Большой ли православный праздник крещение руси. День Крещения Руси: история праздника

День крещения Руси - государственная памятная дата Российской Федерации.

Провозглашение христианства оказало влияние на всю историю нашей страны. С введением православной религии на ее территории стали активно возводиться храмы и монастыри. Они содействовали распространению просвещения, образования и культуры. Православие легло в основу укрепления государственности, способствовало формированию нравственных устоев в обществе.

Дата празднования

День крещения Руси - государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти cвятого равноапостольного великого князя Владимира - крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Как и все памятные даты в России, День крещения Руси не является выходным днём.

В этот день в России, проводятся праздничные мероприятия, посвященные духовным традициям нашей страны, ее богатому историческому и культурному наследию.

История установления даты

14 августа 2009 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и 27 августа 2009 года председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным были подготовлены поручения о разработке законопроекта для установления памятной даты - Дня крещения Руси.

31 мая 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Федеральный закон № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ „О днях воинской славы и памятных датах России“», согласно которому в России установлена новая памятная дата - 28 июля - «День крещения Руси».

Крещение Руси

Крещение Руси - термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Рядом авторов термин понимается так же, как и процесс распространения христианства на Руси в XI-XII веках.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны.

Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!».

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, - требование крайне унизительное для ромейских василевсов. Тогда в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия - в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

«В году 6496 был крещён Владимир, который крестил Росию».

Последнее сообщение, вероятно, - обратный перевод из «Повести временных лет». В целом в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

Крещение русских земель

Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Полоцкая епархия, Переяславская епархия.

На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Однако следует иметь в виду, что сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский, хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой и др.; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.

Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтверждённому археологическими данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира - Малуши) и тысяцкого Путяты.

На финно-угорской периферии того времени - в Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий - св. Леонтий - много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливавших славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м годам, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.

Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Юбилейные празднования

Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор, открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.

Процесс подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси совпал с «перестройкой» и политикой «гласности» в Советском Союзе. Советское правительство проявило интерес к празднованиям: одним из знаковых событий стала передача в 1983 году во владение Московской Патриархии части строений бывшего Свято-Данилова монастыря, в котором была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр. Кульминацией торжеств 12 июня 1988 года стало сослужение в Даниловом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира. Затем празднования переместились в Киев, где в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями богослужения в Киево-Печерской Лавре, которое произошло впервые за почти тридцать лет. В дальнейшем в течение всего года по стране проходили мероприятия, приуроченные к памятной дате. Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР.

В июне 2008 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.

Устроенные в 2013 году Русской Православной Церковью юбилейные торжества в честь 1025-летия крещения были также приурочены к памяти князя Владимира и проходили в Москве, Киеве, Минске. В Киеве на празднованиях присутствовали президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович, а также лидеры Молдавии и Сербии Николай Тимофти и Томислав Николич.

Традиции, обряды, приметы

Обряд крещения – таинство, поэтому посторонних людей на него не допускают. Не могут на нем присутствовать и настоящие родители младенца, они либо ждут у церкви, либо дома, накрывая праздничный стол. К сожалению, сегодня весьма распространена практика, когда в церкви назначают определенный день для крестин и крестят сразу несколько младенцев и взрослых. Зато сейчас таинство крещения может совершить только священник, а раньше, если в деревне не было церкви (а ее не было, так как деревня с церковью называлась уже селом), а до священника нельзя было добраться по причине, например, бездорожья, то ребенка мог окрестить любой крещеный человек, правда, соблюдая все положенные каноны. В богатых домах было принято звать священника на дом, особенно, если в доме была домовая часовня, а бедняки несли своих детишек в церковь. Удивительно, но как бы ни была холодна вода в купели, как бы ни был слаб ребенок, после крещения он никогда не простужался.

Что нужно сделать в День крещения Руси

Церковь призывает всех верующих посетить всенощную службу в церкви, а также утреннее праздничное богослужение и другие праздничные мероприятия.

Поздравить со святыми именинами всех Владимиров.

Всем православным христианам в этот день рекомендуется вспомнить собственное крещение, поразмышлять о том, что значит для вас принадлежность к церкви Христа.

