Карточная игра бридж. Правила игры в бридж для начинающих

Не каждый человек является профессиональным игроком в карты, но всем известная игра "Бридж" правила имеет все же понятные и доступные. Благодаря ей можно проверить собственную удачу и показать противнику свои силы и умения.

Настоящие любители азарта будут вовсе не против сыграть в нее пару раз в свободное время. Интрига продолжается от самого начала и до победного конца. Кому же не хочется как профессионала и блеснуть знаниями? Тут каждый почувствует адреналин и обязательно запомнит все моменты игры.

История

Всеми любимая карточная игра "Бридж" правила имеет достаточно простые. Тут не придется ломать голову и запоминать какие-то сложные схемы, достаточно лишь вникнуть в суть и наслаждаться процессом.

Современная спортивная игра взяла начало еще от древних карточных состязаний, в которые компаниями играли прошлые поколения. За все время существования она прошла множество уровней, ее каждый пытался как-то изменить, упростить правила. Но классический вариант многим нравился больше. Менялись правила записи результатов, количество карт и мастей. Сейчас игра имеет четко установленные правила, которыми пользуются люди, и именно такая вариация их привлекает больше всего.

Сейчас все знают тот "Бридж", который зародился и начал развиваться в далеком 1915 году. Он был официально оформлен в 1926 году, а уже в 1945 году международное сообщество назвало его единой международной карточной игрой такого типа.

Карты и расклад мастей

"Бридж" - игра в карты, правила которой знает практически каждый человек. Но новичкам все же стоит прислушаться к некоторым советам и рекомендациям опытных людей.

В нее обычно играют стандартной колодой, состоящей ровно из 52 карт. Берется две колоды, каждая из которых должна быть тасована отдельно. От десятки до туза - старшие карты, а все остальные называют фосками (то есть, младшими). Также есть одна переменная масть, которая и является козырем. А вот главной задачей игроков является максимальное количество записей (пунктов за одну и две выигранные партии).

Короткая масть состоит из 1-3 карт, две из которых называются дублетами, а одна - синглет. Если же карты в одной масти отсутствуют, то это ренонс. Длинная масть начинается от 4 карт. В процессе сдачи каждому игроку даются по 13 карт, что имеет свое название - рука. Расклад с одним дублетом тоже получил название - равномерный. Также следует запомнить обязательное правило короткой масти - она не может содержать в себе больше триплета.

Партнеры

Правила игры в "Бридж" кажутся сложными только лишь на первый взгляд. На самом же деле запомнить их можно довольно быстро, даже несмотря на то, сколько человек будут принимать в ней участие.

Традиционно играют 4 человека, то есть две пары (но есть варианты с изменением количества). Соперники обязательно должны сидеть друг напротив друга. Обозначить себе место можно как при помощи обычного договора с остальными игроками, так и используя жребий. После этого каждый именуется стороной света, в зависимости от того, где сидит (север/юг/запад/восток). Для большего удобства разрешается положить на стол картинку с направлениями, чтобы не путаться, как это и делается в специальных клубах.

Основные правила игры в "Бридж" на 36 карт считаются простыми, так как люди уже привыкли к колоде, где есть такое количество карт. Можно пользоваться теми же правилами, которые предусмотрены для 52-карточной колоды.

Игра

Целая игра делится всего на две части - это торговля и розыгрыш. Когда происходят торги, соперники составляют между собой договоры или контракты. Эти документы подтверждают обязательство брать некоторое количество взяток. Эти взятки могут быть как с козырем, так и без него. Обязательство действует на ту пару игроков, которая смогла предложить партнерам наибольший контракт.

Взятка и торговля

В игре под названием "Бридж" правила четко обозначают, что это такое и какова суть. Взятка состоит ровно из 4 карт, которые сбрасывают по очереди все игроки. Самым первым ее берет тот, кто брал последнюю. Далее все продолжается, поочередно по часовой стрелке. Кидать карты на стол можно только одной масти, хотя, если ее не окажется, можно заменить и на другую, козырь для этого использовать совсем не обязательно.

Торговля начинается со сдающего человека, а дальше все снова идет по часовой стрелке. Словом "пас" можно моментально отказаться от участия в торговле. Для начала объявляется контракт, а затем определенный игрок обязан взять одну или несколько взяток. Торг заканчивается только после отказа от него трех человек.

Договор или контракт

Многие новички интересуются, как играть в "Бридж". Правила тут просты, поэтому слишком сильно напрягаться не стоит.

После трех "пасов" остается заявка, которая и называется контрактом. Как уже было сказано, игрок должен будет забрать определенное количество взяток. Пара, игрок которой взял взятки, подписывается на это. Контракт может состоять из количества взяток, превышающего 6.

Розыгрыш и запись

Основные правила игры в "Бридж" в некоторых моментах даже могут быть схожи с другими карточными играми, в которых хотя бы раз в жизни участвовал каждый человек.

Тот, который успел самым первым объявить козырную масть, получает право быть разыгрывающим. Но первый ход обязательно должен сделать соперник, располагающийся с левой стороны. Сделав первый ход, партнер должен выложить свои карты, показывая их остальным. Затем идут 13 взяток, и только после них следует запись.

Основная запись производится на отдельном листе бумаге, который делится на две части ("мы" и "они"). Записывают очки, полученные за взятки по контракту, премию и выигрыш.

Спортивная игра

В игре "Бридж" правила четко сформированы с самого ее появления. Многие люди уже не раз пытались изменить некоторые моменты в них, но все же классические законы действуют и по сегодняшний день.

Среди парных команд регулярно можно проводить турниры, что получило название "спортивная игра". Правила ничуть не сложнее обычной вариации. Тут используют заранее тасованные колоды, которые обязательно должны быть одинаковы с картами других столов.

В соревнованиях такого типа чаще всего работает компьютерная программа, которая способна выбрать оптимальные карты для раздачи. Победу одержит та пара, у которой общее количество очков, набранных за всю игру, получилось самым большим.

Везение тут совершенно ни при чем. В данной игре важна способность быстро принимать правильные и прибыльные в будущем решения.

Китайский

Китайского типа карточный "Бридж" правила также имеет простые. Они не имеют особых отличий от других вариаций игры. Тут противники получают право сдавать по очереди. Для начала нужно раздать по 4 карты, а затем в таком же порядке еще 44. После нужно открыть для себя 11 из тех, которые были сданы во второй части, первые же 4 все время остаются в руках.

Бридж на двоих

В игре "Бридж" правила обязательно следует изучить перед началом раздачи карт. Ведь по ходу не всегда могут быть понятны определенные моменты правил, поэтому оптимальным вариантом будет рассмотреть их до начала игры. В целом, данная вариация очень схожа с предыдущей. Единственные изменения существуют в количестве сданных карт и дополнительных торгах.

Выбранный сдающий раздает по 13 карт на 4 захода противнику и себе. Торговля также начинается со сдающего игрока, но в самой первой заявке он лишается права пасовать. Когда создается заявка, сдающий выбирает болвана (открытый - открывается сразу после сдачи, закрытый - остается скрытым для всех на протяжении всей игры), с которым и будет продолжать игру. Такое решение нужно принимать в обязательном порядке. Торги также продолжаются до тех пор, пока прозвучит первый "пас". Правила записи никак не изменяются.

История бриджа

Бридж - так называют современную спортивную игру, ведущую свое начало от более старых игр, таких, как вист , ломбер, винт , кайенна, бостон , плафон. Различные историки усматривают связь современного бриджа со старинными русскими играми, считая английское слово "бридж" происходящим от русского "бирка", или "бирюч", а также с индийскими и ближневосточными (в частности, с игрой под названием "кедив", в которую играли в Стамбуле во второй половине XIX века).

В своей истории бридж прошел через всевозможные экзотические варианты, в него играли специальными картами с пятью или шестью мастями, существовали также различные правила записи.

