Что такое иконостас: определение, история и описание. Православный иконостас: история и устройство

На сегодняшний день, основываясь на древних традициях, и интерпретируя их в соответствии со своими культурными знаниями и представлениями, учитывая особенности храмовой архитектуры - появляются различного вида иконостасы. Но мы давайте рассмотрим составляющие общепринятого современного храмового иконостаса.

Нижний ряд:
Царские врата, справа от них икона Христа, слева - Богородицы. Справа от иконы Христа обычно помещают икону храма. Это или праздник или изображение святого, в честь которого освящен храм. Так же после местных икон находятся Северные врата (слева от Царских врат) и Южные врата (справа), которые еще называют Дьяконские двери. На них зачастую изображают архангелов Михаила и Гавриила, так же встречаются изображение архидиаконов Стефана и Лаврентия, или же ветхозаветных пророков, первосвященников, первого вшедшего в рай благоразумного разбойника, почитаемых в храме святителей.

Второй ряд - Деисусный чин:
Собственно, этот ряд и породил само понятие об иконостасе. В переводе слова «деисис» (гречск) - мы видим моление. И в центре молитвы - икона «Спас в силах» или «Спас на престоле». По бокам от Христа - в три четверти оборота к Нему молятся за нас Богородица и св. Иоанн Креститель. Далее идут архангелы, апостолы, святители, мученики и другие святые, почитаемые в конкретном храме.

С XVII века наблюдается перемена местами Деисусного чина и Праздничного. Скорее всего это было вызвано неудобным рассмотрением самих праздничных икон на третьем ряду. Но от этой перемены нарушается каноническая иерархия и теряется евангельский смысл всего иконостаса.

Третий ряд - Праздничный:
В центре этого ряда обычно размещают икону «Тайной вечери». А по бокам - праздники. Это обычно двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Христово, Успение Богородицы, Крестовоздвижение.

Четвертый ряд - Пророческий:
Здесь помещают иконы царя Давида, Соломона, пророка Илии, и других пророков, которые предвозвестили пришествие Христа. В раках они держат свитки с текстом этих пророчеств. В центре этого ряда обычно изображают икону Богородицы «Знамение». Или же Богородицу, сидящую на престоле. Это зависит от формы икон самих пророков: поясные или ростовые.

Пятый ряд - Праотеческий:
Здесь помещают иконы праотцов - от Адама до Моисея. По середине размещают икону «Троица ветхозаветная». Она является символом жертвы Бога Слова во искупление человеческих грехов.

Крест или распятие - венчают иконостас. Иногда по бокам от распятия изображают предстоящих Богородицу и апостола Иоанна Богослова.

В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над Царскими вратами являются полноправными «участниками» богослужения.

В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?

Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – Царствия Небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.

Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и Святое Святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор и средняя часть храма символизирует собой Церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою Таинством Крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.

Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ Царствия Небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.

Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется «иконостасом». Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.

Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.

Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле?

Он символизирует собой мир святых и Ангелов – Царствие Небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие Небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает Церковь и Ее Глава – Христос.

Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий Свое дитя Отец…

С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине Царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы. Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед Царскими вратами. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, а слева Пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых Архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.

Если есть в иконостасе второй ярус, он называется «деисусный чин». «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма перевода на современный русский язык этого слова – «деисус». В центре ряда изображается Христос-Пантократор (Вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – Пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые Православной Церкви, чаще всего это – 12 апостолов.

Непосредственно над Царскими вратами размещается икона Тайной Вечери – ставшей первой Литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения Церкви и храма в том числе – служение Святой Евхаристии – Тела и Крови Христовых.

Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона Святой Троицы, а венчает его Святой Крест как главное орудие нашего спасения.

Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата со стороны алтаря от святого престола.

Все в храме: и Царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.

К примеру, Царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении Царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.

Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются Царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие Святой Троице и прочие уставные молитвословия, затем через Царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало Священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения Царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним Сына Своего Единородного для спасения.

Точно так же и на Литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются Апостол и Евангелие. Великий вход с Чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.

Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.

