Нормативы условий труда. Методика установления норм времени и определения норм выработки. Нормативы численности

Подотчетные суммы, в т.ч. на покупку бензина, можно выдать работнику не только наличкой, но и перевести по безналу на его «зарплатную» карту.

Нормативы численности рабочих, руководителей, специалистов и служащих

Обновление: 28 марта 2017 г.

Для того, чтобы организация достигла необходимого для нее уровня производительности, она должна обладать достаточным для этого количеством персонала. Для верных расчетов этого количества иногда используются нормативы численности персонала (рабочих, руководителей, специалистов и служащих).

Рассмотрим, что они из себя представляют.

Численность работников - разновидность норм труда

Как и перечисленные выше, разбросаны по ведомствам и отраслям нормативы численности руководителей.

Все эти нормы используются и для оптимизации численности персонала в организациях. Выделить по значимости какую-либо одну из них невозможно, обычно они применяются в совокупности.

Нормирование труда это определение его необходимых затрат на изготовление единицы продукции в конкретных организационно технических условиях. Целью нормирования труда является наиболее точное определение необходимых затрат.

Методика установления норм времени и определения норм выработки. Нормативы численности.

Контрольная работа по предмету Экономика и социология труда

Выполнил Диких Алексей

Рубцовский филиал АГУ

Труд представляет собой целесообразную деятельность людей по созданию материальных и духовных благ. Затраты труда на создание этих ценностей должны иметь количественную оценку, потому, что в масштабе общества получают признание только те из них, которые соответствуют общественно необходимому времени, т.е. времени, требуемому на изготовление данного изделия при общественно нормальных условиях производства при среднем уровне целостности и интенсивности труда.

Непосредственно на уровне предприятий общественно необходимое время выступает как необходимое время – рабочее время требуемое для изготовления единицы продукции в конкретных организационно-технических условиях данного предприятия работниками соответствующей квалификации при нормальной интенсивности труда.

Эти условия на предприятиях различны, поэтому различаются и необходимые затраты времени, уровень которых может быть выше или ниже общественно необходимых затрат. Соответственно будут различными и фактические затраты.

Нормирование труда это определение его необходимых затрат на изготовление единицы продукции в конкретных организационно технических условиях. Целью нормирования труда является наиболее точное определение необходимых затрат, а соответственно и результатов труда и их отражение в нормах труда.

По форме выражения затрат труда различают нормы времени, нормы численности и нормы обслуживания и нормы численности.

Норма времени является наиболее распространенной формой выражения нормированных затрат труда. Затраты времени выражаются в нормированных человеко-часах. Норма времени определяет необходимые затраты времени одного работника или группы работников на выполнение единицы работы в конкретных организационно-технических условиях.

Состав нормы времени.

Hвр=tп.з.+tоп+tоб+tотл+tпл.

Нормы времени и их разработка в различных типах производства и отраслях имеют свои особенности:

для выполнения одной и той же работы в единичном, серийном и массовом производствах требуется различное время;

т.к. повторяемость тех или иных работ в производствах различного типа неодинакова, то неодинакова и допускаемая точность нормирования;

различная степень точности нормирования обуславливает различные затраты труда нормировщиков на выполнение аналитической и расчетной работы при обосновании и внедрении норм;

в различных типах производства неодинаков объем аналитической работы при изучении нормируемых операций.

Нормы времени имеют много разновидностей и занимают центральное место в системе норм труда, поскольку на их основе определяются другие виды норм. Применяют нормы времени в основном для нормирования труда рабочих разных профессий, занятых выполнением разнородных работ в течении смены.

Норма обслуживания – количество производственных объектов, которые один работник или группа работников обязаны обслуживать в течении единицы рабочего времени в конкретных организационно-технических условиях. Для определения нормы обслуживания необходимо предварительно установить одну из разновидностей нормы времени – норму времени обслуживания единицы оборудования, одного рабочего места и т.п.

Hобсл = Tсм / Hвр.обсл.

H обсл. = Tсм. / Hвр. * n * k

Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда наладчиков, ремонтников, контролеров, кладовщиков и др.

Норма выработки – количество продукции (работы), которое должно быть изготовлено одним работником или группой работников в единицу рабочего времени в конкретных организационно-технических условий.

Hв=Tсм / Hвр

Нормы выработки применяют для нормирования труда рабочих любых профессий в тех случаях, когда в течении периода времени, один рабочий или группа рабочих выполняют какую либо работу.

Вместо нормы выработки может определяться нормированное задание. Разница между ними состоит в том, что по нормам выработки рассчитывается сдельная расценка зар.платы, а по нормированному заданию только норма загрузки исполнителей.


Нормированное задание – объем работы, который должен быть выполнен одним работником или группой работников за данный отрезок времени.

Устанавливаться нормированные задания могут для повременно оплачиваемых работников: основных рабочих (занятых на конвейерных линиях, операторов автоматических линий и др.), вспомогательных рабочих (станочников ремонтных цехов, слесарей инструментальщиков, транспортных рабочих), специалистов и служащих (технологов, конструкторов, копировщиков и др.).

В зависимости от методов установления нормы подразделяются на технически обоснованные и опытно-статистические.

Под технически обоснованными понимают нормы, установленные аналитическим методом, который обеспечивает максимальное использование производственного потенциала, рациональные методы труда, оптимальную занятость работников производительным трудом при сохранении их здоровья и трудоспособности.

К опытно-статистическим относят нормы, устанавливаемые на работу или операцию без расчлинения ее на отдельные составляющие элементы и проектирования технологии и рациональной организации труда на основе отчетных данных о выполнении анологичных работ или по опыту специалиста, устанавливающего эту норму. Опытно-статистические нормы фиксируют фактическое состояние производства со всеми имеющимися недостатками и поэтому не способствует росту производительности труда и совершенствованию его организации. Применять их следует в ограниченных масштабах, когда нельзя или не выгодно определить норму аналитическим методом.