После 1945 года во всем мире был принят единый международный бридж (contract bridge), правила которого были впервые сформулированы в 1915 году. Запись международного бриджа оформил в 1926 году Гарольд С. Вандербильд.

Приводимые ниже правила основаны на утвержденных Международной федерацией бриджа (WBF - World Bridge Federation) в 1948 году.

Правила игры Бридж

Карты

В бридж играют полной колодой из 52 карт. Традиционно употребляются две колоды, которые тасуют и сдают по очереди. Старшинство карт от туза до двойки. Тузы, короли, дамы, валеты и десятки - это онеры (старшие карты); остальные - это фоски (младшие карты). Старшинство мастей в торговле: без козыря, пики, червы, бубны, трефы. Существует переменная козырная масть. Цель игры - набрать максимальное количество пунктов в записи за выигранную партию и роббер (две партии).

Расклад мастей

Масть , в которой имеем три или менее карт, называют короткой мастью. При этом две карты в масти называют дублетом, одну - синглетом. Отсутствие карт в масти - ренонс. Масть, состоящую из четырех или более карт, называют длинной мастью, а все 13 карт, которые игрок получает в процессе сдачи - рукой. Короткая масть содержит не более триплета. Четыре карты в масти - четверка, пять - пятерка и т. д. Равномерный расклад - это расклад, имеющий не более одного дублета, т. е. 4-3-3-3, 4-4-3-2, 5-3-3-2. Регулярная рука - рука без пятерок: 4-3-3-3, 4-4-3-2 и 4-4-4-1. Косая рука - рука, содержащая, как минимум, девять карт в двух наиболее длинных мастях: 5-4-2-2, 6-3-3-1, 7-4-2-0 и т. п. Способ распределения карт нашей руки по мастям называют раскладом мастей, например: п: хххх ч: хххх б: ххх т: хх - расклад 4-4-3-2. п: хххххх ч: ххххх б: х т: х - расклад 6-5-1-1 и т. п.

Партнеры

В бридж играет четыре человека (две пары). Партнеры , сидящие напротив друг друга играют вдвоем против другой пары. Игроков для удобства обычно обозначают по сторонам свете Север (N), Восток (Е), Юг (S) и Запад (W). Каждый игрок занимает свое место по договоренности или согласно жребию. Игроков после этого так и называют: Север, Восток, Юг, Запад. А их карты - рука Севера, рука Востока, рука Юга и рука Запада. Естественно, Север играет в одной паре с Югом, а Запад с Востоком. т. е. они образуют линии Север-Юг (NS) и Запад-Восток (WЕ). Обычно в бридж-клубах, на турнирах на столе лежит табличка с обозначениями направлений сторон (они, разумеется, не обязаны совпадать с географическими).

Пары определяются жребием: каждый тянет из закрытой колоды по одной карте, а обладатель самой старшей выбирает место. Владелец второй по старшинству карты становится его партнером и садится напротив; противники занимают оставшиеся два места. Эта пара играет вместе на протяжении всего роббера, который является замкнутым фрагментом игры, состоящим из двух партий. После его окончания снова производится жеребьевка; игроки в том же туре уже не могут играть совместно. В третьем роббере вместе играет новая пара. Все три роббера образуют цикл, называемый туром.

В спортивном бридже за каждым столом играют четверо игроков; столы нумеруются в порядке, устанавливаемом Судьей. Он определяет одно из направлений как положение Севера; остальные направления определяются относительно Севера обычным образом. четыре игрока за каждым столом образуют две пары, или стороны:

Север и Юг против Востока и Запада. В парных или командных турнирах участниками являются соответственно пары или команды, при этом состав пар сохраняется в течение всей сессии (кроме случаев замены, разрешенных Судьей). В индивидуальных же турнирах каждый игрок выступает отдельным участником, а партнеры меняются в течение сессии.

Когда игроки расселись за столом, наступает второй ответственный момент - раздача карт. Обладатель старшей карты в жеребьевке первым сдает карты, предварительно перетасовав их и дав снять партнеру, сидящему справа. Карты раздают по одной, начиная с игрока, сидящего слева, пока не раздадут всю колоду (каждый получает по 13 карт). Во время сдачи партнер сдающего тасует вторую колоду и кладет справа от себя; следующую сдачу будет проводить игрок, сидящий слева от сдающего.

Игра

Игра состоит из двух частей - торговли и розыгрыша. Во время торгов составляется контракт, то есть обязательство взять определенное количество взяток с объявленным козырем (или без него) той парой партнеров, которая предложила самый высокий контракт.

Взятка

Взятка составляется из четырех карт, поочередно сбрасываемых на стол четырьмя игроками. Первым выходит за взяткой тот, кто взял предыдущую, выложив любую из своих карт на стол. Остальные поочередно, в направлении часовой стрелки, выкладывают также по одной карте. Обязательно отвечать той же мастью, а если ее нет, можно бросить любую (козырем перебивать не обязательно). Взятку берет тот, кто выложил самую старшую карту в масти, с которой зашел игрок, или козырь; если козырей несколько, берет старший. Взятка - это собственность обоих партнеров, независимо от того, кто из них ее взял.

Торговля

Торговлю начинает сдающий, а за ним поочередно (по часовой стрелке) - и остальные. Игрок может сказать: "Пас" - не принять участие в торговле или отозваться. Отзыв - это объявление контракта. Контракт - это обязательство взять так называемую книгу (6 взяток) и сверх того - определенное количество взяток. Например, одна пика - это 7 взяток с пиковым козырем, 3 бубны - девять с козырем бубной, два без козыря - восемь. Начать торги можно с любой масти и на любом уровне.

Предварительную заявку можно перебить более высокой как по уровню, так и по масти, причем перебивается заявка не только противника, но и партнера.

Торг заканчивается, когда после заявки по очереди прозвучат три паса; заявка становится окончательным контрактом. Двое партнеров могут торговаться и тогда, когда их противники спасовали. Если играющие не наберут заявленного числа взяток, то не только не запишут себе очков, но и их противники считают себе очки за не добранные до выполнения контракта взятки. После каждой заявки противник может объявить: "Контра", то есть обязаться не допускать выполнения контракта, на что играющие могут ответить: "Реконтра", то есть дополнительно обязаться реализовать контракт. Контра и реконтра увеличивают запись. Они вступают в силу только после трех пасов, так как последующая заявка их аннулирует. Каждая новая заявка может, в свою очередь, быть контрована и реконтрована. После окончания торгов начинается розыгрыш.

Розыгрыш

Разыгрывающий всегда тот, кто первым объявил козырную масть, даже если окончательную высоту контракта (число взяток) объявил его партнер. Первый ход всегда делает противник, сидящий слева от разыгрывающего. После первого хода партнер разыгрывающего выкладывает свои карты открыто на стол - они называются столом. Распоряжается ими разыгрывающий. После розыгрыша всех тринадцати взяток делается запись

Запись

Запись производится в двух столбцах: "мы" и "они", причем каждый разделен горизонтальной чертой. Под ней записывают очки за взятки, объявленные по контракту, и премию за выигрыш роббера, а над чертой все остальное.

За каждую взятку, объявленную в младших мастях (трефы или бубны) - 20 очков.

За каждую взятку, объявленную в старших мастях (червы или пики) - 30 очков.

За первую взятку, объявленную в игре без козыря - 40 очков.

За вторую и последующие взятки в игре без козыря - 30 очков.

Роббер выигрывает та сторона, которая выиграет две партии. Чтобы выиграть партию, надо записать под чертой не менее ста очков (неважно, набраны ли они за один или за несколько последовательно выигранных контрактов). Сделав партию, подчеркивают запись, находящуюся под чертой, в том числе и записи противников, сделанные в процессе игры (набранная часть очков); игру для записи партии обе стороны должны начать с нуля. Сторона, выигравшая одну партию, считается "по партии", а та, что еще не достигла результата - "перед партией".

