Настольная игра "Имаджинариум": правила, описание и подсчет очков. Настольная игра имаджинариум

Имаджинариум — это очень простая и очень интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам из коробки. Теперь вам нужно положить карту рубашкой вверх на стол. Другие игроки постараются выбрать среди своих карт ту, которая наиболее подходит на озвученную ассоциацию, и положат рядом. Потом карты на столе будут перемешаны. Чтобы победить, вам нужно сделать так, чтобы вашу карту угадал хотя бы один человек, а ещё лучше — все, кроме одного.

Придумывать ассоциации, по возможности, нужно сложно и завуалированно, но понятно, чтобы мнения разделились. Когда вы начнёте играть, то быстро поймёте, как правильно это делать. Сразу после этого вы почувствуете прилив творческих способностей и прирост навыка понимания мыслей и эмоций других людей.

Имаджинариум — одна из самых волшебных игр, которая здорово помогает в общении. В ассоциациях вы узнаёте самые важные личные вещи о человеке, учитесь лучше его понимать и лучше предсказывать ход мыслей разных людей. Одним словом, эта штука не только душевна, но и очень-очень крута в плане развития отношений.

Имаджинариум просто создан для дружеских посиделок по вечерам. Это замечательный подарок любому творческому человеку. В него можно играть на вечеринках.

Комплектация:

  • игровое поле;
  • 98 карт с картинками;
  • 49 карточек для голосования для 7 игроков;
  • 7 фишек в виде летающих слонов;
  • правила игры.

Правила игры Имаджинариум

  • Видео к настольной игре Имаджинариум Акция!

  • Отзывы к настольной игрe Имаджинариум Акция!

    Анастасия

    Доставка быстро. Очень понравилась игра, хотя цена и высока для картонной игры (можно было бы в бюджетном варианте ограничиться одним полем, без большой коробки, рассчитанной ещё и на 4 дополнительных колоды на самом деле)) дополнительные колоды нужны на замену, так как быстро изнашиваются карты, неплохо было бы к дополнению прилагать ещё фишки 1-4 уж точно)) В целом сама идея игры - бомба, и оформлена стильно, креативно и с юмором.

    Ответ: Рады, что игра вам понравилась) В целом, мы согласны с вашим мнением, особенно касательно дополнительных фишек и карточек для голосования, сами нередко играем в большой компании и давно уже сделали доп фишки самостоятельно) Но к сожалению, это бич большинства пати игр, где может играть большое количество человек) Что же касается дополнений, то в первую очередь, они нужны для того, чтобы игра постоянно была новой и интересной, ведь каждая новая колода карт это целый мир невероятных иллюстраций! Кстати, игра не уникальна в своем роде, обратите внимание на французский оригинал Диксит! Сама игра ещё дороже, чем Имаджинариум, но вам вовсе и не обязательно покупать базовый набор, к Дикситу также есть множество дополнений, купив которое, вы смело сможете играть с ними в Имаджинариум, ведь вся суть в картах с картинками) Ну и конечно же, не проходите мимо игры Мистериум, там игра в ассоциации выходит на совершенно иной уровень)

    Всеволод

    Игра стоит своих денег, если играть в 4-м и более. Отдельно спасибо за быструю доставку.

    Ответ: А с дополнениями ещё лучше! Насчет количества человек согласны, оптимальный вариант - играть компанией в 4-6 человек)

    Наталья

    Игры очень прикольные, подходят для всех(детей от 4 лет, семей, взрослых разного возраста, компаний).Чем больше людей играет, тем просто веселее и интереснее узнать мыслительный процесс отдельных людей....Карты все отличные, 18+ немного мрачноваты, но при некотором фильтре (-20 карт) подходят для 14+. Карты можно менять из разных наборов. Минус только один: фишки с цифрами быстро портятся т.к картонные. Можно, как вариант, выпустить в дорожно-ремонтном наборе пластиковые цифры -пусть дороже будет, но долговечнее.

    Ответ: Рады, что игра вам понравилась) Насчет карт, действительно, тут просто стоит лично фильтровать, что вы хотите показывать детям, а что нет. Потому что во многие игры дети играют значительно раньше, в тот же классический Имаджинариум вполне играют дети и 10 лет, и младше. По поводу карточек, в подавляющем большинстве настольных игр карты и фишки сделаны из картона, пластик встречается крайне редко.

    Сергей

    Интересная игра. Качественная полиграфия.Всем понравилось.СДЭК налажал попортил коробку (

    Ответ: Рады, что игра вам понравилась! Обратите внимание, что к ней есть множество дополнительных колод! С ними вам игра не наскучит очень и очень долго. А насчет СДЭКа, необходимо при получении товара проверять его целостность и если что-то не так, у них есть специальные бланки, которые необходимо заполнить и зафиксировать все нарушения. От нас игры уходят в идеальном состоянии и СДЭК несет за них ответственность.

