Организуем правильно учет принятых обязательств. Организуем правильно учет принятых обязательств Принятые денежные обязательства в 1с

В начале 2014 года в части бюджетного финансирования вступило в силу ограничение на сумму закупок по прямым договорам до 100 тысяч рублей. А в начале 2015 года в учете государственных учреждений появилось новое понятие «принимаемые обязательства». Это понятие подразумевает, что учреждение принимает обязательства на сумму будущего контракта или договора. В Единой информационной сети размещается извещение с указанием имеющейся суммы, а также предмета контракта (договора). И, изначально, точная сумма и поставщик неизвестны, но принимать обязательства перед размещением бухгалтер обязан. В этой статье рассмотрим весь алгоритм работы с принимаемыми обязательствами в программе 1С: БГУ 8 ред. 2.0.

Чтобы зарегистрировать принимаемые обязательства, как и при прямых договорах, работу начинаем с создания нового элементы в справочнике «Договор или иное основание возникновения обязательств»:

Вид договора выбираем – «С поставщиком»:

Как и с прямыми договорами, нужно установить галочку в реквизите «Учет предмета договора»:

После установки этого флага станет доступно для редактирования поле «Заключается по результатам конкурсных процедур»:


При установке галки в этом поле форма изменяется, исчезает обязательное для заполнения поле «Контрагент» (потому что конкурсные процедуры подразумевают наличие несколько участников и заранее поставщик, который станет победителем, неизвестен). Также появляются дополнительные поля для установки флагов:

Отметим только реквизит «Заключается по результатам конкурсных процедур».
После заполняем документ привычным образом. Вид обязательства (первичный документ) выбираем «Извещение»:

После сохранения договора принимаем обязательства с помощью создания на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам»:

Заполняем документ необходимыми данными на начальную максимальную сумму, которая указана в извещении на торги (реквизит «Контрагент» необходимо оставить незаполненным, так как во время размещения сообщения о торгах контрагент неизвестен):

Обратите внимание, что вид обязательства автоматически - «Принимаемое обязательство».
Перейдем на вкладку «Бухгалтерская операция», выбираем типовую операцию «Регистрация обязательств», снимаем флаг с реквизита «Бюджетные данные с детализацией по КОСГУ»:

После проведения документа формируются следующие проводки по принимаемым обязательствам:

На этом подготовительные операции бухгалтера к проведению конкурсных процедур закончены.
Вообще, конкурсные процедуры – это процесс выявления победителя по предоставлению услуг или поставке товаров с ограничением на максимальную сумму. Поэтому такие процедуры могут иметь два исхода: победитель определен или конкурсные процедуры окончены без победителя. В свою очередь, если победитель определен, то можно предусмотреть два варианта: победитель определен на всю начальную максимальную сумму или конкурсные процедуры окончены с экономией (конечная сумма меньше начальной максимальной суммы).
По порядку рассмотрим все возможные варианты.
После окончания конкурсных процедур, начинаем регистрацию результата. Для этого обратимся к договору, который создавали перед публикацией извещения. Откроем элемент для изменения:

Установим флаг в позицию «Конкурсные процедуры завершены»:

Теперь будем рассматривать разные варианты окончания торгов.
1. Конкурсные процедуры окончены с определением победителя.
Устанавливаем переключатель в реквизите «Заключением договора» (означает, что в результате конкурсных процедур победитель определен). После установки переключателя форма изменяется, на ней становятся доступны для заполнения дополнительные поля:

В реквизите «Контрагент» выбираем или создаем новый элемент справочника «Контрагенты». В реквизите «Вид обязательства» изменяем вид первичного документа на «Договор» (так как уже известна сумма и поставщик услуг или товаров):

Указываем дату договора:

Сохраняем элемент, затем регистрируем на основании договора обязательства:

Формируется не новый документ, а производится корректировка имеющегося, у табличной части документа появляется столбец «Изменения». Данный столбец необходим для отражения экономии (если сумма заключения договора с поставщиком меньше заявленной начальной максимальной суммы):

