Что обязан сделать инспектор когда остановил машину. Блог › Что делать, если вас остановило ГАИ

Автомобилисты не любят встреч с гаишниками. Потому что в большинстве случаев эти встречи сулят расставание с деньгами и как минимум гарантируют нервотрепку. Казалось бы, взаимная неприязнь неизбежна: водителям и инспекторам не за что друг друга любить. Мы нарушаем — они наказывают. Однако наше общение выглядело бы по-другому, если бы гаишники сами соблюдали установленные для них правила игры: у них обязанностей не меньше, чем у нас с вами.

Так уж повелось, но автоинспекторов не любит никто. Когда вас останавливают на дороге, даже если вы ничего не нарушили, вы все равно чувствуете себя не очень комфортно. Ведь если у инспектора будет плохое настроение, он сможет придраться к чему угодно.

В Европе дорожной полиции вообще практически не видно на дорогах, но при этом водители не нарушают правил. И дело не только в больших штрафах. По пустякам вас останавливать никто не будет, но если вы все же нарушили, то с вами разберутся справедливо, строго, но при этом вежливо.

Вспомните, уважаемые читатели, когда последний раз вас останавливал гаишник, который при этом четко и разборчиво представился, отдал честь, объяснил причину остановки, а на прощание предупредил об опасности на дороге и пожелал счастливого пути? Чтобы на дороге был порядок, а мнение граждан о сотрудниках ГИБДД кардинально поменялось, гаишникам необходимо не только бороться с водителями, но и самим соблюдать правила поведения на дороге, быть вежливыми и порядочными с водителями.

Однако «вежливость гаишника» — понятие условное. Она проявляется не в том, что он сморкается в носовой платок, а не в руку, не перебивая, выслушивает объяснения автомобилиста и называет его «глубокоуважаемый». Вежливость — в беспрекословном следовании всем законодательным и нормативным актам, регулирующим взаимоотношения водителя и сотрудника Госавтоинспекции.

Остановка по требованию

Большинство граждан думают, что автоинспектор имеет право останавливать автомобиль совершенно по любому поводу и без него. На самом деле это не так. Сотрудники ГИБДД имеют право останавливать ваш автомобиль только в случаях, описанных в Наставлении по работе ДПС ГИБДД МВД, утвержденным приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (п. 13.7).

Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз — только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

Ранее эти причины регламентировались так же Приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. (п. 2), но 3 марта 2009 года этот Приказ был отменен, что развязало руки гаишникам. Как видно из перечня причин, которые действуют в настоящее время, остановить вас могут совершенно по любому поводу и без повода, ведь законного трактования причин остановки просто нет и никто не может помешать гаишнику заподозрить в вас «очевидца правонарушения».

Но сотрудник ГИБДД обязан вам назвать причину остановки четко и разборчиво. Согласно тому же действующему «Наставлению по работе ДПС», утвержденному приказом МВД РФ N297 от 20 апреля 1999 года, как только сотрудник ГИБДД подошел к водителю после остановки, он обязан четко и ясно представиться, объяснить причину остановки и только затем попросить документы. Если водитель, по мнению гаишника, что-то нарушил, то инспектор должен указать на нарушение и привести статью КоАП.

На протяжении всего разговора с инспектором вы имеете право оставаться в машине, согласно «Наставлению по работе ДПС» (п. 18.4) попросить вас выйти могут в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

Однако законодательные акты опять же не регламентируют, какие именно должны быть основания полагать, например, что вы пьяны. Поэтому Вас могут попросить выйти и без повода.

Проверка документов

Согласно п. 13.7 того же Наставления, проверять документы у вас имеют право только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. И если вас остановил гаишник на старенькой машинке, спрятанной в кустах, то теоретически он не имеет права требовать у вас документы и если он выпишет вам штраф за отсутствие какого-либо документа, его можно оспорить в суде, т.к. это прямое нарушение «Наставления...». Правда, прецедентов мало, но шанс есть...

Я пью до дна

Если гаишник заподозрил вас в употреблении алкоголя, то он может попросить вас дыхнуть в электронный алкотестер. Сейчас на рынке появилось множество некачественных китайских алкотестеров, которые нередко приходят на помощь сотрудникам ГИБДД. Но Вы имеете право проверить, прошел ли прибор должную метрологическую проверку — к алкотестеру должна прилагаться соответствующая бумага. Попросите у инспектора документы на прибор. Показания несертифицированного алкотестера не стоят и ломаного гроша. В протоколе так и можно написать «Сертификат на алкотестер отсутствует, поэтому с обвинениями не согласен»

Но даже если прибор законный и имеет все необходимые документы, дуть в него вы совершенно не обязаны, т.к. алкотестер показывает лишь наличие паров спирта в выдыхаемом вами воздухе, присутствие которых совсем не означает что вы пьяны.

Признать вас пьяным может только специалист по ряду факторов: несвязной речи, неспособностью держать равновесие, особой жестикуляции и пр. Либо вы сами можете сознаться в том, что пьяны.

Но отказаться от проверки вы не имеете права. Хотя нет, право то вы имеете, но это равносильно признанию вас пьяным. Если вы не доверяете инспектору, то можете потребовать отправить вас к наркологу. Обязательно проверьте наличие лицензии у медицинского заведения, в котором будете проходить экспертизу.