Премии за превышение контракта , недобор, контры, реконтры, малые и большие шлемы (объявление и взятие двенадцати или тринадцати взяток), а также короны и коронки пишут над чертой. После окончания роббера (выигрыша двух партий одной из сторон), проводится расчет. Он состоит в суммировании всех записей каждой из сторон (как над чертой, так и под ней). Разность этих сумм, деленная на 100 (с округлением до целого числа) - это количество вистов, выигранных или проигранных в данном роббере. Каждый из партнеров выигрывает данное количество вистов у одного из контрпартнеров.

Записи

Запись под чертой только за объявленные взятки в выигранном контракте (реконтра удваивает запись с "контрой"):

  • за взятку в трефах и бубнах - 20 (без контры), 40 (с контрой),
  • за взятку в червах и пиках - 30 (без контры), 60 (с контрой),
  • за первую взятку без козыря - 40 (без контры), 80 (с контрой),
  • за вторую и далее взятку без козыря - 30 (без контры), 60 (с контрой),
  • за выигрыш первой партии - 100 очков,
  • за выигрыш второй партии - 100 очков.

Записи над чертой (реконтра удваивает запись с контрой):

Переборы (каждая взятка сверх объявленного контракта):

  • перед партией - столько же, сколько и за взятки (без контры), 100 (с контрой),
  • после партии - то же (без контры), 200 (с контрой).

Недоборы (взятки, не добранные для выполнения контракта):

  • перед партией - первая взятка - 50 (без контры), 100 (с контрой),
  • перед партией - каждая последующая - 50 (без контры), 200 (с контрой),
  • после партии - первая взятка - 100 (без контры), 200 (с контрой),
  • после партии - каждая последующая -100 (без контры), 300 (с контрой).

Запись над чертой, не удваиваемая контрой и реконтрой:

Штраф за невыполненную контру перед партией и после нее - 50.

Премия за выигранный роббер:

  • если противник "после партии" - 500,
  • если противник "перед партией" - 700.

Премия за взятие объявленного малого шлема (12 взяток):

  • перед партией - 500,
  • после партии - 750.

Премия за взятие объявленного большого шлема (13 взяток):

  • перед партией - 750,
  • после партии -1500.

Премия за обладание четырьмя онерами в козыре (коронки) - 100.

Премия за обладание пятью онерами в козыре (короны) или четырьмя тузами в игре без козыря - 150.

Буби (игра с "болваном")

Вариант игры для трех партнеров, разработанный в 1942 году английским знатоком игр Хьюбертом Филипсом.

Правила игры Буби

Играют полной колодой в 52 карты. Каждый из трех партнеров получает по 17 карт; последняя остается закрытой, выложенная на стол, она явится первой картой "болвана". Перед началом торгов каждый игрок произвольно отбирает из своих четыре карты и кладет из закрытыми на стол. Таким образом, на столе оказывается тринадцать закрытых карт - полный комплект для "болвана". Каждый ведет свою собственную запись. Торги начинаются сидящим слева от сдающего и проходят по правилам бриджа с одним дополнением: существует объявление "нулло". Оно означает, что игрок обязуется взять не более шести взяток в игре без козыря. Два нулло - это обязательство взять не более пяти, три нулло - не более четырех, четыре нулло - трех, пять нулло - двух взяток, шесть нулло - одной (малый шлем в нулло), сем нулло (большой шлем в нулло) - ни одной взятки. Объявление нулло старше, чем объявление в червах, но младше, чем в пиках. За выигрыш одного нулло записывается 30 очков. Выигравший торги играет с "болваном", карты которого кладет напротив себя. Первым ходит игрок, сидящий слева от сдающего. После первого хода карты "болвана" открываются. Розыгрыш проходит подобно бриджу для четверых.

Примерная партия

Играют А, Б и В. Сдавал В. Закрытой картой "болвана" является туз червей; три игрока имеют следующие карты:

Игрок А

  • черва: десятка, пятерка, четверка, двойка,
  • бубна: валет, девятка, восьмерка, четверка, тройка, двойка,
  • трефа: валет, четверка, двойка.

Игрок Б

  • черва: дама, валет, тройка,
  • бубна: король, дама, десятка,

Игрок В

  • пика: девятка, четверка,
  • бубна: туз, семерка, шестерка, пятерка,

Игрок А решает объявить нулло и сбрасывает "болвану" четыре свои черви. Игрок Б, решив торговаться в пиках, сбрасывает четыре свои трефы. Игрок В считает свои карты слишком слабыми, чтобы торговаться: сбрасывает две пики, а также шестерку и пятерку бубен. После этих манипуляций карты распределяются так:

Игрок А

  • пика: туз, семерка, пятерка, тройка,
  • бубна: валет, девятка, восьмерка, четверка,
  • трефа: четверка, двойка.

Игрок Б

  • пика: король, дама, валет, десятка, восьмерка, шестерка, двойка,
  • черва: дама, валет,
  • бубна: король, дама, десятка.

Игрок В

  • черва: король, девятка, восьмерка, семерка, шестерка,
  • бубна: туз, семерка,
  • трефа: туз, король, дама, девятка, семерка, пятерка.

"Болван"

  • пика: девятка, четверка,
  • черва: туз, десятка, пятерка, четверка, двойка,
  • бубна: шестерка, пятерка,
  • трефа: десятка, восьмерка, шестерка, тройка.

Торговлю начинает А высоким объявлением четырех нулло, выполнение которого означает выигрыш партии. Игрок Б, взвесив возможность объявить четыре пики, все же пасует; В, играющий очень осторожно, также пасует.

Итак, играется четыре нулло: ходит Б; игроки сидят в следующем порядке (слева по часовой стрелке): Б, "болван", В, А (играющий). Б выходит королем пик, "болван" кладет девятку пик, В сбрасывает бубнового туза, А берет взятку пиковым тузом, А заходит двойкой бубен, Б кладет короля бубен, "болван" - шестерку бубен, В бросает семерку бубен.

Игрок Б, подумав, ходит бубновой дамой, желая прервать связь между играющим А и "болваном". Играющий должен будет взять еще одну взятку в пиках; если игрок В сумеет заставить его взять взятку в червах одну в трефах, это будет означать проигрыш для А. На даму бубен от "болвана" сносится пятерка, от игрока В - туз треф и бубновый валет от играющего.

Игрок Б не может выйти своей третьей буной, так как этим самым позволил бы "болвану" сбросить бубнового туза. Он выходит дамой червей. "Болван" сбрасывает десятку червей, В - девятку, а играющий - трефового валета.

Теперь Б заходит червовым валетом, "болван" берет взятку на туза, играющий сбрасывает семерку пик и заходит от "болвана" четверкой пик, которую забивает пятерка пик. Игрок Б сбросил двойку пик - играющий получил уже три взятки. Не страшно: зайдя с маленькой бубны, он не возьмет больше взяток, выполнив свое объявление: четыре нулло.

Анализируем расклад, убеждаемся, что игрок Б выиграл бы четыре пики, а В - даже пять треф, но им не хватило смелости в торговле.

Нулло

Вариант игры для двоих, особенно популярный в Великобритании. Игроки сдают карты по очереди. Каждый получает по 13 карт, остальные лежат в закрытой колоде. После сдачи противник сдающего, хотя и не обязан, имеет право заменить любое количество карт, сбросив их закрытыми на стол, и взять столько же из колоды. После этого заменять карты может и сдающий. Затем начинается торговля. При двух пасах карты тасуют и пересдают. В торговле появляется возможность объявить нулло (одно, два и т. д., до малого и большого шлема в нулло включительно), то есть взять не более шести, пяти и т. д. взяток (как в варианте "буби"). За одно нулло в записи считается 30 очков под чертой. Объявление в нулло считается старше, чем в бубнах (хоть имеет ту же цену), но младше, чем в червах. После окончания торговли ходит противник играющего (того, кто выиграл торговлю). Все взятки состоят из двух карт (карта захода и подброшенная). Остальные правила и запись как в традиционном бридже.

