Как легко и быстро выучить русский алфавит. Как выучить алфавит с ребенком? Изучаем буквы с удовольствием

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .

Современные родители по-разному относятся к раннему развитию ребёнка. Многие считают, что не нужно слишком рано «приставать» к малышу с чтением, изучением английского языка и прочими премудростями. Лучше создать ему условия для полноценного беззаботного детства, окружить любовью и заботой. Тем не менее нет ничего плохого, если кроху задолго до школы начать знакомить с алфавитом, постепенно выучить с ним буквы родного языка и их правильную последовательность. В каком же возрасте начать обучение? Какие методы и приёмы выбрать?

В каком возрасте можно начинать обучение

У педагогов и психологов нет строгих предписаний по поводу конкретного возраста, с которого дошкольника можно знакомить с буквами. Однако самым благоприятным временем для этого специалисты всё же считают пять лет. Такая рекомендация основана на том, что у совсем маленьких детей преобладает наглядно-действенный тип мышления. А вот к 5 годам мозг уже способен воспринимать абстрактную информацию, знаковые изображения, которыми являются буквы.

По мнению психологов, именно в этом возрасте ребёнок проявляет особую любознательность и может запоминать большое количество информации без особых к тому усилий.

Кроме того, до 5 лет речевой аппарат ещё только формируется, поэтому кроха часто не может правильно произносить названия некоторых букв. Есть вероятность, что он запомнит их неправильное звучание, что в будущем создаст проблемы при обучении чтению.

По мнению психологов и педагогов, оптимальный возраст для изучения алфавита - 5 лет

Ещё один важный момент. Родители должны понимать, что изучение букв и алфавита тесно связано с обучением чтению. Если начать знакомство с алфавитом слишком рано, малыш может просто забыть буквы к тому времени, когда пора уже будет осваивать чтение (чтобы этого не случилось, повторять их нужно практически ежедневно).

Правильное знакомство с русскими буквами в 3 года

К трём годам у многих детей уже есть любимые сказки, книжки. В этом возрасте можно выучить с малышом лишь отдельные буквы, и уж точно не зацикливаться на их последовательности (не затрагивать алфавит).

Лучше всего трёхлетние дети запоминают буквы А, Б и В, а также первую букву своего имени, М и П («мама» и «папа»).

Трёхлетнему малышу стоит сделать или приобрести буквы-игрушки - объёмные, красочные, интересные для разглядывания. На помощь родителям придут различные кубики (лучше объёмные, мягкие) с нарисованными буквами и картинками. Изображение можно выбирать определённой тематики (например, только животные).

Для трёхлетнего малыша буквы лучше всего связывать с игрушками, например, объёмными мягкими кубиками

Например, у меня в детстве был большой надувной мяч, на котором были изображены все буквы алфавита с чёрно-красными картинками. Я помню, что очень любила с ним играть, подолгу рассматривала изображения. Первое знакомство с буквами у меня связано именно с этой игрушкой.

Мама также может выкладывать крохе буковки из счётных палочек, спичек, пуговиц, рисовать их на бумаге, мелом на асфальте. Затем нужно стимулировать малыша повторять эти действия.

4 года: играем и запоминаем

Например, можно сыграть в игру «Найди картинки». Мама выкладывает определённую букву и 3–4 картинки. Среди них ребёнок должен выбрать предмет, начинающийся на заданную букву.

Кроме того, можно приобрести интерактивную азбуку в виде плаката или книги. Малышам обычно очень нравится нажимать на ней кнопки. В памяти ребёнка отложится форма буквы, он будет связывать графический символ со звуком.

Интерактивная азбука будет связывать графический символ с картинкой и звуком

Ребёнку уже можно показывать различные обучающие мультфильмы, видео, где алфавит, например, предстаёт в виде забавной песенки.

Видео: весь алфавит в виде весёлой песенки

5–6 лет: школьные приёмы обучения в комфортных домашних условиях

В 5 лет уже можно учить непосредственно алфавит, то есть буквы в их правильной последовательности. Нужно рассказать ребёнку, что алфавит - это основа нашего языка. Его знание помогает в жизни, например, так гораздо легче ориентироваться в библиотеке, когда нужно найти книгу, начинающуюся на определённую букву.

В это время подспорьем для родителей опять-таки будут игры, более сложная продуктивная деятельность (например, пластилинография, выполнение нетрадиционной аппликации из семян, крупы, салфеток и пр., лепка). На помощь придут различные пособия (печатные азбуки), специальные рабочие тетради, прописи (ведь буквы можно не просто изучать, а сразу учиться их писать).

В 5–6 лет ребёнку можно уже предлагать специальные рабочие тетради, прописи

Кроме того, существует множество полезных приложений для смартфонов, планшетов. Это развивающие игры, помогающие осваивать алфавит.

Вместе с ребёнком можно сделать уникальный авторский букварь. Берётся обычный альбом (на обложку можно приклеить аппликации из открыток, журналов), на каждой странице рисуется буква и картинка - предмет, название которого начинается на эту букву. Это занятие сблизит членов семьи и, несомненно, увлечёт дошкольника.

Как заинтересовать ребёнка (а не заставить!)

Конечно же, для успешного освоения алфавита взрослым необходимо заинтересовать малыша, вызвать у него мотивацию. Способов для этого множество:

  1. На прогулке мама показывает ребёнку, что буквы окружают нас повсюду - на магазинных «завлекательных» вывесках, рекламных баннерах. Обращать внимание следует на красочные варианты, где буквы крупные, цветные.

    Нужно обращать внимание ребёнка, что буквы окружают нас повсюду

  2. Связывать буквы с конкретными образами («Смотри, О похожа на колечко или бублик, Ж - на жука, П - на турник, Г - на подъёмный кран, Д - на дом и т. д.»).
  3. Устроить чаепитие с буквами. В магазине можно постараться найти печенье в форме букв или же испечь его дома. Кроме того, в продаже бывают макароны аналогичной формы.

    Вкусное домашнее печенье в форме букв, несомненно, вызовет восторг у малыша

  4. Можно предложить дошкольнику стопку красочных глянцевых журналов и разрешить ему вырезать оттуда буквы.
  5. Приобретать различные игры, связанные с буквами: лото, домино, парные картинки (где нужно соединить по принципу пазла букву с изображением).

    Нужно предлагать дошкольнику различные игры, связанные с буквами, например, лото с яркими карточками

  6. Разрешить ребёнку печатать в программе World - нажимать на различные буквы и смотреть на их изображение на экране. При этом нужно выставить красивый крупный шрифт яркого цвета (можно сделать цветную заливку для каждой буквы).
  7. Внести элементы обучения в интерьер детской и других комнат. Это могут быть подушки в виде букв, коврики-пазлы, шторы с таким узором.

    Будет замечательно включить буквы в домашний интерьер

Естественно, исходя из указанных игр и занятий, родителям нужно будет заготовить необходимый дидактический материал (ведь алфавит не получится изучать «на пальцах»). Это кубики с изображением букв (мягкие, деревянные, пластмассовые и т. д.), плакаты, карточки, азбука (в том числе интерактивная). Для занятий также понадобится бумага, цветные карандаши, фломастеры, счётные палочки, природный материал и пр.

Можно даже сшить крупные буквы из ткани и набить их чем-то мягким, например, поролоном. Всё здесь зависит только от размаха родительской фантазии и наличия свободного времени.

Дидактического материала для изучения букв может быть очень много, главное - желание родителей

Видео: что может пригодиться при изучении букв

В каком порядке изучать буквы

Базовый способ изучения алфавита - использование карточек с буквами (они могут быть дополнены картинками). Алгоритм можно выбрать следующий:

  1. Вначале лучше освоить все гласные, это удобно делать парами: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е).
  2. Затем вводятся согласные, вначале парные по звонкости-глухости (Б - П, В - Ф, З - С и др.), затем непарные.
  3. В конце следует познакомить ребёнка с Ъ и Ь.
  4. Только после изучения всех букв нужно переходить к алфавиту - их правильной последовательности.

