Визуализировать изнутри себя или со стороны. Правила проведения визуализации

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

    Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.
    2. Концентрируйтесь на мыслях и видении одного персонажа за раз. Хотя в произведении в целом используется прием множественного видения, в каждый его момент писателю следует смотреть на происходящее глазами только одного героя.

      Старайтесь делать плавные переходы. Хотя писатель и может переключаться с одного персонажа на другой и обратно, не следует делать этого произвольно, иначе рассказ станет запутанным.

    3. Различайте, кому что известно. Читатель получает информацию, известную разным персонажам, но каждый персонаж имеет доступ к разной информации. Проще говоря, одни герой может не знать того, что знает другой.

      • Например, если Кевин поговорил о чувствах Фелиции к нему с ее лучшей подругой, сама Фелиция никак не может знать, о чем они беседовали, если только не присутствовала при разговоре, либо Кевин или подруга не рассказали ей о нем.

Верьте в себя! Имейте веру в ваши способности! Без скромной, но разумной уверенности в собственных силах, вы не сможете добиться ни успеха, ни счастья.
Норман Винсент Пил

Прежде чем рассмотреть вопрос, от чего зависит эффективность человека, нужно разобраться в том, что же такое эффективность. Многие люди (и я в том числе) часто путают термины «эффективность», «продуктивность» и «результативность».

Терминология

Эффективность – это набор навыков (инструментов, методик), которые дают возможность организовывать работу более эффективно (максимально концентрироваться на задаче). Результат является вторичным.

Понятие «продуктивность» происходит от слова «продукт». Как известно, продукт (вещь, предмет, проект, услуга) создается человеком в процессе деятельности. И продуктивным может называться человек, который создает ценный и полезный продукт с высокой производительностью. Одним словом, продуктивность – это то, что измеряет эффективность труда. Результат является первичным.

Результативность – это мера достижения результата.

Методика эффективности О.К.О.

Практически каждый человек, который знает меня лично, удивляется, как же я так много всего успеваю. Но в этом нет никакого секрета. Эффективность человека напрямую зависит от умения организовывать свое время (использовать базовые техники тайм-менеджмента), умения концентрироваться над поставленными задачами (развитое внимание) и умения отсеивать ненужную информацию (использовать только релевантную информацию).

То есть, в основе эффективности лежат три системы:

  • Организация времени.
  • Концентрация.
  • Отсеивание ненужной информации.

Каждая из этих систем может существовать отдельно. Но когда эти три системы работают совместно, образуя методику эффективности ОКО , эффективность выходит на новый более высокий уровень.

Эффективность = О рганизация времени + К онцентрация + О тсеивание ненужной информации.

Теперь давай рассмотрим каждую систему в отдельности.

Организация времени

Организация времени (тайм-менеджмент) – технология упорядочения времени, направленная на повышение эффективности его использования. И включает в себя широкий спектр деятельности, в числе которых:

  • Постановка целей.
  • Планирование и распределение времени.
  • Составление списков.
  • Делегирование задач и управление ресурсами.
  • Анализ затрат времени.
  • Выставление приоритетов.
  • И т.д.

Изначально тайм-менеджмент касался только трудовой деятельности и бизнеса. Но со временем стал использоваться в целях повышения личной эффективности.

У организации времени есть своя структура, состоящая из нескольких процессов:

  • Анализ.
  • Разработка стратегии.
  • Целеполагание.
  • Планирование и выставление приоритетов.
  • Реализация (действие, выполнение).
  • Контроль достижения целей.

В настоящее время тема тайм-менеджмента является очень популярной. И эта популярность расплодила большое количество авторов, которые по сути пишут об одном и том же, только меняя слова.

Самыми популярными книгами на сегодняшний день являются «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Р. Кови и «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Девида Аллена. Также стоит упомянуть таких авторов, как Лотар Зайверт, Брайан Трейси, Глеб Архангельский, Тимоти Феррис, Лео Бабаута.

Но одного тайм-менеджмента мало…

Управление временем

Управление временем – это не то же самое, что тайм-менеджмент. Система управления временем включает в себя сразу две системы одновременно – Концентрация и Отсеивание ненужной информации.

