Дифференциация л м на письме упражнения. Дифференциация согласных букв л-м

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л - М

      Сравнение букв по словесному описанию.

      Запись букв в воздухе с закрытыми глазами.

      История о том, как буквы за покупками ходили.

Жили-были в городе Буквограде буквы Л и М . Жили они дружно, вместе играли, домики их стояли по соседству в алфавите. Некоторые ребята даже думали, что эти буквы - родные сестры, и путали их. В самом деле, буквы ведь были похожи. Чем похожи буквы, ребята? А чем они отличаются?

Однажды пошли буквы Л и М в магазин. В магазине продавались разные фрукты - яблоки, бананы, лимоны, мандарины. Буквы решили купить лимоны. Продавцы в магазине на каждый лимон наклеили этикетку с буквой Л , ведь в слове «лимон» первой пишется именно эта буква (демонстрация плаката). Букве М это так понравилось, что она тоже попросила наклеить свои этикетки. «Нет, - сказали ей продавцы, - ты слишком широкая, ты не не поместишься на лимоне, ведь у тебя не один крючочек, а два. Лучше выбери другие фрукты, например, мандарины. Они круглые, на них поместятся оба твоих крючочка. Да и первая буква в слове мандарин - М. Увидят ребята такие мандарины и не станут тебя путать с буквой Л . Они сразу вспомнят, какая буква стоит в начале слова «мандарин». Буква М согласилась. Посмотрите, как красиво получилось (демонстрация плаката).

С тех пор в городе Буквограде мандарины и лимоны продаются с этикетками.

Какая этикетка на лимонах? Мандаринах? Почему?

4. Работа с карточками.

На карточках - контурные изображения лимонов и мандаринов. Дети должны вписать соответствующие буквы.

5. Выкладывание букв из элементов.

Для выполнения этого задания потребуются вырезанные из картона элементы: ⌡ ɭ

Ведущий читает слова, а дети выкладывают из элементов букву, которая есть в слове. Слова: лапа, мак, лужа, мука, лыжи, мыло, лопата, столы, дама, полка, панама, сумка, вилка, стул, дом, соль, пол, ком, мел.

Мел, лес, люк. Миша, Лида, мед, люди, лиса, метла, милый, лень, ливень, мир.

6. Путешествие на море.

Наступило лето. Буквы Л и М поехали на море. Там они купались. загорали, играли. Букве Л больше всего нравилось кататься на лодке, ведь в слове «лодка» первая буква Л . А буква М очень любила купаться в море. Ей казалось, что волны моря похожи на букву М .

Посмотрите на карточку. Здесь нарисованы лодочки, которые плывут по морю. В каждую лодочку «посадите» букву Л . А волны моря сделайте из букв М .

Расскажите эту историю дома маме или бабушке, объясните им, почему буква Л больше всего любила кататься на лодке, а буква М - купаться в море.

7. Запись слогов и слов под определенными символами (лимон- мандарин, лодочка - волны моря). Инструкция: Слоги (слова) с буквой Л запишите под лимоном (лодочкой), а с буквой М - под мандарином (волнами моря).

8. Догони и верни букву.

Инструкция: Из слов убежали буквы Л или М. Догоните их и верните на место. Какое слово получилось? Слова:

Ашина, ...опата, ...исица, ...агазин, ...естница, ...едведь, ...олоко, со...нце, весе...о, у...ица, ...о...оток, ...ороз, костю..., ...имон, ...ед...енно, сто...ица, бо...ото.

Какие словарные слова вам встретились? Правописание каких гласных букв нужно запомнить? Напишите по памяти словарные слова в 2 столбика - в один с буквой Л , во второй - с буквой М .

9. Графический диктант.

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нем слов. Начертите графическую схему предложения - столько черточек, сколько слов в предложении. Первую черточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть в этом слове буква М или Л? Напишите над соответствующей черточкой букву.

Образец : Мила любит мороженое.

Мл л м.

Предложения для графического диктанта.

Люда моет ладони мылом.

Марина помогает маме полоть лук.

Леша и Маша рисовали слона.

Муха села на салфетку.

Молоко убежало с плиты.

Летом в лесу много малины.

Медведь любит сладкую малину.

Мама купила масло, молоко и шоколадку.

В лесу жили олени, волки, медведи.

10. Слуховой диктант.

Слова для диктанта: малина, лимоны, лампа, молоко, малыши, сломал, мешал, мазал, вымыл, менял, смеялся, милый, смелый, пламя, пломба, клумба, молния, металл, алмаз, мускулы, Михаил.

Текст для диктанта.

Малыш Миша

Миша маленький. Мама любит Мишу. Миша милый малыш. Мама купила Мише новую машинку. Миша катал машинку по полу. Мама позвала Мишу ужинать. Миша вымыл ладони мылом. Мама дала Мише молочную лапшу. Потом Миша ел хлеб с маслом и пил малиновый компот.

