Надеваем колготки в фотошоп. Надеваем колготки в фотошоп Как сделать рисунок на капроновых колготках

В этом уроке я расскажу вам как была создана моя работа для конкурса посвященного теме «Safe Art».

Материалы для урока:

Шаг 1

В качестве основного исходника я выбрала картину французского художника Гийома Синьяка (Guillaume Seignac (1870-1924)) - «Пробуждение Психеи».

Второе фото которе я буду использовать - это девушка в пеньюаре.

Основными критериями поиска второго фото, были:

  1. схожесть позы моделей;
  2. легкий, прозрачный наряд.

Шаг 2

Откройте основное изображение «Пробуждение Психеи» в Photoshop. Затем добавьте в этот же документ изображение «Девушка в пеньюаре». Отразите изображение с девушкой по горизонтали.

Примечание переводчика: Редактирование — Трансформирование — Отразить по горизонтали.

Затем, понизьте непрозрачность (opacity) слоя с моделью и уменьшите масштаб изображения и угол поворота так, что бы пропорции девушки приблизительно совпадали с пропорциями Психеи.

Шаг 3

Дублируйте слой с моделью. Отключите видимость оригинального слоя с девушкой. Я всегда создаю копии слоев с основными изображениями - это небольшая страховка. Добавьте к слою-копии слой маску. Активируйте инструмент Кисть (Brush tool) и скройте тело модели, оставив видимым лишь участок с одеждой. Переименуйте слой-копию и назовите его «Неглиже» (Negligee).

Шаг 4

Трансформируем пеньюар, для того что бы «одеть» его на Психею.
Для этого я использовала инструмент Марионеточная деформация (Puppet warp tool). Если честно, то это был мой первый опыт использования данного инструмента! Хотя данная функция была давно мне интересна, но любопытство победило только сейчас.

Для трансформации нижнего белья, создайте контрольные точки, а затем передвигайте их, добиваясь наилучшей формы.

Когда вы будете довольны результатом трансформации просто нажмите ОК.

Ничего себе! Это было так быстро и просто! Марионеточная деформация (Puppet warp tool) — я люблю тебя! :)

Шаг 5

Дублируйте слой «Неглиже» (Negligee). Переименуйте слой-копию в «Нижнее белье» (Bra Set). Разместите слой «Нижнее белье» под слой «Неглиже». Затем отключите видимость слоя «Неглиже».

Добавьте к слою «Нижнее белье» слой-маску. Используя инструмент Кисть (Brush tool), скройте одежду, оставив видимыми лишь участки на бедрах и груди. Так же нужно скрыть украшение-кулон. Для этого используйте инструмент (Spot healing tool).

Шаг 6

Снова перейдите к слою «Неглиже». Верните видимость данного слоя.
Теперь займемся общей корректировкой цвета. Для этого мы будем ориентироваться на общую цветовую гаму картины. Перейдите к: Изображение - Коррекция - Подобрать цвет (Image - Adjustments - Match Color).

Займемся настройками данного меню. Перейдите к "Источник " (Source) и установите как образец psd файл с картиной "Пробуждение Психеи". Затем настройте "Слой " (Layer), для этого сделайте щелчок по мини треугольнику и в списке установите слой "Задний план" (background) (слой с оригиналом картины).

Шаг 7

Теперь одежда выглядит лучше, но для того что бы добиться еще более натуралистичного эффекта мы добавим корректирующий слой Фотофильтр (Photo Filter.).

Цвет фотофильтра установите "Сепия" (Sepia). Плотность фильтра - 25%.

Теперь понизьте непрозрачность (opacity) слоя с неглиже до 40%. Добавьте к данному слою слой-маску, и мягкой черной кистью с небольшой непрозрачностью, обработайте край наряда, для того что бы сделать контур неглиже более мягким.

Шаг 8

Для удобства работы я временно отключаю видимость слоя «Неглиже» (Negligee). Перейдите к слою "Нижнее белье" (Bra Set) и понизьте его непрозрачность (opacity) до 40%.

При работе со слоем "Нижнее белье" (Bra Set) мы так же используем слой-маску и замаскируем край одежды. На рисунке ниже, вы видите что получилось у меня. Для работы я использовала мягкую круглую черную кисть с непрозрачность около 20%.