Управление временем = К + О

Но начнем немного из далека. Время бывает двух видов – воспринимаемое, оно же психологическое и реальное, оно же действительное. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Если подержать над горячей плитой руку несколько минут, то они покажутся часом, а вот проведенный с любимой девушкой час покажется минутами». Так вот, это связано в первую очередь с воспринимаемым временем.

Или возьмем другой пример: когда на работе нечем заняться, то время начинает идти очень долго, а когда появляется очень много дел и ты начинаешь их разгребать, чтобы уложиться в срок, тогда время очень быстро пролетает. Хотя затраченное время в обоих случаях может быть одинаковое.

И чтобы научиться управлять своим психологическим временем, нужно научиться управлять своим вниманием и контролировать поток входящей информации через органы чувств. А если говорить проще, то нужно развивать умение концентрироваться на определенной задаче долгое время и не отвлекаться на посторонние раздражители. И из этого утверждения можно вывести формулу, которую ты должен выучить наизусть:

Быстротечность времени зависит от того, насколько много информации попадает в поле нашего внимания!

Данное явления экспериментально доказал психолог Роберт Орнштейн, указав на существование прямой зависимости между количеством событий и воспринимаемой продолжительностью отрезка времени.

Р. Орнштейн в течение одного и того же времени – 9 мин 20 с – подавал звуковые стимулы с разной скоростью: 40, 80 или 120 сигналов в минуту. Как и ожидалось, при увеличении частоты сигналов, эксперименты казались испытуемым более продолжительными.

Эксперимент, в котором звуковые сигналы подавали с частотой 120 сигналов в минуту, субъективно воспринимался дольше, чем эксперимент, в котором частота подачи звуковых сигналов была ограничена 80 сигналами в минуту.

Обнаруженная закономерность была подтверждена также и в экспериментах с использованием зрительных и тактильных стимулов. Таким образом, восприятие любого временного интервала зависит от числа событий (или объектов), воспринимаемых в течение этого интервала. Это помогает понять, почему ожидание какого-либо события (например, письма, телефонного звонка, очереди) сопровождается переоценкой астрономического времени: время «тянется».

Подведем итог

Эффективность человека с вытекающей продуктивностью зависит от умения организовывать реальное время и управлять воспринимаемым. Одним словом – использовать самую мощную, не имеющую аналогов, методику повышения личной эффективности О.К.О.


Джек Кенфилд, писатель, психолог говорил, что визуализация – действие по созданию в своем воображении неотразимых и ярких образов – пожалуй, один из самых редко используемых инструментов, данных нам Богом, которые помогают значительно быстрее достичь успеха в любой области. Я с ним полностью согласен, так как на своем опыте почувствовал силу визуализации.

Преднамеренно я визуализацией никогда не занимался, это было спонтанно и практически всегда перед сном. Преднамеренно «крутил свое кино» в голове только один раз. В армии. Когда меня призывали на службу, я сильно желал того, чтобы прийти из армии сержантом, как мой отец и пообещал всем, что так и будет. Но призвался я в то время, когда вместо двух лет службы, стал один год.

И так как срок службы сократился, стали бороться с дедовщиной (на тот момент не особо удачно, т.к. некоторые офицеры были старой закалки), убрали всевозможные увольнения, а уволиться в запас можно было только ефрейтором и только в том случае, если изначально служба проходила в учебке. Я же прошел месячный курс молодого бойца и с распределителя сразу в часть.

Несмотря на такое стечение обстоятельств, я каждый день после крика дневального «Дивизион, отбой!», лежал и представлял, что у меня на погонах пришиты сержантские лычки.

В самом начале важность была у меня завышена. Уж очень я хотел эти лычки. Но по истечению нескольких месяцев, мотивация и желание их заполучить сошла на нет. Скорее всего из-за завышенной важности. И я перестал заниматься визуализацией. Но к середине службы я опять начал визуализировать и искать пути решения. В итоге – в запас я уволился гвардии младшим сержантом. Для меня это был большой успех!

