Твой лучший друг.

Что онтологически нового для человека в том, что ему был ниспослан Святой Дух? Что изменилось в апостолах? И как нам воспринять дары Святого Духа?

Святой Дух. Собор Святого Марка. Венеция. Мозаичный свод. Фрагмент. XI в.

Без Кого нельзя молиться

Как поясняет святитель Григорий Богослов (329-389), Бог открывает Себя человеку постепенно: «…Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такою ясностию Сына; Новый [Завет] открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание» (Григорий Богослов, свт. Слово 31 «О богословии пятое, о Святом Духе» // Григорий Богослов, свт. Собрание творений. М., 1994. С. 458). Эту постепенность святитель Григорий объясняет тем, что, снисходя в Своем Откровении к слабости человека, Пресвятая Троица соотносится с его возможностями: «Не безопасно было прежде, нежели проповедано было Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедию о Духе Святом» (Там же).

В прощальной беседе с учениками (Ин. 14-16) Христос говорит о Святом Духе: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, — продолжает Спаситель, — научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Святой Дух, обещает Христос, «будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13-15), — заверяет Иисус. Поэтому евангелист Иоанн утверждает, что отрицать, «что Иисус есть Христос» может только «лжец… антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2, 22).

Святой Дух, Которого Иисус обещал послать Своим ученикам после искупительного подвига, Воскресения и Вознесения, сошел на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4). Именно Святой Дух призывает каждого человека к Богу, через таинства Крещения и Миропомазания вводит его в Церковь как Тело Христово (Кол. 1, 24), в таинстве Евхаристии сообщает ему полноту бытия в единстве со Христом как Главой (Еф. 1, 22-23; 5, 23) и с христианами как членами (Рим. 12, 15; 1 Кор. 12, 12-27; Еф. 5, 30) церковного организма.

«…Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3), — свидетельствует апостол Павел. Другими словами, именно Святой Дух дарует человеку полноту единства с Иисусом, означающую отношение к Нему как к Господу, то есть к Тому, Кому христианин стремится вверить и себя, и всю свою жизнь, и всех своих близких. Без действия в человеке Святого Духа невозможно молитвенное общение с Отцом и Сыном. Как поясняет апостол Павел, «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).
Таким образом, Святой Дух являет человеку Христа и соединяет с Ним. Через Христа человек восходит к Отцу (Ин. 12, 44-45; 14, 6-11).

При этом особенность Святого Духа заключается в том, что подавая человеку всю полноту боговедения, Сам Он как Третье Божественное Лицо остается неявленным. Один из самых известных православных богословов XX века Владимир Николаевич Лосский (1903-1958) характеризует эту особенность образа действия Святого Духа следующим образом: «Если в кенозисе (уничижении. — прим. С. Ч. ) Сына нам явилось Лицо, в то время как оставалось сокрытым под “зраком раба” (см. Флп. 2, 5-11. — прим. С. Ч.) Божество, Святой Дух в Своем сошествии являет общую природу Пресвятой Троицы, но сокрывает под Своим Божеством Лицо» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 127).

Раскрывая смысл этой личной сокровенности Святого Духа, В. Н. Лосский указывает: «Он пребывает не откровенным, как бы сокрытым в Своем даре для того, чтобы сообщаемый Им дар был полностью нами присвоен» (Там же). Ссылаясь на слова апостола Павла: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4, 6), В. Н. Лосский далее поясняет, что Святой Дух «таинственно отождествляется с человеческими личностями, Он как бы становится на место нас самих» (Там же. С. 130). «Следовало бы скорее сказать, — продолжает В. Н. Лосский, — что Дух Святой как бы отступает, как личность, перед тварными личностями, которым Он присваивает благодать» (Там же).

Почему не каждый христианин несет в себе «дух мирен»?

Каким же образом современный человек может воспринять Святого Духа по образу Его восприятия апостолами в праздник Пятидесятницы? Ведь Святой Дух, хотя и заботится вместе с Отцом и Сыном о каждом человеке, не сходит на всех людей «автоматически». Ответ на этот вопрос дает православная экклесиология, то есть учение о Церкви и том глубинном преображении человека, высшие Божественные дары для которого сообщаются в таинствах, совершаемых в ней.

Человек соединяется со Святым Духом предельно глубоким онтологическим образом в таинстве Миропомазания, совершаемом сразу же после таинства Крещения. «Святой Дух, сошедший на учеников в огненных языках, невидимо нисходит на новокрещаемых в таинстве святого миропомазания» (Там же. С. 128), — пишет В. Н. Лосский. Подчеркивая полноту онтологического преображения, даруемого человеку при его вхождении в Церковь, протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983) называет таинство Миропомазания «личной Пятидесятницей» (Шмеман Александр, прот. Водою и Духом. Гл. 3.2). «…Новизна и особенность этого таинства, — поясняет отец Александр, — заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар » (Там же).

Единство со Святым Духом, сообщаемое человеку в таинстве Миропомазания, столь полно, что христианин по образу Христа тоже становится носителем Святого Духа, так что по слову Спасителя из его «чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Об этой полноте восприятия Святого Духа христианами Иисус говорит и в беседе с самарянкой: «…Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Почему же не каждый христианин несет в себе «дух мирен», сообщаемый Святым Духом и ведущий к тому, что, согласно широко известным словам преподобного Серафима Саровского (1754-1833), тысячи вокруг него спасаются? Эта ситуация объясняется тем, что Святой Дух не навязывает Себя человеку, не действует принудительно.

«Дух Божий, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров) (1896-1993), — смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе и тем приобщить Своей Божественной вечности» (Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс, 1999. С. 50). «…Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17), — утверждает апостол Павел. Стать реальным носителем Святого Духа можно только свободно открывшись Ему и Его дарам, только вступив с Ним в общение (2 Кор. 13, 13). Как свидетельствует отец Софроний: «Животворящий Дух Божий посещает нас, когда мы пребываем в состоянии смиренной открытости для Него. Он не насилует нашей свободы; Он окружает нас Своей нежной теплотой; Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу. Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Его любовь смиренная; Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца. Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам “родной”, и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви» (Софроний (Сахаров), архим. О молитве. Эссекс; Сергиев Посад, 2007. С. 12).

При этом вступить в общение со Святым Духом человек может не иначе, как отказавшись от всего того жизненного наполнения, от всех тех мотивов, ценностей и установок, которые связаны с эгоистической замкнутостью и несовместимы, поэтому, с полнотой любви к Богу и людям, явленной и заповеданной Иисусом Христом.

