Джерри ли льюис дети. Джерри ли льюис

Буйный, неопытный, не идущий на компромиссы, неистовый пианист с голосом, вызывающим возбуждение - таков был Джерри Ли Льюис. На своих концертах он создавал ауру высокомерия, что приводило аудиторию к истерии и массовому волнению. Воспитан был Люьис на разных музыкальных стилях. Религия имела большое значение для семьи. В 1950 он посещал библейскую школу фундаменталистов, но был исключен из нее. Конфликт мирской и религиозной жизни повлиял как на жизнь так и на творчество Льюиса.

В 1954 он сделал свою первую запись Louisiana Hayride со звукозаписывающей фирмой Элвиса Пресли Sun Records. А в 1956 в Мемфисе вместе с Элвисом Пресли и Карлом Перкинсом была сделана импровизированная запись, ставшая известной под названием Квартет в миллион долларов . Свою международную славу Льюис приобрел, когда в 1957 выпустил второй сингл Whole Lotta Shakin" Goin" On .

Проблемы «бога глиссандо», как его тогда называли, начались в 1958, когда он приехал в Британию на гастроли. Его сопровождала третья тринадцатилетняя жена Майра, являющаяся его троюродной сестрой. Английские средства массовой информации не остались к этому равнодушны и турне пришлось отменить после трех концертов, несмотря на успех, который им сопутствовал. С тех пор песни Льюиса уже никогда не попадали в двадцатку лучших поп-песен Британии. Его последним успешным хитом 50-х годов была заглавная песня к фильму «High School Confidential», которая в 1959 вошла в британскую двадцатку и стала номером 21 в США. В 1963 он присоединился к звукозаписывающей фирме Smash Records. Записанные там материалы в основном были лишены воображения, однако среди них было несколько великолепных композиций. Наиболее заметным является альбом «The Greatest Live Show On Earth» , выпущенный в 1964.

В 1966 Льюис неожиданно обратился к рок-музыкальному театру, сыграв роль Яго в постановке Джека Гуда «Catch My Soul». В 1968 он решил сконцентрировать свое внимание на кантри -материалах. Эта перемена принесла ему мгновенный успех - поклонники стиля кантри встретили его с распростертыми объятиями. В течение последующих 13-ти лет Льюис был одним из самых продаваемых кантри-исполнителей. В этот период он написал множество хитов: Greatest Show On Earth , There Must Be More To Love Than This , Would You Take Another Chance On Me? , Chantilly Lace и т. п. Однако он все еще оставался рок-н-ролльным музыкантом, подтверждая это постановкой по всему миру возрожденных им шоу, с обязательным включением в программу старых хитов 50-х годов.

Личная его жизнь всегда была полна трагедий, часто на почве проблем с алкоголизмом и наркотиками. В ноябре 1973 его 19-летний сын Джерри Ли-младший был убит в результате несчастного случая. За этим последовал период злоупотребления Льюисом наркотиками, лечение в психиатрической больнице. В середине 70-х годов поведение Льюиса становилось все более сумасбродным. Он случайно выстрелил в грудь своему бас-гитаристу - музыкант остался жив и возбудил судебное дело. В конце 1976 Люьис был арестован в доме Элвиса Пресли в Грейсленде за ношение оружия. Два года спустя Люьис подписал контракт с фирмой Elektra Records и выпустил альбом Rockin" My Life Away . Но с 1981 началась череда трагических событий. Он был госпитализирован по причине кровоточащей язвы, но вскоре сумел вернуться к работе. Его четвертая жена в 1982 утонула в бассейне. А год спустя его пятая жена была найдена дома мертвой (из-за передозировки методона).

За свою карьеру он выпустил десятки альбомов. Наиболее удачным был его сольный альбом «The Session» , выпущенный в 1973, на котором с ним играли многие рок-исполнители того времени, включая Питера Фрэмптона и Рори Галлахера . В 1986 Льюис стал одним из первых, чье имя было внесено в «Зал славы рок-н-ролла».

Дискография:

JERRY LEE LEWIS (1958)
JERRY LEE"S GREATEST! (1961)
LIVE AT THE STAR CLUB, HAMBURG (1964)
THE GREATEST LIVE SHOWS ON EARTH (1964)
THE GOLDEN ROCK HITS OF JERRY LEE LEWIS (1967)
THE KILLER ROCKS ON (1972)
THE SESSION (1973)
BEST OF JERRY LEE LEWIS. VOL. 2 (1978)
18 ORIGINAL SUN GREATEST HITS (1984)
MILESTONES (1985)
MEMPHIS ROCK AND ROLL HOMECOMING (1986) by Class Of "55
20 CLASSIC JERRY LEE LEWIS HITS (1986)
RARE AND ROCKIN" - ORIGINAL SUN RECORDINGS (1987)
ORIGINAL SUN GREATEST HITS (1987) by Carl Perkins
CLASSIC JERRY LEE LEWIS (1956-1963) (1989)
HEARTBREAK (1989)
KILLER: THE MERCURY YEARS VOLUME 1 (1963-1968) (1989)
KILLER: THE MERCURY YEARS VOLUME 2 (1969-1972) (1989)
KILLER: THE MERCURY YEARS VOLUME 3 (1973-1977) (1989)
LIVE (1989)
RARE TRACKS: WILD ONE (1989)
ROCKET 88 (1989)
BEST OF JERRY LEE LEWIS (1991)
ROCKIN" MY LIFE AWAY: THE JERRY LEE COLLECTION (1991)
ROCKIN" MY LIFE AWAY (1992)
THE KING OF ROCK "N" ROLL: THE COMPLETE 50"S MASTERS (1992) by Elvis Presley
ALL KILLER, NO FILLER: THE ANTHOLOGY (1993)
KILLER COUNTRY (1995)
YOUNG BLOOD (1995)
RED HOT: THE BEST OF BILLY LEE RILEY (1995) by Billy Lee Riley
GREATEST HITS/FINEST PERFORMANCES (1995) by Johnny Cash
GREATEST HITS - FINEST PERFORMANCES (1995)
GREATEST HITS/FINEST PERFORMANCES (1995) by Carl Perkins
THE CONCERT FOR THE ROCK AND ROLL HALL OF FAME LIVE (1996)
CLASSIC COUNTRY MUSIC. VOL. 3
GLORIOUS GOSPEL
CHURCH
GOOD ROCKIN" TONITE
GREAT BALLS OF FIRE! THE KILLER JERRY LEE LEWIS
GREAT BALLS OF FIRE AND OTHER BIG HITS
GREAT BALLS OF FIRE!
HONKY TONK ROCK`N"ROLL PIANO MAN
JERRY LEE LEWIS (KOCH)
JERRY LEE LEWIS (BELLA MUSICA)
LIVE IN ITALY
LIVE AT THE STAR CLUB, HAMBURG, 1964
LIVE AT THE VAPORS CLUB
PRETTY MUCH COUNTRY
ROCK "N ROLL HIT PARTY by C.Berry
SOLID GOLD
THE ALTERNATE COLLECTION
THE COMPLETE PALOMINO CLUB RECORDINGS
UP THROUGH THE YEARS 1956-63
WHOLE LOTTA SHAKIN" GOIN" ON AND OTHERS
YOU WIN AGAIN
COMPLETE MILLION DOLLAR SESSION by Million Dollar Quartet
MILLION DOLLAR QUARTET by Million Dollar Quartet
ROCK AND ROLL SHOW by Various Artists
WHOLE LOTTA SHAKIN" GOIN" ON
SUN CD COLLECTION: ROCK AND ROLL ORIGINALS VOL 9
GREATEST HITS LIVE
AT HIS BEST
THE LOCUST YEARS AND RETURN TO THE PROMISED LAND