Дома или в храме можно прочесть любую молитву или Символ Веры:

Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.

Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям.

И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Признаю одно Крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мёртвых, и жизни будущего века. Аминь.

Что нельзя делать в День крещения Руси

День Крещения Руси – очень большой праздник, поэтому церковь не рекомендует заниматься тяжелым физическим трудом и домашними хлопотами. В частности, запрещено устраивать генеральную уборку, большую стирку и готовку, а также работать на огороде. Можно заниматься только теми домашними делами, без которых не обойтись – например, приготовить еду и помыть посуду.

Крайне не желательно в этот день ссорится, обижаться и обижать других, завидовать, злиться и испытывать другие негативные эмоции. Постарайтесь провести этот день в праздничном настроении.

Церковь призывает воздерживаться от шумных застолий, переедания и злоупотребления алкоголем.

Хоть в церкви и не существует строгого правила относительно запрета на занятия сексом, все же в этот праздник супругам рекомендуется воздержаться от интимной близости.

Верующие россияне ежегодно отмечают один из важных православных праздников – День крещения Руси. Дата 28 июля каждый год является днем памяти князя Владимира Крестителя Киевской Руси. Из названия становится понятно, чему посвящен этот праздник. Становление православной веры в Киевской Руси проходило несколько сложных этапов, каждый из которых имел большое значение. День крещения Руси имеет немало обычаев и традиций, также этот день не обходится и без запретов, о которых не стоит забывать.

День крещения Руси считается большим праздником, поэтому церковь советует воздержаться от физической работы и домашних хлопот. Запрещается делать генеральную уборку, стирать, готовить и работать в саду или огороде. Работать в этот день можно только при крайней необходимости.

Нельзя в этот день ссориться с близкими и сквернословить. Запрещено злиться, завидовать и испытывать негативные эмоции. Этот день нужно провести в праздничном настроении. Церковь не поощряет употребление алкогольных напитков и шумных застолий в этот день.

В день праздника, 28 июля 2018 года, церковь призывает всех верующих посетить всенощную службу. По возможности нужно посетить Владимирскую горку в Киеве. Или любое другое место, связанное с именем этого князя, например Владимирский собор.

В этот день принято поздравлять всех людей, которые имеют имя Владимир. Все верующие должны вспомнить дату своего крещения и задуматься о связи с Господом и церковью. Дома или в храме нужно прочитать любую молитву — в этот день она будет иметь особый смысл.

История крещения Руси и правление князя Владимира

Князь Владимир Святославович из династии Рюриковичей был внуком княгини Ольги. У него было 2 старших брата — Ярополк и Олег. В ходе военных походов Владимиром был изгнан из Новгорода правящий там Ярополк, который пришел к власти после смерти своего отца.

Далее Владимир Святославович захватил Полоцк, а в 978 году он стал князем Киева. В момент захвата Киева он был язычником и не желал менять свою веру. Князь Владимир преследовал и истреблял немногочисленных христиан на территории Киева.

В 987 году стал думать о том, какую единую веру ввести в Киевской Руси. Князь Владимир сказал, что все люди, живущие на этой территории, будут крещены в церкви Константинополя.

Вскоре Владимир крестился сам, а позже произошел День крещения Руси. Интересно, что в момент крещения князь Владимир взял себе имя Василий, поэтому церковь всегда вспоминает его под этим именем.

За свое правление Владимир принял много церковных законов, ввел распространение грамотности, каждое воскресенье устраивал обеды для нищих. Умер он в 1015 году в Берестове и был похоронен в Десятиной церкви в Киеве.

Крещение Киевской Руси и распространение христианства

Христиане в Киевской Руси жили еще до того, как ее крестил князь Владимир. На эти земли принес христианство апостол Андрей еще в I веке. По легенде холмы, на которых сейчас возвышается Киев, были им благословлены. Также апостол Андрей установил здесь крест, на месте которого сегодня находится Андреевская церковь.

К концу I столетия на этих землях читал проповеди апостол Климент, который являлся учеником Петра. Позже он стал Папой Римским Климентом, мощи которого хранятся в Киево-Печерской лавре.