Шлем

Современная игра, разработанная в 1951 году американским инженером и создателем многих игр Сиднеем Сэксоном из Нью-Йорка. Игра распространилась в США и некоторых других странах среди любителей коммерческих игр.

Играют преферансной колодой (32 карты). Старшинство: от туза до семерки. Старшинство мастей (только в торговле): пики, черви, бубны, трефы. Существует козырная масть. Каждая сдача складывается из двух частей: раздачи карт с торговлей и розыгрыша. Сдаются карты по очереди; торговлю начинает противник сдающего. Торговля производится объявлением числа очков, которые игрок обязуется взять в розыгрыше. Обязательство играющего получить пять взяток; все взятки выше этой суммы считаются в зависимости от объявленной козырной масти (без козыря - 10 очков, пики и червы - восемь, бубны и трефы - шесть очков). Существует также объявление игры "нулло", то есть обязательство взять всего четыре (одно нулло), три взятки (2 нулло), две взятки (3 нулло), одну (4, или малый шлем в нулло), ни одной (пять или большой шлем в нулло).

Торговля производится в трех турах, причем в двух из них каждый игрок может сделать только по одному объявлению, а в третьем торговля длится, пока один из игроков не спасует.

Вначале каждый получает по 10 карт (раздаются по две карты). Производится первый тур торговли. Затем игроки получают еще по две карты и проводится второй тур; после него каждому дают еще по две, и производится третий и последний тур торговли. Затем игроки получают по две последние карты, но перед этим игрок, выигравший торговлю, обязан объявить козырную масть. Противник имеет право контролировать, теперь может наступить сцена козырной масти, или реконтра. Итак, каждый игрок имеет после окончания сдачи карт и торговли в руках по 16 карт.

Перед началом розыгрыша игрок делит их на две части, оставляя тринадцать на руках и откладывая по три закрытыми на стол (резерв игрока). В розыгрыше первые шесть взяток содержат по четыре карты (на каждую из них игрок бросает по очереди две карты, а взятку берет тот, кто бросил самую старшую).

Игроки обязаны отвечать в масть (но только из карт в руках; карты резерва не принимают участия в первом этапе розыгрыша!).

Игрок не обязан перебивать старшей картой или козырем, если нет масти. Седьмая взятка - последняя, разыгрываемая картами с руки, состоит из двух карт (ее берет игрок, чья карта старше). Далее разыгрываются карты резерва (взятки тоже состоят из двух карт). Здесь также существует обязанность отвечать в масть.

После окончания торговли игрок, имеющий на руках соответствующие карты, получает премиальные очки за короны и коронки (онеры), которые записываются, как и в бридже, над чертой. Под чертой, как и в бридже, записываются только очки, полученные в торговле и в розыгрыше. Премии за онеры, объявленные и выигранные большие и малые шлемы, за сыгранные игры с контрой и реконтрой, а также за партии и робберы записываются над чертой. Когда один из партнеров сделает вторую по очереди партию, он суммирует все полученные очки у каждого из двух игроков - их разность составляет проигрыш.

В торговле на протяжении первых двух туров каждый игрок имеет право превысить объявление противника не более чем на пять очков. Если один из противников ранее спасует, другой может в очередных турах торговли превысить свое обязательство предыдущего тура, но не более чем на пять очков. Каждый игрок, однако, имеет право объявить большой или малый шлем в любой масти, независимо от того, что до этого объявил противник.

В случае своего проигрыша игрок теряет определенное количество очков, зависящее от разности очков, объявленных и полученных при розыгрыше. За большие и малые шлемы, не объявленные при торговле, а также за лишние взятки никаких премий не полагается.

Запись . Партия состоит из 20 пунктов, роббер - из двух партий. Стоимость каждой взятки сверх пяти: в игре без козыря и в нулло - 10 очков, в пиках и червах - 8, в бубнах и трефах - 6 очков. Премия за роббер после двух партий -150, после трех партий (одну выиграл противник) - 100 очков. Премия за большие и малые шлемы: за малый шлем перед партией - 100, после партии - 150 очков; за большой шлем перед партией - 200, после - 300 очков. За игру, выигранную с контрой перед партией, - 25 очков, после партии - 40 очков, с реконтрой - двойные очки. За проигранную: перед партией - троекратное число недобранных очков; с контрой - десятикратное число недобранных очков, с реконтрой - двадцатикратное; после партии - пятикратное число недобранных очков; с контрой - пятнадцатикратное, с реконтрой - тридцатикратное число недобранных очков. Премии за короны и коронки (онеры): при игре без козыря за четыре туза - 40 очков, за три туза - 30 очков; при нулло за четыре семерки - 40 очков, за три - 30 очков. При игре с козырем за серию в козырной масти: из четырех карт - 15 очков, из пяти - 30 очков, из шести - 45, семи - 60, восьми (полная масть) - 75 очков.

Китайский бридж

Один из вариантов игры. Противники сдают карты по очереди. Сдающий сначала дает противнику и себе по четыре закрытые карты, а затем еще 44 (по 22), также закрытые. После этого каждый открывает 11 карт (из 22) и размещает их на закрытых так, чтобы противник их видел (на каждой закрытой лежит открытая). Четыре карты, полученные ранее, остаются на руках. Сдающий объявляет игру (высоту и тип); его противник может только контровать и пасовать. После контры сдающий может реконтровать или поменять заявку на более высокую. За первой взяткой всегда выходит противник сдающего. Все взятки состоят из четырех (по две, сброшенные поочередно каждым из игроков); взятку берет тот, кто сбросил самую старшую карту. В розыгрыше участвуют карты из руки и открытые со стола. Обязательно отвечать в масть, но необязательно перебивать старшей картой или козырем, если масти нет. Если сыграет какая-либо из открытых на столе карт, нужно немедленно открыть лежащую под ней закрытую, которая уже может участвовать в розыгрыше (со следующей взятки). Правила записи - как в традиционном бридже.

Бридж для двоих

Вариант игры, разработанный в 1954 году Кеннетом Констамом, английский знатоком и творцом новых игр. Игроки раздают карты по очереди. Сдающий раздает четыре раза по 13 карт - себе, противнику и на стол. Один из пакетов карт на столе - это так называемый закрытый болван (карты остаются закрытыми), другой - открытый болван (после сдачи карты открываются). Торговлю всегда начинает сдающий, который в первой заявке не имеет права пасовать. Вместе с заявкой сдающий объявляет, с которым из болванов, открытым или закрытым, будет играть. Это решение обязательно, независимо от того, кто выиграет торги. Торги продолжаются до первого паса. Первым ходит всегда противник выигравшего торги. Перед первым ходом карты на столе размещают так, что играющий болван располагается против победителя торгов. После первого хода открываются карты закрытого болвана, то есть розыгрыш идет с 26 открытыми картами, лежащими на столе. Правила записи те же.

Кол-во игроков От 4

Время партии От 5 до 15 минут

Сложность игры Сложная

Бридж – увлекательная карточная игра, которая не уступает по популярности шахматам. Международный олимпийский комитет уже давно причислил эту игру к спортивным дисциплинам.

Существует 2 вида бриджа:

  1. Робберный тип чаще всего используется дома. В игре участвуют 4 человека.
  2. Спортивный бридж отличается тем, что каждая сдача разыгрывается на нескольких столах. Полученные в каждой партии результаты, сравниваются между собой.

Цель игры бридж

Цель каждой пары игроков – добиться более высокого результата с одинаковыми картами.

Бридж: правила игры

  • Игроки сидят попарно напротив друг друга. При этом они расположены по 4 сторонам света:
  • Судья определяет, в каком направлении находится Север. В командных турнирах состав пар должен оставаться прежним в течение всей игры. В индивидуальных турниках правила не такие жесткие. Здесь можно менять партнеров после каждой сессии.
  • Каждую раздачу можно разделить на 2 этапа: торговля и розыгрыш. Прием заявок от игроков производятся по часовой стрелке.

