Альтернативный старт в Skyrim. Мод на альтернативное начало в skyrim Мод альтернативный старт

Большинство игроков уже прошли скайрим, а некоторые и не один раз. Хочется внести разнообразия в игру. Для этого и сделан мод на альтернативное начало в скайрим. С этим модом можно начать игру не на повозке в хелгене, а много кем другим – лесным разбойником, знатью белой крови, путешественником, охотником, много кем. У каждого выбора свое уникальное место, история и стартовые вещи.
В начале игроку нужно будет создать персонажа, затем он появится в камере со статуей богини любви Мары. Чтобы выбрать альтернативный старт, нужно нажать на статую, а далее лечь спать.

Для того чтобы начать проходить основную сюжетную линию, нужно прийти в Хелген, а после встречи с Алдуином направиться в вайтран, ну а дальше все стандартно.

Доступные альтернативные старты:

Морровиндский беженец

. Вы – беженец из Солстейма, Морровинд. Сбежали вы в Скайрим, а именно на воронью скалу.

Морровиндский беженец

, версия вторая. Вы снова беженец из Солстейма, Морровинд. На этот раз вы сбежали в город
Виндхельм. При себе у вас только спальный мешок и еще один мешок, в который можно складывать свои вещи.

Эммигрант

. Вы – эммигрант из другой провинции. На выбор есть три порта, к которым можно пришвартоваться. Виндхельм, Солитьюд и Данстар. Для того чтобы начать жизнь с нового листа, вы привезли некоторые вещи с вашей родины, которые и помогут вам обосноваться в Скайриме.

Жертва разбойников

. Вы были ограблены лесными разбойниками. Вы ранены и вам нужно выжить любой ценой, при себе у вас только рваные лохмотья. Выбор для любителей хардкора.

Служитель Стендара

. Как член дозора, вы имеете свои собственные апартаменты на базе дозора, где вы можете складывать свои пожитки. База дозора находится неподалеку от Данстара.

Постоянный клиент в трактире

. Можно выбрать трактир, в котором главный герой будет завсегдатаем.
Талморский агент. Вы являетесь агентом талморского посольства. Игра начнется в вашей комнате, в посольстве, на втором этаже. В случае, если вы наведаетесь в Хелген(стартовая деревня с драконом) вас исключат из посольства.

Житель

. Вы начнете игру у себя в доме, город в котором будет располагаться дом, выбирайте сами. Однако дом в виндхельме выбрать нельзя из-за того, что там проходит квест, и если он вам нужен – делайте квест. При старте у вас будет достаточно денег, еды, оружия и доспехов. Помимо домовладельца, можно стать владельцем фермы, а деньги забирать у работников.

Разбойник

. Вы появитесь в случайном лагере бандитов. Уже на старте игры вас будет искать стража того владения, в котором вы появились, так как за вашу голову назначили 500 золота.

Новопришедший в гильдию

. Вы начнете игру новичком в любой из гильдий скайрима, кроме бардов, так как это не полноценная гильдия.

Новобранец в армии

. Игра начнется за солдата империи или братьев бури.

Лесной охотник.

Вам придется играть за охотника, живущего в лесу неподалеку от Хелгена. Когда на деревню нападет дракон, вы увидите это, и можете сразу начать основной квест, найдя в пещере труп.

Выживший в кораблекрушении.

Вы были на борту корабля, который направлялся в Солитюд. Выбирайтесь из корабля, по пути собрав все ценное, и плывите на сушу.

Вампир

. Локация появления – Глаз мары. При появлении вы будете заражены вампиризмом, и будете уже на четвертой его стадии, так что в городах до исцеления лучше не появляться.

Член изгоев

. Вы – обычный воин изгоев.

Маг некромант

. Вы начинаете игру за мага некроманта в черном пределе, который находится в своем спрятанном от чужих глаз логове.
Крепость орков. Игра начнется в орочьем поселении Душник-Йал, у вас сразу будет полный сет брони орков и секира.

Охранник каравана каджитов

. Игра начинается за охранника каджитского каравана, торгующего на просторах Скайрима.

Работник в доках аргонианин

. Работая в доках всю свою жизнь, вас посетила мысль, что нужно начать жизнь с чистого листа. Что писать на этом листе – решать вам.

Хаммерфелский наемник

. После того как вы провели всю свою жизнь в родном Хаммерфеле, вы стали одним из алик’рцев и мигрировали в Скайрим, в поисках лучшей жизни.

