Длина рапиры для фехтования. Это изящное искусство! Что такое спортивное фехтование

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.

Общая информация :

  • Клуб« Клинок и Лоза» обучает историческому фехтованию - фехтованию на клинковом оружии, имеющем аналоги в прошлом. Обучение разделяется на несколько направлений: фитнесс-фехтование, историческое фехтование(включая историю костюма), рубка мишеней.
  • Наш клуб объединяет направления комплексной реконструкции, что означает полное погружение в эпоху(VII-XII и XVII века). В качестве бонуса - обучение верховой езде, стрельбе из лука и морскому делу на выездах(регион участники выбирают самостоятельно).
  • С 2018 года мы начали изучение традиций исторических европейских боевых искусств(HEMA).
  • Мы являемся членами« Федерация Спортивного Меча». Проводим занятия для детей на мягком оружии.
  • Одежда для тренировок в зале - спортивная. На клубных выездах - согласно эпохе, на которую организуется выезд.
Мы тренируем по направлениям :
  • Классическое фехтование с одним оружием.
  • Шпага и дага.
  • Меч и щит.
  • Топор и щит.
  • Копьё / бродекс.
  • Меч / сабля.
  • Длинный меч.
  • Дуэльное фехтование.
  • Командная работа(тройки, пятёрки).

Город клуба : Москва.

Год основания : 2010.

Руководитель : Павлюкова Екатерина Дмитриевна.

Инструкторский состав : Павлюков Алексей(с 2009 года), Камшилин Александр(с 2008 года), Павлюкова Екатерина(с 2009 года).

Проведённые турниры и мероприятия :
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции на раннее средневековье« Варяжские Паруса»: лодочные бои, обучение морскому делу, участие в реконструкции балтского обряда« Сотворение мира» (2015−2018 годы).
  • Ежегодный межэпоховый фестиваль исторической реконструкции« Хельга»: боевая программа, организация метательных тиров и торговли, судейство(2014−2018 годы).
  • Турниры исторического фехтования« Хольмганг»(2016 год).
  • Турниры по рубке на репликах клинкового оружия« Поющий Клинок»(2016−2017 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции на раннее средневековье« Богатырская Сила»: судейство, организация турнира в рамках фестиваля(2013, 2015−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Гнёздово»: организация метательных тиров, организация и проведение мастер-классов, судейство(2013−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Русь Изначальная»: организация и проведение турнира в рамках фестиваля, судейство(2016 год).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Былинный Берег»: показательные выступления и мастер-классы по рубке, организация метательных тиров(ножи, топоры, сулицы), судейство, лодочная команда(2015−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Русборг»: показательные выступления с конной программой(2016 год).
  • Международная выставка« Клинок - традиции и современность», «Клинок на Неве», ножевые выставки в Москве и Санкт-Петербурге: показательные выступления по фехтованию и рубке, мастер-классы по рубке,(2016−2019 годы).
  • Ежегодная международная выставка« Конная Россия» в КСК« Битца»: показательная конная программа (2016 год).
  • Закрытые Кавалерийские соревнования КСК« Атаманец»(2015 год).

В атаку не ходи! Назад не ходи! Защиту не бери! Контратаку не делай! Не проваливай! Прямую руку не ставь!
- А что же делать?
- Фехтуй!

Дополнительная информация

  • Прежнее название клуба: СКИР« Хорояр».
  • Для фехтования мы используюем массогабаритные(не заточенные) копии исторического оружия. Техника фехтования восстанавливается по историческим манускриптам и фехтбухам. Фехтование происходит в аналогах исторических костюмов с обязательным соответствием оружию фехтовальщика.
  • Наш клуб принимал участие в съёмках фехтовальных сцен для клипов музыкальных групп: Imperial Age (участие), Рарог« Беда»(участие и постановка), Калевала« Нагрянули»(участие и постановка фехтовальных сцен).
Контакты :
  • Мастерская клуба и собеседование с кандидатами: ул. Ольховская, 14, корпус 4, комната 13 М (м. Бауманская / м. Красносельская ).
  • Адрес зала для тренировок: ул. Нижняя Красносельская, 35, строение К (м. Бауманская / м. Красносельская) .
  • Чтобы записаться на первую тренировку, заполните форму в группе« ВКонтакте»: «

Фехтование в Москве - обзор различных направлений

На сегодня в Москве сложилось довольно значительная прослойка различных школ фехтования по самым разным направлениям.