Если же вы и тогда не будете удовлетворены результатом проверки, то имеете право самостоятельно пройти переосвидетельствование в любой из стационарных «наркологий». На это дается два часа — с момента последнего освидетельствования.

Многие считают, что от экспертизы можно отказаться. Да, можно. По КоАП это обойдется вам в лишение прав на срок от полутора до двух лет — так же, как и факт опьянения. Поэтому если вы уверены, что не пили, то от проверки лучше не отказываться. Потом доказать что вы не пили будет намного сложнее.

Досмотр неизбежен

Иногда сотрудники ГИБДД могут попросить вас открыть багажник, называя это обычным осмотром. Скажите гаишнику, что «осмотр» бывает техническим (а исследовать состояние автомобиля вне официального пункта техосмотра сотрудники ДПС не имеют права), все остальное называется «досмотр» и согласно статье 27.9 КоАП РФ предполагает составление протокола и наличие двух понятых. Отказ в этом — грубое нарушение служебных обязанностей, на это инспектор не пойдет.

В присутствии понятых будет очень сложно что-либо подбросить (а такие случае не единичны), но если вы заметили в машине незнакомый предмет, ни в коем случае не поддавайтесь на провокации сотрудника ДПС вида «а покажите-ка мне вон ту штучку». Нельзя оставлять свои отпечатки на предмете, который вам не принадлежит и вы уверены, что вам его подбросили. Такой предмет просто занесут в протокол, изымут, опечатают пакет, а дальнейшее покажет экспертиза.

Мелкие пакости

Вас могут остановить из-за обычных мелких нарушений, таких как нечитаемые номера (ст. 12.2, п. 1 КоАП — штраф 100 рублей), разбитая лампочка или негорящий поворотник. Тут лучше не спорить с сотрудником ГИБДД, а заплатить штраф и как можно скорее исправить нарушение. Благо штрафы за мелкие нарушения не велики.

Но вас могут остановить, например, за превышение скорости, которое обязательно должно быть зафиксировано приборами. Тут вы тоже имеете право потребовать у инспектора сертификат на прибор для измерения скорости и если его не оказалось, то позвольте выписать квитанцию на штраф в которой внесите запись — «Сертификат на прибор отсутствует, с обвинением не согласен».

Образцовое поведение

В пособии для сотрудника ГИБДД «Дорожно-патрульная служба» под редакцией бывшего начальника ГИБДД России Владимира Федорова приведен образцовый монолог сотрудника ГИБДД при встрече с водителем:

«Здравствуйте! Старший инспектор ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области лейтенант милиции Ионов. Прошу Вас предъявить водительское удостоверение и регистрационное свидетельство на автомобиль.

Виктор Петрович! Вы проехали перекресток при красном сигнале светофора, хотя приближались к стоп-линии, когда он уже был включен, и имели возможность заблаговременно остановиться. Своими действиями Вы нарушили пункт 6.2 ПДД, согласно которому красный сигнал запрещает движение в данном направлении. Ваши действия вынудили нескольких водителей ТС выполнить экстренное торможение и резко изменить полосу движения, что чрезвычайно опасно.

В соответствии с ч. 4 ст. 115 КоАП РФ вы подлежите штрафу в размере 83 рублей. Ознакомьтесь, пожалуйста, с протоколом и распишитесь. Ваша подпись необходима для подтверждения того, что Вас ознакомили с протоколом, и не означает, что Вы согласны с моим решением. Штраф должен быть уплачен в течение 15 дней. В случае его неуплаты в указанный срок он будет взыскан в принудительном порядке по месту Вашей работы либо посредством обращения на Ваше имущество путем передачи в суд материалов по факту данного правонарушения. Квитанцию об уплате штрафа Вам необходимо представить в течение указанного срока в группу административной практики отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области по адресу: г. Орел, Автовокзальная ул., 77, кабинет № 29, в любой день с 9.00 до 18.00, кроме воскресенья и понедельника.

Принятое мной решение Вы можете обжаловать командиру взвода ДПС старшему лейтенанту милиции Гришину В. Г., который принимает по тому же адресу по понедельникам, средам и пятницам с 17.00 до 22.00, руководству батальона ДПС либо передать жалобу дежурному нашего батальона в любое удобное для Вас время суток.

Напоминаю, что я старший инспектор ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области лейтенант милиции Ионов, мой личный номер 57 0148.

По маршруту Вашего движения на 48-м километре ведется поверхностная обработка дорожного покрытия. Будьте внимательны и осторожны. Счастливого пути!»

Именно так должен происходить разговор сотрудника ГИБДД с водителем, но вы хоть раз слышали такое?

Всем известно, что с гаишниками лучше не спорить. Цитировать законы при общении с сотрудниками ГИБДД не нужно, но мой совет — возите с собой в машине свежую версию ПДД и КоАП на видном месте. В любой момент вы сможете уточнить в чем вас обвиняют и подтвердить инспектору, что он не прав.

