Ошо любовь и брак. Ошо – Про любовь, брак и секс

В своих лекциях Ошо стремился защищать жизнь прежде всего у ее истоков. Это значит защищать материнство, превратить сексуальность человека в мощный инструмент не только продолжения рода, но и поступательного развития и в то же время радости бытия, более высокой и облагороженной ценностями культуры. Реформа института семьи и брака часто составляла содержание его бесед. Ошо всегда отклонял противопоставление тела и духа человека. Он протестовал против того, чтобы с чувственностью боролись как с чем-то низменным, а «преодоление плоти» возводилось в ранг нравственного принципа! Напротив, человек является для Ошо единым чувственно-духовным существом, духовные и телесные склонности которого имеют равное право на здоровое развитие, равное право на поощрение и заботу.

В своих видениях Ошо предрекал реформу брака как формального союза, в котором единственно «нравственными» объявляются все любовные отношения, оформленные надлежащим образом, все же остальные клеймятся как «безнравственные». Философ-мистик возмущался тем, что современный брак сохраняется с помощью юридического принуждения даже в том случае, когда совместная жизнь воспринимается самими его участниками как бессмысленная. По словам Ошо, создание коммун кардинально изменит отношение к браку и семье.

«Нет речи ни о каком браке, и нет речи ни о каком разводе. Если два человека хотят быть вместе, они могут быть вместе, и если однажды они больше не хотят быть вместе, все в полном порядке. Быть вместе — это их решение; теперь они могут выбирать других друзей. Фактически, почему бы не прожить в одной жизни много жизней? Почему бы не сделать ее богаче? Почему мужчина должен цепляться за женщину или женщина цепляться за мужнину, если только они не счастливы друг с другом настолько, что хотят быть вместе всю жизнь?»

Социологические опросы не отрицают того факта, что современный моногамный брак — это идеал, достижимый для немногих людей, и большая часть половых актов на деле совершается вне брака. Моногамный брак провозглашается самой лучшей формой сексуальных отношений, хотя статистика опросов тут же констатирует и противоположное.

«Но если посмотреть на мир, ситуация ясна. Люди хотят быть независимыми от своих семей; дети хотят быть независимыми от своих семей. И люди продолжают менять мужей и жен, меняют города, люди меняют работы. Но в коммуне нет необходимости поднимать никакого шума. Вы можете проститься в любой момент и вы можете оставаться друзьями».

Дело в том, что такой вещи, как «любовь», не существует. «Любовь» — это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Иными словами, любить — это значит заниматься продуктивной деятельностью, которая предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Такая форма деятельности возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения. Не может быть справедливого общества без счастливых, любящих людей. Но для этого люди должны быть свободны и вольны в своем выборе.

«Через два года ты можешь снова влюбиться в того же мужчину, в ту же женщину. За два года ты можешь забыть все старые проблемы и захотеть испытать их сноба-, или, может быть, ты попадешься в руки худшему мужчине или худшей женщине и раскаешься, и захочешь вернуться! Но это будет более богатая жизнь; ты узнаешь многих мужчин и женщин. Каждый мужчина по-своему уникален, и каждая женщина по-своему уникальна».

Семья всегда рассматривалась как основа общества. Консервативная наука и консервативное право защищают существование семьи, потому что современная семья является фабрикой авторитарных идеологий и консервативных структур. Она образует воспитательный аппарат, через который должен пройти едва ли не каждый член общества со своего первого вздоха. Семья оказывает на ребенка воздействие, проникнутое консервативным мировоззрением. Не случайно, что консервативно настроенная молодежь обычно привержена семье и выступает за ее сохранение, революционно же настроенная молодежь отрицательно относится к семье и освобождается из семейного сообщества.

Именно поэтому Ошо утверждал, что порабощенный семейный человек удобен в управлении государством Он призывал общество избавиться от брака и тем самым освободить себя от «ига» государства. В результате человек станет свободным и счастливым, способным построить новое общество любви, радости и творчества. По словам Ошо, супружеские узы связывают человека по рукам и ногам, мешают реализоваться как личности, заставляют жить мелкими материальными интересами, продавать себя пусть и законному супругу — одним словом, делают человека несчастным рабом. Ошо считал, что человек должен быть свободен в любви и сексе.

«Я учил святости секса. Я учил тому, что секс нельзя переносить из царства любви в царство законопорядка. Если ты любишь женщину, потому что она твоя жена, а не просто так, ваши отношения становятся проституцией — пусть узаконенной проституцией. А я всегда был против проституции, законна она или нет. Я верю в любовь. Если двое любят друг друга, пусть живут вместе, пока их связывает любовь. Но если любовь исчезает, им лучше поблагодарить друг друга и мирно разойтись».

Ошо указывал на то, что семья воспроизводит самое себя, заставляя ребенка копировать ошибки родителей. Благодаря сохранению семьи консервируется и сексуальное угнетение с его последствиями — сексуальными нарушениями, неврозами, душевными заболеваниями, половыми преступлениями. Кроме того, именно семья порождает подданных, боящихся власти и испытывающих страх перед жизнью, и в итоге создает возможность господства кучки властителей над массами. Таким образом, современная семья имеет особое значение как оплот того общественного строя, который власти защищают. Отсюда становится ясной позиция, которую занимают и решительнее всего отстаивают представители власти: по их мнению, семья является институтом, сохраняющим государство и народ, — конечно, в реакционном смысле. В том будущем, которое являлось.

Ошо в его видениях, семья перестанет существовать и уже не сможет оказывать пагубного влияния на детей.

«Небольшие коммуны… Пять тысяч кажется оптимальной численностью, потому что мы это попробовали. Все знают всех, все друзья. Нет никакого брака — дети принадлежат коммуне. В коммуне есть больницы, школы, колледжи. Коммуна заботится о детях; родители могут их навещать. Просто не важно, живут родители вместе или расстались. Для ребенка оба они доступны; он может их навещать, они могут навещать его».

Все говорят об истине, все говорят о любви,но их редко где встретишь. Секс - везде. Так в чем состоит мощная притягательная сила секса? Для чего это естественное притяжение вообще нужно?

В этом есть определенно несколько загадочных, мистических моментов. Во-первых, желание секса, заложенное в самой основе человеческого существа, на самом деле не является желанием именно секса. Сексуальное томление, исходящее из самой сути человеческой природы, в действительности не является сексуальным желанием. Вот почему часто после полового акта люди чувствуют себя несчастными и подавленными.Люди стремятся освободиться от секса просто потому, что ничего в нем не находят.

Возможно это томление является тягой к чему-то другому. Возможно эта тяга имеет глубочайшее религиозное значение. И состоит она в том, что люди способны постичь глубину своего существа только посредством секса. В обычной жизни они набираются разнообразного опыта, они ходят в магазины, занимаются бизнесом, зарабатывают деньги, но лишь опыт сексуального общения дает им ключ к самым глубинам человеческого существа. А там, на глубине, с ними происходят две вещи.

