Эскизы пазлов из фанеры. Поделка изделие выпиливание деревянный пазл кабанчик и его чертеж дерево фанера

Меня попросили сделать несложный деревянный пазл Хрюшку.

Обычно я рисую выкройку на компьтере и затем распечатываю на бумаге, легко меняя размер изображения в зависимости от размера заготовки. В этот раз я оказался без принтера, поэтому нарисовал прямо на обрезке берёзовой дощечки. Толщина заготовки около 18 мм. Для выпиливания ручным лобзиком это много, но для лобзикового станка (на фото) в самый раз. Вариант самодельного станка показал Октябрь в этой теме

Следующий этап - сверление отверстий- глаз. Это лучше делать до выпиливание, так как мелкие детали легко расколоть сверлом.

Затем выпиливание. Я использую немецкие пилки Летучий голландец. Пилки бывают разной формы и толщины. Больше мне нравятся пилки FD-UR (ультра реверс). Они очень острые, хорошо сохраняют эту отстроту при работе и дают чистый рез, который часто почти не требует дальнейшей шлифовки. Исключение - при пилении вдоль волокон остаются лохмушки, как на этом фото на брюшке поросёнка.
Толщина пилки может быть различной. Я выбираю зависимости от толщины деталей и дальнейшей отделки. Толстые заготовки лучше пилить и толстыми пилками, так как при маленьком зазоре детали потом плохо разбираются-собираются.
Также дальнейшая покраска и лакирование требуют более толстых пилок, поскольку слой краски тоже имеет толщину.

По окончании выпиливания - шлифовка всех деталей. А красить будет уже моя заказчица.

Как создаются пазлы из фанеры? Сегодня многие из вас видели на просторах интернета много скульптур созданных при помощи пересекающихся ребер. По нашему скромному мнению, наиболее в этом деле преуспела японская фирма d-torso. Как создаются такие шедевры мы расскажем в этой статье.

Существует несколько способов. Первый и самый простой – это создание чертежей с помощью специального ПО. Из известных нам программ это Autodesk 123d make: загружаете 3D модель, задаете параметры сечений и на выходе получаете раскладку в векторном формате. Минусы Autodesk 123d make – это сечение только в двух выбранных плоскостях (это есть нормально, так как по другому алгоритм не сможет работать) и проблема с загрузкой многих 3D моделей. Программа еще сырая и последнее обновление было от 2014 года. Есть еще плагин к программе SketchUp, о котором мы расскажем дальше и называется он Slice modeler. Общий минус таких программ это ручная доработка моделей и выкидывание огромного количества ненужных деталей. По времени может занять так же, как и третий способ, о котором дальше.

Второй способ – это создание векторных рисунков в графическом редакторе с просчетом сечений в разных плоскостях. Для такого способа необходимо иметь хотя бы минимальные навыки художника и хорошее пространственное мышление. Контура можно обрисовывать в том же CorelDraw. Тут же и сечь плоскостями. Кто хорошо учил инженерную графику в вузе сразу словит. Минусов такого способа не видим, имея опыт, такие модели можно делать довольно быстро. Плюс к этому присутствует творческая составляющая. Незначительный минус – это невозможность увидеть 3D модель в изометрии уже в собранном виде без предварительной порезки.


Третий способ – это создание пазла с исходной 3D модели “вручную”. Этот способ сочетает в себе преимущества двух предыдущих. Вы можете сами решать в каком месте делить плоскостями модель, на сколько далеко будет заходить контур элемента в модель. Сразу видно общая картина при создании плоскостей. Минусы этого способа – это обязательное наличие 3D модели, как и для первого варианта. Мы расскажем именно об этом способе на примере изготовления головы слона.

Основной процесс изготовления – это работа с программой SketchUp. Тем более есть и бесплатная версия этого продукта (хотя подобным способом можно моделировать почти в любой программе для создания трехмерной графики). Находите 3D модель, которую хотите сделать в виде пазла и загружаете в SketchUp.



… копируем с определенным шагом в нужную сторону.


Следующий этап – это пересечение модели плоскостями. Необходимо такие операции проводить с параллельными плоскостями или с плоскостями, которые взаимно не пересекаются. Обязательно перед этим создать опорную точку для того, что бы в будущем правильно группировать элементы с разных плоскостей.