При этом при изучении букв лучше называть звуки, которые они обозначают, а не то, как буквы произносятся в алфавите. В дальнейшем это облегчит обучение чтению.

Секреты быстрого и лёгкого запоминания

  1. Занятие не должно быть слишком длинным, чтобы не утомлять ребёнка. Для малыша 3–4 лет достаточно 7–8 минут, для 5–6-летнего - 10–15 минут.
  2. Новую букву лучше всего вводить один раз в два дня.
  3. Заниматься нужно регулярно, не делать больших перерывов. Однако если в какой-то день у малыша нет настроения, лучше перенести занятие, иначе возникшие негативные эмоции могут отбить у ребёнка интерес.
  4. Про каждую букву желательно найти или придумать четверостишие, рассказать скороговорку, спеть песенку и пр.
  5. Каждую изученную букву нужно обязательно закреплять: в упражнениях, продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании из подручных материалов).
  6. Каждое занятие следует начинать с повторения пройденного материала, чтобы ребёнок не забыл уже изученные буквы.

Каждую изученную букву нужно обязательно хорошо закреплять, в том числе в продуктивной деятельности

Упражнения на закрепление букв

Если подключить фантазию, взрослый может придумать массу упражнений на закрепление изученных букв. Например, можно использовать следующие:

  1. Показать ребёнку карточку с несколькими буквами и предложить найти определённую букву.

    На предлагаемой карточке дошкольник должен найти и показать заданную букву

  2. Аналогично предлагаются картинки (например, животные или игрушки). Дошкольник должен назвать ту, что начинается с заданной буквы.
  3. Малыш должен «починить» буквы - взрослый рисует их на бумаге, не прорисовав у каждой определённый элемент.
  4. На улице можно выкладывать заданные буквы на земле из листьев, камешков, дома - из крупы, макарон и пр.

    По заданию мамы ребёнок может выкладывать буквы на земле из камешков или листьев

  5. Буквы можно рисовать на поверхности каши, блинов, используя, например, варенье или сгущёнку.
  6. Взрослый с помощью пантомимы изображает различные буквы (конечно, это получится не со всеми из них, а, например, с Г, О, С, Ж, Ф, К, Л и др.). Затем предлагается то же самое сделать малышу.
  7. Мама просит ребёнка найти в комнате предметы на определённую букву.
  8. Дошкольнику предлагается «оживить» букву: придать ей человеческие черты (лицо, руки, ноги и пр.).

    Мама предлагает ребёнку оживить заданные буквы - придать им человеческие черты

Авторские методики

При ознакомлении дошкольника с буквами родители могут воспользоваться авторскими методиками:

  1. М. Монтессори при знакомстве с алфавитом предлагает задействовать одновременно несколько анализаторов: зрительный и слуховой, тактильный и двигательный. Взрослый показывает ребёнку новую букву, произносит звук, который она обозначает. Малыш должен непременно потрогать её руками, помять, покрутить. В процессе занятий педагог рекомендует использовать буквы разной фактуры, например, шершавые (из бархатной бумаги). Также дошкольник должен рисовать их (например, на песке), обводить, заштриховывать.

    Метод Монтессори при знакомстве ребёнка с буквами задействует сразу несколько анализаторов - зрительный, слуховой, тактильный и двигательный

  2. Елена Бахтина, автор обучающих карточек предлагает запоминать букву с помощью ассоциаций. Для этого используются рисунки, краткие истории, звуковые аналогии. Например, младенец кричит: «А-а-а-а», Ё и Ё – это две сестрички, у первой из них закрыты глазки, а у другой открыты.
  3. Методика Ольги Соболевой также основана на ассоциациях. Для каждой буквы создаётся образ (история), который поможет её запомнить. Например, буква У любит дразниться, говорит «У-у-у!» всем: ужу, улитке, уточке, угольку. Кроме этого, используются и игры с начертанием буквы.

    Для каждой буквы создаётся своя мини-история, помогающая её запомнить

  4. Методика Сергея Полякова чётко разделена на уроки. Прежде всего педагог предлагает хорошо выучить 10 гласных. При этом они предлагаются рифмующимися парами: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е (соответственно, 5 уроков). Можно приготовить 10 карточек: первая буква из каждой пары обозначается красным цветом, вторая - синим. После этого идёт изучение согласных. Всего за 18 уроков малыш осваивает весь алфавит, а также чтение складов.

Выучить буквы поможет компьютер

Конечно, родители наслышаны о вредном влиянии компьютера на формирующуюся детскую психику. Однако его правильное использование может помочь дошкольнику в изучении алфавита. Ведь существует ряд развивающих программ, разработанных с учётом возрастных особенностей детей. Вот только некоторые примеры:

  1. Azbuka Pro. Под квадратиками спрятаны буквы. При нажатии они открываются на какое-то время, озвучивают своё название, а затем исчезают. Ребёнок должен открыть пары.

    Задача ребёнка - открывать пары одинаковых букв

  2. «Смешарики: букварик». Цель игры - собирать буквы из палочек, расположенных над игровым полем. Можно выбирать различный уровень сложности.
  3. «Букварик-Смешарик». Вместе с героями мультсериала «Смешарики» дети путешествуют по волшебной стране, чтобы отыскать потерявшиеся буквы.

    Вместе с героями мультсериала ребёнок должен отыскать потерявшиеся буквы

  4. «Лунтик: алфавит». Изучение букв проходит в 4 этапа. 1. Ребёнок нажимает на буквы в азбуке - Лунтик же называет слово, начинающееся с заданной буквы. 2. Кузя называет буквы - их нужно отыскать в алфавите. 3. Лунтик показывает картинки - нужно выбрать букву, с которой начинается слово. 4. На экране последовательность букв, открыты первая и последняя - нужно разместить пропущенные буквы.

Когда мы учим буквы вместе с малышом, у нас часто возникают различные вопросы и сомнения. Знакомство с буквами - важный этап в развитии крохи, ведь именно из них, пока незнакомых ему знаков, он потом научится составлять слова, читать, напишет первое слово.

Как сделать процесс обучения простым, максимально интересным, подать информацию в игровой форме и помочь ребенку запомнить важную информацию мы расскажем сегодня в нашем материале.

Учим буквы: подготовка к процессу

На вопрос «во сколько лет лучше начинать учить буквы» нет однозначного ответа , тут все зависит от инициативы родителей и индивидуальной готовности ребенка.

Некоторые мамы и папы начинают процесс изучения алфавита с 2-3 лет. В таком возрасте малышу редко удается хорошо запомнить такой большой массив информации, да ему это пока и не нужно, а вот некоторые буквы он вполне может освоить и выучить.

Например, знакомыми и узнаваемыми становятся А, Б и В, первая буква своего имени, К - если дома у ребенка живет кошка и С - когда полноправным членом семьи является четвероногий друг пес.

Но слишком усердствовать не стоит, в этом возрасте важно не количество выученных букв, а умение родителей .

Как же это сделать, если кроха еще достаточно мал? У нас есть несколько правил .

Каждый день читайте малышу . Хорошо, если детских книжек дома будет много, у ребенка появятся любимые, он сможет сам выбирать произведения для чтения.

Во время чтения садитесь рядышком с ребенком, так, чтобы он видел текст на странице. Как в детстве, водите пальцем по строчкам , так малышу будет легче запомнить и сопоставить написание и звучание букв.

Не прячьте книги , боясь, что ребенок их порвет или испачкает. Приобретайте детские издания с твердыми, картонными страницами - такие экземпляры тяжелее повредить неосторожным движением.