В случае, если договор заключен с экономией, в столбце «Изменения» в строке «Сумма» прописывается со знаком «минус» сумма экономии (сумма в последнем столбце пересчитывается программой):

При проведении документ формирует следующие движения по счетам:

Если договор был заключен на всю начальную максимальную сумму – столбец необходимо оставить без изменений (пустым).
2. И второй вариант окончания торгов – победитель не определен, или торги проведены не были.
Также обратимся к договору, который создавали перед публикацией извещения, и откроем элемент для изменения. В форме установим флаг в реквизите «Конкурсные процедуры завершены» и переключатель в реквизите «Отказом от договора»:

Также на основании необходимо зарегистрировать обязательства:

При формировании обязательства с исходом торгов без определения победителя в колонке «Изменения» автоматически сторнируются количество и сумма позиции.
После проведения этого документа формируются следующие проводки:

Вся сумма принимаемых обязательств сторнируется.
В статье рассмотрены все возможные варианты исхода торгов, показан алгоритм регистрации обязательств, сформирована необходимая цепочка документов.

Согласно требованиям п. 308 Инструкции № 157н объектами учета, операции с которыми подлежат отражению на счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета, в частности, являются:

  1. суммы, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам),
  2. принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства).

На счетах 500.хх «Санкционирование расходов экономического субъекта» применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, формируемые по финансовым периодам:

  1. 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»,
  2. 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)»,
  3. 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)»,
  4. 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»,
  5. 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) в предыдущем финансовом году.

Изменения сумм, утвержденных планом ФХД учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) и в принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства) отражаются корреспонденциями на соответствующих счетах 500.хх:

  1. при утверждении увеличения показателей - со знаком «плюс»,
  2. при утверждении уменьшения показателей - со знаком «минус».

По завершении текущего финансового года показатели по соответствующим счетам учета утвержденных сметных (плановых) назначений и обязательств (аналитическая группа 10) на следующий год не переносятся. В соответствии с требованиями абз. 1 п. 310 Инструкции № 157н операции по санкционированию обязательств на основании инвентаризации расчетов должны быть сформированы вновь в текущем финансовом году с учетом остатка принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Показатели по соответствующим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу в первый рабочий день текущего финансового года:

  1. показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года,
  2. показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года),
  3. показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

После переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов второго года, следующего за очередным, (аналитическая группа 40), обнуляются.

Учет операций по санкционированию осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных учреждением, с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета (п. 314 Инструкции № 157н).

Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» предусмотрена форма Журнала регистрации обязательств (код формы 0504064).

Журнал (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале (ф. 0504064) указываются:

  1. основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа),
  2. номер счета бухгалтерского учета,
  3. сумма (в рублях, в иностранной валюте),
  4. дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет,
  5. дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала (ф. 0504064) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению.

Согласно Приложению №5 к приказу Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н форма соответствующего Журнала (ф. 0504064) носит рекомендательный характер, при этом

  • учреждение вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели, изменять расположение и порядок следования как регламентированных, так и дополнительно добавленных реквизитов,
  • удаление отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом № 52н, не допускается.

В рамках учетной политики в отношении операций по санкционированию расходов учреждению необходимо утвердить:

  1. порядок документооборота, в том числе при принятии и исполнении денежных обязательств,
  2. формы и порядок применения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы,
  3. дополнительные реквизиты (при необходимости), вносимые в формы унифицированных первичных документов и регистров бухгалтерского учета,
  4. порядок вывода на бумажные носители электронных форм документов и регистров,
  5. порядок хранения и предоставления электронных первичных и сводных документов, регистров бухгалтерского учета,
  6. порядок формирования регистров бухгалтерского учета на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронно-цифровую подпись (при наличии технической возможности).

В случае, если учреждение принимает решение использовать дополнительные регистры бухгалтерского учета в части систематизации операций по санкционированию расходов, их форма должна быть разработана в соответствии с требованиями п. 11 Инструкции № 157н, согласно которому неунифицированные формы регистров должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование регистра,
  • наименование субъекта учета, составившего регистр,
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр,
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета,
  • величина денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения,
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра,
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Учет принятых обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Таблица 1

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия обязательства

1.Поставка товаров, работ, услуг.