Историки рассказывают еще об одном крещении Руси, которое произошло за 100 лет до крещения Владимира. Оно называется «аскольдовым», так как в то время были крещены князья Аскольд и Дир. Княгиня Ольга приняла христианство в 957.

Крещение Владимира отличается от всех остальных тем, что оно носило массовый характер и имело государственное значение. Дата празднования Дня крещения Руси совпадает с днем смерти князя Владимира – 15 июля 1015 года (28 июля по юлианскому календарю).

День Крещения Руси празднуют сегодня миллионы людей по всему миру. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года этот праздник отмечается на государственном уровне в России в день памяти святого князя Владимира, крестившего в 988 году Русь.

Это произошло в Херсонесе, в Крыму.

Под веками намоленными сводами Свято-Владимирского собора в Херсонесе находятся исторические руины древней церкви, в которой, по преданию, крестился князь Владимир.

Крещение Руси, как историческое событие

988 год – эту дату все знают со школьной скамьи. Она говорит о многом: на Руси закончило свое существование языческое многобожие, проникнутое мистическими обрядами и жертвоприношениями, и стартовала новая эпоха в истории духовного развития страны.

Момент принятия славянским народом крещения был зафиксирован в известной летописи, дошедшей до наших дней: «Повести временных лет». Согласно древнему историческому источнику, Таинство происходило в водах реки Днепр.

Многих мучает вопрос: почему князь Владимир остановил свой выбор именно на православном христианстве?

Владимир Ясное Солнышко

Киевский князь, равноапостольный святой Владимир – фигура в истории, прямо скажем, колоритная. Историки утверждают, что князь киевский отличался неуемной любовью к блуду. Кроме того, Владимир поклонялся языческим богам. По приказу князя в самом начале его правления в Киеве соорудили капище, в котором располагались статуи шести главных богов, почитаемых у будущих христиан, включая Велеса, Мокошь и Перуна.

Князь по натуре был завоевателем. Основное управление им страною сводилось к укреплению и расширению границ. Владимир мог бы за свои неблаговидные поступки и пристрастия снискать титул Кровожадного или Жестокосердного, если бы православие так вовремя не появилось в жизни славянского народа. Новая религия в корне изменила порочную душу, как будто человек заново родился.

И сегодня мы знаем князя, как Владимира Великого, Владимира Крестителя. Но самое красивое звание подарили святому народные былины: Владимир Ясное Солнышко.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.

Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека»

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век.Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная?

Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. В 986 году к князю стали приходить послы с предложением принять их религию.

Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам.

«Князь, – сказали они, – ты, кажется, мудрый и сильный, но не знаешь истинного закона; уверуй в Магомета и поклонись ему». Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства.

Затем пришли немцы-католики и заявили:

«Мы присланы к тебе от папы, который велел сказать тебе: “Вера наша есть истинный свет”…» Но Владимир ответил: «Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли». Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись».

После этого пришли хазарские иудеи.

Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. «Знай, что христиане веруют в Того, Кого отцы наши некогда распяли, мы же веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина?» На это иудеи честно ответили: «Родина наша в Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на наших отцев, рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан».

Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?» Так ушли иудеи.

После этого в Киеве появился греческий философ. История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление. Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево». Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».

И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение. Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев. Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие.

По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам».

На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». «Где же нам принять Крещение?» – спросил князь. «А это где ты пожелаешь, там и примем», – ответили ему.

Было необходимо лишь дождаться удачного момента для принятия христианства. Такой случай вскоре представился.

Византийская Империя - могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. В 987 году в Византии возник мятеж против законных императоров. Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Случай для неожиданного возвышения Руси на международной арене выдался самый походящий!

Князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя и медлили с женитьбой. В ответ он захватывает Херсонес - древний черноморский порт - основу греческого влияния в Причерноморье. Тогда император Василий, желая мирного исхода конфликта, отправляет Анну в Херсонес, напоминая, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником.

В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир ослеп.

Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

Таинство Крещения совершил епископ Корсунский с духовенством, и едва Владимир погрузился в купель Крещения, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога».Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу.

Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, приняли святое Крещение здесь же, в Херсонесе. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.

