Чем затонировать древесину в шоколадный цвет. Тонирование древесины своими руками

Впрочем меня удивляет не то, что такие отделочные материалы, как пластик - чистый продукт химической промышленности, производящийся из относительно дешевого газа, иногда стоит в десятки раз больше, чем натуральная древесина, а то что люди отдают предпочтение не древесине, а пластику или продуктам переработки древесины - панелям МДФ, ламинату и др.

< p>Впрочем, это личное дело каждого пользователя и, как говорится, о вкусах не спорят. Тем более, что дыма без огня не бывает и к такому предпочтению имеются причины. Древесина подвержена сильному влиянию окружающей среды, в частности изделия из древесины могут менять свою геометрическую форму при длительном воздействии воды, могут гнить, покрываться плесенью, уничтожаться жуками и другими живыми организмами, а искусственные материалы тем и хороши, что как минимум живые организмы на них практически не действуют, да и влага полихлорвинилу, пенополистиролу, полиэтилену не страшна.

И тут может возникнуть вопрос: как же наши предки обходились без пластиковых окон и панелей, пенопласта, полиэтилена и прочих достижений химической науки? Оказывается, вполне нормально обходились, причем методы защиты и обработки древесины, придуманные нашими предками, используются и по сей день. Более того, наши предки придумали, не только как защищать древесину от агрессивного воздействия внешней среды и насекомых, но и как при этом придавать древесине более благородный вид.

Так уж не справедливо получилось, но ничего не поделаешь, что породы древесины делят на два вида: строевую древесину и ценную древесину. К строевой древесине относятся как правило хвойные породы древесины, а к ценной древесине - лиственные породы. Такое разделение появилось потому, что хвойных деревьев на Земле около 85-90%, а лиственных деревьев соответственно 10-15%. И как это обычно в этом мире бывает, то - чего меньше, стоит больше. Кроме того, ценные породы древесины как правило относятся к твердым породам, а это значит, что обрабатывать такие породы, сложнее, и значит дороже, чем строевую древесину. Ну а когда древесина используется по своему прямому назначению, т.е. в качестве конструкционного материала, например, в качестве несущих балок или как половые доски, то в таких случаях экономически более целесообразно использовать именно деловую древесину по причине не только ее более низкой стоимости, но и простоты обработки и меньшего удельного веса. Да и СНиП II-25-80 (1988) "Деревянные конструкции" предлагает в п. 2.1: "Для изготовления деревянных конструкций следует применять древесину преимущественно хвойных пород. Древесину твердых лиственных пород следует использовать для нагелей, подушек и других ответственных деталей."

А еще любая древесина, находясь под длительным воздействием ультрафиолетовых лучей темнеет и более темный цвет древесины может свидетельствовать о том, что данное деревянное изделие сделано не вчера, а очень давно, при этом чем темнее цвет, тем более ценной выглядит древесина. Почему так? Вопрос к психологам, историкам и прочим ученым, здесь же я просто приведу несколько способов изменения цвета древесины (и не только цвета):

1. Окраска тонированными красками.

Это один из древнейших и радикальнейших способов изменения внешнего вида древесины. Появился этот способ тогда, когда в древесине ценилась не фактура, а прочностные характеристики. Преимущество этого способа в том, что древесине можно придать любой желаемый цвет. Недостаток этого способа в том, что при этом полностью нивелируется фактура древесины.

2. Обработка древесины морилками и затем прозрачными лаками.

При этом способе верхний слой древесины сначала пропитывается морилкой, что придает древесине желаемый оттенок, а после высыхания древесина покрывается прозрачным лаком в несколько слоев для защиты от воздействий окружающей среды. Большинство морилок изготавливаются на спиртовой основе, а это значит, что они достаточно быстро впитываются и высыхают, буквально за несколько секунд, и потому наносить морилку нужно очень быстро, не позволяя ей высохнуть раньше времени. Если наносить морилку с длительными перерывами, то на поверхности древесины останутся достаточно заметные разводы и общий вид изделия будет уже не такой привлекательный. Эта особенность - один из главных недостатков работы с морилками.

3. Окраска древесины полупрозрачными тонированными лаками.

