Вангелис: биография. Вангелис: биография Композитор вангелис биография

Самые его известные композиции - тема из фильма «Колесницы огня» (Chariots of Fire), получившая в 1981 году премию Американской киноакадемии «Оскар»; саундтрек к … Читать всё

Вангелис (Vangelis) - композитор и исполнитель электронной музыки с мировым именем. Его настоящее имя - Евангелос Одиссеас Папатанассиу (Evangelos Odysseas Papathanassiou). Он родился 29 марта 1943 года в греческом городе Волос (Volos).

Самые его известные композиции - тема из фильма «Колесницы огня» (Chariots of Fire), получившая в 1981 году премию Американской киноакадемии «Оскар»; саундтрек к фильму «Бегущий по лезвию» (Blade Runner); мелодии, использованные в «Космосе» (Cosmos) Карла Сагана.

Он начал писать музыку в конце 60-х, в своей родной стране, вместе с группой «Formynx». Вскоре он переехал в Париж и стал играть в составе более известной группы, Aphrodite’s Child с Демисом Руссосом (Demis Roussos) и Лукасом Сидерасом (Lucas Sideras). Некоторые их песни стали хитами, прежде всего «Rain and Tears».

Когда группа распалась, ходили слухи, что Вангелис будет играть в составе группы Yes, потому что он сильно подружился с их вокалистом, Джоном Андерсоном (Jon Anderson). Но Вангелис начал писать саундтреки к фильмам - и это стало его основным занятием.

В середине 70-х Вангелис стал писать гораздо больше и выпустил несколько сольных альбомов, в том числе «Heaven and Hell», «Albedo 0.39», «Spiral» и новаторский «Beaubourg». Тогда же он все-таки начал работать с Джоном Андерсоном, и под именем «Jon & Vangelis» вышли альбомы «Short Stories», «The Friends of Mr. Cairo» и «Private Collection».

Затем в 1982 году вышли самые известные его работы - саундтреки к фильмам «Колесницы огня» и «Бегущий по лезвию».

С тех пор он выпустил немало сольных альбомов и саундтреков, в том числе музыку к фильмам «1992 - Завоевание Рая» (1992 Conquest of Paradise) и «Александр» (Alexander).

В 1992 году во Франции Вангелис был произведен в Кавалеры Ордена Литературы и Искусства. В 2001 году его симфонический альбом «Mythodea» выбрали в качестве музыки к миссии NASA «Одиссея на Марс». В его честь названа малая планета Вангелис.

Полное имя этого артиста Евангелос Одиссей Папатанассиу, однако в мире музыки он известен просто как Вангелис. Родившийся 29 марта 1943 года, Вангелис уже с четырех лет начал сочинять собственные композиции и отказавшись от уроков на пианино, самостоятельно освоил инструмент.


В начале 60-х он стал одним из основателей группы "The Forminx". Ансамбль исполнял песни в духе "Beatles" и пользовался большой популярностью у себя на родине. Многие композиции "The Forminx" принадлежали перу Вангелиса, но он сочинял музыку и для других исполнителей. В 1967 году Папатанассиу организовал собственный проект "The Papathanassiou Set", эволюционировавший в известную арт-команду "Aphrodite"s Child".

"Дети Афродиты" имели неплохой успех, однако творческой натуре Вангелиса рамки группы оказались тесны, и уже в начале 70-х музыкант начал работать на стороне. В 1970-м он написал саундтрек к фильму "Sex Power", но эта работа осталась незамеченной. Более удачной была вторая кинематографическая попытка Вангелиса, когда он в содружестве с французским постановщиком фильмов Фредериком Россифом потрудился над картиной "L"Apocalypse Des Animaux".

