Составитель поездов должностная инструкция. Составитель поездов: должностная инструкция, обязанности, права

Характеристика работ. Руководство движением маневрового локомотива. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров. Расформирование-формирование составов и групп вагонов. Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов или централизованных стрелок, переданных на местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза. Содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.

Должен знать: должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт составителя поездов; правила перевозки грузов; правила и нормы по охране труда; технологический процесс работы обслуживаемых станций; план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление; общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров; план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи.

При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах промышленного железнодорожного транспорта - 3-й разряд;

при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта - 4-й разряд;

при выполнении маневровой работы в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта - 5-й разряд;

при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта большой и повышенной мощности - 6-й разряд.

Примечания:

1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ в "одно" лицо тарифицируется на один разряд выше.

2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.

Инструкция:

Используя информацию данной статьи и методику создания должностной инструкции , разработайте должностную инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на форуме . Мы всегда поможем и оценим.

Российская ФедерацияТИ

ТИ-019-2002 Типовая инструкция по охране труда для составителя поездов

установить закладку

установить закладку

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СОСТАВИТЕЛЯ ПОЕЗДОВ

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации и проведению безопасной работы составителя поездов при проведении маневровых работ на железнодорожных путях.

1.2. К самостоятельной работе в качестве составителя поездов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

  • профессиональное обучение и имеющие соответствующее удостоверение по профессии;
  • предварительный медицинский осмотр и получившие заключение о пригодности к данной профессии;
  • вводный инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему;
  • первичный инструктаж на рабочем месте и обученные безопасным методам и приемам выполнения работ.

1.3. Составитель поездов, занятый на работе, где организацией труда предусматривается совмещение производственных профессий, должен пройти обучение по всем видам работ, сдать экзамены и получить допуск.

1.4. Составитель поездов обязан проходить:

  • периодические медицинские осмотры - ежегодно;
  • повторный инструктаж по безопасности труда - не реже одного раза в квартал;
  • обучение безопасным методам и приемам работ и проверку их знаний в объеме программы, утвержденной администрацией предприятия, - один раз в год;
  • внеплановый и целевой инструктаж по безопасности труда - по мере необходимости.

1.5. Составитель поездов с признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к работе не допускается.

1.6. Составитель поездов обязан: соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину труда; своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; бережно относиться к имуществу предприятия; соблюдать порядок передвижения по территории предприятия; знать значения применяемых на предприятии знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, быть внимательным к подаваемым сигналам и выполнять их требования.

1.7. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обратиться к работнику, ответственному за безопасное производство работ (мастеру или начальнику смены).

1.8. В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим труда и отдыха.

1.9. Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.10. Для питья следует использовать воду только из сатураторов, питьевых фонтанчиков, питьевых бачков. Использовать другие, случайные источники не допускается.

1.11. Прием пищи следует производить только в специально оборудованных помещениях (местах).

1.12. При составлении поездов имеют место такие опасные и вредные производственные факторы как: движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума; общая вибрация; высокое значение напряжения в контактной сети, замыкание которой может произойти через тело человека.

1.13. Администрация предприятия должна обеспечивать составителя поездов средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

  • плащ непромокаемый - 1 шт. на 3 года;
  • комбинезон хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой - 1 шт. на год;
  • рукавицы брезентовые - 6 пар на год;
  • ботинки кожаные - 1 пара на год;
  • жилет сигнальный - до износа;
  • респиратор - до износа.

Зимой дополнительно:

  • куртка на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;
  • брюки на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;
  • валенки - 1 пара на 2,5 года.

1.14. Составитель поездов без полагающихся по условиям производства спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений к выполнению работ не допускается.

1.15. Составитель поездов обязан:

  • соблюдать на производстве требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
  • соблюдать меры предосторожности при проведении работ с цистернами, содержащими легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, горючие газы и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, материалы и оборудование;
  • знать месторасположение главного и запасных выходов из депо и пути эвакуации из зоны возникновения пожара или аварии;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.16. Использовать первичные средства пожаротушения, немеханизированный пожарный инструмент и инвентарь для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.

