Филологические науки. Что изучает филология? Русские филологи

Конец формы

Введение

С древних времен человечество задавалось вопросом о происхождении слова. Ученые, занявшиеся данным вопросом, назвали свою деятельность - филология. Само слово "филология" состоит из двух греческих корней. "Филейн" это "любить". "Логос" означает "слово", еще его значение - "смысл": смысл, который несет в себе слово и который является неотъемлемым от конкретности слова. Филология изучает "смысл" -- смыслом человеческой мысли и слова, смыслом культуры, -- но не простым смыслом, а смыслом, который одушевляет слово, содержится в его основе.

В форме практически ориентированного знания и практической деятельности филология возникла еще в древнейшие времена. Одно из главнейших характеристик этого знания - комплексность. Каждый ученый, занимающийся филологией, должен был обладать энциклопедической образованностью. Такое положение сохраняется до середины ХIХ в., когда филология больше не направлена на решение прежде всего сиюминутных практических задач. В филологии начинают появляться и развиваться научные методы, имеют место многочисленные процессы дифференциации знания. "Донаучный" этап филологии сменяется этапом научным.

Филологию еще представляют как искусство понимать сказанное и написанное. В сферу ее непосредственного изучения попадают язык и литература. Но в более широком смысле человек "говорит", "высказывается", "окликает" своих товарищей по человечеству каждым своим поступком и жестом. И в этом аспекте -- как существо, создающее и использующее "говорящие" символы, -- берет человека филология. Таков подход филологии к бытию, ее специальный, присущий ей подступ к проблеме человеческого. Она не должна смешивать себя с философией; ее дело -- кропотливая, деловитая работа над словом, над текстом. Слово и текст должны быть для настоящей филологии существенней, чем самая блистательная "концепция".

1. История возникновения филологии как науки

Термин "филология" со значением всеобъемлющая наука появился в конце III -- начале I в. до н.э. Первым "филологом" называли грека Эратосфена (конец III -- начало II в. до н.э.). Этот филолог также занимался поэзией, грамматикой, математикой, географией, историей. В Древнем Риме первым "филологом" считают преподавателя риторики Аттея (III--II вв. до. н.э.). Аттей занимался изучением филологических и исторических древностей. По наблюдениям Ю.С. Степанова, понятие "филолог" означает человек, прилежный к словам, изучающий слова в III -- V вв. н.э. Таковыми являются начала терминологизации слова "филология". на Западе и на Востоке возникновение и развитие филологии как практической деятельности и как практически ориентированного знания возникает примерно в одно и то же время: в эпоху поздней античности, т.е. в эпоху эллинизма на Западе и эпоху Ханьской империи на Востоке, в Китае .

Ученые того времени занимались работой над письменными текстами, создавали библиотеки; крупнейшей библиотекой традиционно считается библиотека в г. Александрии (Египет; III--II вв. до н.э.). Другое направление филологии того времени -- обучение. В V в. до н.э. обучение заключалось в чтении и разборе поэтических текстов, которые к тому времени оценивались как первоклассные ("классические") и требовали перевода, комментария и толкования. Направление этой деятельности было основой для появления поэтики.

Поэтика возникла в V--IV вв. до н.э. в сочинениях софистов, Платона, Аристотеля, которые первые делали попытки разграничивать и описывать типы литературных произведений, или виды литературы: лирику, эпос, драму, и были основоположниками учения о жанрах.

Благодаря научной деятельности древнеиндийских и древнекитайских филологов в V--IV вв. до н.э. в мире появились стилистические и грамматические учения, наука о письменности, способы толкования текста. Человек, который занимался непосредственно практическим аспектом филологии, прежде всего, должен был обладать знаниями языка / языков, аналитическими умениями при работе над письменным текстом, широкой культурой, т.е., как писал Дионисий Фракиец (ок. 170--90 гг. до н.э.), "осведомленность в большей части того, о чем говорится у поэтов и прозаиков".

Грамматическим искусством называли филологическую деятельность древние греки. Люди, которые посвящали свою жизнь ее изучению, именовались грамматиками. Заметим, что в данном случае термин "грамматика" означает нечто иное, чем в современном языковедении. Дионисий Фракиец, например, выделял в грамматике шесть частей: чтение, общепонятная передача трудных слов и рассказов, отбор аналогий (установление места изучаемого произведения в традиции), объяснение тропов, нахождение этимологии, оценка произведений.

В ходе развития филологии как науки постепенно возникали первые филологические профессии -- учителя словесности, толкователя текстов, библиотекаря, переводчика. К этим профессиям так же относят и профессию учителя риторики. Риторика представляет собой порождение демократического устройства афинского общества (V в. до н.э.). Это устройство требовало от каждого гражданина уметь грамотно преподнести свои мысли, т.е. "владеть словом" -- в народном собрании, в судебном заседании, "при случае" (в ситуациях торжества, похвалы и т.п.). Обучением граждан мастерству красноречия занимались учителя риторики, они создали первые трактаты и учебники по риторике. Из числа первых сохранившихся риторических сочинений укажем диалоги Платона (427--347 гг. до н.э.) "Горгий" и "Федр" и трактат Аристотеля (384--322 гг. до н.э.) "Риторика". Таким образом, древний ритор тоже работает со словом (только с устным), он должен обладать энциклопедической образованностью и пониманием человека, для того чтобы подобрать убедительные аргументы.

В античном мире филология как "грамматическое искусство" и риторика как "искусство убеждения" существуют раздельно, как две разные науки о слове. Одна из них, филология, -- наука о "слове как таковом" (Ю.С. Степанов), другая, риторика, -- о слове убеждающем .

В Древнем Риме грамматика и филология разделяются; риторика по-прежнему развивается отдельно от филологии. В первой половине ХIХ в. филология складывается как наука. В середине XX в. возрождается риторика, которая занимает свое место в системе филологических дисциплин.

2. Основные этапы развития филологии. Становление филологии как науки

Филология закрепляет за собой статус практически ориентированного знания и деятельности до середины XIX в. и имеет комплексный характер. Эти особенности наблюдаются на начальных этапах развития филологии.

Филология эпохи античности. Древневосточные (Индия, Китай) и западные (Греция, Рим) тексты изучались еще в античном мире (Х в. до н.э. -- V в. н.э.). Здесь появлялись задачи в разное время, способствовавшие развитию филологии как практической деятельности. Восточная и западная традиции складывались и развивались обособленно.

Классическая филология возникла на базе западной традиции. Она сформировалась в Европе во времена Возрождения (ХIV--ХVI вв.) как отражение древнегреческого и древнеримского наследия. Это была реакция на засилье церковной латыни, ставшая одним из проявлений гуманистической позиции: "во главе мироздания стоит человек". "Я поставил тебя в центр Вселенной для того, чтобы ты лицезрел все, что я туда поместил. Я сделал тебя самим собой; подобно скульптору, ты ваяешь свое собственное "Я". Ты можешь выродиться в животное, но ты также в состоянии возвыситься одним желанием твоей души до образа божественного", -- говорит Бог человеку в сочинении итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы (1463--1494).

Термин "классический" связан с лат. classis -- разряд. Население Древнего Рима разделялось на разряды: те, что были подведены под первый разряд, имели максимальные богатства, максимальное количество прав. Отсюда у слова классический и появилось значение "первоклассный" .

Классическая филология занимается изучением литературы, языков, быта античности, истории, философии, искусства, культуры Древней Греции и Древнего Рима. Она возникла и развивалась как комплекс познаний об античном мире. Для ее изучения человек должен был обладать комплексными знаниями об античном мире: знания латинского древнегреческого языка, истории, права, политики, военной истории, культуры, быта и многого другого. При этом одни филологи-классики занимаются преимущественно изучением грамматики и критики текста, другие изучают культуру, историю, археологию, а также особенности быта Древних Греции и Рима. Результатом деятельности филологов-классиков является подготовка древних текстов к публикации, всестороннее комментирование их, создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной культуре древности.