Закончить бы хотелось шуткой Николая Фоменко — Жезл, поднятый сотрудником ГИБДД вверх, означает «Свободная касса». Именно так оно и есть в последнее время. Ведь за любое, даже мелкое правонарушение водители стараются «дать на лапу». Этим мы и разбаловали сотрудников ГИБДД, что теперь без денег вопросы не решить.

В конце апреля исполнилось 7 лет с того времени, как Приказом МВД РФ от 20.04.1999 г. № 297 был утверждён основной ведомственный нормативный документ Госавтоинспекции - Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ (далее - Наставление), которое регламентирует всю деятельность работников свистка и полосатой палки. Цели введения данного документа - усиление влияния ДПС ГИБДД МВД РФ на состояние правопорядка и общественной безопасности в области дорожного движения, укрепление дисциплины и законности в деятельности ГАИ, обеспечение защиты законных прав и интересов граждан. О том, что некоторые инспекторы ДПС не знают азов Наставления, я неоднократно упоминал в своих публикациях. Поэтому назрела необходимость ознакомить читателей с основополагающими постулатами сего важного документа.

Согласно Наставлению, основными способами несения дорожно-патрульной службы являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий (п.13.1).

Контроль при несении службы заключается в визуальном (или выполняемом с помощью специальных технических средств) наблюдении за выполнением участниками движения ПДД и иных норм, действующих в области дорожного движения (п.13.2). Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряжённом участке маршрута или на месте происшествия.

Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия. В п.13.5 Наставлений указано, что при несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

Остановка

В Наставлении одним из важных является пункт 13.7, который регламентирует основания для остановки транспортных средств. Главными являются: нарушение ПДД водителями или пассажирами; наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления; нахождение ТС в розыске, а также наличие данных об использовании ТС в противоправных целях. Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз разрешена только на стационарных постах ДПС, КПП и КПМ. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. Запрещается останавливать ТС без необходимости.

Что же мы видим на самом деле? Постоянная беспричиная остановка транспортных средств, проверка документов, проведение досмотров без каких-либо оснований, неправомерная проверка технического состояния ТС при наличии документов, подтверждающих прохождение гостехосмотра в установленном порядке. В то же время потенциальные нарушители ПДД паркуются в неположенных местах, создавая препятствия для движения ТС и пешеходов, не пропускают пешеходов, следующих по пешеходным переходам, нарушают правила проездов перекрёстков, создавая аварийные ситуации, игнорируют предписания дорожных знаков и разметки и т.д.

При обращении к водителю инспектор ДПС должен представиться, приложив руку к головному убору, внятно назвать свои должность, специальное звание, фамилию. Он должен сообщить о причине остановки Вашего ТС (п.18.2). Если инспектор ДПС не представился по форме и не назвал Вам причину остановки автомобиля, объяснений такому поведению может быть два: либо инспектор Вас в чём-то подозревает, либо он невежливый человек, который к тому же игнорирует пункты Наставления, утверждённого собственным ведомством в целях организации его деятельности. Законность таких действий, в том числе и остановку Вашей машины можно оспорить. Если водители будут на это обращать внимание инспекторов или обжаловать их действия, то есть шанс общими усилиями справиться с нерадивыми сотрудниками ГАИ.

Наше Общество защиты прав автомобилистов "ОСА" начинает формировать банк данных таких инспекторов. Мы хотим получать от водителей информацию, где и кто необоснованно остановил ТС и не назвал при этом причину остановки. Согласно приказу МВД РФ № 329 от 1 июня 1998 г., который действует в настоящее время, беспричинная остановка ТС является нарушением служебной дисциплины, и мы намерены добиваться наказания нерадивых инспекторов.

Синдром беспричинности

Если работник ДПС Вас остановил и, подойдя к машине, потребовал предъявить документы, при этом, не назвав причину остановки, Вы вправе предложить инспектору сначала показать Вам его служебное удостоверение в развёрнутом виде и сообщить номер нагрудного знака. Причём он должен держать документ перед водителем столько времени, сколько может потребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения.

Данное требование полностью согласуется с п.18.9 Наставления. После этого сообщите инспектору, что он нарушил положение п.18.2 Наставления и требования приказа МВД РФ № 329, и попросите назвать причину остановки. Если инспектор обвиняет Вас в нарушении Правил дорожного движения, то он, согласно п.18.7 Наставления, должен дать подробные разъяснения о сути Ваших неправомерных действий, убедительно сослаться на соответствующие пункты ПДД и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения, и проинфомировать о порядке обжалования своих действий. В случае возникновения конфликтной ситуации Вы вправе потребовать от инспектора вызова на место вышестоящего должностного лица. Это позволит предупредить возможные незаконные действия со стороны ретивого инспектора.

Выходить или нет из машины, если Вас остановил инспектор ДПС, - решать только Вам. В ПДД об этом упоминаний нет. Зато п.18.4 Наставления содержит исчерпывающий перечень случаев, когда инспектор может попросить выйти водителя из машины. Это делается:

В целях досмотра автомобиля и водителя;

Чтобы проверить соответствие номеров двигателя, кузова записям в техническом паспорте автомобиля;

Если есть основания полагать, что водитель нетрезв;

Когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастности к ДТП;

В случае, когда участие водителя необходимо при составлении документов или для оказания помощи другим участникам дорожного движения.

