Оснащение. Технология для уроков

Проведение уроков технологии в школе осуществляется в специально оборудованных кабинетах-мастерских. В большинстве ОУ это помещения комбинированного типа. Мальчики получают практические навыки по обработке металла и древесины, девочки – тканей и пищевых продуктов (кулинарии). В каждой школе кабинет технологии оснащается, оформляется и приводится в соответствие с требованиями безопасности, которые обозначены в нормативных актах и типовых инструкциях. Согласно требованиям ФГОС за курс обучения технологии в школе девочка должна приобрести практические навыки, необходимые ей в быту или при выборе профессии.

Современная школа предлагает учащимся овладеть знаниями и умениями по швейному делу и кулинарии, приготовлению, выпечке и заготовке пищи. Поэтому мастерские оснащаются в двух направлениях:
1. Установка оборудования для кройки и шитья.
2. Оснащение бытовыми приборами и техникой для занятий по кулинарии.
Помещения для работы с тканями и пищевыми продуктами могут совмещаться. «Кухонная» зона должна занимать не менее 20-25% от общей площади кабинета. В ней монтируются:
· электроплиты;
· духовой шкаф;
· вытяжное устройство;
· мойка с горячей и холодной водой;
· столы: разделочный и обеденный;
· шкаф для посуды;
· холодильник и мелкая бытовая техника (по возможностям ОУ).
В зоне приготовления пищи должен быть набор посуды: кастрюли, сковороды, чайник и столовые приборы. Для обучения сервировки и оформления стола необходимы салфетки и скатерть.

Оборудование швейной мастерской состоит из индивидуальных рабочих мест - универсальных столов со встроенными или мобильными швейными машинами с ручным или электрическим приводом. В них должны быть ящики для хранения инструментов и планшеты с инструкциями по безопасности.
Мастерская по обработке тканей оснащается швейными машинами по количеству девочек, обучающихся в группе. Для общего пользования устанавливается оверлок, гладильная доска, стол для раскроя текстиля, отводится место для примерочной. Для теоритических занятий должны стоять учебные парты, учительский стол, демонстрационное оборудование (компьютер, мультимедиа проектор).


Существуют общие требования к оформлению мастерских для девочек. В них обязательно должны быть уголки безопасности
· по работе со швейными машинами, инструментами и другим оборудованием, предназначенным для изготовления изделий из тканей;
· по использованию электробытовых приборов, применению колюще-режущих предметов (ножей, ножниц).
В зависимости от функциональной зоны вывешивают тематические таблицы и создают стенды, регламентирующие деятельность учащихся. В мастерской должны быть стеллажи для книг и учебных пособий по кулинарии, швейному делу, вязанию, вышивке, дизайну и домашней экономике. Эстетичность мастерской придёт мебель с современными оригинальными фасадами, яркий оконный текстиль, красивая посуда.


Современная школьная индустрия может предложить готовые стенды, чтобы красиво и оригинально оформить кабинет технологии девочкам и мальчикам в школе. Кроме традиционных плоских настенных изделий, школы приобретают различные по конфигурации, размеру и функциональности информационные конструкции:
1) стенд «Кройка и шитьё» с объёмными карманами для мелких принадлежностей, палншетами для образцов тканей;
2) стенд по Технике безопасности с удобными файлами для инструкций;
3) стенды для демонстрации готовых изделий учащихся со специальными приспособлениями (держателями, шнуровкой), позволяющими быстро и надёжно крепить работы.
Информационно-демонстрационные стенды фабричного производства выглядят современно, эстетично и позволяют экономить время педагогов.
Паспорт кабинета технологии
Кабинет технологии, как и все учебные помещения школы, должен иметь индивидуальный паспорт. В этом документе указывается:
1) общая площадь помещения и размеры выделенных зон;
2) количество рабочих мест для учащихся;
3) число осветительных приборов и их мощность;
4) температурный режим;
5) оборудование и инвентарь;
6) наличие средств пожарной безопасности.
В нём указывается режим работы и график общей занятости кабинета, перечисляются учебно-методические пособия (таблицы, книги), пособия, изготовленные педагогами, инвентарная ведомость, должностные инструкции для учителя, правила и инструктажи для учащихся. В разных школах список документов, требуемых для паспортизации кабинета, может варьироваться.

