Положение о системе производственного контроля производства металлоконструкций

СТРОИТЕЛЬСТВО. СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. ЧАСТЬ 2.

Что же такое система производственного контроля, и какова процедура ее оценки? Для организаций и юристов система производственного контроля трудна для понимания и вызывает много вопросов. Связано это с такими моментами как регулирование множеством ТНПА, а не нормативных правовых актов, трудность в доступе к ТНПА, специальная лексика, специальная процедура, отличная от многих других административных процедур и т.д. Технический регламент устанавливает обязанность оценки системы производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя в соответствии с действующими ТНПА. Такие ТНПА можно разделить на две группы: - ТНПА, устанавливающие требования к определенному виду строительных работ (услуг, товаров) – например, СНБ 1.03.07-04 «Заполнение оконных и дверных проемов. Производство работ» и СТБ 1484-2004 «Строительство. Заполнение оконных и дверных проемов. Номенклатура контролируемых показателей качества работ»; - ТНПА, определяющие порядок оценки системы производственного контроля. Приказом министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №476 от 07.12.2010г. утвержден и введен в действие с 01.05.2011г. Технический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) (далее – «ТКП»). Для удобства дальнейшего изложения материала введем следующие термины: - продукция в строительстве – строительные материалы, изделия, конструкции, здания и сооружения, работы и услуги в строительстве (п.3.2. ТКП); - строительная организация – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), заявляющееся на проведение работ по оценке системы производственного контроля; - проверяющая организация – организация, проводящая оценку системы производственного контроля, и уполномоченная Минстройархитектуры на проведение данных работ. Система производственного контроля – это понятие комплексное и включает в себя: - организационную структуру; - персонал, проводящий контроль качества продукции; - средства контроля; - производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.); - ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции; - документы системы управления качеством. Все вышеуказанные составляющие должны находится во взаимосвязи и иметь целью обеспечение контроля качества и гарантирование безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА. Сразу необходимо оговориться, что при наличии у строительной организации сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000, система производственного контроля отдельно на предприятии может не разрабатываться (при условии, что система производственного контроля описана и регламентирована документами системы менеджмента качества). Организационная структура. Функции по поддержанию системы производственного контроля возлагаются на структурные подразделения организации (испытательную лабораторию, отдел технического контроля, отдел качества, службу контроля качества и т.д.). На практике большинство строительных организаций изначально не имеет такого структурного подразделения, поэтому в целях прохождения оценки системы производственного контроля рекомендуется создавать службу контроля качества. Структурное подразделение должно действовать на основании положения о структурном подразделении, где будут прописаны функции данного подразделения по поддержанию системы производственного контроля на предприятии (например, положение о службе контроля качества). В структурное подразделение должны входить специалисты (рекомендуется в такое структурное подразделение включать главного инженера, прорабов, мастеров строительной организации), должностные инструкции, которых, в свою очередь, должны содержать обязанность по осуществлению контроля качества на определенных уровнях (входной, операционный, приемочный контроль). Оценке системы производственного контроля подлежат все виды структурных подразделений организаций, за исключением аккредитованных испытательных лабораторий, область аккредитации которых включает все виды контроля качества в строительстве. Персонал, проводящий контроль качества продукции. Для прохождения оценки системы производственного контроля в штате строительной организации должны быть руководители (специалисты) в области строительной деятельности. ТКП не устанавливает требование о том, что специалисты в строительной организации должны находиться по основному месту работы. Вместе с тем, на практике, проверяющие организации требуют наличие специалистов в строительной организации именно по основному месту работы. Необходимое количество и виды руководителей (специалистов) в области строительной деятельности определяются, исходя из количества и видов строительной продукции, заявленной строительной организацией на оценку системы производственного контроля. ТКП устанавливает следующие требования к руководителям (специалистам) в области строительной деятельности, проводящим контроль качества продукции: - профессиональное образование; - опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства; - наличие сертификата компетентности в строительстве или аттестата специалиста. Согласно ЕКСД руководители (специалисты) для занятия своей должности должны иметь определенное профессиональное образование и опыт работы по специальности. Так, главным инженером может быть лицо, имеющее соответствующее высшее образование (например, гражданское и промышленное строительство) и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет, либо соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 10 лет. Документом, подтверждающим наличие профессионального образования, является диплом. Основным документом, подтверждающим трудовой опыт, является трудовая книжка (вкладыш к трудовой книжке). Сертификат компетентности – это документ, удостоверяющий профессиональную компетентность персонала в выполнении определенных работ (оказании определенных услуг) (статья 1 закона об оценке соответствия). Сертификация компетентности персонала в строительстве производится на основании Технического кодекса