И пришел дракон. Сложность выбора

Во время прохождения компьютерной игры "Ведьмак 2" вы несколько раз встретитесь с древним драконом. В первый раз он представляет для вас угрозу, а во второй раз уже главный герой должен решать судьбу противника. Давайте разберемся, как убить дракона в "Ведьмаке 2" и стоит ли это делать.

Первая встреча

Впервые вы увидите этого могущественного дракона в самом начале игры. В прологе Геральт должен защищать короля Фольтеста от нападения. Спустя некоторое время на горизонте появляется крылатый огнедышащий зверь, который начинает крушить на своем пути все подряд. В этот раз вам не придется с ним сражаться, а лишь убегать куда подальше. Для этого игра услужливо предлагает укрытия и проводит игрока буквально по сюжету. После этой встречи у вас не возникнет вопроса о том, убивать ли дракона в "Ведьмаке 2". С этим врагом вы встретитесь только в самой финальной части прохождения.

Вторая встреча

Дракон будет служить финальным боссом (если вы не решите подраться с Лето в завершении игры). Как окажется при прохождении сюжета, зверем управляет чародейка Шеала. Действие разворачивается на верхнем этаже башни, где Геральт выясняет отношения с волшебницей. Та собирается телепортироваться подальше от угрозы, но от ваших рук зависит ее судьба (отпустите ее с миром, либо испортите телепорт, в результате чего чародейку разорвет на тысячи кусков). После этого момента стену сломает тот самый дракон и начнется финальная битва из нескольких стадий. Но, чтобы убить дракона в "Ведьмаке 2", сначала нужно подготовиться.

Подготовка к бою

При должной сноровке и терпении вы сможете победить врага практически с любым снаряжением и прокачкой. Однако мы рассмотрим несколько полезных советов. С их помощью вы сможете убить дракона в "Ведьмаке 2" гораздо проще и быстрее.

На финальный бой лучше всего подготовить два меча - Деитвен и Забытый меч Вранов. Оба оружия увеличивают урон по крупным чудовищам, что нам отлично подходит.

Второй совет: обязательно запаситесь зельями. В приоритете будут Гром и Зелье Раффарда. В совокупности с прокачкой катаклизма до второго уровня и смазанными мечами вы сможете убить дракона в "Ведьмаке 2" очень быстро.

К слову, о смазке оружия. Вам понадобится кровь Фальки, которую лучше всего нанести на меч заранее. Теперь вы полностью готовы к сражению!

Первый этап

После того, как дракон проломит стену башни, наложите на себя знак Квен и уклоняйтесь от пламени. Во время перерыва подбегайте к голове чудовища и наносите несколько ударов. Такую процедуру нужно повторять до момента, когда у врага останется половина здоровья. Сложность увеличивает то, что комнатка на вершине башни крайне маленькая, из-за чего уворачиваться становится практически нереально. После этого игра покажет вам небольшой ролик.

Второй этап боя

Действие переносится на саму крышу башни. У дракона остается половина очков ХП, поэтому дело за малым. Чудовище будет летать через всю крышу, пытаясь вас сбить. Достаточно уворачиваться с помощью кувырка. Периодически враг будет приземляться на край и дышать на вас огнем. Чтобы убить дракона в "Ведьмаке 2", необходимо уворачиваться от огня и наносить по несколько ударов сбоку. Также враг будет атаковать хвостом по всей площади крыши. Геральту желательно находиться на противоположной стороне. Когда здоровье дракона спустится до нуля, начнется кат-сцена, в которой вам придется пройти QTE (нажимать вовремя кнопки на клавиатуре).

Заключительный этап

Чтобы убить дракона в "Ведьмаке 2" на третьем этапе, необходимо всего лишь правильно пройти QTE-сцену. Вы запрыгнете на зверя и нанесете несколько смертельных ударов, после чего вместе с драконом упадете на землю. Далее у Геральта появится выбор - убить дракона или уйти. В "Ведьмаке 2" данное решение не значительно влияет на общую концовку сюжетной линии.

