Нэнси дрю тень воды пароль. Нэнси Дрю: Тень у воды

Предлагаем полное руководство к прохождению игры "Нэнси Дрю: Тень у воды" (Nancy Drew: Shadow at the Water"s Edge Walkthrough).
Если останутся вопросы как пройти игру "Нэнси Дрю: Тень у воды" - пишите на форуме.

*все картинки увеличиваются нажатием на них
В игре "Нэнси Дрю: Тень у воды" можно получить следующие достижения:
1. Заклинатель кошек – за усмирение дикого зверя;
2. Пасхальное яйцо – за нахождение всех пасхальных яиц;
3. Дизайнер одежды – за показ своих идей всему миру;
4. Тайноискатель – за просмотр жуткой записи;
5. Честный взломщик – за возврат «позаимствованных» вещей хозяевам;
6. Мастер головоломок – за решение всех головоломок Рэнтаро;
7. Звукооператор – за прослушивание всего, что происходит вокруг;
8. Шеф-повар – за освоение искусства приготовления бэнто;
9. Любитель сувениров – за получение всех призов на станции Куре;
10. Чистюля – за частые купания;
11. Идеальный учитель – за успешную работу с учениками (тетради учеников находятся в комнате Нэнси);
12. Всезнайка – за правильный ответ на вопрос викторины.

Перед началом игры осмотрите книгу на столе "Что должен знать детектив".
В книге подробно описаны все действия, иконки и прочие подсказки, которые пригодятся Вам при прохождении игры.
Откройте папку "Материалы дела" и ознакомьтесь с её содержимым.
В Ваш инвентарь (рюкзак в левом нижнем углу) добавится досье .
Теперь можно приступать к игре - нажмите на авиабилет и выберите уровень сложности - Младший детектив или Старший детектив.

Поговорить с Мивако у стойки администратора и узнать что-нибудь и о рёкане
После вступительного видео-ролика берем со стола ключ от нашей комнаты и задаем Мивако все доступные вопросы.
Обязательно спрашиваем, что такое «рёкан».

Найти свою комнату
Обращаем внимание, что немного левее администраторской стойки находится проход во внутренний сад рёкана.
Пока нам туда не надо.
Становимся лицом к проходу во внутренний сад.
Таким образом, позади нас находится выход из рёкана, с правой и левой сторон от нас находятся два крыла с гостиничными номерами.
Проходим в левое крыло, где раздается звонок телефон.
После беседы с Бесс и Джесс поднимаемся по лестнице на второй этаж, находим комнату под номером 24 (по правой стороне) и отпираем ее ключом из инвентаря.

Обыскать комнату и найти информацию о рёкане
Проходим в нашу комнату.
В левом дальнем углу помещения стоит небольшой светильник.
Рядом с ним, на полу валяется бордовая папка.
Подходим к светильнику и открываем бордовую папку.
Читаем информацию о рёкане, которая лежит в правом кармашке папки.
Обращаем внимание, что в левом кармашке находятся пустые конверты, которые нам еще пригодятся.

Нужно подготовиться и найти то, что поможет переводить японские фразы
Становимся лицом ко входу в комнату и обращаем внимание, что с двух сторон от входной двери находятся шкафчики для хранения гардероба.
Заглядываем в гардеробный шкаф с правой стороны, открываем наш чемодан и берем японский словарь.
Также берем проездной билет на поезд (на нем изображен динозавр).

Обыскать коридоры
Покидаем нашу комнату и спускаемся на первый этаж.
Не спешим выходить в холл рёкана, а сворачиваем налево.
Двигаемся вперед и останавливаемся у дверного проема по правой от нас стороны, который прикрыт черным занавесом.
Пытаемся отодвинуть этот занавес и впервые сталкиваемся с Рентаро.
Молодой человек, ухаживающий за Мивако, разъясняет нам, что за этим занавесом находится баня и, если занавес черного цвета, то в баню могут входить только мужчины.

Познакомиться с Такаэ в комнате культуры
Возвращаемся в холл и идем в правое крыло гостиничных номеров.
Перед лестницей на второй этаж сворачиваем налево и идем по коридору до самого конца.
Смотрим на последнюю комнату с правой стороны – «Комната культуры».
Заходим внутрь, где автоматически начинается диалог с Такаэ, бабушкой Мивако.
Спрашиваем, о каком уроке говорит Такаэ.
Выбираем любой вариант ответа, Такаэ все равно не оставит нам выбора и нам придется проходить первый урок.

Повидать Такаэ и поработать над каллиграфией
Перед нами появляется лист бумаги с не закрашенными японскими иероглифами.
Наша задача закрасить эти иероглифы с учетом следующих особенностей: обязательно закрашиваем символы в хронологическом порядке (согласно нумерации!!), необязательно закрашивать всю область иероглифа, можно оставить небольшие области, так же как и выйти за пределы границ того или иного символа.
Задание на самом деле очень легкое, просто некоторые не соблюдают нумерацию!
Задаем Рента все доступные вопросы (о рёкане, об ее уроках).

Найти Рэнтаро в мастерской в саду
Идем в холл и отсюда выходим в сад.
Отсюда поворачиваем направо и идем по тропинке до тех пор, пока впереди не увидим маленькую будку – это и есть мастерская Рэнтаро.
Открываем дверь в будку и начинаем диалог с Рэнтаро.
По окончании разговора берем со стола журнал с головоломками.

Разгадать нонограмму и принести головоломку Рэнтаро
Заходим в раздел инвентаря и щелкаем левой кнопкой мыши по журналу с нонограммой.
Выбираем раздел нонограммы и читаем инструкции.
Наводим курсор мыши на правый край экрана, и он (курсор) принимает вид руки.
Щелкаем левой кнопкой мыши и тем самым переворачиваем страницу.
Объяснять принцип решения не буду, поскольку в журнале дается подробная инструкция.
Да и настоящие любители Нэнси уже знают подобную головоломку.
Закрашиваем небольшой японский кроссворд (или нонограмму) так:
Младший детектив

Старший детектив

Закрываем журнал и повторно начинаем диалог с Рэнтаро.
Сообщаем, что мы закончили нонограмму.
Рэнтаро дает новый журнал – берем его.
Задаем парню все доступные вопросы (о Такаэ, о Ски, спрашиваем, что он здесь конструирует).

Разгадать судоку и принести головоломку Рэнтаро
Открываем журнал, который лежит в инвентаре, и заходим в раздел судоку.
Цель головоломки: расставить цифры в пустые клетки с учетом того, что в каждой строке по горизонтали и вертикали цифры повторяться не должны!
Перелистываем страницу и решаем кроссворд:

Сообщаем Рэнтаро, что судоку решен.
Берем со стола новый журнал с ренограммой.

Разгадать ренограмму и принести головоломку Рэнтаро
Открываем журнал, лежащий в инвентаре, и заходим в раздел «Ренограммы».
Перелистываем страницу и начинаем решение загадки.
Наша задача: заполнить цифрами пустые ячейки в игровом поле так, чтобы можно провести линию и соединить числа от 1 до 56.
Основной особенностью является то, что соседние цифры (например, 1 и 2, 2 и 3, 2 и 1) должны быть соединены по диагонали, вертикали или горизонтали.
Вот ответ:

Сообщаем Рэнтаро, что ренограмма решена.
Если есть желание, то можете попросить у Рэнтаро и другие головоломки из трех видов, с которыми мы только что ознакомились.

Исследовать сад
Оборачиваемся назад и переходим по красному мосту через небольшое озеро.
Сворачиваем направо, делаем шаг вперед и осматриваем странное устройство из бамбука, расположенное рядом с кустарником с красными листьями, вот скриншот:
Следуем в холл и смотрим видеоролик.

