Материалы к педагогическому совету "пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования". Доступность образовательной среды для обучающихся с овз и инвалидностью Основные направления работы
Опыт федеральной площадки ПФО по обучению лиц с ограниченными возможностями
Работы по реконструкции инфраструктуры для обеспечения доступности зданий и помещений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводятся в УГНТУ с 2015 года.
Во всех учебных корпусах созданы материально-технические условия, которые обеспечивают возможность беспрепятственного доступа в здание, аудитории, жилые, туалетные и другие помещения.
Имеются подъездные пандусы, кнопки вызова персонала, вертикальные подъемники для перемещения между этажами, дополнительные перила и горизонтальный подъемник на лестничных маршах, специально оборудованные туалеты.
В лекционных аудиториях оборудованы специальные места с возможностью размещения студентов на кресле-коляске и подключения к электрической сети технических средств обучения, имеются радиомикрофоны, заушные индукторы и индукционные петли. На базе библиотеки оборудовано стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов в университете внедрена такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявляется с положительной стороны и в общественной жизни.
Студенческая поликлиника университета обеспечивает оказание врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
Принятые меры обеспечивают создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о доступе в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Сведения о наличии библиотек, объектов спорта, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения |
Адрес места нахождения |
Площадь, м 2 |
Количество посадочных мест |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Доступ к стационарному рабочему месту для незрячего или слабовидящего пользователя, осуществляется в читальном зале периодики (3-201Г) Стационарное рабочее место включает в себя: ПК + специализированное программное обеспечение экранного доступа JAWS forWindows, а также для слабовидящих пользователей программное обеспечение экранного увеличения MAGic. Данное рабочее место позволяет работать на компьютере и в сети интернет без помощи зрения. Благодаря речевому синтезатору, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту. |
|||
Библиотека |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 195 |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Библиотека |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Библиотека |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок главного корпуса |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1. |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
||
Открытые физкультурно-спортивные плоскостные сооружения: Спортивная площадка |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 14 |
|||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный корпус |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 195 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
||||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе |
Российская Федерация, 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Акназарова, 24 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спорткомплекс |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: спортивный зал |
Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
ГБУЗ РБ ГКБ № 18 г. Уфы Поликлиническое отделение УГНТУ |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кольцевая, 5 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 193/1 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Отделение медицинской профилактики |
Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Медпункт |
Доступность в здание: Поручни, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 2 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 4а |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 6 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/1 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/3 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. М. Пинского, д.4 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 71 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 193 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 195 |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Курчатова, 14а |
Доступность в здание: Подъемные платформы (аппарели), Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2 |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. З. Космодемьянской, 33 |
Доступность в здание: Поручни, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
||
Столовая/буфет |
Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б |
Доступность в здание: Поручни, Пандусы, Доступные входные группы, Доступные санитарно-гигиенические помещения Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
Взаимодействие с ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)
Call-центр: 8–800-222-0578 (бесплатный федеральный номер); [email protected]
Call-центр Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья #ВятГУ продолжает свою работу.
В рамках приемной кампании-2019 call-центр РУМЦ #ВятГУ проводит консультации по вопросам поступления в вуз абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Вы можете обратиться в сall-центр по телефону: 8-800-222-0578 или задать вопрос письменно по адресу: [email protected] .
Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, наличиеспециальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Министерство образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/
Информационный ресурс библиотеки образовательной организации -
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья -
В ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Присутствует доступная среда для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса ПГГПУ.
Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. По дисциплинам учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. Прохождение практики студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с программой реабилитации и на основе индивидуального плана практики. Имеются партнеры вуза, обеспечивающие прохождении практики студентами-инвалидами или лицами с ОВЗ.
Для освоения дисциплины «Физическая культура» «ПГГПУ» устанавливает особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.
В университете созданы такие лаборатории и центры как "Лаборатория психофизического развития ребенка ", "Центр патологии речи ", "Научно-практический центр "Академия здоровья" , которые осуществляют свою деятельность в соответствии с приоритетами образовательной политики в РФ и Пермского края.
В университете разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Совместно с руководителями структурных подразделений проведена экспертиза учебных корпусов и общежитий ПГГПУ на соответствие доступности маломобильным группам населения. Составлен перечень дооборудования помещений с целью предоставления максимальной мобильности студентам и преподавателям с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах «ПГГПУ» имеются пандусы, перила и удобные съезды.
