Методы психологической самозащиты. Как защитить себя в конфликте? Психологическая самозащита

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом , а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд . Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

сайт расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт - помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение - это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать - всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», - и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация - это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации - басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

6. Отрицание

7. Регрессия

Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку, безопасность.

Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители. Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

8. Сублимация

Сублимация проявляется в том, что в попытке забыть о травмирующем событии мы переключаемся на деятельность, приемлемую для нас и окружающих: начинаем заниматься творчеством или спортом. Сублимация - это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный, при этом достаточно гипертрофированно и негибко.

Психологические основы самообороны нередко намного важнее, чем физические. Случается так, что человек вроде бы и способен постоять за себя, но не может этого сделать, т.к. его сковывает страх, довлеет психология жертвы или мешают какие-то иные психологические барьеры. Любые подобные вещи рассматривает особая наука - виктимология. Именно на ее положениях основывается данный урок. Сама же нижеследующая информация позволит вам лучше понять, чем руководствуются преступники, выбирая жертву, и как правильно себя вести, чтобы не только жертвой не стать, но и суметь победить неприятеля, не прибегая к физическому контакту.

Результаты исследований говорят о том, что преступник оценивает потенциальный объект нападения в среднем за 7 секунд. За это время он успевает примерно определить его физическую подготовку, и т.д. Отмечается все: утомление, подавленное состояние, физические недостатки, вялая осанка, несмелые движения, неуверенный взгляд - все, что может сыграть злоумышленнику на руку.

Но интереснее всего то, что преступники и уголовники вовсе не являются мастерами психологии или гениями наблюдательности. Научиться таким фишкам может каждый человек - достаточно просто знать о них и немного потренироваться. Так что давайте углубимся в эту тему.

Как преступник выбирает жертву

Виктимология и криминалистка говорят о том, что потенциальная жертва определяется злодеем по ряду характерных двигательных особенностей, включая общую несогласованность движений, (например, неуклюжая, размашистая или семенящая походка и т.п.). В общем, есть две категории людей:

  • Группа риска - плохо организованные физически, несобранные и чрезмерно расслабленные люди
  • Те, кому опасность практически не грозит - крепкие, развитые физически и уверенные люди

Исходя из этого, можно обозначить поведение, способное сберечь человека от столкновения с преступником. Ознакомьтесь с приведенной ниже таблицей:

Явные особенности в поведении жертвы и не-жертвы

На нашем сайте мы уже немало человека, и вы легко можете увидеть, что все особенности, представленные в левом столбце, характерны для людей, которые испытывают страх (можно провести аналогию и с виктимным поведением). Поэтому один из способов перестать маячить в «прицеле» преступника - отработать свои страхи и научиться .

Риск нападения может быть значительно снижен, если потенциальная жертва научится вести себя уверенно. Самозащиту можно охарактеризовать как акт уверенности в себе, при котором человек отказывается играть роль жертвы. Но чтобы этого достичь, опять же, нужно и способность активно защищаться в случае необходимости.

Уверенность является особым типом поведения, помогающим человеку доходчиво и четко выражать свои желания и чувства. Уверенность есть антипод пассивного поведения, когда человек теряется в нерешительных или неопределенных действиях. Если вы уверены в себе, у окружающих нет повода вас недопонимать, ведь вы сами понимаете, что вам нужно, а что - нет. Говоря проще - основа психологии самообороны - это ваша уверенность.

Как ведет себя уверенный человек

Для иллюстрации поведения уверенного человека можно привести несколько эффективных советов, которые помогут одолеть нападающего без физического контакта (не забывайте, что в этом уроке мы рассматриваем именно психологические основы самообороны, и не предполагается, что преступник уже вступил в физический контакт - эти вопросы мы рассмотрим в следующих уроках).

Правильные слова

Начать можно с примеров правильных ответов на угрозы и агрессивные выпады в свой адрес. Таковыми могут быть «Сейчас же уходи из моего дома!», «Ну-ка перестал!», «Ага, так я и вывернул перед тобой кармашки» и т.п. Важно, чтобы любые подобные фразы произносились убежденно и сопровождались соответствующей , тем самым ясно говоря о том, что с вами лучше не связываться.

Для проявления своей уверенности есть и специальная техника, которую нередко называют «заезженная пластинка». Заключается она в том, что вы постоянно и решительным тоном повторяете одну и ту же фразу, выражающую то, чего вы хотите или не хотите, и делаете это до тех пор, пока неприятель не удалится или не уступит вам.

Чтобы данная техника производила больший эффект, нужно заменять некоторые слова, при этом сохраняя смысл. Например, «Так я и вывернул перед тобой кармашки», затем «Банк закрыт далеко и надолго», а потом «Зря тратишь время - кредитов не выдаем, в долг не даем» и т.д. Цель - проявить упорство и добиться того, чтобы агрессор, в этом случае вымогающий деньги, услышал вас и отступил.

Имейте в виду, что не нужно повторять свои фразы одну за другой, словно вы и вправду притворяетесь старым граммофоном. Произносит фразы нужно технично, желательно - в ответ на очередную фразу оппонента. В противном случае вы не будете восприняты всерьез, и, скорее всего, подвергнетесь нападению и «шмону» карманов.

Применение гнева

Являясь уверенным человеком, вы также должны пред тем, кто на вас нападает. Есть люди, которые предпочитают оставаться спокойными, а неуверенные люди вообще привыкают безмятежно принимать любые проявления других людей. Но если в обычной жизни это может быть плюсом, то в случае с нападением и откровенным психологическим давлением такая тактика к хорошему не приведет. Вы должны иметь свое мнение, не позволять вертеть собой и заставлять делать то, что идет вразрез с вашими желаниями.

Однако проявлять гнев можно и нужно не всегда, а только в ситуациях, когда удается обратить преступника в страх. В этом случае он испугается отпора, увидев ваш гнев, и ретируется. Если же он сам находится в гневе, то ответный гнев сулит еще большие неприятности.

Сублимация страха

Страх может быть как недостатком, так и преимуществом. Умея контролировать себя и свои проявления, а также обладая самодисциплиной, вы сформируете в себе способность действовать решительно, несмотря на страх и боязнь.

Научитесь справляться со своим страхом и направлять его энергетический потенциал на самозащиту. Действуя уверенно, вы сможете дать любому противнику понять, что можете постоять за себя, и что жертвой вас уж точно не назовешь.

Но следует иметь в виду, что окружающие, в том числе и преступники способны чувствовать эмоции других людей, и показная уверенность в себе вам совершенно не поможет. Поэтому у вас есть два варианта: либо спасаться бегством, либо (если возможности скрыться нет или не позволяет ситуация) действительно перед его лицом.

Зачастую лучше всего перехватывать инициативу и проводить активную контратаку, не дожидаясь, пока ситуация разрешится сама собой (скорее всего, она усугубится). Есть одно очень мудрое изречение, принадлежащее английскому поэту 19 века Роберту Браунингу. Оно звучит так: «Когда борьба зажглась в тебе, считай, что выиграл полбитвы». Заучите это как истину, и используйте с выгодой для себя.

Множество конфликтов и нападений происходит по вине самих жертв, либо демонстрирующих свою «готовность» к нападению (например, человек оказался в «нужное» время в «нужном» месте), либо ведущих себя податливо, либо открыто проявляющих беззащитность. Если вы сможете устранить эти факторы, риск стать жертвой значительно уменьшится.

Вышеназванные приемы далеко не исчерпывают весь арсенал действий, которые вы можете совершать во избежание нападения или уже после того как оно произошло. Что же еще можно сделать?

Что делать во избежание нападения и после него

Самый оптимальный вариант воздействия на нападающего или уже напавшего человека - попробовать повлиять на него . Если есть вероятность мирного разрешения конфликта, имеет смысл разрядить обстановку, прийти к взаимопониманию и избежать столкновения.

