Жанр произведения ванина ванини ф стендаля. "Ванина Ванини": анализ новеллы, главные герои

Ванина Ванини — богатая итальянская княжна. У этой де­вушки пламенный взор и страстная душа. Будучи по происхождению аристократкой, она с презрени­ем относится к молодым людям ее круга из-за их неспособности к великим поступкам. Но Ванина Ванини горя­чо влюбляется в молодого карбонария Пьетро Миссирилли, борца против тирании. Характеры героев нарочито «романтизированы». И Миссирилли, и Ванина Ванини — неотделимы от своего времени, и своеобра­зие их личной ситуации в конечном итоге порождено общественно-политической ситуацией в Италии. Происходит столкновение двух страстей, Пьетро и его возлюбленная даже в любви оказываются по разные стороны «социальной баррикады». Мисси­рилли, посвятивший себя революционной борьбе, и экспрессивная, энергичная Ванина Ванини — типично стендалевские герои. В своих страстях они романтически безрассудны, но их безрассудство — при всей схо­жести внешних проявлений — имеет различную природу. Миссирилли отдает себя в руки палачей из чувства долга, основанного на безграничной любви к родине, а Ванина Ванини, почти не колеблясь, предает това­рищей Пьетро, чтобы безраздельно владеть сердцем любимого, удержать его возле себя. Но взамен она получает жгучую ненависть возлюбленного, который не может простить ей содеянного. Ванина Ванини обречена не понять своего возлюбленного. Стендаль поэтично и трагично показал, как далеко зашел эгоизм, став­ший характеристикой того времени: образ Ванина Ванини это демонстрирует. Не удивительно, что произведение названо именем героини, чье «противодействие» об­ществу оказалось в конечном счете позой при про­верке трагическими событиями времени. После раз­рыва с Пьетро Ванина Ванини быстро утешилась, выйдя замуж за другого. Миссирилли и Ванина Ванини — люди чуждых и враждебных миров.

Интерес Стендаля к сильным несгибаемым личностям, в чьих душах происходит конфликт между "красным" и "черным", выразился и в его произведениях на итальянскую тему. Параллельно с "Красным и черным", в конце 20-х годов Стендаль обратился к художественному воплощению темы "итальянской страсти". К тому времени им уже были написаны книги "История живописи в Италии", “Прогулки по Риму”. Уже здесь Стендаль высказывает свои наблюдения над итальянским характером - наблюдения, складывающиеся в целую систему. Но это все была проза мемуарного, культурно-исторического и публицистического характера. В 1829 г. Стендаль дает первый художественный эскиз итальянского характера в замечательной новелле "Ванина Ванини".

Эта новелла - почти единичное в своем роде произведение по динамике характеров и сюжетов. В ней как будто в каждой строке аккумулирована необычная, огромная энергия взрывчатой силы. Здесь до предела энергично и страстно все - и характер героев, и развитие событий, и построение фраз. Все это с огромным ускорением стремится к развязке, и, конечно же, развязка эта - взрыв. Два равносильных и страстных характера противостоят здесь друг другу, но страсти, владеющие ими, различны по своей направленности.

Юноша-простолюдин Пьетро Миссирилли - человек, главная страсть которого - любовь к угнетенной родине, следовательно, страсть гражданская. Он руководитель тайного общества карбонариев - борцов за освобождение Италии от австрийского владычества.

Девушка - Ванина Ванини - аристократка, дочь одного из знатнейших патрициев Италии. Случай свел ее с Пьетро, и она его полюбила. Но полюбила так же бескомпромиссно, как Миссирилли любит родину. Эти две итальянские страсти столкнулись, и ни одна из них не уступит. Когда Миссирилли оказывается перед необходимостью выбирать между любовью к Ванине и любовью к Родине, он, не колеблясь, выбирает второе. Когда Ванина оказывается перед необходимостью выбирать между велением любви и велением гражданского долга, она, не колеблясь, выбирает первое. Она с полным сознанием своего права выдает карбонариев властям, надеясь, что теперь Пьетро будет безраздельно принадлежать ей. Но со столь же полным сознанием своего права Пьетро отвергает любовь Ванины, когда узнает о ее предательстве, и выбирает смерть. Обе страсти остались верны себе и исчерпали себя до предела. Почти очерк классицистической трагедии - и в то же время проблема "долг и чувство" решается далеко не столь однозначно.