Во- первых, в момент оргазма исчезает эго, его больше нет. На мгновение эго растворяется, в течение нескольких секунд не остается и следа человеческого "Я" . А знаете ли вы, что в предельном религиозном опыте " Я" также полностью исчезает? Что истинная религия также растворяет эго?

Во-вторых, в сексе исчезает время. Возникает безвременье. В опыте просветленного не существует времени. Просветленный выходит за его пределы. Нет ни прошлого, ни будущего, одно лишь настоящее. Это второе, что случается во время секса - нет ни прошлого, ни будущего, на мгновение время исчезает.

Эти два феномена являются двумя самыми важными составляющими религиозного опыта: отсутствие эго и безвременье. Но почему мы этого так жаждем? Потому что душа появляется только тогда, когда уходит эго, а божественное проникает в нас лишь тогда, когда растворяется время. Духовный опыт лежит в основе сексуального влечения. Если мы осознаем это, то сможем выйти за пределы секса. Если нет, то так и останемся на уровне секса, так и умрем, познав лишь малую часть великой энергии.

Молния вспыхивает в явлении секса, но ее природа выходит за пределы секса. Если мы сможем уловить идущий из запредельного опыт,то сможем подняться над сексом,и только так и никак иначе.

Те же, кто слепо противостоят сексу, никогда не смогут выйти за его пределы. Они не смогут понять то, для чего нам дано это неуловимое желание, это жгучее внутреннее стремление.

Хочу подчеркнуть, что периодическое сильное желание секса - это тяга к тому, что нам дает сверхсознание. И вы сможете освободиться от секса в тот момент,когда начнете испытывать состояние самадхи или вне-ума без секса. С этого дня вы будете свободны от секса.

Если человеку,который получает непродолжительный опыт самадхи великими усилиями,покажут место,где тот же опыт можно получать в изобилии и "бесплатно",то он уже не сможет вернуться обратно -туда где всего чуть-чуть и за большие заслуги. Если он конечно не сумасшедший. Когда вы сможете получать то, что испытываете в сексе, другими средствами, вы автоматически перестанете за ним гнаться, вы начнете мыслить в другом направлении.

Из-за того, что наше общество изголодалось по любви, мы создаем браки на основе романтической влюбленности.Секс не может быть основой для брака, потому что секс - это игра, веселье. Если вы женились на ком-то только ради секса,вскоре вас ждет разочарование,потому что веселье закончится,новизна уйдет и наступит невыносимая скука.Брак нужен для глубокой дружбы, для глубокой близости. Любовь, конечно, подразумевается, но это не единственное, ради чего стоит жениться или выходить замуж. Брак создан для духовности! Он должен быть духовным! Есть много того, что не может быть сделано или познано в одиночестве. Даже ваш личный рост нуждается в том, чтобы кто-то был для вас зеркалом, кто-то настолько близкий, что перед ним вы могли бы раскрыться полностью.

Брак создается не ради секса. Мы сами сделали его сексуальным. Да, секс присутствует, но его может и не быть. Брак -это духовное сообщество.И если такой брак случится, тогда совершенно другие души обретут свое рождение, качественно другие души. Если ребенок рождается благодаря близости, то его духовная сторона будет сильнее.Но наши браки в основном держатся на сексе, просто договор двух людей относительно секса.Что может родиться благодаря сексуальному контракту?

Наши браки либо являются либо сексуальными договорами, либо основываются на романтической любви.

На самом деле романтическая любовь - это болезнь.Из-за того, что вы не можете любить многих, ваша любовь накапливается внутри. Затем она начинает вас переполнять. И тогда вы находите того,на кого можно проецировать свою чрезмерную любовь. И тогда обычная женщина превращается в небесное создание, а мужчина оказывается подобным ангелу во плоти. Но когда наводнение заканчивается и вы возвращаетесь в нормальное состояние, оказывается, что вас жестоко обманули.Это просто обычный мужчина и совершенно обычная женщина.

Такая романтическая лихорадка случается с нами из-за моногамного воспитания. В здоровом обществе есть любовь, а не романтика. А если нет романтики,тогда брак создается на более глубоком уровне, он никогда вас не разочарует. Если брак создан не только для любви,но скорее для интимной близости, для ощущения глубокой общности - для " Я-Ты"отношений, для роста не только как " Я", но и как "Мы", тогда брак становится настоящей школой отказа от эго. Но о таких браках мы ничего не знаем.

Ошо " Секс имеет значение"

Слово «ЛЮБОВЬ» может иметь два абсолютно различных значения. Не только различных, но диаметрально противоположных. Одно значение это любовь как взаимоотношения; другое – любовь как состояние.

В тот момент, когда любовь становится взаимоотношением, она становится ярмом, потому что есть и ожидания, и требования, и крушения надежд, и усилие с обеих сторон преобладать. Это становится борьбой за власть.

Взаимоотношения – это что-то правильное, по крайней мере для многих людей. Но любовь как состояние существования – совершенно другое слово. Оно означает, что вы просто любите; вы не строите отношений из этого. Ваша любовь просто как аромат цветка. Это не создаёт отношений; не требует от вас, чтобы вы были чем-то и вели себя определённым образом, действовали определённым образом. Цветок ничего не требует. Он просто делится. И в этом также нет желания никакой награды. Это деление собой и есть награда.

Когда любовь становится для вас как аромат, тогда в ней есть огромная красота и что-то такое, что намного выше так называемого человеческого. В ней есть что-то божественное.

Когда любовь является состоянием, вы ничего не можете сделать с этим. Она будет излучаться, но она не будет создавать тюрьмы ни для кого и не позволит вам быть скованным кем-либо.

Отношения как таковые, действительные или воображаемые – это очень тонкий вид психологического рабства. Либо вы порабощаете другого, либо вы сами становитесь порабощённым.

Другое, что нужно заметить, это то, что вы не можете поработить кого-либо без того, чтобы самому не стать порабощённым. Рабство – это обоюдоострый меч. Кто-то может быть сильнее, кто-то слабее, но во всяких взаимоотношениях вы становитесь заключённым, а другой становится тюремщиком. С его стороны, он – заключённый, а вы – тюремщик. И это одна из основных причин того, почему человечество живёт в такой печали, в таком прискорбном состоянии.

Позвольте любви быть вашим состоянием. Вы не влюбляетесь, но любите. Это просто ваша природа.

Любовь для вас – это просто аромат вашего бытия. Даже если вы одни, вы распространяете вокруг энергию любви. Даже если вы прикасаетесь к мёртвому предмету, такому как стул, ваша рука изливается любовью, не имеет значения к кому. Состояние любви не адресовано.

Но вы можете быть в состоянии любви, только если вы выбросили старые представления о взаимоотношениях. Любовь – это не отношения.

Два человека могут быть очень любящими вместе. Чем больше они любят, тем меньше возможности для каких-либо взаимоотношений. Чем больше они любят, тем больше свободы существует между ними. Чем больше они любят, тем меньше возможность каких-либо требований, какого-либо преобладания, любых ожиданий. И естественно, нет вопроса ни о каком разочаровании.