Возможно, придется поступиться своей гордостью и чувством собственного достоинства. И тут нужно помнить о двух вещах: во-первых, проще попытаться договориться, чем начать «рубиться» с неприятелем, а во-вторых, следует понимать, что преступник все равно может напасть, и тогда нужно будет давать ему отпор. Но снова повторимся: в этом уроке наша задача - разобраться, как снять напряжение и перехватить инициативу, не вступая в драку.

Первые действия при столкновении с преступником/обидчиком

Что нужно делать

Чего не нужно делать

Говорить спокойно твердым и уверенным тоном

Повышать тон, кричать

Внимательно слушать человека и стремиться к обоюдному обмену фразами

Уходить от разговора, пятиться назад, поворачиваться к собеседнику спиной

Стараться как можно быстрее понять, чего конкретно хочет нападающий

Вторгаться в личное пространство нападающего: грозить и тыкать в него пальцами, активно жестикулировать и т.п.

Обращать внимание на то, что может раздражать нападающего

Игнорировать проявления нападающего, быть невнимательным, показывать пренебрежение к нападающему

Предпринять попытку принять вместе с нападающим сидячее положение (нередко это помогает снять напряжение)

Принижать нападающего, общаться с ним покровительственно

Установить приемлемые рамки поведения, если позволяет ситуация (к примеру, можно сказать: «Я отвечу на ваш вопрос, если вы перестанете меня оскорблять» и т.п.)

Вступать в спор с нападающим и тем более угрожать ему, отдавать приказы, намекать на наличие крутых связей (особенно в криминальной среде)

Важно иметь в виду, что не каждый совет из этой таблицы подходит для всех ситуаций, т.к. универсального рецепта общения с нападающими просто нет. Поэтому нужно всегда оценивать ситуацию и определять, что подойдет для нее более всего.

Другой важный момент, который нужно иметь в виду, состоит в том, что можно попытаться сорвать планы нападающего. Для этого нужно действовать неожиданно и нешаблонно, что позволит вызвать у противника замешательство. Неожиданность - это очень мощное оружие.

В ситуациях, когда обороняющийся сопротивляется, не важно: физически, психологически или и так и так одновременно, эффект неожиданности сработает против нападающего точно так же, как изначально он должен был сработать против жертвы. Причем работает это правило абсолютно всегда: и с карманниками, и с домушниками, и с вымогателями и т.д. Преступники всегда рассчитывают на неожиданность, и если лишить их такого преимущества, это станет важным шагом к тому, чтобы не стать жертвой.

Чтобы быть морально готовым к нападениям разного рода, мы советуем вам на досуге поразмышлять о том, какими неожиданными способами вы можете сорвать планы нападающих. Проиграйте в голове несколько разных ситуаций и составьте примерный сценарий своих действий. Чем больше вариантов вы придумаете, тем лучше вы будете подготовлены к критическим ситуациям.

Если не удается разрядить ситуацию, договориться с нападающим или повергнуть его в ступор неожиданными действиями, можно попробовать его смутить. Для этого тоже существует несколько способов. К примеру, вы можете намеренно выронить из рук кошелек или деньги, а когда негодяй наклонится, чтобы их поднять, вы можете быстренько убежать или хорошенько стукнуть его ногой.

Еще можно указать на что-то, что находится за пределами поля зрения злодея (это «что-то» может быть даже мнимым). Например, можно сделать вид, что за спиной обидчика проходит полицейский или какой-то ваш знакомый, и вы обращаетесь к нему за помощью. Если вы сделаете все максимально реалистично, преступник оглянется и у вас снова появится шанс, чтобы быстро скрыться, толкнуть нападающего или со всей силы ударить его по лицу.

Самозащита предполагает и применение метода симуляции. Суть в том, что вы делает вид, будто уже через несколько секунд уступите требованиям преступника. Так, вы начинаете тянуться за тем же кошельком в карман, а затем молниеносно ошеломляете, ударяя оппонента или сбивая его с ног. Но прибегать к физическому контакту не обязательно: вы можете симулировать сердечный приступ, эпилептический припадок, обморок и любое другое состояние, в котором взаимодействие с вами потеряет всякий смысл.

Когда отступить перед нападающими невозможно (например, вы заходите в подъезд, а там стоят несколько пьяных парней, явно собирающихся к вам прицепиться), можно притвориться, что за вами кто-то идет: друг, брат, отец и т.д. Просто обернитесь назад и скажите, обращаясь к воображаемому товарищу: «Леха, придержи Боксера, а то еще парней здесь покусает!». Пока эти парни будут высматривать Леху с Боксером, вы получите шанс быстренько удалиться.

Неплохой способ в ситуации, грозящей конфликтом, - сделать комплимент нападающему. Но при этом нужно держаться достойно и не унижаться. К примеру, эти же парни хотят пристать к вам в подъезде - вместо бегства или испуга вы можете сказать: «Нифига себе у вас тут бригада, парни! Да уж, с вами лучше не связываться». Это будет очень неожиданно, хулиганы оторопеют, и вы сможете быстро ускользнуть. Возможно также, что они вообще потеряют желание на вас «наезжать».

Кстати, если нападающих несколько, нужно сразу же определить среди них лидера, и обращаться именно к нему. Полезно играть на самолюбии вожаков, проявляя уважение и указывая на то, что вы понимаете, что именно этот человек в данной ситуации, как говорится, решает. А когда от вас что-то требуют, можно предложить несколько вариантов выполнения требования, чтобы выиграть время и получить фору: «Дядиньки, давайте я из дома вынесу деньги, только не бейте», «У меня все в машине, давайте дойдем до нее», «Может, лучше пройдем в более приятное место для разговора» и т.п.

Не возбраняется вызывать у нападающего жалость и сочувствие. Можно рассказать о смертельной болезни, ссоре в семье, неприятностях на работе, трудном дне, больных родственниках, да и вообще посетовать на несладкую жизнь, «загрузив» неприятеля ненужной ему информацией.

Как вы видите, вариантов действий достаточно много. Самое главное - понять психологию жертвы и нападающего, уяснить, чего не нужно делать, чтобы ситуация осложнилась, сохранять спокойствие, не дать завладеть своим сознанием страху и максимально быстро начать что-то предпринимать. Уверенные, активные и неожиданные слова и действия - это уже половина сделанной работы по психологической нейтрализации обидчика и выходу из критической ситуации.

Впрочем, если у вас есть желание профессионально овладеть основами психологической самообороны, вы можете изучить психологическое самбо, включающее в себя немало эффективных приемов и методов. Вкратце о его основах мы расскажем ниже.

Основы психологического самбо

Задача психологического самбо и его техник - предохранение себя от разрушительного влияния нападений и манипуляций, помощь самому себе в борьбе со страхом, эмоциональными всплесками, смятением, ошеломленностью и психологией жертвы. Умелое применение соответствующих техник позволяет выигрывать и восстановления способности к эффективному интеллектуальному взаимодействию с оппонентом.

Психологическое самбо предполагает применение:
  • Четких словесных формул
  • Правильной интонации для каждой ситуации (грустная, веселая, задумчивая, холодная, спокойная интонация и т.п.)
  • Основательности и неторопливости в ответах
  • Грамотной расстановки пауз
  • Обращенности ответов к более глубоким и широким темам, нежели те, которые затрагивает конкретная зона столкновения

Огромную роль в психологическом самбо играют паузы. Большей частью нападающих они воспринимаются в качестве признака силы, если, конечно, обороняющийся не лишился дара речи от страха. Правильная пауза всегда сопровождается задумчивостью и внимательным взглядом в лицо атакующему. Если ответ слишком поспешен, это расценивается как неспособность человека справиться с вторжением в его личное пространство и желание как можно быстрее «отделаться» от угрозы.

Чтобы воздействовать на нападающего, нужно не препираться с ним, поддерживая манипуляцию и отвечая ударом на удар, а взвесить сказанное в свой адрес, изучить и оценить это, а затем вернуть атакующему в неузнаваемой для него форме.

