Кто же на самом деле придумал буденовку? (5 фото). Будёновка Синяя звезда на буденовке

Буденовку ввели в обмундирование бойцов Красной армии, чтобы отличать от белогвардейцев. Дело в том, что сразу после свержения монархии революционеры располагали лишь формой царских войск. С нее спарывались знаки отличия, и на обшлаг или другое видное место крепилась красная звезда. Отличить красногвардейца от белогвардейца издалека было сложно.

Когда появилась буденовка

В 1918 году был объявлен конкурс на создание головного убора воинов Красной армии, на котором и победил эскиз "богатырки". Суконная шапка-богатырка напоминала средневековую "ерихонку" или шелом с бармицей.

Впоследствии этот головной убор был видоизменен для зимнего обмундирования и прозван "буденовкой" в честь дивизии Семена Михайловича Буденного. Справа на фото изображен сам Буденный в буденовке. Это очень редкий кадр.

Как выглядит настоящая буденовка

Выкройка буденовки очень простая. Изначально шапка шилась в виде шлема из сукна с ватной подкладкой. Колпак состоял из 6 сферических треугольников, в навершие вшивалась металлическая пластина около 2 см. К колпаку пришивался козырек овальной формы и назатыльник с длинными краями, чтобы их можно было застегнуть под подбородком. Обязательным элементом любой буденовки была суконная звезда. Цвет ее зависел от рода войск. В зимнем варианте звезды был 10,5 см, в более легком - 8,8 см. Звезда была местом крепления значка - кокарды.

Как видно на фото, зимняя буденовка шилась из войлока и имела простеганный утепленный внутренний слой. С несущественными изменениями буденовка прослужила войнам РККА до введения нового обмундирования с погонами. Последнее фото бойца в буденовке относится к 1943 году.

Делаем выкройку буденовки в натуральную величину

Сначала необходимо определиться с материалом для работы. Детали шапки из сукна потребуют более широких припусков для обработки краев, войлок же практически не распускается. Чтобы сделать выкройку и сшить буденовку, необходимо измерить объем головы модели. Высота головного убора всегда оставалась неизменной, но для спокойствия мастера можно сделать замер от линии бровей до макушки и добавить 5 см для навершия.

На рисунке приведена выкройка буденовки 56 размера, в конечном виде объем головного убора будет 57,5 см. При изменении размеров выкройки ее раскладка сохраняется. Для зимнего варианта необходимо изготовить теплую подкладку. Ее выкройка такая же, как и у клиньев колпака буденовки. Отвороты назатыльника необязательно делать такими большими. Например, в знаменитом фильме "Белое солнце пустыни" буденовка Петрухи - легкая, предназначена для защиты головы в жарком климате, поэтому нет нужды в больших отворотах.

Сделать выкройку буденовки своими руками несложно. Нужно свернуть ткань в четыре раза и скрепить швейными гвоздиками, приложить бумажную деталь середины переда и спинки, аккуратно обвести по контуру и дорисовать припуски по 1,5-2 см. Затем свернуть ткань в два слоя и раскроить боковые клинья. Аналогично кроят и другие детали шапки. Края всех деталей необходимо обработать на оверлоке или другим способом. Например, можно использовать нитепрошивную тесьму или клейкую паутинку. Обработанные таким образом вещи будут служить дольше за счет дополнительной жесткости и выглядеть опрятней.

Шьем и детализируем буденовку

После выкройки буденовки и обработки краев деталей шапку можно сшивать. Начать лучше всего с колпака. Первыми сшивают детали переда и задней части, затем вшиваются боковые клинья. Можно вставить в навершие пластиковый наконечник, как это делалось в оригинале. В настоящей буденовке козырек был тряпичным, так было удобно стирать шапку. Для лучшего вида конечного изделия можно сделать вставку из более плотного материала. Козырек и назатыльник вкладываются между суконной и подкладочной частями буденовки, затем нижнюю часть шапки следует прострочить на машинке.

Красивой буденовку сделает детализация. Внимательно рассмотрите фотографию настоящего головного убора. Обратите внимание на то, как аккуратно прострочены козырек и петлицы. Лучше найти металлические пуговицы цвета бронзы. Звезда должна быть из сукна такого же качества, что и сам убор. На первых буденовках звезда вписывалась в круг черного цвета.

Что еще можно сделать из выкройки буденовки?

Шапки красноармейца, можно пошить настоящий богатырский шлем. Нужно будет только кроить детали из искусственной или натуральной кожи, коричневой или серой под металл. Все, что останется - придумать детали, например заклепки из пуговиц или дополнительную декоративную отстрочку.