Подписанный и скрепленный печатью договор, государственный контракт, муниципальный контракт.

2.Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

3. Выдача денежных средств в подотчет.

4.Налоги, сборы, пошлины, пени, штрафы, иные платежи.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета, иные первичные документы.

Таблица 2

Для хранения перечня договоров, государственных и муниципальных контрактов, а также иных оснований возникновения обязательств (исполнительных листов, приказов руководителя и т.д.) предназначен справочник «Договоры и иные основания возникновения обязательств». Справочник можно открыть по соответствующей ссылке на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование» (Рис.1). В справочнике предусмотрена возможность быстрого отбора по реквизитам «Организация», «Контрагент» и «Актуальность».

Для договоров с поставщиками в реквизите «Вид договора» должно быть установлено значение «С поставщиком». Кроме того, мы рекомендуем для этого типа договоров устанавливать флаг «Учет предмета договора» для корректного формирования отчета «Реестр закупок» (Рис.2).


Реквизит «Вид обязательства» представляет собой элемент справочника «Виды первичных документов», который заполняется пользователем вручную. При установленном флаге «Контроль заполнения рабочего наименования» наименование договора формируется автоматически на основании данных, введенных в поля «Вид обязательства», «от:» и «№». Флаг «Заключается по результатам конкурсных процедур» устанавливается, если обязательство принимается путем проведения конкурсных процедур (будет рассмотрено в разделе 5.Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.).

Для регистрации в программе самого факта принятия обязательств учреждения предназначен документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Документ можно ввести из карточки договора по кнопке «Создать на основании» (Рис.3).


Заполненный документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис. 4. На закладке «Внебюджетные средства» следует указать перечень товаров, работ, услуг с расшифровкой по кодам бюджетной классификации, которые должны быть поставлены согласно данного договора. Назначение реквизита «В т. ч. безусловно» будет разъяснено нами в разделе «Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0»


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.5.


Обратим внимание на то, что из правильно заполненного и проведенного документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» впоследствии можно будет ввести документ «Поступление МЗ» для оприходования поступивших в учреждение материальных запасов (Рис.6).


В случае принятия всех прочих обязательств (кроме поставки товаров, работ, услуг) карточку договора рекомендовано заполнять так, как по казано на Рис.7, выбирая в реквизите «Вид договора» значение «Иное основание обязательства». Состав реквизитов карточки договора при этом изменяется, в частности становятся недоступными реквизиты «Контрагент», «Счет контрагента» и другие.


Введенный на основании документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для иных оснований возникновения обязательств будет выглядеть так, как показано на Рис.8, в частности, в табличной части документа будет отсутствовать графа «Номенклатура».


В случае, если в реквизите «Вид договора» установлено значение «С поставщиком», из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о бюджетном обязательстве ф.0506101» (Рис.9).


Учет обязательств, принимаемых путем проведения конкурсных процедур, в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Принимаемые обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Таблица 3

Для регистрации в программе факта размещения заказа на поставку товаров, работ, услуг карточку договора необходимо заполнить так, как это показано на Рис. 10, т. е. для вида договора «С поставщиком» необходимо установить флаги «Учет предмета договора» и «Заключается по результатам конкурсных процедур». На этом этапе работы реквизиты «Контрагент» и «Счет контрагента» становятся не доступными, поскольку поставщик пока не известен.


Введенный на основании карточки договора документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлен на Рис.11.


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.12.


На Рис.13 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность»).


После того, как государственный (муниципальный) контракт заключен, необходимо вернуться в карточку договора, установить флаг «Конкурсные процедуры завершены», установить переключатель в положение «Заключением договора», а так же указать в поле «Контрагент» поставщика, указать дату и номер государственного (муниципального) контракта (Рис.14).


Для корректного формирования отчета «Реестр контрактов» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») и печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н в карточке договора необходимо дополнительно заполнить закладку «Характеристики», содержащую дополнительные сведения о государственном (муниципальном) контракте (Рис.15).


