Прохождение - Черные Болота - Dragon Age: Inquisition - Легенды Тедаса. Прохождение игры Dragon Age: Origins - Awakening Прорехи в Завесе

Рассказывают о событиях, которые происходят уже после оригинальной истории. Когда Архидемон был убит, Мор так и никуда не пропал. Да и более того, все порождения тьмы разделились на враждующие между собой кланы, тем самым образовав новую угрозу.

Начало

Вы являетесь командором Серых Стражей, вы возвращаетесь в Башню Бдения с воином Мхаири. Недавно Башня Бдения являлась резиденцией Эрла Хоу. Тёплого приёма ждать не следует, так как ваша крепость атакована похождениями тьмы.

Двигайтесь преодолевая всех врагов вглубь Башни Бдения. По дороге зачищайте локацию от чудовищ. Во внутренней части крепости вы встречаете мага-отступника по имени Андрес. Вскоре он становится вашим приближённым. Продолжайте двигаться в башню. Попутно уничтожайте генлоков вместе с эмиссарами.

В конце концов, нужно будет активировать рычаг и открыть врата. Теперь смотрите сценку - гном, который взрывом убивает группу генлоков. Спуститесь ниже и отправляйтесь до открывшихся врат. Зачищайте тут зал и идите до дверного прохода с правой стороны. Любая дорога вас приведёт прямиком до Огрена (гном из оригинальной игры).

Пройдя немного дальше наткнётесь на ещё одного знакомого Мхаири - командора Роуланда. Он успеет сказать, что напали порождения тьмы и во главе стоит говорящий маг. Как выберетесь наружу, то увидите следующую картину: разговаривающее порождение тьмы. Сражение будет весьма серьёзное, но вы сможете справится с врагами. Далее последует видеоролик со встречей с Королём Алистером и посвящение молодых рекрутов в Серые Стражи.

В тронной части зала у вас есть возможность зачаровывать предметы при помощи рун у посла Серы. Закупится всем необходимым вы можете у Юрайя. Когда вы выйдете наружу, то вам сразу же говорят про некоего "способного" воришку, кроме этого вам вручают ещё и парочку писем. Так же вы можете набраться в крепости много второстепенных заданий, которые будет очень интересно выполнять. Помимо этого, они вам принесут опыт и деньги, которые кстати очень будут вам нужны.

Идём в Амарантайн

Итак, после того, как вы набрались множества второстепенных квестов, двигаем искать логическое объяснение того, с чего это вдруг порождения тьмы начали разговаривать.

Сразу же при входе в этот город поговорить с Колбертом. Немного западней один контрабандист вам предложить сотрудничать, а точнее побеседовать с трактирщиком и продолжать заниматься своей деятельностью. Вход в это логово контрабандиста будет находится на месте этого же разговора, в домике.

Так же возле входа в город беседуйте с констеблем Айданом и получайте задание "Закон и порядок". В общем, логово контрабандистов, а точнее его расположение вам уже известно, поэтому останется лишь побегать за одним из контрабандистов, попутно уничтожая плохих парней.

В северной части этого города, ваш союзник - Андрес встретит знакомую девушку по имени Намайя. После небольшого разговора у вас появится задание "Свободу Андерсу". Суть задания заключается в том, что нужно отыскать сосуд с кровью Андерса. Таким образом, храмовники никогда не смогут вычислить его местонахождение. В восточной части этого города, неподалёку от храма, вам нужно побеседовать с старой знакомой Винн и получите новое задание, для выполнения которого вам придётся отыскать Инес в Лесу Вендинга. Неподалёку будет стоять доска проповедника, а там парочка заданий.

В гостинице, Кристоффа нет, поэтому идите и поговорите с хозяином этого заведения, после чего двигайтесь осматривать его помещение. Найденные доказательства поведают вам, что необходимо пойти исследовать местность под названием Чёрные Болота.

Лес Вендинг

В этом лесу много чего интересного. Осмотрите образцы дерева сильвинов (одно из заданий, которое есть на доске проповедника). Также вы сможете выполнить тут и задание "Ботаник Инес", которое дала Винн. Так же помимо этого всего тут выполняется и сюжетное задание. Сильно углубляться в сюжетное задание мы не станем, тут и так всё просто, просто скажем одно - за нападениями на караваны стоит долийская эльфийка Веланна, помимо этого она является так же и магом. Вы можете её завербовать к себе в команду. Но сперва, для неё вам нужно будет принести семена северной шиповилки (расположено немного в восточном направлении от прохода в сильверитовую шахту).