Норматив численности – заранее установленная расчетная выличина, выраженая в численности работников для выполнения единицы конкретной работы или для обслуживания определенных объектов.

Норма численности – численность работников определенного профессионально-квалифицированного состава необходимая для выполнения конкретных производственных функций или объемов работ в конкретных организационно-технических условиях.

Норма численности измеряется в количестве человек и может быть определена на основе нормы времени по формуле:

Нч = Нвр * В / Тсм

Например: Трудоемкость наладки одного станка составляет 40 минут, а подналадки 20 минут, продолжительность смены 480 минут. Вцехе требуют ежедневного обслуживания 24 ед. однотипного оборудования.

Тогда норма численности наладчиков за смену составит:

(40+20)*24/480=3 чел.

По нормам числености устанавливается необходимое число работников: опеаторов и наладчиков, обслуживающих автоматические машинные агрегаты. Кроме того нормы численности используются при нормировании труда руководителей, специалистов и служащих для определения количественного состава работников по отдельным должностям, по подразделениям управления в цехе, по функциям управления на предприятии.

При расчете численности по нормативам численности за основу берется явочная численность рабочих в смену, необходимая для выполнения заданного объема на отдельном объекте.

Норматив численности расчитывается:

Нч = П / Но

Нормативы численности определяют по функциональным группам вспомогательных работ: по ремонту и дежурному обслуживанию, по контрольным работам и т.д.

Норма управляемости – количество работников или структурных подразделений, управление которыми должно быть закреплено за руководителем.

Комплексная норма времени – количество рабочего времени требуемое для выполнения комплекса взаимосвязанных работ одного технологического процесса.

Поэтому основными задачами планирования являются:

анализ и оценка применяемых норм труда и соответствие их условиям производства;

разработка и внедрение технически обоснованных норм труда согласно изменившимся условиям производства.

При соблюдении принципов нормирования достигается наибольшая эффективность:

техническое, экономическое и психофизическое обоснование норм,

единство и гибкость заключаются с одной стороны в разработке типовых норм труда для одинаковых, наиболее распространенных видов работ, а с другой стороны уточнение их по мере совершенствования техники, технологии и организации производства,

соответствие норм конкретным факторам производства,

прогрессивность,

расширение сферы применения норм предусматривающие установление норм не только на основные, но и на вспомогательные работы,

обязательное участие непосредственных исполнителей в нормировании труда.

Принципы организации труда.

Организация труда – система мер направленных на более полное и эффективное использование трудовых и материальных ресурсов.

Главная цель организации труда – создание условий для роста производительности труда. Поэтому правильная организация труда должна держать следующие задачи:

технико-экономическая задача – создание условий труда для эффективного использования рабочего времени, трудовых навыков и опыта работников, а также создание условий для наиболее эффективного использования оборудования и других материальных средств,

социальная – создание гигиенических и безопасных условий труда. Охрана труда с целью сделать его привлекательным и творческим.

Охрана труда осуществляется по следующим основным направлениям:

разделение кооперация труда в професионально-квалифицированном, технологическом и функциональном разрезах;

нормирование труда как основа его организации;

материальное и моральное стимулирование работников за улучшение качественных и количественных показателей их труда;

подбор, подготовка и повышение квалификации кадров, включая обучение передовым приемам и методам труда;

организация рабочих мест, включая улучшение условий труда.

В последнее время в нашей стране не уделяется должного внимания подбору, подготовке и повышению квалификации работников. В определенной степени это связано со сложность перехода к рыночным отношениям. Постоянные изменения спроса и предложения товаров и услуг и самой рабочей силы требуют нее большой подвижности, мобильности, в том числе профессиональной и квалификационной. От качественного состава кадров в организации во многом будут зависеть и результаты их работы.

Немного анализируя организацию труда на предприятиях и в теории можно выделить основные принципы организации труда:

пропорциональность

ритмичность

непрерывность

согласованность

Если привести трудоемкость передельного чугуна к 1, тогда литейного чугуна 1,05 , а чугуна марки №2 составит 1,1.

70000 * 1% = 700

220000 * 1,05% = 2310

260000 * 1,1% = 2860

Следовательно, выработка на одного доменного рабочего составила

(700+2310+2860)/115= 51 усл. тыс. тонн.

II.1. Расчет нормативной численности рабочих ремонтного цеха по ремонту и межремонтному обслуживанию оборудования.

Ремонт технологического оборудования и его межремонтное обслуживание осуществляется обычно на заводах бригадой слесарей-ремонтников, подчиненной главному механику.

Виды работ, выполняемые данной группой вспомогательных рабочих, включают следующий их перечень: -

ремонт и межремонтное обслуживание технологического оборудования; -

ремонт санитарно - технического оборудования в основных цехах; -

реализация мероприятий по совершенствованию парка оборудования в соответствии с планом организационно - технических меро - приятий.

Рассмотрим последовательно принципы расчета нормативной численно - сти по каждому виду работ.

Ремонт и межремонтное обслуживание технологического оборудования

Ремонт оборудования как технологический процесс, направленный на устранение неисправностей и восстановление его работоспособности до очередного планового ремонта, осуществляется на основе применения Положений и Систем планово - технического обслуживания и ремонта оборудования.

Для расчета численности слесарей-ремонтников, необходимой для выполнения запланированного объема ремонтных работ на год, изучается со - став оборудования всех цехов, структура ремонтного цикла по каждому виду оборудования и трудоемкость капитального, среднего, текущего ремонтов и технического обслуживания.

При этом при расчете численности данной группы вспомогательных рабочих учитывается режим их работы на предприятии для расчета явочного фонда рабочего времени.