Выделяем плоскости и с помощью команды Intersect Faces пересекаем модель в нужном месте.


После выполнения команды, которая может занять довольно долго в зависимости от ПК, можно увидеть контур в месте пересечения плоскости с моделью.


После этого удаляете модель вместе с плоскостями сечения и у вас должны остаться контуры будущих элементов пазла. Обязательно перед этим скопируйте модель вместе с опорной точкой для последующего сечения другими плоскостями.


У нас появился набор замкнутых контуров, которые формируют будущие элементы пазла. Для того, что бы сформировались сечения каждый из контуров замыкаем линией.

Некоторые контура после удаления модели и секущих плоскостей могут терять отрезки. В таком случае нужно вручную их замыкать. Все это конечно же зависит от исходной модели.


Осталось поудалять мелкий “мусор” и конечная картина будет выглядеть …


Следующий этап аналогичный предыдущему. Только сечем модель по другой оси. Если первая ось условно была X, то сейчас берем Y.


Последующие операции повторяются.


Не забываем о точке привязки. На нижнем фото видно наложение сечений из разных плоскостей при использовании точки привязки.


Обрежем нашу будущую модель и удалим лишние элементы.

Как видим нижние сечения хобота висят в воздухе. Сделаем сечение между двумя предыдущими и “свяжем” элементы хобота в цельную конструкцию.


Осталось добавить сечения по оси Z. Весь процесс вам знаком.

В последствии выяснилось, что по оси Z достаточно будет двух сечений и средние были выкинуты. Добавили бивни и в масштабе в Corel нарисовали уши. С Corel вектора импортировали в SketchUp и состыковали с нашими элементами.

Далее с помощью команды Push/Pull придаем объемности сечениям. Тянем на толщину будущего материала. Если вырезать планируете из 4мм фанеры, то и соответственно на это значение и тянете. Советуем сразу всю модель делать в реальном масштабе для представления общей картины в будущем.


Итоговая 3Д модель


Создание пазов для состыковки элементов пазла делается вручную и это довольно долгий и монотонный по сравнению с предыдущим процесс. Кто знаком со SketchUp, тот сделает это без проблем. Покажем эту операцию на примере двух деталей хобота. Важный момент: в процессе создания элементов, еще на стадии создания сечений, обязательно группируйте каждый элемент отдельно.


Выбираем один из элементов и заходим в режим редактирования. Рисуем контур пересечения наших элементов.

Для удобства с помощью команды Hide скрываем пока “ненужный” элемент и замыкаем контур паза.


С помощью команды Push/Pull выдавливаем паз в элементе.



Аналогичную операцию проводим с другим элементом пазла.


Создание пазов можно делать и быстрее с помощью той же команды Intersect Faces, но все-равно придется дорабатывать в ручную. Далее проводим аналогичные операции с остальными деталями пазла. И в конечном итоге раскладываем все элементы на одну плоскость для последующего экспорта в CorelDraw.


Сразу уточним, что экспорт 2D графики из SketchUp еще плохо реализован и некоторые файлы можно экспортировать только с помощью установленных плагинов. Наиболее подходящий формат файла для экспорта это dxf. Можно пробовать и dwg и eps. В общем любой формат для достижения цели подойдет. При экспорте сечений обязательно убедитесь, что они лежат в одной плоскости и у вас выбран соответствующий режим камеры (обзора). Камера(обзор) должна смотреть строго перпендикулярно к элементам. В противном случае будут экспортироваться лишние кривые.


Собственно на этом этапе и завершается создание модели для векторной порезки 3D пазла. Далее непосредственно изготовление пазла на любом раскроечном станке ЧПУ или вручную по лекалам. Еще мы обещали рассказать о плагине к SketchUp “Slice modeler”. Этот плагин позволяет проделывать вышеописанную работу автоматически, но как и в любом процессе автоматизации есть свои недостатки. Slice modeler прекрасно работает с простыми объемными фигурами, а также с несложными 3D моделями. Со всеми моделями, которые мы импортировали в SketchUp он работал кривовато.


При запуске плагина выкидывает окно, в котором выбираем шаг сечения, направление по оси, толщину конечного элемента, цвет и слой. Для примера мы выберем ось Х. Плагин дает информацию о количестве сечений и производит собственно сам процесс.