    Константин Филитов

    Игра на ассоциации это всегда ОЧЕНЬ клева, каждый человек придумывает свои и нужно как минимум знать человека, чтобы игра состоялась веселой и увлекательной. Но чем чаще играешь в эту игру, тем сильнее она кажется интересней по причине, что коллектив играющих ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно менять, да и карточки повторяются СЛИШКОМ часто и уже на третьей партией игроку становится не интересно. Играть втроем или вчетвером тоже не сказал бы что интересно так как изучить мышление противников очень легко. Идеальней всего играть в эту игру как раз вшестером или всемером тогда игра кажется МАКСИМАЛЬНО полноценной, но цена мне кажется ОЧЕНЬ завышенной. На мой личный взгляд лучше поиграть в "МИСТЕРИУМ"

    Ответ: Именно поэтому к этой игре постоянно выходят дополнения, в каждом из которых новая колода карт в три раза дешевле, чем стартовый комплект с игрой. Дополнения, кстати можно смешивать между собой и вводить в игру новые правила, которые бы ограничивали ассоциации. В этой игре все ограничено лишь вашей фантазией, ведь на каждую из карт можно придумать минимум 5-6 очевидных ассоциаций и с десяток посложнее) Кстати, рекомендуем вам обратить внимание на игры Эмоциональный интеллект и Эмпатио, возможно они вас тоже заинтересуют

    Татьяна

    Игра очень понравилась! Играла с нами даже дочь пяти лет и заняла второе место))) Качественная красивая и захватывающая игра, очень рекомендую! Работа сайта и курьерской службы тоже порадовала, так что будем заказывать еще (а мы большие любители настольных игр-у нас уже большая коллекция).Спасибо, успехов и процветания сайту!

    Анна

    Игра замечательная!!!С первой минуты стало интересно,как только карты раздали....качество супер!Не согласна,что игра расчитана на возраст от 16 лет,мы прекрасно играли с детьми 9 и 6 лет,причем удовольствие получили,как взрослые,так и дети))))затягивает очень,рекомендую!

    Ответ: 16+ из-за упоминания курения. Там есть на картинке курящая девушка. Вообще про многие игры на которых 16+ написано можно смело говорить, что возрастной ценз 12+, а то и 8+. Мультик "ну погоди" ведь тоже теперь 16+ и показывать его можно после 22 часов, потому что волк курит, пьет пиво с воблой и шампанское или сидр в одной из серий был.

    Наталия

    Играю и в Имаджинариум и в Диксит. Картинки Имаджинариума более "ассоциативны", не такие явные как в Диксите. Но для разнообразия хорошо иметь все дополнительные колоды для обеих)

  • Имаджинариум — это карточная игра на загадывание ассоциаций. Незаменимая игра для любой вечеринки.

    Легкие правила, яркие, хаотичные, мозговзрывательные картинки – все это мало кого оставит равнодушным. Подходит для всех возрастов, но если кому — то вдруг иллюстрации покажутся чересчур «взрослыми», тогда специально для детей выпущено детское дополнение.

    Что мы видим при первом взгляде на игру?

    Яркая квадратная коробка с нарисованным на ней замком и чудо-деревом. Внутри стопка карт- 98 штук, 7 игровых фигурок в виде летающих слонов, игровое поле – небо с облаками, 49 карточек для голосования, правила.

    В общем, вся комплектация только радует глаз. Игроки разбирают слонов, расставляют их на первое облако-старт и начинают свой веселый путь.

    Правила игры.

    Каждому по цвету слона раздаются карточки для голосования и по 6 карт в закрытом виде. Первый игрок — ведущий выбирает любую из своих карт и загадывает к ней ассоциацию. Ассоциации могут быть выражены абсолютно любым способом: песней, словом, фразой, жестом. На что хватит вашего воображения. Загадав, ведущий кладет эту карту лицом вниз на стол. Остальные игроки подбирают к этой ассоциации подходящую карту уже из своей руки. Также, не показывая ее никому, надо положить ее на стол рядом с картой ведущего. Все карты перемешивают. Раскладывают. Тут начинается самое интересное. Игроки пытаются отгадать карту ведущего. Сделав выбор, отмечают выбранную карту карточкой для голосования. Тоже лицом вниз. Затем все номера вскрываются и смотрят результат голосования.

    Что может получиться?

    Вариантов несколько.

    1. Все игроки могут угадать загаданную карту.