Более двух с половиной тысяч лет назад возвещал Святой Дух волю Божию через пророка Исаию: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55, 1). «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17), — взывает исполненный Святого Духа евангелист Иоанн, приближаясь к завершению последней из книг Священного Писания — Апокалипсиса.

Сергей ЧУРСАНОВ, доцент кафедры Систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, кандидат богословия, кандидат философских наук.

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Кэтрин Кульман

Полагайтесь на Святого Духа

Дух Святой это Дух Божий. Он вдохновлял святых людей древности написать Писание. Через озарение он дает людям способность к пониманию истины. Он превозносит Христа. Он обличает в грехе, праведности и суде. Он призывает людей к Спасителю и производит восстановление. Он дает рост христианскому характеру, утешает верующих и раздает им духовные дары, которыми они служат Богу через Его Церковь. Он запечатлевает верующих в день окончательного искупления. Его присутствие в христианине это Божье удостоверение приведения верующего в полноту Христову. Он просвещает верующего и церковь, давая силу, поклонение, благовестие и служение.

"Не хочу оставить вас, братия, в неведении о дарах духовных. Знаете что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу:

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно".

1 Коринфянам 12:1-11

Глава 1

Цель Божьих даров

Вместе с вами мы изучим один из интереснейших и богатейших информацией предметов, которое мы когда-либо рассматривали. Давайте займемся темой - Дары Святого Духа, с открытой Библией и открытым разумом, когда Сам Дух Святой станет нашим Учителем. Это Он держит ключи к успешной, плодотворной и победоносной христианской жизни, и через Его дары мы прославляем Божьего Сына, Иисуса Христа.

В вопросе о духовных дарах мы скалываемся с двумя крайностями. Во-первых, преувеличение. Кое-кто осуждает чудесное действие Святого Духа из-за своего неправильного подхода к сверхъестественной силе Духа. Я думаю, что большинство из нас могут привести многие примеры фанатизма, извращающего это учение, отчего оно страдает и выхолащивается. Есть и другая крайность - обычное дитя Божье пренебрегает этим и не знает учения Слова Божьего о духовных дарах. Чтобы ему не выглядеть фанатиком или не впасть в то же самое преувеличение, христианин часто пренебрегает учением Слова Божьего относительно духовных даров.

Хочу, чтобы вы кое-что увидели. Дары Святого Духа - это наши способности для служения. Они даны для служения и только для служения. Павел назвал некоторые из даров в 12 главе 1 послания к Коринфянам, и я хочу отметить здесь нечто очень важное. Мы всегда говорим о ДЕВЯТИ дарах Духа. Мы принимаем тот факт, что даров Духа девять и что это исчерпывает нужду. Почему мы считаем, что это все, что дано? Почему мы так быстро ограничиваем Бога? Не ограничивайте Бога только девятью дарами, Его обеспечение неограниченно. Павел назвал девять даров в послании к Коринфянам, но есть гораздо больше. Дары Святого Духа даны каждому человеку именно так, как это "угодно Святому Духу". Мы личности в Его глазах и Бог знает нас лучше, чем мы сами себя знаем, и дает нам дары, которые подходят каждому из его детей.

День, в который мы живем, кажется нам уникальным, но те проблемы, с которыми сталкивался апостол Павел, очень похожи на те, с которыми сталкиваются церкви сегодня -неведение относительно духовных даров. Это неведение, со стороны обычного, называющего себя христианином человека, относится не только к духовным дарам, но и к неведению относительно Самого Святого Духа. Мы нуждаемся в хорошем, здравом библейском учении относительно третьей ипостаси Троицы. Поэтому давайте исследовать внимательно эту ипостась и этот предмет, который является жизненно важным в служении Слова Божьего, чтобы мы могли раскрыть ту часть, которую каждый человек мог бы иметь в служении.

Помните, что есть только один Святой Дух! Он та самая ипостась Святой Троицы, которая наполняет сосуд и крестит Духом и которая дает дары, помимо чудесного дара Его Самого. Духу приписывалось много преувеличений, точно так же, как в церкви в Коринфе отмечались непорядки и смущения. Так было там, и так это происходит сегодня из-за непонимания Личности Святого Духа и Его даров.

Глава 2

"не дам Славы Моей иному" (Исаия 42:8)

Если вы чуть-чуть осторожны, если вы не любите вещи, несущие на себе ярлык "дела Святого Духа", то один из величайших критериев, которые я могу дать вам: Дух Святой всегда будет прославлять, всегда будет открывать, всегда будет продвигать Иисуса и только Иисуса!

Сколько раз я желала бы побывать за этим огромным столом, где Отец, Сын и Святой Дух рассматривают план спасения человечества, чтобы услышать из уст Иисуса, как Он предложил пойти и принять на Себя человеческий вид. Каждый член Троицы играл определенную роль в нашем спасении, и я почти что слышу, как Дух Святой говорит: "Я буду там, чтобы прославлять Иисуса на земле и в сердцах людей".

Дух Святой - это самый величайший покровитель, который когда-либо жил, и Он выдвигает только одну Личность: Иисуса Христа, Сына Живого Бога. Я никогда не говорила об этом иначе, вы никогда не услышите от меня ничего другого, помните это до тех пор, пока я живу: если Дух Святой являет Свою силу, Он всегда будет открывать и прославлять ИИСУСА, и никакую другую личность.

Мы все видим мужчин и женщин на религиозной работе, которые делают все, что только возможно, чтобы заработать славу себе и своему имени. Но Святой Дух не прославляет личности. Никогда! Он ославляет Иисуса, и Сам Иисус сказал: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12:32).

Павел, духовный гигант, понимал это в совершенстве, и одну из самых знаменательных вещей, которые он когда-либо писал, находим в 1 Тим. 1:15: "Что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я ПЕРВЫЙ". Несмотря на чрезвычайные откровения Пава и тот опыт, который он имел на горе; несмотря на его славное знание того, что от Бога, он продолжал считать себя наименьшим, первым грешником. Он считал себя ничем, и никогда не пытался построить для себя империю, чтобы продвинуть себя.

Это объясняет, почему Святой Дух, через преданный сосуд, превозносит Иисуса; и когда Иисус, был вознесен, жизни были славным образом изменены силой Божьей. В этом заключен секрет служения Павла и нашего личного свидетельства для Господа Иисуса Христа сегодня.