Родившийся в городе Ферридей (штат Северная Луизиана), Джерри Ли рос в крайне набожной семье, поэтому его самые ранние музыкальные впечатления связаны с церковной музыкой. Его жизни было предопределено стать трагедией, начиная с того момента, когда Льюису было 3 года и его старший брат Элмо-младший (отца звали Элмо-старший) погиб под колесами автомобиля с пьяным водителем за рулем.

Его родители оба любили музыку кантри, особенно Джимми Роджерса, и вскоре юный Джерри Ли тоже к ней приобщился. В доме своей тетки Джерри от случая к случаю играл на пианино, и когда его услышали родители, то уверились в том, что сын их одарен природой, и даже заложили дом с тем, чтобы приобрести ему пианино, когда Джерри было 8 лет. В молодости Джерри нравилось все из кантри, а также кое-что из джаза, в частности два исполнителя - Джимми Роджерс и Эл Джонсон. Он выучился играть их песни на пианино, однако считал, что для пения ему больше подходят песни Джонсона.

Вскоре он в совершенстве овладел всеми известными ему стилями игры на пианино. К концу 40-х гг. Джерри Ли открыл для себя негритянский блюз и увидел выступления таких исполнителей, как Чемпион Джек Дюпри (Champion Jack Dupree), Биг Масио (Big Maceo) и Би Би Кинг (B.B King). Джерри также знакомился с новыми песнями в записях Пиано Рида (Piano Red), Стика МакГи (Stick McGhee), Лонни Джонсона (Lonnie Johnson) и других. Во время своего первого публичного выступления на публике он исполнил песню Стика МакГи «Drinkin" Wine Spo-dee O"dee».

Певцом кантри с большой буквы в 40-х - начале 50-х годов был Хэнк Уильямс. Он был для своего времени тем, кем в 20-х - 30-х годах был Джимми Роджерс. Джерри, как и многие другие певцы кантри, был очарован Хэнком Уильямсом. Его любимыми песнями у Уильямса были «You Win Again» и «Lovesick Blues». Их и другие песни он включил в свой репертуар, сочетая их с другими блюзовыми и кантри вещами, изученными ранее.

Еще одним исполнителем, оказавшим огромное влияние на Джерри Ли, был Мун Мулликен, белый пианист, игравший буги-вуги, который сочетал стили блюз, джаз и кантри, и прославившийся такими хитами, как «I"ll Sail My Ship Alone», записанный Джерри Ли на «Сан рекордз» (Sun Records), и «Seven Nights To Rock».

В середине 50-х Джерри изучал богословие в библейском колледже в Техасе, готовясь стать проповедником. Как и Мун Мулликен до него, Джерри не смог устоять перед искушением, идущим от его корней буги. И если Мун сыграл вариант песни Бесси Смит «St Louis Blues» во время церковной службы, то Джерри проинтерпретировал в стиле буги гимн «My God Is Real», за что и был изгнан. С этого момента Джерри обратился к музыке.

В 1954-м Джерри записал две песни для радиостанции Луизианы. Это были популярные в то время хиты Хэнка Сноу (Hank Snow) «I Don"t Hurt Anymore» и Эдди Фишера (Eddie Fisher) «If I Ever Needed You I Need You Now». Обе песни, исполненные Джерри, сочетали блюз и кантри. Примерно в то же время Билл Хейли (Bill Haley) выпустил хиты со своими более приглаженными версиями негритянского ритм-энд-блюза, такими как «Rock The Joint» и «Shake, Rattle & Roll». А в 1955-м Хейли прогремел своим мощным хитом «Rock Around The Clock». Родился рок-н-ролл, однако Хейли не был тем человеком, кто мог его достойно представлять. В то же время Сэм Филлипс, владелец «Сан рекордз» (Sun Records) - ритм-н-блюзового лейбла в Мемфисе - подумывал о том, что если бы он смог найти белого певца, поющего по-негритянски, то стал бы миллионером.

Рок-н-ролл в действительности является лишь другим названием ритм-энд-блюза, который в свою очередь является другим именованием для блюза, произошедшего от негритянских спиричуэлс; однако для белого населения США и Европы он был в новинку. Многие из первых исполнителей рокабилли на «Сан» были всего лишь копиями либо Хэнка Уильямса, либо черных блюзменов, и не обладали собственным неповторимым стилем. Карл Перкинс (Carl Perkins) был несомненно прекрасным певцом и гитаристом, но слишком уж напоминал Хэнка Уильямса (взять, к примеру, его «Let The Jukebox Keep On Playing»). Элвис Пресли (Elvis Presley) был в основном все-таки поп-исполнителем (благодаря менеджменту Тома Паркера). Другие же исполнители были менее известны и не слишком оригинальны.

Джерри Ли был одним из немногих оригинальных белых блюзменов, а также одним из немногочисленных стилистов кантри после Хэнка Уильямса. Это заметил Сэм Филлипс, когда услышал Джерри Ли исполняющим вещи собственного сочинения: рэгтайм «End Of The Road», кантри «Crazy Arms» и «You"re The Only Star» Джина Отри (Gene Autry) в обработке пиано-буги, а также блюз-рок «Deep Elem Blues» в 1956 году. Джерри Ли создал совершенно новый стиль, соединяющий кантри, блюз, рокабилли, Эла Джонсона, буги и госпел, что все вместе и создало музыку ДжЛЛ.

