Модернизация российского образования. Модернизация российского образования Концепция воспитания до года

Новая концепция федеральной целевой программы (ФЦП) ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:

1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста.

Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.

Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.

4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.



Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.

В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% .



Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них. Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития.

Проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб.). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).

По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).

Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Приоритетный национальный проект «Образование»

Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.

В финансировании реализации проекта предусматриваются как выделение средств из бюджетов всех уровней, так и дополнительное целевое финансирование мероприятий и проектов.

Главной целью стало развитие системы образования в интересах формирования социально активной, гармонично развитой, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества.

Органы государственной власти, общество, учреждения образования в итоге обеспечивают достижение следующих целей:

– предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;

– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;

– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;

– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;

– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:

– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;

– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;

– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;

– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;

– охрана жизни и здоровья обучающихся;

– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;

– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;

– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;

– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);

– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Основными направлениями проекта явились:

– стимулирование инноваций в сфере образования;

– подключение школ к Интернету;

– поддержка талантливой молодежи;

– организация начального профессионального образования для военнослужащих;

– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;

– дополнительные выплаты за классное руководство;

– поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);

– направление в сельскую местность школьных автобусов;

– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.

В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.

Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.

Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.

В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

– ускорение модернизации российского образования;

– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

– содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:

– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

– формирование экономических механизмов развития системы образования;

– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

– научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;

– контроль качества образования;

– государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;

– приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

– издание учебной, научной и методической литературы;

– централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;

– производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;

– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.

Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

1. Образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

2. Образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.

Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Сопутствующие компетенцииявляются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Новые программы предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.


Послание президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008г. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа".


Программа исследования PISA оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка успешности и эффективности проводимой политики в области общего образования.


Результаты исследования Сравнение результатов стран-участниц со средним баллом стран Результаты выше среднего балла стран (17 стран) Результаты не отличаются от среднего балла стран (4 страны) Результаты ниже среднего балла стран (19 стран) Гонконг, Финляндия, Республика Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Республика, Исландия, Дания, Франция, Швеция. Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Республика. Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Латвия, США, Российская Федерация, Португалия, Италия, Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.


Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась. Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.


Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически. Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".


Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.


Выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном заседании Госсовета России, 18 ноября 2008 г., г. Ижевск Мировой экономический кризис – своего рода тест на конкурентоспособность. Под национальной конкурентоспособностью мы понимаем такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такую эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. В период очень жесткой структурной перестройки экономики - теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности. Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жестких финансовых ограничений и постоянной экономии.


График модернизации образования: 2009 – 12 – – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.


Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу 1) Введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»; 2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. 4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. 5) Гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. 6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.


НСОТ – повышение заработной платы педагога ФОТ – фонд оплаты труда состоит из трех частей 1. Базовый оклад из базового фонда ФОТ; 2. Выплаты компенсационного характера из фонда компенсационных выплат; 3. Выплаты стимулирующего характера из фонда стимулирования;


Виды деятельности учителя и их оплата существующее положение 12 Урочная работа, замены уроков Классное руководство Экзамены, экзаменационные консультации Проверка письменных работ Работа по учебным кабинетам Дежурства Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания) Посещение уроков других учителей Подготовка к урокам Самообразование и повышение квалификации. Педагогические советы Семинары, совещания, планерки Методическая работа Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми Внеурочная работа по предмету (олимпиады, научно- исследовательская работа с уч-ся и т.д.) Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования Занятия по ликвидации пробелов в знаниях Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми оплачивается небольшая надбавка не оплачивается за редким исключением не оплачивается


Базовый оклад и все применяющиеся повышающие коэффициенты выплачиваются за: -Урочную работу по учебному плану; -Внеурочную работу с учащимися: -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; -классное руководство -Работу по подготовке и обеспечению учебного процесса -подготовка к урокам; -проверка письменных работ; -заведование учебным кабинетом; -повышение квалификации


Организационно-педагогическую деятельность: -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства


Наименование деятельностиТрудоемкость работ за год, час 1. Урочная работа по учебному плану Внеурочная работа с учащимися: 151 -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; классное руководство 60,4 11,3 45,3 3. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса: 315 -подготовка к урокам; -проверка письменных работ -заведование учебным кабинетом -повышение квалификации; 143,2 114,3 4. Организационно-педагогическая деятельность: 164 -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства 29,8 14,9 44,7 ИТОГО Т год= 1260


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ высокий профессионализм и качество выполняемой работы; качественное выполнение порученной работы, связанной с обеспечением учебного процесса или уставной деятельностью учреждения; внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных и (или) авторских программ в образовании; внедрение и использование новых технических средств обучения в учебном процессе, использование здоровьесберегающих технологий; ведение работы в условиях проведения объявленного эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ; достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, за стабильность и рост качества обучения; подготовка призеров олимпиад, конкурсов; участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и учебно-методических объединениях); организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения; высокий уровень исполнительской дисциплины; достижение высоких результатов в воспитательной работе.