    Это очень плохо для ведущего. Если все игроки проголосовали за загаданную карту, то он на три очка возвращается назад. Остальные игроки стоят на месте.

    2.Ни один игрок не угадывает загаданную карту.

    Это тоже не лучший вариант. Поскольку ведущий возвращается на 2 очка назад.

    Другие варианты гораздо интереснее:

    3.Ведущий получает 3 очка за каждого игрока, угадавшего его карту. Т.е. идеальный вариант загадать ассоциацию так, чтобы отгадали все игроки, кроме одного. Тогда ведущий получит максимальное количество очков.

    4.Те игроки, которые отгадали карточку, тоже получают по 3 очка. Плюс по 1 очку за каждого игрока, который угадал их карту.

    Отыгравшие карты скидываются в сброс и игроки берут по новой карте из колоды. Ассоциацию загадывает следующий игрок.

    Игра заканчивается, когда заканчиваются все карты на руках у игроков и в колоде.

    Вот такие немного сумбурные правила. На первый взгляд. Садитесь играть и уже в первой партии вы во всем разберетесь и запомните систему подсчета.

    Огромный плюс в игре (глубокое мерси разработчикам) – интересное игровое поле. Облака могут быть обычными, а могут содержать задания.

    Если на облаке изображение:

    Знак вопроса – загадывай ассоциацию в вопросительной форме;

    Цифра 4 – ассоциация должна состоять из четырех слов;

    Книга – загадывай ассоциацию в форме рассказа;

    Телевизор – загаданная ассоциация должна быть чем-то связана с мультиком, телепрограммой или фильмом;

    Логотип ABIBAS – ассоциация должна каким-либо боком быть связана с известным брендом.

    Заключение:

    Не смотря на то, что «Имаджинариум» считается российским плагиатом известной во всем мире игры «Диксита/Dixit», эта игра приобрела в нашей стране даже большую популярность чем первоисточник. Можно долго спорить какой вариант лучше, где глубже и интереснее карты. Но стоит ли? Каждая игра по — своему хороша и успела обзавестись армией поклонников.

    Оценки:

    • Освоение игры -95 БАЛЛОВ
    • Механика игры - 70 БАЛЛОВ
    • Сюжет и атмосфера - 60 БАЛЛОВ
    • Удобство играть - 70 БАЛЛОВ
    • Качество и дизайн - 80 БАЛЛОВ
    • Получаемое веселье - 95 БАЛЛОВ

    ИТОГО - 79 БАЛЛОВ

    «Имаджинариум» — это очень простая и очень интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам из коробки. Картинки рисовали сумасшедшие художники, поэтому ассоциаций — от самых простых, вроде «любовь», «зима», «принципиальность», до самых сложных и безумных, в духе «Всё правильно сделал», «Где драма? Опять нет драмы!», «Чак-чак! Беги быстрее!», может быть просто море.

    Так. Я взял картинку, придумал ассоциацию: что теперь?

    Теперь вам нужно положить карту рубашкой вверх на стол. Другие игроки постараются выбрать среди своих карт ту, которая наиболее подходит на озвученную ассоциацию, и положат рядом. Потом карты на столе будут перемешаны.

    Ага, я понял! Все должны угадать мою карту, да?

    А вот и нет! Если бы всё было так легко, самая простая ассоциация позволила бы вам выиграть. Но, чтобы победить, вам нужно сделать так, чтобы вашу карту угадал хотя бы один человек, а ещё лучше — все, кроме одного.

    Так как мне придумывать?

    По возможности — сложно и завуалированно, но понятно, чтобы мнения разделились. Когда вы начнёте играть, то быстро поймёте, как правильно это делать. Сразу после этого вы почувствуете прилив творческих способностей и прирост навыка понимания мыслей и эмоций других людей.

    Что там было про других людей?

    «Имаджинариум» — одна из самых волшебных игр магазина, которая здорово помогает в общении. В ассоциациях вы узнаёте самые важные личные вещи о человеке, учитесь лучше его понимать и лучше предсказывать ход мыслей разных людей. Одним словом, эта штука не только душевна, но и очень-очень крута в плане развития отношений.

    Кому подарить эту коробку?

    • Возьмите домой в качестве семейной игры, замечательный выбор.
    • «Имаджинариум» просто создан для дружеских посиделок по вечерам.
    • Это очень крутой подарок любому творческому человеку.
    • В него можно играть на вечеринках.

    Что в коробке?

    • Поле для подсчёта очков (сделанное прямо на «подиуме» на коробке).
    • 98 крупных карт с картинками.
    • 49 карточек для голосования для 7 игроков.
    • 7 летающих слонов для передвижения по полю (в зависимости от издания встречаются деревянные или пластиковые).
    • Правила на хорошем русском языке.