Количество рабочих по ремонту оборудования зависит от: -

количества оборудования -

вида и сложности его ремонта

Расчет нормативной численности рабочих-ремонтников производится на основании годового плана ремонта оборудования.

Среднесписочная численность рабочих, занятых ремонтом оборудования, рассчитывается по формуле: (1)

т -j-рем J. ср

rkYuR k+reYR с+Гг11Я где Rk, Z Re, Z R - суммарное количество единиц оборудования, под - вергаемых в течение года капитальному, среднему, текущему ремонту и обслуживанию;

rk, rc, rr - нормы времени на капитальный, средний и текущий ремонт, чел - час;

FH™ - годовой фонд рабочего времени в чел-час;

Ксп - коэффициент приведения явочной численности к списочной;

Кн - коэффициент переработки норм

Численность рабочих, занятых межремонтным обслуживанием технологического оборудования, зависит от: -

количества оборудования, находящегося в эксплуатации (в ремонтных единицах); -

нормы обслуживания оборудования одним рабочим в ремонтных единицах

Сумма единиц ремонтной сложности оборудования рассчитывается исходя из его количества по видам и соответствующей категории ремонтной сложности

IR * = Е Ni Г,

Среднесписочная численность дежурного персонала рассчитывается со - гласно формуле:

где N - норма обслуживания оборудования на одного списочного рабо- чего в единицах ремонтной сложности.

Нормы обслуживания оборудования одним рабочим имеют разную величину в зависимости от вида технологического оборудования: так, например, по наполнителям, дозатором, закаточным и маркировочным машинам равны 70 ремонтным единицам, а по остальному перечню оборудования - 150. Поэтому необходимо рассчитывать суммы ремонтных единиц отдельно по каждой из указанных групп.

II. 1.2 Ремонт санитарно - технического оборудования в основных цехах.

Расчет нормативной численности слесарей по ремонту санитарно - технического оборудования и арматуры основных цехов основан на перечне этого оборудования и трудоемкости его ремонта. Учитывая величину реального фонда рабочего времени одного рабочего в месяц, нормативная численность будет равна частному от деления трудоемкости ремонта санитарно - технического оборудования и арматуры в человеке»-часах (Трем) на номинальный фонд рабочего времени одного рабочего (Фном).

II.1.3. Реализация мероприятий по совершенствованию парка оборудования в соответствии с планом организационно - технических мероприятий.

Расчет нормативной численности слесарей для осуществления технических мероприятий основан на годовой трудоемкости намеченных мероприятий в человеке» - часах (Тр.мер) и реальном фонде рабочего времени в часах на одного рабочего (Фном)

II.2. Расчет нормативной численности персонала энергетического хозяйства.

Для обеспечения предприятия, а иногда и жилой зоны горячей и холодной водой, паром необходим персонал энергетического хозяйства, работа которого состоит в следующем: -

наблюдение за работой паровых котлов и непрерывная выработка

определение качества воды, поступающей в котлы, и проведение ра

бот по ее смягчению; -

водоснабжение завода, текущий ремонт используемого оборудова

ния, поддержание в рабочем состоянии передаточных устройств по

передаче воды и пара; -

производство санитарно - технических работ в производственной и

жилых зонах; -

техническое обслуживание газового хозяйства, надземных и под -

земных газопроводов; -

проведение ревизий и всех видов ремонтов газопроводов, газового

оборудования; -

отопление производственной зоны.

При расчете численности должна быть принята во внимание необходимость работать в одних случаях в 2 смены, в других - в 3 смены, а в третьих - по односменному режиму.

Расчет нормативной численности необходимо проводить по каждому виду работ, а именно: 11.2.1

Операторы газовых котлов; 11.2.2

Лаборанты химической очистки воды (ХВО); 11.2.3

Слесари по ремонту оборудования; 11.2.4

Слесари по водоснабжению; 11.2.5

Слесари - сантехники; 11.2.6

Слесари по ремонту и обслуживанию контрольно - измерительных приборов и автоматики котельной; 11.2.7

Слесари по обслуживанию и ремонту газового оборудования; 11.2.8

Ремонтный и эксплуатационный персонал электроцеха.

Рассмотрим отдельно принципы и результаты расчета по каждой группе.

II.II.1 Операторы газовых котлов.

Должностные обязанности и состав их работ перечисляются в должно - стной инструкции. Принцип расчета нормативной численности заключается в следующем: определяется время работы парокотельных установок при непрерывном режиме их работы за месяц (Д). Затем за тот же период времени рассчитывается реальный фонд рабочего времени одного оператора (Фном). Делением месячного времени работы котельной установки на реальный фонд времени одного оператора определяется среднегодовая численность работников на обслуживание одного котла.

II.2.2 Лаборанты химической очистки воды.

Их работа заключается в анализе качества воды, конденсата, взрыхлении фильтров, заправке и промывке солерастворителей, заготовке соли, приготовлении химических реактивов, записи результатов анализа.

Исходя из периодичности анализов и трудоемкости их проведения рассчитывается явочная численность лаборантов. А затем она корректируется на процент невыходов на работу, что позволяет определить списочную численность лаборантов.

Для расчета явочной численности используются данные заводской лабо-

ратории о количестве необходимых анализов в сутки (h1,h2 hn), о нормах

времени на использование каждого вида анализа (Hb1,Hb2 Hbn), о продолжительности рабочей смены (Тсм) и о времени обслуживания рабочего места в смену (Тобсл). Таким образом, явочная численность (Чяв) определяется как:

h * Н +h * Н + +h *Я

U = "l Ы 2 Ъ2 ^"п Ьп (7)

яв гр ГГ1 V /

Процент неявок на работу работников данной группы включает кроме отпусков, болезней, гос. обязанностей и т.п. еще и праздничные и выходные дни.