Паспорт кабинета технологии девочек

Кабинет технологии для девочек по своим паспортным данным отличается тем, что в него включаются подробные данные о производителе и технических характеристиках предметов оснащения: швейных машин, электробытовых приборов. Лицо, ответственное за данное помещение, должно хранить инструкции по эксплуатации оборудования.
Аптечка кабинета технологии
В соответствии с требованиями безопасности, необходимо оснастить набором средств оказания первичной медицинской помощи. В определённом месте в помещении должна лежать аптечка с универсальным составом:
1) резиновый жгут или трубка;
2) пакет с охлаждающим гелем;
3) раствор перекиси водорода, таблетки фурацилина;
4) йод, зелёнка, активированный уголь;
5) перевязочные материалы: бинты, вата, марлевые салфетки, бактерицидный пластырь;
6) резиновые медицинские перчатки.
Лекарственные препараты в аптечку класть не рекомендуется.

Пожарная безопасность кабинета технологии

Кроме общих требований пожарной безопасности, в мастерской для девочек должна содержаться информация, предупреждающая об осторожном обращении с электрическим оборудованием:
· швейными машинами с электроприводом;
· утюгами;
· электрическими плитами и духовками;
· бытовой техникой.
В кабинете на доступном обозрении размещают подробные инструкции и правила работы с данными приборами. Перед каждым занятием учитель проводит инструктаж для девочек и фиксирует запись в специальном журнале по Технике безопасности.
Кабинет технологии в школе – помещение практического назначения, где девочки должны научиться вести домашнее хозяйство.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ТЕХНОЛОГИИ.

В общеобразовательной школе создаются комбинированные учебные мастерские:

  • По обработке металла и древесины для мальчиков, учащихся 5-9 классов
  • По обработке тканей и для работ с пищевыми продуктами для девочек.

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда и оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования и рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских и размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов.

Рабочее место учителя в мастерской должно располагаться на возвышении- подиуме. Оно оборудуется:

  • Столом
  • Классной доской с комплектом классных инструментов
  • Устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приёмов выполнения работ.

Каждая учебная мастерская должна осн6ащаться умывальниками с щётками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук либо полотенцами (допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации).

В специально отведённых местах размещаются ёмкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего учебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием кто и когда изготовил экспонаты. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, фартук, косынка). Пользовании спецодеждой должно быть строго индивидуальным.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий даётся ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом.

Учителя технологии обязаны один раз в пять лет пройти курсовую переподготовку по охране труда и аттестации, по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоение квалификационной группы не ниже 3-й.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкций и укладками с инструментами.

Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них швейными машинами.

Рабочими местами коллективного пользования являются оверлоки, гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съёмный щит для раскроя ткани.

Места для влажно - тепловой обработки следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.

К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

ТОНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ

Кабинет №1

Зав. КабинетомКорсаков А. Е.

Паспорт учебного кабинета технологии

Техническая характеристика

  • Общая площадь – 83кв. м.
  • Высота- 4 метра
  • Один вход со спортзала
  • Пол деревянный, покрыт масляной краской.
  • Стены побелены и до половины окрашены масляной краской.
  • Рабочие столы имеют цвет светлой древесины.
  • 4 окна
  • Потолок побелен.
  • Освещение. Плафон расположен посреди кабинета.
  • Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 22оС.
  • Относительная влажность воздуха 31%.
  • В кабинете имеется2 рабочих зоны и 1 рабочее место учителя.
  • Расстановка верстака – параллельная.

План работы кабинета технологии на 2015– 2016 учебный год

Виды работ

Срок исполнения

Ответственный

1.

Образцы изделий из древесины:
– доска разделочная;
– скворечник;
– подставка для ручек и карандашей;
– подставка под горячую посуду.

В течение года

Корсаков А. Е.

2.

3.

Приемыобработки изделий из древесины
– графическое изображение изделия;
– разметка заготовок из древесины;
– пиление заготовок из древесины;
– строгание заготовок из древесины;
– сверление отверстий в деталях из древесины;
– соединение деталей из древесины с помощью гвоздей;
– соединение деталей из древесины шурупами;
– соединение деталей из древесины клеем;
– зачистка поверхностей деталей из древесины;

– выпиливание лобзиком;

– отделка изделий из древесины: тонирование, лакирование;

– выжигание по дереву.