    Какие ещё бывают наборы:


    Сергей

    « Игра великолепна! Главная неожиданность для меня, что интерес не теряется, когда за столом сидит одновременно 3 поколения (16, 30-35, 55 лет) игроков. Ассоциации становятся только лучше:) Редкое качество игры... »


    Картинки для «Имаджинариума» отбирают тщательно, Кузнецо как-то рассказывал эту процедуру.

    Сергей Абдульманов, руководитель маркетинга

    Нравится тем, что там более здоровый подсчёт очков, чем в Диксите. Надо, чтобы твою карту угадали большинство игроков, но не все.

    Максим Половцев, разработчик

    Впервые вышла в 2011 году .

    Механики:

    Какие ещё бывают наборы:

    Издатели:

    Россия — Cosmodrome Games

    Заключение психолога

    Дата проведения исследования: октябрь 2014 года — март 2015 года

    Методики исследования:

    • Тест для диагностики самостоятельности мышления
    • Тест структуры интеллекта Амтхауэра
    • Тест Тулуз-Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки информации
    • Задания Гилфорда для оценки воображения
    • Задачи Гилфорда для оценки дивергентного мышления
    • Тест на изучение интеллектуальной лабильности

    В исследовании приняли участие: ученики 7-11 класса (124 человека), в возрасте от 13 до 19 лет
    Цель исследование: Изучение влияния настольных игра не психически-познавательные процессы подростков

    Заключение:

    В рамках работы экспериментально-исслледовательской площадки была организована работа кружка во внеурочное время для учащихся среднего и старшего звена школьного обучения. На кружке учащимся предлагали поиграть в различные настольные игры и после 6 месяцев работы кружка были изучено влияние настольных игр на различные психически-познавательные способности.

    Перед началом игрового процесса, на первых занятиях, была проведена диагностика на изучение визуального интеллекта, самостоятельность мышления, дивергентного мышления, творческого воображения, интеллектуальной лабильности, скорость переработки информации и внимательность.

    • Шакал
    • Нефариус
    • Сопротивление
    • Абракадабра
    • Компарити Кино
    • Держи пари.

    Анализируя динамику по различным показателям интеллектуальных способностей, отметим следующие особенности.

    Визуальный структурный интеллект

    До проводимого эксперимента у большинства учащихся 31,2% отмечался средний уровень выраженности. Данный уровень характеризуется тем, что ученик может понять смысл схематического рисунка, поясняющего условие задачи или изложение текстового материала, но затрудняется с переводом вербальной информации в визуально-графическую. После эксперимента данный показатель изменился. У большей части учащихся 28,3% отмечается хороший уровень выраженности. Данный уровень характеризуется тем, что ребенок без затруднений, самостоятельно может пользоваться графическим материалом, прибегать к использованию рисунков для более полного усвоения и понимания информации. Изменение по данному показателю способствовала игра Компарити кино .

    Структурно-динамическое визуальное мышление

    До эксперимента у большей части учащихся отмечался либо хороший, либо слабый уровень выраженности (48,8% и 43,8% соответственно). Слабый уровень характеризуется тем, что ребенок не умеет «читать» таблицы, не понимает смысл информации, представленной в табличном виде. Если таблица содержится в тексте, то ребенок ограничивается чтением поясняющих к ней фраз. Мышление в целом может оставаться статичным, описательным. После эксперимента распределение по данному показателю значительно изменилось: менее 30% учащихся имеют слабый уровень выраженности, а у большей части учащихся отмечается хороший уровень — 55,6%. Изменение по данному показателю способствовала игра Компарити кино .

    Комбинаторное визуальное мышление

    До эксперимента у 15,1% учеников отмечался слабый уровень выраженности, а после эксперимента данный показатель уменьшился почти в 2 раза, и составил 8,1% учеников. Также стоит отметить, что показатель хорошего уровня выраженности по данному критерию вырос с 47,5% до 52,4% учащихся.

    Абстрактное мышление

    По итогом первичной диагностики у большей части учащихся — 54,1% отмечается слабый уровень выраженности абстрактного мышления, после проводимого исследования результат значительно улучшился. Слабый уровень выраженности отмечается у 35% учеников, а у большей части учеников — 58,9% отмечается средний уровень выраженности. Слабый уровень выраженности свидетельствует о том, что ребенок оперирует только конкретными (качественными представлениями) образами, предметами или их свойствами и пока не способен выделять и оперировать их отношениями. Повышение общего уровня выраженности среди учеников с слабого до среднего уровня выраженности способствовали игры Компарити кино и Держи пари .

