Философия древнего китая: кратко. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство и даосизм Философия древнего китая основные понятия конфуцианство даосизм


Философия кратко: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО. Все основное и самое главное по предмету философии: в краткой и понятной форме: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
КОНФУЦИАНСТВО


Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.) - Чжаньго (V-III вв. до н. э.) во время правления династии Чжоу (XI-III вв. до н. э.). Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и др.

Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах - небесного «ян» и земного «инь». Именно они учредили порядок на Земле.

В «Книге истории» говорится о 5 началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, - а также о 5 явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека - всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище, поведении, ритуале. Основными философскими школами Древнего Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.

Конфуцианство. Основатель - Кун Фу-цзы, ставший известным в Европе как Конфуциус (Конфуций). Кун Фу-цзы родился в царстве Лу в 551 г. до н. э., когда отец его, правивший в Лу уездом Цзоу, был очень стар, а мать молода; умер он в 479 г. до н. э. Конфуций происходил из древнего аристократического, но обедневшего рода. Это не могло не сказаться на его учении, которое сочетает в себе элементы нового с элементами старины. Сам Конфуций рассказывает о себе, что в детстве он жил бедно и ему пришлось научиться многому тому, что не имеет цены в том обществе, в котором он жил (Конфуцию приходилось быть и пастухом, и сторожем), что в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе, в 30 - обрел самостоятельность, в 40 - освободился от сомнений, в 50 - познал волю неба, в 60 - научился отличать правду от неправды, в 70 - стал следовать желаниям своего сердца, при этом не нарушая ритуала. Главное его сочинение - «Беседы и суждения». В центре учения - нравственные ценности и искусство управления государством. Высшую моральную заповедь Конфуций сформулировал так: «Не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь, - дао - суть человеколюбие (жэнь), «золотая середина» (чжун юн), взаимность, сыновья почтительность к родителям. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины», состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом - сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить. Преследования и убийство инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал. По его мнению, благородный муж не может быть алчным, жадным и жестоким. Благородный муж поступает так, как велит долг, думает о морали, о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ

Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Умер он в конце IV в. до н. э. О жизни Мо-Цзы почти ничего не известно. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Отсутствие всеобщей любви - причина беспорядков. Жизнь человека определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился бы в отношении незнатного. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убежденными противниками войн, они были первыми пацифистами. Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы - это все равно, что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней. Вторгаясь на территорию другого государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения. Не лучше приходится и агрессорам. Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без кормильцев, а дети сиротеют. Между тем всеобщая любовь требует того, чтобы все люди, как и небо, любили всех людей, все государства любили все государства.

Даосизм. Основателем даосизма считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). На первом плане в философии даосизма стоят онтологические проблемы. В основе мировоззрения даосистов лежит дао, являющееся первоосновой и субстанцией всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо - земле, земля - человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип, благодаря чему дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Этический идеал даосов выражен в концепции У-вей (недеяние) и направлен против конфуцианства. У-вей означало подчинение естественному ходу вещей, приводящее к свободе и счастью. Цель поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать; победоносно бездействие, остальное - суета. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао, народу известен лишь факт его существования. Общественный идеал даосов - патриархальная, непросвещенная жизнь, так как непросвещенным народом легче управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями.

Даосы - сторонники мира. Путь дао - путь мира. Когда в стране существует дао - лошади унавоживают землю; когда в стране отсутствует дао - боевые кони пасутся в окрестностях. Ведь хорошее войско - средство, порождающее несчастье. Стремясь к миру, совершенно мудрый правитель уступчив к соседям. Он не начинает войну первым. В трактате дается образ умного невоинственного полководца, который, победив, не прославляет себя. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Напротив, победу следует отмечать похоронной процессией.
......................................................

Философское знание зарождалось также в недрах мифологии. Центральное место в философии занимали проблемы человека. Возникла китайская философия в I тыс. до н.э. Уже в VIII – V вв. до н.э. древние мыслители выделяли пять стихий, или первоэлементов: воду, огонь, металл, дерево и землю. Считалось, что некогда не было ни земли, ни неба, а вселенная представляла собой хаос - из него родились два духа – Инь (пассивная женская сила) и Ян (активная мужская сила), которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, а Инь – землей. Понятия «Ян» и «Инь» использовались для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Если люли действуют в согласиис естественной закономерностью, отраженной этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, а если такого согласия нет, то все приходит в смятение. Эти идеи легли в основу книги – «И-цзин» («Книги перемен»).