После некоторого времени выдает готовые сечения модели и запрашивает информацию о другой оси. Для примера выбрана ось Z.



Результат работы плагина с данной моделью не очень хороший, так как много сечений нужно править и доводить до ума. При нормальной работе Slice modeler в конце процесса раскидывает элементы пазла в одной плоскости, при чем делает еще и нумерацию каждой детали. Этот плагин сечет в двух плоскостях, сечения в третей плоскости надо доделывать в ручную или же делать хитрым способом – попарно производить процесс в двух плоскостях, а потом их накладывать (например XY и XZ). Итог таков: Slice modeler можно использовать с простыми 3D моделями или с моделями, сделанными на высоком уровне (пример ). По времени этот процесс может занять даже больше, чем “раскрой” вручную.

Теперь переходим непосредственно к процессу изготовления наших деталей. Мы будем кроить элементы пазла на вот этом красавце.


Лазерный гравер A3+SPLIT в настольном исполнении. Это уже второе поколение A3+SPLIT. Размер рабочего поля 300х450, реальная скорость гравировки 550 мм/с. Резка 4мм фанеры на скорости 12-15 мм/с. После мучения с К-40 гравером работа на этом станке одно удовольствие. Сделан у нас в Украине, комплектующие у ребят всегда в наличии и поддержка на высоком уровне. К стати есть комплектация с “пиновым” столом. Кто работал с фанерой в больших количествах, тот знает все “прелести” отмывания ребер ножевого стола от копоти.


Собственно процесс работы сводится к установке фанеры на рабочий стол и запуска программы для резки контуров, которая тесно интегрируется с CorelDraw.




Всего на всю модель ушло пять листов размерами 300 х 500 мм. Это даже с учетом основания щита, который дорисовали уже в CorelDraw. Обязательно проверяем толщину фанеры перед резкой и подгоняем реальные чертежи с учетом толщины реза лазера в 0,1 мм.


Размеры готовой модели составили 50х50х40 см.



И, наконец, готовый результат.


Всего по времени данная работа заняла один полноценный рабочий день. Конечно для начинающих это время может немного быть большим, но с опытом придет и автоматизация процесса. Хотим подчеркнуть, что данный способ изготовления подобных изделий не есть единственным и если есть желание и время, то дерзайте.


Ни одно животное не пострадало во время изготовления 3D пазла.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

  • заготовка для выпиливания толщиной до 20 мм;
  • пилки #5 или #7;
  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • сверло диметром 1.5-2 мм;
  • двусторонний скотч;
  • распечатанная схема;
  • предпочитаемый отделочный состав.

Оригинальные деревянные пазлы из архивов журнала Scrollsaw Woodworking & Crafts – это стильный и простой в исполнении проект, который оценят как профессиональные мастера, так и те, кто только начинает осваивать . Пазлы-мозаики имеют плавные и несложные линии распила, без крутых поворотов, благодаря чему их легко сделать не только на электростанке, но и при помощи ручного лобзика.

Для выпиливания этого проекта подойдут заготовки древесины как мягких, так и твердых пород. Вместо клееного щита желательно использовать цельный массив или обрезки с единым текстурным узором. Это позволит сохранить внешнюю привлекательность и дизайнерскую лаконичность проекта. Оптимальная толщина заготовки – 13-15 мм. Размеры пазлов могут варьироваться в зависимости от индивидуальных пожеланий.

Для раскроя заготовки, выпиливания основных фигур и создания пропилов уместно использовать лобзиковые пилки #5 или #7. В хорошем пазле все элементы должны быть идеально подогнанными друг к другу. Не стоить делать ставку на финишную шлифовку торцов, качество спила должно быть изначально максимально высоким. Для этого выбирают пилки с увеличенным количеством зубьев на дюйм (большим значением TPI в маркировке). Работая на станке, важно также грамотно подобрать оптимальную скорость, поскольку чрезмерно большая частота хода может повлечь образование прижогов на спиле.

При выпиливании лобзиком пазла распечатанная схема может наклеиваться на деревянную заготовку любым удобным способом, но опыт мастеров показывает, что наиболее практичным решением в этом случае является использование двустороннего скотча.