Причины заниматься визуализацией

Я выделяю три главных причины:

  • Визуализация – очень мощная техника, помогающая приблизить реализацию твоей цели.
  • Визуализируя свою цель, ты получаешь дополнительную мотивацию.
  • Создается позитивный эмоциональный настрой.

Естественно, причин может быть больше, и у каждого они будут индивидуальными.

Инструкция

  • Представь себя, достигшим цели.
  • Что ты видишь, слышишь и чувствуешь? Что тебя окружает? Каково твое мышление? Как ты будешь действовать дальше? Что тебя отличает от сегодняшней версии себя? Кто ты? Чего достиг?
  • Визуализация должна сопровождаться звуками, эмоциями и телесными ощущениями.
  • Используй готовые картинки и фотографии (например, дерево желаний). Представь себя внутри этих картинок.


Первый секрет

Первый секрет заключается в том, чтобы визуализировать себя не от третьего лица (т.е. вид со стороны), как мы обычно делаем, а от первого лица (вид из глаз). Согласен, долго удерживать внимание довольно трудно, но с опытом все придет.

Я не хочу сказать, что если визуализировать себя от третьего лица, то ничего не выйдет. Нет. Но если визуализировать от первого лица, то эффект увеличивается в сто крат!

Двигаясь к цели, вы должны ясно представлять ее себе. Что будет, когда вы достигнете ее? Как изменится ваша жизнь? Постоянно визуализируйте в голове то, к чему вы стремитесь. Осознание вознаграждения, ожидающего вас впереди, мотивирует вас в самые сложные минуты.
Мухаммед Али

Второй секрет

Большинство людей не акцентируют внимание на каждом пункте инструкции визуализации, и как бы сквозь читают «визуализация должна сопровождаться звуками, эмоциями и телесными ощущениями». Но в этом кроется второй секрет. Поэтому, перед началом визуализации, я рекомендую использовать специальную настройку.

Настройка (полный текст приводится впервые)

Прими удобную позу, расслабься и закрой глаза. Представь себя в лиственном лесу. Представь деревья, которые находят вокруг тебя (дуб, клен, липа, ясень, вяз и проч.). Не забывай про вид от первого лица.

Ты чувствуешь запах этого леса? Неправда ли, он превосходен? Какие запахи ты еще чувствуешь (запах травы, цветов)? Я чувствую липу. Ее запах ни с чем нельзя перепутать.

Какие звуки ты слышишь? Может быть слышишь, как где-то рядом течет ручеек? А может слышишь шелест листьев и пение птиц? Какие птицы поют? Какую мелодию они напевают? Попробуй походить. Слышишь шелест листьев под ногами?

Какие эмоции ты ощущаешь в целом? Какое у тебя настроение?

Впереди стоит очень старый дуб. Он больших размеров. Подойди к нему. Проведи по его коре рукой. Ты чувствуешь ее шероховатость? Возникли ощущения? А теперь попробуй его обнять и прикоснуться к нему щекой. Что ты испытываешь?

Очень хорошо! Мы провели с тобой настройку по всем параметрам (звук, запах, ощущения, эмоции). Теперь можешь приступить к визуализации своей цели используя секреты, которые ты узнал.

Не хватает мотивации? Приходи на программу Ицхака Пинтосевича « ». Сделай шаг к лучшим переменам!

Как реализовать самые сокровенные мечты? Узнайте правила визуализации желаний!

Используя правила визуализации желаний, вы сможете улучшить свое здоровье, изменить внешность, приобрести определенные качества характера или избавится от тех, которые вам не нравятся, привлечь желанные ситуации, найти новых знакомых и друзей, улучшить свое материальное положение и многое другое!

Как добиться всего этого?

Визуализация - создание в воображении образов желаемой действительности. Это один из мощнейших и самых простых инструментов для достижения целей, не требующий большой траты времени и сил.

Прежде всего, вы должны определиться с желанием, которое хотите визуализировать. Оно должно быть четким, сформулированным без частицы «не».

Правильно: хочу вести здоровый образ жизни.

Неправильно: хочу не курить.

Когда вы определились с желанием, примите удобную позу (можно лечь), расслабьтесь, закройте глаза. Лучше всего это делать после пробуждение или же перед сном. Находясь в расслабленном состоянии, придерживайтесь следующих правил.