Спросить у Мивако о расстроенных гостях
Подходим к администраторской стойке и спрашиваем Мивако о постояльцах, узнаем, что их всех пугает.
Сообщаем, что в саду мы встретили Рэнтаро.

Разбившийся портрет
Осматриваем портрет женщины, который упал при нашем появлении в рёкане (справа от стойки администратора).
Идем в мастерскую в саду и задаем Рэнтаро все доступные вопросы.
Спрашиваем про картину из фойе.

Помочь Рэнтаро с упавшим в фойе портретом
Щелкаем по картинке, и перед нами появляется очередная головоломка.
Наша задача сделать так, чтобы линии внутри подложки не пересекались.
Ничего не делаем, сначала нумеруем узлы следующим образом:

Младший детектив

Теперь перемещаем узлы так, как показано на рисунке:

Расположение узлов для уровня сложности «Старший детектив»:

Когда Нэнси скажет «Готово!», щелкаем по нижней части экрана и открываем заднюю часть портрета.
Вынимаем из картины «Сертификат об изгнании призрака».
Выходим из приближения и вынимаем небольшую статью на японском языке, в левой части которой находится фотография женщины.
Задаем Рэнтаро разные вопросы: верит ли он, что в рёкане живет приведение, спрашиваем о сертификате, найденном за портретом, узнаем, кто такая Саванна Вудем, знает ли он, что пугает гостей.
На просьбу перевести статью, найденную за портретом, Рэнтаро ответит отказом.

Внимательно осмотреть кошку Мивако
Идем в свою комнату, открываем телефон и заходим в раздел часы.
Устанавливаем время на 3:00 и нажимаем на слово «Установить».
Нэнси ляжет спать и сразу же проснется в три часа ночи.
Проходим в холл.
Делаем шаг в сторону выхода в сад, и поворачиваемся направо так, чтобы заглянуть за стойку администратора.
Осматриваем стол и щелкаем по кошке.
Говори кошке команду «Ски, татэ!».
Щелкаем по компьютеру Мивако.
Войти в него не получится, поскольку сначала нам необходимо найти пароль.
Также пытаемся взять деревянную коробку, лежащую под стойкой, но робот-кошка мешает нам это сделать.
Нужно будет найти способ приручить ее.
Выходим из приближения и осматриваем деревянную полку, расположенную позади стола администратора.
Читаем небольшое руководство по карточной системе «Кролмайстер 3000».
Осматриваем панель с пятью прорезями, висящую на стене.
Пока мы здесь ничего сделать не можем, поскольку нам не хватает еще одной карточки.

Посетить очередной урок Такаэ
Идем в нашу комнату и устанавливаем будильник на 18:00.
Смотрим видео-ролик, по окончании которого открываем балконную дверь.
Выглядываем наружу, и Нэнси ложится спать.

Выходим из комнаты и принимаем звонок от Бесс.
Задаем Бесс и Джесс все вопросы, также можете попросить подсказку.
Когда мы спросим у Бесс о кошках-роботах, то Нэнси попросит узнать ее слово, которое отключит механическое существо.
Заканчиваем разговор и идем в комнату Такаэ, в комнату культуры.
Начинаем диалог с пожилой женщиной, и начинается урок.
Теперь нам придется научиться делать оригами.
Итак, перед нами шесть готовых оригами (в центре экрана).
По бокам экрана расположены шесть недоделанных оригами, в которых осталось сделать один единственный сгиб, и они будут похожи на оригами в центре стола (экрана).
Мысленно сгибаем недоделанные оригами по краям экрана и расставляем их под готовыми оригами в центре.
Решение смотрите на рисунке ниже:

Задаем Такаэ все вопросы, за исключением вопроса о переводе статьи!!!
Если задать этот вопрос Мивако или Такаэ, то игра прекратится.
Выходим в холл, и раздается телефонный разговор от Джесс.
Наш подруги нашли человека, который может сказать слово для обезвреживания робота-кошки.
Но не все так просто, этот изобретатель сказал, что назовет данную команду только своему единомышленнику и предоставил девушкам огромную головоломку.
Естественно, решить ее придется нам.
Бесс выслала письмо с головоломкой в рёкан.

Рассказать Мивако о порванной бумаге сёдзи в моей комнате
Идем в холл и сообщаем Мивако, что мы случайным образом порвали бумагу на балконной двери.
Задаем Мивако все доступные вопросы (о тени, которую мы видели за балконной дверью, об охотниках за призраками, о найденном сертификате).

Найти железнодорожную станцию
Выходим из рёкана и обращаем внимание на указательные знаки, расположенные в левом нижнем углу экрана.
Применяем японский словарь из инвентаря на эти знаки и идем на станцию.

Найти дорогу к выставочному центру
Нам нужно попасть на станцию Мацуэ.
Для этого перемещаемся по метро по следующим станциям: Нагоя – Оцу – Аомори – Коти – Тотиги – Сето – Ниигата – Фудзи – Ига – Мацуэ.
Наводим курсор на нижнюю часть экрана и видим, что он принял вид «стрелки».
Покидаем станцию и оказываемся в выставочном центре.

Если у вас возникают проблемы при прохождении игры Тень у воды , вы всегда можете воспользоваться нашими советами и информацией к действию. Мы подробно описываем шаги, которые необходимо проделать, чтобы полностью пройти игру Тень у воды . В наиболее сложных местах мы добавляем картинки, которые могут вам помочь. Прохождение Тень у воды читайте у нас на сайте.

День первый

Начинаем . Зайдите в отель и пройдите к ресепшну. Вас там уже ожидают, девушка и старушка. Девушку, которая работает на ресепшне зовут Мивако, а старушку Такаэ, она бабушка девушки. Получите у Мивако ключ от номера 24. Бабушка в номере 18 даёт уроки японских исскуств. На портрете, который упал ранее, изображена матушка Микаво.

Повернитесь и вы отыщите 2 книжки на столах. Там вы прочтёте о камнях японского сада, а ещё о легенде призрака по имени Окику. На стенде вы можете просмотреть постояльцев отеля, там всего лишь 5 человек. Отель состоит из 2 крыльев. Ваш номер расположен в левом крыле, если смотреть лицом к ресепшну. Кстати, здесь можно найти .

Как окажетесь в коридоре, прозвонит звонок, позвонят подруги ваши. Вам стоит подняться на 2 этаж и открыть номер 24. Затем открываем правый шкафчик и достаём из чемоданчика японский словарь, а также карточку для проезда на метро. Слева вы можете прочесть информацию об отеле, она находится в коричневой папке. Позже конверты для писем вам понадобятся.

Рядом лежит зелёная коробка, в ней работы студентов. В 1 папке характеристика о каждом студенте, а во 2 папке уже их работы. Их работы будут обновляться каждое утро. Вы можете их проверить, за правильный ответ ставим зелёную галочку, если же не верный ответ, тогда красный крестик. Если вы проверите работы правильно, под конец игры вам дадут звезду в награду.

Спуститесь вниз и следуйте в противоположное крыло. Там вы окажетесь в сауне, это напротив 7 номера на 1 этаже. Перед дверью синяя занавесь, нужно на неё нажать и так вы познакомитесь с Рентаро. Он вам расскажет о том, что если вывешена синяя, то там сейчас мужчины, если будет красная, то женщины. Отправляйтесь за Рентаро и вы окажетесь в саду, идём через сад, мост и открываем дверь дома. Это работа приятеля Рентаро. Он вам поведает историю о призраке, также даст вам книгу с головоломками. Вам предстоит их решать на протяжении всей игры. Если вам удастся решить много их, вы получите звезду в награду.

Первая головоломка под название "Нанограмма".