Библейская филология занимается многоаспектным изучением Библии. Первым библейским исследователем называют Оригена (185--253 гг.), хотя уже в самой Библии наблюдаем комментирование входящих в нее текстов. В Библии можно найти множество разнообразных по содержанию текстов и по жанровому отношению: законы и кодексы, хроники, описания путешествий, гимны, афоризмы, свадебные, лирические песни и мн. другое. Библия состоит из двух частей -- Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет создавался с ХIII в. до н.э. по II в. до н.э. Его тексты написаны на древнееврейском, древнегреческом и арамейском языках. Тысячелетие существования Ветхого Завета постоянно требовало истолкования составляющих его текстов: языки претерпевали изменения, иногда в процессе переписывания в тексты добавлялись детали, которые изначально в них отсутствовали, описанные в текстах события, имена и факты преобразовывались из памяти человечества, а то и вовсе исчезали. Таким образом, возникала собственно филологическая проблема, связанная с чтением, пониманием и истолкованием библейского текста. Более сложная сложилась ситуация с Новым Заветом, который создавали как перевод Ветхого Завета: задачи чтения, понимания, интерпретации текста были осложнены еще одной -- задачей перевода.

Таковы основные филологические задачи, которые появились при изучении библейских текстов. Решение этих задач вызвало к жизни две филологические дисциплины в виде библейской критики и экзегетику. Главным вопросом, изучением которого занималась библейская критика, был вопрос об авторстве библейских текстов. Поиск ответа проходил на основе сравнения библейских текстов и различных мифологических, фольклорных текстов. Экзегетика возникла в связи с исследованием поэм Гомера, впоследствии же она обратилась к изучению сакральных. Поиск единственно верного толкования библейских текстов -- в "изначальной глубине и святости слова Божьего" стал ее главной задачей.

Во времена колониальных захватов восточных народов и территорий ХVI--ХVII вв. европейскими странами в Европе начала развиваться Восточная филология. Этот термин отображает взгляд европейцев на территориальное заселение Азии и Африки народами, язык и культура которых изучается. Таким образом, восточная филология формировалась обособленно от древнекитайской и древнеиндийской традиций.

Изучение языков составляло основу восточной филологии. К изучению языков позднее прибавилось изучение культуры, географии, литературы этнографии, обычаев и нравов, верований, политического, военного устройства народов Востока. Восточная филология долгое время существовала как наиболее обширный комплекс знаний и сведений о народах Востока. В этом комплексе объединялись знания по языкознанию, литературоведению, философии, истории, региональному религиоведению и др.

Таким образом, мы наблюдаем формирование филологической традиции. Ее существование и развитие поддерживается потребностями в практической филологии со стороны различных сфер жизни общества.

Наиболее существенное значение имели конфессиональные потребности (лат. confessionalis-- вероисповедный, церковный) в "донаучный" период филологии. Прежде всего, это создание алфавитов и систем письма преимущественно для обслуживания потребностей культово-религиозной сферы, перевод конфессиональных книг на современные (для того или иного периода) языки и др. Глубокий вклад в развитие филологии того времени принадлежит европейской Реформации -- движению за социальное, культурное, религиозное преобразование общества, развернувшееся в ХVI--ХVII вв. Среди ее главнейших требований было введение богослужения на родном для прихожан языке, перевод церковных книг на родной язык, а эти процессы способствовали расширению социальных функций языка, актуализировали проблему перевода.

Благодаря интересу к национальным языкам и культурам филология как наука постепенно обретала самостоятельность. В Европе этот интерес способствовал появлению ростков национальных филологий. Эпоха Возрождения - период появления и расцвета национальных филологий. Одним из примеров работ в этой области называют трактат Данте Алигьери (1265--1321) "О народном красноречии". Лейтмотивом трактата является вопрос об особенностях ряда языков современных автору. Автор считает, что французский язык общедоступен и приятен; первые стихи были сочинены на испанском языке; у итальянского (или италийского, как тогда говорили; родного языка Данте) есть два преимущества: первое -- на итальянском сочиняют "наиболее сладостные и утонченные" стихи; второе -- он более всего схож с латынью (язык Древнего Рима). В то же время продолжается работа над составлением словарей и грамматик современных языков, наблюдается рост внимания к произведениям словесности на родных языках.

Интерес к национальным языкам способствует более глубокому пониманию национальной культуры, филологи занимаются разработками различных теоретических вопросов филологии. Во Франции в ХVII в. Антуан Арно и Клод Лансло создают грамматическое описание языков, которое основано на признании всеобщности категорий языка. Эта мысль проверялась авторами путем сравнения материала языков классических (древнегреческого, латинского, древнееврейского) и современных (французского, итальянского, испанского, нидерландского, немецкого и др.)

Существенный вклад в развитие российской филологии внесли сочинения М.В. Ломоносова (1711--1765): "Российская грамматика" (1755). Данная работа является образцом для грамматик русского языка вплоть до нашего времени, и "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (1758), в котором заложены основы учения о жанровом и стилистическом разнообразии русского языка .

Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца ХVIII -- середины XIX в.: Ф.А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Исторические события в мире привели к тому, что с середины ХVIII в Германия была в поисках основы для сплочения своего народа. Поиск основывался на народном духе, народное творчество, разуме, что неизбежно приводило к филологии. Именно в этот период и закладывались главные черты современной филологии.

Этап филологии, начавшийся на рубеже ХVIII--ХIХ вв., называют этапом "новой филологии", а Фридриха Августа Вольфа (1759--1824) называют ее основателем. Он был первым известным культурному человечеству студент, который при поступлении на учебу в университет (в Геттингене, Германия) записал себя как Studiosus Philologiаe (студент-филолог), т.е. использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он долгое время был преподавателем в гимназии, затем был профессором университетов в Галле и Берлине.

В гимназии Вольф проявлял склонность и желание к изучению древних языков, однако в университете посещение лекций было для него в тягость, он предпочитал им самостоятельные занятия. По окончании занятий в университете он представил как пробную работу статью, в которой изложил свои взгляды на Гомеровские песни; но профессор Гейне почему-то весьма холодно отнесся к сочинению Вольфа. Однако вскоре эту работу удалось издать. В 1783 г. Вольф был приглашен в качестве преподавателя в университет в Галле на кафедру философии. В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с 1785 г., а затем и в сочинении "Darstellung der Alterhtums-Wissenschaft" (1807; "Очерк науки о древности / перев. с нем. СПб., 1877).

Вольф понимает науку о древности как " основное содержание знаний и известий, которые знакомят нас с деяниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоянием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и наслаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и современною".

Эту науку он подразделяет на две части. Первую часть составляют так называемые служебные науки, "подготавливающие доступ к предметам" изучения. В эту группу входят три науки: грамматика -- наука "обо всех периодах жизни языка", т.е. фактически это языкознание; герменевтика -- "искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения"; филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид. Эти науки, по словам Вольфа, представляют собой орган собственно науки.

Вторую часть составляют науки, изучающие разные аспекты жизнедеятельности народов древней Греции и Древнего Рима. Таковы древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и др.

"Новая филология" обретает смысл своего существования: главным вопросом филологи отныне является проблема понимания; решить эту проблему можно благодаря использованию научных методов, которые применяют при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее вариантов). Размежевание филологии и истории мы наблюдаем в ХIХ в. Это дало начало превращению филологии как комплексного знания в филологию как научных дисциплин и комплекс наук.