На этом все, удачной игры!

  • Дата обновления: 16 Мар 2017
  • Текущая версия: 4.0.1
  • Arthmoor
  • Всего оценок: 4
  • Средняя оценка: 5
  • Поделиться:

Сколько раз вы начинали новую игру? Наверняка не раз и не два, ведь мир Скайрима по-настоящему огромен, а из-за постоянно создаваемых модов хочется заново пройти все приключения. Но есть один минус - каждый раз приходится проходить один и тот же начальный квест, который весьма долгий. Мод Альтернативный старт позволит пропустить начальное обучение и дает возможность начать совершенно другую жизнь в мире Скайрима.

Подробности мода Альтернативный старт - живи другой жизнью

  • Теперь вы сможете выбирать свою профессию, предысторию и расу сразу же.
  • Этот выбор будет влиять на дальнейшую игру.

Начать главный квест можно несколькими способами. Можно отправиться в Хелген самостоятельно, либо поговорить с владельцем одной из таверн. Второй путь - это присоединение к одной из противоборствующих сторон. И третий, страховочный - это посещение Драконьего предела самостоятельно, в этом случае главный квест будет автоматически активирован, чтобы игра не "сломалась".

В итоге вы не только получите от игры заметно больше разнообразия в самом начале, но и избавите себя от мучительного прохождения первого квеста в десятый, а то и сотый раз. Как раз то, что нужно для опытных исследователей холодного Скайрима!

Установка мода Alternate Start - Live Another Life

  • Устанавливаем модификацию с помощью мод-менеджера, либо копируем файлы в Skyrim\data и активируем мод.
  • Альтернативный старт должен находиться в списке загрузки как можно ниже.

Об игре Skyrim всем давно известно. Возможности данного сказочного мира почти безграничны. Но, как и любая игра, "Скайрим" начинается одинаково. Долгая казнь, дракон, задания, побег... Очень многим этот процесс надоедает, особенно если человек проходит игрушку уже который раз. Тогда на помощь приходит мод Skyrim "Альтернативный старт".

Что это такое

Как мы уже сказали, многих просто "вымораживает" долгий и монотонный старт игры "Скайрим". Для того чтобы разнообразить уже изъезженную вдоль и поперек игрушку, принято делать дополнения. Они изменяют игру и добавляют в нее новые изюминки. Для Skyrim моды очень важны. "Голая" игра является довольно коротенькой (если говорить об основной цепочке квестов), а побочные задания иногда встречаются такие, что глаза на лоб лезут, не говоря уже о том, в каком состоянии пребывают нервы.

Сегодня речь пойдет о новом начале игры. Всем понятно, что в сказочном мире можно создать персонажа разных рас. Тем не менее начинаться игрушка будет абсолютно одинаково. Мод "Альтернативный старт" для Skyrim позволит вам выбрать новое начало для вашего персонажа, которое повлияет на развитие игры в целом. Будьте осторожны в выборе! О том, какие варианты возможны, мы поговорим чуть позже.

Немного о модах

Как мы уже сказали, для Skyrim моды являются довольно важными компонентами. Так, к примеру, при помощи их вы сможете не только разнообразить игру и расширить карту, но и получить что-то новенькое. Например, в Skyrim заклинания и магические эффекты значительно пополнятся после установки некоторых модов.

Также можно найти новые вещи, броню, оружие и персонажей. К примеру, хоть и бесполезным для игры, но все равно интересным является мод на получение определенного компаньона. Рядом с вами будет бегать союзник определенной расы и с определенным именем. Обычно такие моды делаются прикола ради.

Существуют и полезные модификации. Таким образом, можно напороться на мод, изменяющий вид многих таверн. Он сделает игру более атмосферной. Но самой полезной модификацией все же является быстрое перемещение между точками на карте. Кто хоть раз игра в Skyrim, знает, как трудно и неприятно ползать с одной стороны карты на другую. Но, вернемся к нашей теме: "Skyrim. "Альтернативный старт".

Как начать

После того как вы установили модификацию альтернативного старта для игры Skyrim, можете опробовать ее на деле. Для этого создайте нового персонажа. В самом начале никаких изменений заметно не будет. После того как "перс" создан, начнется самое интересное.