Если вы проходили игру по стороне Йорвета, то у вас появится кинжал, с помощью которого можно вылечить дракона и освободить его от оков Шеалы. Если вы примкнули на сторону Роше, то у вас остается вариант оставить зверя в покое и уйти. Впоследствии вы узнаете, что монстр выжил и улетел.

Третий вариант - добить врага собственноручно, что приведет к каким-либо последствиям в "Ведьмаке 2". Убить дракона или уйти - решать вам. В целом, все зависит от ваших предпочтений и позиции по ходу прохождения игры. На концовку во время разговора с Лето данный момент никак не влияет.

Приветствую! Вашему вниманию хотел бы представить созданный лично мной набор сейвов в ключевых моментах Ведьмака 2.

Скорее всего, уже идёт работа над третьей частью и новыми DLC, так что сейвы, полученные после разных концовок игры (они также представлены здесь), могут очень даже пригодиться тем, кто по каким-то причинам удалил свои. Если предложенные варианты концовок не удовлетворят вас, то легко можно переиграть нужный момент, использовав соответствующее промежуточное сохранение и скорректировав выбор.

Изначально, как только игра вышла, довольно быстро прошёл её. Схватив Йорвета во Флотзэме и выбрав по ходу дела путешествие с Роше и удержав его от кровавой расправы над Хенсельтом, в итоге полез спасать дочь Фольтеста (позже любезно передав её Радовиду). Не испытав и капли сострадания к Шеале, разорванной мегаскопом, сохранил жизнь дракону-Саскии и Лето.

Как ни странно, пройти Ведьмак 2 во второй раз меня вынудил… Skyrim и совершенно наскучивший после третьей недели беготни в северной провинции Сиродила однообразный геймплей, «загнанный» дизайнерской рукой в подземелья и приправленный однообразными квестами без необходимой сюжетной мотивации. Хотя и стоит признать: до того, как герой был прокачан ниже определённой планки, и набор заданий не казался однообразным, игра невообразимо затянула и не отпускала от себя.

В итоге для досуга был выбран Ведьмак 2, от которого во второй раз была получена МАССА положительных эмоций. И, однозначно, для меня он стал Игрой Года, естественным образом подвинув пятую итерацию саги о Древних Свитках и, соответственно, Довакине (которая также принесла немало прекрасных впечатлений).

После прохождения игры во второй раз по пути Йорвета, её сюжет открылся с несколько иной стороны, все «части головоломки» сошлись воедино, и недопонимание некоторых деталей упразднилось.

Ниже приведу несколько комментариев по различным концовкам и промежуточным моментам игры:

Спасать Трисс или нет?

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.


Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

В любом случае, перед Геральтом встает выбор: спасать Трисс или заняться чем-то «более важным». По сути, альтернативным вариантом заняться всегда есть кому (Роше или Йорвету), а вот Трисс никто, кроме Геральта, из плена сбежать не поможет. Рассчитывать на героический поступок Лето изначально, однозначно, не приходится.

Пройдя игру и узнав о счастливом освобождении Трисс вне зависимости от решения Геральта, становится интересно поучаствовать в вариантах, подразумевающих непосредственное участие в государственных делах. Хотя и решение о спасении Трисс – также сильнейшим образом влияет на расстановку сил на севере.

Путь Роше:

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.


Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

Вернон Роше много раз подкрепляет делом дружбу с Геральтом, даже в случае, если ведьмак выбирает альтернативный путь и присоединяется к Йорвету (что, на мой взгляд, является предательством):

1) Вернон подсказывает, как пробраться в лагерь каэдвенцев;

2) Спасает Геральта от неминуемой гибели от рук нильфгаардцев.

Так что выбор пути Роше и поимка Йорвета (в результате которой во Флотзэме был праздник, а не побои нелюдей) показались мне намного более правильными.

Убить Хенсельта или оставить в живых?