Аккуратно, но твердо забирайте из рук маленького проказника книги, если он решит использовать их не по назначению. Рассказывайте и объясняйте, что , их нужно читать, они наши друзья, которые рассказывают много интересного.

Даже если ребенок пока не хочет слушать сказки - пусть рассматривает в книжках яркие картинки, листает страницы, изучает выражение лиц героев.

Для тренировки памяти и внимания расспрашивайте кроху о том, что вы прочитали. Хотя бы в нескольких словах пусть ребенок расскажет, о ком узнал на этот раз, попробует пересказать сюжет, воспроизвести последовательность событий.

В случае раннего старта обучения родителям не стоит забывать, что в возрасте 2-3 лет ребенку достаточно сложно концентрироваться на чем-то дольше 10-15 минут, а также у них могут возникать сложности, если выучить нужно будет несколько новых букв сразу.

Видите, что малыш начинает терять интерес и отвлекаться? Значит, пришла пора заканчивать занятие, даже если позанимались вы всего 5-10 минут.

Не стоит знакомить с большим количеством букв сразу - 2-3 в день вполне достаточно. Не обязательно вводить их в обиход строго в алфавитном порядке, пока ребенку это абсолютно не важно. Возьмите для примера какое-то небольшое понятное слово, например «мяч», «мяу», «нос», «дом» или имя крохи, и начинайте осваивать звуки, из которых оно состоит.

Лучшие помощники - интерес и мотивация

Давайте на чуть-чуть вернемся в прошлое. Помните, как вы вводили своему крохе первый прикорм ? Основная часть родителей начинает это делать тогда, когда малыш проявляет активный интерес к содержимому тарелок взрослых.

В изучении алфавита советуем придерживаться такого же правила - нет смысла торопиться , как можно быстрее выучить все буквы. Девиз «пятилетку - за два месяца» не тот лозунг, которому стоит следовать в данном случае.

Лучше дождаться момента , когда , и спросит, как называется новая книжка, что написано на упаковке сока или как прочитать название его любимого магазина игрушек.

Играем-изучаем

Как же сделать процесс изучения букв интересным для ребенка? Универсального метода, к сожалению, нет.

Многие родители, не мудрствуя лукаво, отдают предпочтение знакомым с детства книгам-азбукам , но есть еще несколько вариантов , на которые мы хотим обратить ваше внимание.

Магнитная азбука . Разноцветные буквы на магнитах можно крепить к любой металлической поверхности: мольберту, холодильнику или посуде. Каждую букву малыш сможет взять в руки, ощупать, поместить в компанию других, экспериментировать, создавая сочетания на свое усмотрение. С магнитной азбукой можно не только создавать различные слова, а еще и развивать воображение ребенка - пусть расскажет, на что похожа буква Ж, Л или Д. Не забываем и про внимание. Например, вы выучили с ребенком слово «чашка». Уберите одну из букв, и пусть малыш скажет, какая пропала, а затем назовет получившееся слово.

Кубики . Способ, благодаря которому учились читать еще наши родители до сих пор в силе! Не важно, какими будут кубики - деревянными или пластмассовыми, главное чтобы их было достаточно для того, чтобы сложить хотя бы небольшое слово. Поэтому если приобретаете какой-то набор, проверьте, достаточно ли в нем, например букв А, П и М, чтобы вы или ребенок смогли одновременно сложить слова МАМА и ПАПА. Для тех, кто готов приступать к изучению не только букв, а и слогов, а также активно настроен на чтение - помогут Кубики Зайцева.

Карточки . Наборы карточек с буквами в ассортименте обычно продаются в магазинах игрушек или книжных магазинах. Задача родителей - выбрать дизайн, который вам понравится. Но такие карточки можно создавать и самим, вместе с малышом, это отличное творческое занятие. Нарисуйте крупно любую букву на листе из альбома для рисования, подберите и наклейте рядом небольшие картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Выбирать картинки можно из журналов, а если не хочется рисовать - наберите буквы на компьютере и распечатайте. При желании своими руками можно сделать целый букварь, украшая каждый листок по своему усмотрению.

Подручные материалы . Для тех детей и родителей, кто любит креатив, советуем отойти от привычных карандашей и красок, а писать буквы мелом на асфальте, стирающимися фломастерами на полу, пальцем на песке, вареньем на столе, лазерной указкой в темноте на стене. Лепите буквы из теста, пластилина, вырезайте из дерева, создавайте слова из кубиков конструктора, выкладывайте из крышечек, макаронин, счетных палочек, камушков, листочков и шишек.

Говорящая азбука . Те люди, которые придумали плакаты с «Говорящей азбукой», действительно молодцы, это очень полезная штука. Нажимая на ту или иную букву, ребенок услышит, как она произносится, а отвечая на вопросы в режиме «Экзамен», сможет в игровой форме закрепить полученные знания.

Тест на внимательность . А вы знали, что буквы имеют обыкновение прятаться? Да-да! И при этом оооочень любят, когда их ищут. Именно этим советуем заняться с ребенком, вооружившись красным фломастером и ненужным журналом с большими буквами. Объявите, кто у нас сегодня прячется, и вперед - на поиски! С ребенком постарше, лет 5-7, в такую игру интересно играть наперегонки. Главное, чтобы у вас были одинаковые журналы, которые вы откроете на одной и той же странице. Раз-два-три - время пошло!

Смотреть и петь . На просторах интернета есть множество коротеньких видеосюжетов, мультфильмов и песенок, которые облегчат малышу процесс запоминания новых букв. Приложения для изучения букв есть для iPad и iPhone. Задача родителей: предварительно, перед тем, как показать ребенку, просматривайте и оценивайте видео или задание на свой вкус. Важно, чтобы оно было интересным, позитивным, а также соответствовало его возрасту и уровню развития ребенка.

Охота на буквы . Вам понадобятся стопка старых журналов, клей и ножницы. Задача - находить буквы в журнале, вырезать их и наклеивать в альбом по алфавиту . Более сложная версия этой игры - найти только прописные или только строчные буквы. Уровень для знатоков, которые уже умеют читать - вырезать и наклеивать целые слова. Можно играть на скорость или просто на правильность исполнения задачи.

Любое начинание обязательно будет иметь успех при условии, что в ребенка верят родители .

Мы желаем вам успехов, а если у вас есть свой, индивидуальный способ, благодаря которому ваш малыш выучил буквы - делитесь с нами своим опытом в комментариях к статье.

Запасайтесь любовью, терпением, и начинайте!

Малыша нельзя заставлять учить алфавит: запоминать буквы нужно постепенно и с удовольствием. Изобретательные мамы и папы постоянно придумывают новые способы, как заинтересовать ребенка изучением букв. Мы нашли несколько самых действенных вариантов.

1. Лепить буквы из пластилина / глины / других материалов

Отличный способ не только запоминать буквы, но и развивать мелкую моторику и воображение. Можно дать ребенку некий шаблон, например, лист бумаги с изображением буквы. Дальше нужно попросить малыша слепить то, что нарисовано на картинке.

Лепкой букв из пластилина можно заниматься 2-3 раза в неделю по 7-10 минут. Не стоит за раз делать несколько букв, достаточно одной.

2. Вырезать буквы из журналов или газет

Детям совсем не интересно читать серьезные журналы для взрослых, а вот разрезать их вдоль и поперек – это совсем другое дело. Так что берите старый журнал, ножницы и вместе с ребенком ищите нужную букву. Например, вырезаете 5 букв «Я» разного размера и приклеиваете их на бумагу.

3. Испечь печенье в виде букв

Почему бы не сделать вкусное печенье в виде букв? Попросите малыша стать вашим помощником. Вы можете сами вырезать буквы из готового теста, а можете использовать специальные формы, с которыми, кстати, справится и ребенок.