Этап подготовки к игре

  • Когда игроки рассаживаются за столом, наступает еще один ответственный момент – раздача колоды. Причем только один участник является сдающим. Как происходит подготовка к игре?
  • Для игры в бридж вам потребуется стандартная колода карт. В начале игры участники получают по 13 карт.
  • Участник, который сдает в робберном бридже, производит раздачу карт по часовой стрелке. Первую карту он дает человеку слева от себя. Чтобы облегчить процесс партнер сдающего игрока замешивает сдачу. Она будет разыграться следующей. Теперь пользователи, сдающие карты, меняются местами. Сдающим игроком назначается человек слева.

Как хранить сдачу

  • Формально в спортивном бридже один из пользователей является сдающим. Однако все расклады готовятся в самом начале матча. В процессе игры пользователи кладут карты на стол рубашкой вверх. После каждой взятки карты переворачивают. Такой принцип позволяет избежать возникновения разногласий между игроками. Кроме того, так можно восстановить ход игры в любой момент.
  • Карты после каждой сдачи игрок кладет в отдельный отсек коробки. Перед тем как перейти к следующей коробке участники берут карты из отсеков, которые соответствуют их игровым позициям. Производится их пересчет. При этом нельзя раскрывать карты. Всего должно быть 13 карт. Так можно избежать сбоев, которые неизбежно возникнут в случае ошибок. Игроки могут просто неправильно вложить карты в коробку за другими столами.
  • На турнирах с большим количеством участников процесс сдачи карт производится автоматически. Для этого существуют специальные карты, на которых нанесен штрих-код. Случайный расклад производится с помощью программы-генератора. Раздаточная установка распознает штрих-код карты. Таким образом, карты укладываются в нужный отсек.
  • Правила игры разрешают участникам обмен информацией о картах. Однако процесс обмена имеет 2 ограничения:
    • Данные можно предоставлять другим парам. Но при этом должна быть использована заявка во время проведения розыгрыша.
    • Оппонентам нужно подробно объяснить значение заявки. Сделать это можно с помощью карты своего соседа. При проведении массовых соревнований пользователи часто используют специальные карты. Их цель – визуально показать суть договоренностей пары.

Как выиграть, используя торговлю в бридже

  • У большинства новичков возникают сложности в ходе игры в бридж. Но на самом деле правила просты.
  • В бридже используется 4 типа заявок:
    • Пас – заявка, предназначенная для указания уровня и деноминации. При этом каждое следующее назначение должно быть выше указанного ранее. В зависимости от старшинства деноминации можно разделить на трефу(♣), бубну(♦), черву( ), пику(♠), «без Козыря»(БК). Цель торговли – определить обязательства одной из сторон. Необходимо установить количество взяток в определенной деноминации. После заявки 3 игроки могут поставить 3♠. Кроме того, доступны все назначения, начиная с 4 уровня. Особенность торговли в игре заключается в том, что на уровне N игрок обязан взять N+6 взяток. К примеру, если вы назначили 3♠, то должны взять 3+6=9 взяток.
    • Предложение контракта — число взяток, которое берет заявляющий.
    • Контра – заявка, которая не дает другим игрокам взять указанное количество взяток. Причем существует штраф за подсад, полученный под контрой. Игрокам назначается премия за реализованный контракт. Эта заявка может применяться только после того, как данный контакт будет предложен другим игрокам.
    • Реконтра отличается от предыдущего типа заявки удвоенным штрафом или премией. В случае, если все 4 участника сказали пас, то они получают по 0 очков. После этого сдача завершается. Данный тип заявки подтверждает то, что контракт будет выигран. Он может применяться только в ответ на контры оппонентов.
  • Что произойдет, если игроки скажут пас 3 раза подряд? В такой ситуации процесс торговли прекратится.
  • Финальным контрактом называются самое последнее назначение «N деноминация». Оно подтверждает обязательство участников пары взять N+6 взяток. Разыгрывающим игроком назначается участник пары, который первым отдал заявку на финальную деноминацию. Оппоненты этой пары являются вистующими.

Розыгрыш

  • При розыгрыше участник, находящийся рядом, делает первый ход. Болван должен положить свои карты на стол. Его картами начинает управлять разыгрывающий. Болван – это участник пары, который не имеет права подсказывать разыгрывающему игроку. Однако он может предупредить любого участника игры о нарушении.
  • Кстати, совсем не обязательно отбиваться козырной картой. При розыгрыше важно знать количество взяток, полученных каждой парой. Это не зависит от получателя взятки.
  • Участник, использовавший более сильную карту, получает взятку. Но такая стратегия действует только в отношении карт одной масти. Козырь может побить карту другой масти. Игроки вынуждены их использовать при отсутствии нужной карты. Причем козырная двойка сильнее обычного туза. Ситуация может меняться в зависимости от карт, которые есть в распоряжении участников.
  • Как подсчитываются очки
  • В этом случае количество заработанных очков во многом зависит от удачи. Сейчас в игре принимает участие 4 участника. Хотя еще в 20 веке все было иначе. Количество игроков в робберном бридже было достаточно большим.
  • Принципы игры стали меняться из-за увеличения числа спортивных турниров. Постепенно люди стали покидать этот тип спорта. Они заинтересовались спортивным бриджем. Робберный бридж потерял былую популярность. Можно сказать, что он практически полностью утратил своих поклонников. В него играют в тех случаях, когда не получается найти 8 участников. Это минимальное количество игроков, которое нужно собрать для проведения полноценного матча.
  • Зачастую фанаты предпочитают принципы компенсации. Сегодня в таких клубах можно встретить только опытных игроков, которые предпочитают играть по этим правилам. Конечно, тут уже нельзя говорить о массовом увлечении данным типом робберного бриджа. Это увлечение для людей, которые не хотят подстраиваться под новые правила. Однако их осталось очень мало.

Различают две разновидности робберного бриджа:

1. Классический роббер основан на делении игрового процесса на независимые «робберы». При этом используются 2 типа очков: «под чертой» и «над чертой». Очки «под чертой» игроки получают за сыгранные контракты. При начислении очков «над чертой» учитываются премии за взятки и подсады.

  • Оба участника ведут общий подсчет очков, заработанных в ходе игры. Для удобства они записываются на листе бумаги, на котором чертится специальная таблица. Он состоит из 2 колонок. Выиграть у соперников можно в том ситуации, если одна из пар дважды завершит игру с победным счетом.
  • При этом у нее должно быть не менее 100 очков, которые учитываются «под чертой». После каждой игры производится перераспределение игровых очков. Очки, находящиеся «под чертой» переводятся в категорию «очки над чертой». Участникам приходится набирать их заново.
  • Замена игроков может происходить в каждом роббере. Чтобы облегчить процесс игры для каждого участника заводится отдельный счет. В нем указывается количество очков, которое было получено или проиграно за данный роббер. При этом игрокам, оказавшимся в минусе, приходится в конце гейма приходится расплачиваться за проигрыши.
  • Пара, которая смогла выиграть у конкурентов, оказывается в «зоне уязвимости» до окончания сессии. Это положение сами игроки для простоты называют игрой в «зоне».
  • При выигрыше роббера пара награждается премией в размере 500 очков. Это в случае, если другие участники выиграли одну игру. Если выигрышей у оппонентов не было, то пара зарабатывает 700 очков.

2. Чикаго – более популярный тип робберного бриджа. Принципы игры этого типа напоминают спортивный бридж.

  • Что такое сыгранный контракт? Количество взяток, полученного разыгрывающим участников не должно быть меньше заказанного. Только в таком случае контакт будет считаться сыгранным.
  • Расчет премии зависит от масти контакта:
    • За трефу и бубну игрок получает 20 очков, так как они являются младшими мастями.
    • Черва и пика – это более старшие масти. За них участнику начисляются 30 очков.
    • Самая первая взятка при игре, в которой нет козырей приносит игроку 40 очков.
  • Премии за взятки входят в количество очков «под чертой» Однако, если пара сможет набрать больше взяток, то заработанная премия будет учитываться в очках « над чертой». Игру можно закрыть за счет контактов 3БК, 4 , 4♠, 5♣, 5♦ и выше.
  • На 6 и 7 уровне есть особенность: за сыгранные контракты игрокам дают дополнительные премии.
  • Участники, которые заказали и взяли одновременно 12 взяток, могут рассчитывать на получение «малого шлема».
  • Если игроки заказали и взяли 13 взяток, то они получают «большой шлем».