Vangelis После распада "Aphrodite"s Child" Папатанассиу вздохнул посвободнее и начал "официальную" сольную карьеру. Правда, в 1974 году его пробовали завербовать в "Yes", но после двух недель репетиций артист вновь был отпущен на волю. Во время тех сессий Вангелис успел сдру

житься с вокалистом Джоном Андерсоном, и впоследствии они выпустили несколько совместных пластинок под маркой "Jon and Vangelis". В середине 70-х Папатанассиу обосновался в Лондоне, где построил собственную студию "Nemo" и заключил контракт с "RCA Records". На этом лейбле артист выпустил ряд интересных электронных альбомов: "Heaven And Hell", "Albedo 0.39", "Spiral", "Beaubourg". С конца 70-х Вангелис начал плотно сотрудничать с другими исполнителями – помимо вышеупомянутого Андерсона музыкант выпускал диски с греческой певицей Ирен Папас и итальянской популярной вокалисткой Мильвой. Кроме того, Папатанассиу отметился на ряде альбомов своего бывшего коллеги из "Aphrodite"s Child" Демиса Руссоса.

Коммерческий успех пришел к Вангелису в 1981 году, когда на экранах появился фильм с его музыкой, "Chariots Of Fire". Картина получила кучу наград, и одна из них, "Academy Award for Original Music Score", досталась автору саундтрека. Главная тема фильма была выпущена на сингле "Titles", которому (хоть и на короткое время) удалось возглавить чарты "Billboard".

Vangelis В дальнейшем Вангелис продолжил заниматься звуковыми дорож

ами, наибольшую известность из которых получили "Blade Runner" и "The Bounty". Однако работа в кинематографе приносила музыканту не только почести, но и некоторые проблемы. Так, в 1987 году ему пришлось пройти через судебные разборки по обвинению в плагиате. Иск, предъявленный Вангелису его земляком Ставросом Логаридесом, состоял в том, что заглавная тема из "Колесниц" была копией композиции Ставроса "City of Violets". Папатанассиу пришлось тащить свои синтезаторы в зал суда и с помощью их отстаивать право на собственное творчество. На протяжении 80-х и 90-х продолжали выходить сольные альбомы Вангелиса, однако музыкант не зацикливался на "электронщине" и саундтреках, а открывал для себя новые жанры. Так, например, вместе с англичанином Уэйном Иглингом он работал над постановкой балетов, а позже писал репертуар для оперной дивы Монсеррат Кабалье.

В 2001-м Вангелис при поддержке НАСА и Министерства Культуры Греции в афинском храме Зевса организовал концерт, на котором представил свою хоровую симфонию "Mythodea". Спустя три года музыкант вновь вернулся в кино и записал звуковую дорожку к фильму Оливера Стоуна "Alexander".

На протяжении всей карьеры творчество Вангелиса описывалось разными терминами – "синтезаторная музыка", "электронная музыка", "нью-эйдж", "прогрессив", "симфо-рок", "спэйс-мьюзик", а еще он прославился как мастер саундтреков. Настоящее имя артиста – Евангелос Одиссей Папатанассиу, под которым он родился в Волосе 29 марта 1943 года. Талант у мальчика проявился очень рано – в четыре он самостоятельно начал осваивать пианино, а в шесть уже впервые выступил на публике. В начале 60-х молодой человек стал одним из основателей группы "The Forminx". Ансамбль исполнял песни в духе "Beatles " и пользовался большой популярностью у себя на родине. Многие композиции "The Forminx" принадлежали перу Вангелиса, но он сочинял музыку и для других исполнителей. Позже клавишник создал проект "The Papathanassiou Set", который после выхода нескольких синглов и передислокации в Париж эволюционировал в арт-рок-трио "Aphrodite"s Child ". Еще в бытность группы Вангелис, предпочитавший студийную работу гастролям, успел сочинить саундтрек "Sex Power", а когда ансамбль распался, по настоящему ушел в сольную карьеру.

На заре 70-х он сблизился с французским кинематографистом Фредериком Россифом, а начало их долговременного сотрудничества было ознаменовано появлением звуковой дорожки к документалке "L"Apocalypse Des Animaux". Первый же студийный альбом вышел в 1972-м: он назывался "Fais Que Ton Reve Soit Plus Long Que La Nuit" и был пропитан духом недавних студенческих забастовок, происходивших во Франции. Но если эта работа отражала современные события, то на сольнике "Earth" Вангелис бросил взгляд в глубь веков и сделал прогрессив-программу, в которой использовал элементы древнегреческой (дорийской) музыки.