Глава 3

"так говорит Господь"

Нет ничего более могущественного, чем написанное Слово Божье. Если я говорю одно, а Библия учит другому, то Библия права. Если ваша церковь или пастор учит одному, а Библия другому, Библия права. Иногда я думаю, что самое тяжелое в мире для людей отвернуться от своих предвзятых идей и снова вернуться к Слову Божьему. Это будет прекрасный день, когда все, называющие себя христианами, независимо от деноминаций, вернутся к Слову Божьему, к тому "как говорит Господь". У нас развилось так много "экклезиологии", так много теории, так много того, что мы называем "кредо". Есть слишком много человеческих учений и осталось так мало из того, "что говорит Господь".

Позвольте мне повторить утверждение, которое я делала уже раньше: есть только ОДИН Дух Святой, и если вы думаете, что я слишком обостряю факты, то, возможно, тот опыт, о котором я расскажу здесь, поможет вам понять.

Я стою перед огромным собранием, когда Святой Дух использует этот сосуд, говоря через уста из глины, прекрасно осознавая помазание Святого Духа на моем теле. Дух Святой плавит сердца, приготавливая их принять Христа; и вдруг кто-то в зале прерывает это, какой-то человек отвлекает собрание и начинает молиться на языках или давать свое личное свидетельство.

Послушайте меня! Есть только ОДИН Святой Дух. Он не прерывает Себя, когда говорит через сосуд, неся послание вечной жизни. Когда он перестает говорить, все становится другим, потому что "дары различны", и мы все члены одного Тела; но будем помнить, что все должно быть "благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40). Бог не есть Бог смущения или беспорядка, но мира и гармонии, Который назидает, обучает и ободряет Свой народ.

Глава 4

Дух Святой: личность или дар?

Давайте ясно разберемся при заложении основ нашего исследования личных даров Святого Духа. Есть разница между получением одного или больше духовных даров и славным опытом исполнения Духом. Когда речь идет о чудесном переживании исполнения Духом (возможно, вы называете это крещением Святым Духом), всегда помните, что это есть отдельное духовное переживание, отдельное от рождения свыше; и если вы член Тела Христа, если вы были рождены в Божью семью, рождены в Его Церковь, то этот опыт для ВАС. Не имеет значения, к какому религиозному течению и какой церкви вы относитесь. Если вы были рождены в Тело Христово, то это чудесное переживание исполнения Святым Духом является частью вашего наследия.

Откройте вторую главу книги Деяний. Мы видим там это славное переживание в горнице, когда Святой Дух пришел, и они все были исполнены Духом. Затем Петр, говоря под благословением Святого Духа, сказал иудеям и набожным людям, собравшимся в Иерусалиме: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и ВСЕМ дальним, Кого ни призовет Господь Бог наш" (Деян. 2:38, 39).

Верю, что Дух Святой, говоря через уста Петра, очень четко выразил это, чтобы кто-нибудь не сказал потом, что этот опыт исполнения Святым Духом относится только к ранней Церкви. Дух Святой включил всех, говоря: "Вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш". Если вы были призваны быть христианином, быть в семье Божьей, быть наследником Божьим и сонаследником Иисуса Христа, то тогда вы призваны к тому, чтобы исполниться Духом, Это есть часть твоего наследия.

Многие из вас ходят истощенными и наполовину голодными духовно. Нет ничего удивительного, что вы не можете повлиять больше ни на кого другого. Нет ничего удивительного, что люди смотрят на вас и думают: «Если это христианин, то я не хочу быть таким, потому что в этом нет радости, в этом нет силы и в этом нет жизни!" Но когда вы получаете все, что Иисус дал вам как христианину, вы наслаждаетесь своим наследием и становитесь счастливейшим человеком в мире. Поэтому идите и начните завоевывать наследие, которое ваше уже сейчас!

Теперь вы уже не воспринимаете это неправильно и не думаете, что я говорю, что у вас не будет скорбей или разочарований в вашем христианском хождении. Я не говорю, что вы никогда не будете болеть физически, потому что никто из нас не имеет гарантии против болезней и немощей, никто из нас не гарантирован против скорбей или сердечных печалей и разочарований. Фактически Иисус сказал, что мы не только будем иметь беспокойства, но мы будем иметь гонения! Однако, несмотря на это все, мы можем одерживать победы; мы можем иметь уверенность внутри нас, которую невозможно передать в словах. Бог дал нам силу через Личность Святого Духа, которая позволит нам подняться над нашими трудностями. Они не сломят нас, и мы будем не только победителями над несчастьями, которые происходят в нашей жизни, но мы будем БОЛЕЕ чем победителями через Христа, который возлюбил нас. Мы будем обладать внутренней радостью, мы будем обладать уверенностью, зная, что ничего не может произойти с нами, кроме того, что Бог позволил или допустил. Мы можем пребывать в уверенности, что все, что приходит в нашу жизнь, мы можем ИСПОЛЬЗОВАТЬ для духовного роста, прогресса и для Божьей славы.

Неспасенный человек и дитя Божье, могут встретить одну и ту же проблему, они могут оказаться в одной и той же ситуации, которая может одолеть неспасенного человека. Однако такие же точно обстоятельства в жизни христианина могут использоваться для славы Божьей и приносить духовный рост, усиливающий наш собственный характер. Это то спасение и та духовность, в которую я верю. Это есть ежедневная программа в нашем хождении день за днем, и это работает!

Глава 5

Дар есть дар

Как объяснить вам реальное значение дара? Некоторые люди живут и умирают, так и не узнав на самом деле, что есть дар - "прикрепленные" к нему "струны", и не ставя за этим даром никаких целей. Когда дает Дух Святой, это действительно даяние с подлинной любовью, следующей за тем даром, который Он дает. Пока мы не испытаем Божье даяние нам, мы не сможем знать на самом деле, КАК давать, или понять все то, что вовлечено в даяние.

Только Бог знает, как сильно я хочу сотворить лучшее, что Он предназначает для меня, и я искренно жажду лучших Его даров. Я могу жаждать дар, но нигде в Слове Божьем не сказано, что мы должны ВЫМАЛИВАТЬ Его дары. Он дает Сам, Он делает это из Своего великого сердца. Я пытаюсь жить, угождая Ему, так сильно желая занять такую позицию, которую... Как это выразить? Я не могу использовать слово "достойна", потому что Его дары не заслуживаются. Они даются нам не потому, что мы достойны, ни один из нас не достоин Божьих благословений. Другими словами, мы не можем "заработать" дар - дары даются, потому что Дающий хочет давать, и Его дары исходят из сердца.

Позвольте привести вам пример. Вы работаете за свою зарплату. Вы вкладываете много часов в ежедневную работу. Вы зарабатываете и получаете свою зарплату, но дар - это нечто совершенно другое. Это дается вам не за вашу работу, это не есть награда за что-то, что вы сделали - вы получаете это не за свои моления. Это дается потому, что дающий захотел подарить вам этот дар, и давая, Он получает такую же сильную радость, какую и тот, кому дается.