Когда происходит подсад?

  • Что делать, если участники не способны набрать нужное для выигрыша количество взяток? Вистующие в этой ситуации за каждую взятку, которую не взяли другие участники, получают 50 очков. При нахождении в «зоне уязвимости» количество очков вырастает в 2 раза.
  • Как использовать контру и реконтру
  • Контракт под контрой гораздо выгоднее для участника. Ведь количество очков при это удваивается. Помимо этого разыгрывающая пара зарабатывает 50 очков за ошибочную контру.
  • Размер штрафа при подсаде устанавливается следующим образом:
    • За первую взятку штраф составляет 100 очков. Вторая недобранная взятка обойдется участнику в 200 очков.
    • При реконтре начисленные штрафы удваиваются. Размер премии на шлем при этом не зависит от условий контракта.
    • Сумма штрафов за взятки, которые по каким-то причинам не взяли другие игроки под контрой, не критична для участников. Это гораздо выгоднее, чем позволить другим участникам сыграть гейм.
Описание Спортивной игры в карты Бридж
Карточная игра Бридж - яркий пример спортивной игры в карты. Не смотря на то, что игра в Бридж связана с картами, она совершенно не относится к , а относиться к обшепризнанному виду спортивных игр. По Бриджу проводят международные турниры, участие и победа в которых считается весьма престижным.

Бридж на сегодняшний единственная карточная игра признанная Олимпийским Комитетом. Первый международный олимпийский турнир по Бриджу прошел в Пекине в 2008 году в рамках Всемирных Интеллектуальных Игр. По интеллектуальному уровню игры бридж стоит в одном ряду с шахматами. Не все знают в России есть Спортивная Федерация по бриджу, которая курирует бридж-клубы во многих городах и проводит регулярные турниры.

В Санкт-Петербурге на базе Федерации по спортивному бриджу действует четыре бридж-клуба . В Москве представительство федерации находится в Президиуме Российской академии наук, там же проходят бридж-турниры .

Карточная игра Бридж родилась в Англии и представляет собой результат развития Виста. От Виста и произошел Бридж или Бридж-Вист в период около 1896 года. Суть его заключается в том, что сдатчик может объявлять козыри; карты его партнера (называемого "болван") после сдачи открывались и разыгрывались сдатчиком с козырями или без козырей. Затем возник варианг игры Бридж Аукцион, в котором все четыре игрока могли делать заявку на право объявления козырей. Последний вариант - Контракт Бридж, спокойно пережил волны увлечений играми типа Канасты и Кункена, и остался самой популярной игрой до сего времени, сохранив все особенности Контракт-бриджа, за исключением порядка подсчета очков.

Контракт карточной игры в Бридж

В контакт Бридж играют вчетвером обычной карточной колодой из 52 карт. Играют двое на двое, располагаясь за столом так, чтобы партнеры сидели лицом друг к другу.
Карты распределяются по старшинству в каждой мастиБ порядок старширства карт Т (туз - старшая карта), К, Д, В, 10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2. Масти также распределяются по старшинству: самая старшая масть - пики (вини), далее идут червы (черви), бубны (буби) и трефы (крести). При заявках старшинство карт сохраняется за исключением игры без козырей, которая ставится выше пиковой. По строгим правилам, при игре используется две колоды, одну из которых сдают, а другую перетасовывает партнер сдатчика.
Играющие стороны обозначаются Сторонами Света: Юг; Запад, Север и Восток.

Предварительные этапы Бриджа

Сначала определяются играющие пары. Для этого колода карт располагается на столе лицевой стороной вниз и каждый игрок по очереди берет карту, но не из числа четырех верхних или нижних в колоде. Двое игроков, взявших старшие карты, играют против двух, взявших младшие.
Если имеется более четырех желающих играть, они имеют право вступить в игру после игрока, получившего четвертую по старшинству карту. Первые четыре игрока выходят из игры по очереди, таким образом, игрок, взявший самую старшую карту, покидает стол последним.

Старшая карта дает право выбора места, карт для сдачи и первой сдачи. Возможно также и отдельное вытягивание карт на право места, карт и первой сдачи. Колода тасуется игроком, сидящим слева от сдающего. (Сдатчик может стасовать колоду последним, если пожелает, но это делается крайне редко). Снимать дают игроку с правой стороны от сдатчика.

Сдача

Сдатчик дает каждому партнеру тринадцать карт, сдавая их по одной, начиная с левой стороны (по часовой стрелке) и раздает всю колоду.

Торговля

Начиная со сдатчика, каждый игрок по очереди может "назначать" (объявлять) игру (пас , заявка , контра или реконтра ) до тех пор, пока после объявления не последуют три паса . На этом торговля заканчивается.
Однако, если первые три назначения оказались пасами, четвертому игроку дозволяется объявить игру (исключение). Если и он пасует, торговля заканчивается. Таким образом, каждый игрок должен получить не менее одной возможности поторговаться. Он может спасовать и в следующий раз объявить контру или реконтру, или же дать заявку.

Пас означает просто нежелание дать иное объявление в данный момент.
Заявка представляет собой обязательство выиграть более шести взяток с объявленными козырями (или без козырей). Заявка должна содержать объявление козырной масти или бескозырной игры, а также число взяток свыше шести, которое берется выиграть заявляющий.
Например, заявка "одна, пики" означает обязательство выиграть семь взяток с пиками в качестве козырных карт. Каждая следующая заявка должна быть выше любой предыдущей или по числу взяток, или, при объявлении того же числа взяток, по старшинству масти. Например, "две, черви" можно перекрыть заявкой на "две, пики" или на две без козырей, на три взятки и более любой масти, но не заявкой "две, бубны", которая стала бы недостаточной заявкой.
В свою очередь, игрок может объявить контру заявке противника, указывая тем самым, что, не оспаривая заявки, он желает удвоить число очков за игру, если она пройдет; или же игрок может объявить реконтру (повторное удвоение очков) на заявку партнера или свою собственную, которой была объявлена контра.
Объявление контры и реконтры не влияет на старшинство заявок - заявка на две в трефах, которой объявлена контра или реконтра, может быть перебита заявкой на две взятки при бубнах" а новая заявка может не получить контру, хотя это и можно сделать позднее.

Пример законных заявок: Юг: "одна без козырей"; Запад: "контра"; Север: "реконтра"; Восток: "Две, червы". Это обычно записывается так:

Юг Запад Север Восток
1БК Контра Реконтра 2

Игрок на Западе может объявить контру, так как последняя заявка сделана противником. Север может объявить реконтру потому, что противник объявил контру. Восток может перебить заявку объявлением 2, так как это выше 1БК без контры, под контрой или под реконтрой.
Если торговля продолжается и объявляются четыре паса подряд, карты сбрасываются и следующий сдатчик сдает новую колоду. В любом случае, торговля идет до тех пор, пока три игрока подряд не спасуют один за другим.
Высшая заявка при торговле становится контрактом (он может остаться без изменений, удвоен под контрой и еще раз удвоен под реконтрой, что влияет только на подсчет очков, но не отражается на игре). Игрок, который первый сделал заявку на козырь или игру без козырей, упомянутую в контракте, становится разыгрывающим.

Примеры торговли в игре:

Юг Запад Север Восток
1БК Пас 3БК Пас
Пас Пас

Север и Юг становятся разыгрывающей стороной. Юг - разыгрывающим, так как именно он первым заявил бескозырную игру.
Юг Запад Север Восток
1 Контра 1 2
2 3 Реконтра Пас
4 4 Пас Пас
4 Пас Пас Пас

После примера торгов, описанных выше, контрактом является игрок №"4", при этом Север-Юг - разыгрывающая сторона, игрок Север - разыгрывающий, то есть, начинающий игру (делающий первый ход).