Для расчета списочной численности принимаем во внимание процент невыходов на работу

и = и * к (8) 11.2.3.

Слесари по ремонту оборудования котельной и поддержанию в рабочем состоянии передаточных устройств (котельщики).

Расчет численности ремонтного персонала, ведущего ремонт и поддер- жание в рабочем состоянии передаточных устройств, базируется на трудоем- кости ремонта оборудования, исчисленной по графикам ППР, и реальном фонде рабочего времени одного слесаря. Расчет ведется по формуле:

Нч.с. - списочная численность ремонтных рабочих;

Тро. - общая трудоемкость ремонта и технического обслуживания эксплуатируемого оборудования, чел-час;

Фр - месячный реальный фонд рабочего времени одного списочного слесаря. 11.2.4.

Слесари по водоснабжению.

Для расчета их численности используется детальный перечень оборудования и арматуры, а также периодичность и трудоемкость их ремонта, предусмотренные системой ППР. Отсюда определяется трудоемкость ремонта (Тр)

Согласно ремонтным нормативам, трудоемкость технического обслуживания трубопроводов и арматуры берется в размере 8% от трудоемкости текущего ремонта:

Тобсл=Тр*0,08 (10)

Таким образом, общая трудоемкость ремонта и обслуживания равна Тобщ=1,08% (11),

а списочная численность слесарей по водоснабжению

^ir НОМ 11.2.5.

Слесари - сантехники.

Нормативная величина определяется исходя из общей трудоемости ремонта санитарно-технического оборудования (Тр), коммуникаций и арматуры и номинального фонда работы одного слесаря за определенный период времени (месяц, год) (Фн) 11.2.6.

Слесари по контрольно - измерительным приборам и автоматике.

Расчет нормативной численности слесарей КИП и А определяется из наличия контрольно - измерительных приборов, периодичности и капитальных и текущих ремонтов. Общая трудоемкость ремонтов, (Тр) деленная на номинальный фонд одного слесаря КИП (Фн) определяет нормативную величину их в данном периоде, 11.2.7.

Слесари газоопасных работ1.

Следует отметить, что газоопасными являются работы, выполняемые в загазованной среде, или работы, при которых возможен выход газа из газо-

проводов и агрегатов.

Согласно типовым положениям о газовой службе и ответственных лицах за газовое хозяйство предприятия2 газовой службой предприятия решаются следующие задачи: -

обеспечение постоянного контроля параметров, поступающего на предприятие газа; -

обеспечение технического обслуживания газового хозяйства путем обхода и осмотра трасс надземных и подземных газопроводов; -

периодический осмотр и проверка исправности арматуры, оборудования и плотности соединения всех внутренних газопроводов; -

ежедневный обход и проверка газового оборудования (ГРП и ГРУ), правильности настройки приборов регулирования, контроля безопасности; -

обеспечение сохранности подземных газопроводов от механических повреждений при проведении вблизи газопроводов строительных и ремонтных работ; -

проверка коррозионного состояния газопровода; -

проведение ревизий и всех видов ремонта газопроводов газового

оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики безопасности в установленные правилами и графиками сроки.

Работы по ремонту осуществляются по периодам в сроки, предусмотренные графиком выполнения плановых ремонтов.

Состав работ, периодичность их проведения обычно отражаются в графиках планово -предупредительного ремонта газового оборудования. Работы по обслуживанию и ремонту газового оборудования должны выполнятся слесарями по эксплуатации и ремонту данного оборудования.

Трудоемкость работ по ремонту и обслуживанию газового оборудования рассчитывается на основе типовых норм времени на ремонт газопроводов, сооружений и газового оборудования.

Нормативное количество слесарей газоопасных работ (Чн) определяется делением трудоемкости обслуживания и ремонта газового оборудования (Тр о.) на номинальный фонд времени одного слесаря Фном (формула 4).

При формулировании штатного расписания наряду с обоснованием нормативной численности персонала по участкам энергетического хозяйства чрезвычайно важен вопрос об определении сложности работ каждого вида. От сложности работ зависят разряды, присваиваемые рабочим. Для группы рабочих, обслуживающих энергетическое хозяйство предприятия, присвоение разрядов предопределяет уровень их оплаты, поскольку все они рабочие- повременщики.

II.2.8. Расчет нормативной численности ремонтного и эксплуатационно - го персонала электроцеха.

В процессе эксплуатации электроустановок электрооборудование и электросети, естественно, изнашиваются, поэтому необходимо определить оптимальную численность рабочих для своевременного ремонта оборудования и соблюдения режима его эксплуатации.

Совокупность организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту электроустановок и электрической части технологического оборудования, проводимых по заранее разработанному плану для обеспечения безотказной работы, предусматриваются в системе планово - предупредительного ремонта - ППР.

При расчете численности рабочих учитывается, что эксплуатация, ремонт и профилактические испытания электрооборудования и электросетей должны производиться в соответствии с действующими «Правилами технической эксплуатации (ПТЭ)» и «Правилами техники безопасности (ПТБ) электроустановок», «Правилами устройств электроустановок и эксплуатационными инструкциями».

Укомплектование электроучастка необходимым количеством рабочих дает основание требовать от этого подразделения, чтобы график ППР выполнялся своевременно и качественно. А он предусматривает:

а) поддержание электрооборудования и электросетей в работоспособном состоянии и предупреждение выхода из строя (аварии);

б) правильную организацию ремонта и возможность выполнения ремонтных работ по плану, согласованному с планом ремонта основного технологического оборудования;

в) своевременную подготовку необходимых для ремонта запасных частей и материалов;

г) улучшение качества, сокращение времени и снижение стоимости ремонта;

д) правильную организацию эксплуатации и межремонтного обслуживания электроустановок предприятия;

е) организацию ремонтной базы.