Вам нужно будет зарисовать пустые квадраты согласно цифрам над столбцами и строчками. К примеру, если будет написано 4, вам надо будет зарисовать подряд 4 квадрата. Если же будет написано 2, 2, 4,то для начала зарисуйте 2 квадратик, затем через несколько клеток ещё 2, потом через несколько ещё 4. Сложность только в том, что необходимо будет смотреть и на цифру в строчке, и на цифру в столбце. Начинаем со строчки или столбца, где самые высокие цифры.

Решение:

Как выполните задание, нужно отдать его Рентаро, вы получите он него книгу с судоку, также вы вправе попросить ещё другое задание.

Вам придётся заполнить пустые пробелы цифрами от 1 до 9. В каждом квадрате 3 на 3, в каждом столбце и в каждой строчке не должно быть одинаковых цифр. Начинаем с чего-либо, желательно с того, где больше заполненных цифр.

Решение:

Затем даём ваше задание Рентаро. Он вам даст 3 задание под названием "Ренограмма". Нужно будет расставлять пустые квадраты недостающих цифр, так чтобы они соприкасались с предыдущей и последующей цифрами. Цифры вы сможете ставить по вертикали, диагонали и по горизонтали.

Затем идите обратно в коридор. Там девушка, которая проживаем в отеле, будет жаловаться на Призрака, также она собирается покинуть отель. Пообщайтесь с Мивако и вы заметите, что жильцов осталось всего лишь двое. Отправляемся в 18 номер, это в правом крыле, на урок японских искусств.

Вы с бабушкой будете учиться японскому письму "катакана". Берём кисть с тушью в верхнем углу экрана и закрашиваем трафарет. Значки нужно рисовать одним движением, не отводя руки, также не выходите за рамки. Если вдруг вы ошибётесь, нужно будет взять новый листок вверху экрана и начать всё заново.

Как только вы закончите, нужно будет обратить внимание на шкаф у стенки. Затем откройте правый верхний ящик и прочтите книгу о японских иероглифах. После занятия отправляемся в свой номер и заводим будильник на 19.00. Затем ложимся отдыхать, вас ночью что-то потревожит, и вы проснётесь. На балконе тень, а экран из папирусной бумаги, из которой верь, она разорвётся. Выйдем на балкон и осмотрим его, там вы никого не увидите. Ложитесь отдыхать. Заканчивается первый день прохождения игры Нэнси Дрю. Тень у воды .

День второй

На левой стенке с утра появится таблица, которую вы сделали на занятии. Проверьте тетради студентов из зелёной коробки. Идите в коридор, вы услышите звонок, это ваши подруги, они на выставке. Они вам поведают, что познакомились с Юми, это старшая сестра Мивако, она работает в Бенто, это магазин. Затем отправляйтесь к Мивако и поведайте ей о порванной двери. Рентаро вам её починит. Далее вам нужно идти на занятие. Сегодня вас будут учить искусству оригами, это создание из бумаги различных фигур. Просмотрим на картинки по середине экрана и поставим под ними таблицы, которые им соответствуют. На таблицах оригами за один шаг до окончания.

Решение:

Как выполните его, идите к шкафу. Открываем правый центральный ящик и читаем книгу об искусстве оригами. Затем отправляйтесь в сауну, как будете на месте, вам надо будет нажать на стрелку по направлению к зеркалу. Тут появится призрак, который разобьёт зеркало. Как только он это сделает, повернёмся направо и исследуем, что находится в корзинах на после. Там вы должны отыскать листик со списком японских примет, а также карточку для игры в автоматы. Отправляйтесь налево через двери и искупайтесь. Если вы будете частенько посещать сауну, то получите звезду в награду. Возле бассейна осматриваем справа стенку, чего-то будет не хватать. За переходите на другие страницы сайта!

Затем отправляемся в коридор и сообщаем о случившемся Мивако, но она вам скажет, что это лишь игра вашего воображения. Выходим на улицу и отправляемся на выставку, там вы познакомитесь с Юми. Перед вами есть указатель, чтобы перевести то, что на нём пишется, вам нужно достать словари на нажать на указатель. Затем отправляемся налево в метро. Отель расположен на станции Мисава, а выставка находится на станции Матцуэ. Нажимаем на карту метро с таблицей названия станций и проложите маршрут:

Мисава - Нагоя - Оцу - Аомори - Кочи - Точиги - Сэто - Ниигата - Фуджи - Ига - Матцуэ.

Затем жмём на информационное табло на названия этих станций, и вы окажетесь на выставке. На перилах возьмите газету о японской волшебной шкатулке. Чтобы попасть из метро на выставку, нужно нажать на стрелку "вниз".

К сожалению, выставка окажется закрытой. Возле входа вы увидите стенд, рассказывающий о механических котах. Идём направо и отправляемся к девушке за прилавком магазина, в котором работает Юми. Она вас попросит сложить Бенто - коробку с японской едой. Эта головоломка генерируется случайным образом, прохождения для неё нет. Решить её можно так. Слева будут лежать коробки с ингредиентами, а справа к ним инструкция. Нужно будет заполнить 9 квадратов. Начнём с тех, где окажутся двойные картинки: кролик-рис, медведь-яйцо и т.п. К примеру, на 1 рисунке в среднем слоте кролик-яйцо, значит слева надо взять яйцо с картинкой кролика и положить в средний слот. В левом углу инструкции кошка и яйцо, то нужно положить яйцо с картинкой кошки и так далее.

Некоторые решения:

Если вам удастся разложить много Бенто, то вы получите звезду в награду и ещё сможете выиграть у Юми дополнительный брелок для своего мобильного телефона. Пообщайтесь с Юми, она вас попросит отправиться к ней домой и привезти пару коробок для Бенто. Возьмите у неё ключи от квартиры, также берём номер её телефона. Юми проживает на станции Куруме. Следуем в метро и проложим новый маршрут:

Матцуэ - Ига - Кобэ - Миядзаки - Урава - Куруме.

Как только вы будете на месте, вы получите 2 смс от Юми. Открываем дверь и берём со стола пару коробок для Бенто. Поворачиваем направо и находим в шкафу диск для компьютера. Затем вам надо подойти к нему и просмотреть, что на диске. За просмотр вы получите звезду в награду. Попытайтесь отключить компьютер, но он вам требует пароль. Смотрим на полку над компом и читаем записку Касуми, матушки девушек. Также на полке вы увидите лягушек, поднимаем правую, внутри что-то есть, но закрыто на кодовый замок. Прочтите книгу о театре теней. Повернёмся к постели и берём под подушкой книгу о призраках. В ней вы найдёте визитку автора Саванны Вудхэм. Пролистаем книгу, и вы заметите, что глава о Риокане вырвана. Звоним Саванне, но вы ей так и не дозвонитесь, возьмёт трубку её помощник Логан. Звоните, но также это будет безуспешно, в 3 раз вообще включится автоответчик.

Возвращаемся обратно на выставку в Матцуэ. Отдаём коробки для Бенто, за это Эми вас отблагодарит брелком для мобильного телефона. После расспросим её о книгах и диске, она вас ответит, что книга о театре теней - это книга Мивако. Затем хвалим её платье, она вам поведает, что платья она модулирует сама при помощи программы "аватар". Юми даст вам пароль для, того чтобы войти в компьютер, с условием если вы ещё разок разложите Бенто. Как только у вас это получится, она даст листик с трафаретом из разноцветных кружочков. Вернитесь в квартиру Эми.