устоявшейся практики «Национальная система подтверждения соответствия в Республике Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 5.1.19-2009 (03220)). Сертификация персонала в строительстве может быть добровольной и обязательной. Добровольная сертификация персонала проводится по инициативе заявителя. Перечень персонала в строительстве, подлежащего обязательной сертификации на профессиональную компетентность, утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по предложению Минстройархитектуры. На сегодняшний день постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 60 от 16.12.2008г. «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» не закреплена обязанность сертификации персонала в строительстве. Аттестация – это процедура, используемая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям с последующей выдачей квалификационного аттестата (п.3 Инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №11 от 22.04.2003г.). Требование о наличии аттестованных специалистов, занятых в области строительства, содержалось ранее в постановлении Совета Министров Республики Беларусь №1386 от 20.10.2003г., регулировавшем порядок получения лицензий на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. После отмены лицензирования в области строительной деятельности требование о сертификации компетентности или аттестации специалистов включили в качестве одного из оснований для прохождения оценки системы производственного контроля. Далее обязанность о наличии аттестованных специалистов у подрядчика, заключающего договор строительного подряда, закрепило постановление Совета Министров Республики Беларусь №875 от 30.06.2011г., которым утверждена новая редакция Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда. Таким образом, строительная организация, желающая пройти оценку системы производственного контроля, обязана обеспечить либо сертификацию компетентности своих специалистов, либо их аттестацию. Однако, с учетом новой редакции Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, рекомендуется обеспечить именно аттестацию специалистов, занятых в области строительства. Средства контроля. Перечень средств контроля, которые должны находиться у строительной организации, определяется исходя из заявляемого на оценку вида строительной продукции, а также соответствующих ТНПА, регулирующих данный вид продукции. Например, для осуществления штукатурных и облицовочных работ в соответствии с СТБ 1473-2004 «Строительство. Штукатурные и облицовочные работы. Контроль качества работ» необходимо наличие следующих средств контроля: термометр, психрометр, влагомер, линейка измерительная, отвес строительный, уровень строительный, рейка контрольная, рулетка контрольная, теодолит, нивелир и т.д. При оценке системы производственного контроля к средствам контроля предъявляются следующие требования: - они должны быть в наличии; - они должны быть в необходимом составе, согласно требованиям ТНПА; - они должны быть поверены. Под наличием средств контроля понимается их фактическое наличие (проверяющей организации необходимо предъявить средства контроля в натуре) и документальное (необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности/аренды на имеющиеся средства контроля: ТТН, договор купли-продажи, аренды). На практике проверяющие органы требуют наличие у строительной организации всех средств контроля только на праве собственности и допускают лишь одно средство контроля на праве аренды (рекомендуется в аренду взять самое дорогостоящее - влагомер). Средства контроля должны быть поверены. Поверка – это вид метрологического контроля, суть которого заключается в подтверждении метрологических характеристик средств измерений (контроля), другими словами – в подтверждении того, что данное средство измерения (контроля) правильно измеряет (контролирует) (закон «Об обеспечении единства измерений»). Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерения (контроля). На каждое средство измерения (контроля) установлен свой срок действия поверки, как правило, он составляет год. Осуществляют поверку средств контроля специализированные аккредитованные организации, например, РУП «БелГИМ». Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.) . На практике проверяющие органы не устанавливают жестких требований к производственным условиям. Основное требование – это их наличие, что подтверждается представлением проверяющим органам соответствующих документов, например, договора аренды офиса. ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции . Фонд ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве определяется исходя из вида строительной продукции, на оценку которой заявляется строительная организация. К ТНПА в строительной деятельности относятся технические регламенты, технические кодексы устоявшейся практики, стандарты, технические условия (статья 15 закона «О техническом нормировании и стандартизации»). К технологической документацией в строительстве относят технологические карты. Технологическая карта – это текстовой и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения отдельного вида строительно-монтажных работ, включая специальные (Технологический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» ТКП 45-1.01-159-2009 (02250)). ТНПА и технологическая документация должна находится у строительной организации на праве собственности (проверяющей организации необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право собственности – ТТН, договор купли-продажи). ТНПА может быть на бумажных носителях, а может быть в виде базы данных ИПС «Стройдокумент». Документы системы управления качеством . К таким документам относятся: положение о системе производственного контроля, положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль качества строительной продукции (например, положение о службе контроля качества), приказы о назначении ответственных за метрологический контроль, за ведение фонда ТНПА, за входной, операционный, приемочный контроль, паспорт системы производственного контроля, перечень средств контроля, перечень ТНПА, перечень специалистов, иные документы.