Для проведения ремонтных работ необходим персонал электриков по ремонту электроустановок. Нормативная численность в части проведения предупредительных ремонтов предопределяется величиной объекта обслуживания, т.е. перечнем обслуживаемого оборудования и электроустановок.

Принцип расчета нормативной численности электриков по планово - предупредительному ремонту электрооборудования основан на определении, во - первых, трудоемкости ремонта электрической части технологического оборудования (Тр.эл.ч.), во - вторых, трудоемкости ремонта электрооборудования, электрических сетей и линий электроперадач, электроаппаратов и быто- вых электроприборов производственного назначения (Трэлхехи).

Режим работы принимается как по предыдущим группам - пяти дневная рабочая неделя, восьми часовой рабочий день, коэффициент невыходов на работу, по таким причинам, как отпуска, болезни, исполнения гос. обязанно - стей и т.п. - 22 дня на одного человека. В итоге месячный фонд рабочего времени равен 154-161 час на человека.

Нормативная численность ремонтного персонала определяется как частное от деления общей суммы часов необходимого ремонтного времени (Е) на плановое число рабочих часов одного рабочего (Фпл).

Исходя из системы планового ремонта технологического оборудования в электрической его части, рассчитывается трудоемкость ремонта электроустановок в технологическом оборудовании (Ттр эл ч). Отсюда нормативная численность электриков по ремонту электрической части технологического обо - рудования равна: т

и = р-эл-ч- (14)

хн. тех. V)

Трудоемкость ремонта электрооборудования и электрических сетей определяется исходя из их перечня и трудоемкости среднего (Тс) и текущего (Тт) ремонтов по каждому виду оборудования в ремонтных единицах и человеко -часах.

Величина нормативной численности электриков по ремонту электро- оборудования и электрических сетей равна:

^н. эл.обор. V /

Кроме ремонта электрооборудования на заводах осуществляется его межремонтное текущее обслуживание.

Для планирования, учета и определения трудоемкости межремонтного обслуживания, а также численности эксплуатационного персонала вводится условная единица сложности «Р», которая соответствует трудоемкости и сложности ремонта одного асинхронного электродвигателя с короткозамкну- тым ротором мощностью 1 квт нормального исполнения.

Категория сложности ремонта отдельных видов электрического оборудования и электроустановок принимается по «Единой системе ППР и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий».

Численность персонала для межремонтного (эксплуатационного) обслуживания (Чаэ) определяется по общему количеству оборудования, приведенному к условным ремонтным единицам (^P).

где Рэ - сумма ремонтных единиц, приходящихся на одного рабочего (600).

Таким образом, общая численность электриков будет равна

Чобщ. эл. Чн.эл.обор.+Чн. эксплуатац.

Универсальным измерителем количества труда, затраченного на выполнение той или иной работы, является рабочее время . Поэтому нормы труда устанавливаются путем определения количества рабочего времени, необходимого для выполнения определенной работы, или объема работы, который должен быть выполнен в единицу времени.

Законодательные основы регулирования вопросов нормирования труда нашли свое отражение в гл. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), а также в Положении об организации нормирования труда в народном хозяйстве, утвержденном постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. № 226/П-6 (далее - Положение по нормированию труда).

При нормировании используются нормы и нормативы.

Понятие и классификация норм и нормативов

Под нормой понимается количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работ, под нормативом - количество времени, необходимого для выполнения отдельных элементов производственного или трудового процесса.

Статья 160 ТК РФ выделяет такие нормы труда, как нормы выработки, времени, обслуживания.

Положение по нормированию труда среди норм и нормативов выделяет норму времени, норму выработки, норму обслуживания, норму численности, норматив численности.

Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. Норма состоит из нормы подготовительно-заключительного времени и нормы штучного времени, состоящей из оперативного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности.

Норма выработки - это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени.

Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест, для лиц, обслуживающих ЭВМ, и для уборщиц. Кроме того, нормы обслуживания разрабатываются для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе, а также в тех случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки), то есть при полной автоматизации работы.

Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости , определяющая численность работников, которыми должен управлять один руководитель.

С нормой обслуживания связано понятие нормы времени обслуживания, под которой понимается величина затрат рабочего времени, установленная для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц в определенных организационно-технических условиях.

Норма численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, их структурным подразделениям.

Норматив численности - заранее установленная расчетная величина, представляющая собой количество работников, которых можно содержать для обслуживания того или иного объекта или выполнения определенного объема работ (то есть устанавливается на основе норм обслуживания).

Нормы труда могут устанавливаться на отдельную операцию (операционная норма) и взаимосвязанную группу операций, законченный комплекс работ (укрупненная, комплексная норма). Последние устанавливаются из расчета на планово-учетную (учетную) единицу продукции (работ), как правило, на законченное изделие, узел, объем работ, этап или объект строительства.

Единые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства в одной или в ряде отраслей, и являются обязательными к применению на всех предприятиях при нормировании труда работников на соответствующих видах работ. Единые нормы утверждаются на определенный срок.

Нормы труда определяются по нормативным материалам, к которым относятся нормативы по труду.

Скачать документ

ФГУП «Научно-исследовательский институт
труда и социального страхования»
Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию

Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций по труду подготовлены с учетом обобщения опыта применения нормативных материалов по труду многоцелевого назначения, разработанных Управлением нормативов по труду ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава.


В рекомендациях рассмотрены общие методические положения по использованию нормативных материалов по труду работников бюджетных организаций, требования к нормативным материалам, правовые вопросы их установления и замены, контроль за состоянием нормативной базы и определение эффективности внедрения нормативных материалов по труду.

к.э.н., заслуженный экономист России Софинский Н.А. (руководитель работы), к.э.н. Кириченко М.Е. (ответственный исполнитель).