К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых Царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в Царствие Небесное.

Открытие и завесы, и Царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в Царствие Небесное для каждого из нас.

Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.

Иерей Андрей Чиженко

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма. Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом, утвержденными на подножиях из серебра; на этих столбах висела завеса. За завесой, в Святом Святых, куда входил только первосвященник однажды в год, стоял ковчег со скрижалями Завета. Иерусалимский храм также был разделен на два помещения перегородкой из кедрового дерева: внешнее — Святое и внутреннее — Святое Святых. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов, обложенная золотом, представляла собой вход в Святое Святых. Перед ним, как и в скинии, находилась завеса из искусно сделанной многоцветной ткани.

Во дни первых христиан

В катакомбных церквах сохранились черты древнего алтарного устройства, и в этом отношении они могут служить первичным типом христианского алтаря. В усыпальнице св. Агнессы алтарь занимал целое помещение — кубикулу — и отделялся от двух остальных решетками, линия которых обозначена полуколоннами из туфа, выбитыми при входе в кубикулу и служившими опорой для решеток и пограничной чертой между местом для мирян и алтарем.

В раннехристианских базиликах алтарь отделялся от средней части мраморной алтарной преградой в виде четырех колонн, на которых покоился архитрав; преграда называлась по-гречески «темплон» или «космитис». Она не столько закрывала, сколько выделяла алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения Таинства. Архитрав обычно украшали резьбой с изображением виноградных лоз, павлинов и других символических образов, над вратами помещался резной или скульптурный крест. Со временем между колонн стали ставить иконы Христа, Богородицы, святых. Император Юстиниан (527-565) усложнил форму преграды, поставив в Св. Софии Константинопольской 12 колонн по числу апостолов, а при Василии Македонянине (867-886) на архитраве появилось изображение Христа. К XII в. темплон в виде портика с большими иконами Спасителя, Богоматери и святого данного храма уже был широко распространен. Иногда над Царскими вратами помещали деисис (Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча). В некоторых храмах уже в XI в. появляется ряд из двунадесятых праздников. В поздневизантийский период преграда могла достигать двух-трех рядов (деисис, апостолы и пророки, праздники), но все же греки предпочитали одноярусные темплоны. Алтарная преграда проходила под аркой, отделявшей неф от алтарной апсиды и обычно простиралась дальше к северу и югу, отгораживая жертвенник и диаконник. Со временем появление иконостаса с тремя вратами сделало возможным в церквах с одной апсидой располагать жертвенник прямо в алтаре, сбоку от престола.

На Руси

Преграда перешла на Русь из Византии в форме двухъярусного иконостаса. В домонгольское время алтарная часть отделялась от средней части храма низкой деревянной или мраморной преградой, украшенной, помимо образов Христа, Богоматери и различных чтимых святых, одним-двумя рядами икон. Алтарь с его настенной живописью оставался открытым для обозрения молящихся в храме.

Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящий из трех ярусов (по-древнерусски — чинов): местного, деисиса и праздников. Согласно летописи, его создавала в 1405 г. артель во главе с Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. С именем последнего и связывают появление высокого иконостаса: в 1408 г. он принимал участие в создании иконостаса Успенского собора Владимира, а в 1425-27 гг. — Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

К концу XV в. появляется четвертый ярус — пророческий, а в конце XVI в. пятый — праотеческий. К XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим. Однако известны шести- и семиярусные иконостасы. В состав иконостаса стали включать страстные ряды — изображение страстей Христовых. Над верхним рядом появляется ярус серафимов и херувимов. Большой Московский собор 1666-1667 гг. постановил завершать иконостас Распятием.

Дальнейшая эволюция форм иконостаса связана с развитием декора. В конце XVII-XVIII вв. в Россию приходит стиль барокко с его пышным и затейливым украшательством. Иконостасы покрывались богатой резьбой, обильной позолотой, имели причудливую конфигурацию, включали высокий рельеф и даже скульптуру. Иконы становятся живописными, строгость и последовательность чинов не соблюдается. В конце XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Иконостас украшается колоннами, портиками, антаблементом, в декор еще чаще входит рельеф и круглая скульптура, роль изображений сводится к минимуму. С середины XIX в. возводятся эклектичные иконостасы в «византийско-русском» стиле. На рубеже XIX-XX вв. происходит возвращение к одноярусным алтарным преградам — каменным византийским или деревянным древнерусским. Создавались также оригинальные иконостасы, например, из фарфора или черного мореного дуба.