Приемы обработки изделий из металла

– правка заготовок из тонколистового металла и проволоки;

Разметка заготовок из тонколистового металла;

Резание заготовок из тонколистового металла и проволоки;

Зачистка заготовок;

Гибка заготовок;

Получение отверстий в металлических заготовках;

Отделка изделий из тонколистового металла: зачистка напильником, обработка шлифовальной шкуркой, окраска.

По расписанию

Корсаков А. Е.

4.

Технологические карты:
Технология обработки древесины:
– дерево и древесина;
– породы древесины, ее структура;
– оборудование рабочего места для ручной обработке;
– виды разметок пиломатериалов;
– соединение деталей из древесины;
– отделка изделий из древесины при помощи напильника и шлифовальной шкурки;
Технология обработки металлов :

Правка, разметка, резание сгибание тонколистового металла;

Способы обработки различных поверхностей напильником;

Отделка изделий из металлов.

В течение года

Корсаков А. Е.

5.

Оформление кабинета:
– обновление техники безопасности при работе с древесиной и тонколистовым металлом.
– оформление выставочных работ учащихся;
– оформление наглядных и методических пособий;

В течение года

Корсаков А. Е.

Перечень

Примерные сроки

Выполнение

Кабинет технологии

Приобретение метл. линеек

2014–2015 гг.

Выполнено

Приобретение ручных лобзиков

2014–2015 гг.

Выполнено

Приобретение электролобзиков

2014–2015 гг..

Выполнено

Приобретение ножовок.

2014–2015 гг..

Выполнено

Приобретение надфилей.

Выполнено

Приобретение рубанков.

Выполнено

Приобретение стамесок.

Выполнено

График влажной уборки и проветривания

Влажная уборка

Время проветривания

Длительность проветривания

в малые перемены

в большие перемены

18.00


5–6 мин

Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки кабинета

(Аптечка находится в учительской)

  1. Жгут – 2шт. (применяется для временной остановки кровотечения).
  2. Раствор водорода перекиси – 1шт.
  3. Аммиак – 1шт.
  4. Зеленка – 1шт.
  5. Йод – 1шт.
  6. Активированный уголь – 2шт.
  7. Кальций глюконат – 1шт.
  8. Вата – 1 уп.
  9. Бинт – 1шт.
  10. Бактерицидный унипласт – 2 шт.
  11. Напальчник – 5 шт.

Перечень методических материалов

1. Методические папки:

  • Паспорт кабинета технологии МБОУ Тонкинской СОШ
  • Тематическое планирование по технологии;
  • Документы по технике безопасности кабинета технологии.

2. Тематические карточки с заданием и раздаточным материалом:

  • Карта «Оборудование рабочего места для ручной обработки» ;
  • Карта«Соединение деталей из древесины»;
  • Карта «Виды разметок рабочего места»;
  • Карта«Пиломатериалы и способ их получения»;
  • Карта«Сверла ручные и сверлильные инструменты»;
  • Карта «Выдалбливание проушин »;
  • Карта«Выпрямление и разрезание проволоки»;
  • Карта«Способы обработки различных поверхностей напильником»;
  • Карта«Отделка изделий из металла»;

Перечень методической и учебной литературы

Наименование литературы

Издательство

Примечание

Методическая литература

Технология. 5 кл. (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко.

Издательство «Учитель» 2007 г.

Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5-7 кл.

Волгоград«Учитель» 2007г

Учебные задания по труду для программированного обучения: 5 кл.

Москва «Просвещение» 1991г

Технология. 7 кл. (мальчики):поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко.

Издательство «Учитель», 2008г

«Методика обучения учащихся технологию) книга для учителя.

Под редакцией В.Д. Симоненко

Технология. 8 класс (юноши): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко.

Технология:поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов» по программе В.Д Симоненко 5-7 кл.

Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г.

Технология:6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д Симоненко.

Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г

Учебная литература

Программа «Технология» 5–11 кл.