В выпиленных элементах сверлом 1.5-2 мм фигуркам животных делают глаза. После этого отклеивают скотч, и тщательно шлифуют лицевую сторону каждой детали. Выпиливание лобзиком обучающих пазлов завершается нанесением декоративной отделки, выбранной на усмотрение мастера.

Складывание пазла очень увлекательное занятие, причем интересно оно не только детям, но и взрослым. К тому же собирание картинок довольно полезное занятие. Пазлы развивают мышление, память и внимание. Такое развлечение популярно во всех странах, но не многие задумываются о том, что можно изготовить интересный пазл самостоятельно. Сделать игру может даже ребенок ведь - это совсем несложно. Безусловно, качество будет отличаться от магазинного, но зато вы не потратите деньги.

Какие материалы вам понадобятся

Чтобы сделать пазл воспользуйтесь программой фотошоп, возьмите картон, у вас должен быть принтер, бумага для распечатки и ножницы.

Делаем пазл

Открываем программу Photoshop и загружаем любимую фотографию. В программе делаем копию Background, то есть рабочий слой. Файлу дайте имя. Между образовавшимися слоями сделайте еще один слой и также дайте имя.

Заполняем черным цветом новый слой, переходим к самому верхнему рабочему слою и начинаем рисовать пазл. Открываем панель Texturizer и выбираем строку с названием Texture. У вас должно открыться диалоговое окно, где нужно будет загрузить текстуру рабочего слоя нажав на кнопку «Load Texture». Теперь нужно провести настройку опций. Определяем рельефность частичек пазла и выбираем нужный размер.

После настройки текстур нажимаем на известную всем кнопку «ОК» и видим, что на фото образовалась текстура.

Теперь приступаем к распечатке получившегося изображения с видимой текстурой, распечатанный лист наклеиваем на картонный. Картон берите как можно плотнее, чтобы детали не ломались и не загибались. Клей используйте качественный. Изображение должно плотно приклеиться к картону и не отслаиваться. После того как вы проклеили лист и плотно скрепили с картоном положите на него ровный тяжелый вес, к примеру, кирпич.

Когда изображение полностью высохло, проверьте плотность приклеивание. Если все в порядке можно приступать к вырезанию деталей. Ножницы берите самые острые и удобные. Главное правило в вырезании это аккуратность и четкость. Прорезать детали нужно строго по линиям иначе пазл будет плохо скрепляться. Развлекательная игра готова.

Пазлы для малышей

Если ваш малыш любит складывать картинки, то вы можете порадовать его, и сделать интересные пазлы своими руками и при этом вам не придётся много тратиться.

Все что вам понадобится это: цветные листы пористой резины и хозяйственные целлюлозные салфетки.

Из листов резины вырезаем любые фигурки, которые могут привлечь малыша и приклеиваем на салфетку. Берем ножницы и разрезаем салфетку на несколько частей. Детские пазлы готовы. Разнообразие фигур привлечет внимание малыша к тому же такие игровые пазлы помогут ему развить мелкую моторику рук.

Для самых маленьких игроков лучше разрезать пазлы на две части, при этом детали должны быть немаленького размера. Когда малыш освоит технику складывания двух деталей можно усложнить ему задачу и сделать пазл с большим количеством деталей.

Такая игра прекрасна тем, что вечерами можно собираться всей семьей и весело проводить время. Как видите, совсем необязательно тратить деньги на приобретение пазлов игру можно изготовить самим очень быстро и без трудностей.

Пазлы своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Создаём пазлы сами Мастер-класс с пошаговыми скриншотами

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Мы с вами работаем в школе, в саду в такое время, когда бумажной иллюстрацией мало кого заинтересуешь. Современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, имеют планшеты. Судя по своим ученикам, они очень любят интерактивные презентации, с удовольствием работают на интерактивной доске. И я уже не мыслю современного урока без этих технических средств. Очень много презентаций я создаю сама, не потому, что уже созданные плохие, нет. Просто люблю все делать сама. И мои малыши с большим удовольствием складывают пазлы, будь то урок математики, русского языка, литературного чтения. Все зависит от иллюстрации, от заданий и анимации, которую вы добавите. Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам любую иллюстрацию превратить в пазл. Поверьте, этим вы разнообразите свой урок, внесете в него элемент занимательности, наглядности и проблемности, потому как ребенку надо будет сложить пазл, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, закрепить имеющиеся знания. А иногда просто и отдохнуть. И так, сегодня мы с вами попробуем создать презентацию – пазл на основе открытки с нашего любимого сайта «Кладовая развлечений»