При этом способе предварительного морения древесины не требуется, а тонирование древесины происходит за счет использования тонированных полупрозрачных лаков. Так как тонированные лаки как правило сохнут значительно дольше, чем спиртовые морилки, то работать с тонированными лаками значительно проще и удобнее. К тому же цветовая гамма при использовании тонированных лаков значительно больше, чем при использовании морилок. Единственным относительным недостатком тонированных лаков является их достаточно высокая стоимость. Дело в том, что хорошие тонированные лаки с богатым цветовым спектром производят как правило иностранные компании или отечественные компании по лицензии. Поэтому использование отечественных спиртовых морилок и прозрачных лаков позволяет сэкономить значительные средства по сравнению с использованием тонированных полупрозрачных лаков. Однако времени на морение древесины и последующее вскрытие лаком уйдет все-таки больше.

Но какой бы из вышеуказанных способов не использовался для тонирования, древесину обязательно нужно подготовить к отделке, иначе толку от тонирования будет мало. На сегодняшний день используются два основных способа подготовки древесины: строгание и шлифовка. Брус или доска, полученные в результате роспуска бревен на пилораме, могут иметь недостаточно ровную поверхность, да количество "ворсы" на поверхности при этом очень большое. А чем больше ворсы, тем больше понадобится морилки и лака для обработки поверхности. Строгание позволяет получить достаточно гладкую и ровную поверхность с минимальным количеством ворсы. Однако если стоит задача сильно затонировать древесину именно морилкой, то такой способ предварительной обработки не достаточно хорош. Чтобы получить более глубокий, насыщенный цвет, древесину перед нанесением морилки нужно отшлифовать. Чем более крупным будет размер зерен на шлифовальной бумаге, тем более глубоким и насыщенным будет после тонирования цвет древесины.

Наносить морилку, лак или краску на древесину можно любыми из доступных средств: кисточками, валиками, краскопультами, тампонами.

Как пример - следующая ситуация: есть дачный домик, на втором этаже дома имеется открытая терраса, а ограждения на террасе нет, но зато есть свободное время и сосновые доски. Доски для дачи покупались самые дешевые, с характерной чернотой от плесени, появившейся в результате неправильной сушки. Тупо красить половой или любой другой тонированной краской ограждение не хотелось, поэтому были предприняты следующие шаги:

Фотография 1 . Обработка древесины спиртовой морилкой.

Сначала доски были слегка отшлифованы при помощи ручной ленточной шлифовальной машины (ее можно увидеть на фотографии 1). Использовалась шлифовальная лента №40. Затем доски были обработаны смесью морилок под дуб и красное дерево. Морилка наносилась кисточкой. После нанесения морилки доска выглядела так:

Фотография 2. Внешний вид сосновой доски после обработки смесью морилок под дуб и красное дерево.

На фотографии 2 можно видеть, что в результате не очень тщательной шлифовки на поверхности древесины остались следы от роспуска на пилораме, однако полностью удалять эти следы задачи не было. После того, как морилка высохла, доски были обработаны прозрачным лаком:

Фотография 3 . Нанесение лака на обработанную морилкой древесину.

Лак наносился кисточкой. После сборки ограждение выглядело так:

Фотография 4 . Общий вид ограждения после обработки морилкой и лаком.

Таким образом чернота от плесени никуда не ушла, однако в результате использования морилки была подчеркнута фактура древесины, а чернота значительно ретушировалась, причем это заметно даже на достаточно большом расстоянии - до 5-10 метров, при этом чернота становится как бы частью общего дизайна. Это особенно хорошо видно на примере стропил кровли, изготавливавшихся из таких же битых плесенью досок.

Когда возникает вопрос какую морилку выбрать , то выясняется, что далеко не все представляют себе, что такое морилка. Итак, морилка – это жидкость для тонирования древесных материалов, таких как непосредственно древесина, ДВП, ДСП, МДФ, фанера и некоторые другие. Иногда морилку ещё называют «бейц», это её народное название. Морилки можно разделить по назначению, они могут быть для наружных (фасадных) или внутренних работ. Особенностью морилки для наружных работ является наличие в её составе специального пигмента, который защищает состав от воздействия ультрафиолета и, следовательно, выгорания. Других отличий практически нет.

Помимо отличия по назначению морилки могут различаться по составу, они могут иметь основу спиртовую, масляную, восковую, на растворителях, нитро или быть водоразбавляемыми.

Существуют составы морилок для нанесения кистью и составы для нанесения краскопультом, существуют составы заводского изготовления или составы в виде порошка, который просто разбавляется водой перед использованием.