До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования и построение новой модели сетевого повышения квалификации Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая. Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.


Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.


По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории: Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности. Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности. Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.


Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии, включенным в методическую работу. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе, занимающимся инновационной деятельностью.


Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории. Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.


По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания. Статусные звания (учитель-наставник, учитель- исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно. Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.


Условия достижения цели аттестации педагогических работников Основанием аттестации должна быть, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования. Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий». Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов.


Высокое качество образования определяется как Высокая динамика достижений детей в области предметных знаний и общеучебных и социальных компетентностей. Этот параметр является даже более важным, чем абсолютные показатели достижений, поскольку отражает именно результативность усилий педагога, а не влияние результатов исходного уровня подготовленности детей или конкретной социальной ситуации развития. Уровень достижений детей выше или не ниже среднестатистических по региону. Этот критерий отражает способность педагога обеспечить не ниже чем средний уровень достижений детей, не ниже чем среднестатический по региону.


Под достижениями понимаются Предметные знания, общеучебные и социальные компетентности Оценка общеучебных компетентностей предполагает проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться электронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д. Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.


Математическая грамотность Способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; Формулировать эти проблемы на языке математики; Решать эти проблемы, используя математические факты и методы; Анализировать использованные методы решения; Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; Формулировать и записывать результаты решения.



Умения решать проблемы способности: умения учащихся решать междисциплинарные жизненные проблемы, требующие способности: ориентироваться в необычной обстановке, выявлять необходимую информацию, существующие препятствия, находить возможные альтернативы и пути решения, разрабатывать стратегии, решать сами задачи, представлять и аргументировать найденные решения.


Новые формы аттестации Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога. Наиболее интересными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к первой категории.


Характеристики качества образования, предоставляемого педагогом динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.


Динамические показатели качества образования: позитивная динамика предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы (тревожности, познавательной активности и т.д.). Динамические показатели важны, т.к. они отражают результаты собственно профессиональной деятельности педагога по решению профессиональных проблем. Учет исключительно абсолютных достижений может привести к поощрению искусственного отбора детей и оценке не качества работы педагога, а уровня подготовленности детей. Динамика развития учащихся отслеживается по результатам мониторинга самого педагога, представляя при этом собой интегральный показатель условий и качества образования. Речь идет о защите педагогом собственного диагностического проекта: что включается в диагностический блок, какие решения принимаются по результатам диагностики, к каким сдвигам в развитии детей они приводят.


Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы. К ним относятся высокие достижения детей: победы на олимпиадах, участие в проектах различного типа, результаты, не ниже средних или превышающие средние по данным региональных или муниципальных мониторинговых исследований качества образования. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. Высокие оценки родителями деятельности учителя представляют ценность, поскольку отражают соответствие результатов образования ожиданиям граждан. При этом представляется целесообразным ориентироваться на мнение родителей именно при присвоении высшей категории, в этом случае информативным будет попадание педагога в «десятку лучших педагогов школы» по данным школьного социологического опроса.


Показатели владения педагогом современными технологиями Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему, Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе, Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве Организует проектные и событийные формы работы Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей Применяет информационные технологии в образовательном процессе


Показатели включенности в методическую работу 1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д. 2. Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д. 3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.


Показатели инновационной (проектной) деятельности Единицей инновационной деятельности является образовательный проект педагога. Образовательный проект предполагает осознание проблематики, обнаруженной в ходе работы, постановку профессиональной цели, предложение инновационного средства решения проблемы. Показателями наличия образовательного проекта, попадающими в портфолио, являются: 1. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер- классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.); 2. наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике, 3. отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.


К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования Реализация новой модели «Российское образование 2020». Участие в международных исследованиях оценки качества образования.

Гоголева Л.А – учитель-логопед

МБДОУ детский сад "Берёзка"

Г. Бор Нижегородской области.

Модернизация Российского образования

Дефиниция «модернизация» превратилась в начале ХХI в в одну из имиджевых ха­рактеристик, которая охватывает все сферы государства и общества, совокупность полити­ческих, социальных и экономических отношений. Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.

В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направ­ленность, содержание, структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.

Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностиче­ского характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного соци­ально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модерниза­ции системы российского образования.

Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ра­нее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».

Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современ­ном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620?р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и на­уки» (2012), получившее название «дорожной карты».

В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования. В целом стра­тегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы направлена на:

формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

Развитие профессионального образования;

Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;

Вовлечение молодёжи в социальную практику;

Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;

Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон "Об образовании", принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. Новый закон "Об образовании", прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России. Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом "Об образовании", но и подзаконными нормативными документами (например, "Типовое положение о ВУЗе" или "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), то сейчас все нормы и положения "собраны" в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.