В 1974 году его пробовали завербовать в "Yes ", но после двух недель репетиций артист вновь был отпущен на волю. Во время тех сессий Вангелис успел сдружиться с вокалистом Джоном Андерсоном , и впоследствии они выпустили несколько совместных пластинок под маркой "Jon And Vangelis". В середине 70-х Папатанассиу переехал в Лондон, заключил сделку с "RCA" и обзавелся собственной студией "Nemo". Его первым альбомом, записанным в новых условиях, стал "Heaven And Hell" , где синтезаторные манипуляции звучали в смешении с камерным хором. После небольшого отступления в мир саундтреков с проафриканским "La Fete Sauvage" Вангелис возобновил производство сольников. Космическая "Albedo 0.39" с ее скрещением джаз-рока и нью-эйджа, наиболее слушабельная "Spiral" и в противовес ей чересчур экспериментальная "Beaubourg", а также попытка представить свое видение Востока в "China" – все эти работы увидели свет во второй половине 70-х. Следующая декада открылась переходом к номерам с вокалом в альбоме "See You Later" и серией дисков от "Jon And Vangelis", а кроме того, Вангелис познал настоящий коммерческий успех с саундтреком "Chariots Of Fire".

Картина получила кучу наград, и одна из них, "Academy Award For Original Music Score", досталась автору звуковой дорожки. Главная тема фильма была выпущена на сингле "Titles", которому (хоть и на короткое время) удалось возглавить чарты "Billboard". В дальнейшем Вангелис продолжил заниматься звуковыми дорожками, наибольшую известность из которых получили "Blade Runner" и "The Bounty". Однако работа в кинематографе приносила музыканту не только почести, но и некоторые проблемы. Так, в 1987 году ему пришлось пройти через судебные разборки по обвинению в плагиате.

Иск, предъявленный Вангелису его земляком Ставросом Логаридесом, состоял в том, что заглавная тема из "Колесниц" являлась копией композиции Ставроса "City Of Violets". Папатанассиу пришлось тащить свои синтезаторы в зал суда и с помощью их отстаивать право на собственное творчество. Следующий номерной альбом, который вышел в 1984-м, был посвящен природе, а в 1985-м Папатанассиу выдал две совершенно разные программы, стилизованную под классику "Mask" и неожиданно минималистичную "Invisible Connections". Оба диска завершили лондонский период Вангелиса, а также при этом закончилось его восьмидесятническое сотрудничество с "Polydor". Последним приветом из 80-х стал изданный на "Arista" относительно легкий альбом "Direct". В то время Папатанассиу закрыл студию "Nemo" и вернулся в Афины. При подготовке очередного саундтрека его занесло в Рим, где между делом он написал материал для альбома "The City". Все композиции создавались в стенах гостиничного номера, и потому звучание полнометражки имело урбанистический окрас.

Диск вышел под флагом "East-West", и эта же фирма издавала пластинки "Voices", "Oceanic" и "El Greco". Первая из вышеупомянутых работ являлась одой человеческому голосу (хотя, несмотря на использованные в ней хоры, основные партии принадлежали электронным инструментам), вторая посвящалась океану, а третья была коммерческим переизданием эксклюзивного выпуска трехлетней давности с трибьютом Эль Греко "Foros Timis Ston Greco". В 2001-м Вангелис при поддержке НАСА и министерства культуры Греции в афинском храме Зевса организовал концерт (впервые за долгое время), на котором представил свою хоровую симфонию "Mythodea". Впоследствии он вернулся в кино и большую часть нулевых и начало десятых провел в работе над звуковыми дорожками. Его новый полноценный альбом, посвященный космическому проекту "Rosetta", был заявлен только на осень 2016-го.

Last update 10.08.16

ВАНГЕЛИС (Vangelis) (настоящее имя Евангелос Одиссей Папатанассиу, Evangelos Odyssey Papathanassiou) (р. 29 марта 1943, Волос, Греция), греческий музыкант (фортепиано) и композитор.

Рано обнаружив музыкальную одаренность, самостоятельно освоил фортепиано; затем изучал классическую музыку в афинской Академии изящных искусств. В начале 1960-х гг., еще будучи студентом, начал свою профессиональную музыкальную карьеру клавишником в поп-группе FORMYNX; позже вошел в состав APHRODITE"S CHILD , где выступал вместе с известным греческим певцом Демисом Руссосом . После переворота в Греции группа перебралась во Францию и добилась внушительного европейского успеха с хитами Rain And Tears, It"s Five O"clock и Break. Записав в 1972 альбом 666, выдержанный в апокалиптической тональности, APHRODITE"S CHILD распалась.

