Виды познания в философии кратко и понятно. Понятие познания и знания

1. Познание как философская проблема.

2. Чувственное и рациональное познание и их формы.

З. Проблема истины в философии и науке.

При изучении первого вопроса «Познание как философская проблема» следует понять, что изучение сущности познания является одной из основных задач философии. Теория познания (гносеология) являются важнейшим разделом многих философских систем, а порой и основным ее компонентом.

Познание - это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Познавательная активность в конечном счете направлена на удовлетворение исторически формирующихся материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане, неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью . Последняя представляет собой историческую предпосылку, основу и важнейшую цель познания.

Те конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания . Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания .

Субъектом может выступать отдельный индивид, социальная группа (например, сообщество ученых) или общество в целом. Отсюда познание - это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, основная цель которого заключается в обеспечение в соответствии с потребностью субъекта моделей и программ, управляющих освоением объекта.

Таким образом, гносеология изучает особый тип отношений между субъектом и объектом - познавательный. “Отношения познания” включают в себя три компонента: субъект, объект и содержание познания (знание). Для уяснения сущности познания следует проанализировать отношения между: 1) получающим знание субъектом и источником знания (объектом); 2) между субъектом и знанием; 3) между знанием и объектом.

В первом случае задача заключается в том, чтобы объяснить, как возможен переход от источника к “потребителю”. Для этого необходимо теоретически объяснить то, как содержание познаваемых вещей и явлений переносится в человеческую голову и преобразуется в ней в содержание знания.

При рассмотрении второго, из указанных выше видов отношений, возникает комплекс вопросов, связанных, с одной стороны, с освоением человеком уже готовых, имеющихся в культуре массивов знаний (в книгах, таблицах, кассетах, ЭВМ и т.д.) С другой - с оценкой субъектом тех или иных знаний, их глубины, адекватности, усвоения, полноты, достаточности для решения тех или иных задач.

Что касается отношения между знанием и объектом, то оно подводит к проблеме достоверности знания, истины и ее критериев.

Решение гносеологических проблем в философии базируется на следующих принципах.

Принцип объективности . Он утверждает: объект познания (вещи, природные и социальные явления, знаковые структуры) существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Отсюда вытекает методологическое требование - вещи и явления нужно познавать объективно, т.е. такими, каковы они есть сами по себе. В получаемые результаты познания человек не должен привносить ничего от себя.

Принцип познаваемости . Он утверждает, что реальность надо познать такой какой она есть. Данный принцип является выводом из всей истории познания и практики человечества. Человек способен адекватно, с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению реальности.

Принцип отражения . Этот принцип неразрывно связан с понятием отражения, в котором выражена сущность материалистического понимания познания. Первое условие научного понимания и объяснения познания - признание его отражательного характера. Принцип отражения можно сформулировать так: познание объекта есть процесс отражения его в голове человека.

В гносеологических концепциях прошлых эпох отражение рассматривалось: во-первых, как пассивный процесс, подобный зеркальному отражению; во-вторых, как процесс, в основе которого лежит механическая причинность (появление образов детерминируется воздействием на органы чувств конкретных причин); в-третьих, как исчерпывающая характеристика способа и конкретных механизмов формирования объективно-истинного знания. Все это приводило к трактовке различных форм познания в духе метафизического и созерцательного подходов.

Сохраняя рациональное, что было в понимании принципа отражения в прошлом, современная гносеология вкладывает в этот принцип качественно новое содержание. В настоящее время, отражение понимается как всеобщее свойство материи и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.

Принцип творческой активности субъекта в познании . Духовно-теоретическое и духовно-практическое освоение мира человеком включает в себя не только отражательную деятельность, связанную с получением информации о мире и самом себе, но и разнообразные формы творчества, конструирование новых предметных реалий “мира культуры”.

Введение принципа практики и творческой активности субъекта в решение гносеологических проблем позволяет на качественно новом уровне понять подлинную природу субъекта и объекта познания, с одной стороны, и конкретный механизм их взаимосвязи в структуре познавательного акта - с другой.

