Маяк басаргина состоят из 13. Экскурсоводы

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря и плавания проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к порту Владивосток. Вместе с маяком острова Скрыплёва он образует входные ворота Владивостока. Маяк был создан в 1937 году. Первая его башня была деревянной несложной конструкции. Мыс Басаргина - юго-восточная оконечность одноименного полуострова - обрывист, скалист и окаймлен подводными и надводными камнями. Наличие вблизи мыса значительных глубин делает его весьма опасным для мореплавания. Оконечность мыса представляет высокую скалу прямоугольной формы. Скала соединена с берегом низким скалистым перешейком. Для навигационного ограждения этой скалы на ней и был первоначально установлен светящий знак. Огонь был ацетиленовый. Поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком.

В 1958 году вместо деревянного знака была построена каменная призматическая восьмигранная башня высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря. Башня окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Тут же, на берегу, у скалистого перешейка, построено техническое здание, в котором установлена звукосигнальная установка - наутофон. Излучатели его вынесены ближе к опасности на скалу и установлены непосредственно на башне. Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Огонь имеет зеленый проблесковый цвет с характеристикой – 7.5 секунд (более точно период работы маяка работы маяка можно описать так – 3.5 секунды свечение, затем 4 секунды пауза). В качестве излучателей используются электрические лампы накаливания, работающие в автоматическом режиме. Кроме основной, в запасе ещё 5 ламп, вместо перегоревшей исправная включается дистанционно. Смотрители включают маяк из агрегатной, башню посещают только при необходимости для профилактического осмотра, технического обслуживания и ремонтат. Если на маяке отказывает основной источник света, включается резервный. В хорошую погоду свет маяка виден за 10 миль. В плохую погоду при плохой видимости для предупреждения об опасности на маяке включается наутофон. Низкий характерный звуковой сигнал наутофона в тумане слышен на несколько миль.

Мыс Басаргина, кроме того, является хорошим радиолокационным ориентиром и позволяет судоводителям, использующим РЛС, уверенно ориентироваться по нему при входе в базу. Новый век и современные требования к точности плавания на подходах к портам принесли на маяк навигационное оборудование. На мысе Басаргина вблизи технического здания установлены антенны контрольно-коректирующей станции (ККС) спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. С введением точность и безопасность плавания кораблей и судов значительно повысились. При этом роль и значение маяка Басаргина нисколько не уменьшились, он по-прежнему безотказно и надежно обеспечивает безопасность плавания судов на подходах к Владивостоку.

Basargin Cape

Как и подобает приморскому городу, славится своими маяками, каждый из которых имеет свое имя и неповторимую историю. Одним из самых известных и красивых среди них признан Басаргинский маяк, стоящий у главных морских ворот города. Вот уже 75 лет он не только служит значимым навигационным ориентиром для судов, идущих через пролив Босфор Восточный в , но и входит в число наиболее узнаваемых символов Владивостока.

Маяк расположен на мысе Басаргина, который находится на юго-восточной оконечности одноименного полуострова, отделяющего бухту Патрокл от Уссурийского залива. Мыс представляет собой высокую поросшую травой скалу, соединенную с берегом низким скалистым перешейком, на берегу которого лежат живописные валуны. Он довольно скалистый и обрывистый, к тому же окаймлен надводными и подводными камнями. Сложные навигационные условия в районе мыса Басаргина делают его довольно опасным для мореплавания.

Именно поэтому в 1937 году здесь решили установить маяк, который бы указывал безопасный путь кораблям, идущим во Владивостокский порт. Назвали его – так же, как и полуостров, и мыс – в честь Владимира Басаргина, известного вице-адмирала, кругосветного мореплавателя и исследователя залива Петра Великого. Первая башня маяка была деревянной и имела достаточно примитивную конструкцию. Огонь в то время использовали ацетиленовый, а потому назывался он сперва не маяком, а светящимся навигационным знаком.

Спустя 20 лет деревянный знак сменила каменная восьмигранная башня высотой 8 метров, которая – как и подавляющее большинство маяков – была окрашена горизонтальными красными и белыми полосами. Чуть позже недалеко от скалистого перешейка построили техническое здание для звукосигнальной установки – наутофона. В настоящее время Басаргинский маяк светит зеленым светом, дальность действия которого составляет десять миль.

Сегодня он, как и прежде, бесперебойно выполняет свою главную функцию – обеспечивает безопасность плавания в проливе Босфор Восточный, образуя вместе с маяком на острове Скрыплева своеобразные ворота в порт Владивостока. А заодно – неизменно притягивает многочисленных путешественников и любителей морской романтики.

Добраться до маяка на мысе Басаргина не так просто: доступ к нему ограничен, территория охраняется. Самый простой способ попасть на мыс – добраться сюда самостоятельно по морю.