Основную массу на сегодня среди школ фехтования в Москве занимают клубы и школы ножевого боя. В целом это понятно. Сам по себе ножевой бой - одно из самых востребованных направлений фехтования, востребованных на бытовом уровне.

Все хотят уметь владеть ножом. Все лелеют голубую мечту подсадить на нож гопника в темном переулке, ну а кто то лелеет и мечту подсадить на нож порядочного гражданина и своего «заклятого друга», таких, кстати, не мало. Все они идут в школы ножевого боя. Основные школы ножевого боя в Москве - это, по сути, выходцы из рукопашного боя.

То есть их техника - это всего лишь модернизированный вариант рукопашного боя, когда вместо кулака или боксерской перчатки - у вас в
руке нож. Чем это чревато? А вот чем. Для знатоков не секрет, что рукопашный бой и бой с ножом - это сильно разные вещи. Разные во всем, в стойке, в технике удара, в задействованных мышцах при ударе, в движениях, в идеологии боя наконец. То, что приемлемо для рукопашного боя - совершенно неприемлемо для ножевого боя. Ножевой бой исповедует один точный удар. Это - аксиома.

Если вы набегаете и пытаетесь истыкать человека десятком ударов, то почти на 100% гарантированно получите хоть один удар, но в ответ. А проблема ножа такова, что в нем и один пропущенный удар часто может быть летальным. Следовательно, основа ножевого боя - это мгновенный вход, поражение, и не менее мгновенный выход, все остальное благоглупости, приводящие к обоюдному поражению, допустить которое не просто нежелательно, а смерти подобно в самом прямом смысле.

Katana Club придерживается техники только чистого поражения, с максимальной безопасностью для себя - этим мы разительно отличаемся от остальных школ ножевого боя в Москве, и вообще от школ фехтования в Москве.


Второй момент, а точнее проклятие ножевого боя в Москве - это турниры.

То есть, как все благоглупости, они задумывались как проверка силы и ловкости участников, и как все благоглупости через пару лет достигли апогея дурости. Их правила рассчитаны на турнир, а не на реальный бой на улице, о котором обычно красиво рассказывают инструктора, завлекая новичков.

Не секрет, что правила турниров далеки от реального боя как Юпитер от Земли. Турнирные правила большинства клубов в целом
приветствуют удары руками и ногами, хотя в реальном ножевом бою на улице этого практически никогда не случается, а тот, кто по дурости махнул ногой - получает в нее гарантированный удар ножом и проигрывает драку а часто и жизнь.

Турнирные правила вырабатывают полное до дебелизма отсутствие боязни клинка противника - ну еще бы, это же всего лишь имитация, чего ее боятся. Как следствие, люди лезут на клинок не разбирая брода, получают множественные удары и наносят сами, не понимая, что в реальном бою это два трупа, отвалившихся от друг друга с дырками в пузе.


Еще один момент - это само тренировочное оружие. Короткие деревянные тупые имитации.

Такой вид тренировочного снаряда распространен в большинстве клубов Москвы. Чем это плохо. Ну во-первых вес и длинна. Деревяшка весьма коротка и легка. Если сделать ее больше, что потребуется более серьезная, ЗНАЧИТЕЛЬНО более серьезная защита, чем просто фехтовальная маска. Это лишние расходы и не только участников, но и клубов, в том числе на безопасность занятий. Тяжелым и длинным деревянным оружием можно легко убить. В самом прямом смысле, я не шучу. Или жестоко искалечить. Даже то оружие, что обычно есть - это опасность для противника при поражении шеи, живота, кистей, если они плохо защищены. Вплоть до летального исхода. Если вы тупой деревящкой со всей силы ударили в печень или селезенку - вы конечно не проткнете человека.