В гносеологии субъект не есть только система, получающая, хранящая и перерабатывающая информацию (подобно любой живой системе). Субъект - это прежде всего общественно-исторический феномен, наделенный сознанием, способный к целеполагающей, предметной, творчески преобразующей деятельности. С этой точки зрения, субъект познания - это не только отдельный человек, но и социальная группа, слой, общество в ту или иную историческую эпоху.

Качественно по-новому подходит современная гносеология и к рассмотрению объекта. Для субъекта не безразлично, является ли нечто актуальное объектом познания или нет. С гносеологической точки зрения это различие представляет специальный интерес.

В связи со сказанным можно сформулировать общую закономерность познания, гласящую о том, что степень предметного освоения реальности в практике людей вычленяет ту совокупность измерений объекта, которая выступает в каждую данную эпоху основой его отражения в головах людей . Человек вступает в контакт с объектами (вещами, явлениями, процессами) природного и общественного бытия, во всей их бесконечной сложности. Побуждаемый к деятельности своими материальными и духовными потребностями, ставя те или иные цели, он всегда берет их как некоторый “частичный объект”, или “предмет”.

Субъект и объект как противоположные стороны образуют противоречивое отношение. Субъект не может воздействовать на объект иначе, как предметным образом. Это значит, что в своем распоряжении он должен иметь материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект - руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы и т.п. Прогресс познания был бы невозможен без постоянного расширения и усложнения этого “мира посредников”. Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает свою систему посредников - непосредственная сенсорная информация, различные знаковые системы и, прежде всего, человеческий язык.

Основным познавательным отношением является отношение “образ - предмет”. В широком смысле слова образом можно назвать то состояние сознания, которое тем или иным способом связано с объектом. По отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1) образы-знания, отражающие объективную реальность; 2) образы-проекты, представляющие собой мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике; 3) образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта.

Рассматривая второй вопрос «Чувственное и рациональное познание и их формы» следует исходить из того, что чувственное познание содержит в себе образы, которые дают органы чувств человека.

Основные формы чувственной ступени познания - ощущения, восприятия и представления. В ощущениях каждый из органов чувств человека специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость). Восприятие –целостное отражение свойств и признаков предмета. Представление - наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.

Чувственные образы человека, в отличие от образов, которые дают органы чувств животных, опосредствованы социальным опытом и обладают внутренней активностью (представляют собой именно живое созерцание ).

Базовой формой чувственного познания служат ощущения. Они обеспечивают непосредственную связь сознания с объективной реальностью и являются единственным внешним каналом, по которому можно получить информацию о мире.

Рациональное познание. Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка. Развитие и совершенствование языка тесно связано с развитием рациональной ступени познания. Язык - важнейший информационный посредник между субъектом и обществом. Без него невозможно оперирование готовыми знаниями. Рациональное мышление - это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредство чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств.

Элементарные формы рационального (логического) мышления - понятие, суждение и умозаключение. В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей.

Понятие отражает существенные признаки вещей , т.е., которые необходимы и достаточны для их отличия в определенном отношении. В понятиях как бы концентрируются, подытоживаются наши знания. Суждение, фиксируя любые признаки предмета, утверждает или отрицает что-либо об объекте познания: “роза красная”, “метафизика отрицает противоречие как источник развития”, “атом неисчерпаем”.

Умозаключение представляет собой связывание суждений (оперирование с ними), дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Например, уже в древности был сделан вывод (суждение) о том, что Земля имеет форму шара. Этот вывод получили следующим образом. Известно, что шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Значит - она круглая.

Человеческое познание есть единство чувственного и рационального . Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковывает увиденное в свете определенных понятий и теорий.

При изучении третьего вопроса «Проблема истины в философии и науке» следует исходить из того, что основными противоположными характеристиками отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту выступают истина и заблуждение.