Таким же точно образом, каким Дух Святой контролирует распределение Своих даров, Он также контролирует и каждый дар сам по себе. Прочитайте 1 Коринфянам 12:7: "Но каждому дается проявление Духа на пользу". Мы видим, что дары Духа называются здесь "проявлением Духа". Всякий раз, когда мы видим "дары Духа" в действии - дар ли это исцеления, или это дар веры, или дар чудотворения, или это дар мудрости или знания, всегда знайте, что это "проявление Духа." Поэтому, если кому-то был дан дар Духа и он знает, что ему был дан этот дар, он не станет говорить об этом и не будет им хвалиться, потому что он будет осознавать факт, что ничего не происходит от него самого - это есть проявление Духа.

Дух совершает эти чудесные вещи через тело. Это не есть какая-то естественная способность, которую Дух Святой благословляет. Все эти индивидуальные принадлежности суть тело, сосуд, добровольное желание, полная отдача Богу тела, души и духа. Иисус Сам должен был полностью отдать себя Отцу и Святому Духу, прежде чем начать Свое земное служение, Даже в последние часы в Гефсиманском саду, когда Он видел пред Собой крест, Иисус по Своей собственной воле должен был подчинить Свою волю Отцу: "Впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мтф. 26:39). Когда мы полностью подчиняем себя Богу, Он возьмет этот сосуд и будет его использовать, но это ЕГО СИЛА. Это сам Дух Святой дает проявления.

Бог знает, что я никогда в своей жизни не говорила, что имею какой-то дар. Я чувствую, что все, что Дух Святой доверил мне, это нечто очень священное, драгоценное сокровище, которое есть проявление Святого Духа и ничего от Кэтрин Кульман. Ни один святой, живший когда-либо на земле, не владел чем-то от себя, чем он мог бы хвалиться. Павел, один из величайших религиозных лидеров всех времен, никогда не произнес ни одного слова хвастовства относительно даров Духа, которые были явлены через его жизнь. Почему? Потому что чем глубже человек идет в своем посвящении, тем больше он начинает осознавать, что он есть абсолютное ничто без силы Божьей. Без проявления Святого Духа человек просто плоть, кровь и кости. Только Святой Дух дает силу.

Вот почему дары Духа называются "проявлениями Духа". Апостолы могли делать сверхъестественные вещи, только иногда они были движимы Святым Духом. Когда мы читаем рассказ апостолов о проявлении силы Святого Духа в их жизни, мы удивляемся этому, это так захватывающе. Но помните вот что: это тот же самый Святой Дух, Которого знаем вы и я, и эти апостолы и христиане ранней церкви могли делать сверхъестественные вещи, только когда они были движимы Духом. Иисус Сам мог делать те могущественные и великие дела только тогда, когда Он был движим Святым Духом.

Все мы читали этот чудесный отрывок в Деяниях 3:1-11, когда Петр и Иоанн проходили мимо хромого человека около Красных ворот. Петр, без сомнения, видел этого хромого человека десятки раз, потому что день за днем он был там среди нищих, просящих милостыню у ворот храма. И апостолы, устанавливая церковь в Иерусалиме, встречали его в храме ежедневно задолго до того, как этот человек был исцелен. Но это произошло лишь тогда, когда Петра подвиг Дух, и он заговорил с ним. В этот момент Дух Святой сошел на Петра, и ему был дан Духом чудесный дар исцеления. Если бы он попробовал исцелить хромого без Духа, ничего бы не произошло; потому что без Святого Духа, без дара Духа и без силы Духа Петр оставался обычным христианином, спасенным благодатью Божьей. Нет ничего от нас: "Потому что Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13).

Мы все знаем, что есть люди, которые ОТ ПРИРОДЫ одарены и талантливы, от рождения обладают более высокой интеллектуальностью и большими способностями, которые ставят их на голову выше остальных. В вашей собственной семье, среди ваших детей, один может быть более интеллектуален, чем другой. Он был рожден от тех же самых родителей, воспитывался в том же самом доме, в тех же самых условиях, в той же самой обстановке и имел те же возможности. Однако ему почему-то было легче учиться и получать высокие отметки в школе легче, чем для его брата или сестры, которые учились посредственно, хотя и затрачивали больше усилий, чтобы достигнуть результатов. Вы можете это понять? Нет.

С другой стороны, когда мы говорим о дарах Святого Духа, мы не говорим о людях, которые более развиты от природы. Мы говорим о сверхъестественной передаче им способностей. Они могут быть не особенно одаренными от природы, но когда речь идет о духовных вещах, они больше знают о Слове Божьем, лучше понимают Библию, чем те, кто, может быть, проучился в теологической семинарии и заработал много степеней. Какая разница? Это то же самое, о чем говорит Павел в двенадцатой главе 1 Коринфянам: это сверхъестественная передача способностей от Духа Святого.

Пожалуйста, прочитайте 1 Коринфянам, главу 12 стих 1, и посмотрите, что сказал Павел: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении о дарах духовных". Мы понимаем, глядя на слово "братия", что Павел обращается не к невозрожденным. Он не обращается к тем, кто ничего не знает о духовных вещах. Он обращается к тем, кто являются членами Тела Христова, и говорит с ними о предмете, в котором они находились в неведении. Павел хотел, чтобы они знали, что те дары, о которых он говорит, могут им принадлежать.

Если вы здоровый христианин и в вашей жизни есть духовный рост, если вы ежедневно побеждаете в своей христианской жизни, то тогда в вашем сердце будет желание иметь в жизни своей больше того, что от Иисуса и того, что от Святого Духа. Не думайте, что с вами что-то ненормально, если вы не удовлетворены и если глубоко внутри себя вы находите искренний голод и желание большего познания Бога и Его Слова. Это - надежный признак того, что вы здоровый христианин. Наоборот, вас должно очень встревожить, если у вас нет голода по духовным вещам, если вы не желаете более глубокого опыта общения с Богом, если вы пришли в такое место, где вы удовлетворены. Слово Божье говорит: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мтф. 5:6).

Я никогда не уходила со служения чудес, когда видела славнейшее проявление Божьей силы и чувствовала еще более интенсивное желание увидеть более того, что я видела. Почему? Потому что я знаю, что как-то и когда-то я ограничила Бога, и есть еще те ресурсы во Христе Иисусе, которые я еще не постигла. Самые величайшие из святых, которые когда-либо жили, никогда не получали ВСЕГО из того, что Бог имеет для человека. Поэтому не бойтесь того, что от Духа. Стремитесь и стремитесь с жаждой ко всему, что Дух Святой имеет для вас. И вы всегда можете быть уверены, что Он дает вам наилучший дар, подходящий для вас. Он не даст вам дар, который не дополняет вашу личность, и всегда принимает во внимание ваши желания или ваши слабости. Наш Господь всегда является мудрым даятелем.