В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно авто и спокойно ждать решения инспектора.

Если инспектор приглашает Вас проследовать в его служебную автомашину, знайте: это Ваше право, а не обязанность. Возможно, при этом желает говорить с остановленным водителем без свидетелей. Поэтому только в случае Вашего задержания и доставления в отдел милиции Вас могут принудить сесть в служебную машину.

Досмотр

Водителям необходимо запомнить, что, согласно п.13.17 Наставления, инспектор ДПС имеет право производить досмотр ТС при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а досмотр груза - при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится. Факт проведения досмотра в обязательном порядке письменно протоколируется в присутствии двух понятых. Любые проверки багажников, салонов автомобилей без всякого основания и наличия понятых является грубым нарушением служебной дисциплины. Если водитель при подобных действиях пострадал ещё и материально, он вправе требовать возмещения причинённого ущерба.

Если Вы полагаете, что при общении с Вами сотрудник ДПС действовал незаконно, нужно написать на него жалобу. Её составляют в свободной форме. Главное - указать, когда и где происходило событие, что предпринимали милиционеры, какие Ваши права при этом нарушили.

1. Для начала успокойтесь, научитесь правильно реагировать на остановку - главное не забывать, что инспектор ГАИ стоит на страже закона, и не имеет права выходить за его рамки. Он может вас остановить в двух случаях - за какие-либо нарушения, либо «просто так». А «просто так» - это обычная проверка документов, могут попросить «дыхнуть» и т.д.

2. Не выходите из машины. Разговаривать с инспектором можно через опущенное стекло. Перед тем, как дать свои документы, убедитесь, что этот инспектор на самом деле является работником ГАИ. Вы вправе потребовать предъявить вам удостоверение работника полиции. Номер удостоверения, фамилию вы можете переписать. Так своим поведением вы покажете, что в случае каких-либо разногласий, вы точно будете знать, на кого жаловаться.

3. Вы можете попросить предъявить вам постовую ведомость. Это документ, согласно которого патруль в этом конкретном месте несет дежурство. А может инспектор после работы выехал на «халтурку». И в случае составления протокола вы можете указать на отсутствие постовой ведомости.

4. Четко выясните причину остановки. «Проверка документов» – это лишь желание инспектора, а для водителя – процедура, которая отнимает время и нервы.

5. Порой у инспектора появляется желание посмотреть, что находится у вас в багажнике. Не забывайте, что это не может быть требованием. Инспектор имеет право произвести лишь внешний осмотр, но не обыск. По-закону он даже открыть дверь вашей машины не может, не то что проверять салон, бардачок или багажник. Правда, во время проведения каких-то операций, могут потребовать провести осмотр багажника. Чтобы избежать лишних проблем, вы можете потребовать составить вначале протокол об административном задержании и обыске. Присутствие двух понятых обязательно. Это ваши законные требования. После таких требований желание осматривать ваш багажник может отпасть.

6. Инспекторы иногда «работают» в свое свободное время. Вы можете поинтересоваться наличием у него жетона, постовой ведомости. Не мешает посмотреть, на каком автомобиле работает инспектор? Если авто частное, тогда кому оно принадлежит? Безусловно, инспектор совсем не обязан отвечать на такие вопросы. Но при случае вы можете и через прокуратуру выяснить, о чем инспектору и сообщаем.

7. По телефону доверия вы можете позвонить даже со своего мобильного и указать на свои подозрения. Вывод прост: если все делать исключительно по закону, то инспектор тратит нервов, больше вашего, останавливая вас. Итак, если попробовать хотя бы раз произвести процедуру полностью: попросить посмотреть документы инспектора, обратить внимание на его автомобиль, позвонить по телефону доверия, поинтересоваться причиной остановки. Буквально через неделю вашу машину будут видеть в страшном сне все работники ГАИ города. Это мы описали возможные ваши действия, если вас остановили «просто так».

8. Никогда не давайте инспектору взятку. Составленный протокол внимательно изучите. Обратите внимание: все ли верно записано, все ли заполнено? А в комментариях напишите фразу «С протоколом я не согласен, ничего я не нарушал, свои доводы приведу в суде». Советуем так написать, даже если нарушили и согласны. Изюминка в том, что за каждый такой протокол инспектор обязан писать пояснения, или ему устраивают разнос. Такие протоколы могут и «не доехать» до инспекции.

9. Если вы превысили скорость, на приборе не указано, что это ваша скорость. А вот доказать факт превышения скорости без фото-видео съемки невозможно. Виноваты вы или нет – решает суд. Вот по этой причине инспектора не нужно бояться, а если надо, то можно и поспорить. У них нет полномочий, чтобы забрать номера или машину. Правда, если вы вовремя прошли техосмотр. В протоколе обязательно укажите, если вас запугивали, что заберут номера или отправят машину на штрафную стоянку. Это стоит указать даже в случае если машина не ваша, а едете без документов.