Истинным является образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение . Эти на первый взгляд простые определения порождают сложные проблемы, как только зададимся вопросом, что такое соответствие и каков механизм его установления.

Соответствие означает совпадение признаков образа и объекта. Если с каждым из признаков понятия соотносится признак объекта, и наоборот, то понятие соответствует объекту. Любой объект много качественен, многомерен, неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях. Знание же о нем содержит конечное количество информации. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную проблему теории истины: как можно установить соответствие конечного по своему содержанию знания бесконечному объекту? Для ее решения необходимо рассмотреть основные характеристики истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность и проверка практикой.

Под объективностью истины понимается такое содержание наших знаний, которое, отражая действительное положение вещей, не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Признание объективной истины с необходимостью влечет за собой признание в той или иной форме абсолютной истины (абсолютного момента) в человеческом познании, и наоборот, отрицание этого абсолютного момента влечет за собой отрицание и самой объективной истины, что ведет к агностицизму.

Абсолютная истина означает полное, исчерпывающее знание об объекте. Однако момент абсолютности истины подвижен, является определенным историческим пределом, к которому бесконечно приближается познание. При дальнейшем прогрессе общества то, что казалось абсолютной истиной, превращается в относительную истину .

Абсолютная истина есть полное соответствие образа предмету; относительная истина выражает зависимость всякой истины от тех или иных объективных условий, от пределов приближения наших знаний к реальности; заблуждение выражает несоответствие знаний предмету.

Истинность любого знания оценивается по отношению к предмету, выделяемому субъектом в определенных объективных условиях. В силу этого само отношение между относительной истиной и абсолютной таково, что первая именно потому выступает как истина, что в ней содержится момент абсолютной истины; вторая - выступает в определенной степени как сумма, итог относительных истин.

То важнейшее обстоятельство, что характеристика любого образа как абсолютной истины, относительной истины или заблуждения может быть дана не вообще, а только по отношению к определенным условиям познания, к тому или иному срезу объекта, выражается в положении о конкретности истины , согласно которому абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Соответствие образа предмету устанавливается посредством практической деятельности. Практика - объективный критерий истины. Существует непосредственная и опосредованная практическая проверка истины. Если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, это значит, что наши представления о нем истинны.

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Истина», «Заблуждение», «Интуиция», «Теория информации», «Рационализм», «Сенсуализм», «Теория познания», «Объект», «Субъект».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Істина», «Інтуїція»,«Раціоналізм», «Теорія пізнання», «Суб"єкт», «Об"єкт».

Познание - отражение реальности человеком и обществом с целью получения знания для дальнейшего использования их на практике.

Познание - процесс постижения человеком и обществом неизвест­ных прежде фактов, явлений и закономерностей действительности.

Познание – процесс приобретения человеком знаний о мире и самом себе.

Познание как деятельность включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, выделяют два уровня мышления:

- рассудок

- разум

Рассудок – исходный уровень, на котором мыслят в рамках неизменной схемы, шаблона, стандарта: это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, систематизировать, классифицировать факты.

Разум – высший уровень, для него характерны творчество и саморефлексия, выявление причин, движущих сил предметов и явлений.

Характерен взаимопереход между ними.

Результатом познавательной деятельности является знание , которое:

Закрепляется в человеческой памяти;

Передается из поколения в поколение;

Фиксируется в соответствующих материальных носи­телях (рукописях, книгах, кино- и магнитных лентах, компь­ютерной памяти и т. д.).

Познание связано с общественно – исторической практикой.

Практика – общественно-историческая деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, результатом которой является мир материальной и духовной культуры («вторая природа»).

Виды практики:

Материально-производственная;

Общественно-политическая (реформы, революции, др.);

Научно-экспериментальная (мысленное экспериментирование);

Художественно-творческая.

Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Основные функции практики в процессе познания:

Практика - основа познания, т.к. всю информацию о предметах мы можем получить лишь при условии практического взаимодействия с ними. Практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Практика - цель познания, т.к. оно осуществляется не ради любопытства. Практика направляет познание на решение назревших и наиболее актуальных задач. Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.

Практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

Практика - критерий истины, практика позволяет проверить и оценить результаты познания, позволяет разграничить истину и заблуждение. Сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.

2. Объекты и субъекты познания. Определение конечного источника знаний и характеристика объектов познания предполагает решение следующего ряда вопросов:Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания?

Источник познания - внешний мир, который доставляет, в конечном счете, исходную информацию сознанию для обработки.

Объектом познания в широком смысле выступает все то, на что направлено наше познание - окружающий человека материальный мир (природный и социальный), включенный в сферу деятельности людей и их отношений. В ходе практической деятельности человек вовлекает природные предметы и явления в сферу своей жизнедеятельности, придавая им статус и предмета труда, и объекта познания. Уже для первобытного человека предметы внешнего мира как бы «отрываются» от своей естественной основы и «связываются» с системой социальных потребностей.

Объект познания – то, что противостоит субъекту, то, что познается. Объектом познания становится такой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, на который направлено внимание познающего субъекта, который становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. Объектом могут выступать как материальные, так и идеальные явления (так, сознание индивида – объект для психолога.)

Особым объектом познания выступает общество. Социальное познание имеет свою специфику, в частности, отличается в сравнении с естествознанием меньшей формализацией языка исследования, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем.

Специфика социального познания:

1. Познающий субъект часто включен в те процессы, которые он изучает.

2. Основой социального познания является социальные факты , которыми являются действия людей, суждения отдельных личностей, результаты материальной и духовной деятельности людей. Интерпретация социальных фактов всегда зависит от позиции исследователя.

3. В силу этого он не всегда способен объективно отнестись к изучаемому явлению. В социальном познании всегда просматривается личность исследователя, что привносит субъективный момент в познание. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских прибалтийских республиках. Для россиян - это разгром фашизма и освобождение мира от нацизма. Для прибалтийских политиков с учетом националистических настроений - оккупация. Отсюда и перенос памятников, и марши бывший эсесовцев и т.д.

4. В обществе действуют люди и социальные группы, преследующие собственные интересы и цели, что очень усложняет социальные процессы. Чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний. История полна случайностей, поэтому социальные процессы трудноизучаемы и малопредсказумы.

5. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы невозможно повторить, дублировать. Например, мы обозначаем понятием «революция» некоторый процесс. Революций в мире было много, но среди них нет совпадающих по ходу и развитию процессов.

6. В социальном познании трудно применить такие методы научного познания как эксперимент, моделирование, даже возможности наблюдения здесь ограничены. Невозможно наблюдать прошлое. Когда исследователи начинают изучать образ жизни племени, ведущего первобытный образ жизни, то под «влиянием цивилизации» в нем начинаются необратимые изменения.

7. Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс - деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.

Выделяют первичные, вторичные и третичные объекты познания:

- Первичный объект познания (соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира.

- Вторичные объекты познания (соответственно вторичный источник знаний) – образы сознания, которые формируются в результате отражения первичных объектов. Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей.

- Третичные объекты познания – объекты, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.

Проблема субъекта познания включает в себя следующие вопросы: Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом?

Субъект – тот, кто познает – активная сторона познания, индивидуальный и коллективный носитель познавательной деятельности. Субъектом может выступать индивид, коллектив, соц. группа, класс, общество в целом.

Основа отношений «субъект-объект» - практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения. Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания.

Чтобы играть роль субъекта познания, индивид должен:

Обладать познавательным опытом;

Освоить существующий познавательный инструментарий;

Постоянно соотносить свою познавательную деятельность с деятельностью других познающих субъектов.

Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс:

По линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);

По линии «коллективной» субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).

3. Виды и уровни познания. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человека.