В восточной части леса вы можете побеседовать с двумя статуями из камня. Суть задания в том, что братья прокляты магистром, один из них хочет совершить месть, а другой обрести смирение. Что сделать, применить убеждение или же силу - решать только вам.

Итак, в конце концов вы окажитесь в сильверитовой подземной шахте в плену похождений тьмы. Сестра Веланны передаст вам ключ, при помощи которого можно будет выбраться. Первых гарлоков, которых вы встретите придётся завалить кулаками, после чего обыщите их тела и вооружайтесь. Немного южнее располагается огромный зал. В центре зала стоит статуя, а посреди неё находится огромное количество противников. Облегчить себе задание вы можете при помощи баллисты.

Как только начинается тоннель, то убивайте врага, который имеет все шмотки одного из геров. В одной части этих тоннелей вы сможете встретить пленного по имени Кенан. Он попросит вас отыскать его обручальное кольцо, которое украл здоровяк с огромной булавой, после отнести это кольцо его жене, в качестве сообщения о его кончине. Продвигаясь дальше, не забывайтесь обыскивать все трупы, так как в них будут лежать вещи ваших героев. Как выйдите с тоннелей, то наткнётесь на сундук, в котором находятся остальные вещи ваших героев. После, закупайтесь провиантом у Амаас.

Теперь вам предстоит сражение с двумя драконами. После того, как пройдёт небольшая кат-сцена, то узнаёте у Веланны, что она желает вступить в ваши ряды. Двигайтесь наконец-то на заслуженный отдых в свою крепость. Как прибудете на место, то займитесь второстепенными делами и сдайте выполнение задания.

Чащобные Холмы

Следующим делом принимайтесь за прохождение задания "Последняя из Легиона". Колберт с Микой поведали вам про расселины, которые образовались в Чащобных Холмах. Оттуда прут порождения тьмы. Двигайтесь на это место. Как пройдёте мост, то спускайтесь ниже и внимательно пошарьте тут в ящике, после чего отыщите письмо, которое активирует задание "Давнее прошлое". Далее последует следующая картина: куча врагов тащит одного из Легиона Мёртвых. Сигрун расскажет вам о том, что в Кэл Хироле порождения тьмы растят армию. Чистите себе путь рубая порождения тьмы. В самом начале центрального зала вас ожидает огромное количество ловушек.

Проходя следующие большие помещения вы будете наблюдать несколько картин из прошлого, происходить это будет вплоть до дверей торгового квартала. Где-то в юго-восточной части находится загадка. Чтобы её разгадать, вам придётся сделать так, чтобы на плите и на обелиске оказались одинаковые символы. В качестве награды вы получаете то, что было внутри саркофага. Теперь двигайтесь в самую южную часть этой локации. Прямиком в Нижние пределы Кэл Хирола. Вскоре нужно будет свернуть в левую сторону и пройтись по длинному коридору.

Теперь смотрите видеоролик с огромным големом. Вам так же придётся одолеть ещё и потерянного голема, поэтому сражение будет не из лёгких. Когда окончите бой, то двигайтесь в коридор, который находится с правой стороны оттуда, откуда вы пришли сюда. Разрушьте тут две опоры, которые удерживают цепи, после чего сбрасывайте на маток смертоносный груз. На это всё.

Чёрные болота

Итак, прибываем на Чёрные Болота в поисках Кристоффа. Местечко конечно не самое приятное. У входа будет висеть табличка, на которой предупреждают о призраках. Вскоре вы будете атакованы волками. Что ж, не смотря на опасности придётся двигаться глубже. В месте, где валяется драконья голова вы сможете взять задание "Пропавшие драконьи кости". Двери, которые ведут в поместье (правая сторона) окажутся запечатаны, а неподалёку вы найдёте письмо для задание "Бремя вины".

Вскоре вы находите очередную теневую завесу и получаете соответствующий квест. В северо-восточной части этой локации вы сможете найти тело погибшего Кристоффа и чуть позже оказывается, что это ловушка.