Город Херсонес князь вернул Византии в качестве дара за царственную невесту, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении. Что же касается остальных жен, приобретенных в язычестве, то их князь освободил от супружеских обязанностей.

Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова.

По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей. Крестился и весь дом его, и многие бояре.

Затем равноапостольный князь приступил к искоренению язычества, велел ниспровергнуть идолов, тех самых, которых сам поставил за несколько лет до этого. Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. К идолам, помрачавшим души людей и принимавшим человеческие жертвы, велено было отнестись самым жестким образом. Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра. Вдоль реки стояли дружинники и отталкивали идол от берега: к старой лжи нет возврата. Так Русь распрощалась с языческими богами.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Эти события – Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» - лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить.

Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ - всё это привлекало к нему народ.

Князь стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос. Тогда уже церковные власти стали просить правителя вернуть высшую меру наказания, чтобы пресечь зло.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу.

Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме - месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна.

На месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора.

Среди святынь Свято-Владимирского собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви. В алтаре Верхнего храма находится Корсунская чудотворная икона Божьей Матери.

По легенде, эту икону в Херсонес перенес сам князь Владимир.

28 июля православные храмы Украины, России, Белоруссии и других стран объединит волна колокольного звона,которая в полдень по местному времени начнется на Камчатке, докатится до Киева, Москвы и уйдет дальше в сторону Европы………

Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней и систему ценностей, моральная сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны ее разрушить, Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим и он объединяет все братские славянские народы.

Общим является и духовное наследие, в частности, монастыри и храмы, которые посещают паломники, невзирая на границы.

Православие — это то, что сильнее всего объединяет Белую, Малую и Великую Русь.

Принятие христианства как государственной религии во многом изменило ход истории. Это один из главных этапов развития Киевской Руси как государства. Православие – глубокий слой культуры народа в целом, его духовности. В России существует еще несколько религий, учитывая многонациональность страны, но главной из них все же считается христианство.

История

Не многие знают, что прежде чем свершилось крещение Руси, было рассмотрено несколько вариантов утверждения государственной религии. Среди прочих был также ислам. Но светлый князь Владимир отдал предпочтение именно христианству как самому правильному и верному учению нравственности. Крещение Руси – историческое событие, произошло в 988 году. Древнеславянские источники описывают это действо подробно. Само крещение происходило в водах Днепра, осуществляли его священнослужители из Византии.Князь Владимир активно вводил христианство в народные массы – строил новые города и церкви. Но истинное крещение Руси продолжилось несколько столетий, пока души и сердца людей полностью не вытеснили язычество и его традиции.

Этот день как праздник стал отмечаться недавно. В 2008 году православная церковь выступила с прошением к президентам РФ и Белоруссии ввести праздник почитания князя Владимира. С того момента началась разработка федерального закона об утверждении этого православного праздника. В 2010 году этот закон был подписан президентом и вступил в силу.

Традиции

Празднование Дня крещения Руси с каждым годом становится все более популярным. В центре празднования принято считать город Киев – место, где свершился обряд крещения Руси. Это праздник всех верующих людей, служителей церкви, Верховного духовенства.

В этот день во всех городах России проходят массовые культурные, религиозные, просветительские мероприятия, молебны. Верующие люди приезжают со всех уголков православного мира в сердце христианства – Киев, посещают праздничные молебны. Священнослужители в своих приходах рассказывают в проповедях историю праздника, прославляют светлого князя Владимира, названного крестителем Руси. Люди, уставшие от бездуховности и безнравственности, молятся о возрождении мира и добра на всей земле. Это светлый красивый праздник с необыкновенно чисто аурой и гармонией.

28 июля (15 июля по старому стилю) День крещения Руси — официально признанная и отмечаемая с 2010 года памятная дата. Ее государственный и религиозный символизм состоит в объединении славянских народов одной великой идеей — христианской верой.