Рассмотрим эти формы:

- обыденно – практическое познание : основано на повседневном опыте, практике, дает элементарные сведения о природе, людях, др. Но обыденные знания носят хаотичный, разрозненный характер, простой набор сведений и правил;

- игровое познание : важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых: деловые игры, спортивные, игра актеров и др. игровые модели и игровые сценарии все чаще используются в ряде наук, где рассматриваются различные варианты течения сложных процессов;

- мифологическое познание;

- художественное познание – получило выражение в искусстве, носит образный характер;

- религиозное познание : связано генетически с мифологией, для него характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное;

- философское познание;

- научное познание .

Уровни познания. Познание осуществляется на двух уровнях:

- Чувственный уровень. Чувственное познание осуществляется с помощью свойственных человеку органов чувств (6) – зрения, слуха, и др. и имеется непосредственный характер, т.к. оно происходит путем прямого контакта с познаваемыми объектами. Органы чувств при этом доставляют разуму соответствующие данные. Чувственное познание носит субъективный характер, на этом уровне отражаются внешние характеристики предмета.

- Рациональный уровень (лат. rаtiо – ум, разум, мышление) осуществляется с помощью мышления . Мышление в философии понимают как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий получение на основе данных чувственного познания сущностных свойств предметов и явлений.

Рациональное познание имеет дело не с самими предметами, а с данными о них, которое поставляет нам чувственное познание (в этом опосредованность). Разум обобщает факты, делает выводы, осмысливает их.

Рациональное познание - это высшая форма познания, с помощью которой происходит проникновение в сущность предметов и явлений, открываются законы, создаются теории.

При рациональном познании непосредственный контакт с предметом не нужен.

Уровни познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о чувственном и рациональном как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

В 17-18 веках между философами разгорелся спор об эффективных способах познания, в результате чего оформились направления эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (Фр. Бэкон, Дж. Локк) считает, что основным источником знаний о мире и началом нашего познания является опыт. Наиболее эффективным методом познания, с помощью которого можно получить большое количество истинного знания, является метод индукции. Индукция – движение мысли от частного к общему.

Разновидностью эмпиризма является сенсуализм , который считает, что основой нашего познания являются чувственные впечатления (Д. Локк).

Рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц) считает, что источником знаний человека о мире является разум («врожденные идеи» Декарта). Эффективным и строгим методом познания является метод дедукции. Дедукция – движение мысли от общего к частному.


Формы познания :