С V по III вв. до н.э. происходит формирование «ста философских школ» Китая, среди которых – конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.

Основоположник даосизма – Лао-цзы. Основное понятие – Дао. Оно означает: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и человеческого поведения. Главный труд – «Дао дэ цзин». Здесь обращается внимание на единство человека и неба. Существует единый и общий для всех путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование Дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма – теория недеяния. Последователь Лао-цзы – Чжуан-цзы.

Другая тема китайской философии – идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве . Основоположник этой концепции – Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Основные проблемы философии Конфуция:

· Система этических ном.

· Политические вопросы.

· Поведение личности.

· Общественное управление.

Идеи Конфуция оказали огромное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая. Размышляя о судьбе своего общество, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении этих принципов и видел он смысл своей деятельности, самой жизни: «Если на рассвете познаешь правильный путь (Дао), то на закате Солнца можешь и умереть». В центре его учения оказался человек – венец природы, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.



Главные принципы конфуцианства:

· Принцип «жэнь», т.е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

· Принцип «ли», т.е. почтительность и ритуал, правило. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к окружающим».

· Принцип«чжэн - мин», т.е. исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет вести себя в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

· Принцип «цзюн-цзы», т.е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

· Принцип «вэнь», т.е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.

· Принцип «ди», т.е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

· Принцип «чжун», т.е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства.

Формула Конфуция «Управлять – значит поступать правильно» вошла в повседневную жизнь китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Учение Конфуция излагалось его учениками в книге «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»).



Отличие конфуцианства от даосизма:

· Конфуцианство – учение рационалистическое. В даосизме велико мистическое начало.

· Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм – как к существу природному: его эмоциям, инстинктам.

· Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая естественность.

Другое учение Древнего Китая –моизм, основоположником которого был мудрец Мо Ди (479-400 гг. до н.э.).

Он стал противником идей Конфуция, считая, что предопределенной судьбы нет, призывая людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, выдвигать мудрых для управления страной, независимо от их положения в обществе.

Школа легистов – «законников» - была основана мудрецом Шан Яном (390-338 гг. до н.э.), который разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие – причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Если конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, то легизм выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, страхе перед ними, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте периодизацию индийской философии и классификацию школ индийской философии, назовите основные ее источники.

2. Каковы специфические особенности школ индийской и китайской философии?

3. Сформулируйте основные этические принципы йоги и сопоставьте их с известными вам христианскими заповедями.

4. Назовите «благородные истины» буддизма.

5. Дайте определение нирване. Согласны ли вы с утверждением буддизма, что только в достижении состояния нирваны, полного отрешения от окружающего мира, заключается подлинный смысл человеческой жизни?

6. Что означает принцип недеяния у даосов?

7. В чем суть принципа естественности в даосизме?

8. Что, по мнению конфуцианцев, должно лежать в основе идеального государственного и общественного строя – соблюдение человеком принципов добродетели или же воплощение в жизнь особых социальных принципов? Какой строй поддерживает Конфуций – демократический или монархический?

Тест для самоконтроля:

1. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

б) сансара;

2. Укажите ортодоксальные философские школы Древней Индии:

а) чарвака-локаята;

б) буддизм;

в) джайнизм;

г) веданта.

3. Сиддхартха Гаутама – основатель

а) буддизма;

б) конфуцианства;

в) индуизма;

4. Какой из древних текстов относится к древнекитайскому:

а) «Упанишады»;

б) «Книга перемен»;

в) «Книга мертвых»;

г) «Типитака».

5. «Теория недеяния» - основной принцип:

а) даосизма;

б) буддизма;

в) конфуцианства;

г) моизма.

6. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

а) нирвана;

б) сансара;

7. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

а) Конфцуций;

б) Лао цзы;

в) Гаутама Будда;

г) Бадараяна.