Вы оказываетесь в Тени. Вожак порождений тьмы тоже окажется тут, но вот он наслал на вас своих подручных, а сам тем временем смылся. Нужно отыскать выход. Тут вы можете активировать разнообразные пьедесталы, которые будут перекрывать теневые завесы в реальном мире. Так же, вы сможете находить тут разнообразные предметы, которые будут увеличивать ваши возможности на 1 единицу.

Возле поместья находится могила, возле неё будет девушка - поговорите с ней. Сразу же получите соответствующее задание. После того, как убьёте всю неспокойную мертвечину, то спуститесь в склеп. Говорим сразу - девушка является самым обычным демоном. Как вы выйдете с другой стороны этого склепа, то окажитесь в поместье. Оказывается, что все люди были заточены в Тень из-за Баронессы. Итак, наблюдайте за тем, что тут происходит. Первый решается присоединится к Баронессе, ну, а вы в свою очередь помогайте Духу Справедливости, который изображает храмовника. Тут начнётся сражение. Когда это сражение будет окончено, то вы окажитесь в реальном мире, но проблема всё равно остаётся не решённой. Теперь у вас проблемы посерьёзнее: Баронесса теперь среди вас и обладает большой силой, да и вдобавок ко всему этому, открываются теневые порталы из которых лезут полчища демонов. Дух Справедливости берёт тело Кристоффа и собирается сражаться на вашей стороне. Выберите членов отряда и в бой!

Как откроете врата, то вам предстоит вновь сражаться с Баронессой, а точнее с тем, во что она превратилась. После победы, вы сможете пополнить свои ряды Духом Справедливости. На этом собственно всё и заканчивается. Теперь вернитесь обратно в Башню Бдения и поговорите с сенешалем Вэрелом.

Город в осаде

Плохие новости. Городок, который находится поблизости - Амарантайн, осаждён порождениями тьмы. И так, вас уверяют в том, что если вы пойдёте туда, тогда совершите огромную ошибку. Выбирайте спутников. Рекомендуем вам взять: Сигрун, Натаниеля и Веланну.

Как приубудете на место назначения, то увидите полчища порождений тьмы. Из-за неожиданого предупреждения о коварном плане Матери и её неожиданному нападению на Башню Бдения, вам приходится оставить Амарантайн на произвол судьбы. Как вам и вашим спутникам было бы не жалко, но город придётся оставить…

Так как Башня Бдения это основной рубеж - то нельзя дать пасть ему. Итак, по месту прибытия поговорите скорее с военачальником и готовьтесь к сражению. Всё начинается с защиты центральных врат (не забывайте воспользоваться новыми ячейками тактики). После защиты врат, вам придётся передвигаться на защиту восточной части стены. Далее вновь вернитесь до главных врат, чтобы отбить атаки генлоков и огров.

Вскоре приходится отступить назад и сразится с еретиками и ограми, которые заколочены в броню. После, приходится завалить Герольда. Но на этом не всё, сражение продолжается. Порождение тьмы до сих пор живы и Мать плодит постоянно новых.

Пустошь драконьей кости

Пришло время разобраться с Матерью в её логове. Тут заблудится невозможно, поэтому проблем возникнуть не должно. Двигайтесь по тропе и попутно зачищайте локации от новых порождений тьмы. Вскоре вы встретите Высшего Дракона, а после и драконий обрыв. Далее вы встретите сестрёнку Веланны, которая явно будет нести какой-то бред. Спуститесь ниже по лестнице и расчистите себе вновь путь. Проходите дальше, спускайтесь ещё раз по лестнице и беседуйте с Архитектором, который неожиданно появился.

Перед вами стоит общая цель и решено заключить мир на общих основаниях. Отправляйтесь в гнездо Матери, чтобы покончить со всем этим. Ничего сложного у вас возникнуть не должно. Рубайте её щупальца и убивайте её детей, которые появляются. После уничтожения её приспешников беритесь и за неё. Как только упадёт её здоровье, то запустятся финальные титры.

На этом финал этой эпичной игры. Смотрите ролик и последствия всех ваших предыдущих решений.

Черные Болота - мрачное, безжизненное место. Путешествующих по одинокой тропинке среди деревьев охватывает давящее ощущение ужаса. Болото недвижно, и даже птицы и звери чувствуют пропитывающую воздух порчу и не осмеливаются приближаться. Черное Болото не всегда было таким. Когда-то, много лет назад, здесь была деревня, полная жителей. Лодки и корабли ежедневно прибывали в маленький порт. Но однажды все это исчезло. Те, кто отважились отправиться на болото, чтобы узнать судьбу жителей деревни, обнаружили сожженные руины и никаких признаков жизни. Спустя годы на болоте стали встречаться странные существа и загадочный свет, которые подогрели веру в то, что на Черных Болотах поселились призраки, и всем, кто ценит свою жизнь, следует держаться от него подальше.