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

Далее на пути Роше встает принципиальный выбор - убить Хенсельта или оставить в живых. Заглянув на машине времени в будущее и узнав о грядущей войне с нильфами, однозначно можно сказать: «Убивать нельзя!» Не знаю, как в книгах, но в игре Хенсельт показался мне самым нормальным королём, настоящим мужиком, прямолинейным и честным. Не знаю, за что его так не одобряет Геральт в своих суждениях… Разве что потому, что прообраз Каэдвена – Россия, а Хенсельт по сути «Царь Всея Руси», ведущий в случае выбора пути Роше и помилования короля, очень успешную политику. Справедливый итог – Верхний Аэдирн присоединён к Каэдвену.

Кому отдать Анаис – дочь Фольтеста?

Следующий серьёзный выбор ждет ведьмака в третьей главе. Зная, что Трисс спасётся и так, выбираем помощь дорогому другу Роше. Только кому отдать дочь Фольтеста?

Выбор в пользу Радовида: «У Радовида сапог тяжёлый». Да, в случае выбора в пользу короля Редании, можно надеяться на сохранение целостности Темерии, прекращение гражданской войны и хорошую возможность оказания достойного сопротивления Нильфгаарду. Кроме того, девочке, однозначно, будет грозить меньшая опасность, чем в Темерии: отсутствует угроза со стороны дворян Темерии; её увезут непосредственно с фронта новой войны с нильфами.

У данного решения есть и очень серьёзный потенциальный минус: после присоединения Темерии Радовид может тайно поделить весь север с императором Нильфгаарда, используя позицию самого могущественного владыки севера. Лишь присоединение Верхнего Аэдирна Каэдвеном позволяет несколько уравновесить расклад сил.

Но положительный исход данного решения более вероятен.

Выбор в пользу темерцев: Раздираемая междоусобицей, Темерия быстро падёт под ударами Нильфгаарда и откроет путь для дальнейшего похода на север. Остается единственная надежда на то, что Роше сумеет уберечь будущую королеву.

Стоит отметить, что в случае, если мы выбираем спасение Трисс, это также влияет на расстановку сил на карте севера: кроме Верхнего Аэдирна Хенсельту отходит половина Темерии, что, учитывая позиции Радовида, однозначно уравновешивает положение крупных королевств севера. Другое дело, что при подобном раскладе упадок разделенной Темерии в первые годы неминуем.

Кроме того, после спасения Трисс мы видим сцену, в которой Роше в одиночку защищает Анаис от группы Каэдвенцев. Он объявлен вне закона. Судьба Анаис крайне туманна.

/*Что-то подобное, но в другом историческом контексте, было в последних сериях второго сезона сериала Рим (крайне советую!).*/

Исходя из вышеперечисленного, выбор в пользу того, чтобы передать Анаис Радовиду видится самым выгодным и щадящим для народов севера в целом.

Путь Йорвета:

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.


Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

В случае выбора пути Йорвета нам предстоит бороться за свободу Аэдирна.

К слову о Верхнем Аэдирне: я не верю в слова Саскии о «свободном» государстве, она слишком наивна, и в итоге попадает «под каблук» Филиппы Эйльхарт. Думаю, в конце концов, Верхний Аэдирн либо попадёт под юрисдикцию Стенниса, либо падёт под ударами из Каэдвена (что более вероятно). Так что, лить кровь там, где её лить не стоит – не нужно.

Кроме того, глупость Саскии доказывает её нападение на силы Фольтеста, подавляющего раскол у себя на вотчине. Саския, мол, симпатизировала Ариану Ла Валетту и компании, борющимся за «свободу» от собственных короля и Родины (конечно, как ещё можно расценить нежелание выдать королю его детей?). По её логике – так все королевства на «свободные» княжества делить надо («Плох князёк, не мечтающий стать королём…»). И неважно, что довольно быстро начнутся междоусобные войны.

Что делать с принцем Стеннисом?

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

В случае выбора пути Йорвета перед Ведьмаком встаёт вопрос решения судьбы принца Стенниса, слабого и малодушного наследника правителя Аэдирна. Исходя из положения дел, с одной стороны, Стэннис, скорее всего, будет ничтожным правителем, под руководством которого увядание Аэдирна продолжится (об увядании Аэдирна при Демавенде даже призраки солдат во время битвы под Вергеном говорят). С другой стороны, крайне жестоко поступать так со Стэннисом, тем более что его вина однозначно не доказана.