Также в вузе имеется электронная библиотека ПГГПУ, которая позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами. ЭБ ПГГПУ включает электронные версии документов созданных сотрудниками структурных подразделений ПГГПУ в процессе научно-исследовательской деятельности, а также работниками сторонних организаций, которые опубликовали свои материалы в издательстве ПГГПУ и передали университету право на их размещение в открытом доступе, а также сторонних сотрудников, согласных разместить свои издания и материалы на сайте ПГГПУ. ЭБ включает электронные документы авторов/правообладателей и оригинал-макеты из РИО ПГГПУ и других издательств, если преподаватель ПГГПУ опубликовал там работу.
Обучающийся с ОВЗ и инвалидностью имеет доступ к Коллекции материалов по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ ЭБ МГППУ , в рамках соглашения о взаимодействии ПГГПУ и МГППУ.
Контент библиотеки включает также электронные документы, переданные из ЭБ Челябинского и Башкирского госпедуниверситетов в соответствии с Договором о сотрудничестве вузов. Большинство ООП реализуются с использованием системы электронной поддержки образовательных курсов, которая обеспечивает онлайн поддержку образования.
В ПГГПУ создан сервис,который обеспечивает онлайн трансляцию занятий и мероприятий университета и создание видеозаписей открытых дистанционных лекций.
|
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями |
||
Общее число учебных корпусов в ВУЗе Из них число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся: |
4 учебных корпуса |
|
с нарушениями зрения |
Присутствует частично |
|
с нарушениями слуха |
Присутствует частично |
|
Присутствует частично |
||
Наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления) |
Имеется вход с минимальным перепадом высот; а также вход, оборудованный пандусом |
|
Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) |
На первом этаже главного корпуса, без перепада высот от уровня входа находится фундаментальная библиотека, в остальных корпусах - учебные аудитории, методические кабинеты и компьютерные классы |
|
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) |
Присутствует частично |
|
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. |
Учебные корпуса университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло |
|
Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих |
Присутствует |
|
Доступность библиотечного фонда для обучающихся: |
||
с нарушениями зрения |
Присутствует частично |
|
с нарушениями слуха |
Присутствует частично |
|
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Присутствует частично |
|
Обеспеченность деятельности по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией |
||
Наличие на сайте вуза специального раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует |
|
Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ |
||
Наличие на сайте информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
Присутствует Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Раздел. Абитуриенту. Подраздел. Порядок приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - |
|
Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами |
||
Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует |
|
Ответственный за организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе |
Присутствует Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию |
|
Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
Присутствует Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию В штате университета состоят педагогические работники профильных кафедр (кафедра специальной педагогики и психологии , кафедра логопедии , кафедра социальной педагогики , кафедра адаптивной и лечебной физической культуры) со специальным дефектологическим образованием, имеющие опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью: педагог-психолог социальный педагог специалист по техническим и программным средствам профориентолог сурдопедагог переводчик русского жестового языка (переводчик-дактилолог) тифлопедагог ассистент-помощник |
|
Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
Присутствует Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию |
|
Общее число ППС прошедших повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течении 3-х лет |
Тематика курсов повышения квалификации/ программ переподготовки: Доступная образовательная среда в ВУЗе. Психолого-педагогические условия сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва); Инклюзивное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования (ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь); - «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва); Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании (ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования", Пермь); Клиническая психология (ГБОУ ВПО «ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера», Пермь); Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: альтернативная коммуникация (ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург); Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях (ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет, Москва); Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» («Учитель-дефектолог») (ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Москва); Современные технологии управления волонтерской деятельностью и развитие профессионального мастерства руководителей волонтерских центров движения «Абилимпикс» (ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва); Современные представления о слепоглухоте: социальные, психологические педагогические аспекты (ИКП РАО, Москва) |
|
Профориентация в системе инклюзивного высшего образования |
||
Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Профориентация в системе инклюзивного образования |
|
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью |
||
Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии: |
||
наличие адаптационных модулей |
Присутствует |
|
выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией |
Присутствует |
|
включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует |
|
наличие адаптированной программы практики |
Присутствует |
|
наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации |
Присутствует |
|
Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами |
Присутствует |
|
Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации |
||
инклюзивная в общих группах |
Присутствует |
|
специальная в специализированных группах |
Присутствует частично (для занятий по физической культуре) |
|
смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) |
Присутствует |
|
по индивидуальному учебному плану |
Присутствует |
|
с применением дистанционных технологий |
Присутствует |
|
Техническое обеспечение образования лиц с ОВЗ и инвалидностью |
||
Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. |
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами, интерактивные доски |
|
Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.) |
Имеются электронные УМК, учебники на электронных носителях, видеолекции, организована онлайн трансляция учебного процесса в ресурсных центрах и мультимедийных аудиториях |
|
Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер) |
Имеются рабочие места, оборудованные персональными документ-камерами и пр. |
|