1.17. Сбор использованных обтирочных материалов должен производиться в специальные металлические ящики с закрывающимися крышками.

Ящики с использованным обтирочным материалом должны очищаться по мере их наполнения, но не реже одного раза в смену.

1.18. Составитель поездов должен: иметь элементарное представление об опасностях при соединении электропроводов, вагонов в составе; знать правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока.

1.19. Запрещается прикасаться к открытым токоведущим частям оборудования, оголенным проводам и контактной сети, производить самовольное исправление или подключение электропроводки, устанавливать или заменять электролампы, а также вешать одежду и укладывать какие-либо предметы на провода.

1.20. О случаях травмирования и всех неисправностях работы механизмов, подвижного состава, нарушениях требований подготовки вагонов к сдаче, ухудшении условий труда, возникновении чрезвычайных ситуаций составитель поездов должен сообщить дежурному по станции и принять профилактические меры по обстоятельствам, обеспечив собственную безопасность.

1.21. При заболевании, отравлении или несчастном случае составитель поездов должен немедленно прекратить работу, известить об этом мастера (начальника) смены или дежурного по станции и обратиться за медицинской помощью.

1.22. При несчастном случае с другими работниками необходимо: оказать пострадавшему первую помощь, соблюдая меры собственной безопасности; по возможности сохранить обстановку случая и о случившемся доложить мастеру (начальнику) смены или дежурному по станции.

1.23. В процессе работы составитель поездов обязан соблюдать правила личной гигиены: обеспыливать спецодежду; мыть руки с мылом перед приемом пищи; следить за чистотой рабочего места, спецодежды и средств индивидуальной защиты.

1.24. По мере загрязнения или износа спецодежда составителя поездов должна подвергаться химчистке, стирке или ремонту за счет средств предприятия.

Не допускается обработка и стирка загрязненной спецодежды на дому самими работниками, а также применение для этой цели взрыво- и пожароопасных веществ.

1.25. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, составитель поездов несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть спецодежду. Застегнуть и заправить одежду так, чтобы она не имела свисающих и развевающихся концов и не стесняла движений. Головной убор не должен плотно закрывать уши. Поверх спецодежды надеть сигнальный жилет.

При выполнении работ в местах, где концентрация асбестосодержащей пыли в воздухе превышает или может превысить установленные предельно-допустимые концентрации, надеть респиратор.

2.2. Проверить внешним осмотром:

  • исправность и освещение площадок для обслуживания составов, лестниц и переходных мостиков;
  • чистоту и незагроможденность проходов, площадок для обслуживания оборудования, лестниц, переходов, мостиков;
  • расположение вагонов на железнодорожных путях;
  • наличие тормозных башмаков и сигнальных средств. Составитель поездов должен иметь: желтый и красный сигнальные флажки, ручной сигнальный фонарь, ручной свисток. Все сигнальные принадлежности должны быть чистыми и в исправном состоянии.

2.3. Получить информацию о положении на путях своего маневрового района и о наличии вагонов или цистерн с токсичными веществами от составителя поездов, сдающего смену.

2.4. Оформить прием смены в журнале приема-сдачи смен.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Составитель поездов должен помнить, что производственные условия, в которых он работает, требуют постоянной осторожности и бдительности. Работая среди движущихся локомотивов и вагонов, нередко в условиях недостаточной видимости, особенно в ночное время, в туман и ненастную погоду, составитель поездов должен знать, что при несоблюдении безопасных методов и приемов работы и невнимательности он может подвергнуть свою жизнь и жизнь других работников опасности.

3.2. Прежде, чем приступить к работе по производству маневров:

  • убедиться, что все работники (машинист тепловоза, его помощник), участвующие в маневрах, находятся на своих местах;
  • ознакомить членов локомотивной бригады с планом работ и порядком ее выполнения;
  • проверить, сцеплены ли между собой вагоны, которые предстоит передвигать, и нет ли препятствия для их передвижения (тормозных башмаков, подкладок);
  • убедиться в отсутствии людей в вагонах и под вагонами, а при их обнаружении удалить их;
  • предупредить работников, производящих погрузочно-разгрузочные работы, о предстоящих маневрах;
  • убедиться в прочности закрепления бортов и платформ, люков у полувагонов и дверей вагонов.