10. Не забудьте указать в протоколе марку и номер автомобиля в случае, если инспектор использовал частный автомобиль. Вы вправе требовать протокол, чтобы подписать и оставить свои комментарии. А в случае отказа вы имеете право позвонить по телефону доверия. Это заставит работников ГАИ от греха подальше не тормозить вашу машину.

Будьте аккуратны и внимательны на дорогах!

В сегодняшней статье мы расскажем, что делать, если вашу машину остановил сотрудник ДПС. Рано или поздно встреча на дороге с инспектором ждёт каждого водителя. Но не все знают, как полагается вести себя в такой ситуации.

Как вести себя при встрече с сотрудником ДПС

Стоит отметить, что требование сотрудника ДПС об остановке должно быть понятным всем причастным к дорожному движению. Поэтому, когда вы управляете автомобилем и слышите свисток, но не видите инспектора или сотрудник ГИБДД в поле зрения, но не слышно свистка, смело продолжайте передвижение согласно правилам дорожного движения.

Итак, вам подают сигнал свистком и жезлом. Включаете указатель поворота и едите к обочине или к тротуару, пропуская машины, движущиеся в попутном направлении. Далее не суетитесь, сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Сотрудник ДПС должен сам подойти, представиться, то есть сообщить свою должность, фамилию, подразделение, где он служит, и, разумеется, объяснить причину остановки.

На груди у инспектора должен быть прикреплён специальный жетон. Если нагрудного знака нет, это должно вызвать у вас недоверие. Не забудьте попросить сотрудника ГИБДД показать своё служебное удостоверение. Давать его в руки он не имеет права, но обязан предоставить документ в развёрнутом виде, чтобы была возможность переписать данные.

Если появились сомнения, что человек в полицейской форме, остановивший вас, действительно является сотрудником ДПС, то смело звоните в службу доверия ГИБДД, где можно выяснить, работает ли человек с такой фамилией и званием в органах, и за каким именно участком дороги он должен осуществлять контроль. Таким образом вы точно будете знать, с кем имеете дело, а сотрудник будет предусматривать, что на него могут пожаловаться, и постарается не нарушать закон.

Бывает, что придраться не к чему и от инспектора можно услышать претензию: «Вы не пристёгнуты ремнём безопасности». Было это так или нет, ответьте: «Ремень безопасности требуется использовать при движении, а мой автомобиль стоит. Пока вы шли ко мне, я его отстегнул, чтобы достать документы. В остановившемся автомобиле пассажиры и водитель не обязаны быть пристёгнуты».

Зачастую, видя что гражданин знает законы, инспектор отказывается от данного обвинения. Но бывают любители составлять протоколы. При этом они требуют, чтобы водитель пересел в патрульный автотранспорт. Этого можно не делать. Пересесть в патрульный автомобиль вы обязаны только тогда, когда инспектор ДПС оформит протокол задержания согласно статье 240 КоАП РФ. Не нужно путать протокол задержания с административным протоколом, где указывают, в каком нарушении водитель обвиняется.

Задержание производят только в особых случаях. Основанием для задержания являются: управление машиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; эксплуатация незарегистрированного автомобиля; неисправности или повреждения транспортного средства; подозрение в угоне; отсутствие документов.

Максимальный срок административного задержания равен трём часам. Поэтому в таких ситуациях при составлении протокола важно потребовать указать в нём время его оформления. В противном случае вас будут возить по городу без конца: из отдела полиции в наркологический диспансер, затем в подразделение ГИБДД и так далее.

На основании статьи 240 КоАП РФ по просьбе гражданина, задержанного за административное правонарушение, о месте его нахождения извещаются родственники, руководство по месту учёбы или работы. Поэтому постарайтесь дозвониться родным или сослуживцам. Приезд ваших знакомых оградит вас от противозаконных действий должностных лиц.

На оформление обычного административного протокола уходит 10-20 минут, и только в исключительных случаях вам может грозить максимальное время задержания — три часа. А также запомните, что вы не обязаны подписывать протокол. Признать вас нарушителем может только суд. В протоколе найдите место, где так и укажите — «Не согласен», чтобы при рассмотрении вашей жалобы было понятно, что вы с первой же минуты не согласились с оценкой ваших действий сотрудником ДПС.

Кроме того, инспектор, оформивший протокол, обязан выдать вам копию документа. В общем будьте внимательны и смотрите, что подписываете. Для защиты своих прав требуйте адвоката.

Важно позаботиться о свидетелях . Случается, что инспектор отказывается вписывать в протокол пассажиров как свидетелей, объяснив отказ тем, что пассажиры являются заинтересованными лицами. Это неправильно. Только суд оценивает свидетельские показания. Сотрудник ДПС должен добросовестно регистрировать все события. Он обязан занести в протокол информацию о всех пассажиров. Соответственно, при подписании протокола вам нужно проследить за этим.

В случае, когда инспектор не заносит в протокол сведения о пассажирах или же предоставляет «подставных» очевидцев, он нарушает закон. За такие действия предусмотрена статья 292 УК РФ «Служебный подлог». Должностному лицу за внесение в официальные документы умышленно ложных сведений грозит наказание — лишение свободы до двух лет.