В середине ХIХ -- середине ХХ в. в филологии активно развиваются процессы специализации знаний. Различные предметные области, которые ранее составляли комплексные филологические знания, теперь представляли собой основу отдельных наук (научных дисциплин). Таким образом, внутри филологии произошло разделение филологических наук (научных дисциплин).

В рамках "новой филологии" берут своё начало национальные филологии: славянская, германская, романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология, ставшая наукой. Классическая филология продолжает существовать. Таково одно направление дифференциации.

Второе направление способствует разделению филологии как комплексного знания на такие филологические науки как языкознание, литературоведение, фольклористика. К тому времени в филологии развиваются идеи и принципы, ориентированные на исследование языка, художественной литературы или фольклора, что и способствовало появлению этих наук.

Формирование каждой науки идет своим чередом. Рождение языкознания как науки связано с началом в первой половине XIX в. сравнительно-исторического исследования языка (Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Оно выдвинуло задачу восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных языков, исследования особенности закономерного языкового развития. Это направление исследования не нацелено на удовлетворение практических потребностей. Оно оставляло в стороне многие виды традиционной филологической работы с текстом (критику, истолкование смысла и др.). Таким образом, языкознание обособляется от других филологических наук. Когда интерес к изучению структуры языка побеждает (Ф. де Соссюр и др.; структурализм), наблюдается усиление процесса обособления к концу ХIХ в. и в ХХ в. Прежде всего, на это оказали внимание семиотики и естественных наук .

Однако в языкознании продолжает сохраняться и развиваться мысль о языке как "духе народа" (В. фон Гумбольдт). Именно это в большой степени "удерживает" в составе филологии науку о языке. Основой научного литературоведения послужило исследование художественной литературы на базе данных биографии авторов (1830-е годы; Ш.О. Сент-Бёв и др.) и в сравнительно-историческом отношении (1840-е и позднее; Г.М. Поснетт, А.И. Кирпичников и др.).

Фольклористика как наука появилась в трудах немецкого ученого Иоганна Гердера (1744--1803), который отметил, что "дух народа", его воззрения, чувства, характер находят своё отражение в искусстве; народное творчество связано с искусством. Фольклористика при ее возникновении отдалялась от других филологических наук, в особенности от языкознания.

Следующее направление специализации научного знания в рассматриваемый период -- внутренняя дифференциация наук.

Во-первых, возникшие ранее филологические дисциплины сохранялись и продолжали развитие. К ним относят источниковедение, палеографию, критику текста, библиографию, археографию и др. Также появляются новые научные дисциплины. Например, лингвистические разделы: историческое языкознание, общее языкознание, описательное языкознание; разделы литературоведения: история литературы, теория литературы, литературная критика и др. Дифференциацию наук повлекло за собой складывание и развитие научных школ в филологии, т.е. объединение ученых с общими взглядами на объект изучения. К ним относят появление в конце ХIХ -- начале ХХ в национальных школ.: немецкой, бельгийской, англосаксонской, французской, русской; и школы, которых объединяют идеи одного или группы крупных ученых, например: соссюровская (Ф. де Соссюр, Ш. Балли, А. Сешэ и др.), виноградовская (В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Н.С. Поспелов и др.) в языкознании, психологическая (В. Вундт, Д.Н. Овсянико-Куликовский и др.), формальная (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум и др.) в литературоведении, историко-географическая (Ю. и К. Круны), историческая (В.Ф. Миллер) в фольклористике и др.

В филологии первой половины ХХ в. преобладают идеи в пользу интеграции как основы исследования. Так, Л.В. Щерба (1880--1944) видел задачу филологии в толковании смысла художественного текста с опорой на его языковую и художественную. Этим способом истолкования филолога отличают от языковеда и литературоведа: языковед занимается изучением непосредственно языковой структуры текста, а литературовед делает упор на изучение художественной структуры.

По М.М. Бахтину (1895--1975), идея диалогизма составляет фундаментальную основу филологии. Слово находится в отношениях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр., который обозначает, но "разговаривает", "перекликается" с другими словами данного и иных текстов. То же относится к высказыванию и тексту. Так в филологических науках первой половины ХХ в. идеи филологии прошлого имеют место, укрепляя таким образом междисциплинарную общность филологических наук. Впоследствии филология может стать методом интегративного исследования текста, языка, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. Тем более что эта задача, которую содержат труды великих филологов ХХ столетия, соответствует исследовательским традициям филологии.

Таким образом, филология как единая комплексная, практически ориентированная наука прекращает свое существование. К этому приводит закономерный процесс специализации научного знания. На ее месте образовывается ряд наук и научных дисциплин.

Однако филология продолжает функционирование в виде единой отрасли науки. Заметным в этот период стало самопознание филологии. В кругах исследователей активно дискутируется сам факт существования филологии как самостоятельной области знания. Отечественный литературовед В.Н. Перетц (1870--1935) видит границу между историей и филологией в следующем: история это проявление мысли в существовании во внешнем мире, а филология -- это проявление человеческого творчества в слове как таковом. Австрийский лингвист Г. Шухардт (1842--1927) утверждал, что необходимо отказаться даже от самого понятия "филология", значение которого он называет неопределенным, неустойчивым .

Серьезные изменения в развитии филологии происходили в середине ХХ в. После Второй мировой войны в мире возросло понимание ценности человеческой жизни, возможности существования различных представлений и точек зрения. В гуманитарной науке эти новые тенденции выражаются в развитии подходов к изучению человека, основанных на принципе диалогизма. Во второй половине XX в. в общественной мысли и культуре складывается новое течение -- постмодернизм (англ. postmodernism, фр. postmodernisme, нем. Postmodernismus). Человек представляют как "механико-органического монстра" в постмодернистских произведениях (И.П. Смирнов). Соответственно сам художественный лишается цельности, а часто и связности, становится "безбрежным" -- открытым для всевозможных истолкований. филология наука слово риторика

1960--1970-е годы ознаменовались началом современного, или новейшего, этапа в развитии филологии. Постепенно в филологии и составляющих ее науках и научных дисциплинах человек стал центром ее знания. Филология следует за человеком -- создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в сферу действия филологии относятся все типы, виды, разновидности текстов, которые создает человек. Таким образом, в науке актуализировалась проблема понимания.

В современном мире речь вновь обретает власть. Из причин этого феномена назовем развитие демократических тенденций в общественной жизни, рост влияния массовой коммуникации, необходимости влиять на собеседника, на аудиторию словом, а не насилием. В силу этого риторика вновь оказалась востребованной. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения. Отметим две важнейшие. Первая это общая филология. Ее возрождение имело место в трудах Ю.В. Рождественского (1926--1999), С.И. Гиндина (р. 1945) и других отечественных ученых. Так, Ю.В. Рождественский обосновал положение о том, что общая филология занимается изучением способов и форм применения языка в общественно-языковой практике. В наше время наблюдается интенсивное развитие прикладной филологии. В отличие от теоретической филологии она изучает способы решения практических задач, которые имеют место в языковой, литературной и коммуникативной сфере воздействия человека и общества. Эти задачи связаны с аналитико-экспертной деятельностью, филологическим обеспечением современных видов коммуникации -- политической, правовой, рекламной, межкультурной, интернет-коммуникации и др.

Заключение

Филология как наука зародилась еще во времена Древнего Рима. Ученые всего мира занимались проблемой возникновения языков, их дифференциацией и классификацией. Становление филологии как науки прошло множество формирующих этапов и продолжается до сих пор.

В наше время в филологии и составляющих ее науках и научных дисциплинах человек постепенно становится центром ее знания.

Филология следует за человеком -- создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в поле зрения филологии попадают все типы, виды, разновидности текстов, созданных и создаваемых человечеством. Это актуализирует в науке проблему понимания.