И у нас получится вот такой пазл


Для работы нам потребуются шаблоны пазлов. Я могу вам их предоставить, если у вас их нет.
Приступаем к работе.
1. Открываем программу для создания презентаций Power Point , открываем слайд, выбирает Макет – пустой слайд


2. Нам потребуется сетка, поэтому открываем вкладку Вид и выбираем Сетка, линейка.


3. Следующий шаг: нажимаем правую кнопку мыши, выбираем Формат фона .


4. Выбираем Рисунок- Файл


5. Нажав на кнопку-Файл , выбираем рисунок, который вы подготовили и который будет пазлом.
(Я приготовила на Рабочем столе открытку)


6. Давим кнопку Вставить. Рисунок появляется на слайде презентации


7. Сейчас нам надо рисунок накрыть прямоугольником, чтобы он не отображался на слайде.
Для этого выбираем Вставка - Фигуры- Прямоугольник.


8. Растягиваем его на весь слайд, закрывая таким образом изображение на нем.


9. Выбираем Формат фигуры-Заливка - белый цвет . Изменяем цвет прямоугольника на белый.


10. Убираем границы рисунка. Там же Формат рисунка-Контур фигуры-Нет контура


11. Настало время вставить шаблон пазла. Он у нас должен быть приготовлен заранее. Открываем шаблон, правой кнопкой мыши –Копировать


12. Вставляем шаблон в Презентацию- Вставить


13. Слайд должен выглядеть так


14. Сейчас мы за границы шаблона растягиваем его до размеров слайда.


15. Теперь нажимаем правой кнопкой мыши, выбираем -Группировать- Разгруппировать


16. Опять нажимаем правую кнопку мыши, выбираем Формат объекта.


17. В выпавшей вкладке выбираем Заливка фона . Вам должен быть виден наш рисунок, а на нём контуры пазла.


18. Теперь необходимо шаблон пазла сгруппировать, чтобы он принял рамки всего рисунка. Для этого нажимаем на рисунке правой кнопкой мыши, выбираем Группировать -Группировать.


Практически пазл готов, только его части, пазллы, сгруппированы. Остается разгруппировать их и вы можете работать с получившимся пазлом по своему усмотрению: добавлять анимацию, чтобы пазлы по щелчку мыши появлялись на слайде при правильном ответе на вопрос, который вы подготовите: это могут быть загадки, числовые выражения, правила, словарная работа - что угодно, по вашему желанию.
Я хочу показать, как добавить анимацию к пазлу. вы это можете делать по-своему, выбрав анимацию по своему вкусу.
И так
19. Разгруппировываем (правая кнопка Группировать - Разгруппировать ), чтобы настроить анимацию.


Теперь частички пазла подвижны.


20. Выбираем Анимация- Настройка анимации


21. Теперь надо выделить весь пазл Добавить эффект


Я выбрала –Вход-Вылет . Вы можете выбрать любой.
Данная анимация будет у всех кусочков пазла. Но для работы с пазлом нам необходимо, чтобы части пазла появлялись постепенно, по одному, в ходе выполнения каких-либо заданий. Поэтому мы выбираем
Начало эффекта - После предыдущего.


Теперь осталась простая работа: подготовить слайды для работы.
С левой стороны презентации выбираем готовый, оформленный слайд и дублируем его столько раз, сколько кусочков в пазле


У меня 9, поэтому я дублирую слайд 9 раз


Теперь Вам осталось решить, с какого пазла начнете работу, выбрать этот пазл и удалить с него анимацию, чтобы он был на слайде виден.


Я оставила 1. А остальные с первого слайд все части пазла надо удалить.
Теперь переходим ко второму слайду: один кусочек пазла есть, вы должны выбрать ещё один. Он может быть выбран любой. Я взяла следующий. С него тоже снимается анимация , а остальные части удаляются. Теперь у вас на слайде 2 пазла.


Подобное необходимо проделать с остальными семью частичками пазла.
Loading...Loading...