Хороший рецепт печенья:

Взять 50 г размягченного сливочного масла, 0,5 стакана сахара и 2 ч.л. ванильного сахара,1 куриное яйцо и тщательно взбить в однородную массу. Добавить муку и разрыхлитель. Замесить тесто, обернуть его пищевой клеенкой и поставить в холодильник на 20 минут. Вырезать буквы и запекать в духовке 15-20 минут при температуре 160 градусов.

Когда настанет время десерта, начинайте играть!

4. Писать пальцем на муке / крахмале

Писать фломастером на обычной бумаге – скучно, а рисовать на чем угодно (муке / песке / крахмале / креме) – здорово! Именно так рассуждают маленькие дети. Так что пусть выводят буквы там, где им нравится.

5. Делать буквы из конструктора Лего

Из Лего можно строить не только башни, крепости и замки, но еще и буквы. Заодно ребенок потренирует воображение и фантазию, ведь собрать буквы может быть не так-то просто.

6. Рисовать на снегу

Когда гуляете с ребенком, обязательно рисуйте буквы или слова на снегу. Можно дать ему в руки небольшую палку и писать буквы с ее помощью, а можно попросить «вытоптать» букву ножками.

7. Развешивать и расставлять буквы по дому

Пока ваш ребенок растет, почему бы не украсить дом буквами? Если поискать красивые буквы (или сделать своми руками), то из них может выйти очень крутой декоративный элемент интерьера. Ваш малыш будет постоянно видеть эти буквы и запомнит их за считанные дни.

8. Играть в прятки с буквами

Наверняка, вы уже купили набор с пластмассовыми или деревянными буквами для обучения своего ребенка? Подумайте, как вы можете использовать буквы в игре. Например, берете 3 разных буквы и прячете их в комнате. Просите ребенка найти определенную букву. Найдет – прячьте снова, и играйте, пока не надоест.

9. Выкладывать буквы из подручных материалов

Учите алфавит всегда и везде! Дайте малышу необычный материал, и пусть он изобразит любую букву. В ход могут идти пуговицы, шишки, камни, бусины, макароны, орехи...

10. Показывать буквы руками

Поиграйте в игру: попросите ребенка изобразить буквы руками, а вы должны отгадать, какой символ он имеет в виду. Поверьте, малыш должен будет включить свою фантазию на полную мощность.

Несколько советов молодым родителям, как выучить с ребенком алфавит:

  • Есть много споров, во сколько лет ребенку нужно начинать учить алфавит. Все зависит от того, мнению каких психологов вы доверяете. Так или иначе, оптимальный возраст 3–4 года.
  • Выделяйте по 10–15 минут каждый день (или через день) для игр с буквами.
  • Чтобы быстро выучить буквы, нужно одновременно учить ребенка писать буквы, которые он запоминает.
  • Запасайтесь терпением, возможно, вы будете повторять одно и то же несколько раз.
  • Чем разнообразнее будут занятия, тем быстрее ребенок выучит алфавит (так что используйте все перечисленные способы).
  • Как только выучили несколько букв, начинайте складывать с ними маленькие слова.

Удачи!

Обучение ребенка чтению. Ребенок не хочет учить буквы. Как учить буквы с ребенком. С какого возраста следует "развивать" ребенка? Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость.

Понимаете, ведь надо что-то делать! - с тревогой говорила мне полная, хорошо одетая дама, едва умещающаяся на стуле. Ее ноги в аккуратных лодочках были плотно сжаты (юбка до середины колена казалась слегка коротковатой для такой монументальной фигуры), руки сложены на коленях. - Ей же на тот год в школу, все ее сверстники уже читают, а она даже буквы учить не хочет. Представляете? Сейчас же такое время, чтобы поступить в приличную школу, надо интегралы брать... Мы обследовались - все врачи сказали, что все нормально, развитие по возрасту. Вот и в карточке запись. Теперь вот к вам пришли, посмотрите, посоветуйте, что нам с ней делать...

Крупная, слегка сонная на вид Зоя сидела в кресле и лениво расправляла оборки на очень красивом бархатном платье. На ее ногах были точно такие же лодочки, как и у мамы, только, естественно, меньше размером. Ноги совершенно неподвижно висели в воздухе, не доставая ковра. Взглянув исподлобья на меня и на маму, Зоя подавила зевок.

Зоя, а что ты любишь делать? - спросила я у девочки.
- В куклы играть и мультфильмы смотреть, - басом откликнулась Зоя.
- Вот видите! - Мама трагически заломила бровь.
- А что в этом ответе кажется вам неестественным? - удивилась я. - Для девочки шести лет совершенно нормальные пристрастия...
- Но надо же и о будущем думать! - вскричала мама.
"Вот вы и думайте! - захотелось огрызнуться мне. - И не морочьте ребенку голову!"

Естественно, я этого не сделала. Люди обратились с проблемой. Проблему надо решить. По крайней мере попробовать.

А чего именно Зоя не хочет делать? - уточнила я.
- Да ничего! - в сердцах воскликнула мама, и тут же оборвала себя, попробовала быть объективной. - То есть она все делает, что надо, по дому там, помогает мне, подмести может, пропылесосить, на стол накрыть. Подать, принести - это она никогда не отказывается, даже когда играет или телевизор смотрит. Но вот заниматься не хочет совсем! Мы уж и книжки покупали всякие, и соседку-учительницу репетитором брали. Так она отказалась. Я, говорит, у вас деньги беру, а никакого прогресса нет. Зоя просто спит на занятиях и меня не слышит. Мне так неудобно. Представляете, с трех лет буквы и цифры учим, а она их до сих пор путает. Рисует хорошо, раскрашивает и того лучше, а попросишь цвета назвать - такого наговорит! Задачки пробовали с ней решать на логическое мышление, внимание и всякое там другое - знаете, сейчас много пособий всяких, - так она иногда решает, а иногда как бы вообще не понимает, чего от нее хотят. Я книжки эти приятельнице отдала, так у нее сын на полгода младше, а уже все эти задачки перерешал. Мне так обидно!

Обидно, - согласилась я. - У вас один ребенок?
- Нет, в том-то и дело! - Снова заколыхалась утихшая было и пригорюнившаяся дама. - У нас сестра старшая есть, Варюша. Ей уже шестнадцать в этом году будет. Так никаких проблем! Звезд с неба не хватает, до школы год и первые три класса я с ней как приклеенная сидела, но так ведь и результаты видны. Никогда ни одной тройки, в школу пошла - читать и писать печатными буквами умела, считала свободно в пределах десяти. Чтобы когда отказалась заниматься - не помню такого. Наоборот, просила: давай, мамочка, я еще раз перепишу, а то у меня вот тут грязно...
- Это надо же! - искренне поразилась я. - А Зоя, она совсем другая, да?
- Да, да, именно другая, - обрадовалась пониманию Зоина мама. - И я хочу, чтобы вы что-нибудь сделали, то есть помогли мне сделать, чтобы она... - Тут мама запуталась и замолчала, выжидательно глядя на меня.

И я поняла, что теперь она считает, что рассказала достаточно, и ждет конкретных советов, как сделать так, чтобы Зоя захотела и выучила наконец эти несчастные буквы.

Как развиваются мозг и психические функции ребенка-дошкольника

Дошкольное детство (3 - 7 лет) - важный период в жизни ребенка. В это время он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов человеческой деятельности. Формируется его собственный характер. Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, но она ему еще недоступна. Из этого противоречия рождается сюжетно-ролевая игра, занимающая огромное место в жизни ребенка-дошкольника. В ней ребенок понарошку может побыть летчиком, полицейским, доктором, то есть пережить то, что еще не может быть пережито в реальности. Несколько позже появляются игры с правилами, но довольно долго они сосуществуют с сюжетно-ролевыми играми.