В современном мире речь вновь обретает власть. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения.

Филология закрепляет за собой статус практически ориентированного знания и деятельности до середины XIX в. и имеет комплексный характер. Эти особенности наблюдаются на начальных этапах развития филологии.

Филология эпохи античности. Древневосточные (Индия, Китай) и западные (Греция, Рим) тексты изучались еще в античном мире (Х в. до н.э. -- V в. н.э.). Здесь появлялись задачи в разное время, способствовавшие развитию филологии как практической деятельности. Восточная и западная традиции складывались и развивались обособленно.

Классическая филология возникла на базе западной традиции. Она сформировалась в Европе во времена Возрождения (ХIV--ХVI вв.) как отражение древнегреческого и древнеримского наследия. Это была реакция на засилье церковной латыни, ставшая одним из проявлений гуманистической позиции: "во главе мироздания стоит человек". "Я поставил тебя в центр Вселенной для того, чтобы ты лицезрел все, что я туда поместил. Я сделал тебя самим собой; подобно скульптору, ты ваяешь свое собственное "Я". Ты можешь выродиться в животное, но ты также в состоянии возвыситься одним желанием твоей души до образа божественного", -- говорит Бог человеку в сочинении итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы (1463--1494).

Термин "классический" связан с лат. classis -- разряд. Население Древнего Рима разделялось на разряды: те, что были подведены под первый разряд, имели максимальные богатства, максимальное количество прав. Отсюда у слова классический и появилось значение "первоклассный" .

Классическая филология занимается изучением литературы, языков, быта античности, истории, философии, искусства, культуры Древней Греции и Древнего Рима. Она возникла и развивалась как комплекс познаний об античном мире. Для ее изучения человек должен был обладать комплексными знаниями об античном мире: знания латинского древнегреческого языка, истории, права, политики, военной истории, культуры, быта и многого другого. При этом одни филологи-классики занимаются преимущественно изучением грамматики и критики текста, другие изучают культуру, историю, археологию, а также особенности быта Древних Греции и Рима. Результатом деятельности филологов-классиков является подготовка древних текстов к публикации, всестороннее комментирование их, создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной культуре древности.

Библейская филология занимается многоаспектным изучением Библии. Первым библейским исследователем называют Оригена (185--253 гг.), хотя уже в самой Библии наблюдаем комментирование входящих в нее текстов. В Библии можно найти множество разнообразных по содержанию текстов и по жанровому отношению: законы и кодексы, хроники, описания путешествий, гимны, афоризмы, свадебные, лирические песни и мн. другое. Библия состоит из двух частей -- Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет создавался с ХIII в. до н.э. по II в. до н.э. Его тексты написаны на древнееврейском, древнегреческом и арамейском языках. Тысячелетие существования Ветхого Завета постоянно требовало истолкования составляющих его текстов: языки претерпевали изменения, иногда в процессе переписывания в тексты добавлялись детали, которые изначально в них отсутствовали, описанные в текстах события, имена и факты преобразовывались из памяти человечества, а то и вовсе исчезали. Таким образом, возникала собственно филологическая проблема, связанная с чтением, пониманием и истолкованием библейского текста. Более сложная сложилась ситуация с Новым Заветом, который создавали как перевод Ветхого Завета: задачи чтения, понимания, интерпретации текста были осложнены еще одной -- задачей перевода.

Таковы основные филологические задачи, которые появились при изучении библейских текстов. Решение этих задач вызвало к жизни две филологические дисциплины в виде библейской критики и экзегетику. Главным вопросом, изучением которого занималась библейская критика, был вопрос об авторстве библейских текстов. Поиск ответа проходил на основе сравнения библейских текстов и различных мифологических, фольклорных текстов. Экзегетика возникла в связи с исследованием поэм Гомера, впоследствии же она обратилась к изучению сакральных. Поиск единственно верного толкования библейских текстов -- в "изначальной глубине и святости слова Божьего" стал ее главной задачей.

Во времена колониальных захватов восточных народов и территорий ХVI--ХVII вв. европейскими странами в Европе начала развиваться Восточная филология. Этот термин отображает взгляд европейцев на территориальное заселение Азии и Африки народами, язык и культура которых изучается. Таким образом, восточная филология формировалась обособленно от древнекитайской и древнеиндийской традиций.

Изучение языков составляло основу восточной филологии. К изучению языков позднее прибавилось изучение культуры, географии, литературы этнографии, обычаев и нравов, верований, политического, военного устройства народов Востока. Восточная филология долгое время существовала как наиболее обширный комплекс знаний и сведений о народах Востока. В этом комплексе объединялись знания по языкознанию, литературоведению, философии, истории, региональному религиоведению и др.

Таким образом, мы наблюдаем формирование филологической традиции. Ее существование и развитие поддерживается потребностями в практической филологии со стороны различных сфер жизни общества.

Наиболее существенное значение имели конфессиональные потребности (лат. confessionalis-- вероисповедный, церковный) в "донаучный" период филологии. Прежде всего, это создание алфавитов и систем письма преимущественно для обслуживания потребностей культово-религиозной сферы, перевод конфессиональных книг на современные (для того или иного периода) языки и др. Глубокий вклад в развитие филологии того времени принадлежит европейской Реформации -- движению за социальное, культурное, религиозное преобразование общества, развернувшееся в ХVI--ХVII вв. Среди ее главнейших требований было введение богослужения на родном для прихожан языке, перевод церковных книг на родной язык, а эти процессы способствовали расширению социальных функций языка, актуализировали проблему перевода.

Благодаря интересу к национальным языкам и культурам филология как наука постепенно обретала самостоятельность. В Европе этот интерес способствовал появлению ростков национальных филологий. Эпоха Возрождения - период появления и расцвета национальных филологий. Одним из примеров работ в этой области называют трактат Данте Алигьери (1265--1321) "О народном красноречии". Лейтмотивом трактата является вопрос об особенностях ряда языков современных автору. Автор считает, что французский язык общедоступен и приятен; первые стихи были сочинены на испанском языке; у итальянского (или италийского, как тогда говорили; родного языка Данте) есть два преимущества: первое -- на итальянском сочиняют "наиболее сладостные и утонченные" стихи; второе -- он более всего схож с латынью (язык Древнего Рима). В то же время продолжается работа над составлением словарей и грамматик современных языков, наблюдается рост внимания к произведениям словесности на родных языках.

Интерес к национальным языкам способствует более глубокому пониманию национальной культуры, филологи занимаются разработками различных теоретических вопросов филологии. Во Франции в ХVII в. Антуан Арно и Клод Лансло создают грамматическое описание языков, которое основано на признании всеобщности категорий языка. Эта мысль проверялась авторами путем сравнения материала языков классических (древнегреческого, латинского, древнееврейского) и современных (французского, итальянского, испанского, нидерландского, немецкого и др.)

Существенный вклад в развитие российской филологии внесли сочинения М.В. Ломоносова (1711--1765): "Российская грамматика" (1755). Данная работа является образцом для грамматик русского языка вплоть до нашего времени, и "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (1758), в котором заложены основы учения о жанровом и стилистическом разнообразии русского языка .

Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца ХVIII -- середины XIX в.: Ф.А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др. Исторические события в мире привели к тому, что с середины ХVIII в Германия была в поисках основы для сплочения своего народа. Поиск основывался на народном духе, народное творчество, разуме, что неизбежно приводило к филологии. Именно в этот период и закладывались главные черты современной филологии.

Этап филологии, начавшийся на рубеже ХVIII--ХIХ вв., называют этапом "новой филологии", а Фридриха Августа Вольфа (1759--1824) называют ее основателем. Он был первым известным культурному человечеству студент, который при поступлении на учебу в университет (в Геттингене, Германия) записал себя как Studiosus Philologiаe (студент-филолог), т.е. использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он долгое время был преподавателем в гимназии, затем был профессором университетов в Галле и Берлине.