11. Работа со словами-паронимами .

Инструкция : Ребята, буквы Л и М прислали вам шифровку. Прочитайте слова. Объясните значение каждого слова. Запишите слова. Подчеркните букву Л одной чертой, а букву М - двумя.

М Л Л Л

ёд ил аска ак

  1. Уточнить представление учащихся о согласных звуках и буквах л-м.
  2. Учить соотносить звук с соответствующей буквой.
  3. Учить различать звуки и буквы л-м.
  4. Различать фонематическое и зрительное восприятие учащихся.

Презентация. Слайд 1.

1. Орг.момент.

Ребята, представьте, что мы с вами находимся в саду. Светит яркое солнышко, поют птички, ласковый ветер качает деревья. А вот растут вкусные яблоки, сливы, вишни. Давайте дотянемся и сорвем по яблочку. Какое вкусное яблоко! Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь друг другу.

А теперь садитесь.

Слайд 2.

А сейчас нарисуйте свое настроение в начале урока.

Слайд 3.

2. Ребята, послушайте пожалуйста скороговорку.

  • Мама Милу мылом мыла
    Мила мыла не любила.

Какой согласный звук встречается чаще других?

  • У Лены зеленая лента.

Прочитайте, давайте повторим все вместе.

Ребята, а теперь давайте произнесем эту скороговорку весело, грустно, тихо, громко, по секрету.

Ребята еще раз послушайте эти скороговорки и скажите:

Какой звук чаще всего вы слышите?

Какая тема сегодняшнего урока?

Звуки и буквы л-м.

Слайд 4.

3. Ребята, давайте вспомним, сколько элементов у буквы л, а у буквы м ? Какой цифрой мы обозначаем букву л , а букву м ?

4. Игра “Волшебный мешочек”. Детям предлагается закрыть глаза и угадать на ощупь буквы л, м .

Слайд 5.

Расшифруйте слоги, заменив цифру 2 буквой л , цифру 3 – буквой м .

2а3 3а2 3ы2 2и2 3е2 3е3 2я3 2ю2 2е3 3а3

Какие из этих слогов являются словами? Подчеркните их. Составьте предложение.

Слайд 6.

Проверьте.

Слайд 7.

Ребята, а сейчас послушайте слова со звуками л, м. Запишите их в 3 столбика по схеме. Подчеркните букву л двумя чертами, букву м – тремя.

Лавка, маска, ландыш, компас, лампа, масло, комар, школа, мост, смола, клоун, гром, молоко, луна, мыло.

Слайд 8.

Посмотрите на экран и проверьте.

7. Физ.минутка.

Гимнастика для глаз.

Посмотри – повтори.

Кинезиологические упражнения.

1. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с

большим пальцем последовательно указательный и т.д.

2. Кулак – ребро – ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола.

3. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

4. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

5. Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.

Слайд 9.

8. Игра “Шифровщики”.

Мама сварила компот из клубники. В лесу появилась спелая земляника. Людмила любит сладкую малину.

Слайд 10.

9. Ребята, исправьте допущенные ошибки.

По небу пмывут белые обмака. Пчема летит к душистолу цветку. Бемые лебеди уметели на юг.

Слайд 11.

Проверьте!

Слайд 12.

10. Игра геометрический конструктор.

“Бабочка” Из палочек выложить фигуру.

11. Релаксация.

Над какими согласными мы работали?

Чем отличаются буквы л, м?

Слайд 13.

А сейчас нарисуйте свое настроение.

Хорошее, веселое. Без эмоций. Грустное.

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] - [М]; связь звукового образа [Л] - [М] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия (для 2-3 классов).

Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация букв Л-М.

Подготовила учитель-логопед БОУ «СОШ №160»
Шуманкова Ольга Викторовна.

Омск-2012 год

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционно - развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Л,М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент.
Аутотренинг:
На занятии кто слушает внимательно,
Кто пишет, используя секреты грамотного письма,
Кто соблюдает порядок в тетради.
(Дети повторяют вместе с логопедом слова).

На занятии мы слушает внимательно,
пишем, используя секреты грамотного письма,
соблюдаем порядок в тетради.

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.Сообщение темы занятия.
-Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается [ л].
-Линейка, пенал, фломастер.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, пятое, второе.
Назовите урок,в названии которого есть звук [ м].
-Математика.
-Сколько раз в слове слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) О каких буквах будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
- Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».

(слайд с изображение языка).

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз-и два»

(слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-Сегодня к нам пришла сказочная героиня(Показывает изображение Мальвины) В её имени потерялись буквы. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
.....а..ьвина.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-Ребята, вспомните,из какой сказки эта девочка?
-Мальвина сказочный персонаж из сказки «Приключения Буратино».
-Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
Ученики отвечаю на вопросы.
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите.(Показывает таблички)

МЕЛ (слайд с изображение геометрических фигур - овал- М; треугольник- Е; прямоугольник - Л).

Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите героев сказки «Приключения Буратино»? В именах которых встречаются буквы Л,М.
-папа Карло, Артемон.
6.Слоговой анализ и синтез
-Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например, лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

Ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Покажите в таблице второй слог слов. Поел, поём, колол, вымыл, помял, налил, сломал, белым.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочку слов каждому ученику)
Мел -мил- мыл- мыло- смыл- смело- мелок- мелко
-Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя подсказку. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
Мама- лама- мало- Мила- милый- налим- лимон-линия- лилия.
-Закройте слова.Запишите их в порядке названий.
Фрукт, цветок, рыба, животное.
Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались?
-мама,мало,Мила,линия.
10.Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Мальвина получила письмо от Буратино.
Дорогая Лальвина!
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!
-Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки? Как наши подсказки помогут Буратино различать м и л.
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л,м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой (\/), . У нас получается тропинка,по которой мы придём в гости к Буратино.
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/\ Л --- Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
--- МЛ Л -- Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
....ёд, ...ята, ..и..он, ...о око.

За чаем Буратино рассказал, что он сделал за день. Составьте словосочетания, назовите слова, которые различаются буквами Л,М. (Запись на доске).

Надел Л айку
Позвал М

Сел к ка Л ину
Посадил М

13.Закрепление букв в предложении.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.
Чтоб полы покрыть, нам нужен......
Чтобы сад украсить,мы посадим..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.....
Резать лук такая... (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.

* Не пропустил ли ты букву?


15.Закрепление букв в тексте.
-Буратино научился различать буквы л,м и даже составил предложения. (Запись на доске.) Какие слова пропустил Буратино? Запишите любое предложение, добавьте нужные слова.
....всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила......

Памятка. Проверь свою работу.

* Не пропустил ли ты букву?

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] - [М]; связь звукового образа [Л] - [М] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия (для 2-3 классов).

Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация Л-М.

Подготовила учитель-логопед БОУ «СОШ №160»
Шуманкова Ольга Викторовна.

Омск-2012 год

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционно - развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Л,М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент.
Аутотренинг:
На занятии кто слушает внимательно,
Кто пишет, используя секреты грамотного письма,
Кто соблюдает порядок в тетради.
(Дети повторяют вместе с логопедом слова).

На занятии мы слушает внимательно,
пишем, используя секреты грамотного письма,
соблюдаем порядок в тетради.

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.Сообщение темы занятия.
-Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается [ л].
-Линейка, пенал, фломастер.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, пятое, второе.
Назовите урок,в названии которого есть звук [ м].
-Математика.
-Сколько раз в слове слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) О каких буквах будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
- Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(
Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».

(слайд с изображение языка) .

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз-и два»

(слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-Сегодня к нам пришла сказочная героиня(Показывает изображение Мальвины) В её имени потерялись буквы. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
.....а..ьвина.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-Ребята, вспомните,из какой сказки эта девочка?
-Мальвина сказочный персонаж из сказки «Приключения Буратино».
-Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
Ученики отвечаю на вопросы.
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите.(Показывает таблички)

МЕЛ ( слайд с изображение геометрических фигур - овал- М; треугольник- Е; прямоугольник - Л).

Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите героев сказки «Приключения Буратино»? В именах которых встречаются буквы Л,М.
-папа Карло, Артемон.
6.Слоговой анализ и синтез
-Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например, лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Покажите в таблице второй слог слов. Поел, поём, колол, вымыл, помял, налил, сломал, белым.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочку слов каждому ученику)
Мел -мил- мыл- мыло- смыл- смело- мелок- мелко
-Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя подсказку. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
Мама- лама- мало- Мила- милый- налим- лимон-линия- лилия.
-Закройте слова.Запишите их в порядке названий.
Фрукт, цветок, рыба, животное.
Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались?
-
мама,мало,Мила,линия.
10.Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Мальвина получила письмо от Буратино.
Дорогая Лальвина!
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!

-Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки? Как наши подсказки помогут Буратино различать м и л.
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л,м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой (\/), . У нас получается тропинка,по которой мы придём в гости к Буратино.
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/\ Л --- Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
--- МЛ Л -- Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
....
ёд, ...ята, ..и..он, ...о око.

За чаем Буратино рассказал, что он сделал за день. Составьте словосочетания, назовите слова, которые различаются буквами Л,М. (Запись на доске).

Надел Л айку
Позвал М

Сел к ка Л ину
Посадил М

13.Закрепление букв в предложении.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.
Чтоб полы покрыть, нам нужен......
Чтобы сад украсить,мы посадим..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.....
Резать лук такая... (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (
Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!
15.Закрепление букв в тексте.
-Буратино научился различать буквы л,м и даже составил предложения. (Запись на доске.) Какие слова пропустил Буратино? Запишите любое предложение, добавьте нужные слова.
....всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила......

Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.

Loading...Loading...