Сольную карьеру музыкант начал под именем Вангелис в 1971, записав в Париже альбомы The Dragon и Hypothesis. В 1972 он начал сотрудничать с французским кинопродюсером Фредериком Россифом (Frederick Rossif) и принял участие в создании музыки к фильмам L"Apocalypse des Animaux и La Fete Sauvage. В 1974 Вангелис перебрался в Лондон и основал собственную студию звукозаписи «Nemo», где в том же году вышел его диск Earth с синтезаторным саундом. В последующие годы музыкант выпустил еще несколько интересных альбомов инструментальной музыки, однако наибольшей популярности он добился музыкой к кинофильмам. Саундтрек фильма Дэвида Патнема «Колесницы Огня» (Chariots of Fire, 1981) надолго завоевал хит-парады по обе стороны Атлантики и принес композитору премию «Оскар» в 1982. Музыка Вангелиса звучит в таких фильмах, как «1492 - Conquest Of Paradise», «Blade Runner», «Bitter Moon», а также в документальных лентах Жака Ива Кусто.

Портрет ">

Вангелис.

Еще в 1974, когда группа YES искала замену ушедшему в первый раз Рику Уэйкмену , выбор вокалиста и лидера группы Йона Андерсона пал именно на Вангелиса, однако вакансию в конечном счете занял Патрик Мораз. Тем не менее оба не оставляли мыслей о сотрудничестве. Осенью 1979 Андерсон опять позвонил Вангелису. В январе 1980 дуэт JON AND VANGELIS дебютировали на Polydor альбомом «Short Stories», а к сентябрю выбранная для сингла I Hear You Now поднялась до 58-й строки. Следующая работа дуэта «The Friends Of Mr. Cairo» оказалась крайне удачна и принесла JON AND VANGELIS 6-е место в Англии, 64-е в США и хит I"ll Find My Way Home (№ 6 и № 51). В 1983 последовали новые работы с Андерсоном: альбом «Private Collection» и сингл He Is Smiling (№ 22 и № 61). В августе 1984 сингл JON AND VANGELIS State Of Independence поднялся до 67-й отметки в списках Billboard, а сборник лучших номеров дуэта стал 42-м.

Кроме того, Вангелис успешно продолжал сольную карьеру, на протяжении 1980-90-х гг. выпустив ряд ярких альбомов; он также написал музыку к серии документальных фильмов французского путешественника и ученого Жака Ива Кусто. В 1992 музыкант был награжден почетным Рыцарским орденом Франции за заслуги в области искусств.

Дискография:

DRAGON (Charly, 1971)
L" APOCALYPSE DES ANIMAUX (Polydor, 1973)
EARTH (Vertigo, 1974)
COSMOS (RCA, 1974)
HEAVEN AND HELL (Windham Hill, 1975)
THE VANGELIS RADIO SPECIAL (RCA Victor, 1976)
ALBEDO 0.39 (Windham Hill, 1976)
SPIRAL (RCA, 1977)
HYPOTHESIS (Affinity, 1978)
BEAUBOURG (Windham Hill, 1978)
ODES (Polydor, 1979)
CHINA (Polydor, 1979)
SEE YOU LATER (Polydor, 1980)
TO THE UNKNOWN MAN (RCA, 1981)
OPERA SAUVAGE (Polydor, 1981)
CHARIOTS OF FIRE (Polydor, 1982)
SOIL FESTIVITIES (Polydor, 1984)
MAGIC MOMENTS (RCA, 1985)
INVISIBLE CONNECTION (Atlantic, 1985)
IGNACIO (Polydor, 1985)
THE MASK (Polydor, 1985)
DIRECT (Arista, 1988)
ANTARCTICA (Polydor, 1988)
THEMES (Polydor, 1989)
THE CITY (Atlantic, 1990)
1492: CONQUEST OF PARADISE (Atlantic, 1992)
BLADE RUNNER (Atlantic, 1994)
MUNDO MAGICO DE VANGELIS (Ger Discos, 1995)
VOICES (Atlantic, 1995)
SPACE THEMES (BMG, 1995)
EL GRECO (Atlantic, 1995)
OCEANIC (Atlantic, 1997)