Чтобы сделать правильный выбор морилки необходимо определиться с ее назначением. Если требуется тонировать детскую кроватку или, например, обеденный столик, то приоритетными будут виды морилок на восковых или масляных основах или водоразбавляемые. В этих видах морилок нет летучих соединений или присутствует минимальное количество. Вне зависимости от состава морилки поверх можно нанести слой лака, можно применить масло с добавлением воска или чистый воск. Различные слои при этом не конфликтуют.

Морилки на спиртовой основе также выпускаются как в готовом виде, так и в виде порошка. У спиртовых морилок существуют свои особенности использования, они хороши для тонирования мебели или дверей, а для или лучше выбрать другой тип морилок. Если вам кто-то помешает и нанесение получится неравномерным, то результатом будет довольно неприглядное пятно. Ничего страшного, но пятно придется удалить при помощи шкурки, и нанести морилку вновь. Чтобы уменьшить риск неравномерного покрытия лучше спиртовые морилки наносить краскопультом, предварительно убедившись, что вы сможете закончить работу без помех.

И ещё один совет относительно спиртовых морилок. Дело в том, что порошковые спиртовые морилки должны разводиться только 96%-ым спиртом, но нет никакой гарантии, что спирт, который вы приобретете, будет именно 96%-ым, поэтому лучше остановить выбор на уже готовом составе.

Нитро морилки также предназначены для нанесения с использованием краскопульта. У этих морилок неравномерность нанесения при использовании кисти приводит к образованию различных пятен, разности тонов и прочим нежелательным результатам.

А вот морилки на масляных и восковых основах применимы в любых случаях, и наносить их можно любым удобным для конкретного случая инструментов. Эти морилки выгодно отличаются удобством использования, но они имеют более высокую стоимость. Ещё одно достоинство масляных и восковых морилок – экологически они абсолютно безопасны. Эти морилки подходят не только при основных работах по тонированию, но также и для реставрации или исправления тонирования отдельных участков обработанной поверхности.

Натуральный цвет древесных материалов сам по себе очень привлекателен и не требует обязательного тонирования или окрашивания. Однако, иногда, например, для создания гармонии дизайна или подчеркивания какой-то определенной линии в интерьере помещения хочется изменить цветовую гамму или декора мебели. Это легко можно выполнить, использовав специальную цветную морилку.

Перед нанесением морилки поверхность должна быть подготовлена определенным образом. Основное условие: поверхность не должна иметь никакого покрытия. Идеальным вариантом является нанесение морилки на свежую поверхность. Если же покрытие есть, то его следует снять с помощью шкурки, а поверхность тщательно отшлифовать. Для шлифовки подойдет шкурка с № 180-230, она откроет поры дерева, открыты поры будут в течение примерно получаса. Именно в эти полчаса следует нанести морилку, в этом случае она проникнет в материал на максимальную глубину. Шлифуют дерево всегда вдоль волокон.

Слой морилки наносится вдоль волокон, обильно. Постарайтесь, чтобы он получался как можно более ровным. При значительных неровностях могут образовываться некрасивые пятна, хотя, если вы обработали древесину водой, то ровный слой будет получаться легче. Время высыхания одного слоя морилки около 3-х часов, по прошествии этого времени можно наносить второй слой. Кстати, второй слой сгладит возможные неровности первого. Если цвет второго слоя будет отличен от цвета первого, то эффект может получиться уникальным.Как уже говорилось выше, морилка может быть готовой к использованию или быть в порошковом варианте. Во втором случае цветной раствор следует готовить строго по инструкции. Сам раствор готовится очень просто – смешиваются горячая вода и порошок, через пару минут перемешать ещё раз, и раствор готов к использованию. Древесину смочите водой перед нанесением морилки при помощи губки или салфетки и ещё раз прошлифуйте. Теперь можно наносить морилку кистью. Для этой цели хорошо подходят круглые кисти с китайской щетиной, только перед использованием кисти следует убедиться, что волоски из нее не вылезают, иначе они могут остаться на поверхности.

Если вы отдали предпочтение качеству приобретаемой морилки, а не ее низкой стоимости, и приобрели продукцию известной фирмы-изготовителя, то результат может превзойти все ваши ожидания. Выполнив требования инструкции по использованию морилки и тщательно подготовив поверхность, вы получите фактуру дерева, не отличимую от натуральной, и почти гарантировано избавите конечный результат от возможных пятен и потеков.