3.3. При производстве маневров соблюдать следующие требования:

  • находится в таком месте, откуда обеспечивается лучшая видимость маневрирующего состава, а машинисту тепловоза или его помощнику были видны подаваемые сигналы;
  • при производстве маневров с большим по длине составом на кривых участках пути или в условиях плохой видимости необходимо привлекать своего помощника или других работников цеха для передачи сигналов;
  • перед передвижением вагона или состава в места погрузки и выгрузки грузов, складированных навалом (круглый лес, доски, каменный уголь, оборудование и др.), убедиться в отсутствии препятствия для движения;
  • маневры с вагонами, погрузка или выгрузка которых не закончена, производить только после согласования с работниками, ответственными за погрузочно-разгрузочные операции;
  • организовать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников и сохранность подвижного состава;
  • во всех случаях изменения плана маневровой работы необходимо ознакомить с изменениями машиниста тепловоза и только потом приступать к работе;
  • при движении состава вагонами вперед составитель поездов должен находиться впереди на первой по движению тормозной площадке или специальной подножке вагона и свистком предупреждать работающих.

3.4. Прежде, чем сойти с вагона или локомотива на междупутье убедиться в исправности подножек и поручней, в отсутствии на междупутье или обочине посторонних предметов, о которые можно споткнуться. Вдоль путей можно идти только по обочине пути или середине междупутья, при этом обращать внимание на движение поездов и локомотивов на смежных путях.

3.5. В процессе маневровой работы проявлять осторожность и осмотрительность перед каждым своим действием по сцеплению и расцеплению вагонов, разъединению соединительных рукавов и направлению головок автосцепок.

3.6. Запрещается во время движения состава отвлекаться от наблюдения за движением на соседних путях.

3.7. Расцепку автосцепок разрешается производить только после перекрытия концевых кранов обоих вагонов, разъединения соединительных воздушных рукавов и закрепления их на подвесках.

3.8. Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, разъединение и подвешивание рукавов должно производиться только при полной остановке вагонов.

Запрещается после разъединения соединительных рукавов пролезать под головкой автосцепки на противоположную сторону.

3.9. При сцеплении вагонов убедиться, что сцепление вагонов произошло, особенно на железнодорожных путях с неблагоприятным профилем, так как в этих случаях несцепившиеся вагоны могут произвольно уйти под уклон.

3.10. Во всех маневровых районах перевод ручных стрелочных переводов производится составителем поездов, поэтому он должен помнить, что от правильности перевода стрелки (плотного прилегания остряка к рамному рельсу и взятие на закладку) зависит безопасность движения и личная безопасность. После схода вагона с рельса или разреза стрелки прекратить движение, сообщить диспетчеру железнодорожного цеха, который должен вызвать инженерно-технического работника службы пути для проверки состояния пути или стрелки.

3.11. При необходимости оставления вагонов в расцепленном состоянии расстояние между вагонами должно быть не менее 10 метров.

3.12. По окончании маневров в данном районе необходимо установить стрелки в прежнее положение.

3.13. Перед отцепкой состава от локомотива установить тормозные башмаки под колеса вагонов, не менее 2 штук.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Во время движения поезда при внезапно возникшем препятствии, угрожающем безопасности движения, принять меры для немедленной остановки поезда и сообщить об этом диспетчеру или дежурному по железнодорожной станции.

4.2. При пожаре вагона или пристанционных сооружений (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.):

  • сообщить об этом по телефону или другими средствами связи дежурному по станции;
  • принять меры по эвакуации людей и сохранности материальных ценностей;
  • приступить к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения (огнетушителем, песком, кошмой и т.п.).

4.3. При обрыве электропровода запрещается приближаться к опасному месту на расстояние менее 8 м. При этом необходимо принять меры, исключающие попадание других работников в опасную зону, и сообщить о случившемся диспетчеру или другому должностному лицу.

Уходить из зоны растекания тока следует короткими шажками, не отрывая одной ноги от другой.