Но, кроме здоровенной гематомы, он может получить разрыв внутренних органов и

Умереть от сильнейшей потери крови еще до конца тренировки. Особенно с учетом того что из чистого бахвальства 90% участников не одевает защитные жилеты. Это с одной стороны. По этому достаточно

Распространена практика ослабления удара в конечной точке, чтобы ненароком не получить груз 200 и приличный срок в тюрьме.

А с другой стороны, малый вес и размеры не дают нормально набивать руку, тренируясь с таким оружием. Некоторые приемы вообще невозможно натренировать с малым весом ножа, например быстрые удары по руке. Не летит вперед нож такой развесовки и такого веса, хотя взяв в руки даже обычный
складной нож вы получаете совсем другую картину.

Katana Club использует в своих тренировках и спаррингах не травмаопасные массогабариты реальных ножей, тяжелых - от 200 - 250 грамм и более, например Raja 2 или Ontario. Наши имитации не причиняют увечий, хотя получить синяк на пальцах вполне реально, если вы приходите на спарринг без перчаток. Все участники спаррингов, в обязательном порядке имеют защитные шлемы, предохраняющие от контузии и надежно закрывающие лица и перчатки. Кроме того женщинам рекомендуется носить нагрудники, во избежание травм груди.

Такой подход Katana Club к тренировкам дает возможность не ослаблять удар в его крайней точки, из боязни покалечить человека, а наносить его в полную силу. Это формирует рефлекс у человека ВСЕГДА бить именно так, сильно и жестоко, не допуская смазанных ударов. Во вторых реальная развесовка позволяет наносить быстрые, точные и мощные удары, в отличие от легкой деревянной имитации.

Еще одно направление фехтования в Москве, достаточно популярное - это дуэльное фехтование. Тут выбор клубов и школ и направлений весьма широк. От фехтования на двуручных мечах, от сабель и палашей и до


Тяжелых исторических шпаг. Всех их объединяет одно - это как правило оружие из текстолита, весом более 1,1 кг, хотя иногда встречаются и клубы, фехтующие на стальных клинках.

Основным отличием этого направления является его крайняя травмаопасность. Текстолитовый клинок, в отличие от стального практически
не гнется. Бьют им, как правило, в полную силу и со всей дури. Этот вид фехтования вынуждает иметь достаточно дорогостоящий защитный доспех, фехтовальную маску, модернизированную, ибо если вы получаете прямой удар в лицо в стандартную спортивную фехтовальную маску, то последствием бывает рассечение сеткой лица и сломанный нос, хорошо, если сломанный так что его собрать можно.

Впрочем защита не гарантирует от мелких травм, таких как разбитые пальцы, гематомы от уколов, травмы суставов и прочее прочее.

Одно из самых неприятных явлений в дуэльном фехтовании это его страшная оторванность от реальной жизни. Турниры, которые проводятся на очки, не дают никаких навыков реального боя, более того, они этот навык у человека размывают. В целом все знают - оружие не настоящее, удары не смертельны, и чтобы заработать очки - лезут, не глядя на вражеский клинок. Повторяется та же картина, что и в ножевом бое. Даже еще хуже. Более того, практика, сложившаяся в дуэльном фехтовании не привносит почти ничего из спортивного фехтования, а напрасно, в спортивном фехтовании, несмотря на всю его воплощенность есть чему поучиться.

Katana Club в своем обучении берет самое лучшее и из спортивного фехтования, мы стараемся изучать и приемы мастеров спортивного фехтования и вдумчиво переносить их на более тяжелое оружие.

Особняком стоит фехтование в айкидо, кендо и прочее обучение приемам с катаной.


К сожалению, сегодняшнее кендо очень далеко отстоит от реального боевого фехтования. В нем ряда приемов - например запрещены

Колющие удары в лицо, нет возможности отступать во время схватки и многое другое. Не намного лучше обстоят дела в айкидо.