После понижения непрозрачности слоев"Нижнее белье" и "Неглиже", необходимо замаскировать соски модели на картине. Для того что бы это сделать воспользуйтесь инструментом Точечная восстанавливающая кисть (Spot healing tool). Рекомендую работать с данным инструментом предварительно создав копию фонового слоя с картиной.

Создайте новый слой. Активируйте инструмент Кисть (Brush tool). В настройках установите цвет кисти на серо-голубой. Тип кисти - круглая мягкая; непрозрачность - около 40%.

Примечание переводчика : выберите голубой оттенок, используя инструмент Пипетка.

На новом слое прорисуйте нужную область, как показано на рисунке ниже.

Дублируйте слой "Неглиже" и установите его режим наложения (blend mode) на Мягкий свет (Soft Light).

На данном этапе схема слоев выглядит так:

На мой вкус, картинка выглядит хорошо!

Шаг 9

Теперь давайте добавим чулки! Прежде всего создайте дубликат слоя с девушкой в бигуди. Добавьте к нему слой-маску и скройте все изображение кроме участка с чулком.

Примечание переводчика: после маскировки примените слой-маску к слою.

Затем снова обратитесь к инструменту Марионеточная деформация (Puppet warp tool) и скорректируйте чулок так, что бы он идеально лег на ногу персонажа картины. Не забудьте подправить положение подвески!

Шаг 10

Активируйте инструмент Палец (Smudge tool). В настройках инструмента установите круглую жесткую кисть; интенсивность - 100%. Теперь "растягивайте" пальцем чулок вдоль ноги вплоть до пальцев ног. На данный момент результат выглядит немного грубо, но в следующих шагах мы это исправим!

Шаг 11

Понизьте непрозрачность (opacity) слоя с чулком до 55%.

Подчеркнем резинку на чулке. Для этого дублируем слой с чулком. Затем добавляем к слою-дубликату слой-маску. Заливаем слой-маску черным цветом. Активируем инструмент Кисть (Brush tool). В настройках кисти установите белый цвет, а затем обработайте на слой-маске область с резинкой.

Шаг 12

Проработаем носочек чулка. Для этого создайте выделение верхней части чулка. Для выделения используйте любой удобный вам инструмент. Скопируйте выделенную область на новый слой.

Примечание переводчика: для того, что бы быстро скопировать выделенную область на новый слой зажмите комбинацию клавиш Ctrl+J.

Перетащите скопированную область к пальцам левой ноги. Затем трансформируйте скопированную часть резинки так, что бы она максимально приняла форму носочка. Так же, для корректировки края формы я использовала инструмент Ластик (Еraser tool).

Для того что бы носочек выглядел гармоничнее, активируйте инструмент Затемнитель (Вurn tool) и обработайте участок чулка, который находится ближе к полу.

Шаг 13

Затем нужно добавить правый чулок. Для этого повторите шаги №№ 9 - 12.

Шаг 14

Поработаем над добавлением теней. Добавьте новый слой поверх всех предыдущих. Режим наложения данного слоя установите на Умножение (Multiply).

Активируйте инструмент Кисть (Brush tool). В настройках кисти установите коричневый цвет. Затем прорисуйте внутреннюю часть левой ноги и внешнюю часть правой. Понизьте непрозрачность слоя с дорисовкой по собственному усмотрению. Для удобства работы, ориентируйтесь на результат на картинке ниже.

Шаг 15

Для того, что бы добавить блеск чулкам, я использовала новый слой и светло-бежевую кисть. Режим наложения данного слоя я установила на Экран и понизила заливку данного слоя. Так же, я добавила светлые акценты на неглиже. Для этого создайте еще один новый слой. Используя инструмент Кисть (Brush tool), небольшого размера, и прорисуйте тонкие линии как показано на рисунке ниже.

Шаг 16

Пришло время финальных корректировок! Итак, добавим корректирующий слой поверх всех предыдущих: Слой - Новый корректирующий слой - Уровни (Levels). В панели настроек корректирующего слоя, воспользуйтесь функцией Авто (Auto).

Так же, по желанию, вы можете добавить больше темных и светлых участков.
Ниже вы можете рассмотреть схему моих рабочих слоев.

