Андрей игнатов. битва броненосцев

Все мы наслышаны в последнее время о трагедиях в армии, которые связаны с современным оружием. Чувство гордости, охватывающее россиян при спуске на воду новейшей атомной субмарины «Гепард», естественно самой лучшей в мире, или по поводу известий о новейших отечественных разработках в области вооружений сменяется недоумением от сообщений, когда во время учений тонет непотопляемая подводная лодка или неожиданно для всех разбивается при взлете самый надежный самолет. Становится понятным, что резкое насыщение российской армии новейшей военной техников, о нехватке которой постоянно жалуются генералы, не решит проблему ее боеспособности. Историк Ключевский В.И. мудро предостерегал, что «история не учительница, а надзирательница…: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Военная история России XX века имеет множество трагических примеров, данные нам для извлечения уроков, но, к сожалению, так и не усвоенные нами, обрекая повторять их снова и снова. Один из таких примеров, когда человеческий фактор оказал решающее значение на исход войны, было страшное поражение российского императорского флота в войне я Японией 1904-1905 гг.

Наши представления о страшном поражении русского флота в войне с Японией настолько прочно утвердились, что, на первый взгляд, не требуют особого разговора на эту тему. Действительно, если суммировать причины поражения Тихоокеанской эскадры во время русско-японской войны, то вывод кажется простым и понятным - японский флот адмирала Того, имевший превосходство в силах, артиллерии и скорости, одержал победу. В отечественной историографии уже сложилась традиция оправдывать и искать причины военных поражений русской армии и флота в «количественном превосходстве противника», наличием «устаревшей военной техники», «прогнившим самодержавием», превосходством противника «в силах, артиллерии и скорости» и т.д. Конечно, очень соблазнительно списать причины страшной катастрофы русского флота в войне с Японией на царский режим и техническое превосходство противника.

Однако в работе «Свидетели Цусимы» историк Уэствуд Н. справедливо отметил, что в представлениях русско-японской войны русский флот «представлял собой коллекцию технически устаревших броненосцев под командой идиотов и управляемых анархистами, другой - вершину английского кораблестроения, управляемый безупречно подготовленными людьми под командованием Нельсона». И далее, подводя итог исследования, он делает вывод, что «ни русская артиллерийская стрельба, ни конструкции русских кораблей не были так плохи, как это обычно представляется, русские офицеры в целом не были некомпетентны». До сих пор не утихают споры о том, как объяснить, что русский флот, один из крупнейших в мире, проиграл битву за море.

2 октября 1904 года из порта Либавы в поход на Дальний Восток из Балтики отправилась 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Зиновия Петровича Рожественского. Поход был трудным и долгим. Только 8 декабря, пройдя в шторм мыс Доброй Надежды, эскадра вышла в Индийский океан. 25 апреля 1905 года у берегов Индокитая все корабли, в том числе эскадра адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I» (1892), «Адмирал Ушаков» (1895), «Сисой Великий» (1896), «Наварин» (1891)), соединились. В историографии сложилось мнение, что корабли эскадры Небогатова « не представляя боевой ценности, … в лучшем случае могли рассчитывать лишь на то, что отвлекут на себя часть японских сил». Однако «старички» доказали, что они способны на большее. Всего за два с половиной месяца отряд Небогатова сумел нагнать эскадру Рожественского, совершив образцовый дальний океанский переход.

Мощь 2-й Тихоокеанской эскадры была впечатляющая. Боевая колонна включала 4 новейших броненосца: «Бородино» (1903), «Князь Суворов» (1904), «Император Александр III” (1904), «Орел» (1904). Семь броненосцев дополняли основной ударный отряд: «Генерал-адмирал Апраксин» (1895), «Ослябя» (1898), «Адмирал Сенявин» (1895), «Адмирал Ушаков» (1895), «Наварин» (1891), «Сисой Великий» (1896) и «Император Николай I” (1892). Кроме 11 броненосцев в составе эскадры находились броненосные крейсера: «Адмирал Нахимов» (1888), «Владимир Мономах» (1884) и «Дмитрий Донской» (1885). Бронепалубные, легкие и вспомогательные крейсера: «Олег» (1904), «Аврора» (1902), «Жемчуг» (1904), «Светлана» (1898), «Изумруд» (1904), «Алмаз» (1901) и «Урал» (1890), а также 9 миноносцев - «Бравый» (1901), «Буйный» (1901), «Быстрый» (1901), «Бедовый» (1902), «Бодрый» (1902), «Безупречный» (1902), «Блестящий» (1901), «Грозный» (1901), «Громкий» (1901). Таким образом, русская эскадра адмирала Рожественского, вступившая в Цусимский пролив, состояла из 38 вымпелов с учетом транспортов («Иртыш», «Корея», «Анадырь»), госпитальных кораблей («Орел», «Кострома»), буксиров («Русь», «Свирь») и транспорта-мастерской «Камчатка».

Основная задача, поставленная Петербургом, перед адмиралом Рожественским состояла в «завоевании господства в Японском море», то есть нанести поражение японскому флоту и переломить ход русско-японской войны в пользу России. Но гибель Артурской эскадры сильно осложняла выполнение поставленной задачи. В декабре 1904 г. в бухте Порт-Артура были затоплены все корабли Тихоокеанской эскадры. По иронии судьбы последний броненосец, добровольно «покончивший жизнь самоубийством» на внешнем рейде от японских торпед, носил роковое название «Севастополь». Вскоре после окончания войны японцы поднимут и отремонтируют почти все русские корабли, затопленные на внутреннем рейде Порт-Артура, и введут их в состав своего флота.

Весь флот противника под командованием «японского Нельсона» Хэйхатиро Того располагал 4 броненосцами, 2 устаревшими броненосцами береговой обороны, 8 броненосными крейсерами, 14 бронепалубными и легкими крейсерами, несколько вспомогательных крейсеров и около 30 миноносцами.

В конце XIX - начале XX вв. основной ударной силой флотов являлись броненосцы и броненосные крейсера. Легкие крейсера и миноносцы в решающем эскадренном бою играли вспомогательную роль и активного участия в морских сражениях не принимали. Если учитывать броненосцы и броненосные крейсера основных боевых колонн противников, то соотношение сил русской и японской эскадры будет следующим:

Количественное соотношение артиллерии главного калибра русской и японской боевых колонн накануне Цусимского сражения

Калибр артиллерии в дюймах (мм) 12// (305 мм) 10// (254 мм) 8// (203 мм) 6// (152 мм)

Русская боевая колонна (12 кораблей - 11 броненосцев и 1 броненосный крейсер) 26 20 8 91

Японская боевая колонна (12 кораблей - 4 броненосца и 8 броненосных крейсера) 16 1 30 158

Следовательно, броненосные корабли 2-й Тихоокеанской эскадры имели преимущество в современной артиллерии крупного калибра 305 и 254 мм, но уступали в скорости из-за наличия транспортных и тихоходных кораблей. В приказе накануне Цусимского сражения адмирал Рожественский правильно охарактеризовал соотношение сил: «… Мы и японцы имеем в боевой колонне по 12 кораблей, но мы превосходим их числом тяжелых орудий, решающих исход боя. Правда, мы уступаем японцам в скорости, но это не имеет большого значения, так как мы удирать не собираемся».

Необходимо учитывать и то, что корабли противника были изрядно потрепаны боями с 1-ой Тихоокеанской эскадрой и блокадой Порт-Артура. Решающим преимуществом японцев был военный опыт и знание противника. Японские корабли могли вести меткую стрельбу на дистанции свыше 30-40 кабельтовых. Следовательно, чтобы парализовать это преимущество, командованию русской эскадры необходимо было в предстоящем бою стремиться к быстрому и максимальному сближению с японской боевой колонной. В то же время, боевой потенциал русской эскадры позволял, если и не разгромить японский флот, то нанести ему существенный урон и добиться победы в открытом морском сражении.

Днем 13 мая (за день до сражения (?!) адмирал Рожественский в первый раз!) решил произвести эскадренную проверку дальномерных установок на всех боевых кораблях колонны броненосцев. На горизонт был послан крейсер «Светлана», а по сигналу все корабли одновременно должны были показать замеренное до крейсера расстояние, определенное дальномерами. В то время как на броненосце «Суворов» определили дистанцию в 100 кабельтовых, другие корабли показали 60-70. Результаты продемонстрировали неподготовленность эскадры к решительному бою, от которого зависел исход войны. Что помешало за полгода похода проверить и привести в порядок дальномеры для артиллерии остается загадкой? Можно объяснить этот факт только одним - халатностью офицерского состава русских кораблей.

Адмирал Рожественский понимал, что при такой плачевной боевой подготовке выполнить задачу по овладению Японским морем невозможно. Поэтому, двигаясь к Цусимскому проливу, была поставлена задача попытаться пробиться во Владивосток. В исследованиях о трагедии русской эскадры господствует мнение историков о полной бездарности адмирала Рожественского. Справедливости ради необходимо заметить, что вряд ли «бездарный» адмирал сумел бы в тяжелейших условиях провести без потерь 2-ю Тихоокеанскую эскадру через три океана к берегам Японии.