Произойдёт звонок на телефон, прямо перед дверями. Подняв её, вы услышите помехи. Далее отправляемся к компу и просматриваем листик с трафаретом, который вам дала Юми. Вам нужно заполнить его форму и кружки. Затем следует нажать на закладку "аватар" и выбираем трафарет той же формы. Двигаем его по экрану, пока не разыщите кружки такого же цвета, как на подсказке. Вы получите доступ к компьютеру. Выбираем один из пустых слотов на экране и модулируем одежду. На экране справа будет клавиатура для отправки смс. Вы можете сделать несколько аватаров и отправить самой себе, а также Бесс, Джесс, Эми и Саванне. Чтобы это сделать, вам нужно посмотреть в телефоне в закладке "Телефон - Контакты - Настройки" номера телефонов и набрать их на экране компа. Чтобы сохранить свой аватар в телефоне, вам надо зайти в раздел «Телефон - Контакты - Настройки». Над номером и именем окажется пустой силуэт, который можно прокрутить при помощи стрелок. Выбираем нужный вам аватар и жмём "Сохранить". Если вам удастся сделать достающее число аватаров, и их вы отправите своим знакомым, то за это вам дадут звезду в награду в самом конце. Как только отдалитесь от компа, вам придут на телефон 2 смс, одна о создании аватаров, а другая смешная черно-белая. Возвращаемся в Риокан, заводим будильник и идём отдыхать. Заканчивается второй день прохождение игры Нэнси Дрю. Тень у воды .

День третий

Следуем в комнату под номером «18». Здесь пройдёт чайная церемония от Такаэ. Нужно обязательно выучить названия расположенных предметов, после чего поместить таблички прямо около них. Сделав всё правильно, вы увидите Призрака. Беседуем с Такаэ, та сообщит, что её дочерью является Касуми. Звоним Саванне, говорим с Логаном. Перезваниваем своим подругам и жалуемся, что не можем дозвониться до Саванны. Логан и Саванна в данный момент посещают выставку, у Джесс созрел план. Они с Бесс отыщут Саванну. Бес будет отвлекать Логана, а мы сможем побеседовать с Саванной. Идём к Рентаро и благодарим того за починку балконной двери. Спрашиваем у Рентаро, что произошло с портретом, который висел в холле гостиницы. Тот сообщит, что может починить портрет. Вам нужно разобраться с проводами, разместить их таким образом, чтобы они не пересекались друг с другом!

Щёлкаем затем по рамке на портрете, достаём сертификат, спрятанный за ней. Кроме того, здесь находится вырезка из газетной статьи. Сертификат выдала сама Саванна, которая якобы очистила квартиру от духов. Беседуем с Рентаро, интересуемся о Саванне. Показываем тому газетную статью, но Рентаро отказывается переводить её. Выйдя за двери, принимаем входящий вызов от Джесс. Она отыскала Саванну. Перезваниваем Саванне и беседуем с женщиной обо всём. Она соглашается перевести статью из газеты, для этого нужно отослать её Логану.

Идём в комнату Нэнси, где лежит конверт, внутри папки коричневого цвета. Кладём статью из газеты внутрь конверта, звоним Саванне, трубку на этот раз берёт Логан. Логану понравилась Бесс, ради нашей подружки он собрался отыскать книжку. Относим конверт к Мивако в холле, покидаем коридор, выйдя на улицу или в сад, затем набираем Саванну повторно. Логан, наконец, нашёл книжку, но от Бесс просит подарок за книжку.


3. День третий
Идите на урок в комнату 18.
Сегодня Такаэ будет вас учить чайной церемонии. Вам необходимо запомнить названия всех предметов и разложить перед ними таблички.

После этого замигает свет, а по балкону опять пройдет призрак. Поговорите с Такаэ, и она скажет, что это ее дочь Касуми. В очередной раз позвоните Саванне, но вам опять придется разговаривать с Логаном. Перезвоните подружкам и пожалуйтесь, что никак не можете дозвониться до автора книги о риокане. Т.к. Логан и Саванна сейчас находятся на выставке, то у Джесс появится план. Они постараются найти Саванну, и пока Бесс будет отвлекать Логана, вы сможете поговорить с писательницей (вы не можете попасть на выставку, т.к. у вас нет билета).
Идите к Рентаро и поблагодарите его за то, что он починил вашу балконную дверь. Спросите его, что случилось с портретом в холле, и тот вам предложит его починить.
Необходимо распутать провода так, чтобы они не пересекались между собой.

Решение:

Младший детектив:


Старший детектив:


После этого нажмите на рамку портрета и достаньте сертификат и старую газетную вырезку. Сертификат выдан экспертом по паранормальным явлениям Саванной Вудхэм, и в нем говорится, что гостиница очищена от злых духов и пригодна для жилья. Поговорите с Рентаро о Саванне и покажите ему вырезку, но тот откажется ее переводить.
Когда вы выйдете за дверь, вам позвонит Джесс и скажет, что нашла Саванну. Перезвоните и поговорите с ней на все темы. Саванна расскажет, что зеркало и тень на балконе - это всего лишь иллюзии. К сожалению, книжки у нее нет, а вот газетную вырезку она готова перевести, если вы вышлете ее Логану.
Идите в свою комнату за конвертом (лежит в коричневой папке). Положите в конверт газетную вырезку. Еще раз позвоните Саванне - теперь трубку возьмет Логан. Ему очень понравилась Бесс, и ради нее он готов поискать книжку. Отнесите конверт Мивако. Выйдите в коридор или в сад и позвоните Саванне еще раз. Логан нашел книжку, но хочет получить от Бесс какой-нибудь подарок - например, фотографию (между делом, вам придет очередная смс-ка от Юми).
Отправляйтесь в квартиру Юми. Выберите самый красивый аватар и отправьте его на номер Саванны. Сразу же придет смс-ка от Логана с благодарностью. Перезвоните ему, и тот скажет, что пошлет книжку Бесс.
Возвращайтесь в гостиницу, и как только вы войдете в коридор, придет три смс-ки от Логана с переводом газетной вырезки: 15-летняя Юми вызвала полицию, когда обнаружила в прихожей перед сауной свою мать Касуми, лежащую без сознания. Ее не смогли привести в чувство и констатировали смерть от утопления.
Вернитесь к Мивако и скажите, что вы знаете, как умерла ее мать. Мивако ответит, что это не было несчастным случаем. Нужно поговорить с Такаэ. Когда вы войдете в коридор, начнет мигать свет, захлопают двери, а с потолка потечет вода. Странно...
Такаэ откажется рассказывать, что произошло в ночь смерти Касуми. Идите назад, и вы увидите, что в это время из гостиницы уезжает последний постоялец. Мивако плачет.
Поговорите с ней и пообещайте, что порекомендуете эту гостиницу своим друзьям. Поднимитесь в свою комнату - с таблички на двери пропала цифра "2" и теперь висит только цифра "4", которая у японцев обозначает "смерть". Заведите будильник на 19.00 и ложитесь спать.

4. День четвертый
На следующий день вам позвонят подружки и скажут, что получили книжку и пришлют ее на адрес гостиницы. Пока вы ждете книжку, можно немного развлечься. Отправляйтесь в Куре в зал игровых автоматов.
Маршрут такой:

Мисава - Нагоя - Оцу - Аомори - Убе - Сакаи - Куре.

Напротив входа стоит автомат с призами. Нэнси заинтересуется комиксами, которые стоят 1339 очков. Повернитесь к игровым автоматам и вставьте в слот карточку, которую вы нашли в сауне (в корзине). На ней есть не снижаемый остаток - 50 единиц, т.е. когда вы решите забрать выигрыш и отойдете от автомата, на карточке опять останется 50 единиц.