Суть иконостаса: отделяя — приблизить

В высоком иконостасе русских храмов полностью реализуется символика алтарных преград раннехристианских и византийских церквей. Симеон Солунский писал: «Посему поверх столбов космитис означает союз любви и единство во Христе… Оттого поверх космита, посредине между святыми иконами, изображаются Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Креститель, Ангелы и апостолы и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на небесах со Своими святыми, и с нами теперь, и что Он еще должен прийти». Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных на иконах небожителей. С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас продолжают собравшиеся в храме христиане.

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, — пишет священник Павел Флоренский (1882-1943). Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе — святыми. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и ангелов... явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа во плоти — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти». Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре. Сущность эта состоит в том обожении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направлены все священнодействия Христовой Церкви, в том числе те, что совершаются внутри алтаря.

Раскрытие Божественного домостроительства

Иконостас в целом постепенно раскрывает пути Божественного Откровения и осуществления спасе-ния — от предуготовления его в предках Христа по плоти и предвозвещения его пророками. Каждый из рядов представляет определенный период Священной истории, соотносимый с вечным — своим центральным образом — вершиной предуготовления и пророчеств. Через зримые образы иконостас ведет к праздничному ряду — исполнению предуготованного и далее к ряду, где все устремлено к Христу. В одной плоскости, легко обозреваемой с различных точек и охватываемой единым взором, иконостас раскрывает и историю человека, образа Триединого Бога, и пути Бога в истории. По словам о. Павла Флоренского: «Сверху вниз идут пути Божественного Откровения и осуществления спасения... В ответ на Божественное Откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на Царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Божией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль), через молитву и, наконец, через причащение Таинству Евхаристии осуществляет человек свое восхождение к тому, что изображает деисисный чин, к единству Церкви». «Вещественный иконостас не заменяет собой иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них... Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной, иконостас же пробивает в нем окна, и тогда через их стекла мы... можем видеть происходящее за ними — живых свидетелей Божиих. Уничтожить иконы — это значит замуровать окна».

Таким образом, иконостас не совсем закрывает алтарь: напротив, с духовной точки зрения он раскрывает верующим величайшие истины Домостроительства Божия о спасении. Живое таинственное общение угодников Божиих, в которых уже восстановлен образ Божий, с людьми, стоящими в храме, в которых этот образ еще только должен быть восстановлен, создает совокупность Церквей Небесной и земной.

Последовательность — ключ к символике

В иконостасе тематика икон строго последовательна — как в целом, так и в отдельных своих частях. В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных Крестом. Пятиярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на нем показывается ожидание человечеством обещанного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление.

Венчает иконостас Крест Христов. Тем самым вся история воспринимается как восхождение к Голгофе, где совершилось спасение человечества. Распятие в завершении иконостаса подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой осуществляется спасение.

Два верхних ряда — праотеческий и пророческий — показывают предуготовление Новозаветной Церкви в предках Христа по плоти и предвозвещение ее в пророках. Каждый из этих чинов представляет определенный период Священной истории, и каждый соотносится со своим центральным образом — вершиной предуготовлений и пророчеств.

Верхний праотеческий ряд, или чин, являет нам первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея — период дозаконный, в лице ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на развернутых свитках. Здесь изображены праотцы, ближе всех стоящие ко времени райской жизни: Адам (иногда и Ева), Авель, Ной, Сим, Мельхиседек, Авраам и др. В середине этого яруса помещается образ Святой Троицы — явление Аврааму у дуба Мамврийского, как первый завет Бога с человеком и первое откровение Триединого Бога, или образ «Отечество», показывающий все три ипостаси (Отца, Сына и Святого Духа) посредством имеющихся в христианстве символов.