Как видно, слабость 2-й эскадры адмирала Рожественского таилась не в ее недостаточном количественном составе или артиллерийском вооружении, как принято считать в исторической литературе. Не тонны водоизмещения и не число пушек решат исход главного столкновения в Цусимском проливе. Нужна еще хорошая боевая подготовка, высокий уровень организации боевых сил, понимание смысла борьбы и, самое главное, воля к победе. Только при наличии этих предпосылок корабли приобретают боевую ценность, превращаются в грозную для противника силу, а не в беспомощные мишени для вражеской артиллерии. Показательно, что уже при выходе эскадры из Кронштадта командир броненосца «Император Александр III» Н.М. Бухвостов заявил: «Победы не будет!.. Я боюсь, что мы растеряем половину эскадры на пути, а если этого не случится, то нас разобьют японцы … За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся» (В Цусимском сражении из 900 человек личного состава броненосца не спаслось ни одного человека). С такими пораженческими настроениями русских офицеров шансов на победу, действительно, не было.

На рассвете 14 мая 1905 года эскадра Рожественского двинулась в сторону Цусимского пролива. Стояла пасмурная и туманная погода. Походный строй русских кораблей состоял из двух колонн, которые возглавляли броненосецы «Суворов», флаг адмирала Рожественского и броненосец «Николай I», флаг адмирала Небогатова. В 7.30 показался на параллельном курсе эскадры японский крейсер «Идзуми», который передавал информацию о движении русских кораблей штабу адмирала Того. Когда мимо эскадры, обгоняя ее, прошел отряд легких японских крейсеров под командованием адмирала Дева, всем стало ясно, что решительного столкновения с основными силами японского флота избежать не удастся. Случайный выстрел из орудия броненосца «Орел» по флагману эскадры Дева, был воспринят кораблями сигналом к открытию огня. Броненосцы «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков» и «Генерал-адмирал Апраксин» сделали залп по колонне японских крейсеров. Один снаряд попал во флагманский крейсер «Читозе», но Рожественский отдал приказ прекратить огонь.

После перестроения боевой порядок 2-й Тихоокеанской эскадры был следующим: броненосный отряд во главе с флагманом «Князь Суворов», за ним в колонне - «Александр III», «Бородино», «Орел». Слева от них отдельной колонной шли «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин», «Адмирал Нахимов», «Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков». Далее крейсера «Светлана», «Алмаз» и «Урал». Крейсер «Жемчуг» и «Изумруд» сопровождали колонну Рожественского. За ними следовали транспорты и миноносцы под прикрытием крейсеров «Олег» (флаг адмирала Энквиста), «Аврора», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах».

В 13.30 на горизонте из мглы показалась боевая колонна основных сил японского флота. Впереди шли японские броненосцы во главе «Миказа» под флагом адмирала Того, за ним следовали броненосцы «Шикишима», «Фуджи», «Асахи» и броненосные крейсера «Кассуга» и «Ниссин». За первыми шестью кораблями шли броненосные крейсера: «Ивате» под флагом адмирала Камимура, а за ним «Идзумо», «Асама», «Токива» и «Адзума». Всего в одной кильватерной колонне-11 боевых кораблей (позже присоединится крейсер «Якумо»). Японская эскадра двигалась со скоростью не менее 16 узлов.

Перестроение русской эскадры в две колонны, когда наиболее сильные и быстроходные броненосцы («Суворов», «Александр III”, «Орел» и «Бородино») шли отдельной колонной и могли с помощью маневра парализовать действие эскадры Того, было правильным решением Рожественского. Таким образом, первоначально адмирал Рожественский, опытный артиллерист и флотоводец, был настроен на решительные действия. Однако при приближении японской боевой колонны, Рожественский стал неожиданно перестраивать свой отряд броненосцев в общую линию. Корабли во главе с «Ослябя» вынуждены были сбавить ход, чтобы пропустить броненосцы первого отряда. Неудачный маневр Рожественского в самом начале завязки боя привел к нарушению строя всей эскадры, а броненосец «Ослябя» даже застопорил машины и остановился, повернувшись левым бортом к противнику. Этим моментом воспользовался адмирал Того и повернул последовательно свою эскадру на 1800 .

Отказавшись от решительных действий, адмирал Рожественский подчинился тактике противника и принял бой на дальней дистанции, что было крайне невыгодно для русских кораблей. Русские снаряды обладали большой разрушительной силой на малых дистанциях (15-20 каб.). Поэтому для нас был выгоден бой на самой малой дистанции, когда меткость огня не зависела от точности приборов, а ущерб для кораблей неприятеля был бы максимальный. Таким образом, в начале сражения Рожественский имел возможность решительно атаковать эскадру Того новейшими броненосцами и спутать строй японцев, лишив их возможности маневра. Подтянув вторую колонну во главе с броненосцем «Ослябя», бой превратился бы в свалку на близкой дистанции, где преимущество оказалось бы на стороне русских броненосцев.

Пристрелявшись, японцы развили полную интенсивность огня. Гром разрывов, лязг рвущейся стали, огненный вихрь накрыл русскую эскадру. В основном японские корабли били по броненосцам «Князь Суворов» и «Ослябя», которых они буквально засыпали снарядами. Эти корабли несли ужасные повреждения и были объяты пламенем пожаров. Броненосец «Ослябя» стал первой жертвой в Цусимском бою. Японцы с первого залпа пристрелялись к неподвижному «Ослябя», который стал получать попадания 12-дюймовых тяжелых снарядов в нос по ватерлинии против боевой рубки. Корабль содрогался от шквала снарядов противника, огрызаясь ответными залпами. В него сначала стреляли все броненосцы, а затем шесть броненосных крейсеров адмирала Камимуры. В результате повторных попаданий японских снарядов на «Ослябя» стали отваливаться от борта броневые плиты, болты которых были разрушены взрывом фугасных снарядов. В оголенном борту новые попадания сделали огромную брешь. Нос броненосца погрузился до верхней палубы. Через 30 минут после начала сражения «Ослябя» с разбитым бортом всей носовой части, с подводными пробоинами по ватерлинии в носу, разбитой и накренившейся 10-дюймовой носовой башней, с разрушенными носовыми казематами и с громадным пожаром на носовом мостике выкатился из строя, погружаясь носом. Уходя в воду, корабль продолжал валиться на левый борт, и постепенно трубы его легли на воду, застилая клубами дыма поверхность моря. Команда «Ослябя» стала бросаться в воду. К гибнущему кораблю поспешили миноносцы «Буйный» и «Быстрый» и начали подбирать людей. «Ослябя» скрылся под водой. Погиб командир корабля капитан 1-го ранга В.И. Бэр, большинство офицеров, все механики и машинная команда, оставшиеся под броневой палубой. Миноносец «Буйный» успел подобрать с воды до 250 человек.

Эскадра, на глазах которой погиб броненосец «Ослябя», испытала шок. Невозможно было представить, что этот огромный, как айсберг, корабль мог так быстро затонуть! «Впечатление от опрокидывания этой гигантской высоты броненосца, - вспоминал очевидец, - было ошеломляющим. С других кораблей было ясно видно, как с палубы люди карабкались на его борта, как они цеплялись, скользили, падали … сметались огнем вражеских снарядов». Воспоминания уцелевших участников Цусимского боя (точнее сказать, бойни) спокойно читать невозможно. Они описывали сражение как день Армагеддона.

Флагманский броненосец «Суворов» стал главной мишенью шести передних японских кораблей. На нем были сбиты грот-мачта и кормовая дымовая труба, взорвана кормовая 12-дюймовая башня, крышу которой сорвало взрывом и отбросило в сторону. Все артиллерийские башни левого борта уже бездействовали, разбит весь небронированный борт, имелась подводная пробоина против боевой рубки, как и у «Ослябя» вследствие отрыва броневых плит. Японский снаряд попал в боевую рубку флагмана. Тяжело ранены и погибли офицеры корабля и штаба адмирала Рожественского, который так же был тяжело ранен. Корабль охватил сплошной пожар. За ним стлался по воде хвост дыма. Управляясь машинами, он ходил вне строя, следуя за эскадрой и дважды пересекал ее. После 5 часов дня на броненосце уже были сбиты обе трубы и мачты. Вид его стал настолько неузнаваем, что русские корабли принимали его за обезображенный японский корабль и стреляли в него.

Агонизирующая русская эскадра металась, чтобы выйти, хотя бы на время, из-под убийственного огня противника. Броненосец «Император Александр III» предпринял попытку прорваться на хвосте неприятеля. Однако этот маневр был быстро замечен адмиралом Того. Его броненосцы сделали поворот «все вдруг» и, имея крейсер «Ниссин» головным, легли на обратный курс. Этот сложный маневр японская эскадра четко проделала на полном ходу, показав высокую тренировку и способность к быстрой ориентировке в бою. В то же время русская эскадра потеряла организованное командование и убедилась в превосходстве противника как в искусстве маневрирования, так и в умении вести эскадренный артиллерийский огонь.