Так как мало-мальски толковой замены Стеннису нет (Саския бестолкова, несмотря на благородство, да и дворяне её вряд ли так просто примут), то пусть живёт, иначе ещё одна гражданская война грозит королевствам севера – перед нашествием нильфов-то.

Исцелить Саскию или спасти Трисс?

С Трисс всё ясно: её спасение, в данном случае, ни на что особо-то не влияет – спасут и без нас. А вот Саскию спасти есть смысл, тем более что к этому моменту игры от её здравомыслия зависят жизни множества людей и нелюдей. Доверять управление Верхним Аэдирном Филиппе Эйльхарт, однозначно, нельзя. Кроме того, в случае со спасением Трисс, Йорвет сильно пострадает от рук Филиппы.

Хотя стоит отметить, что Филиппа сама отмечает: Саския уже никогда не будет прежней. После её «исцеления» в данной концовке мне так и показалось – что-то в Саскии всё равно не так. При этом в разговоре Саския ещё и отмечает, что лишь использовала Йорвета, и что для неё это не война за свободу и права скоя"таэлей. Их шайке найдётся место в Верхнем Аэдирне за заслуги в бойне… И, да, ей может пригодиться человек рядом…

Варианты выбора, не относящиеся к пути Роше и Йорвета:

// За одним исключением - исцеление Саскии на пути Йорвета

Помиловать ли Шеалу?

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.


Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

Волшебница много крови подпортила достойным людям. Мало того, что попытка ввести Аэдирн в состояние войны удалась. Так ещё планы ложи послужили отличной почвой для активной работы убийцы королей и содействия планам Нильфгаарда.

Перед отправкой на тот свет Шеала фактически прощается с Геральтом, надеясь на его скорую гибель.

Приговор: смерть.

/*Если Шеалу помиловать, в благодарность она скажет Геральту, что Йеннифер стоит искать в Нильфгаарде и телепортируется. Позже то же самое мы узнаем от Лето.*/

Добить Саскию или нет?

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.


Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

Как минимум, хотелось бы увидеть её в третьей части. А вообще, Роше верно отмечает, что, мол, хороший выбор – пощадить дракона. Надо бороться с причиной бедствия в первую очередь - Филиппой Эйльхарт. Да, и на службе у Радовида для охоты за ведьмой у него будет явно больше ресурсов…

Так что, на мой взгляд, лучше оставить Саскию в живых, хоть этот вариант и таит множество опасностей для простых людей севера.

Должен ли Лето жить?

«Ты не враг мне».

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.


Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

Лето был инструментом в руках императора Нильфгаарда. Кроме того, он оставляет в живых Геральта в первой главе и спасает Трисс – в третьей. Также возрождение ведьмачьей школы Змеи может быть важным в свете пока призрачной угрозы – нашествия эльфов, вызывающих Дикую Охоту.

Лето должен жить.

Итак, выше изложено лишь моё мнение на происходящие в Ведьмаке 2 события и решения, которые предлагаются нам на выбор. Ваше мнение может не совпадать с моим, так что, как и обещал, предоставляю набор сейвов на любой вкус и цвет:

Сложность выбора. Ключевые моменты игры.

а) Возможность общения с Зигфридом, в случае дружбы с ним в первой части:

  • * При входе в лагерь ордена пылающей розы;
  • * В пути Роше - при выборе спасения дочери Фольтеста из лагеря каэдвенцев. Зигфрид приходит с отрядом реданских солдат в качестве навязанного Радовидом эскорта. Если при этом принять решение о передаче ребёнка темерцам, Зигфрид всё равно отпустит ведьмака и Роше с миром.

б) Если Зигфрид был убит Геральтом, солдаты ордена называют ведьмака убийцей, и кто-то из них пытается отомстить в случае прогулки по лагерю ордена;

2) При выборе пути Йорвета:

а) В случае спасения Адды в первой игре, в Вергене можно встретить полоумного священника, обвиняющего Геральта в спасении чудища, порожденного кровосмешением.