Ниже — ряд пророческий, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа, период подзаконный. Здесь изображены вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки — также с развернутыми свитками, на которых написаны тексты из их пророчеств о грядущем в мир Спасителе, в руках. Икона Боговоплощения посреди пророческого ряда указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, иногда — Богоматерь на престоле с Младенцем Иисусом на коленях. По обеим сторонам от нее обычно располагаются Давид, Соломон, Даниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей.

Следующий ярус иконостаса — праздничный; он представляет собою период новозаветный, выражая исполнение того, что предвозвещено в верхних рядах. Здесь изображены те события Нового Завета, которые, составляя годовой литургический круг, особенно торжественно отмечаются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, постепенное осуществление спасения. Обычно «праздники» располагали в следующем порядке слева направо: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретенье», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста». Дополнительно к этим двенадцати праздникам, а иногда и взамен их, в этот ряд включали иконы на другие священные сюжеты: «Пятидесятницу», «Покров», «Сошествие во ад» и др.

Следующий ряд иконостаса называется деисисным («деисис» значит «молитва»). Основная тема его — моление Церкви за мир. Здесь показывается момент Второго пришествия Христа и Страшного суда. Здесь Христос выступает как Судия мира, перед Которым предстательствуют за грехи человеческие Богоматерь — символ новозаветной Церкви и Иоанн Предтеча — символ Церкви ветхозаветной. В акте моления принимают участие Ангелы, апостолы, святители, мученики. Христос изображется сидящим на престоле — так называемый «Спас в силах». Сквозь «прозрачный» престол видны сферы сияний небесной славы. На фоне изображаются «Силы Небесные» — Херувимы и Серафимы. Этот чин является центральной и главнейшей частью иконостаса.

Нижний ярус иконостаса — местный. В центре его находятся Царские врата. Слева от врат помещается икона Богоматери с Младенцем, справа — образ Спасителя. Справа от иконы Христа расположен «храмовый образ», показывающий, в честь какого праздника или святого освящена церковь. Слева от иконы Богоматери размещается та икона, по которой можно определить, какого святого наиболее почитают в этом храме.

Врата рая

На северных и южных вратах алтаря изображаются Архангелы или святые диаконы — сослужители при совершении Таинства. На южной двери Архангел иногда заменяется благоразумным разбойником, чем подчеркивается понимание этих дверей как входа в Царствие Небесное, символом которого является алтарь.

На средних дверях — Царских вратах — обычно изображаются Благовещение и ниже — четыре евангелиста. Иногда здесь помещают иконы святых Василия Великого и Иоанна Златоуста с Евангелием в руках или с развернутым свитком с литургическим текстом. Символически Царские врата представляют вход в Царствие Божие. Благовещение здесь — начало, открывающее человеку вход в это Царствие; оно — олицетворение той Вести, которая возвещена евангелистами, и здесь благовестие их относится непосредственно к человеку, приходящему в церковь для приобщения к этому Царствию. Здесь, на солее, на грани между алтарем и средней частью храма совершается причащение верующих. Поэтому над вратами помещается изображение Евхаристии. При богослужении в иконостасе открываются Царские врата, давая верующим возможность созерцать святыню алтаря — престол и все происходящее в алтаре.

Создание иконостаса — практика

В современной практике иконостасы изготовляют чаще всего из дерева или натурального камня (мрамора, песчаника). В отдельных случаях используют фаянс или кованый металл.

В деревянных тябловых иконостасах сплошные ряды икон устанавливаются между горизонтальными деревянными брусьями — тяблами. Лицевая поверх-ность брусьев может быть расписана растительным орнаментом или украшена деревянной резьбой. Более сложный тип — резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, басмой и т.д.

Обычно резчики используют распространенные древесные породы: сосну, липу, дуб, но иногда используется груша, грецкий орех и черное дерево. Сегодня резчики чаще всего применяют глухую или сквозную горельефную резьбу, отличающуюся особой декоративностью. Деревянная резьба может тонироваться либо левкаситься и покрываться позолотой, серебром и цветными лаками. Нижние части местного ряда иногда закрывают вышитыми тканями. При проектировании деревянного резного иконостаса не следует чересчур увлекаться резными поверхностями, помня, что иконостас предназначен в первую очередь для установки икон, перед которыми люди молятся. Декор промежуточных поверхностей должен только обозначать благолепие небесных обителей, где пребывают святые. Говоря иначе, иконостас не следует превращать в «резьбостас», где иконы теряются за обилием резьбы с позолотой.