Правила визуализации желаний

Первое правило визуализации

Не представляйте себе картинку — создайте полную иллюзию происходящего!

Правильно: если вы хотите посетить определенный город, представляйте, как вы гуляете по его улочкам, посещаете выставки, клубы, бары (или те места, которые хотите посетить).

Неправильно: вы хотите в Париж и в своих мечтах представляете только Эйфелеву башню¹.

Второе правило визуализации

Будьте главным героем вашей мечты, а не посторонним наблюдателем!

Правильно: если вы хотите купить машину², представьте себя в ее салоне. Посмотрите на все своими глазами. Потрогайте, какие на ощупь сидения, почувствуйте их своими руками. Будьте участником событий, а не наблюдателем. Вы должны визуализировать мечту от первого лица.

Неправильно: наблюдать за покупкой машины со стороны.

Третье правило визуализации

Подключите все органы чувств!

Правильно: принюхайтесь к окружающим вас ароматам. Прислушайтесь: играет ли в вашем воображении музыка? Если да, то какая? Почувствуйте погоду, если вы на улице. Может, идет дождь, и вы промокли? Или же вам жарко? Послушайте, что говорят люди, произнесите что-то сами.

Потрогайте все, что есть вокруг вас. Если вы загадали получить какую-то вещь, исследуйте ее всю: текстуру, вес, цвет… Если это что-то нематериальное, например, свидетельство о браке, чеки, деньги, путевки, билеты и прочее — потрогайте результат и выпейте коктейль, ощущая его вкус в мельчайших подробностях.

Неправильно: просто представлять себе определенную картинку, не ощущая совершенно никаких эмоций.

Четвертое правило визуализации

Запомните визуализированный кадр и постоянно возвращайтесь к нему!

Правильно: в мельчайших подробностях визуализировать покупку машины и каждый раз перед сном повторять ее.

Неправильно: каждый раз менять марку машины, ее цвет, цену, место покупки и т.д

Пятое правило визуализации

Визуализация желания должна стать вашей хорошей привычкой до того времени, пока мечта не станет явью!

Правильно: каждый вечер (или утром, как вам удобнее) представлять осуществление конкретного желания.

Неправильно: заниматься визуализацией без желания, просто ради «галочки», нерегулярно.

Шестое правило визуализации

Продумайте пути достижения мечты любимы способами, и выберите самый приятный!

Визуализируйте тот способ достижения желаемого, который вам больше всего нравится. Создайте в воображении стратегический план и следуйте ему в ежедневной визуализации.

Правильно: если вы хотите получить повышение в должности, мысленно выполняйте внеурочные задания, приходите на работу пораньше, делайте не свою работу, трудитесь, посещайте конференции и семинары.

Или же напишите на воображаемом листке пункты, которые помогут вам продвинутся по карьерной лестнице, и мысленно совершайте их, когда визуализируете свою цель. Затем представьте, как босс говорит вам о повышении, почувствуйте эмоции радости, которые будете испытывать в тот момент.

Неправильно: представить, что вы получили повышение без приложения сил со своей стороны.

Седьмое правило визуализации

Зарядите свою визуализацию энергией³!

Правильно: гореть внутри своим желанием, жить им, чувствовать положительные эмоции, которые дают вам энергию и вдохновляют. Верить в исполнение задуманного.

Неправильно: не верить в реализацию, не ощущать никаких эмоций при практике визуализации. Следуя этим простым правилам, вы сможете добиться всего, что хотите.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эйфелева башня - металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность (Википедия).

² Если вы хотите приобрести машину, а также привлечь в свою жизнь богатство, вам поможет опыт, описанный в

Что объединяет всех успешных людей? Признание, слава, деньги? Да, несомненно. Но есть нечто более важное, что привело их к победе. И это – умение мечтать. Изначально все, чего они достигли, существовало лишь в их воображении.

Вы также можете стать успешнее, богаче и легче получать желаемое. Для этого достаточно использовать волшебные возможности нашего воображения и его способности к визуализации наших желаний.