Игра предоставляет вам возможность самому выбрать старт для расы. В зависимости от того, какой именно путь выбран, будет развиваться и ваша игра. Таким образом, вы сможете лучше узнать Skyrim и почувствовать себя не только защитником сказочного мира, но и простым жителем одного из городов. Теперь вы сможете увидеть себя в роли обычного человека, ищущего приключений вместе со своим другом, пленником магов, Талморским агентом, новобранцем среди Соратников или же, скажем, самым настоящим фермером. Раскрывать все карты мы не будем - пусть мод сам покажет, на что он способен.

Удиви меня

Думаем, по названию и так понятно, что игрока ожидает сюрприз, если он выберет начало "Удиви меня". Конечно же, куда же без приятных (или не очень) сюрпризов. Данный режим поможет тем, кто не смог определиться, какую именно историю они хотят начать. Если игрок выберет "Удиви меня", то игра самостоятельно подберет начало. Конечно же, "старую версию" в расчет не берут.

Для каждой расы будет найдено уникальное начало. Именно это послужит отличным подарком для тех, кому надоело проходить казнь в Хелгене и смотреть, как Алдуин начинает свои нападения. Попробуйте найти свое место в мире "Скайрима"!

А как же квесты?

Естественно, вполне логичным будет вопрос о том, как теперь будут начинаться квесты в Skyrim. Альтернативный старт не позволит вам сразу же приступить к основной цепочке квестов, в которой вам предстоит найти злобного Алдуина и сразиться с ним. Вместо этого вашему вниманию будут представлены новые задания, которые соответствуют той или иной картине начала игры Skyrim. Заклинания и вещи в этом случае не добавляются, для них делаются отдельные дополнения.

А что же с основной цепочкой? Волноваться за нее не стоит. После того как вы выберете альтернативный старт, игра будет терпеливо ждать, пока вы самостоятельно не примете решение приступить к основным квестам. Поэтому если вы не особо горите желанием вновь бороться с Алдуином, просто не начинайте цепочку.

Если же вам надоело играть по альтернативному сценарию, можете снова попробовать себя в роли великого воина. Для этого поговорите с жителями любых городов о военных действиях, которые проходили близ Хелгена. Спустя какое-то время ваш персонаж увидит Алдуина. После этого вы можете предупреждать об опасности жителей Ривервуда или же отправиться на поиски Хадвара или Ралофа. Они оба находятся в пещере, из которой вы выходили, начиная игру по стандартному сценарию. Так как игрок хотел встретиться с обоими, то игра составлена так, что оба мужчины лежат раненые в пещере. Кроме того, вы сможете выбрать, кому из них помочь, дав лечебное зелье. Если вам хочется, то можете оставить их умирать обоих. В этом случае в Ривервуд вам придется топать одному. Так что лучше кого-нибудь спасти.

Русский или английский

Кажется, все складывается очень хорошо - мод есть, альтернативные начала тоже, а вот версий игры несколько. Не так давно "Альтернативный старт" работал только на английских версиях. Но с появлением Steam мод доступным стал и для Skyrim на русском языке. Она, как и все развивающиеся компьютерные игрушки, регулярно обновляется.

К сожалению, у русской версии мода есть ряд проблем и багов. Над ними работают, но устранить все и разом невозможно. Так, к примеру, если вы начнете игру, в которой у вас изначально уже есть дом, вам не предложат сразу стать таном в городе. Или вам все равно приедется смотреть на первое нападение Алдуина, прежде чем начнутся ваши тренировки в качестве бойца рядов Соратников.

Сцену с Зубчатой короной, которая доступна при выборе одной из сторон в гражданской войне, необходимо посмотреть. Это известный баг, который делает провальной всю цепочку гражданской войны, то есть если вы пропустите данный ролик, то, скорее всего, о линейке "Гражданская война" можно забыть.

Таким образом, мы познакомились с модом Skyrim "Альтернативный старт". Играйте, развивайтесь и пробуйте себя в новой роли в мире "Скайрима"! Найдите свой путь к славе!

The Elder Scrolls V: Skyrim – популярная RPG, выпущенная в 2011 году студией Bethesda. Игроку предстоит, играя за избранного, «Драконорожденного», остановить вторжение в его мир драконов и победить могущественного Алдуина.
Одной из проблем начала новой игры для продвинутых игроков всегда являлось однообразное начало, на которое уходит много времени. Многие задавались вопросом – можно ли разнообразить начало в игре Skyrim мод альтернативный старт добавляет выбор начала игры вместо приевшегося варианта в Хелгене.