Рустикальная морилка – одна из последних разработок, которая учитывает современные дизайнерские особенности обустройства и обработки паркета. Хотите добиться рустикальной эстетики, используя самые обычные материалы? Рустикальная морилка или «бейц» выделит натуральную древесную структуру, особенно эффектный результат будет достигнут при нанесении морилки на дубовый паркет. Цветовые оттенки при использовании рустикальной морилки могут быть самыми различными.

Рустикальная морилка поступает в продажу в готовом к использованию виде, никаких дополнительных приготовлений не потребуется. После шлифовки поверхности взбалтывайте содержимое емкости с раствором, открывайте ее и наносите морилку при помощи кисти. Очень желательно, чтобы ворс был натуральным. Эта морилка имеет самое высокое качество, она с легкостью пройдет все древесные поры и канальца, состав ложится ровно, без пятен и наплывов. И все-таки рекомендуем выполнить обработку паркета в два слоя, это облегчит вам уход за полом в дальнейшем.

Теперь о цене вопроса. Какую морилку выбрать дело ваше, но не стоит экономить на качестве, так как качественно обработанная и окрашенная вещь будет радовать вас долгие годы.

Удачи! Встретимся в следующих статьях 😉

Нравится

Тонирование способно существенно изменить цвет древесины. Его используют в случае, когда у резчика нет под рукой древесины, которая была бы желаемого цвета. Еще один вариант – выполнение фанеровки.

Как тонировать мелкорельефную резьбу

Для прорезной и мелкорельефной резьбы (особенно для горельефа) характерно набухание от малейших проявлений влажности. Кроме этого, изделия коробятся, полностью изменяя форму и внешний вид.

При тонировании подобной резьбы можно использовать природные красители или краситель старого фломастера, разбавленный до нужной концентрации скипидаром (это вещество не заставляет древесину набухать и деформироваться). После процедуры морения изделие следует хорошо просушить, затем – покрыть нитролаком (это вещество не взаимодействует со скипидаром).

Можно произвести тонирование при помощи природных красителей. Выполняют его путем нанесения приготовленных красителей на изделие, осуществляя легкие касания мягкой кисточкой. Стоит воздержаться от тонирования изделия целиком за один раз, раствор наносят только на поверхность очень светлых мест. Во время тонирования нужно избегать набухания древесины и деформирования резьбы. Все остальные нуждающиеся в тонировке места подправляют только тогда, когда высохнет первый слой раствора.

Так как существует вероятность, что древесина с мелкорельефной резьбой разбухнет, тонировка, не считая метода с применением скипидара, в основном проводится после лакирования изделия.

Тонирование лакированного изделия

Тонировка, наносимая на лак, позволяет мгновенно видеть результат окрашивания (если лакировать после тонировки, финальный цвет древесины немного изменится). При проведении подобной тонировки не пользуются водорастворимыми красителями, а применяют вещества, растворимые, например, в ацетоне. Нужные качества есть у фломастеров: фетр из исписанного фломастера опускают в лак. При этом стержень фломастера деформируется, а лак тут же окрашивается. Лак, подкрашенный до необходимой концентрации, наносят на изделие.

Покрытая лаком древесина удобно тонируется спиртовой морилкой.

Так как вышеописанные способы содержат не природные компоненты, логично предположить, что все они не долговечны, а лишь временны, и, вдобавок, обладают недостаточной светостойкостью. Лучше всего использовать натуральные компоненты, например, луковую шелуху, хорошо окрашивающую горячую воду и практически не растворяющуюся в спирте. Такой раствор наносят на поверхность изделия, покрытую лаком, несколько раз. Результат тонирования – довольно слабый оттенок золотистого цвета. Более интенсивный раствор натуральных компонентов получается на водке (в ней очень хорошо растворяется морилка бейц).

Тонирование с помощью масляной краски

Подобное тонирование осуществляют, протирая почти досуха поверхность незначительным количеством масляной художественной краски. Чаще всего используют красную или оранжевую краску. При помощи масляной краски обеспечивают хорошую светостойкость. Подобное тонирование преимущественно используют для древесины, требующей с самого начала работы преобразования цвета на небольших участках.