Введение

Управлением нормативов по труду «НИИ ТСС» Росздрава (б. Центральное бюро нормативов по труду) за продолжительный период времени создана многоцелевая нормативная база межотраслевого назначения, позволяющая установить штатную численность специалистов, служащих и других работников бюджетных организаций.


В условиях необходимости стабилизации и подъема экономики, роста эффективности труда руководителей, специалистов и служащих и усиления их воздействия на конечные результаты работы организаций возрастает потребность в обоснованном установлении их численности, в выявлении резервов для сокращения излишней численности работников за счет более рационального использования фонда рабочего времени и установления оптимальной их нагрузки, которая позволяла бы сохранить не только прежний уровень эффективности их труда, но и повысить его.

Указанные обстоятельства усиливают необходимость совершенствования системы межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов.

В связи с этим особое значение имеет многоцелевое, эффективное применение межотраслевых и отраслевых нормативов по труду в бюджетных организациях.

Нормативная база бюджетной организации должна быть комплексной, т.е. состоять из разных видов норм и нормативов различных уровней укрупнения. Она должна иметь многоцелевое назначение, а именно: обеспечение обоснованного установления штатной численности работников организации и их функциональных подразделений, распределение численности работников по должностям, профессиям, установление нормированных заданий, определение трудоемкости работ, подготовка должностных инструкций и штатных расписаний.

Актуальность разработки рекомендаций по установлению штатной численности работников различных должностных категорий на базе межотраслевых, отраслевых и местных нормативов по труду объясняется во многом еще и тем, что изучение опыта их применения в организациях свидетельствует о значительных различиях в уровне эффективности внедрения нормативных материалов.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ.

1.1. Штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность работников функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей.

Под необходимой численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять конкретную работу при обеспечении условий научно-обоснованных режимов труда и отдыха.

1.2. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих для производственного или обслуживающего персонала (рабочих).

1.3. Для установления штатной численности работников организации применяются следующие виды нормативных материалов - норма времени, выработки (нагрузки), управляемости, норма времени обслуживания, численности, типовые штаты.


Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки (нагрузки) - это установленный объем работы единиц, который работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма управляемости - численность работников, которая находится в подчинении у одного руководителя.

Норма времени обслуживания - это величина затрат времени на обслуживание единицы объема работы.

Норматив численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты, установленные на основе норм времени, обслуживания, нагрузки.


1.4. Нормативные материалы по труду, применяемые для расчета штатной численности, утверждаются в установленном порядке или руководителем организации. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и местные.

Межотраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий типичных для организаций нескольких ведомств.

В приложении 1 приведен Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении штатной численности работников бюджетных организаций.

Отраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для предприятий одной отрасли.

Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании в организации более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией организации по согласованию с профсоюзным комитетом.


Разработка их может осуществляться как самой организацией, так и на договорной основе специализированными организациями. Может быть сформировано специальное подразделение (бюро, группа). В организациях следует создавать библиотеки нормативных материалов, банки алгоритмов и программ. Кроме межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду в базу включаются и местные нормативы.

1.5. Организация работы по составлению штатного расписания предъявляет повышенные требования к специалистам, занятым в этой области. Они, в частности, должны в совершенстве владеть современными методами анализа и проектирования трудовых процессов, микроэлементного нормирования, способами выявления резервов снижения трудовых затрат на различных работах. Эффективность этой работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки участвующих в ней работников, поэтому целесообразно привлекать к разработке местных нормативных материалов специализированные организации.

1.6. Нормативные материалы по труду должны быть доступными для применения - простота восприятия, применения нормативов, нормативных формул, удобство применения нормативных таблиц, четкость значения факторов.

1.7. Организационно-технические условия (организация труда, технология, оргтехника и т.д.) на рабочих местах должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормативных материалах по труду.

1.8. Наименование должностей руководителей, специалистов и других служащих должны соответствовать Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по общеотраслевым должностям служащих, а профессий рабочих - единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).


1.9. Для всех структурных подразделений необходимо разрабатывать Положения, отражающие задачи, основное содержание функций на них возложенных и ответственность, а также должностные инструкции для исполнителей.

1.10. Штатная численность работников основывается на списочной численности, установленной по нормативным материалам по труду с учетом планируемого коэффициента невыходов, определяемого по данным бухгалтерского учета.

1.11. Штатное расписание утверждается руководителем организации по состоянию на 1 января будущего года. В течение года в него могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением объема работ и организационно-технических условий труда.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ШТАТОВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

2.1. Методика расчета штатной численности на основе норм времени.

Штатная численность работников на основе норм времени определяется по формуле:


То - общие затраты на объем работы за год, ч.;

Фп - нормативный фонд рабочего времени 1-го работника за год (условно принимается 2000 ч.);

Кн - коэффициент учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

.

Расчет общих нормативных трудозатрат на объем работы за год, выполняемых работниками, определяется по формуле:

Тр - затраты времени на соответствующий вид работ, охваченные нормативами;

n - количество видов выполняемых работ;

К - коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер и не охваченные нормативами.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитывается по формуле:

Нвр - норма времени, ч,

VI - объем работы 1-го вида, выполняемый в течение года.

Примером расчета численности работников структурного подразделения служит расчет штатной численности работников, занятых бухгалтерской и финансовой деятельностью, на основе норм времени (таблица 1).

Пример расчета штатной численности работников бухгалтерии по учету основных средств.

Таблица 1

Состав работы

Номер позиции

Норма времени в мин.

Объемы работ в единицах измерения

Трудозатраты в ч.

гр. 4 ? гр. 5

Выписка данных о наличии основных средств в инвентаризационной описи и сличительной ведомости по инвентаризации основных средств.