На этом урок окончен! Как вы видите, для того что бы добиться интересного результата не обязательно использовать кучу инструментов и приемов! И я думаю, что ключом к успеху данной работы был правильный подбор исходных материалов!

Надеюсь вам понравился мой урок!

О текстурировании существует много разных полезных уроков, но вот именно натягиванию текстуры особого значения почему-то не придают.
В итоге, многие об этом забывают и ляпают совершенно плоскую однородную текстуру на псевдообъемные предметы. Смотрится соответственно.

Конечно, можно вырисовать все детали и текстуры однопиксельной кистью, и есть даже герои, которые это делают! К сожалению, я к ним не отношусь, удавлюсь я все ручками вырисовывать, если можно скопировать и вставить….

Часть 1

Давайте попробуем украсить комнату для Прекрасной Дамы.
Вот такую вот Прекрасную даму я изобразила (заранее прошу прощения за косяки перспективы, но когда я пытаюсь изобразить предметы, которых не вижу, из меня прет школьный курс черчения, изометрическая проекция).

Итак, допустим, что дама готова, комната, в принципе, тоже. Но вот как-то «лысовато» смотрится, явно чего-то не хватает.
Думаю, стулу не хватает древесины, стенам камней, а полу – ковра. Не помешал бы также ненавязчивый узор на платье…

Напоминание: чтобы сделать из картинки текстуру, надо эту картинку открыть в фотошопе и пойти Edit => Define Pattern => OK

Вот моя любимая текстурка для древесины, не сильно реалистичная, но очень декоративная.

Трудолюбивые могут нарисовать текстуру самостоятельно, тем более, что соответствующие уроки есть, я же возьму эту.
Посмотрим внимательно, из чего состоит стул. Из нескольких плоскостей, находящихся по отношению к нам под разными углами.
Поэтому мы выделяем на новом слое длинный узкий прямоугольник, как боковина стула и заполняем его текстурой. Затем нажимаем Ctrl+T и начинаем деформировать. Если зажать Ctrl и потащить мышкой за середину вертикальной стороны вправо и вверх, прямоугольник примет форму параллелепипеда. Но боковина стула у нас изогнутая. Для этого зажимаем кнопочку Switch between free transform and wrap mode, чтобы изогнуть фигуру. Когда изгибаем, внимательно смотрим на боковину стула, чтобы было максимально похоже! Вот, один элемент готов. Теперь на новом слое рисуем большой прямоугольник, это будет спинка стула. Элементы должны быть соразмерны по пропорциям, чтобы рисунок на всем стуле был одинакового размера, я рисую прямоугольник прямо над стулом, чтобы было удобнее трансформировать, также нужно следить на направлением текстуры. Далее заполняем прямоугольник текстурой, Ctrl+T и точно так же изменяем форму. Затем верхний край и т.д. Вот, я все нарисовала, слила в один слой. Теперь заполняем пустоты, резинкой подтираем лишнее, располагаем под слоем с Дамой. Режим наложения слоя я сделала Overlay, получилось слишком насыщенно, => Ctrl+U, снизила Saturation, отрегулировала прозрачность слоя => получилось то, что надо.
Далее, у стула мягкая спинка, обтянутая тканью. Я взяла текстуру ткани, закрасила ею прямоугольник, обесцветила Ctrl+Shift+U, подняла контраст Ctrl+M, изогнула уже известным нам способом, лишнее подтерла, режим наложения слоя Overlay.

Теперь очередь пуфика. Долго думала, каким его сделать, решила обтянуть тканью в тон ковра. Но тот же самый узор использовать не хотелось, и я нарисовала похожий.
Вставила кусок узора в наш файл с Дамой, далее, Ctrl+T и очень сильно его изогнула!
Мне показалось этого недостаточно, и я воспользовалась еще фильтром Filter => Liquity для еще большей деформации
Теперь я просто помещаю этот слой перед слоем с пуфиком, подтираю лишнее, режим наложения Overlay.

Далее, мне хочется постелить на пол ковер. Паркет смотрится слишком холодно, камень – мрачно, доски – неинтересно. Искала подходящую текстуру для ковра, не нашла, плюнула, нарисовала в отдельном файле свой узор, достаточно большой, чтобы его прямо вставить, используя различные фильтры и текстурные кисти

Можно воспользоваться этим уроком
Вставила ковер в файл, далее Ctrl+T, сделала из прямоугольника параллелепипед. Расположила поверх слоя с фоном, лишнее подтерла ластиком.