Бесспорно, душевная симпатия Стендаля на стороне Миссирилли. Но легко заметить, что даже в Ванине он восхищается именно силой и цельностью страсти, независимо от ее роковых и предосудительных с моральной точки зрения последствий. Ванина ведь тоже знает, на что идет, когда совершает гнусное предательство. В сцене последнего свидания с Пьетро в тюрьме она рассказывая ему обо всех своих фантастических усилиях вызволить его и пытаясь тем самым убедить его в силе своей любви, прибегает, наконец, к последнему, самому вескому с ее точки зрения аргументу: "Но все это еще такая малость! Я сделала больше из любви к тебе". И она рассказала о своем предательстве. Понимаете, свое падение она воспринимает как высшую жертву любви. И это, конечно, тоже логика - логика безоглядной, пускай и эгоистической, пускай и аморальной, страсти.

Новелла "Ванина Ванини" была написана Стендалем во время работы над ‘‘Красным и черным”. И оба эти произведения - большой роман и маленькую новеллу - объединяет дух бунта революции. Новелла, как и роман, даже при трагическом исходе, не оставляет ощущения безысходности, над ней тоже парит вера, героическое одушевление.

Стендаль Фредерик (1783 – 1842) - французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Важнейшей задачей современной литературы Стендаль считал психологический анализ. В одном из аспектов - в плане специфики национальной психологии - он разрабатывает характеры и событийную коллизию в новелле «Ванина Ванини» (1829). В «Ванине Ванини» Стендаль обращается к итальянской тематике, которая всегда была его увлечением и своего рода отдушиной.

Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля. «Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. «Ванина Ванини», входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини).

Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти – честолюбия (в душе Ванины). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро Миссирилли). Стендаль изобрел истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги – это смертный приговор борцу за свободу родины.

Создавая практически романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждает героя – любимого и любящего – предпочесть родину любимой женщине. Дочь патриция Ванина выше всего ценит любовь. Она умна, выше своей среды по духовным запросам. «Несветскость» героини и объясняет оригинальность ее характера. Однако ее незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля по-своему понимает счастье и по-своему отправляется на охоту за ним.

Реалистически детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль строит такой же сложный сюжет, используя неожиданности, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной незнакомки. Однако «зерно» сюжета – борьба венты карбонариев и ее гибель – подсказано писателю самой историей Италии 19 века. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим остается реалистический принцип социально-временной детерминированности.

В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов (о красоте Ванины мы догадываемся по тому, что она привлекала всеобщее внимание на балу, где были самые красивые женщины, а южная яркость ее передана указанием на сверкающие глаза и волосы, черные, как вороново крыло). Стендаль уверенно создает новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и ее замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.

Тема Италии в творчестве Ф. Стендаля на примере новеллы «Ванина Ванини»

В новелле «Ванина Ванини» Стендаль обращается к итальянской тематике, которая всегда была больше, чем просто его увлечение.

Сопоставляя исторические пути Франции и Италии, он считал, что раннее образование французского абсолютистского государства, сопровождавшееся возникновением «света» с его тиранией общепринятого этикета, подорвало в образованном французе непосредственность, личную инициативу, способность отдаться душевному порыву. Эта своего рода духовная скованность особенно усилилась после утверждения во Франции буржуазной нравственности с ее расчетливостью. Другое дело - итальянцы. Историческая трагедия Италии, остававшейся раздробленной вплоть до XIX века, привела к тому, что итальянец не был стеснен в своих поступках политической властью, а отсутствие развитой гражданской жизни в стране направило всю нерастраченную душевность в сторону частных отношений. Итальянский характер проявляет себя прежде всего в сильнейшей, сметающей все на своем пути любовной страсти. Но XIX век внес значительные коррективы в характер передового итальянца: действия, происходящие в Париже, вступление войск Французской республики в Италию разбудили дремавшее до этого национальное самосознание итальянского народа.

Создается новый тип людей, душа которых охвачена патриотической страстью. И происходит это в вентах карбонариев. В движение карбонариев появляются цельные характеры - энергичные, страстные, лишенные тщеславия, не разделяющие личное и общественное благо. Так Стендаль, современник великого исторического перелома, когда революционность буржуазной демократии уже дала трещину, а революционность пролетарская еще не сложилась, искал выход из своих сомнений в обращении к героическим характерам Италии, переживавшей исторически более ранний по сравнению с Францией этап революционного движения.

В 1829 году, во время работы над романом «Красное и черное», Стендаль опубликовал новеллу «Ванина Ванини» с примечательным подзаголовком: «Некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области».