Формы чувственного уровня: · Ощущение – отражение отдельных свойств или качеств предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. При этом дается не весь предмет в целом. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи. Ощущения являются единственным источником знаний человека об окружающем мире. Недостаток ощущений из внешнего мира может приводить даже к психическому недомоганию. Например, человек, помещенный в сурдокамеру, оказывался в ситуации так называемой сенсорной депривации. Последняя проявляется в виде специфических переживаний изоляции, одиночества, «чувственного голода», связанных с существенным ограничением или полным прекращением притока в центральную нервную систему раздражений от органов чувств. · Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на наши органы чувств. Это более сложная форма чув­ственного познания, она полнее характеризует предмет. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии. Из видов восприятий выделяют восприятие пространства, времени и движения. Восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф.Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. · Представление - сохранение в сознании образа предмета без его непосредственного воздействия на органы чувств. Сюда относят – образы памяти, образы воображения (связано с творчеством, фантазией). Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И, во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует. В представлении можно получить и образы, которые в действительности не существует и никогда не воспринимались человеком непосредственно. Это значит, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. В греческой мифологии, например, было создано представление о кентавре – получеловеке, полулошади, а фантазия наших предков-славян породила представление о русалке – женщине с хвостом рыбы вместо нижних конечностей. Однако все подобные представления основываются на реальных фрагментах действительности, которые лишь причудливо комбинируются между собой. Так, в нашем представлении о черте отдельные черты, органы тела, имеющиеся в действительности у животных (хвост, копыта, рога и т.п.) соединяются между собой таким образом, что получается фантастический образ «нечистой силы». Формы рационального уровня: · Понятие - отражение наиболее существенных и устойчивых свойств некоторого класса предметов с помощью мысли. Понятия выражаются в языке в виде слов или словосочетаний. Но слово и понятие – это не одно и то же. Понятие означает значение и смысл слова, поэтому человек мыслит не словами, а понятиями. Поэтому мышление возможно только на языковой основе, тесно связано с речью, а количество понятий определяет интеллект человека. Образование понятия – это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «стол», люди, с одной стороны, отвлекаются от таких частных, несущественных для образования этого понятия признаков (присущих множеству реальных столов), как форма (круглый, прямоугольный, овальный и т.п.), цвет, количество ножек, материал, из которого изготовляются конкретные столы, и т.п., а с другой стороны, выделяют те общие признаки, которые определяют использование данного предмета (стола) в повседневной жизни. · Суждение - связь понятий, где имеется законченный блок информации. Суждение - это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Объективной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них. Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо электропроводно». В то же время оно не обладает прозрачностью, т.е. проницаемостью для лучей света. Отсутствие связи железа с этим свойством обусловливает суждение: «Железо не прозрачно». · Умозаключение - форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Умозаключение– связь суждений, где из информации одних (посылок) вытекает информация других (заключение). Это вывод из двух или более суждений в пользу нового суждения. Вот классический пример умозаключения (силлогизм): Все люди смертны (1 посылка). Сократ человек (2 посылка). Следовательно, Сократ смертен (новое суждение – следствие). На самом деле мы мыслим умозаключениями, а понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений. Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы без труда умозаключаем о прошедшем ночью дожде. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Умозаключения в науке используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т.д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. Существует даже целое научное направление – футурология (от лат. futurum – будущее), прогнозирующее будущее, формы его становления. Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т.д. Умозаключения бывают: - индуктивные, - дедуктивные, - по аналогии.

4. Интуиция как способ познания. Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными (иррациональными) его формами.

Иррациональное – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с мышлением: эмоции, воля, подсознательные влечения, интуиция, вера и др.

В современной философии и науке уже не признается безусловный приоритет рационального перед иррациональным, к примеру, роль интуиции очень велика в научном познании.

Интуиция – это прямое, непосредственное усмотрение истины, не связанное с цепью последовательных рассуждений и доказательств, без явного осознания путей и средств получения результата, как бы внезапное озарение . Но, как правило, интуицию предваряет могучая и длительная работа логического мышления.

Главная черта интуиции – ее непосредственность и целостность.

«Посредниками» между объектом и познающим субъектом на чувственном уровне выступают органы чувств, на рациональном – абстрактно-логические способности человека. В случае интуитивного получения знания процесс познания осуществляется непосредственно. Благодаря своей непосредственности интуиция обладает большой степенью целостности: объект познания схватывается в интуиции целиком, а вот разум сначала разделяет объект на части, познает их по отдельности, затем пытается синтезировать результаты.

Таким образом, интуиции свойственны:

Неожиданность решения задачи;

Неосознанность путей и средств ее решения;

Непосредственность постижения истины;

Целостность в восприятии объектов.

Интуиция распространена как в обычных, повседневных условиях (в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, человек как бы предчувствует, что нужно поступить так, а не иначе), так и в истории человеческой культуры (очень часто ученые, конструкторы, художники достигали принципиально новых результатов путем «озарения», «по наитию»).

Например, А. Эйнштейн говорил, что мысль об относительности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки. Однажды утром, проснувшись, он вдруг понял, что события, происходящие одновременно для одного наблюдателя, могут быть неодновременными для другого.

Отметим, однако, что иногда за интуицию принимают не то, что ею является. Например, умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде, и поэтому результат представляется неожиданным, интуитивными не являются. Не нужно относить к интуиции также реакции по типу автоматизмов из области инстинктов.

Виды интуиции:

В зависимости от специфики деятельности субъекта можно выделять техническую, научную, обыденную, врачебную, художественную и т. п.;

По характеру новизны результата интуиция бывает стандартизированной и эвристической .