Перед проведением тонирования поверхность изделия покрывают растительным маслом или же смесью растительного масла и небольшого количества олифы (концентрация около 15%). Излишек масла после впитывания тщательно снимают сухой тряпкой. Незначительное количество краски (неразбавленной) втирают в дерево с помощью пальца или кисти, имеющей совсем короткую щетину. Во время втирания краски нужно следить, чтобы не изменилась текстура древесины. Если тон получается слишком сильным, тряпочкой, предварительно смоченной в масле, снимают излишек краски. Тонированное изделие выдерживают на протяжении одной-двух недель и покрывают лаком или маслом.

Тонирование с помощью цветных карандашей

Тонирование производят по древесине, протертой небольшим количеством растительного масла. Пигмент карандаша втирают в древесину. Закрепляется он там, когда масло высыхает. Желательно в процессе тонирования, повторить рисунок древесины карандашом в некоторых местах. После того, как масло полностью высохнет, тонировку закрепляют лаком.

Тонирование с использованием природных красителей

Тонировку проводят при помощи следующих растворов:

  1. Отвара опилок и ореховых стружек, лиственницы, ивы, сандалового дерева, яблони, дуба, ольхи, эвкалипта (часто добавляют зеленую кожуру грецкого ореха).
  2. Отвара чая, шафрана и луковой шелухи.

Оставьте комментарий , тем самым Вы поможете сделать эту страницу и сайт лучше !
Мы будем очень благодарны Вам!

Please enable JavaScript to view the

Позитивные свойства дерева огромны: высокая прочность, экологическая чистота, идеальные тепло-сберегающие свойства, естественная декоративность. Но при воздействии природных условий деревянные предметы и строительная древесина, применяемая для наружных и внутренних работ, деформируются и загнивают. Кроме того, она подвержена образованию плесени, грибков и порче насекомыми. Однако эти все негативные нюансы легко устраняются, если применять тонировку маслом по дереву. Для защиты дерева (изделий из древесины) от намокания, предохранения от негативных воздействий, таких как гниение, плесень, грибок, применяется пропитка - специальное тонирующее масло по дереву. Тонирующее масло глубоко впитывается, заполняя поры и волокна, укрепляет структуру дерева, которое становится влагоустойчивым и приобретает повышенную прочность.

Принцип действия масла

Принцип действия тонирующего масла – пропитка древесины, глубокое впитывание, заполнение всех пор, с целью исключения доступа насекомых, пыли, влаги и грязи в волокна, придания прочности, устойчивости к негативным внешним воздействиям и биологическому старению.Нанесенное на поверхность древесины тонирующее масло подчеркивает природную красоту дерева и сохраняет его естественный текстурный рисунок, создает ощущение теплой и натуральной древесины, позволяет придать древесине оригинальный внешний вид и неожиданные оттенки.

Какие виды масел по дереву бывают?

В современной отечественной и зарубежной химической промышленности, благодаря потрясающим разработкам, представляется широкий ассортимент видов масел по дереву, в том числе: для внутренних работ, для наружных работ, для разных пород древесины, универсальных, с пчелиным воском и без него, для защиты от огня с добавлением специального материала. Изготавливается на основе натуральных смол и масел. Среди основных и часто используемых натуральных масел применяются подсолнечное, льняное, соевое, оливковое, жожоба, смола хвойных деревьев. Палитра тонирующего масла для дерева разнообразна и велика, и поэтому масло не только полностью защищает древесину и удлиняет срок ее эксплуатации, но и придает ей яркие разноцветные оттенки на любой вкус, придавая изделию изысканность и красоту.

Свойства и характеристики тонирующего масла для дерева

Все масла для тонировки обладают очень важными свойствами при взаимодействии с деревом. Дерево, пропитанное маслом:

  • становится менее восприимчивым к износу, загрязнению, образованию сколов, трещин и царапин;
  • не выгорает на солнце;
  • не реагирует на перепады температуры и влажности воздуха;
  • идеально подходит для пористых пород дерева, так как, проникая глубоко в поры дерева, не закупоривает их, при этом дерево «дышит»;
  • не токсично, безвредно для пропитки в детских помещениях;
  • не требует предварительной обработки древесины грунтами;
  • не требует постоянного разведения и перемешивания во время работы с ним;
  • не имеет неприятного и резкого запаха.