Глава 6

Господство Христа

Религиозные условия христиан в Коринфе сильно отличались от того опыта, который имел Павел в иудейской религии. До своего обращения они ничего не знали о Живом Боге, Моисеевом Законе, чудесах, совершавшихся в Ветхом Завете пророками. "Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас" (1 Кор. 12;2). Здесь Павел использует слово "вели", говоря о сатанинской силе; и действительно за идолопоклонством стоит сатанинская сила. "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божьим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3).

Читая, мы видим, что апостол проводит очень ясную черту между христианством и любой системой человеческих предрассудков. Здесь мы видим нечто большее, чем просто искренность, потому что человек может быть искренним в заблуждении. Кто-то может быть очень религиозным человеком, крайне религиозным, и очень искренне соблюдать все свои религиозные ритуалы; и, тем не менее, он может быть в конечном итоге искренне неправ в своей искренности. Любая религия, которая отвергает Божественность Иисуса Христа, любая религия, которая отвергает искупительную Кровь Сына Живого Бога, является не христианской, но антихристианской. Вот что проводит четкую границу во всем мире - как вы относитесь к Иисусу, Сыну Живого Бога.

Христианство и только христианство превозносит Иисуса Христа, Сына Живого Бога, и принимает Его Божественность. Другие религии отвергают Его Господство, предавая Его заклятию, потому что только Духом Святым мы можем признать Господство Иисуса.

Подсчитывали ли вы, сколько раз Павел в послании к Коринфянам использует титул Господь применительно к нашему чудесному Спасителю? Это истинно послания Господства Иисуса Христа, и мы призваны всегда признавать Его Господство, Его абсолютный авторитет над нашими сердцами и над нашей жизнью. При любых обстоятельствах помните, что Дух Святой признает Господство Иисуса Христа; и вы и я, как члены Его Тела, также должны признавать Его абсолютный авторитет над нашими сердцами, разумом и жизнью.

Это относится и к духовным дарам. Во-первых, мы должны всегда помнить ту цель, для которой дары были даны - распространение Евангелия и созидание церкви; во-вторых, мы всегда должны признавать Его Господство над каждым даром, данным Духом. Он имеет абсолютный авторитет над каждым даром, который Он дал. Мы есть слуги Всевышнего Бога, и Он есть наш Господь; но, судя по поведению некоторых христиан, можно подумать, что они являются господами, а Он их слугой. Я не проявляю никакого неуважения и не кощунствую, когда говорю это, но это правда. Я столько раз была свидетелем духовного фанатизма в некоторых религиозных организациях; я видела столь много духовной гордости в жизни некоторых христиан, которые представляют себя так, будто ОНИ имеют господство, что это ОНИ управляют, что это ОНИ все контролируют и что Господь Иисус Христос - их слуга.

Я думаю об этом, когда слышу молящихся мужчин или женщин, когда они требуют чего-то от Бога. Я боюсь и трепещу. Друзья мои, мы лишь хрупкие творения, сделанные из глины, зависимые от Бога при каждом вздохе нашего сердца. Как мы можем сметь приказывать Ему сделать что-нибудь! Как может какой-нибудь человек посметь повелеть Богу сделать что-либо! Он есть Бог Всемогущий, и мы должны всегда помнить это.

Глава 7

Дар мудрости

Давайте изучим некоторые конкретные дары Духа, начиная с того, который многие считают наибольшим из духовных даров, Слова Мудрости. Бог совершенен и абсолютно мудр, и через этот дар Духа Он дает человеку часть Себя часть того, что является абсолютным совершенством.

Некоторые считают, что этот дар мудрости есть природный дар, освященный для служения Богу. Поскольку вся мудрость приходит от Бога, они считают, что освящение природного дара становится духовным проявлением. Но это не так. Если мы считаем, что это есть истинное толкование слова мудрости, тогда каждый учитель Библии может объявить, что он имеет этот дар, величайший из даров Святого Духа. В этом случае было бы очень трудно провести границу между учителем в воскресной школе, излагающим свой урок, и опытным библейским комментатором, доносящим глубокие библейские истины.

Есть и другие. Обладая определенной долей природной мудрости, они считают, что имеют чудесный дар мудрости, полагают, что слово мудрости означает мудро говорить, выразить факт, сказать слово "вовремя" или помочь тем, кто нуждается в совете или замечании. Если бы это было правильным истолкованием слова мудрости, то этот дар был бы более распространенным, чем мы предполагаем. Существует огромное множество людей, множество драгоценных детей Божьих, которые способны дать слово помощи другому. Фактически, каждый из нас как христианин, должен быть способным помочь тем, кто имеет проблемы или трудности.

Но подумайте! Слово мудрости это Божественное сверхъестественное откровение мыслей и намерений Божьих, переданных Духом Святым. Есть только Один, Кто имеет совершенную мудрость, только Один. Это Всемогущий Бог, включая каждого члена Троицы: Бога-Отца, Иисуса Христа Сына и Личности Святого Духа. Ни один человек не имеет совершенной мудрости. Даже Соломон не мог претендовать на это.

Прочитайте внимательно, как Библия определяет этот дар: он называется СЛОВОМ мудрости. Это Божья мудрость, частично переданная человеку. Это может быть определено как дар Слова Божьей Мудрости. Когда Бог открывает свои намерения человеку, то этот человек обладает словом Божественной совершенной мудрости. Независимо от этого сверхъестественного дара Святого Духа Господь желает вести верующих в их ежедневных усилиях, чтобы дать им необходимую мудрость для каждого конкретного случая или обстоятельств. Каждый день в своей жизни я молюсь о Божественной мудрости, Его мудрости. Но есть дар, который Святой Дух дает индивидуально, когда человеку передается буквально Божья мудрость, и Бог открывает ему Свои цели. Это есть сверхъестественный дар от Бога, а не прославление человеческой собственной природной мудрости или способностей.

Глава 8

Дар веры

Прежде чем приступить к изучению дара веры, отвечу на вопрос, который многие задают: Необходим ли дар веры для совершения чудес? Ответ - нет.

Кое-кто, возможно, удивится моему ответу, но не забывайте, что каждый дар Духа действует независимо от других. Слово Божье, которое находим в книге пророка Захарии 4:6, есть очень драгоценная и жизненно важная часть моей жизни: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф".