Я против всех видов отношений. Например, я не люблю слово «дружба», но я люблю слово «дружелюбие». Дружелюбие – это качество в вас; дружба опять становится взаимоотношениями.

Любовь так драгоценна, что её следует оберегать от всяких загрязнений, порчи, любых ядов. Отношения отравляют её. Я хочу, чтобы мир состоял из индивидуальностей. Даже использование слова «пара» ранит меня. Вы разрушили две индивидуальности, и пара – это не объект красоты.

Пусть мир состоит только из индивидуальностей, и где бы ни расцветала спонтанно любовь, пойте о ней, танцуйте её, живите ею; не создавайте из неё цепей. Не старайтесь никого захватить в рабство, и не позволяйте никому держать в ярме вас. Мир, состоящий только из свободных индивидуальностей, будет действительно свободным миром.

Это одна из величайших потребностей человека. Поэтому я не могу представить себе такое время, когда любви не будет на свете. До тех пор, пока существуют люди, любовь останется их самым взлелеянным переживанием. И это то, что доступно на земле, но земле не принадлежит. Это даёт вам крылья, чтобы лететь как орёл к солнцу. Без любви – вы без крыльев.

Но вокруг этого выросли проблемы, потому что это так насущно необходимо. Вы хотите, чтобы ваша возлюбленная или ваш любимый был доступен сегодня и завтра тоже. Это было прекрасно сегодня, и вы беспокоитесь о завтра. Причина появления брака – страх, что завтра, может быть, ваш любимый или ваша возлюбленная покинет вас, поэтому заключаете контракт перед обществом и перед законом. Но это гадко, совершенно мерзко, отвратительно. Заключить любовь в контракт – значит поставить над любовью закон, то есть наложить оковы на вашу индивидуальность и принять поддержку суда, армии, полиции, юстиции, чтобы сделать ваше рабство абсолютно определённым и надёжным.

Завтра утром... никогда не знаешь. Любовь приходит как ветер: она может прийти снова, а может – нет. И когда она не приходит, тогда просто из-за закона, из-за брака, из-за социального положения отношения почти всех пар в мире сведены к проституции.

Жизнь с женщиной, которую вы не любите, жизнь с мужчиной, которого вы не любите, жизнь для надёжности, для безопасности, жизнь для финансовой поддержки, жизнь по любой причине, исключая любовь, делает это не чем иным, как проституцией.

Я хотел бы, чтобы проституция полностью исчезла из мира. Все религии хотели этого – чтобы не было проституции. Но это показывает, как глупо человечество: эти же самые религии, которые хотят, чтобы не было проституции, и являются её причиной, потому что они поддерживают брак.

Брак сам по себе – проституция. Если я доверяю моей любимой, почему мне следует на ней жениться? Сама идея брака – недоверие. А то, что выходит из недоверия, не может помочь вашей любви расти глубже и выше. Оно способно разрушить её.

Любовь подлинна только когда она даёт свободу.

Пусть это будет критерием.

Любовь правильна, только когда она не мешает уединению другого человека. Она уважает его индивидуальность, его уединение. Но влюблённые, которых вы видите по всему миру, всё своё усилие направляют к тому, чтобы ничто не было тайной: все секреты должны быть рассказаны. Они боятся индивидуальности; они разрушают индивидуальность друг друга. И они надеются, что посредством разрушения друг друга их жизни станут удовлетворёнными, наполненными. В действительности они становятся всё более и более несчастными. Будьте любящими, и запомните: всё настоящее всегда изменяется. Вам давали неверное представление, что истинная любовь остаётся навсегда. Истинный цветок розы не остаётся навсегда. Живущее существо само должно будет умереть однажды.

Существование – это постоянное изменение. Существует ложное понятие, идея, что любовь должна быть постоянной, если она истинна... и если любовь однажды исчезает, то она не была истинной.

Я хочу, чтобы вы знали: любовь приходит внезапно – не из-за каких-либо усилий с вашей стороны; она приходит как подарок природы. В это время вы не приняли бы её, если бы беспокоились о её внезапном приходе. Она как приходит, так и уходит.

Но не надо беспокоиться, потому что, если один цветок завял, появится другой. Цветы будут приходить всегда, не цепляйтесь к одному цветку. Иначе скоро вы окажетесь с мёртвым цветком. И это то, что действительно есть: люди прикрепляются к умершей любви, которая когда-то была живой. Теперь это только память и боль; и вы храните её из-за респектабельности, из-за закона.

У Карла Макса была правильная идея, что при коммунизме не будет браков. И когда произошла революция в России, в первые четыре-пять лет русские коммунисты старались сделать любовь свободной. Но потом они стали осознавать практические трудности, которых Маркс не понимал – у него были лишь идеи. И самая большая трудность заключалась в том, что если брака нет, то семья исчезает; а семья – это основа, позвоночный столб общества, нации. Если семья исчезает, тогда нация не может продолжаться.

И уже через пять лет после революции Коммунистическая партия России изменила всю идею. Брак стал снова поддерживаться; развод был разрешён, но очень неохотно – для развода были созданы всевозможные препятствия, так что семейная единица остаётся, потому что теперь они заинтересованы иметь нацию. Без нации не будет политиков, не будет правительства.

И с тех пор они никогда не говорили об этом – что одна из основных идей Маркса состояла в том, что брак пришёл в жизнь из-за частной собственности, поэтому, когда частная собственность исчезает, брак должен исчезнуть. Никто не говорит об этом. Я разговаривал с коммунистами, но они попали в ту же самую ловушку, что и религиозные деятели. «Капитал» Карла Маркса стал их Библией, их Кораном: вы ничего не можете изменить в нём.

Я сказал: «Это так, я не говорю измените что-либо в этом. Но следуйте этому». Они даже не следуют этому. Они стали ему поклоняться. В этом их трагедия: хотите избежать подлинной революции в мире – поклоняйтесь.

Я не хочу, чтобы существовала семья, я не хочу, чтобы существовала нация – я не хочу, чтобы мир был разделён на части. Я хочу, чтобы мир состоял из свободных индивидуальностей, живущих в любви, живущих в тишине, шутливости, безо всякого осуждения удовольствия, безо всякого страха ада и безо всякого стремления к небесам – потому что мы можем создать рай здесь. У нас есть все возможности создать его. У нас есть все возможности создать его, но мы не используем их. Напротив, мы создаём всевозможные препятствия, чтобы земля не стала раем.

Я не против любви. Я даже очень за любовь; вот почему я против взаимоотношений, против брака. Возможно, что два человека могут прожить жизнь вместе. Никто не говорит, что вы должны разделиться, но эта жизнь вместе будет только по любви, не злоупотребляя и не мешая индивидуальности друг друга, собственной душе другого. Это его достоинство.