«Около 3 час. 20 мин. «Александр», сильно избитый по левому борту, с громадным пожаром, вышел из строя вправо, т. е. в сторону, противоположную неприятелю. Сначала он пытался вступить в кильватер «Орлу», но перекатился влево. «Орел» обогнал его в расстоянии одного кабельтова. На «Александре» было видно много пробоин в тонком борту; особенно большая дыра, по-видимому, от двух 12-дюймовых снарядов, выпущенных залпом из орудий одной башни, приходилась против носовой 12-дюймовой башни. Во многих местах вокруг пробоин выгорела и обнажилась старая суриковая красная грунтовка со времени постройки. Корабль казался поэтому окровавленным. Из бортовых пробоин выбивалось наружу пламя и клубы густого дыма. Трубы и мачты на нем стояли. Большая часть башен еще продолжала действовать».

Головным остался броненосец «Бородино», который еще не имел тяжелых повреждений. Повернув на юг, где в это время скучились транспорты, а легкие крейсера отбивались от многочисленных крейсеров противника, эскадра приблизилась к «Суворову». «Суворов» без грот-мачты и задней трубы, с обломком фок-мачты, с разрушенными мостиками и носом, громадными пожарами, прорезал, как слепой, русскую колонну.

«Около 4 час. 20 мин. «Суворов» еще раз прорезал наш строй. К этому времени он потерял обе трубы и мачты и представлял сплошной костер от носа до кормы. Вид его был неузнаваем и ужасен. Так как появление «Суворова» вблизи нашей колонны многим показалось неожиданным, то некоторые корабли приняли его за разрушенный японский корабль и дали по нему несколько выстрелов. Со стороны японцев были предприняты против «Суворова» энергичные минные атаки. Он отстреливался одной уцелевшей 75-миллиметровой пушкой из кормового каземата. Для прикрытия «Суворова» «Бородино» и «Орел» открыли учащенный огонь по неприятельским миноносцам из всех орудий левого борта. На мостики была вызвана даже прислуга 47-миллиметровых орудий. Стреляли сегментными снарядами из 6-дюймовых башен, и неприятельские миноносцы отступили».

Когда с броненосца «Суворов» просигналили о необходимости снять с обреченного корабля раненого адмирала Рожественского и его штаб, то к кораблю подошел миноносец «Буйный». Командир миноносца «Буйный» капитан 2-го ранга Н.Н. Коломейцев впоследствии вспоминал: «Мачты сбиты, трубы сбиты, весь борт избит и продырявлен, краска на борту обгорела, а изнутри вырываются языки пламени … Картина напоминает мне жаровню с угольями». Раненый адмирал и 19 офицеров и ординарцев штаба были сняты с «Суворова» на миноносец «Буйный». В это время на броненосце действовало только одно орудие кормового каземата. Сигналом с «Быстрого» адмирал Рожественский известил эскадру, что передает командование адмиралу Небогатову.

Беспомощный и брошенный эскадрой флагманский корабль «Князь Суворов» был атакован в 19 час. 29 мин. вечера отрядом японских миноносцев и потоплен взрывом выпущенных в упор четырех торпед. Недалеко от «Суворова» затонул пытавшийся защищать его транспорт «Камчатка». Командир корабля капитан 1-го ранга Игнациус, все офицеры и личный состав «Суворова» погибли с флагманским кораблем.

Около 19 час. броненосец «Александр III», с громадными пробоинами, с большим креном и пожаром, сигналя «Терплю бедствие!», вышел из строя. Броненосец быстро повалился на правый борт, дав последний залп из двух уцелевших орудий средней башни. Его днище показалось над водой, и на него успело взобраться несколько десятков человек, которые все погибли при погружении корабля. К нему бросились крейсера и миноносцы, но неприятель их усиленно обстрелял. С броненосца «Император Александр III» спасенных не оказалось.

Воспользовавшись отходом на юг отряда японских броненосцев, временно потерявших русскую эскадру, «Бородино» собрал оставшиеся корабли и повел их к северу. Когда японские броненосцы, идя с юга параллельным курсом, догнали колонну, «Бородино» подвергся сосредоточенному обстрелу, но упорно продолжал идти на Владивосток, уже не маневрируя. Артиллерия «Бородино» стала понемногу замолкать. На нем начались сильнейшие пожары. Горели кают-компания, адмиральские помещения, носовые казематы, кормовые мостики, на которых рвались 47-миллиметровые снаряды. Происходили непрерывные попадания в его ватерлинию залпов 12-дюймовых японских орудий. У борта поднимались громадные столбы воды, окутанные дымом и пламенем. Из орудийных казематов броненосца вырывались огромные языки огня. В последний момент произошел взрыв боезапаса, из воды у ватерлинии взмыло огненное пламя и броненосец в одну минуту повалился на правый борт. Некоторое время корабль еще плавал вверх килем, а его винты продолжали вращаться. Бегавшие по днищу люди махали руками и взывали о помощи. Неожиданно произошел внутренний взрыв боезапаса, корпус ушел под воду и все погибли.

С наступлением темноты бой прекратился. Ночью уцелевшие корабли русской эскадры потеряли друг друга. Только небольшой отряд под командованием адмирала Небогатова, отбиваясь от минных атак противника, продолжал сохранять организованное управление. В результате ночных минных атак были потоплены броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», крейсера «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», миноносец «Безупречный».

Утром 15 мая отряд из пяти кораблей адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсер «Изумруд») оказался окруженным японскими кораблями во главе с адмиралом Того. Все корабли неприятеля не имели никаких наружных повреждений! С большой дистанции крейсер «Касуга» открыл огонь по флагманскому кораблю «Император Николай I». Русская колонна остановилась и застопорила машины. «Николай» на огонь противника не отвечал и поднял сигнал: «Окружен, сдаюсь». Затем было передано по отряду: «Окруженный превосходными силами неприятеля, вынужден сдаться». Только броненосец «Орел» еще до поднятия сигнала о сдаче открыл огонь из орудийной башни. Японцы не сразу разобрали сигнал Небогатова и продолжали обстрел неподвижного флагмана. На нем была разбита дымовая труба, получена огромная пробоина в носовой части у ватерлинии, возник пожар на носовом мостике. Адмирал Небогатов приказал поднять японский флаг. Крейсер «Изумруд» дал полный ход, бросившись на прорыв через смыкавшуюся линию японских крейсеров. За ним погнались два японских крейсера, но «Изумруд» вырвался из кольца. Прорвавшись к русским берегам, команда затопила крейсер «Изумруд» в бухте Св. Владимира. Также японцам удалось взять в плен миноносец «Бедовый» с раненым адмиралом Рожественским. Затоплены личным составом во избежание захвата противником транспорт «Иртыш», миноносцы «Буйный» и «Блестящий».

Днем 15 мая в одиночку были добиты японцами рассеявшиеся корабли: броненосец «Адмирал Ушаков», крейсер «Светлана», миноносцы «Бодрый» и «Громкий». Крейсер «Дмитрий Донской» вступил в неравный бой с 6 крейсерами противника. И только после того, как был израсходован боезапас, «Дмитрий Донской» был затоплен своей командой. Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». Крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» ушли в нейтральный порт на Филиппинских островах, миноносец «Бодрый» - в Шанхай и разоружились

Цусимский бой 14-15 мая 1905 года закончился катастрофой для 2-й Тихоокеанской эскадры и военно-морских сил России. В бою потоплен 21 корабль из 38, взяты в плен 5 кораблей, разоружились 6 кораблей, прорвались 4 корабля, из них один был затоплен личным составом, задержан японцами 1 госпитальный корабль, отпущен японцами 1 корабль, вернулся в Балтийское море 1 корабль. Всего личный состав эскадры насчитывал 16170 человек. Потери личного состава эскадры: убито и утонуло офицеров 208, артиллеристов 75, нижних чинов 4761, а всего 5044 человека. Взято в плен офицеров 225, артиллеристов 87, нижних чинов 5670, всего 5982 человека. Осталось на разоруженных кораблях 2110 человек. Прорвалось во Владивосток 870 человек.

Японский флот в Цусимском бою потерял три миноносца!