Если ребенок совсем не играет в ролевые игры, родителям следует обратить на это внимание и, может быть, как-то стимулировать развитие любознательности ребенка, его интереса к предметному миру. Автору кажется, что среди современных детей наблюдается тенденция вытеснения ролевых игр, хотя, может быть, они просто заменяются виртуальной реальностью компьютерного пространства, в котором ребенок опять же может побыть шофером, летчиком или боевиком-убийцей (правда, автору до сих пор не встретилась компьютерная игра, в которой можно было бы побыть поваром, доктором или просто мамой и папой - традиционными персонажами дошкольных девчоночьих "ролевушек". Интересно, как это отразится на подрастающих девушках?).

В период от рождения до школы особенно интенсивно развиваются мозг и психические функции ребенка. Ребенок рождается со структурно готовым мозгом, но функции мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в процессе индивидуальной жизни ребенка, в результате постоянного взаимодействия его организма с окружающей средой. По сравнению с детенышами большинства животных, ребенок обладает небольшим запасом врожденных безусловных рефлексов. Условные же рефлексы могут вырабатываться у новорожденного с самых первых дней жизни на основе внешних раздражителей. Из этого следует, что начинать "воспитывать" ребенка можно со дня его рождения. При этом необходимо помнить, что у детей раннего возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и поэтому тормозные рефлексы требуют гораздо большего числа повторений ("Нельзя вылезать из коляски!" - надо повторить большее число раз, чем - "А ну-ка, беги к сестре!").

В дошкольном детстве начинается и в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Растет словарный запас, развивается грамматический строй речи . Именно в дошкольном периоде ребенок активно использует свои способности к словотворчеству ("Водитель ехал в кабине, а остальные - в грузове"). Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер, оно становится осмысленным и целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте тесно связано с мышлением, поэтому говорят о наглядно-образном мышлении дошкольников.

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного (характерно для совсем маленьких детей) к наглядно-образному мышлению. В конце дошкольного периода появляется словесное мышление. Мышление в дошкольном возрасте предметно и конкретно. Основная форма мышления - мышление по аналогии ("Я мал и палка у меня маленькая. Я вырасту и палка моя тоже вырастет"). Однако при благоприятно сложившихся условиях дошкольник может уже рассуждать и логически правильно. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Последнее очень важно для дальнейшего развития интеллекта ребенка.

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти . Однако память в этом возрасте имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольная. Они не ставят перед собой цель что-то запомнить, не могут запомнить что-то по своему или чужому выбору. Между четырьмя и пятью годами начинает формироваться произвольная память.

Чуть раньше происходит и еще одно важное событие, связанное с памятью. Память включается в процесс формирования личности , то есть у ребенка появляются воспоминания.

С какого возраста следует "развивать" ребенка? Как и зачем это обычно делают?

В последние 5-7 лет в больших городах России распространилась мода на "раннее развитие" детей (провинция в этом плане по-прежнему спит, и редкие "варяги" отнюдь не меняют ситуации в целом - здесь абсолютное большинство детей до поступления в школу "развивается" по старинке, то есть бегая во дворе, глядя в телевизор и наблюдая за жизнью окружающих взрослых). Что же такое это самое "раннее развитие" и для чего оно нужно?

Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две отчетливо просматривающиеся тенденции.

Первая, это когда мать (гораздо реже отец) развивает ребенка сама, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, Никитиных или Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий "компот" с опорой на более-менее случайным образом приобретенный набор пособий. В совершенно исключительных случаях озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями, а эмпирически составляет как бы собственную, индивидуальную программу, опираясь исключительно на свои мировоззренческие характеристики и интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности ребенка. Родители, придерживающиеся рассмотренной выше точки зрения, как правило, начинают "развивать" ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни. Такие родители часто ведут подробные дневнички "достижений" ребенка, скрупулезно сверяют его данные с приведенными в литературе среднестатистическими показателями и упорно "работают" в направлениях, которые кажутся им проблемными.

Именно эти дети становятся объектами всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе, обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, наподобие маленьких африканцев, постоянно с матерью, подвешенные для удобства в современной модели "кенгурушника". Именно для них, трехмесячных, подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных хитроумных гимнастических снарядах. К советам врачей и традиционных педагогов родители этих детей, как правило, относятся скептически, и большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные "новинки" вызывают у них жгучий и не всегда оправданный интерес.

Вторая тенденция "развивания" детей выглядит на первый взгляд куда менее радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются "рассуждениями на тему", более-менее внимательно почитывают литературу, а также объявления на столбах и парадных, и, кроме того, собирают всевозможные слухи об окрестных "обучалках-развивалках". В дальнейшем (как правило, это происходит на третьем-четвертом году жизни ребенка) на основе собранного и тщательно проанализированного материала они делают некое активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют все рекомендации врачей и педагогов, даже не пытаясь их "творчески переработать". Они не считают все старое плохим, даже наоборот, все суперсовременные программы вызывают у них некоторую, иногда излишнюю, настороженность, а в дальнейшем они предпочитают отдавать детей не в экспериментальные школы, а в школы с "хорошими, добрыми традициями", в класс, который ведет немолодая опытная учительница.

Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться, зачем нужно родителям (понятно, что 3-5-летние дети в этом вопросе голоса практически не имеют) это самое "раннее развитие". Вот самые типичные ответы, которые мне удалось собрать, опрашивая родителей, уделяющих большое внимание развитию своих детей-дошкольников.

Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года:

Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо уже читать-писать уметь. Мы-то без этого росли, конечно, но сейчас ведь в обычных-то школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете... Так что чем раньше начнешь, тем больше шансов... Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить и дальше...

Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года:

Они там песенки поют по-английски и ритмика. Буквы еще учат. Пускай. Ему это нравится, он бежит, радуется. И мне тоже отдых. Я ведь сама-то не знаю, как с ним играть. Кубики там построю, в мяч - и все. А там разбираются, небось. И на потом полезно.

Ирина Семеновна, 38 лет, инженер, дочь Лиза, 4 года:

Лизочка слабенькая родилась, поздний ребенок, кесарево сечение, да еще я долго болела. Так что мне просто пришлось и закаливать ее, и всякими упражнениями заниматься, и массажи, и плавание. Да и в психическом развитии она была не так, чтобы очень. Я с ней упорно занималась, использовала все методики, какие могла достать, и результат налицо. Вот пошла в садик, воспитатели говорят: "Надо же, какая развитая девочка!" А ведь ей невропатолог ставил "задержку психического развития"!

Вера, 28 лет, педагог, сыновья Володя и Кирилл, 3 года и 1,5 года:

Да вы знаете, мне так просто веселее. Ну, не просто пеленки стираю, а какая-то цель, смысл. Я их сначала по Никитиным развивала, а теперь сама игры придумываю. Я же педагог все-таки. А то вот подруги мои, что с детьми сидят, куксятся, скучают, злятся... А мне с ними весело, потому что я все время что-то придумываю. И голова всегда загружена. Мы с ними иногда такое устроим! Муж приходит, сперва ничего понять не может, а потом тоже вместе с нами возиться начинает... Это же и есть счастье, правильно я говорю?

Итак, развивают ребенка, родившегося больным, слабым или отстающим в развитии. Это разумно и целесообразно. Адаптационные возможности маленького ребенка очень велики, и чем раньше вступила в действие коррекционная программа, тем больше будут успехи.

Сидящая дома с детьми мать не хочет киснуть и кукситься, как ее подруги. Она загружает не только свои руки, но и свой мозг, активизирует свои творческие способности и профессиональные навыки и направляет все это на пользу своих сыновей. Она, имея на руках двух совсем маленьких детей, вовсе не нуждается в сочувствии. Наоборот, благодаря ее творчеству вся семья живет полнокровной, наполненной весельем и разнообразием жизнью. Что тут можно сказать? Только позавидовать белой завистью.