Теперь при старте новой игры игрок оказывается в комнате со статуей Мары и кроватью. При нажатии клавиши действия возле статуи Мары возникнет окно выбора альтернативных вариантов начала игры. Для подтверждения выбора нужно лечь на кровать.

Для того чтобы начать основной квест, нужно будет прийти к Хелгену и расспросить местных жителей. После встречи с Алдуином можно идти к Вайтрану, тогда появится возможность выполнять основной квест.

Список вариантов альтернативного старта:

Дозорный Стендарра

Вы становитесь Дозорным Стендарра, вам выделяют комнату в Зале Дозора около Данстара. У вас имеется личный сундук для хранения вещей.

Жертва разбойников

Вас ограбили и чуть не убили, при вас только лохмотья. Нужно попытаться выжить и добраться до ближайшего поселения.

Беженец-Данмер в Виндхельме

Вы убежали из Морровинда в Скайрим, близ города Виндхельм. У вас есть спальник и мешок для хранения вещей.

Беженец-Данмер на Вороньей Скале

Вы убежали из Морровинда на остров Солтсхейм, на Воронью скалу. У вас нет места жительства, так что вещи хранить негде.

Пойман на границе

Вы были пойманы при попытке нелегального перехода границы. Начало отличается от привычного лишь отсутствием первых миссий (казнь и т.д.).

Переселение из-за границы

Вы приехали из другой провинции с небольшим запасом вещей, чтобы обустроиться здесь. Для прибытия доступны Солитьюд, Данстар и Виндхельм.

Талморский агент

Вы – агент Талмора, игра начинается в Талморском посольстве в вашей комнате. Для сна доступны любые кровати в посольстве.
Внимание: Хелген является для вас запретной зоной – при входе туда вас мгновенно исключат из фракции.

Домовладелец

Игра начинается в одном из четырёх домов, которые можно купить во время игры. Дом в Виндхельме в списке отсутствует, т.к. для него есть особые условия получения. В доме будут предметы, соответствующие городу, в котором вы оказались, в том числе оружие. Для выбора также доступен отдельный дом около Драконьего моста. В случае его выбора в вашем распоряжении также будут два работника.

Постоялец таверны

Здесь всё просто – выбор таверны, в которой вы появитесь.

Бандит

Игра начинается в случайном месте. Вы - член банды разбойников, за вас назначена награда в 500 золота. У вас имеется стандартная экипировка бандита.

Член гильдии

Вы появляетесь неподалёку от места вербовки выбранной гильдии. Гильдия Бардов для выбора недоступна.

Солдат

Вы начинаете игру солдатом одной из двух фракций на выбор - Имперский Легион или же Братья Бури.

Охотник в лесу

Вы – охотник, разбивший палатку около Хелгена. В лагерь можно в любой момент вернуться, мешки в нём безопасны для хранения вещей.

Кораблекрушение

Игра начинается с катастрофы - судно, на котором вы находились, напоролось на айсберг. Надо срочно выбираться с борта корабля и пытаться найти берег.

Вампир

Вы появляетесь на озере «Глаз Мары». У вас четвёртая стадия вампиризма, так что перед появлением на людях лучше утолить жажду.

Изгой

Вы – воин племени Изгоев. В стартовой локации стоит сундук, в котором можно хранить вещи.

Некромант

Вы – некромант, находящийся в локации "Чёрный Предел" в секретной лаборатории.

Крепость орков

Вы начинаете игру в локации "Душник-Йал" с орочьей броней и секирой.

Бывший охранник каравана

Хозяин нанял другого охранника, а вас отправил на все четыре стороны. Вы вольны идти, куда хотите.

Докер-аргонианин

Вы – аргонианин, работающий в доках. Доступна тумбочка для хранения вещей.

Алик"рский воин

После того, как вы покинули Хаммерфелл, вы решили примкнуть к алик’рцам и прибыли в Скайрим с заданием. Вам не симпатизируют эти люди и вы решаете отколоться от них.

Skyrim мод альтернативный старт также позволяет вам получить случайный старт. Его можно порекомендовать как опытным игрокам, так и новичкам, только готовящимся погрузиться в волшебный мир Древних Свитков.