Создававшаяся почти одновременно с «Красным и черным» новелла «Ванина Ванини» в своей поэтике отличается от романа. Углубленный психологизм, проявляющийся во внутренних монологах героя, замедляющих развитие внешнего действия в романе, был по сути противопоказан итальянской новелле, самой ее жанровой природе и персонажам. Когда читаешь новеллу, то и дело охватывает нетерпение. Так и хочется поскорее узнать, что же будет дальше.

Герои новеллы - итальянский карбонарий Пьетро Миссирилли и римская аристократка Ванина Ванини. Они встретились в силу обстоятельств и полюбили друг друга. В сложной драматической ситуации мы видим совершенно разные, и даже противоположные стороны итальянского национального характера.

Пьетро Миссирилли - итальянский юноша, бедняк, который унаследовал лучшие черты своего народа, пробужденного Французской революцией. Он бережет свое достоинство, он горд, смел и независим. Ненависть к тирании, боль за отечество, страдающее под тяжким игом иноземцев и местных феодалов, приводят его в одну из вент карбонариев. Став ее вдохновителем и главой, Пьетро видит свое предназначение и счастье в борьбе за свободу Родины. Преданность опасному, но благому для Италии делу, патриотизм, честность и самоотверженность, присущие Миссирилли, дают нам право считать его характер героическим.

Юному карбонарию в новелле противопоставлена Ванина Ванини - натура сильная, яркая, цельная. Римскую аристократку, царицу бала, не знающую себе равных по красоте и знатности, случай сводит с Пьетро, раненным во время побега из тюрьмы, куда он попал после неудавшегося восстания. В нем Ванина обнаруживает те качества, которых не было у молодежи ее среды, не способной ни на подвиги, ни на сильные движения души.

Характерная особенность эпохи 1820-х годов - стремление к переменам в обществе, которых ждали с надеждой и волнением. Эта особенность нашла отражение в увлечении Ванины карбонарием. В эпоху Реставрации в Италии, остававшейся раздробленной и зависимой от Австрии страной, назревали события, которые должны были покончить с этим состоянием и привести к свободе и обновлению. «Новое» для Ванины воплощается в необычном для ее среды типе человека - карбонарии, герое, который в отличие от окружающих ее аристократов, по словам героини, «по крайней мере что-то совершил, а не только дал себе труд родиться».

Только вот любовь молодых людей обречена. Перед Пьетро встает выбор: личное счастье в браке с Ваниной или верность гражданскому долгу, который требует разлуки с нею и полной самоотдачи в революционной борьбе. Герой выбирает второе. Иначе решает для себя этот выбор Ванина: она не желает расставаться с любимым даже во имя свободы Родины. Ей чуждо то, что составляет смысл жизни Миссирилли. Она не видит преступления в предательстве и, потеряв своего героя, испытывает не муки совести, а досаду и унижение от того, что чувствует себя отвергнутой. Миссирилли же, сделав свой выбор между любовью и долгом, предпочитает тюрьму, кандалы и смерть личному счастью, обеспеченному ценой подлости. Для него невыносима мысль о том, что друзья сочтут его предателем. Но Ванине остаются непонятными и мотивы финального поступка Миссирилли, и представления о чести его.

Ванина - натура не менее цельная, чем Пьетро, но натура эгоистическая: движимая страстью, она стремится сохранить для себя возлюбленного и ради своей любви совершает предательство. Однако ей не удается победить «соперницу», которой для ее любимого оказывается Италия. «Ванина была потрясена: за все время разговора взгляд Пьетро заблестел только в то мгновение, когда он произнес слово «родина».» Он ни за что не примирится с предательством. «Покарайте, уничтожьте подлого предателя, будь это даже мой отец!» - говорит он, прежде чем добровольно присоединиться к другим карбонариям, заточенным в тюрьму по доносу Ванины.

Финал новеллы «Ванина Ванини» неожиданный. Можно было предположить, что Пьетро не простит Ванину после того, как та сознается в совершенном. Но, то, что он попытается её убить, назовет «чудовищем» - я не допускала этого в своих мыслях.

Я думала, что Ванина покончит жизнь самоубийством и тем самым покарает себя - «подлого предателя». Но она вышла замуж, что стало для меня еще большей неожиданностью. О какой же тогда любви к Пьетро она могла говорить?

«Ванина Ванини» диалектически связана с «Красным и черным». Мотив любви аристократки и плебея обыгран в новелле в аспекте вариаций итальянского национального характера. Вернувшись к этому мотиву в романе «Красное и черное», Стендаль придаст ему более острое - социальное - звучание.