4.4. При несчастном случае необходимо оказать первую (доврачебную) помощь пострадавшему в следующей последовательности:

  • устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду и т.д.), соблюдая меры собственной безопасности;
  • выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, наложить повязку и т.п.);
  • сообщить дежурному по станции о необходимости вызова скорой медицинской помощи или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
  • 5.7. Надеть личную одежду в гардеробной для чистой одежды.

Ниже приведены виды работ и должностные обязанности составителя поездов в зависимости от присваиваемого разряда. Напоминаем, что пройти первичной , а также повышение квалификации на указанные разряды можно в учебном центре "ПромРесурс".

Составитель поездов

Составителем поездов считается сотрудник на железнодорожном транспортном предприятии, который отвечает за формирование и расформирование поездов и целых железнодорожных составов, обеспечивая безопасность на предприятии во время выполнения маневровых работ. Также, он является руководителем на момент осуществления маневровых действий на путях общего и частного пользования. Профессия имеет телеграфный шифр ДСД.

Описание выполняемых работ.

Составитель поездов осуществляет руководство локомотивом во время выполнения маневровых работ, следит за правильной тактикой других сотрудников, которые принимают участие в маневровых действий. Производит сцепку и отцепку отдельных вагонов к поездам, а также, проводит доставку вагона на погрузочные и разгрузочные площадки или пути и при необходимости убирает вагоны с этих путей.
Составитель занимается перестановкой вагонов с одного пути на другой, доставляет вагоны по требованию из одного парка в другой и передает их на разные станции. Составитель закрепляет на месте вагоны специальными стопорами (башмаками) и снимает их при необходимости. Во время стоянки состава или вагона он следит за его безопасностью. Он принимает участие при производстве осмотрщиками вагонов целостность и правильную работу тормозного механизма поезда.
При осуществлении перевода нецентрализованных путевых стрелок, на которых не предусмотрены дежурные стрелочные посты, и централизованных стрелок, контроль за которыми происходит в управлении местного уровня. Составитель отвечает за расцепку вагонов во время расформирования поездного состава, находящегося на сортировочной горке. Осуществление контроля скорости надвиг в момент расформирования состава, учитывая вес его отцепа и качеств ходовых механизмов. Он контролирует безопасность во время передвижения и других маневров, сохранность грузов и самого подвижного состава. Содержит в сохранности, исправности и чистоте предметы для сигнального сообщения и радиостанции.

Необходимые знания для работы в должности составитель вагонов.

Составитель должен правильно ориентироваться в правилах по перевозке грузов и их отдельных видов, его действия не должны расходиться с должностной инструкцией и распорядительным актом, если во внутреннем уставе при определенных случаях не прописано иного. Должен знать правовые нормы и обладать определенным набором знаний по охране труда. Иметь ясное представление об концепции устройства вагонов и грузовых контейнеров, знать порядок перевода стрелок (централизованных и нецентрализованных). Составителю необходимо знать полный план, специализацию, профиль и вместимость железнодорожных путей. Ориентироваться в местонахождении пунктов в зоне осуществления маневровых работ, где осуществляется погрузка и выгрузка вагонов. Должен по назначению использовать радиостанцию и другие принадлежности для работы в его должности.

  • 3 разряд присваивается составителю поездов в выполнении работы в маневровой зоне, где наблюдается низкая промышленная деятельность на железнодорожном транспорте;
  • 4 разряд определяется по работе с напряженными участками для маневровых работ в промышленной зоне железнодорожного транспорта;
  • 5 разряд для составителя поездов определяет его работу на станциях магистрального ж/д транспорта в районах с низкой промышленной деятельностью в маневровых работах;
  • 6 разряд присваивается во время осуществления маневровой работы маневровых зонах с низким уровнем промышленной деятельности на магистральных ж/д станциях.

Дополнения к профессии.

Пункт 1. Составителям вагонов и поездных составов, работающих самостоятельно без помощников, назначается тариф на одну категорию разряда выше, чем прописано в трудовом договоре.
Пункт 2. Помощнику составителя вагонов и поездных составов присваивается разряд на один ниже, чем разряд у составителя, под чьим руководством он выполняет свою работу.