Вскоре в мире обратили внимание на смесь кантри-блюз-буги в исполнении ДжЛЛ, и хит последовал за хитом. Его поразительный талант занял особое место в мире рок-н-ролла. Стиль его был неповторим. В хит-парады блюза, рок-н-ролла и кантри в 1957-1958 гг. вошли как забойные вещи вроде «Great Balls Of Fire», «Mean Woman Blues», «Breathless» и «High School Confidential», так и баллады в стиле кантри, такие как «You Win Again», «Fools Like Me» и «I"ll Make It All Up To You». Джерри Ли мог петь и играть все что угодно, в том числе: старомодное кантри («Silver Threads»), дельта-блюз «Crawdad Song»), джаз («No More Than I Get»), нэшвилл-кантри («I Can"t Seem To Say Goodbye»), лоудаун-блюз («Hello, Hello Baby») и рок-н-ролл («Wild One»). Так Сэм Филлипс нашел белого музыканта, который мог петь как негр и даже лучше.

К 1958-1959 гг. настоящий рок-н-ролл угасал. Исполнители вроде Бадди Холли (Buddy Holly) или Пэта Буна (Pat Boone) были хорошими певцами, но куда как более прилизанными, чем первые рокеры. Исполнители типа Бобби Ви (Bobby Vee) или Фабиана (Fabian) приобрели известность скорее благодаря своей наружности, нежели музыке. Джерри Ли обнаружил, что его музыку запрещают (подходящим предлогом для этого стал его брак с Майрой), и настоящей причиной тому было то, что рок-музыка побуждала молодежь к бунтарству. Наконец, падение рок-н-ролла было ускорено расистами, ненавидящими блюз, кантри, джаз и иную музыку «от корней», которой рок-н-ролл и был изначально. Потому-то хит-парады того времени страдали от засилья сладенькой поп-музыки.

В то время как друзья и современники Джерри Ли, такие как Элвис и Рой Орбисон (Roy Orbison) (по большей части под нажимом менеджеров вроде Тома Паркера) переключились на новый стиль, «Киллер» же, как и раньше, продолжал выдавать свои блюз-буги. Часть превосходнейших в его карьере хитов была записана на «Меркьюри рекордз» (Mercury Records) с 1963 по 1968 г. Среди них - «Corrine, Corrina», «She Was My Baby», «Whenever You"re Ready» и др. Он также исполнял в то время и соул, например «Just Dropped In», «It"s A Hang-up, Baby» и «Turn On Your Lovelight».

К 1968 году Джерри сосредоточился на кантри и выпустил мощные хиты вроде «Another Place, Another Time», «What"s Made Milwaukee Famous», «To Make Love Sweeter For You» и «She Still Comes Around». С 1969 по 1981 г. среди хитов Джерри вышли прекрасные баллады, такие как «Would You Take Another Chance», «She Even Woke Me Up», «Touching Home», «He Can"t Fill My Shoes» и «When Two Worlds Collide». Он также занимался блюзом, его вещь «I"ll Find It Where I Can» вошла в хит-парад по категории C&W (Country & Western - кантри и вестерн). Его альбомы также хорошо продавались, особенно «The Session» и «Killer Rocks On».

Годы его работы с фирмой «Elektra» (с 1979 по 1981) были также отмечены успехом, пришедшим с такими хитами, как «Two Worlds Collide», «Rocking My Life Away» и др. К 1986 г. он выпустил свыше 60 хитов, многие из которых были номером 1 или входили в десятку лучших. Три его альбома, выпущенных на «Elektra», стали одними из лучших. За ними последовали хорошие альбомы, записанные на MCA.

Между тем 60-е, 70-е и 80-е годы наполнили личную жизнь Джерри трагедиями: любимые им сыновья, Стив Аллен и Джерри Ли-младший, погибли в несчастных случаях, соответственно в 1962 и 1973 годах, в 1970-м умерла его мать, в том же 1970-м с ним развелась Майра; его следующие две жены погибли в 1981 и 1983 году в результате трагических несчастных случаев. Журнал «Роллинг Стоун» опубликовал чудовищно лживую статью, обвиняющую Джерри в смерти его пятой жены в 1983 году, не приведя при этом ни крупицы фактов. Все эти и другие трагические события заставили Джерри Ли пристраститься к наркотикам и спиртному. Он чуть не умер дважды: в 1981 и 1985-м от язвенного кровотечения. Керри, его нынешняя жена, помогла Джерри избавиться от вредных привычек.

И все же, несмотря ни на что, Киллер остается лучшим вокалистом, пианистом и шоуменом из всех. Его альбом 1995 года «Young Blood» наполнен той же энергией, что и работы прежних лет. Как заметил Хэнк Кокран, Джордж Джонс может великолепно петь традиционное кантри, но ничего более; Фрэнк Синатра превосходно исполняет свою музыку, но Джерри Ли может делать все, от блюза до кантри вплоть до Джимми Роджерса и госпел, и притом делать это как следует.

В 1996-м у Джерри случился инфаркт, однако он по-прежнему продолжает заниматься роком. Джерри Ли не только Король Рок-н-Ролл-Буги, но также и Король Американской Музыки Южных Штатов. И он единственный, кто продолжает играть настоящий Южный Блюз и Кантри в 90-е годы.