Иконостасы из естественного камня могут быть одноярусными или многоярусными. Лицевые поверх-ности, обращенные в сторону средней части храма, обильно покрываются резьбой. При этом могут использоваться разные породы естественного камня, обеспечивая богатство цветового решения.

Проектная работа по иконостасу вновь проектируемого храма должна вестись одновременно с архитектурным решением самого храма. Она начинается с определения стиля иконостаса, который соотносится с архитектурой проектируемого храма. При воссоздании собираются архивные чертежи и фотографии иконостаса старого храма. В процессе проектирования определяется место расположения иконостаса, его габариты и конфигурация по длине и высоте, в том числе количество рядов. В малых храмах, имеющих небольшую глубину, целесообразно устройство низкого иконостаса, с тем чтобы зрительно увеличить глубину храма за счет обзора конхи апсиды над иконостасом.

Каркас деревянного иконостаса изготавливается из бруса сосны, который может быть укреплен металлическими элементами при значительном проеме, отделяющем алтарь от самого храма. Сначала устанавливается блок Царских врат, который включает в себя сами врата, столбы, сень и корону. Далее изготавливается и монтируется тело иконостаса. Заключительный этап работ состоит из установки икон. Тыльная сторона иконостаса может быть закрыта фанерой или тканью.

Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор.

«Иконописец» №21, 2009 г.

Архитектор М.Ю. Кеслер

Простая и точная формулировка, определяющая иконостас как элемент православного храма, должна отвечать достаточно глубоким представлениям о храме вообще, об иконе, духовном содержании и истории иконостаса, о таинствах и богослужении православной церкви. Следовательно, тема «Иконостас» может быть раскрыта лишь в системе основательного историко-культурологического образования, когда последовательно и серьезно раскрываются все обозначенные выше вопросы.

В условиях качественного школьного образования в области истории и культуры теме «Иконостас» могут быть посвящены уроки в разделе (теме, цикле) «Православный храм: внутреннее устроение». Предполагая, что именно в таких условиях работает наш читатель, даем универсальный и необходимый материал, которым может воспользоваться как преподаватель мировой художественной культуры, так и учитель искусства, истории религиозной культуры или основ православной культуры.

При наличии всех этих предметов в учебном плане учитель истории религиозной культуры (или основ православной культуры) будет раскрывать содержание более глубоко в религиозно-познавательном аспекте. Учитель МХК рассмотрит с учащимися художественно-эстетическую сторону на конкретных примерах с закреплением и опорой на духовно-содержательную и историческую часть, которую даст учитель истории религиозной культуры (или основ православной культуры). Учитель искусства повторит уже полученные школьниками знания на примере разных храмов, свяжет с местными культовыми сооружениями и больше внимания уделит анализу художественно-эстетического воздействия, особенностям стилей, развития православного церковного искусства в современном мире. Если же такая полнота и качество культурологического образования не предусмотрены в какой-то конкретной школе, то учителю, которому предстоит раскрыть эту тему, придется попытаться передать предлагаемый здесь материал, полагаясь только на себя.

И коностас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, именуемой нефом, и непременно уставленную иконами. Собственно последняя характеристика и дала название «иконостас», обозначающее «стояние образов, или икон» (от греч. eikonostasis: икона - изображение, образ + стасис - место стояния).

Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и другие
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. XV–XVII вв.