Масла для тонировки дерева характеризуются тем, что независимо от своего состава и области применения, противостоят образованию бактерий, хорошо и быстро впитываются, увеличивают срок эксплуатации обработанным изделиям. И не только. Существуют специальные масла для дерева, которые характерны для деревянных предметов быта, разнообразных деревянных и фанерных полочек, которые взаимодействуют с продуктами питания. Купить тонировку для дерева и обработать места повышенной влажности на предметах кухонной мебели очень важно, так как она способна предотвратить появление плесении бактерий на древесине.


Чем отличаются тонирующие масла друг от друга?

Тонирующие масла отличаются друг от друга по составу, технологии применения и по предназначению (для наружных или внутренних работ), но все они служат, главным образом, для защиты древесины от разрушительного влияния внешней среды и агрессивных воздействий различного характера.

Особым спросом потребителей пользуется льняное масло, после тонировки которым поверхности приобретают красивый шелковистый, матовый блеск или четкий, естественный оттенок цветного льняного масла, согласно палитре цветов. Другими характерными особенностями льняного масла является лучшая, по сравнению с другими маслами, впитываемость, и противостояние развитию бактерий. Льняное масло может использоваться в качестве самостоятельного декоративного покрытия, как для внутренних, так и для наружных работ. Пропитка дерева льняным маслом улучшает внешний вид древесины, увеличивает срок службы изделиям, прекрасно колеруется под любые оттенки. Обработанные изделия устойчивы к трещинам, выцветанию, высыханию.

Преимущества масел перед другими составами

Дерево никогда не выходило из моды, оно по праву, считается самым популярным материалом при строительстве, так как благородные оттенки ценной древесины наполняют роскошью и богатством. Если раньше древесина была популярна только благодаря отсутствию других материалов для строительства, то в настоящее время деревянные материалы мы стараемся купить по главной причине - экологической безопасности, долговечности. Что же использовать для обработки (тонировки) деревянных конструкций, предметов мебели, различных изделий в доме, на даче, в квартире, в бане, на балконе, в гараже? При всем многообразии материалов для обработки дерева, для того чтобы обеспечить долгую и эффективную продолжительность эксплуатации,стоит выбирать и покупать тот материал, который по техническим характеристикам подходит для использования в конкретных целях. При выборе материала необходимо учесть:

  • породу древесины;
  • условия эксплуатации (влажность, температура воздуха или помещения);
  • историю предыдущих покрытий, если они были.

В основном для тонировки дерева используются морилка, лак, масло.

Жидкая пропитка для дерева, называемая морилкой, по своей основе изготовления может быть водной, спиртовой и масляной. Изготавливается в виде готового к применению раствора и в виде порошка, позволяет окрасить в основном в оттенки любой древесины от самого светлого до самого темного. Морилка на водной основе имеет существенный недостаток – поднимает волокна древесины, что делает древесину подверженной к воздействию влаги. Поэтому перед нанесением морилки нужно намочить дерево, некоторое время выдержать, потом пропитать его морилкой.

Морилка на спиртовой основе очень быстро сохнет – это основной недостаток, в результате чего на обрабатываемой поверхности образуются пятна. Равномерная окраска получается, если морилку наносить из краскопульта.

Масляная морилка придает дереву любой цвет, который можно получить путем смешивания растворимых в маслах красителей, разводится растворителем «Уайт спирит», быстро сохнет, не поднимает волокон и наносится равномерно. Для достижения нужной окраски древесины ее нужно покрывать минимум в два слоя, причем каждый из этих слоев должен полностью высохнуть.

Купить морилку для дерева можно в различном цветовом исполнении: палисандр, махагон, дуб, тик, орех. Чтобы наиболее точно подобрать цвета их можно смешивать между собой, получая желаемый оттенок.

Лак при нанесении на дерево образует защитный плотный слой (пленку)глубиной не более 1 мм. Если дерево, покрытое лаком, подвергается температурным перепадам, то оно может растрескаться и расслоиться. Лакированная поверхность имеет некоторые сложности в реставрации. Старый слой лака необходимо снять, отшлифовать поверхность и залакировать поверхность дерева заново. Одним из недостатков лака является содержание в нем вредных веществ. Немало важным является и то, что через поверхность, обработанную лаком, может пройти небольшое количество влаги, но уже не сможет выйти назад, что приводит к раннему разрушению поверхности деревянного изделия.