Воображение – мастерская успеха

Само слово “воображение” как нельзя лучше передает принцип его действия: это работа с образами. Способность видеть и мыслить образами еще называют визуализаций. О мощной и действенной силе визуализации много написано и сказано, и Вы сами сможете испытать ее на себе, как только начнете практиковаться.

Визуализация желаний – это волшебный мостик, который соединяет разум и бессознательное. На бессознательном уровне нет ничего невозможного, – и именно здесь начинается воплощение Вашей мечты.

Но далеко не все мечты осуществляются. Почему? Одна из главных причин, почему мечта не сбывается, заключается в том, что она не принимается нашим подсознанием. Так, подсознание не “пропустит” желание, если Вы недостаточно в него верите, если оно противоречит Вашим принципам, направлено против кого-то или способно усложнить Вашу жизнь.

Сомнение и беспокойство также отдаляют Вас от осуществления мечты. Эмоции, которые Вы испытываете, представляя желаемое, – это энергия, которая оживляет и материализует создаваемые образы. При визуализации Вы должны чувствовать тихое ликование восторга и радости, а не переживать, что будет, если оно вдруг исполнится.

Визуализация желания – вгляд изнутри

В обычной жизни Вы видите глазами, Вы смотрите на мир изнутри своего тела. Визуализация работает иначе. И здесь кроется другая причина, почему не сбываются мечты. В процессе визуализации желания важно видеть себя со стороны, как будто Вы наблюдаете за собой.

Очень часто люди, мечтающие о новом автомобиле, представляют свои руки на руле и приборную доску. Они сидят в этом автомобиле и смотрят на него изнутри. На уровне подсознания такое видение воспринимается как свершившийся факт.

Для того, чтобы дать верный сигнал своему подсознанию, важно зафиксировать Ваш образ рядом с образом желаемой машины. Поэтому правильно визуализировать себя, подходящего к автомобилю Вашей мечты и уезжающего на нем.

Визуализация сильно отличается от восприятия с помощью зрения. Если сравнивать с чем-то привычным для нас, то она больше всего похожа на воспоминание о том, что Вы когда-либо видели в реальной жизни или в своем воображении.

Техника визуализации

При визуализации желания взгляд должен быть расфокусированным. В самом начале практики глаза лучше закрыть – так будет легче расслабиться. В дальнейшем Вы научитесь визуализировать и с открытыми глазами.

Закройте глаза и поднимите их немного вверх к бровям (примерно на 20 градусов). Поднимая глаза, Вы активизируете правое полушарие Вашего мозга, которое отвечает за образное мышление. Затем с помощью воображения начните создавать картину желаемого.

Например, Вы мечтаете о новом доме. Какой он снаружи? Рассмотрите его во всех деталях. Какие эмоции наполняют Вас при виде этого дома?

Что Вы ощущаете? Зафиксируйте свои чувства. Оставайтесь в доме своей мечты столько, сколько пожелаете.

Теперь Вы превратили свою мечту в проект. Регулярно возвращайтесь к образу Вашего дома, усиливая его и наполняя энергией. Желательно визуализировать хотя бы раз в день, – чем сильнее Вы вживетесь в свою мечту, тем скорее она проявится в Вашей жизни.

Визуализация – это увлекательное занятие, непривычное, как все новое, только в самом начале. Когда визуализация станет частью Вашей жизни, для Вас будет более естественно делать ее, чем не делать. Так Вы разовьете в себе новую привычку – “привычку Вашего успеха”.

Визуализация - одна из самых действенных техник исполнения желаний. Однако у этого метода есть особые правила, соблюдение которых повысит его эффективность и поможет вам воплотить заветную мечту в кратчайшие сроки.

Недаром и психологи, и специалисты по биоэнергетике так часто упоминают о силе мысли . Постоянное обдумывание какой-либо ситуации действительно способствует воплощению этого события, и именно потому, что «навязчивая» мысль оседает у нас в подсознании. А если научиться управлять этим процессом, можно получать желаемое максимально быстро. В этом поможет знание пяти основных принципов визуализации.

