Правление федора ивановича 1584 1598 кратко. Федор иванович блаженный

Последний Рюрикович, которому досталась власть, был слаб телом и разумом и управлять страной не мог, как не мог иметь наследников. Правление Федора Ивановича пришлось на сложные для России годы. Наследство великого отца осталось в беспорядочном состоянии, которое требовало срочных реформ.

Общая политическая обстановка

Царство Ивана Васильевича заканчивалось при неблагоприятных условиях. Во-первых, неудачная война с Литвой, во-вторых, при борьбе со шведами за свободную беспошлинную торговлю на Балтийском море Россия не только не получила желаемого, но потеряла часть своих земель.

Опричная система подорвала экономическое могущество крупной аристократии и физически истребила ее наиболее ярких деятелей, которые могли бы быть опорой в правление Федора Ивановича. Был отменен Юрьев день, и у крестьянства копилась ненависть к государству, потому что им приходилось выполнять все более и более высокие повинности для вотчинников и помещиков. Росли и государственные налоги. Сами бояре и князья, вотчинники, старались принизить дворян и укрепить собственные позиции, вернуть утраченное при Грозном влияние. Дворяне же боролось против засилья бояр.

Личность наследника

Не было даже смотра невест, который был давней традицией. Просто так решил Грозный. Этот брак послужил первой ступенью для возвышения Бориса Годунова. Но Иван IV предусмотрел, что в браке может и не быть детей, поэтому в этом случае он в завещании повелел женить Федора на княжне Ирине Мстиславской. Однако интриги Бориса Годунова отправили эту княжну в монастырь. В 27 лет в 1584 году началось правление Федора Ивановича.

Но своих привычек он не изменил - по-прежнему окружал себя юродивыми, монахами, любил забраться на колокольню, чтобы звонить в колокола. А между тем страна ждала действий. Иван IV учредил опекунский совет при своем слабоумном сыне, но члены совета все перессорились, и на политической арене остались Шуйский и Годунов, который в итоге победил. Царевич Дмитрий, не имевший прав на престол, был удален с матерью в Углич. Это требовалось, чтобы ослабить клан Нагих.

На царстве

Когда опекунский совет окончательно развалился, началось стремительное возвышение Бориса Годунова, брата Хитрость и деловитость сделали его самым влиятельным человеком в правление Федора Ивановича. Он получил право вести коня во время торжественных выездов царя. Тогда это была реальная власть. По наставлениям «конюшенного» принимались важные царские решения. Понимая шаткость и ненадежность своего положения, Годунов искал поддержки у дворянства. В годы правления Федора Ивановича по наущению Годунова был установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян (указ 1597 г.), так как дворяне больше, чем вотчинники, страдали от нехватки людей, обрабатывающих землю. Был сделан дворянам еще один подарок. Самые бедные помещики, которые сами обрабатывали землю, были освобождены от уплаты налогов.

Положение государства

В годы правления Федора Ивановича (1584-1598) стало восстанавливаться хозяйство и улучшаться экономическое положение. Заброшенные пустующие земли распахивались. Годунов отбирал земли у бояр и раздавал их помещикам, тем самым укрепляя свое положение.

Но на землю помещались лишь только те, кто служил. Более того, в 1593-1594 годах была выяснена законность владения землей монастырями. Те, у кого не было документов, лишались уделов в пользу государя. Эти земли уже тоже можно было отписывать посадским и служилым людям. Таким образом, Годунов опирался на бедных и «худородных».

Церковная реформа

В Москве считали, что достоинство Русской православной церкви принижено. В 1588 г. в столицу приехал патриарх из Константинополя и дал согласие на самостоятельность в церковных делах, то есть глава Русской православной церкви из митрополита становился патриархом.

С одной стороны, такого рода самостоятельность подчеркивала престиж русского православия, а с другой - отделяла его от мира, задерживая развитие, не давая входить новым идеям. Патриаршество формально было выборным, но фактически был предложен только один кандидат, которого и выбрали - Иов. Духовная власть подчинялась государству и всячески поддерживала его. Такое укрепление светской власти произошло в правление царя Федора Ивановича.

Завершение покорения Сибири

Начало было положено купцами Строгановыми, призвавшими на помощь Ермака. После его смерти остатки его отряда ушли из Сибири, но в 1587 году Москва прислала помощь, и был заложен город Тобольск. Движением на Восток продолжалось правление Федора Ивановича и Бориса Годунова.

Маленькая война на Западе

Война за свободную торговлю на Балтике началась в 1590 году и закончилась пять лет спустя. Это позволило Годунову возвратить русские города на Финских берегах и сделать торговлю со Швецией оживленной, что принесло ему популярность среди русских купцов.

Южные границы также были укреплены, и крымские татары с 1591 года более не досаждали Москве. На севере, в Архангельске, в 1586-м был открыт новый беломорский торг. Страна постепенно богатела и жила относительно тихо, так что летописцы вспоминали времена, когда на Москве стояла «тишина великая».

Несмотря на слабость государя, годы правления благодаря умной политике Годунова, прошли успешно. В 1598 году блаженный царь Федор скончался. Ему было сорок лет. Он не оставил наследников, и вместе с ним прервалась

Правление царя Федора Ивановича (1584-1598)

В начале нового царствования был создан регентский совет. Самым видным его участником стал шурин беспомощного московского монарха боярин Борис Годунов, сделавший в годы опричнины блестящую придворную карьеру. Умело используя противоречия между членами совета, Годунов вскоре сумел фактически стать главой государства. Для укрепления экономического положения страны правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот, существовавших для церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России. Но следует отметить, что крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников.

Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова вместе с тем заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России. На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен сторонник Бориса Годунова митрополит Иов. Учреждение патриаршества делало Русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриархата.

15 мая 1591 г. в Угличе во время приступа "падучей болезни" при таинственных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, и молва объявила виновником его смерти Бориса Годунова. Источники (следствие по делу о гибели царевича и вспыхнувшем в Угличе восстании горожан вел будущий российский "боярский" самодержец князь Василий Шуйский) не дают однозначного ответа на вопрос о причинах смерти Дмитрия, но вполне очевидно, что его внезапная трагическая кончина расчищала Годунову путь к престолу.

В 1598 г. со смертью бездетного Федора Ивановича правящая династия Рюриковичей прекратила свое существование. Очередной Земский собор после длительных уговоров избрал новым царем Бориса Федоровича Годунова (1598-1605).

Социальные движения

Формирование важнейших государственно-политических институтов Московского государства протекало в обстановке усиления социальных движений. Значительную роль в этом сыграло становление поместной системы - условных земельных держаний, предоставляемых служилым людям (помещикам). Известный публицист и богослов Максим Грек (Триволис), отмечая тяжелое положение крестьян, писал: "...во скудости и нищете всегда пребывают, ниже ржаного хлеба чисто едущу, многажды же и без соли от последния нищеты". Постепенно ухудшалось и лично-правовое положение крестьян. Со второй половины XV в. последовательно ограничивалось право перехода крестьян от одного землевладельца к другому. В связи с резко усиливающейся эксплуатацией борьба крестьян против вотчинного и поместного гнета приобретала все более разнообразные формы. Самыми распространенными из них были побеги, отказы от исполнения повинностей, убийства крестьянами и холопами своих владельцев.

Пытаясь противостоять захвату общинных земель феодалами, крестьяне обращались в суд с жалобами, но чаще предпринимали попытки явочным путем вернуть захваченную землю. Немало конфликтов было связано с созданием на общинных землях и пустошах новых монастырей. Покушения крестьян на имущество и жизнь землевладельцев носили стихийный характер, но число этих выступлений в первой половине XVI в. непрерывно возрастало.

Социальные движения охватили и городское население. Выступление посадских людей против боярства и крупного купечества было использовано еще Иваном III при включении Новгорода в единое Российское государство (1478). В 1483 г. было отмечено обострение социальных противоречий в Пскове, в летописи сказано: "Посекоша псковичи дворы у посадников". Волнения в Пскове не утихали и в первой половине XVI в. Под 1537 и 1542 гг. в летописных источниках упоминаются и волнения в Москве.

Резкое обострение социальных противоречий произошло в середине XVI в. Поводом для выступления посадских людей в Москве в июне 1547 г. послужил пожар, почти полностью уничтоживший столицу. Среди горожан распространились слухи, что виновницей несчастья явилась бабка юного царя Анна Глинская, в результате колдовства которой сгорела Москва. Посадские люди потребовали ее розыска. Слухи подхватила враждебная Глинским боярская группировка, стремившаяся направить гнев восставших против своих политических противников. Один из Глинских был убит, другие скрылись; их дворы были разграблены, слуги перебиты. Восставшие "черные люди", вооруженные чем попало, отправились в царскую резиденцию в Воробьеве требовать от царя выдачи остальных Глинских. Застигнутый врасплох юный государь Иван IV, страшно перепуганный волнением черни, обещал произвести настоящий сыск и наказать виновников пожара, погорельцам посулил помощь в восстановлении их домов. Поверив ему, москвичи вернулись в город. Вскоре московское восстание утихло. Городские низы, основная и самая массовая сила восстания в Москве 1547 г., своим выступлением ускорили падение правительства: на смену Глинским к власти пришли представители старомосковского боярства Захарьины-Кошкины. Возмущение подтолкнуло Ивана IV к разработке и осуществлению политики реформ, проводимых правительством Избранной рады, и оформлению самодержавия как политической системы.

Откликами на московское восстание стали волнения летом 1547 г. в псковском пригороде Опочке, а в 1550 г. и в самом Пскове. В Опочку для усмирения горожан пришлось направить войско. Во второй половине XVI в. усилилось социальное движение и в деревне. Крестьяне отказывались выполнять повинности, запахивали земли феодалов, травили покосы, рубили леса.

Ливонская война и опричнина обернулись для социальных низов увеличением налогов и усилением закрепощения. Особенно тяжелое положение сложилось в Москве, которая была разделена на две части - земскую и опричную. Непосредственной причиной очередного социального выступления москвичей послужил массовый террор летом 1568 г., который был вызван борьбой с оппозицией старомосковского боярства. В июле 1568 г. верхи посада под влиянием митрополита Филиппа подали царю челобитную с просьбой отменить опричнину. Затем началось восстание посадских людей. Иван IV укрылся в Александровой слободе. Собрав там опричное войско, он продиктовал свои условия. В сентябре был казнен один из виднейших деятелей боярской оппозиции И. П. Федоров, а митрополит Филипп лишен сана и сослан в тверской монастырь, где в ноябре был задушен Малютой Скуратовым. Однако под напором московского посада царь вынужден был прекратить массовый террор в столице. Он избрал своей постоянной резиденцией Александрову слободу, лишь ненадолго выезжая оттуда в Москву. Восстание 1568 г. сопровождалось волнениями в ряде северных посадов и волостей, которые были подавлены при помощи опричных войск.

Произвол опричников и подстрекательства боярской оппозиции усиливали социальное брожение. В России в 1570-1580-х гг. разразился хозяйственный кризис: страна была разорена, села, деревни и города опустели, свирепствовали голод и эпидемии. На этом фойе самыми распространенными формами социального протеста стали массовые побеги, убийства помещиков, особенно опричников, неуплата налогов, неисполнение повинностей, поджоги и разграбление господских дворов.