Москва.: Просвещение2005 г.

Технологический труд: 5 кл: Учебник для учащихся общ. уч.А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. –М.: Вентана-Граф, 2011.-167с.

Издательский центр «Вентана-Граф»,2010

Технология. Технологический труд: 6 кл: Учебник для учащихся общ. уч. -4-е изд., перераб. Под ред. В. Д. Симоненко. :

Технология. Технический труд: 7 кл. Учебник для общ. уч. – 3-е изд., перера. Под ред. В.Д Симоненко.-

Москва. Издательский центр «Вента-Граф» 2008

Технология: 8 кл.: учебник для учащихся общ. уч. – 2-е изд., перераб. Б. А. Гончаров, Е. В. Елесеева, А А. Электов,; под ред. В. Д. Симоненко.

Москва. Издательский центр «Вента-Граф» 2012

Перечень оборудования кабинета технологии.

№п/п

Наименование оборудования

Модель оборудования

Количество

Столярный верстак.

Электролобзик.

Bosch

Ручной лобзик.

Столярнаяножовка.

Линейка металлическая

Отвертка

Ключ накидной.

Набор стамесок

Молоток столярный

Рубанок столярный

Напильник

Пассатижи

Бокорезы

Штангельциркуль

Ножницы по железу

Набор сверил по железу

Набор сверил по дереву

Защитные очки

Учебно-Материальная База - "Технология"

2.8. Кабинет и мастерские образовательной области
"Технология"

Для образовательной области "Технология" необходимо выделить следующие помещения:

Кабинет художественного труда (1-IV классы);

Мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);

Мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);

Мастерская по обработке ткани;

Мастерская по обработке пищевых продуктов;

Кабинет технической графики.

При наличии площади допускается создание кабинета "Электрорадиотехнология". Допускается организация комбинированных мастерских "мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов", а также "мастерской по обработке конструкционных материалов", в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.

2.8.1. Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология"

2.8.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".

2.8.1.2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).

В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

2.8.1.3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.

2.8.1.4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.

2.8.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.8.1.6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в

мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

2.8.1.7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.

2.8.1.8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.

2.8.1.9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.

2.8.1.10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.

2.8.1.11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

2.8.1.12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.

2.8.1.13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.

2.8.1.14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.

2.8.1.15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).

2.8.1.16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.

2.8.1.17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.

2.8.1.18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.

2.8.1.19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.

2.8.1.20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.

2.8.1.21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.

2.8.1.22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).

2.8.1.23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.8.1.24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.

2.8.1.25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.

2.8.1.26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.

2.8.1.27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".

2.8.1.28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.

2.8.1.29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.

2.8.1.30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.

2.8.1.31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.

2.8.1.32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.

2.8.1.33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.

2.8.1.34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.

2.8.1.35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок" (ПТЭ).

2.8.1.36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.

2.8.1.37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.

2.8.1.38. Пайка долина осуществляться с применением бескислотных флюсов.

2. 8.2. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"

2.8.2.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом "Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ".

2.8.2.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области "Технология" должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.

2.8.2.3. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 куб.м. Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.

2.8.2.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.

2.8.2.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.

2.8.2.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода" один -в коридоре, другой - в мастерскую.

2.8.2.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 кв.м, а кладовая для хранения сырья и готовой продукции - от 12 до 16 кв.м в зависимости от вместимости классов-комплектов.

2.8.2.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.

2.8.2.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

2.8.2.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.

2.8.2.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: "кухня-лаборатория" и зона для теоретической подготовки.

2.8.2.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.

2.8.2.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.

2.8.2.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 кв.м.

2.8.2.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.

2.8.2.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 кв.м в зависимости от типа школы.

2.8.2.17. При площади кабинета технической графики менее 60 кв.м должно быть и лаборантское помещение.

2.8.2.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.

2.8.2.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.

2.8.2.20. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.

2.8.2.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

2.8.2.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа "Кульман".

2.8.2.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.

2.8.2.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

2. 8.3. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области "Технология"

2.8. 3.1. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.

2.8.3.2. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся - для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):

Столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области "Технология";

Столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;

Одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;

Универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;

Стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);

Верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);

Подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),

Шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);

Доски классные (ГОСТ 20064-86);

Гладильные столы или доски.