Я говорю о любви как о духовном феномене, не биологическом. Биологически это не любовь, это вожделение. Биология заинтересована в продолжении всех видов; идея любви – это просто биологический подкуп. В тот момент, когда вы занимаетесь любовью с женщиной или мужчиной, вы вдруг замечаете, что вам больше не интересно, по крайней мере на двадцать четыре часа. И это зависит от вашего возраста – вы становитесь старше – на сорок восемь часов, на семьдесят два часа...

Капитан французского Иностранного легиона показывает своему новому командиру территорию базы. Осмотрев всё, командир сказал: «Подождите минуточку. Вы не показали мне вон то маленькое голубое строение. Для чего оно используется?»

Капитан ответил: «Да, сэр, видите ли, мы там держим верблюда. Когда бы мужчина ни почувствовал потребность в женщине...»

«Довольно!» – сказал командир с отвращением.

Две недели спустя командир почувствовал потребность в женщине. Он подошёл к капитану и спросил: «Свободен ли верблюд в ближайшее время?»

Капитан ответил: «Я должен взглянуть в свои записи. О да, сэр, верблюд свободен завтра после двух часов».

Итак, на следующий день в два часа командир пришёл к маленькому голубому строению и открыл дверь. Внутри он нашёл приятнейшего верблюда изо всех, каких он видел. Он закрыл дверь.

Капитан, услышав громкие рычания и крики, врывается в хижину. Он нашёл командира голым, покрытым верблюжьей шерстью и слизью.

«Гм, извините, сэр, – сказал капитан, – но не хотели бы вы сделать умнее, как все другие мужчины – проехать на верблюде в город и найти там себе женщину?»


ОШО (Бхагаван Шри Раджниш)

Человек перерос семью.
Полезность семьи кончилась; она жила слишком долго. Это одна из самых древних институций, и только очень восприимчивые люди могут увидеть, что она уже мертва. Другим потребуется время, чтобы осознать тот факт, что семья мертва.

Она сделала свою работу. Она более не уместна в новом контексте вещей; она более не уместна в новом человечестве, которое рождается.

Семья была хороша и плоха. Она была помощью - человек благодаря ей выжил - и в то же время очень вредна, потому что она развратила человеческий ум. Но в прошлом никакой альтернативы не было, нельзя было выбрать ничего другого. Это было необходимым злом. В будущем это необязательно. Будущее может предложить альтернативные решения.

Моя идея состоит в том, что будущее не будет фиксированным образцом; в нем будет много, много альтернативных решений. Если некоторые люди по-прежнему решат завести семью, у них будет свобода ее завести. Это будет очень небольшой процент людей. На земле есть семьи - очень редко, не больше одного процента - которые действительно красивы, которые очень благоприятны, в которых происходит рост... В которых нет авторитарности, никаких путешествий власти, никакого чувства собственности; в которых дети не разрушаются... В которых жена не пытается разрушить мужа, а муж не пытается разрушить жену; где есть любовь и есть свобода; где люди собираются вместе просто из радости - не ради других мотивов; где нет политики. Да, такие семьи существовали на земле; они все еще есть. Для таких людей не нужно никаких перемен. В будущем они смогут продолжать жить семьями.

Но для подавляющего большинства семья - это уродливая вещь. Ты можешь спросить психоаналитиков, и они скажут, что все возможные психические болезни возникают из семьи. Все виды психозов, неврозов возникают из семьи. Семья создает очень, очень больное человеческое существо.

В этом нет необходимости; будут возможны другие решения. Дети принадлежат коммуне - они принадлежат всем. Нет никакой личной собственности, никакого личного эго. Мужчина живет с женщиной, потому что им нравится жить вместе, потому что они лелеют это, радуются этому. В то мгновение, как они чувствуют, что любви больше не происходит, они не цепляются друг за друга. Они прощаются с полной благодарностью, с полной дружбой. Они начинают двигаться с другими людьми.

Единственной проблемой в прошлом было, что делать с детьми. В коммуне дети могут принадлежать коммуне, и это будет гораздо лучше. У них будет больше возможностей расти со многими разными людьми. Иначе ребенок вырастает рядом с матерью - много лет мать и отец для него единственные образы существа. Естественно, он начинает им подражать. Дети становятся подражателями своих отцов, они увековечивают в мире ту же болезнь, что и их родители. Они становятся копиями под копирку. Это очень разрушительно. И нет никакого пути для детей стать кем-то другим; у них нет никакого другого источника информации.

Если сто человек живут вместе в коммуне, в ней будут членами женщины и мужчины; ребенок не будет зафиксирован и одержим одним образом жизни. Он сможет учиться у отца, он сможет учиться у дядь, он сможет учиться от всех людей в сообществе. У него будет большая душа.

Семьи раздавливают людей и дают им очень маленькие души. В сообществе у ребенка душа будет больше; у него будет больше возможностей, он будет гораздо богаче в существе. Он будет видеть многих женщин; у него не будет одного представления о женщине. Очень разрушительно иметь одно представление о женщине - потому что всю свою жизнь ты будешь продолжать и продолжать искать мать. Каждый раз, когда ты влюбляешься в женщину, наблюдай! Очень возможно, что ты нашел кого-то, кто похож на твою мать, а это, может быть, как раз то, чего тебе нужно избегать.

Каждый ребенок полон гнева на свою мать. Матери приходится многое запрещать, матери приходится говорить нет - этого нельзя избежать. Даже хорошей матери приходится иногда говорить нет и ограничивать, и отказывать. Ребенок чувствует ярость, гнев. Он ненавидит мать и любит одновременно, потому что она - его выживание, его источник жизни и энергии. Поэтому он одновременно ненавидит и любит мать. И это становится образцом. Ты любишь женщину и ее же ненавидишь. И у тебя нет никакого другого выбора. Ты всегда будет продолжать искать - бессознательно - свою мать. И это происходит и с женщинами, они продолжают искать своего отца. Вся их жизнь - это поиск папы в качестве мужа.

Твой папа - не единственный человек в мире; мир гораздо богаче. И фактически, если ты сможешь найти папу, ты не будешь счастлива. Ты можешь быть счастлива только с возлюбленным, с любовником, не с папой. Если ты сможешь найти свою мать, ты не будешь с ней счастлив. Ты ее уже знаешь, и исследовать нечего. Это уже знакомо, а знакомое не внушает уважения. Ты должен искать что-то новое, но у тебя уже есть образ.

В коммуне у ребенка будет более богатая душа. Он узнает многих женщин, он узнает многих мужчин; он не будет наркотически привязан к одному или двум людям.

Семья создает в тебе одержимость, а одержимость против человечности. Если твой отец с кем-то ссорится, и ты видишь, что он не прав, это неважно - ты должен быть на стороне отца. Точно как люди говорят: "Правильно или нет, моя страна - это моя страна!", они говорят: "Мой отец есть мой отец, прав он или нет. Моя мать есть моя мать, я должен быть за нее". Иначе это будет предательством. Это учит тебя быть несправедливым. Может быть, ты видишь, что мать не права, и она ссорится с соседом, и прав сосед - но ты должен быть за мать. Это обучение несправедливой жизни.