После смерти Ивана Грозного в марте 1584 г. в Москве под влиянием борьбы боярских кланов вновь восстали посадские люди. Горожане, к которым присоединились находившиеся в столице рязанские служилые люди, разбили арсеналы на Красной площади и приготовились к штурму Кремля. На этот раз гнев восставших оказался направлен против любимца покойного монарха боярина Б. Я. Вельского, истового опричника. Недовольный тем, что его не включили в число регентов при царе Федоре, он привел в Кремль своих вооруженных холопов. Москвичи расцепили эти действия как намерение возродить опричные порядки. Это московское восстание сыграло свою роль в борьбе бояр за власть и влияние. У кормила власти встали дядя царя Федора Н. Р. Захарьин и царский шурин Б. Ф. Годунов, которые удовлетворили часть требований восставших и одновременно свели счеты с выдвиженцами опричнины.

В апреле-мае 1586 г. в Москве вновь обострилась социально-политическая обстановка: вспыхивали восстания горожан, шла борьба боярских группировок за власть. Поводом для волнений послужило отсутствие у царя Федора наследников. В мае 1586 г. правительству пришлось отсиживаться от "заворовавшихся торговых мужиков" за кремлевскими стенами, а царю с царицей покинуть Москву. Гости московские потребовали, чтобы царь развелся с женой. Но Б. Ф. Годунову удалось внести раскол в ряды своих противников. Семерых зачинщиков восстания из числа посадских людей казнили. Князья Шуйские и церковные иерархи за попытку отстранить Годунова от власти были отправлены в ссылку.

Московское восстание 1586 г. отозвалось в Соль-Вычегодске убийством владельца соляных варниц С. А. Строганова, принадлежавшего к знаменитой семье торговых людей. В 1588 г. произошло "смятение грацких людей" в Ливнах, а в мае 1591 г. вспыхнуло восстание в Угличе в связи с трагической гибелью царевича Дмитрия.

Постепенное оформление крепостного права в общегосударственном масштабе увеличивало накал социальных конфликтов. Движения крестьянства и посадского населения набирали силу. Так, в 1594-1595 гг. в вотчинах одного из крупнейших в России Иосифо-Волоколамского монастыря происходили выступления крестьян против перевода с оброка на барщину и принудительного ссудного закабаления. В конце XVI в. движения социальных низов широко распространились и в южных регионах, являвшихся зоной притока крестьян из основных областей России. Однако и там представители царских властей навязывали беглецам статус "служилых людей по прибору" и несение "государевой десятинной пашни". В результате вспыхивали массовые волнения, крестьяне уходили на вольный Дон. В 1590-е гг. правительственные репрессии привели к серьезным выступлениям на южных рубежах России.

Особой формой социальных волнений были ереси. В условиях, когда из-за роста социальных противоречий авторитет официальной Русской православной церкви оказался значительно подорван, религиозное сознание, столь присущее людям средневековья, находило в еретических воззрениях пути разрешения социальных проблем. Очагами вольнодумия стали наиболее крупные русские города. Конец XV в. ознаменовался новым подъемом еретического движения и был связан с деятельностью еврея Скария, откуда и появилось название "ересь жидовствующих". Эта ересь получила широкое распространение среди мелкого духовенства и посадских людей. "Ересь жидовствующих" не признавала догмата о троичности Бога, считая, что это противоречит признанию единобожия. Еретики отрицали священность икон. По их мнению, сделанные при помощи обычных материалов (краски, доски, кисти) предметы, даже если это произведения искусства, не могут почитаться как священные. Но главным являлось выступление "жидовствующих" против церковной организации и основных догматов православия, непризнание монашества, а тем самым и монастырского землевладения. Еретики провозгласили самого человека "храмом Божиим". Перебравшись в Москву, новгородские священники стали распространять ересь и в столице, но господствующая церковь немедленно восстала против инакомыслия.

Упорным гонителем еретиков стал видный церковный деятель игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру - Иоанн Санин), его сторонники назывались иосифлянами. В 1490 г. на церковном Соборе еретики были осуждены и прокляты. Но в среде православного духовенства не было единства взглядов в отношении ереси. Оппонентами иосифлян выступили так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Они считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и видели подлинное служение церкви в аскетическом образе жизни. Длительное время терпимо относился к еретикам и сам московский великий государь. Уже после Собора 1490 г. кружок еретиков возник при дворе, в который вошли приближенные Ивана III, возглавляемые дьяком Федором Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что для общения с Богом человеку не нужно посредничество церкви.

Однако интересы усиления светской власти потребовали ее союза с воинствующими иосифлянами, тем более что ересь, расшатывая незыблемость церковных догм, грозила и авторитету светских правителей. И хотя отрицание еретиками церковного землевладения отвечало интересам великого князя, он предпочел изменить свою позицию. Церковный собор 1504 г. приговорил еретиков к смертной казни.

Уже во второй половине XVI в. стало очевидным, что после введения опричного террора, поглощения поместным землевладением черносошных земель, замены местного самоуправления дворянской администрацией дальнейшее развитие сословно-представительных учреждений в Московском государстве было парализовано. Наступала эпоха грандиозных социально-политических катаклизмов, поставивших на грань распада само Российское государство. Наступал "бунтатнный" XVII в.