СЮЖЕТНЫЙ КВЕСТ - ТЕНИ ЧЕРНЫХ БОЛОТ

Отметку на вашей карте вы получите после того, как изучите карту на стене в комнате Кристоффа (в гостинице «Корона и Лев» в Амарантайне. Здесь сумрачно, сыро и грустно. Вскоре после входа в локацию вы встретитесь с парой стай волков, любящих окружать ваш отряд и бросаться сзади.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Следуя по тропинке вы выйдете к разрушенной деревне, у ворот которой валяется труп Порождения Тьмы. Дальше последует атака оборотней, а вторая – у северных ворот деревни. Дорога к причалам и дворянскому дому пока закрыта, поэтому это пока единственный путь из деревни. Дальше вам следует двигаться до развилки, а от нее – налево. Почти в верхнем левом углу карты вы набредете на покинутый лагерь. Очевидно, он принадлежал Кристоффу, но сейчас тут обретаются только теневые оборотни. С трупа одного из них можно взять хорошее кольцо для воина.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

В северо-восточной части карты вы попадете в засаду Детей, а дальше наткнетесь на труп Кристоффа, после чего перед вами появится Первый – довольно болтливое Порождение Тьмы. После короткого диалога он переместит и ваш, и свой отряд в Тень.

Когда пройдет первое удивление, Первый выкажет недовольство некоей Матерью и сбежит, чтобы найти выход самостоятельно, и оставит прикрывать свое бегство отрядом Порождений Тьмы.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Да что вы говорите?

После расправы над ними вам следует пробиваться к докам на юго-востоке карты через всяческих демонов. Весь лут, который упадет с них – это нематериальные лечебные припарки и лириумные зелья. После возвращения в реальность они пропадут. Зато в тени вы будете постоянно натыкаться на эссенции Силы, Хитрости, Телосложения и т.д., а так же залежи лириума, которые восстановят запас манны у ваших магов. Обойдя доки, вы попадете в склеп. После того как вы поговорите с духом девушки, на вас набросится несколько скелетов. Дальше ваш путь лежит через склеп – попасть в оставшуюся часть карты иным путем нельзя.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

В самом склепе обитают скелеты (странно, правда?), любящие нападать волнами, а выход из него находится к югу. У ворот деревни вас встретит стражник, который убедит вас, что тут тоже что-то не так. У ворот поместья соберется вооруженная и разъяренная толпа, под предводительством упомянутого стражником духа. Он назовет свое имя – Справедливость, после чего предложит помочь ему разобраться с баронессой-угнетательницей. Вы сможете выбрать, на чьей стороне выступать – наглой магички, или затянутых ею в Тень неповинных крестьян.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Следует не рваться во двор замка (обратно вы уже не вернетесь), а обойдите окрестности и активируйте разбросанные вокруг эссенции – это вам еще пригодится. Вернувшись к воротам, поговорите со Справедливостью (если вы решили его поддержать), или со стражником во внутреннем дворе (если вы решили выступить на ее стороне). Мнения ваших соратников касаемо этого решения будут разниться, но при наличии высокой Симпатии вы легко убедите их в правильности своего решения.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Выходи, подлый трус...

Дальше вас ждет схватка, и сражаться предстоит с Первым и либо крестьянами (на стороне баронессы), либо Тенями (на стороне Духа). После победы над Первым баронесса не колеблясь принесет его в жертву и всех выкинет обратно в Реальность. Здесь дух Справедливости, внезапно перенесшийся вместе с вами и вселившийся в тело Кристоффа, попросится к вам в группу.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Через неделю после смерти кожа выглядит просто ужасно...

Справедливость – щитник, наподобие Алистера.