После окончания русско-японской войны и подписания в Портсмуте мира на тяжелых для России условиях в Петербурге решили провести судебный процесс по поводу сдачи кораблей в Цусиме. Кроме адмирала Небогатова к ответственности привлекались командиры сдавшихся броненосцев и весь их офицерский состав. Кроме того, шло следствие по делу о сдаче миноносца «Бедовый», по которому обвиняемыми проходили адмирал Рожественский, офицеры его штаба, командир и офицеры миноносца «Бедовый». Таким образом, Рожественский, Небогатов, их штабы, командиры взятых в плен кораблей и все офицеры должны понести кару за гибель флота в Цусиме. Адмирал Небогатов и командиры кораблей «Николай I», «Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», получивших в бою незначительные повреждения, сохранивших артиллерию, снаряды и спасательные средства, приговорены судом к расстрелу с заменой заключением в крепость сроком на 10 лет. Офицеры сдавшихся кораблей от ответственности были освобождены, так как подчинялись приказам своих начальников и их осуждение было бы равносильно требованию бунта и неповиновения на корабле. Адмирал Рожественский, взятый в плен на миноносце «Бедовый» в бессознательном состоянии, от ответственности за сдачу был освобожден. Признаны виновными и присуждены к расстрелу с заменой заключением в крепость на 10 лет организаторы сдачи - начальник штаба адмирала Рожественского капитан 1-го ранга Клапье-де-Колонг, флагманский штурман полковник Филипповский, флагманский минер лейтенант Леонтьев и командир миноносца капитан 2-го ранга Баранов. Всех офицеров «Бедового» и остальных чинов штаба Рожественского от ответственности освободили. Все осужденные были освобождены по амнистии через 2 года в 1909 г.

Поражение русской эскадры в Цусимском бою в исторической науке определены следующими причинами: «Разгром эскадры был обусловлен значительным превосходством противника в силах, техническим несовершенством русских кораблей, недостаточной боевой подготовкой личного состава, бездарностью командования. Словом, поражение было предопределено экономической отсталостью царской России, гнилостью ее политического строя и авантюристичностью внешней политики самодержавия».

О каком техническом несовершенстве русских кораблей можно говорить, когда в ходе Цусимского боя в японский флагман броненосец «Миказа» попало 36 снарядов, а, например, в броненосец «Орел» - 142! «Орел» удержался на плаву и не погиб только потому, что наступила ночь и бой временно прекратился. Следовательно, погибшие в Цусимском бою русские броненосцы в ходе сражения получили гораздо больше попаданий японских снарядов, чем броненосец «Орел»! По оценке самих японцев на флагманском корабле адмирала Того «Миказа» была повреждена боевая рубка, передние и задние мостики, убита и ранена вся прислуга одного орудия, пробиты трубы, повреждены стволы орудий, разбиты казематы и палуба. Можно себе представить, что осталось бы от броненосца «Миказа» (и соответственно от других японских кораблей), когда в него попало хотя бы 142 русских снаряда!

Следует возразить и о якобы слабом бронировании русских кораблей. Японцы провели весь бой одними фугасными снарядами, без применения бронебойных. В ходе сражения ни на одном русском корабле не была пробита броневая защита. Гибель броненосца «Ослябя» произошла в результате срыва броневых плит верхнего пояса защиты. Это происходило вследствие большого числа попаданий японских фугасных снарядов 12-дюймового калибра. Броневой пояс «Князя Суворова», «Императора Александра III» и «Бородино» остался невредимым и позволил им сохранять живучесть долгое время. Их опрокидывание и гибель («Император Александр III» и «Бородино») произошла в результате накопления воды во время тушения пожаров и крена. Между прочим, японские офицеры после сражения выразили крайнее удивление по поводу стойкости наших броненосцев, оставшихся в строю, даже получив столь тяжелые и многочисленные повреждения.

Общие потери русского флота в войне с Японией были ужасными. В войне на море японскому Соединенному флоту удалось уничтожить корабли Тихоокеанского и Балтийского флотов (2-я Тихоокеанская эскадра) почти в полном составе.

Безвозвратные потери русских и японских боевых кораблей в войне 1904-1905 гг.

броненосцы броненосные крейсера легкие крейсера канонерские лодки миноносцы Всего

Если сравнить потери противников по броненосцам, основной ударной морской силе того времени, то соотношение потерь русских кораблей по сравнению с японскими будут просто фантастическими - 17:2! Дорогая цена была заплачена российским военно-морским флотом за тактическую безграмотность и недостатки в организации армии, отставшую от стремительно растущего технического оснащения современным для того времени вооружением.

Адмирал Макаров С.О. в книге «Рассуждения по вопросам морской тактики» совершенно верно отметил один из решающих факторов победы в морском бою: абсолютную и решающую роль флотоводцев в достижении победы. Таким образом, главными причинами бесславного поражения русского флота в Цусимском бою - отсутствие воли к победе, как у высшего морского командования, так и у большинства офицерского состава боевых кораблей, низкая боевая подготовка и отсталая организация вооруженных сил.

Более трагичного и кровопролитного морского сражения, чем бой при Лепанто, история не видела. В нем участвовали два флота – Османский и Испано-венецианский. Состоялось крупнейшее морское сражение 7 октября 1571 года.

Ареной битвы стал Пратсский залив (мыс Скроф), что около Пелопоннес – полуострова Греции. В 1571 году был создан Союз католических государств, деятельность которого была направлена на объединение всех народов, исповедующих католичество, с целью оказания отпора и ослабления Османской империи. Просуществовал Союз вплоть до 1573 года. Так самый крупный в Европе испано-венецианский флот, численностью 300 кораблей, принадлежал коалиции.

Столкновение враждующих сторон произошло неожиданно утром 7 октября. Общая численность кораблей составила порядка 500. Османская империя потерпела сокрушительное поражение, нанесенное флотом Союза католических государств. Погибло более 30 тысяч человек, на долю турок пришлось 20 тысяч убитых. Это крупнейшее морское сражение показало, что османы не являются непобедимыми, как на тот момент многие считали. В дальнейшем Османская империя не смогла вернуть себе позицию безраздельного хозяина Средиземного моря.

История: битва при Лепанто

Трафальгарское, Гравелинское, Цусимское, Синопское и Чесменское сражения – это также крупнейшие морские сражения в мировой истории.

21 октября 1805 года произошло сражение у мыса Трафальгар (Атлантический океан). Противники – флот Великобритании и объединенный флот Франции и Испании. Эта битва привела к череде событий предрешивших судьбу Франции. Наиболее удивительным стало то, что англичане не потеряли ни одного корабля в отличие от Франции, которая понесла потери в двадцать два. Более 30 лет после выше указанных событий понадобилось французам, чтоб нарастить судоходную мощь до уровня 1805 года. Трафальгарское сражение крупнейшее сражение 19 века, которое практически положило конец длительному противостоянию Франции и Великобритании, которое называли Второй столетней войной. И укрепило морское превосходство последней.

В 1588 году состоялось еще одно крупнейшее морское сражение – Гравелинское. По обычаю названое в честь района, в котором произошло. Этот военно-морской конфликт – одно из важнейших событий Итальянской войны.


История: Гравелинское сражение

27 июня 1588 года Британский флот полностью разгромил флот Великой Армады. Ее считали настолько же непобедимой, как и позднее, в 19-м веке будут считать Османскую империю. Флот испанцев состоял из 130 кораблей и 10 тысяч солдат, а Великобритании из 8500 солдат. Сражение было отчаянным с обеих сторон и силы англичан преследовали Армаду еще длительное время с целью полного разгрома сил противника.

Русско-японская война так же была отмечена крупным морским сражением. На этот раз речь идет о Цусимском сражении, которое состоялось 14-15 мая 1905 года. В битве принимали участие эскадра Тихоокеанского флота со стороны России под командованием вице-адмирала Рождественского и эскадра Императорского флота Японии, командовал которой адмирал Того. Россия в этом морском поединке понесла сокрушительное поражение. Из всей русской эскадры к родным берегам добрались 4 корабля. Предпосылками такого исхода послужило то, что японские орудия и стратегия значительно превосходили ресурсы противника. Россия в итоге вынуждена была подписать мирное соглашение с Японией.


История: Синопское морское сражение

Не менее впечатляющим и исторически важным стало Синопское морское сражение. Однако на этот раз Россия показала себя с более благоприятной стороны. Морской бой состоялся между Турцией и Россией 18 ноября 1853 года. Адмирал Нахимов командовал русским флотом. Ему для разгрома турецкого флота понадобилось не более нескольких часов. Причем Турция потеряла более 4000 солдат. Эта победа принесла флоту России возможность господства в Черном море.

Морская история XVIII века ознаменовалась появлением ещё одного, помимо флота Англии, Голландии, Швеции, Франции, сильного представителя, а именно Российского флота.

И если флот Англии отвоёвывал свои интересы по побережью от Ла-Манша до Гибралтара, и далее до Средиземного моря, в Северных морях господствовали Датский Королевский флот и Шведский флот, начавшие Северную войну, к концу которой Российская Империя стала гегемоном в волнах Балтики и будущим противником английского флота.

Самые сильные корабли в начале 18 века

К началу XVIII века каждый флот располагал флагманами, наводившими страх на противника.