Давайте сегодня поговорим о нужной и востребованной профессии, не так уж часто попадающей в поле нашего зрения. Составитель поездов - кто это, чем занимается, каков его функционал? Попробуем рассмотреть основные особенности и нюансы деятельности в данной должности.

Есть такая работа - составитель поездов

Если обратиться к официальной терминологии, то задача его - формировать и расформировывать подвижной состав поезда, то есть переставлять вагоны в нужном порядке. Разумеется, данное занятие требует определённых специфических знаний, то есть профессии этой можно обучиться, как и любой другой.

Относится такой труд к разряду нелегких и весьма ответственных. Главная задача специалиста-составителя - своевременная отправка в путь состава. На нем лежит ответственность за правильное комплектование поезда, его целостность, за безопасность передвижения и аккуратность выполнения маневров. Каждый из составов должен быть вовремя проверен, вагоны откреплены и закреплены.

Главный функционал

Давайте рассмотрим основные обязанности составителя поездов. Функций данная должность предполагает немало - ведь именно она определяет в конечном итоге эффективность железнодорожного движения. Основные обязанности специалиста - переводить нецентрализованные стрелки, вовремя ограждать вагоны состава тормозными башмаками, заботиться о безопасности и сохранности каждого поезда, прицеплять и отцеплять вагоны, руководить маневрами локомотива.

Объем работы зависит от размера станции, на которой трудится составитель поездов, а также региона ее нахождения.

Чем именно он занят

Как начинается рабочий день составителя поездов? Каждое утро работников собирают на специальную планёрку, где все они получают инструктаж по безопасности. Затем каждому выдается инвентарь строгого учета и ставятся рабочие задачи в виде расположения вагонов в определённом порядке.

Дальнейшая деятельность, предстоящая в течение рабочего дня, согласовывается с дежурным по станции. Повседневные обязанности составителя поездов складываются из обслуживания и проверки вагонов, а также сцепки-отцепки. Любое из его действий должно быть при помощи рации согласовано с дежурным.

Как видите, при таком количестве работы скучать однозначно не приходится. Обслуживая вагоны, готовя к отправке составы, он должен к тому же вовремя и без ошибок заполнять журнал учета и проводить проверку вагонов, которые принимает.


Вся эта деятельность требует обязательного личного присутствия. Инструкция составителя поездов предполагает его дежурство под контролем начальника станции. Но при этом уровень личной ответственности в этой профессии весьма и весьма высок.

Приняв смену, составитель поездов в обязательном порядке отмечает состояние и местонахождение каждого вагона, сохранность специальных пломб и присутствие инвентаря. Лишь выполнив в полной мере свои должностные функции - расставив по местам вагоны, проверив состав и т. п., он имеет право сдать дежурство.

Кадры решают многое...

Какие же личные качества требуются тому, кто хочет занять подобную должность? Любая профессия предполагает наличие определенных черт характера. Что именно должно быть присуще составителю поездов? Разумеется, прежде всего - добросовестное отношение к делу, точность и ответственность.


Другие важные черты, без которых не обойтись при такой работе, - стрессоустойчивость и умение ладить с людьми. Порой требуется руководство персоналом низшего разряда или теми, кто назначен в помощники. Спокойствие и умение сохранять хладнокровие в любых ситуациях - качества, востребованные в любой профессии, но в условиях железной дороги с ее сложным ритмом и множеством стрессовых факторов данные преимущества приобретают особенную актуальность.

Идем учиться

Как приобретается профессия "составитель поездов"? При кажущейся несложности должностных обязанностей человека с улицы на такую работу не возьмут. Обязательно потребуется соответствующее образование. Итак, где можно овладеть данной интересной специальностью?

Обучают ей в техникумах или колледжах, причём поступить туда можно уже после 9-го класса. Программа учебного курса будущего составителя посвящена в первую очередь вопросам безопасности железнодорожного движения и рассмотрению всех мельчайших технических нюансов данной сферы. Значительное место отводится освоению того, как и в каких обстоятельствах применяются специальные сигналы - ручные и звуковые.