С тела Первого можно в числе прочего снять доспех, который отлично подойдет новому союзнику. Возможно, вы захотите заменить и остальное его снаряжение: к примеру, дадите меч Каллак и щит Парта, найденные на костях Дилана в Кэл Хироле, которые в комплекте дают бонус к выносливости.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Двигайтесь к замку. У вас появятся новые противники – демоны, выходящие из открытых Баронессой порталов в Тень. Всего их четыре, и каждый охраняется Восставшим из мертвых, а у Круга Призыва – аж парой этих тварей. Порталы следует разрушить – они поддаются как магическим, так и обычным атакам.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Демон способен накастовать вам Заморозку и Дробящую Темницу, порталы в Тень, откуда будет выходить подкрепление, и просто сильно ударить. Нужно сразу разрушать эти порталы и иметь наготове заклинания и способности, развеивающие магию. Важно позволить демону проломить ворота во внутренний дворик поместья - это отразится на эпилоге. Когда вы расправитесь с демоном, сюжетный квест будет завершен.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

После битвы вы сможете поговорить со Справедливостью и окончательно решить, брать его в качестве соратника, или нет, причем дух может и не присоединяться к вам, если до этого вы поддержали баронессу.

С трупа демона помимо прочего снимается ключ, открывающий ворота к пристаням, где можно завершить несколько внесюжетных квестов, и великолепное кольцо для мага.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

НЕСЮЖЕТНЫЕ КВЕСТЫ

Следы любви

Неподалеку от места, где вы встретитесь со второй стаей волков, вы найдете разрушенный домик, а в нем - скелет, бутылку из-под яда и гневное письмо от некой Бонни.

Налево от деревенских ворот, в курятнике, вы найдете новую подсказку, куда вам следует идти – искать дерево с иллюминацией. Оно находится к югу от старого лагеря Кристоффа, освещено факелом. В записке, спрятанной в его корнях, упомянут мертвый дракон. Его череп находится в центрально-западной части карты, но попасть туда вы сможете только после завершения сюжетного квеста.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Напротив черепа с помощью Tab вы найдете новую подсказку, ведущую берегу «напротив гнезда баронессы» - это неподалеку от места, где лежало тело Кристоффа. Там вы найдете следующую подсказку, ведущую к Кругу призыва. Под самым высоким камнем будет последняя подсказка, которая направит вас к некоему пруду. Этот пруд расположен на полпути между Кругом Призыва и местом, где погиб Кристофф. Там вы найдете предложение руки и сердца для Бонни и кольцо +2 ко всем характеристикам. Квест выполнен.

Пропавшие Драконьи Кости

Требуется собрать разбросанные по всем Болотам кости дракона числом пять штук и сложить их у черепа дракона. Сделать это удастся только после вашего возвращения из Тени. Кости находятся:

На берегу озера, неподалеку от южного Разрыва в Завесе, чуть к востоку;

Где-то посередине между южным разрывом в Завесе и Кругом Призыва;

В развалинах дома к юго-востоку от тела Кристоффа

У черепа дракона в центре западной части локации.

Собрав кости, сложите их у черепа дракона. Это откроет проход на север и оживит крылатую ящерицу с необычным окрасом и способностями. Одна из них - полная невосприимчивость к урону электричеством.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

После того, как вы снимете у дракона четверть здоровья, он перелетит в центр площадки и превратится в неподвижный шар. Вокруг него появятся маленькие шарики, и начнут двигаться к большому. Сливаясь с ним, они будут восстанавливать дракону здоровье (его кол-во зависит от уровня сложности), но пока последний шар не сольется с ним, или не будет уничтожен, дракон не выйдет из формы шара. Чтобы с легкостью уничтожить Спектрального дракона, заморозьте один из шаров Параличом или Силовым полем, и спокойно разделывайтесь с большим шаром – он не будет атаковать в ответ, хоть и получит лишь некритический урон.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Если последний маленький шар будет уничтожен или сольется с большим, спектральный Дракон снова обретет обычную форму. Осторожно - как и все драконы, Спектральный обожает жевать ваших сопартийцев. Если такое произошло, лечить несчастного бесполезно - гораздо проще закатать его в силовое поле и, пока дракон будет чесать зубы, спокойно его бить. Он будет возвращаться в форму шара еще дважды, после снятия очередной четверти здоровья. Уничтожив его, вы завершите квест. Награда стоит того, чтобы с ним разделаться.

Бремя Вины

В северной части развалин деревни – чуть к востоку от того места, где вы нашли вторую подсказку «следов любви», вы обнаружите Старое Письмо. В нем описывается, каким мерзким способом зарабатывал на жизнь один торговец, и какими повадками обладает баронесса.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Тайник с сокровищами находится в центре северной части карты, практически на границе – неподалеку от разрыва в Завесе. Вычистив его, вы завершите квест.