8. Какое понятие китайской философии обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее:

9. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

а) сумму совершенных человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения;

б) подлинное достоверное знание Абсолюта;

в) человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от нее ради спасения других;

г) вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определенный образ жизни.

10.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

а) Лао цзы;

б) Конфуцием;

Китайская философия

В период с У-Ш вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие китайской философии. Это период возникновения "ста философских школ", среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзи), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм - школа законников (Шан Ян). Рассмотрим древнекитайские школы. Обратимся к таблице (см. табл. 2).

Таблица 2.

Даосизм

Центральной идеей даосизма была теория Дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?). Китайское слово "Дао" многозначно: Великий Путь, путь звезд и путь добродетелей, Закон Вселенной и человеческого поведения. Он является действительной основой всех предметов и явлений природы, обычно его переводят как "путь" или закон мира, космоса. Главным произведением Лао-Цзы был труд "Дао-Дэ-цзин" ("Учение о Дао и Дэ"). Где Дао это сущность бытия, а Дэ это добродетель, проявление Дао.

В философии Лао-цзы обращается внимание на единство человека и неба. Лао-Цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, -следование Дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий изменять его. Основной принцип даосизма - теория недеяния "увей". Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию. Источником зла и всех бед есть то, что человек отступает от утвержденных природой законов Высшая добродетель - недеяние и молчание.

Согласно учению о космогонии (учение о происхождение космоса) даосизм выходит из того, что субстанциональной основой бытия считается Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные силы Инь и Ян, которые и образуют пять стихий: Огонь, Земля, Метал, Вода, Дерево и соответственно все вещи, состоящих из этих стихий. Диалектика Инь и Ян выглядит таким образом (см. схема 14).

Бытие понимается как постоянный круговорот стихий (см. схема15).

Так схематически (см. схема 16) можно изобразить взаимосвязь пяти элементов и органов.

Конфуцианство

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Важнейшим источником философского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего: 1) "Книга перемен" ("И цзин"); 2) "Беседы и изречения" ("Лунь Юй") представляющая высказывания Конфуция.

Основные проблемы философии Конфуция.

  • 1. Система этических норм.
  • 2. Политические вопросы.
  • 3. Поведение личности.
  • 4. Общественное управление.

Главная цель его учения - содействовать благополучию общества, создать совершенное идеальное государство. Высшими ценностями должны стать - патриархальные и государственные традиции, порядок, служение обществу.

Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами.

Главные принципы конфуцианства

  • - Принцип "жэнь" - гуманность и человеколюбие. "Чего не желаешь себе, того не делай другим".
  • - Принцип "ли" почтительность и ритуал. "Неупитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим".
  • - Принцип "чжэн-мин" - "исправление имен". В обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. "Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын".
  • - Принцип "цзюнь-цзы" образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
  • - Принцип "вэнь" образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
  • - Принцип "ди" - повиновение старшим по должности и возрасту. "Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек смышлен, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других".
  • - Принцип "чжун" - преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. "Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать". В связи с этим отметьте, что в древнем Китае впервые в истории мировой культуры были поставлены вопросы о методах государственного управления. Как нужно управлять народом? Чему отдать приоритет: ритуальным правилам поведения или закону? Руководствоваться добротой или страхом? Сторонником "мягкого" управления с опорой на мораль и правила поведения был Конфуций. Основным моральным принципом, "золотым правилом" было: "Не делай того, чего не желаешь себе".

Отметьте, что Конфуций предлагает путь "золотой середины". Что это обозначает? Это путь устранения противоречий, искусство балансировать между двумя крайностями, искусство политического компромисса.

Отличие конфуцианства от даосизма

1. Конфуцианство - учение рационалистическое и даже в какой то степени этическое. В даосизме преобладает мистическое начало.

Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному к его эмоциям, инстинктам.

В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.

Основные понятия и термины

Брахман - в древнеиндийской религиозно-философской литературе духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого вес произошло.

Будда - человек, обладающий пробуждённым, просветлённым сознанием.

Веды - древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм - (греч. hule - вещество, тле - жизнь) - философское явление, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.

Даосизм - религиозно-философское учение Китая, основоположник - Лао-Цзы.