В коммуне ты не будешь слишком привязан к одной семье - не будет семьи, чтобы создавать привязанность. Ты будешь более свободным, менее одержимым. Ты будешь более справедливым. И ты будешь получать любовь из многих источников. Ты будешь чувствовать, что жизнь полна любви.

Семья учит тебя своего рода конфликту с обществом, с другими семьями. Семья требует монополии - она требует от тебя, чтобы ты был за нее и против всех остальных. Ты вынужден оставаться на службе своей семьи, вынужден продолжать бороться во имя, во славу своей семьи. Семья учит тебя амбициям, конфликту, агрессии. В коммуне ты будешь менее агрессивным, более непринужденным с остальным миром, потому что знаешь столько разных людей.

Поэтому на месте семьи я хотел бы видеть коммуну, где все будут друзьями. Даже мужья и жены должны быть не более чем друзьями. Их брак должен быть просто соглашением между ними - они решили быть вместе, потому что счастливы вместе. В то мгновение, как один из них решает, что возникает несчастье, тогда они просто расстаются. Не нужно никакого развода - не было никакого брака, поэтому нет и никакого развода. Человек живет спонтанно.

Когда ты живешь несчастно, мало-помалу ты привыкаешь к несчастью. Никогда, ни на мгновение человек не должен терпеть никакого несчастья. Может быть, в прошлом жить с этим мужчиной было хорошо, радостно, но если это больше не радостно, ты должна из этого выйти. И нет необходимости в том, чтобы быть разрушительными или злыми, не нужно носить в себе никакой обиды - потому что ничего нельзя сделать с любовью. Любовь похожа на порыв ветра. Ты видишь... он просто приходит. Если он есть, он есть. Потом его нет. А если его нет, его нет. Любовь - это тайна, и манипулировать ею невозможно. Любовью нельзя манипулировать, любовь нельзя узаконить, к любви нельзя вынудить - ни по какой причине.

В коммуне люди будут жить вместе просто ради сущей радости быть вместе, без всякой другой причины. И когда радость исчезает, они расстаются. Может быть, это грустно, но они должны расстаться. Может быть, ностальгия о прошлом все еще продолжается в уме, но они должны расстаться. Их долг друг перед другом состоит в том, чтобы не жить в несчастье; иначе несчастье входит в привычку. Они расстаются с тяжелым сердцем, но без обиды. Они ищут других партнеров.

В будущем не будет такого брака, каким он был в прошлом, не будет такого развода, каким он был в прошлом. Жизнь будет более текучей, более доверяющей. Будет больше доверия тайнам жизни, чем ясностей закона, больше доверия к самой жизни, чем к чему-либо еще - суду, полиции, священнику, церкви. И дети должны принадлежать всем - они не должны носить опознавательных знаков своей семьи. Они будут принадлежать коммуне; коммуна позаботится о них.

Это будет самый революционный шаг в истории - когда люди начнут жить в коммунах и начнут быть правдивыми, честными, доверяющими и продолжать более и более отбрасывать закон.

В семье любовь рано или поздно исчезает. Прежде всего, ее могло вообще не быть с самого начала. Может быть, это был брак по расчету - ради других мотивов, ради денег, власти, престижа. Может быть, любви не было с самого начала. Тогда дети рождаются из брачного ложа, в котором больше от смертного одра, - дети рождаются не из любви. С самого начала они оказываются брошенными. И это состояние нелюбви в доме делает их притупленными, нелюбящими. Они получают первый урок жизни от родителей, а родители не любят друг друга, и вместо любви происходит постоянная ревность, ссоры и гнев. И дети продолжают видеть уродливые лица своих родителей.

Сама их надежда разрушена. Они не могут поверить, что в их жизни случится любовь, если ее не случилось в жизни родителей. И они видят и других родителей, и другие семьи. Дети очень восприимчивы; они постоянно все видят и замечают. Когда они видят, что нет никакой возможности любви, они начинают чувствовать, что любовь бывает только в стихах - она существует только для поэтов, мечтателей и не имеет ничего общего с действительностью жизни. И как только ты научаешься идее, что любовь - это только поэзия, тогда она никогда не случится, потому что ты стал для нее закрытым.

Видеть, что она происходит, - это единственный способ позволить ей случиться в твоей собственной жизни. Если ты видишь, что твои отец и мать глубоко любят друг друга, живут в большой любви, заботятся друг о друге, сопереживают друг другу, уважают друг друга - тогда ты видел, как происходит любовь. Возникает надежда. Семя падает в твое сердце и начинает расти. Ты знаешь, что это случится и с тобой.

Если ты этого не видел, как ты можешь поверить, что это случится и с тобой? Если этого не случилось с твоими родителями, как это может случиться с тобой? Фактически ты сделаешь все для того, чтобы этого с тобой не случилось, - иначе это покажется предательством родителей.

Вот мое наблюдение о людях: женщины продолжают говорить глубоко в бессознательном: "Смотри, мама, я страдаю не меньше, чем страдала ты". Мальчики продолжают говорить: "Папа, не беспокойся, моя жизнь ничуть не менее несчастна, чем твоя. Я не пошел дальше тебя, я тебя не предал. Я остался таким же несчастным человеком, что и ты. Я несу цепь, традицию. Я твой представитель, папа, я не предал тебя. Смотри, я делаю те же самые вещи, что и ты делал с моей матерью, - я делаю это с матерью моих детей. И то, что ты делал со мной, я делаю со своими детьми. Я ращу их так же, как ты растил меня".

Сама идея о том, чтобы "растить" детей, абсурдна. Ты можешь, самое большее, не мешать, но не можешь "их растить". Сама идея о воспитании детей сущий вздор - и не только вздор, но и очень вредный, безмерно вредный. Ты не можешь воспитывать... Ребенок - это не вещь, его нельзя "сделать". Ребенок похож на дерево. Да, ты можешь помочь. Ты можешь подготовить почву, можешь принести удобрения, можешь его поливать, можешь следить за тем, получает ли растение достаточно света, - вот и все. Но в твои задачи не входит "растить" растение; оно растет само по себе. Ты можешь помочь, но не можешь его "вырастить" или "воспитать".

Дети - это великие тайны. В то мгновение, как ты начинаешь их воспитывать, в то мгновение, как ты начинаешь создавать в них образцы и характер, ты заключаешь их в тюрьму. Они никогда не смогут тебе этого простить. Но это единственный путь, которому они научатся, и они будут делать то же самое со своими собственными детьми, и так далее, и так далее. Каждое поколение продолжает передавать свои неврозы новым людям, которые пришли на землю. И каждое общество упорствует во всем своем безумии, несчастье.

Нет, теперь нужно что-то совершенно другое. Человек достиг совершеннолетия, и семья отжила свое; у нее на самом деле нет никакого будущего. На смену семье придет коммуна, и это будет гораздо благоприятнее.