Первой женой Ивана Грозного была Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, происходившая из древнего боярского рода, выходцем из которого является и первый представитель Дома Романовых - царь Михаил Фёдорович. От неё появились на свет три сына. Старший из них, Дмитрий, умер во младенчестве, средний, Иван был убит в порыве гнева собственным отцом, а младшего - Фёдора - судьба уберегла, и по прошествии лет он унаследовал российский престол.

Третий сын грозного царя

Родился будущий царь Фёдор Иоаннович 31 мая 1557 года в урочище Собилка, находившемся в 6 км от Переславля-Залесского. Два памятника этому событию, возведённые по повелению самого Ивана Грозного, - крест-часовня на месте рождения сына и храм в честь святого великомученика Феодора Стратилата в Переславль-Залесском Феодоровском монастыре - сохранились до наших дней.

Мать царевич Фёдор знал только в раннем детстве. 7 августа 1560 года она скончалась при весьма странных обстоятельствах, наводящих на мысль об отравлении. Смерть любимой жены и связанные с этим переживания вызвали в царе глубокий психологический надлом в короткий срок, превратив его из доброго христианина в кровавого тирана, каким он и вошёл в отечественную историю.

Конец династии Рюриковичей

От рождения царевич Фёдор не являлся наследником престола, поскольку эта честь досталась его старшему брату Ивану, и лишь после его трагической смерти, последовавшей в 1581 году, он получил этот статус. Известно, что даже по своему складу он не подходил на роль самодержца. Тихий, глубоко набожный и, как свидетельствуют современники, слабоумный Фёдор, по словам отца, был создан для монашеской кельи, а не для трона. Об этом красноречиво свидетельствует прозвище Фёдора Иоанновича, под которым он вошёл в историю, - Феодор Блаженный.

В 1557 году Фёдор Иоаннович взял в жёны Ирину Фёдоровну Годунову, родную сестру ближайшего сподвижника и любимца Ивана Грозного - Бориса Годунова. Это брак устроил сам отец, желая породнить сына с наиболее верным ему боярским родом. До 35 лет у супругов не было детей, о которых они молили Бога, регулярно совершая паломничества в ближние и дальние монастыри. Лишь в 1592 году на свет появилась дочь, но прожить ей было суждено только 9 месяцев.

Так как их союз не принёс российскому престолу очередного наследника, то именно царь Фёдор Иоаннович стал последним представителем рода Рюриковичей. На нём оборвалась династия, правившая на Руси в течение 736 лет. Тем не менее брак с Ириной сыграл важную роль в дальнейшей истории страны - благодаря ему необыкновенно возвысился её брат Борис Годунов, восшедший впоследствии на российский престол.

Поскольку при Иване Грозном наследником престола являлся его старший сын Иван, то младшего, Фёдора, никто не готовил к этой высокой миссии. С детства предоставленный самому себе, он проводил время в бесконечных молитвах и поездках по монастырям. Когда же Ивана не стало, то пришлось спешно навёрстывать упущенное.

Вот тут и оказался ко двору Борис Годунов, по родству приходившийся ему шурином, но, кроме этого, сумевший стать ближайшим доверенным лицом и наставником. Особенно же его роль возросла после кончины Ивана Грозного, открывшей сыну путь к власти.

С того момента, как в марте 1584 года внезапно скончался грозный царь, по Москве пошли слухи о его насильственной смерти. Начало им положил приказной дьяк - Иван Тимофеев, открыто обвинявший в убийстве двух бояр - Богдана Бельского и Бориса Годунова. Имел ли он на то реальные основания или нет, неизвестно, но тем не менее ряд исследователей полагает, что таким путём Годунов помог ускорить своему воспитаннику приход к власти.

Царские милости и пожертвования

Будучи человеком крайне религиозным, сразу после кончины отца Фёдор Иоаннович прежде всего позаботился об упокоении его души. С этой целью им было отправлено 1000 р. в Константинополь, а также щедрые дары в Александрию, Иерусалим и Антиохию, откуда вскоре прибыл в Москву патриарх Иоаким. Кстати, глава Русской церкви - митрополит Дионисий Московский (патриаршество в то время ещё не было учреждено в России) принял его весьма высокомерно, показывая, что своим богатством и положением при царе он превосходит его.

В день коронации, состоявшейся 10 июня 1584 года, новый государь всея Руси осыпал Годунова царскими милостями. Ему был пожалован чин конюшего, а также почётное звание ближайшего и великого боярина. В довершение всего государь назначил его наместником Астраханского и Казанского царств.

Борьба за место у трона

Ввиду того что с первых же дней царь Фёдор Иоаннович показал себя совершенно неспособным править страной, при его особе был создан регентский совет, состоявший из четырёх человек. В него вошли бояре Богдан Бельский (тот самый, возможный убийца Ивана Грозного), Никита Романович Юрьев, Иван Петрович Шуйский (будущий царь) и Иван Фёдорович Мстиславский.

У трона безвольного и слабоумного царя они составили весьма сильную группировку, и для получения в свои руки всей полноты власти Борису Годунову предстояла тяжёлая борьба, увенчавшаяся его победой. Умело манипулируя эгоистическими устремлениями каждого из членов регентского совета, он сумел добиться того, что в том же году Б. Бельского, обвинённого в измене, отправили в ссылку, Мстиславский был насильно пострижен в монахи, а Шуйский, наиболее сильный конкурент, попал в опалу. Полному же его триумфу способствовала внезапная смерть Никиты Юрьева.

После этого в течение всех 14 лет, в течение которых царь Фёдор I Иоаннович находился на троне, фактическое управление страной осуществлял Борис Годунов. Об этом, реальном положении вещей, прекрасно знали не только в России, но и за границей, поэтому иностранные дипломаты, вручив царю свои верительные грамоты, первым делом старались наладить отношения с его ближайшим боярином Годуновым.