Текст Писания перед этим местом рассказывает нам, что пророк видел светильник и лампады светильника, каждая лампада действовала независимо от других; однако все они получали елей из одной чашечки. Дух Святой является елеем, и Он есть та сила, которая буквально поддерживает огонь в светильнике. Каждая лампада независима от других, но секрет силы заключается в ЕЛЕЕ Святого Духа!

Подобно этому каждый дар Духа действует независимо от других даров. Поэтому, когда мы говорим о даре веры, мы видим, что он действует независимо и не связан с даром чудотворения, с божественным исцелением или исцелением физического тела. Кто-то может иметь дар исцеления и не иметь при этом дара веры; кто-то другой может иметь дар чудотворения и не иметь дара исцеления; и при этом оба не обязательно имеют дар веры. Просто удивительно, сколь у многих из нас предвзятые идеи, и сколь многие вкладывают слова в уста Божьи, слова, которых там нет, думая при этом противоположно Слову Божьему.

Прочитайте: "Одному дается Духом... вера... иному дары исцелений... иному чудотворения". Это совершенно отдельные дары. Многие связывают веру с физическим исцелением. Когда мы говорим о человеке с великой верой, они моментально ассоциируют его с чудесами и с исцелением физического тела. Однако, кто-то может иметь дар веры и при этом никогда не видеть чудес исцеления! Существуют тысячи, даже десятки тысяч чудес, которые не имеют никакого отношения к физическому исцелению. Может быть великая вера, кто-то может иметь дар веры и не иметь силы в этой жизни помолиться за исцеление больного.

Вера - это не то, что мы носим с собой, или вещь, которую мы можем положить в карман и вытаскивать каждый раз, когда нам захочется на нее полюбоваться. Мне всегда хотелось, чтобы я могла положить веру в какую-нибудь маленькую коробочку, чтобы всякий раз, когда вам нужна вера, я посылала бы вам эту маленькую коробочку. Но могу сказать вам: веру невозможно смастерить или изготовить.

Позвольте проиллюстрировать. Есть люди, которые отрицают тот факт, что вороны кормили Илию дважды в день хлебом и мясом; которые сомневаются, что Даниил был защищен Богом от львов во рву, и полностью отвергают реальность того, что три еврейских юноши были спасены от огненной печи. Седрах, Мисах и Авденаго очень много пострадали от либералов; то же произошло с Ионой и китом!

Итак, я современна во всем, кроме Библии! Что касается Слова Божьего, я старомодна и верю всему, что говорит эта книга. Я так же старомодна, как Даниил в львином рву; так же старомодна, как Иона во чреве кита. Я верю, что вороны буквально кормили Илию - для меня нет никаких сомнений. Есть чудеса гораздо более великие, чем исцеление физического тела, но я не недооцениваю величие физического исцеления. Я "верю, что когда Бог повелел Моисею направить свой жезл на море, дар чудотворения был необходим, чтобы разделить воды, и второй дар Духа, дар веры был нужен для проходящих на другую сторону, чтобы не потерять рассудок, пока все не перейдут по сухой земле.

Даниил познал трепет дара веры, находясь в львином рву. Седрах, Мисах и Авденаго познали трепет дара веры, когда были брошены в огненную печь. Я не верю, что была хоть крупица страха в сердцах или мыслях этих трех еврейских юношей, когда Навуходоносор повелел своим сильным воинам связать их и бросить в огненную печь. Я верю, что Бог дал Илие дар веры, когда он молился, чтобы огонь сошел с неба и пожрал воду, когда он бросил вызов пророкам Ваала. Дар ВЕРЫ - один из славнейших даров Духа, и в этом даре веры всегда необходим элемент опасности, чтобы привести его в действие.

Те, кто видят мое служение, знают о моем глубоком уважении и восхищении по отношению к Джорджу Мюллеру, подлинному святому Божьему. Не знаю, сознавал он или нет действие дара веры в своей жизни, но я убеждена, что Бог дал этому человеку дар веры. Он руководил одним из самых больших детских домов, которые когда-либо знал мир. Джордж Мюллер не просил финансовой поддержки и ни к кому не обращался за помощью; тем не менее, дети всегда были сытыми и никогда не ложились спать голодными. По свидетельству всех, кто хорошо знал его, Джордж Мюллер никогда не испытывал тревоги и не переживал о том, кто даст ему пищу или необходимые финансы для детского дома. Ему был дан дар веры, и дар веры приносит мир и покой во времена нужды и опасности.

Итак, подводя итог, мы можем сказать, что дар веры - это сверхъестественное действие Святого Духа через того, кто его имеет, что позволяет ему сохранить непоколебимое доверие Богу для своей личной защиты и обеспечения. Вера - это дар, данный Богом, дар Святого Духа.

Глава 9

Дар чудотворения

Божьи дары - это доверие, вложенное в руки или тело личности, никогда не забывайте этого. Ни один дар не дается человеку для его славы или для "представления". Дух Святой будет возвеличивать и превозносить только одну Личность, и эта Личность есть Иисус Христос, Сын Живого Бога. Иисус Сам сказал нам, что Дух Святой "прославит Меня", и Он прославит, Он возвеличит, Он привлечет внимание к Иисусу и только к Нему. Следовательно, мы знаем, что когда Дух Святой вкладывает в человека чудесное доверие, когда Он помещает это доверие в руки или тело личности, этот человек выходит за рамки, если использует этот дар в личных эгоистических целях или для самовозвеличивания. Именно по этой причине Павел открывает двенадцатую главу послания к Коринфянам такими словами: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о ДАРАХ духовных". Каждый дар должен быть подчинен Господу. И Его власть должна признаваться при использовании всех этих даров.

При исследовании дара чудотворения я призываю вас быть очень внимательными, чтобы не спутать дар чудотворения с даром исцеления. Удивительно, как много людей настолько привыкли к тому, чтобы связывать слово "чудо" с Божественным исцелением. Однако дар исцеления - это один дар; вера это один дар; а дар чудотворения - это другой дар, потому что слово Божье говорит: "...иному дар чудотворения". Следовательно, чудотворение это НЕ тот же самый дар, что исцеление, и не тот же самый дар, что вера.