Но жить вместе в коммуне могут только медитативные люди. Только если вы умеете праздновать жизнь, вы сможете быть вместе, сможете быть любящими. Старый вздор о том, чтобы монополизировать любовь, должен быть отброшен, и только тогда вы можете жить в коммуне. Если вы продолжаете носить старые идеи о монополии - что твоя женщина не должна держать за руку никого другого, и твой муж не должен смеяться ни с кем другим, - если ты носишь все эти вздорные вещи в уме, тогда ты не сможешь стать частью коммуны.

Если твой муж смеется с кем-то другим, хорошо. Твой муж смеется - смех всегда хорош. С кем это происходит, не имеет значения, - смех хорош, смех ценен. Если твоя женщина держит кого-то за руку, хорошо! Течет тепло - поток тепла хорош, это ценность. С кем это происходит, это несущественно.

И если это происходит с твоей женщиной, со многими людьми, это будет продолжать происходить и с тобой. Если это перестало происходить с кем-то другим, тогда это перестанет происходить и с тобой. Вся эта старая идея просто глупа! Это все равно что если ты будешь говорить мужу, если он куда-то уходит: "Не дыши больше нигде. Придя домой, можешь дышать сколько хочешь, но только рядом со мной. Снаружи задерживай дыхание, стань йогином. Я не хочу, чтобы ты дышал где-то еще". Это кажется глупым - но почему тогда любовь не должна быть как дыхание?

Любовь есть дыхание. Дыхание - это жизнь тела, а любовь - это жизнь души. Она гораздо важнее дыхания. Когда муж уходит, ты настаиваешь на том, чтобы он не смеялся ни с кем другим, по крайней мере не с другой женщиной. Он не должен быть любящим ни с кем другим. Двадцать три часа он должен быть нелюбящим, а потом один час, в постели с тобой, он будет притворяться любящим? Ты убила любовь, она больше не течет. Если двадцать три часа он должен оставаться йогином, сдерживать любовь, думаешь ли ты, что он сможет внезапно расслабиться на один час? Это невозможно. Ты разрушаешь этого мужчину, ты разрушаешь эту женщину, и тогда вы друг другу надоедаете, вам становится скучно. Тогда ты начинаешь чувствовать: "Он меня не любит!", тогда как сама создала все своими руками. И он начинает чувствовать, что ты не любишь его и больше не так счастлива, как раньше.

Когда люди встречаются на пляже, когда они встречаются в саду, когда они на свидании, ничто не определенно и все текуче; оба счастливы. Почему? Потому что они свободны. Птица на крыле - это одно, и та же самая птица в клетке - совершенно другое. Они счастливы, потому что свободны.

Человек не может быть счастливым без свободы, а ваша старая семейная структура разрушила свободу. И поскольку она разрушила свободу, она разрушила и счастье, она разрушила и любовь.

Это было своего рода мерой выживания. Да, так или иначе это защищало тело, но разрушало душу. Теперь в этом нет необходимости. Мы должны защитить и душу. Это гораздо существеннее и гораздо важнее.

У семьи нет будущего, по крайней мере в том смысле, в котором ее понимали до сих пор. Будущее есть у любви и отношений. "Муж" и "жена" станут уродливыми и грязными словами.

И каждый раз, когда ты монополизируешь женщину или мужчину, естественно, ты монополизируешь и детей. Я совершенно согласен с доктором Томасом Гордоном, который говорит: "Я считаю всех родителей потенциальными угнетателями детей, потому что сам способ воспитания детей основывается на власти и авторитете. Я считаю разрушительным представление многих родителей: "Это мой ребенок, и я могу делать со своим ребенком, что хочу". Это насильственно, это разрушительно". Ребенок не вещь, не стул, не машина. Ты не можешь делать с ним, что захочешь. Он появляется из тебя, но тебе не принадлежит. Он принадлежит существованию. Ты, самое большее, заботишься о нем; не становись его собственником.

Но вся идея семьи - это идея владения: владения собственностью, владения женщиной, владения мужчиной, владения детьми. А собственничество ядовито; поэтому я против семьи. Но я не говорю, что те, кто действительно счастлив в семье - кто остается текучим, живым, любящим, - должны ее разрушить. Нет, в этом нет никакой необходимости. Их семья уже коммуна, небольшая коммуна.

И конечно, еще большая коммуна будет гораздо лучше, в ней будет больше возможностей, больше людей. Разные люди будут приносить разные песни, разные люди будут приносить разные стили жизни, разные люди будут приносить разные ветры, разные люди будут приносить разные лучи света - и на детей будет изливаться как только возможно больше разных стилей жизни, и они смогут выбирать, и у них будет свобода выбирать.

И они должны быть обогащены тем, чтобы знать многих женщин, чтобы они не были одержимы лицом матери или ее образом жизни. Тогда они смогут любить больше женщин, больше мужчин. В жизни будет больше от приключения.

Я слышал...

Мать пришла в большой магазин и отвела сына в отдел игрушек. Увидев гигантскую лошадку-качалку, он взобрался на нее и катался целый час.

Ну, слезай, сынок, - взмолилась мать, - я должна идти домой, чтобы приготовить ужин твоему отцу.

Но малыш отказался сдвинуться с места, и все ее усилия были напрасны. Продавец отдела игрушек тоже попытался уговорить малыша, но не добился никакого успеха. В конце концов, в отчаянии, они позвали психиатра магазина.

Он потихоньку подошел к мальчику и прошептал ему на ухо несколько слов, и тотчас же тот спрыгнул с лошадки и подбежал к матери.

Как вам это удалось? - спросила пораженная мать. - Что вы ему сказали?

После некоторого колебания психиатр ответил:

Вот все, что я ему сказал: "Если ты сейчас же не спрыгнешь с этой лошадки-качалки, сынок, я вышибу из тебя мозги!"

Люди рано или поздно узнают, что работает страх, что работает авторитет, что работает власть. А дети так беспомощны и так зависимы от родителей, что вы можете их испугать. И это становится вашей техникой, чтобы их эксплуатировать и угнетать, и им некуда от вас деваться.

В коммуне им будет куда уйти. У них будет много дядь и теть, и много других людей - они будут не так беспомощны. Они не будут в ваших руках до такой степени, как сейчас. У них будет больше независимости, меньше беспомощности. Вам будет не так легко их вынудить к чему-то силой.

И все, что они видят дома, это несчастье. Иногда, да, я знаю, иногда муж и жена любят друг друга, но каждый раз, когда они любят друг друга, это всегда лично. Дети об этом ничего не знают. Дети видят только уродливые лица, уродливую сторону. Когда мать и отец любят друг друга, они любят друг друга за закрытыми дверями. Они ведут себя тихо, чтобы не позволить детям узнать, что такое любовь. Дети видят только их конфликт - как они ссорятся, пилят, бьют друг друга, грубым или тонким образом, оскорбляют друг друга, унижают друг друга. Дети непрерывно видят, что происходит.