Есть также несколько базовых техник психологического самбо (подробно о них написано ):

  • Техника бесконечного уточнения, где адресат подробно и точно проясняет, что конкретно хочет нападающий. Задаются вопросы типа: «Что нужно сделать-то?», «Как вы хотите, чтобы я это сделал?», «Лучше будет, если я сделаю … или …?» или «Что для вас будет более удобно?» и т.п.
  • Техника внешнего согласия (техника наведения тумана), где адресат выражает согласие с какой-то частью высказывания нападающего или указывает на то, что то, на что обратил внимание нападающий, на самом деле важно и интересно и заставляет задуматься. Используются фразы типа: «Слушайте, а ведь на самом деле!», «Правильно! А я даже не думал, что…», «Как интересно! Надо будет подумать об этом» или «Я подумаю, относится ли это ко мне» и т.п.
  • Техника английского профессора, где адресат в корректной форме выражает сомнения на тему того, что требования нападающего не нарушают его личных прав. Применяются фразы типа: «Если я это сделаю, это буду уже не я», «Это идет вразрез с моими представлениями о самом себе», «Я убежден, что дело обстоит иначе» или «Я знаю о ряде своих странностей, но именно они помогают мне в жизни» и т.п.

Любая техника психологического самбо является не только методом социально-психологического взаимодействия, но и методом размышления. Применяя их в конфликтах и при нападениях, человек заставляет атакующего задуматься и напоминает ему о том, что есть более важные и серьезные вещи, чем просто кошельки, деньги и сиюминутные потребности.

При большом интересе к методам психологического самбо рекомендуем вам обратиться к дополнительным материалам - на эту тему можно найти огромное количество литературы. Мы же хотим дать еще несколько советов, которые помогут вам управлять своим состоянием перед возможным нападением и после его совершения.

Как управлять своим поведением

Есть несколько простых приемов, которые вы можете применять, чтобы нормализовать свое психическое состояние в любой экстремальной и критической ситуации.

Во-первых, уделяйте внимание своему дыханию. Если внезапно возникла экстремальная ситуация, связанная с нападением или его угрозой, на несколько секунд посмотрите вверх и сделайте глубокий вдох, затем опустите глаза до уровня горизонта и максимально выдохните, стараясь расслабить все мышцы тела. Помните, что расслабление возможно только при упорядоченном дыхании. Нормализовав дыхание в экстренной ситуации, вы сразу же почувствуете расслабление и большее спокойствие.

Во-вторых, не позволяйте себе впасть в уныние и апатию. Старайтесь даже в тяжелых ситуациях искать позитивные моменты, повторяя, что нет худа без добра. Зачастую преступники стараются не связываться с бодрыми и энергичными людьми, особенно проявляющими чувство юмора. Последуйте примеру Юрия Никулина: если на вас нападут грабители, скажите, что вас только что ограбили за соседним углом, и брать с вас уже нечего.

В-третьих, не оставляйте без внимания свой внешний вид. Желательно не сильно выделяться из общей массы слишком броскими и экстравагантными нарядами, дорогими украшениями и побрякушками. Такая одежда и вещи привлекают внимание окружающих, в том числе и тех, кому законы не писаны. Но и не нужно носить все время темную одежду, т.к. эти тона могут усиливать агрессию. Ищите золотую середину в своем гардеробе.

В-четвертых, сохраняйте бдительность. Об этом мы уже говорили в первом уроке, но все же: обращайте внимание на происходящее вокруг, будьте наблюдательны и алертны, осторожны и расчетливы в действиях и поступках. Подобные привычки помогут вам предупреждать экстремальные ситуации еще до их возникновения.

И, в-пятых, возьмите на заметку несколько дополнительных приемов:

  • Тренируйте уверенность в себе, общаясь с незнакомыми людьми
  • так, чтобы люди сразу же чувствовали вашу решительность
  • Общаясь со знакомыми и друзьями, время от времени тренируйтесь в применении «заезженной пластинки»
  • В конфликтных ситуациях пробуйте вести себя инициативно и наступательно
  • В обыденной жизни чаще совершайте неожиданные и оригинальные действия
  • Попросите партнера сыграть роль человека, ищущего повод для конфликта, а сами стремитесь найти мирный способ его разрешения еще в самом начале столкновения
  • Попросите партнера сыграть роль злоумышленника, а сами старайтесь смутить его и использовать его замешательство себе на пользу
  • Попросите партнера сыграть роль преступника, а сами постарайтесь понять, что конкретно он намерен сделать (при этом партнер должен играть максимально реалистично, т.е. искать повод для драки, лезть тайком в карманы и т.п.)
  • Потренируйтесь в симуляции обморока, эпилептического припадка или сердечного приступа
  • Учитесь преодолевать излишнее волнение и страх в обыденной жизни, ведь они возникают не только при нападении
  • Представьте ситуацию, что к вам подъезжает машина, и молодые люди подозрительного вида простят что-то подсказать. Как вы будете себе вести?
  • Представьте, что вы заходите в подъезд, а возле двери лифта стоит жуликоватый тип и предлагает вам зайти в лифт вместе. Что вы будете делать?
  • Представьте, что вас закинули в багажник автомобиля и куда-то везут. Что вы будете делать?
  • Представьте, что, возвращаясь поздно вечером домой, вы заметили преследователя, явно намеревающегося напасть на вас. Что вы будете делать?
  • : примеряйте маску слабого, вялого и беззащитного человека; маску сильного, волевого и уверенного в себе и т.д.

Следуя всем этим рекомендациям, вы должны обращать внимание на свои ошибки и промахи. В самообороне и обеспечении личной безопасности они могут иметь очень большую цену. Изучайте истории других людей и их ошибки. Естественно, не стоит все проецировать на себя, привлекая тем самым проблемы, но сохранять здоровое отношение к вопросам самозащиты требуется неукоснительно.

Психология жертвы тем и отличается от психологии не-жертвы, что последний придает безопасности и работе над собой большое значение. В известной фразе «Предупрежден - значит вооружен» есть огромный смысл, а посему ее стоит сделать одним из своих жизненных кредо. А говоря конкретно о вооружении, мы перейдем к следующему уроку, в котором побеседуем о лучших средствах самообороны и их выборе.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Нашёл отличную статью про психологические основы самозащиты и самообороны: В. Мокшин. Психологические приёмы самозащиты от злоумышленников. - Основы безопасности и жизнедеятельности.

Психологические основы самозащиты более важны, чем основы физические. Так, если человек применяет описанные ниже данные - то ему, собственно говоря, и не понадобится физическое воздействие.

Данная статья перекликается с циклом статей про Намерение победить, которое уже затрагивалось ранее на нашем сайте. Итак, переходим, собственно, к статье. К ней добавлена пара комментариев и несколько изменений, которые, на наш взгляд, улучшат понимание и применимость материала.

Виктимология то есть наука о поведении жертвы, может объяснить, чем руководствуется уличный грабитель или насильник при выборе жертвы. Исследования показали, что преступнику требуется в среднем семь секунд для оценки потенциального объекта нападения – его физической подготовки, темперамента и т. п. Преступник отмечает все: неуверенность взгляда, несмелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление – словом, все, что сыграет ему на руку.

Это не значит, что преступники гении внимательности или супер наблюдательные люди. Буквально неделя тренировок - и вы также сможете замечать эти признаки.

Чтобы выяснить основные особенности личности потенциальной жертвы, на видеопленку были засняты пешеходы. Запись была продемонстрирована заключенным, отбывавшим срок за различные преступления. И вот результат. Подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по их мнению, могли бы стать легкой добычей.

Выяснилось, что потенциальную жертву преступники обычно выделяют по некоторым отличительным особенностям движений. Это может быть их общая несогласованность, неуклюжесть походки – слишком размашистая или семенящая. Были определены две категории людей:

так называемая «группа риска». Их условно можно назвать хлюпиками: они плохо физически организованы, расслаблены и несобраны.