Процесс игры в Бридж

Целью игры в бридж заключается в наборе взяток для выполнения контракта или для срыва контракта противника. Каждая взятка состоит из карты, которой ходит один из игроков, и карт, отданных по очереди остальными игроками (четыре карты в общей сложности). Игрок, сидящий слева от разыгрывающего, делает первый ход. Далее, выигравший взятку, делает следующий ход. Игрок может пойти с любой карты. Далее необходимо ходить с карты той масти, с которой сделан первый ход, если это возможно. Если такой карты у игрока нет, он может пойти с любой другой. Взятка берется старшей картой разыгрываемой масти или, если играют козырями, старшим козырем.
Когда карта первого хода ложится на стол, партнер разыгрывающего выкладывает на стол свою сдачу (называемую "болван"). Его карты должны быть сгруппированы по мастям, а когда есть козыри, они выкладываются с правой стороны. Разыгрывающий ходит и своими картами, и картами "болвана", соблюдая при этом очередность ходов.
Разыгрывающий собирает все взятки, выигранные его стороной. Один из противников, не взявший первую взятку, собирает все взятки своей стороны. Взятки аккуратно складываются так, чтобы их принадлежность была ясно видна.

Партнер разыгрывающего, которого также называют "болван", не может ни помогать, ни давать советы разыгрывающему, хотя и имеет право предупреждать разыгрывающего или любого игрока о замеченных им возможных нарушениях правил игры. Противники разыгрывающего, называемые "вистующей стороной", не имеют права ни показывать свои карты, ни передавать друг другу информацию иными средствами, исключая приемы, отдельно оговоренные правилами игры в бридж.

Подсчет очков в Бдридж

Оба игрока-партнера ведут общий счет своих очков. Очки записываются на листе бумаги, разделенном на две колонки по числу сторон. Горизонтальная черта проводится ниже центра листа. Ниже черты записываются очки за взятки, которые начисляются только, если разыгрывающий выполнил контракт. Выше черты записывают все остальные очки, включая онеры, премии, поощрения, перебранные взятки и штрафы за недобор.
Когда разыграны все тринадцать взяток, результат подсчитывается.
Север-Юг Запад-Восток
500 50
150 500
300 100
120 70
180
100
1170 900

Если открывающий получил столько взяток, сколько требовал его контракт, он выполнил заявку и очки за все его взятки вписываются в его колонку. Если разыгрывающий недобрал взятки, его сторона не получает очков за выигранные им взятки, а вистующие заносят на свой счет очки недобора (взяток, которых недостает разыгрывающему для выполнения контракта). Число очков за недобор зависит от того, был ли контракт под контрой или реконтрой, равно как и от пребывания в зоне (см. ниже).
Очки за взятки может заработать только разыгрывающая сторона. Если контракт выполняется, сумма заявки вписывается под чертой следующим образом:

В любом случае, когда играющая сторона набирает за взятки 100 и более очков, она выигрывает гейм . При этом проводят горизонтальную черту в записи под очками за взятки обеих сторон. Каждая из сторон начинает новый гейм с нулевого счета. Сторона, которая первой выиграла два или три гейма, выигрывает роббер . После каждого роббера проводится розыгрыш партнеров и смена активных игроков, если есть более четырех кандидатов на участие в игре. За выигранный роббер сторона заносит в свою колонку над чертой премиальные очки:
Выигрыш роббера в двух геймах - 700 Выигрыш роббера в трех геймах - 500

Подсчет для роббера осуществляется по разнице общих сумм:
- колонки обеих сторон суммируются отдельно с учетом очков выше и ниже черты. (Правилами установлено, что вопрос о выигрыше роббера фактически означает определение стороны, набрав-шей больше очков, но не стороны, первой выигравшей в двух геймах. Сторона может заработать премию за роббер и, тем не менее, "проиграть роббер".)

Зона уязвимости

Сторона, которая выиграла гейм, идя к робберу, находится "в зоне ". Сторона, не имеющая гейма - "не в зоне ". Пребывание в зоне разыгрывающей стороны воздействует на некоторые аспекты подсчета количества очков в текущем гейме. (Пребывание в зоне вистующей стороны на подсчет очков не влияет).

Перебранные взятки

Взятки, выигранные открывающим сверх контракта, называются перебором, или перебранными взятками. Каждая из них приносит очки, записываемые над чертой (не подсчитываются для текущего гейма):

Премия за контракт

Если контракт поставлен под контру или реконтру и выполнен, разыгрывающая сторона заносит над чертой премию в 50 очков (вне зависимости от пребывания в зоне).

Шлемы

Заявка на шесть дополнительных взяток называется малый шлем . Заявка на все семь дополнительных взяток является большим шлемом . За выполнение шлемового контракта разыгрывающая сторона получает очки, которые заносятся над чертой:

Недобор составляют взятки, которых недостает разыгрывающему для выполнения контракта. Например, если контракт включал ЗБК и разыгрывающий выиграл семь взяток, число недобранных взяток равно двум. Если контракт сорван, разыгрывающая сторона не получает очков (за исключением онеров, как будет указано ниже), а вистующая сторона получает следующие очки, записываемые над чертой:

В число Онеров при объявленном козыре входят Т, К, Д, В, 10 козырной масти. При бескозырной игре онерами являются четыре туза. Если одному из игроков сданы все онеры, его сторона получает 150 очков над чертой. Если игроку сданы четыре из пяти козырных онеров, его сторона получает 100 очков над чертой. Этот онерный приз засчитывается вне зависимости от того, какая сторона принимает контракт.

Расчетный счет

Обычно заключительный чистый подсчет очков для роббера сокращается до чисел, кратных 100, 50 превращается в 100, а любая меньшая доля от 100 считается нулем.
Имя + - + -
Иван 13 6
Петр 13 20
Сергей 13 6
Максим 13 20

Если партнеры меняются в каждом роббере, для каждого игрока заводится отдельный расчетный счет, в который вносится число очков, выигранное или проигранное за роббер, под знаками "+" или "-". Чистое число очков за роббер начисляется каждому члену выигравшей пары и записывается в дебит каждому члену проигравшей пары. Отдельные пункты расчётного счета игрока складываются алгебраически и общая сумма всех расчетных счетов должна равняться нулю. При расчете те игроки, которые оказывается в минусе, платят, а те, которые в плюсе - получают деньги.

Бридж - единственная карточная игра, являющаяся Олимпийским видом спорта.

О происхождении бриджа существует много легенд. Очевидно, современный бридж возник путём видоизменения игры вист. Британская энциклопедия (22-е издание Pears" Cyclopaedia) приводит правила бриджа, отличные от принятых в наши дни и больше напоминающие правила виста; уже тогда (1913) бридж называется игрой «очень популярной во многих кругах». В 1945 г. приняты международные правила бриджа, утверждённые в 1948 г. Международной федерацией бриджа. В конце XX века в бридж играют десятки миллионов людей во всём мире, проводятся национальные и международные первенства.

Различают два вида бриджа: робберный и спортивный , разработанный для проведения чемпионатов и выявления победителей.

В спортивном бридже различают парные и командные состязания. Правила спортивного бриджа таковы, что влияние случайности сведено к нулю: всем участникам парных соревнований приносят сданные заранее карты - одинаковые для нескольких столов, на которых идёт игра. Выигравшей признаётся та пара игроков, которая «заработала» большее, чем противники, количество очков при равных условиях: на тех же картах и при тех же раскладах. В командных соревнованиях члены одной команды, состоящей из двух пар, сидят за двумя столами на разных линиях (север - юг; восток - запад). Выигравшей признаётся та команда, которая наберёт лучшую разницу очков на двух столах.

Описание игры

    Играют в бридж вчетвером.