От своего первоначального варианта - боя с мечом, сегодняшнее айкидо далеко как небо от земли. Я уж не говорю о том, что спаринги с мечом в современном айкидо не практикуются. Кроме того, все эти школы не обучают бою на разном оружии, нарабатывая приемы только на двуручный меч - катану, и оставляя в стороне приемы с коротким мечом и ножом.

Еще одна проблема - это доспехи для того же кендо. Исто стоимость очень высока, так что на сегодня это спорт для весьма состоятельных людей.

В своей практике Katana Club ориентируется на тщательное изучение практик восточных боевых искусств, с разным оружием, как с двуручным, так и с одноручным, коротким и длинным, унифицируя и осовременивая классику боя с мечом. Katana Club привносит в него элементы и из спортивного фехтования, которые к слову никогда не применялись в классическом японском боевом искусстве, но которые максимально эффективны.

Еще одно из направлений - это реконструкторское фехтование в Москве. Несомненный плюс этого фехтования - это исторический антураж. Минусов же достаточно много.


Во первых - это достаточно жесткие ограничения на бугуртах (показательных боях типа рыцарского турнира) на типы ударов, оружие, приемы фехтования. Например на стальном оружии запрещены колющие удары даже тупыми клинками, из за боязни нанести жестокие
травмы, увечья или даже убить участников.

Во вторых, крайне высокая травмоопасность. Клинки в целом тупые, но лупят ими от души, так что часто не спасают и стальные доспехи. Частенько кто-то получает травмы, выводящие человека из строя на многие недели. В третьих еще большая оторванность от жизни, чем дуэльное фехтование. Ну разве встретите вы в жизни человека, одетого в тяжелые доспехи?

В отличие от этих направлений, Katana Club как школа фехтования в Москве обучает своих учеников таким приемам и ударам, которые будучи направленны на бездоспешного противника в о первых полностью универсальны - вам не важно, какое оружие у вас в руках - палка, меч, мачете, нож, сабля, палаш или туристический топорик.

Вы сможете успешно защитить себя ЛЮБЫМ оружием. Во вторых, все наши приемы применимы для самозащиты, и включают в себя весь
арсенал ударов - как рубящих, так и колющих. Универсальность мышечных движений развивает умение использовать любой предмет в качестве оружия самообороны. Наши приемы не вычурны, не искусственные, чем например, грешит часто дуэльное фехтование, мы применяем максимально эффективные приемы совмещая как спортивное фехтование, как исторические приемы, так и приемы из восточных школ фехтования, включая классику.

В Katana Club вы сможете научиться максимально эффективному стилю боя, при это на разном оружии и без переучивания отдельно приемам ножевого боя, боя с мачете или мечом - как двуручным, так и одноручным. После обучения в Katana Club любой предмет станет вам оружием, любой предмет в ваших руках поможет вам само оборониться на улице.

В начале XVI столетия Францию, а затем и другие страны Европы охватила «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала на континенте более трех веков. Только за несколько десятков лет правления французского короля Генриха IV дуэли привели к гибели примерно десяти тысяч человек, большинство из которых относились к дворянскому сословию. Основным оружием дуэльных поединков того времени являлась шпага.

Шпага. Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа или Севильи в мир надменных и вспыльчивых идальго и мушкетеров, так мастерски описанных в гениальных книгах Дюма и Артуро Переса-Реверте. Без сомнения, шпага – это самое «благородное» холодное оружие, защитница дворянской чести и самая верная подруга бретёра.

Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании. Очень быстро она стала популярной не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян или просто состоятельных людей. Со временем шпага превратилась в непременный атрибут любого мужчины из благородного сословия, а фехтование на шпагах стало любимой забавой дворян. Недаром в разных странах Европы (в том числе и в России) существовал обычай так называемой гражданской казни, во время которой над головой осужденного ломали его шпагу.

Именно шпага внесла огромный вклад в развитие фехтования. Так как дуэль на шпагах была обычным делом, то мужчины с молодых лет учились обращаться с этим оружием. Уроки фехтования были обычным делом, их брали мужчины самого разного возраста. В Европе даже существовал весьма специфический институт – фехтовальные братства. Эти объединения профессиональных фехтовальщиков имели разветвленную сеть филиалов, опытных инструкторов и специальную систему сдачи экзаменов.

Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта, хотя необходимо признать, что спортивный бой на шпагах, очень сильно отличается от фехтовальных поединков прошлого. То же самое можно сказать и о конструкции спортивной шпаги, которая имеет мало общего с клинками мушкетеров.

Рапира считается дальнейшим развитием шпаги. В переводе с испанского espada ropera буквально означает «меч для одежды», то есть оружие, носимое с гражданским костюмом. Иными словами, рапира представляла собой исключительно гражданское оружие, предназначенное для преимущественно колющего удара. Такой себе, легкий вариант шпаги. В России рапирой часто называют оружие с граненым клинком, предназначенное для учебных поединков. Однако главным отличием шпаги от рапиры в том, что последняя никогда не была боевым оружием.

Следует сказать, что в этом вопросе много путаницы. В исторических источниках одно и то же оружие может называться и шпагой, и рапирой. Аналогичная ситуация наблюдается также в популярной литературе (например, в «Трех мушкетерах»). Конечно же, самым распространенным мнением является то, что шпага – это оружие, которым можно было рубить противника, а рапирой – только наносить уколы. Но, вероятно, современники не слишком вдавались в подобные тонкости, поэтому изначально эти названия были синонимами, что впоследствии привело к заметной путанице.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

Клинок шпаги мог иметь долы или ребра жесткости. Он заканчивался хвостовиком, на который монтировалась рукоять шпаги с дужкой и гардой. Шпажные гарды поражают своим изяществом, сложностью и разнообразием, некоторые из них имели приспособления для захвата клинка противника. В настоящее время эта часть шпаги используется для классификации данного оружия.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

История шпаги

Шпага – это дальнейшее историческое развитие меча. Это утверждение абсолютно не означает, что она является лучшим оружием, чем старый добрый меч, просто на момент своего появления она больше подходила для изменившихся условий ведения войны. На средневековых полях сражений шпага была бы бесполезна, но уже в эпоху Возрождения она оказалась весьма эффективным боевым инструментом.

Шпагу можно назвать ровесницей огнестрельного оружия. Более того, рождение этого оружия связано с широким распространением на европейских полях сражений ружей и артиллерии. Сегодня существует несколько гипотез относительно причин возникновения этого оружия.

Некоторые авторы считают, что шпага появилась в ответ на дальнейшее совершенствование латных доспехов, которые стали практически неуязвимыми для рубящих ударов. Мол, используя тонкий клинок, можно было поразить противника в тяжелых доспехах , нанося колющие удары в их сочленения. В теории может это и выглядит красиво, но в реальности кажется практически невыполнимым. Так называемый максимильяновский доспех имел степень защищенности, не уступающую современным скафандрам для глубоководных погружений. Поразить противника, защищенного такой броней, в условиях реальной драки крайне проблематично.

Более правдоподобной выглядит другая теория, согласно которой шпаги появились не для прокалывания тяжелых доспехов, а потому что из-за появления огнестрельного оружия тяжелая броня постепенно уходила в прошлое. Не было смысла таскать на себе немыслимое количество железа, если оно не могло защитить бойца от летящей пули. Тяжелые мечи позднего Средневековья как раз и были рассчитаны на пробитие таких доспехов, после сокращения защитного вооружения они также стали не нужны. В этот момент шпага начала свой триумфальный поход.

Следует сказать, что ранняя тяжелая шпага мало чем отличалась от средневекового меча, она была несколько легче и изящнее его. Даже дополнительную защиту руки фехтовальщика можно было встретить и у мечей более раннего периода. Правда, фехтовальная техника, заточенная на нанесение колющих ударов, привела к изменению хвата оружия. Для его большей управляемости указательный палец ложился на крестовину сверху и нуждался в дополнительной защите. Кроме того, в это же время из обихода вышли латные металлические перчатки, которые мешали нормально использовать огнестрельное оружие. Так постепенно рукоять шпаги превратилась в ту сложную конструкцию, по которой ее можно безошибочно узнать среди другого клинкового оружия.