и те, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Эти уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно.

Прежде всего важно знать, какое поведение может помочь избежать столкновения со злоумышленниками. На этот вопрос помогает ответить следующая таблица:

Мы на сайте пока что мало затрагивали такую часть самозащиты, как эмоции. Но обратите внимание на то, что список черт в левом столбике характерен для человека в эмоциональном тоне “Страх”. Так что простым “Я не буду жертвой” здесь не отделаться. Но об этом в дальнейших статьях. Возвращаемся к основному тексту.

Ну а теперь о том, как научиться вести себя уверенно, уменьшив тем самым риск нападения злоумышленников.

Самозащита – есть акт уверенности в себе. Это отказ принять «статус жертвы». Так что тренировка агрессивности и уверенности в себе оказывается неотъемлемой частью системы самозащиты. Что толку тренировать технику, если применить ее не хватит смелости!

Задание: приведите несколько примеров из вашей жизни, когда вы реализовывали “акт уверенности в себе”, то есть, когда вы успешно провели самозащиту?

Но что такое уверенность? Уверенность – это особый тип поведения, который помогает нам выражать – четко и доходчиво – наши чувства и желания. Она противоположна пассивному поведению, когда наше высказывание часто теряется в неопределенных или нерешительных действиях. Уверенное поведение, таким образом, не дает повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите.

Рассмотрим типичные ответы уверенного человека на непрошенные выпады и угрозы. Над такими ответами следует работать, произносить убежденно и с соответствующими жестами: «А ну-ка не лезь ко мне», «Так я тебе и отдала мою сумку», «Прекратите сейчас же!», « Убирайтесь из моего дома вон!».

Задание: приведите несколько примеров из своей жизни, когда вы проявили уверенность - то есть, не давали повода для недопонимания ваших слов или действий.

Как вы можете проявить вашу уверенность? Существует техника проявления уверенности, получившая название «заезженная пластинка», когда вы, не переставая, повторяете фразу о том, чего хотите или чего не хотите, причем решительным тоном, до тех пор, пока слушающий либо уступит, либо удалится. Для эффективного применения этого метода необходимо заменять некоторые слова, сохраняя при этом общий смысл высказывания. Например, «Вы не смеете входить в мой дом!» меняется на «Так я вас и впустила!» или «Чего зря тут торчать, я не передумаю: в дом вы не войдете» - и так далее до тех пор, пока ваше высказывание не будет воспринято. Целью использования метода «заезженной пластинки» является проявление упорства.

Важное замечание: ваши высказывания должны подаваться в новую единицу времени с намерением, чтобы вас поняли. Иначе вас действительно воспримут как заезженную пластинку или автоответчик. И поступят соответственно - то есть, не обратят на ваши слова никакого внимания.

Также обратите внимание, что данная техника может применяться не только тогда, когда на вас кто-то напал - а в любом случае, когда вам нужно, чтобы вас поняли.

Задание: успешно проведите несколько раз технику “заезженная пластинка” на людях.

Учитесь проявлять свой гнев перед агрессором. Многие люди стараются никогда не сердиться, предпочитая «спокойную жизнь любыми средствами». Большинство неуверенных в себе людей слишком легко принимают поведение других людей. Между тем вы не должны забывать, что у вас тоже должно быть свое мнение. Помните, что вы не обязаны делать то, что противоречило бы вашим желаниям. Это ваша жизнь.

Чуть выше мы уже затрагивали эмоции. Теперь снова коротко к ним вернёмся. Абзац про гнев не применим во всех случаях жизни. Он применим только тогда, когда нападающий находится в эмоциональном тоне “страх”. Он боится отпора, получает его в виде гнева - и убегает несолоно хлебавши. Однако, если нападающий сам находится в тоне “гнев”… Ну, в этом случае вам следовало бы научиться быстро и долго бегать.

Задание: приведите несколько примеров, для чего следует уметь проявлять свой гнев?

Перед лицом агрессии тренированный человек не выступает суперменом, которому неведом страх. Тренировка развивает самодисциплину и самоконтроль. Она формирует способность действовать должным образом вопреки боязни. Умение справиться со страхом и направить его в русло успешной самозащиты – вот результат усилий, потраченных на упражнение.

Задание: в чем проявляется умение справиться со страхом?

Своими уверенными действиями вы даете понять, что готовы постоять за себя и вас никоим образом не следует воспринимать как потенциальную жертву.

Также учитывайте, что “показная” уверенность, “показное” отсуствие страха в тот момент, когда вы на самом деле боитесь, может вам не помочь. Многие люди могут чувствовать эмоции других людей. Преступники - не исключение (по крайней мере, некоторые из них). Так что вы либо убегайте, либо действительно находитесь не в тоне “страх”.

Во многих случаях вам лучше брать инициативу в свои руки и самим идти в наступление, а не ждать развития событий, что может привести к еще большему усложнению ситуации. Как сказал Роберт Броунинг, английский поэт девятнадцатого века: « Когда борьба зажглась в тебе, считай, что выиграл полбитвы».

Задание: приведите пример из своей жизни, подтверждающий слова Броунинга.

Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо податлива (слишком легкодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуждена, чересчур доверчива). Устранив эти факторы, вы в значительной мере уменьшите риск превратиться в жертву.

Задание: проанализируйте своё поведение на предмет “созревания”, податливости и беззащитности - и ликвидируйте хотя бы несколько (а лучше все) факторов, которые делают вас жертвой.

Прежде всего следует попытаться повлиять на потенциального агрессора методами убеждения. При этом допустимо даже забыть на время о собственной гордости. Однако вы всегда должны помнить о том факте, что преступник может сделать выпад в любой момент, и быть готовыми дать ему отпор.

Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприемлемого решения или даже завладеть инициативой.

Успех при снятии напряженности или завладении инициативой в опасной ситуации зависит от ваших собственных действий.

* Или не заставит. По-разному бывает.

** Чаще всего это предложение звучит из уст агрессора в виде “Пойдём, выйдем”. Но если он забыл, то вы можете напомнить

*** Возможно, вы заметили, но этот пункт вступает в противоречие с ранее упоминавшемся “не бойтесь проявлять гнев”. Похоже, авторы статьи сами понимают, что гнев не всегда полезен. Но не знают, что с этим делать. Однако, вы уже знаете, в каких случаях работает гнев.

**** Почему бы и не посягнуть, если с умом? Подробнее - в статье “Безопасное расстояние. Собственное безопасное пространство”

Итак, не все советы из этой таблицы идеальны. Но естественно, нет одного рецепта на все случаи жизни!

Задание: приведите ещё несколько примеров того, как нужно поступать при столкновении.

Следующий немаловажный фактор безопасности – способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных действий, вызвав замешательство злоумышленников.

Точно, неожиданность - это то, что надо. Подробнее в статье “Неожиданность при самозащите”

В случае, если жертва оказывает сопротивление, будь то слово, физическое действие или и то и другое одновременно, фактор неожиданности обращается против преступника точно таким же образом, как он должен был изначально сработать против жертвы. Это справедливо при любых обстоятельствах, вне зависимости от типа инцидента: вымогатели, срыватели сумочек, воры-взломщики – все они делают ставку на неожиданность. Лишение их этого фактора является первым шагом к избеганию незавидной участи жертвы.

Задание: придумайте МНОГО примеров того, как вы можете сорвать планы нападающих?

Не замирайте, а используйте тот же важный принцип – неожиданность. Приведем достаточно яркий пример неожиданных действий.

История успеха: это случилось в Италии. Преступник, пытавшийся ограбить пенсионера, лишился пальца. Неизвестный напал на показавшегося ему абсолютно безобидным тихого старичка, когда тот выходил с почты, получив там свое месячное пособие. Он попытался выхватить у пенсионера кошелек, но старичок, не долго думая, откусил грабителю палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лег в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последствий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре прибыли карабинеры, предъявившие преступнику его палец. Увы, пострадавший был вынужден отказаться от собственного пальца, чтобы не угодить за решетку. Однако полиция не поверила ему на слово: назначена судебно-медицинская экспертиза.