Отражение движения основных средств в оборотной ведомости по учету движения основных средств. Анализ полученных результатов. Ведение журнала ордера соответствующей формы.

Начисление амортизационных отчислений за месяц с учетом ввода и выбытия основных средств. Ведение журнала ордера соответствующей формы.

Составление оборотной ведомости по износу основных средств. Запись суммы износа в мемориальном ордере книге «Журнал-главная»

Итого То:

Общие трудозатраты на объем работы за год (То), выполняемых подразделением (группой), равнялся 3540 ч.:

2.2. Методика расчета штатной численности на основе норм нагрузки.

Штатная численность работников через нормы нагрузки устанавливается по формуле:

N - общее количество выполненных работ в единицах измерения за год;

Нн - среднегодовые нормы нагрузки в единицах измерения за год на одного исполнителя.

Средняя норма нагрузки в единицах измерения на одного исполнителя рассчитывается по формуле:

Фп - нормативный фонд рабочего времени одного работника за год, час;

Тср - средние нормативные трудозатраты на выполнение одной работы в единицах измерения.

То - общие трудозатраты на объем работы за год, выполненный исполнителем (или исполнителями).

Пример определения численности судей и нагрузки системы арбитражных судов на основе норм нагрузки на одного судью приводится ниже.

Расчет общих трудозатрат работ, выполненных судьями арбитражного суда

Таблица 2

Расчет средних нормативных трудозатрат на рассмотрение одного судебного дела в первой инстанции:

, где

N - количество дел, рассмотренных в первой инстанции за год, - 2370.

Таким образом, средняя норма нагрузки судьи арбитражного суда в первой инстанции за год составляет:

,

Фп - нормативный фонд рабочего времени судьи в год 2000 ч.

Штатная численность судей составит:

.

2.3. Методика расчета штатной численности рабочих на основе норм времени обслуживания.

Штатная численность рабочих на основе норм времени обслуживания рассчитывается по формуле:

То - общая трудоемкость выполнения работ (за год, месяц, смену), по заданной зоне обслуживания.

Но - норма времени обслуживания единицы объема работ (кв. м, количество посетителей и т.д.)

Кн - планируемый коэффициент невыходов.

Нормы времени обслуживания рассчитываются по формуле:

Фп - нормативный фонд рабочего времени (сменный, месячный, годовой);

Тно - сумма норм времени обслуживания.

Сумма норм времени обслуживания (?Тно) определяется по формуле:

Тно = (Тн 1 + Тн 2 + ... + Тнп)?К,

где Tн 1 , Тн 2 , ..., Тнп - время, затрачиваемое на выполнение отдельных работ, которое определяется по формуле:

Tн 1 = t?V?q, где

t - норматив оперативного времени на единицу объема работ;

V - объем работ;

q - средняя повторяемость работ (в смену, за месяц, год);

К - коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение дополнительных функций, отдых и личные потребности. Коэффициент К определяется по формуле:

где

а 1 - время на дополнительные функции в % ко времени основных функций;

а 2 - время на отдых и личные потребности в % ко времени основных функций.

Пример расчета штатной численности уборщиков помещений на основе норм времени обслуживания. Нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений.

Таблица 3

Примечания:

1. При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени обслуживания применять следующие коэффициенты

Лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта К = 1,6;

Лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом К = 1,7;

Лестничные клетки в здании выше 5-ти этажей с лифтом К = 1,75.

Нормы времени обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций. К основным функциям отнесены все виды работ по уборке помещений и номеров. К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место.

Общая площадь служебных помещений составляет 2000 м 2 , в том числе: служебные помещения 1602 м 2 ; лестничные клетки в здании до 5 этажей с лифтом - 248 м 2 . Здание до 5 этажей с лифтом, К = 1,7. Санитарных узлов - 10, общая их площадь 100 м 2 ; душевые - 2 по 25 м 2 .

Нормы времени обслуживания для уборщиков помещений взяты из таблицы № 3.

tн 1 = 0,08 ? 1602 ? 1 = 128,16 ч.

tн 2 = 0,03 ? 248 ? 1,7 = 12,65 ч.

tн 3 = 0,009 ? 100 ? 1 = 0,9 ч.

tн 4 = 0,008 ? 50 ? 2 = 0,84 ч.

a 1 = 0,1 а 2 = 0,1

Тно = (128,16 + 12,65 + 0,9 + 0,8)? 1,002 = 142,51 ? 1,002 = 142,79 чел.-ч.

Штатная численность работников по уборке служебных помещений:

2.4. Методика расчета штатной численности воспитателей и помощников воспитателей детского учреждения.

Численность воспитателей и помощников воспитателей определяется с учетом:

Предельной наполняемости групп детьми;

Продолжительности пребывания детей в группе (норма обслуживания);

Количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении в неделю);

Нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).

Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:

в возрасте до одного года - 10 детей;

в возрасте от одного года до трех лет - 15 детей;

в возрасте свыше трех лет - 20 детей.

Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:

В ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы);

В ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение 24 часов;

В дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей - из расчета их работы в группе в течение 14 часов.

Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену, в течение всего режима работы учреждения.

Количество рабочих дней детского учреждения в неделю:

6-дневная рабочая неделя; 5-дневная рабочая неделя.

Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю:

В группах для детей с отклонениями в развитии (для детей с недостатками умственного или физического развития) - 25 часов;

В остальных случаях - 36 часов.

Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:

Для детей с туберкулезной интоксикацией - 36 часов;

Для умственно отсталых детей и детей с пораженной центральной нервной системы и нарушением психики - 36 часов;

В остальных случаях - 40 часов.

Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:

Чяв - численность воспитателей или помощников воспитателей в группе;

Тс - продолжительность пребывания детей в группе в смену;

Т - количество рабочих дней детского учреждения в неделю;

Тн - нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.