Обеспечение возможности дистанционного обучения |
Система электронной поддержки образовательных курсов - |
|
Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов |
Присутствует частично |
|
Наличие адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ производственного оборудования |
Не предусмотрено |
|
Комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) |
Присутствует частично |
|
Наличие иного адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудования |
Присутствует частично |
|
Качество организации процесса обучения и сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ |
||
Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью: |
||
психолого-педагогического сопровождения |
Присутствует |
|
медицинского сопровождения |
Отсутствует |
|
тьюторинга |
Присутствует |
|
социально-реабилитационного сопровождения |
Присутствует |
|
Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует |
|
Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью дополнительной финансовой поддержки (специальные стипендии, гранты и т.п.) |
Присутствует |
|
Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует |
|
Наличие в вузе досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует |
|
Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью |
||
Наличие отдела по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствует Раздел. Подразделения. Подразделы. Учебно-методическое управление - Отдел практики, трудоустройства и профессионального сопровождения |
|
Наличие программы содействия трудоустройству выпускникв с ОВЗ и инвалидностью |
Присутствуют. Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью. |
|
Обеспеченность постдипломного сопровождения |
||
Наличие программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам ВО |
Присутствуют. Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Постдипломное сопровождение. |
Елена Петрова
Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая предметно-пространственная среда в группе , во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка , уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Формируя мотивирующую предметно-пространственную среду в нашей дошкольной организации мы учитываем все нюансы влияния среды на развитие ребенка - от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования. При оформлении группового помещения мы помним о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, поэтому стараемся, чтобы цветовое оформление определялось в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации , возраста детей . В отделке детского интерьера нужна не пестрота, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы. Смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Самое значимое влияние мотивирующая среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому педагоги создают такую развивающую предметно-пространственную среду , которая способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании » говорится, что образовательная организация обязана создавать условия , гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Одним из ключевых условий создания мотивирующей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все время пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития .
В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. При взаимодействии со взрослыми, психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды , для которой характерны :
Отсутствие необоснованных запретов;
Продумана последовательная система требований и правил взаимодействия;
Отсутствие психологического давления со стороны взрослого;
Возможность выбора деятельности.
Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности , введен термин «развивающая среда » . Она затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения , то есть становится для ребенка средой развития , с которой он вступает в действенную связь.
Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства . В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок , с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде , зависит динамика его развития , формирование качественно новых психических образований . Развивающий потенциал среды многоаспектен : это условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств.
Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.
Воспитательно-образовательная система нашего детского сада включает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности : элементарные формы бытового труда и самообслуживания, конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и ролевая игра.
Развивающая предметная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное, мотивирующее средство обогащения развития специфических детских видов деятельности в дошкольный период жизни ребенка.
Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе нашего детского сада имеет отличительные признаки, а именно : для третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста учитываем их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе предлагаем детям игры, развивающие восприятие , память, внимание. По мере взросления детей мотивирующая предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста , со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов.
Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных , психических и личностных качеств дошкольников, мы для себя определили функции развивающей среды . Предметно-развивающая среда должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов, а так же физическому развитию ребенка .
Её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
- среда должна быть организована в соответствии с основными принципами : активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости, стабильности - динамичности, гибкого зонирования;
Она учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок, индивидуально оформленные, обеспеченные достаточным количеством оборудования и материалов);
Также учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности» - специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус, дидактические игры;
- среда учитывает и индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка, тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
Учитывает возрастные и поло ролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда необходима детям , прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметы - это яркий источник познания взрослого мира.
Значение имеет и мотивационная функция среды . Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает , а отрицательно влияет на ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития , возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер . Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие , процесс и результат саморазвития личности ; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств.
Созданная нашим коллективом мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка , побуждает делать сознательный выбор, принимать самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Мотивирующая РППС в соответствии с ФГОС ДО, должна иметь следующие качества :
Насыщенность среды , она должна соответствовать :
Возрастным возможностям детей ;
Трансформируемость пространства, которая осуществляется в зависимости :
От образовательной ситуации ;
От меняющихся интересов детей .