На основании отредактированной таким образом карточки договора необходимо ввести еще один документ «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.16). В нашем примере итоговая цена контракта на 50 000 руб. меньше первоначальной цены. В графу «Всего:» итоговую сумму контракта необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит.


На закладке «Дополнительно» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» можно заполнить ряд дополнительных сведений о государственном (муниципальном) контракте для корректного формирования печатной формы Сведений о заключенном контракте согласно Порядку, утвержденному приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2014 г. N 18н (Рис.17).


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.18.


Отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» при этом будет иметь следующий вид (ссылка «1С-отчетность» на панели навигации раздела «Учет и отчетность») (Рис.19).


Замечание. В графе 6 «Принятые обязательства - Всего» сумма 500 000 руб. в нашем примере складывается из итоговой суммы контракта 450 000 руб. и заключенного договора с единственным поставщиком на сумму 50 000 руб., рассмотренного нами выше.

Из журнала документов «Регистрация обязательств и сведений по договорам» по кнопке «Печать» можно распечатать «Сведения о контракте (приказ 18н)» (Рис. 20).


Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.21).


Сформируем отчет «Результаты конкурсных процедур» (ссылка «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование») (Рис.22).



Учет денежных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Основаниями для принятия денежного обязательства являются:

  1. при поставке товаров - накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура,
  2. при выполнении работ, оказании услуг - акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура,
  3. исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ),
  4. иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Министерства финансов РФ.

Не требуют документа-основания обязательства, связанные с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений - подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги.

Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, государственного (муниципального) контракта.

При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем письменных заявлений подотчетного лица с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

Таблица 4

Факт хозяйственной жизни

Документ-основание принятия денежного обязательства

1.Поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Счет, товарная накладная, акт приемки-передачи, акт выполненных работ, счет-фактура.

2. Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда.

Расчетные ведомости, приказы руководителей, регистры налогового учета.

3. Налоги, сборы, пошлины, взносы, иные выплаты, пени штрафы.

Бухгалтерская справка, исполнительный лист, судебный приказ, регистры налогового учета.

4. Выдача денежных средств в подотчет.

Утвержденное руководителем письменное заявление работника на выдачу в подотчет. На основании утвержденного руководителем авансового отчета принятое обязательство нужно откорректировать на суммы выданного перерасхода либо возвращенного остатка.

5. Авансы контрагентам.

Договор, государственный (муниципальный) контракт, предусматривающий аванс.

Таблица 5

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 бухгалтерские операции по принятию денежных обязательств включены в документы оприходования товаров, работ, услуг, начисления заработной платы, т. е. в документы «Поступление МЗ», «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете».

Отметим, что документ «Поступление МЗ» можно ввести на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» нажатием кнопки «Ввести на основании» (Рис.25).


Для того, чтобы документ «Поступление МЗ» сделал бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства на закладке «Бухгалтерская операция» документа необходимо установить флаг «Принять денежное обязательство» и указать раздел лицевого счета бюджетного учреждения либо отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (Рис.26).


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.27.


Аналогичным образом принимаются денежные обязательства в случае документов «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Отражение зарплаты в учете». Заметим, что в вышеперечисленных документах при выборе типовой операции «Поступление от подотчетных лиц» нет возможности сформировать бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств.

При перечислении подотчетных сумм бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства формируются документом «Заявление на выдачу аванса», расположенным на панели навигации раздела «Денежные средства».

Напомним, что в момент подписания руководителем заявления подотчетного лица на выдачу в подотчет необходимо зарегистрировать и принятое обязательство документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (см. выше). В поле «Обязательство» документа «Заявление на выдачу аванса» необходимо указать тот же самый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств», который был указан в поле «Договор» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» для корректного формирования регламентированного регистра Журнал регистрации обязательств ф.0504064.

Заполненный документ «Заявление на выдачу аванса» представлен на Рис.28.


Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.29.


На основании заполненного и проведенного документа «Заявление на выдачу аванса» можно ввести документ «Авансовый отчет» (Рис.30).