2.8.3.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

2.8.3.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.

В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели - NN 4,5.

2.8.3.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.

2.8.3.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.

2.8.3.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.

2.8.4. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

2.8.4.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

2.8.4.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.

2.8.4.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.

2.8.4.4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.8.4.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

2.8.4.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.

2.8.4.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.

2.8.4.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

2.8.4.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.

2.8.4.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.

2.8.4.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.

2.8.4.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

2.8.4.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.

2.8.4.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.

2.8.4.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.

2.8.4.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина - 2400) и стол учителя со стулом.

2.8.4.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.

2.8.4.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.

2.8.4.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 - 6 шт., N 5 - 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.

2.8.4.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.

2.8.5. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области "Технология" проекционной аппаратурой и приспособлениями.

2.8.5.1. В кабинетах и мастерских должны быть размещены следующая аппаратура:

Диапроектор;

Эпипроектор;

Графопроектор;

Цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см;

Видеомагнитофон (видеоплейер);

Компьютер для работы учителя и обучающихся;

Копировальная техника.

2.8.5.2. Для получения оптимального размера изображения проекционная аппаратура должна быть размещена на передвижных тележках.

2.8.5.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.

2.8.5.4. В кабинетах и мастерских должно быть приспособление для зашторивания окон для работы с проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).

2.8.5.5. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.

2.8.5.6.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.

2.8.5.7. Расположение телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 - 1,3 м.

2. 8. 6. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области "Технология" учебным, оборудованием, и необходимой документацией

2.8.6.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области "Технология" рекомендуется определять по действующими "Перечням учебного оборудования по образовательной области "Технология" для общеобразовательных учреждений России", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.8.6.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

2.8.6.3. Оборудование, не предусмотренное "Перечнями", в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.

2.8.6.4. В кабинете и мастерских образовательной области "Технология" должны быть инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).

2.8.6.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

2.8.6.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

2.8.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.8.7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

Сохранность средств обучения;

Постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

Быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

2872 Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.

2.8.7.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние - с остекленными, антресольные верхние - с глухими дверками.

2.8.7.4. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов должны быть глухими.

2.8.7.5. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках диафильмов.

2.8.7.6. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.

2.8.7.7. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.

2.8.7.8. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.

2.8.7.9. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.

2.8.7.10. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.

2. 8.8. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских

2.8.8.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.

2.8.8.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.

2.8.8.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.

2.8.8.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.

2.8.8.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.

2.8.8.6. В кабинетах и мастерских должны быть постоянно действующие выставки изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.

Педагогико-эргономические требования к средствам обучения Специализированные педагогико-эргономические требования к станкам, верстакам и инструментам

Проведение занятий по технологии в рамках общеобразовательного процесса будет эффективным и увлекательным только в специально оборудованном кабинете – школьной мастерской. В большинстве современных образовательных учреждений единый кабинет технологии в школе совмещает в себе две зоны, в которых девочки учатся основам кулинарии и обработки текстиля, а мальчики – навыкам обработки дерева, пластика и металла.

Как преподается технология в школах: оборудование кабинетов

Кабинет технологии для девочек в школе оборудуется в соответствии с базовыми требованиями безопасности, установленными нормативными регламентами. В соответствии с требованиями образовательных стандартов курс технологии в средней школе направлен на обучение детей специальным практическим навыкам, которые пригодятся малышам в быту или в процессе выбора будущей профессии. В комплект оснащения для обустройства кабинета входят:

  • Мебель для комфортного обучения.
  • Рабочие инструменты для изучения основ швейного, столярного, слесарного дела.
  • Технологическое оборудование.
  • Печатные учебные материалы с подачей материалов в виде таблиц и схем.
  • Демонстрационные и мультимедийные учебные пособия.

Тематический кабинет технологии для мальчиков в школе совмещает в себе традиционные и наглядные методы обучения, что позволяет в будущем добиться хороших результатов. В момент выбора оснащения и мебели для кабинета технологии не стоит ограничиваться исключительно рабочими инструментами, так как не менее полезными станут мультимедийные и наглядные пособия.

Loading...Loading...