    Игроки, сидящие напротив, являются партнёрами.

    Места за столом имеют названия, соответствующие сторонам света: Запад, Север, Восток, Юг. Север играет в паре с Югом, Запад - с Востоком.

    Играют большой колодой карт в 52 листа.

    Задача каждой пары игроков - набрать максимально возможное количество очков: т.е. заказать возможно большее количество взяток, которые партнёры возьмут совместно, назначить козырем наилучшую для обоих масть и выполнить заказ.

    Задача контрпартнёров - назначить более высокую игру либо сорвать выполнение заказа противниками.

Сдача карт

    Раздают по одной карте за раз, а всего по 13 карт каждому игроку. Козырь не вскрывается. В соревнованиях по спортивному бриджу расклады часто готовят при помощи компьютера, использующего генератор случайных чисел.

Старшинство карт и мастей

    Старшинство карт традиционное: двойка, тройка, четвёрка, пятёрка, шестёрка, семёрка, восьмёрка, девятка, десятка, валет, дама, король, туз.

    Достоинство карт в очках не оценивается.

    Старшинство мастей: трефа, бубна, черва, пика.

    Старшие масти (пики и черва) называются мажорами, младшие масти (бубны и трефа) называются минорами.

    Объявление «без козыря» старше объявления масти.

Торговля

    Начинает торговлю сдающий.

    Заявки делаются в строгой очерёдности по часовой стрелке.

    Существует четыре вида заявок: значащая заявка, пас, контра, реконтра.

    Значащая заявка - обязательство взять определённое количество взяток сверх шести при заказанном козыре или без козыря.

    Пас - незначащая заявка, которая демонстрирует либо отказ продолжать торговлю, либо временный отказ продолжать торговлю, либо передаёт определённую информацию по специальной договорённости между партнёрами.

    Контра - обязательство сорвать выполнение противником своей заявки. При заявке «контра» цена игры удваивается.

    Реконтра - подтверждение своей заявки, несмотря на заявку «контра». Заявка «реконтра» может быть сделана только в ответ на «контру» противников. При заявке «реконтра» цена игры учетверяется.

Последовательность значащих заявок

Количество взяток

Заявки

1 трефа 1 бубна 1 черва 1 пика 1 без козыря
2 трефы 2 бубны 2 червы 2 пики 2 без козыря
3 трефы 3 бубны 3 червы 3 пики 3 без козыря
4 трефы 4 бубны 4 червы 4 пики 4 без козыря
5 треф 5 бубён 5 черв 5 пик 5 без козыря
6 треф 6 бубён 6 черв 6 пик 6 без козыря
7 треф 7 бубён 7 черв 7 пик 7 без козыря

    Каждая последующая заявка должна быть выше предыдущей.

    Игрок, сказавший пас, не теряет права на участие в торговле, если она продолжается. После каждой заявки каждый из участников игры может сказать своё слово.

    Если все игроки сказали пас, карты сдаются снова.

    Заявки «контра» и «реконтра» могут быть сделаны после любой значащей заявки, увеличивают выигранные (или проигранные) очки и вступают в силу, когда после их объявления трое игроков сказали пас. Каждая следующая значащая заявка аннулирует «контру» и «реконтру» и может быть, в свою очередь, подвергнута «контре» и «реконтре».

    Существуют разнообразные условности, позволяющие партнёрам в процессе торговли легально (т.е. в рамках правил) обмениваться информацией о качестве своей карты, длине мастей, наличии в мастях старших карт и т.д. Обмен информацией между партнёрами очень важен для назначения игры, т.к. один из партнёров должен заказать козырь и количество взяток, которые оба партнёра возьмут совместно. Совокупность приёмов и способов обмена информацией в процессе торговли называется конвенцией или системой торговли. Известны, например: конвенция Блэквуда, система торговли «Трефа точная» (Precision club) и многие другие.

    Последняя значащая заявка называется контрактом. Это обязательство взять определённое количество взяток при назначенном козыре или при игре без козырей.

    Пара игроков, объявившая контракт, называется разыгрывающей парой, а их противники - вистующей парой. Игрок разыгрывающей пары, первым назвавший масть контракта (или «без козыря» при бескозырной игре), становится «разыгрывающим», а его партнёр - «болваном».

Розыгрыш

    Первый ход принадлежит вистующему, сидящему слева от разыгрывающего. Последующие ходы - игроку, взявшему предыдущую взятку.

    После первого хода противника болван выкладывает свои карты открытыми на стол и в дальнейшем не принимает участия в розыгрыше. Картами болвана распоряжается разыгрывающий. Карты болвана называются «стол». Когда разыгрывающий бьёт своей картой, это называется «бить с руки», когда картой болвана - «взять со стола».

    На ход в масть, игрок обязан класть карту той же масти, а при отсутствии масти - любую карту. Перебивать козырем не обязательно.

Подсчёт очков

    Очки начисляются за результат каждой сдачи. Если контракт выполнен (перевыполнен), очки получает разыгрывающая пара.

    Очки начисляются за каждую взятку свыше шести. Кроме того, существует дополнительное условие: «в зоне», «вне зоны», влияющее на величину премиальных очков. Различают четыре вида зональности: никто не в зоне, все в зоне, в зоне Север-Юг, в зоне Запад-Восток. На соревнованиях зональность зависит от номера сдачи и повторяется каждые 16 номеров.

    В спортивном бридже очки начисляются следующим образом: если разыгрывающая пара обязалась набрать не менее 100 очков за взятки и выполнила заказ, ей начисляется премия по графе «гейм»; выполненный контракт на меньшую сумму очков поощряется по графе «частичная запись»; дополнительные очки начисляются за самые крупные игры - малый шлем (12 взяток) и большой шлем (все 13 взяток).

    В роберном бридже пара, сыгравшая гейм (или набравшая 100 очков частичными записями), входит в зону. После того, как пара сыграет гейм в зоне (или наберёт 100 очков частичными записями), робер заканчивается. Если при этом противники не вошли в зону, пара, закрывшая робер, получает премию в 700 очков; если вошли - 500.

    При невыполнении контракта очки получает только вистующая пара.

    За выполнение контракта под «контрой» дополнительно начисляется 50 очков; под «реконтрой» - 100.

Пример подсчёта очков

    Разыгрывающая пара заказала большой шлем в трефах (т.е. обязалась взять все 13 взяток, назначив козырем трефу). Партнёры объявили «контру», а разыгрывающая пара - «реконтру». Разыгрывающая пара выполнила заказ. Ей начисляется: за 7 взяток в минорах под реконтрой: 80 х 7 = 560 очков; за выполненный контракт под реконтрой: 100 очков; за гейм: 300 очков; за большой шлем: 1000 очков. Итого: 1960 очков.

    В роберном бридже очки начисляются за «коронки» - четыре козырных онёра в одной руке; за «короны» - пять козырных онёров в одной руке; за четыре туза в одной руке при бескозырной игре. При этом не важно, у кого на руках находится комбинация карт.

    • ...король давал мне по вечерам уроки игры в бридж - это была обязательная наука всякого уважающего себя дипломата. (Игнатьев. 50 лет в строю).

    • Народ прибывал, и бридж шёл уже за шестью столами. Под центральной люстрой, за круглым столом для покера трое игроков раскладывали фишки в пять столбиков, ожидая ещё двух желающих. Стол для баккара в форме фасолины под покрывалом, вероятно, только после обеда будет использован для железки. (Ян Флеминг. Мунрейкер).

    • Я отказался от спорта и стал играть в шахматы, бридж и особенно в покер (Ли Якокка. Карьера менеджера).

Этимология: Существует предположение, что игра бридж происходит от русского «бирич» (бирючъ, бирчiй) - глашатай. Игра «попала в Лондон под названием Biritch or Russian Whist (Encyclopaedia Britannica. 1965)» (по материалам журналов «Бридж в России» 1991, №1, «Наука и жизнь» 1979, №9).

Loading...Loading...