“Король Карл” – Швеция

Konung Karl – 1694 года постройки – представлял один из пяти линейных кораблей 1-го ранга, имевшихся на начало Северной войны. Его параметры:

  • Водоизмещение 2650-2730 шведских тонн.
  • Команда в 850 моряков.
  • Укрепленных орудий: 100, с дооснащением до 108.
  • Калибры орудий: 10×36, 22×24, 30×18, 28×8, 18×4 в фунтах.
  • Огневая мощь: 1724 фунта из 108 орудий, при величине шведского фунта в 425,1 грамм.

“Fredericus Quartus” Дания-Норвегия



Датско-Норвежская флотилия располагала новым линейным кораблем, спущенным на воду в 1699 году, обладавшим:

  • Водоизмещением 3400-3500 тонн.
  • Калибром орудий: 28×36, 32×18, 30×12, 20×6 фунтов, при величине датского фунта 496 грамм.
  • Залповой орудийной мощью: 2064 фунта.
  • В количестве 110 орудий.
  • Комплектом команды в 950 моряков.

“HMS Royal Sovereign” Британская империя

Ройял Суверен – стопушечный линкор первого ранга на парусной тяге, вышедший в 1701 году из верфи Вулвича. Обладал:

  • Водоизмещением 1883 тонны.
  • Длиной 53 метра (174 фута по гондеку).
  • Шириной 15 м (или 50 фут. по мидельшпангоуту).
  • Глубиной интрюма 20 фут. (около 6 м).
  • Орудийная артиллерия распределялись: 28 на гондеке 42- и 32-фунтовых пушек, 28 на средней батарее мидельдека 24 фунт. пушек, 28 на следующей нижней палубе опердека 12 фунт. пушек, 12 на шканцах и 4 на баке 6 фунт. пушки.

Принимал участие до последующей перестройки в Войне за испанское наследство.

Самый мощный военный корабль в конце 18 века

Британское корабельное производство придерживалось серийности изготовления прототипа HMS Victory, вплоть до выхода из верфи в 1787 году последнего стопушечного образца Queen Charlotte, когда начало строительство более крупных экземпляров флагманских кораблей 1-го ранга соответствия, оснащённых большим числом тяжелого вооружения.

Таким стал потомок французского линкора в британском исполнении «hms royal sovereign», после 6 лет строительства в верфи Чатема сошедший на воду в 1795 г. Несмотря на обладание высокопарусной оснасткой, его ходовые качества, маневрирование и предельная скоростность хода не могли служить таким кораблям залогом преимущества. Но несомненным главным достоинством и основным, и решающим залогом победы служило мощнейшее вооружение:

Численность 110-ти орудий распределялась:

  • 32 фунт. пушек в количестве 30 на гондеке,
  • 24 фунт. пушек в кол. 30 на мидельдеке,
  • 18 фунт. пушек в кол. 32 на палубе опердека,
  • 12 фунт. пушек в кол. 14 на шканцах, и на баке – 4.

HMS Ville de Paris стал самым крупным линейным трёхмачтовым кораблём того времени. Обладал внушительными параметрами:

  • Водоизмещением 2390 тонн.
  • 190 англ.фут. по гондеку в длину.
  • 53 англ.фута по мидельшпангоуту в ширину.
  • 22 англ.фута глубина интрюма.

История отдаёт предпочтение английским кораблям перед испанскими, несмотря на их более внушительное оснащение и вооружение, поскольку ни один из британцев не был уничтожен в бою в течение всего 18 века. Немаловажным при этом оказались умелая тактика ведения морского боя и талант адмиралов Королевского флота.

Новые виды кораблей 18 века

На начало XVIII века типичный британский корабль 1 ранга был трехдечным, 90-100 пушечным, с водоизмещением от 1900, а позже свыше 2000 и более тонн, с требованием выше 500 единиц в составе команды.

К концу века в классификации First Rate линейный трёхдечный корабль имел до 130 пушек вооружения. В полном оснащении корабли перевалили за 2500 тонн с размещенными в нижней палубе тяжелыми 40 фунтовыми пушками. Однако низкая осадка судов и неспокойные волны не всегда давали возможность использовать мощь батарей на нижней палубе.

Изобретенная голландцами линейная тактика ведения морского боя, при выстраивании кораблей в линию и ведении шквального огня тяжёлой артиллерии, на столетие определила тактику боя с использованием класса линейных кораблей высшего ранга и фрегатов.

Принятый в Адмиралтействе класс ранжирования по размерам, требованиям к количеству команды, численности пушек на орудийных палубах, мощи вооружения соответствовала:

  • Трехпалубным кораблям 1го и 2го ранга, числом от 100 пушек;
  • Двухпалубным кораблям 3го и 4го рангов, числом менее 100 штук с наиболее практичными 32 фунт. и 24 фунт. орудиями.

На трехпалубном британском линкоре «Queen Charlotte» водоизмещением 2280 тонн в 1793 г. размещались батареи пушек в количестве:

  • 30х 32-фунт. на гондеке,
  • 30х 24-фунт. на мидельдеке,
  • 30х 12-фунт. на опердеке,
  • 4х 12-фунт. и 20 карронад на баке, шканцах, юте.

корабль “Сантисима Тринидад”

Флот Испании выглядел внушительно: сверхмощный 136-пушеч. четырехдечный гигант «Santisima Trinidad» и десять 112-пушеч. кораблей. Превосходить их по водоизмещению могли корабли Франции с большим размером и весом. «Commerce de Marseille» весил около 2750 тонн, был мощно вооружен 36-фунт. (номинал в 40 англ. фунтов) пушками.

Новые технологии в военно-морском деле

Велик вклад британских кораблестроителей в конструкцию линкоров. Строительство на королевских верфях велось долго и тщательно, отборному корабельному лесу требовалась многолетняя выдержка. На службе эти дорогущие экземпляры корабельного искусства состояли несколько десятилетий.

Строгая приверженность основным принципам кораблестроения делала процесс усовершенствований медленным до самого конца XVIII века. В действительности совершенствовались конструкции не только британских линкоров, нужно отметить достижения испанцев.

Корабль “HMS Victory” на стапеле

Для улучшения управляемости больших судов с высокими палубами приобрели распространение голландские конфигурации рулевого колеса. В Британии при постройке новых кораблей с 1703 года стали использовать штурвал, который пришел на смену колдерштоку. В Испании этот процесс растянулся на продолжительное время.

К периоду Французской революции и правления Наполеона I, Британия имела крупнейшую в мире военную силу на море: полторы сотни линейных кораблей и несколько сот судов низших рангов.

Само определение «линейный корабль» утвердилось от изобретенной голландцами тактической схемы линейного боя, рассчитанной на прочность конструкции и пробивную силу : корабли, выстроившись в линию и полагаясь на прочность корпусов, выдерживали огонь артиллерии врага. При этом ответным огнём тяжелого вооружения разрушали вражеский флот.

В течение столетия размеры кораблей, участвовавших в линейном бою, менялись в сторону увеличения, оснащения дополнительных палуб для размещения огневых батарей, росла численность экипажа с ростом количества пушек. Опытным путем было проверено преимущество большего числа пушек перед увеличением калибра и тяжести вооружения.

В этом столетии тактическое понимание морского боя сместилось от авантюры смелых маневров в бою для достижения победы к удержанию стройности боевой линии и стратегической сохранности флотилии для быстрого восстановления боеспособности эскадры к новым атакам.

Эволюция кораблестроения

Понять эволюцию корабельных конструкций 18 века можно на примере испанского гиганта «Сантисима Тринидад». Линкор построили в Гаване в 1769 г. на крупнейшей верфи того времени в период совершенствования трехмачтовых округлых судов.

Успешность постройки всех навио зависела от древесины твердых пород с Кубинского и колониального побережья, которые была возможность использовать. Если британцы и французы из европейского дуба делали корпуса, из сосны строили реи и мачты, испанские корабелы применяли материалы отменного красного дерева, обладающего большей устойчивостью к грибковой сухой гнили в условиях высокой влажности, быстро превращающей деревянные конструкции из дуба в древесный трухлявый материал. Такое разрушение характерно для всех деревянных кораблей, потому обладание запасами леса твердых пород для строительства и ремонта судов было важным преимуществом.

Киль судна являлся продольной связующей остова, обеспечивая продольную прочность, скрепляя впереди форштевень, сзади ахтерштевень. Поверх крепились шпангоуты – ребра, обоюдно прикрепляемые внутри и снаружи. Далее следовали части соединений: брусья, вельсы, палубные поперечины, элементы бортовых наборов бимсов, карлингсов, ветвей шпангоутов.

Применение нагелей и кованых болтов должно было обеспечивать надежный крепеж тысячи деталей судов и скелета. Переход на металлические болты и нагели и от деревянных гаек к металлическим, обеспечение упрочнения свитых тросов и канатов для крепежа мачт и парусов определяли динамическое равновесие и устойчивость тяжёлых судов.

«Сантиссима Тринидад» стал единственным из военных кораблей 1го ранга с четырьмя палубами, рассчитанным на размещение до 144 орудий. Остальные были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2го ранга были трехпалубными, с расчётом на 80÷98 орудий. Корабли 3го ранга были двухпалубными на 74÷80 орудий.