В гимназии Вольф проявлял склонность и желание к изучению древних языков, однако в университете посещение лекций было для него в тягость, он предпочитал им самостоятельные занятия. По окончании занятий в университете он представил как пробную работу статью, в которой изложил свои взгляды на Гомеровские песни; но профессор Гейне почему-то весьма холодно отнесся к сочинению Вольфа. Однако вскоре эту работу удалось издать. В 1783 г. Вольф был приглашен в качестве преподавателя в университет в Галле на кафедру философии. В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с 1785 г., а затем и в сочинении "Darstellung der Alterhtums-Wissenschaft" (1807; "Очерк науки о древности / перев. с нем. СПб., 1877).

Вольф понимает науку о древности как " основное содержание знаний и известий, которые знакомят нас с деяниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоянием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и наслаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и современною".

Эту науку он подразделяет на две части. Первую часть составляют так называемые служебные науки, "подготавливающие доступ к предметам" изучения. В эту группу входят три науки: грамматика -- наука "обо всех периодах жизни языка", т.е. фактически это языкознание; герменевтика -- "искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения"; филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид. Эти науки, по словам Вольфа, представляют собой орган собственно науки.

Вторую часть составляют науки, изучающие разные аспекты жизнедеятельности народов древней Греции и Древнего Рима. Таковы древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и др.

"Новая филология" обретает смысл своего существования: главным вопросом филологи отныне является проблема понимания; решить эту проблему можно благодаря использованию научных методов, которые применяют при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее вариантов). Размежевание филологии и истории мы наблюдаем в ХIХ в. Это дало начало превращению филологии как комплексного знания в филологию как научных дисциплин и комплекс наук.

В середине ХIХ -- середине ХХ в. в филологии активно развиваются процессы специализации знаний. Различные предметные области, которые ранее составляли комплексные филологические знания, теперь представляли собой основу отдельных наук (научных дисциплин). Таким образом, внутри филологии произошло разделение филологических наук (научных дисциплин).

В рамках "новой филологии" берут своё начало национальные филологии: славянская, германская, романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология, ставшая наукой. Классическая филология продолжает существовать. Таково одно направление дифференциации.

Второе направление способствует разделению филологии как комплексного знания на такие филологические науки как языкознание, литературоведение, фольклористика. К тому времени в филологии развиваются идеи и принципы, ориентированные на исследование языка, художественной литературы или фольклора, что и способствовало появлению этих наук.

Формирование каждой науки идет своим чередом. Рождение языкознания как науки связано с началом в первой половине XIX в. сравнительно-исторического исследования языка (Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Оно выдвинуло задачу восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных языков, исследования особенности закономерного языкового развития. Это направление исследования не нацелено на удовлетворение практических потребностей. Оно оставляло в стороне многие виды традиционной филологической работы с текстом (критику, истолкование смысла и др.). Таким образом, языкознание обособляется от других филологических наук. Когда интерес к изучению структуры языка побеждает (Ф. де Соссюр и др.; структурализм), наблюдается усиление процесса обособления к концу ХIХ в. и в ХХ в. Прежде всего, на это оказали внимание семиотики и естественных наук .

Однако в языкознании продолжает сохраняться и развиваться мысль о языке как "духе народа" (В. фон Гумбольдт). Именно это в большой степени "удерживает" в составе филологии науку о языке. Основой научного литературоведения послужило исследование художественной литературы на базе данных биографии авторов (1830-е годы; Ш.О. Сент-Бёв и др.) и в сравнительно-историческом отношении (1840-е и позднее; Г.М. Поснетт, А.И. Кирпичников и др.).

Фольклористика как наука появилась в трудах немецкого ученого Иоганна Гердера (1744--1803), который отметил, что "дух народа", его воззрения, чувства, характер находят своё отражение в искусстве; народное творчество связано с искусством. Фольклористика при ее возникновении отдалялась от других филологических наук, в особенности от языкознания.

Следующее направление специализации научного знания в рассматриваемый период -- внутренняя дифференциация наук.

Во-первых, возникшие ранее филологические дисциплины сохранялись и продолжали развитие. К ним относят источниковедение, палеографию, критику текста, библиографию, археографию и др. Также появляются новые научные дисциплины. Например, лингвистические разделы: историческое языкознание, общее языкознание, описательное языкознание; разделы литературоведения: история литературы, теория литературы, литературная критика и др. Дифференциацию наук повлекло за собой складывание и развитие научных школ в филологии, т.е. объединение ученых с общими взглядами на объект изучения. К ним относят появление в конце ХIХ -- начале ХХ в национальных школ.: немецкой, бельгийской, англосаксонской, французской, русской; и школы, которых объединяют идеи одного или группы крупных ученых, например: соссюровская (Ф. де Соссюр, Ш. Балли, А. Сешэ и др.), виноградовская (В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Н.С. Поспелов и др.) в языкознании, психологическая (В. Вундт, Д.Н. Овсянико-Куликовский и др.), формальная (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум и др.) в литературоведении, историко-географическая (Ю. и К. Круны), историческая (В.Ф. Миллер) в фольклористике и др.

В филологии первой половины ХХ в. преобладают идеи в пользу интеграции как основы исследования. Так, Л.В. Щерба (1880--1944) видел задачу филологии в толковании смысла художественного текста с опорой на его языковую и художественную. Этим способом истолкования филолога отличают от языковеда и литературоведа: языковед занимается изучением непосредственно языковой структуры текста, а литературовед делает упор на изучение художественной структуры.

По М.М. Бахтину (1895--1975), идея диалогизма составляет фундаментальную основу филологии. Слово находится в отношениях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр., который обозначает, но "разговаривает", "перекликается" с другими словами данного и иных текстов. То же относится к высказыванию и тексту. Так в филологических науках первой половины ХХ в. идеи филологии прошлого имеют место, укрепляя таким образом междисциплинарную общность филологических наук. Впоследствии филология может стать методом интегративного исследования текста, языка, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. Тем более что эта задача, которую содержат труды великих филологов ХХ столетия, соответствует исследовательским традициям филологии.

Таким образом, филология как единая комплексная, практически ориентированная наука прекращает свое существование. К этому приводит закономерный процесс специализации научного знания. На ее месте образовывается ряд наук и научных дисциплин.

Однако филология продолжает функционирование в виде единой отрасли науки. Заметным в этот период стало самопознание филологии. В кругах исследователей активно дискутируется сам факт существования филологии как самостоятельной области знания. Отечественный литературовед В.Н. Перетц (1870--1935) видит границу между историей и филологией в следующем: история это проявление мысли в существовании во внешнем мире, а филология -- это проявление человеческого творчества в слове как таковом. Австрийский лингвист Г. Шухардт (1842--1927) утверждал, что необходимо отказаться даже от самого понятия "филология", значение которого он называет неопределенным, неустойчивым .

Серьезные изменения в развитии филологии происходили в середине ХХ в. После Второй мировой войны в мире возросло понимание ценности человеческой жизни, возможности существования различных представлений и точек зрения. В гуманитарной науке эти новые тенденции выражаются в развитии подходов к изучению человека, основанных на принципе диалогизма. Во второй половине XX в. в общественной мысли и культуре складывается новое течение -- постмодернизм (англ. postmodernism, фр. postmodernisme, нем. Postmodernismus). Человек представляют как "механико-органического монстра" в постмодернистских произведениях (И.П. Смирнов). Соответственно сам художественный лишается цельности, а часто и связности, становится "безбрежным" -- открытым для всевозможных истолкований. филология наука слово риторика

1960--1970-е годы ознаменовались началом современного, или новейшего, этапа в развитии филологии. Постепенно в филологии и составляющих ее науках и научных дисциплинах человек стал центром ее знания. Филология следует за человеком -- создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в сферу действия филологии относятся все типы, виды, разновидности текстов, которые создает человек. Таким образом, в науке актуализировалась проблема понимания.

