметьте на бланке ответ «нет». Здесь нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если я не одобряю поведения друзей, я даю им это почувствовать.

5. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

6. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

7. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

8. Я часто бываю не согласен с людьми.

9. Если кто-либо первым ударит меня, я не отвечу ему.

10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

11. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

12. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

13. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

14. Я не способен на грубые шутки.

15. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

16. Я требую, чтобы люди уважали меня.

17 Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».

18. Я никогда не бываю мрачен от злости.

19. Если ко мне относятся хуже, чем я заслуживаю, я не расстраиваюсь.

20. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

21. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

22. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

23 . Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

24. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю. 25. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

26. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

27. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

28. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

29. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

30. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

31. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

32. Я ругаюсь только со злости.

33. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу я применяю ее.

34. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

35. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

36. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

37. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

38. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

39. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

40. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

41. В последнее время я стал занудой.

43. Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям.

44. Я лучше соглашусь с кем-нибудь, чем стану спорить.

Ключи к опроснику Басса-Дарки

Шкала

Вопросы

Нормы

1. Физическая агрессия

Да-1, нет-0: 1, 13. 16, 21.25,29,33,37. Нет-1, да-0: 5,9.

5-7

2. Косвенная агрессия

Да 1, нет- 0:2, 6, 10, 18,22, 30, 34. Нет-1. да-0: 14, 26.

4-7

3. Раздражение

Да-1, нет- 0:3, 11, 15, 23,27,31, 35,41. Нёт-1,да-0:7, 19, 38.

5-8

7. Вербальная агрессия

Да-1, нет-0: 4, 8, 12,16, 24, 28, 32,40,42.

6-10

Нет-1, да-0: 17, 36,43,44.

Обработка данных.

Вначале за ответы «да» и «нет» на каждый вопрос в соответствии с ключом начисляется 1 или- 0 баллов. Затем баллы за вопросы, относящиеся к одной шкале, суммируются. Таким образом, мы получаем баллы по всем 4-м шкалам по каждому испытуемому.

Затем полученные баллы сравниваются с тестовыми нормами. Если балл родителя по шкале равен пограничному значению нормы или выше этого значения, значит, у него в высокой степени выражено соответствующее качество.

Если балл испытуемого по шкале равен нижнему значению нормы или ниже его, то соответствующее качество выражено у него слабо.

При обработке ответов, полученных с помощью опросника Басса-Дарки, нам важно выявить тех испытуемых, у которых тестовый балл хотя бы по одной шкале опросника Басса-Дарки находится на верхней границе тестовой

нормы или выше ее. Сравнивая полученные по каждой шкале баллы с тестовыми нормами, выявляем этих родителей.

Приложение № 2

АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ № 1

А. Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?

1. Откроешь дверь

2. Попросишь назваться человека, стоящего за дверью

3. Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет

4. Позвонишь по телефону соседям или родителям

Б. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?

1. Откроешь дверь

2. Сделаешь вид, что в доме никого нет

3. Позвонишь родителям или знакомым людям

4. Начнешь кричать и шуметь

В. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?

1. Будешь ждать того, кто в нее войдет

2. Спросишь, кто там

3. Сообщишь родителям

Г. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?

1. Вступишь с ним в разговор

2. Молча отойдешь в сторону

З. Пойдешь туда, где есть люди

4. Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей

Д. Если во дворе к тебе подойдет незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?

1. Примешь их предложение

2. Откажешь им

З. Свяжешься с родителями и спросишь у них

4. Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз

Ж. Если ты хочешь войти в подъезд и за тобой идут один или несколько людей, как ты поступишь?

1. Не пойдешь в подъезд

2. Дождешься знакомых или соседей и тогда войдешь в подъезд

З. Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.

З. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?

1. Немедленно выйдешь из подъезда

2. Пойдешь спокойно по лестнице домой

З. Позвонишь в любую квартиру

4. Начнешь звать на помощь

АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ № 2

1. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше время?

2. Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе?

3. Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению к себе?

4. Можно ли предупредить насилие по отношению к себе?

5. Говорят ли с тобой родители на эту тему?

6. Как ты думаешь, где ты можешь столкнуться с проявлением насилия по отношению к себе?

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?

2. Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

4. Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием?

5. Вы знаете, как и в каком обществе про водит ваш ребенок свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

6. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

Приложение № 3

Приложение 4

Приложение 5

Анализ опросника Басса-Дарки

Loading...Loading...