Задание: и снова приведите МНОГО примеров неожиданных действий при самозащите.

Чем больше примеров вы придумаете, тем меньше вам нужно будет думать в критической ситуации.

Если конфликт «замять» не удается, следует воспользоваться доступными и эффективными приемами самозащиты.

Смутить нападающего можно различными способами. Например, если выронить на землю деньги, агрессор может наклониться, чтобы подобрать их. Это даст вам необходимые мгновения на бегство, а если убежать по какой-либо причине не представляется возможным, сделает лицо противника уязвимым для удара ногой.

В той же ситуации можно указать на то, что в данный момент находится вне поля зрения агрессора. Сделайте вид, будто видите за его спиной милиционера. Если злоумышленник оглянется, вы тем самым снова выиграете драгоценное время. Поворот головы может вывести вашего противника из равновесия, чем следует тут же воспользоваться: толчок или удар по лицу еще больше нарушит его равновесие, и у вас соответственно появится больше времени на побег.

Вы можете сделать вид, что за спиной агрессора приближается кто-нибудь из ваших друзей. Сопроводив жест призывом о помощи, обращенным к воображаемым людям, вы можете воспользоваться растерянностью агрессора.

Другой вариант отвлекающей техники известен как метод симуляции, когда вы убеждаете нападающего в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите, скажем, кошелек, бумажник или магнитофон, а сами воспользуйтесь возможностью ошеломить его, ударив по лицу, в пах или в горло, что даст вам необходимые секунды для бегства.

Задание: и опять таки приведите МНОГО примеров неожиданных действий при самозащите.

Симуляция может принимать различные формы. Пример из жизни: когда грабители потребовали у начальника почтового отделения в Бродстейрсе всю наличность, тот, держась за сердце, грохнулся на пол и крикнул, чтобы преступники вызвали «скорую помощь». В результате перепуганные грабители бежали ни с чем. Когда злоумышленники скрылись, начальник отделения встал на ноги и позвонил в полицейский участок.

Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграйте роль человека, имеющего мощную поддержку, к которому вот-вот подойдут надежные защитники (отец, старший брат). Например, войдя в подъезд, где разместилась пьяная компания, паренек кричит, повернувшись назад (изображая, что кричит отставшему отцу): «Папа, придержи Джека! Как бы он не порвал в подъезде парней!» - и, пользуясь замешательством хулиганов, быстро проходит мимо.

Если вас задерживают и дело идет к конфликту, попробуйтесделать комплимент, отвлечь внимание нападающих на них самих. Держитесь при этом с достоинством, не унижайтесь. Например, девушка, которой ничего хорошего не стоило ожидать от подвыпивших парней в темном переулке, обратилась к ним с просьбой: «Парни, я вижу, вы не из робких! Проводите меня вон до того дома. Я здесь живу».

В сложной обстановке, когда на вас нападает несколько человек,определите среди них лидера. Обращайтесь к нему. Попытайтесь сыграть на его самолюбии. Так, один из сильнейших самбистов Алтая, очень сильный человек, оказался зажат с двух сторон на крыше электрички вооруженными преступниками. Приемы самбо здесь не гарантировали безопасности. И тогда он обратился к главарю банды: «Командир, я за собой кое-кого из твоих парней заберу под колеса! Давай лучше поговорим на земле во время остановки. Если нужны деньги, водка, у меня кое-что есть…» И это обращение сработало: парня оставили в покое.

Задание: и обратно приведите МНОГО примеров неожиданных действий при самозащите.

В ситуации, когда преступник от вас чего-то требует, попробуйте предложить такие варианты выполнения требований, чтобы выиграть время, изменить условия или место столкновения, изменить соотношение сил в свою пользу. Наиболее характерно применение этого приема для женщин. Они приглашают насильников к себе домой: там музыка, вино, уют. Заявляют, что мужчина им нравится, но место встречи (парк, улица, лифт, подъезд) им не подходит. Приводят доверчивого злодея домой (вовсе не обязательно к себе), а там…

Задание: приведите примеры использования рассмотренного приема защиты.

Если сочтете возможным, попытайтесь вызвать у злоумышленника сочувствие, жалость. Скажите, что смертельно больны, что идете за лекарством для тяжелобольной мамы, что отец под следствием, а вам приходится заботиться о младших братьях. Например, подросток говорит грабителям: «Дяденьки! Отпустите меня, иначе моя мама может умереть. Я срочно должен купить для нее лекарство. У нее сахарный диабет».

Если вас похитили в машине, можно сказать злоумышленникам, что кто-то из ваших близких все видел и запомнил номер машины, внешность похитителей. Известно, что по номеру машины (если она не краденая) ее хозяина можно найти очень быстро. Таким способом обезопасила себя барнаульская девушка Наташа, которая заявила незадачливому похитителю, что на автобусной остановке ее провожал брат, который имеет профессиональную память на номера машин: он таксист. И это подействовало. Не всякому преступнику хотелось бы иметь дело с таксистами.

Задание: Сравните перечисленные приёмы самозащиты. В чем сходство рекомендаций? В чём их отличие?

При внезапном возникновении экстремальной ситуации, связанной с угрозой нападения или самим нападением можете выполнить приём, взгляните вверх, сделав при этом полный глубокий вздох, и, опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободив от него легкие, и одновременно расслабьте все мышцы. Расслабить мышцы можно лишь тогда, когда упорядочится дыхание. Стоит в экстремальной ситуации задышать ровно и спокойно, как мышцы расслабятся тоже, и вы очень быстро успокоитесь. Несколько полных вдохов и выдохов – и все в порядке.

Задание: тренируйтесь выполнять это упражнение регулярно; не дожидайтесь проблем.

Не допускайте проявления уныния и апатии. Стремитесь быть или хотя бы выглядеть бодрым, энергичным в движениях, речи, действиях. Стремитесь даже в тяжелой ситуации найти что-то хорошее, приятное или смешное. Злоумышленники предпочитают не иметь дело с людьми энергичными, бодрыми, наделенными чувством юмора. Да и сам юмор нередко может помочь в экстремальной ситуации.

В этом отношении характерен случай, произошедший с Юрием Никулиным.

Как-то поздно ночью Никулин возвращался из цирка. На темных улицах города не было ни души. Неожиданно его задержали вооруженные грабители. Угрожая оружием, они потребовали от него деньги. Никулин не растерялся. Он засмеялся и огорошил грабителей: «Да вы что, мужики! Меня только что вон за тем углом ограбили! Догоняйте тех парней, у них все мои деньги!» Незадачливым грабителям пришлось довольствоваться общением с великим артистом. Но в темноте они не разглядели Никулина и отпустили, не попросив автографов.

Следите за своим внешним видом. Старайтесь не выделяться из окружающих людей излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дорогими вещами и украшениями. Все это привлекает внимание не только законопослушных граждан, но и преступников. Выбирая одежду, следует избегать темных тонов (темно-коричневого, черного), так как они могут усиливать агрессию окружающих людей.

Задание: обращайте внимание на то, как ведут себя люди, которым обычно везет, которые редко попадают в опасные ситуации, которые выходят «сухими из воды». Как они этого достигают? Что из их опыта можно позаимствовать? Стремитесь замечать свои ошибки и промахив обеспечении личной безопасности. Извлекайте уроки из печального опыта других людей. Старайтесь не допускать в дальнейшем подобных просчетов.

Многие могут возразить: если постоянно думать об опасности, можно дойти до того, что от каждого звука будешь вздрагивать, в каждом человеке будешь видеть врага… Однако быть бдительным и быть трусливым – не одно и то же.