В современном мире речь вновь обретает власть. Из причин этого феномена назовем развитие демократических тенденций в общественной жизни, рост влияния массовой коммуникации, необходимости влиять на собеседника, на аудиторию словом, а не насилием. В силу этого риторика вновь оказалась востребованной. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения. Отметим две важнейшие. Первая это общая филология. Ее возрождение имело место в трудах Ю.В. Рождественского (1926--1999), С.И. Гиндина (р. 1945) и других отечественных ученых. Так, Ю.В. Рождественский обосновал положение о том, что общая филология занимается изучением способов и форм применения языка в общественно-языковой практике. В наше время наблюдается интенсивное развитие прикладной филологии. В отличие от теоретической филологии она изучает способы решения практических задач, которые имеют место в языковой, литературной и коммуникативной сфере воздействия человека и общества. Эти задачи связаны с аналитико-экспертной деятельностью, филологическим обеспечением современных видов коммуникации -- политической, правовой, рекламной, межкультурной, интернет-коммуникации и др.

Особенность подхода в данном учебнике определяется современной постнеклассической парадигмой, ее междисциплинарными установками, когнитивной эволюцией, которая протекает не только в направлении абстрагирования знания, но и в контекстуальном его осмыслении, определяющем условия включения его в целостную структуру идей, которые помогают проверять правильность выдвигаемых гипотез. Учебник направлен на преодоление жесткого разграничения между гуманитарным и естественнонаучным знанием, с тем, чтобы филология не осталась замкнутой в самой себе. Задача этой книги - познакомить читателя с лучшими и проспективными исследованиями, которые лежат в основе традиций современной филологии.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. 1. Филология классической древности: учение Панини, теория языка в античный период

    2. Средневековые теории языка. Арабское языкознание

    3. Языкознание 17-18 в.в.: лингвистические взгляды Г. В. Лейбница, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Гердера.

    4. Всеобщая рациональная грамматика.

    5. Нормативные грамматики и словари

    Первый этап в развитии лингвистики распадается на три этапа: филологию классической древности, языкознание средних веков и эпохи Возрождения и языкознание 17-18 веков. Хотя интерес к языку люди проявляли всегда и везде, наиболее значительно на развитие языкознания повлияла филология Древней Индии и Древней Греции.

    Знания о языке, как известно, накапливались на протяжении многих веков. Первые размышления о языке зафиксированы уже в древнеиндийских трактатах 5-6 веков до н.э. Они были порождены ведической культурой, в частности необходимостью разъяснить уже ставшие трудно постижимыми для индусов религиозные тексты, созданные на вышедшем из активного речевого обихода языке –санскрите . Он к 5 веку использовался только как литературный язык. Языками же обыденного общения к тому времени стали пракриты – разговорные языки, на базе которых позже возникли современные языки индии (хинди, урду, бенгали, пенджаби, маратхи, гуджарати, ория, ассами, синдхи и др.).

    Для сознательного использования санскрита создавались лингвистические комментарии древнеиндийских письменных памятников, древнейшими из которых были веданги.

    Наибольшую известносить приобрели работы Яска, Панини, Вараручи, Патанджали. В древнейших грамматиках описывается не только грамматический строй, но и физиологические особенности звуков речи, типы ударения, некоторые звуковые процессы.

    Античными мыслителями (Гераклит, Августин, Демокрит, Аристотель) ставились и частично решались философские вопросы языка. Их интересовали проблемы именования (теории фюсей и тесей), связь между мыслью и речью, взаимосвязь между лексической и грамматической семантикой, теории аномалий и аналогий, вопросы происхождения языка. Наряду с философией языка активно изучали грамматическую структуру языка (Александрийская и Пергамская грамматические школы). По образцу греческих создавались римские грамматики (Марк Теренций Варрон, Элий Донат, Присциан). Большое значение придавалось вопросам риторики.

    Значительный вклад в развитие науки о языке внесли арабские ученые. В области грамматки стали всемирно известными Сибавейхи («Аль-Китаб»), в лексикографии Халиль аль Фарахиди («Книга Айна»), Махмуд аль Кашгари («Диван турецких языков»). Плодотворно изучался звуковой строй языка. Именно они впервые в истории стали различать понятия «звук» и «буква».


    Средние века вистории лингвистических учений считаются эпохой застоя. Основным предмето изучения стал латинский язык. На его основе подготавливалась почва для создания универсальных (идеальных) грамматик.

    Сами же универсальные грамматики возникают в эпоху Возрождения («Грамматика «Пор-Рояля» Антуана Арно и Клода Лансло). Методологической основой стала картезианская философия (философия Рене Декарта –лат. Имя Картезий). В это же время укрепляется интерес к сопоставительному исследованию разных языков, бурно развивается историческое языковзнание, лексикография, различные теории происхождения языка (Ж.-Ж. Руссо, Г. Лейбниц, и. Гердер).

    В начале 19 века складываются предпосылки для возникновения сравнительно-исторического языкознания (Франц Бопп, Расмус Раск, Якоб Гримм, А.Х. Востоков и др.), на базе которого происходит становление общего языкознания (В.фон Гумбольдт, А.А. Потебня, и. а, Бодуэн де Куртенэ).

    В 20 веке в лингвистике а) утверждается тенденция к использованию «объективных» методов исследования языка, требующих максимально исключить навязывание чуждых ему категорий, заимствованных из других наук (школы лингвистического структурализма); б) внедряются принципы математического мышления (математическая лингвистика, лингвостатистика, машинный перевод и др.); в) приоритетным считается изучение живых языков (изучение живой спонтанной речи; г) стремительно распространяется метод лингвистического эксперимента; д) завершается становление лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплины.

    Глоссарий: предмет лингвистики, объект исследования, метод исследования, направление, теория, язык, речь, речевая деятельность, моделирование.

    Тема 3: Лингвистические взгляды М.В. Ломоносова.

    1. Российская грамматика М.В. Ломоносова

    2. Классификация частей речи.

    3. Фонетика и орфография.

    4. Теория трех штилей.

    5. «Краткое руководство к красноречию»

    М.В. Ломоносов, приняв во внимание особенности русского литературного языка 18 века, пришел к выводу о наличии в нем трех «родов речений»; соответствующие суждения великого ученого окрасили теорию стилей на целые 2 столетия. Теория трех штилей Ломоносова построена на признании разнотипности русской лексики18 века, что объяснялось историческими условиями, в которых на протяжении 8 предшествующих веков формировался русский литературный язык.

    Тема 4: Сравнительно- историческое языкознание

    1. Возникновение сравнительно-исторического языкознания

    2. Германистика и славистика. Сравнительная грамматика Ф. Боппа, концепция Р. Раска, Я. Грима, А.Х. Востокова, А. Шлейхера

    3. Философия языка В. Гумбольдта. Морфологическая классификация языков.