Молодая женщина, не читающая книг и не имеющая специального образования, отдает своего сына в "обучалку-развивалку" потому, что сама она не знает, что с ним делать, но хочет, чтобы ему было интересно и весело. Она смутно догадывается, что все это может быть еще и как-то полезно для него, но главное - это положительные эмоции для сына и для нее самой, получающей долгожданный отдых от забот о шустром и проказливом малыше. Можно сказать, что, не будь "обучалки-развивалки", Алена, осознав свою ответственность, сама смогла бы научиться играть с сыном. Может быть, да, а может быть, и нет. Во всяком случае, никакого вреда от пения песенок и прыгания под музыку вроде бы не просматривается.

И наконец, последний, он же первый пункт - "без этого сегодня нельзя". Здесь нет ни следа творческого веселья Веры или легкомысленных рассуждений Алены. Только суровый долг, вызванный к жизни не менее суровыми требованиями окружающей среды.

Мы рассматриваем этот тип ответов последним, но количественно преобладает именно он. С громадным отрывом от всех прочих типов.

Бессмысленно рассуждать о том, хорош или плох конкурсный отбор детей в первые классы некоторых школ. Если в школу хотят попасть больше детей, чем она может принять, то у школы просто нет иного выхода. Трудно судить о том, что более безнравственно или продуктивно - конкурс умственных способностей детей или конкурс кошельков родителей. Тем более что на практике мы, как правило, имеем дело с какими-то смешанными вариантами. Так есть. Поэтому не будем сотрясать воздух бесполезными декларациями и сузим тему, поставив вопросы следующим образом.

Действительно ли для того, чтобы поступить в хорошую школу и успешно пройти тестирование , необходимо как можно раньше отдавать ребенка в группу подготовки к школе? И всем ли детям следует стремиться в эти самые хорошие школы? Ответ на оба вопроса отрицательный. На первый потому, что для каждого типа навыков существует свой оптимальный возраст начала обучения, как правило тесно связанный с созреванием каких-то психических функций и началом использования этого навыка. Кроме того, всем известный закон Ломоносова, закон сохранения вещества и энергии гласит: "Если где-то что-то прибавится, то где-то что-то непременно убавится".

Если вы в два года начнете учить ребенка читать и в пять лет завершите этот процесс, то понятно, что вы сделали это за счет энергии формирования каких-то других функций и навыков. Хорошо, если ваш ребенок сверходарен и ему энергии девать некуда, а если все не так? К тому же те, кто начинает обучение ребенка чтению в пять с половиной - шесть лет, затрачивают на это гораздо меньше сил и времени. Двухлетнего ребенка можно обучить чтению за три года, шестилетнего - за три месяца. Двухлетнему навык самостоятельного чтения ни к чему, шестилетний на следующий год пойдет в школу. Что вы предпочитаете? К ответу на второй вопрос мы вернемся ниже...

Как развивать ребенка, чтобы не повредить ему?

Твердо решив, что вашему ребенку положительно необходимо "раннее развитие", следует помнить, что существует ряд достаточно несложных правил и закономерностей, которые целесообразно иметь в виду.

Правило первое.

Для большинства соматических заболеваний и неврологических состояний существуют весьма четкие показания и противопоказания, о которых вам и сообщат на приеме соответствующего специалиста. Здоровый ребенок вполне может нырять в ванну с холодной водой, но для ребенка с хроническим пиелонефритом или двумя перенесенными отитами это очень опасно. Ребенок, перенесший дисбактериоз, имеющий функциональные расстройства пищеварительной системы или пищевую аллергию, вряд ли положительно среагирует на смелые эксперименты с диетой. А ребенка с нарушением развития речи вряд ли стоит обучать английскому языку прежде, чем он научится правильно говорить на русском.

Правило второе.

Не верьте никакой рекламе! Экспериментировать на маленьком человеке, который не может дать вам адекватной обратной связи и рассказать о своих чувствах и переживаниях, просто безнравственно. Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учебное заведение, обязательно поговорите с педагогами и родителями детей, уже посещающих это учебное заведение, попросите разрешения присутствовать на всех(!) видах занятий. Если вам отказывают, не стоит ничего никому доказывать. Просто поищите другую "обучалку".

Никакие разрекламированные средства (в том числе и для улучшения психомоторного развития) не следует давать маленьким детям, если только вам не порекомендовал это средство специалист, которого вы давно знаете и которому доверяете. Если именно это средство помогло кому-то из детей ваших знакомых - это еще не показание для его применения, так как реакция детей на все фармакологические препараты сугубо индивидуальна и зависит от многих факторов, разобраться в которых может только врач, ознакомившись с подробным анамнезом.

Если вы решили взять на вооружение какую-то систему "раннего развития", которая, судя по книге автора, дает потрясающие результаты, постарайтесь отыскать последователей этой системы и для начала понаблюдать за их работой. Вполне вероятно, что вы что-то не совсем правильно поняли в книге. Вполне вероятно, что система, в целом очень ценная и прогрессивная, не подходит именно для вас или вашего ребенка. И наконец, возможно, что вы имеете дело с не очень профессиональным, тщеславным, чересчур увлекающимся автором, а то и просто с шарлатаном.

Правило третье.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в темпе и качественных характеристиках психического и моторного развития. Если речь идет о здоровых детях, то никакие "средние показатели" не могут рассматриваться как абсолют. Категория "все дети в этом возрасте..." в девяти случаях из десяти не имеет под собой совершенно никаких оснований.

Раннее развитие детей довольно часто предполагает коллективность этого развития и категорию сравнения как основу для оценки достижений. Когда речь идет о возрасте двух - пяти лет, это в корне неправильно. Показателем для успешности обучения должно служить не сравнение успехов ребенка с возможностями других детей, а собственный прогресс ребенка.

Петя и Вася - ровесники, обоим по 2 года 8 месяцев. Вася пришел в "обучалку" с хорошо развитой речью, уже зная буквы и умея складывать их в простые слоги. Петя же с трудом говорил двухсловными предложениями. После года занятий Вася уверенно читает двухсложные слова типа "мама", "рыба", "кошка". Петя хорошо рассказывает по картинкам, знает буквы, свободно рассуждает на любые темы. Согласно общепринятым взглядам, Вася по-прежнему "опережает" Петю в развитии, но Петины успехи за этот год неизмеримо больше Васиных. И основания беспокоиться, по большому счету, есть не у Петиных, а у Васиных родителей. Почему мальчик, так хорошо подготовленный на момент поступления в "обучалку", так немногому научился? Ведь вот как бурно "пошел в рост" ровесник Петя... Может быть, для Васи эта программа не подходит и надо поискать другое дошкольное учреждение?

Правило четвертое.

Когда ребенок мал, лучше избегать всего радикального. Развивать ребенка - это хорошо, но не стоит чрезмерно этим увлекаться. Мир маленького ребенка и так ежедневно преподносит ему чудеса и открытия, которые надо усвоить, переварить и "разложить по полочкам". В мозгу ребенка постоянно идет напряженнейшая аналитическая и синтетическая работа. Для ее успешного совершения ребенку нужна ваша помощь. И неверно думать, что категории "обычный" - "необычный" ребенок воспринимает так же, как мы, взрослые. Посещение Лувра для ребенка так же привлекательно, как и посещение железнодорожного вокзала, а Ниагарский водопад не более интересен, чем бобровая запруда в речке на даче.

Это верно, что для развития ребенка ему нужны впечатления. Но эти впечатления и переживания вряд ли должны быть экстраординарными с взрослой точки зрения. Вы можете быть сколь угодно радикальными в экспериментах над собой, в попытках придать свежесть и остроту собственной жизни. Но не стоит вмешивать в это ребенка.