    Образный синтез

    По итогом первичной диагностики у большей части учащихся — 52,4% отмечается слабый уровень выраженности образного синтеза, а после проводимого исследования результат значительно улучшился. Слабый уровень выраженности отмечается у 40,4% учеников, а у большей части учеников — 55,6% отмечается средний уровень выраженности. Образный синтез — способность к формированию целостных представлений на основе последовательно поступающей, несистематизированной, разрозненной или отрывочной информации. Целостность возникает на основе образного синтеза, а не логического структурирования. Формируется именно общее представление, образно объединяющее всю необходимую информацию и поэтому нуждающееся в дальнейшем логическом анализе своего осмысления. Образный синтез является одной из основных операций системного мышления, которое необходимо в эмпирических исследованиях (для осмысления разнообразной и разрозненной информации), при работе по новым направлениям и на стыке наук. Он также является одним из основных компонентов практического интеллекта, позволяющим быстро понимать ситуацию в целом и выбирать оптимальное направление для дальнейших действий. Повышение общего уровня выраженности среди учеников с слабого до среднего уровня выраженности способствовали игры Держи пари и Сопротивление . Также, кроме вышеуказанных игр, развитию данной способности может способствовать игра Эволюция .

    Пространственное мышление

    По итогом входящей диагностики у большей части учеников — 52,3% отмечается средний уровень выраженности пространственного мышления, у 27,7% — хороший уровень и у 4,9% высокий уровень выраженности. После эксперимента распределение было следующее: средний уровень — 46,8%, хороший уровень — 40,3%, высокий — 9,7%. Пространственно мышление — способность к вычленению пространственной структуры объектов и оперированию уже не образами объектов и их «внешними» свойствами, а внутренними структурными элементами Повышению общих показателей уровня выраженности пространственного мышления способствовала игра Шакал . Также развитию данного показателя могут способствовать такие игры как Уникуб, Кирпичики, Кубики для всех, предложенные Б.Н. Никитиным, а также более сложные игры-конструкторы и компьютерные игры типа Тетрис.

    Самостоятельность мышления

    Показатели по данному критерию в ходе проводимого эксперимента значительно не изменились, распределение уровня выраженности до эксперимента: у большей учеников 47,6% отмечается слабый уровень, у 29,9% средний, у 23,5% хороший уровень выраженности. Распределение по уровня выраженности по результатам итоговой диагностики: у большей части учащихся — 48,4% слабый, у 31,2% средний, у 20,4 хороший уровень выраженности.

    Слабый уровень самостоятельности мышления характеризуется тем, что ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ученику сказали, что надо делать, но не объяснили как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ученик может не испытывать затруднений. Если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнил недавно. Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже не справиться. Если ребенок сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у сверстников или учителя.

    Дивергентное мышление

    По результатам проводимого эксперимента сильной динамики изменения процентного распределения ответов по уровням выраженности не наблюдается. По результатам входящей диагностики распределение ответов по уровням выраженности следующее: слабый уровень — 50%, средний уровень — 37,9%, хороший уровень — 7,3%, высокий уровень — 4,8% учеников. По результатам итоговой диагностики распределение по уровням выраженности следующее: слабый уровень — 57,2%, средний уровень — 24,2%, хороший уровень — 9,7%, высокий уровень — 8,9% учеников. Дивергентное (творческое) мышление характеризуется широтой умственного поиска, умением использовать отдаленные аналогии и ассоциации, находить нестандартные, оригинальные решения, преодолевая привычные шаблоны и устоявшееся мнение. Часто данные свойство определяется как гибкость мышления, способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.

    Слабый уровень выраженности свидетельствует о том, что мышление конвергентно, линейно (противоположное дивергентному). Ребенок не может выйти из привычных шаблонов мышления, взглянуть на ситуацию по-новому. «Он убежден», что каждая задача имеет только одно правильное решение. Всегда нацелен на поиски этого правильного результата, не умеет пробовать и варьировать различные варианты решений, алгоритмы деятельности. Развитию дивергентного мышления может способствовать игра Абракадабра , Нефариус .

    Скорость переработки информации

    Стоит отметить существенные положительные изменения по данному качеству, которые были выявлены в ходе проводимого эксперимента. По результатам входящей диагностики у 41,1% учеников наблюдался слабый уровень выраженности. После проводимого эксперимента слабый уровень выраженности сохранился у 35,5% учеников, а у больший части учащихся — 42,7% отмечался хороший уровень выраженности. Развитию навыка скорости переработки информации способствовали игры Держи пари и Сопротивление .