    4. Логико-грамматическое и психологическое направления в языкознании (Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня)

    5. Младограмматическая школа

    Ведущее место в сравнительно-исторических исследованиях принадлежит сравнительно-историческому методу. Этот метод определяется как система научно-исследовательских приемов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого. Современное сравнительно-историческое языкознание, с одной стороны наследует достижения и традиции компаративистики 19 века, с другой стороны, ставит новые задачи и проблемы, возникшие в связи с открытием новых фактов и развитию лингвистических теорий. Исследование связей больших семей языков, находящихся в дальних отношениях и, возможно, родстве, оказывает влияние на развитие сравнительно-исторического и типологического языкознания. С увеличением объема фактического материала – кроме греческого и латинского были изучены языки германские, иранские и славянские – и установлением родства изученных языков с санскритом сравнительно-историческое изучение языков сделало значительный шаг вперед и уточнило свой предмет и метод. Таким образом, было преодолено разобщение европейского и азиатского языкознания и поставлен вопрос о единстве лингвистики. В первой половине 19века языкознание выделилось как особая отрасль знаний, уточнило свой предмет и метод, приобрело современное строение. Основными разделами языкознания стали: общее языкознание, понимаемое как философия языка и общая грамматика, сравнительно-историческое языкознание и частное языкознание.

    Тема 5:Лингвистические школы в языкознании

    1. Московская лингвистическая школа (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский). Изучение языка как социального явления.

    2. Казанская лингвистическая школа (И. А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий). Постановка общетеоретических проблем.

    3. Зарубежное языкознание. Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.

    4. Структурализм. Пражский лингвистический кружок.

    5. Дескриптивная лингвистика, генеративная грамматика, глоссематика

    Новые школы, продолжая то, что было сделано ранее обратили особое внимание на проблемы социологии и структуры языка. Социологическое направление в языкознании утверждается в борьбе против индивидуально-психологического и натуралистического понимания сущности языка. Возникший неограмматизм характеризуется признанием следующих основных принципов лингвистики:

    1. Язык не природный организм и не индивидуальное явление; язык по своей сущности социален;

    2. Предметом языкознания является не только история языка, но и структура современного языка, определение его единиц, их отношений и самого строя языка;

    3. Для неограмматизма типично выдвижение на передний план теории и грамматики, понимаемые как учение о форме языка;

    4. Неограмматизм считал важнейшим теоретическим вопросом общего языкознания уточнение аспектов исследования и классификацию лингвистических дисциплин. Наиболее значительными школами неограмматизма являются: Казанская, Московская, Женевская лингвистические школы.

    Тема 6: Советское языкознание

    1. Общеязыковедческие проблемы в трудах советских лингвистов.

    2. Лингвистические взгляды Л.В. Щербы, типологическая концепция И.И. Мещанинова, грамматическое учение о слове В.В. Виноградова.

    3. Советское языкознание конца 20 века.

    Советское языкознание возникло в ходе исторического развития советского общества, его науки и культуры. Создание теории советского языкознания началось с овладения традициями отечественного языкознания. Особенно влиятельны были семасеологическая и грамматическая концепции А. А. Потебни, грамматическое учение Ф.Ф. Фортунатова (особенно в изложении А.М. Пешковского, Д.Н. Ушакова, А.А. Шахматова) и идеи И.А. Бодуэна де Куртане (в изложении В.А. Богородицкого, Е.Д. Поливанова, и.Л. В. Щербы). В работах Г.О. Винокура, В.М. Жирмунского, Б.А. Ларина, А.М. Пешковского, Л.П. Якубинского был сделан поворот от исторического языкознания к описательному, к изучению живой речи, речевой культуры, к социологическому и стилистическому аспектам языка.

    Тема 7: Теория языкознания. Язык и речь.

    1. Социальная природа языка, его внутренняя структура и формы существования.

    2. Язык и речь. Речевая деятельность.

    3. Языкознание и семиотика.

    4. Типы знаков и языковые единицы

    Связь языка и общества вполне определенна: язык существует лишь в обществе. Общество не может существовать и развиваться без языка. Язык, который перестает функционировать и развиваться, - мертвый язык: он сохраняется всего лишь как предмет научного изучения, познания прошлого. Социология языка, или социолингвистика, - один из основных разделов теоретического языкознания, влияющих на языковую политику и имеющих непосредственный выход в практику – языковое строительство. Понятие речевой деятельности настолько важно, что некоторые ученые рассматривают язык как часть речевой деятельности. И это верно только в том случае, что язык не существует сам по себе как абстрактное идея, а является результатом и компонентом человеческой деятельности. Речевая деятельность имеет две стороны: индивидуально - психическую и объективно-социальную. Речевая деятельность – это прежде всего акт общения людей друг с другом при помощи языка, коммуникативный акт. Коммуникация предполагает порождение и восприятие речи, представляющая собой психофизиологические механизмы речи. Выделяется 4 основных уровня порождения речи: мотивационный, семантический, грамматический и фонетический. Язык-это знаковая система.

    Тема 8: Социолингвистика как наука о социальных функциях и типах языка.

    1. Предмет социолингвистики.

    2. Психолингвистика и этнолингвистика как разделы

    социолингвистики.

    3. Понятие литературного языка. Система стилей, язык художественной литературы.

    4. Нация и национальный язык. Язык и история. Язык и культура.

    Социальность языка характеризуется прежде всего распространением его литературной нормой, что непосредственно связано социально-экономическим и культурно- политическим развитием общества. Литературный язык- это форма существования и функционирование языка, узус и норма особого рода. Литературный язык-это обработанная и образцовая форма языка того или иного народа. Литературный язык характеризуется следующими признаками:

    1. Наличием письменной формы, которая нормализована и кодифицирована;

    2. Обязательностью для всех говорящих на данном языке;

    3. Полифункциональностью.

    Народности возникают на основе племен и их союзов. Общий язык и общая территория, единство духовного склада и культуры-основные признаки народности. Нации возникают, существуют и развиваются только при наличии экономических связей большого количества людей, связанных общностью территории, языка. Национального самосознания, проявляющегося в единстве культуры и духовного склада людей. Связь языка и нации – конкретно – историческая, и пути образования национальных языков разнообразны. Каждая нация имеет свой язык, однако это не значит, что язык нации всегда исконно-собственный и все нации соотносятся со своим языком одинаково. Языком межнационального общения называется такой язык, который используется как средство общения между лицами разных наций, народностей и этнических групп.

    Тема 9: Философские и лингвистические методы познания

    1. Философские методы познания.

    2. Лингвистические методы познания.

    3. Сравнительно-исторический метод, его основные приемы

    4. Методы и приемы описательной лингвистики.

    5. Сопоставительно-типологический метод изучение языков. (Контрастивная типология).

    6. Методы и приемы семантической группировки материала.

    Философский метод, т.е. метод познания (диалектический и метафизический), представляет собой учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Познание как процесс включает три основных этапа: исследования (открытие фактов или их взаимосвязи), систематизации (интерпретации и доказательства) и изложения (описания). Общенаучными способами исследования являются наблюдение, эксперимент, моделирование. Основными лингвистическими методами-аспектами являются описательный, сравнительный и нормативно-стилистический. Каждый из лингвистических методов характеризуется своими принципами и задачами. Описательным методом называется система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития; это метод синхронного анализа. Здесь можно выделить следующие виды анализа: категориальный анализ, дискретный анализ, компонентный анализ, контекстный анализ и множество других приемов лингвистического анализа. Межъязыковое сравнение возникло, с одной стороны, под влиянием практики обучения неродному языку, а с другой стороны, в результате изучения родственных языков. На сравнении языков основаны два вида сравнительного метода: сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный.

    Тема 10: Развитие социологических направлений в лингвистике.

    Тема 11: Язык, речь и речевая деятельность.

    Тема 12: Языкознание и семиотика.

    Тема 13: Язык как система. Система и структура языка.

    Тема 14: Общественная природа языка.

    Тема 15: Философский метод познания языка. Лингвистические методы.

    1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. М.: Наука,

    2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1999.

    4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

    5. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975

    6. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

    7. Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

    8. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

    9. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

    10. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований /Отв. Ред. Б.А. Серебренников. М., 1962.