Мужчина сидит в гостиной и читает газету; к нему подходит жена и дает ему пощечину.

За что это? - спрашивает возмущенный муж.

За то, что ты паршивый любовник.

Через некоторое время муж подходит к жене, которая сидит и смотрит телевизор, и дает ей звучный шлепок.

За что это? - вопит она.

За то, что ты знаешь разницу, - отвечает он.

Это продолжается и продолжается, и дети постоянно наблюдают, что происходит. И это жизнь? И для этого предназначена жизнь? Они начинают терять надежду. Прежде чем они вошли в жизнь, они уже потерпели поражение; они приняли свое поражение. Если их родители, такие мудрые и сильные, не смогли добиться успеха - на что могут надеяться они сами? Это невозможно.

И они учатся трюкам - трюкам того, как быть несчастным, трюкам того, как быть агрессивным. Дети никогда не видят, как происходит любовь. В коммуне будет больше возможностей. Любовь должна быть немного более вынесена на всеобщее обозрение. Люди должны знать, что любовь происходит. Маленькие дети должны знать, что такое любовь. Они должны видеть людей, которые заботятся друг о друге.

Но это очень древняя идея, очень старая идея - что можно ссориться на людях, но нельзя любить. Ссориться приемлемо. Ты можешь убить, это позволено. Фактически, когда два человека ссорятся, вокруг собирается толпа, чтобы увидеть, что происходит, и все этому радуются! Именно поэтому люди продолжают читать и наслаждаться историями об убийствах, захватывающими детективными романами.

Убийство позволено, но не любовь. Если ты любишь на людях, это считается непристойным. Это абсурдно - любовь непристойна, а убийство не непристойно? Влюбленные не должны быть любящими на людях, а генералы могут продолжать ходить на людях, показывая все свои медали? Это убийцы, и это медали за убийство! Эти медали показывают, сколько человек они убили, сколько человек они разрушили. Это ли не непристойно?

Это должно считаться непристойностью. Никому нельзя разрешать ссориться на людях. Это непристойно; насилие непристойно. Как может любовь быть непристойной? Но любовь считается непристойной. Тебе приходится скрывать ее в темноте. Тебе приходится заниматься любовью так, чтобы об этом никто не знал. Тебе приходится делать это так тихо, крадучись... естественно, ты не можешь этим действительно наслаждаться. И люди не осознают, что такое любовь. И у детей в особенности нет никакой возможности узнать, что такое любовь.

В лучшем мире, в котором больше понимания, любовь будет везде и всюду. Дети будут видеть, что такое забота. Дети будут видеть, какую радость приносит забота о ком-то. Любовь должна быть более общепринятой, насилие должно быть более осуждаемым. Любовь должна быть более доступной. Двое людей, занимающиеся любовью, не должны беспокоиться о том, чтобы об этом никто не узнал. Они должны смеяться, они должны петь, они должны кричать от радости, чтобы вся округа знала, что кто-то кого-то любит - кто-то занимается любовью.

Любовь должна быть таким подарком. Любовь должна быть такой божественной. Она священна.

Ты можешь опубликовать книгу о том, как человека убили, это приемлемо, это не порнография - для меня это порнография. Нельзя опубликовать книгу о том, как обнаженные мужчина и женщина крепко обнимают друг друга, - это порнография. Этот мир до сих пор был против любви. Твоя семья против любви, твое общество против любви, твое государство против любви. Вообще чудо, что все еще сохранилось немного любви, и невероятно, что любовь все еще продолжается - она не должна была бы, это лишь небольшая капля в океане. Но просто чудо, что она выжила среди стольких врагов. Она не была разрушена полностью - это чудо.

В моем видении коммуна состоит из любящих людей, которые живут вместе без всякого противоборства друг с другом, без всякого соревнования друг с другом, с любовью, которая течет, которая более доступна, без всякой ревности или чувства собственности. И дети принадлежат всем, потому что они принадлежат существованию - о них заботится каждый. И они такие красивые люди - эти дети, - кто о них не позаботится? И у них есть столько возможностей видеть разных людей в состоянии любви, и каждый человек живет по-своему. Они станут богаче. И я вам скажу, что если в мире будут существовать такие дети, никто из них не будет читать "Плэйбой"; в этом не будет необходимости. И никто из них не будет читать "Камасутру" Ватсаяны, не будет необходимости. Фотографии голых людей исчезнут. Они просто показывают голодающий секс, голодающую любовь. Мир станет почти не сексуальным, таким он будет любящим.

Ваши священник и политики создали все виды непристойности в мире. Они породили все, что только есть уродливого. И ваша "семья" играет в этом большую роль. "Семья" должна исчезнуть. Она должна исчезнуть в большей версии коммуны, жизни, не основанной на маленьких отождествлениях, более текучей.

В коммуне кто-то будет буддистом, кто-то индуистом, кто-то джайном, кто-то христианином, кто-то евреем. Если семья исчезает, автоматически исчезает и церковь, потому что семья принадлежит церквям. В коммуне будут дрейфовать все виды людей, все виды религий, все виды философий, и у ребенка будет возможность учиться. В один день он пойдет в дядей с церковь, в другой день, с другим дядей - в храм и узнает, что все это есть, и что у него есть выбор. Он может выбирать и решать, к какой религии хочет принадлежать. Ничто ему не навязывается.

Жизнь может стать раем здесь и сейчас. Нужно только удалить преграды. Семья - одна из величайших преград.

* * *
Вы читали Ошо "Любовь. Свобода. Одиночество" . Произведение ОШО (Бхагаван Шри Раджниш) разбито на три части: Ошо о Любви, Ошо о Свободе, Ошо об Одиночестве (содержание справа ).
Вся мудрость любви и жизни - от Омара Хайяма, Ошо и других великих людей!

.............

Как и другие великие мудрецы, Ошо указывает на то, что существует огромная разница между любовью и влюбленностью. То, что большинство людей называют любовью, на самом деле не что иное, как обычная влюбленность. Отношения, которые растут из настоящей любви, и отношения, построенные на влюбленности - это совершенно разные вещи. Отношения в любви дают обоюдное счастье, а отношения, в основе которых лежит влюбленность, ведут к ссорам и разочарованию.

В чем же разница между влюбленностью и любовью? Вот несколько цитат Ошо из книги «Любовь, свобода, одиночество».

Любовь и влюбленность

Настоящая любовь всегда думает о другом, в то время как эго думает только о себе. Что это значит? Любовь переполняет человека, и он хочет отдавать, делать что-то для своего избранника, он хочет делиться любовью, которая бьет фонтаном через край, - поэтому он думает о другом человеке, а не о себе. А влюбленный человек думает о том, как получить любовь от другого, а не о том, чтобы что-то дать; такой человек хочет получать, испытывает жажду насытить свои чувства, получить удовольствие за счет другого человека.