В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.

Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование - если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.

Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда "экспериментальных" в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие "учебное заведение" упразднено - вместо него появилось понятие "образовательная организация"). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.

До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе "Об образовании" программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.

Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

Согласно новому закону "Об образовании" все образовательные организации России обязаны не только создать открытые и общедоступные ресурсы с максимально полной информацией о самом учебной заведении и его актуальной деятельности, но и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством их публикации в информационно-телекоммуникационных сетях. Иными словами, каждый детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязан иметь собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация, содержащая:

· данные об образовательной организации (дата создания, учредители, месторасположение, график работы, структура, реализуемые образовательные программы и т.д.);

· отчеты о результатах деятельности;

· размер и порядок оказания платных услуг;

· предписания органов госнадзора и отчеты об исполнении предписаний;

· другие сведения, не относящиеся к государственной или охраняемой законом тайне.

Исходя из данных, опубликованных на таких ресурсах, независимые институты будут проводить оценку качества деятельности образовательных организаций. По мнению специалистов, независимая оценка качества образования будет способствовать повышению конкурентоспособности среди образовательных организаций, а также позволит обучающимся и их родителям выбирать учебное заведение исходя не только из удобства месторасположения и престижности образовательной организации, но и на основе реальной оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Вместе с тем содержащийся в названных документах гносеологический и аналити­ческий инструментарий и предложенные подходы к выработке стратегии модернизации российского образования представляют собой матрицу для формирования теоретико-ме­тодологической базы ретроспективных исследований. А это, в свою очередь, имманентно предполагает исторический анализ процесса разработки и осуществления стратегий модернизации российского образования.

Распоряжением Правительства РФ № 792-р от 15.05.2013 года была утверждена государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (в новой редакции). В этом масштабном (и по объему - 700 страниц, и по содержанию) документе проанализировано состояние российского образования на данный момент; раскрыты цели, задачи, этапы, ожидаемые результаты, основные мероприятия Программы.

Целями Программы являются:

  • обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики;
  • повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Задачи Программы:

  1. формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации
  2. развитие инфраструктуры и организационно--экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей
  3. модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий;
  4. создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.
  5. обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Реализация задачи предусматривает поддержку социальной активности молодежи.
  • увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей;
  • качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
  • модернизация территориальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации организаций различного типа и ведомственной принадлежности;
  • внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
  • формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;
  • омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;
  • формирование демонополизированной и персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов;
  • поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их сетей;
  • внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;
  • развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей;
  • существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).

Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа. На 1 этапе - 2013 - 2015 гг - основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Это позволит стабилизировать ситуацию в системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой. Второй этап Программы - 2016 - 2018 гг - ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования, усиления вклада образования в социально-экономическое развитие страны, а также на распространение лучших практик из регионов-лидеров на все регионы страны. Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. На третьем этапе реализации Программы - 2019 - 2020 гг - акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.

В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Как отмечают разработчики, по ключевым показателям качества образовательных результатов российское образование достигнет уровня ведущих развитых стран, а по отдельным направлениям займет лидирующие позиции.

В рамках Программы выделены подпрограммы :

  • подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»;
  • подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и
  • дополнительного образования детей»;
  • подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и
  • информационной прозрачности системы образования»;
  • подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику»;
  • подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования».

На реализацию подпрограммы 2 «Общее, дошкольное и дополнительное образование» выделяется более 80 % финансирования Программы развития образования.

Цель подпрограммы: создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

Задачи Подпрограммы:

  • формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
  • модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
  • обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
  • создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.

В качестве ожидаемых результатов реализации подпрограммы авторы выделяют следующие:

  • обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного и общего образования;
  • семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги;
  • будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные организации;
  • всем детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;
  • всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения;
  • все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;
  • увеличится охват детей программами дополнительного образования детей;
  • будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами;
  • средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций из всех источников составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона;
  • средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций из всех источников составит не менее 100 процентов от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • всем педагогам будут обеспечены возможности непрерывного профессионального развития;
  • в общеобразовательных организациях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;
  • улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах (готовности 144 обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего общего и профессионального образования; уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций);
  • будет обеспечено единство образовательного пространства Российской Федерации.

На развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей определяюшее влияние окажут четыре внешних тенденции .

  • Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
  • Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.
  • В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.
  • В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Результаты для педагогов

Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании региона.

Повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров.

Существенно обновится педагогический корпус общего образования, повысится уровень подготовки педагогов. Молодые специалисты в течение первого года работы будут получать поддержку более опытных педагогов в режиме педагогической интернатуры. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.