Чему еще вас обучат

Будущий составитель поездов РЖД обучается тому, как руководить движением локомотива. Он должен знать правила использования тормозных башмаков, уметь работать с переносными радиостанциями и изучить все особенности обращения с ними. Очень важный момент - правильная техника закрепления на рельсах поездных составов.

Большое внимание в программе курса отводится вопросам погрузки-разгрузки, а также обеспечению целостности и сохранности перевозимого груза. Лекции будущему студенту будут прочитаны по таким предметам, как охрана труда, устройство и обслуживание грузовых вагонов, ОБЖ.

Об уровнях мастерства

Данная работа - составитель поездов - как и большинство подобных, предполагает существование квалификационных разрядов количеством 4. Те, кто имеет самый низкий (третий) разряд, могут трудиться далеко не на каждой железной дороге. Те, что имеют статус общего пользования, для таких работников пока закрыты. Район сферы деятельности начинающего специалиста должен отличаться не слишком интенсивным движением.

Имеющим четвертый разряд позволяется уже трудиться на тех же видах железнодорожного транспорта, но уже в регионах с большей интенсивностью потока, в связи с чем сложность работы заметно возрастает.

Когда квалификация растет


Специалисты, обладающие пятым разрядом, допускаются к обслуживанию железнодорожного транспорта общего пользования, но располагаться такие станции должны в одном из малодеятельных районов, аналогично варианту с третьим разрядом.

Высший разряд - шестой - предполагает допуск к наиболее сложным работам. Обладатель его допускается к должности составителя поездов в любом, даже самом сложном и высокоинтенсивном в плане движения районе, и может работать с транспортом общего пользования.

Высококвалифицированным работникам начальство может поручить руководство сотрудниками, имеющими более низкий разряд, но в целом всё зависит от региона расположения станции и ее статуса.

Права и гарантии

А что же насчёт прав работающих в такой должности? Само собой, имеются и они. К первоочередным из них для составителя поездов относится право запрашивать у руководства всё, что необходимо для работы. К такому оснащению относится комплект из сигнального фонаря с желтым флажком, рации, носимой радиостанции и, конечно же, специальной рабочей формы. Список может быть пополнен и иными принадлежностями. Если данные предметы экипировки выданы не были, работник вполне вправе пожаловаться на несоблюдение норм охраны труда.


К другим гарантированным правам сотрудника относится возможность своевременного и оперативного приема и сдачи дежурства. Часы работы специалиста должны укладываться в норму рабочего времени, согласно ТК РФ.

О минусах

О каких недостатках можно говорить применительно к данной профессии? Главной проблемой подобной должности, конечно же, является высокий уровень ответственности. Это очень и очень непростая работа, и сложность тем выше, чем выше разряд сотрудника. В то же время, с повышением квалификации закономерно растет и профессиональный опыт, что позволяет считать обязанности не столь изнурительными.

Другой недостаток - большое количество тяжелого физического труда. Это по-настоящему мужская профессия. Часто работать приходится в буквальном смысле собственными руками. И разумеется, сменный график с выходами по ночам не может не сказываться на состоянии здоровья и общем самочувствии.

Составитель поездов: зарплата и прочее

Но не всё так страшно, ведь недостатки любой профессии компенсируются ее достоинствами. О каких же плюсах можно говорить в данном случае? Как известно, одна из важнейших характеристик любой работы - уровень ее оплаты, на что в данном случае жаловаться не приходится. За тяжёлый, физически выматывающий труд составитель поездов может получать действительно неплохие деньги.

К сожалению, мы здесь не имеем возможности привести конкретные цифры. Они могут значительно варьироваться в зависимости от станции, района ее расположения, а также квалификационного разряда работающего. Но в среднем такой специалист получает не менее 18 тысяч рублей в месяц.

Другой бонус - эта профессия на рынке труда всегда востребована. Квалифицированные специалисты, способные наладить четко организованную работу железнодорожной станции, встречаются не так уж и часто. Такие люди всегда найдут себе рабочее место. Часто представители этой профессии "прикипают душой" к любимому делу и многие годы работают на одной и той же станции в хорошо сбитом коллективе единомышленников, что также нельзя не отнести к положительным ее сторонам.

Loading...Loading...