Лисица Лилия,

Государственное предприятие «СтройМедиаПроект» является уполномоченной организацией Минстройархитектуры по осуществлению комплекса работ по оценке системы производственного контроля при производстве строительных материалов и изделий и выполнении работ и услуг в строительстве и выдаче свидетельства о технической компетентности, в соответствии с ТКП 45-1.01-221-2010 «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» , и уполномоченным органом на осуществление административной процедуры, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012г. №156 (п.3.26).

Все организации в Республике Беларусь, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систему производственного контроля, прошедшую процедуру ее оценки и тем самым подтверждающие свою способность проводить контроль качества и гарантировать безопасность продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА и ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность».

Основные положения и порядок проведения оценки системы производственного контроля, а также выдача свидетельства о технической компетентности предприятия определены в ТКП 45-1.01-221-2010.

Организация по оценке системы производственного контроля в течение 10 дней со дня получения заявки (регистрации) рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности проведения работ.

Для поддержания и функционирования системы производственного контроля организация должна иметь структурные подразделения или отдельных должностных лиц (не менее двух человек, работающих на постоянной основе), уполномоченных руководством организации на проведение контроля качества продукции в строительстве.

Оценка системы производственного контроля включает выполнение следующих процедур:

  • рассмотрение заявок на проведение оценки системы производственного контроля и экспертизу прилагаемых к ним документов;
  • принятие решения о проведении работ по оценке системы производственного контроля и оформление договора на проведения работ;
  • проверку системы производственного контроля, после оплаты работ по договору;
  • оформление и выдачу свидетельства и области деятельности;
  • инспекционный контроль, не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства и при продлении срока действия свидетельства или внесении дополнений (расширений) в область деятельности.

При положительном решении, организация по оценке системы производственного контроля, оформляет и выдает свидетельство о технической компетентности в течение 15 дней, на срок действия - 5 лет.

При подаче заявления на дополнительную область деятельности, в период действия свидетельства, проводят оценку системы производственного контроля на общих основаниях. По результатам оценки системы производственного контроля оформляют дополнение к области технической компетентности. При этом заявитель должен подать заявку в ту организацию по оценке системы производственного контроля, которая выдала свидетельство.

Система производственного контроля (СПК) , прошедшая оценку в установленном порядке, необходима строительной организации (застройщика, генподрядчика, подрядчика, субподряда) для:

- осуществления строительной деятельности на территории Республики Беларусь (технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31.12.2009г., ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (далее - ТКП №221));

- заключения договора строительного подряда (Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998г. №1450);

- получения (ТКП 5.3.13-2007 «Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения»);

- получения (постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014г. №25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений»).

Система производственного контроля – это понятие комплексное и включает в себя:

Организационную структуру;

Персонал (специалисты), проводящий контроль качества продукции;

Средства контроля качества выполняемых работ (испытательное, контрольно-измерительное оборудование с действующим сроком его аттестации и поверки);

Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.);

ТНПА на методы контроля качества работ;

Документы системы управления качеством.

Все вышеуказанные составляющие должны находится во взаимосвязи и иметь целью обеспечение контроля качества и гарантирование безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.

Организационная структура.

Функции по поддержанию СПК возлагаются на структурные подразделения строительной организации (испытательную лабораторию, отдел технического контроля, отдел качества, службу контроля качества и т.д.). На практике большинство строительных организаций изначально не имеет такого структурного подразделения, поэтому в целях прохождения оценки СПК рекомендуется создавать службу контроля качества. Структурное подразделение должно действовать на основании положения о структурном подразделении, где будут прописаны функции данного подразделения по поддержанию СПК на предприятии (например, положение о службе контроля качества). В структурное подразделение должны входить специалисты (рекомендуется в такое структурное подразделение включать главного инженера, прорабов, мастеров строительной организации), должностные инструкции которых, в свою очередь, должны содержать обязанность по осуществлению контроля качества на определенных уровнях (входной, операционный, приемочный контроль).

Оценке СПК подлежат все виды структурных подразделений организаций, за исключением аккредитованных испытательных лабораторий, область аккредитации которых включает все виды контроля качества в строительстве.

Персонал, проводящий контроль качества продукции.

Для прохождения оценки СПК в штате строительной организации должны быть руководители (специалисты) в области строительной деятельности. ТКП №221 не устанавливает требование о том, что специалисты в строительной организации должны находиться по основному месту работы. Вместе с тем на практике проверяющие организации требуют наличия специалистов в строительной организации именно по основному месту работы. Необходимое количество и виды руководителей (специалистов) в области строительной деятельности определяются исходя из количества и видов строительных работ, заявляемых строительной организацией на оценку СПК.