Преподаватели вузов, активно занимающиеся исследованиями и разработками, обеспечивающие высокое качество образования, будут получать зарплату, позволяющую сосредоточиться на одном месте работы и работать с полной отдачей. Повысится эффективность конкурсных механизмов замещения должностей доцентов и профессоров, которые, с одной стороны, повысят требования к претендентам на эти позиции, а с другой стороны, заставят вузы конкурировать за лучших преподавателей, предлагая им привлекательные условия работы.

В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными организациями.

Национальные исследовательские и федеральные университеты наряду с вузами-лидерами региональных систем профессионального образования станут реальной базой для развития системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников.

В 2015 году Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы завершается. На смену ей приходит новая — Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Программа), Концепция которой утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. Государственными заказчиками Программы выступают Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

Предлагаемая к реализации Программа содержит ряд комплексных задач, которые выступают как цементирующие основы для скрепления уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики.

При этом целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Достижение поставленной цели предполагается за счёт реализации следующих задач:

  • создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
  • развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, в том числе за счёт выполнения комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедрённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
  • реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
  • формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

В Программе применяется среднесрочный 5-летний период планирования деятельности, как наиболее эффективный. При этом предполагается 2 этапа реализации Программы: 2016 -2017 годы — первый этап, 2018 — 2020 годы — второй этап. Цель и задачи Программы будут достигнуты при завершении второго этапа.

Контроль и организацию комплексного мониторинга хода реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки РФ. В целях привлечения общественности к управлению Программой создается научно-координационный совет, в состав которого войдут учёные и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных (в том числе молодежных) объединений, а также представители органов исполнительной власти. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.

В частности, для обеспечения развития современных механизмов, содержания и технологий общего образования предусматриваются следующие мероприятия.

Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • поддержка региональных программ развития дошкольного образования, родительского просвещения;
  • внедрение новых ФГОС ДО;
  • создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования (ДО);
  • повышение квалификации по новым образовательным программам 95 процентов педагогических работников и управленцев ДО.

За пятилетие доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, должна возрасти с 7 до 100%.

Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация пилотных проектов по повышению качества образования;
  • модернизация нормативно-методической базы;
  • распространение на все регионы лучших практик работы.

Ожидается, что доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в таких общеобразовательных организациях, за 5 лет должна возрасти с 4 до 60%.

Создание сети школ , реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:

  • создание не менее 200 инновационных школ;
  • отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
  • поддержка региональных программ модернизации сети (формирование эффективных сетей) общеобразовательных организаций;
  • создание не менее 30 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий.

Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС путём разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • реализация положений Концепции развития математического образования в РФ;
  • создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
  • создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии.

Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
  • реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
  • реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.

Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, за 5 лет должна увеличиться с 30 до 43%.

Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад. В рамках мероприятия предусматриваются:

  • обеспечение ежегодного проведения сезонных школ, всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
  • обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.

Популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности , выявления талантливой молодежи. Предусматривается реализовать следующие мероприятия:

  • развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;
  • реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;
  • совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;
  • разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

Предполагается, что в результате реализации мероприятий будут сформированы новое содержание общего (включая дошкольное) образования и технологии обучения по общеобразовательным программам, а также оказана методическая и инновационная поддержка развитию образовательных систем дошкольного образования.

Планируется создание национально — региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях, обеспечение создания новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества), в т. ч. и в общем образовании. При этом предусматривается ряд мероприятий:

  • реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
  • создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
  • модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
  • формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
  • создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.

При этом доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации должна увеличиться с 10 до 100%, а доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования — с 1 до 20%.

По вопросам общего образования в Программу предлагается включить мероприятия и комплексные проекты по:

  • мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций;
  • сопровождению их профессиональной карьеры и процесса их дальнейшего непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование и неформальное образование взрослых);
  • переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.

В Концепции отмечено, что решение поставленных в Программе задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы образовательных организаций.

Особое внимание в Программе уделяется вопросу сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также самих образовательных организаций. При реализации данного вопроса возрастает роль создания и развития социально-профессиональных сетей, в которых будет осуществляться обмен опытом и выдвижение образовательных инициатив на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также отдельных образовательных организаций. Вопрос сетевого взаимодействия для системы образования впервые был обозначен в Федеральном законе ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15).

В документе указаны основные риски по реализации Программы :

  1. Неэффективное использование финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование;
  2. Сокращение ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать Программу, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.
  3. Неэффективное управление Программой (риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы; риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы).

Отмечается, что одним из важнейших факторов снижения рисков является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.

Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.

Loading...Loading...