День рождения 29 марта 1943

известный греческий композитор, один из первых исполнителей электронной музыки, автор саундтреков ко многим известным фильмам

Полное имя Эва?нгелос Одиссе?ас Папатанаси?у, (греч. ????????? ???????? ????????????; Evangelos Odyssey Papathanassiou). В качестве творческого псевдонима, понятного англоязычной публике, он выбрал сокращенную версию своего первого имени - Вангелис (Vangelis).

Биография

Музыкальные таланты юного Вангелиса стали очевидными уже в 4 года, а впервые его музыка прозвучала со сцены, когда ему было 6 лет. Однако, когда родители попытались дать мальчику профессиональное музыкальное образование, оказалось, что он совершенно не подчиняется формальному образованию, потому что упорно не желает следовать каким-либо указаниям. Вместе с тем, в дальнейшем он с теплотой вспоминал о своей матери, которая особенно настойчиво стремилась приохотить мальчика к игре на фортепиано.

Фашистский путч «чёрных полковников» (1967 г.) застал Вангелиса в Париже , где он со своими друзьями Демисом Руссосом и Лукасом Сидерасом учился в Сорбонне. Решение не возвращаться на родину было принято единогласно… Но оставшееся патриотами Греции трио решило вписать имя родной страны в историю музыки: так родилась новая группа, названная «Aphrodite"s Child» («Дитя Афродиты»). Вангелис взял на себя сочинение музыки и клавишный аккомпанемент, его голосистый друг Демис Руссос отвечал за вокал, а скромный Лукас ограничился ролью барабанщика.

Первый же их альбом «Rain and Tears» («Дождь и слезы») принес им мировую популярность, и в дальнейшем все выпускаемые синглы на протяжении трёх лет неизменно занимали первое место в европейских чартах.

В 1971 году, увеличив инструментальные возможности включением в состав гитариста и ударника Силвера Кулуриса, они с явным лидерством Вангелиса записали на двойной альбом электронную ораторию «666 - Apocalypse of John». После выхода этого альбома друзья решают разойтись.

в 1970 году ему впервые представился случай записаться на пластинку. Первым диском молодого композитора стал саундтрек к фильму Генри Чапиера «Sex Power». Фильм был снят в жанре «легкой эротики».

Следующие два года были, вероятно, не самыми лучшими в жизни композитора. Несколько дисков, вышедших за это время, были неудачными в коммерческом плане. Однако позже, в жизни Вангелиса наступает светлая полоса, он знакомится и начинает работать с французским режиссёром Фредериком Россифом (Frederic Rossif). В 1974 году Вангелис, ставший уже звездой мирового масштаба, перебирается из Парижа в Лондон , где его кандидатура всерьез рассматривается как возможная замена клавишника Рика Уэйкмана в группе «Yes». Однако, после двух недель репетиций, Вангелис покинул их, сказав, что его музыкальная концепция слишком далека от концепции группы. Именно за эти две недели он сдружился с солистом «Yes» Йоном Андерсоном, что обеспечило их последующее совместное творчество, продолжающееся и по наши дни.

В 1975 году Вангелис подписал контракт с компанией RCA и основал собственную студию звукозаписи «Nemo Studios», которую Вангелис впоследствии упоминает как свою исследовательскую лабораторию. Здесь он начал запись серии электронных альбомов, таких как Heaven and Hell (1975), Albedo 0,39 (1976), Spiral (1977), Beaubourg (1987) и China (1979). Части из Heaven and Hell впоследствии использовались в качестве главной темы в телевизионном сериале Карла Сагана «Космос». В конце 70-х - начале 80-х годов Вангелис немало времени уделяет совместным проектам. Вместе с Йоном Андерсоном он записывает четыре успешных альбома под маркой «Jon And Vangelis» (справедливости ради стоит сказать, что в этих дисках больше от Йона, чем от Вангелиса), записывает два альбома «старинных» греческих гимнов совместно с Ирэн Папас (изданных только в Греции), продюсирует записи Демиса Руссоса…

Loading...Loading...