  • Метки:


Сегодня мы поговорим о том, как правильно и эффективно разговаривать с сотрудником ГИБДДД или ГАИ, если вас остановили гаишники на дороге. Также рассмотрим алгоритм ведения безопасного диалога с сотрудником полиции ГИБДД, чтобы избежать штрафа или смягчить наказание за нарушение ПДД

Многие автолюбители становятся жертвами ГАИ по незнанию некоторых элементарных правил общения с сотрудниками ГАИ. А некоторых вообще трясет только от одного вида дорожного полицейского. Сегодня я расскажу как нужно себя вести с сотрудниками государственной автомобильной инспекции.

Начну с того, чего делать категорически нельзя при общении с гаишником:

1. Ни в коем случае не сообщайте инспектору, что вы опаздываете (даже если вы действительно опаздываете).




Обычно это происходит так:

Вы говорите: - Командир, давай побыстрее я опаздываю!

ГАИшник реагирует так: -необходимо досконально проверить все документы и сверить все номера, а затем досмотреть мою машину.

2. Не стоит самим предлагать денег.

Многие настолько боятся сотрудников ДПС, что при обычной проверки ещё не успев нарушить, сами предлагают денег, для инспектора это сигнал, что человек чувствует свою вину. В таком случае он или потребует увеличить сумму или начнет полную и доскональную проверку.

3. Не угрожайте инспектору увольнением или связями с руководством ГАИ.

Их так часто увольняют, по несколько раз на дню, что на это уже вырабатывается иммунитет, а отношение к вам резко ухудшается. В таком случае нарушение, если оно есть оформляется предельно тщательно, дабы избежать взыскания, что может отнять много времени.



4. Грубость и пренебрежение, а бывает и унижение сотрудника.

Это может привести к очень тяжелым последствиям, минимум это полная проверка всего, а максимум административным арестом.

5. Не стоит умничать называя не знакомые вам нормы закона.

Если вы плохо юридически подготовлены, не стоит бросаться нормами закона которые вам не понятны, если вы не юрист в данной сфере. Лучше попросите сотрудника ознакомить вас с этими нормами и разъяснить из содержание. Помните, что многие сотрудники ГАИ хорошо юридически подкованы, а вы будете выглядеть смешно.

Всегда нужно помнить что инспектор ГАИ имеет огромный опыт общения и по неволи становится хорошим психологом и скрыть от него нужную информацию очень сложно.

И исходя из этого, вот вам набор основных правил, как себя вести с сотрудниками ГАИ.

1. Всегда сохраняйте спокойствие и терпение, разговаривайте вежливо и с уверенностью в голосе, не суетитесь - это 30 % успеха.



2. Хорошо одетый и опрятный водитель на чистой машине - это ещё 30 % успеха.

3. Знание законов и ПДД, при соблюдении первых двух правил в совокупности 90% успеха.

4. Соблюдение всех ПДД, при соблюдении первых трёх правил 100% успеха.

5. Используйте всевозможные способы фиксации вашего разговора (регистратор, диктофон)

Для соблюдения пятого правила рекомендуется не покидать собственной машины, так как вы не обязаны это делать. В самом начале записи проговаривать дату, время и место остановки, а также попросить инспектора представиться, показать удостоверение и проговорить данные написанные в удостоверении.


Каждый водитель имеет шансы когда-либо быть остановленным инспектором ГИБДД. Многие страшатся этого самого момента, поэтому и хотят заранее подготовиться к общению с гаишником. И кстати, правильно делают.


Как еще правильно разговаривать с гаишниками


Прежде чем мы расскажем вам о всех ваших правах, обсудим еще раз вежливость. Как бы банально это ни звучало... Если гаишник не прав, обвиняет вас ни за что, не нужно выходить из себя, грубить и хамить ему. К вам может быть применена ст.319 УК РФ "Оскорбление представителя власти" за грубость и хамство в сторону инспектора ГИБДД при исполнении им своих должностных обязанностей.



Общение с гаишниками начинается с того момента, как вас остановили. Вы не должны выходить с автомобиля и идти на встречу гаишнику. Спокойно сидите в машине, он к вам сам подойдет. В это время, если хотите, можете включить диктофон, проговорить заранее настоящие дату, место и время. Сотрудник ГИБДД обязательно представляется вам и по первому требованию обязан показать свое удостоверение.

Кроме того, у гаишника должен быть нагрудный знак с номером. Если его нет, значит этот сотрудник ГИБДД уже сдал смену, он в данный момент не при исполнении своих обязанностей, и, видимо, решил подзаработать. Об этом можно вежливо поинтересоваться у него. Скорее всего он вам ответит "проезжайте".

Заметьте, сообщил ли инспектор причину остановки. Он также обязан это сделать. Пусть у вас в бардачке всегда лежит последняя редакция ПДД. Если вас остановили за нарушение, спросите у гаишника по какой статье он собирается привлечь вас к ответственности. Рекомендуют сверять слова, сказанные гаишником, с ПДД. В том случае, если нарушение не соответствует произошедшей ситуации, надо вежливо сказать это сотруднику ГИБДД.