Высота постройки навио 1го ранга от киля до верхней палубы сравни 5 этажному зданию.

В период Семилетней войны 1756–1763г.г. крупнейшие лин.корабли оснащались количеством в 50÷60 пушек. Однако ближе к окончанию века корабли с 64-мя пушками относились к рангу малых из участников линейного боя, а одного-двух стопушечников уже не было достаточно. Требовался костяк эскадры с сотней пушек на борту. Стандартным оснащением линкора в эпоху революций и войн Наполеона становится 74 орудия. Тогда же линейным стали ранжировать корабль с конструкцией минимум из 2х орудийных палуб, проходящих по длине от носовой части до кормы.

В отношении испанских навио средоточение мощной боевой артиллерии на палубах не уменьшало возможность данного вида судов выдерживать длительное время напор ближнего боя. Как пример, флагман испанцев «Сантиссима Тринидад». В сражении 1797г. у мыса Сент- Винсенте, при блокаде Гибралтара (1779 – 1782г.г.), при Трафальгаре противостояние мощнейшей залповой канонаде британских линкоров не позволило затопить громаду испанского судна.

Однако по-прежнему в век парусного хода мобильность флотилий определялась законами ветра, хотя прогресс в развитии парусной оснастки и надежность такелажа позволяли управлять очень тяжеловесными судами.

Самый сильный флот 18 века

Определившие расстановку военно-морских сил столетия, войны англичан за испанское престолонаследие относятся к 1704 году, где основной целью являлось утвердить британское господство вдоль побережья Франции - Испании, взять под контроль ключ Средиземноморья Гибралтар и обозначить превосходство Королевской флотилии на Средиземном море до африканских берегов.

К концу столетия Британия приобрела статус мощнейшей военно-морской державы. Если на суше наполеоновской армии не мог противостоять никто, то британская армада из 146 только линейных кораблей надёжно контролировала европейское побережье, образуя неприступный щит для островной империи, и угрожая любому противнику на море.

Англия стала безусловной морской державой, занимая первое место. Флот стал силой, обеспечивавшей победу при появлении эскадры под британским флагом. Давление флота и риск молниеносной высадки морского десанта при огневой поддержки линейной артиллерии позволяли решать военные задачи за счет неоспоримого могущества на море.

Касаясь различий испанских, французских и кораблей британского флота, очевидна разница в проектировании корабельного пространства. Испанские навио и французские лин.корабли не были приспособлены к крейсированию на протяжении длительного периода времени, ввиду отсутствия требуемого под хранение провианта места, и исключали долгое нахождение в открытом море. Предполагалось для этих целей использовать корабли сопровождения.

Британские военные корабли имели возможность к длительным экспедициям и нахождению в открытых морях достаточно долго. Что давало предпосылки для затяжной осады и блокады портов силами нескольких кораблей. Что было продемонстрировано при осаде Тулона (1793), когда лишь артиллерийский талант Бонапарта и отвага превзошли тактику англичан.

Морские сражения и войны 18 века

Англо-французское противостояние в начале века

Показателен пример морского сражения в Гибралтаре в августе 1704 г.

Флот французов состоял из 51 линкора от 50 до 96 пушек, включая 16 трехдечных, с общим числом выше 3600 единиц артиллерии. Располагал численностью в двадцать французских и испанских галер, приспособленных для тарана. Галеры с 4-6 тяжелыми орудиями на баке и экипажем свыше 500 человек каждая в составе трех эскадр представляли внушительную силу.

Союзники – голландцы и англичане – также имели 51 линейный корабль с 3600 орудий, но только 8 трехдечных. В целом обеспечивалось условное равенство сил противников: девять 80-пушечных английских кораблей равнялись по силе трехдечным французским кораблям с 84-88 орудиями, остальные силы составляли примерный паритет.

Английские корабли выстроились авангардом, центром с главнокомандующим Руком, арьергардом из голландских кораблей. А двадцати вражеским тяжелым галерам противостояли 2 малых линкора.

Сражение начиналось с боя авангардов и стремлением выхода на маневр с наветра. После 10 часов канонады центров в жестоком огне корабль против корабля, несмотря на пожары и значительные разрушения не было потопленных и взятых в плен кораблей. Из-за быстрого расхода арсенала боезарядов англичане понесли более заметный урон.

Тактика морского боя англичан – расстреливать корпуса кораблей и живую силу – приносила большие потери врагу. Тактика французов на повреждение мачт и такелажа лишала маневренности врага и давала возможность абордажного захвата.

Таким образом при равенстве сил перевес в бою достигался тактическим расчётом.

Англо-Испанские морские баталии в конце столетия

В сражении у мыса Сент-Винсенте в 1797 г. британцы вынудили испанские корабли отступить. Испанцы сохранили флот от полного разгрома, включая отход «Santissima Trinidad» к Кадису, где флотилия насчитывала 26 лин.кораблей.

Граф Сент-Винсент на борту 110 пушечника «Ville-de-Paris», получив подкрепление, повел из Лиссабона эскадру из 21 линкора к Кадису. Летом при присоединении внутренней эскадры Горацио Нельсона была организована морская блокада испанского порта, растянувшаяся на несколько лет.

Сражении в 1797 г. мыс Сент-Винсенте

Целью было вынудить испанцев выйти из гавани и навязать открытый бой, но те не предпринимали попыток прорвать блокаду, успешно отражая атаки британских кораблей и нанося им чувствительный урон с батарей форта. Однако англичанам удалось вынудить испанцев к бою, организовав нападение на залив.

После первой бомбардировки мортирами с подплывших кораблей, когда подошедшие испанцы ввязались в рукопашный бой и командующий Нельсон был близок к гибели, последовала вторая. С трех бомбардирских кораблей под прикрытием 74 пушек линкора и 2х фрегатов англичанам удалось нанести ущерб порту и флоту, вынудив отвести флот врага вне досягаемости английских орудий. В дальнейшем неблагоприятный ветер не давал британцам возможности к новым атакам и остудил их энтузиазм.

Нельсон решил поживиться добычей галионов из Нового Света, отправившись от Гибралтара к Канарским островам, где в сражении при Санта-Крус-де-Тенерифе он едва снова не лишился жизни, потерпел поражение и лишился руки.

До этого в столкновениях, включая генеральные сражения, абордажные стычки, десантные операции близ своих берегов, испанцы терпели поражения. Исключениями стали неудачи британцев в колониях Сан-Хуан, Пуэрто-Рико и Тенерифе, Карибы.

Предприняв обманные маневры, англичане высадили десант, один из которых был выбит с мола, другой пробился в город, где был окружен. А вторая колонна английских кораблей была отброшена за пределы гавани. Нельсон был вынужден капитулировать и с позволения губернатора столицы покинуть Тенерифе.

Провал на Тенерифе служит символом триумфа острова и поныне.

Роль вооружения корабля

Разница в вооружении определяла реальную огневую силу. Тяжелые орудия обладали малой дальнобойностью. Да и залпы крупнокалиберных расшатывали крепость корабля. Качество изготовления пушки определяло её точность, дальность, долговечность. Поэтому при равном количестве орудий огневая сила могла оказаться различной для разной тактики. В классификации корабля часто учитывали только палубные орудия с портами на место установки, и не считали дополнительные пушки на полубаке и квартердеке.

Поэтому колебание в исчислении числа пушек не было отражением силы линкора, а формальная общая масса бортового залпа линейного корабля не отражала поражающей силы и степени опасности.

Флот Англии 18 века

Значимость военного присутствия на море была велика, и повсеместно замечается влияние флота на исход событий на берегу, за счет быстрого перемещения по воде и высадки десанта при огневой поддержке. На море никто не рисковал становиться на пути британской флотилии: беспрепятственно властвуя на морских просторах, цели достигались без боя.

В Семилетней войне линейные корабли оснащали артиллерией из 50–60 пушек. К окончанию века корабли с 64 пушками отошли в ранг малых, силу эскадры определяло наличие более двух стопушечных линкоров. В период правления Наполеона класс линейных кораблей ранжировался 74-пушечными кораблями и конструкцией из 2х палуб орудийных батарей на протяжении от носа к корме.

Британские корабли серии класса Colossus играли существенную роль в период войн с бонапартистами. Тогда крупнейший в мире военный флот насчитывал 146 линейных и несколько сотен кораблей рангом ниже. Об открытых противодействиях не было слышно вовсе.

Флот Франции 18 века

Французские флотилии после битв у Гибралтара и Малаги избегали крупных морских сражений, участвуя только в крейсерских стычках. В последующие десятилетия не фиксировалось крупных морских сражений. Значимость французского военного флота ослабевала; эпизодически отмечалось участие отдельных эскадр в крейсерских операциях. Попытка в период Наполеона одержать верх над британской флотилией у мыса Трафальгар окончилась провалом для французов и гибелью Нельсона для англичан, которым в последующие за этим периодом годы везде был гарантирован успех.