На Рис.31 представлена закладка «Израсходовано» документа «Авансовый отчет», которым подотчетное лицо отчиталось на сумму, меньшую, чем была указана в заявлении.

Бухгалтерские записи документа представлены на Рис.32. Обратим внимание, что программа автоматически уменьшила сумму принятого денежного обязательства на остаток подотчетной суммы, не израсходованной подотчетным лицом. Проводка по корректировке принятого денежного обязательства будет сформирована документом «Авансовый отчет» только в том случае, если он будет введен на основании документа «Заявление на выдачу аванса».


Отметим, что принятое обязательство необходимо будет откорректировать вручную. Для этого на основании документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо ввести новый экземпляр документа такого же вида и отредактировать его так, как показано на Рис.33.


В графу «Всего:» сумму авансового отчета необходимо внести вручную, сумма в графе «Изменения» будет рассчитана автоматически. Графа «До изменений:» редактированию не подлежит. Бухгалтерские записи документа представлены на Рис. 34.


В случае, когда договором (государственным, муниципальным контрактом), предусмотрен аванс, денежное обязательство должно быть принято на сумму авансового платежа в момент регистрации расходного обязательства документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам». Для этого в документе «Регистрация обязательств и сведений по договорам» на закладке «Внебюджетные средства» необходимо указать сумму аванса в поле «В т.ч. безусловно», а на закладке «Бухгалтерская операция» установить флаг «Принять денежные обязательства для безусловных обязательств текущего года» (Рис.35, Рис.36).



Бухгалтерские записи документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» представлены на Рис.37.


Кроме того, в документах «Поступление ОС, НМА, НПА», «Поступление услуг, работ», «Поступление МЗ» в случае наличия бухгалтерской записи по зачету выплаченного контрагенту аванса сумма принятого денежного обязательства будет уменьшена на сумму зачтенного аванса. На Рис.38 представлены бухгалтерские записи документа «Поступление ОС, НМА, НПА», иллюстрирующего описанную ситуацию.


Принимать денежное обязательство вместе с обязательством учреждения удобно также в случае, когда начисление кредиторской задолженности выполняется документом «Операция (бухгалтерская)», для которого отсутствует механизм автоматического формирования проводок по принятию денежных обязательств. Это актуально, например, при начислении некоторых налогов, штрафов, пеней и т.д. В этом случае в поле «В т.ч. безусловно» на закладке «Внебюджетные средства» документа «Регистрация обязательств и сведений по договорам» необходимо указать всю сумму принимаемого обязательства.

Сформируем отчет «Сводные данные об исполнении плана ФХД» (Рис.39). Отметим, что в графы «Не исполнено обязательств» и «Не исполнено денежных обязательств» попадают суммы, по которым не прошёл кассовый расход.


Сформируем регламентированный регистр «Журнал регистрации обязательств ф.0504064», который можно открыть по ссылке «Отчеты по планированию и санкционированию» на панели навигации раздела «Планирование и санкционирование». Сформированный отчет представлен на Рис.40.


Учет отложенных обязательств в ПП 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0.

Отложенные обязательства - обязательства со сроками исполнения за пределами трехлетнего планового периода, точную величину и (или) время исполнения которых определить невозможно.

Согласно Письму Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 одновременно с отражением в бухгалтерском учете начисленных резервов следует сформировать бухгалтерские записи по принятию отложенных обязательств.

Отложенных обязательств возникают при формировании следующих видов резервов:

  1. по оплате отпусков за фактически отработанное время и по компенсациям за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении,
  2. по соответствующим страховым взносам на выплаты отпускных,
  3. по обязательствам, оспариваемым в судебном порядке,
  4. по расходам на планируемые организационно-штатные мероприятия,
  5. по обязательствам, по которым отсутствуют первичные документы.

Отложенные обязательства отражаются в учете на основе оценочных значений. Пример определения оценочного значения по резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время приведен в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Резерв на оплату отпусков может рассчитываться тремя способами:

  1. персонифицировано по каждому сотруднику,
  2. по учреждению в целом,
  3. по отдельным категориям сотрудников (группам персонала).

Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

Конкретный перечень резервов, а также порядок и сроки их формирования устанавливаются учреждением в рамках учетной политики.

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой. Наиболее правильным представляется ежемесячное определение оценочных резервов. Однако учреждение может установить и иной, наиболее приемлемый для себя период.

При инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности суммы резервов могут быть скорректированы в порядке, установленном учетной политикой.

Согласно письму Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 учреждение начисляет резерв для оплаты отпусков следующими бухгалтерскими записями.

Таблица 6

Примечание. В отличие от письма Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 в п. 167 Инструкции № 174н и п. 196 Инструкции № 183н предусмотрено принятие текущего обязательства за счет принятого ранее отложенного обязательства корреспонденцией Д502.99 К 502.11.

При использовании такой корреспонденции на счете 506.99 накапливаются суммы отложенных обязательств, поэтому целесообразно воспользоваться схемой корреспонденций, предложенной в письме Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

В программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2.0 принятие отложенного обязательства и уменьшение ранее учтенного отложенного обязательства отражается документом «Операция (бухгалтерская)». На Рис. 41 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по принятию отложенного обязательства в сумме начисленного резерва по оплате отпусков и начислений на выплаты отпускных.


На Рис.42 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения» с автоматически заполненным разделом 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего».


На Рис.43 представлен документ «Операция (введенная вручную)» по уменьшению отложенного обязательства на сумму начисленных за счет резерва отпускных и соответствующих начислений в фонды.


Операция по принятию обязательства текущего года (2 строка таблицы) отражается документом «Регистрация обязательств и сведений по договорам» (Рис.44).


На Рис.45 представлен заполненный регламентированный отчет ф.0503738 «Отчет об обязательствах учреждения», сформированный после корректировки отложенного обязательства и принятия обязательства текущего финансового года.


1. Размещение заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг

При объявлении конкурсной процедуры на основании извещения о проведении конкурса, торгов, запроса котировок необходимо создать новый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств» (меню «Расчеты» ) на предполагаемую сумму будущего договора (контракта). Сумма договора (контракта) в результате конкурсных процедур может измениться. (рис.1)

Сведения о контрагенте (поставщике) не указываются, т.к. конкурсные процедуры еще не завершены, победитель (поставщик) пока не определен. (Рис.2)



В момент размещения извещения о конкурсной процедуре регистрируется обязательство по начальной (максимальной) цене договора (контракта). По созданному в программе договору вводится План-график финансирования обязательства (закладка План финансирования/Сроки,суммы), (рис.3)

В Плане-графике финансирования обязательства указывается максимальная цена договора (контракта), срок исполнения. В табличную часть вводятся данные о периоде платежа, КФО, КПС, КЭК, предмете договора (номенклатура), количестве, цене и сумме.

По кнопке «Ввести на основании» создается документ «Принятое обязательство» - для бюджетных и автономных учреждений и «Принятое бюджетное обязательство» - для казенных учреждений. (рис.4)

Рис.4

Вид операции в созданном документе необходимо выбрать «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры)» , рис.5

Этот документ будет полностью заполнен на основании Плана-графика, необходимо будет только заполнить данные о лицевом счете на вкладке «Реквизиты обязательства». В этом документе указана начальная (максимальная) цена договора (контракта).

Конкурсные процедуры - это процесс выявления победителя по предоставлению услуг и поставке товара. Такие процедуры могут быть закончены выявлением победителя или конкурсные процедуры завершились без победителя. В свою очередь, если победитель определен, то здесь возможны два варианта: начальная (максимальная) цена договора (контракта) осталась прежней или торги закончились экономией (снижением цены). Рассмотрим все варианты.

Рис.5

2. Принятие обязательства по результатам конкурсной процедуры

После окончания конкурсной процедуры, возвращаемся к созданному нами документу «Договор»(извещение). Заполняем в нем все данные, которые стали известны после заключения договора (контракта): наименование поставщика (контрагента), вид обязательства (договор, №, дата), (рис.6)

Рис.6

Если в результате конкурсных процедур цена контракта не меняется, то на основании откорректированного договора (заполнили данные о поставщике и договоре) вводим документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». План-график не меняем.