Прорехи в Завесе

Путешествуя по Черным болотам вы сталкивались с разрывами в завесе. На всякий случай ваши спутники прокомментируют это. Закрыть их можно из Тени – на севере карты есть 3 алтаря, охраняемых демонами Желания.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Разделайтесь с ними и активируйте алтари. Это заделает дыры, а в реальности на местах, где они стояли, появятся сундуки с сетом доспехов Стража (нагрудник снимается с первого после возвращения из Тени).

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Загадка камней

На северо-западе Черных болот стоит Круг Призыва из шести каменных глыб разной высоты. Если нажать их в Тени в правильном порядке, от камней к центру пробежит огненная линия, а в итоге вокруг центра образуется шестиугольник. Нажимать надо так:

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

После активации на вас набросится несколько демонов. Расправившись с ними, активируйте появившийся в центре пьедестал. В реальности на этом месте появится сундук с отличным Поясом Гладиатора.

Девица в беде

Около склепа в восточной части Черных Болот (в Тени) вы наткнетесь на девушку, которая понимает, куда на самом деле попала.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

После короткого разговора с ней на вас нападет нежить, а девушка убежит в склеп. Разделавшись со скелетами, следуйте за ней – девушка будет ждать вас в восточной комнате. . Во время второго разговора вы поймете, что она на самом деле является демоном Голода. Ее можно запугать и драки не будет. В противном случае вам предстоит бой с оранжевым боссом и несколькими демонами пожиже, и в итоге дух настоящей девушки будет освобожден из плена.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Никаких особых наград за это нет, но в этой комнате находится эссенция магии, а за крышкой одного из гробов – эссенция телосложения.

Пропавший меч Сера Алварда

Квест выдается Кендриком из Торговой гильдии в Амарантайне. Сам меч спрятан в одном из ящиков у пристани за домом баронессы (доступно после ее убийства). Меч можно оставить себе – квест все равно будет считаться завершенным после его находки.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Работа Мастера

В северо-западной части деревни на улице вы найдете труп мабари. С него можно снять жилы для квеста Вейда «Сердце Леса».

На площадке, где вы убьете Спектрального дракона, в куче камней вы найдете кость древнего дракона для квеста Вейда «Лечь костьми на работе».

Подарки для спутников

Медальон Кристоффа лежит в его лагере – для Справедливости.

Игрушечная лошадка – в северо-восточном доме в деревне, там же, где и архивы деревни – для Огрена.

Вычурная серебряная чаша для Веланны спрятана в одном из ящиков на Пристани.

Путевой столбик сразу после входа в локацию запустит разговор с Натаниэлем

Висящая в воздухе лодка, которую вы увидите сразу после попадания в Тень, вызовет диалог с Огреном. Чтобы он не снизил вам влияние, сначала согласитесь, что вы попали в Тень, а потом попросите его держать себя в руках.

Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота


Прохождение аддона "Пробуждение" - Черные болота

Как всегда - искренне Ваша ^_^

В skyrim что можно сделать с драконьей чешуёй и костями? Доспех как в dragon age например? и получил лучший ответ

Ответ от Константин Марсов[гуру]
Здравствуйте!
Из драконьей чешуи и костей можно сделать ДРАКОНЬИ ДОСПЕХИ. Для этого нужно иметь максимально прокачанный навык "кузнечное дело".

*************************************************************************************************************************************





ИСТОЧНИК: форум игры Скайрим.
Всего Вам хорошего!

Ответ от Мечтатель [гуру]
Два вида доспехов: лёгкие и тяжёлые. Но для этого нужен кузнечный навык 100.


Ответ от Олексия [активный]
а кузнечный навык прокачиваешь создавая железные кинжалы


Ответ от Ѝльфийка В [новичек]
И ЕЩЁ из костей и чешуи варятся мутагены крыльев дракона. При наличии установленного мода на крылья, конечно.