Принцип первый: формулируем желание правильно

Мыслям нужна словесная оболочка. Прежде, чем представить желание, его необходимо сформулировать, и сделать это нужно правильно — иначе шансы на исполнение мечты серьезно понизятся. Есть три важных правила, касающихся формулировки желания:

  • вы не должны использовать отрицательные частицы;
  • формулируя мысль, используйте настоящее время;
  • избегайте абстрактных формулировок.

Желание вроде «я не хочу проблем с деньгами» вряд ли будет услышано Вселенной: частицы «не», «нет» создают соответствующий импульс, который снижает ваши шансы на успех. То же касается и расплывчатых формулировок. Запомните: чем конкретнее картинка, которую ваше воображение нарисует в процессе визуализации, тем быстрее вы получите желаемое. А как можно представить нечто конкретное, если желание сформулировано общо?

Итак, предположим, вы хотите найти более высокооплачиваемую и перспективную работу . Формулировать желание лучше следующим образом: «Я получаю новую работу, а вместе с ней — высокий доход и карьерные перспективы».

Принцип второй: представляем конечный результат

Путь к любой цели чаще всего тернист и сложен, и препятствия попадаются абсолютно каждому человеку. Но визулизировать это не надо: наша цель — представить свою мечту так, как будто она уже исполнилась. Хотите стать богаче — представляйте себя с крупной суммой в руках или совершающим долгожданную покупку. Всплеск положительных эмоций, который при этом произойдет, выполнит сразу две благие цели: настроит ваше подсознание так, чтобы оно направляло вас к этой цели, и даст вам энергетический импульс для активных действий. Наверняка вы и сами замечали, что работа идет намного продуктивнее, если у вас хорошее настроение?

Принцип третий: полное погружение

Визуализируя мечту, не ставьте себя в позицию стороннего наблюдателя: вы должны быть непосредственным участником представляемых событий. Иначе говоря, взгляд со стороны не допустим: вы должны быть внутри ситуации, а представляемый мир должен окружать вас, подобно реальному. Только в этом случае визуализация будет эффективной.

Старайтесь максимально подробно представить себе картину своего успеха. Визуализируйте даже самые незначительные детали. Если в ситуации, которую вы себе представили, есть другие люди, подробно «прорисуйте» элементы их одежды — вплоть до браслета на руке какой-нибудь женщины. Ситуация должна выглядеть реальной — и тогда она действительно воплотится в жизнь.

Старайтесь подключить все органы чувств: попробуйте представить себе не только «картинку», но даже запахи, вкус, погодные условия. Это позволит максимально погрузиться в ситуацию, и визуализация окажется намного более действенной.

Принцип четвертый: добавьте динамики

Еще один важный момент — чем динамичнее то, что вы представляете, тем лучше. Статичная картинка не вызовет таких же ярких эмоций, как проигрываемая ситуация. Предположим, ваше желание связано с любовными отношениями . Сделайте два варианта визуализации: сначала представьте себе статичную ситуацию, подобную фотографии — вы в объятиях любимого человека. А теперь представьте нечто более динамичное — например, как предполагаемая вторая половинка признается вам в любви. Наверняка последнее вызовет больший эмоциональный всплеск. А значит, даст больший эффект.

Принцип пятый: визуализируйте в подходящее время

Многие практики утверждают, что самое продуктивное для визуализации время — момент перед сном и после пробуждения. Перед засыпанием и в процессе перехода от сна к бодрости грань между сознанием и подсознанием истончается, поэтому «запрограммировать» себя на получение желаемого в это время легче всего. Кроме того, ночью вы обеспечите себе прекрасные сны, а начав с визуализации утро — подарите себе заряд благотворной позитивной энергии на весь день.

Единожды осуществленная визуализация не даст никакого эффекта. Чтобы желание осуществилось , необходимо визуализировать систематически, раз за разом приближаясь к цели. У некоторых желание исполняется уже спустя 21 день после начала цикла таких упражнений — именно столько времени необходимо для того, чтобы выработать привычку или настроить свой организм на волну изменений. Мы желаем вам воплощения всех надежд, и не забывайте нажимать на кнопки и

Loading...Loading...