Автор знаком с уже взрослым сейчас человеком, который рассказывал о своих детских впечатлениях. Отец этого человека, заядлый турист, решил как можно раньше приобщить сынишку к своему увлечению, и брал четырех-пятилетнего малыша в длительные пешие маршруты. Ребенок очень любил и уважал отца, не решался возражать ему и много лет покорно, на пределе своих физических возможностей, таскался по дорогам Советского Союза, глядя себе под ноги и ничего не замечая кругом. Инженер-отец получал от этого безграничного физического напряжения необходимую ему разрядку после сидячей работы. А сын? Когда в студенческие годы мы звали его в поход, он вздрагивал и зябко поводил плечами...

Пришлось мне наблюдать и дочь супружеской четы "медитативных художников", трехлетнюю малышку, которая при повышении температуры бодро ныряла в ванну с ледяной водой и сознательно отказывалась от мяса и колбасы. У девочки был запущенный хронический отит, значительно снижен слух, и, чтобы говорить с ней, приходилось почти кричать...

Итак, избегайте всего радикального, ибо истина, может быть, и не лежит точно посередине, но очень редко расположена с краю...

Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость

Школьная зрелость - это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Обычно определение школьной зрелости проводится за полгода-год до поступления ребенка в школу. На основании полученных результатов родители ребенка получают консультации по улучшению здоровья ребенка и коррекции возможных недостатков и упущений в развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению . Проводит определение школьной зрелости психолог.

Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (начинает, потому что полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).

Из факторов, которые могут задержать наступление школьной зрелости, необходимо упомянуть следующие:

а) ребенок родился недоношенным или ослабленным и, несмотря на усилия врачей и родителей, все еще не догнал сверстников в психомоторном развитии;

б) ребенок родился доношенным, но имеет какой-либо неврологический диагноз (невропатия, невроз, ММД);

в) ребенок страдает хроническим соматическим или психосоматическим заболеванием, из-за обострений которого часто находился в больницах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефрологические нарушения и т.д.);

г) ребенок здоров психически и соматически, но с ним никогда не занимались, он педагогически запущен, и уровень его актуальных знаний совершенно неадекватен его календарному возрасту.

Для определения школьной зрелости психолог, как правило, пользуется стандартным набором методик, позволяющих оценить:

Общую информированность;
- уровень восприятия;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- развитие мышления;
- психосоциальную зрелость;
- уровень умственной работоспособности.

Ответы ребенка и результаты выполнения заданий оцениваются в баллах или других условных единицах. Потом баллы суммируются и сравниваются со средними данными, полученными экспериментальными психологами путем исследования большой и стандартизированной выборки детей старшего дошкольного возраста. Обычно выделяют три уровня школьной зрелости.

Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня), и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.

Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению по программе массовой начальной школы. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него тяжеловатым, и если родители все же отдают его в такую школу, то (по крайней мере в начале обучения) они должны оказывать своему сыну (или дочери) очень существенную помощь, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов. Иначе может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка.

Сама по себе такая жизнь - перенапряг в школе и щадящая обстановка в семье - неполезна для развития и психического здоровья ребенка, и если амбиции родителей не чрезмерно велики, то лучше не создавать такой ситуации. Лучше комфортно и хорошо закончить начальную школу, в конце ее еще раз пройти тестирование и, если способности ребенка действительно окажутся существенно выше среднего (ребенок не сумел проявить себя на первом тестировании или за три года начальной школы имел место значительный прогресс в развитии способностей ребенка), держать экзамен в какую-нибудь гимназию.

Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе. Их может осуществлять как психолог, наблюдающий ребенка, так и сами родители при помощи соответствующих пособий и в тесном контакте с психологом.

Как правило, при низком уровне школьной зрелости различные функции восприятия и мышления развиты неравномерно. Например, при неплохом уровне общей информированности и психосоциальной зрелости очень плохая зрительная память и почти полностью отсутствует произвольное внимание. Или - хорошая слуховая память (ребенок легко заучивает длинные стихи) и очень низкая умственная работоспособность. Психолог подскажет родителям, какие именно функции наиболее страдают у их сына (или дочки) и порекомендует соответствующие упражнения.

Очень низкий уровень школьной зрелости. Психолог обычно дает рекомендацию отложить поступление в школу на год и посвятить этот год психофизиологическому закаливанию и устранению недостатков в развитии ребенка.

Готовить ребенка к школе можно самостоятельно (силами родителей, дедушек или бабушек), можно положиться на детское дошкольное учреждение (если ребенок посещает детский сад), а можно - отдать в специальные группы для подготовки к школе. Наилучшие результаты обнаруживает, как правило, сочетание всех трех методов.

Рискну предложить следующий алгоритм действий родителей в предшкольный для их чада год.

1. Если ваш ребенок не посещал до этого никакое детское дошкольное учреждение, обязательно отдайте его в детский сад. Иначе при поступлении в школу на вашего ребенка навалятся сразу три типа стрессов: иммунологический (тридцать детей в классе - это минимум, и полторы тысячи в средней школе), социальный (домашнему ребенку придется пробовать себя во всех социальных ролях, не имея никакой предварительной подготовки. "Обучалки-развивалки" не в счет, потому что там все происходит под контролем взрослых) и, наконец, собственно учебный. Очень разумно первые два вида стрессов пережить раньше, чем ребенок пойдет в первый класс.

2. Сходите к психологу и определите уровень школьной зрелости вашего (еще шестилетнего) ребенка.

3. Если уровень оказался средним, и вы собираетесь в "дворовую" школу по микрорайону, то все в порядке.
Вам будет достаточно выполнить дома те рекомендации, которые даст психолог, и правильно сориентировать ребенка на занятия по подготовке к школе в детском саду. Если же вы "замахиваетесь" на какую-нибудь школу с "уклоном", то предшкольный год для вас - это год интенсивных занятий. Именно вам и именно в этот год нужно отдавать ребенка в группу по подготовке к школе. Лучше всего, если это будет та самая школа, в которой вы хотите учиться. Ваш ребенок не слишком пластичен, ему будет комфортней, если к школе (а если повезет, то и к учительнице) он привыкнет заранее. Тщательно выполняйте все домашние задания, заранее приспосабливайте режим дня ребенка к школьному обучению. Именно в этом случае разнесение разных типов стрессов во времени и пространстве просто жизненно необходимо. Всего сразу, да еще и спецшколу в придачу, ваш ребенок попросту не выдержит.

4. Если уровень школьной зрелости вашего ребенка оказался высоким или очень высоким, то это еще не повод почивать на лаврах. Спецшкола для вас вполне доступна, но следует хорошенько подумать и взвесить - куда именно отдавать? Исходить надо исключительно из индивидуальных особенностей ребенка и вашей семьи в целом. Как это учесть - будет сказано в следующем разделе. Ребенка с высоким уровнем школьной зрелости лучше готовить к школе на курсах по подготовке к школе. Но здесь уже можно выбирать те курсы, про которые известно, что на них интересно и они дают хорошие и крепкие знания. Такие курсы не обязательно расположены в школе, в которую собирается поступать ребенок. Они могут быть в клубе, в Доме детского творчества или в специальном частном дошкольном образовательном учреждении.

Как правильно выбрать школу?

Общее стратегическое правило очень простое и вроде бы очевидное. Но именно оно почему-то часто не учитывается родителями.

Именно в начальной школе определяется интерес и позитивное отношение ребенка к обучению (или отсутствие этого интереса и соответственно негативное отношение к школе и обучению в ней). Дети, которые хорошо и с интересом учились в начальной школе, а потом "съехали", встречаются, к сожалению, довольно часто. А вот дети, которые бы в начальной школе учились плохо и совершенно без интереса, а потом вдруг воспылали бы к школе горячей любовью, автору вообще никогда не встречались (и даже рассказов о таких детях я никогда не слышала). Следовательно, главное правило: школа должна быть такой, чтобы ребенок в начальной школе мог учиться хорошо, получать хорошие отметки и похвалы учителя и родителей.