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.


Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.
Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.


Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.


В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.
Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.


Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.
Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как буденовка и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т.д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.

Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства. Так, в исследовании О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем: «…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».

Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающиеся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л.Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.

Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

Название
От "богатырки" к "фрунзевке"

В публицистике живет версия о том, что "буденовку" разработали еще в Первую мировую войну: в таких шлемах русские должны были якобы пройти парадом победы по Берлину. Однако подтвержденных свидетельств тому не найдено. Зато по документам хорошо прослеживается конкурса на разработку униформы для Рабоче-крестьянской Красной армии.

Конкурс объявили 7 мая 1918 г., а 18 декабря Реввоенсовет республики одобрил образец зимнего головного убора - "шлема", - который и ввел приказом от 16 января 1919 г. Сначала шлем называли "богатыркой", в дивизии В.И. Чапаева - "фрунзевкой" (по фамилии командарма-5 М.В. Фрунзе), но в конце концов стали именовать по фамилии С.М. Буденного, в чью 4-ю кавалерийскую дивизию шлемы прислали в числе первых...

Аналогов островерхому суконному колпаку защитного цвета в регулярных армиях Европы не было. Он напоминал сфероконические "шеломы" Древней Руси с кольчужными, спускающимися на плечи бармицами.

Дизайн
Звезды малиновые, синие, оранжевые

Буденовка создавалась для холодного времени года (хотя с апреля 1919 г. по февраль 1922-го числилась уже всесезонным головным убором). Ее сложенный вдвое, отогнутый вверх и пристегнутый на две пуговицы по бокам колпака назатыльник можно было опустить и застегнуть на две пуговицы под подбородком, закрыв уши и шею. Спереди нашивалась суконная пятиконечная звезда цветом по роду войск. У пехоты - малиновая, у кавалерии - синяя, у артиллерии - оранжевая (с февраля 1922 г. черная), у инженерных войск - черная, у броневых сил (будущих автобронетанковых войск) - красная (с февраля 1922 г. черная), у авиаторов - голубая, у пограничников - зеленая, у конвойной стражи (с февраля 1922 г.) - синяя.

До февраля 1922 г. звезды надлежало обводить (отступив 3 мм от края) черной (а для черных звезд красной) полосой шириной 5-6 мм. На суконную звезду крепили кокарду РККА - медную красную звездочку.

27 июня 1922 г. будёновку присвоили и чекистам. Сначала она была темно-синей с темно-зеленой суконной звездой, а у чекистов на транспорте, с марта 1923 г., - черной с малиновой звездой. С апреля 1923 г. звезда на темно-синем шлеме была, в зависимости от рода службы, черной с белым кантом, серой или синей, а в августе 1924 г. шлем чекистов (кроме транспортников) стал темно-серым с краповой звездой.

Боевой путь
С ними встретили 1941-й

В Гражданскую будёновка большого распространения не получила. Царившая разруха не позволила переодеть всю РККА в новую униформу, и абсолютное большинство красноармейцев воевали в фуражках и папахах русской армии.

31 января 1922 г. ввели летнюю будёновку - из полотна или хлопчатобумажной ткани серого или близкого к нему цвета, без назатыльника, с двумя козырьками - спереди и сзади. "Здравствуй и прощай" - так окрестили этот "шлем летний" (уже очень сильно напоминавший "пиккельхаубе" - покрытую защитным чехлом германскую каску с остроконечным навершием). Летом 1920-го в Северной Таврии был случай, когда белый офицер - участник Первой мировой - не мог ничего понять, всматриваясь в наступавшие цепи красных. Что за черт, неужели немцы?..

Однако этот шлем оказался неудобным, и уже в мае 1924-го он был заменен фуражкой.

"Классическая" же будёновка с февраля 1922 г. снова стала зимним головным убором РККА. Теперь этот "шлем зимний" шился не из защитного, а из темно-серого сукна и стал более округлым и не так вытянутым вверх, как в Гражданскую. Особенно низким, со слабо выраженным "шпилем", его силуэт был в 1922 - 1927 гг.

С августа по октябрь 1926-го (а фактически до весны 1927-го: никак не удавалось вновь наладить машинную "пристрочку" звезд) на нем отсутствовала суконная звезда. Назатыльник с ноября 1932 г. полагалось опускать только при -6 по Цельсию и ниже.

С декабря 1935 г. у комначсостава ВВС шлемы были темно-синими, а у автобронетанковых войск - стального цвета.