Штатная (списочная) численность работников (Чсп) определяется по формуле:

Чш = Чяв? Кн, где

Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

, где

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример 1. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет - 20 чел.

Режим работы дошкольного учреждения - 6 дней в неделю, с 9 часовым пребыванием детей, 10 % - планируемые невыходы по данным бухгалтерии.

Пример 2 . Группа общего назначения. Количество детей в возрасте до одного года - 10 человек, 10 % - планируемые невыходы.

Режим работы дошкольного учреждения - 5-дневная рабочая неделя с 24 часовым пребыванием детей.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

Пример 3 . Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше 3-х лет - 20 человек.

Режим работы дошкольного учреждения - 5-дневная рабочая неделя с 5-часовым пребыванием детей (прогулочная), 10 % - планируемые невыходы.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

2.5. Методика расчета штатной численности работников на основе нормативов численности.

Методика расчета штатной численности работников с помощью нормативов численности зависит от вида этих нормативов - разработанных по функциям управления, отдельным должностям или видам работ.

Наиболее часто встречаются нормативы численности работников разработанные по функциям управления в виде нормативных степенных или линейных уравнений регрессии, например:

Н = К? Ф 1 ? Ф 2 или Н = К + a 1 Ф 1 + а 2 Ф 2 , где

Н- норматив численности по функции управления, чел.;

К - постоянный коэффициент уравнения регрессии;

a 1 , a 2 - показатели степени регрессии при соответствующих факторах;

Ф 1 , Ф 2 - числовые значения факторов.

Общая нормативная численность инженерно-технических работников и служащих подразделения (организации) определяется как сумма нормативов численности по функциям управления:

Нн = Н 1 + Н 2 + ... + Н n , где

Нн - нормативная численность по подразделению (организации), чел.;

Н 1 , Н 2 , ..., Н n - нормативная численность инженерно-технических работников и служащих по каждой функции, чел.

Примером может служить расчет численности работников по функции «Организация труда и заработной платы» в соответствии с «Типовыми межотраслевыми нормативами численности служащих, занятых в экономических и административно-хозяйственных службах» по формуле:

Н 4 = 0,12 + 0,0051?Рпп + 0,0009Р,

где: Рпп - общая численность работников - 100 чел.;

Р - численность рабочих - 12 чел.

Н 4 = 0,12 + 0,0051 ? 100 + 0,0009 ? 12 = 0,64 чел.

Численность работников может быть установлена также по отдельным нормативам по должности.

Например, службе хозяйственного и материально-технического снабжения положен 1 кладовщик при стоимости сохраняемых ценностей свыше 100 тыс. руб. в год.

3. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ШТАТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.

Контроль в организации ведется по следующим направлениям:

Охват нормативными материалами всей численности работающих;

Качество всей действующей совокупности нормативных материалов;

Качество конкретного действующего нормативного документа.

По первым двум направлениям объектами анализа и контроля могут быть организация в целом или ее подразделения.

Охват нормативными материалами характеризует удельный вес работников, численность которых установлена по нормативам.

Соотношение штатной, фактической и нормативной численности руководителей, специалистов и служащих определяется по форме, приведенной ниже:

Таблица 4

Экономическая эффективность (Э), получаемая в результате создания и использования нормативной базы по труду, при составлении штатного расписания, может быть определена по следующей формуле:

Э = Эв - З, где

Эв - экономия, полученная, соответственно, за счет высвобождения работников (Эв);

З - сумма средств, затраченных на реализацию мероприятий по расчету нормативной численности, руб.

Приложение 1

Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении численности работников в бюджетных организациях.

1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации, 1991.

2. Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации (проектирование технологического оснащения). - М. «Экономика», 1987

3. Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации, 1993

4. Нормативы времени на патентные исследования. - М. «Экономика», 1987

5. Межотраслевые нормативы времени на работы по научно-технической информации, 1990

6. Нормативы времени на работы в автоматизированных системах научно-технической информации. - М. НИИ труда, 1988

7. Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов. - М. «Экономика», 1990

8. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, 2001

9. Укрупненные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники. - М. «Экономика», 1988

10. Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ. - М. «Экономика», 1989

11. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерском учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, 1995

12. Нормативы численности работников юридической службы, 1990

13. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, 1991

14. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях. - М. НИИ труда, 1990

15. Нормативы численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства и гостиниц. - М. НИИ труда, 1985

16. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. - М. «Экономика», 1988

17. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, 1994

18. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий, 1993

19. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, 1993

20. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий, 1992

21. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, 1996

22. Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек. Москва, 1994

23. Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений, 1991

24. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости в условиях автоматизированной обработки информации, 1995

25. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости, 1995

26. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов, 1996

27. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских и районных отделов социального обеспечения. М. 1990

28. Нормы нагрузки судей системы арбитражных судов Российской Федерации, 1997

29. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств. М. 1998

30. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти. М. 2002

31. Нормы времени на работы по дополнительному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М. 2002

32. Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, 1996

33. Укрупненные норм времени на полотерные и стеклопротирочные работы, 1991

34. Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, 1990

Введение. 1

1. Общие положения по обоснованию штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативных материалов по труду. 2

2.1. Методика расчета штатной численности на основе норм времени. 3

2.2. Методика расчета штатной численности на основе норм нагрузки. 5

2.3. Методика расчета штатной численности рабочих на основе норм времени обслуживания. 6

2.4. Методика расчета штатной численности воспитателей и помощников воспитателей детского учреждения. 7

2.5. Методика расчета штатной численности работников на основе нормативов численности. 9

3. Контроль за состоянием штатной дисциплины в организации. 10

Приложение 1. Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении численности работников в бюджетных организациях. 10

Loading...Loading...