Маяк – обязательный атрибут любого приморского города. На территории Владивостока располагаются 14 навигационных знаков. Семь из них – маяки, остальные – светящиеся знаки и створы. Басаргинский маяк является одним из самых узнаваемых символов города. В отличие от всеми любимого маяка на Токаревской кошке, он располагается на территории военной части, поэтому труднодоступен для отдыхающих. Полюбоваться им можно не только с моря, но и на открытках, магнитах, марках и даже в кино – маяк не один раз становился местом действия в различных фильмах, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря. Совместно с он образует ворота в порт Владивостока.

Маяк был построен в 1937 году. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Первая башня маяка на мысе Басаргина была деревянной, поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В 1958 году деревянный навигационный знак заменили каменной башней. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В 2012 году была проведена реконструкция маяка. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Басаргинский маяк был построен в 1937 году и представлял собой небольшую деревянную башню, которую в 1958 году заменило каменное строение. Высота маяка 8 метров. Башня окрашена в белый и красный цвета. Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Вот уже почти восемь десятков лет этот символ веры и надежды встречает и провожает моряков. Зеленый свет маяка за все время работы не гас ни на минуту.

Начальник маяка на полуострове Басаргина Алексей Степков работает здесь уже более 10 лет. Живет в одном из красивейших мест края вместе со своей семьей. Говорит, сам не знает, почему пошел сюда работать – "просто что-то потянуло". Сразу после выхода на пенсию узнал о такой вакансии – решение было принято незамедлительно.

Так как маяк является ориентиром для всех, кто находится в море, задача смотрителя – синхронно включать и выключать устройство, а также следить за порядком на территории объекта.

Синхронность включения всех маяков обеспечивается руководящими документами: таблицей освещения, которая регламентирует время включения и отключения, - рассказал Алексей Степков.

Помимо него за непрерывной работой маяка следят еще три человека. Все работают посменно. По их словам, сама аппаратура хорошая – последние разработки из Санкт-Петербурга. Все работает бесперебойно, поэтому проблем практически не возникает. Несмотря на развитие высоких технологий и появление ряда навигационных систем, начальник маяка считает, что это сооружение все же надежнее.

Навигационные системы - это та техника, которая легко может выйти из строя. Нельзя быть полностью уверенным в степени ее надежности. К тому же, у нас очень развит маломерный флот, который не всегда обладает необходимым оборудованием. Здесь на помощь и приходят маяки, - рассказал Алексей Степков.

На случай густого тумана на территории маяка есть и сигнальная установка – наутофон, благодаря которой корабли могут легко ориентироваться на звуковой сигнал.

В былые времена роль наутофона выполнял большой колокол, на кромке которого были выбиты изображения представителей всей династии Романовых.



Высота башни маяка 8 метров, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В историю города и края маяк вошел не только как помощник мореплавателей, но и как герой ряда кинолент. В разное время здесь снимали сцены для фильма "22 минуты" Василия Серикова, сериала "Когда цветет папоротник", а также ряда документальных кинолент.

Помимо этого, Басаргинский маяк изображают на марках, календарях, открытках и магнитах. К слову, впервые приморские маяки попали на марки в 1984 году, первыми на этих марках были изображены маяки Токаревский и Басаргина.

К маяку ведет подвесной мост. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Высота башни маяка 8 метров. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Подвесной мост, ведущий к маяку. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Дальность действия маяка составляет 20 миль. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Маяк на мысе Басаргина. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Басаргинский маяк на утесе представляет немалый интерес и для художников. Заслуженный художник России Сергей Черкасов всегда испытывал слабость к этим "светилам". Писать маяки он начал более 30 лет назад. Говорит, что посетил все самые важные для края сооружения.

Маяки - моя давняя любовь! Они однозначно являются памятниками архитектуры. Когда я их увидел впервые, больше всего меня потрясло то, как близко к обрывам они расположены. Действительно, во многих местах ощущаешь себя так, словно стоишь на краю света. Также поражает, что многие сооружения настолько хорошо сделаны, что даже время не смогло оставить на них свой отпечаток, - рассказал Сергей Черкасов.



Смотровая площадка возле маяка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Среди всех подобных объектов архитектуры, маяк Басаргина имеет для художника особое значение.

С этим маяком у меня связана очень древняя история. Когда мне было 19 лет, я окончил художественное училище и, так получилось, сразу попал на Дальневосточную киностудию. Проработал там четыре месяца перед армией. Помню, как неожиданно руководство студии попросило меня сделать заставку для Приморского телевидения. А на заставке был изображен маяк Басаргина. Около восьми лет эта заставка "открывала" наш телеканал. Я, служа в армии, был переполнен гордостью, что принял участие в этом проекте, - поделился Сергей Черкасов.