Полифункциональность материалов, которая предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды ;
Вариативность среды предполагает следующее :
Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;
-разнообразие игр , материалов, игрушек, оборудования обеспечивающего свободный выбор детей ;
Периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей .
Доступность среды определяется :
Доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность ;
Свободным доступом детей к играм , игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.
Безопасность среды предполагает :
Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Мотивирующая среда нашего дошкольного образовательного учреждения способствует своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка . Её содержание построено в соответствии с основными элементами социальной культуры, она мобильна и динамична.
Развивающая среда детства - это система условий , обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
В опросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются на всех уровнях власти. Одной из острых проблем доступности образования является обеспечение лиц с ОВЗ по зрению электронно-образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их состоянию здоровья. О своём опыте и достижениях в области развития адаптивных технологий рассказывает лидер рынка отечественных полнотекстовых электронных баз данных.
Наталья ИВАНОВА , директор компании «Ай Пи Эр Медиа» (ЭБС IPRbooks)
Актуальность проблемы
30 декабря 2017 г. введены новые ФГОС ВО 3++, согласно которым обучающиеся из числа инвалидов и лица с ОВЗ должны быть обеспечены печатными или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
С 1 сентября 2018 г. к электронным библиотечным системам будут применяться положения нового национального стандарта ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения, согласно которым ЭБС должна обеспечивать предоставление электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Таким образом, разработчики ЭБС должны учитывать все требования законодательства и новых ГОСТов и гарантировать пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.
От идеи до реализации
Наша компания начала работу в этом направлении в 2010 г. одновременно с созданием ЭБС IPRbooks, когда вопросы инклюзивного образования ещё активно не обсуждались на высоком уровне. При разработке ПО для чтения книг в ЭБС мы задумались о том, что у пользователей системы могут существовать разного рода проблемы со зрением, поэтому было принято решение об адаптации ЭБС для них с самого начала.
Приобретение качественного программного продукта для чтения книг позволило максимально адаптировать приложение под поставленные задачи, в том числе обеспечить защиту текста и сохранение его качества.
Выбранное нами решение оказалось дорогостоящим, но оно того стоило: с одной стороны, все тексты в нашей ЭБС надёжно защищаются, с другой - увеличиваются в пределах до 300 % без потери качества изображения. Это позволяет людям с плохим зрением использовать все лицензионные издания ЭБС, а их более 55 тыс.
В 2016 г. компания «Ай Пи Эр Медиа» сделала ещё один шаг навстречу пользователям с плохим зрением и создала версию сайта ЭБС I P Rbooks для слабовидящих. Она разработана в полном соответствии с действующим ГОСТ 52872-2012. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению, а также с международными стандартами, которые существуют в этой сфере. Мы самостоятельно обратились к специалистам, чтобы осуществить экспертизу нашей версии сайта для слабовидящих в целях контроля качества и подтверждения его соответствия потребностям людей с ОВЗ по зрению.
Исследование ресурса проводилось специалистами отдела информационных технологий НУ «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» (ИПРПП ВОС «Реакомп»), который был создан на базе главного центра компьютерных технологий ВОС и института повышения квалификации для организации многоплановой работы с инвалидами по зрению. В результате было выдано положительное экспертное заключение.
Создавая и развивая
Следующим этапом работы в этом направлении стало включение в базу ЭБС I P Rboоks обширной коллекции литературы в аудиоформате. Сейчас пользователям доступно более 2 тыс. звуковых книг разных жанров.
Кроме того, в настоящее время мы активно работаем над созданием специальной коллекции литературы для людей с проблемами зрения, обучающихся по доступным для них специальностям в вузах и колледжах. На основе электронных книг ведущих издательств, с их предварительного согласия, мы создаём аудиоиздания и проводим их специальную подготовку. Подготовлен каталог, включающий уже около 600 таких учебных и научных изданий. Он, в свою очередь, разделён на профильные коллекции, основанные на перечне профессий, рекомендованных для инвалидов по зрению Министерством труда и социальной защиты РФ. Каждая коллекция наполнена изданиями по дисциплинам, входящим в образовательный стандарт той или иной специальности. При этом в коллекциях содержатся книги не только по гуманитарным дисциплинам, но и по математике, геометрии, основам программирования. Эти предметы особо сложны для восприятия на слух и перевода их в аудиоверсию, но это существенная альтернатива книгам, напечатанным шрифтом Брайля, без которых, конечно, изучение таких предметов затруднительно.