Отношения, в которых оба находятся под влиянием эгоистической влюбленности, быстро себя исчерпывают, оставляя неудовлетворенность, потому что каждый начинает понимать, что другой не хочет давать любовь, но хочет только получать и получать. В таких отношениях, когда исчезает влюбленность, может возникнуть идея компромисса: давай я тебе буду давать то, что ты хочешь, а ты мне будешь давать то, чего хочу я. Люди привыкают другу к другу и живут без любви. Ошо называет это рыночными отношениями, потому что это торговля, фактически проституция, а вовсе не любовь.

В настоящей любви нет никаких ожиданий и требований, поэтому она не знает разочарований. А влюбленность, то есть фальшивую любовь, всегда ожидает разочарование, потому что ее невозможно удовлетворить. Влюбленность настолько укоренилась в ожиданиях, что удовлетворить ее просто невозможно: что бы вы ни делали, ей всегда мало. Это называется эгоизм в отношениях - желание получать, и нежелание отдавать.

Человек, который любит по-настоящему, чувствует себя благодарным и обязанным тому, кто принимает его любовь - ему ведь могли и отказать, могли отвергнуть, потому что не каждый может принять настоящую любовь.

Начиная отдавать любовь другим, ты чувствуешь глубокую благодарность тем, кто ее принимает. Ты перестал быть нищим, который выпрашивает любви у других, ты стал императором, который щедро делится своей любовью с теми, кто готов ее принять. А большинство людей нищие, они не могут дать любви, потому что нельзя дать другому то, чего у тебя нет. В лучшем случае они могут принять твою любовь. И тогда ты счастлив, что можешь делиться тем, что уже не вмещается в тебе.

Ошо дает критерий настоящей любви: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть», что означает отсутствие эгоистического желания получать, отсутствие требований и ожиданий, и, следовательно, отсутствие разочарований и неудовлетворенности в отношениях. Любовь дает другому свободу, позволяя и помогая ему быть самим собой, что только укрепляет и гармонизирует отношения. Влюбленность строит ограничения и выдвигает требования, разрушая и без того шаткие отношения.

Влюбленность - это требования, в то время как настоящая любовь - это зрелость, которая ничего не знает о требованиях; ей знакома только радость щедрости, отдавания.

«Когда ты просто отдаешь без всяких условий и ожиданий, даже не ожидая элементарного «спасибо» - это величайший опыт в жизни», - говорит Ошо.

Любовь - это не количество, а качество, причем это качество особой категории: оно растёт, когда вы отдаете любовь, и умирает, когда сдерживаете ее в себе.

Человек, который любит по настоящему, не считает другого своей собственностью, поэтому ему чужда ревность. Ревность - это проявление эгоистической влюбленности, и она указывает на то, что ревнующий считает вас своей собственностью, желает от вас получать чувственные наслаждения и ему чужда настоящая любовь. «Ревнует, значит любит» - это заблуждение, широко распространенное среди эгоистов, которым неведома настоящая любовь и настоящие отношения.

Если ты привязан к человеку, любовь ли это? Или ты боишься одиночества и потому цепляешься за другого? Если ты не можешь быть один, ты используешь другого человека, чтобы избежать одиночества. Это страх, а отношения, в основе которых лежит страх одиночества, не могут привести к счастью и любви.

Ошо говорит: только человек, который может быть один, способен по-настоящему любить. Вы способны по-настоящему любить только тогда, когда у вас нет потребности в присутствии другого человека. Только человек, который счастлив в одиночестве, может быть счастлив в отношениях с другими. Такой человек наполнен счастьем и потому не испытывает нужды, чтобы получать счастье от других, именно поэтому он способен дарить настоящую любовь, ничего не ожидая взамен.

Какое у вас отношение к себе, такое же отношение и к другим. Поэтому, если вы любите себя, вы способны дарить любовь другим. Если вам легко с самим собой, вам будет легко и в отношениях с другими. То, что у вас внутри, так или иначе отражается снаружи, во внешнем.

Ошо об отношениях

Чтобы создать хорошие отношения, приносящие счастье, Ошо рекомендует отбросить маски, все эти фальшивые лица, которые мы привыкли носить и показывать другим. Нужно быть настоящим, открыть свое сердце другому и отбросить скрытность, иначе любви не будет. Мы должны быть открытыми прозрачными существами, видя, что происходит в сердце друг друга, тогда между нами исчезает пропасть.

Настоящая любовь в отношениях может возникнуть только тогда, когда оба видят друг в друге духовное начало, а не просто тело. Такие люди, признаваясь в любви, фактически, имеют в виду следующее: «Я увидел тебя настоящую, поэтому я не обманываюсь твоей внешностью. Твое тело со временем постареет, но я увидел тебя настоящую, твое глубочайшее внутреннее ядро, твою божественную природу». Ошо говорит, что симпатия поверхностна, в то время как настоящая любовь проникает в самое сердце человека, входя в контакт с вечной душой. Люди, которые не осознают свою истинную природу, природу души, неспособны любить по-настоящему.

Настоящая любовь, в отличие от эгоистической влюбленности, - это верность двух сердец. Нет необходимости выражать ее словами, это должна быть безмолвная верность двух сердец, преданность одной души другой. Эта преданность не нуждается в словесном выражении, это безмолвная преданность: глаза - в глаза, сердце - в сердце, душа - в душу.

Если ты живешь с мужчиной или женщиной, и при этом не любишь по-настоящему, ты живешь в грехе. Заниматься любовью без настоящей любви - это грех против самой любви, независимо от того, находитесь вы в браке или нет.

Тема отношений очень обширна и сложна, но каждый должен ее изучать, потому что, по сути, мы живем в мире отношений, и никуда от них не деться. Чтобы создать хорошие отношения, нужно знать, как это правильно сделать, не попавшись в ловушку влюбленности, чтобы потом не страдать и не испытывать разочарований в любви. Эта тема хорошо освещена в книге Ошо «Любовь, свобода, одиночество».

И напоследок еще несколько мудрых цитат Ошо

Вся наша жизнь - это чужая страна, куда мы приходим из неведомого источника. Мы однажды появились здесь и однажды исчезнем, вернувшись к изначальному источнику. Это короткое путешествие, у нас не так много времени, поэтому лучшее, что мы можем сделать - это внести как можно больше радости в нашу жизнь. И отношения - это как раз та сфера, в которой нам предстоит действовать, неважно, любовные это отношения, дружеские или какие-либо еще.

Не тратьте свое драгоценное время и энергию на то, чтобы сделать свою жизнь мрачной и печальной. Дарите людям больше любви, и вы увидите, что ее от этого меньше не становится - она возвращается к вам во все больших и больших количествах.

Вот простой секрет успеха, любви и счастья: Посеешь мысль - пожнешь действие. Посеешь действие - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. А посеешь характер - пожнешь судьбу. Можно проследить, что любая судьба начинается с мысли.

Мыслите позитивно и разумно! Любви и счастья в отношениях!

Loading...Loading...