Первое пасхальное яйцо:

Вам необходимо добыть от 15 до 30 шариков, не больше и не меньше. Для этого старайтесь бить по большому желтому рычажку так, чтобы шарик попадал не в центральную ромашку, а под лапки зверей по бокам (здесь дают 1 очко). Самый удобный для добычи пасхального яйца - левый автомат, в нем шарик чаще попадает в лапки зверей и реже закатывается в ромашку. Старайтесь бить не сильно (на 1-е деление), и если вы видите, что количество выигранных шариков приближается к 30, лучше взять выигрыш, отойти от автомата и сохранить игру. Затем можно снова подойти и выигрывать по 1 очку.
Когда вы наберете необходимое количество шариков, повернитесь к автомату с призами и положите мешочек в слот справа. Один из призов превратится в пасхальное яйцо, которое стоит 1 шарик.


Теперь нужно набрать 1339 очков, чтобы купить книжку комиксов. Тактика прямо противоположная - выбирайте правый и средний автомат и старайтесь попасть в центральную ромашку (лучше всего нажимать на 2-е деление).
Купите комиксы и обязательно их прочитайте. Возвращайтесь в гостиницу.
Вас позовет Мивако, заберите у нее книжку и прочитайте статью о риокане - Саванна использовала в своей работе прибор под названием EVP, который записывает голоса призраков. Позвоните Саванне, поговорите о приборе и оборотне - юрее, о котором вы прочитали в комиксах. Спросите, не помнит ли она, где останавливалась в гостинице. Писательница ответит, что жила в комнате на втором этаже, где был потайной ход в подвал.
Сходите к Рентаро, спросите его о приборе EVP, и он его вам даст.
Идите в свою комнату, чтобы перевести часы на 1 ночи и попробовать выяснить, есть ли в компьютере Мивако информация о номере, где жила Саванна Вудхэм. На полу вы обнаружите мокрые следы!
В 1 ночи спускайтесь в холл. Осмотрите компьютер - здесь нужен пароль, а на клавиатуре вместо букв - иероглифы. Если вы внимательно читали книжку по каллиграфии, то увидите, что это иероглифы стиля "хирагана". Попробуйте порыться в бумагах на столе, но вам не позволит механический кот. Развернитесь к стене - на ней висит небольшая панель управления, за которой хранятся ключи от комнат. Прочитайте заметку, которая лежит рядом на тумбочке, - чтобы открыть панель управления, нужно пять карточек разного цвета. Посмотрите на панель - одной карточки не хватает.
Идите назад, и в вашей комнате вы увидите, что вместо таблички, написанной черной тушью, появилась табличка, написанная красными чернилами.
Переведите будильник на 19.00.

5. День пятый
Когда вы были на выставке, то видели стенд с информацией о механических котах. Позвоните подружкам и спросите, не могут ли они что-нибудь об этом выяснить. Джесс пообещает помочь.
Пора записывать голоса призраков. Нужно выбрать канал (по очереди от 1 до 10), включить прибор левой верхней кнопкой и записать сигнал. Каждый новый сигнал нужно записывать на новый канал. Если сигнал есть, на дисплее прибора появится шкала, если сигнала нет - на дисплее будет прямая линия.
Места, где нужно записывать сигнал:
1) огонь в холле (сигнал есть)
2) сауна около бассейна (нет сигнала)
3) сауна около зеркала (сигнал есть). Нужно подойти к зеркалу и развернуться.
4) 2-й этаж около комнаты Нэнси (сигнал есть)
5) 2-й этаж, противоположное крыло, посередине коридора (нет сигнала)
6) вишневое дерево (сигнал есть). Эту точку сложно найти. Идите от холла по правой тропинке мимо озера и найдите активную точку на большом дереве. Нажмите на дерево, и вы окажетесь позади него.


7) сигнал для второго пасхального яйца - встаньте в саду спиной к холлу и идите в центр озера по камням к большому фонарю. Подойдите вплотную к фонарю и запишите сигнал.


(Между делом, вы получите очередную смс-ку от Юми.) Вернитесь в свою комнату и переведите часы на 1 ночи.
Идите в домик Рентаро и посмотрите на полку справа от стола. Поставьте прибор на базу и прослушайте все записи (надо выбирать сигнал на приборе и нажимать на треугольную кнопку на базе). Под вишневым деревом говорили Юми и Мивако, после чего что-то упало в воду.
Вам перезвонят подружки и скажут, что нашли создателя механических котов. Он даст вам инструкцию с командами для управления котом в обмен на решение сложной головоломки. Джесс вышлет ее на факс в гостиницу.
Выходите из домика Рентаро, перейдите через мост и сразу же поверните направо. Здесь появится ранее отсутствовавшая стрелка "направо под мост". Спуститесь туда. В воде вы должны найти ключ от комнаты 18, а Нэнси обратит внимание на каменную плиту на левой стороне под мостом. В ней не хватает четырех камней - придется искать.


Вылезайте из-под моста, повернитесь налево и идите по дорожке к холлу.
Встаньте лицом к входу так, чтобы перед вами была справа каменная скамейка, а примерно на вашем уровне слева - большой фонарь в центре озера. Найдите активную точку на траве у скамьи.


Шагните к входу, развернитесь и шагните к каменному фонарю в центре озера. На его основании заберите второй камень.


Идите к вишневому дереву по тропинке от холла к домику Рентаро. Подберите третий камень на траве справа под деревом.


Сделайте один шаг и найдите последний камень слева в траве около фонарика примерно на уровне каменной скамьи.


Вернитесь под мост. В начале игры вы в холле видели книжку по камням в японском саду, в которой давалось их описание и назначение. Камни нужно расставить так:

Камень души (в слот, где нарисована змейка) - похож на пирамидку,
камень тела (где нарисован человечек) - самый высокий,
камень сердца (где нарисовано сердечко) - плоский камень,
камень деревьев (где нарисовано дерево) - треугольный камень,
камень животных (где нарисована голова быка) - неровный камень, у которого один угол выше другого.

Решение (для обоих уровней сложности одинаковое):


Из открывшегося тайника заберите письмо Касуми с какой-то инструкцией.
Идите в комнату 18 и откройте ее найденным ключом. На полу справа от стола валяется красная карточка, которой не хватает для запуска панели управления в холле, - заберите ее с собой.
Теперь нужно решить головоломку, которую вы нашли под мостом. Откройте средний правый ящик шкафчика и достаньте книжку по оригами. Перед вами появится головоломка (подсказки написаны на инструкции римскими цифрами).
Например, шаг первый - римская цифра I и линия сгиба с прерывистым пунктиром. Загляните в книжку по оригами и найдите точно такой пунктир - он обозначает "сложить пополам вершиной кверху". Выберите из предложенных справа вариантов правильный ответ и переходите ко второму шагу.


Второй шаг - римская цифра II и стрелка с треугольным кончиком. В книжке написано, что такая стрелка обозначает "загнуть угол вперед". И т.д.

Решение (для обоих уровней сложности одинаковое):

Сложить пополам вершиной кверху, загнуть угол вперед, загнуть угол вперед, согнуть и разогнуть, загнуть угол назад, перевернуть. У вас должен получиться бамбук.


В саду есть конструкция из бамбука около домика Рентаро. Сходите туда и осмотрите ее - Нэнси должна сказать, что этот бамбук очень напоминает оригами. Идите в домик Рентаро и с правой полки (рядом с базой для прибора EVP) заберите отвертку. Открутите отверткой крышку на левом бамбуке и заберите листок с частью японской головоломки.

Второе пасхальное яйцо:

Прослушайте сигнал у фонаря в центре озера в домике Рентаро. Волшебный голос посоветует вам посмотреть под треснувшей плиткой. Идите в сауну и встаньте лицом к бассейну. На полу нащупайте активную точку и заберите яйцо.