Быть бдительным – это значит обращать внимание на то, что происходит вокруг. Бдительность – это состояние духа. В контексте самозащиты это еще и состояние ума, при котором наблюдательность доведена до такого автоматизма, что используется на уровне подсознания и не сопряжена ни с какими усилиями. Бдительность должна становиться сознательной лишь тогда, когда опасность либо замечена, либо предполагается. Осторожность и бдительность можно выработать в себе до такой степени, что они превратятся во вторую натуру. Благодаря этим привычкам вы будете знать, как избежать неприятной ситуации раньше, чем она возникнет.

Ну и, естественно, ни один из советов не поможет гарантированно, если вы не отработаете их применение в модельных ситуациях с различной степенью сложности. Задания нужно выполнять с напарником, так как именно он будет оценивать, насколько натурально и полно задания получились. Соответственно, рекомендую выполнить следующие практические задания:

Поговорите с «незнакомцем» так, чтобы он почувствовал вашу уверенность, готовность постоять за себя.

В столкновении со «злоумышленником» откажитесь от выполнения его требований так, чтобы он почувствовал вашу решительность и смелость.

Потренируйте уверенность в себе на основе техники «заезженной пластинки».

Попробуйте при встрече с «нападающим» вести себя агрессивно, наступательно, инициативно.

При столкновении с «хулиганом» попробуйте действовать неожиданно, оригинально. Сорвите его планы, озадачьте его, создайте непредвиденные им обстоятельства.

Попытайтесь найти мирное решение конфликта в самом его начале, когда играющий роль злоумышленника пытается найти повод для столкновения.

При встрече с «агрессором» попытайтесь снять напряжение: говорите уверенным тоном, обращайтесь к собеседнику с уважением и т. д.

При встрече с «агрессором» попробуйте смутить его, чтобы затем воспользоваться его замешательством.

В ходе «столкновения» отвлеките внимание « нападающего»: позовите отца, окликните милиционера и т. п.

В сложной ситуации введите «нападающего» в заблуждение: симулируйте обморок, болезнь, глухоту и т. п.

Попробуйте вести себя так, чтобы «нападающий» заподозрил: «Здесь что-то не так! Чего доброго, подойдут его друзья!» и т. п.

Изобразите покладистого человека, готового выполнить требования «нападающего». Пользуясь тем, что его осторожность притуплена (раскладывает «добычу» по карманам и т. п.), действуйте неожиданно и решительно: «бейте» или убегайте.

Потренируйтесь в преодолении излишнего волнения, страха.

Попытайтесь вести себя с «нападающими» так, чтобы сыграть на их самолюбии.

Говорите с «нападающим» так, чтобы выиграть время, перенести события в желательное для вас место, изменить соотношение сил в свою пользу.

Потренируйтесь так говорить с «нападающим», чтобы вызвать у него сочувствие, жалость.

Попробуйте действовать так, чтобы у «агрессора» отпало желание иметь с вами дело (рвота, насморк и т. п.).

Вы проходите мимо машины. Вас просят подойти, рассказать о том, как доехать до рынка, магазина и т. п. Ваши действия в этой ситуации.

Подозрительный человек стоит у двери лифта, предлагает войти вместе. Что вы предпримете в таком случае?

Вас похитили, везут в машине. Говорите со «злоумышленниками» так, чтобы они решили вас не трогать и отпустить с миром.

Вы идете по безлюдной вечерней улице. Вдруг замечаете, что вас преследуют, готовятся к нападению. Ваши действия в этой ситуации.

В ходе «столкновения» изобразите человека слабого, вялого, неспособного к отпору. Усыпите бдительность «нападающего», действуйте быстро и решительно (бейте, убегайте).

В ходе игры продемонстрируйте такой уровень уверенности в себе, чтобы у «нападающих» появилось сомнение, стоит ли продолжать нападение, не обернется ли это для них большими неприятностями.

В ходе игровых «столкновений» попробуйте определить, что замыслил ваш партнер: просто просит закурить, спрашивает о чем-то или ищет повод для драки, нападения и т. п. Ваш собеседник должен искренне играть то нападающего, то просто прохожего (в кармане у него соответственно разные предметы).

При столкновении с партнером попробуйте определить, в каком случае за добрыми словами скрываются жестокость, коварные планы. В другом случае вам нужно за суровостью и грубостью разглядеть внутреннюю мягкость и доброту. Партнер, играющий роль доброго агрессора или грубого добряка, должен проявить некоторые актерские данные.

Работая в паре, попробуйте сыграть решительность и даже агрессивность словами, интонацией, мимикой, жестами. Попробуйте проявить агрессивность в форме изысканной вежливости, например: «Да, конечно, я отдам вам куртку, вы так мне понравились. Мои старшие братья тоже очень «любят» таких смелых парней!»

На вас напали. Вам угрожают. Требуют вещи, деньги и т. п. Попробуйте использовать юмор. Ведите себя так, будто вам смешно, но смех вызывают не «злоумышленники», а ваши финансовые возможности, якобы вас только что ограбили и т. п.

Проиграйте ситуацию, когда на вас напал «вооруженный грабитель». Действуйте так, чтобы уменьшить риск применения им оружия против вас.

На вас совершено нападение. Вы остались без вещей и т. п. Опишите внешность, речь, манеры поведения, одежду, телосложение, другие приметы «преступников». Для начала потренируйтесь описывать тех, кто сейчас перед вами. Затем дайте описание человека, отвернувшись от него.

6.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМООБОРОНА (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМБО)
Задача техник психологического самбо — предохранить себя от разрушительных последствий варварского нападения и манипуляции, помочь самому себе справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе. Техники самбо позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером.

Мы говорим о самообороне, а не о самозащите, поскольку между этими понятиями могут быть выделены по крайней мере три важнейших различия: 1.

Защищают обычно слабого, а обороняться может и сильный, если на него напали. 2.

Защищаться можно на любой территории, в то время как обороняются на собственной земле. 3.

Лучший способ защиты - встречное нападение, обороны - преобразование материала и формы нападения в новый материал и новую форму для эмоциональной нейтрализации ситуации.

Психологическое самбо требует:

а) использования четких речевых формул;

б) правильно подобранной интонации - например, спокойной, холодной, задумчивой, веселой или грустной;

в) основательности в ответе, которая достигается: ?

выдерживанием паузы перед ответом; ?

неторопливостью ответа; ?

обращенностью ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы, если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и внимательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с интервенцией и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину.

Однако перебрасываться горячей картофелиной - значит вступить в манипуляцию или ответить нападением на нападение. Вопреки ожиданиям нападающего, адресат удерживает картофелину некоторое время у себя, изучает, рассматривает, взвешивает ее - и лишь затем возвращает интервенту в неузнаваемом виде.

Самооборона требует спокойствия и задумчивости, возможно, даже грусти. Однажды в тренинге я использовала метафору шестикрылого Серафима, величественно омывающего своими крылами нападающего на него варвара или навязывающегося манипулятора. 1.

Величественное мановение крылом. 3.

Словесный ответ:

И действительно… Чтобы летать, требуется кое-что помимо крыльев…

Спокойная, задумчивая и грустная интонации ответа оставляют пространство для раздумий, а значит, способствуют переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение.

Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение, опять-таки перебрасывание картофелиной.

В случае применения техники английского профессора иногда допустимо использование веселой интонации (см. ниже). Холодная интонация может быть использована лишь в тех случаях, когда адресат применяет технику внешнего согласия и при этом хочет дать понять, что он вынужден согласиться с манипулятором, хотя ему это может быть и не очень приятно.

Каждая из техник психологического самбо - это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления. Используя соответствующие этими техникам речевые формулы, мы возвращаем себя к размышлению. Ответ интервенту в технике психологической самообороны означает, что мы напоминаем и себе, и ему: летают не только горячие картофелины, но и ласточки, снег, кометы, самолеты…

  1. Самооборона или самозащита - ответные действия государства, юридического или частного лица, предпринимаемые для обеспечения прав, нарушенных нападением другого государства, юридического или частного лица.
  1. По сравнению с любым историческим периодом мы живем в самом цивилизованном обществе. Множество законов призваны защищать и поддерживать порядок. Не проходит и дня, чтобы невинные люди не пострадали от разного рода актов насилия. Видя неспособность властей справиться с преступностью, люди стремятся защитить себя и близких. Каждый человек, являясь членом общества, имеет полное право защищаться от противозаконных посягательств на жизнь и здоровье.