Ответ от БелаЯ-ПушистаЯ [новичек]
Из драконьей чешуи и костей можно сделать ДРАКОНЬИ ДОСПЕХИ. Для этого нужно иметь максимально прокачанный навык "кузнечное дело"
Драконий чешуйчатый доспех – полный комплект легкой брони, состоящий из нагрудника, сапог, перчаток, шлема и щита.
Для изготовления понадобится чешуя дракона, железные слитки, кожа и полоски кожи.
По характеристикам такой доспех превосходит стеклянный аналог, на защиту влияет навык «Легкая броня» и перки этой ветки. Для улучшения на столе необходим ингредиент «Драконья чешуя» .
Драконий панцирный доспех - полный комплект тяжелой брони, состоящий из нагрудника, сапог, перчаток, шлема и щита.
Для изготовления понадобится чешуя дракона, кость дракона, железные слитки, кожа и полоски кожи.
По уровню защиты этот доспех уступает только даэдрической броне, но гораздо проще в изготовлении. Улучшается при помощи «Драконьей кости» , на ношение влияет навык «Тяжелая броня» .
Что примечательно, городские стражники всегда с завистью реагируют на героя в таком облачении.

Несколько лет назад в сельской местности бесчинствовала драконица, пожирая без разбору и людей и скот. Вскоре она устроила себе логово возле Черных болот. В опасении, что она начнет кормить людьми еще и молодняк, жители деревни выслали бойцов, чтобы те прогнали ее. Бойцов с тех пор никто не видел. До той поры новая баронесса немногое делала для своих подданных. Но теперь она вышла из поместья и велела не беспокоиться - ее-де прислали из Орлея не только править, но и защищать. К закату следующего дня, сказала она, дракона здесь больше не будет. Наутро она ушла, одна и налегке. Все были уверены, что она не в своем уме. Что может сделать одна женщина против дракона? На закате грянул громкий удар, подобный раскату грома, - такой громкий, что вздрогнула земля. А потом в деревню вернулась спасительница. Драконицы же не было видно. Баронесса больше не держалась отчужденно - она пела и плясала, не чураясь простонародья. Злые языки болтали, что она ведьма, но никому не было до того дела. Ее колдовство спасло жизни многих людей, и за это ее полюбили.

Магия сработала! Я изгнала драконью сущность в Тень, но заклинание было несовершенным, и связь между телом и духом сохранилась. Дракониха лежала без сознания достаточно долго, чтобы я успела расчленить ее труп и разбросать куски по болоту. Думаю, пока этого достаточно. Если бы заклинание не сработало, я бы погибла. О чем я только думала, применив непроверенную магию против такой могучей твари? А, задним умом все крепки... Итак, я спасла эту сырую яму. Не понимаю, что это доказывает, но эти земли теперь мои, и в Орлее не должны считать меня неудачницей.

Местоположение драконьих костей на Черных Болотах в Dragon Age: Awakening:

  • Первая драконья кость лежит перед разрывом в Завесе в конце левой тропинки от входа в Черные Болота, правая тропинка ведет к разоренной деревне. Здесь же лежит череп дракона, в котором не хватает костей.
  • Вторая драконья кость лежит в тупике к северо-востоку от выхода из разоренной деревни на Черных Болотах.
  • Третья драконья кость лежит на холме к югу от , расположенного на самом севере Черных Болот.
  • Четвертая драконья кость лежит рядом с телом Кристоффа в северо-восточной части Черных Болот.
  • Пятая драконья кость лежит в портовом складе за поместьем в Черных Болотах. Ключ от ворот хранится у баронессы, с которой состоится бой после возвращения из Тени.
Найденные кости нужно поместить в череп у башни, призвав Королеву Черных Болот, электрического дракона, на вершину горы. В бою используем огонь и магию духа. Когда дракон распадется на множество мелких заряженных шаров, в первую очередь избавляемся от них. Чем больше их будет уничтожено, тем меньше жизни восстановит дракон. С его тела подбираем несколько полезных вещей, а из куча камней достаем кость старейшего дракона, которая пригодится мастеру Вейду из Башни Бдения для .

Лучшие предметы с тела Королевы Черных Болот в Dragon Age: Awakening:

  • Одеяние «Заклинатель » - +8 к магии и броне, +1 к восстановлению маны в бою.
  • Грубо вырезанная подвеска - +10% к шансу крит. удара или удара в спину, -25% утомляемости.
  • Кольцо «Связующее землю » - +15 к устойчивости к силам природы, +15% к урону от сил природы.
  • Шапка забывчивого - +10 к магии, к психической и физической сопротивляемости, +5 к броне, +10% к шансу отразить враждебную магию.
Loading...Loading...