Слава, пережившая царя

Справедливости ради следует отметить, что если царь Фёдор Иоаннович и оказался неспособен руководить страной, то у него вполне хватило ума не вмешиваться в правление более разумного и талантливого Бориса, прекрасно распоряжавшегося огромным государством. Благодаря этому в период Смутного времени все в один голос заявляли, что при нём (Фёдоре Иоанновиче - все лавры достались ему) государство процветало, а люди были счастливы и довольны своим правителем.

В результате этого после безвременной кончины царя Фёдора не только Москва, но и вся Россия желала видеть на троне продолжателя его дел. Сразу и без малейших колебаний власть была предложена Ирине - вдове почившего государя, а когда она отказалась, единственным кандидатом стал Борис Годунов. Именно купаясь в лучах славы своего предшественника он и сумел взойти на российский престол.

Когда же после его собственной кончины разгорелась борьба за власть, то каждый из претендентов пытался обосновать свои права на престол ссылками на прежнюю близость к Фёдору Иоанновичу. Кстати, и кандидатура первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича - была утверждена Земским собором именно из-за его родства с ним.

Мысль об учреждении патриаршества

Наиболее ярким историческим событием, ознаменовавшим годы правления Фёдора Иоанновича, стало установление на Руси патриаршества. Несмотря на то что после захвата Константинополя турецкой армией в 1453 году Русская церковь практически вышла из-под его контроля, она по своему статусу оставалась ниже остальных православных церквей, находившихся на территориях Османской империи. Это во многом снижало её международный авторитет.

В 1586 году на заседании Боярской думы царь Фёдор Иоаннович выступил с предложением обратиться к находившемуся тогда в России Антиохийскому патриарху Иоакиму с просьбой о содействии в деле учреждения на Руси собственной патриархии. Сложность заключалась в том, что для осуществления задуманного требовалось согласие предстоятелей остальных восточных православных церквей.

Первый патриарх на Руси

Благодаря его содействию собор Греческой церкви вынес по этому вопросу положительное решение, а затем, в 1588 году, в Москву для совершения священного обряда прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Поражённый блеском и роскошью царского дворца, он вначале вознамерился остаться в России навсегда и взять на себя управление сразу двумя патриархиями - Константинопольской и Московской, но поскольку россияне желали видеть во главе церкви своего соотечественника, ему пришлось отказаться от задуманного.

На Освящённом церковном соборе, состоявшемся 29 января 1589 года, из трёх претендентов на патриарший престол был избран митрополит Московский Иов, ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.

Ужесточение крепостного права

Внутренняя политика Фёдора Иоанновича отмечена дальнейшим закрепощением крестьян. Это выражалось в его указах, ограничивавших большинству из них переход от одного помещика к другому на основании закона о Юрьевом дне.

Дело в том, что, согласно ранее принятому уложению, 26 ноября каждого года (православный праздник Юрьев день) крестьяне, закончив полевые работы и расплатившись с барином, имели право уйти от него к другому хозяину. Однако в годы правления Фёдора Иоанновича были введены значительные ограничения категорий лиц, подпадавших под действие этого закона, а также установлен пятилетний срок розыска беглых крестьян.

Кроме того, проводимые им меры способствовали ещё большему закабалению крестьян, не сумевших в должный срок рассчитаться со своим барином. Согласно указу от 1586 года, все долговые (кабальные) записи стали оформляться официально и получили надлежащую юридическую силу.

Внешняя политика царя Фёдора

Во внешнеполитических вопросах деятельность царя Фёдора Иоанновича была направлена на установление прочных торговых и дипломатических отношений с целым рядом стран, среди которых особое место занимали Голландия и Франция. В результате весной 1585 года Москва и Париж обменялись послами.

Не менее успешно складывались отношения и с недавними врагами - Швецией и Речью Посполитой. Мирный договор, заключённый в 1587 году, позволил отвести войска от польско-литовской границы и с их помощью положить конец территориальным притязаниям шведского короля.

Возврат утерянных прежде земель и покорение Сибири

Значительным достижением дипломатов царя Фёдора Иоанновича стало заключение в мае 1595 года Тявзинского соглашения, в результате которого Россия вернула себе Ивангород, Корелы, Копорье и Ям. Как было сказано выше, несмотря на то, что вся инициатива находилась в руках Бориса Годунова, славу и благодарность потомков стяжал царь Фёдор Иоаннович.

Биография его будет неполной, если не упомянуть и ещё об одном важном событии - окончательном присоединении Сибири. Этот процесс, начавшийся ещё в прежние царствования, получил при нём своё завершение. На обширных территориях, раскинувшихся за Уральским хребтом, один за другим появлялись новые города - Тюмень, Нарым, Сургут, Берёзов и многие другие. В государеву казну ежегодно поступал обильный ясак - дань от коренных жителей этого богатого, но дикого края.

Смерть малолетнего царевича

История правления царя Фёдора Иоанновича была омрачена гибелью его младшего брата - наследника престола царевича Димитрия, отправленного вместе со своей матерью, шестой женой Ивана Грозного Марией Нагой в Углич. Обстоятельства смерти наводили на мысль о преднамеренном убийстве, в котором народная молва поспешила обвинить Бориса Годунова. Однако следственная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским, не нашла тому никаких доказательств, в результате чего вопрос об истинной причине гибели наследника престола остаётся открытым и по сей день.