Для работы с этой коллекцией нами была создана специализированная программа невизуального доступа к информации для мобильных устройств - I P Rbooks WV-Reader, полностью ориентированная на людей с ОВЗ по зрению и пользователей, испытывающих проблемы с восприятием текста. Об этом проекте хотелось бы рассказать подробнее.
Мобильная библиотека для всех
Мобильные сенсорные телефоны давно стали незаменимыми помощниками в повседневной жизни для слепых и слабовидящих. Мировые разработчики ПО специально для людей с ограничениями зрения внедряют в мобильные устройства голосовые сервисы и программы, делающие доступными многие внешние ресурсы. Однако доступ к лицензионному контенту и базам данных пока серьёзно ограничен в связи с тем, что владельцы контента используют разные способы его защиты.
Приложение I P Rbooks WV-Reader работает на базе ОС Android, и сейчас мы разрабатываем аналогичное решение для устройств с ОС iOS. Оно существенно отличается от мобильных приложений, ориентированных на пользователей с нормальным зрением.
Важными преимуществами ПО является то, что оно максимально полно интегрировано с сервисом для слепых и слабовидящих TalkBack, созданным компанией Google. Из важных функций ПО перечислю лишь некоторые: авторизация по QR-коду, ведь ввод пароля для людей с проблемами зрения - серьёзная проблема; распознавание голосовых команд и поиск-навигация по каталогу и содержанию книг и, конечно же, специальный контент. В ПО нет книг и функций, которые не могут использоваться людьми с ОВЗ по зрению.
Данное ПО мы также отправляли на экспертизу в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» на базе главного центра компьютерных технологий ВОС, и в результате было получено экспертное заключение, которое позволяет говорить о возможности его использования людьми с ОВЗ по зрению. Кроме этого, экспертами было установлено, что ПО соответствует стандартам мобильных приложений для смартфонов, разработанным некоммерческой организацией «Российская система качества».
В сентябре 2017 г. мобильное приложение WV-Reader IPRbooks завоевало первое место в конкурсе профессионального мастерства «Ревизор-2017» в номинации «Инновационные сервисы и технологии».
Нормы и стандартизация услуг для людей с ОВЗ
Разрабатывая продукты, компания «Ай Пи Эр Медиа» всегда ориентируется, во-первых, на принятые требования и нормы, включая международные и национальные стандарты, законодательство, регулирующее данную сферу, а во-вторых, на ИТ-достижения лидирующих мировых компаний. Мы всегда стремимся получить объективную внешнюю оценку своих продуктов и услуг, проводя добровольную сертификацию и экспертизу. Это без лишних слов и формальных обещаний гарантирует их качество. Кроме того, такая работа позволяет выявить проблемные места, улучшить качество продуктов и привести их в соответствие с требованиями.
Напомню, что мы первая и практически единственная компания, которая успешно прошла сертификацию ЭБС, в том числе на соответствие ранее действующему приказу № 1953 Минобрнауки России, регламентировавшему количественные и качественные характеристики ЭБС.
С технологиями и программами для лиц с ОВЗ по зрению всё гораздо серьёзнее: разработчики не имеют права лишь формально обеспечивать требования к доступности электронно-образовательных ресурсов для таких пользователей. Совершенно согласна с высказыванием, что именно разработчики электронных образовательных ресурсов должны учитывать все требования законодательства и гарантировать учебным заведениями и их пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.
Отсутствие национальных стандартов для подобных программ может привести к созданию некачественных продуктов. По мнению сотрудников компании, стандарт должен появиться и к его разработке необходимо привлекать представителей Всероссийского общества слепых и тех незрячих специалистов, которые трудятся в сфере ИТ.
На Международной конференции «ИТ-Стандарт 2017», проходившей в Москве 5 декабря 2017 г. на базе Московского технологического университета, руководители специализированных технических комитетов, работающих в области ИТ-стандартизации, обсудили данные вопросы и пути их решения. Со своей стороны, компания готова к участию в разработке стандартов и привлечению всех заинтересованных сторон.
12 декабря 2017 г. «Ай Пи Эр Медиа» провела в Москве проблемно ориентированный семинар «Адаптивные технологии в библиотеках для использования изданий лицами с ОВЗ по зрению и другими нозологиями. Проблемы и современные пути решения», где представители Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и специалисты вузов и библиотек также обсудили необходимость дальнейшей работы в этом направлении.
Кроме того, в семинаре приняла участие Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Светлана Журова, обсудившая ратификацию Россией Марракешского договора.
Таким образом, в компании продолжается работа по созданию доступной среды в цифровых образовательных ресурсах, и мы готовы делиться опытом и оказывать помощь в этом направлении всем заинтересованным.