Именно эта цель и приводит многих к занятиям боевыми искусствами. Преподаватель боевых искусств обязаны сделать все от него зависящее, чтобы люди могли чувствовать себя в безопасности и жить без страха за собственное будущее. Они могут сделать это, научив приемам самообороны, а также тому, когда и как пользоваться ими.

Существует множество самых разнообразных техник, в равной степени применимых в различных ситуациях. Исследуйте свои потребности и навскидку определите, какие техники наиболее соответствуют комплекции, силе, возрасту и физическим возможностям.

Новичков в первую очередь обучают простым и эффективным действиям, которые они смогут легко запомнить и применить в различных обстоятельствах.

Начинающим спортсменам крайне важно ощутить практическую эффективность изучаемых техник. Придя домой, они будут пытаться проверить действенность новых приемов на друзьях и родственниках. Поэтому, знакомя учеников с приемами, направленными против жизненно важных и наиболее уязвимых органов {глаза, горло, пах, нос, голени, колени), обязательно поймите, что правильно проведенная атака может быть в высшей степени опасной для здоровья их близких.

Спортсменов, перешедших на более высокие стадии обучения, знакомят с проведением захватов суставов и бросков. Обучение этим приемам следует медленно и постепенно, предварительно спортсмен должен полностью научиться соблюдь все правила безопасности. Прежде чем будут введены в тренировочную программу броски, вас научат правильно падать, иначе будет не избежать травм спины и шеи.

Кроме того, научитесь немедленно прекращать оказывать давление на сустав, как только партнер даст соответствующий сигнал, тем самым чуствовать противника. Занимаясь под грамотным руководством квалифицированного инструктора, спортсмены смогут полностью и безопасно для себя овладеть сложными и эффективными техниками самообороны.

При преподавании тренером способов самообороны чрезвычайно важно акцентировать внимание на том, что ни один из изученных приемов нельзя применять на практике вне тренировочного зала, если на то нет веских причин. На секциях самообороны вас обязательно проинформируют, каким образом в стране законы трактуют применение силы в целях самозащиты.

  1. Правила самообороны:

Уметь определять потенциально опасные ситуации;

Избегать опасных ситуаций. Это лучший способ самообороны;

Уклониться от боя, если это возможно, используя любые средства;

Если злоумышленник требует материальные ценности, лучше отдайте их ему. Не рискуйте жизнью ради денег или другой собственности;

Активная самооборона - это последнее средство защититься. В этом случае действуйте решительно, быстро и мощно, полностью используя все знания и умения.

  1. Психология самообороны:

1) Успокойтесь и расслабьтесь;

2) Попытайтесь по-человечески договориться с нападающим;

3) Старайтесь не злить своего противника;

4) Попытайтесь отвлечь внимание атакующего и заставить его расслабиться и нападайте, когда он менее всего этого ожидает;

5)Ради спасения жизни без колебаний используйте все возможные способы самообороны.

психологическая самозащита,

психологические основы самозащиты,

психологические приемы самозащиты,

психологическая самозащита личности

Психологическое самбо требует:

а) использования четких речевых формул;

б) правильно подобранной интонации - например, спокойной, холодной, задумчивой, веселой или грустной;

в) основательности в ответе, которая достигается:

□ выдерживанием паузы перед ответом;

□ неторопливостью ответа;

□ обращенностью ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы, если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и внимательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с интервенцией и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину. Однако перебрасываться горячей картофелиной - значит вступить в манипуляцию или ответить нападением на нападение. Вопреки ожиданиям нападающего, адресат удерживает картофелину некоторое время у себя, изучает, рассматривает, взвешивает ее - и лишь затем возвращает интервенту в неузнаваемом виде.

Самооборона требует спокойствия и задумчивости, возможно, даже грусти. Однажды в тренинге я использовала метафору шестикрылого Серафима, величественно омывающего своими крылами нападающего на него варвара или навязывающегося манипулятора.Спокойная, задумчивая и грустная интонации ответа оставляют пространство для раздумий, а значит, способствуют переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение.

Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение, опять-таки перебрасывание картофелиной.

В случае применения техники английского профессора иногда допустимо использование веселой интонации (см. ниже). Холодная интонация может быть использована лишь в тех случаях, когда адресат применяет технику внешнего согласия и при этом хочет дать понять, что он вынужден согласиться с манипулятором, хотя ему это может быть и не очень приятно.

Каждая из техник психологического самбо - это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления. Используя соответствующие этими техникам речевые формулы, мы возвращаем себя к размышлению. Ответ интервенту в технике психологической самообороны означает, что мы напоминаем и себе, и ему: летают не только горячие картофелины, но и ласточки, снег, кометы, самолеты…

Техники психологического самбо.

Техника бесконечного уточнения.

Подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора

А. Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда наконец научишься?

Б. Что бы вы посоветовали изменить?

Применение этой техники помогает последовательно удерживаться в когнитивном «слое» исследования проблемы. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия, и мыслительную деятельность партнера по общению. Для того, чтобы поставить вопрос, и для того, чтобы ответить на вопрос по существу, нужно подумать, а это значит, что часть энергетического заряда переводится из эмоционального потока в рациональный. Кроме того, мы выигрываем время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Таким образом, найдя в себе силы для первого уточняющего вопроса, мы затем получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам нас ошеломить. Умение извлечь из ситуации важный уточняющий вопрос должно быть настолько отточенным и отработанным, чтобы в критической эмоционально напряженной ситуации оно вас не подвело.

Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:

- Что в этом предложении кажется вам самым уязвимым для критики?

- Что нужно изменить?

- А какой цвет (стиль одежды, стиль высказывания, оборот речи) был бы более подходящим?

- Что бы ты посоветовал?

Другой вариант техники бесконечного уточнения - подробное объяснение партнеру собственной позиции. Условно можно назвать его «самоуточнение».

Возможные варианты ответов в технике самоуточнения:

- Видишь ли, меня действительно легко задеть, причем по трем причинам. Во-первых, я стараюсь стремиться к совершенству. Любые промахи и неудачи вводят меня в состояние необычайной тоски. Вот, например, в прошлом году…

- Позволь, я тебе все объясню. Дело в том, что каждый понедельник я составляю себе подробный план, включающий от 3 до 10 пунктов…

Техника внешнего согласия, или «наведения тумана».

Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание, действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже… соответствует истине,

А. Ты в джинсах выглядишь ужасно!

Б. Возможно, ты и права.

Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости, например:

А. Не надо быть столь самоуверенной!

Б. Может быть.

А. Скажи, ну зачем ты так пристально смотришь на меня?

Б. И действительно, что это я…

А. Ты мог бы быть и повежливее со мной!

Б. Да, над этим стоит поработать…

После «наведения тумана» критик замолкает, сраженный. Эта техника была описана в работах, посвященных тренингу уверенности, главным образом для женщин (Cotter S. С, GuerraJ. J., 1976; Smith M. J., 1979). Уверенный человек внешне соглашается, но при этом может и не изменить своей позиции.

Техника внешнего согласия важна тем, что она адресована важнейшей человеческой потребности - быть в согласии. Когда партнер соглашается с нами, мы окунаемся в атмосферу тепла, принятия, даже счастья. Это обезоруживает. Человеку, с которым соглашаются, хочется, чтобы с ним и дальше соглашались.

Техника внешнего согласия с партнером может использоваться в самых разнообразных вариантах. Во многих из них согласие уже не является чем-то совсем «внешним», не настоящим. Напротив, это готовность к согласию и согласованному совместному движению в решении какой-либо проблемы.