б) В Вергене с Йорветом можно завести разговор о Яевинне, предводителе скоя"таэлей из первой части, и обсудить поступки Геральта, зависящие от решений ведьмака, принятые в оригинальной игре.

в) В случае оказания сопротивления белкам при ограблении банка Вивальди в первой части, в Вергене можно рассчитывать на встречу с краснолюдом, желающим выдать "кредит" Геральту (на деле простое денежное поощрение).

3) Во Флотзэме можно получить помощь от одного из агентов Тайлера в случае доказательства его невиновности в одном из квестов первой части.

4) Слова Фольтеста о судьбе Адды должны соответствовать выбору, сделанному ведьмаком в первой части.

P.S. Давно хотел отметить, что игра великолепно заточена под геймпад. И опыт прохождения на геймпаде перед широкоформатным телевизором довольно сильно отличается, в том числе, благодаря несравненно более высокой контрастности картинки и размеру экрана. Единственно, при этом необходимо установить шрифты большего размера .

P.P.S. Начиная с версии 2.0 вновь обнаружился странный баг при игре в кости в случае управления геймпадом: не функционирует кнопка «перебросить». Так, как будто она совсем не была назначена. Решение довольно простое: в начале каждой главы переключаю управление на клавиатуру и целиком прохожу квест по игре в кости. Затем вновь возвращаю привычное управление геймпадом.

P.P.P.S. Хочется верить, что в следующий раз разработчики не напортачат с импортом сейвов из предыдущей части… Часть моих решений, принятых в первой части так и не нашли отражения во второй – например, Геральта обвиняют в убийстве Зигфрида, которого не было. Кроме того, в моём варианте Зигфрид часть времени вообще был Геральту друганом (до общего сумасшествия Ордена Пылающей Розы в финале первой части), и очень хотелось б увидеть его в продолжении… В общем, надеемся на адекватную утилиту от разработчиков игры, которая позволит менять важные для третьей части события по мановению мыши.

Схватка с огромным драконом — одна из самых сложных в игре. Кроме того, это последний монстр, с которым вам придется столкнуться лицом к лицу. Начинается все внутри башни, где Геральт выясняет отношения с чародейкой Шеалой. Как только она исчезнет (уйдет восвояси или погибнет при телепортации — решать вам), дракон проломит стену башни и нападет на вас. Максимально оперативно ставьте «Квен» и бегайте по помещению, уворачиваясь от ближних атак чудовища. Как только он проведет свою атаку, подбегайте и наносите короткую комбинацию ударов. Учтите, что огонь, изрыгаемый чудовищем, наносит не очень большой урон, поэтому вполне можно прорваться сквозь пламя и быстро атаковать. В случае чего отбегайте подальше и пополняйте «Квен». Когда вы отнимете у дракона примерно половину жизней, он окончательно разломает стену и улетит. У вас появится достаточно времени, чтобы подготовиться к последней схватке: сварить зелье нельзя, но можно просто постоять и подождать, пока восстановится здоровье. Как только будете готовы, залезайте на крышу, где вас уже ожидает дракон. С этого момента вы должны постоянно поддерживать магическую защиту, иначе любая атака монстра будет наносить вам сильные повреждения. Ваша задача — постоянно уворачиваться от когтей и зубов и осторожно подбегать к дракону для нанесения одного или максимум двух ударов. Это будет длиться очень долго, но выбирать не приходится. Комбинации ударов неэффективны, так как дракон пробьет вашу защиту, а после этого ему ничего не стоит добить вас. Лучше всего атаковать сразу после того, как чудовище попытается достать вас лапой. Получив свое, дракон начнет прятаться за башней и изредка бить вас хвостом. Следите за его передвижениями и держитесь на противоположной стороне крыши. Иногда дракон взлетает и нападает с воздуха. От пламени и воздушных «налетов» довольно легко увернуться, если бегать по кругу. Как только вы измотаете чудовище, начнется QTE-сцена, после которой вам предоставят выбор — убить дракона или оставить умирать в лесу. Если вы выбрали путь Иорвета, то у вас также будет возможность освободить поверженного гиганта от чар при помощи волшебного кинжала.