Джерри Ли Льюис (родился 29 сентября 1935) американский певец – автор песен, музыкант и пианист, который часто известен его прозвищем “Убийцы” и часто рассматривается как первый великий дикий человек “рок-н-ролла”.
Ранний пионер музыки рок-н-ролла, в 1956 Льюис сделал свои первые записи в Отчетах Солнца. “Сумасшедшие Руки” продали 300,000 копий на Юге, но именно его хит 1957 года “Целая Лотта Шакин’ Продолжение” стрелял в Льюиса к известности во всем мире. Льюис следовал за этим, когда он сделал запись песен, таких как “Великие Знойные красавицы”, “Затаившая дыхание” и “Конфиденциальная Средняя школа”. Однако карьера рок-н-ролла Льюиса колебалась в связи с его браком с его 13-летним кузеном, когда ему было 22 года.
Он имел мало успеха в диаграммах после , и его популярность быстро исчезла. Его сборы за живое выступление резко упали от 10,000$ в ночь до 250$. Тем временем он был полон решимости получить назад часть своей популярности. В течение начала 1960-х он не имел большого успеха диаграммы за редким исключением такой как, “Что будет я Говорить”. Его живые выступления в это время были все более и более дики и энергичны. Его альбом, Живой в Звездном Клубе, Гамбург с 1964 часто расценивается многими музыкальными журналистами и поклонниками как один из самых диких и самых больших альбомов концерта рок-н-ролла когда-либо. После записи песен, таких как “я горю” в течение нескольких лет с небольшим успехом, в 1968 Льюис превратил переход в музыку кантри и имел хиты с песнями, такими как “Другое Место, Другое Время”. Это повторно зажгло его карьеру и в течение конца 1960-х и 1970-х, он регулярно возглавлял западные страной диаграммы. Его Нет. 1 хит страны, включенный, “Чтобы Заняться любовью Более сладкий Для Вас”, “Должно Быть Больше, чтобы Любить, Чем Это”, “Был бы Вы Брать Другого, Случайно натыкается на Меня” и “Меня и Бобби Макги”.
Успехи Льюиса продолжались в течение десятилетия, и он охватил свой рок-н-ролл мимо с песнями, такими как покрытие “Кружева крема шантильи Крупного Бопера” и “Rockin Мэка Викери’ Моя Жизнь Далеко”. В 21-м веке Льюис продолжает совершать поездку зрителям во всем мире и все еще выпускает новые альбомы. Один такой альбом, названный Последний оставшийся в живых, является его наиболее продаваемым до настоящего времени в более чем миллионе копий, проданных во всем мире. Это сопровождалось Злым Стариком, который получил некоторые лучшие продажи карьеры Льюиса. У Льюиса была дюжина золотых отчетов и в скале и в стране, выиграл несколько премий Грэмми, включая Награду за выслугу. Льюис был введен в должность в Зал славы рок-н-ролла в 1986, и его новаторский вклад в жанр был признан Залом славы Рокабили. В 1989 его жизнь была отмечена в кино Great Balls of Fire, Деннисе Куэйде в главной роли. В 2003 Бродяга перечислила его павильон Весь Убийца, Никакой Наполнитель: Антология номер 242 в их списке “500 Самых больших Альбомов Всего Времени”. В 2004, они оценили его номер 24 в их списке 100 Самых великих Художников Всего Времени.Льюис – последний участник выживания Квартета Отчетов Солнца за Миллион долларов и Класс ’55 альбомов, которые также включали Джонни Кэша, Карла Перкинса, Роя Орбисона и Элвиса Пресли.

Молодость
Льюис родился у бедной семьи Элмо и Мейми Льюис в Ferriday в Округе Конкордии в восточной Луизиане, и начал играть на фортепьяно в своей юности с двумя кузенами, певцом музыки кантри Микки Джилли и телевизионным евангелистом Джимми Сваггартом. Его родители заложили свою ферму, чтобы купить его фортепьяно. Под влиянием играющего фортепьяно кузена старшего возраста, Карла Маквоя (кто позже сделал запись с Компанией Билла Блэка), радио и звуки от черного сустава juke через следы, названные Большим Домом Хани. На концертном альбоме Запросом, большим количеством Самого большого Шоу в прямом эфире на Земле, Льюиса слышат, называя Лунный Mullican как художника, который вдохновил его.
Его мать зарегистрировала его в Юго-западном Институте Библии в Уоксахачи, Техас, так, чтобы ее сын исключительно спел свои евангелистские песни. Но Льюис смело играл, исполнение буги-вуги буги-вуги “Моего Бога Реально” на церковном собрании, которое послало его упаковывающий ту же самую ночь. Пирри Грин, тогда президент студенчества, имел отношение, как во время шоу талантов, Льюис играл немного “мирской” музыки. Следующим утром, декан школы по имени Льюис и Грин в его офис, чтобы удалить их. Льюис сказал, что Грин не должен быть выслан, потому что “он не знал то, что я собирался сделать”. Несколько лет спустя Грин спросил Льюиса: “Вы все еще играете музыку дьявола?” Льюис ответил “Да, я. Но Вы знаете, что это странно, та же самая музыка, для которой они вышибли меня из школы, является тем же самым видом музыки, которую они играют в их церквях сегодня. Различие, я знаю, что играю для дьявола, и они не делают”.
После того инцидента он пошел домой и начал играть в клубах в и вокруг Ferriday и Натчеза, Миссисипи, став частью растущего нового звука рок-н-ролла и сократив его первый демонстрационный пример, делающий запись в 1954. Он совершил поездку в Нашвилл приблизительно 1955, где он играл клубы и попытался построить интерес, но отказался Великим Оле Опри, как он был на стадии страны Катания на возу Луизианы и радиопостановке в Шривпорте. Запись руководителей в Нашвилле предложила, чтобы он переключился на игру гитары.

Lewis, Jerry Lee
«Убийца» с лицом музыканта

В начале 70-х гг. в жизни Джона Леннона имел место следующий эпизод. Как-то близкий друг знаменитого битла Эллиотт Минц (Elliot Mintz)) повел его в голливудский клуб "Рокси" на концерт одного американского рок-исполнителя. По свидетельству Минца, после концерта Джон упал за кулисами на колени и... поцеловал ботинок певца, а тот, снисходительно похлопав его по плечу, сказал: "Ну, ладно, сынок, ладно". Заинтригованы? Сегодня мы расскажем о том, перед кем пал ниц даже Великий Джон...

Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis) родился в г. Ферридей, штат Луизиана, 29 сентября 1935 года. Легенда гласит, что когда их сыну исполнилось 8 лет, супруги Льюис заложили дом, чтобы купить ему за 900 долларов пианино. Мальчик овладел инструментом в течение буквально двух недель, а родители не смогли в срок выплатить долг - и потеряли жилье. (Легенда на то и легенда, чтобы ее детали в устах различных рассказчиков были расплывчатыми: в одних музыкальных источниках упоминание об потере дома присутствует, в других - нет, но пианино в детстве фигурирует во всех).
Подростком Льюис учился на священника (!) в религиозном институте "Ассамблея Бога" в штате Техас, тайком посещая со своими двоюродными братьями блюзовые клубы и наблюдая, как играют на пианино мастера жанра. Увлечение не прошло бесследно, и в конце концов юношу вышвырнули из института за "богохульную" музыку. Первое публичное выступление Джерри состоялось в 1948 году в родном Ферридее на мероприятии, посвященном презентации новой модели "Форда", затем он стал играть кантри в барах и клубах. До первых профессиональных записей было еще далеко.
В феврале 1952 г. 17-летний юноша женился, и мы бы не упоминали об этом факте, на первый взгляд не имеющем к музыке никакого отношения, если бы с тех пор семейные неудачи и скандалы не стали сопровождать всю дальнейшую личную жизнь легендарного рокера, прямо сказавшись на его музыкальной карьере. Очень скоро он бросил первую жену и, не разведясь с ней, женился на второй девушке, став, таким образом, "двоеженцем". Правда, в октябре 1953 г. любвеобильный парень все же оформил развод. К этому времени вторая жена подарила ему сына, Джерри Ли-младшего.
К середине 50-х Джерри Ли выступал как JERRY LRR LEWIS AND HIS PUMPING PIANO, насилуя пианино "по полной программе" и выколачивая из инструмента звуки не только с помощью пальцев, но и кулаков, ног, подбородка и задней части тела - не забывая при этом и петь! Несколько лет спустя, когда артист приобрел всеамериканскую популярность, за подобную технику игры поклонники дали ему кличку "Убийца" (killer). (Полтора десятка лет спустя похожий арсенал трюков начнет использовать в своих концертах и Elton John, но ведь он будет вторым, верно?).
После первых успехов Элвиса Пресли на фирме "Sun" туда направил свои стопы и Джерри Ли Льюис. Владельцу лейбла Сэму Филлипсу (Sam Phillips) как раз был нужен хороший пианист в стиле кантри и рок-н-ролл, и после прослушивания Льюиса он взял его. Какое-то время тот аккомпанировал таким артистам, как Carl Perkins, Warren Smith и Billy Lee Riley. Много лет спустя Филлипс вспоминал, что Элвису очень нравилась игра Джерри Ли Льюиса и что ему хотелось научиться играть на пианино так же великолепно, как это делал тот.
Со временем Филлипс обнаружил, что молодой человек обладает еще и неплохими вокальными данными, и решил выпустить с ним пластинку. Записали кантри-песенку "Crazy Arms" (декабрь 1956), но широкой "огласки" она не получила. Как-то Льюис работал над песней для своего второго сингла "It"ll Be Me", и во время перерыва в сейшне кто-то предложил, чтобы он попробовал спеть композицию "Whole Lotta Shakin" Goin" On", которую исполнял ранее с певцом Джонни Литтлджоном (Johnny Littlejohn). Джерри Ли даже не сразу припомнил слова песни, но когда он начал выбивать из пианино звуки в своем неподражаемом стиле и выкрикивать текст, повествующий о том, как в сельском амбаре устроили вечеринку и "все ходит ходуном", присутствующие в студии забалдели - в самом лучшем смысле этого слова. Сравнение позднее записи обеих песен показало, что "Whole Lotta...", пожалуй, превосходит тот номер, который планировали на основную сторону сингла.
Сэм Филлипс был поначалу против, но на повторном сейшне композиция прозвучала еще убедительнее, и босс был сломлен. В июне 1957 г. "Whole Lotta..." стала вторым синглом Льюиса на фирме "Sun".
Вскоре Джадду Филлипсу (Judd Phillips), брату Сэма, который помогал последнему в музыкальном бизнесе с самого основания фирмы "Sun", удалось организовать для молодого артиста участие в телепрограмме "Steve Allen Show" известного ведущего Стива Аллена (ранее в этом же шоу пел и Элвис). Джерри Ли выступал последним - но зато как! Во время исполнения "Whole Lotta..." он встал из-за пианино и пнул стульчик ногой, отшвырнув его прочь. Аллен, решив "подыграть", бросил стул назад в пианиста, а потом запустил в музыканта еще чем-то. Тот продолжал играть - теперь используя для этой цели ногу. И все это на глазах многочисленной телеаудитории! Скандальное выступление принесло певцу неслыханную популярность. Пластинка пошла в международных хит-парадах вверх, заняв 2-е место в США и 8-е в Англии. Льюис не забыл услуги, оказанной ему Алленом, но об этом чуть ниже. "Whole Lotta Shakin" Goin" On", классический "пианинный" рок, вошел в репертуар практически всех исполнителей тех лет - Литтл Ричарда, Карла Перкинса, Элвиса Пресли, Клиффа Ричарда, Билла Хейли, но никто не вложил в эту композицию столько неистовой энергии, как Джерри Ли Льюис.
Увидев последнего по телевизору, негритянский композитор Otis Blackwell, незадолго до этого сочинивший для Элвиса суперпопулярные "Don"t Be Cruel" и "All Shook Up", прислал Филлипсу демо своей новой песни "Great Balls Of Fire". Композиция как нельзя лучше подходила стилю Льюиса и была немедленно записана. Выбор оказался верным: сингл поднялся в чартах на родине музыканта до 3-го места и попал на вершину хит-парада в Англии (конец 1957 г).
Льюис начинает гастролировать по стране, причем более чем скромный аккомпанирующий состав (бас-гитарист плюс ударник с одним небольшим барабанчиком) позволяет ему иногда выступать прямо... с кузова машины, украшенной надписью "Платите меньше у музыкального грузовика Джерри Ли Люиса", которая станет понятной, если упомянуть, что одновременно музыканты приторговывали пластинками.
Компания Warner Brоthers снимает музыкальный фильм "Disc Jockey Jamboree" (1957), где маэстро выступает вместе с такими звездами, как Carl Perkins, Fats Domino, Connie Francis. В это время и рождается лозунг "Rock and roll is the thing and Jerry Lee is the king!" (Рок-н-ролл это вещь, а Джерри Ли - его король!) - в конце концов бурное поведение Льюиса на сцене (равно как и в жизни) давало для этого некоторые основания.
Примерно тогда же Джерри Ли тайно женился в третий раз - на своей двоюродной сестре Мире Гейл Браун (Myra Gale Brown). Что делало ситуацию еще более скандальной, невесте было всего...13 лет!
Весной 1958 года Льюис отправляется на гастроли в Англию, имея на своем счету еще один, третий, хит "Breathless" (7-я позиция в США, 8-я - на Британских островах). В поездке его сопровождают сестра и жена-подросток, хотя Сэм Филлипс и предупреждал его не играть с огнем. 22 мая 1958 г. в лондонском аэропорту "Хитроу" состоялась пресс-конференция. Супруги держались вместе, хотя менеджер певца и попытался убрать Миру подальше, когда они сходили с самолета. Кто-то из журналистов спросил, что это за девушка. "Это моя жена Мира, - объявил Джерри Ли. "И сколько же ей лет?" - "Пятнадцать". - "Боже, миссис Люис, не слишком ли рано выходить замуж в таком возрасте?" - "О, нет, вовсе нет, - прощебетала Мира. - У нас там (в Америке. - И.М.) возраст не играет особой роли. Можете выходить замуж и в десять, если найдете мужа".
Сенсационная новость облетела не только Англию - на родине музыканта журналисты немедленно обнаружили, что молодые люди сочетались браком за 5 месяцев до того, как Льюис официально развелся со своей второй женой, и что его избраннице не пятнадцать лет, как она заявила на пресс-конференции, - ее возраст лишь приближался к четырнадцати!
Гастроли музыканта были фактически сорваны. Британские газеты разразились бранными статьями на тему "морального облика" заморской звезды, некоторые потребовали депортации артиста, а публика на концертах освистывала его и награждала эпитетами типа "похититель младенцев". Было решено прекратить турне. Напоследок Льюис заявил журналистам: "В целом вы, англичане, хорошие ребята, но кое-кого из вас душит зависть, просто зависть!". На вопрос, повлияет ли этот скандал на его карьеру, певец ответил: "У меня в Америке два отличных дома, три "кадиллака" и ферма. Что еще человеку надо?"/