5 июля 1940 г. будёновку, плохо защитившую от холода в "зимнюю войну" с Финляндией, упразднили, заменив шапкой-ушанкой. Но миллионы ушанок шить было долго, и будёновки, носили, бывало, еще и в 1941-1942 гг. Вспомним кинокадры парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. - подразделение со взятыми "на плечо" ручными пулеметами Льюиса (тоже наследие Гражданской) марширует в будёновках. Боец в будёновке и летней гимнастерке (!) запечатлен и на снимке, сделанном в мае 1942-го под Харьковом. А фронтовику, чьи воспоминания записала военная переводчица Елена Ржевская, "шлем-громоотвод" выдали еще в марте 1943-го...

Легенды
Прощание с "громоотводом"

Романтический ореол появился у будёновки лишь в 1950-е годы, когда она прочно обосновалась на плакатах, иллюстрациях, открытках. И уже в 1964 г. критик Феликс Кузнецов пенял автору "Арктического романа" Владлену Анчишкину на "дежурный" образ хранителя революционной морали деда Сурмача - с "замусоленной будёновкой" на голове...

А до этого шлем не очень уважительно величали "громоотводом" (из-за вытянутого вверх "шпиля"), а то и "умоотводом". На Дальнем Востоке в 1936 г. один командир любил спрашивать, показывая на "шпиль" шлема: "А это что, не знаете? Это когда запоют "Кипит наш разум возмущенный" [третья строчка тогдашнего гимна СССР - "Интернационала". - А.С.], из этого шпиля выходит пар"...

Сразу после революции бойцы и командиры Красной гвардии, а затем и Красной армии были одеты в форму Императорской армии со споротыми погонами. Однако с началом Гражданской войны, возникла необходимость отличать красногвардейцев от белогвардейцев.

В мае 1918 года Народный комиссариат по военным делам РСФСР объявил о разработке на конкурсной основе нового обмундирования для военнослужащих РККА. В конкурсе приняли участие известные русские художники: В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский.

По итогам конкурса 18 декабря 1918 года Реввоенсовет в числе прочих элементов новой формы утвердил зимний головной убор - суконный шлем, который по форме напоминал средневековый шлем с бармицей, которые носили былинные русские богатыри - будущую будёновку.

В Перестройку получила распространение легенда о том, что проект будёновки был разработан до революции в качестве элемента формы русской армии для парада победы в Берлине и Константинополе. Однако приказов о разработке или производстве подобного головного убора ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства найти не удалось.

2. Как выглядела будёновка?

Первое описание внешнего вида будёновки находим в приказе РВСР № 116 от 16 января 1919 года. Шлем изготавливался из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Верхняя часть шлема состояла из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном.

Спереди у будёновки был простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам.

Над козырьком на будёновку нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. В центре звезды крепился значок-кокарда.

3. На кокарде изображался серп и молот?

Нет, изначально кокарда изготавливалась из жёлтой меди и имела форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре. Серп и молот появились на кокарде в 1922 году. С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью.

4. Чем отличались пехотная будёновка от кавалерийской?

Рода войск в красной армии отличались по цвету суконной звезды, нашиваемой на переднюю часть будёновки. У пехотинцев звезда была малиновая, у кавалеристов - синяя, у артиллеристов - оранжевая, у инженеров и сапёров - чёрная, у лётчиков - голубая, у пограничников - зелёная.

5. Богатырка, фрунзевка или будёновка?

Изначально зимний шлем в войсках называли "богатыркой" из-за внешнего сходства с шеломами древнерусских воинов. Но впоследствии, когда шлемы начали распространяться в войсках, их начали называть по именам главнокомандующих М. В. Фрунзе и С. М. Будённого - "Фрунзевками" и "Будёновками" соответственно. В истории сохранилось "будёновское" название. Возможно, благодаря более прославленному боевому пути Первой Конной армии, а также огромному авторитету маршала Будёного.

6. Почему отказались от будёновки?

Будёновка оставалась основным головным убором зимнего времени вплоть до Зимней войны. Тут-то и выяснилось, что шапка-ушанка, распространённая в финских войсках, держит тепло гораздо эффективнее. Было принято решение заменить будёновки ушанками. Но процесс затянулся, и многие войска воевали в будёновках вплоть до 1943 года.

7. Будёновка в искусстве

Первыми произведениями революционного искусства, изображающими будёновку как неотъемлемый атрибут красноармейца, стали выпущенные в период Гражданской войны и интервенции агитационные плакаты, призывающие рабочих и крестьян вступать в ряды Красной армии. Наиболее известным из них является плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920).

Loading...Loading...