Конец жизни и царствования

Смерть Фёдора Иоанновича, последовавшая 17 января 1598 года, стала следствием тяжёлой болезни, из-за которой в последние месяцы жизни он не вставал с постели. Похоронили государя рядом с его отцом и старшим братом Иваном в правой части алтаря Архангельского собора Московского Кремля. Русской православной церковью он был канонизирован как святой благоверный Феодор I Иоаннович царь Московский, память которого отмечается дважды в год - 20 января и в первое воскресенье сентября, когда празднуется Собор московских святых.

И последнее. Многих интересует, какова была фамилия царя Фёдора Иоанновича. На этот вопрос ответа быть не может, поскольку фамилии как таковой ни у него, ни у его предков не было. Все представители прервавшегося на нём княжеско-царского рода могли бы ответить на этот вопрос словами из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Рюриковичи мы!»

Федор Иоаннович (1584–1598)

Второй сын Иоанна-IV Федор отличался болезненностью и слабыми умственными способностями, почему правление государством вскоре перешло в руки шурина царя - умного и дальновидного боярина Бориса Годунова. Удалив опалой и ссылкой всех своих противников, Годунов окружил себя преданными людьми и сделался полновластным правителем государства. Он поддерживает сношения с западными государствами, строит города и укрепления на границах Руси и устроил на белом море архангельскую гавань. По его же мысли утверждено самостоятельное всероссийское патриаршество и окончательно прикреплены к земле крестьяне. В 1591 году был убит царевич Дмитрий, брат бездетного царя Федора и его наследник, а спустя шесть лет скончался и сам Федор.

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598) Вопрос 5.1Во время венчания царя Федора Иоанновича случилась одна оказия, которая потрясла всех присутствовавших. Некоторые потом усматривали в этом чудесное предзнаменование.Что стряслось?Вопрос 5.2Ирина, жена царя Федора и

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В правление царя Федора Иоанновича (1584–1598) Ответ 5.1Федора короновали по чину венчания византийских императоров. Долгая церемония утомила царя. Не дождавшись окончания коронации, он передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому а тяжелое золотое яблоко

автора Ключевский Василий Осипович

Царь Федор Иоаннович (1584–1598 годы) Федора считали не от мира сего, поскольку его этот мир крайне мало интересовал, он жил в мечтах о царствии небесном. Один из современников, Сапега, описывал царя так: мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Царь Федор Иоаннович (1584–1598 годы) Феодор Иоаннович никогда не готовился быть царем, он для этого попросту был непригоден. Если старший Иван был умен, хотя отличался тем же норовом, что и отец, и пугал своим характером приближенных людей, то Федор был кроток, но умом

Из книги История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I автора Гордеев Андрей Андреевич

КАЗАКИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕДОРА ИОАННОВИЧА (1584–1598 годы) После смерти Иоанна Грозного на московский престол вступил царь Федор Иоаннович. После сильного напряжения во внутренней и внешней политике, продолжавшегося в течение всего царствования Иоанна Грозного, в стране

Из книги В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории автора Зарезин Максим Игоревич

Глава I Царствование Феодора Иоанновича. 1584–1598 Смерть Иоанна IV. Характер Феодора. Годунов правитель. Свойства его. Младенчество Димитрия. Убиение царевича. Пожар Московский. Кончина Феодора. Романовы отвергают скипетр.В пятое воскресенье Великого поста 1584 года, умер

Из книги История государства Российского автора Карамзин Николай Михайлович

Царствование Феодора Иоанновича. 1584–1598 гг. Царь Феодор Иоаннович. ГравюраПервые дни по смерти тирана (говорит Римский Историк) бывают счастливейшими для народов: «ибо конец страдания есть живейшее из человеческих удовольствий».Но царствование жестокое часто готовит

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Федор Иоаннович Блаженный Иван Грозный не заблуждался относительно способности своего наследника Федора, третьего сына от первого брака, править государством. В сердцах он даже говорил, что тот «больше похож на пономарского, чем на великокняжеского сына». В завещании, в

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1584–1598 Правление Федора Ивановича. Борис Годунов Современники считали вступившего на престол 27-летнего Федора – сына Ивана и царицы Анастасии – слабоумным (о нем писали «прост умом»), почти идиотом, видя, как он сидит на троне с блаженной улыбкой на губах и любуется

Из книги Великая Смута автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава V Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов Пятибоярщина. Удаление царевича Дмитрия. Богдан Бельский. Смерть Никиты Юрьева и пострижение Ивана Мстиславского. Ликвидация Великого княжества Тверского. Мария Старицкая. Федор Иоаннович. Борис Годунов. Заговор против

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.1.3. Последний Рюрикович царь Федор Иоаннович Мимо этой фигуры можно было бы пройти, так как это не столько фигура, сколько бледная тень в русской истории. Так считают многие авторы, но не все. Попробуем разобраться по порядку. Царь Федор Иоанович.Федор родился в 1557 г., а

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Федор Иванович - Блаженный, царь и государь всея Руси Годы жизни 1557–1598 Годы правления 1584–1598 Отец - Иван Васильевич Грозный, самодержец, царь.Мать - Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, сестра Никиты Романовича Захарьина и тетка его сына, Федора Никитича Романова,

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Царствование Феодора Ивановича (1584–1598) Боярские смуты После смерти Ивана Васильевича начинаются боярские смуты. Наследовать престол пришлось второму сыну Грозного, Феодору. Он вовсе не походил ни на своего отца, ни на старшего брата – был слабого здоровья, малого росту,

Из книги Российский царский и императорский дом автора Бутромеев Владимир Владимирович

Федор Иоаннович Федор Иоаннович был младшим сыном Иоанна Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 года старший брат Федора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Федор стал считаться наследником царского престола.По смерти

Реальная личность царя Федора I Ивановича, несмотря на сравнительно короткий исторический отрезок времени (460 лет), который отделяет нас от него, скрыта. Весь вопрос крутится вокруг того, был ли он слабоумным или нет. На это мы попытаемся дать ответ. Осталось мало источников, дающих его правдивый образ. Этого государя заслоняют две мощные фигуры: отец Иван Грозный и соправитель Борис Годунов. Наши историки воссоздают, а литераторы интерпретируют его как человека и правителя.