Теперь у вас есть все пять карточек для того, чтобы открыть замок на ящике с ключами. Идите в холл.
Рисунок на панели управления состоит из разноцветных квадратиков. Вставьте любую карточку в один из слотов слева - вы увидите, что несколько квадратиков справа осветились, а под слотом с карточкой появилась геометрическая фигура. Если нажать на кнопку сверху или снизу слота с карточкой, то фигура повернется. Вставьте любую другую карточку, и вы увидите, что фигуры наложились друг на друга. Принцип этой головоломки - поставить все карточки в определенном порядке и повернуть их так, чтобы правильно осветить рисунок.

Решение (для обоих уровней сложности одинаковое):

Вставьте карточки так: синяя, красная, зеленая, желтая, фиолетовая. Поверните синюю фигуру 1 раз нижней кнопкой, поверните красную фигуру 1 раз нижней кнопкой, зеленую фигуру не трогайте, поверните желтую фигуру 1 раз нижней кнопкой, поверните фиолетовую фигуру 1 раз нижней кнопкой.


Заберите из ящика ключ, который открывает номера, заканчивающиеся на цифры 8 и 9.
Идите в свою комнату и переведите будильник на 19.00.

Игра нелинейная.
младший детективы и Старший отличаются сложностью головоломок.
Для тех, кто первый раз играется в игры серии, предусмотрено обучение.
У Нэнси имеется многофункциональный мобильник.
Подсказки дают Бесс и Джесс.
Игра проходилась на английском, исходя из этого при локализации вероятно расхождение перевода некоторых названий и технических терминов.
Нэнси живет по расписанию:
до 19 часов она учит японских студентов английскому языку,
с 19 до 22.30 ходит на занятия по японским классическим искусствам.
Ресепшн трудится с 7 утра до 1 ночи.
Если вы желаете перевести время, воспользуйтесь будильником в мобильнике.
Пасхальные яйца имеется (четыре).
По окончании очередного расследования Нэнси едет в Киото отдохнуть в классической гостинице (риокане).

1. Сутки первый

На часах 19.00. Войдите в отель и подойдите к стойке ресепшн, за которой стоят старушка и девушка. Сейчас со стенки упадет портрет. Старуха сообщит, что это недобрый символ, и уйдет. Познакомьтесь с девушкой – ее кличут Мивако.

Она даст вам ключ от помещения (номер 24) и мало поведает о гостинице.

Ее семья обладает риоканом с 17-го века, и традиции передаются от матери к старшей дочери (Мивако есть младшей дочерью). Старуху кличут Такаэ, она – бабушка Мивако и преподаёт уроки классических японских искусств в помещении 18. У Мивако имеется механический кот, которого возможно вынудить сесть посредством команды «Тате».

На упавшем портрете изображена мать Мивако (более детально женщина откажется об этом сказать).

Развернитесь и отыщите две книги на низких столиках по обе стороны от входной двери – вы должны прочесть данные о камнях классического японского сада и легенду о призраке по имени Окику. Около стойки ресепшн имеется стенд, на котором написаны имена постояльцев гостиницы (их всего пять человек, включая и Нэнси). Наоборот входной двери – выход в сад.

Сама гостиница складывается из двух крыльев. Номер Нэнси находится в левом крыле, в случае если находиться лицом к ресепшн.

В то время, когда вы выйдете в коридор, вам позвонят подружки. Поднимитесь на второй этаж и откройте помещение 24. Развернитесь к входной двери и откройте правый шкаф.

Дотянитесь из чемодана японский словарь и карточку для проезда на метро.

У левой стенки на полу лежит коричневая папка. Прочтите данные о гостинице. Риокан расположен на станции метро Мисава.

Рядом стоит зеленая коробочка, в которой находятся работы японских студентов. В первой папке записана краткая информация о каждом ученике, а во второй находятся сами работы. Возможно забрать печати и отметить около каждой фразы, верно либо неправильно ответил ученик.

В случае если ответ верный, ставьте зеленую галочку, в случае если нет, – красный крест. Работы будут обновляться каждое утро.

Если вы верно удостоверитесь в надежности все работы, то в конце игры получите звездочку в титул.

Идите вниз. Состойтесь в противоположное крыло и отыщите сауну (на первом этаже наоборот помещения 7). Перед дверью висит светло синий занавеска, надавите на нее и познакомьтесь с Рентаро.

Он сообщит, что в случае если над дверью висит светло синий занавеска, значит, в сауне моются мужчины, а вдруг будет висеть красная, то возможно заходить дамам.

Идите следом за Рентаро, и вы выйдете в сад. Пройдите через сад, мостик и откройте дверь домика. Тут трудится Рентаро. Он поведает вам о местном призраке и даст книжку с японскими головоломками.

Их возможно решать в течение всей игры.

Если вы решите большое количество головоломок, то в конце игры имеете возможность взять звездочку в титул.

Первая головоломка именуется «нанограмма» либо японский кроссворд.

Нужно заштриховать безлюдные квадратики в соответствии с цифрам над строками и столбцами. К примеру, в случае если написано: «5», значит, необходимо заштриховать подряд 5 квадратиков. В случае если написано: «1, 1, 3», значит, сперва необходимо заштриховать 1 квадратик, после этого через пара клеток еще 1, а после этого через пара клеток еще 3. Сложность содержится в том, что в один момент необходимо наблюдать и на цифру в столбце, и на цифру в строчке.

Начинайте со строки либо столбца, в которых самые громадные цифры.

Младший детектив: Старший детектив:Дайте Рентаро готовое задание, и он даст вам книжку с судоку (возможно попросить и новое задание с нанограммой).

Нужно заполнить безлюдные поля цифрами от 1 до 9. В каждом квадратике 3 на 3, в каждой строке и в каждом столбце не должно быть однообразных цифр. Начинайте со строки либо столбца, в которой больше всего заполненных цифр.

Ответ (для обоих уровней сложности однообразное):Дайте Рентаро готовое задание. Третья головоломка именуется «ренограмма». Вам нужно расставить в безлюдные квадратики недостающие цифры так, дабы они соприкасались с предыдущей и последующей.

Цифры возможно ставить по горизонтали, диагонали и вертикали.

Ответ (для обоих уровней сложности однообразное):Возвратитесь в холл, и вы услышите, что одна из постоялиц гостиницы жалуется на призраков и планирует из этого уехать. Поговорите об этом с Мивако и обратите внимание, что в отеле осталось лишь 2 постояльца. Идите в помещение 18 (правое крыло от ресепшн) на урок классических японских искусств.

Вас ожидает Такаэ, бабушка Мивако. Она сообщит, что сейчас вы станете обучаться японскому письму «катакана». Заберите кисточку с тушью в правом верхнем углу экрана и бережно закрасьте трафарет. Любой значок нужно рисовать одним перемещением, не отводя руки, и стараться не выходить за рамки трафарета.

Если вы совершили ошибку, заберите новый лист вверху экрана и начните опять (вы напишете по-японски «Нэнси Дрю»).

В то время, когда вы закончите, повернитесь налево от Такаэ и обратите внимание на маленький шкафчик у стенки. Откройте верхний правый ящик и прочтите книжку о японских иероглифах.

Идите в собственную помещение, заведите будильник на 19.00 и ложитесь дремать. Ночью вас что-то разбудит. Вы заметите тень на балконе, а экран из папиросной бумаги, из которой сделана дверь, разорвется.

Осмотрите балкон – в том месте никого нет. Нэнси примет решение снова лечь дремать.

2. Сутки второй

Обратите внимание, что на левой стенке вашей помещения показалась табличка, которую вы день назад сделали на уроке каллиграфии. Имеете возможность проверить тетрадки учеников из зеленой коробочки (не обязательно).