    Внимательность

    По итогом входящей диагностики у большей части учеников — 37,1% отмечается средний уровень внимательности, у 25% — хороший уровень, у 4,1% — высокий уровень, также у трети учащихся уровень внимательности был на крайне слабом уровне выраженности (25,7% — слабый уровень и 8,1% — уровень патологии). После эксперимента вровень внимательности существенно вырос, слабый уровень отмечался только у 9,7% учащихся (уровень патологии не был выявлен), средний уровень — 33,1%, хороший уровень — 33,8%, высокий уровень у 23,4% учеников. Развитию внимательности способствовали игры Держи пари , Сопротивление , Шакал .

    Вывод:

    За 6 месяцев работы экспериментальный-исследовательской площадки Game house, в ней приняли участие свыше 120 учеников-подростков в возрасте 13-19 лет. Стоит отметить общее положительное влияние экспериментальной площадки как на социально-психологическое благополучие учеников: общение со сверстниками в неформально обстановке, занятость учащихся во внеурочное время, нахождение новых знакомых в кругу сверстников, снятие психологического напряжения, эмоциональная разгрузка, выплеск негативного напряжения в социально приемлемой форме, так и положительное влияние настольных игр на различные психически-познавательные процессы, о чем свидетельствуют результаты описанные выше.

    Почему ты решил делать ?

    Долгая прекрасная история — началась примерно два года назад, когда мне в руки попал Диксит. Я подсел на игру и напечатал к нему 9 тысяч карточек, и играл в них, пока не задолбался.

    А где ты нашел столько картинок?

    В Интернете есть куча уже подготовленных и отобранных прямо для игры. Как правило, они от людей из России, которым нравилась игра, но которые не были довольны качеством карточек, и делали дополнительные.

    И ты решил их издать?

    Через некоторое время мне подумалось, что если мне так нравятся дополнительные карточки, то они понравятся кому-то ещё, и мы решили их производить. Года два назад издали допнаборы, которые начали продавать через «Триоминос», а потом и остальные сети. После этого мы поняли, что неправильно с точки зрения кармы продавать дополнение к чужой игре. И решили выпускать свою игру. У нас как раз была другая система подсчёта очков, было другое поле. В общем, мы всё равно давно играли по другим правилам. Мы проверили возможность выпуска своей игры. Выяснилось, что в России механика как таковая не является объектом патентного права. Если игра уникальна по своему содержанию, то мы находимся в рамках правового поля. Все иллюстрации мы выкупаем. Под каждый набор мы подбираем ту тематику, которая интересна нам.

    Как ты подбирал художников?

    Помогли соцсети и азы краудфандинга. Первый набор — иллюстраторы с Лепрозориум.ру. Там очень много российских иллюстраторов. Выбирали лучших с нашей точки зрения. Для последующих наборов поняли, что одной соцсетью мы не можем ограничиваться, и дальше начали привлекать все большие и не очень большие сообщества иллюстраторов, которые есть. Искали там, выкупали изображения.

    Было ли специальное задание на карточку?

    Мы не просим рисовать под нас. Очень тяжело давать техническое задание на 98 карт одной тематики, чтобы они тебе нравились. Иллюстратор даёт нам всю базу изображений, которую может продать, потом выбираем хорошие карточки, формируем набор. Получается 500 карточек, из которых выбираем 98, которые входят в набор. Их и выкупаем.

    То есть некоторые иллюстраторы были такие напрочь упоротые ещё при рождении, а не когда работали по вашему техническому заданию?

    Да-да-да. Мы только отбираем. Очень редко просим дорабатывать. По пальцам могу пересчитать случаи, когда дорабатывали. Сразу ищем иллюстрации с кучей мелких деталей, которые так важны для этой игры.

    Многие говорят, что карточки несколько мрачные. Почему так?

    Мы хотели сделать взрослую и экспрессивную игру. Мы решили, что мы делаем игру для взрослых, и это, как мне кажется, вполне. Особенно, например, дружелюбная атмосфера Ариадны .

    Правда, что ты не знаком со всеми художниками?

    Да, вот в качестве мини-иллюстрации: мы проводили турнир по Химере , пришел очень странный человек. Двухметрового роста, с распущенными волосами, в косухе, с белой линзой в одном глазу. Говорит ник и просит набор. Оказалось, что это один из наших иллюстраторов. Теперь я знаю, что он здрав, в трезвой памяти и рисует в обычном состоянии сознания.

    Сколько иллюстраторов ты знаешь лично?