Схема рядов: А. Местный ряд; Б. Пядничный ряд; В. Деисусный чин. Около 1405 г.; Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.; Д. Пророческий ряд; Е. Праотеческий ряд

Схема расположения икон: 1. Саваоф; 2. Богоматерь на престоле; 3. Благовещение; 4. Рождество Христово; 5. Сретение; 6. Преполовение; 7. Крещение; 8. Преображение; 9. Воскрешение Лазаря; 10. Вход в Иерусалим; 11. Тайная вечеря; 12. Распятие; 13. Положение во гроб; 14. ошествие во ад; 15. Вознесение; 16. Сошествие Св. Духа; 17. Успение; 18. Василий Великий; 19. Апостол Петр; 20. Архангел Михаил; 21. Богоматерь; 22. Христос Вседержитель;. 23. Иоанн Предтеча;. 24. Архангел Гавриил; 25. Апостол Павел; 26. Иоанн Златоуст; 27. Никола, с клеймами чудес; 28. Богоматерь Тихвинская, с клеймами чудес; 29. Архангел Уриил. Северная алтарная дверь; 30. Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со святыми на полях; 31. Рама от иконы «Богоматерь Донская» с изображением праведных жен; 32. пас на престоле; 33. Благовещение Богоматери, с клеймами Акафиста. Храмовая икона; 34. Иоанн Предтеча, Апостол Петр и Алексей Человек Божий; 35. Архангел Рафаил. Южная алтарная дверь; 36. Спас с припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, с клеймами притч; 37. «Четырехчастная» икона. 38–39. Праотеческий ряд икон; 40–41. Пророческий ряд икон; 42–43. Ряд таблеток-миней; 44. Никола Можайский; 45. Спас поясной; 46. Воскрешение Лазаря.

Иконостас не был изобретением какого-либо ответственного лица или творческого деятеля, также это не явилось результатом волевого усилия правителя или церковного пастыря. Иконостас стал носителем религиозного опыта множества поколений разных народов, их поисков оптимального устроения культового здания для реализации главной цели религии - восстановления связи с Творцом, прерванной грехопадением первых людей, восстановления богообщения. И потому ни одно определение иконостаса, в том числе и предлагаемое нами, не может включить всей полноты значения и функций иконостаса. Они неотделимы от истории православного храма, ведущей свое начало с ветхозаветных событий, церковной практики (богослужения, таинств церкви), от церковного искусства (смысла и назначения иконы, ее иконографии и других особенностей).

В основу иконостаса легли три идеи, родившиеся в разное время человеческой религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим сегодня в православных храмах и называем иконостасом.

Первая, древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного мира и доступном лишь посвященным. Такие помещения существовали в сакральных строениях еще в дохристианский период во всех культурах, у разных народов.

Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения, преобразовав ее в свете совершившегося искупления человечества Спасителем мира и открытия Царства Небесного. Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три главные части: 1) Святое Святых; 2) Святилище; 3) двор скинии. Самая сакральная часть скинии - Святое Святых - символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не входил, кроме первосвященника, которому позволялось входить туда только один раз в году. Здесь хранился Ковчег Завета. Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу возжигалась благовонная смола - фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на стационарный ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.

В православном храме Святому Святых соответствует алтарь. До пришествия Христа и искупления им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже праведники, поэтому и Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит новая идея, идея Нового Завета - искупления и открытия Царства Небесного всем людям через искупительную жертву Христа. Так и в традиционное культовое ветхозаветное сооружение входит эта идея - открытости Царства Небесного, которое начинается уже здесь, на земле, внутри нас.

Одна из важнейших религиозно-философских мыслей теперь доступна каждому в образе: Божие Царство есть, но оно было в Ветхом Завете закрыто, представляя величайшую тайну Бога - тайну божественного слова и жертвенной любви, творящих и сохраняющих мир. Об этом говорили лишь пророки.

Согласно Священному Писанию, во время искупления, после слов Спасителя, испускающего дух: «Свершилось», солнце померкло, произошло землетрясение и завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое. Царство небесное открылось, через жертвенную любовь Спасителя вошло в мир. И человек через веру во Христа открывает Святое Святых - свое сердце - прежде всего для себя и для мира. В христианине, как в храме, есть Царство Небесное, пребывает Бог, общается с человеком и через человека - с миром. Сравнивая назначение частей ветхозаветного и новозаветного храмов, мы видим, как символично воплотились слова Евангелия: «приблизилось Царствие Небесное».