В США распросам журналистов не было конца. Джерри Ли пришлось объяснять, что его не депортировали, а он "соскучился" и вернулся сам. Лишь один раз музыкант едва не вышел из себя - когда кто-то вновь поинтересовался возрастом Миры. "Можете записать, что она - женщина!" - рявкнул он.
Просто удивительно, сколько музыкальных карьер было растоптано тяжелой пятой судьбы на рубеже 50 - 60 гг.! В авиакатастрофе погибли Buddy Holly, Big Bopper и Richie Vallens, в автокатастрофе - Eddie Cochran, сел в тюрьму Chuck Berry, был искалечен в аварии и надолго прикован к постели Carl Perkins. Карьера Джерри Ли Льюиса тоже переживала не лучшие свои времена...
Сэм Филлипс предпринимал отчаянные попытки спасти положение, обращаясь даже к таким нетрадиционным методам, как, например, выпуск сингла "The Return Of Jerry Lee", на котором скомбинировал отрывки из песен своего подопечного таким образом, чтобы они как бы отвечали на вопросы журналистов. Филлипс также закупил целую страницу в журнале "Billboard", на которой они с Льюисом поместили открытое письмо к публике. "В последние несколько недель я приобрел огромную популярность, - писал артист. - Но эта популярность целиком отрицательного свойства. Даже в самых плохих людях должно быть что-то хорошее, а согласно сообщениям из Лондона я - наихудший из всех и не заслуживаю ни одного нормального пресс-релиза. Все это началось потому, что я попытался сказать правду. Я рассказал историю своей прошлой жизни, поскольку считал, что она выправляется, и полагал, что никого не обижу, если найду в себе мужество и скажу всю правду. Я признаю, что моя жизнь была бурной. Я также должен сказать, что с тех пор, как я стал популярен, я искренне хотел быть достойным восхищения всех людей, молодых и старых, которые полюбили мой талант (если он у меня есть). Это, в конце концов, и есть все, что я могу предложить как профессионал...".
Но гонения на музыканта продолжались. Известный американский диск-жокей и телеведущий Dick Clark после звонка "сверху" отказался показывать Льюиса в своих программах. Ангажемент в нью-йоркском ночном клубе "Кафе де Пари" был расторгнут буквально через неделю, даже несмотря на то, что заведение находилось в критическом финансовом положении. Очередной сингл артиста "Break-Up" (август 1958 г.) едва поднялся до 52-го места в США.
И все же Джерри Ли имел еще один крупный хит - композиция "High School Confidential" стала заглавной песней одноименной киноленты. Фильм "про наркотики" снискал немалую популярность, а песня попала на 12-е место и в США и в Англии (1958).
В феврале 1959 г. Мира родила сына, и Льюис назвал его Стивом Алленом - в честь упомянутого выше телеведущего, в программе которого он прославился. К сожалению, три года спустя мальчик утонул в бассейне.
"Черный" период, когда пластинки артиста либо игнорировались вообще, либо занимали чисто символические места, продолжался примерно два года. Только в 1961 г. его интерпретация классической композиции Рэя Чарльза (Ray Сharles) "What"d I Say" поднялась до 10-го места в Англии и 30-го - в США. В 1962 - 63 гг. две кавер-версии Льюиса - "Sweet Little Sixteen" Чака Берри и "Good Golly Miss Molly" Литтл Ричарда - напомнили миру, что певец жив и здоров (соответственно 38-е и 31-е место на Британских островах). Это же подтверждал и второй альбом артиста "Jerry Lee Lewis Vol. 2", поднявшийся до 14-го места британских бестселлеров (лето 1962 г.). Попутно заметим, что за 8 первых лет своей карьеры музыкант записал лишь две долгоиграющие пластинки.
В 1963 г. Мира родила своему супругу дочь. Девочку назвали Фибби Аллен. Событие совпало с переходом артиста в фирму "Smash": контракт с "Sun" закончился. Напоследок Джерри Ли записал на лейбле Филлипса сингл "Teenage Letter" - на этот раз в дуэте со своей сестрой Линдой Гейл (Linda Gail). Пластинка прошла незамеченной. (Линда записывалась вплоть до 1974 г., но ее карьера так и не состоялась).
К середине 60-х Льюис почти отошел от рок-н-ролла и переключился на музыку кантри (следует отметить, что он и раньше записывал кантри-материал, в основном на обратных сторонах рок-синглов). Его первым кантри-альбомом стал диск "Country Songs For City Folks" (1965), а хитовым синглом в этом стиле - композиция "Another Time, Another Place", занявшая 4-е место в кантри-чартах в 1968 г. Но если в музыке легендарный исполнитель остепенился, то про его жизнь этого сказать никак нельзя - он продолжал регулярно попадать в скандальную хронику со своими алкогольными и наркотическими эскападами. Брак с "несовершеннолетней" Мирой завершился в начале 1971 года - как ни странно, он продолжался целых 13 лет! (Десять с лишним лет спустя Мира напишет книгу воспоминаний о своем знаменитом супруге "Great Balls of Fire".) В конце года Льюис женился в четвертый раз.
Турне по Англии в 1972 г. закончилось едва ли не провалом: рок-фанаты не принимали кантри-номеров, фанаты кантри не желали слышать рока, и на концертах постоянно возникали словесные перепалки со зрителями. Со временем Льюис научился находить правильную пропорцию того и другого. Весной 1973 г. знаменитый рокер записал двойник "The Session" с каверами классических рок-н-роллов. В сейшне принимали участие ведущие гитаристы того времени - Peter Frampton, Rory Gallagher, Alvin Lee и Albert Lee. Альбом впервые за 9 лет попал в американские чарты (37-е место). В том же году артиста постигла новая трагедия: его первый сын Джерри Ли-младший, который к этому времени стал ударником в группе отца, погиб в автокатастрофе.
В 1976 г. скандальная жизнь артиста вступила в новую фазу - на этот раз в ход пошло огнестрельное оружие. В этом году Джерри Ли нечаянно ранил своего бас-гитариста Нормана Оуэнса, а также был задержан у поместья Элвиса Пресли, где размахивал пистолетом (второй эпизод произошел лишь через несколько часов после того, как он был задержан полицией за вождение автомобиля в пьяном виде). В 1978-м подписал контракт с компанией "Elektra", но после 3 альбомов стал судиться с фирмой. В июле 1981 г. певец пережил сложную операцию на желудке, причем шансы его оценивались, как "50 на 50", но все же он поправился - настолько, что в 1983-м почти в 50-летнем возрасте смог возобновить выступления и... жениться на 25-летней Shawn Michelle Stevens. Четвертая жена, Jaren Pate, c которой Льюис не проживал уже какое-то время, утонула в бассейне годом ранее. Вообще, как мы видим, скандалы и трагедии сопровождали жизнь Джерри Ли Льюиса, как никакого другого музыканта (или просто человека), и если в скандалах индивид еще бывает как-то заинтересован, то уж трагедии он себе сам никак не устраивает! Два месяца спустя молодая жена артиста была обнаружена утонувшей в их домашнем бассейне. Полиция заподозрила в случившемся Льюиса, но доказать ничего не смогла. 22-летняя Kerrie McCarver стала шестой избранницей героя нашего рассказа В 1987 г. она родила ему сына Джерри Ли Льюиса-III.
В 1989 г. на экраны мира вышел художественно-биографический фильм о жизни Джерри Ли Льюиса под названием "Great Balls Of Fire". Главного героя играл Dennis Quaid. Звуковая дорожка к ленте с перезаписями старых хитов впервые с 1973 г. вернула певца в американский поп-хит-парад. Весной 1997 года, буквально вслед за Чаком Берри, маэстро посетил Россию. Два его выступления прошли без аншлагов - отчасти в силу немалой стоимости билетов, отчасти, вероятно, потому, что на популярность артиста свою тяжелую лапу наложило неумолимое время. Эх, если бы лет 20 назад! Ведь недаром говорится: ложка дорога к обеду.
Таков этот музыкант, к стопам которого припал сам Джон Леннон. И, наверное, есть какая-то символика в том, что в большинстве английских рок-энциклопедий и справочников фамилии Lewis и Lennon - бунтаря 50-х и бунтаря 60-х гг. - стоят рядом.