Что же тогда является чудотворением? Что такое дар чудотворения? Это сверхъестественная демонстрация силы Божьей, которой законы природы либо отменяются, либо контролируются. Бог остается могущественным Творцом. Он - Бог Всемогущий. Нет ничего невозможного для Него. Мы забываем, что Он обладает властью контролировать стихии. Мы забываем, что в Его власти отменять законы природы и даже законы вселенной. Почему кое-кто так сильно удивляется чудесам? Почему человеческие существа настолько ограничены в своем мышлении, что они отказываются принять что-либо, что находится за границами сверхъестественного? Бог есть Творец всего, Он Тот, Кто сформировал вселенную, сотворил всякую плоть и вдунул дыхание жизни в лице первого человека - Адама, и Он имеет власть отменять Свои законы, законы природы. Бог контролирует все, и чудотворение - это сверхъестественное проявление Его силы, которой эти законы либо сохраняются, либо отменяются.

Давайте пойдем немного дальше. Чудо это верховный Божий акт, проявление Божественной силы, данной для подтверждения послания от Бога. Ни в одном случае Бог не творит чудес и не позволяет чудо ради "спектакля" или для привлечения людей к сотворившему чудо. Цель, стоящая за Божьими чудесами, это подтверждение Его послания людям.

Очевидно, что во времена пророков Ветхого Завета происходило больше чудес, чем сегодня. Почему тогда эти дары действовали больше? Во-первых, потому, что мы обладаем сегодня большим духовным светом. Мы имеем Библию. Мы имеем буквально записанное Слово Божье. Осознаете ли вы, что святые Ветхого Завета не имели Библии, как мы имеем ее, что те ранние христиане не имели Нового Завета как путеводитель? Чудеса в Ветхом Завете происходили чаще, потому что пророки устанавливали свой Божественный авторитет перед людьми через чудеса, которые они совершали. В этом смысле чудеса были как бы их верительными грамотами.

Чтобы понять служение Бога через чудеса, мы рассмотрим четыре различных периода в истории Писания, где дар чудотворения записан для нашего изучения и просвещения. 1. Моисей, когда он вел детей Израиля из египетского рабства; 2. чудеса, сотворенные Илией; 3. служение Иисуса; 4. День Пятидесятницы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Ст. 3-4 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же

Второе (апостол) излагает далее так: «потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса »: и еще: «» (1Кор.12:3) . Когда, говорит, ты увидишь, что кто-нибудь не произносит имени Иисуса или даже анафематствует Его, то он – гадатель; а когда увидишь другого, который обо всем говорит с именем Его, то знай, что он – духовный. Что же, спросишь, сказать об оглашенных? Если никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым, то что сказать о них, которые произносят имя Его, но Духа не имеют? Не о них теперь говорит (апостол), – так как (коринфяне) были тогда не оглашенные, – а о верующих и не верующих. Но разве никакой бес не именует Бога? Не говорили ли бесноватые: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк.1:24) ? Не говорили ли они и Павлу «сии человеки – рабы Бога Всевышнего» (Деян.16:17) ? Говорили, когда были мучимы и вынуждаемы, а добровольно и не мучимые никогда. Здесь можно спросить: для чего бес говорил это, а Павел запретил ему? (Павел) подражал своему Учителю; и Христос запрещал бесам говорить, не желая получать от них свидетельство. А для чего бес делал это? Он хотел произвести замешательство, лишить апостолов чести и склонить многих слушать его самого. Если бы это было допущено, то бесы оказались бы достойными вероятия и легко стали бы вводить, что им угодно. Потому, чтобы этого не было и чтобы обман не получил даже начала, (апостол) заграждает им уста и тогда, когда они говорили правду, для того, чтобы никто совершенно не внимал им во лжи, но всякий отвращал слух свой от всего, что бы они ни говорили. Показав таким образом первый и второй признак гадателей и пророков, (апостол) далее беседует о чудесах, приступая к этому предмету не просто, но так, чтобы прекратить происходившее отсюда несогласие и убедить тех, которые получили меньше, не скорбеть, а тех, которые получили больше, не превозноситься. Потому начинает так: «дары различны, но Дух один и тот же » (1Кор.12:4) . Прежде всего он вразумляет того, кто получил меньший дар и из-за этого скорбит. О чем, говорит, ты скорбишь? О том, что не получил столько, сколько другой? Но вспомни, что это – дар, а не долг, и получишь утешение в скорби. Потому он прямо и выразился так: «дары различны ». Не сказал: знамения, или чудеса, но: дарования, названием дара убеждая не только не скорбеть, но и чувствовать благодарность. Вместе с тем, говорит, представь и то, что хотя ты получил дар меньшей меры, но удостоившись получить его оттуда же, откуда и получивший больше, ты имеешь одинаковую с ним честь; ты не можешь сказать, что ему даровал Дух, а тебе ангел; и тебе и ему даровал Дух. Потому и прибавляет: «но Дух один и тот же ». Хотя есть различие в даре, но нет различия в Даровавшем: из одного источника получили и ты и он.

Гомилия 29 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Амвросий Медиоланский

Если два бруска приложить один к другому, то их прямизна соединит их в единое целое, а если кривое дерево приложишь к бруску, то окажется, что искривленное не сходится с прямым. А поскольку похвала Божия есть правая, то необходимо правое сердце, чтобы ему подобала и приличествовала похвала. Если никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым , то как принесешь хвалу, когда в тебе нет духа правого, обновленного в утробе твоей (Пс. 50:12) ?

Гомилии на Псалмы (Пс. 32).

Свт. Амвросий Медиоланский

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Если мы не можем иначе, как только Духом Святым, назвать Иисуса Господом , то можем ли мы без Духа Его проповедовать?

О Святом Духе.

Свт. Феофан Затворник

Темже сказую вам, яко никтоже Духом Божиим глаголяй, речет анафема Иисуса; и никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым

Связь сих слов с предыдущим не так ясна. Темже сказую , говорит, – будто вывод из предыдущего делает; а как это выходит, оттуда не видно. Разве так: и в язычестве представляются некоторые дивности, как например, прорицания в исступлении, какие издавали бесы устами людей; и это будто дарования необычные, только бесовские, богопротивные; если хочешь удостовериться, заставь исступленника исповедать имя Господа Иисуса, и увидишь разность. «Когда ты увидишь, что кто-нибудь не произносит имени Иисуса, или даже анафематствует Его, то он бесоисступленник; а когда увидишь другого, который обо всем говорит с именем Его, то знай, что он истинный Духоносец» (святой Златоуст). «В ком действует Божественный Дух, тому невозможно сказать, что Христос чужд Божественного естества; никому невозможно также искренно исповедать Его Богом, как только просвещенному оною благодатию» (Феодорит). Верующие окружены были идолопоклонниками, которые иногда являли нечто, могшее изумлять. Апостол уже указал признак обмана в состоянии бесоисступленности их прорицателей. Теперь указывает другой (святой Златоуст) – в том, что те не могут терпеть имени Иисуса, хулят Его, злословят, говорят Ему: анафема. Исполненный Духом Божиим не может сказать худого слова об Иисусе; да и исповедать, как должно, Иисуса Господом никто сам собою не может, а если исповедует, то не иначе, как Духом Святым. Истинная вера, что Господь Иисус Христос есть Бог во плоти и Спаситель, Духом Божиим печатлеется в сердце. Есть разного рода нарицания Иисуса Господом; нарицают Его так иногда язык только, иногда память, иногда и мысль; но нарицание сердцем совсем иное от всего подобного. И бесы говорили Господу: вемы Тя, кто еси, Сын Божий (Мк. 1, 24 ; Лк. 8, 28) . Но тут ничего не было искреннего, а крылась хитрость и намерение посредством этого другим путем отклонять от Господа. В наше время хитрость подобная крылась у спиритов; сначала они хорошо говорили о Господе, потом запрещали говорить о Нем, а теперь открыто стали одни порицать Его, а другие уверять, что и Он из их партии. Показав таким образом существенное различие того, что у язычников призрачно представляется выходящим из обычного порядка, от того, что сверхъестественным образом действуется в Церкви, в виде чрезвычайных дарований, святой Павел говорит теперь бб) об источнике их (стихи 4-6), вв) цели (стих ) и гг) разнообразии (стихи 8–11), «беседуя об этом не просто, но так, чтобы прекратить происходившее отсюда несогласие и убедить тех, которые получили меньше, не скорбеть, а тех, которые получили больше, не превозноситься» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Как никто, в Духе Божием говорящий , и во имя Иисуса совершающий чудеса Духа, не скажет анафемы Христу , – так никто не может сказать: Господь Иисус , если не Духом Святым. Человек, в котором совершается действие даров Духа, – он может провозглашать и говорить: Господь есть Иисус.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Максим Исповедник

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Стяжавший совершенную любовь и всю жизнь свою по ней устроивший – Духом Святым именует Господом Иисуса. Из противного же сему бывает противное.

Главы о любви.

Блж. Феофилакт Болгарский

Потому отказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

И это говорит, да будет тебе признаком вещуна: он «анафематствует», то есть хулит и злословит Иисуса; наоборот, признаком пророка: он произносит имя Господа с благохвалением. Что же оглашаемые? как они, не имея еще Духа, именуют Иисуса? Но не о них теперь речь, а о верующих и неверующих. Что же бесы? разве они не называли Иисуса именем Господа (Мк. 5:7) ? Но они называли под ударами и против воли, а добровольно и без поражения – никогда.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блж. Феодорит Кирский

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Не одному учит Единородный Сын, а другому – Всесвятой Дух. Но как о достоинстве Всесвятого Духа учил в божественном Евангелии Владыка Христос, так и о Его владычестве проповедовал Божественный Дух. И в ком действует Божественный Дух, тот не может сказать, что Христос чужд Божественного естества.

Толкования на послания апостола Павла.

Ориген

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Есть многие разновидности духов, которые никто не сумеет распознать точно, если не будет обладать даром различения духа (1 Кор. 12:10) .

Фрагменты.

Севериан Габальский

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Поскольку и легион, и имевшая дух прорицания называли Господа Иисусом, мы не говорим, что говорящий это говорит совершенным образом. Ибо есть многие праведные, называемые господами, но здесь исповедуется господство и власть Христа над всеми.

Фрагменты.

Амвросиаст

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Ибо здесь названо то начало, от которого обозначен Господь Иисус, и не от лести человеков, подобно тому как и идолов называют богами, но в свете истины Духа Святого. Ибо что бы ни было высказано кем истинного, то говорится Духом Святым.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым

Теперь, в христианстве, нечего бояться этого бесовского влияния. Нельзя думать, чтобы христиане, восторженное состояние которых могло напоминать коринфянам о восторге языческих прорицателей, сделались игрушкой в руках бесовской силы. Никто, ведь, из говорящих в Духе Божием в богослужебном собрании, не произнесет анафемы на Иисуса – нечего бояться, что бесовская сила побудит к этому говорящего в Духе Божием. С другой стороны не следует презирать тех учителей веры, которые в простых словах исповедуют в Церкви Божественное достоинство Иисуса Христа. Хотя они и не находятся в таком восторженном состоянии, в каком находились говорившие в Духе Божием разными языками, однако и они побуждаются к этому исповеданию Духом Святым. Таким образом коринфяне могут быть спокойны, видя такой сильный приток духовных дарований в Церкви, а с другой стороны, они должны научиться ценить всякое исповедание Христа, даже и не облеченное в те блестящие формы, в какие была облечена речь говоривших в Духе Божием разными языками. – Потому , т. е. в виду, сопряженных с появлением духовных дарований в Церкви, воспоминаний о речах языческих прорицателей. – Говорящий в Духе Божием , т. е. находящийся в состоянии духовного восторга, когда утрачивается почти воля и самосознание. – Анафемы на Иисуса , т. е. не скажет, что имя Иисуса должно изгладиться из памяти человечества. Слово ανάθεμα у LXX и в Новом Завете обозначает предмет, который Богом обречен на уничтожение (Втор. 7:25 ; Гал. 1:8) . Ап. говорит об анафеме на Иисуса , а не на Христа – потому, что имеет здесь в виду возможную напр. в собраниях иудеев речь какого-нибудь фанатика-еврея о Христе. Такой фанатик, конечно, называл Христа просто Иисусом. – Назвать – в смысле: исповедать – исповедать от всего сердца и с полным убеждением, подобно диакону-первомученику Стефану, исповедавшему Иисуса – Господом (Деян. 7:59) .

Толковая Библия.

Спрашивает Тимофей
Отвечает Александр Серков, 22.09.2013


Кто не находится под влиянием Духа Божия, тот не может признать Иисуса Сыном Божиим. Впрочем, на словах можно признать Иисуса Христа Господом и Спасителем и без всякого побуждения Духа Святого, что нередко делают наглые ругатели. Но сердечное искреннее признание Иисуса Господом исходит лишь из уст того, кто водим Духом. Те, кто по истине чтит Имя и дело Иисуса, этим показывают, что они находятся под влиянием Святого Духа. Ни один человек не способен по настоящему почитать Христа и с благоговением и любовью относиться к Его имени и к Его делам, пока он под влиянием Святого Духа не увидит Божественной природы Спасителя. Никто не может делать этого, следуя побуждениям своего невозрожденного сердца. Всякий человек, когда приходит ко Христу, ощущает на себе возрождающую силу Святого Духа.

С уважением, Александр.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Loading...Loading...