Когда вы снова получите управление, обернитесь и бегите вверх по лестнице к башне (M31, 26) , где вы найдете Шеалу . Взбегая по лестнице, не останавливайтесь надолго, поскольку лестница будет постепенно разрушаться. Также обращайте внимание на дракона, который будет ломать стены башни и дышать в пролом огнем.

На вершине башни вы встретите волшебницу. После краткой беседы Шеала начнет телепортироваться, однако кто-то подменил в устройстве бриллианты. У вас есть выбор:

  • Не вынимать фальшивый бриллиант – Шеала взорвется;
  • Вынуть бриллиант – Шеала расскажет вам, где найти Йеннифер, после чего телепортируется.

Вскоре после этого появится дракон. Комната слишком маленькая, чтобы уклоняться. Старайтесь не подходить слишком близко, иначе дракон попытается вас укусить или ударить лапой. Атакуйте сбоку, чтобы наносить больше урона. Также дракон умеет дышать огнем. Перед этим она на миг замирает, и это хорошая возможность нанести два-три силовых удара. Когда дракон потеряет часть здоровья, начнется катсцена, в результате которой вы окажетесь под открытым небом – карабкайтесь на верхнюю площадку.

Дальнейших бой будет похожим – вам нужно атаковать сбоку, чтобы наносить больше урона. Используйте Квен , чтобы защищаться от огня. Если дракон будет дышать огнем, постарайтесь оказаться на другой стороне площадки, чтобы избежать его. Время от времени дракон будет отлетать, после чего атаковать одним из двух способов: огненным дыханием или проносясь над самой площадкой; откатывайтесь, чтобы избежать этих атак. Еще дракон может двигаться вдоль карниза – в это время не подходите к краям, иначе он ударит вас хвостом или укусит.

Когда вы выбьете из дракона здоровье, начнется QTE (скоростное нажимание кнопок), но только если вы играете на высоких сложностях: вам нужно вначале запрыгнуть на дракона, а затем избежать падения во время битвы. Когда приземлитесь в лесу, вам предстоит решить судьбу дракона:

  • Если вы спасли Филиппу (путь Йорвета) вы сохраните дракону жизнь и переброситесь парой слов с Саскией.
  • Если вы спасали Трисс или Анаис, вы можете убить дракона либо просто уйти.

Вот уже в течение нескольких лет, одна из легендарных игр по роману Анджея Сапковского не даёт покоя геймерам по всему миру. Возвращаясь домой после работы или школы, они незамедлительно включают свои компьютеры и отправляются в мир новых приключений, где им предстоит помочь Геральту разобраться в интригах и обманах, а также выйти "чистым из воды", доказав, что он не причастен к убийству короля. А благодаря новым технологиям, которые стали доступны за счёт использования современного графического движка RED Engine, вы насладитесь мелкой и очень чёткой прорисовкой каждой черты лица, снаряжения и окружающего мира.

Если вы только начинаете своё исследование игрового мира, вы обязательно должны хотя бы ознакомится с игрой "The Witcher 2". Возможно, она и не затянет вас своим сюжетом и вы так и не узнаете как убить дракона в , но всё же будете иметь представление о легендах геймерского мира и всегда сможете поддержать беседу с друзьями.

Итак, суть заключается в следующем: вам необходимо проходить квесты, дополнительные побочные задания, решать головоломки, играть в мини игры, собирать новые предметы, карты, чертежи, рецепты и подсказки, для успешного прохождения последующих миссий. Игра довольно увлекательна, но не стоит думать, что вы запросто всё пройдёте.

Заядлые игроки, выбирая средний или тяжёлые уровни прохождения, не раз запасались силами и терпением, чтобы покорить врагов, путешествуя по таким городам как Вызима или Лок Муинне.