Исторический факт крещения Руси

Главный исторический персонаж события — почитаемый в качестве равноапостольного святого креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. Внук окрестившейся еще в 921 году в Византии княгини Ольги и сын прослывшей в народе провидицей Маклуши взошел княжить после своего отца — князя Святослава. Свою веру он определенно не называл, но как сообщают летопись, не брезговал и “пирами с питием”. Вопрос о выборе единой веры для обрастающей племенами молодой державы стоял достаточно давно, разрозненные племена, убедившись в милости князя, регулярно кланялись о подчинении, но не могли договориться о единобожии. Чтобы объединить, готовых передраться из-за вопросов веры подданных, с 986 года Владимир отсылает послов для изучения тонкостей религиозных обрядов и приглашает посольства к себе.

Версий, почему произошло крещение Руси, а не обращение в иудаизм или ислам, несколько.

Славянские народности, населявшие регионы, на тот момент поклонялись языческим богам, пантеон состоял из нескольких сотен имен. Переход к единобожию изначально был вопросом сложным и щекотливым. Не только милостивый, но и предусмотрительный князь искал вариант, который максимально устраивал бы власть придержащие роды: позволял бы использовать религию в качестве инструмента принуждения. Построенное на страхе перед господней карой христианство устраивало его во всех отношениях. Другие варианты рассматривались именно как поиск сильного союзника и были отметены из политических и экономических соображений. Волжским болгарам, ратовавшим за ислам, пенялась слабая защищенность границ, германцы-католики получили отворот из-за перспективы сложного перевода письменности на латиницу, проповедовавшие иудаизм хазары — из-за большого количества нерабочих дней.

Вторая версия, которая преподносится религиозными институтами — Чудо Господне, сошедшее на великого князя, наблюдавшего за исполнением обряда в Царьграде. Ослепший во время службы Владимир, якобы, был исцелен святой водой и молитвой, после чего вынужден был признать силу слова Божия.

Версий для размышлений достаточно много, поэтому проще всего смотреть на факты:

Захвативший к 988 году земли вплоть до Корсуни (Херсонес), князь вынужден был остановиться: воевать с Византией было и экономически и практически невыгодно. Чтобы этот факт не стал явным, он предложил родовой союз и мир, при условии заключения брака с сестрой действующих братьев-соправителей. Ответным условием было принятие христианства, чтобы молодая не досталась иноверцу. В тот же год на Пасхальный день князь был крещен в водах Днепра и наречен именем Василий.

Крещение Руси, как массовое явление, продолжалось еще несколько десятилетий и не везде проходило спокойно.

Любая из версий предыстории крещения Руси подтверждает: празднование Дня крещения Руси — дань уважения событию, которое объединило страну и подарил смысл глобального существования.

Предания и мифы о крещении Руси

Отправляя восвояси послов, Владимир не мог в открытую говорить о мотивах отказа. В частности, чтобы не обидеть мусульман, запрещающих употребление хмельных напитков, Владимир произнес: “Веселие на Руси есть пити, и не можем без этого быти”. Именно эту фразу уже более 1000 лет приводят в качестве доказательства злоупотребления алкоголем русскими. На деле, к времени такого заявления Русь практически не пила в отличие от винодельческой Европы.

Официальное утверждение памятной даты

С прошением о рассмотрении возможности сделать 28 июля официальным праздником к президенту РФ Д.И. Медведеву обратился патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он отметил важнейшую роль события в историческом самоопределении народов и в формировании гражданственности. Перед официальной передачей вопроса в Думу уже сменивший предшественника на посту президента РФ В.В. Путин обращался к представителям других лидирующих по численности паствы конфессий и спрашивал их мнения. Одобрение было высказано единогласно. Через 2 года 16 февраля 2910 в статье 1.1 ФЗ РФ “О днях воинской славы и памятных датах России“ появилась поправка, определяющая дату Дня крещения Руси.

Правила празднования памятной даты 28 июля

Основная часть праздничных мероприятий проходит в православных храмах: во время торжественной литургии звучат песнопения во славу равноапостольного святого князя Владимира. В светских учреждениях проходят просветительские мероприятия, исторические экскурсы. Реконструисткие движения устраивают смотры и имитации боев-походов князя Владимира.

Аналогично проводятся гуляния в республике Беларусь и на Украине. В последней праздник переименован в “День крещения Киевской Руси-Украины”, но отмечается в тот же день.

Loading...Loading...