Конец династии Рюриковичей

В XVI веке на престол взошел первый русский царь Иван Васильевич. Он правил долго, более 50 лет, но крайне неровно, потрясая свои земли и семью люто-зверским характером.

Из восьми жен только трое родили ему детей. Да и то старшего, которого он готовил на царство, сам царь убил в порыве неуправляемого гнева, о чем горько сожалел. Наследником стал Федор Иванович, сын Ивана IV Грозного от первого брака.

Семья в детстве

Царственные родители любили друг друга и прожили к моменту рождения Федора десять лет, деля и радости, и скорби. У царевича был старший брат Иван. Разница в возрасте у них была три года. Подрастая, они станут играть вместе, и за ними наблюдают любящие родители. Но в год рождения царевича, крещеного в Чудовом монастыре, в 1557 году, никто еще не знает, что мир и тишина только пока стоят над страной. Это последний безмятежный год. В 1558 году начнется долгая, на четверть века, кровопролитная Ливонская война. Она омрачит все его детство. А после смерти матери о царевиче, которому было тогда три года, почти нет сведений. Отец ездит по богомольям и не берет сына с собой. Он уезжает, возглавляя войско, на войну, и пятилетний мальчик, провожая его, не знает, вернется ли он назад. А потом в царских покоях пойдет череда жен, которые видят в Иване и Федоре препятствие своим детям к престолу, и о душевной теплоте говорить здесь не приходится. Затаенную вражду мальчики, конечно, испытали. Но в источниках практически нет сведений, как Иван Васильевич воспитывал младшенького. Известно, что с восьми лет брал его с собой на богомолья, позже приказывал присутствовать на государственных церемониях. Даже когда царевичу еще не исполнилось семи лет, он участвовал на возведении в сан митрополита Московского, и при учреждении опричнины он вместе с семьей и двором выехал в В 10 лет отец взял его с собой в Вологду для осмотра. Так понемногу царевич Федор присматривался к государственным делам.

Женитьба

Сам батюшка выбрал сыну невесту из крепкого надежного клана Годуновых, но не слишком родовитого, такого, чтобы во всем зависели от царской семьи и были благодарны за столь высокую судьбу. А царевич, не думая о политических мотивах, просто привязался душой к своей супруге, умнице Ирине.

Смерть наследника

У царя всея Руси не доходили руки до полноценного воспитания младшего сына Федора. Всегда на первом плане стоял Иван Иванович. А когда его не стало, в 1581 году, то пришлось в 24 года серьезно приучать к государственным делам наследника Федора. А у того уже не было к ним интереса. Ведь раньше все внимание уделялось Ивану, а ты, Феденька, советовали ему, в церковь божью сходи, с монахами поговори, певчих послушай, да бас дьяконский, а то на охоту съезди.

Окружали царевича мамки, няньки и монахи. Они же учили его книжным знаниям и закону Божьему. Вот и вырос царевич робкий, смирный, богомольный. А Бог дал ему венец царский.

Венчание на царство

Смерть Грозного в 1584 году окружена недомолвками и тайнами. Есть предположения, что его отравили или удушили, что, впрочем, достоверно не доказано. Но бояре, радуясь освобождению от мощного гнета тирана, державшего их железной рукой, подняли восстание, пользуясь слухами о таинственной кончине царя, и привели его к стенам Кремля. Переговоры с восставшими закончились тем, что они отступили, а зачинщиков сослали. На всякий случай удалили и малолетнего Дмитрия с матерью в Углич. Кто стоял за этими действиями? Ну никак не Федор Иванович. делами не интересовался, он был пассивен. Всем заправляли великородные князья Шуйские, Мстиславские, Юрьевы.

Незадолго до восстания было венчание на царство, это произошло в день рождения Федора. Ему исполнилось ровно 27 лет. Церемония происходила так. Впереди шел Федор Иванович - царь, одетый в богатейшие уборы. За ним - высшее духовенство и далее вся знать по чинам. На его голову водрузили корону. На празднество было приглашено духовенство с Афона и Синайской горы, что означало важность события для всего Православного мира. Торжество длилось неделю.

Так получил право и возможность всем распоряжаться Федор Иванович. Царь стал неограниченным владыкой. В его руках была вся полнота власти - законодательная, исполнительная, судебная и военная.

царь: исторический портрет

Иностранцы, англичане, французы, шведы, поляки пытаются нас убедить в том, что Федор Ивановичбыл слишком прост, чувствителен и чрезмерно набожен и суеверен, даже глуповат. Он слишком много времени проводил в монастырях. Но, вставая в 4 часа утра, по сведениям тех же иностранцев, помолившись, передав приветствия своей жене, занимающей отдельные покои, он принимал бояр, военачальников, членов Думы. Это говорит о том, что Федор Иванович - царь: он выслушивает вельмож и отдает указания.

Правда, времени на эти дела он отводит не слишком много, так как они его не очень занимают, но дела, как истинный государь, он все же исполняет. Да, он предпочитает молитву занятию политикой, но в этом нет признаков слабоумия. Он просто по природе своей не государственный деятель, а обычный человек, который любит поговорить с женой, посмотреть на травлю медведя или рукопашный бой, посмеяться над шутами. Интриги, политические ходы, продуманные, как шахматные, надолго вперед, - не его стихия. Федор I Иоаннович добрый, спокойный, благочестивый человек. Другие же иностранцы, австрийцы, например, которым царь оказал любезный прием и обещал содействие в борьбе с турками, нигде не дают указаний, что царь был слабоумен. Может быть, все дело в пристрастных оценках тех же шведов, поскольку политические дела разрешились силой оружия в неблагоприятную для них сторону?