Если по результатам конкурсных процедур, договор заключен с экономией, открываем договор, по кнопке «Изменить план-график финансирования обязательства» датой подписания договора вносятся изменения в План-график. В новом документе в графе «Изменения» вносится сумма изменения со знаком минус. (рис.7)

Рис.7

После внесения изменений в на основании договора вводится документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». (рис.8)

Для отражения суммы экономии, которая получилась в результате конкурсных процедур, на основании договора вводится еще один документ «Принятое обязательство» с видом операции «Экономия по результатам конкурсных процедур». (рис.9)

Если в результате конкурсных процедур победитель не выявлен и конкурсные процедуры завершены отказом от заключения договора, необходимо вернуться в карточку договора, изменить План-график финансирования обязательств . В новом документе в графе Изменения внести данные по сумме и количеству со знаком «минус», чтобы значения план-графика обнулились. После внесения изменений в План-график, ввести принятое обязательство с видом операции «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры») . На закладке суммы обязательства автоматически заполнится сумма с «минусом». Все данные отсторнируются.

Согласно Приказа Минфина России № 52н от 30.03.2015 учет операций по принятым обязательствам ведется в Журнале регистрации обязательств по ф.0504064 (Бухгалтерский учет - Регламентированные регистры бухгалтерского учета ) Рис.11

Рис.11

На сегодняшний день Министерство финансов России обязала предприятия проводить бухгалтерский учет в системе 1с. Для этого разработан пакет документов, который необходим для проведения учета бюджетных обязательств. В бухгалтерии есть понятия первичной и вторичной документации.

Для того, чтобы провести любые операции с денежными средствами, составляется заявка на кассовый расход(форма 0531801и 0531851). К ней добавляется еще один документ на проведение необходимых действий с денежными средствами в наличной форме. Для того, чтобы оформить операцию по проведению оплаты денег на поставку материальных средств, а так же на выплату за проведенную работу. В документе указываются соответствующие реквизиты, которые подтверждают создание денежного обязательства.

Если необходимо провести платеж с авансовыми выплатами, которые оговорены в пунктах государственного контракта связанными с приемкой товара, предоставление услуг, и денежные обязательства, которые относятся к выплате аренды, то в таком случае расчетные счета в документах на оплату в Заявке указывать не обязательно.

В таком случае, для подтверждения операций с деньгами, лицо, которому они передаются, обязано предоставить отчетность в Федеральное казначейство, или его представительство. Вместе с заявлением, предъявляется контракт на оказание государственных услуг. это является подтверждающим документом.

К таким документам относятся:

  1. Если речь идет о поставке товара, то таким документом является накладная ведомость и заключение;
  2. В случае операций по приему или передачи - ведомость счет-фактура;
  3. Заключение о выполненных услугах;
  4. Счет-фактура;
  5. Лист к исполнению, приказ из суда.
А так же ряд других документов, обязательных по закону.

Не обязательными к предъявлению могут быть:

  1. Подотчетные средства, например, зарплата;
  2. Социальные выплаты населению;
  3. Документы на предоставление бюджетных инвестиций;
  4. Субсидии юрлицам;
При выполнении расчетов с подотчетными органов денежные документы должны быть заверены руководством организации, а так же подписями главного бухгалтера. с дальнейшими рекомендациями исполнению бухгалтерского отчета.

Указанием по использованию ЕПСБУ даны разъяснения относительно того, какая сумма для учета превышения для отчета по расходам, должна отражаться на счетах, она признана принятой данным лицом денежными обязательством.

Операции с денежными средствами, относительно выплат заработной платы, стипендий выполняются исходя из расчетов расчетам, и распоряжениями руководителя, согласно указанной в них дате.

Источник: konsultaciya-yurista-onlain.ru


Существуют разные типы бюджетных организаций. В соответствии с действующим законодательством они бывают собственно бюджетные, казенные и автономные. До момента вступления в силу...


Бюджетный учет - система регистрации всех операций в денежном выражении касательно бюджетных средств, в обязательном порядке ведется согласно плана счетов и бюджетной...