Вот из этого и надо исходить в первую очередь. А все остальное - потом.

Трижды подумайте, прежде чем "запихивать" ребенка со средними способностями в сильную школу. Он будет там уставать, нервничать, отставать от своих более способных сверстников, комплексовать и часто болеть. Стоит ли этого усиленная программа по математике и изучение испанского языка с первого класса?

Для ребенка с низким уровнем школьной зрелости целесообразно подобрать школу с программой 1(4), то есть такую, где дети учатся в начальной школе 4 года. Слегка растянутая программа позволит вашему ребенку "дозреть" и к средней школе нагнать сверстников.

Наиболее разнообразные проблемы встают перед родителями детей с высоким уровнем школьной зрелости. Ребенок способный, надо что-то делать, но что?

Главное - это не гнаться за модой. В районе "гремит" математическая школа, ее ученики побеждают на международных олимпиадах, поступают без экзаменов в университет. Решено - идем туда! А ваш ребенок вовсе не любит решать задачи. В "обучалке" ему больше всего нравились занятия по музыке и английскому языку. В свободное время он любит рассматривать картинки и читать энциклопедию про животных...

А вот очень сильная школа с художественным уклоном. Там потрясающие кружки народных промыслов, дети сами лепят горшки и ткут ковры, расписывают посуду и шкатулки, вместе с аттестатом получают специальность. Скорее туда! Но ваш ребенок с трудом рисует корявые домики и машины, похожие на грибы, и вовсе не любит ничего делать руками. Он логик, сочиняет потрясающие истории с лихо закрученным сюжетом и мечтает стать следователем по особо важным делам.

Начните выбор школы с индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок явный "технарь", все собирает и разбирает, часами сидит за конструктором лего? Его не оторвать от компьютера? Он предпочитает логические игры и очень любит задачки "на сообразительность"? Имеет смысл подумать о математической школе.

Ребенок любит музыку и стихи, легко запоминает и пересказывает полюбившиеся книги, сочиняет к ним продолжения? Обладает хорошей, литературной речью, его любознательность лежит не в плоскости решения задач. Он задает вопросы из области истории, географии, биологии, даже философии? Можно думать о гуманитарной гимназии.

Далее обратите свой взор на вашу семью. Если решено отдавать ребенка в языковую школу, сразу задумайтесь над вопросом: а кто будет заниматься с ним? Мама учила немецкий в школе и в институте, папа - вроде бы английский, но в обычной школе и всегда имел по нему твердую тройку. Так кто же поможет ребенку? Ведь в языковой школе сама программа рассчитана на постоянную и квалифицированную помощь родителей. Наймете репетитора? Следующий вопрос.

Трезво оцените благосостояние своей семьи. Вот предлагают очень престижный платный класс с углубленным изучением ряда предметов. Очень интересно. Но сможете ли вы платить? Сможете, даже продав последнюю рубашку? Для ребенка ничего не жаль! А вы подумали о том, каково будет вашему ребенку в этом классе, где половина детей "новых русских", где с самого раннего детства культивируются ценности, может быть, и неплохие сами по себе, но абсолютно чуждые менталитету вашей семьи?! Вы хотите чужого человека в доме? Вы хотите, чтобы ребенок переживал, жалел и презирал вас за то, что у вас нет шикарной машины, за то, что вы не можете слетать отдохнуть на Гавайи... Может быть, поискать что-нибудь другое, менее "современное"?

И наконец, последнее. Начальная школа (именно начальная, для средней школы ситуация меняется, потому что ребенок становится взрослее и крепче) не должна быть очень далеко от дома, особенно недопустима долгая езда на общественном транспорте. В этом случае ребенок уже приходит в школу утомленным, с гипоксией и повышенным или пониженным давлением, надышавшись парами бензина и вирусами пополам с микробами. И это повторяется день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем... Никакая "хорошесть" выбранной школы не искупает этой ситуации.

А как же Зоя?

С Зоей мы работали долго, почти в течение полугода. Медлительная, флегматичная девчушка и вправду моментально "отключалась", стоило предложить ей хоть какое-нибудь интеллектуальное задание, или даже просто показать "развивающую" книжку. По результатам тестирования получалось, что у Зои плохо развиты абсолютно все функции восприятия и мышления. Печальная картина, но я не слишком унывала и не давала унывать Зоиной маме. У меня были все основания полагать, что Зоя так плохо справилась с тестовыми заданиями потому, что просто не хотела с ними справляться.

Поначалу мы просто играли с ней в куклы. Это дело Зоя любила, здесь у нее проявлялись и изобретательность, и творческое мышление, и любознательность. Все плохо работающие на тестировании функции в игре работали абсолютно нормально. Зоя все помнила, смеялась, готовила замысловатые обеды, сочиняла какие-то семейные истории по образцу мексиканских мыльных опер. Я в основном выполняла роль наблюдателя.

Потом пришло время куклам идти в школу. Зоя тяжело вздыхала, но под напором неопровержимых аргументов с моей стороны вынуждена была согласиться. Я предупредила ее, что это будет не обычная школа, а школа со смеховым уклоном. Для начала куклы спрятали настоящий букварь, потому что вовсе не хотели ничему учиться. Тогда мы с Зоей слепили букварь из пластилина. Буквы изготавливались из пластилина и прилеплялись на листы картона. Букварь получился огромный и спрятать его больше не было никакой возможности.

Домашнее задание в нашей смеховой школе было испечь буквы из теста (образцом служил отыскавшийся настоящий букварь). Румяные подсохшие буквы Зоя принесла на следующее занятие и честно призналась, что не хватает букв "ю" и "ы" (они развалились) и буквы "в", которую по недоразумению съел папа. После этого куклы ели буквы, а Зоя, сверяясь с пластилиновым букварем, почти безошибочно угадывала, какой буквы не хватает. Вскоре алфавит был съеден в прямом и переносном смыслах. Мама возликовала, но это было только начало работы. Предстояло убедить Зою, что учиться может быть так же интересно, как играть.

"Развивающие" книжки, на которые у Зои была парадоксальная реакция, пришлось спрятать в шкаф, а основное действие разворачивалось прямо в кукольной спальне. Куклы путешествовали, пекли треугольные, круглые и квадратные пироги, искали пропавшие вещи и вспоминали, сколько их было и где они стояли, писали друг другу любовные записки и посылали телеграммы, отыскивали закономерности в зашифрованных посланиях из таинственной страны и декламировали друг другу заученные Зоей стихотворения на кукольных праздниках...

Однажды я прямым текстом заявила Зое, что успехи руководимых ею кукол уже вполне тянут на средний уровень школьной зрелости и всю эту тягомотину вполне можно кончать. Зоя задумалась, а потом на ее малоподвижном лице появилась гримаса явного огорчения:
- Я привыкла так, - заявила она. - Так даже интереснее. Я теперь и дома так играю. Как же теперь?

Я заверила девочку, что все самое интересное только начинается и, когда она пойдет в школу, ее ждет множество находок, которые она всегда сможет использовать в своем кукольном мире.

А сейчас? - упрямо набычилась Зоя.
- Сейчас можно воспользоваться книжками, - предложила я. - Мама в свое время тебе их много накупила, только ты тогда не знала, как ими пользоваться. А теперь знаешь. - Теперь знаю, - подтвердила Зоя. - Но мама говорит, что средний уровень - это недостаточно. Она хочет меня в английскую школу. Это значит, куклы должны по-английски говорить, да?
- Наверное, - вздохнула я. - Но это уж пускай мама сама...

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта"Учимся читать" вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Loading...Loading...