ТКП №221 устанавливает следующие требования к руководителям (специалистам) в области строительной деятельности, проводящим контроль качества продукции:

Профессиональное образование;

Опыт работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;

Наличие сертификата компетентности в строительстве или аттестата специалиста.

Средства контроля.

Перечень средств контроля, которые должны находиться у строительной организации, определяется исходя из заявляемых на оценку видов строительных работ (услуг).

При оценке СПК к средствам контроля предъявляются следующие требования:

Они должны быть в наличии;

Они должны быть в необходимом составе согласно требованиям ТНПА;

Они должны быть поверены.

Под наличием средств контроля понимается их фактическое наличие у строительной организации (проверяющей организации необходимо предъявить средства контроля в натуре) и документальное подтверждение (проверяющей организации необходимо также предъявить документы, подтверждающие право собственности / аренды на имеющиеся средства контроля: товарные (товарно-транспортные) накладные, договоры купли-продажи, аренды). На практике проверяющие организации требуют наличия у строительной организации всех средств контроля только на праве собственности и лишь в исключительных случаях допускают наличие дорогостоящих средств контроля на праве аренды.

Средства контроля должны быть поверены. Поверка - это вид метрологического контроля, суть которого заключается в подтверждении метрологических характеристик средств измерений (контроля), другими словами - в подтверждении того, что данное средство измерения (контроля) правильно измеряет (контролирует). Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерения (контроля). На каждое средство измерения (контроля) установлен свой срок действия поверки, как правило, он составляет год. Осуществляют поверку средств контроля специализированные аккредитованные организации, например РУП "БелГИМ".

Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.).

На практике проверяющие организации не устанавливают жестких требований к производственным условиям. Основное требование - наличие офиса у строительной организации (в натуре и документально подтвержденное).

ТНПА на методы контроля качества строительных работ (услуг) и требования к строительным работам (услугам).

Фонд ТНПА и технологической документации на выполнение строительных работ (оказание услуг) определяется исходя из вида строительных работ (услуг), на оценку которых заявляется строительная организация.

ТНПА и технологическая документация должны находиться у строительной организации на праве собственности (проверяющей организации необходимо будет представить документы, подтверждающие право собственности, а именно товарные (товарно-транспортные) накладные, договоры купли-продажи). ТНПА может быть на бумажных носителях, а может быть в виде базы данных ИПС "Стройдокумент".

Документы системы управления качеством.

К таким документам относятся: положение о СПК, положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль качества строительных работ (услуг) (например, положение о службе контроля качества), приказы о назначении ответственных за метрологический контроль, ответственных за ведение фонда ТНПА, ответственных за входной, операционный, приемочный контроль, паспорт СПК, перечень средств контроля, перечень ТНПА, перечень специалистов, иные документы.

Порядок оценки СПК.

Оценку СПК проводят аккредитованные в установленном порядке и назначаемые Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь организации по оценке СПК, например РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», РУП «Сертис».

Положительная оценка СПК подтверждается свидетельством о технической компетентности (свидетельство). Срок действия свидетельства - 5 лет.

Инспекционный контроль.

За деятельностью строительной организации, прошедшей оценку СПК и получившей свидетельство о технической компетентности, осуществляется инспекционный контроль проверяющей организацией в течение всего срока действия свидетельства. Инспекционный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок. Плановый инспекционный контроль проводится не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства о технической компетентности и при продлении (дополнении) данного свидетельства.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

Отрицательных результатов проверок, выполненных органами государственного надзора;

Изменения методик выполнения контроля.

Инспекционный контроль проводится аналогично первоначальной процедуре оценки СПК. Если по результатам инспекционного контроля выявлены нарушения в СПК, то строительной организации предоставляется 6 месяцев для устранения выявленных нарушений. В случае неустранения нарушений в указанный срок проверяющая организация может принять решение о приостановлении срока действия или отмене свидетельства.

Продление срока действия свидетельства.

Для продления срока действия свидетельства строительная организация за 3 месяца до окончания срока действия свидетельства направляет в проверяющую организацию, выдавшую это свидетельство, заявку со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие СПК. Процедура продления свидетельства аналогична первоначальной процедуре оценки СПК. В случае положительных результатов проверки выдается новое свидетельство на новый срок за тем же порядковым номером.

Дополнение свидетельства (оценка СПК на дополнительную область деятельности).

Для дополнения свидетельства о технической компетентности строительная организация подает заявку в проверяющую организацию, выдавшую ей свидетельство. Проверяющая организация осуществляет проверку строительной организации на дополнительную область деятельности по процедуре, аналогичной первоначальной процедуре оценки СПК.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Лисица и партнеры»Лисица Лилия Николаевна

Loading...Loading...