    Человек 6 из 100, с которыми мы работаем. Я, как правило, не знаю, кто и что рисует. Мы выбираем иллюстрации без подписей, то есть сначала собираем картинки в набор, а потом смотрим, кто это. Правда, есть, конечно, люди, которые рисуют для модных журналов — у них почерк, узнаваемый буквально с пары штрихов, там всё равно понятно, кто это был.

    А сколько ещё будет дополнений?

    Мы понимаем, что не хватает дополнений в сегменте детей. Соответственно, уже почти сделали новую игру «Имаджинариум: детство» отдельной коробкой, плюс до конца года, предполагаю, будет ещё 2-3 допнабора карт.

    Дополнение раз в полгода?

    Тяжело судить. Столкнулись с тем, что не могли найти качественные иллюстрации, странные, с кучей деталей. Например, Химеру выпускали на два месяца дольше, чем планировали. Сейчас мы выходим на другие страны. Например, хотим скоро сделать набор исключительно из иллюстраций индийских художников.

    Ты не боишься, что тебя будут копировать?

    Вообще нет страха. Я за здоровую конкуренцию. Игровая механика — не та вещь, которая должна защищаться от копирования. Если будут повторять — сегмент будет развиваться. Мы уделяем очень много времени поиску иллюстраций. Если у копий будет так же — замечательно, если нет — вряд ли они смогут нормально продаваться.

    Расскажи про слонов.

    Да, история с фишками была интересная. Первоначально мы решили, что фишки должны быть деревянными. За адекватные деньги ни одна компания не могла предоставить нам продукт. В итоге мы нашли людей, которые умеют резать фанеру лазером. Вторая часть марлезонского балета. Надо было найти тех, кто готов красить фишки. А красить в тогдашних объёмах можно было только руками. Нашли компанию, которая занималась мелкой работой по дереву. Получилось очень дешево. Мы сначала боялись, что это детский сад, где дети акварелью красят слонов. Потом сходили, увидели взрослых людей, которые красят всё это. В любом случае быстро дошли до того, что не могли производить игру, потому что было физическое ограничение на слонов в день — мы получали примерно 60 комплектов (около 350 слонов в сутки). Их сильно не хватало, начали решать. Пришлось перейти на пластик, сейчас льём из него.

    А что за кот с бутылкой в зубах на фото с игрой?

    Это один из прекрасных мемов с Лепры. Какие-то люди на короткой ноге с фотошопом на обычном фото с нашими слонами сделали коллаж с котом с кеглей во рту. Было это года полтора назад. Даже сейчас на каждом турнире ко мне подходят люди и спрашивают: «Где кот с кеглей и почему вы его не поставляете, ведь это идеальная фишка!». Может, действительно выпустим ограниченный набор котов.

    Ты говорил, что очень увлечён . У тебя в дорожном наборе три карты, которые нельзя достать иначе, кроме как купив его. Как думаешь, сколько людей пойдут на это только ради коллекционной ценности этих карт?

    Отвечу не прямо. Этот набор берут не только ради карт (хотя и ради них в том числе). Идея была в том, чтобы избавить людей от покупки новой коробки, потому что игра довольно дорогая даже для регионов. А при интенсивной игре карточки теряются, слоны убегают. В общем, у самых-самых активных игроков компоненты уже не очень. В итоге мы общаемся с кучей людей, они играют даже с родителями. В итоге многим нужны замены компонентов. Мы делали этот набор, чтобы у людей была возможность купить слонов, карточки для голосования и отдельное поле. Плюс хорошие друзья посоветовали добавить туда отдельные карточки, чтобы людям было приятнее покупать этот набор.

    Кто чаще всего играет в ?

    Судя по Фейсбуку — это люди 25-35 лет, мужчин и женщин почти поровну. На турнирах девушки играют больше. Может, им слоны нравятся.

    Первая партия игры начинается с того, что мужчины пытаются отнять у девушек картинки, чтобы хоть как-то начать играть, а не просто их рассматривать. Не думаешь ли ты что-то делать с этими рисунками ещё?

    Было в планах на этот год. Сейчас переделываем сайт игры, хотим добавить опцию покупки иллюстраций и печати на футболках. Нас не очень много в компании, поэтому если сможем перевести на аутсорс — будет.

    Расскажи о своей компании.

    Компания состоит из трёх человек. Началось всё так: мы собрались и решили обсудить, чем заняться. У меня было некоторое количество денег, у Тимура — идеи про Вавилонский разговорник . Мы решили делать.

    Вмешивается Тимур: «Всё было не так. Он мне написал, сказал, что есть офигенная идея — заниматься голой уборкой».

    Сергей продолжает: А, ну да. Да, была готова бизнес-модель. Я посчитал, что в рамках закона в РФ можно заниматься. Будут приезжать специальные женщины и убираться в квартире голышом. Это прекрасно: во-первых, законно, а во-вторых, маржинально.