Считается, что первые шпаги появились в Испании примерно в середине XV века. Это оружие очень быстро стало популярным среди знатного сословия. Шпаги были легче мечей, поэтому они были удобнее для повседневного ношения. Это оружие богато украшалось, чтобы подчеркнуть статус владельца, но при этом оно абсолютно не теряло своих боевых качеств. Уже в этот период произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Последняя разновидность к концу XV века получила собственное название espadas roperas, которое перешло в другие языки и дало собственное название новому оружию – рапира.

Кстати, в большинстве языков Европы не существует термина «шпага». Это оружие носило (и носит) название «меч». В испанском языке espada, во франзуском – épée, в английском – sword, и только немцы дали шпаге собственное название – Degen. Причем в немецком языке Degen также означает кинжал, что дало некоторым исследователям основание считать именно он был предшественником шпаги.

Шпага постепенно распространилась на все рода войск, окончательно вытеснив меч. XVIII век можно назвать периодом расцвета этого оружия, затем оно постепенно стало вытесняться из армии палашами и саблями.

Гражданские шпаги были легче и уже боевого оружия, часто затачивалось только их острие. В конце XVII века во Франции в обиход вошла короткая гражданская шпага, которая за счет своего легкого веса позволяла проводить виртуозные движения клинком. Так появилась французская школа фехтования. В это время рапира и шпага становятся практически неотличимы друг от друга и полностью утрачивают рубящую функцию. Уменьшение массы шпаги произошло не только из-за уменьшения ее длины и ширины, но и благодаря тому, что клинок стал граненым. Так появилась легкая гражданская шпага, которая без особых изменений дожила до начала XX века.

Наиболее популярными были трехгранные клинки, хотя встречались образцы и с шестью гранями. Изначально клинки делали широкими у рукоятки, считается, что эта часть шпаги предназначалась для парирования ударов противника. Классическую узкую форму шпаги окончательно приобрели к эпохе наполеоновских войн. Можно сказать, что с этого момента эволюция шпаги закончилась.

Также следует сказать, что легкая гражданская шпага стала прообразом современной спортивной рапиры, а основные техники спортивного фехтования основаны на приемах французской школы.

Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием. Ее носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Ношение шпаги для них было привилегией, студенты получали шпаги обычно после окончания учебного заведения, но были и исключения. Например, студенты Московского университета получали право носить это оружие уже после поступления в ВУЗ.

Немецкие студенты не только с удовольствием носили шпаги, но и любили использовать их в дуэльных поединках. Более того, молодые мужчины в Пруссии чрезвычайно гордились шрамами, полученными в таких баталиях. Иногда их специально натирали порохом, чтобы отметина осталась на всю жизнь.

В России шпагами пытались вооружить еще стрелецкие подразделения, но это оружие не прижилось. Позже ее массово стали использовать в частях нового строя, а Петр Первый вооружил шпагами всю русскую пехоту. Но затем у рядового состава шпага была заменена полусаблей. Шпага была оставлена только офицерскому корпусу и гвардейским мушкетерам. По своей конструкции русские шпаги ничем не отличались от зарубежных аналогов.

В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями. Однако офицеры продолжают носить их вне строя, в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров кирасирских полков вне строя, кроме того, ее носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

Немцы, например, много внимания уделяли рубящим ударам, а в качестве вспомогательного оружия использовали тяжелый пистолет, рукоятью которого наносили удары, как дубиной.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

В Англии во время поединков часто использовали специальный щит-кастет или дагу.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит. Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства.

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Причем в арсенале исторических школ фехтования существовали не только защиты клинком, но и движениями корпуса: резкими отскоками, уходами с линии атаки, резкой сменой уровня. В современном фехтовании уход в сторону с линии атаки и вовсе является запрещенным приемом.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Есть еще один миф, он связан с противопоставлением европейских и восточных техник фехтования. Вот мол, японцы настоящие виртуозы владения холодным оружием, а европейцы побеждали своих соперников в поединках только за счет физической силы и выносливости.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Loading...Loading...