В последнее десятилетие 18 века флот Франции располагал пятью линейными кораблями в 110 пушек и тремя в 118 пушек.

Французские корабли с 74-пушками признавались наилучшими в этом классе, их обводы использовались в проектах в начале следующего века.

Флот России 18 века

Эволюция Русского флота преодолела длинную дистанцию с течением 18 века: от судов Архангельских поморов до императорской флотилии на , Азовском и . Важными вехами для флота Империи стали:

  • Северная война 1700 - 1721 гг.
  • Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг.
  • Русско-турецкая война 1787 - 1791 гг.
  • Русско-шведская война 1788 - 1790 гг.

В составе русского Балтийского флота в 1710 г. состояло 3 линейных 50 пушечных корабля 18, 8, 4-фунтового калибра орудий. В 1720 г. уже стало 25 боеспособных лин.кораблей.

Первая в истории России полновесная, значимая морская победа русского флота была одержана в Гангутском сражении над шведами в 1714 г. у финского мыса Гангут в Балтийском море. А под занавес Северной войны в 1720 г. около Аландских островов в Балтийском море в последнем сражении у острова Гренгам маневренные российские суда на мелководье нанесли ощутимый урон врагу. В итоге был положен конец безраздельному шведскому господству в северных морях у берегов Российской Империи.

В конце века в разгар турецкой войны Швеция при поддержке Великобритании, Голландии, Пруссии попыталась воспользоваться кажущимся преимуществом, начав боевые действия в Финском заливе. В итоге стало очевидным, что даже при благоприятных обстоятельствах борьба с Россией является безнадежным делом.

Флот Швеции 18 века

На начало Северной войны у Шведского Королевского флота состояло на вооружении в 1700г. 38 линкоров, 10 фрегатов, включая 5 кораблей 1го ранга. У противоборствующего Датского Королевского флота 29 лин.кораблей и 4 фрегата.

Победы русской армии на суше в противостоянии армии шведов оказались решающими исход Северной войны. Врага вытеснили с побережья, иссякли его тыловые ресурсы. Поэтому состояние флота становилось плачевным. Чувствительное поражение в 1710 от снова окрепшего Датского флота в Кёге-бухте ещё больше сократило размер притязаний Швеции в северных морях. После Гангутского сражения, обеспокоенная возросшим могуществом российской императорской армии и флотилии, Англия, создав военный альянс со Швецией, искала союзников на юге в Чёрном море.

До 1721 года Швеция смогла выстроить только 1 линейный корабль и 10 фрегатов для своего флота. Число лин.кораблей, как боевых единиц флота, сокращалось с 48 в 1709 г. до 22 в 1720 г.

В Гогландском сражении в 1788г., сильной некогда, шведской эскадре из 16 линкоров и 7 фрегатов в Финском заливе противостояли 17 лин.кораблей русского Балтийского флота.

Однако история столетия представляла разные варианты союзов и противоборств. Так в период Семилетней войны (1756-1763) - мирового конфликта интересов крупных держав -Англия стала союзником Пруссии - главного противника России,- а Пруссия не имела своего флота, Швеция выступала на стороне России, а основной задачей флота России становилось не допустить присутствия английских кораблей на Балтике.

В будущем переворачивание альянсов неоднократно характеризовало процессы в мировом противостоянии на морских просторах.

Предпосылки сражения сложились задолго до прихода Наполеона к власти - между Францией и Великобританией шла непрерывная борьба. На протяжении всего XVIII века страны соперничали друг с другом за первенство в Европе, что стало причиной целого ряда кровопролитных сражений, вошедших в историю под названием «Второй Столетней войны». После падения французской монархии борьба достигла своего пика: Великобритания стала для Бонапарта главным препятствием на пути к подчинению Европы. Чтобы избавиться от опаснейшего врага, в чьем арсенале был самый могущественный военно-морской флот того времени, Наполеон принял решение атаковать с суши. Его огромная армия, во много раз превосходившая войска любых стран, без особого труда могла разбить незначительные силы Британии.

Был подготовлен 150-тысячный десант, который должен был высадиться на Британских островах и дать разгромное сухопутное сражение англичанам. Однако для его выполнения существовало серьезное препятствие: чтобы попасть в Соединенное Королевство, французам нужно было преодолеть Ла-Манш, непрестанно охранявшийся британскими кораблями. Попытки вице-адмирала Вильнева отвести внимание англичан от пролива не только не принесли нужных результатов, но и привели французов к блокаде в гавани Кадиса. Здесь флот соединился с испанскими войсками и задержался на два месяца. Наполеон был недоволен пассивностью Вильнева и назначил ему замену в лице вице-адмирала Розилли. Оскорбившись, Вильнев решил выйти из Кадиса, что, в конечном счете, и привело французов к поражению.

21 октября французская эскадра была замечена и атакована английскими кораблями у мыса Трафальгар через несколько часов после выхода из порта. Союзные войска численно превосходили британцев, но победить им не удалось. Во многом это произошло благодаря очередному промаху Вильнева: вопреки указаниям своих адмиралов, он выстроил флот в одну дугообразную линию. Это позволило двум колоннам британских кораблей параллельно напасть на испанцев и французов, разделить их и начать громить по частям. Разрозненные действия союзников не позволили дать отпор слаженной работе английских капитанов и к исходу дня сражение было проиграно.

Британскими силами командовал вице-адмирал Нельсон, который к моменту битвы уже больше двух лет преследовал Вильнева. Узнав о блокаде французского флота, Нельсон лично вызвался командовать английскими войсками. По одной из версий, перед началом боя он приказал дать матросам сигнал: «Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг», который, из-за отсутствия нужных сигнальных кодов, был заменен на «Англия ждет, что каждый исполнит свой долг». Впоследствии эта фраза стала боевым девизом британцев.

Вице-адмирал надел парадный мундир со всеми орденами, оформил завещание и занял место на флагманском мостике линейного корабля Victory рядом с капитаном Томасом Харди. На просьбы перейти в более безопасное место, Нельсон ответил отказом: он считал, что вид стоящего на палубе командира воодушевит моряков. Сверкающие награды Нельсона привлекли внимание французских стрелков - вице-адмирал получил смертельное ранение. Тем не менее, он до последнего не сдавал командования эскадрой и требовал у Харди постоянного отчета о ходе битвы. Нельсон умер, услышав слова капитана: «Милорд, этот день за вами».

Смелость проявляли не только британские командиры. Новаторский план чуть было не обернулся для англичан поражением из-за героизма французского капитана Жана-Жака Этьена Лукаса, атаковавшего на своем корабле Redoutable (Грозный) флагман Нельсона. Французский корабль оказался в самом невыгодном месте строя - в центре на который были направлены обе линии английского построения. Но благодаря решению капитана Лукаса идти на абордаж, французы проникли на борт «Виктории», где развязался кровопролитный бой. Неизвестно, как бы закончилось это сражение для британцев, не приди к ним на помощь еще один корабль. Общими усилиями двух экипажей англичанам удалось вывести из строя практически всю команду Лукаса, убив и ранив более пятисот матросов. Redoutable был сильно поврежден и стал уходить под воду, но не сдавался и до последнего продолжал борьбу. Сам капитан получил тяжелые ранения и был взят в плен, однако в Англии его приняли с большим почтением. После освобождения из плена капитан был повышен до коммандера и принял из рук Наполеона Орден почетного легиона.

Итоги Трафальгарского сражения были поразительны: союзные войска потеряли в нем 18 кораблей и 15 тысяч человек убитыми, раненными и взятыми в плен. Британцы вывели из строя практически весь франко-испанский флот, не лишившись при этом ни одного корабля. Великобритания осталась непобежденной, а Бонапарт сменил курс своих завоеваний в сторону Австрии и России.

Вице-адмирал Вильнев избежал смерти в день битвы, но по возвращении на родину он вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Официально говорилось о самоубийстве, но 6 ножевых ран на его теле породили версию о возможной мести со стороны Бонапарта.

Состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года Гангутское сражение стало первой победой созданного Петром I регулярного русского флота.

Изобилующая шхерами Балтика требовала наличия наряду с парусными эскадрами мощных гребных сил. К кампании 1714 года русским удалось создать сильнейший галерный флот из 99 полугалер и скампавей, перед которым царь поставил задачу прорваться к Аландским островам, чтобы содействовать наступлению приморского фланга сухопутных сил.

Противодействуя этим планам, шведский флот преградил выход русским из Финского залива у полуострова Гангут. Гребные суда противника защищали прибрежный фарватер, а расположившийся мористее парусный флот прикрывал их с фланга.

Чтобы избежать атаки сильных шведских сил «в лоб», Пётр I решил построить в самой узкой части полуострова Гангут «переволоку» (деревянный настил), предназначенную для переброски галер сухим путём в тыл противнику. Этот манёвр вынудил шведов разделить свои силы, а наступивший штиль лишил манёвренности их парусные корабли.