Записал Сергей Спиридонов
Создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность и качественность образования
в соответствии с ФГОС
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности
по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. То есть в широком смысле образовательная среда – все, что окружает учащегося в школе, в узком, учитывая, что урок является основной формой организации учебного процесса, образовательная среда –все то, с кем и с чем взаимодействует ученик на уроке в процессе обучения.
Главными компонентами такого взаимодействия на уроке являются:
пространственно-предметный;
социальный;
психо-дидактический.
В соответствии с новым ФГОС основные компоненты образовательной среды существенно изменились по сравнению с традиционной системой образования.
Во-первых, при организации пространственно-предметного компонента большое внимание уделяется обеспеченности ОУ учебниками в соответствии с ФГОС, а также обеспеченности контролируемого доступа участников образовательного процесса к сети Интернет, новыми техническими средствами, в частности, проекторами, интерактивными досками.
Больше всего ребят привлекает свое собственное участие в уроке с использованием ИД, поэтому целесообразно ее использование на уроке.
Во-вторых, при организации социального компонента образовательной среды
происходит принятие и поддержка каждого субъекта вне зависимости от его специфических личностных особенностей, не допускаются какие-либо формы дискриминации личности по какому бы то ни было критерию и т. д. Только в такой среде возможно формирование Я-концепции. Как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, подчас гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, так как он умеет приспособиться к действительности, выбрать нестандартное решение, поэтому среди них гораздо меньше неустроенных и несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
В соответствии с ФГОС при организации социального компонента речь идет о формировании личностных и коммуникативных универсальных учебных действиях (УУД).
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В блок личностных действий входят действия личного и профессионального самоопределения (формирование Я-концепции), действия смыслообразования (установление связи между результатом по овладения ИЯ и ее мотивом), действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей (оценка того, что ученик слышит и читает на ИЯ, и того что он говорит и пишет сам).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные и коммуникативные УУД призваны помочь ученику найти свое место в этом мире. В новых УМК даны упражнения на развитие личностных и коммуникативных УУД. Приведем примеры из учебника для «Enjoy English»:
Большое внимание уделяется на уроке парным, групповым и индивидуальным формам работы.
Коммуникативные действия |
|
Виды действий | Задания и упражнения |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Упр. 6, стр. 18. а) Ответь на вопросы анкеты о том, что любит твой друг. b) Узнай у друга, правильно ли ты ответил. |
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Упр.. 1, 2, стр. 31 (Проект). Ученики лесной школы хотят хорошо учиться. Для этого нужно не только быть внимательным и прилежным на уроках, но и правильно питаться. Составь и запиши в рабочей тетради меню школьных завтраков для одного из учеников лесной школы. Нарисуй его портрет. Предложи двум своим одноклассникам выполнить это задание вместе. |
Постановка вопросов | Упр. 6, стр. 104. Расспроси одноклассника, что он делает в разное время каждый день. |
Управление поведением партнера | Упр. 2, стр. 33. Прочитай диалог из упражнения 1 по ролям с одноклассником. Проверить и оценить работу соседа. |
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Упр. 5, стр. 33. Загадай название животного. Опиши его так, как это сделано в упражнении 4. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут это животное. |
В-третьих, психо-дидактический компонент. В соответствии с ФГОС, ученик сегодня должен не столько получить знания, как в традиционной системе обучения, сколько научиться их добывать. В соответствии с ФГОС речь идет о формировании познавательных и регулятивных УУД. Остановимся подробнее на особенностях организации современного урока.
Тема и цели урока объявляются самими учащимися. Самостоятельно планируют способы достижения цели и задач и осуществляют поиск по плану. Осуществляют контроль, самоконтроль, выявляют затруднения и корректируют их. Дают оценку деятельности. Осуществляют рефлексию. Могут выбирать домашнее задание.
Психо-дидактических компонент применение ииновационных методов обучения иностранным языкам:
Обучение в сотрудничестве – работа в группах. Метод проектов, позволяющий проявить самостоятельность. Технология портфолио, тренирующая навыки самооценки.
Таким образом, в новых условиях процесс обучения направлен на индивидуализацию и активную позицию самого учащегося. Учитель лишь координирует и направляет его действия, способствует повышению мотивации, комфортной обстановки на уроке. Какие бы им не применялись на данном пути, необходимо не забывать о таких постоянно востребованных качествах учителя, как понимание, внимание к личности каждого ребенка для создания условий его успешности.