Конфуцианство - философское, этическое учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Упанишады (с санскр. - сидеть рядом с учителем) - религиозно-философские комментарии к Ведам.

Так или иначе, соотносились с Ведами, то в Китае значимым было противостояние с конфуцианством. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, тогда как в Китае во II в. до н. э. добилось официального статуса государственной идеологии и сумело сохранить его до европейского Нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» (так китайцы в свойственной им форме обозначили активность философской жизни тех времен) были , моизм и легизм.

В истории философии как науки до сих пор не существует общепринятого критерия периодизации китайской философии. Можно выделить несколько оснований для ее периодизации.

В соответствии с европейской традицией выделения основных эпох выделяется четыре периода развития китайской философии :

  • древний (XI — III вв. до н. э.);
  • средневековый (III в. до н. э. — XIX в.);
  • новый (середина XIX в. — 4 мая 1919 г.);
  • новейший (с 1919 г. — по настоящее время).

Китайская философия насчитывает более чем два с половиной тысячелетия. К 221 г. до н. э., когда династия Цинь объединила Китай, в стране существовали разные философские течения, причем основными были школы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в. до н. э.

Китайскую философию можно охарактеризовать двумя словами: гармония и традиция . Как в , так и в красной нитью проходит идея гармонии с природой и всеобщей взаимосвязи. Мудрость черпается именно в этих понятиях, без которых немыслима гармоничная жизнь. В отличие от западной философии, концепции которой базируются на посылке разделения мира и Бога, когда происходящие события обусловливаются высшей волей, китайцы черпают вдохновение в ощущении гармонии происходящего. Даже тогда, когда в ход идут термины небеса или судьба, их употребляют скорее для описания окружающей действительности, а не для выявления некой высшей реальности.

Другой чертой, характеризующей именно конфуцианство, является приверженность традициям и стабильности. Незыблемой нормой поведения становится сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущим поколением. Накопленная в прошлом мудрость берется за.основу, что в свою очередь порождает социальную стабильность и неизменность классовой структуры общества.

В китайской истории, начиная с XIV и кончая началом XX в., социальная жизнь Поднебесной была строго регламентирована, и идеи конфуцианства доминировали в общественном сознании . С приходом коммунистов традиционные ценности объявили феодальными пережитками, и принципы Конфуция были порушены.

Китайский образ мышления представляет собой причудливую „смесь из того, что на Западе называют метафизикой, этикой, и . В сборнике изречений Конфуция вы найдете множество рекомендаций и нравственных поучений, наряду с огромным количеством туманных рассуждений на тему личности и общественного поведения.

Итак, рассмотрим две крупнейшие философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство

Основателем конфуцианства был древнекитайский философ Конфуций (Кун-фу-цзы, 551 — 479 гг. до н. э.). Огромный вклад в становление этого учения внес последователь Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н. э.). Основным текстом конфуцианства является «Четверокнижие», включающее сборник речей Конфуция «Лунь юй», а также книги «Мэн-цзы», «Учение о середине» и «Великое учение».

Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм и легизм

В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао — мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких других причинах основа бытия; два противоположных взаимообусловленных начала бытия: Инь - мужское, активное начало (духовного характера), и Ян — женское, пассивное начало (материального характера); пять стихий — огонь, земля, металл , вода, дерево (в других вариантах место земли занимает воздух).

Наиболее значительными философскими школами Древнего Китая считаются даосизм, конфуцианство , легизм, моизм.

Рис. Онтологические воззрения философов Древнего Китая (на примере даосизма)

Даосизм

Основателем считается Лао Цзы (в разных переводах — «Старый учитель», «Старый мудрей», «Старый ребенок»), живший в конце VI — начале V в. до н.э. Основные положения его учения мхюжены в философских трактатах «Даодэцзии» (Учение о Дао и Дэ). Наиболее известные последователи Лао Цзы — Чжуан Цзы, Ле Цзы. Ян Чжоу (IV — III вв. до н.э).

Наряду с Дао другим основополагающим понятием даосизма является Дэ - своеобразное проявление Дао — энергия, исходящая от Дао благодать, способ преобразования Дао в окружающий мир. Также центральное место в даосизме отводится понятию Ни (в «Даодэцзин» оно отсутствует) — исходный Хаос, субстанция Вселенной.