Стандартизированную интуицию называют интуицией – редукцией (сведением). Примером может служить врачебная интуиция С.П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула, С.П. Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оправдывалась. В данном случае, как и при постановке любого диагноза, имеет место подведение частного (комплекс симптомом у больного) под общее (определенная «матрица» - схема болезни вообще).

Эвристическая (творческая) интуиция связана с формированием принципиально нового знания, новых познавательных образов, чувственных или понятийных. Тот же С. П. Боткин как ученый-клиницист, разрабатывая теорию медицины, на основе интуиции выдвинул гипотезу об инфекционной природе катаральной желтухи (болезни Боткина).

К общим условиям формирования и проявления интуиции можно отнести следующие:

1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;

2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты; на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие подсказки, которая служит пусковым механизмом для интуиции.

В качестве такой подсказки для И. Ньютона было, как известно, упавшее ему на голову яблоко, которое вызвало идею всемирного тяготения; для инженера-мостовика С. Броуна – висящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста.

Некоторые исследователи считают, что интуитивная способность сформировалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Способность интуитивно познавать, по сути, представляет собой вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Ученому в процессе открытия, действительно, даны не все посылки и средства, поэтому в интуиции он осуществляет именно вероятностный выбор.

Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма, электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется.

Отношение к интуиции на Востоке совершенно иное. Прежде всего, для восточной культуры интуитивное знание является столь же привычным, как для европейца знание рациональное. В традиционной восточной культуре интуиция не воспринимается как нечто случайное и вероятностное: интуитивное знание считается выше по уровню, чем знание рациональное.

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек, группа людей и человечество в целом.

Объект - вся существующая реальность.Процесс познания во всех случаях носит активный характер.

Уровни познания:

1) Чувственное(эмпирическое) – познание мира с помощью органов чувств. Выделяют 3 формы чувственного познания: а)ощущения – только свойства предмета, предмет перед глазами, через органы чувств. б) восприятие – образ предмета, непосредственно перед глазами, через органы чувств(целостный образ). в)представление - образ предмета, который сохранен в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

Результатом явл наглядный образ предмета

Не отделяет существенные признаки от несущественных

Субъективно, т.к. органы чувств у всех разные

Есть предметы и явления, которые с помощью чувств познать нельзя

Присутствует у животных

Является основой для рационального познания

2) Рациональное познание – познание мира с помощью мыслительных операций(сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение). Формы: а)понятие – мысль, с помощью которой можно выделить общие и отличительные черты. б)суждение – мысль, которая утверждает или отрицает ранее сложившееся представление. в)умозаключение – мысль, которая устанавливает логическую связь между суждениями.

Особенности:

Опирается на результат чувственного познания

Нет непосредственного воздействия предмета

Можно изучать предметы, которые при чувственно познании изучить невозможно

Результатом являются истинные знания о предмете

Формы(пути) познания:

1. Ненаучное познание: А)житейское(обыденное):основано на личном опыте и здравом смысле, достаточно консервативно, имеет своеобразный язык(горсточка). Б)народная мудрость: обобщает опыт поколений, выражено в виде загадок, пословиц и поговорок, достаточно противоречиво. В)художественное: результатом является художественный образ, достаточно субъективно, имеет эмоциональную окрашенность, действует язык символов(краски, звуки). Г)мифологическое: заменяет объяснение рассказом, служит для передачи культурных ценностей и жизненного опыта народа. Д)паранаука(астрология, хиромантия): проникает в неисследованное пространство, имеет дело не с фактами, а с выдвижением гипотез, уход от конкретных объяснений.

2. Научное познание – основная форма человеческого познания, которое выражается в виде мыслительной и предметно-практической деятельности. Особенности: объективность, доказанная практикой; имеет дело только с тем, что реально существует и может наблюдаться; носит системный характер: факт → гипотеза → закон → теория; подвергается постоянной проверке, т.е. открыта для рациональной критики; опирается на опыт предшественников; имеет свой научный язык; воспроизводимось полученных результатов.