Со стенами просто, как с полом. Беру вот такую текстуру.


Заливаю большой прямоугольник, деформирую по форме стены.
Заливаю прямоугольник поменьше – деформирую под оконный проем. Оконный проем я изображаю двумя прямоугольниками – для вертикальной и горизонтальной плоскости. Режим наложения слоя – Overlay.
Оконную раму делаю из той же текстуры дерева, что и стул

Хочется еще добавить узоры на ткань: шторы и платье, а то как-то скучновато.
Для штор я нашла вот такую текстуру.

Можно изгибать и деформировать шторы по кусочкам, но у меня уже кончилось терпение, тем более, текстура довольно бесформенная.
Итак, делаю текстурную кисть. Берем кисть с мягкими краями, размер 100 пикселей, черный цвет, непрозрачность 20%, открываем вкладочку Brushes, ставим галочку Texture с приблизительно такими установками. Текстурку выбираем свою.

А теперь аккуратненько закрашиваем складочки шторы на новом слое (режим наложения слоя Overlay), не забывая, что более яркой должна быть текстура на освещенных местах, а в тени ее практически не видно, можно и не рисовать.
Если текстура получается слишком однородной, используем тот же фильтр Luquity, в нем можно издеваться над формой изображения, как угодно

Таким же макаром делаем текстурку и на платье, узор я нашла потрясающий:

С маленькими поправками: режим наложения слоя для текстуры Soft Light, и добавим Layer Style => Bevel and Emboss => настройки на картинке.

И наконец, вот, какая итоговая картинка у меня получилась!
Я, конечно, опустила ненужные здесь подробности о прорисовывании всего остального.
Урок будет продолжаться и дополняться более сложными формами

Часть 2

поехали дальше. Поскольку меня спрашивали, как я делала "кошкодавке" свитер, я решила показать это подробнее и в свободный доступ.
Не скрою, меня обуяла гордыня и я решила рисовать все ручками. Вот подмалевок, тут я определилась с позой, светом и цветами.

Потом я начала рисовать вертикальные полоски. Не понравилось - замазюкала пальцем - стало еще хуже - зарисовала поверх.... вот, что получилось.

Лысовато. Снова прорисовала вертикальный узор, тщательнее и не такой крупный, как вначале.

Все равно лысовато. Тут я разочаровалась и поняла, что без текстуры не выкручусь.... Текстура вот

Не буду в четвертый раз показывать, как я ее изгибала, укажу только, что пользовалась Free Transform (Ctrl+T) Warp и фильтром Liqufy (фильтром я утолщала, в частности, узор на сгибах воротника и сужала в середине воротника). Тени я рисовала прямо на текстуре после изгибания. Лишнее вытерла ластиком. Вот, что у меня в итоге получилось.

Режим наложения для текстуры Overlay. Вуаля!

ЗЫ В двенадцатый раз повторяю: кошку никто не мучит! Эта кошка сама кого угодно замучит У нее просто от рождения выражение морды изумленное, которое многим кажется почему-то несчастным. На самом деле в несчастных ситуациях выражение морды у нее совершенно другое

Часть 3

И сюда же, до кучи, волосы. По просьбе LazyLassie
Оговорюсь: это неправильный метод! Просто иначе у меня не получается
И еще: я рисую планшетом. Мышью тоже, в принципе, можно, но будет гораздо дольше.
Снавала тоже был подмалевок - я наметила форму, цвет, свет.

Затем довольно грубая прорисовка локонов. Произвольно, кистью, и тут же - . Одно замечание: свет рисую светлым цветом фона, режим наложения кисти Color Dodge, кисть обычна круглая с твердыми краями, полупрозрачная. Тени - коричневым и синеватым, той же кистью, режим наложения Linear Burn. Иногда меняю режим наложения, так получается больше оттенков. Палец использую в форме нескольких точек.

Надо бы прорисовать переплетенные локоны... Но увы, я не умею. Каждый раз пытаюсь, потом плюю, рисую волнами свет и тень, растушевываю помягче и начинаю прорисовывать волоски.