Конечно, формально останавливать без повода не могут. В «Наставлении по работе дорожно-патрульной службы» указано следующее: нарушение ПДД;

наличие у инспектора данных о причастности к совершению водителем данной машины ДТП, правонарушения или преступления (обычно в таких случаях рассылаются ориентировки);

объявление схожей машины в розыск, информация о ее противозаконном использовании;

необходимость опроса очевидцев об обстоятельствах ДТП, правонарушения или преступления;



выполнение решений госорганов или должностных лиц об ограничении, запрещении движения;

необходимость привлечения водителя или автомобиля для оказания помощи гражданам или сотрудникам милиции;

проверка документов на право пользования и управления авто, документов на сам автомобиль и перевозимый груз (на стационарных постах, а также в период проведения спецмероприятий).

Выходит, что практически любую ситуацию можно подогнать под один из пунктов. Не искушайте судьбу, останавливайтесь. За неповиновение вас могут оштрафовать. Или еще хуже - начать погоню и применить оружие.

Где разговаривать с сотрудником ГИБДД: в салоне или на улице?

Сначала, как цивилизованные люди, инспектор и водитель знакомятся. Со стороны инспектора этот ритуал выглядит так: приложив руку к головному убору, он обязан назвать должность, звание и фамилию, сообщить о причине остановки. По требованию водителя обязан показать и удостоверение.

После этого водитель должен показать инспектору свои водительские права. Напомним, общаясь с сотрудниками других подразделений МВД, гражданин не обязан отдавать документы проверяющему в руки, особенно паспорт, достаточно предъявить его в раскрытом виде. С инспектором всё строже: водитель обязан передать ему в руки документы, указанные в ПДД.

А вот выходить из машины при этом необязательно. Пока сотрудники ДПС составляют протокол, можете сидеть в машине. Попросить выйти могут в следующих случаях:

для устранения технической неисправности авто или при нарушении правил перевозки грузов;

когда есть серьезные подозрения, что водитель нетрезв;

для сверки номеров агрегатов автомобиля (двигателя и кузова);

для досмотра авто и груза;

водителя, пассажиров подозревают в совершении преступления;

требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо в оказании помощи.

Опять же под последний пункт можно подвести практически любую ситуацию. Так что выходите.

Краеугольный камень в отношениях инспекторов ГИБДД и водителей - прохождение медосвидетельствования на состояние опьянения. Отказаться нельзя! Иначе ответственность такая же, как и за нахождение в состоянии опьянения - лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Здесь есть лазейки для произвола. Например, коллегу инспектор остановил, когда тот вез жену в роддом. Оценив ситуацию, будущему отцу выставили прайс: 2 тысячи рублей - и можете дальше ехать «к аисту» либо ближайшие три часа придется провести на освидетельствовании, а дамочка пусть вызывает «Скорую» или едет в роддом на трамвае. Пришлось платить.

Второй популярный способ отъема денег - устроить засаду на «алкоголиков» ночью на подъездах к аэропортам. Водитель спешит к рейсу, и ему проще отдать деньги, чем опоздать.

Бороться с этим можно. И нужно! Если вы везете пассажира в больницу, можно отказаться от освидетельствования, сославшись на то, что действуете «в состоянии крайней необходимости» (ст. 2.7 КоАП РФ). Но в этом случае дело все равно дойдет до суда, на который надо будет принести справку из приемного покоя, подтверждающую «крайнюю необходимость». Вас наверняка оправдают. Все это спокойно объясните жаждущему денег сотруднику ДПС. Велика вероятность, что он решит с вами не связываться.

Еще вариант (если вы трезвы!): четко и спокойно объясните сотруднику, что:

а) вы абсолютно трезвы, и экспертиза это подтвердит;

б) взятку не дадите;

в) если инспектор вступит в сговор с врачом-экспертом, вы пройдете независимую экспертизу. С заключением медиков вы пойдете в суд и добьетесь возмещения морального вреда, затрат на экспертизу и упущенную выгоду (если, например, вы ехали в командировку и из-за инспектора опоздали на рейс).

По возможности запишите разговор на диктофон, предупредив об этом инспектора.

Шансы, что взяточник свяжется со «слишком умным», денег от которого все равно не получить, а по судам затаскают, небольшие.

Кстати, сотрудники ГИБДД могут проводить на месте первичное освидетельствование на состояние опьянения. Вернутся «трубочки» (теперь только в виде сертифицированных приборов), дышать в которые можно будет прямо на дороге. И только если водитель не согласен с результатами или отказывается «дыхнуть», его отвезут к наркологу.

Есть юридическая коллизия: по закону единственный документ, который водитель может требовать у инспектора, - его служебное удостоверение. Интересоваться у него сертификатом на «трубочку» вы не можете. А вот проследить, чтобы в протоколе верно указали модель «трубочки» со ссылкой на ее сертификат, - вполне!