Воспользовавшись ситуацией, русский авангард обошёл шведов, оставаясь недосягаемым для их огня, и атаковал отряд под командованием контр-адмирала Нильса Эреншёльда, взяв корабли противника на абордаж.

Победа у полуострова Гангут обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах, что позволило эффективно поддерживать действующие в Финляндии сухопутные войска. С тех пор шведы перестали чувствовать себя хозяевами Балтийского моря. Успех обеспечило умение создать превосходство в силах на главном направлении. Против шведского флагмана - прама «Элефант» - сосредоточили 11 галер.

Взятие на абордаж прама «Элефант»

В сентябре 1714 года победители торжественно прошли в Петербурге под Триумфальной аркой, на которой был изображён сидевший на спине у слона орёл. Аллегория пояснялась надписью: «Орёл мух не ловит». В настоящее время годовщина сражения у полуострова Гангут (9 августа) празднуется в России как День воинской славы.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

После начала в 1768 году очередной русско-турецкой войны, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского театра, Россия направила свои корабли в Средиземное море. Это был первый в российской истории групповой переход кораблей из одного моря в другое. 23 июня (4 июля) 1770 года две русские эскадры (девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и 17–19 вспомогательных судов) под общим командованием Алексея Орлова обнаружили турецкий флот (16 линейных кораблей, шесть фрегатов, шесть шебек, 13 галер и 32 малых судна) на рейде Чесменской бухты.

На следующий день между противниками завязалась артиллерийская дуэль, в ходе которой линейный корабль «Святой Евстафий» попытался взять на абордаж турецкий корабль «Реал-Мустафа». Однако на него упала горящая мачта турецкого корабля. Огонь добрался до крюйт-камеры, и «Евстафий» взорвался, а через 10 минут взлетел на воздух и «Реал-Мустафа». После этого турецкие силы отступили в глубь Чесменской бухты под прикрытие береговых батарей.

Русское командование решило в ночь на 26 июня уничтожить турецкий флот с помощью брандеров, в которые спешно переоборудовали четыре судна. Линейным кораблям надлежало обстреливать скученные в бухте корабли противника, а фрегатам - подавить береговые батареи. Вскоре после попадания зажигательного снаряда загорелся один из турецких кораблей. Неприятельский огонь ослаб, что позволило предпринять атаку брандерами. Одному из них удалось поджечь турецкий 84-пушечный корабль, который вскоре взорвался. Горящие обломки разлетелись по бухте, вызвав пожары на других кораблях. К утру турецкая эскадра прекратила своё существование.

Победы удалось достичь за счёт умелой концентрации сил на главном направлении, смелому решению атаковать находящийся под защитой береговых батарей турецкий флот и использованию его скученного расположения в бухте.

Фёдор Ушаков

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В 1878 году Турция предъявила ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии и, получив отказ, вновь объявила России войну.

Русские войска осадили турецкую крепость Очаков, а из Севастополя вышла эскадра под командованием контр-адмирала Марко Войновича, чтобы воспрепятствовать оказанию турецким флотом помощи осаждённым. 3 (14) июля противники обнаружили друг друга в районе острова Фидониси. Турецкая эскадра более чем вдвое превосходила севастопольскую, и Марко Войнович не имел желания сражаться, в то время как уверенный в своей победе Гассан-паша , придерживаясь классической линейной тактики, стал подходить на дистанцию артиллерийского залпа. Однако командовавший русским авангардом бригадир Фёдор Ушаков приказал своим концевым фрегатам прибавить парусов и взять противника в два огня. Манёвр фрегатов поставил турок в исключительно трудное положение. Они также прибавили парусов, но это привело к тому, что их строй сильно растянулся, и корабли утратили возможность поддерживать друг друга огнём.

В самом начале боя Фёдор Ушаков отрезал два турецких судна, сосредоточив против них огонь линейного корабля «Святой Павел» и двух фрегатов. Сражение развернулось уже по всей линии. Не выдержав огня русских, шедшие впереди турецкие корабли один за другим начали выходить из боя. Вскоре под сосредоточенный огонь попал и флагманский корабль Гассан-паши. Это и решило исход сражения. Вслед за флагманом турецкие корабли стали покидать строй и, пользуясь преимуществом в скорости, отходить к румелийским берегам.

В сражении при Фидониси впервые раскрылся флотоводческий талант Фёдора Ушакова, отлично реализовавшего принципы сосредоточения огня и взаимной поддержки. Вскоре Григорий Потёмкин отстранил Марко Войновича, а севастопольскую эскадру передал получившему чин контр-адмирала Фёдору Ушакову.

Памятник Ушакову на мысе Калиакрия

К кампании 1791 года турки подготовились весьма основательно. Флот под командованием капудан-паши Гуссейна состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и множества мелких судов. Помощником капудан-паши назначили отличавшегося храбростью и предприимчивостью алжирского пашу Саита-Али . Турки вполне обоснованно считали, что при таком численном перевесе и во главе со столь знаменитыми адмиралами они смогут разгромить русских. Саит-Али даже пообещал доставить в Стамбул закованного в цепи Ушак-пашу (Фёдора Ушакова) и возить его по городу в клетке.

31 июля (11 августа) 1791 года турецкий флот стоял на якоре у мыса Калиакрия. В честь праздника Рамазан часть команд была отпущена на берег. Неожиданно на горизонте показалась эскадра Фёдора Ушакова в составе шести линейных кораблей, 12 фрегатов, двух бомбардирских кораблей и 17 мелких судов. Прославленный флотоводец принял смелое решение атаковать противника со стороны берега. Появление русского флота застало турок врасплох. Спешно обрубив якорные канаты, они стали в беспорядке отходить мористее. Саит-Али с двумя кораблями предпринял попытку взять в два огня авангард Фёдора Ушакова, но тот, разгадав манёвр, на флагманском корабле «Рождество Христово» обогнал голову своей эскадры и атаковал корабль Саита-Али, завязав бой на самой близкой дистанции. Затем Ушаков умело зашёл с кормы и дал по турецкому кораблю продольный залп, сбив бизань-мачту.

В течение часа сопротивление противника было сломлено, и турки обратились в бегство. Большая часть разгромленного турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережьям, лишь алжирская эскадра достигла Константинополя, при этом флагманский корабль Саита-Али начал тонуть. Русский флот господствовал на Чёрном море. Жителей турецкой столицы охватил страх. Все ждали появления Ушак-паши у стен Константинополя. В этой ситуации султан был вынужден заключить с Россией мир.

Укрепления острова Корфу

В 1796–1797 годах французская армия под командованием молодого и талантливого военачальника Наполеона Бонапарта заняла Северную Италию и принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова. Русский император Павел I присоединился к антифранцузской коалиции. В Петербурге возник план направить в Средиземное море эскадру под командованием Фёдора Ушакова. На этот раз прославленному флотоводцу пришлось действовать в союзе со своими бывшими противниками - турками. Высадка Наполеона в Египте заставила султана обратиться за помощью к России и открыть проливы для русских кораблей.

Одной из задач, поставленных перед объединённой русско-турецкой эскадрой, являлось освобождение Ионических островов. Вскоре французские гарнизоны выбили с Цериго, Занте, Кефалонии и Санта-Мавры, хотя противник продолжал удерживать наиболее сильно укреплённый остров - Корфу. Французское командование пребывало в уверенности, что русские моряки не только не смогут взять крепость штурмом, но и окажутся неспособными вести длительную осаду.

Сначала Фёдор Ушаков решил взять штурмом прикрывавший Корфу с морского направления скалистый остров Видо. 18 февраля (1 марта) 1799 года русские корабли начали массированный обстрел, под прикрытием которого высадили десант. Десанту с помощью искусных фланговых ударов удалось с ходу захватить береговые батареи, а к 14 часам десантные силы уже полностью контролировали Видо.

Теперь путь к Корфу был открыт. Установленные на захваченном острове Видо русские батареи открыли огонь по самому Корфу, а десант принялся штурмовать передовые укрепления острова. Это деморализовало французское командование, и на следующий день они прислали на корабль Фёдора Ушакова парламентёров для обсуждения условий капитуляции. В плен сдался 2931 человек, включая четырёх генералов. Трофеями русских стали линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, две галеры, четыре полугалеры и несколько других кораблей, 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек и 5500 ружей. Победу удалось одержать благодаря правильному выбору Фёдором Ушаковым направления главного удара, созданию на этом участке превосходства в силах над противником, а также смелым и решительным действиям десанта.

Узнав об очередной блистательной победе Фёдора Ушакова, великий Александр Суворов писал: «Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!».

На освобождённых Ионических островах под временным протекторатом России была создана греческая Республика Семи Островов, которая в течение нескольких лет служила опорной базой для русского флота на Средиземном море.

Андрей ЧАПЛЫГИН

Loading...Loading...