Преимущества масел перед другими составами однозначно очевидны. Масла состоят из натуральных веществ, впитываются в структуру дерева, не создают защитной пленки, сохраняют природную текстуру дерева, не боятся перепадов температур, дерево при этом не растрескивается, становится мягким и бархатистым. С давних пор, например: паркетный пол покрывался маслом, хотя особого выбора масел не было. В настоящее время купить масло для паркета экологически чистого с высокими показателями качества можно свободно. Оно может быть как прозрачным, так и с добавлением красителей (два в одном – пропитывающая защита пола и одновременная его тонировка в нужный цвет или оттенок). Деревянный (паркетный) пол, покрытый маслом, выглядит очень естественно.


Способы нанесения масел

Обработка дерева маслом начинается с подготовки поверхности.

  • не протирать поверхность влажной тряпкой (влажность древесины не должна превышать 15%);
  • древесину зачистить от грязи и налета и хорошо высушить.
  • если работы производятся на улице, то погода должна быть солнечной, а если в помещении, то оно должно быть сухим.

Втирание заключается в том, что дерево 3-4 раза натирают вдоль волокон хлапчатобумажной тряпкой или любой другой безворсовой тканью, смоченной в масле. Также для втирания можно использовать кисть или аппликатор, но в таком случае расход масла будет значительно выше.

При нанесении постоянно нужно убирать излишки масла чистой тряпкой.

Всегда обязательно выдерживаем расход, указанный производителем на банке.

После высыхания 1-го слоя, при необходимости покрываем 2-й слой для получения более темного цвета.

Вторым способом, вымачиванием, обрабатывают небольшие предметы: поделки, рукоятки ножей и другие предметы. В этом случае изделие полностью погружают в масло на определенное время, затем протирают и высушивают. Недостатком этого способа является большой расход по сравнению с методом втирания.


Преимущества тонирующего масла ZAR над остальными маслами

Продукция масел ZAR пользуется огромным спросом у покупателей. Представленный продукт не имеет аналогов в мире. В продаже имеется всегда, применяется в основном для внутренних работ по дереву. При нанесении масла на горизонтальные поверхности рекомендуется покрывать сверху полиуретановым лаком ZAR вне зависимости от основы, либо тунговым маслом. При использовании его снаружи помещения, необходимо сверху покрывать лаком для наружных работ (ZAR Ultra Exterior).

Формула льняного и тунгового масла позволяет наносить их на вертикальные и горизонтальные поверхности.

Уникальность тонирующего масла ZAR для дерева заключается в том, что расход этого масла доходит до 70 кв.м. на 1 кварту (0,946л) масла. По сравнению с маслами других производителей такой расход как минимум в 2 раза меньше.

Преимущество данных масел в том, что они относятся к маслам, которые быстро высыхают, по сравнению с другими маслами, такими как соевое, конопляное, подсолнечное. Изделие, покрытое тонирующим маслом ZAR, по сравнению с другими маслами, не выцветают со временем в процессе эксплуатации и не токсичны. УФ-фильтр в формуле этих масел не позволяет древесине выгореть под воздействием солнечных лучей.

Поверхность, обработанная тонирующим маслом ZAR, имеет очень высокий уровень водонепроницаемости и долговечности. Еще один плюс использования масел ZAR – оно придает древесине благородный матовый оттенок.

Старинная (и не очень) мебель во все времена служила украшением любого интерьера. Но человеку свойственно непостоянство и стремление к новому, даже если это новое всего лишь не очень хорошо забытое старое.

Дерево любой породы обладает красивым естественным внешним видом, но после обработки специальными составами с применением современных технологий, любая деревянная поверхность способна заиграть новым, ярким, подчас не характерным для данной породы дерева, узором. Такую технологию обработку древесины называют тонировкой.

Тонировка мебели представляет собой относительно не сложную операцию, выполнение которой не потребует от исполнителя специальных навыков и знаний. Обладая необходимым набором материалов, желанием и достаточным количеством свободного времени, достаточно легко выполнить тонировку мебели своими руками.