Четырехрядный тябловый (тябло – полка) иконостас Покровской церкви
XVII–XVIII вв. Кижи

Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – открытости и тайны.

Задача для христианского мира не простая. Тайна Божественного Творчества и спасения открылась и вместе с тем остается тайной. Она открывается для верующих во Христа в их религиозном опыте, постепенно, через таинства церкви, осознание грехов, покаяние, проверку своей любви к Богу и людям, и это открытие беспредельно и неравномерно для людей, познание Бога бесконечно и зависит от самого человека и промысла Божиего. И может ли таинство евхаристии - тайна жертвы Бога, постоянно за мир приносимая, – совершаться на глазах у всех людей, среди которых могут быть и неверующие, и только начинающие свой путь во Христе? Но главное - где та мера, которую можно применить к людям, пришедшим в храм? Кто может присутствовать, с благоговейным трепетом принося молитву, а кто может помешать, отвлечь священника от важнейшего из всех дел человеческих - молитв, совершения таинства церковного?

Конечно, такая мера есть только у живого Бога. И устанавливать такую меру по человеческому соизволению - это значит возвращаться вспять, от благодати - к закону, да еще установленному людьми, мешать освобождению своего сердца для Божиего руководства.

В древнейших византийских храмах алтарь не отделялся. Отрывок из текста, написанного в IV в., позволяет почувствовать, как в те времена христиане переживали, воспринимали евхаристию: «Страх и трепет охватывает священника в этот ужасный для него и для мирян час. В своем необычайном качестве и в своей должности вселяя ужас даже серафимам, стоит сын из праха земного как искупитель, охваченный великим страхом. Грозный Царь, мистически принесенный в жертву и погребенный, и - испуганные зрители, трепещущие от страха перед Господом». Алтарь означал Божественный престол, вызывающий священное содрогание, а евхаристия проходила как «вселяющее страх таинство».

И с течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так называемая преграда - низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов, особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.

Так включается третья идея иконостаса - иконы как окна в духовный мир. Находясь в нефе храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего, и при этом меру достойности их участия знает только Бог.

В таком именно виде, должно быть, иконостас перешел из Византии на Русь и так существовал до XV в., когда иконопись достигает особого расцвета и церкви начинают заполняться множеством икон, повторяющих почти всю настенную живопись храма. Иконы на алтарной преграде ставятся уже в несколько рядов, плотно друг к другу, а сама преграда выдвигается вперед, закрывая восточные столбы, жертвенник и диаконник, или ризницу, хранилище священных сосудов, богослужебных облачений, книг, вина, просфор и других предметов, необходимых для богослужения и совершения треб.

В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса - высокий иконостас. Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением. Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери. Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них священник выносит потир (чашу) со Святыми Дарами (под видом хлеба и вина - Тело и Кровь Христовы), то есть сам Господь, Царь Славы, проходит через эти врата. На Царских вратах изображаются Благовещение и четыре евангелиста.

Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов или святых диаконов (иногда святителей) и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения несколько раз, а епископ никогда, так как, символизируя Христа Спасителя, он проходит через Царские врата.

В знак того что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное открылось для людей в новозаветном храме, алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.

Иконостас церкви Дмитрия «на крови»
XIX в. Углич

И коны на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (или чинам, или рядам).

Классический русский высокий иконостас выглядит следующим образом. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, а слева - Божией Матери с младенцем. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус.

Над местным рядом располагается деисусный (деисисный) (от греч. d’eеsis - моление) ряд, символизирующий моление всей Небесной Церкви ко Христу. Центральная икона этого ряда - «Спас в силах» - изображает Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа - образы предстоящих пред Господом в молитве Божией Матери и Иоанна Крестителя. Эти изображения символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая возможна для человеческого рода. По ту и другую сторону от центральных образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся иконы молящихся апостолов и других святых, поэтому этот ярус иногда называют апостольским.

Третий чин носит название «праздничный», потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами, изображены главные православные праздники.

Следующий, четвертый чин - пророческий. В нем помещаются иконы ветхозаветных праведников - пророков, через которых было получено откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Икона Божией Матери «Знамение», символизируя вочеловечение Христа, располагается в центре этого ряда.