Партнер оценит то, что мы по крайней мере готовы принять к рассмотрению его точку зрения. Мы же, соглашаясь вначале только «внешне», на словах, даем себе шанс постепенно найти точки настоящего, «внутреннего», согласия. Вот возможные варианты ответов:

- Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать…

- И действительно!..

- Верно! А мне и невдомек!

- Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.

- Знаешь, я вынуждена с тобой согласиться, хотя мне и трудно это сделать сразу.

- Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам.

- Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.

Техника испорченной пластинки.

В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содержащую важное сообщение нападающему или манипулятору. Эта фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. В сущности, она должна даже несколько опережать разговор. Она должна содержать в себе то, к чему собеседники придут на третьем витке разговора. Они могли бы прийти к этому и на первом витке, если бы нападающий не был так взвинчен.

Техника испорченной пластинки была описана в статье «Женщины в обществе» Лин Фрай (Fry L., 1983. Р. 264). Допустим, женщина решает для себя что-либо определенно, например: «Я не хочу сегодня обсуждать этот вопрос, потому что мне нужно заняться своими делами». Затем она просто заявляет об этом и продолжает повторять свою фразу, пока сообщение не дойдет до адресата. Нужно опасаться отвлечения на побочные темы, например: «Я учитываю то, что тебе сегодня удобно обсудить этот вопрос, но мне действительно нужно сделать свои дела».

Применение техники «испорченной пластинки»

М е н е д ж е р А. Ты совершенно напрасно распорядился взять человека из

моего отдела для подготовки этой презентации!

Менеджер А. Она мне самому нужна была сегодня, ты понимаешь? Ты

поставил меня в трудное положение!

Менеджер В. Это больше не повторится.

Менеджер А. И вообще, почему ты считаешь, что можешь через мою

голову распоряжаться моими сотрудниками?

Менеджер В. Это больше не повторится.

Из приведенного диалога ясно, насколько в этой технике самообороны важна интонация. Как и в пластинке, которую «заело», фраза должна произноситься каждый раз с одной и той же интонацией. В тоне голоса не должно появляться ни «металла», ни «яда».

Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, всякий раз с одной и той же интонацией.

М. Я думал, ты лучше меня сможешь понять…

М. Что толку говорить, если ты не понимаешь

элементарных вещей.

А. Я готов еще раз тебя выслушать.

М. Может быть, ты просто не хочешь меня понять?

А. Я готов еще раз тебя выслушать.

Техника английского профессора.

В этой технике партнер корректно выражает сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает его личных прав.

Эту технику я сформулировала на основании собственного опыта. Однажды коллега пригласил меня в 1-й Медицинский Институт (в Санкт-Петербурге) быть переводчиком в терапевтических сессиях профессора из Великобритании, специалиста по групповому психоанализу.

- Оплаты не предполагается, - сказал коллега. - Но ведь вы изнутри увидите, как работает групп-аналитик. Сами понимаете, это бесценный опыт.

- А это первая сессия?

- Нет, это уже третья сессия, - ответил коллега.

Я подивилась тому, что группа собирается уже в третий раз, а своего переводчика у нее все еще нет. Ведь есть и другие ценители психотерапевтического опыта… В конце концов, я не профессиональный переводчик, а психолог. Однако мне было очень любопытно побывать на такой сессии. По своему прежнему опыту я уже знала, что быть переводчиком сильного психотерапевта - это особый, ни с чем не сравнимый опыт, неповторимое и обогащающее слияние с миром Мастера.

И вот я прихожу на общее собрание курса. Оказывается, работают с курсом три преподавателя. Первой выступает дама-профессор. Великолепный, мелодичный, прекрасно артикулированный английский. Я прекрасно ее понимаю. Выступает второй профессор. Его английский мне уже менее понятен, но если постоянно напрягать все свои возможности, то перевести его я смогла бы. Наконец, начинает выступать третий профессор, самый старший из всех, Джордж. О, ужас! Я не понимаю ни одного слова! Ни одного! И тут коллега доверительно сообщает мне на ухо: «Это твой!» Тут мне становится понятным, почему у Джорджа до сих пор нет постоянного переводчика.

- Послушайте, - говорю я. - А нельзя ли мне дать другую группу? Я очень плохо понимаю, что говорит Джордж.

- Нет, нельзя, - отвечает коллега. - Да вы не волнуйтесь! Участники группы вам помогут, они уже к нему привыкли. А другую группу я вам дать не могу…

- Но почему же?

- Да никто из переводчиков не согласится с вами поменяться, - отвечает он.

Так мне пришлось переводить человека, которого я практически не понимала. К счастью, мне в основном приходилось переводить ему то, что говорили участники группы. Занятия были построены так, что группа фактически работала самостоятельно, а мы с Джорджем сидели рядом на диванчике, и я на ухо ему нашептывала свой перевод того, что говорилось в кругу. Лишь время от времени Джордж брал слово и произносил всего лишь одну или две фразы, которые нужно было перевести. Ужас состоял в том, что я не могла перевести и этого немногого! А ведь он произносил всякий раз что-то по-настоящему значительное, глубокое. Буквально изрекал нечто, исполненное огромного значения. Позже, когда я стала его лучше понимать, глубокий смысл его слов меня часто поражал. Многие его изречения помнятся мне до сих пор. Но в те минуты это было мучительным переживанием - знать, как важно группе понять суть его высказываний, и не быть в состоянии их перевести…

Вечером я вышла из института в состоянии душевной исковерканное. Весь вечер и все утро я мучительно подыскивала слова, а на следующий день пришла пораньше, чтобы успеть сказать Джорджу нечто важное. Дождавшись, когда мы останемся в комнате одни, я сказала:

- Джордж, вы не могли бы говорить немного медленнее и более короткими фразами, чтобы я могла переводить более точно?

Джодж замер, как громом пораженный. Мне стало не по себе. Он, по-видимому, боролся с собой. Наконец он сказал:

- Боюсь, что нет… Видите ли, говорить быстро и длинными фразами - это… это часть моей личности.

Я поняла, что разговор продолжать невозможно. Мне нужно было смириться.

- Простите, - сказала я. - Мне очень жаль… Пойду подготовлюсь… До встречи на сессии!

- До встречи, Елена, - с вежливой улыбкой ответил он.

Я вышла на площадку лестницы и закурила. Я была зла на Джорджа. Профессор, называется! Делаем общее дело, почему бы и не помочь товарищу? Ведь мы в одной команде, в одной упряжке. Как можно было отказать мне в моей просьбе?!

И тут откуда-то сбоку вдруг накатилось на меня что-то громкое, быстрое и энергичное. Это была одна из участниц нашей группы, приехавшая из Запорожья.

- Елена, - сказала она с вызовом, - а вам не кажется, что вы переводите Джорджу то, что мы говорим, как-то неправильно?

Что за чертовщина? Я совершенно не ожидала удара с этой стороны.

- А что именно было неправильно? - спросила я (техника бесконечного уточнения меня никогда не подводит - благодаря ей я обретаю силы даже в тяжелую минуту).

- Ну вот как вы переводите, например, слово «переспать» 5 ?

- Как «вступить в половое сношение», - отвечаю я.

- А вы не находите, что это слишком академично?! - с нажимом спрашивает она.

- Конечно, академично, - отвечаю я. - Но, видите ли… академичность - это часть моей личности.

И вся ситуация мгновенно изменилась. Моя собеседница умолкла, кивнула и улыбнулась!

Эта техника останавливает и смягчает нападение, хотя может быть эмоционально неприятной для нападающего.

Возможные варианты ответов в технике английского профессора:

- Это составляет предмет моих убеждений..

- Если я сделаю это, то это буду уже не я…

- Это не согласуется с моим представлением о себе.

- Я ценю некоторые свои странности и предрассудки, потому что они помогают мне находить неординарные решения.

Из книги Елены Сидоренко «Тренинг влияния и противостояния влиянию».

Loading...Loading...