Еще одна «черная дыра», в которую вылетают деньги юридически неграмотных водителей, - тонировка стекол. Многие ведутся на заявления: «А у вас тонировка завышена, сейчас отвезем на проверку, там все запротоколируют, снимут номера и отправят вашу ласточку на спецстоянку». Кара за этот проступок, конечно, есть, но не фатальная - предупреждение или штраф 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Ну и при сильной тонировке нельзя пройти техосмотр. Замеряют тонировку только на стационарных постах с участием госинспекторов технадзора. Никто на обочине, даже с помощью суперхитрого прибора (обычно это сканер, каким пользуются в супермаркетах, - чистый произвол, театральный реквизит взяточников в погонах, рассчитанный на простаков), не имеет права оценивать, укладывается ли затененность ваших стекол в нормативы (это два ГОСТА: 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и 51709-2001). В них отмечено, что предельная пропускная световая способность для ветровых (лобовых) стекол должна быть не менее 75%, передних боковых стекол - не менее 70%. Тонировка остальных стекол не нормируется.

Водители до дрожи в коленках боятся забыть права. Про размеры отступных в таком случае ходят невероятные слухи. На деле по закону ответственность такая: предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ). Но при этом авто задерживается и помещается на спецстоянку до устранения причины задержания (то есть пока водитель не принесет свое водительское удостоверение или не приведет другого водителя, который может управлять его автомобилем на законных основаниях). Эти дополнительные хлопоты забывчивому водителю гарантирует ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

Еще один водительский кошмар - досмотр машины. Среди водителей ходят легенды, что у гаишников есть план по «палкам» - за месяц надо задержать определенное число наркодилеров. Для этого наркотики просто подбрасывают, выбирая в жертвы водителей интеллигентного вида, на дорогих машинах. С них есть что получить, предлагая замять дело.

Помните, что досмотр проводится в присутствии двух понятых, которые затем подписываются в протоколе о досмотре транспортного средства.

Важно: требуйте, чтобы понятых нашли при вас, а не ждали со своими, с которыми, возможно, уже договорились. Кстати, остановить могут и для того, чтобы попросить водителя быть понятым при осмотре. Не отказывайтесь: земля круглая, сделанное добро вернется. Возможно, вам, в свою очередь, придется рассчитывать на таких же понятых из числа обычных водителей. Обязательно требуйте, чтобы вам выдали копию протокола о досмотре.

Иногда инспектор предлагает разойтись на месте. При этом в его честных глазах нет и намека на взятку. Нарушителю показывают какие-то квитанции, которые тут же и заполняются. Туда вписывается реальная сумма штрафа. Вот только оплатить эту квитанцию «заботливый» инспектор обещает сам, ну чтобы водитель не маялся в очереди в Сбербанк. А инспектору все равно по пути, у него таких квитанций - пачка.

Для достоверности перед носом нарушителя могут действительно помахать увесистой кипой заполненных бланков. Многие радостно соглашаются. А зря! Квитанции эти липовые, отпечатанные на ксероксе. И ни в какой Сбербанк гаишник не пойдет: штраф осядет в его кармане. Распознать таких «заботливых» легко: они выдают водителю лишь копию фальшивой квитанции, а про постановление-квитанцию или постановление по делу об административном правонарушении «забывают». По правилам на этих «забытых» документах должны быть указаны банковские реквизиты, по которым и оплачивается штраф. Делается это исключительно в банке, а не на трассе.

Перечень документов, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки инспекторам ГИБДД, записан в ПДД:

водительское удостоверение (либо временное разрешение);

свидетельство о регистрации транспортного средства;

талон о прохождении техосмотра;

доверенность (при управлении автомобилем в отсутствие владельца);

полис ОСАГО.

Больше никаких документов сотрудники ГИБДД требовать не имеют права. Кроме паспорта - гаишник такой же сотрудник МВД, как и любой милиционер, и поэтому может просить его предъявить.

В отдельных, обговоренных законом случаях водители (занимающиеся коммерческими служебными перевозками) должны иметь путевой лист, лицензионную карточку и документы на груз. Они также предъявляются инспектору.

Не каждый из нас хорошо подкован вопросах юриспруденции. И часто, при остановке инспектором ГИБДД автомобиля, мы забываем как следует вести себя, законопослушному гражданину Российской Федерации. Мы начинаем либезить перед сотрудником, унижаться, чувствовать себя виноватым, ущербным, а иногда и предлагать взятку. Зачем? Если можно всё делать проще и, главное, законно.

Настраиваете свой мобильный телефон на включение диктофона с одной кнопки (сделайте это прямо сейчас). ПОСЛЕ того, как Вас остановил инспектор, пока он приближается к Вашей машине, включаете диктофон и произносите фразу типа:

"Такое-то число, такое-то время, остановлен сотрудником ДПС в таком-то месте, такого-то района, такого-то города". Очень желательно рассчитать вашу реплику так, чтобы подошедший инспектор слышал ее окончание. После его представления можете его попросит представиться погромче (для записи) телефон держите на виду.

Все! Дальше - спокойно выполняйте все его требования. Уверяю Вас, незаконных среди них, мягко говоря, сильно убавится! И не надо напрягаться, судорожно вспоминать законы и свои права, рисковать показаться "шибко умным".

PS Кстати, диктофона в Вашем мобильнике может и не оказаться! Только инспектор об этом может и не знать! А экспериментировать ему вряд ли захочется.

Узнать более подробно о решение проблемных ситуаций при общении с сотрудниками ГИБДД можно совершенно бесплатно у наших юристов по прямым ссылкам, расположенным на этой странице

Loading...Loading...