Пятый ярус иконостаса - праотеческий - содержит изображения праотцев - ветхозаветных патриархов и икону Святой Троицы в центре.

Непосредственно над Царскими вратами располагается икона «Тайная вечеря». В центре над верхним чином находится Крест (Голгофа) - символ искупления человечества и победы божественной любви над смертью.

Иконостас Исаакиевского собора
XIX в. Санкт-Петербург

В Древней Руси этот тип иконостаса был самым распространенным, хотя число ярусов могло и уменьшаться до одного ряда, с обязательным изображением Тайной вечери над Царскими вратами. Под иконами нижнего ряда, почти над самым полом, в древние времена помещались даже изображения языческих философов и сивилл, так как они, хотя и не знали истинного Бога, стремились к его познанию.

Иконостас, как и весь алтарь, находится на возвышенном месте, которое выдается в среднюю часть храма и называется солея.

Установленные правила и сформировавшиеся традиции в устроении православных храмов строго соблюдаются, однако в определенных рамках допускаются и различия (не принципиальные), обусловленные особенностями конкретного храма, поэтому каждый православный храм по-своему уникален как внешне, так и внутренне.

Православный храм может иметь дополнительные алтари, образующие приделы храма, соответственно каждый алтарь имеет свой иконостас.

Иконостас в храме

"Спас в силах", икона из иконостаса Успенского собора во Владимире, мастерская Рублева, 1408 г., Третьяковская галерея

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы. Кроме того, это — своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV - XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как по количеству и размеру икон, так и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV - XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд. Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше — иконы с изображениями праздников и пророков.

Композиция, реализованная во владимирском соборе, встречается во многих храмах и считается канонической. В последующие века облик иконостаса менялся, он становился сложнее, а количество рядов увеличилось до семи. Тем не менее, именно это четырехчастное исполнение стало в основе традиции русского иконостаса, которая сохраняется по сегодняшний день.

Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные челны

Иконография , расположенного на первом ярусе, строится вокруг росписи «царских» врат, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов либо святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя, которые изредка заменяются иконами господских и богородичных праздников. Справа от лика Христа располагается храмовая икона, которая представляет событие либо святого, в честь которого освящен храм. Створки дьяконских врат украшаются изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков. За исключением икон Богоматери и Христа, наличие которых обязательно, состав местного ряда различается и по сюжету, и по размерам. Как правило, он образован иконами местночтимых святых. Реже встречаются аллегорические композиции, изображения праздников или сцен из библейской жизни. Количество икон ограничено шириной алтаря и составляет от трех до двадцати и более единиц.

Следующий ярус иконостаса занимают иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию — , которая располагается в центре и выступает символической доминантой иконостаса в целом. Иконография деисуса определена строгим каноном. Спаситель изображается в образе Вседержителя или Спаса в силах. Слева находятся изображение Богоматери, которая пишется обращенной к фигуре Христа, а также иконы архангела Михаила и апостола Павла, которые хоть и не входят в состав деисуса, однако являются неизменными элементами данного чина. Изображения Иоанна Крестителя, апостола Петра и архангела Гавриила находятся, соответственно, справа. Иконография и взаимное положение остальных образов, включая иконы оставшихся десяти апостолов, которые составляют особый «апостольский деисус», допускает различные вариации.

Праздничный чин, расположенный третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников, а также другие события из евангельской истории, включая такие сюжеты как воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и воздвижение Креста.

Выше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих других. Согласно канонам православной иконографии, пророки изображаются со свитками изречений и символами пророчеств.

Иконостас храма Христа Спасителя, XIX в., Москва

В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практически все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного суда. Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Праздничный чин свидетельствует основные события жизни Иисуса Христа. Символика местного ряда, который играет особую роль в процессе богослужения, может рассматриваться в контексте идеи воссоединения божественного и земного, движения к спасению через молитву и церковь.

Пятый, праотеческий, ряд, который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия, содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама. В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно располагают икону, связанную с образом Бога Отца — «Троицу» или «Отечество».

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI - XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

Loading...Loading...