Выбираем средство для тонировки

Для тонировки деревянной мебели используют, в большинстве случаев, один из следующих материалов:

  • Краска акриловая. Для этого материала характерна хорошая проникающая способность — он способен глубоко проникать в поры древесины. Существенный недостаток акриловых красок является прямым следствие его достоинств. Если древесина способна поглотить большое количество тонирующего состава, то использование акриловых красок может привести к подъему волокон структуры обрабатываемого материала. Это негативно скажется на результатах тонировки. Во избежание этого, акриловые краски применяют в комплекте с другими декорирующими веществами (молдинг или глезаль);
  • Протрава. Это порошок, который разбавляется обычной водой. Главным достоинством такого красителя является то, что он не проникает в структуру древесины, а окрашивает ее поверхность, закрывая поры материала. Тонировка дерева этим составом позволяет получить ровную и гладкую поверхность. Протрава придает поверхности яркость, но для ее сохранения необходимо, сразу после тонирования, нанести на поверхности слой (или несколько слоев) лака;
  • Морилка. Оптимальный и самый распространенный материал. Сочетает в себе достоинства двух ранее упомянутых материалов и лишен, присущих им недостатков. Более современный вариант морилки – патинация позволяет регулировать насыщенность оттенков.


«Операция Тонировка»

Для нанесения тонировки понадобятся следующие инструменты:

  • Валик или малярная кисть для работы по дереву;
  • Тряпка или тампон из безворсовой ткани.

При выборе малярной кисти, следует отдать предпочтение тем, щетина которых изготовлена из натурального ворса. Допустимо использование кистей со щетиной из полиэстра или нейлона.

Выполнить тонировку можно несколькими способами:

  • Ручная покраска;
  • Распыление краски;
  • Погружение изделия в раствор краски.

Для самостоятельного выполнения лучше других подходит ручной способ покраски.

Технологический процесс тонировки мебели состоит из следующих операций:

  • Подготовка мебели к тонировке;
  • Нанесение материала;
  • Высыхание материла;
  • Нанесение лака.

Подготовка мебельной поверхности

На видео показано как тонировать мебель своими руками:

На этом этапе необходимом очистить поверхность от загрязнения и старой краски. Для этого можно использовать крупнозернистую наждачную бумагу. Перед нанесением морилки поверхность должна быть максимально гладкой и ровной. Для этого ее необходимо отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачки. В процессе такой обработки образуется большое количество пыли. Ее необходимо убрать с помощью пылесоса. Недопустимо использование влажной тряпки т.к., в этом случае пыль не будет удалена с поверхности, а забьется в пористую структуру древесины и, тем самым, существенно ухудшит характеристики поверхности, что, в свою очередь, негативно отразится на результатах тонировки.

Нанесение материала

При помощи валика или кисти равномерно распределите материал тонировки по древесине вдоль волокон. Излишки, оставшиеся на поверхности, просто разотрите сухим тампоном или тряпкой. Выполняя эту операцию с «выдумкой», к примеру, растереть материал тонировки разнонаправленными движениями, можно добиться дополнительного декоративного эффекта, добавив в структурный рисунок поверхности фасада уникальные штрихи.

Высыхание материала

Эта операция, которая по сути своей является пассивным ожиданием, не случайно удостоена права гордо именоваться технологической операцией. Дело в том, что от того насколько качественно просохнет изделие зависит оценка конечного результата работы. Поэтому очень важно обеспечить соответствующие условия для высыхания изделия. В противном случае существует принятия неправильного решения. К примеру, если изделие недостаточно просохло, то получившийся оттенок поверхности может показаться недостаточно насыщенным. Вследствие чего может быть принято решение о повторении процедуры тонировки.

Нанесение лака

В случае использования в качестве материала для тонировки морилки или патинации данная операция не является обязательным. Но следует помнить, что правильно выбранный и нанесенный в несколько слоев (не менее трех) лак способен придать поверхности новые богатые оттенки и существенно продлить ее срок службы. Для тонированных мебельных фасадов подойдет . Следует только учитывать, что лак должен быть бесцветным и хорошо противостоять истиранию и другим механическим воздействиям.

Тонировка шпонированной мебели

Тонировка мебельных фасадов отделанных шпоном — тонкими древесными листами ил пластинами — по технологии мало отличается от тонировки , изготовленных из дерева. Существенной отличительной особенностью шпона является его толщина. В связи с тем, что толщина пластин и листов шпона может составлять несколько миллиметров, при работе с этим материалом необходимо соблюдать осторожность. Это, в первую очередь, относится к работам по подготовке поверхности.

Loading...Loading...