Обратите внимание, что из-за сложной специфики плагина он должен находиться как можно ниже в списке загружаемых модов. Автор настоятельно рекомендует использовать утилиту BOSS для сортировки ваших модов. Эта утилита теперь полностью совместима с новой системой порядка загрузки модов Скайрима.

КАК НАЧАТЬ ГЛАВНЫЙ КВЕСТ:
Для большей части стартов, появится сообщение о квесте "Живи другой жизнью". У вас не будет активных заданий, которые будут говорить вам, куда вам идти. Когда вы будете готовы идти по главному квесту, поговорите с владельцем таверны и спросите его о слухах. Вы получите сообщение о Хелгене и вам скажут отправляться туда. Вы также можете отправиться в Хелген самостоятельно.

Главный квест также начнется, если вы присоединитесь к одной из сторон в гражданской войне и завершите две миссии за выбранную сторону, после чего вас пошлют в Вайтран. Как только вы туда прибудете, врата будут закрыты. Если вы подкупите или убедите стражников, следующий стражник, которого вы встретите, расскажет вам о нападении дракона на Хелген. Если вы расспросите его, он отправит вам в Хелген.

Если вам каким-то образом удастся избежать всех стражников и попасть в Драконий Предел без любых новостей о Хелгене, главный квест начнется автоматически при входе в главный зал. Это мера предосторожности, чтобы не "сломать" вам игру и прохождение.

СОВМЕСТИМОСТЬ:

  • Протестировано и работает с Open Cities Skyrim.
  • Несовместимо с любым модом, которые убирают флаг "бессмертный" с любого НПС в Хелгене.
  • Song of Ice and Skyrim независимо от порядка загрузки вешает игру при загрузке тюремной ячейки.
  • Descent Into Madness независимо от порядка загрузки вешает игру при загрузке тюремной ячейки.
  • The Oblivion Racial Bonuses - модуль из Occupy Skyrim не совместим, так как OCS OSR.esp изменяет квест MQ101.
  • Sellswords не совместим, так как он меняет квест MQ101
  • The Forsworn Legacy - используйте версию "Savegame Version" и удалите Data\Scripts\QF_MQ101_0003372B.pex после установки. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЕРСИЮ "new game" - она работать не будет!
  • Helgen Reborn - с версии 105.3 полностью совместим
  • Return to Helgen (by Giskard) - частично совместим. Если вы хотите использовать их вместе, вы должны запустить события Хелгена ПЕРЕД отправкой в Солитьюд. Если отправитесь в Солитьюд перед Хельгеном, это нарушит цепочку событий и главный квест не стартует, а также остановится гражданская война.
  • Morskom Estate - С версии Morskom 1.3 полностью совместимы.
  • Shlongs of Skyrim - включайте этот мод только после поездки на повозке
  • Become High King of Skyrim - редактирует MQ101, но это "грязное" редактирование. Либо очистите мод через TES5Edit, либо загружайте его ПЕРЕД Live Another Life, иначе главное меню может зависнуть.
  • Better Vampires - Должен быть совместим без всяких проблем
  • Pirates of the Pacific - Были сообщения о том, что игрок спаунится за пределами карты
  • Buy_Whiterun3 - Опциональный "Новый старт" полностью не совместим. Просто не устанавливайте опциональный файл.
  • Requiem - конфликтует, но может работать вместе, если будет выше в списке загрузки.
  • Моды, изменяющие заброшенную тюрьму (cell 00021594) должны быть пропатчены, так как были изменены навмеши
Моды, изменяющие следующие квесты, не будут совместимы без патчей совместимости:

MQ101 - Unbound
MQ102 - Before the Storm
DialogueWhiterunGuardGateStop - охранник, который останавливает вас у врат Вайтрана
WERoad01 - Фермеры-беженцы после атаки дракона

Моды, редактирующие следующие скрипты, не будут совместимы без патча:

DunPostHelgenEnableScript
QF_MQ101_0003372B
QF_MQ102_0004E50D
QF_DialogueWhiterunGuardGateS_000D1984
TIF__0005A6A6
TIF__0005A6B1
TIF__000D50CA
TIF__000D50DB
TIF__000D50E0
TIF__000D197B
TIF__000D660D
TIF__000E2D03

ИСТОРИЯ ВЕРСИЙ:
4.0.1
Исправлен "Водный баг"

БЛАГОДАРНОСТИ:
Chesko - за скрипт
Nikkita - за озвучку статуи Мары
Dwip - новые меши для мода

Loading...Loading...