Сначала рисую темные, на новом слое, размер кисти 2 пикселя, жесткая, непрозрачная, цвет темно-коричневый (периодически варьирую цвет), режим наложения Normal, выставляю зависимость толщины кисти от нажима на перо.
Темных волосков больше рисую в темных местах.

Потом - светлые волоски на новом слое. Кисть такая же, цвет беру с самых светлых мест и делаю еще светлее, иногда - вообще белый. Светлых волосков больше рисую на светлых местах, они как бы продолжают темные волоски. Делаю так, потому что ручки дрожат, и нарисовать длинный красивый ровный волосок не могу, увы, даже планшетом.

Потом я копирую слой со светлыми волосками, размываю его фильтром Gaussian Blur примерно на 2-4 пикселя, на глаз. Режим наложения слоя Overlay.

Я подтираю на этом слое все темные места, свечение оставляю на светлых местах и по краям головы.
На основном слое с волосами я полупрозрачным ластиком подтираю края прядей, делая их мягче.
Вот, что получается в итоге.

Часть 4

Это вполне реальные колготки, у меня такие есть. Сначала я добросовестно пыталась рисовать их от руки. Но при моих дрожащих ручках не спасает даже планшет, так что я и показывать попытки не буду. Потом я решила сделать умнее, и воспользоваться кривыми Безье. Меня хватило на 5 кривых, дальше шарики заехали за ролики, и я плюнула на это дело. А колготки, однако, хочется! И я решила еще более автоматизировать процесс.
Сначала сделаем текстурку сеточки. Создадим новый файл, пустой, без заливки, 16х16 пикселей, например. Размер довольно относителен, т.к. размер наших колготок может быть совершенно разным. Рисуем в этом файле крестик посередине, кисточкой в 3 пикселя. Далее Edit => Define Pattern => OK.


Текстура готова!

Теперь открываем файл с ногами, на которые нужно одеть колготки. В принципе, это можно сделать и в отдельном файле, но мне вот так удобнее.
Заливаем новый слой текстурой Edit => Fill => Pattern, не забудьте выбрать свою клеточку!

Теперь перевернем на 45 градусов (на самом деле колготки ведь не в сеточку, а в ромбик!), уменьшим, если сеточка кажется крупной. Теперь нам вовсе не нужно столько сетки. Поэтому я на глаз выделяю прямоугольник, размером с ногу, копирую на новый слой, а ненужное удаляю. Нога круглой, точнее цилиндрической или конусовидной формы, но уж никак не плоская! Тот же объем нужно придать и текстуре. Для этого нашу сетку выделяем прямоугольником и применяем Filter => Distort => Spherize с настройками, как на картинке. Если этого недостаточно, еще раз применяем тот же фильтр.

Получилась этакая сетчатая трубка – прекрасно! Задача – натянуть ее на ногу. Я выделяю кусок для верхней части ноги, копирую, накладываю на ногу сверху, поворачиваю. Затем тоже самое для нижней. Я стараюсь вырезать аккуратно, чтобы максимально совпали ромбики. Подтягиваю углы мышкой, зажав Ctrl. Почти получилось. Но теперь чулок одинаковый по ширине, а так не бывает, нога-то сужается к щиколотке… Для этого мы воспользуемся фильтром Filter => Liquity. С его помощью можно плавно сдвигать, утолщать, сужать объект. К сожалению, он показывает только 1 слой, с которым работает, поэтому приходится делать все на глаз, в несколько приемов.

Когда результат меня удовлетворил, я просто стерла все выступающие части сеточки. Также я скопировала маленькие кусочки на ступни и соответственно их повернула, стерла лишнее, объединила в 1 слой.
Неровные и некрасивые стыки я подвела и подтерла вручную.
Но все равно как-то плосковато, поэтому лучше добавить LayerStyle (нехорошо конечно, непрофессионально, ну дык я и не профессионал).

Теперь я нарисую узор, как на моих колготках. Ну и не страшно, что кривовато, на настоящих колготках ровно и не бывает. Теперь колготки нормальные, узор плоский. Я попробовала добавить LayerStyle – не понравилось. Поэтому я скопировала слой с цветами, закрасила их полностью в черный цвет, режим наложения SoftLight, скопировала то, что получилось, Ctrl+I режим наложения SoftLight, и подвинула инвертированную копию на пару пикселей вправо и вверх.

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.

Loading...Loading...