Восприятие царя русскими людьми

Все они отмечают, что Федор I Иоаннович крайне благочестив и изнуряет себя духовными подвигами. А во время венчания на царство выступил с речами, в которых признаком скудоумия не отмечался. Бедный умом человек не выстоял бы всю церемонию и не смог бы произнести речь. А царь держал себя с подобающим достоинством. Русские летописцы называют его милостивым, и кончина его воспринималась как великое горе, которое может принести огромные бедствия. Что, кстати сказать, и сбылось.

Патриарх Иов, видевший царя каждый день и хорошо его знавший, высказывал свое живое восхищение государем. Царь предстает перед нами истинным подвижником веры, и сытая, спокойная жизнь при нем воспринималась, как благодать божья, сошедшая его молитвами на русскую землю. Все подчеркивают его невероятное благочестие. Поэтому прозвище царя Федора Ивановича было - Блаженный. А один из близких ему князей И.А. Хворостинин отметил любовь царя к чтению. Сам же отец его Иван Грозный, составляя завещание, когда был жив еще старший сын Иван, предостерегал 15-летнего Федора от бунта против брата. Но полный дурачок, каким его пытаются представить иные иностранцы, вряд ли мог бы пойти войной на брата. Значит, Иван Васильевич представлял себе сына совсем не простачком. Дальнейшее показало, что царь был прекрасным воеводой, возглавляя поход против шведов. Он попал в русскую армию, будучи душевно здоровым, а не юродивым. Разгром шведов в Ливонской войне - великое деяние Федора Ивановича.

Соправители

Годунов стоял за троном, но кроме него, худородного, были аристократы, с которыми Федор Иванович должен был считаться. А кто мог удержать в узде Шуйских, Мстиславских, Одоевских, Воротынских, Захарьиных-Юрьевых-Романовых? Только царь, который был превыше всех. Да, он мог себе позволить в собрании Думских бояр, сойдя с трона, гладить котика, но взор его ясен и полон мудрости.

Феодор Блаженный, слушая высоких мужей, мог думать и свои думы о том, что всякое божье творение достойно любви и ласки, как и его собственный народ, который при нем процветал. А вельможи пусть радуются, что он не сечет головы с их плеч, как его отец. Годунов, прислушиваясь к мнению царя, стал соправителем по царской воле. Он представлял собой лучшее из возможного. Они вместе составили слаженную пару, когда правил царь Федор Иванович (1584 - 1598).

Отказ от развода

Таинство брака царь почитал. И хотя бог дал ему одного ребенка, умершего в младенчестве, несмотря на требования бояр развестись с женой и жениться вновь и завести законных наследников, государь решительно отказался. В этом положении требовалось проявить мужество, волю и стойкость, так велико было давление аристократов. То, что у царя не было детей, отчасти объясняет долгие часы, проведенные в молитве, и частые поездки на богомолье, которые чета совершала пешком, конечно, в сопровождении охраны и свиты. Их вела вера и надежда.

Патриаршество

После того, как Византия пала, русское государство оказалось самым крупным из всех православных. Но глава церкви носил сан только митрополита, чего было явно недостаточно. Но мог ли царь, неспособный к долгим переговорам, интригам, вести столь сложную и тонкую политическую игру? Он всегда сторонился забот подобного рода, так как был тих и обладал складом ума монаха-инока, пребывающего вдали от житейских дел. Хронисты пишут, что государь, посоветовавшись с вынес на совет бояр идею об утверждении патриаршества. Им требовалось выполнить государево решение. И чьей бы в первоначальном варианте эта мысль ни была, но озвучил ее царь, и дело медленно, но стало развиваться.

Потребовалось несколько лет переговоров и интриг греков, чтобы все завершилось, как требовалось самодержцу в Патриархом Московским и всея Руси стал Иов. Царь, увлекшись этой идеей, сам разрабатывал новую, более пышную церемонию, чем она была у греков.

Книгопечатание в Москве

По прямому требованию Федора Ивановича, как говорят источники, была восстановлена в Москве типография. Она предназначалась для размножения богослужебных книг, но начало книгопечатанию было положено. Дальше оно будет развиваться, неся просвещение, сначала церковное, а потом и светское. Мог ли глупый, умственно отсталый человек выдвинуть такую мысль? Ответ напрашивается сам собой. Конечно, нет. А книги стране были нужны. При Федоре Ивановиче строились города, храмы, монастыри, и все требовало обретения учености и, следовательно, книг.

Смерть царя Федора Ивановича

Царь, который пробыл на престоле 13 лет и семь месяцев, долго болел, а умер быстро. Он не успел перед смертью стать иноком, как желал. В его жизни было три великих деяния: учреждение патриаршества, освобождение русских земель от шведской оккупации и строительство Донского монастыря. В них он принимал активное действие. Осталось неясным до нынешних дней, кому он передал престол. Возможно, никому, решив, что «Бог рассудит». Он принял разоренную страну, а оставил ее окрепшей, раздвинувшей свои пределы. При нем отлили «царь-пушку». Тихий, глубоко верующий в Божий промысел царь видел, что господь управлял его страной и сохранял его царство. Таков был последний Рюрикович, Федор Иванович - царь, биография и деяния которого оставили благой след в истории страны.

Loading...Loading...