Дао — это путь, закон и идеальная субстанция Вселенной, в которой он проявляется через Дэ, преобразуя первоначальный хаос в строгий порядок, привычный мир. Поэтому все в мире, подчиненном единому закону, взаимосвязано, иерархично. В этой системе Человек занимает свое скромное, но законное место: он подчиняется законам Земли , которая подчиняется законам Неба , в свою очередь строго следующего законам Дао.

Дао внутренне противоречиво, диалектично: отдельно от всего и одновременно всепроникающее; постоянно и неизменно и в то же время изменчиво, вследствие чего изменчив мир; принципиально непознаваемо и тем не менее доступно для осмысления; порождающее небытие (не имеющее имени) и Бытие , носящее именно такое имя.

Ци порождает противоположные Инь и Ян, взаимодействие которых образует стихии — огонь, землю, металл, воду, дерево и весь мир, представленный предметами, вещами, которые являются результатом взаимодействия стихий. Единичные предметы, таким образом, образуются из Ци и в ней же после своего разрушения растворяются.

Возникновение и исчезновение мира, формирование и разрушение составляющих его единичных вещей подчиняются единому и незыблемому закону Дао, следовательно, на объективные процессы, в том числе и общественные, человек нс в силах повлиять, он всего лишь частичка, одно из проявлений вселенской «материи». Поэтому самое правильное отношение к миру, отражающее высшую мудрость. — недеяние, молчаливый покой (знающий — молчит, говорящий — не знает). Это правило для всех людей. Лучший правитель — бездеятельный, тот. народ которого лишь знает о его существовании.

Социально-этический и правовой аспекты даосизма выражаются в предписании послушания подданных правителю, подчинения их законам, уступчивости людей друг другу. Подлинное счастье — познание истины, возможное при освобождении от страстей и желаний.

Конфуцианство

Основатель конфуцианства — Кун Фу Цзы (или Кун Цзы; в европейской транскрипции Конфуций ), который жил в 551-479 гг. до н.э. Основной источник, из которого известно учение Конфуция, — составленная его последователями книга Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Учение Конфуция носит прежде всего социально-этический характер, но в нем присутствует онтологический аспект. В соответствии с культурной традицией Китая считается, что в мире все вещи и явления строго соответствуют своим именам. Искажение имен или неправильное использование вещей ведет к дисгармонии, в том числе и в обществе. Поэтому, считал Конфуций, необходимо вещи и их имена приводить в соответствие друг другу; «правитель должен быть правителем, министр — министром, отец — отцом, сын — сыном». Нередко люди лишь формально занимают должность, обладают видимым социальным статусом, на самом деле они не способны выполнять возложенной на них ответственности.

Социально-этический идеал конфуцианства — «благородный муж», сочетающий в себе гуманность — «жень», сыновнюю почтительность — «сяо», знание и строгое следование правилам этикета — «ли», справедливость и чувство долга — «и», знание Воли Небес — «мин». Благородный муж требователен к себе, ответствен, достоин высшего доверия, готов жертвовать собой ради блага других людей, с окружающими у него хорошие отношения, его жизнь и смерть — подвиг, он преклоняется перед Небом, Великими людьми, Мудростью.

В противоположность ему низкий человек требователен к окружающим, думает лишь о собственной выгоде, мелочен, не может и не стремится к взаимопониманию с людьми, не знает законов

Неба, презирает Великих людей, не прислушивается к Мудрости, кончает жизнь позором.

Тем не менее управление государством не должно быть жестким. Конфуцианство возлагало надежды прежде всего на нравственные основы человека, на его душу и разум . Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но нс будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность». Отношения между императором и подданными должны быть (с обеих сторон) подобны отношениям отца и детей: принципиальное и, возможно, суровое, но не жестокое со стороны императора, строго уважительное, осознанно покорное со стороны подданных. Любой руководитель должен почитать императора, следовать принципам конфуцианства, управлять добродетельно, заботиться о подчиненных, обладать необходимыми знаниями (быть профессионалом), творить только добро, скоро убеждать, чем принуждать.

Все без исключения люди должны вести себя в соответствии с «золотым» правилом этики: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Позже конфуцианство приобрело некоторые черты . В Новое время оно до середины XX в. было официальной идеологией Китая.