    11. Современная американская лингвистика: фундаментальные направления / Под. Ред. А.А. Кибрика. М.,2002.

    12. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 2001.

    13. Сулейменова Э.Д, Актуальные проблемы казахстанской лингвистики: 1991-2001. Алматы, 2001.

    14. Шеляховская Л.А, Гильманова Р.С. Кажигалиева Г.А. Общее языкознание. Материалы к интегрированному курсу. Алматы, 2001.

    15. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. М., 2003.

    16. Современная американская лингвистика: фундаментальные

    направления (Под ред А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой, И.А.

    Секериной). М., 2002.

    17. Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики /Труды по языкозанию. М.,

    18. Гийом Г. Принципы теретической лингвитики. М.,1992.

    19. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику /Перевод с англ. Под ред и с предисл. В.А. Звегинцева. М., 1978.

    20. Общее языкознание //Под ред. А.Е. Супруна. Минск,1983.

    21. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.

    22. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

    23. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

    24. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М., 1997.

    25. Гак В.Г. Прагматика и языковое варьирование //Гак В.Г. Языковые преобразования. М.,1998.

    26. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

    27. Дейк Т.А. ванн Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

    28. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999

    29. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.

    30. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. Пермь, 1998.

    31. Березин Ф.М. О парадигмах в истории языкознания 20в.

    //Лингвистические исследования в конце 20 века. М., 2000.

    Многие люди воспринимают филологические науки как нечто весьма туманное и абстрактное. Они знают, что данный процесс связан с изучением языков, но более подробной информацией не владеют. И только те, кто окончил факультет филологии, могут точно и увлекательно раскрыть все стороны словесной науки.

    Понятие о науке

    Филология - которая занимается изучением духовности разных народов, анализирует их письменность, детально постигает особенности того или иного языка, после чего собирает полученные знания в единое целое.

    Известно, что письменные тексты - один из источников, отражающих историю народа. Первые из них появились в виде комментариев к сложным словам, встречающимся в словарях, трактатах и религиозных письменах. Гомер был первым, чьи пометки подверглись тщательному анализу.

    Филология включает в себя множество предметов, и каждый их них занимается своей отраслью. Романо-германская филология, к примеру, является самой распространенной в мире, так как занимается анализом романских и германских языков.

    При этом романские языки включают в себя:

    • французский;
    • итальянский;
    • испанский и другие.

    Германская группа в числе многих изучает английский и немецкий языки, одни из самых распространенных на сегодняшний день.

    История развития

    Филологические науки появились давно, еще в Древней Греции. Сначала произошло их возникновение, затем развитие (на протяжении средних веков), а уже в период Возрождения - расцвет в полную силу. Само понятие «филология» начало формироваться в XVIII веке. Тогда речь шла только о классической отрасли, за ней впоследствии возникла славянская. Основателем славянской ветки является чешский ученый Добровский Йосеф.

    Несложно понять причину, по которой началось развитие филологии. Европейцы стали интересоваться своими национальными корнями, источниками, тенденциями развития. Способствовало этому оформление романтического мировоззрения в тот период, а также начало борьбы с турецкими захватчиками.

    Что касается других видов науки: каждая из них очень углубленно изучает определенную отрасль и народы, имеющие к ней отношение. В мире существует множество общественных организаций, которые занимаются одним общим делом, время от времени собираются и обмениваются своими достижениями.

    Комплекс наук

    Для полного понимания того, чем занимается филология, стоит раскрыть, какие филологические науки являются ее составляющими:

    • Языкознание. Второе название - лингвистика, изучающая саму суть языка, его функцию, структуру.
    • Литературоведение. Рассматривает историю литературы, ее развитие и влияние на культуру народа.
    • Фольклористика. Народное творчество, фольклор, мифы и легенды - это основные предметы изучения.
    • Текстология. В центре ее внимания произведения разных авторов, история их появления и дальнейшая судьба.
    • Палеография. Эта наука изучает рукописи древности, их формы, стили, время и место создания.

    Как можно увидеть из данной информации, филологические науки изучают язык со всех возможных сторон.

    Известные филологи

    Кто такой филолог? Это ученый, занимающийся лингвистикой. Этот деятель углубленно изучает специфику того или иного языка, делает выводы о духовном наследии народа, который говорит на нем. Огромный вклад в создание и развитие русского языка внесли русские филологи.

    • Ломоносов М.В. был основателем русской грамматики. Он одним из первых начал закладывать стилистику языка. То, что мы знаем сейчас о частях речи, - заслуга Михаила Васильевича. Будучи искусным поэтом, заложил основу разных стилей.
    • Востоков А.Х. занимался исключительно грамматикой и написал на эту тему много книг.
    • Потебня А.А. изучал русский и украинский языки, большое внимание уделял грамматике.
    • Шахматов А.А. изучал происхождение языка. Написал несколько работ на тему синтаксиса русского языка.
    • Пешковский А.М. выделил интонацию в речи как грамматический инструмент, помогающий правильно выражать мысли.
    • Щерба Л.В. был открывателем слов категории состояния и рассуждал о роли существительного и глагола в предложении.
    • Виноградов В.В. изучал историю русского языкознания. Написал множество книг о стилях русского языка, используемых в своих трудах различными писателями. Особенно ценен его вклад в лексикологию и фразеологию языка.
    • Карамзин Н.М. занимался изучением церковного русского языка, значительно приблизил литературный и разговорный стиль общения.
    • Ушаков Д.Н. занимался изучением орфографии, лексикологии, диалектологии. Написал 4 тома толкового словаря, содержащего 90000 словарных статей. Работа над данным проектом велась на протяжении 6 лет.
    • Даль В.И. известен всем как автор Большого толкового словаря, что само по себе показывает всю глубину его исследования русского языка.

    Филология русского языка

    Русская филология является частичкой огромного славянского раздела, изучающего русский народ и его наследие. Еще в XVII веке был начат сбор данных о древних рукописях, которым занимался граф Румянцев.

    В XVIII веке Ломоносов написал две известные книги о грамматике языка и преимуществе церковного языка, чем продолжил изучение стилистики. До сих пор русские филологи не прекращают работы, продолжая анализировать различные стили, диалекты и фразеологизмы. Только теперь это уже современные деятели, которые не только пишут труды, но и делятся своими открытиями со студентами вузов. Ведь большая часть филологов работает в высших учебных заведениях и исследовательских институтах.

    Зарубежная филология

    Данная направлена на исследование иностранных языков, их истории и особенностей. Подробно изучается литературное наследие, произведения, делается детальный анализ стилей и диалектов, знание которых очень влияет на способность человека говорить и понимать носителя изучаемого языка. Большая роль отводится практике перевода.

    Можно долго изучать правила орфографии, грамматики и фонетики, но без практических речевых тренировок вы не сможете правильно говорить и переводить.

    Как стать филологом

    Стать филологом и посвятить себя интереснейшей из наук можно, поступив на факультет филологии. Существует множество учебных заведений, предлагающих подобные специальности. Некоторые из них имеют кафедры, занимающиеся разными ветвями языкознания: это может быть славянская, индоевропейская, романо-германская филология.

    Выбирая направление, каждый студент сам решает, какой язык и народ его интересует больше всего и чью духовность будет любопытно изучать. Лучшими филологическими факультетами на территории России славятся такие учебные заведения, как:

    • Московский государственный университет;
    • Российский гуманитарный государственный университет;
    • Нижегородский государственный университет имени Добролюбова;
    • Южный федеральный университет;
    • Иркутский лингвистический государственный университет;

    Это список самых популярных среди молодежи заведений. Но есть еще множество факультетов в других вузах, где вы можете изучать любимое направление.

Loading...Loading...