Кроме того, герой новеллы близок к герою романа Жюльену Сорелю, но в жизни избирает противоположный путь. Пьетро Миссирилли - во многом итальянский двойник Жюльена Сореля: он обладает пылким мужеством, плебейской гордостью, верностью долгу перед самим собой, высоким чувством чести - все это сближает обоих молодых героев. Но Жюльен - герой безвременья, его понятия о счастье сложились в атмосфере карьеризма, и в этом его трагедия. Таким образом, то, что остается лишь в потенции у героя романа «Красное и черное» Жюльена Сореля, реализуется в революционном действии у Пьетро Миссирилли. Итальянский современник Сореля - борец патриотического движения, полностью раскрывшего все лучшие задатки его незаурядной натуры. Пьетро не знакомы внутренняя раздвоенность, сомнения и нравственные колебания: это» монолитная, героическая фигура революционера, человека действия - образ во многом исключительный не только для Стендаля, но и для всей литературы критического реализма во Франции.

Пьетро Миссирилли - олицетворение того характера, который Стендаль называл «итальянским характером», «самым величественным характером нового времени». Этот характер присущ человеку больших страстей, волевому, смелому, олицетворяющему собой свободолюбивый характер итальянского народа, который ни перед чем не остановится для осуществления своих благородных идеалов.

7. Новелла Стендаля « Ванина Ванини». Особенности конфликта.

Стендаль (настоящее имя - Анри-Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 г. В 1800-1802 гг. служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта; в 1805-1812 гг. - интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном, в 1821 г. вернулся во Францию, а в 1831 г. поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья.

Полюбившаяся Стендалю с юности Италия воспринималась им как страна сильных страстей и прекрасного искусства. Характеры итальянцев всегда особенно интересовали Стендаля « Итальянские хроники» воспроизводят разные формы страстей. « Ванина Ванини», входящая в них, изображает судьбу двух разных, но сильных натур. Писатель соединил то, что стало основной приметой его романов: политическое событие (вента карбонариев) и человеческий характер (Ванина Ванини). Эта новелла стала как бы прообразом романов Стендаля. В ней намечены конфликты страсти-любви, страсти - честолюбия (в душе Ванины). Любовь к свободе здесь борется с любовью к женщине (в душе Пьетро Миссирилли). Стендаль изобрёл истинное достоинство, которое не может быть отмечено никаким орденом, покупаемым за деньги - это смертный приговор борцу за свободу родины. Всё это будет развито позже, в « Красном и чёрном»: в образе Матильды, Жюльена Сореля, графа Альтамиры, а так же в « Пармской обители»: в образах Сансеверины, Фабрицио дель Донго, Клелии Конти, Ферранте Пала. Создавая практически романтический ореол вокруг главного героя Пьетро, Стендаль как реалист строго детерминирует черты его личности: страстность обусловлена тем, что он итальянец, национальностью героя объясняет автор и то, что после поражения он становится религиозным и считает свою любовь к Ванине грехом, за который он этим поражением наказан. Социальная детерминированность характера и убеждает героя - любимого и любящего - предпочесть родину любимой женщине. Дочь патриция Ванина выше всего ценит любовь. Она умна, выше своей среды по духовным запросам. «Несветскость» героини и объясняет оригинальность её характера. Однако, её незаурядности хватает лишь на то, чтобы во имя своей любви послать на смерть 19 карбонариев. Каждый из героев новеллы Стендаля по-своему понимает счастье и по-своему отправляется на охоту за ним (« Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрёл определённые привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума». В основе его искусства лежит опыт. С. Убеждён, что нет « ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей». Человек определяется тем, что он понимает под « счастьем», т. е. целью своей жизни и средствами её достижения.)

Реалистически детерминируя яркие, как у романтиков, характеры, Стендаль строит такой же сложны сюжет, используя неожиданности, исключительные события: побег из крепости, появление таинственной незнакомки. Однако «зерно» сюжета - борьба венты карбонариев и её гибель - подсказано писателю самой историей Италии 19 века. Так в новелле переплетаются тенденции реализма и романтизма, но главенствующим остаётся реалистический пинцип социально-временной детерминированности. В этом произведении Стендаль показывает себя мастером новеллы: он краток в создании портретов (о красоте Ванины мы догадываемся по тому, что она привлекала всеобщее внимание на балу, где были самые красивые женщины, а южная яркость её передана указанием на сверкающие глаза и волосы, чёрные, как вороново крыло). Стендаль уверенно создаёт новеллистическую интригу, полную внезапных поворотов, а неожиданный новеллистический финал, когда карбонарий хочет убить Ванину за предательство, которым она гордится, и её замужество умещаются в несколько строк и становятся той обязательной неожиданностью, подготовленной в психологической новелле внутренней логикой характеров.

Loading...Loading...