Легизм

Наиболее яркими фигурами среди основателей легизма считаются Шан Ян (390-338 до н.э.) и Хань Фэй (288-233 до н.э.).

Название учения происходит от латинского legis родительного падежа lex — закон, право. Легизм — учение законников — Фацзя. Предмет легизма , как и у конфуцианства, — управление государством . Но эти школы активно конкурировали между собой.

Легисты считали человека изначально недобрым, порочным, эгоистичным; интересы различных людей и групп противоречивы. Поэтому основной рычаг управления людьми — их страх перед наказанием. Управление в государстве должно быть жестким, но в строгом соответствии с законами. По сути, легисты были сторонниками деспотичного режима, однако их позиция была последовательной.

В государстве должна обеспечиваться жесткая иерархичность, поддержание порядка путем насилия . Необходимо периодически менять состав чиновников, руководствуясь при этом едиными для всех критериями их назначения, награждения, повышения по службе. Следует обеспечивать строгий контроль над деятельностью чиновников, исключать возможность «наследовать» должности (что было привычным для Китая), протекционизм.

Государство должно вмешиваться в экономику и в личные дела граждан, поощрять законопослушных граждан и строго карать виновных.

Легизм нашел немало сторонников в Древнем Китае; в эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) он стал официальной идеологией. Наряду с другими философскими и правовыми школами оказал большое влияние на формирование китайской культуры и китайского государства.

Позже, в Средние века, китайская философская мысль испытала влияние . Продолжали развиваться и традиционные учения Китая, в частности, неоконфуцианство, возникшее в начале первого тысячелетия н.э. В настоящее время китайская философия продолжает играть важную культурологическую функцию в Китае, Юго-Восточной Азии и оказывает существенное влияние на мировую культуру.

Китай – очень древняя страна, имеющая не только богатую культуру, а отличающаяся также своей философией. Следует отметить, что еще Киплинг отмечал, что западу и востоку никогда не сойтись вместе, настолько они разные. Именно древнекитайская философия позволяет наглядно продемонстрировать разницу в культуре и традициях двух сторон света.

Кратко о философии Древнего Китая

Для стран востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции.

Основу философии Древнего Китая составлял принцип триединства Вселенной, которая, по мнению китайских философов, включала в себя небо, землю и человека. При этом вся вселенная состоит из особой энергии, именуемой «Цы», которая в свою очередь подразделяется на женское и мужское начало – инь и янь.

Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами зооморфного характера.

Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих.

Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии.

Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.

Философское мышление Китая включает в себя четыре понятия:

  1. Холизм, который выражается в гармоничном единстве человека и мира. Человек и природа не являются противоборствующими субъектами, а представляют собой целостную структуру, стремящуюся к гармонии;
  2. Интуитивность. По мнению древнекитайских философов, земная сущность не может быть понята через череду конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может быть познана только через интуитивное прозрение;
  3. Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская философия применяла синсян, что означает образы;
  4. Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.

Философские школы Древнего Китая

Философия Древнего Китая строилась на двух основных учениях, которые имели общие черты, но отличались в деталях мировоззренческих суждений.

Философия Древнего Китая: конфуцианство . Первая из школ, которая является самой известной на сегодняшний день и имеет большое количество последователей. Ее основателем считается Конфуции или Кун Фу-Цзы в китайской транскрипции. Главными постулатами своего учения этот великий мыслитель обозначал благородство, гуманизм и неукоснительное следование правилам поведения и ритуалам. При этом его философия затрагивала управление государством. Конфуции резко негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что люди будут их нарушать априори. Правление следует осуществлять на основе личного примера, что заставит людей понимать и осознать стыд за собственные проступки.


Философия Древнего Китая: даосизм . Еще одно течение, которое также имеет множественных последователей. Его основателем является также реальный человек по имени . Само понятие Дао означает многогранность, которая включает в себя общее единство, бесконечность движения и всемирный Закон. Дао – это всеобщее начало и всеобщий конец. И главное в данном учении, что человек должен всю жизнь стремится к слиянию с Дао, поскольку только это приведет к гармонии, а в ином случае будут несчастья и гибель.

Loading...Loading...