    Тимур: «Я решил спасти его от мук ада и сказал: давай ещё книгу сделаем».

    Сергей: Тем не менее, у меня до сих пор есть домены под этот проект. И раз в год всплывают напоминания про это. Но Тимур сказал: давай лучше вложим деньги в бесполезную книгу. Так появился «Разговорник». А потом мы начали воплощать многие другие безумные идеи.

    Можно ждать новых продуктов?

    Да. Весёлое — в лайфстайле и подарках, в играх — классика. Например, недавно сделали Флирт цветов из девятнадцатого века.

    Домашние правила

    Прислал Игорь:

    Правила игры Имаджинариум для двух игроков.

    Карты не раздаются, ведущий открывает из колоды 5 карт. Ведущий загадывает ассоциацию по одной из открытых карт. Далее ведущий в качестве подтверждения кладет (номером вниз) жетон с номером загаданной карты.

    Игрок свои 3 жетона ставит на ту карту, которую как он думает загадал ведущий. Если игрок сомневается, то он может один или 2 жетона поставить на другие карты. Т.е. игрок вправе поставить на 3 карты по одному жетону, либо 2 жетона на одну карту и осташийся третий жетон на другую, либо все три жетона на одну карту.

    Ведущий открывает свой жетон, показывая по какой карте он называл ассоциацию.

    Каждый игрок выбирает себе слона и набор карточек для голосования того же цвета, что и слон. Карточек для голосования семь. Вам пригодится столько карточек, сколько человек играет. Если играет 6 человек, карточка с номером 7 вам не нужна.

    Определение первого хода

    Вы должны определить, кто будет ходить первым. Вы можете использовать для этого карточки для голосования. Все участники берут свои карточки для голосования, перемешивают и вытягивают любую карточку наугад. Первым начинает ходить тот, кто вытянул карточку с наибольшим числом. Можно использовать любую другую механику для выбора игрока, стартующего первым. Мы, например, разыгрываем это право в шахматы. Дальше игра идет по часовой стрелке.

    Ход игры

    Слоны всех игроков выставляются на игровое поле на облачко 1.

    Колода с карточками-иллюстрациями перемешивается и каждому игроку выдается на руки по 6 карточек.

    Игрок загадывает ассоциацию.

    Каждый ход один из игроков становится ведущим. Ведущий загадывает ассоциацию на одну из своих карточек, говорит эту ассоциацию вслух остальным игрокам и выкладывает на стол загаданную карточку рубашкой вверх.

    Угадывание карточки ведущего

    Основная задача игроков - угадать, какую именно из выложенных на столе карточек загадал ведущий, и проголосовать за нее. Каждый игрок выбирает одну карточку для голосования с нужным номером и кладет рубашкой вверх. Ведущий не голосует и не комментирует выложенные на столе картинки. Голосовать за свою собственную картинку нельзя. Когда все приняли решение и проголосовали, карточки для голосования переворачиваются и происходит подсчет очков.

    Подсчет очков

    Игроки передвигают свои фишки на игровом поле на количество шагов, соответствующее количеству выигранных очков.

    Правила игры на ассоциации очень просты. Есть коробка с необычными картинками, к которым нужно придумывать ассоциации. А ещё есть игровое поле с разноцветными фигурками летающих слонов. Всё это вместе называется "Имаджинариум".
    У игроков на руках несколько карточек. Очерёдность хода подразумевается само собой. Тот, кто ходит первым, выбирает одну из своих карт, придумывает к ней ассоциацию, кладёт её на стол рубашкой вверх и ждёт. Все остальные в это время должны под озвученную ассоциацию подобрать карту из своей колоды.

    Для того, чтобы представить как проходит игровой процесс, вот несколько ходов из одной партии. Попробуем угадать, какая из представленных карт изначально была проассоциирована, как...

    Отчаяние?

    Лужа?

    Долетались?

    Звук души?

    Тёмное занятие?

    Потом карты мешаются, переворачиваются и все пытаются угадать какую же карту загадал тот, кто предложил ассоциацию.
    Если все укажут на загаданную вами карту, то это будет ваш проигрыш. Ассоциация должна быть не самой простой.
    Если никто не укажет на загаданную вами карту, то и это будет ваш проигрыш. Ассоциация не должна быть такой сложной.
    Чтобы победить необходимо, чтобы карту угадал хотя бы один человек. А в лучшем варианте - все, кроме одного.
    Ну и немного баллов набирают те, чьи карты под общий шумок попали под чью-то догадку на ассоциацию.

    Loading...Loading...