Джерри Ли Льюис – американский пианист и певец по прозвищу Убийца, ставший пионером рок-н-ролла и музыки в стиле рокабилли. Обладатель дюжины золотых дисков, он выиграл несколько премий «Грэмми», в числе которых награда «За выдающийся вклад в музыку».

Его знаменитую композицию "Whole Lotta Shakin "Goin" On" внесли в Национальный реестр записей американской Библиотеки Конгресса. Сейчас Джерри Ли – последний оставшийся в живых участник «Квартета на миллион долларов», в котором, кроме него, играли , Карл Перкинс и .

Детство и юность

Джерри Ли Льюис родился 29 сентября 1935 года в местечке Ферридэй, расположенном в Восточной Луизиане. Его родители Элмо и Мами Льюис были бедными фермерами, но стремились дать единственному сыну все, что было им по карману, даже немного больше. Когда под влиянием двоюродных братьев, Микки Гилли и Джимми Сваггарта, Джерри Ли увлекся игрой на пианино, мать с отцом заложили дом и землю, чтобы купить дорогостоящий инструмент.


Настаивая на том, чтоб сын исполнял исключительно евангельские песни, Мами записала его в Юго-Западный библейский институт, в Ваксахачи, штат Техас. Вскоре Льюис, уже в молодости отличавшийся дерзким характером, сыграл буги-вуги на церковном собрании и был изгнан из учебного заведения.

Юноша вернулся домой и начал выступать в местных клубах. В 1954 году Джерри Ли сделал первую демозапись и отправился в Нэшвил в поисках контракта со звукозаписывающей компанией.

Музыка

Поначалу продюсеры не воспринимали творчество Льюиса как нечто заслуживающее внимания. Лишь в ноябре 1956 года Сэм Филлипс, владелец студии Sun Records, рассмотрел талант в музыканте и подписал с ним контракт на выпуск сольных альбомов при условии, что Джерри Ли примет участие в записи других исполнителей. Как сессионный пианист Льюис сопровождал выступления Карла Перкинса, Джонни Кэша и Билли Ли Райли и стал первым человеком, сыгравшим на клавишах песни в стиле рокабилли.

Песня Джерри Ли Льюис «Great Balls of Fire»

С 1957 года, после выпуска хитов "Whole Lotta Shakin" Goin" On", «Crazy Arms» и "Great Balls of Fire", принесших Джерри Ли мировую известность, музыкант занялся индивидуальной карьерой. На сцене Льюис вел себя как сумасшедший: стучал каблуками по фортепианным клавишам, отбрасывал в сторону скамейку и играл без нее, размахивая руками для драматического эффекта, сидел и даже стоял на инструменте.

В мае 1958 года, во время гастролей по Англии и Шотландии, вокруг музыканта разгорелся скандал, связанный с его личной жизнью. Композиции Джерри Ли занесли в черный список на радио, концерты отменили. Сэм Филлипс предал собственного клиента, выпустив фиктивное интервью с его участием, только американский диджей Алан Фрид, изобретатель термина рок-н-ролл, остался верен музыканту и ставил в эфир его записи.


В это тяжелое время Льюис выступал в барах и кафе. Желание быть на виду у публики подтолкнуло его к записи инструментальной буги-аранжировки композиции оркестра "In the Mood" под псевдонимом The Hawk. Обман быстро раскрылся, потому что радиоведущие и слушатели узнали неповторимую исполнительскую манеру Джерри Ли.

В 1963 году закончился контракт Льюиса и Sun Records, он перешел на студию Mercury Records. Сотрудничество началось с записи потенциального хита "I"m on Fire", который должен был вернуть музыканту любовь и доверие публики. Этого не произошло, поскольку Америка познакомилась с творчеством , и интерес к рок-н-роллу начал угасать.

Песня Джерри Ли Льюис «Whole Lotta Shakin" Goin" On»

Не теряя надежды, Джерри Ли записал альбомы «The Return Of Rock», «Memphis Beat» и «Soul My Way», но они не имели коммерческого успеха. Слава вернулась к исполнителю после выхода пластинки «Live в Star Club» в 1964 году, которая стала одной из величайших живых рок-н-ролльных записей, изданных когда-либо.

Окончательно позиции Льюиса укрепились после исполнения кантри-песни Джерри Чесната "Another Place, Another Time", вышедшей в качестве сингла 9 марта 1968 года и сразу взлетевшей на верхние строчки чартов страны. Затем последовали ряд хитов, записанных в том же стиле, 17 из них вошли в топ-10 композиций в хит-параде Billboard.


"What"s Made Milwaukee Famous (Has Made A Loser Out of Me)", "To Make Love Sweeter For You", "She Still Comes Around (To Love What"s Left of Me)", "Since I Met You Baby", "Once More With Feeling", "One Has My Name (The Other Has My Heart)" и "Sometimes A Memory Ain"t Enough" гремели на радиостанциях и танцевальных площадках Америки.