Совсем недавно художник закончил писать две картины с этого знаменитого маяка. Сейчас он работает над небольшой серией маяков, увидеть которую можно будет на одной из его выставок. Пока мы беседовали, в его студии подсыхало полотно с маяками Гамова и Назимова. Как рассказал художник, на своих полотнах он, в первую очередь, изображает свое настроение, в случае с маяками - ощущение радости от встречи с этими замечательными сооружениями.

Фотографии, сувениры, кино и живопись – этот ряд можно смело дополнить и литературой.

Так, например, значимость приморских маяков, их красоту, а также высокий профессионализм и любовь к своему делу смотрителей маяков на страницах своей книги отобразил приморский поэт, писатель и журналист Николай Литковец . Посетив основные маяки края, пообщавшись с их жителями, он написал книгу, содержащую в себе множество красивых снимков и интересной информации об этих удивительных и романтичных местах.

Во Владивостоке, как и в любом крупном городе, есть непреступное место, которое знает каждый, но побывать там суждено не всем. У нас одно из таких мест – маяк Басаргина. Рассказом о нём мы и продолжим серию путешествий по маякам Приморского края.

Идея посетить маяк родилась несколько лет назад, мы видели его еще в детстве, в книгах о городе. Но осуществить задуманное удалось только этим летом. Опускаем предисловие и переносимся в тот день: Пасмурная погода, свежий морской ветерок, обдувающий лицо – мы на полуострове Басаргина, вдалеке виднеется маленькая мечта, до которой осталось всего тысяча шагов. Ноги несут к цели. Подходишь к скалистому берегу; раз фото, два фото и тут ты замечаешь сотни чаек, кружащих в небе и защищающих свои гнёзда. Да, это настоящий птичий базар.

И в голову приходит мысль, что не зря это место столь закрыто. В окрестностях города сотни птиц нашли себе дом и выводят потомство, находясь в безопасности от людей и домашних животных.

Затворы камер не замолкают, сердце фотографов радуется, главная цель впереди.

Но прежде чем продолжить путь к цели, мы устроили субботник, о котором вы прочтете немного позже, а пока продолжаем созерцать красоту.

Маленькая мечта осуществилась – перед нами знаменитый маяк. Это место пропитано романтикой. Так и хочется взять и запечатлеть в этих локациях молодую влюблённую пару. Но, вряд ли, в ближайшем будущем это кому-то удастся.

По мосту ходить нельзя, но никто не мешает сделать несколько снимков, главное – беречь голову от чаек. Сам мост новый, его полностью заменили несколько лет назад.

Поднимаемся к дому смотрителя Маяка, где он (Степков Алексей) нас и встречает. Слушаем рассказ про жизнь маячника и историю этого места.

Маяк был построен в далеком 1937 году. В ушедшем году ему исполнилось 80 лет. Первая башня была деревянной. Спустя 19 лет, в 1958 году, на его месте построили каменный маяк. Он имеет форму призматической восьмигранной башни высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря.

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря и плавания проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к порту Владивосток. Вместе с маяком острова Скрыплёва он образует входные ворота Владивостока. Назван маяк в честь Басаргинаа Владимира Григорьевича – Вице-адмирала, кругосветного мореплавателя, исследователя залива Петра Великого и Русской Америки. Его именем также названы мыс, полуостров, где построен маяк, а также гора на полуострове Аляска.

Кругом царит дух уединения, закрытость от города, все на пользу этому месту. Видно, что за всем надлежащим образом ухаживают. Везде дорожки, все выкрашено свежей краской, а трава коротко подстрижена.

На скалах оборудовано несколько смотровых площадок. Эх, хорошо здесь живется маячнику.. Шикарный вид открывается не только на маяк, но и на остров Русский, Мост через пролив Босфор Восточный.

Маячники, хоть люди закрытые, но при том всегда со связями и добрые. Ради нескольких кадров нам включили соседний маяк на острове Скрыплева.

Закончили наше маленькое путешествие только к сумеркам. Понимаем, что вернёмся сюда не скоро. За несколько часов, даже пёс успел к нам немного привыкнуть, как и мы к этому месту.

За этот день, конечно, помимо фотографий и впечатлений приобрели много приятных знакомств. По пути обратно поделились впечатлениями и поговорили про местную флору и фауну.

Если любите природу, старайтесь её сохранить. Мы организовали субботник, в ходе которого собрали несколько десятков мешков мусора. К сожалению, на побережье волнами выбрасывается огромное количество отходов, в основном это пластиковые бутылки, небрежно забытые туристами на отдыхе, говорят, часть мусора приплывает к нам даже с Японии.

Сотни людей всевозможными способами пытаются проникнуть на закрытую территорию и запечатлеть маяк. Хотим сказать, мы сделали это совершенно законным способом. Если у вас такой возможности нет, можете наблюдать за жизнью маяка на его странице в Instagram.

Loading...Loading...