3. Социальное познание: совпадает субъект и объект познания; роль субъективного фактора(связано с интересами отдельных людей и групп); общество – это сложный объект для изучения, т.к. в нем нет повторяющихся событий, а также действуют люди, наделенные волей; ограниченное использование таких методов, как наблюдение и эксперимент.

4. Самопознание – процесс постижения особенностей собственной личности (свих интересов, воли, способностей). Образ "я" – относительно устойчивые представления человека о самом себе, выраженные в словесной форме. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу я.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной прак­тической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание – это про­веренный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Главной функцией знания явля­ется обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

Знание может быть относительным и абсолютным.

Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.

Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизве­дение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действи­тельности в сознании человека в процессе его практической (произ­водственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направ­лена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в проти­воречии между безграничной сложностью объективной действитель­ности и ограниченностью наших знаний.

Основной целью познания является достижение истинных зна­ний, которые реализуются в виде теоретических положений и вы­водов, законов и учений, подтвержденных практикой и существую­щих объективно, независимо от нас.

Различают два вида познания: чувственное (обыденное) и науч­ное (рациональное). Чувственное познание является следствием непосредственной связи человека с окружающей средой. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Чув­ственное познание выступает в 3 формах, являющихся ступенями познания: ощущение, восприятие, представление (воображение).

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются его орга­нами чувств. Ощущения являются источником всех знаний, но они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с сово­купностью свойств.

Противоречие между ощущением и деятельностью разрешается появлением более высокой формы чувственного познания – вос­приятием.

Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предме­тов или явлений в целом, воспринимаемых его органами чувств в какой-то отрезок времени, и дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Но деятельность человека нуждается в знании и о тех пред­метах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспри­нятыми (повториться) в будущем.

Высшей формой чувственного познания является представление. Представление – это вторичный образ предмета или явления, ко­торые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведе­ние в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предме­тов, которые когда-то действовали на органы чувств – как бы по­ставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.).

Таким образом, с помощью чувственного познания мы приобре­таем необходимые знания о свойствах и особенностях вещей и яв­лений, с которыми сталкиваемся в своей повседневной практичес­кой деятельности.

Научное (рациональное) познание – это опосредованное и обоб­щенное отражение в мозгу человека существенных свойств, при­чинных отношений и закономерных связей между объектами и яв­лениями. Научное познание не отделено непреодолимой гранью от чувственного (обыденного), поскольку представляет собой его даль­нейшее усовершенствование и развитие. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности происхо­дящих процессов, вскрывает закономерности их развития.

Научное познание – это сознательно осуществляемая познава­тельная деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии. Это есть целенаправленный процесс.

Научное познание связано с чувственным (обыденным) отноше­нием преемственности, что означает:

    оно имеет общую цель – дать объективное верное знание о действительности;

    научное познание возникает на основе здравого смысла чув­ственного познания, т.е. и чувственное и научное познание опираются на принцип реализма.

Научное познание подвергает рациональной критике исходные позиции чувственного познания, используя для этого специфичес­кие и теоретические методы исследований и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений.

Научное познание отличается от чувственного (обыденного) сис­темностью и последовательностью как в процессе поиска новых зна­ний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Оно характеризуется последовательностью, которое выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдель­ными его элементами. Поэтому научному познанию присущи специ­фические методы построения, систематизации и обоснования знания.

Научное познание обладает рядом характеристик:

    направленность на производство знания;

    четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее раз­личных структурных уровней;

    использование специализированного инструментария;

    регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления);

    наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий.

В научном познании различают два уровня:

    эмпирический;

    теоретический.

На эмпирическом уровне производится сбор фактов (зафиксиро­ванные события, явления свойства, отношения), получение статис­тических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация.

Теоретический уровень познания характеризуется сопоставлением, построением, и развитием научных гипотез и теорий, формулиро­ванием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике.

Loading...Loading...