В то время, когда вы выйдете в коридор, вам позвонят подружки, каковые находятся на выставке новейших технологий. Они поведают, что познакомились с Юми, старшей сестрой Мивако, которая трудится в магазинчике бенто. Идите в холл и поведайте Мивако о порванной двери – она пошлёт Рентаро ее починить.

Пора на урок.

Сейчас Такаэ будет обучать вас мастерству оригами – созданию из бумаги разных фигурок. взглянуть на картины в центре экрана и поставьте под ними соответствующие таблички (на табличках нарисованы оригами за один ход до завершения).

Ответ (для обоих уровней сложности однообразное): В то время, когда вы закончите, не забудьте подойти к шкафчику наоборот Такаэ. Откройте средний правый ящик и прочтите книжку об мастерстве оригами.

Сейчас пора посетить сауну. В то время, когда вы в том направлении войдете и надавите на стрелку по направлению к зеркалу, в помещении покажется призрак и разобьет зеркало. По окончании его атаки повернитесь направо и изучите содержимое корзин на стеллаже.

Вы должны отыскать листок со перечнем нехороших японских примет и карточку для игры в автоматы. Идите налево через двойные двери и искупайте Нэнси.

Если вы будет довольно часто ходить в сауну, то в конце игры получите звездочку в титул.

Около бассейна осмотрите стенке справа – в одной из плиток чего-то не достаточно.

Идите в холл и поведайте Мивако о призраке, разбившем зеркало, но та сообщит, что это всего лишь игра вашего воображения. Выходите на улицу – вам необходимо съездить на выставку и познакомиться с Юми. Перед вами находится указатель на японском. Дабы перевести, что на нем написано, дотянитесь словарь и надавите на указатель.

Идите налево в метро.

Гостиница находится на станции Мисава, а выставка – на станции Матцуэ. Надавите на карту метро слева от информационного табло с заглавиями станций и проложите маршрут (карту возможно двигать, зажав мышкой):

Мисава – Нагоя – Оцу – Аомори – Кочи – Точиги – Сэто – Ниигата – Фуджи – Ига – Матцуэ.

Нажимайте на информационном табло на заглавия этих станций, и вы приедете на выставку. На перилах лестницы подберите газету о японской чудесной шкатулке.

Дабы из метро попасть на выставку, надавите на стрелку «вниз».

Выставка закрыта. Обратите внимание, что около входа стоит стенд, говорящий о механических котах. Повернитесь направо и подойдите к девушке за прилавком маленького магазинчика – это и имеется Юми.

Она попросит вас сложить бенто – коробочку с классической японской едой. Эта головоломка генерируется случайным образом, прохождения нет.

Принцип ответа таковой. Слева лежат коробочки с ингредиентами, а справа – инструкция. Вам нужно заполнить все 9 квадратиков. Начинайте с тех квадратиков, где имеется двойные картины: заяц-рис, медведь-яйцо и т.д. К примеру, на первом рисунке в центральном слоте изображен яйцо и кролик – значит, слева необходимо забрать яйцо с изображением зайца и положить в центральный слот.

В левом верхнем углу инструкции изображена яйцо и кошка – значит, ко мне нужно положить яйцо с изображением кошки. И т.д.

Кое-какие решения:Если вы разложите большое количество бенто, то в конце игры получите звездочку в титул, и имеете возможность победить у Юми дополнительный брелок для собственного мобильника.

Поговорите с Юми, которая попросит съездить к ней к себе и привезти пара коробок для бенто. Она даст ключ от квартиры и скажет номер собственного мобильника.

Юми живет на станции Куруме. Идите в метро и проложите новый маршрут:

Матцуэ – Ига – Кобэ – Миядзаки – Урава – Куруме.

В то время, когда вы приедете в Куруме, вам придет две смс-ки от Юми.

Откройте дверь и заберите с кухонного стола пара коробок для бенто. Повернитесь направо и отыщите в одежном шкафу диск для компьютера. Пройдите к компьютеру и посмотрите диск.

Если вы посмотрите диск, в конце игры получите звездочку в титул.

Попытайтесь включить компьютер, но тут требуется пароль.

взглянуть на полку над компьютером и прочтите письмо Касуми, матери светло синий и Мивако. На полке стоят лягушки, немного поднимите правую из них – в что-то имеется, но закрыто на кодовый замок. Прочтите книжку о театре теней (у компьютера, под рамкой с фотографией). Думается, вас кто-то разыгрывает, применяя макет, прикрепленный к долгим палкам…

Обернитесь к кровати и заберите из-под подушки светло синий книжку о призраках. В лежит визитка автора – Саванны Вудхэм. Пролистайте книжку и обратите внимание, что глава о риокане оторвана. Позвоните Саванне, но сможете поболтать лишь с ее ассистентом Логаном, что кинет трубку.

Перезвоните еще раз, но он снова не начнёт разговаривать. В третий раз включится автоответчик.

Возвратитесь на выставку в Матцуэ (на информационном табло уже имеется эта станция, и вы попадете в том направлении машинально). Дайте коробки для бенто – в признательность Юми даст вам брелок для мобильника. Расспросите ее о диске и книжках – выясняется, книжка о театре теней в собственности Мивако.

В обязательном порядке похвалите ее костюм, и Юми поведает, что платья она моделирует сама посредством программы «Аватар» в собственном компьютере. Юми согласится назвать пароль для входа в компьютер, если вы еще раз разложите бенто. В то время, когда вы это сделаете, то получите листок с трафаретом из многоцветных кружочков. Возвращайтесь к себе к Юми. Перед дверью ее квартиры вам кто-то позвонит, но в трубке вы услышите лишь помехи. Подойдите к компьютеру.

взглянуть на листок с трафаретом, что дала Юми, и запомните его разноцветные кружочки и форму. Надавите на закладку «Аватар» и выберите трафарет той же формы. Двигайте его по экрану до тех пор, пока не отыщете кружочки для того чтобы же цвета, как на подсказке.

Компьютер откроется.Выберите один из безлюдных слотов на экране и смоделируйте одежду. Справа на экране – клавиатура для отправки смс-ок.

Сделайте пара различных аватаров и пошлите самой себе, Бесс, Джесс, Юми и Саванне (для этого взглянуть в мобильнике в закладке «Телефон – Контакты – Настройки» номера телефонов и соберите их на экране компьютера). После этого надавите на «Послать», и аватар уйдет адресату. Чтобы сохранить аватар в собственном мобильнике, зайдите в «Телефон – Контакты – Настройки».

Теперь, когда у вас есть слово-пароль к компьютеру, нужно узнать, как его написать на японском языке. Возвращайтесь в 18 комнату. Вас заинтересует книга "Пишем по-японски". Она находится в верхнем ящике тумбочки и содержит соответствие слогов и японских иероглифов. Откройте вторую страницу с символами и запомните иероглифы, которые соответствую слову Такакава.

Пароль переведен и вы можете направиться к компьютеру, который находится на рисепшене. Используя перевод кодового слова, нужно найти соответствующие символы на клавиатуре и нажать Enter. Но вот ведь проблема, символы на клавиатуре мало похожи на символы в книге. Чтобы упростить этот участок прохождения игры Нэнси Дрю Тень у воды, предлагаем вам воспользоваться последовательностью нажатия клавиш, представленной на скриншоте (второй символ вам необходимо нажать дважды).

После того, как вы введете правильный пароль, вы сможете просмотреть, в каких комнатах останавливались гости отеля. Однако, в некоторые комнаты гостей никогда не селили - 5,7, 25,30 и 33. Но, поскольку Саванна упоминала о втором этаже, то остаются лишь варианты 25,30 и 33. На этом взлом компьютера закончен. Однако прежде, чем продолжить прохождение Нэнси Дрю Тень у воды, вновь откройте шкатулку - для этого придется снова передвигать пластины и успокаивать кошку (команда - Матэ).