Слушатели и критики были очарованы легким душевным вокалом пионера рок-н-ролла, обладавшего эмоциональным резонансом наравне со знаменитыми исполнителями Джорджем Джонсом и Мерлом Хаггардом. После такого поворота Льюис стал самым высокооплачиваемым певцом Америки. Спрос на его пластинки вырос настолько, что новый владелец Sun Records переиздал ранее записанные альбомы музыканта и продал их небывалыми тиражами.

Песня Джерри Ли Льюис «Crazy Arms»

В январе 1973 года Джерри Ли в первый и единственный раз выступил в радиопередаче «Grand Ole Opry». В прямом эфире музыкант нарушил все правила и традиции программы: вместо 8 минут, отведенных на музыку между рекламами, он почти час играл без перерыва, рассуждал о музыке и о жизни, а затем пригласил одного из служащих спеть вместе с ним. До 1977 года Джерри Ли продолжал записывать альбомы в стиле кантри. Последним хитом, вышедшим на Smash Records, стала композиция "Middle Age Crazy", записанная в 1977-м.

В 1986 году Льюис стал одним из первых 10 членов «Зала славы рок-н-ролла», открытого в Кливленде, штат Огайо. Тогда же музыкант вернулся на студию Sun Records, чтобы участвовать в записи альбома «Class of "55» в компании , Джонни Кэша и Карла Перкинса. Пластинка должна была стать аналогом «Квартета на миллион долларов», но, по мнению критиков, ей не хватило атмосферы, царившей в 1956 году.


Через 3 года произошел очередной взлет в творческой биографии музыканта, когда он перезаписал старые песни для фильма «Большие огненные шары», снятого по воспоминаниям бывшей жены Льюиса. Главные роли в картине о жизни и раннем творчестве певца сыграли , и .

В 1990 году новая песня Джерри Ли "It Was the Whiskey Talkin" (Not Me)" стала саундтреком к блокбастеру «Дик Трейси» с участием , и . Льюис постоянно гастролировал по стране и за ее пределами. В 1998 году он присоединился к звездному туру и Литла Ричарда.

Песня Джерри Ли Льюис «It Was the Whiskey Talkin" (Not Me)»

12 февраля 2005 года музыкант получил премию «Грэмми» за «Вклад в развитие музыки», а через год выпустил новый альбом под названием "Last Man Standing", где большинство композиций представляли собой дуэты с мировыми звездами рока: , и другими. Получив положительные отзывы, пластинка попала в 4 хит-парада Billboard, включая 2-недельное пребывание под номером один в инди-чартах.

В марте 2007 года режиссер Джим Гейбл выпустил DVD под названием « Last Man Standing Live» с концертными клипами Льюиса и многих приглашенных артистов, среди которых были , Джон Фогерти и другие. Диск стал золотым в Соединенных Штатах Америки, где продали более полумиллиона копий.

Личная жизнь

Джерри Ли Льюис был женат 7 раз и имел шестерых детей. Первый брак с Дороти Бартон длился в течение 20 месяцев, с февраля 1952-го по октябрь 1953 года. Со второй женой Джейн Митчум музыкант прожил 4 года. За это время у пары появились двое детей.


Бурная личная жизнь Джерри Ли была скрыта от общественности до мая 1958 года, когда во время гастролей в Великобритании репортер Рэй Берри узнал о женитьбе музыканта на двоюродной племяннице по имени Майра Гейл Браун, которой было 13 лет. Огласка вызвала бурю негодования, и тур прекратился после 3 концертов.

Пара поженилась в декабре 1957 года, и вскоре у них родился сын Стив, проживший всего 3 года, а затем дочь Фиби. В 1970-м супруги развелись из-за того, что Майра устала от бесконечных оскорблений и жестокости со стороны мужа.


Следующей женой Джерри Ли стала Джарен Элизабет Ганн Пэйт, которая родила музыканту дочь. Отношения не сложились, и супруга ушла жить к другому мужчине. За несколько недель до развода она утонула в бассейне. Ходили слухи, что эта смерть была неслучайной, но Льюис отрицал причастность к трагедии.

Через год после гибели Джарен музыкант нашел вторую половинку и снова ошибся в выборе. Совместная жизнь с Шон Стивенс длилась 77 дней, а затем супруга умерла от передозировки наркотиков. Общественность снова подозревала Джерри Ли в произошедшем, но, не найдя никаких доказательств, вскоре успокоилась.


Самым долгим был брак с Керри Маккавер, ставшей спутницей жизни певца на 21 год. У супругов был только 1 ребенок, Джерри Ли Льюис III, родившийся в 1973 году. Джерри с шестой женой сначала жили в США, а когда начались проблемы с налогами, уехали в Дублин.

В 1997-м пара вернулась на родину, после того как ирландский промоутер Киран Кавана уладил финансовые вопросы. В 2004 году супруги развелись, и Джерри на некоторое время стал холостяком.


Джерри Ли Льюис и его жена Джудит Браун

В последний раз музыкант женился в возрасте 76 лет на 62-летней Джудит Браун, бывшей супруге двоюродного брата Расти Брауна. Церемония состоялась 9 марта 2012 года в местечке Натчез, штат Миссисипи, и некоторое время была секретом не только для журналистов, но и для близких друзей и родственников.

Джерри Ли Льюис сейчас

Льюис живет на ранчо в Несбите, штат Миссисипи, со своей семьей. Он управляет собственным клубом, открытым в 2013 году на Бил-стрит в Мемфисе. В интерьере заведения присутствует дух рок-н-ролла: на стенах развешаны раритетные фотографии музыканта и его звездных коллег, там же находится пианино, на котором Джерри Ли время от времени играет композиции разных времен.


31 декабря 2018 года Льюис планирует выступить на Бил-стрит с большим новогодним концертом, а после этого начнется гастрольный тур музыканта по городам Америки. Выступления пройдут в Джэксоне, штат Миссисипи, Сарасоте, Флорида, и Гринвиле, Южная Калифорния.

Дискография

  • 1963 – «The Golden Hits of Jerry Lee Lewis»
  • 1967 – «Soul My Way»
  • 1970 – «She Even Woke Me Up To Say Goodbye»
  • 1972 – «Who’s Gonna Play This Old Piano?»
  • 1975 – «Boogie Woogie Country Man»
  • 1976 – «Country Class»
  • 1980 – «When Two Worlds Collide»
  • 1982 – «The Survivors»
  • 1986 – «Class of ’55»
  • 1989 – «Great Balls of Fire»
  • 2006 – «Last Man Standing»
  • 2010 – «Mean Old Man»
Loading...Loading...