Под бюджетными ассигнованиями предусматриваются любые средства, выданные из бюджета распорядителям или получателям. К ним относятся средства на содержание государственных...


Во многих государственных учреждениях и предприятиях есть либо кафе, либо столовые, находящиеся на балансе соответствующего учреждения. К таковым можно отнести столовые при...

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных? В каком объеме должны отражать обязательства казенные учреждения, а в каком — бюджетные и автономные учреждения? Какие проводки при этом делаются? На эти и другие вопросы отвечает эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету (задать ей вопрос можно в разделе форума « »).

Типы учреждений

Как известно, Федеральный закон от 08.05.10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.

Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство. После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).

Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ . Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н (далее Инструкция № 183н).

Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).

В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155 , где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.

Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных?

Понятие бюджетных и денежных обязательств приведено в статье 6 Бюджетного кодекса:

бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (сметных назначений) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами.

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

Учет обязательств в казенных учреждениях

Бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с положениями Инструкции 157н и Инструкции № 162н.
Согласно пункту 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.

В письме от 21.01.13 № 02-06-07/155 Минфин указывает, в каком объеме бюджетные обязательства подлежат отражению в учете:

  • обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году отражаются в бюджетном учете в сумме заключенных контрактов, договоров ;

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, должны учитываться в составе обязательств текущего финансового года. То есть в 2013 году по счету 50201 могут учитываться принятые еще в прошедшем, 2012 году, бюджетные обязательства.

  • обязательства по оплате труда — в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
  • обязательства по выплате командировочных расходов (в том числе авансовых платежей) — в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, — в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат).

В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств. Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств.

Отражение в бюджетном учете принятых денежных обязательств осуществляется в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н. По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

Пример

Учреждение заключило договор на информационно-технологическое сопровождение программного продукта. В бюджетном учете отражены следующие хозяйственные операции:
1. Отражены принятые бюджетные обязательства по прочим услугам на сумму стоимости услуг по договору:
Дебет 1.501.Х.3.226 Кредит 1.502.Х.1.226
2. Отражены принятые денежные обязательства по прочим услугам на сумму принятых денежных обязательств (счет на оплату, акт выполненных работ (оказанных услуг) и др.):
Дебет 1.502.Х.1.226 Кредит 1.502.Х.2.226
3. Произведен расчет с поставщиком за выполненные работы (оказанные услуги):
Дебет 1.302.2.6.830 Кредит 1.304.0.5.226

Учет обязательств в бюджетных и автономных учреждениях

Как следует из письма Минфина России от 21.01.13 № 02-06-07/155 , бюджетные и автономные учреждения отражают принятые обязательства, в том числе денежные, в порядке, установленном Инструкцией № 174н, а также Инструкцией № 183н. При этом учреждения должны учитывать положения пунктов 1 и 2 письма указанного письма Минфина.

Бюджетным и автономным учреждениям следует, в первую очередь, обратить внимание на следующие моменты в части отражения в бухгалтерском учете принятых обязательств:

  • публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году отражаются в бухгалтерском учете в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) — в сумме заключенных соглашений;
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели:

В сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии, если иное основание для предоставления субсидии на иные цели не предусмотрено нормативными правовыми актами,

В объеме лимитов бюджетных обязательств соответствующего бюджета на указанные цели, если в соответствии с нормативными правовыми актами основанием для предоставления субсидии на иные цели не является заключение соответствующих договоров (соглашений);

  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений, обусловленных соглашением (договором), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, — в сумме заключенных соглашений (договоров).

Принятие бюджетным (автономным) учреждением соответствующих расходных обязательств (в пределах доведенных плановых назначений) отражается так:

Дебет 0.506.Х.0.200,300 Кредит 0.502.Х.1.200,300

Принятие бюджетным (автономным) учреждением денежных обязательств (в пределах принятых расходных обязательств) на основании первичных бухгалтерских документов (табель, накладные, акты, счета-фактуры и т п.) отражается так:

Дебет 0.502.Х.1.200,300 Кредит 0.502.Х.2.200,300

Loading...Loading...