Внутри шкатулки вы найдете четвертое и последнее пасхальное яйцо. Кроме того, если в конце игры вы хотите получить соответствующее достижение, то положите конверт с паролем обратно в коробку.

Но время продолжить прохождение Нэнси Дрю Тень у воды. Направляйтесь в сад на поиски недостающих камней для плиты:

Первый камень находится у подножья каменного фонаря, возле которого вы записывали звуки. Чтобы добраться к нему, выходите из фойе в сад и сделайте шаг прямо;

Второй камень находится между каменной скамейкой и фонарем. Выйдите из фойе и сделайте шаг влево и шаг прямо;

Третий камень находится в корнях сакуры. Вновь вернитесь к фойе, но теперь идите по тропинке направо. Пройдите к сакуре и развернитесь. На траве возле корней вы найдете искомый камень;

Четвертый и последний камень находится под фонарем возле домика Рентаро, напротив круглой каменной лавочки. После того, как найдете третий камень, просто развернитесь.

Думаем, для одного дня вполне достаточно. Самое время вернуться в уютную кроватку и немного отдохнуть от прохождения Нэнси Дрю Тень у воды, сладко выспавшись в кровати.

Проснувшись, посмотрите, нет ли новых домашних заданий от ваших учеников. Далее позвоните Бесс и расспросите о свидании с Логаном. Также было бы неплохо позвонить и Саванне, чтобы узнать, что еще она помнит о комнате, в которой останавливалась в предыдущий раз. После всего этого, с чувством выполненного долга, спускайтесь вниз. Отправляйтесь к Рентаро и поговорите с ним о том, что отношения между ним и Мивако несколько не ладятся. Рентаро попросит вашей помощи: нужно выиграть ошейник для Ски в игровом клубе - это станет вашей следующей задачей в прохождении игры Нэнси Дрю Тень у воды.

Отправляйтесь в метро и езжайте на станцию Куре. Ошейник, который вам нужен, стоит немного-немало 2 100 очков, которые еще предстоит выиграть. Надеемся, что вы еще не забыли, как играть в автоматах. Уверены, 3 -4 захода и дело в шляпе. Чтобы ускорить этот этап в прохождении Нэнси Дрю Тень у воды, не забывайте запускать сразу несколько шариков. Купив нужный ошейник, возвращайтесь обратно в рёкан на станции Мисава.

Подойдите к Рентаро, он будет очень рад подарку и мгновенно убежит примерять его на Ски, оставив мастерскую в вашем полном распоряжении. С его рабочего стола возьмите белую карточку с синей звездой.

Сейчас - самое время, чтобы разобраться с недостающими камнями. Но для начала нужно понять, как они должны располагаться. Для этого отправляйтесь в фойе и еще раз ознакомьтесь с книгой "Знаменитые сады Киото", о которой мы писали ранее. Она находится на розовом столике в левом углу комнаты. Для того, чтобы ничего не упустить, можете сфотографировать страницы книги при помощи мобильного телефона Нэнси.

Теперь зная название камней и их роль в создании сада вашей мечты, отправляйтесь под мост, где прохождение Нэнси Дрю Тень у воды потребует применить на практике полученные знания. Ваша задача - по форме камней определить их название и установить в специально отведенные ячейки:

1. Камень - душа. Низкий вертикальный камень с широким основанием, сужающийся кверху;
2. Камень - тело. Высокий вертикальный камень с широким основанием, сужающийся кверху;
3. Камень - сердце. Плоский камень, внешне похожий на ступеньку;
4. Камень - ветвь. Камень с плоской вершиной, которая шире основания;
5. Камень - бык. Наклонный камень, который выше "сердца" и ниже "ветви".

Вам осталось лишь подобрать камни в соответствии с описанием и расставить их по местам. Правильный порядок камней также представлен на нашем скриншоте.

Как только все камни займут места согласно пожеланиям разработчиков, в плите откроется тайный ящик, внутри которого вы найдете записку и, что самое важное, некую схему оригами. Попробуем с ней разобраться. Но для этого придется пробраться в комнату культуры уже после 1:00, так как Нэнси не захочет ничего делать в присутствии старушки Такаэ. Поэтому спокойно отправляемся поспать до часа ночи в свои апартаменты.

После того, как прозвонит будильник, направляйтесь в комнату культуры. Для успешного прохождения Нэнси Дрю Тень у воды вам понадобится книга "Основы оригами", лежащая во втором ящике в правой половине тумбочки. Вам необходимо сложить согласно подсказкам фигуру, изображенную на листе бумаги, который вы нашли в тайнике в саду. В правой части экрана находится список действий, а вам лишь нужно выбирать операцию из списка:

1. Складка гора. Штрих-пунктирная линия посредине страницы;
2. Согнуть на себя. Стрелка с полным треугольником на конце;
3. Согнуть на себя. Стрелка с полным треугольником на конце;
4. Согнуть и разогнуть. Стрелка с черточкой сверху;
5. Согнуть от себя. Стрелка с половинным треугольником на конце;
6. Надавить/вывернуть. Черный треугольник.

Полученный рисунок очень напоминает бамбук. Вам определенно нужно найти вещь, которая сделана из этого материала. Направляйтесь к выходу из комнаты, но дойдя до дверей, развернитесь. Справа от стола лежит красная карточка, необходимая для получения доступа к сейфу и, соответственно, дальнейшему прохождению Нэнси Дрю Тень у воды.

На этом осмотр комнаты культуры целиком и полностью окончен. Направляйтесь в фойе и заходите за стойку администратора. Как вы можете помнить, в стене слева вмонтирован сейф. Еще раз ознакомьтесь с инструкцией, которая лежит на тумбочке внизу.

Прохождение игры Нэнси Дрю Тень у воды приготовило для вас интересную и сложную загадку. В правой части экрана находится образец рисунка, который вам нужно получить. В левой же части находится пять пазов для карточек. На каждой карточке содержится определенная фигура, которая отображается внизу экрана. Для решения этой загадки вам нужно установить карточки в правильном порядке и, нажимая на черные точки, вращать фигуры до тех пор, пока рисунок, созданный наложением фигур на карточках, не совпадет с образцом.

Для скорейшего решения этой загадки и более быстрого прохождения Нэнси Дрю Тень у воды, вы можете воспользоваться следующей последовательностью (слоты пронумерованы слева направо):

1 слот - синяя карточка, 1 поворот против часовой стрелки (нижняя черная кнопка);
2 слот - красная карточка 1 поворот против часовой стрелки;
3 слот - зеленая карточка;
4 слот - желтая карточка 1 поворот против часовой стрелки;
5 слот - фиолетовая карточка 1 поворот против часовой стрелки.

В сейфе вы сможете найти ключ от комнат гостиницы, номера которых заканчиваются на 8/9. Сейчас самое время отыскать то самое изделие из бамбука, которое было изображено на оригами. Для этого выходите в сад из фойе, поверните налево и двигайтесь по тропинке до тех пор, пока не пройдете мостик через пруд. За мостом находится небольшое оранжевое дерево, а за ним, в свою очередь, небольшая конструкция для переливания воды, выполненная как раз из бамбука.

Чтобы ее внимательнее изучить, отправляйтесь в мастерскую Рентаро и возьмите из нее отвертку, которая находится слева от динамиков, через которые вы прослушивали записи ЭФГ. После этого идите к найденной бамбуковой конструкции и примените на нее полученную отвертку. Несколько щелчков левой кнопкой мыши и ваших руках окажется листочек с множеством цифр. Он, наверняка, поможет в расследовании смерти Касуми.

Loading...Loading...