К тому же, благодаря продуманному сюжету, по ходу которого вам необходимо всё таки выяснить, кто убил короля Темерии, вы, наверняка, с головой уйдёте в игру и уже никто не сможет оторвать вас от игрового действия.

Для успешного прохождение одной из главных миссий игры, каждому пользователю ПК следует набраться определённых навыков ведения боя, обзавестись хорошей магической защитой, ловкостью, зельями, и, конечно, иметь соответствующий уровень, т.к. в рваной одежде и со сковородкой в руках, вряд ли вы одолеете огнедышащее чудовище. Поэтому, не стоит спешить побыстрее проскочить определённые уровни, в погоне за скоростью, вы не сможете пройти дополнительных квестов (побочных заданий), в которых вас могут ждать уникальные артефакты. С их помощью у вас могут подняться определённые характеристики, которые не будут лишними в борьбе со злом.

Итак, на что следует обратить внимание при прохождении "The Witcher 2":

  • проходя главное задание, вам самим придётся принимать решения. От этого будет зависеть дальнейшее развитие сюжетной линии. Это очень увлекательно, т.к. позволяет проходить игру не один, а несколько раз и всегда узнавать что-то новое, быть настороже и отыскивать уникальные вещи.
  • в побочных заданиях, разработчики также предлагают всем игрокам решать самостоятельно, что делать с тем или иным предметом. Например, в квесте "Сердце Мелитэле" один из наёмников по прозвищу Мелкий побился об заклад. Он уверят, что сможет выжить при помощи одного магического амулета во время штурма без использования каких либо доспехов. Ваша роль в этой истории следующая: вы можете как подтвердить, что вещь действительно заколдована и обладает некой силой, или же опровергнуть это высказывание. О последствиях своего выбора вы узнаете по ходу игры. Но, забегая наперёд, отмечу, амулет в итоге окажется в наших руках и поможет при выполнении более сложных заданий.

Если пройти ещё один побочных квестов, который носит название "Горе побежденным", вы сможете в конце миссии (во Флотзаме) получить в награду доспехи и деньги. В задании "Дикая Охота и возвращение памяти" у вас будет шанс не только узнать уникальную информацию о прошлом Геральда, но и заполучить дополнительные очки опыта, которые прибавят вам силу, ловкость или выносливость. В любом случае, проходя основные миссии или побочные квесты, каждый игрок приближается в финальной главе, где ему предстоит поединок с самым опасным чудовищем этого мира.

Как убить дракона в Ведьмак 2 некоторые нюансы и тонкости успешного боя

Проведя не один час за компьютером и потратив немало сил, наконец-то вы добрались до башни, где вам придётся выяснить отношение с коварной чародейкой Шеалой. После того, как она таинственным образом куда пропадёт с экранов ваших мониторов, незамедлительно появится огнедышащий монстр, с которым, как вы уже поняли, вам предстоит нелёгкая схватка.

Если поэтапно рассмотреть стратегию, как убить дракона в , то выглядеть она будет следующим образом:

  1. как только заметили появление данного персонажа, незамедлительно ставьте "Квен".
  2. не забывайте всё время перемещаться и уворачиваться от ближних атак.
  3. контратакуйте после того, как дракон махнёт своими когтями. Эффективнее будут использовать простые удары или короткие комбо и сразу же отбегать. Хоть и кажется, что урон наносится небольшой, но такая тактика сохранит вам жизнь и принесёт долгожданную победу.
  4. после того, как чудовище потеряет половину жизней оно улетит, дав и вам возможность восстановить свои жизненные силы. Переведя дыхание, полезайте на крышу, активируйте магическую защиту и не теряйте бдительности. Поединок предстоит не из лёгких. Атаки необходимо продолжать короткие, которые максимум будут состоять из двух ударов. Нудновато, конечно, но по-другому эту крылатую тварь не одолеть.
  5. от пламени и воздушных атак лучше всего уклоняться постоянным бегством по кругу. Измотав чудовище, начнётся финальная сцена, в которой вам как всегда будет предоставлен выбор: убить дракона или оставить его умирать в лесу.

Видео: Как убить дракона в Ведьмак 2!

Loading...Loading...